автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Финно-угорские народы Поволжья и Приуралья в составе Российского государства
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Кутасова, Валентина Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Проблемы происхождения, расселения и вхождения финно-угорских народов Поволжья и Приуралья в состав Российского государства.
§ 1. Происхождение и расселение финно-угров в исследованиях дореволюционных историков.
§2. Вхождение финно-угров Поволжья и Приуралья в состав России.
ГЛАВА II. Освещение политики Российского государства по отношению к финно-угорским народам Поволжья и Приуралья в исторических и историко-краеведческих исследованиях.
§ 1. Административное устройство и управление финно-уграми региона в трудах историков.
§ 2. Вопросы развития финно-угорских народов Поволжья и Приуралья в составе Российского государства.
§ 3. Процесс взаимовлияния финно-угров Поволжья и Приуралья и великороссов и его отражение в исследованиях историков.
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Кутасова, Валентина Евгеньевна
Актуальность темы исследования. В современных условиях сложного и трудного реформирования страны отмечается повышенный интерес не только к истории России вообще, но и к эволюции народов, населяющих её территорию. В частности, в последнее время приобретают новое звучание вопросы становления и исторического развития народов России. Взгляды историков в отечественной историографии меняются. История исторической науки о прошлых веках России стала одной из дискуссионных проблем современников. Совокупность исторических исследований к настоящему времени хотя и позволяет представлять основу общей картины в истории народов в составе Российской империи, но возникает ещё немало как общих, так и частных проблем. В полной мере это касается и исследуемой нами проблемы.
В дореволюционной исторической литературе исследователями накоплен немалый опыт изучения истории финно-угорских народов Поволжья и Приуралья с момента их вхождения в середине XVI века в состав России и до конца XIX столетия. Дореволюционная историография о финно-угорских народах: мордве, марийцах и удмуртах отражает восприятие современниками не только событий, фактов их жизни, но и понимание ими исторического процесса происхождения, расселения и их вхождения в состав Российского государства.
Всестороннее изучение и научное осмысление этого наследия необходимо для того, чтобы установить, насколько изучены проблемы истории древнейших финно-угорских народов, населяющих Поволжье и Приуралье России. Выявление как позитивных, так и негативных сторон этого сложного исторического процесса, освещение мало или вовсе не исследованных вопросов, как нам представляется, является актуальнейшей задачей, решение которой позволит прояснить многие «белые пятна» истории рассматриваемых нами народов России.
Обращение к дореволюционной историографии о марийцах, мордве, удмуртах помогает лучше понять самобытность и внутреннюю целостность автохтонных социумов, осознать необходимость исторически приемлемых, взвешенных подходов в практике межнационального общения. Особый интерес представляют вопросы многовекового сотрудничества и взаимовлияния народов, длившиеся на протяжении нескольких столетий, в многонациональном Поволжье и Приуралье.
Данное диссертационное исследование посвящено прошлому финно-угорских народов Поволжья и Приуралья, их вхождению в состав Российского государства и приобретает в настоящее время особую остроту в связи с обострением этнополитической ситуации в стране. Это обстоятельство заставляет с особым вниманием отнестись к первому опыту историографического анализа дореволюционной литературы по злободневному ныне вопросу. Необходимость исследования темы вызвана, прежде всего тем, что если история происхождения самих изучаемых нами народов в отечественной историографии в той или иной мере отражена, то важный с историографической точки зрения сюжет о формировании и развитии взаимоотношений, взаимовлияний народов в полиэтническом регионе и политика по отношению к ним царского правительства, до сих пор не подвергался специальному диссертационному изучению, а также совокупность политических, мировоззренческих факторов, влиявших на их постановку и решение, на том или ином этапе развития общественной и исторической мысли. Это ведёт к обеднению целого пласта современных историко-научных знаний. Современные социально-экономические и политические процессы, регионализация государственного управления, изменение баланса властных полномочий между центром и территориями тоже делают актуальным проблемы административного устройства и управления финно-уграми Поволжья и Приуралья. В этих условиях изучение исторического опыта имеет не только научный интерес, но и приобретает практическую значимость.
При всей относительности исторических аналогий, потребность ретроспективного взгляда объясняется известной схожестью многих проблем, с которыми сталкивается современные учёные. А история исторической науки это важнейший показатель проверки идей, которые постоянно утверждаются в обществе, их испытания временем и опытом последующих поколений.
Степень разработанности проблемы исследования. Дореволюционная историография по истории финно-угорских народов Поволжья и Приуралья, являясь частью историографии того периода России в целом, имеет свой предмет исследования. Интерес к изучению прошлого финно-угорских народностей, населяющих Российскую империю, появился ещё у русских историков XVIII века, века развития просвещения, издательского и библиотечного дела, основания Академии наук. В.Н.Татищев, М.М. Щербатов, Н.М.Карамзин, В.М.Соловьёв, В.О.Ключевский, используя имевшиеся в их распоряжении исторические материалы, писали в своих трудах об истории и жизни финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Расширение источниковой базы во второй половине XIX в. послужило основой для создания серьёзных научных работ по истории нерусских народов России.
В дореволюционной историографии марийцев, мордвы и удмуртов края можно выделить ряд работ, посвященных истории нерусских народов Поволжья и Приуралья.
Начало научного и систематического изучения положили учёные Императорского Казанского университета. Одними из первых исследователей, которые обратили серьёзное внимание на изучаемые нами народы, являются профессора Н.А.Фирсов1 и И.Н.Смирнов1. Заметным
1 Фирсов H.A. Положение инородцев северо-восточной России в Московском государстве. - Казань: 1866.; Фирсов H.A. Инородческое историографическим фактом стала серия фундаментальных исследований о финно-угорских народах: «Черемисы» (1889), «Вотяки» (1890), «Пермяки» (1891), «Мордва» (1895). Его книги вплоть до 1917 года являлись единственными научными монографиями, наиболее полно отразившими историю финно-угорских народов. В изучении такой большой темы был использован значительный объём исторической и историко-краеведческой литературы. И.Н.Смирнов первым выявил, систематизировал, дал описание, составил историографический обзор дореволюционной литературы о марийцах, мордве и удмуртах, посвятив им последние главы своих книг. Труды учёного получили признание за рубежом, в частности, финский учёный Э.Н. Сетеле написал рецензию на них, а Императорская Академия Наук увенчала И.Н.Смирнова в 1896 году малою Уваровскою премией,
•у
Императорское Русское географическое общество - золотой медалью .
На рубеже веков эта проблема оставалась по-прежнему актуальной. Для дальнейшего изучения истории исследуемых нами народов, назрела необходимость в сборе и систематизации литературы о них. Решением этой важной проблемы для исследователя занимался в начале XX века историк Н.В.Никольский. Он собрал и проанализировал дореволюционную население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 года и колонизация закамских земель в это время. - Казань, 1869. - 445 с.
1 Смирнов И.Н. Вотяки: Историко-этнографический очерк //Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. - Т.VIII, вып.2. - Казань, 1890.-308 е.; Смирнов И.Н. Мордва: Историко-этнографический очерк. - Казань, 1895. -291 е.; Смирнов И.Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. - Казань, 1889. - 255 с.
2 Сетеле Э.Н.Восточные финны: Историко-этнографические очерки И.Н.Смирнова: I.I Черемисы, Казань, 1889. - 1.2 Мордва, Казань, 1895.11,1 Вотяки, Казань, 1890.-11,2 Пермяки, Казань,1891.- СПб.,1898.- С.ЗЗ. литературу, посвященную истории марийцев, мордвы и удмуртов1.
Важно заметить, что работы дореволюционных авторов стали первыми в научном изучении финно-угорских народов Поволжья и Приуралья, их истории, вхождения в состав России, политики царского правительства по отношению к изучаемым нами народам. Они стали основой для дальнейших исследований. Подводя итоги изучению финно-угорских народов в дореволюционной России, председатель комиссии по изучению племенного состава населения СССР, академик С.Ф. Ольденбург ещё в 1927 году писал: «итоги показали, что систематически ни одна область финно-угроведения не исследована. В области истории исследование шло другими путями. и потому, изучение носило гораздо более систематический характер»2. Вопрос изучения финских народностей стал одним из насущных в советской науке, так как «целый ряд специфических особенностей их языка и быта начинает исчезать, уступая нивелированному влиянию культуры и просвещения»3. Поэтому в марте 1927 г. в Комиссии по изучению племенного состава населения СССР была образована русско-финская секция, определившая степень изученности финно-угорских народов в антропологическом, этнографическом, лингвистическом и историческом отношениях. Результатом работы секции
1 Никольский Н.В. Статистические сведения о вотяках за 1911 год, с указателем литературы о них и изданий на вотском языке. - Казань, 1912-80 е.; Никольский Н.В. Статистические сведения о черемисах за 1911 год, с указателем литературы о них и изданий на черемисском языке. - Казань, 1912 - 88 е.; Никольский Н.В. Наиболее важные статистические сведения об инородцах. - Казань, 1912.-77 с.
2 Ольденбург С.Ф. Предисловие //Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. Вып. 15. Финно-угорский сборник. - Л., 1928. - С.3. стал сборник, в котором помещён «Обзор русских исторических работ по изучению финно-угорских народностей» с большим списком литературы редактора данного издания, профессора истории А.И. Андреева. В советское время он первым сделал попытку систематизировать материал и отметил, что в изучении истории финно-угров большую роль сыграло Общество археологии, истории и этнографии Казанского университета1.
20-30-е годы XX века, по сравнению с предыдущим стали периодом, когда развитие марийцев, мордвы и удмуртов было наиболее заметным. У изучаемых нами народов расширилось функционирование национальных языков. Начало развёртываться общественное движение по исследованию, сохранению традиционной культуры этих этносов, издание учебной, художественной литературы. В эти годы были изданы работы по истории финно-угорских народов Поволжья и Приуралья.
Серьёзное изучение финно-угров развернулось после организации при Советах Народных Комиссаров автономных республик научно-исследовательских институтов языка, литературы и истории. Например, Мордовский НИИ (основан в 1932 г.) только в 30-40-е годы издал несколько сборников документов и материалов по истории Мордовии2, включающие извлечения из летописных источников, актовых документов ХУП-ХУШ в.,
1 Андреев А.И. Обзор русских исторических работ по изучению финно-угорских народностей //Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. Вып. 15. Финно-угорский сборник. -Л., 1928. - С.243-329.
2 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. - Т.Ш. - 4.1. /Морд. НИИ языка, литературы и истории при СНК МАССР - Саранск, 1939.
- 345 е.; Документы и материалы по истории Мордовской АССР. - Т.1. /Морд. НИИ языка, литературы и истории при СНК МАССР - Саранск, 1940.
- 435 е.; Документы и материалы по истории Мордовской АССР. - Т.П. /Морд.НИИ языка, литературы и истории при СНК МАССР - Саранск, 1940. -351 с. и др. известий иностранных писателей ХШ-ХУШ в., литературные описания XIX в., фольклор о мордве. В основу построения данного издания положен хронологический принцип публикации источников, освещающий историческое прошлое мордовского народа.
30-40-е годы в истории многонациональной России и её народов стали трагичными. Результатом осуществления национальной политики по-сталински стало появление «финских шпионов» и «федералистов». Например, в Марийской автономной области 1 они будто бы хотели создать федерацию финно-угорских племён под протекторатом Финляндии. В Удмуртии - в «Деле «СОФИН» («Союз освобождения финских Л народностей») осудили национальную интеллигенцию. Запрещалось даже само упоминание, что марийский, мордовский, удмуртский родственны венгерскому, финскому, эстонскому языкам. Исследования по истории малочисленных народов оказались под запретом, стали писать только истории соответствующих территорий. Массовые репрессии в эти годы практически полностью уничтожили первое молодое поколение национальной интеллигенции, которая получила образование благодаря так называемой «системе Ильминского». Среди них: основоположник марийской литературы С.Г.Чавайн (1888 -1937), марийские учёные-краеведы - Т.Е.Евсеев (1887-1938), М.Н.Янтемир (1887-1938), первый директор исследовательского института языка, истории и литературы В.А.Мухин (1888-1938), исполнитель роли Мустафы в первом звуковом фильме «Путёвка в жизнь» Йыван Кырля (Кирилл Иванович Иванов) (19091943) и многие другие.
В годы хрущёвской оттепели ситуация в изучении истории финно-угров изменилась мало. В 50-60-е годы научно-исследовательские
1 Сануков К.Н. «Финно-угорские федералисты» и «финские шпионы» (из истории Марий Эл 30-х годов) //Финно-угроведение. - 1996. - N3. - С.3-37.
2 Куликов К.И. Дело «СОФИН». - Ижевск, 1997. - 115 с. институты издали «Очерки» истории автономных республик1, которые в 70-80-е годы были переработаны в «Истории автономных республик» .
Конец 80-х - начало 90-х XX столетия стали периодом национального пробуждения, положительно повлиявшими на повышение внимания к истории своих этносов. Начался этап нового изучения и осмысления национальных историй марийского, мордовского и удмуртского народов3. Появились исследования, где на основе археологических данных современными исследователями показаны места первоначального обитания древних финно-угров4.
Привлекают к себе внимание работы учёных по отдельным аспектам историографии Мордовии, Удмуртии, Республики Марий Эл и их народов. Вопросам развития местной историографии посвящено несколько статей,
1 Очерки истории Мордовской АССР. - Т.1. /НИИ языка, литературы истории и этнографии при Сов. Мине. МАССР - Саранск, 1955. - 575 е.; Очерки истории Удмуртской АССР. Т.1. ГУ дм. НИИ истории, экономики, литературы и языка при Сов. Мине Удм.АССР - Ижевск, 1958. - 288 е.; Очерки истории Марийской АССР /МарНИИ языка, литературы и истории -Йошкар- Ола, 1965. - 363 с.
История Мордовской АССР. - Т.1. /Морд. НИИ языка, литературы и истории - Саранск, 1979. - 318 е.; История Марийской АССР. Т.1. - /Map. НИИ языка, литературы и истории - Йошкар-Ола, 1986.- 301 с. и др. л
История Марийского края в документах и материалах. Вып. 1. Эпоха феодализма. /Сост. Г.Н.Айплатов, А.Г. Иванов. - Йошкар-Ола, 1992. - 563 е.; Заварюхин Н.В. Очерки по истории Мордовского края периода феодализма. - Саранск, 1993. - 296 е.; Иванов А.Г. Очерки по истории Марийского края ХУШ века. - Йошкар-Ола, 1995. 367 с.
4 Архипов Г.А. Марийцы ХП-ХШ веков (к этнокультурной истории Поветлужья) - Йошкар-Ола, 1986.-114с.; Проблемы изучения древней истории Удмуртов. - Ижевск, 1987. - 142 е.; Патрушев B.C. Финно-угры России (II тыс. до н.э. - начало II тыс. н. э.) - Йошкар-Ола, 1992. - 214 с. и др. где дан историографический анализ дореволюционных исследований по истории народов, давших названия этим республикам. Издано немало трудов, освещающих те или иные аспекты истории их нахождения в составе России в дореволюционной историографии1.
Более полно проблема в историографическом плане исследована в работе удмуртского историка А.Н.Вахрушева. В которой содержится анализ всей дореволюционной литературы по истории Удмуртии. Он отметил, что: «дворянско-буржуазных историков интересовали проблемы прародины удмуртов, первоначального появления в крае русских, дальнейшая миграция их на северо-восток, взаимоотношения с аборигенами и другие вопросы, связанные с колонизацией и христианизацией. Подавляющая часть литературы об удмуртах, особенно миссионерского направления, освещала историю и образ их жизни с великодержавных позиций принудительного ассимиляторства, представляя удмуртский народ диким, отсталым во всех отношениях, подчёркивая спасительную миссию православной религии»2.
Историографический анализ марийского учёного Г.Н.Айплатова посвящён истории Марийского края: присоединение к России, первые
1 Лузгин A.C. Заселение русскими крестьянами территории современной Мордовской АССР (К историографии вопроса) //Историография и источники по аграрной истории Среднего Поволжья. - Саранск, 1981. - С. 52-56; Садаков М.А. Исследования по истории Удмуртии в переходный период от капитализма к социализму //Историография истории Удмуртии /Под ред. В.Г. Гусева. Удм. НИИ истории, экономики, истории и языка -Ижевск, 1977. - С.46-79.; Пашуков В.Ф., Сануков К.Н. Изучение истории Марийской АССР (К 45-летию автономии марийского народа) //Уч. зап. МГПИ. - Т. XXVII. - Йошкар - Ола, 1965. - С.3-40.
2 Вахрушев А.Н. Изучение истории Удмуртии до Октябрьской социалистической революции //Историография истории Удмуртии /Под ред. В.Г. Гусева. Удм. НИИ истории, экономики и языка - Ижевск, 1977. - С.44. крестьянские войны, социально-экономическое развитие и классовая борьба в крае в ХУП-ХУШ вв. Учёный критически подошёл к анализу работ историков, в частности, он отметил, что: «большинство дореволюционных авторов весьма сжато и не всегда достоверно излагало историю края в XVI-XVIII вв. Круг введённых в оборот источников был крайне ограничен. Недостаточно изучались вопросы экономического развития и классовой борьбы. Дореволюционные историки, как и иностранные путешественники (А.Олеарий, Я.Стрейс и др.), изображали марийцев отсталыми, полудикими «невежественными»1.
Несомненно, определённый интерес представляют краткие историографические обзоры, включённые в монографии отдельных авторов2.
Среди них можно выделить работу удмуртского историка М.В.Гришкиной, которая отметила, что: «в дооктябрьской историографии, естественно, история Удмуртии не выделялась как предмет самостоятельного изучения, в какой-то мере привлекала интерес лишь как часть истории Вятского края». Она обратила внимание на то, что в последней четверти XIX века и, особенно в начале XX века появилась целая плеяда вятских исследователей, которые занимались выявлением и сбором новых источников по местной истории. Но в работах дореволюционных историков, по её мнению, нерусское население выступало как неизбежный фон, на котором совершаются процессы колонизации края русским
1 Айплатов Г.Н. Вопросы истории марийского края середины XVI- XVIII в дореволюционной и советской историографии //Вопросы историографии истории Марийской АССР /КГПИ, МГПИ. - Киров - Йошкар-Ола, 1974. -С.4.
2 Бахтин А.Г. ХУ-ХУ1 века в истории Марийского края. /Моск. пед. ин-т, Марийск. пед. ин-т. - Йошкар-Ола, 1998. - 191с.; Гришкина М.В. Удмуртия в эпоху феодализма (конец ХУ-первая половина XIX в.) - Ижевск, 1994. - 208 с. крестьянством. Самое пристальное внимание дореволюционных историков привлекало государственное начало и деятельность церкви1.
Следует также отметить, что в кандидатских и докторских диссертациях по истории дореволюционных Удмуртии, Мордовии и Республики Марий Эл включены историографические обзоры литературы2. Но эти диссертационные исследования ограничены временными рамками и узким кругом вопросов. Они не дают сколько-нибудь полного представления о разработанности обозначенной нами проблемы. Можно заметить, что до сих пор нет как специальных исторических, так и историографических диссертационных исследований по проблемам финно-угорских народов в целом.
Ценный материал для исследователей прошлого изучаемых нами народов собран в первом сводном библиографическом указателе по истории исторической науки. В нём содержится характеристика дореволюционной и советской литературы по изучению отечественной и всемирной истории до октября 1917 года3. В Удмуртии, Мордовии и Республике Марий Эл изданы
1 Гришкина М.В. Удмуртия в эпоху феодализма (конец XV-первая половина XIX в.) - Ижевск, 1994. - С. 6; С. 12.; Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы XIX-XX века. - Саранск, 1977. - 279 е.; Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. - Саранск, 1989. - 159 с.
2 Козлов В.И. Расселение мордовского народа в середине XIX - начале XX в. Дис. кан. ист. наук. - М., 1956; Владыкин В.Е. Очерки этнической и социально-экономической истории удмуртов (до начала XX в.) - Дис. канд. ист. наук. - М.,1969; Аблинов В.Н.Культура марийского народа в конце XIX - начале XX в. (Очерки). - Дис. канд. ист. наук. - М., 1977. - 197 е.; Заварюхин Н.В. Мордовия в XVIII в. Крестьянство и аграрные отношения. Дис. докт. ист. наук. - М., 1994. и др.
3 История исторической науки в СССР: Дооктябрьский период. Библиография /Сост.Э.А.Вайсборд и др. Ред. М.В.Нечкина и др.- М., 1965. -703 с. библиографические указатели, где систематизирована дореволюционная литература по истории, этнографии народов, давших названия данным республикам1.
С 1965 г. в Таллинне издавался журнал лингвистического направления «Советское финно-угроведение» но с 1990 г. он стал изданием «ближнего зарубежья». В 1994 г. Научным центром финно-угроведения в Йошкар-Оле начал издаваться новый журнал «Финно-угроведение», который отражает различные стороны жизни финно-угорских народов России. С 90-х годов XX столетия периодически проходят международные научно-практические конференции и симпозиумы финно-угроведов, на которых практически всегда рассматриваются исторические вопросы2.
Вместе с тем очевидна важность историографического анализа литературы по истории финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Это позволяет не только подвести итоги изученности отдельных вопросов, но и наметить пути дальнейшего более углублённого исследования проблемы.
В связи с исследуемой нами темой необходимым является определение самих понятий «Финно-угры» и «Финно-угроведение».
1 Ильин Я. Рой книг. Собрание книг и статей об удмуртах (вотяках) областных и внеобластных (с 1762 до половины 1928 гг.) /Под ред. Ф. Стрельцова - Ижевск, 1929.- 84 е.; Ялкаев Я. Материалы для библиографического указателя по мариведению. 1762-1931. - Йошкар-Ола, 1934.- 108 е.; Библиография по истории Мордовской АССР. /Сост.: Л.В.Черепнин, И.В.Автайкин и др.- Саранск, 1975. - 378 с.
2 Финно-угорские народы и Россия: Сб. мат. международных конф. 19921993. - Таллинн, 1994. - 180 е.; Узловые проблемы современного финноугроведения: Материалы I Всероссийской научной конференции финно-угроведов 14-18 нояб. 1994. - Йошкар-Ола, 1994. - 512 с. и др.
В дореволюционной справочной литературе было понятие «финны, особо и широко раскинувшееся племя в северных частях Европейской и Азиатской России. Георги называет их также древними Руссами и причисляет к ним собственно финнов (чухонцев), .черемисов, .мордву, вотяков. Кеппен разделяет финское племя на две главные ветви: чудь и карела. В наших летописях все финские племена были известны под именем чуди, которое, имело значение слова нарицательного. По мнению некоторых учёных, слово чудь происходит от слова «чужой, неведомый».существует ещё мнение, что слово чудь, хотя и означает народов финских, происходит от древнеславянского слова «шоудь», т.е. исполин, так как по преданию эти инородцы были великорослым и сильным народом. Имя чуди на западе не удержалось и при весьма неопределённых географических границах заменено названием финны, означающим народ, обитающий на низменных болотистых местах»1.
По определению авторов Большой советской энциклопедии, «Финноугроведение - комплексная дисциплина, изучающая языки и культуры финно-угорских народов или, в более широком понимании, всех народов урало-языковой семьи. Исследование истории и культуры финно-угорских народов, долгое время игравшее подчинённую роль по отношению к лингвистическому финно-угроведению, приобретает всё большую самостоятельную значимость»2.
Финно-угорские языки (угро-финские языки), семья родственных языков, составляющих вместе с самодийскими языками крупное
1 Финны //Географическо-статистический словарь Российской империи /Сост. П. Семёнов. Т.У. - СПб., 1885. - С.431-432.
2 Финно-угроведение //Большая советская энциклопедия. Т.27. - М., 1977. -С.468. генетическое объединение - уральские языки»1.
Финно-угры - удмурты, мордва, марийцы являются одними из древнейших народов Поволжья и Приуралья. Историческое развитие каждого из них было и остаётся органически связанным с развитием русского народа и их взаимовлиянием. Исторический путь, пройденный ими, сложен и противоречив. Названия групп изучаемых нами народов связаны с их географическим расселением, а языково-культурные особенности обусловлены влиянием инонационального окружения. Исследователи установили, что названия многих финно-угров, в том числе марийцев, мордвы и удмуртов с древних времён употреблялись в значении «человек».
Самым крупным из народов финно-угорской языковой семьи многонациональной России и одним из многочисленных в южном Поволжье является мордва. Она этнически неоднородна и состоит из двух крупных общностей: эрзи и мокши. Была также и третья - каратаи, но они были ассимилированы. Мордва жила в губерниях: Казанской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Томской, Уфимской и Енисейской, в областях Акмолинской и Тургайской.
Марийцы в дореволюционной литературе XVIII начала XIX вв. известны как черемисы. Русские историки XIX века Н.С.Арцыбашев и А.И.Артемьев отмечали в своих исследованиях, что в древних актах, написанных в XVI - начале XVIII веков «горными черемисами» называли также чуваш, а иногда и удмуртов2.
1 Финно-угорские языки //Большой энциклопедический словарь /гл. ред. А.М.Прохоров.-М, 1997.-С. 1280.
2 Арцыбашев Н.С. Повествование о России. - Т.1. - М.,1838.- С.З.; Артемьев А.И. Общие сведения о Казанской губернии. //Список населённых
О происхождении и значении этнонима черемис, встречающегося в старинных письменных памятниках: (арабских, тюркских, древнерусских),- было немало толкований, споров среди учёных. «Будучи более древнего, доисторического происхождения, чем название мари, слово черемис включает два компонента: «человек, муж, мужчина»1.
Историк Г.И. Перетяткович писал, что существует точка зрения некоторых учёных, например финского исследователя А.Кастрена, что так называемая меря, может быть, финское племя черемисы или близкая родственная его отрасль, т.к. они до сих пор называют себя «мара». Это наименование марийский народ получил от мордвы, на языке которых слово означает «восточные», т.е. живущие на востоке от них2.
Подобную точку зрения, касающуюся тождества мари с мерей высказал священник Т.Семёнов: «объясняемые из черемисского языка названия во множестве встречаются в древней Мерянской области, центральным пунктом которой был город Ростов. Этот факт и самое близкое созвучие названия меря или мерь с черемисским самоназванием мари или мар, заставляют, если не отождествлять мерю и черемис, то, по крайней о мере, предполагать между ними близкое родство» . Он, так же как и Г.И.Перетяткович, ссылался на финского учёного А.Кастрена, который писал, что «название меря есть славянское название слова мари»4. мест по сведениям 1858 г. Т. XIV. Казанская губерния. - СПб., 1866. - С. ЬХП-ЬХШ.
1 Черных С.Я. Этнонимные антропонимные марийцев //Материалы VI Международного конгресса финно-угров. г. Будапешт. Т.2. /Отв. ред. Г.В. Федюнева. - М., 1990. - С.221.
2 Перетяткович Г.И. Поволжье в XV и XVI веках: (Очерки из истории края и его колонизации). - М., 1877. - С.50. о
Семёнов Т.Черемисы: Историко-этнографический очерк //Православный благовестник. - 1893. - N3. - Кн. 1-я. - М., 1893. - С.28-29.
4 Семёнов Т. - Там же. - С.29
Современное самоназвание народа - мари. Они делятся на горных, луговых и восточных. Горные и луговые расселены в Среднем Поволжье. Восточные сформировались как отдельная группа в результате переселения части марийцев на восток от основной территории - в Прикамье и Приуралье. Миграция явилась реакцией на усиление социального, национального и религиозного давления со стороны Русского государства. Марийцы обитали в Казанской, Нижегородской, Костромской, Вятской, Уфимской, Пермской, Оренбургской, Томской, Тобольской, Енисейской губерниях.
В русских письменных памятниках удмурты известны были под л именем ари, аряне, отяки, вотяки . Сами себя они называли Уд или Од мурт, «Удь или Одь есть собственное имя, а мурть есть имя нарицательное -значит человек. Называя себя Удь-Мурть, вотяки говорят аналогично с нашим выражением «русский человек». По Кастрену - Удь, Вудь, Вут вода -«народ при воде» . Удмуртский историк П.Н. Луппов (1867-1949) делил этот народ на южных - Казанских и северных - Вятских. Основанием для такого деления, по его мнению, было различие местных условий, оказывавших влияние на распространение христианства. С конца XVIII в. в исторических документах в разговорном языке они стали называть себя вотяками. Удмурты жили в губерниях: Вятской, Казанской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской, Тобольской, Томской, Енисейской.
Людьми иного рода, «инородцами», назывались все нерусские народы в дореволюционной научной и популярной литературе. Происхождение данного термина связано со М.М.Сперанским. В 1822 г. был утверждён
1 Устрялов Н. Сказания князя Курбского. - Изд. 3. СПб., 1868. - С.38.; Древние акты, относящиеся к истории Вятского края. Прил. к 2-му т. сб. «Столетие Вятской губернии». - Вятка, 1881. С. 17, 18, 30-31.
2 Бехтерев В. Вотяки: их история и современное состояние //Вестник Европы. - Кн.8. - 1890. - СПб., 1890. - С. 626.
Устав об управлении инородцев»1, и этот термин стал официальным названием нерусских народностей и вошёл в официальные издания и литературу. По мнению Л.Штернберга, «термин «инородец» понимается на языке правительства и национальной прессы в двояком смысле -политическом и технико-юридическом. В политическом и главнейшем значении этого слова основным признаком инородчества является язык»2. Русское население в Среднем Поволжье и Приуралье имеет сложную историю. Оно связано с историей заселения края. Славяне (руссы) стали появляться в этом крае давно. Как известно, в центре Среднего Поволжья сложилось средневековое феодальное государство - Волжская Булгария.
В период утверждения христианства как государственной религии Киевской Руси некоторые славяне уходили от крещения и селились в Булгарии, где они «кочевое житиё татарское, веры бессермянские изволиша»3.
По мнению профессора Казанского университета Н.Н.Фирсова «великорусская народность. была сложного состава и образовалась она путём ассимилирования коренного финского населения этого края с пришлым славянским»4. Население сформировалось из местных племён, занимавшихся земледелием, ремёслами, торговлей. Многие русские купцы
1 Об управлении инородцев: Высочайше утверждённый Устав //Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. - Т.ХХХУШ. - N29. 126 - 1822-1825. - Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - С.395.
Штернберг Л. Инородцы. Общий обзор. //Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия. Россия. Германия. /Под ред. А.И.Кастелянского. - СПб., 1910. - С. 531. о
Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. 4.1.-Казань, 1870.-С.82.
4 Перетяткович Г. Поволжье в XV и XVI веках (Очерки по истории колонизации края). - М., 1877. - С.69. приезжали сюда с жёнами, а некоторые брали жён из местного населения, и русские женщины выходили замуж за булгар1.
Общей чертой исследуемых нами народов от других народов России, является то, что они все говорят на двух-трёх наречиях или языках. Мордва -на эрзянском и мокшанском; удмурты - на северном и южном; марийцы же на горном и луговом языках и восточном наречии.
Объектом данного исследования является финно-угорские народы Поволжья и Приуралья в составе Российского государства, отражённые в отечественной историографии.
Предметом исследования является историография коренных финно-угорских народов, живущих на территории Поволжья и Приуралья в составе Российского государства, процесс накопления и осмысления информации о марийцах, мордве и удмуртах в дореволюционной России. Автор рассматривает отражение в отечественной историографии истории изучаемых народов на фоне общекультурного и социально-политического развития Российского государства. Представляется, что именно такой подход важен при обращению к изучении народов, населяющих Россию и развивающихся вместе с русским народом. Анализируя различные историографические методы, диссертант солидарен с теми, которые понимают всю совокупность исторических фактов, способствовавших накоплению исторических знаний и качественному их наращиванию, воздействующих на процесс развития финно-угорских народов Поволжья и Приуралья в составе Российского государства.
Цель и задачи исследования. Основная цель данного исследования состоит в выявлении и историографическом анализе степени отражения в исторической и историко-краеведческой литературе эволюции финно-угорских народов Поволжья и Приуралья в составе Российского государства в исследуемый период, процесс их вхождения в состав России; их
1 Фирсов H.H. Чтения по истории Среднего Поволжья. - Казань, 1920. -С.6. взаимосвязей русским народом, на основе анализа совокупности разнообразных источников, представляющих определённую информацию для познания истории автохтонов региона. Это позволяет раскрыть в динамике процесс нахождения марийцев, мордвы и удмуртов в составе Российского государства на многовековом пути их развития, наметить перспективные направления конкретно-исторических исследований в современных условиях.
Достижение поставленной цели осуществляется в диссертации через решение следующих конкретных задач исследования: классифицировать исторические источники и выявить их историографическую ценность для исследования проблемы нахождения марийского, удмуртского и мордовского народов в составе России в XVI- XIX вв.; изучить историографию проблемы политики правительства царской России по отношению к финно-угорским народам Поволжья и Приуралья; установить степень изученности таких вопросов как развитие потенциала финно-угорских народов, процесс их взаимовлияния в ходе совместной жизни; показать научное и практическое значение историографической разработки истории финно-угорских народов Поволжья и Приуралья в составе Российского государства; определить современное состояние изученности данной проблемы и наметить некоторые направления для её дальнейшего углублённого исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных историков, наследие которых отличается многоаспектностью и глубиной изучения отдельных вопросов истории финно-угров России. В основу исследования положен проблемно-хронологический принцип анализа дореволюционной историографии, предполагающий необходимость поэтапного раскрытия исследуемой проблемы на основе анализа широкой источниковой базы.
Принцип историзма в истории исторической науки диктует необходимость рассматривать историографические явления на основе соблюдения временной последовательности и закономерной преемственной смены периодов и этапов развития. Каждый исторический факт, так же как их совокупность (теории, концепции и т.д.) анализируется в своём возникновении, становлении, изменении и развитии. Именно принцип историзма позволяет понять причины разработанности одних вопросов истории и не исследованность других. В стремлении к научному анализу предмета диссертации автор следовал требованиям объективности, принципов историзма, системного подхода и критического анализа источников.
Имевшиеся в распоряжении автора историографические источники позволили, на наш взгляд, получить достаточно полную картину состояния исследовательской работы по проблеме. Автор попытался максимально эффективно применить к своему изучению научные разработки современных удмуртских, марийских и мордовских историков в этой области1.
Хронологические рамки исследования охватывают довольно большой период от вхождения финно-угорских народов в состав Российского государства и до конца XIX века. Это позволяет полнее осветить основные дореволюционные научные исторические и историко-краеведческие исследования об этих древних народах Поволжья и Приуралья. Когда речь заходит об изучении и отражении в исторической литературе развития народов, формирования отношений между
1 Айплатов Г.Н. Вопросы истории марийского края середины XVI- XVIII в. дореволюционной и советской историографии //Вопросы историографии истории Марийской АССР /КГПИ, МГПИ. - Киров - Йошкар-Ола, 1974. -С.3-48.; Вахрушев А.Н. Изучение истории Удмуртии до Октябрьской социалистической революции //Историография истории Удмуртии /Под ред. В.Г. Гусева. Удм. НИИ истории, экономики и языка - Ижевск, 1977 - С.3-45.; Гришкина М.В. Удмуртия в эпоху феодализма (конец XV-пepвaя половина XIX в.) - Ижевск, 1994. -208 с. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы. Х1Х-ХХ века. - Саранск, 1977. - 159 с. древнейшими народами, в частности марийцами, мордвой и удмуртами с великим русским, представляется целесообразным оперировать масштабами столетий.
Исследование указанного периода позволяет полнее проанализировать эволюцию взглядов русских историков на финно-угорские народы данного региона, проследить изменения в политике правительства России на протяжении длительного исторического времени по отношению к финно-угорским народам империи. Они прошли сложный и трудный путь своего развития и взаимоотношений с другими народами Российского государства.
Территориальные границы исследования включают в себя места этнического проживания народов, исследуемых в исторических работах, написанных до революции 1917 года - Поволжье и Приуралье. Данный регион имел исключительное значение в процессе создания и развития великорусского государства с XVI века и его дальнейшем развитии. Волго-Камье сыграло и продолжает играть значительную роль в социально-политической и экономической жизни России.
Территория Поволжья и Приуралья формировалась исторически как многонациональная, и, войдя в состав России, она осталась самобытным регионом, не похожим во многих отношениях на центральные области государства. Критический анализ и глубокое изучение трудов исследователей сложного процесса присоединения и освоения восточного края содействуют выявлению исторической картину становления и развития народов России, дают возможность учёта опыта прошлого.
Источниковая база. Согласно расширенному толкованию предмета историографии, под историографическим источником в современных исследованиях понимается любой исторический источник, содержащий информацию по истории науки. Понимание историографического источника в историко-научной литературе неоднозначно. В настоящее время под историографическим источником исследователи понимают такие источники, которые определяются предметом историографии1.
Исследование ни одной конкретно-исторической проблемы не может считаться законченным без тщательного анализа всей совокупности научной литературы, посвященной данному вопросу. В изучении дореволюционной историографии истории марийцев, мордвы и удмуртов было бы неверным ограничиться только специальной литературой, созданной профессиональными историками в XVII- начале XX вв. Поэтому историографическими источниками применительно к теме данного исследования, являются историко-этнографические очерки и историко-краеведческие исследования, написанные как историками профессионалами, так и краеведами.
В отборе трудов историков, историко-этнографических очерков и историко-краеведческой литературы нельзя не учитывать особенность литературы дореволюционного периода. Это материалы путешественников XVIII века - записки, дневники. Обращение к их публикациям ценно тем, что путешественники непосредственно общались с аборигенами изучаемого нами края и описали свои впечатления, которых нет в официальных документах.
Основными формами историографических работ о финно-угорских народах Поволжья и Приуралья, написанных до революции 1917 года, являются описания, характерные для историков-путешественников XVIII века; исследования историков по истории государства Российского; историко-этнографические очерки и историко-краеведческие работы, появившиеся во второй половине XIX века.
1 Нечкина М.В. История истории (Некоторые методологические вопросы истории исторической науки) //История и историки. Историография истории СССР.-М.Д965.-С.11.; Сахаров A.M. О некоторых вопросах историографических исследований //Сахаров A.M. Методология истории и историографии. - М., 1981.-С. 133.; Герасименко Г.А. История российской исторической науки (дооктябрьский период). - Уч. пос. - М.,1998. - 192 с.
Историографический характер изученности отдельных проблем истории финно-угорских народов Поволжья и Приуралья в составе Российского государства дал возможность более глубоко и аргументировано вскрыть проблемы происхождения, расселения и вхождения автохтонов Поволжья и Приуралья в состав Российского государства и политики Российского государства по отношению к ним.
Исследования дореволюционных историков стали первыми трудами в изучении истории финно-угорских народов Поволжья и Приуралья в составе Российского государства. Они создали фундамент для дальнейших исследований. В диссертации анализируются книги, брошюры, монографические работы, статьи из периодических изданий XIX века: «Вестника Европы», «Исторического вестника», «Известий Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», «Памятных книг Вятской губернии», «Казанских губернских ведомостей» .
Научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования состоит: во-первых, в привлечении, обобщении и систематизации большого корпуса источников; во-вторых, в выявлении степени освещённости историографии и развитии финно-угров в составе России в большом хронологическом диапазоне, в определении основных проблем и направлений изучения истории марийцев, мордвы и удмуртов в исследуемую эпоху.
Автор, впервые в финно- угроведении на основе анализа широкого круга работ российских историков и историко-краеведческой литературы определил степень изученности проблемы, систематизировал развитие исторической мысли относительно финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Впервые с историографической целью диссертантом проанализирован комплекс трудов дореволюционных исследователей о коренных финно-угорских народах Поволжья и Приуралья - мордве, марийцах и удмуртах. Приложенный библиографический список также имеет самостоятельную научную ценность: впервые в историографии предпринята попытка создать практически полный перечень публикаций и исследований по диссертационной проблеме.
Практическая значимость работы заключается в попытке углубления понимания изученности истории финно-угорских народов Поволжья и Приуралья в дореволюционной историографии. Выводы и материалы могут быть использованы в научных трудах и учебных пособиях по историографии народов дореволюционной России, по истории этнографических исследований Волго-Камья, при создании справочно-библиографических и энциклопедических изданий.
На основе историографического анализа дореволюционной литературы в диссертации сформулированы предложения и рекомендации, которые могут быть использованы при дальнейшем исследовании и освещении дореволюционной истории и историографии финно-угорских народов.
Выводы и обобщения, к которым пришёл автор, могут быть полезны в научном осмыслении практического опыта взаимоотношений, взаимовлияния народов с учётом многовекового сотрудничества и совместной жизнедеятельности народов многонационального Поволжья и Приуралья.
Исследование может быть использовано при подготовке лекций, проведении практических и семинарских занятий по дореволюционной историографии финно-угорских народов Поволжья и Приуралья, историческому краеведению со студентами вузов и в общеобразовательных школах.
Обращение к истокам контактов русского и аборигенного населения края и раннему опыту, возможно, будет полезным в практике современных межнациональных отношений, а также деятельности по сохранению этнокультурного наследия прошлого.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения, которое раскрывает биографические сведения об историках и краеведах, занимавшихся исследованием финно-угорских народов Поволжья и Приуралья.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Финно-угорские народы Поволжья и Приуралья в составе Российского государства"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Согласно поставленным во введении задачам диссертационного исследования, прежде всего отметим, что изучение дореволюционной историографии коренных народов Поволжья и Приуралья в широком хронологическом диапазоне потребовало использования довольно большого массива трудов профессионалов-историков и историко-краеведческих исследований, которые стали появляться, в основном, во второй половине XIX века.
Преобразования Петра I, превращение России в Империю вызвали потребность в знаниях о нерусских народах, населяющих её. Ответом стали работы Г.Ф.Миллера, В.Н.Татищева и др.
Дальнейшее усиление интереса отечественной историографии к нерусским народам произошло во второе десятилетие правления Екатерины II.
Традицию научного обеспечения потребностей государства продолжили участники академических экспедиций - И.И.Лепёхин, И.Г.Гмелин, П.С.Паллас, П.И.Рычков.
В XVIII в. в исторической науке безраздельно господствовало дворянское, официально-охранительное направление. В его основе лежали рационалистические взгляды, использованные для обоснования ведущей роли самодержавия и незыблемости феодально-крепостнических порядков. Для царского правительства и его историков марийцы, мордва и удмурты были «дикими инородцами», объектом христианизации и русификации.
XVIII век был характерен тем, что в этом столетии появились записки, дневники и исследования участников академических путешествий. Наряду с природно-климатическими условиями им приходилось преодолевать языковый барьер, существенно снижавший возможности взаимного общения. Кроме того, необходимо иметь в виду различия в бытовых укладах, религиозных верованиях и миропонимании ими аборигенного населения. Однако, эти важные обстоятельства при контактах с обитателями Поволжья и Приуралья учитывались не всегда и не всеми исследователями.
В XVIII в. историко-этнографические знания о нерусских народах играли актуальную роль в общественной жизни страны. Они были необходимы для экономического освоения, для поисков наилучших путей административного подчинения национальных окраин, что и вынуждало исследователей к преимущественному изучению нравов и обычаев народов. Интерес к изучению местной истории пробудили труды В.Н.Татищева.
Что касается тематики исследований, то необходимо отметить, что XVIII в. и начало XIX в. были затронуты, в основном, этнографические сюжеты жизни изучаемых нами народов.
Во второй половине XIX в. изучение истории финно-угров Поволжья и Приуралья стали появляться исследования профессиональных историков Г.И.Перетятковича, Н.А.Фирсова, И.Н Смирнова и других.
Отличительной чертой всей дореволюционной историографии является то, что русские историки занимались, прежде всего, историей всей России, государства, а не её народов. Историк В.Семевский отметил, что "нашему простому народу уделяется гораздо менее места, чем бы следовало. Кроме недостатка предшествовавших научных исследований по истории крестьян и даже изданных для этого материалов, историк крестьянского сословия в России почти лишён ещё одного необходимого подспорья - хороших работ по истории отдельных местностей нашего отечества"1.
Следует отметить, что в дореволюционной историографии история финно-угорских народов Поволжья и Приуралья не была предметом самостоятельного изучения и в какой-то мере привлекала интерес как
1 Семевский В.И. Не пора ли написать историю крестьян в России? //Русская мысль. - 1881. - N2. - С.241-242. история завоевания Казанского ханства, часть истории Вятского края и колонизации Поволжья и Приуралья.
Имеющаяся литература о марийцах, мордве и удмуртах дореволюционного периода касается, в основном, не изучения истории народов, а их этнографии, устного народного творчества, обрядов.
Тяжёлое положение русского и финно-угорских народов, народные движения и классовая борьба - всё это в той или иной мере нашло отражение в работах историков. Вместе с тем, в ней ярко отразилась и другая сторона жизни финно-угорских народов, неизбежно превратившаяся в закономерность: постепенное выявление общности судеб русского и нерусского населения и их сближение. В силу ряда причин экономического, политического развития изучаемые нами народы не успели создать собственную государственность.
Приёмы и методы познания коренного населения Поволжья и Приуралья с течением времени оставались неизменными. На протяжении рассматриваемого периода преобладали личностные наблюдения и контакты с аборигенами края. Наряду с природно-климатическим условиями приходилось преодолевать и языковый барьер, существенно снижавший возможности взаимного общения. Кроме того, необходимо иметь в виду различия в бытовых укладах, религиозных верованиях и миропонимании русского и аборигенного населения. Однако эти важные факторы при контактах с обитателями Поволжья и Приуралья учитывались далеко не всегда. Стремление подойти к изучаемым нами народам с мерками иной социокультурной общности, непонимание их менталитета, было слабой стороной в работах историков и в целом всей системы взаимоотношений представителей русской государственности с нерусскими народами.
Внимание к изучаемым нами народам и Поволжью было вызвано главным образом завоеванием Казани, поэтому данному периоду посвящено больше исследований в которых писали историки, в том числе и о марийцах, мордве и удмуртах.
На протяжении всего рассматриваемого периода изучение коренных народов Поволжья и Приуралья было тесно связано с решением практических задач. Это прежде всего, мероприятия по умиротворению и объясачиванию аборигенного населения и налаживание эффективного механизма сбора податей, боязнь отатаривания нерусского населения служило обоснованию действий православных проповедников.
Важно подчеркнуть, что до революции 1917 г. также происходило накопление источников и также шла работа по их интерпретации. Некоторые суждения переходили из работы в работу. На осмысление материала существенное влияние оказывали господствующие религиозные стереотипы. Поэтому в исторических исследованиях было негативное отношение к язычникам.
Изучение отражения в дореволюционной историографии вопросов истории политики царской администрации в таком полиэтническом регионе, каким было Поволжье и Приуралье, имеет научное значение, т.к. здесь не просто проводилась определённая политическая линия в управлении, а, по существу, определялись многие стороны политики в отношении нерусского населения складывающегося многонационального государства.
В Казанском крае сложилась воеводская форма правления во второй половине XVI века. В сложном процессе полиэтнического и хозяйственного включения Поволжья и Приуралья в единое Русское государство.
Конец XIX - начало XX века были периодом не только бурной публикаторской деятельности, но и временем появления большого количества исследований по истории финно-угров Поволжья и Приуралья.
К достижению историографии проблемы следует отнести появление работ, в которых предприняты попытки многопланового подхода к рассмотрению изучаемых вопросов. Выделились две исторические школы -Казанская и Вятская.
Казанская школа положила начало научному изучению финно-угров Поволжья и Приуралья. Вятская школа - занималась сбором фактического материала по истории края
Как позитивный историографический факт можно отметить активное изучение ими истории марийцев, мордвы и удмуртов Поволжья и Приуралья.
Исследования историков принесли в историческую науку новые сведения по истории финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Особое значение приобретает разработка вопросов истории марийцев, мордвы и удмуртов в составе Российского государства.
Дореволюционное финно-угроведение еще раз подчеркивает роль исторической науки в обществе, которая отмечается тесной связью с экономическим, политическим и культурным развитием региона и России.
Изучение исторического прошлого финно-угорских народов Поволжья и Приуралья имеет непосредственное влияние на современную жизнь.
Изучение исторического опыта убеждает, что необходимо уважать самобытную культуру всех народов.
Исходя из некоторых итогов развития дореволюционной историографии, целесообразно выделить направления, которые требуют научной разработки:
1. дальнейшее осмысление научной работы двух школ - Казанской и Вятской в изучении истории финно-угорских народов Поволжья и Приуралья;
2. исторический и историографический анализ мирной совместной жизни всех народов Поволжья и Приуралья;
3. продолжение исследования взаимовлияния и взаимоотношений марийцев, мордвы, удмуртов с великороссами.
Список научной литературыКутасова, Валентина Евгеньевна, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"
1. Аборигены //Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. С.7.
2. Айплатов Г.Н. Вопросы истории марийского края середины ХУ1-ХУШ в дореволюционной и советской историографии //Вопросы историографии истории Марийской АССР /Кировский гос. пед. ин-т, Марийский гос. пед. ин-т. Киров - Йошкар-Ола, 1974. С.3-48.;
3. Артемьев А.И. Очерк истории черемисов //Казанские губернские ведомости. 1848. - N21. - С.174-178; N22. - С.182-185; N23. - С.190-193
4. Архипов Г.А. Марийцы ХП-ХШ веков (к этнокультурной истории Поветлужья) Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1986.-114с.
5. Ассимиляция //Советский энциклопедический словарь. М.: «Сов. Энциклопедия», 1981. С.85.
6. Баженов Н. Казанская история. 4.1. Казанское царство. Казань: Печатано в тип. ун-та, 1847. - 138 с.
7. Барсуков А. Предисловие к четвёртому изданию //Котошихин Т.К. О России в царствование Алексея Михайловича. Изд.4-е. - СПб., 1906. С.1-1У.
8. Бехтерев В. Вотяки: их история и современное состояние //Вестник Европы. Кн.8. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1890. - С. 621-654.; Кн. 9. -С. 141-172.
9. Богословский М.М. Земское самоуправление на русском севере в XVIIb. В 2-х T.T.II. Деятельность земского мира. Земство и государство. М.: Синодальная тип, 1912. 311с.
10. Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1713-1727. -М, 1902. 132 с.
11. Болтин И.Н. Примечания на историю древния и нынешния России г. Леклерка, сочинённые генерал-майором Иваном Болтиным. Т.2. - СПб, Тип. горного училища, 1788. - 558 с.
12. Бюфон Ж.-Л.- К.де О жизни и трудах покойного академика, статского советника и кавалера Ивана Ивановича Лепёхина //Всеобщая и частная история. 4.10. СПб, 1808. - С.1-140.
13. Вахрушев А.Н. Изучение истории Удмуртии до Октябрьской социалистической революции //Историография истории Удмуртии /Под ред. В.Г. Гусева. Удм. НИИ истории, экономики, истории и языка Ижевск, 1977. С.3-45.
14. Веске М.П. Славяно-финские культурные отношения по данным языка //Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете Т.VIII, вып.1. - Казань: Тип. Император.ун-та, 1890. 303 с.
15. Вештомов А.И.История вятчан с 1181 по 1781 г. //Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Т. XXIV, Вып. 1 2. - Казань: Типо-литогр. Император. Казан, ун-та, 1908.-211 с.
16. Георги И.Г. Описание обитающих в Российском государстве народов. 4.1. СПб., 1795. - С.35.
17. Готье Ю.История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. T.I Реформа 1727 года. Областное деление и областные учреждения 1727-1775 гг.- М.: Тип. Г. Лисснера и д. Севко, 1913. 472 с.
18. Городецкий Е.И. Историография как специальная отрасль исторической науки //История СССР. 1974. - N4. - С.96-116.
19. Градовский А.Д. История местного управления в России //Градовский А.Д. Собр .соч. Т.2. СПб., 1899. - 452 с.
20. Гребнев М. Мордва Самарской губернии: Историко-этнографический очерк //Самарские епархиальные ведомости. 1886. - N20. - С.407-480.
21. Гришкина М.В. Удмуртия в эпоху феодализма (конец XV-первая половина XIX в.) Ижевск: УИИЯЛ, Ур.ОРАН, 1994. - 208 с.
22. Дерюжев И.А. Очерк 290-летнего состояния г.Царевококшайска и его уезда. (1584-1874 г.г.) Казань: Губ. тип., 1876. - 47 с.
23. Димитриев В.Д. Предисловие //Михайлов С. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов /Науч. исслед. ин-т при Сов. Мин-не Чувашской АССР. - Чебоксары, 1972. - С. 3-16.
24. Документы по истории Удмуртии XV-XVII веков. /Сост.П.Н. Луппов -Ижевск, 1958.-419 с.
25. Древние акты, относящиеся к истории Вятского края. Прил. к 2-му т. сб. "Столетие Вятской губернии". Изд. Вятского губ. стат. комитета. -Вятка.: Тип. губ. правления, 1881. - 245 с. + XXV.
26. Ешевский C.B. Русская колонизация северо-восточного края //Сочинения по русской истории. С портр. авт. и биографией его, составленной К.Н.Бестужевым-Рюминым. М.: Изд. М. и С.Сабашниковых, 1900. - С.293-332.
27. Ешевский C.B. Миссионерство в России //Сочинения по русской истории. М, 1900. - С.336-337.
28. Ивановский В. Административное устройство низших окраин //Учёные записки Императорского Казанского университета. Год LVIII. Кн.6-я. Ноябрь-декабрь. Казань: В тип. ун-та, 1891. С.27-70.
29. Ильминский Н.И. О системе просвещения инородцев. Казань, 1913.47с.
30. Ильминский Н.И.Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия.- Казань: Тип. Император, ун-та, 1885. 356 с.
31. Ильминский Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. Казань: Типо-литогр. Перова, 1910. 16 с.
32. История о Казанском царстве (Казанский летописец) //Полное собрание русских летописей. Т. 19. СПб.: Тип. И.Н.Скороходова, 1903. 529 с.
33. Келлер А. Статистическое описание Царевококшайского уезда Казанской губернии. Царевококшайск, 1837. - 171 с.
34. Кеппен П.И. Каратаи мордовское колено //Санкт-Петербургские ведомости. - 1845. - N268. - С.1200-1203.
35. Кеппен П. Хронологический указатель материалов для истории инородцев европейской России. СПб.: В тип. Император. Акад. наук, 1861. 510 с.
36. Кеппен Ф.П. К столетнему юбилею рождения П.И.Кеппена //Русская старина. 1893. - N4. - С.88-106.
37. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.1. -М.,1937. С. 318.
38. Корсаков Д.А. Меря и Ростовское княжество: Очерки из истории Ростово-Суздальской земли. Казань: В университет, тип, 1872. - 246 с.
39. Корсаков Д.А. Поволжье в XVII и начале XVIII веков (очерки из истории колонизации края). Исследование г. Перетяткович. Одесса. 1882. //Исторический вестник. 1883. - T.XII. - С.686-689.
40. Костомаров Н.И. Севернорусские народоправства. СПб.: 1868. -С.242-244.
41. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. Изд. 4-е.-СПб, 1906.-214 с.
42. Кузнецов С.К. Черемисская секта «Кугу сорта». Опыт исследования религиозных движений среди поволжских инородцев. М.: Тип. Император, ун-та, 1909. - 59 с.
43. Куликов К.И. Дело «СОФИИ». Ижевск, 1997.-115 с.
44. Лаптев М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Казанская губерния. СПб.: Печатано в военной тип, 1861. - 613 с.
45. Ларионов С.С. Начальное образование инородцев Казанского и Уфимского края. Петроград: Тип. П.П.Сойкина, 1916. - 161. (Доклад окружного инспектора Кавказского учебного округа)
46. Лепёхин И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. В Санктпетербурге: При Императорской Академии наук, 1771 году. - 537 с.
47. Луппов П.Н.Материалы для истории христианства у вотяков в первой половине XIX века. //Труды Вятской учёной архивной комиссии. 1911. Вып.Ш. Вятка: Губ. тип., 1911. - 318 с.
48. Луппов П.Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века. СПб.: Типо-литогр. М.П. Фроловой, 1899. - 568 с.
49. Луппов П.Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века: Исследование. Вятка: Губ. тип., 1911.- 318 с.
50. Люди былого времени. А.И.Артемьев //Исторический вестник. -T.XLII. 1890.-Nil. - С.429-435.
51. Майков Л. А.И. Артемьев Некролог. //Журнал министерства народного просвещения. 4.CLXXVI. - 1874. - С.94-109.
52. Марла календарь на 1907 год. Марийский календарь на 1907 г.-Казань, 1906. 16 с.
53. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Казанская губерния. /Сост. М.Лаптев. СПб.: Печатано в военной тип., 1861. - 613 с.
54. Машанов М. Обзор деятельности Братства Святого Гурия за двадцать пять лет его существования (1867-1892). Казань, 1892. - 218 с.
55. Мнения училищных советов Казанского учебного округа. Вятская губерния //Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб, 1869. - С. 267-273.
56. Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению Казанских инородцев с 1552 по 1867 год. Казань: 1880. -2261 с.
57. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы. Х1Х-ХХ века. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. -159 с.
58. Моляров И.Я. Беседы к черемисам Кузнецовского прихода. //Известия по Казанской епархии. 1873. - N.7-9. - С. 1-30.
59. Наумов П.И. Начало XVII века в Вятской области //Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1902 г. /Сост.: Н.Спасский. Изд. Губернского статистического комитета. - Вятка: Губ. тип, 1900. - С. 172-220.
60. Наумов П.И. Исторические сведения //Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1908 г. /Сост. Н.Спасский Изд. Губ. стат. комитета. - Вятка: Губ. тип, 1908. -С.72-77.
61. Нечкина М.В. История истории (Некоторые методологические вопросы истории исторической науки) //История и историки. Историография истории СССР: Сб. ст .- М.: «Наука», 1965. С.6-27.
62. Никольский Н.В. История Мари (Черемис) Казань.: Первая гос. тип, 1920.- 180 с.
63. Никольский Н.В. К истории христианского просвещения черемис в XIX веке. Материалы, извлечённые из архива Св. Синода и архива Попечителя Казан. Учеб. Округа. Казань: Типо-литогр. Император, ун-та, 1915.77 с.
64. Никольский Н.В. Конспект по истории народностей Поволжья. -Казань, 1919. 88 с.
65. Никольский Н.В. Наиболее важные статистические сведения об инородцах. Казань, 1912.-77 с.
66. Никольский Н.В. Основы инородческого просвещения. Казань, 1919.55 с.
67. Никольский Н.В. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья. Казань, Типо-литогр. Казан, ун-та, 1919. - 480 с.
68. Никольский Н.В. Статистические сведения о вотяках за 1911 год, с указателем литературы о них и изданий на вотском языке. Казань: Центр, тип, 1912 - 80 с.
69. Никольский Н.В. Статистические сведения о черемисах за 1911 год, с указателем литературы о них и изданий на черемисском языке. Казань: Центр, тип, 1912 - 88 с.
70. Нурминский С.А. Инородческие школы //Православное обозрение. -1864.-Т 14.-122 с.
71. Нурминский С.А. Влияние монастырей на расселение народное в Казанском крае//Православный собеседник. 1864.- 131 с.
72. О сборе рекрут с мордвы, черемис и татар //Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. 3884 Генваря 19. Именный. - Т.VI. 17201722. - Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - С.483
73. Оглоблин Н.Н. В Мордовском крае (Из заметок туриста) //Исторический вестник. 1899. - N 9.- С.880-901.
74. Ольденбург С.Ф. Предисловие //Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. Вып. 15. Финно-угорский сборник. Л., 1928. - С.З.
75. Очерки истории исторической науки в СССР. Т.З. /Под ред. М.В.Нечкиной. М.: Изд-во АН ССР, 1963.- 831 с.
76. Очерки истории исторической науки в СССР. Т.5. /Под ред. М.В.Нечкиной. М.: "Наука", 1985. - 605 с.
77. Островский Д. Вотяки Казанской губернии. Казань: Лито-типогр. К.И.Тилли, 1873 - 34 с.
78. Отчёт о деятельности Братства Святителя Гурия за двадцать девятый год с 4-го октября 1895 года по 4-е октября 1896 года. Казань: Типо-литогр. Император, ун-та, 1897. - 80 с.
79. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч.З. Половина 2. 1772 и 1773 годов. СПб., при Император. Акад. наук, 1778.- 480 с.
80. Пашуков В.Ф., Сануков К.Н. Изучение истории Марийской АССР (К 45-летию автономии марийского народа) //Учёные записки МГПИ. Т. XXVII. - Каф. истории. - Йошкар-Ола, 1965. - С.3-40.
81. Пекарский П. История Императорской Академии наук в Петербурге. Т.1.-СП6.: Тип. Император. Акад. наук, 1870. 774 с.
82. Перетяткович Г. Поволжье в XV и XVI веках (Очерки из истории края и его колонизации) М.: Тип. Грачёва, 1877. - 331с.
83. Перетяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века (Очерки из истории колонизации края) Одесса: Тип. П.А.Зелёного (б. Г.Ульриха), Красный переулок, дом N 3-й, 1882. - 399 с.
84. Петров М. Н.И.Ильминский и его просветительская система // Н.И.Ильминский: Сб.ст. По поводу 25-летия со дня кончины (27 дек. 1891 г.) - Казань: Центр, тип., 1916. - С. 146.
85. Проблемы изучения древней истории Удмуртов. / Удм.НИИ истории, экономики, литературы и языка при Сов. Мине УАССР - Ижевск, 1987. -142 с.
86. Посошков И.Т.Завещание отеческое. СПб., 1893.-386 е. Пыпин А. Новейшие исследования о русской народности //Вестник Европы. - февраль. - Кн.2.- 1883. - С.599-639.; Кн.6,- С. 594-640. - Кн. 8. - С. 748-780.
87. Пыпин А. Русская наука и национальный вопрос в XVIII-м веке. //Вестник Европы. май. - 1884. - С.212-256.; июнь - 1884. - С.548 600.; июль. - 1884.-С. 72-117.
88. А.В-на А.Н. Пыпин. Приёмы исторической работы //Вестник Европы. 1893. - Кн. 1. - С.253-296.
89. Радищев А.Н. Записки путешествия в Сибирь (1790) //Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т.2. М.: Типо-литогр. Русского т-ва печатного и издат. дела, 1907. - С.23-46
90. Радищев А.Н. Дневник путешестия из Сибири. (1797) //Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т.2. М.: Типо-литогр. Русского т-ва печатного и издат. дела, 1907. - С.297-348
91. Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния.
92. Казань, Печатано в тип. Император. Казан, ун-та, 1870. 112 с.
93. Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния.
94. Казань, Печатано в тип. Император. Казан.ун-та, 1870. 223 с.
95. Русифицировать //Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 18. /Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М, 1986. - С. 598.
96. Рычков Н.П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Николая Рычкова по разным провинциям Российского государства 17691770 г. СПб. : при Императрской Акад. Наук, 1770.-190 с.
97. Рычков Н.П. Продолжение журнала или дневных записок путешествия капитана Николая Рычкова по разным провинциям Российского государства 1769-1770 г. СПб, при Императрской Акад. Наук, 1772. - 132 с.
98. Рычков П.И. Записки Петра Ивановича Рычкова //Русский архив. -1905. -N11.- С.289-340.
99. Садаков М.А. Исследования по истории Удмуртии в переходный период от капитализма к социализму //Историография истории Удмуртии /Под ред. В.Г. Гусева. Удм. НИИ истории, экономики, истории и языка -Ижевск, 1977.-С.46-79.
100. Сануков К.Н. "Финно-угорские федералисты" и "финские шпионы" (из истории Марий Эл 30-х годов) //Финно-угроведение. 1996. - N3. - С.З-37.
101. Сахаров A.M. О некоторых вопросах историографических исследований //Сахаров A.M. Методология истории и историографии. (Статьи и выступления) М.: Изд-во МГУ, 1981.- 214 с.
102. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 17251800. Т.1. А-И. - М.: Издание гос. б-ки им. В.И.Ленина, 1962. - 435 с.
103. Семевский В.И. Не пора ли написать историю крестьян в Росии? //Русская мысль. 1881. - N2. - С.215-265.
104. Семевский В.И. Крестьяне в царствование Императрицы Екатерины II. T.I. СПб.: В тип. Ф.С. Сущинскаго, 1881.- 506 с.
105. Семёнов Т. Черемисы: Историко-этнографический очерк //Православный благовестник. 1893. - N3. - Кн. 1-я. февраль. - М.: Тип. А.И. Снегирёвой, 1893. - С.28-37; N 6. Кн.2-я. март. С. 30-39; N9.- Кн. 1-я. - май. -С.27-37.; N10. - Кн. 2-я. май. С. 36-41.
106. Сетеле Э.Н. Восточные финны: Историко-этнографические очерки И.Н.Смирнова: I.I Черемисы, Казань, 1889. 1.2 Мордва, Казань, 1895. 11,1
107. Вотяки, Казань, 1890. 11,2 Пермяки, Казань, 1891. - СПб: Тип. Император. Акад. наук, 1898.-С.ЗЗ.
108. Славинский М. Национальная структура России и великороссы //Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия. Россия. Германия. /Под ред. А.И.Кастелянского. СПб.: Изд. т-ва «Общественная Польза», 1910.- С. 277-305.
109. Смирнов И.Н. Вотяки: Историко-этнографический очерк //Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Т.VIII, вып. 2. - Казань: Тип. Император, ун-та, 1890. - 303 с.
110. Смирнов И.Н. Мордва: Историко-этнографический очерк. Казань: Тип. Император, ун-та, 1895. - 291 с.+ VI.
111. Смирнов И.Н. Несколько слов о русском влиянии на инородцев Казанского края //Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Т. VI., Вып. 1. - Казань: Тип. Император, ун-та, 1886.- С. 59-62.
112. Смирнов И.Н. Обрусение инородцев и задачи обрусительной политики. //Исторический вестник. Т.47. - N3 - СПб.: 1892. - С. 752-765.
113. Смирнов И.Н. Программа для собирания сведений об обрусении инородцев Восточной России //Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Т. X., Вып. 5. -С. 548-551. Казань: Тип. Император, ун-та, 1892.
114. Смирнов И.Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. Казань: Тип. Император, ун-та, 1889. - 255 с.
115. Соловьев С.М. История России. М., 1856. - Т.6.
116. Список населённых мест Российской империи. Вятская губерния. /Сост. и изд. центр, стат. комитетом МВД. СПб.: Тип. мин-ва внутренних дел, - 1876.-993 с.
117. Список населённых мест Российской империи. Казанская губерния. /Сост. и изд. центр, стат. комитетом МВД. -СПб.: Тип. мин-ва внутренних дел, 1866. - 897 с.
118. Столетие Вятской губернии: 1780-1889. Сб. материалов. К истории Вятского края. Т.1. - Вятка: Тип. губ. правления и литогр. Котлевич, 1880. -387 с.
119. Столетие Вятской губернии: 1780-1889. Сб. материалов. К истории Вятского края. Т.Н. - Вятка: Тип. губ. правления и литогр. Котлевич, 1881. - 852 с.
120. Узловые проблемы современного финно-угроведения: Материлы I Всероссийской научной конференции финно-угроведов 14-18 нояб. 1994. -512 с.;
121. Устрялов Н. Сказания князя Курбскаго. 4.1. СПб.: Печатано в тип. экспедиции заготовления гос. бумаг, 1833. - 316 с.
122. Устрялов Н. Сказания князя Курбского. Изд. 3, испр. и доп.Пб, Тип. Император. Акад. наук, 1868 . - 460 с.
123. Фальк И.П. Обозрение круга Казанского: Записки путешествия академика Фалька //Полное собрание учёных путешествий по России. -СПб., 1824. -Т.6.-481 с.
124. Финноугроведение //Большая советская энциклопедия. Т.27. М., 1977.-С.468.
125. Финны //Географическо-статистический словарь Российской империи /Сост. П.Семёнов. T.V. СПб, 1885. - С.431-432.
126. Финно-угорские народы и Россия: Сб. мат. международных конф. 1992-1993. Таллинн, 1994. - 180 с.
127. Финно-угорские языки //Большой энциклопедический словарь /гл. ред. А.М.Прохоров. М.-Спб.: «Большая Российская энциклопедия», «Норинт» 1997.-С. 1280.
128. Фирсов H.A. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 года и колонизация закамских земель в это время. Казань: В университет, тип., 1869. 445 с.
129. Фирсов H.A. Карамзин об истории северо-восточной России //Учёные записки Императорского Казанского университета. 1867. T.III. - Казань: Тип. Император, ун-та, 1866. - С.28-51.
130. Фирсов H.A. Положение инородцев северо-восточной России в Московском государстве. Казань: 1866. - 335 с.
131. Фирсов H.A. Некролог. //Исторический вестник. 1896. июнь. - С.1054.
132. Фирсов H.H. Чтения по истории Среднего Поволжья. -2-е изд. -Казань: Гос. изд-во, 1920. 136 с.
133. Фукс К. Поездка из Казани к мордве Казанской губернии в 1839 году //Журнал Министерства внутренних дел. Ч. XXXIII. - N10. - октябрь. 1839. -СПб.: В тип. МВД, 1839. -С.85-118.
134. Харлампович К. Известия И.Гмелина о Казани и Казанских инородцах (1733) //Известия Общества археологии, истории этнографии при Императорском Казанском университете. T.XIX. Вып.5-6. - Казань, Типо-литогр. Император. Казан, ун-та, 1903. -С.251-276.
135. Черепнин JI.B. Русская историография до XIX века: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1957. - 307 с.
136. Черных С.Я. Этнонимные антропонимные марийцев //Материалы VI Международного конгресса финноугров. Т.2. /Отв. ред. Г.В.Федюнева. -М. :«Наука», 1990. - С.221-223.
137. Штернберг JI. Инородцы. Общий обзор. //Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия. Россия. Германия. /Под ред. А.И.Кастелянского. СПб.: Изд. т-ва «Общественная польза», -1912.-С. 529-574.
138. Щапов А.П. Лука Канашевич, епископ Казанский //Православный собеседник. 1858. дек.- Казань: В тип. губ. правления, 1858. - С.464-500.
139. Щербатов М.М.История Российская от древнейших времён. Т. 1. От начала до кончины великаго князя Ярослава Владимировича. - В Санктпетербурге: При Императорской Академии наук, 1794. - 325 с.
140. Щербатов М.М. История Российская от древнейших времён. Сочинена князь Михайлом Щербатовым. Т.П. От начала царствования Изяслава Ярославича до покорения Руси татарами. В Санктпетербурге: при Императорской Академии наук, 1771 года. - 575 с.
141. Щербатов М.М. История Российская от древнейших времён. Сочинена князь Михайлом Щербатовым. T.III. От покорения Руси татарами до великого князя Димитрия Иоаннвича Донского. В Санктпетербурге: при Императорской Академии наук, 1774 года. - 514 с.