автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Фольклор и современность (Роль традиции народного творчества в развитии художественной самодеятельности Узбекистана)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Фольклор и современность (Роль традиции народного творчества в развитии художественной самодеятельности Узбекистана)"
АКА,3:Ш НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ имени ■ ' А.С-ПУШКИНА
На правах рукописи'
МАХМУДОВА УЛАРА ХАБШЛЛАЕВНА
УЖ 398+-7.077(575.1)
ФОЛЬКЛОР И СОВРЕМЕННОСТЬ ( Роль традиции народного творчества в развития художественной самодеятельности Узбекистана)
10-01.09 - фольклористика 17.00.01 - театральное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Ташкент - 1950
Работа выполнена на кафедре теории и методики -культурно-просветительной работы Ташкентского государственного института культуры и в отделе фольклора ордена "Знак почета" Уа титута языка и литературы им.А.С.Пушкина АН УзССР
Научный руководитель Официальные оппоненты
Ведущая организация
Защита состоится "/' U " (К^-угъ. 1990 г. р /Ч ча часов на заседании специализированного совета Д.015.04.02 по за щите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте языка и литературе им. А.С.Пушкина /700170,г.Ташкент, ул .Муминова,9/
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН УзССР /г.Ташкент,ул.Муминова, 13/
Автереферат разослан "_"_1990 г.
■ доктор филологических наук,профессор М У Р А Д О В М.М.
■ доктор искусствоведения, профессор КАДЫРОВ МЛ.,
кандидат филологических ir ук КУШМАКОВ М.
■ НукусекиЯ государственный университет им.Т.Г. Шевченко
Ученый секретарь специализированного сонета
доктор филологических наук ---Каримов Э.А.
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Теоретическое осмысление эффективности использования и пропаганды фольклорных произведений на клубной сцене помогает понять роль и значение их в общекультурной жизни народа. Творческое применение традиций фольклора в деятельности культурно-массовых учревдеш.Л обогащает духовную культуру народа, поиогает осмыслить свое культурное насл-дяе.
Проблемы теории и практики использования произведений устного народного творчества в деятельности культурно-просветительных '»чрездений Узбекистана почти не изучены, значит, создана стройная теория, освещающая те или иые вопросы с научной точки зрен.:я. Неизученность проблемы не позволяет воспроизвести объективную картину функционирования устного народного творчества в деятельности клубных учреждений и дать этому соответствующую оценку.
В узбекской советской фольклористике истсрико-типологи-ческие, идейно-художяственные, жанровые и поэтические особенности устного народного творчества разрабатывались в исследованиях В.М.Жирмунского, Х.Зарифова, Б.Карими, М.Афзалова, М. Алавия, М.Саидова, М.Кадырова, М.Мурадова, Т.Мирзаева, Х.Раз-закова, Дн.Кабулниязова, К.'.1мо.мов» Б.Саримсакова, Х.Эгамова и др.
Деятельность культурно-просветительных учреждений частично подвергалась /^следованию в работах У.Карабаева, Г.Га|урова, М.Бекыурадова, Ш.Бердиева и др. Вместе с тем использование узбекских народных песен, аския, дастанов и т.д. в фолькло^изо-В£ эшх клубных сценариях, а также репертуара* фолькорно-этно-графических и сшейно-творческих.: стлективов до сих пор не стали объектом специального научного исследования. Данная работа касается проблемы "фольклор и современность", а именно использования, сохранения и пропаганды фольклорных произведений на клубной сцене, в худояественг'о-саыодеятельных коллективах.
Монографические исследование функционирования устного народного творчества в системе культурно-просветительных учреждений и художественно-самодеятельных коллективов с привлечением большого фактологического материала представляется нам весьма актуальнш, а обобщение опыта их деятельности по 1.спользоьанию и пропаганде фольклорных традиций несомненно окажет положитель-
ное влияние на. этот диалектический процесс.
Целью исследования являются теоретико-методический анализ проблемы "Оольклор и современность", особенно функционирования жанров устного народного творчества в деятельности культурно-просветительных учреждений, фольклорно-этнографических и семей-но-твортских коллективов Узбекистана; ювегение творческого воплощен™ фольклорного материала; научно-теоретическое обобщено и обоснование путей повышения качества использования клубами и фолыс лорно-самодеятельными коллективами произведений устного тродного творчества; а также выявление воспитательных возможностей фольклора на современном этапе.
Задача исследования - показать в научно-теоретическом и теоретико-практическим аспектах современные концепции и основные направления использования фольклора в художественной самодеятельности и работе клубных у реждений, более конкретно:
- создать н^учно-теоретическуга методику использования фольклора и его жанров в системе народных праздников и представлений;
- выявить особенности сценариев узбекских праздников, ос-новаа.ах на фольклорном материале;
- выяснить формы и методы* использования фольклора в деятельности клубов и художественно-самодеятельных коллективов;
- изучить специфику использования фольклорного жакпа ас-кия на клубной сцене;
- определить роль и место народной песни в художественно-массовых мероприятиях культурно-просветительных учрежде: ий;
- показать специфику использования народных дастанов в культурно-массовых мероприятиях;
- выявить роль и место фольклорно-этнографических ансамблей в сохранении, пропаганде I. развитии фольклорных традиций.
Объектом анализа стали праздники, представления,обряды, ритуалы, массовые гуляния, фольклорно-этнсграфические и семей-но-творч'-зкие коллективы. Автором диссертацьл собраны фольклорные материалы, которые использованы в работе.
Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о литераторе, материалы съездов и пленумов КПСС, а также исследования фольклористов и культурологов, посвященное фольклора, художественно-самодеятельным кол-
лективам, культурно-просветительной работе.
При освещении теоретических положений, касаищихся особенностей фольклора и культурно-просветительной работы, а такие г: взаимоотношений автор диссертации обращалась к труда.! В.М £ир-ыунского, В.П.Аникика, В.Е.Гусева, К.С.Давлетова, Д.И.Емельянова, Б.Н.Лутилова, К.С.Коган. М.С.Гэлесова, Д.М.Ганшша, Х.Зари-фова, М.Х.Кадырова, Д.И.Шулуновой и др.
Наущая новизна работы. Разработка проблемы "Фольклор и современность", в частности использования устного наро^лого творчества в деятельности художественно-самодеятельных коллективов и культурно-просветительных учреждений, вызвала необходимость в теоретическом материале. До сих пор эта область творческой деятельности народа не получила достаточного научного анализа.
Б связи с тем, что фундаментальных теоретических ^следований, касающихся творческого использования 1 бекского фольклора в современной духовной кизни, в системе иультурно-просветитель-кых учреждений и фольклорно-этнографических коллективов, не ые-ется, а определись критерии оценок подобного воплощения фольклорного материала необходимо, в реферируемой работе рассматриваются следующие аспекты, "пределялцие научную новизну диссертации:
- паучно-теорэтические особенности проблемы "фольклор и современность"; . I ,
- особенности функционирования устного народного творчества в системе праздников, представлений, обрядов и ритуалов;
- особенности сценариев узбекских праздников, основанных на фольклорном материале;
- особенности использования искусства аския в массовых мероприятиях;
- особенности функционирования традиций песенного и дас-танного искусства в деятельности I ультурно-лросветительншс уч-реадений;
- особенности сохранения, прок^гавди и развития фольклорных традиций в деятельности фольклорно-атнографических коллективов.
Эти аспекты всесторонне рассматривается как глвци&дььде объекты научного исследования.
Теоретическая значимость и практическая ценность диссертации заключаемся в "ом, что ее теоретические обоснования и выводы могут о'ыть использованы в дальнейшей разработке проблемы "Оольклор и современность-', в частности функционирования произведений устного негодного творчества в культурно-массовых мероприятиях, Материалы и обобщения могут лечь в : слову специального курса по теории фольклористики, теории и практи е культ"рно-иросветительной работы, учебного пособия для студентов Филологических факультетов и институтов культуры, науч"о-ыетодическо-го источника для специалистов культурно-просвзтительннх кодхек-тивон и уже используются в учебном процессе Института культуры и других учреждениях республики.
Апробация. Раб-та обсуждалась на совместном заседании кафедр методики культурно-просветительно»! работы, детской литературы, ро:етсо'гры массовых праздников и народного творчества Ташкентского государственного института культуры им. А.Кадыри с участием гпециалистов-фольклористов и культурологов, а также в отделе фольклора Института языка и литературы им. А.С.Пушкина АН УэССР и рекомендована к защите.
исновное содержание диссертации изложено в учобно-методи-ческом пособии (9 п.л.), шести статьях, в докладах на каучно-теоретмеских конференциях профессорско-преподавательского состава Ташкентского государственного института культуры иг\ А.Кат дыри (1986,1937,1988,1939,1990 гг ).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
СОДЕЖАНИЕ РАБОИ
Во введении обосновывают«** выбор темы, ее актуальность и новизна, характеризуется объект исследования, формулируются методология, цели и задачи исследования.
Глпяа I "функции устного народного твор^естза в системе праздников и деятельности культ^.-но-просветительных учреждений". посвящена рассмотрении форм и особенностей функционирования фоль клорных жанров в структуре народных праздников. Анализу подверга ется фольклорный материал, используемый в деятельности клубов к в массовых пра.дниках. Всесторонне изучаются традиции фольклорных жанров и сценарии узбекских праздников.
Традиционные народные праздники невозможно предста-лть без словесного искусства, которое, занимая важное место в их содержании и (.".'руктуре, обладает социально-культурной спецификой. Узбекское устное народное творчество на современном этапе функционирования развивается и обогащается новым содержанием и специфической мировой формой. Образцы устного народного творчества весьма эффективно используются в узбекских трпдгциошшх праздниках.
Фольклор и традиционные праздники - зрелищное искус ггво, являющееся одним из проявлений культурных, просьетительс!"« и ::удодес'.^енно-массовых форм духовной деятельности узбекского нерода, - получают социальную ре*"газацию вследствие требований самой жизни. В образцах фольклора и народных праздниках отражаются мировоззрение народа, его борьба с темными и злыми силачи, его история, настоящее и будущее, судьба, мечты и чаяния; воплощается высокие человеческие идеалы, сила и символика слова и действия.
Как в устном народном творчестве, так и в традиционных праздниках можно наблюдать сложные трансформационные процессы в дс-чесении морально-воспитательных ценностей от одного поколения к другому, в передаче во времени и пространстве огромного количества материальных, духовных и моральных ценностей. Для того, чте 'а понять глубинные связи фольклора и народных праздников, анализу подвергнуты специфическое и общее в традиционных щ; лздни-ках. Одной из осооенностей праздников является .л социальная функция.
Генетические корни становления и формирования фольклора уходят к глубь истории человечества. Поэтому если труд и сознание стали основой появления фольклора, то в возникновении и становлении праздников влияние фольклора, безусловно, огромное. Однако в содержании, развитии, обогащении, пропаганде устного народного творчества, в свою очередь, и праздники играли немало-¿ажную роль. В частности, в структуре праздников фольклорные жанры, их идейно-художественные особенности г.- только служат средством эмоционального воздействия, но и сами обогащаются,рас-крываат свои новые возможности, расширяют функциональные формы. Все это убедительно свидетельствует о диалектическом вгли>")дей-ствии фольклора и традиционных праздников. Подобное диалектическое проникновение фольклора и праздников друг в друга можно ви-
деть на протяжении всей истории узбекской национальной традиционной культуры. Это проявляется и в народном сказительском искусстве. С древнейших времен народные сказители - бахш шаиры -свои самые лучшие произведения, высокое исполнительское мастерство демонстрировал" именно во время традиционных народных праздников - ^айли и др.
Подобную слонную своеобразную экз&меновку прох дили не только фольклорно-сказитеиьекие произведена, но и песни, образ-М острословия. То есть традиционные праздники б-,ли своего рода школой импровизации, испытанием и смотром словесно-^дожест-взнного, прикладного, музыкального, танцевального искусства. В целом любой вид народных традиционно праздников, опираясь на фольклорные произведения, расширяет и углубляет свое содержание и в то жэ время воздействует на устное народное творчество, делает его более содержательным и интересным.
Устное народное творчество в структура традиционных народных праздников выполняет социально-культурную, образовательную, эстетичэскую, педагогическую функции, что мы наблюдали в контексте празднично-фольклорных мероприятий "Навруз байрами", "Гул байрами", "Цовун сай|ли", "Она ер саховати", состязании бахши-шаиров в Хиве, Бухаре, Намангане, Коканде, Ташкенте, Самарканде, Маргилш }, Шахрисабзе, Ургуте, Ургенче, Хатырчи, Шавате; в праздниках устной народной поэзии, проводиьшх по случаю юбил«эв народных сказителей: Эргала Дауманбу.;бул-оглы, йазыла Юлдап-оглы, Курбанназара лбдуллаева (Бола б'хши), Умара Сафар-оглы, Кадыра Рах1м-оглы, Марданкула Авлиекул-оглы, Раззака Казакбая-ох'Лы, Уста Хасана и др.
В диссертации подробно характеризуются основные функции устного народного творчества в традиционных народных праздниках.
Традиции устного народного творчества играют огромную роль в обогащении содержания, повышении идейности и художественности, вдеализации традиционных народных праздников. Праздники - арсенал не только исполнения фольклорных произведений, но и проявления новых образцов словесного искусства.
Фольклорные произведения занимает важное место в обогащении форм, повышении эмоциональности, усилении символических образов традиционных праздников.
Произведения устного народного творчества выполняют большую познавательную, эстетическую' и воспитательную функцию в составе
народных праздников. Так, образцы устного народного творчества выражают дух народа, его мечты, энгкомят с идеальными эпи-ческ:*ми героями - типичными представителями узбекского народа. Фольклор в структуре праздников создает хоровую психологическую атмосферу, удовлетворенность жизнью, является моральным стимулом к осуществлению предстоящих планов.
Фольклорные произведения слуяат как бы соединяющим мостом мевду обычаями, обрядами, ритуалами и традиционными праздниками. Например, праздник "Навруз" - это своеобразный синтез празднично-весенних мероприятий. Его составляющими элементами являются "Хамал сайяи". "Зкин сайли", "¡у)ш сай«и", посадка саженцев, очищение водопроводных систем, приготовление сума.ака, самсы и пельменей с зеленью. Каждый из доставляющих элементов этог'1 праздника, отдельно не имея праздничгого характера, органично сосуществовал с фольклорными произведениями: "Сумалак", "Лола", "Гуллола", "Навруз", "Бойчечак", "Жарчилар ча^иригн и др. В результате последующих интегрирующих процессов, в которых устное поэтическое слово играло большую роль, происходит становление "Навруза" как цельной праздничной системы.
Народное творчество, особенно устное словесное богатство, явилось источником "Навруза", его душой и украшением. В "Навруз" не только исполнялись образцы традиционного фольклора, но одновременно сказители и импровизаторы-создатели сочиняли новые произведения и мастерски исполняли их в музыкальном сопровокде- .. .
НИИ. '
В работе подробно анализируется празднование "Навруза" студентами Ташкентского государственного института культуры им. А.Кадыри совместно с Домом культуры им. Ахунбабаев«. В соответствии с особенностями праздника гостям и участникам мероприятия были поднесены традиционные для "Навруза" кушанья: пельмени, самса с начинкой из свежей зелени, сумалАк. Приготовление сумалака сопровождалось исполнением фольклорных произведений, прославлящих Навруз, весну, цваты, сумалак, труд и т.ч., что обогащало содержание, смысл и дух праздника. Был орга.шзован художественный вечер-состязание студентов под названием "Ассалом; Навруз", основой которого стали фольклорные традиции. Исполнялись старинные частушки, терма, народные мелодии, танцы. Кроме того, студенты, опираясь на фольклорные традиции, сочиняли и исполняли частушки.
Огромное впечатление произвела на зрителей исполненная на высоком профессиональном уровне художественно-музыкальная композиция "Ёш кедин-куёв" ("Молодожены"). В структуре данной художественно-музыкальной постановки большое место было отведено народным лапарам, песням, афанди и другим фольклорным жанрам.
Наблюдения за подобными сценами показывают, что фольклор в настоящее время - не только источник праздников или ритуалов,он - основа массовых мероприятий. Это характерна4, факт огромной роли и места фольклора в современной духовной ¡кизни.
Празднование "Навруза" стало ареной остроумия, творчества широких масс трудшцихсл. Проводимые в рамках этого праздника торжества, аския, вечера смеха и др. положительно воздействовали на духовное состояние народ.:. Можно сказать, что "Навруз" -это празднично-фольклорное полижанровое мероприятие, где представлены дастанное сказительство, песенное творчество, искусство аскиячи, кизикчи, лофчи, подрааательское искусство. Особую зрелищиость предали празднику народны песни, лапары, терла, афацди.
В.структуре традиционных праздников важное место занимают все песенные жанры устного народного творчества, а те еже народные лгрч, танцы, музыка, которые предают праздникам приподнятость и высокое зстетико-змоцисчальное звучание. Многолетние наблюдения подтверждают, что ни одно массово-праздничное мероприятие не проходит без активного привлечения устного народного творчества. Причем в структуре любого национального прас. ;ники используются как общие фольклорные жанры, так и функционирующие только в рамках данного праздника. Жанры узбекского фольклора в структуре традициоьль : праздников представлены очень широко. В частности, в традиционных праздниках, таких как "Навруз","Кр-згл карвои" и др., мы наблюдаем активное вхоэденне и использование народных песен, лапаров, образцов дастанной поэзии, аския, ккзикчи, народных пародистов.
Сольклор в структуре праздников всегда играл большую обра-зоватольну» роль. Можно говорить о стройной системе совремечной и традиционной образовательно;'! пуки. Подобная функция фольклорных произведений и самих традиционных праздников поднимает их до уровня большой социальной силы.
Примером синтезированной формы устного народного творчест-
ва и массово-праздничного представления может служить праздник "Цизил карвон" ("Красный караван"), приобретший в народе статус традиционного. "1(изил карвон" уьл'екские хлопкоробы отмечают торжественно и пышно, с широким использованием образцов фольклора: аскиячи соревнуются в острословии, кизик.и знакомят со своим разно-браэнш репертуаром, бахши-шаиры исполняит традиционнце и современные дастгшы; поются традиционные песни-лапары, терма, песни об успехах земледельцев, а также сатирические и юмористические частушки-четверостишия.
В планах современных клубов и культурно-просветительных учреждений мероприятия, связанные с традициями устного народного творчества, занимают важное место. Поэтому необходимо указать роль и значение устного народного творчества в создании добротных, цельных сценариев культурно-массовых мероприятий. Следует обратить внимание на жанровые особенности фольклорных произведений, их своеобразную специфическую систему, художественно-выразительные и художественно-изобразительные средства, вымысел и реалистическое начало.
Сценарии для массовых мероприятий должны создаваться заранее и обсуждаться на совете коллектива культурно-просветительного учреждения з присутствии специалиста-фольклориста или знатоков народного творчества. Иначе возможно искажение вдейно-худо-кественного замысла. Мероприятия, проводимые на основе фольклорного материала, доланы быть завершенными в идейно-художествен-ьом отношении. . ,
Необходимо подчеркнуть, что без какого-либо фольклорного аанра или элемента фольклора'невозможно развитие сценарного сюжета. Так, сценарии традиционного карнавала, проводимого ежегодно в парке культуры и отдыха им. Ленинского комсомола, осенних праздников "Ковун сайли" ("Праздник дыни") и "Хосил байра-ми" ("Праздник урожая") основаны на народьых песнях, аския.ки-зикчи, дастанном искусстве, сказках, латифе и др. (Нельзя упускать народные игры, музыку, тенцы и др.)
Очень большой материал для сценариев праздников цает традиционный репертуар бахши-шаиров, деятельность масхарабозов, пародистов, танцоров, аскиячи, кукольников, фольклорно-этнографичес-ких и сшейных творческих ансамблей. Кроме этого, можно воспользоваться системой образов из сказок и народных традиционных и со времени-тх дастанов.
Без преувеличения можно сказать, что фольклор давно стал одним из основных источников современных массовых представлений. Это закономерное явление, потому что фольклор, по крылатому выражению академика Ю.М.Соколова, не только отзвук прошлого, но и громкил голос настоящего.
В области культурно-просюутительной работы отношение к традициям устного народного творчества проявляется в сценариях праздников - саиилов. Это:
1) сценари:: для фольклорного праздника на основе фольклорное го жанра (в широком плане);
2) сценарии для проведения смотра-конкурса бгцши-шаиров (с ограниченно.! программою;
3) сценарии праздников, связанных с обрядами, обычаями ("Наврут", "Праздник урожая", "Праздник цветов");
4) сценарии советских праздников с использованием фольклорных традиций (День победы, карнавал, 3 Марта и т.п.);
5) сценарии какого-нибудь тематического мероприятия с участием определенного фольклорного жанра, привносящего дидактическое начало (клубные вечера, театрализованные представления и др.);
6) сценарии для систематизации деятельности фолькпорно-этнографических и семейных творческих ансамблей (репертуар ансамблей "Гулёр", "Ёр-ёр", "Достон", "Бойсун", "Чавци'и др.)
В этоП глазе диссертации всесторонне анализируются научно-теоретические и практические аспекты проблемы "Фольклор и с'временность", использование устного народного творчества в культурно-просветительной работе и художественной самодеятельности.'
Глава П "Использование устного народного твсрчестзэ в массовых мерспрготтях культурно-просветительных учреждении".
В обеспечении вгсокоЯ худог^ствзнности, эстетичности, настоящей народности хгдокеетвенно-массовых мероприятий для населения любого возраста, лрс;зодим^х домами культуры, клубами или в парках, большую роль играют народные песни, лаг.ари, аския, ки-зикчи, пословицы, загадки, 'ати^а, а введенные в структур;/ праздников образы любимых героев - Н-средд'.ма Афанди, Алпамшза.Зар-чиноН, Двпзхана, Рустамхана, Гор-оглы, Тадкр; и Зухрьг, Качал палзана и др. - всегда притягательны для зрителе Л. Особенно примечательны в этом отношении организуемые на открыт: гх площадях своеобразные массовые театрализованные представления, смотри-саи.та илл-фольклорные праздники.
Предметом подробного расск трения•в главе стали особенности использования аския в деятельности клубов .
Культурно-массовые мероприятия, которые проводились среди узбекского народа с древних времен, не проходили без острого слова, шора, шутки Vисключение составляет, естественно, траур-нц! обряд). Аския, искусство масхаробозов-кизикчи привносят своеобразие в культурно-просвыит е льную работу и на современном этапе. Если в дореволюционное время аския служила средством разоблгтения гнета, мракобесия, то в нашем обществе острие этого жанра прежде всего направлено на искоренение социальных и нравственных недостатков в кизни. Аския как фольклорный нанр выполняет в культурно-просветительной работа вдойно-художест-веннум, познавательную, а также болызую воспитательную функцию.
В Узбекистане аския распространена далеко не повсеместно. Наиболее развиты фс^мы этого древнего фольклорного жанра в Ферганской долина и в Таакентском оазисе. Проводимые культурно-просветительными учреждениями "Навруз", "Праздник урожая", народные лраздники-саили, дни литературы и искусства, фольклора, . а та:сде семейные торжества сейчас не проходят без аския, потому что национальные традиционные обычаи, обряды, связанные с этногенезом, взаимоувязаны в синтезированную форму.
Одной из особенностей аския является коллективное творчество к исполнительство. В устном народном творчестве других народов не существует канровых аналогов аския, в которых соединялись бы коллективное исполнительское мастерство, импровизация, острословие, основанное на многозначности слова. Искусство аския требует от исполнителей глубинных знаний языка, проницательности, остроумия, большого запаса слов, мгновенной реакции мысли, собранности, знания быта, мировоззрения, чаяний и надежд, боли и страданий народа. •
Аския проводится в парках культуры и отдыха, на стадионах, в двор; лх культуры, на полевых станах, в чайханах и в других местах скопления народа и даже в кругу семьи. Удобной стороной отого канра является его ус.'ность - использование художественно-
I. В узикекой фольклористике жанровые особенности, специйи-чес-.сий характер аския освещены достаточно. См. работы Т.Ка-ддаоза. иосцил, Т.Лирзаэва, Б.Саримсаяоаа, М.Муредо -ва", Х.Згамс'ва, М.я-граева и др. Но место и роль аския а системе культ'.'рно-п^ссаетительной работы пока не изучены.
го слова, быстрое и своевременное варьирование его семантики и самое главное - объект (если это реальная личность, участник мероприят'--"'.) подвергается высмеиванию не прямо, а косвеннс,приоритет отдается намеку, т.е. по„ге"ст вьдвигается на передний план. Этим аския выполняет следующие важнейшие задачи:
I) поднимает настроения и расположение духа слушателей, создает праздничную атмосферу,- оживленность;
'¿) высмеивает человеческие порски, заставляя более критически осмысливать жизнь, вносит в структуру праздника сатирическое и юмористическое начало;
3) как одна из форм сатиры изобличает недостатки в общественной жизни, социальной среде.
Наблюдения за этим древним искусством к его исследование свидетельствуют не только о сильном влиянии идейно-художественной силы аския на форлирование чувства, любви к национальному словесному искусству, уважения лучших традиций и обычаев, но и о её агитирующем начале. Поэтому в целях продолжения народных традиций в культурчо-просветительных учреждениях проводятся ве-чера-состяэания аскиябаэов, организуютс. творческие группы ас-киячи.
Так, "Ктуб асккячи" при Ыергилансксм доме культуры продол- кает традиции аския Ферганской долины. Деятельность таких клубов - это новая форма' функционирования культурно-просветительных учреждений. Основной их задачей является собирание, сохранение, пропагавда и развитие этого веда народного творчества. Использование в деятельности клубов аския помогает в решении наболевших' социальных и вмененных проблем.
При "Клубе аскидчи" в целях сохранения, передачи последующим поколениям неповторимых особенностей аския создан круаок аскиячи, которым руководят сыновья известного кизикчи Юсуфдка-на кизикчи Шакардванова - Зайнобиддин и Мадаминжон Шакардкано-вы. Интересующиеся искусством аския, его своеобразным исполнением, талантливые молодые лвди (доже женского пола) участвуют в работе этого кружка, знакомятся с историей словесного искусства, овладевают приемами, закономерностями, условностями ас-кия-острословия,
. Анализ культурно-массовых мероприятий подтвервдает тот факт, что если культурно-просветительные учреждения в своей ' художествекно-иаоссвой работе не опираются на устное народное
твгрчество, в частности ;:а жанр аския, и умело не используют . этот жанр, то проводимые мероприятия будут скучными, неяркими.
Итак, с одной стороны, аския в системе культурно-просветительной работы сохраняется, используется и обновляется, а с другой стороны, культурно-просветительная работа развивает и пропагандирует аския.
Кроме кайра аския, в отой главе рассматриваются проблемы использования узбекского ..ародного песенного искусства в системе художественно-массовых мероприятий культурно-просветительных учреждений. Богатым источником содержательности и эффективности этих мероприятий сл^ат народные песни. Песни-частушки и другие фольклорные жанры развивались на протяжении всей истории цивилизации и дошли до нас в совершенной форме.
Воздействие народного песенного искусства на деятельность современных клубов .,е является случайньм. Песенное искусство, можно сказать, В1 режение определенного эмоционального отношения человека к окружающему миру и общественна» событиям, его мировоззрения, эстетического вкуса, горестей и печалей, чаяний и надежд.
Песенное искусство является самым древним« оперативным и популярным поэтическим жанром устного народного творчества из дошедших до нас. Как бы ни называлась песня, какую бы тему ни раскрывала, она всегда отражала едеалы народа. В культурно-просветительной работе 30-х годов, когда важную роль играли красные чайханы, махаллинские клубы, активно и широко использовалась народная песня. Эта традиция и в настоящее время продолжается работниками культпросветучреждений Узбекистана. Ракообразные по тематике песни, нашедшие свое.место в репертуаре художественно-самодеятельных, фольклорно-этнографических и семейных творческих коллективов, оказывают сильное влияние на ■ идейно-эстетичэское воспитание злодей.
Пьони-частушки, отражающие многообразные стороны общественно-бытовых укладов, мировоззрение народа, являющиеся результатом представления народа об объективной /-.эйствитедькости, реальной жизни, играли зажную роль в развитии человеческой культуры,нрав-стшнюго совершенствования человека. Поэтому культурно-гпосве-тительные учреиу,- ;ни; продуктивно использовали, народные песни разных видов. Так, ::слвияись песни, связанные с наиболее крупны-
ми событиями. И в репертуаре исполнителей народных песен-частушек, кроме традиционных любовно-тртеских, зазвучали песни о Р^еолюдки, : раздакской войне, водно-земельной реформе, колл х-тивьзацки, комсомоле, о Ленине, 1.ар"чш, войне и мире, покорении космоса, освоении новых земель.
Р скрытие творческих возможностей народного песенного искусства через деятельность культурно-просветительных учреад?,-ний имеет научно-теоретическое и практическое значение для самостоятельного ра-вития нашей культуры, так как при этом:
1) сохраняется ленинский принцип отношения к культурному наследию;
2) усиливается вера народных масс в свои творческие *юз-ыохшости, соэвдательнугэ силу, дается дополнительный толчок их творческому развитие;
3) увеличивается интернационализм, уважительное отношение к культуре других народов;
4) сохраняются этнографический облик, локальные особенности народного песеигто искусства, фольклорные традиции;
5) оживляется идеологическая работа л клубах, повышается ее эффективность и результативность;
6) обеспечивается полнокровный, правильный отдых трудящихся.
В целом народное песенное творчество, во-первых, своей вдейно-художественной формой способствует повышению уровня проведение художественно-массовых мероприятий; во-вторых, доводит до нас материалистические взгляды наших предков на человека и окружающий его мир; в-третьих, является мощным средством донесения до потомков быта, нравов, этнографии и мировоззрения народа.
Анализу подвергнуты также проблемы связи народного дастан-ного искусства и клубной работы в республике.
Дри использовании народных дастанов в деятельности клубов в первую очередь необходимо учитывать особенности этого эпического жанра, в структуре которого переплетаются и мастерство сказителя, и идейно-художественное своеобразие сюжетной канвы, и отношение аудитории к личности сказителя, и* наконец, уровень подготовленности аудитории. Воссоединение этих факторов в органическое целое предопределяет успех проводимого мероприятия. В художественно-массовых мероприятиях, превращающихся в большой
фольклорный праздник, у^еяо используются традиционные и нов"е произведения в репертуаре бахши-шаиров, реализуются достигнутые ими успехи, т.е. это своего рода смотры-кснкурсы дастанного искусства.
3 прошлом кародные сказители ходили из кишлака в кишлак, участвовали в общественно.! киски, осознавали свою гр&тдакскую оуветстгзннссть, проявляли свое отношение к происходящим событиям и создавали устпо-э: :*ческие произведения на злободневные темы - все это являлось большой школой схазктельского маотер^т-. ва. Эти традиции требумг развития и в коли дни, ибо народ видит в лице сказителя защитника, вдохновителя, наставника. Нуя-но еще больше активизировать творческую, шпровиеаторскую дея- . тельность бахши-шаироэ в системе клубных мероприятий, плодотворнее использовать результаты их творчества и исполнительское мастерство, организовать выступление бахиг-шаироз перед широко.: аудиторией и э средствах кассовой информации.
В последние 10-1? лет на хороаем уровне проводились смотры-конкурсы бахаи-шаироЕ, что сыграло пологютельную роль в онив-яении, сохранении, активизации и пропагаэдо дастанного творчества. В частности, при активьом участки специалистев-фольклорис-тов и кул ьпро с в стучревденк;1. прошли смотры-конкурсы в Ташкенте (1967 г.), Самарканде Г972.1974,1576 гг.), Шахрисабзе (1983 г.), Павате (1965 г.), Тапкенте (¿988 г.).
Зти мероприятия, а таюг.е выступления народных счазктелей-бахши по радио к телевидению сведетельствувт, что устное народное творчество, в частности народные дастаны, - не просто отзвук прошлого. Оно играет ваянуэ рояь в нашей культурной жизни и, как отмечают многие исследователи, нэ исчезав®, а активизирует сбой живойистш.лтельский процесс, раскрывает все новые и новые потенциальные возможности. В качестве доказательства мохшо привести Республиканский смотр-конкурс бахши-шаиров, прошедший з Шахрисабзе с участием крупных сказителей не только из Узбекистана, но и из КС АССГ и Туркмении. 3 этом празднике при- ■ няли активное участие и гости из зарубежных стран, которые глубже познаксдаяись со своеобразным искусствен узбекского народа.
Искусство бахай - есть синтез различных вздоэ устного народного творчества. Это создает значительные удобства в организации художественио-массовыг мероприятий. Творчество бахши заключается в импровизации, т.е. одел, иысхь, которые осенили бах-
ши тут зае 5~летаются в >.;: дожесгюнную г;, ¿нь стиха и передаются .в вцде песни.
Отрадно, что многочисленные бахиш-шаирь. как пс ¡ты-импрови-а^'.оры, как работники культурно-просветительных учреждений активно участвуют в художественно-массовых мероприятиях, проводимых в колхозах, совхозах, также в массовых праздниках районных, областных и даже р&спубликанскчу масштабов. Они ьл только исполняют традиционные д^таш и терма, к. и вносят свою индивидуальную лепту в развитие культурно-просветительной работы, активно помогают в проведении художественно-массовых мероприятий на высоком идейном и художественном уровне.
Тем не менее учревдениа культуры, добросовестно и активно »пропагандируя народа0« творчество, в недостаточной степени ввели в орбиту своей деятельности искусств бахш-шаиров. Более широкое и повсеместное использование дастанного искусства побило - 5ы на более высокий уровень фдатонирование клубов и домов культуры. В Хорезмской области и КК АССР дел дются первые попытки подобного характера. Например, в Шаватском районе Хорезмской области, в колхозе имени лШ партсы-лда. Калечдар бахши Но,, 1атов организовал самодеятельный коллектив "Авазхон", рзпертуар кйто-рого основ1*чаетоа на фольклоре. Этот коллектив получил признание we только в республике,' но и за ее пределами.
Деятельность народных самодеятельны: коллективов бахши-шаи-ров решает не только «фактическую сторону проблема ''Фольклор и современность", но и затрагивает некоторые научно-теоретические («опросы: традиция и новаторство взаимоотношений ученика и учите--я, эпос и современность, контамяна^дя народного творчества,версия и вариантность и т.п.
Активную деятельность ведут кзд леи молодых бахши-шаиров в чоме культуры Кунградского района под руководством Тенгил бах. ти Камилова, в Доме к, .¿ьтуры Злликкаяинского pafioi 1 под руководством Нуридяы Кучкарова и Утана Турашав*.., своеобразный фольклор-но-этнографический коллектив, созданный молодым бахши-шаиром Норбеком Абдуляаевш в Хиве. Инициативу по пропаганде и развитию дастанного искусства в этих районах доданы поддержать и дру-, гие учреждения культуры республики.
Круаки, союзы бахда-шаиров, халфы появились в результате деятельности и активной помощи учителей бахш..-шаирор, фольклористов и работников культпросветучреждс::::£.
Знаменитый народный сказитель Кадыр Рахим-оглъг, будучи ра-" .' ботником клуба и руководгтеяем творческого крупка бсеши-пгаиров;: в Дехканабадском районе КвалбадарыдасхоЯ области,' неустанно про-;; пагандировап узбекски;: фольклор, особе! о даоташое искусство, среди население ^ объединил народных сказителей шного региона . .'..', республики и активно включился в воспитание молодых бахаи-шаи-ров. Он годготовил около двадцати колодах бахши-пакрсв, регуллр-,.-ко проводил вечера дастяков, бахаи-Еяироп и другие массовые ху- : дожественнне исрэтфгиггиг .
С цэяьэ развели искусства бахви необходимо:
1) определить йог", ловлей древних произведений устного творчества узбекского народа среди молодых и сочинитеяеЯ-импро- . визатороз;
2) создать произведения, в которых попевались бы успехи трудящихся, нравственное и духовное богатство человека, а такие др^ба народов и т.д.;
3) организовать £ 'вне школы бахш-шакров, повысить те исполнительские, импровизаторский и педагогический уровень; I1'
4) вести на^шо-теоретические и методические исследования 1 по расширения и подготовке молоднх бахап-ивироэ и др.
Глава Ш "Сохранение, пропаганда и развитие традиций устного народного творчества в . .зятеяьности фолькяорно-этнографичееккх ансамблей". В настоящее времл художественная самодеятельность и фольклор ¡активизировались в области массовой, куяьту^ч.'Повышается их роль в ознакомлении трудящихся с культурным наследиемВ деле сохранения культурного наследия вообще и устного народного творчества,в частности, в передаче зго из поколения, з поколение вагагую роль играет художественная самодеятельность.
Коллективы художе^-'вен'ной самодеятельности создаются с целью уд. 'л.тстзорешм духовных потребностей годзЯ.
Культурно-просветительные учреждения активно содействовали введения в репертуар народных самодеятельны., коллективов, в том числе фольклорно-этясгра/{«1Чоскях и семе;1ных-творческих ансамблей, произведений .устного народного творчества, организации творчески;: устремлен::,! самоделтель'-'цх коллективов. Сохранение богатого фс.ть:птсрного наследия, его всестороннее развитие и пропаганда, восстапсв^енпс зг.бтлнх кадров и образов, привлечение к нему внимании общественности - разумеется, первоочередная задача куль-турно-просзеп::?з.7:>а:*х уцреэдений. зсех сфер, ••':".••
С самого начала п<. хвяенг' художественной самодея?>_■ льности ее участники исполняли народные пасни, лапары, использовали народные танцы, игры, основывая на них caoi. репер yap. Современная художественная самодеятельность, вдя по пути творческого поиска и находок, вобралг в себя самые передовые теаденции художественной самодеятельности прошлого. Созданные в последнее вре 'я на основе фольклорного матери та репертуары ху~.ояествен-кых коллективов характеризуются своеобр.зием. Для примера об -ратиися к репертуарам фояькяорно-эткографических коллективов республики. Их насчитывается около двухсот^ Членами этих коллективов в большинстве случаев являются многодетные матери,пенсионеры, а также подростки и дети. Среди них момно видеть и представителей различных профессий: колхозников, рабочих, садоводов, шелководов и служащих.
Фолькяорно-этнографические ансамбли - новое, закономерное явление, которое возникло б сртч с духовным возрождением народа, оживлением фольклора. Это еще раз свидетельствует о том, что народное творчество живуче, жизненно и долгие годы будет своеобразным ответом на эстетические чувства народа.
йолькдорда-этнографические ансамбли воссоздали древние образцы у"тного народного творчества, сберегли их от пошого. забвения. Участники этих коллективов глубоко освоили фольклорные традиции, они исполняют традиционно песни, терма, народные танцы, мелодии« отрывки из народных дастанов, произведения о современной «изни. Бее этл способствует сохранению, пропаганде, развитию устного народного творчества, а также мелодий и танцевального искусства.
Сольклорко-этнографические ансамбли убедительно продемонстрировали, как с пользой и умело ..спояьзовать творческий потенциал не только произведений письгенной литературы, но древних и современных образцов народного творчества.
Передовые традиции предздущих фо;.ь"яорно-этнографических ансамблей продолжают вновь созданные коллективы "Беш^арсак" (Ургут), "tyipH^ipra" (Нукус), "Гулер" (Бостанлык), "Ёр-ёр" (Наманган), "Бойсуя" (Сур-ацдарьинская область), "йлонёр" (Кокаад), • "Мо^р ситора" (Бухара), "Тановар" индижан), "Мунокат" (Ташкентская область). "Дилкушод наволари" (Андикан), "Заррин япро^лар'1 I. М.Иурад^в, К.Маэрг^ова. ?збек фольклор атнографик ансамбл-
(Янгиюль), "Доетон" (Хива), "Оразибон" Ургенч), "Оназконлар" ' (Фергана) и др. .Они, вне зависимости от их состава я репертуара, являются новыми, прогрессивней росткши в культурной жизни народа, внесшими неоценимый вкдид в обновление и более активное использование фольклорной традиции в яизни, а также в развитие художественной самодеятельности. Это убедительно доказываем деятельность фояысдорно-этнографического ансамбля "Бойсун".
За основу репертуара этого ансамбля взят древний календ.р-но-обрядовый фольклор, который не содержит религиозно-мистических произведений. Репертуар серого систематизирован - трудовые песенные обряды расположены в хронологическом порядке. Его содержание состоит из двух частей: первая часть связана с трудовой обрядовой песней и танцем, вторая часть - это песни, танцы, игры, которые исполнялись п^сле сбора урожая во время торжественных саилов и вечеринок. С помощь» ансамбля "Бойсун" обрели вторую жизнь такт древние танцевально-песенные фольклорные традиции, как "Хуп.майда", "лу, ололмайсан" и др. 1
Десни и игры, выражающие отношение дехканина к труду, по- ) могают преодолевать трудовую усталость, даот молодеки представление о труде. Песни "МаЦда-ё, майда", "Хо, зан-зан" из репертуара ансамбля относятся к циклу трудовых. С незапамятных времен после сбора бобовых культур - гороха, маша, ловия - к длинной намия лривязывали железную цепь и молотили ев, отделяя зерна от плевел. При этом исполнялась песня "Хо, зан-зани и др.
Древние песни, четве^оотишия, радостные и грустные напевы, веселые танцы, в частности "Яку-як", "Ум-уфу", "Мавриги", "Чуп уйини" ("Танец палок") из репертуара "Бойсун" отличаются сохранностью первоначального текста.
После того как дехканин уберет свой урожай, начинается веселье, праздник уроаая, самли, интересные беседы. Состоящие в репертуаре этого же ансамбля "Келинтер,^йна1..1ик" ("Пради,любимая, поиграем"), "Ололмайсан, шугинани" ("Не возьмешь это"), "Ха-ха-ха", веселые юмористические песни, ягутки, танцы "Дучава1' "Мавригн", "Танец по-байсунски" исполнялись во время названных мероприятие.
''Бс7:сун" восстановил и отшлифовал древние народные песни, терла, танцы, музыку и некоторые обряды, ритуалу, обычаи, дажд фольклорно-этксграфическке костюмы. Кроме гого, ансамбль не
только раьеил педагогические» нравственные стороны песенного м танцевального искусства, но и привнес в их структуру много современного, актуального для наших дней, ¿акие ф-кты ставят ..еред исследователями некоторые научно-теоретические вопросы проблемы "Фольклор и современность": контаминация фольклора в репертуаре художественных коллективов, объективные причины живу*: зсти фольклора, сяязь фольклора г- письменной литературой и т.д.
В заключении диссертации даны основные выводы исследования, а также практические рекомендации.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Дастан воспевает //Уэбекистон адабиёти ва саньати.-1987, 24 апреля. - 0,3 п.л. (на узб.яз).
2. Ярче костер, веселее "Чгвки" //Гулистон.- 1987, Кб. - 0,4 п.л. (на узб.яз.).
3. Дарбазы-канатоходцы /Дш куч.- 1987, К.-0,2 п.л. (на узб.яз. в соавторстве).
4. Искусство спелых //Совет Узбекистони саньати.- 1987, »в.- 0,3 п;л. (на узб.яз. всоавторотве).
5. Узбекские фольклорно-этнографические ансамбли -Ташкент, 1987.- 9 а.я. (ва узб.яз. в соавторство).
6. Восточные вечера // ^збекистон адабиёти во саньати.-1989, 19мая,- 0,3 п.х. (на узб.яз. в соавторстве).
7. Написано около 20 статей для Узбекской советской энциклопедии по разделу "Литература и искусство Узбекистана".