автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Эстетические принципы современного советского самодеятельного театра
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гармиза, Н.В.
Страницы:
Введение I
Глава I Система эстетических принципов социалистического реализма. 16
Глава П. Преломление эстетических принципов социалистического реализма в самодеятельном театральном искусстве. 72
Введение диссертации1980 год, автореферат по философии, Гармиза, Н.В.
Самодеятельное художественное творчество народа является характерной и неотъемлемой чертой социалистического образа жиз-ни.Более 25 млн. человек принимают непосредственное участие в художественной самодеятельности. Как отметил Л.й.Брежнев, "социализм не только открыл трудящимся массам широкий доступ к духовным ценностям,но и сделал их непосредственными творцами культуры. Одно из ярких свидетельств этого - необычайный размах художественного народного творчества. Художественное творчество народа - одно из характерных черт нашей советской действительности, нашей жизни" ,
В принятом 2 апреля 1978 грда Постановлении ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" обращается внимание на "широкое использование самодеятельного искусства в идейно-политическом, трудовом и нравст-венном^воспитании, преодолении пережитков прошлого в сознании людей" .
- Роль самодеятельного художественного творчества для формирования и воспитания гармонически развитой личности трудно переоценить. Искусство как важное средство идеологического воздействия становится общественно-эстетическим фактором,обусловливающим максимальную активизацию мировоззренческих, нравственных и творческих интересов и потребностей людей.'
В Постановлении ЦК КПСС от 6 мая 1979 г. "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" мз
I/ Материалы ШУ съезда КПСС. М., 1971, с. 89. 2/ "Правда", 2 апреля 1978 г. о — ложена широкая программа идейно-политической деятельности Коммунистической партии, общественных организаций и всех участников идеологического фронта. Всестороннее гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры " рассматривается как важнейшая задача строительства коммунизма, В Постановлении предлагается активизировать творческую жизнь во всей ее многогранности: "глубже вникать в деятельность театров, музйкальных коллективов, в состояние изобразительного искусства, художественной самодеятельности, проявляя всемерную заботу об их дальнейшем развитии" . ЦК КПСС указывает на необходимость дальнейшего роста массовости художественной самодеятельности создания на местах благоприятных условий для художественного творчества.
В Обращении участников Всесоюзного совещания работников культуры ко всем работникам культуры и искусства Советского Союза весной 1979 г. подчеркнута исключительная роль самодеятельного художественного творчества в коммунистическом воспитании трудящихся. Совещание призывает усилить внимание деятелей культуры к художественному творчеству, постоянно заботиться о повышении идейно-художественного уровня репертуара, исполнительского мастерства самодеятельных коллективов, об усилении воспитательной роли народного творчества в формировании 2 всесторонне развитой личности ,
Успешное практическое решение актуальных вопросов самодеятельного художественного творчества невозможно без их теоретического осмысления. В исторических материалах ХХУ съезда
I/ "Правда", 6 мая 1979 г.
2/ "Клуб и художественная самодеятельность", 1979, № 4, с. I.
КПСС, в важнейших партийных документах отмечается важность всестороннего изучения и творческого освоения и развития марксистско-ленинской теории для постоянного совершенствования эффективности и качества идеологической работы, одним из важнейших звеньев которой является искусство. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ съезду партии подчеркивается: "На нынешнем этапе развития страны потребность в дальнейшей творческой разработке теории не уменьшается, а, наоборот, становится еще большей" .
Исследование теоретических проблем искусства, его важнейших общественных функций, имеет самое непосредственное отношение к решению ответственных задач идейно-политического, трудового и нравственного воспитания народа. Особое значение имеет разработка эстетических проблем в сфере художественной самодеятельности, где оам процесс коллективного творчества призван способствовать идейно-эстетическому и нравственному воспитанию личности.
Художественная самодеятельность преимущественно базируется в клубных учреждениях, и это закономерно; задача повышения социальной и творческой активности масс - одна из основных функций самодеятельности - в то же время является и одной из важнейших задач культурно-просветительной работы клубных учреждений и занимает значительное место в решении проблем коммунистического воспитания народа.
Идейно-воспитательные и художественно-творческие функции самодеятельного искусства теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают решающее воздействие как на непосредственных участии
I/ Материалы ОТ съезда КПСС. М., 1976, с. 72. ков любительских коллективов, так и на зрителей. Поэтому решение проблем самодеятельного искусства требует комплексного подхода, предусматривающего рассмотрение идейно-эстетической, педагогической и художественно-творческой функций самодеятельности в их неразрывном единстве.
Одной из таких проблем является проблема преломления эстетических принципов социалистического реализма - творческого метода советского искусства - в условиях художественной самодеятельности, составной частью которой является любительское театральное искусство. Его важнейшие цели и задачи заключаются в просвещении и воспитании личности, приобщении ее к прекрасному миру театра, а как следствие этого процесса - к появлению у личности насущной потребности участвовать в процессе коллективного творчества, т.е. в идеале - в процессе создания духовных ценностей.
Советский самодеятельный театр прошел яркий и интересный путь развития. Его эволюция: от массовых зрелищ и агитпропаганды времен гражданской войны до стационарных творческих коллективов с полноценным идейно-художественным репертуаром, его творческие свершения и еще нерешенные проблемы его деятельности получили и получают широкое освещение как в научных исследованиях, так и в периодических изданиях. Однако, в философско-эстетиче-ском аспекте роль и функции театральной самодеятельности в сокровищнице советской культуры выявлены далеко не полно. Анализ проблемы преломления эстетических принципов социалистического реализма в условиях самодеятельного театрального искусства, выявление общих закономерностей и специфических особенностей этого преломления призваны в известной мере восполнить этот пробел*
Основными задачами диссертационной работы являются:
I/ раскрытие применительно к самодеятельному театру важнейших эстетических принципов, общих для советского искусства в целом: партийности и народности, пролетарского интернационализма, историзма, революционного гуманизма, многообразия форм, жанров и выразительных средств;
2/ выявление на этой основе художественных закономерностей, присущих театральной самодеятельности;
3/ раскрытие диалектики идейности и художественности в процессе создания духовных ценностей средствами самодеятельного театрального искусства и приобщения к этому процессу самых широких масс участников.
В диссертации раскрывается участие театральной самодеятельности в решении важнейших задач идейно-эстетического воспитания.
Методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, партийные документы, в частности, решения ХХУ съезда КПСС, постановления ЦК КПСС по вопросам культуры и искусства.
Обзор литературы.
Литература, использованная в диссертации, может быть отнесена к трём группам: I/ обобщающие работы по эстетике; 2/ исследования, посвященные профессиональному театральному искусству, имеющему общие художественные закономерности с самодеятельным театральным искусством; 3/ многочисленные разноплановые труды /книги, статьи, брошюры, диссертации/, непосредственно относящиеся к самодеятельному театру.
I/ Из обобщающих работ по эстетике для темы диссертации особенно важны книги: С.С.Гольдентрихта, А.Г.Егорова, А.Я.Зи-ся, H.JI. Лейзерова, М.Ф.Овсянникова, Ю.М.Щукина , в которых важнейшие эстетические категории рассматриваются в контексте их преломления в различных видах художественного творчества, исследуются специфические особенности этшго преломления. 2
В книге А.Г. Егорова выявлены закономерности эстетического и художественного развития, показана специфическая, непосредственная связь между уровнем социально-экономического развития государства и его эстетической культурой. Принципиальное значение имеет данное автором общее определение роли и значения художественной самодеятельности в идейно-эстетическом воспитании 3 советского народа, перспектив её дальнейшего развития . 4
В монографии Н.Л. Лейзерова рассматривается одна из важнейших особенностей искусства как формы общественного сознания -его художественная образность. Автор анализирует природу художественного образа с точки ярения ленинской теории отражения.
I/ Гольдентризст С.С. О природе эстетического творчества. М.; 1966; Щукин Ю.М. Социалистический реализм и советская эстетическая мысль. Тула, 1973; Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., 1974; Зись А.Я. Искусство и эстетика. М. 1975; Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.,1974; Его же. Художественная специфика искусства социалистического реализма. М.,1976; Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.,1978.
2/ Егоров А.Г. Указ. соч. 3/ Там же, с. 139-150.
4/ Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М., 1974.
Исследуя образность различных видов искусства, Н.Л.Лейзеров обращается, в частности, и к театральному искусству,
В книге М.Ф. Овсянникова прослеживаются основные этапы развития эстетической мысли от античности до возникновения марксистской эстетики. Принципиальное значение имеют суждения автора о преемственности культуры, о необходимости при исследовании современных проблем учитывать опыт культурного наследия npoi лого, 2
В монографии С.С.Голъдентрихта исследуется происхождение и сущность эстетических отношений и эстетического творчества масс. Автор анализирует понятия эстетического идеала, художественного метода как исторически обусловленного способа отражения и выражения эстетических отношений, раскрывает общественную воспитательную роль искусства.
Театр, как синтетическое искусство, концентрирующее выразительнее средства многих видов искусства - один из основных объектов исследования А.Я. Зися . В монографии рассматриваются проблемы природа и социальной сущности искусства, понятие художественного образа как особой формы отражения действительности.
2/ Профессиональный и самодеятельный театры неразрывно связаны друг с другом: и происхождением, и сценической деятельностью, и репертуаром. Истории многонационального советского драматического театра посвящено 6-томное издание Института Исто
I/ Овсянников М.Ф. Указ. соч. 2/ Гольдентрихт С.С. Указ. соч. 3/ Зись А.Я. 1каз. соч. рии искусств АН СССР1- Б каадом из его Т0М0Б' особенно б разделах, относящихся к театральному искусству в национальных районах, имеются экскурсы в самодеятельное народное творчество. т Большое значение для современного театрального искусства,как профессионального, так и самодеятельного, имеет система К.С.Станиславского, его мысли и воспоминания о своей жизни в театре,его отношение к народному самодеятельному театру. Особенно важны идеи Станиславского о работе актёра над собой, над ролью, о задачах режиссуры, призванной раскрыть идейную сущность пьесы в 2 сценическом воплощении . г
1 Самого большого внимания как в профессиональном,так и в самодеятельном театре заслуживает учение К.С.Станиславского о внутренней дисциплине и слаженности театрального коллектива. Стройная система обучения искусству актёра, требовательность в отборе любителей сценической деятельности и квалифицированная оценка дарований будущего актёра - все это имеет прямое отношение к самодеятельному театральному искусству.
В этой связи исследования, в которых доказывается непреходящая ценность системы К.С.Станиславского, представляют большой интерес как для теоретиков и практиков профессионального,так и В самодеятельного театрального искусства .
I/ История советского драматического театра в шести томах /19171967 гг./. М., 1966-1977. 2/ Станиславский К.С. Собрание сочинений в восьми томах. Тома 3-6,
8.М.,1955-1961; Его же. Моя жизнь в искусстве. М.,1972. 3/ Крыжицкий Г. К. О системе Станиславского. М. 1955; Новский Л.А. Учение К.С.Станиславского и театральная самодеятельность. М., 1963; Уварова Е.Д. Этика К.С.Станиславского и художественная самодеятельность. М., 1964; Калашников Ю.С. Эстетический идеал К.С.Станиславского. М.,1965; Его же. Театральная этика Станиславского. М.,1972; Прокофьев В.Н. В спорах о Станиславском. М.1976.
3/ Развитие театральной самодеятельности, получавшей за годы Советской власти широкое распространение во всех районах страны, посвящ&но большое количество книг и сборников статей. В них освещаются вопросы роли и значения самодеятельного творчества в нравственном и эстетическом воспитании народа; специфических особенностей, характерных для развития самодеятельного театра; творческого содружества профессионального и самодеятельного театра и помощи мастеров профессионального искусства самодеятельности; работы самодеятельных коллективов в сельской местности . Среди многочисленных работ, посвященных практике театральной самодеятельности: выбору репертуара, задачам режиссуры, привлечению актёров-любителей, обучению и воспитанию их, проведению репетиций, декорационному, музыкальному и шумовому оформлению спектакля - следует особо отметить Кпйги известпого режиссёра Н.М.Горчакова, содержащие продуманные и 2 использованные в многолетней практике рекомендации Л
Из опубликованных работ о достижениях самодеятельного искусства в национальных ройеаокпх республиках наиболее значи
I/ Сегодня и завтра народного театра. /Сборник статей/ М.,1963; Мусиенко М.Ф.Негаснущий свет рампы. М.,1965; Театр на селе. /Сборник статей/ М., 1966; народные театры страны./Сб«статей под ред.С.Ганцевл%/.М.,1958; Искусство миллионов./Сборник стг тей по материалам Всесоюзной научно-практической конференции/ М.,1976; РемезО.Я. Сыграаные книги. М., 1977.
2/ Горчаков Н.М.Спектакль художественной самодеятельном. М., 1954; Его же. Как поставить спектакль. М., 1955; Его же.Рабо-та режиссёра над спектаклем. М., 1956. 3/ Мануйлов М. Самодеятельное искусство Советской Молдавии.Кишинев,i960; Баякунов 0.Самодеятельное искусство в Киргизии. Фрунзе, 1967; Ким Н.С.Театр масс. Ташкевт,1977. тельной представляется монография Н.С.Кима, в которой показана история возникновения народного театра Узбекистана, его национал! ные особенности и традиции,успехи, достигнутые в развитии саиодея тельного театра Советского Узбекистана,его интернациональный характер.
В литературе последних лет специально освещается история развития народного самодеятельного театра в России до революции и в первые годы Советской власти. Здесь следует назвать прежде всего монографию Г.А.Хайченко,книги В.М.Кукаретина, М.И.Савушкиной, Й.С.Зеленцовой,статьи в сборнике "Народный театр" под редакцией В.Е.Гусева .
В большей мере, чем в опубликованных работах,интерес к актуальным проблемам самодеятельного художественного творчества проявился в диссертационных исследованиях,посвященных различным 2 аспектам самодеятельного искусства, в том числе и театрального .
I/Кукаретин . В.М. Из истории театральной самодеятельности. М.,1972; Зеленцова Н.С.Народный революционный театр в России эпохи гражданской войны и начала 20-х грдов.М.,1973; Народный театр./Сборник статей. 0тв.ред.В.Е.Гусев/.Л.Д974; Хайченко Г.А.Русский народный театр конца XIX-началэ XX века.М.,1975; Савуикина Н.И.Русский наро; ный театр. М.,1976.
2/Алексеева JI.А.Художественная самодеятельность как средство формир( ваиия нового человека.М.,1970;Петрова Д.М.Самодеятельный театр и формирование гармонически развитой личности.,1972; Слижикова JI.А.Некоторые проблемы повышения эффективности эстетического воет тания в коллективах массового самодеятельного?; драматического театра. М.,1972; Стуль М.П. Влияние театральной культуры на формирование художественных запросов трудящихся.М.,1975; Каргин A.C. Едие ство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности /на опыте работы самодеятельных музыкальных коллективов/. Ы.,1977; Шибаева М.ff.Педагогические проблемы творческой подготовки участников театральной самодеятельности в условиях студийности /на материалруработы самодеятельных студий 1917-1925 гг./. М., 1977.
Л.М.Петрова изучает сущность и специфику самодеятельного' театра, его место и роль в социалистической культуре и в формировании творческой активности личности.
В диссертации Л.А.Слижиковой подвергается исследованию учебно-воспитательный процесс в самодеятельном драматическом театре. Большое внимание уделяется необходимости творческого освоения системы К.С.Станиславского в самодеятельных коллектив в ах.
М.М.Шибаева посвятила свою диссертацию изучению студийного движения в театральной самодеятельности, как качественно новому явлению в процессе обучения актёров-любителей. В диссертации раскрываются воспитательные функции народного театра на материалах студийного обучения актёрскому мастерству. Автор доказывает целесообразность этой системы обучения и воспитания актёров, предохраняющей от проникновения ремесленничества в самодеятельный театр. Студийное обучение актёров-любителей представлено в диссертации как одна из ведущих новаторских тенденци театрального искусства, доказавшая свою жизнеспособность. Рекомендации М.Шибаевой имеют большое практическое значение для подготовки кадров квалифицированных актёров-любителей.
Влияние театральной культуры на формирование эстетических а художественных запросов трудящихся - тема исследования И.П. Стуль. Автор раскрывает важнейшие особенности системы "театр-зритель", исследуя влияние театра на зрителя и зрителя на театр. В связи с разрешением этой проблемы по-новому трактуются понятия: "театральная культура", "запросы зрителя", "преемственность театральной культуры". В работе изучается сущность художественных запросов зрителййи методы формирования этих запросов средствами театральной культуры.
Большинство диссертаций, посвященных самодеятельному искусству, написано в педагогическом аспекте. Но и в работах Л.А. Алексеевой, Л.М.Петровой, М.П.Стуль, имеющих эстетическую, направленность, эстетические принципы самодеятельного театра не являлись предметом исследования.
Источники.
В диссертации использованы разнообразные источники, которые моено свести к 4 группам: в первую группу включаются произведения основоположников научного коммунизма по вопросам культуры, материалы съездов Коммунистической партии, относящиеся к вопросам культуры и искусства, а также постановления Коммунистической партии и Советского правительства, относящиеся к ху-докественной самодеятельности. Эти материалы служили методологической основой исследования .
Во вторую группу, такие важную для научных выводов, вошли результаты социологического анализа, проводимого диссертантом в восьми самодеятельных театральных коллективах Москвы и Московской области, где сосредоточены вамодеятельныа. театрал!
-г -с
I/ Ленин В.И. О культуре и искусстве. М., 19БВ. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.,1976.
Материалы ХХ1У съезда КПСС.М.,1971; Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976; "О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения". Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 03)10/11.1977 г.; "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного твор I чества". Постановление ЦК КПСС от 2.1У.1978 г., "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". Постановление ЦК КПСС от 6.У.1979г. ные коллективы различных типов, со своими специфическими особенностями, отражающими динамику развития современного самодеятельного искусства.
Анкета, составленная для участников самодеятельных театрал! ных коллекшивов, включает 7 групп вопросов, охватывающих основные аспекты преломления принципов в практике самодеятельного театра; Материалы, полученные в коллективах» на наш взгляд, дают возможность выделить главные комплексные проблемы, стоящие перед самодеятельным театральным искусством, и определить основные тенденции и перспективы его развития.
Ответы участников самодеятельности были обработаны, под-? считаны по однозначным группам, сопоставлены с другими ответами и полученные результаты позволили придти к самостоятельным обобщениям, опирающимся на достоверный и объективный источник.
Наиболее объёмную группу источников составили материалы периодической печати. Они охватывают все существенные вопросы темы, в том числе особенности и своеобразие самодеятельного театрального искусства, дискуссионные вопросы развития самодеятельных театров, проблемы режиссуры, обучения и воспитания актёров и режиссёров, репертуара и его изменений, эстетического воздействия спектаклей театральной самодеятельности ва зрителей, влияние участия в самодеятельном театральном коллективе на производственную и общественную деятельность, а также итоги смотров художественной самодеятельности, статистические данные , одноактные и многоактные пьесы. Особенно богато представлен в периодической печати разносторонний опыт лучших самодеятельных театров Российской Федерации и национальных республик.
В теоретическом аспекте весьма важным для исследования оказался журнал "Театр". Хотя этот журнал освещает в основном профессиональное театральное и музыкальное искусство, на его страницах находят место и статьи о самодеятельном творче-I стве,подводятся итога крупным фестивалям, а критический анализ пьес и спектаклей и статьи по цроблемам драматургии и искусству режиссёра и актёра представляют для самодеятельного театра не меньший интерес, чем для профессионального.
Обширная и разнообразная информация о театральной самодеятельности публикуется в журнале "Клуб и художественная самодеятельность". Почти в каждом номере этого журнала имеются статьи о самодеятельности, рассказывающие, как правило, о практическом опыте отдельных коллективов, или итоговые материалы, в том числе и статистические данные о результатах конкурсов и фестивалей.
В диссертации использованы также материалы журнала "Культурно-просветительная работа". Наряду с информационными статьями об опыте народных театров, здесь помещаются статьи по дискус сионным вопросам театральной самодеятельности, 1фитические разборы спектаклей, заметки по проблемам репертуара, итоги фестивалей театральной самодеятельности.
Помимо упомянутых журналов, в диссертации были использованы материалы из газет: "Правда", "Советская культура", "Труд" "Комсомольская правда", где содержатся обобщающие статьи о це
I/ См. Смирнов-Несвицкий Ю. "Особого рода искусство".""Театр", 1974; 112 12. Подборка статей "Народные театры",-"Театр", 1975, № 12. лях, задачах и направлениях развития самодеятельного театрального искусства.
Четвертую группу источников составили мемуары и публицистика театральных деятелей и руководителей /обычно режиссёров/ народных театров. В этом отношении для дореволюционного времени особенно ценны воспоминания энтузиастов народного театра -Н.Ф.Бунакова и И.Щеглова.
Весьма полезный материал о советском самодеятельном театре содержат очерки талантливых режиссёров М.И.Савилова и Г.Г. Смирнова . В этих очерках находят отражение не только достижения, но и трудности народных театров, творческое лицо коллективов и отдельных актёров-любителей, методы режиссёрской работы.
Представленный очерк научной литературы и источников вопроса свидетельствует о том,что проблема эстетических принципов советского самодеятельного театрального искусства нуждается в специальном исследовании.
На защиту выносится: обоснование понятия эстетических принципов; анализ основополагающих эстетических принципов социалистического реализма, выявление и исследование особенностей преломления эстетических принципов в практике самодеятельного театрального искусства; обобщение опыта самодеятельного театра в реализации эстетических принципов социалистического реализма.
I/ Бунаков Н.Ф. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью,преимущественно провинциальной 1837-1905 гг.СПб.,1909.; Щеглов И.Л. Народный театр в очерках и картинках. СПб., 1898.
2/ Савилов М.И. 50 лет в самодеятельном театре.М.;1957; Смирнов Г.Г. Старейший народный театр. Алма-Ата, 1963.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетические принципы современного советского самодеятельного театра"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенное исследование позволяет придти к следующим выводам, характеризующим важнейшие особенности преломления эстетических принципов социалистического реализма в условиях самодеятельного театрального искусства.1
I/ Эстетические принципы социалистического реализма выступают в самодеятельном искусстве как осознанная эстетическая категория. Это проявляется во всей практике самодеятельности,где партийное руководство самой массовой частью социалистической художественной культуры выдвигает в качестве первоочередной задачи повышение мировоззренческо-эстетического и воспитательно-творческого потенциала самодеятельного искусства.
2/ Преломление эстетического принципа партийности и народности в самодеятельном искусстве основано на диалектической взаимосвязи трудовой и общественной деятельности индивида и неотделимой от неё деятельности эстетической, проявляющейся в художественном творчестве. Понимание трудовой, общественной и эстетической деятельности личности как творчества - есть важнейшая особенность принципа социалистического гуманизма, выдвигающего формирование гармонически развитой личности в качестве высшей цели нового общества. Вся воспитательно-творческая практика самодеятельности основывается на достижении этой цели как эстетическом идеале самодеятельного художественного творчества;
3/ Развитие ие обогащение лучших традиций духовной культуры народа - есть реализация эстетического принципа историзма помогающего глубже понять и оценить весь ход исторического прогресса культуры во всём её многообразии. В свою очередь эта реализация диалектически взаимосвязана с преломлением эстетического принципа пролетарского интернационализма, обогащённого понятием партийности культуры как высшей формы её подлинной народности.
Магистральный процесс интернационализации искусства диалектичен. В самодеятельности на равных сосуществуют национальные театральные коллективы,ориентирующиеся на лучшие образцы современного искусства, и коллективы,развивающие в своём творчестве национальные традиции культур прошлых цпох,отталкивающи© ся от фольклорно-импровизационной основы искусства. И те и другие коллективы с успехом представляют наше многонациональное самодеятельное театральное искусство,важной особенностью которого является синтез национальных культур в их интернациональл ном содержании при сохранении и развитии национальной самобытности каждой культуры.
4/ Развитие самодеятельного искусства в СССР позволяет определить некоторые общие закономерности,относящиеся к самодеятельности в целом, а не только к театральной самодеятельности. К ним относящся прежде всего непрерывный процесс творческого ей обогащения искусства, который проявляется во все более разнообразном и совершенном репертуаре и мастерстве исполнения. Закономерным является участие в самодеятельности представителей всех социальных групп населения страны. Развитие эстетической культуры народа проявляется и во все большем многообразии форм, жанров и выразительных средств самодеятельного искусства,что также является важной закономерностью его развития.
5/ Эстетическая природа театрального искусства, не существующего вне соучастия и сотворчества зрителя, в самодеятельном театре выражается в диалектике учебно-воспитательного и ху дожественно-творческого процессов. Их единство устанавливает особую форму творческого общения в коллективе единомышленников и обусловливает приобщение и привлечение зрителя к искусству и творчеству. Коллективный творческий процесс, преследующий воспитательно-просветительские цели, стирает грани единой системы "актёр-зритель", обогащаясь постоянным поиском новых форм активизации зрителя как участника творческого процесса /воспитательно-цросветительска$ задача/ и новых форм художественной образности, основанных на эстетическом своеобразии самодеятельного театра /художественно-творческая задача/.' Диалектическое взаимодействие этих целей и задач способствует зсте-• тической действенности самодеятельного искусства. Общий для всех самодеятельных театров критерий эстетической действенное^ - единство учебно-воспитательного и художественно-творческого процессов в коллективе единомышленников с обязательным развитием идейного, нравственного и творческого потенциала каждого участника. Этот критерий по существу является важнейшей особенностью преломления эстетических принципов социалистического реализма в самодеятельном художественном творчестве;
Данные, полуденные в результате социологического исследования, проведенного в театральных коллективах Москвы и Московской области, убедительно свидетельствуют о широте культурных вопросов участников художественной самодеятельности, их тяге к искусству, активном желании проявить свои творческие способности. Большинство опрошенных обнаружили зрелость идейно-политиского и нравственно-эстетического развития, правильное понимание целей самодеятельного искусства и заинтересованность в повышении его идейного и художественного уровня.
6/ Проблема взаимосвязи воспитательно-просветительных целвй и их художественно-творческой реализации в практике самодеятельных коллективов есть проблема комплексная, т.е. эстетическая и педагогическая одновременно. Решение этой проблемы осуществляется только путем целенаправленной воспитательно-просветительской и художественно-творческой деятельности, ведущей к приобщению самых широких слоев населения к искусству и творчеству.
Возросшие эстетические потребности участников самодеятельных коллективов требуют своей реализации в различных видах и жанрах театрального искусства. Поиски новых форм развития театральной самодеятельности являются мощным стимулом на пути к приобретению каждым коллективом своего неповторимого творческого лица, способствующего самобытности самодеятельного искусства во всех различных проявлениях его эстетического своеобразия.
С постоянным повышением творческого уровня самодеятельного искусства повышайтся и требования к еще большей эстетической эффективности его практической деятельности. Решение педагогических и творческих проблем художественной самодеятельности нуждается в своём эстетическом обосновании, одной из важных составных частей которого является анализ преломления эстетических принципов социалистического реализма в самодеятельном театральном
I/ Конкретный анализ результатов опрроа дан в приложении.
Результаты опроса и бесед с участниками самодеятельных театральных коллективов убедительно свидетельствуют о подлинном интересе самодеятельных артистов к актуальным проблемам социалистической художественной культуры, её роли в идейно-дстетиче-ском воспитании народа, взаимосвязи и взаимообогащении профессионального и самодеятельного искусства. Многие артисты-любители подчёркивают необходимость большей теоретической оснащённости самодеятельного искусства, эстетического обоснования его практического опыта. В этой связи безусловную пользу могут принести лекции, семинары и беседы по актуальным вопросам теории и истории культуры , культурно-просветительской работы по проблемам эстетического воспитания, педагогику, режиссуры и актерского мастерства, прочитанные и проведенные специалистами -эстетиками, культпросветработниками, педагогами, искусствоведами, режиссёрами и актёрами - причём не только в крупных народных театрах, но во всех коллективах художественной самодеятельности. Эти занятия, основываясь на обобщении практического опыта самодеятельных коллективов, в свою очередь, способны дать мощный толчок к усилению эстетической эффективности самодеятель ного художественного творчеётва.
Раскрытие общих закономерностей развития социалистической художественной культуры, их взаимосвязи со специфическими особе* ностями самодеятельного искусства как художественно-творческого процесса, с одной стороны, и процесса приобщения к художественному творчеству, с другой, способствует дальнейшему развитию художественной самодеятельности - неотъемлемой составной части единой советской социалистической культуры. ооООоо—
Список научной литературыГармиза, Н.В., диссертация по теме "Эстетика"
1. К.Маркс и Ф.Энгельс. Письмо Ф.Энгельса к Конраду Шмидту 27 октября 1890 г. Соч. т.37.
2. Ленин В.И. -От какого наследства мы отказываемся. Полн. собр. соч., т. 2.
3. Ленин В.И. -Партийная организация и партийная литература. Полн собр. соч., т.12.
4. Ленин В.И. -Лев Николаевич Толстом. Полн. собр. соч., т.20.
5. Ленин В.И. -Три источника и три составных части марксизма. Пол собр. соч., т. 23.
6. Ленин В.И. -Критические заметки по национальному вопросу. Полн собр. соч., т.24.
7. Ленин В.И. -Доклад о работе ВЦИК и Совнаркома на первой сессии ВЦИК УП созыва 2 февраля 1920 г. Полн. собр.соч., т.40.
8. Ленин В.И. -Речь на Ш Всероссийском съезде рабочих водноготранспорта 15 марта 1920 г. Полн. собр.соч.,т.40.
9. Ленин В.И. -IX съезд РКП/б/ 29 марта-5 апреля 1920 г. Доклад Центрального Комитета 29 марта. Полн. собр. соч.,т 40.
10. Ленин В.И. -Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41.
11. Ленин В.И. -О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т.41.
12. Ленин В.И. -Речь на Всероссийском совещании политпросветов. Полн.собр. соч.,т.41.
13. Ленин В.И. -Телеграмма Крымскому Ревкому. Полн. собр. соч.,т.521
14. Ленин В.И. -О культуре и искусстве. И91956. Ленин В.И. -О'литературе и искусстве. М., 1976.
15. Документы Коммунистической партии и Советскогоправительства.
16. Брежнев Л.И. -Актуальные вопросы идеологической работы КПССв двух томах/. М., 1978.
17. Брежнев Л.И. -Ленинским курсом. Речи и статьи, тт. 4-5.,М,1976.
18. Брежнев Л.И. -Речь на ОТ съезде ВЛКСМ 25 апреля 1978 г. М.,1978
19. Конституция СССР. М., 1977 г.
20. Материалы ШУ съезда КПСС.'М., 1971.
21. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976.1. Программа КПСС. М., 1961.
22. О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от Ю/Х1-1977 г.
23. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественноготворчества. Постановление ЦК КПСС от 2.1У.1978 г.
24. О дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательнойработы. Постановление ЦК КПСС от 6.У.1979.1. Источники.
25. Смотры и Фестивали самодеятельного искусства.
26. Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности1961-1965 гг. М.,1964".
27. Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства, посвящённый 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. 1966-1967. М.1967.
28. Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества трудящихся. 1975-1977. /Сб. документов и материалов/. М., 1976-1977. Вып. I, 2, 3.
29. Идейность и мастерство. /Сборник. Первый Всесоюзный фестивальсамодеятельного художественного творчества трудящихся/. М., 1978.
30. Информационно-методическое письмо по итогам Всероссийского смотра художественной самодеятельности, посвященного 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. М. 1970.
31. Научно-практическая конференция по проблемам развития художественной самодеятельности. 31.1973.
32. Сидорина И., Корбина И. Разговор о самом важном. /К итогам Всесоюзных фестивалей народных, театров/. М. 1967.
33. Материалы периодической печати.
34. Багаряцкий Б. -Мы-театр! /О работе Молодёжного театра-студии на Красной Пресне/.- "Клуб и художественная самодеятельность", 1975, KS 16.
35. Васильев П. -К творческой зрелости. /О народных театрах/. "Театр", 1974/ № I.
36. Голубовский Б. -Некоторые пути народных театров. /Художественная самодеятельность: проблемы, перспективы/. "Советская культура", 1971, 9/1.
37. Гришанин Я.И. -О народном театре без снисходительности. -"Советская культура", 1970, 12/ХП.
38. Данилова Л. -Репертуар проблема первостепенная. -"Культурнопросветительная работа"^' 1975, № 6.
39. Демичев П.Н. -Актуальные задачи культурного строительства населе. -"Коммунист", 1979, № 5.
40. Екатерининский М.К. -Судьбы народного театра. "Труд",1971, 21
41. Зубков Ю. -В поисках современности. "Литературная Россия",1965, №. 28 /132/.
42. Смотр и люди. /Заметки об участниках Всероссийско го смотра сельской художественной самодеятельности/.- "Культурно-просветительная работа", 1965, № I.
43. Ким Н. -Народный театр вчера, сегодня и завтра.- "Звезда Востока", 1976, № 4.
44. Ким Н. -Театр в пути. /О народных театрах Узбекистана/ -"Зве зда Востока", 1970, К0. 12.
45. Морозов А. -Ради чего мы собираемся? /О специфике самодеятельного театра/.- "Клуб и художественная самодеятельность", 1975, № I.
46. Народный театр. /Передовая/.- "Правда", 1966, 25.У.
47. Никольский Н., Новский Л. -Необходим съезд народных театров.
48. Письмо в редакцию/.- "Театр", 1965, № 4.
49. Поличинецкий Ю. -Задача остаётся нерешённой. /Проблемы вузов по подготовке кадров режиссёров самодеятельного театра/ "Советская культура", 1976, 30.1.
50. Свешников А. -Мы знаем БАМ. /Об ощгте работы агиттеатра Московского энергетического института над созданием и постановкой пьесы о строителях БАМа/.-"Клу$ и художественная самодеятельность", 1976, 112 8.
51. Серикйаева Т. -Народные театры сегодня. /Казахская ССР/.-"Наука ирелигия", 1971, 5.
52. Сидорина И. -Разговор с современником. /О народных театрах/.
53. Комсомольская правда", 1975, 12.У1.
54. Силаев М. -Мы голосуем за студию. /К дискуссии на тему: "Каким должен быть народный театр"/.-"Клуб и художественная самодеятельность", 1966, № 20.
55. Силин А. -Дон Кихоты из Челябинска./О работе Челябинскогостуденческого театра "Манекен"/.-"Клуб и художественная самодеятельность", 1976, 1°. 20.т
56. Скопин К. -За пределами энтузиазма. /Народные театры сегодняи завтра/.-"Советская культура", I97X, 15.УП.
57. Смирнов-Несвидкий Ю. -Два потока. /О специфике самодеятельного те'атра/.-"Клуб и художественная самодеятельность", 1976, № 5;
58. Смирнов-Несвицкий Ю. -Особого рода искусство. /О специфике самодеятельного театра/.-"Театр", 1974. 12.
59. Смирнов-Несвицкий Ю. -Своя шапка на голове./О проблемах самодеятельного театра/. -"Аврора", 1975, № 6.
60. Уваров Р. -Раздумья у фестивальной афиши. /О репертуаре самоде ятельных театральных коллективов/ "Клуб и художественная самодеятельность", 1966, № 16.
61. Укреплять народные театры. /Ред. статья/. "Клуб и художественная самодеятельность", 1965, Кг 12.
62. Футлик Л. -А есть ли специфика? /О специфике самодеятельного театра/.- "Театр", 1975, № 12; "Клуб и художественная самодеятельность", 1976, te 10.
63. Футлик Л. -Будни и перспективы. /Проблемы народных театров/.-"Советская культура"/ 1965, 26.1.
64. Царев М.И. -Воспитание мастерства. /О развитии самодеятельного театра/. "Труд", 1969, 22ДГ.
65. Царев М.И. -Сыны и пасынки Мельпомены. /О развитии самодеятельного театра/. "Труд", 1966, бГУШ.
66. Шушковский Ю.-Массовость -цель или самоцель?./К дискуссии "Массовость или мастерство?"/. "Клуб и художественная самодеятельность", 1976, Iis 19.
67. Шушковский Ю.-"Поддавки" со скидкой. /Проблема репертуара самодея тельного театра/. -"Клуб и художественная самодеятельность", 1976, № 16.1. Мемуары.
68. Бунаков Н.Ф. -Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной, 1837-1905. СПб., 1909.
69. Савилов М.И. -50 лет в самодеятельном театре. М.,1957.
70. Смирнов Г. -Старейший народный театр. Алма-Ата, 1963.
71. ЩегловИЛ. -Народный театр в очерках ик картинках. СПб., 1898.1. ЛИТЕРАТУРА
72. Эстетика и теория культуры.
73. Актуальные проблемы социалистического реализма. Сборник статей.1. М.,1969.
74. Асадуллаеви С.С*. -Историзм, теория и типология социалистическогореализма. Баку, 1969.-Искусство и проблемы прекрасного. М., 1963.
75. Апресян Г.З. Арнольдов А.И. Арнольдов А.И. Арнольдов А.И. Арнольдов А.И.1. Астахов И.Б.
76. Афасижев М.Н. Афасижев М.Н.1. Баллер Э.А.1. Богатирёв П.Г.1
77. Вопросы истории и теории эстетики. /Сборник статей под ред. М.Н.1. Афасижева/. М., 1975.
78. Вопросы марксистско-ленинской эстетики. /Сборник статей под ред.проф. М.Ф.Овсянникова/. М., 1964.
79. ХКУ съезд КПСС и вопросы идеологической работы в клубных учреждениях. Межвузовский сборник трудов.Ы.,1977.
80. Искусство и общественная жизнь. М., 1959.
81. Проблемы эстетики. М., 1974.
82. Искусство и эстетика. М., 1975.
83. Художник и время. /Эстетические взгляды Станиславского/. М., 1962.0 сущности социалистического реализма. М.1965.
84. Идейная борьба и вопросы литературы и искусства на современномэтапе. /Сборник/. М., 1978.
85. Идеологическая борьба и современная культура. /Сборник статей/.1. М., 1972.
86. Иовчук М'.Т. -Интернационализм еоциалистической культуры.
87. Вопросы философии". 1976, Ш 12.-г
88. Каган М.С. -Лекции по марксистско-ленинской эстетике.Л.19б(
89. Егоров А.Г. Егоров А.Г. Зись А.Я. Зись А.Я.1. Иванов В.И.
90. Каган М.С. -Человеческая деятельность. М., 1974.
91. Калинников Л.А.-О соотношении нравственного и эстетического идеа-. ла. М., 1969.
92. Карпов Г.Г. -Ленин о культурной революции. П.Д970.
93. Ким М.П. -Великий Октябрь и культурная революция*, в СССР.1. М. ,1967.
94. Коммунизм и культура. Закономерности формирования и развитияновой культуры. М., 1966.
95. Коршунов А.М. -Теория отражения и творчество. М.-, 1971.
96. Курс лекций по теории социалистического реализма под ред. П.С. Выходцева. М., 1973.
97. Лейзеров Н.Л. -В поисках и борьбе. Из истории эстетических воззрений и эстетического воспитания в Советском России. М., 1971.
98. Лейзеров Н.Л. -Многообразие форм и стилей искусства социалистического реализма. М., 1964.
99. Лейзеров Н.Л. -Образность в искусстве. М., 1974.
100. Лейзеров Н.Л. -Художественная специфика искусства социалистического реализма. М., 1976.
101. Лейзеров Н.Л. -Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М., 1973.
102. Ленин и искусство. /Сборник/. М., 1969.
103. В.И.Ленин и некоторые вопросы истории и теории эстетики. /Сборникаспирантских работ/. М., 1969.-г
104. Лукин Ю.А. -Ленинское эстетическое наследие и современность.1. М., 1976.
105. Лукин Ю.А. -Многогранная социалистическая культура. М., 1977.
106. Лукин Ю.А. -Художественная культура зрелого социализма. М., 197
107. Луначарский A.B. -О советской литературе. М., 1958.1. Марков Д.Ф.-Проблемы теории социалистического реализма. М. 1975.
108. Маслин А.Н., Баллер Э.А. -Ленин. Культура. Современность. М.1972, Межуев В.М. -Культура и история. М., 1977.-Кровное, завоёванное. М., 1975.
109. Метченко А.И. Новожилова Л.И.1. Овсянников М.Ф.I1. Овчаренко А.И.
110. Проблемы социалистического реализма. /Сборник статей/. М.,1961.
111. Проблемы социалистического реализма./Сборник под ред. проф. А.И.1. Метченко./. М., 1975.
112. Проблемы художественного творчества. /Сборник статей под ред.проф. М.Ф.Овсянникова/. М., 1975.
113. Проблемы художественной формы социалистического реализма, т.1. М.1971.
114. Проблемы эстетики. /Сборник статей под ред. проф. В.Ф.Берестнева;1. М., 1958.
115. Проблемы этики и эстетики. Вып. I. Л., 1973.
116. Разумный В.А. Разумный В.А.-О партийности искусства. М., 1971. -йроблемы социалистического реализма. М.,1963.
117. Ратнер Я.В. -Эстетические проблемы зрелищных искусств, М.
118. Рукавицын М.М. -Народность и партийность искусства. Ы., 1978.
119. Савельев В.В. -Ленинское учение о культуре и социальная активность трудящихся. В сб. Учёные записки МГИК. Вып.19, М., 1971.1"
120. Садов Р.В. -Эстетическая культура и социальный прогресс. М.,1965.•I- -I
121. Смирнов И.С. -В.И.Ленин и советская культура. Государственнаядеятельность В.И.Ленина в области культурного строительства. М., 1960.
122. Современные проблемы теории эстетического воспитания и критикабуржуазных концепций. М., 1973.т*
123. Социалистический реализм и проблемы эстетики. Вып.1. М., 1967.
124. Стелович Л.Н. -Категория прекрасного и общественный идеал.йсторико-проблемные очерки. М., 1969.
125. Ст&повяч Л.Н. -Природа эстетической ценности. М., 1972.
126. Творческий метод. /Сборник статей под ред. В.А.Разумного/. М.,1960.
127. Тимофеев Л.Н. -Основы теории литературы. М.Д976.
128. Иовмасян С.С. -К вопросу об объективных критериях оценки произведений искусства . Ереван, 1965.
129. Храпченко М.Б. -Творческая индивидуальность писателя и развитиелитературы. М., 1975.
130. Храпченко М.Б. -Художественное творчество, действительность, человек. М., 1978.
131. Щербина В.Р. -Актуальные проблемы современного литературоведения. М., 1961.т
132. Щукин Ю.М. -Социалистический реализм и советская эстетическая мысль. /Вопросы теории и методологии/. Тула, 1973.
133. Эстетический идеал и проблема художественного многообразия, /Сборник/. М.,1968.
134. Эстетическое воспитание в условиях развитого социалистического общества. IvC, 1975.
135. Эстетическое наследие В.И.Ленина и проблемы искусства. /Сборник статей. Отв. ред. д-р филасг. наук, проф. А.Я. М., 1971.'
136. Сборник статей под ред. проф. Ю.А.Лукина и проф. B.I Новикова/. М., 1980.
137. Драматический профессиональный и самодеятельныйтеатр.
138. Абалкин H.A.-Система Станиславского и советский театр. М.,1954. Авдеев А.Д. -Происхождение театра. Л.-М., 1959.
139. Анастасьев А.Н. -На 45 языках. Об интернациональной' природе советского театра М., 1972.
140. Баякунов 0. -Самодеятельное искусство Киргизии. Фрунзе, 1967.
141. Беньящ P.M. -Без грима и в гриме. Л.-М., 1965.I
142. Велехова H.A. -Когда открывается занавес. М., 1975.
143. Военно-патриотическая тема в советском театре. Межвузовский сборник статей. М., 1978.
144. Вопросы театральной и изобразительной самодеятельности. Редактор-составитель Вакшевер. М., 1976.
145. Всеволодский-rqjttirpocc* в.Н. -Русская устная народная драма. М. 1959.
146. Головашвн|со Ю.А. -Многообразие реализма. Л.19731 Голубовский Б.Г. -Лицо автора в спектакле. М., 1972.
147. Гончарова B.C. -"-Совершенствование деятельности клубных объединений по коммунистическому воспитанию трудящихся. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М., 1977.
148. Горчаков Н.М. -Как поставить спектакль. М., 1955. Горчаков Н.М. -Работа режиссёра над спектаклем. М.,1956. Горчаков Н.М. -Спектакль художественной самодеятельности. М.,1954
149. Завадский Ю.А. -Об искусстве театра. М., 1965. Завадский Ю.А. -Учителя и ученики. М., 1975.
150. Записная книжка участника художественной самодеятельности. М.1965.
151. Захава Б.Е. -Мастерство актёра и режиссёра. М., 1978.
152. Зеленцова Н.С. -Народный революционный театр в России эпохи гражданской войны и начала 20-х гг. М.,1973.
153. Золотницкий Д.И.Будни и праздники театрального Октября. Л.1978.
154. Зубков Ю.А. -Герой и конфликт в драме. М., 1975.
155. Идейно-художественные проблемы развития советского театра. Ленинградская сцена, 1970-е годы. Сборник статей. Л. 1979.
156. Искусство миллионов. Сборник статей по материалам Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1976. '
157. История русского драматического театра в 7-ми томах, тт.1-5. М.1977-1980.
158. История советского драматического театра в 6-ти томах. М. 19651969.
159. Каверин Ф.Н. -достижения и ошибки театральной самодеятельности.
160. По материалам Всесоюзного смотра художественной самодеятельности. М.,1953.
161. Как поставить спектакль. Советы руководителю театральной самодеятельности.Сборник статей под ред.Е.Д.Уваровой.М., 1962.
162. Калашников Ю.С.-Эстетический идеал К.С.Станиславского. М., 1965.
163. Калашников Ю.С. -Театральная этика Станиславского. М.,1972.
164. Каргин A.C. -Единство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М., 1977.
165. Карпов Е.П.,Окулов H.H. -Организация народного театра и полезныхразвлечений для народа. СПб., 1899".
166. Мастерство, творчество, поиск. Рассказывают руководители коллективов художественной самодеятельности. М., 1977.
167. Материалы к истории русского театра в государственных архивах СССР
168. Обзоры документов ХУП в.-1917 г. Редактор- составитель И.Ф.Петровская. М.* 1966. /Раздел: Материалы о народных театрах/.
169. Молодёжный театр в СССР. ч. I. М., 1968.
170. Мусиенко М.Ф. -Негаснущий свет рампы. М., 1965.
171. Народные театры. /Сборник статей/. Вып. 1-2. М., 1962-1963.
172. Народные театры страны. »Сборник статей под ред.С.Ганцевича.1. М.,1968.
173. Народный театр. /Сборник статей. Отв. ред. В.Е.Гусев./. Л.,1974. Немирович-Данченко В.И. -Статьи, речи, беседы, письма. П., 1952.
174. Новаторство советского театра. Сборник. М., 1963.
175. Новский Л.А. -Руководителю театрального самодеятельного коллектива. М., 1965.
176. Новский Л.А. -Учение К.С.Станиславского и театральная самодеятельность. М., 1963.
177. Природа и функции художественной самодеятельности. М., 1979.
178. Прокофьев В.Н.-В спорах о Станиславском. М., 1976.50 лет советского драматического театра. Сборник статей. М.1967.50 лет советского многонационального театра. М., 1972.
179. Ремез О.Я. -Ваш первый спектакль. М., 1971.
180. Ремез О.Я. -Сыгранные книги. М., 1977.
181. Розовский М.Г.-Режиссёр зрелища. М., 1973.
182. Рыжова В.Ф. -От пьесы к спектаклю. М., 1974.
183. СавушкинаН.М.-Русский народный театр. М., 1976.
184. Садыкова У. -Театр и воспитание нового человека. Алма-Ата.,1971.
185. Сапегов Н. -Театр средство эстетического воспитания масс. .М., 1965.
186. Сегодня и завтра народного театра. /Сборник статей/. М., 1963.
187. Слижикова JI.A.-На подступах к образности. М., 1968.
188. Слижикова Л. А.-¿Блок в.Б. Читаем пьесу. М., 1965.
189. Слижикова Л.А.-Некоторые проблемы повышения эффективности эстетического воспитания в коллективах массового самодеятельного драматического театра. Диссертация на .аоискание учёной степени кандидата педагогических наук. М., 1972.
190. Старинный спектакль в России. Сборник статей под редакцией В.Н.
191. Всеволодского-Г^гросса. Л., 1928.
192. Соколовский Ю.Е.-Коллектив художественной самодеятельности. М., 1979.
193. Соколовский Ю.Е.-Развитие художественной самодеятельности в СССР.
194. По материалам диссертационных исследований 19711975 гг/. М., 1977.
195. Станиславский К^С. -Собрание сочинений, Тт. 1-8., М., I954-I96I.
196. Стуль М.П. -Влияние театральной культуры на формирование художественных запросов трудящихся, диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1975.
197. Сурина Т. -Станиславский и Брехт. М., 1975.
198. Театр и драматургия. /Сборник статей/. Л., 1959.
199. Театр и жизнь. /Сборник статей/, т. 1-2. JI.-M., 1957-1958.
200. Театр на селе. /Сборник статей/. М., 1966.
201. Театральные страницы. /Сборник/. М., 1969.
202. Шовстоногов Г.А.-Классика и современность. М., 1975
203. Товстоногов Г.А. -О профессии режиссёра. Л.-М., 1965.
204. Топорков В.О. -Станиславский на репетиции. М.-Л., 1949.
205. Уварова Е.Д. -Этика К.С.Станиславского и художественная самодеятельность. М., 1964.
206. Фаминцын A.C. -Скоморохи на Руси. СПб., 1889.
207. Филиппов В. -Задачи народного театра и его прошлое в России1. М., 1918.
208. Фольклор и художественная самодеятельность./Сборник статей. Отв.ред. Н.В. Новиков/. Л., 1968.
209. Хайченко Г.А. Шибаева М.М.
210. Шульгин А.П. Щеглов И.Л. Щеглов И.Л.1. Щеглов И.Л. Эшимбаев К.1. Юфит А.ооООоо