автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Фольклорная образность в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Минюхина, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Вологда
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Фольклорная образность в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Минюхина, Елена Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГОГОЛЬ И ФОЛЬКЛОР: АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ.

ГЛАВА II. ЗАМЫСЕЛ «МЕРТВЫХ ДУШ»: УСТАНОВКА

НА УСВОЕНИЕ НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ.

ГЛАВА III. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ФОЛЬКЛОРНОЙ ОБРАЗНОСТИ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ».'.4i

§ 1. КУМУЛЯЦИЯ КАК ЛОГИКО-СТРУКТУРНЫЙ ПРИЕМ

В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТА «МЕРТВЫХ ДУШ».

§ 2. МОДЕЛЬ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ В СТРУКТУРЕ

СЮЖЕТА «МЕРТВЫХ ДУШ».

ГЛАВА IV. ФОЛЬКЛОРНАЯ ОБРАЗНОСТЬ В СВЕТЕ

АВТОРСКОЙ АКСИЛОЛОГИИ.

§ 1. «МЕРТВЫЕ ДУШИ» И БЫЛИЧКА: УДАЛЕНИЕ ОТ ИДЕАЛА.

§ 2. НАРОДНАЯ СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА В ПОЭТИКЕ «МЕРТВЫХ

ДУШ»: ИДЕАЛ И АНТИИДЕАЛ.

§ 3. ГОГОЛЕВСКИЙ ИДЕАЛ БОГАТЫРСТВА: ОТ «ТАРАСА

БУЛЬБЫ» К «МЕРТВЫМ ДУШАМ».

§ 4. ОБРАЗНОСТЬ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ В КОНТЕКСТЕ

АВТОРСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЕ.

§ 5. ОБРАЗНОСТЬ ПОСЛОВИЦЫ В ПОЭТИКЕ «МЕРТВЫХ ДУШ»:

СПОХВАТНЫЙ УМ» И АВТОРСКИЙ ИДЕАЛ.

§ 6. «МЕРТВЫЕ ДУШИ» И ТРАДИЦИИ РУССКОГО

ДУХОВНОГО СТИХА: МОТИВ СТРАШНОГО СУДА.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Минюхина, Елена Анатольевна

Личность и творчество Н. В. Гоголя, одной из ключевых фигур русской литературы XIX века, неоднократно становились предметом литературоведческого, философского, культурологического анализа. Проблема взаимодействия его произведений с устной народной поэзией также традиционно была в поле зрения ученых, но долгое время она рассматривалась в сравнительно узких пределах: преимущественное внимание уделялось «украинским» повестям писателя, открыто ориентированным на фольклор. «Мертвые души» по характеру использования фольклорных текстов в художественном повествовании резко отличаются от «Вечеров» и «Миргорода» так называемым принципом «удаления от источника» (В. И. Еремина), отыскать который далеко не всегда представляется возможным. Вследствие этого в рамках проблемы литературно-фольклорных связей поэма Гоголя либо не рассматривалась вовсе, либо исследователи ограничивалось общими замечаниями о народности произведения, указаниями на присутствие в тексте книги тех или иных фольклорных цитат. Между тем еще М. М. Бахтиным было замечено, что «Мертвые души» невозможно адекватно осмыслить вне вековых традиций народной культуры [22:527]. Г. А. Гуковский называл произведение «наиболее фольклорным по основе своей и по методу» и полагал, что «оно опирается во всей своей образной системе на художественный опыт, накопленный тысячелетием жизни народов» [105:57]. Несмотря на появление в последние десятилетия ряда интересных исследований, посвященных отдельным аспектам данной проблемы (работы Е. А. Смирновой, А. X. Гольденберга, В. А. Воропаева, В. Ш. Кривоноса, В. А. Зарецкого и др.), продолжает оставаться актуальным изучение связей «Мертвых душ» с народной культурой, фольклором. Элементы поэтики устного творчества необходимо рассматривать в контексте комплексного анализа художественной структуры гоголевской поэмы.

Проблема литературно-фольклорных связей, акцентированная в теме диссертационного исследования, долгое время толковалась упрощенно, в рамках описательно-регистрационного подхода Задача исследователей ограничивалась выявлением фольклорных источников того или иного произведения, а также установлением близости отдельных черт стиля писателя к стилю определенных произведений народно-поэтического творчества. Со второй половины 70-х годов XX века преимущественное внимание начинает уделяться изучению характера связей, логики отношений литературы и фольклора, функционированию образов народного творчества в тексте, трансформации элементов фольклорной поэтики в произведениях писателей, выявлению типологических параллелей. Предметом специального исследования становится содержание понятия «фольклоризм». Этим термином традиционно обозначался широкий круг разнообразных явлений, связанных с представлениями о фольклоре как «неиссякаемом источнике обогащения литературы». В настоящее время существуют различные подходы к содержательной трактовке данного понятия. В данной работе фольклоризм определяется как способ усвоения поэтики устного народного творчества средствами литературы. Обращение писателя к фольклору может происходить как напрямую, так и опосредованно, усвоение может быть как сознательным, так и не зависящим от воли творца, взаимодействие может выражаться как на уровне цитации, так и на уровне художественных моделей фольклора.

Проблема типологии литературного фольклоризма представлена в работах А. А. Горелова, В. Е. Гусева, У. Б. Долгат, JI. И. Емельянова, Д. Н. Медриша, А. И. Лазарева и др. Наиболее продуктивной представляется концепция, согласно которой, с фольклором историко-генетически связан самый глубинный пласт литературы, и такой тип связи может бьтгь назван «первичным фолъклоризмом» [129:14]. Под «вторичным» фолъклоризмом следует понимать сознательное обращение писателя к фольклору в зависимости от его эстетических и аксиологических позиций. Этот творческий принцип предполагает использование струюурно-художественных элементов народной поэтической культуры, восходящих к определенным жанрам, образно-тематическим рядам, поэтике, языку [46:14].

Фольклорная образность, являясь смысло- и формообразующей составляющей понятия фольклоризм, определяется спецификой авторского восприятия устного народного творчества и реализуется на следующих уровнях: аксиологическом, идейно-тематическом, композиционном, персонажном, языковом. Это совокупность образов устной поэзии, ассимилированных индивидуально-авторским мировоззрением и нашедших творческое воплощение в художественном мире писателя. Элементы фольклорной образности способствуют установлению интертекстуальных и ассоциативных связей в культуре.

Фольклорные традиции не существуют в гоголевском тексте изолированно, в чистом виде; они активно взаимодействуют с литературными традициями и с религиозными интенциями.

Масштабное намерение показать всю Русь («Вся Русь явится в нем!») соединилось у Гоголя со стремлением глубоко проникнуть во внутренний мир русского человека, дать многообразие оттенков его натуры, «чтобы по прочтеньи <.> предстал как бы невольно весь русский человек». Поэма призвана была произвести глубокое преобразующее воздействие на нацию через нравственное возрождение отдельной личности. Изображая «пошлость и бедность» русской жизни, писатель стремился пробудить национальную «субстанцию», «плодовитое зерно», «творящие способности» и «дарования», скрытые в тайниках души русского человека, а во втором и третьем томах -явить их зримый образ. Решая эту задачу, автор апеллировал к разным пластам культуры, в том числе и к фольклору, в ряде жанров которого воплотилось представление об идеальной сущности, основополагающих особенностях национального характера.

Таким образом, обращение к фольклору было мотивировано стремлением Гоголя к глубокому познанию природы русского человека, к выявлению его ментальности, национальной идентичности, позволяло увидеть «все здоровое и крепкое» в структурах персонажей, традиционно относимых к «мертвым душам», а если учесть, что поэма так или иначе была ориентирована на конкретную социально-историческую действительность, то служило и современникам писателя напоминанием об их истинном предназначении.

Концептуальной линией рассмотрения материала диссертации является жанровый подход. Это определяется спецификой фольклора, его эстетическими особенностями, выраженным жанровым характером. Выстраиваемая Гоголем идеальная модель мироустройства, размышления о национальной самобытности проецировались на художественную систему поэтического творчества с единством ее жанровых и стилистических элементов. Выявление авторских представлений о формальных, смысловых, функциональных признаках отдельных жанров фольклора способствует наиболее глубокому постижению содержательных основ поэмы.

Цель данной работы - выявить особенности взаимодействия поэмы с народной традицией, определить роль и место фольклорной образности в художественном строе «Мертвых душ».

В соответствии с основной целью сформулированы задачи исследования:

1. Систематизировать основные подходы к изучению темы «Гоголь и фольклор» и определить наиболее перспективные пути решения поставленной в диссертации проблемы.

2. Выявить аспекты взаимодействия поэмы «Мертвые души» с устным народным творчеством на уровне возникновения и реализации замысла.

3. Рассмотреть составляющие фольклорной образности на различных уровнях внутренней структуры текста.

4. Описать элементы фольклорной образности в контексте авторской аксиологии.

5. Исследовать образность поэмы Гоголя через призму фольклорных жанров.

6. Обозначить ряд сквозных тем, мотивов, образов, генетически связанных с фольклорной традицией, присущих творчеству Гоголя в целом.

Решаемыми задачами определен выбор методов исследования. В работе используются методы культурно-исторического, структурно-функционального, системно-типологического анализа.

Научная новизна работы обусловлена, во-первых, тем, что в диссертации раскрывается содержание ключевого понятия «фольклорная образность» на материале поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Во-вторых, составляющие фольклорной образности в произведении рассматриваются как единый комплекс, целостность которого мотивирована установкой на реализацию замысла, что позволяет по-новому решать проблемы, связанные с изучением фольклоризма произведения Гоголя. В-третьих, реминисценции из устного народного творчества рассматриваются с позиции их включения, трансформации и функционирования в тексте поэмы. В-четвертых, с текстом «Мертвых душ» соотносится образность жанров устного народного творчества, не привлекавших внимания историков литературы в контексте проблемы связей произведения с фольклором: кумулятивная сказка, быличка, духовные стихи; выявляются также новые аспекты изучения традиций, бытование которых в «Мертвых душах» уже отмечалось (волшебная сказка, песня, пословица, народная смеховая культура).

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования при разработке вузовских лекционных и специальных курсов, связанных с углубленным изучением творчества Гоголя, а также проблемы литературно-фольклорных связей.

Апробация работы. Материалы исследования рассматривались и обсуждались на кафедре литературы Вологодского государственного педагогического университета, апробировались в докладах на научных конференциях ВГПУ в 1998, 1999 годах, на Международной научно-методической конференции «Творчество Пушкина и Гоголя в историко-литературном контексте» в Санкт-Петербурге в 1999 году и научно-практической конференции «Проблемы непрерывного образования в системе «школа - педколледж (педучилище) - педвуз» в Вологде в 2002 году.

Основные положения диссертационного исследования отражены в пяти публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Общий объем - 198 страниц, библиография содержит 325 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Фольклорная образность в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование фольклорной образности позволяет по-новому решать проблемы, связанные с изучением художественной структуры «Мертвых душ».

Обращение Гоголя к устному народному творчеству продуцировало определенный тип образности на различных уровнях структуры поэмы: идейно-тематическом, аксиологическом, сюжетно-композиционном, персонажном, пространственно-временном, языковом.

Фольклорная образность реализуется на уровне авторского замысла. Постижение природы русского человека невозможно было, по мнению Гоголя, без обращения к устной поэзии. В фольклоре выработана устойчивая система нравственных, культурно-эстетических, религиозных и других представлений и норм, характерных не для личности-индивидуальности, а для этноса в целом. Поэтическое творчество воплотило наиболее отчетливо национальный идеал, с позиций которого автор «Мертвых душ» и стремился дать оценку поступков персонажей, акцентируя позитивные и негативные начала природы русского человека.

Обращение к традициям фольклора способствовало решению одного из центральных вопросов русской литературы - возрождение нравственно погибшего человека.

Фольклорная образность обусловливает жанровую специфику произведения.

Так, эпопейный замысел соотносится с образностью былины; романное .начало проецируется на образность сказки; лирическое начало, связанное с образностью народной песни, позволяет квалифицировать произведение с жанровой точки зрения как поэму; образность народной смеховой культуры способствует проявлению признаков, характерных для ирои-комической поэмы.

Образность устного народного творчества проявляется на сюжетно-композиционном уровне «Мертвых душ».

Созданию внешнего сюжета (похождения персонажа, наделенного плутовскими качествами) способствует образность кумулятивной сказки.

На реализацию внутреннего (глубинного) сюжета «Мертвых душ», связанного с идеей инициации (в контексте замысла - возрождение погибшей души персонажа), направлена образность волшебной сказки.

Обращение к фольклору продуцирует образность на персонала юм уровне.

Реминисценции из животной кумулятивной сказки акцентируют животное начало, осмысляемое Гоголем как мертвое, что обнаруживает перекличку с заглавием произведения.

Черты сказочного героя в структуре образа Чичикова допускают возможность развития сюжета поэмы по сценарию волшебной сказки, что в контексте авторского замысла связано с нравственным преображением покупщика «мертвых». Истинность и ложность помощи, оказываемой Чичикову в процессе его духовного возрождения, правильность выбранного им пути выражается через типологическое сходство некоторых персонажей поэмы с дарителями (помощниками) волшебной сказки.

Демоническое начало, скрываемое за «пошлостью» современной жизни, в структурах образов центрального, а также других персонажей поэмы акцентируется через обращение Гоголя к жанру былички.

Традиции народной смеховой культуры позволяют увидеть в персонажей^произведения наряду с «мертвенностью» и «земностью» высокие начала русской природы. Проекция на исторически конкретную действительность дает повод рассуждать об амбивалентности русского характера, что, на взгляд создателя книги, оставляет надежду на духовное воскрешение нации. Той же цели способствует образность былины, если учесть, что богатырство расценивалось Гоголем в качестве одной из ключевых составляющих русского национального характера.

Фольклорная образность способствовала созданию целостной картины действительности. Представление о раздробленности, демонизме, ярмарочности жизни настоящего создается за счет обращения писателя к жанрам былички и кумулятивной сказки, образу ярмарки.

Образность устного народного творчества реализуется на уровне авторской аксиологии.

Гоголь стремился «выразить» русского человека «в той действительности, в какой он ныне есть», и в «том идеале, в каком он должен быть» (VIII, 367). Проявлению антиидеала, связанного в тексте с изображением пороков каждого отдельного человека, русского общества, человечества в целом, способствует образность былички; представления писателя об идеале и антиидеале актуализируются в образах народной смеховой культуры; концентрации авторского идеала способствует проекция «Мертвых душ» на жанр былины, лирической песни, пословицы, духовного стиха.

Проявлению антиидеала способствовала образность несказочной прозы, в первую очередь, жанра былички. Образность былички проявляется в отчетливо выраженной установке на «игру с нечистой силой». Семантика демонического начала в индивидуально-авторском восприятии включает в себя понятия: пошлость, обыденность, «обыкновенность», традиционно соотносимые с процессом оскудения и извращения души, обольщения ее богатством, господством материального начала над духовным, отступлением от нравственного идеала, который стремился актуализировать создатель «Мертвых душ». Стремлением эксплицировать демоническое начало в отдельных фрагментах текста обусловливается обращение Гоголя к модели былички, реализуемой в одном из слухов о Чичикове. В контексте идейного замысла поэмы образность былички провоцирует ощущение демонического ужаса от восприятия реальности, инициирует читательские рефлексии о необходимости нравственного очищения общества.

Проявлению идеала и антиидеала писателя способствует образность народной смеховой культуры. В тексте «Мертвых душ» (внутренне пространство которых может быть квалифицировано как смеховое) актуализируется образ ярмарки. Он имманентен мироощущению Гоголя и отвечает внутренней специфике произведения. Стилистические приемы ярмарочного фольклора отличаются функциональной амбивалентностью: направленные на высмеивание людских пороков, служат указанием на наличие в структурах образов «мертвых душ» исконных субстанциальных черт, что оставляет надежду на их нравственное преображение.

Преодоление пороков современного общества Гоголь связывал с развитием важных субстанциальных «свойств» русских: богатырства, жизненной, житейской мудрости, «спохватности» ума, широты души, стремления к вольности, удали, разгулу, восприимчивости к «высокому слову евангельскому». Эти специфические национальные особенности воплотились в жанрах былины, лирической песни, пословицы, духовного стиха.

Положительная патетика, высокий замысел произведения Гоголя, направленный на создание национальной эпопеи, были ориентированы на поэтику жанра былины с воплощенным в ней эпическим идеалом богатырства. Этому понятию присущ большой смысловой объем (от физических проявлений силы до способности к духовному подвигу). Идеал богатырства в «Мертвых душах» - это идеал, частично сконцентрированный в прошлом, крупицы его рассеяны в настоящем, а полная материализация должна произойти в будущем. В свете авторских интенций логика внутреннего сюжета «Мертвых душ» может быть определена как движение от ярмарки, демифологизированного социального хаоса современной действительности, к духовному богатырству.

Душа» русской ментальности, ее поэтическая составляющая, которую стремился выразить Гоголь в «Мертвых душах», получила, на взгляд создателя, наибольшее выражение в лирической песне. Воспеваемые в произведениях этого жанра вольность, удаль, разгул, широта души входили в число идеализируемых автором национальных «свойств». С народной песней связано лирическое начало в поэме. «Лиризм» имманентен произведению, предметом изображения в котором должна была послужить «вся Русь»: «<.> два предмета вызывали у наших поэтов этот лиризм <.>. Первый из них - Россия. При одном имени как-то вдруг просветляется взгляд у нашего поэта, раздвигается дальше его кругозор, все становится у него шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека» (VI, 216). Лирическое начало, выходящее на общенациональный уровень, выражало также субъективированное представление автора о путях развития России, ее значении в мировом пространстве. Выражая «живую душу», песенная образность инициирует пробуждение «живых» начал в персонажах, традиционно относимых к «мертвым душам».

Концентрации авторского идеала способствовали также пословицы, воплотившие народную мудрость, рациональное начало природы русского человека. Обращение к традиции этого фольклорного жанра позволяло дать оценку действительности от лица «многоликого и огромного духа народа». Образность этого фольклорного жанра связана с идейными установками произведения. Так, высказывание о «спохватном» уме выступает своеобразной метафорой замысла произведения. «Спохватность» должна была послужить толчком к преображению персонажей поэмы (а за ними - и современников Гоголя), напоминанием о подлинном предназначении.

Дидактическая линия, проповеднический пафос авторских обращений, религиозный аспект поэмы о России (наряду с традициями учительной литературы) были ориентированы на традиции и поэтику духовных стихов. Образность этого жанра фольклора, проявляясь во внутреннем строе первого тома произведения, проецируется на его перспективный сюжет, реализующий тему покаяния и нравственного преображения персонажей. Реминисценции и аллюзии из духовных стихов служат своеобразным напоминанием о «спохватном» уме, которым силен русский. Способность «принять в себя высокое слово евангельское, возводящее к совершенству человека», Гоголь считал одним из «высоких достоинств русской природы» (VII, 335). В связи с этим духовные стихи - упрощенно-фольклорный вариант церковного учения - служили тем, что «проще и ближе ставит человека к исполнению обязанностей» (VII, 338). Выраженное в произведениях этого жанра лирическое начало позволяет квалифицировать произщведение Гоголя как поэму о душе.

Народность (которая расценивалась Гоголем как национальное мировоззрение, «манера понимать вещи») и фольклор в восприятии писателя - понятия близкие. Дух народа, высокое субстанциальное начало, воплотились, на взгляд создателя, в устном поэтическом творчестве. Народностью автор «Мертвых душ» стремился преодолеть пошлость современной действительности - проекция в фольклорное «прошлое» и «настоящее» должна была указать «пути и дороги» «для всякого» от пошлости современной жизни к ее идеалу, способствовала решению вопросов духовного существования человека, поиска истинных ценностей жизни.

 

Список научной литературыМинюхина, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Гоголь Н. В. Поли. собр. соч.: Т. 1.XIV. - М.; Л., 1937-1952.

2. Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9-ти томах / Сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М., 1994.

3. Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 7-ми томах / Под общ. ред. С. И. Машинского и М. Б. Храпченко. Примеч. Г. М. Фридлендера. М., 19761979.1. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

4. Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., 1958.

5. Аксаков К. С. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души // Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981.

6. Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем со включением всей переписки с 1832 по 1852 гг. М., 1960.

7. Алейникова 3. А. Архетип как мера социокультурных отношений в творче-стве Гоголя// Философские аспекты культуры: Материалы науч.-практ. конф. 9-10 дек. 1997 г. Секция «Русская литература». -Комсомольск-на-Амуре. 1998. - С. 17-27.

8. Александрова С. В. Повести Н. В. Гоголя и народная зрелищная культура // Русская литература. 2001. - № 2. - С. 50-65.

9. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М., 2001.

10. Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1960. П.Архипова А. В. Один из литературных источников «Повести окапитане Копейкине» // Русская литература. 1986. - № 2. - С. 231 -232.

11. Архипова А. В. Проблема национальной самобытности в русской литературе первой четверти XIX в. (эпоха становления романтизма) // Русская литература и фольклор (первая половина XIX в.). Л., 1976. - С. 30-84.

12. Барабаш Ю. Я. «Если я забуду тебя, Иерусалим.» («Родина ичужбина» у Гоголя и Шевченко) // Вопросы литературы. 1998. - № 5. - С. 137-176.

13. Барабаш Ю. Я. Гоголь и Шевченко: Антиномии национального сознания // Изв. Рос. АН. Сер. литературы и языка. - Т. 55. - №1. - 1996. -С. 29-43.

14. Барабаш Ю. Я. «Наш» или «не наш»: Гоголь в литературном сознании украинского зарубежья // Вопросы литературы. 2004. - № 1. -С. 144-180.

15. Барабаш Ю. Я. О народности. М., 1970.

16. П.Баранов С. Ю. В. Г. Белинский о «Мертвых душах» и проблемы истолкования национального своеобразия русской эпопеи // Поэтика жанров русской и советской литературы. Вологда, 1988.

17. Баранов С. Ю. В. Г. Белинский о романе «Евгений Онегин». Истолкование и изучение статей восьмой и девятой цикла «Сочинения Александра Пушкина» // Произведения А. С. Пушкина на уроках литературы: материалы для учителя. Вологда, 1998.

18. Bartminski J. J^zykowe sposoby pozzadkowania swiata: Uwagi na marginesie bilgozajskch zelacji о kosmosie // Etnolingwistyka 2. Lublin, S. 49-58.

19. Бахтин M. M. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.

20. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

21. Бахтин М. М. Рабле и Гоголь // Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. - С. 526-536.

22. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

23. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975.

24. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

25. Бахтина В. А. Художественная функция фантастики в русской народной сказке: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 1973.

26. Бахтина В. А. Эстетическая функция сказочной фантастики. -Саратов, 1972.

27. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В. Г. Статьи о классиках. М., 1973. - С. 427-524.

28. Белинский В. Г. Восьмая статья // Белинский В. Г. Статьи о классиках. М., 1973. - С. 51 -95.

29. Белинский В. Г. Литературные мечтания // Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М., 1981.

30. Белинский В. Г. Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мертвые души» // Белинский В. Г. Статьи о классиках. -М., 1973.-С. 381-389.

31. Белинский В. Г О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Г. Статьи о классиках. М., 1973. - С. 299-327.

32. Белинский В. Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белинский В. Г. Статьи о классиках. М., 1973. -С. 390-416.

33. Белинский В. Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души // Белинский В. Г. Статьи о классиках. М., 1973. - С. 365-380.

34. Белый А. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934.

35. Бердяев Н. А. Гоголь в русской революции // Знание сила. - № 5.- 1990.-С. 72-76.

36. Бердяев Н. А. О власти пространств над русской душой // Бердяев Н. А. Русская идея. Душа России. М., 1997. - С. 279-284.

37. Бессонов П. Калеки перехожие. Вып. 1. - М., 1861.

38. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

39. Богданов К. А. Повседневность и мифология. СПб., 2001.

40. Болкунова Н. С. Мотивы Дома и Дороги в художественной прозе Н. В. Гоголя. Дис. канд. филол. наук. - Саратов, 1999.

41. Брюсов В. Испепеленный. К характеристике Гоголя. М., 1910.

42. Былины / Сост., вступ. стат., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988.

43. Буслаев Ф. И. Русские духовные стихи // Буслаев Ф. И. О литературе. М., 1990. - С. 294-348.

44. Вавилова М. А. Устное народное творчество в контексте культуры: Сб-к статей. Вологда, 2005.

45. Вавилова М. А. Фольклоризм и творческая индивидуальность писателя // Писатель в литературном процессе. Вологда, 1991. - С. 8-18.

46. Вавилова М. А. Фольклорный герой в пушкинских «Песнях о Стеньке Разине» // Источник. 1999. - № 3. - С. 30-45.

47. Вайль П., Генис А. Бремя маленького человека: О главном герое поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Звезда. 1992. - № 3. - С. 182-184.

48. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. М., 1993.

49. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаческих ритуалов. М., 1978.

50. Венгеров С. А. Очерки по истории русской литературы. СПб.,1907.

51. Веселовский А. Н. Этюды и характеристики. М., 1903.

52. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989.

53. Ветловская В. Е. Творчество Гоголя сквозь призму проблемы народности // Русская литература. 2001. - № 2. - С. 3-24.

54. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. JL,1940.

55. Виноградов В. В. Гоголь и «натуральная» школа // Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976.

56. Виноградов В. В. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М., 1990.

57. Виноградов И. А. Гоголь художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. - М., 2000.

58. Виноградова JL Н., Толстая С. М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. - С. 16-44.

59. Воронский А. Гоголь. М., 1934.

60. Воропаев В.А. «Дело, взятое из души.»: Поэма Гоголя «Мертвые души»: История замысла и его осуществления //Литература в школе. 1998.-№4-5.

61. Воропаев В. А. Заметки о фольклорном источнике гоголевской «Повести о капитане Копейкине» // Филологические науки. 1982. -№ 6. -С. 35-41.

62. Воропаев В. А. «Замкни речь пословицей: Народнопоэтическая стихия в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя // Литературная учеба. 1981. - № 4.-С. 172-179.

63. Воропаев В. А. «Мертвые души» и традиции народной культуры (Н. В. Гоголь и И. М. Снегирев) // Русская литература. 1981. - № 2. - С. 92-107.

64. Воропаев В. А. «Мертвые души»: кто они? (О названии поэмы Н. В. Гоголя) // Русская речь. 2002. -№ 3. -С. 10-13.

65. Воропаев В. А. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. М., 1998.

66. Воропаев В. А. Н. В. Гоголь: опыт духовной биографии // Литературная учеба. 2002.-Кн. 1.-С. 118-170.

67. Воропаев В. А. «Нет другой двери.»: Гоголь и Евангелие // Москва. 2000. - № 2. - С. 214-220.

68. Воропаев В.А. О Гоголе и его главной книге //Литература в школе. 1989. - № 2. - С. 3-17.

69. Воропаев В. А. О роли пословиц в создании характеров «Мертвых душ» Н. В. Гоголя // Проблемы литературного развития. М., 1982. - С. 48-59.

70. Воропаев В. А. Пословицы и притчи в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя // Русская речь. 2002. - № 2.

71. Воропаев В. А. Полтора века спустя: Гоголь в современном литературоведении // Москва. 2002. - № 8. - С. 219-225.

72. Воропаев В. А. Русская эмиграция о Гоголе // Литературная учеба. -2003. -№ 3. С. 82-109.

73. Воропаев В. А. Традиции русского народного творчества в поэтике «Мертвых душ» Гоголя: Дис. . канд. филол. наук. М., 1985.

74. Восточнославянский фольклор: Слов. науч. и нар. терминологии / Редкол.: К. Кабашников (отв. ред.) и др. Мн., 1993.

75. Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.; Л., 1959.

76. Гиляровский В. А. На родине Гоголя. М., 1902.

77. Гиппиус В. В. Гоголь: Воспоминания. Письма. Дневники. М.,1999.

78. Гиппиус В. В. Литературное общение Гоголя с Пушкиным // Учен. зап. Пермск. ун-та. Отд. обществ, наук. 1931. - Вып. 2.

79. Гиппиус В. Гоголь. Зеньковский В. Н. В. Гоголь. СПб., 1994.

80. Глухов В. И. Гоголь-сатирик и народная сказка // Науч. докл. высш. вколы. Филол. науки. 1967. -№3. - С. 66-75.

81. Гоголевский сборник / Под ред. С. А. Гончарова. СПб., 1994.

82. Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952.

83. Н. В. Гоголь в русской критике. -М., 1953.

84. Гоголь и русская литература XIX в.: Межвузовский сб-к науч. трудов.-Л., 1989.

85. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI-XIX вв. / Сост., вступ. ст., примеч. Л. Ф. Солощенко и Ю. С. Прокошина. М., 1991.

86. Гольденберг А. X. Житийная традиция в «Мертвых душах» // Литературная учеба. 1982. -№ 3. - 155-162.

87. Гольденберг А.Х. К вопросу о фольклоризме второго тома «Мертвых душ» // Проблемы языка и стиля в литературе. Волгоград,1979.-С. 86-93.

88. Гольденберг А. X. «Мертвые души» Н. В. Гоголя и традиции народной культуры. Волгоград, 1991.

89. Гольденберг А.Х. Народная обрядовая поэзия в художественном строе «Мертвых душ» // Фольклорная традиция в русской литературе. -Волгоград, 1986. С. 48-56.

90. Гольденберг А.Х. О некоторых особенностях поэтики второго тома «Мертвых душ» Н.В. Гоголя // Структура литературного произведения. Владивосток, 1978. - Выпуск 2. - С. 54-66.

91. Гольденберг А.Х. Образ «земного рая» в «Мертвых душах» Гоголя // Сюжет и время. Коломна, 1991. - С. 100-103.

92. Гольденберг А.Х. Петр Петрович Петух: (О фольклорных реминисценциях во втором томе «Мертвых душ») // Фольклорная традиция и литература. Владимир, 1980. - С. 35-43.

93. Гольденберг А.Х. Поэзия обрядовых праздников во втором томе «Мертвых душ» //Литература и фольклор. Волгоград, 1990. - С. 49-56.

94. Гольденберг А. X. Традиции учительного «слова» в поэтике «Мертвых душ» // Русская словесность. 2003. - № 7. - С. 5-13.

95. Гольденберг А. X. Традиции фольклора и древнерусской литературы в системе художественных оценок персонажей поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: Дис. . канд. филол. наук. Куйбышев, 1987.

96. Гольденберг А.Х. Фольклорные превращения в поэтике Гоголя // Русская литература и фольклорная традиция. Волгоград, 1983. - С. 53-63.

97. Гольденберг А.Х., Гончаров С.А. Легендарно-мифологическая традиция в «Мертвых душах» // Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994. - С. 21-28.

98. Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.

99. Гончаров С. А., Гольденберг А. X. Павел Чичиков: судьба героя в легендарно-мифологической перспективе // Имя-сюжет-миф.1. СПб., 1996.-С. 64-86.

100. Гончаров С.А. Еще раз о заглавии гоголевской поэмы (текст-контекст-подтекст) // Н. В. Гоголь и русская литература XIX века. JL, 1989.

101. Гончаров С.А. Жанровая структура «Мертвых душ» Н.В. Гоголя и традиции русской прозы: Дис. . канд. филол. наук. JI., 1985.

102. Грекова Е. В. Два этюда о Гоголе // Изв. АН. Сер. лит. и яз. -Т. 53.-№ 1.- 1994.-С. 36-41.

103. Грушевський М. Юбилей Миколи Гоголя// .Штературно-науковий вютник. 1909. - Кн. III.

104. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1957.

105. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.

106. Давидович М. Г. Женский портрет у русских романтиков первой половины XIX в. // Русский романтизм. JI., 1927.

107. Данилов В. В. Украинские реминисценции в «Мертвых душах» Гоголя // Науков} зап. Н1жинського пед. ш-ту. Нежин, 1940.

108. Державина О. Мотивы народного творчества в украинских повестях и рассказах Н. В Гоголя // Учен. зап. МГПИ им. В. П. Потемкина. -Т. 34.-Вып. З.-М., 1954.-С. 17-45.

109. Дилакторская О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Гоголя. Владивосток, 1986.

110. Дмитриева А. Е. Гоголь и Украина (к проблеме взаимосвязи русской и украинской культур) // Изв. АН. Серия литературы и языка. -Т. 53.-№3.-1994.-С. 13-25.

111. Добролюбов Н. А. О степени участия народности в развитии русской литературы // Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 3-х тт.- М., 1986. -Т. 1. С. 349-408.

112. Долгат У. Б. Фольклор и современный литературный процесс // Фольклор: поэтика и традиции. М., 1982. - С. 34-48.

113. Дунаев М. М. Православие и русская литература. М. 1996.

114. Елеонский С. Ф. Литература и народное творчество. М., 1956.

115. Елеонский С. Ф. Н. В. Гоголь и традиции русской литературы XVIII нач. XIX в. - Учен. зап. Моск. гор. ин-та им. В. П. Потемкина. - Т. 34. - Вып. 3. - М., 1954. - С. 81-82.

116. Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М., 1972.

117. Емельянов Л.И. Методические вопросы фольклористики. Л.,1978.

118. Еремина В. И. Миф и народная песня (к вопросу об исторических основах песенных превращений) // Миф фольклор -литература. - Л., 1978. - С. 3-38.

119. Еремина В. И. Н. В. Гоголь // Русская литература и фольклор (первая половина XIX века). Л., 1976.

120. Еремина В. И. Поэтический строй русской лирики.-Л., 1978.

121. Ермаков И. Д. Психоанализ культуры: Пушкин. Гоголь. Достоевский. М., 1999.

122. Ермилов В. Н. В. Гоголь.-М., 1953.

123. Ерофеев В. Розанов против Гоголя // Вопросы литературы. -1987. -№ 8. С. 146-176.

124. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе.

125. Ефименко А. Национальная двойственность в творчестве Гоголя // Вестник Европы. 1902. - Кн. 7.

126. Жаравина Л. В. К проблеме национального характера в поэме Гоголя «Мертвые души» // Классическое наследие и современность. М., 1981.-С. 159-166.

127. Жаравина Л. В. Смех Гоголя как выражение идейно-нравственных исканий писателя // Русская литература. 1976. - № 2. - С. 109-119.

128. Жукас С. О соотношении фольклора и литературы // Фольклор.

129. Поэтика и традиции. М., 1982. - С. 8-20.

130. Зарецкий В. А. Идея духовного пробуждения во II томе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя // Классическое наследие и современность: Тез. докл. межвуз. обл. науч. -практ. конф. литературоведов. Куйбышев, 1986. - Вып. I.

131. Зарецкий В. А. Народные исторические предания в творчестве Гоголя: История и биография. Екатеринбург-Стерлитамак, 1999.

132. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916. - Вып. 1. - Умершие неестественной смертью и русалки.

133. Зелинский В. Критические разборы «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.-М., 1910.

134. Иваницкий А. И. Гоголь. Морфология земли и власти. М.,2000.

135. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. (Древний период). -М., 1965.

136. Ивинский Д. П. К гоголевской типологии характеров: «Галерея помещиков» в первом томе «Мертвых душ» // Русская словесность. 1997. - № 6. - С. 11-14.

137. Иезуитова Р. В. Литература второй половины 1820-х—1830-х годов и фольклор // Русская литература и фольклор (первая половина XIX в.).-Л., 1976.

138. Казарин В. П. Типология героя в русской литературе XIX века. -Симферополь, 1984.

139. Капица О. И. Детский фольклор. Л., 1928. - С. 85-142.

140. Карасев Л. Гоголь: онтология слова // Вопросы литературы. -1999.-№ 1-2.-С 345-348.

141. Карпенко А. И. Л. Н. Толстой и Н. В. Гоголь: (Изображение народа в «Войне и мире» и в «Мертвых душах» и его фольклорные истоки) // Лев Толстой: проблемы творчества: Сб. науч. тр-в. Киев, 1978. - С. 88102.

142. Карпенко А. И. Народные истоки эпического стиля исторических повестей Н. В. Гоголя. Черновцы, 1961.

143. Карпенко А. И. Фольклорный мотив дороги в творчестве Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого // Науч. докл. высш. школы. Филол. науки. 1980. -С. 17-24.

144. Карташова И. В. Гоголь и романтизм. Калинин, 1975.

145. Кирсанова Р. М. Превращения фрака «наваринского дыму с пламенем» // Н. В. Гоголь: Материалы и исследования. М., 1995.

146. Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1989. - Т. 4. - С. 208-211.

147. Кожинов В. К методологии истории русской литературы (о реализме 30-х гг. XIX в.) // Вопросы литературы. 1968. - № 5.

148. Кожинов В. Поэма Гоголя // Литература в школе. 1995. - № 2.-С. 28-35.

149. Колпакова Н. П. Русская народная бытовая песня. М.; Л.,1962.

150. Котляревский Н. Николай Васильевич Гоголь (1829-1842): Очерк из истории русской повести и драмы. Пг., 1915.

151. Кошелев В. А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов 1840-1850-е годы. Л., 1984.

152. Красильников С. А. Источники собирания украинских песен Н. В. Гоголя // Гоголь Н. В. Материалы и исследования / Под ред. В. В. Гиппиуса. Т. 2. - Л., 1936. - С. 377-406.

153. Красильникова О. А. Пословицы и поговорки в поэме Гоголя «Мертвые души» // Учен. зап. Днепроп. ун-та. 1954. - Т. 47 (Языкознание). - Вып. 7. - С. 49-72.

154. Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. - М., 1971.

155. Кривонос В.Ш. Гоголь и фольклорная традиция // Вестник Новгор. гос. ун-та им. Яросл. Мудрого. Сер. гуманит. науки. - Новгород, 1995.-№2.-С. 72-78.

156. Кривонос В. 111. «Мертвые души» Н. В. Гоголя и национальная культурная традиция // Современность классики: (Актуальные проблемы изучения русской литературы). Воронеж. - 1986. - С. 43-49.

157. Кривонос В. Ш. Мотив «связи женщины с чертом» в прозе Гоголя // Поэтика русской литературы. М., 2001. - С. 65-76.

158. Кривонос В. Ш. «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. — Воронеж, 1985.

159. Кривонос В.Ш. Мотив «заколдованного места» в «Петербургских повестях» Гоголя // Кормановские чтения. Ижевск, 1995. -Вып. 2.-С. 139-147.

160. Кривонос В.Ш. Мотив испытания в «Петербургских повестях» Гоголя // Гоголевский сборник. СПб., 1994.

161. Кривонос В. Ш. Мотив ребенка в «Петербургских повестях» // Творчество Пушкина и Гоголя в историко-литературном контексте: Сборник научных статей / Под ред. Е. И. Анненковой и В. Д. Денисова. -СПб, 1999.-С. 68-73.

162. Кривонос В. Ш. Образы-символы Гоголя в контексте христианской традиции // Художественный язык литературы 20-х гг. XX в. Самара, 2001. - С. 208-217.

163. Кривонос В.Ш. Сны и пробуждения в «Петербургских повестях» Гоголя // Гоголевский сборник. СПб., 1993.

164. Кривонос В. Ш. Притча о Кифе Мокиевиче и ее роль в «Мертвых душах» // Изв. АН. Сер. лит. и яз. - Т. 44. - 1985. - № 1. - С. 48-53.

165. Кривонос В.Ш. Фольклорно-мифологические мотивы в «Петербургских повестях» Гоголя // Изв. АН. Сер. лит. и яз. - М., 1996.1. Т. 55.-№ 1.-С. 44-54.

166. Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. -М., 1988.

167. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. М., 1978.

168. Крюков М. В. Гоголя зрящий глаз // Вопросы философии. -1996.-№9.-С. 23-38.

169. Кулиш П. А. Николай Васильевич Гоголь: Опыт биографии. -М., 2003.171. <Кулиш П. А.> Опыт биографии Н. В. Гоголя, со включением до сорока его писем: Сочинение Николая М. СПб., 1854.

170. Купреянова Е. Н. «Мертвые души» Н. В. Гоголя (замысел и его воплощение) // Русская литература. 1971. - № 3. - С. 68-71.

171. Купреянова Е. Н. Н. В. Гоголь // История русской литературы: В 4 т. JL, 1981.

172. Курганов Е. Я. История о том, как Гоголь рассказывал анекдоты // Поэтика русской литературы. М., 2001. - С. 59-63.

173. Лазарев А. И. Типология литературного фольклоризма. -Челябинск, 1991.

174. Лазутин С. Г. Русские народные песни. М., 1965.

175. Левкиевская Е. Е. Мифологическая лексика в русском, украинском и белорусском языках: Дипл. раб. МГУ, 1988.

176. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. Институт научной информации по общественным наукам РАН.-М., 2001.

177. Лихачев Д. С. Заметки о русском. М., 1984.

178. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. -СПб., 1997.

179. Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. -Л., 1976.

180. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традициирусского дворянства XVIII нач. XIX века. - СПб., 1994.

181. Лотман Ю. М. Гоголь и соотнесение «смеховой культуры» с комическим и серьезным в русской национальной традиции // Новый круг.- 1993. -№ 1.-С. 167-168.

182. Лотман Ю. М. О «реализме» Гоголя // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение (II). Новая серия. - Тарту, 1996.-С. 11-36.

183. Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллинн, 1992. - Т. 1.

184. Лотман Ю. М. Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине». К истории замысла и композиции «Мертвых душ» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М., 1988.-С. 235-251.

185. Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия//Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. ~М., 1988.

186. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя М., 1988. - С. 251 -292.

187. Лупанова И. П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. Петрозаводск, 1959.

188. Майков Б. А. Николай Васильевич Гоголь. СПб., 1909.

189. Макогоненко Г. П. Гоголи и Пушкин. Л., 1985.

190. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.,1994.

191. Манн Ю. В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. -М., 2001.

192. Манн Ю. В. «Сквозь видный миру смех.»: Жизнь Н. В. Гоголя 1809-1835 гг. М., 1994.

193. Манн Ю. В. Смелость изобретения: Черты художественногомира Гоголя. М., 1979.

194. Манн Ю. В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель критика - читатель. М., 1984.

195. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.

196. Маркович В. М. Герой и персонаж в поэме Гоголя «Мертвые души» // Филологический сборник. Алма-Ата, 1965. - С. 15-28.

197. Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л., 1988.

198. Матвеев Б. И. Античные образы в произведениях Н. В. Гоголя // Русская речь. 2002. - № 2.

199. Матвеев Б. И. Слово «дорога» у Гоголя // Русская речь. -1986. № 6. - С. 46-51.

200. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя: Пособие для учителей. М., 1979.

201. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. Саратов, 1980.

202. Медриш Д. Н. Слово и событие в русской волшебной сказке // Русский фольклор. 1974. Т. -XIV. - С. 119-131.

203. Медриш Д.Н. Фольклоризм Пушкина. Вопросы поэтики: Учебное пособие по спецкурсу. Волгоград, 1987.

204. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994.

205. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. М.,1963.

206. Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С., Сегал Д. М. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам. Вып. IV. - Тарту, 1969.

207. Мережковский Д. С. Гоголь и черт // Мережковский Д. С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М., 1991.

208. Милорадович В. Этнографический элемент в повести Гоголя «Заколдованное место» // Киевская старина. 1897. - №9. - Отд. II. - С. 55-60.

209. Мильдон В. И. Эстетика Гоголя. М., 1998.

210. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2.

211. Михед П. «Приватизация» Гоголя (Возвращаясь к русско-украинскому вопросу») // Вопросы литературы. 2003. - Вып. 3. - С. 94112.

212. Мочульский К. В. Духовный путь Гоголя // Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. - С. 7-60.

213. Музалевский М. Е. Циклы и цикличность в сюжетно-композиционном составе произведений Н. В. Гоголя («Арабески», «Женитьба», «Мертвые души»). Автореф. . канд. филол. наук. -Саратов, 2000.

214. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1998.

215. Набоков В. В. Николай Гоголь // Новый мир. 1987. - № 4. -С. 173-228.

216. Надеждин Н.И. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повести, изданные пасичником Рудым Паньком. Первая книжка. СПб., 1831 // Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. -М., 1972.

217. Назаретян А. П. Слухи как социально-психологическое явление и орудие политической борьбы // http:evartist.narod.ru/textl l/29htm.

218. Неклюдов С. Ю. К вопросу о связи пространственно-временных отношений с сюжетной структурой в русской былине // Тезисы докладов во второй летней школе вторичным моделирующим системам, 16-26 августа 1966.-Тарту, 1966.

219. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец ХУШ начало XX века. - Л., 1988.

220. Никифоров А. И. Народная детская сказка драматического жанра.-Л., 1938.

221. Новицкая О. В. Россия и русские в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». М., 1999.

222. Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работыв 2-х т.-М., 1989.

223. Острогорский В. П. Н. В. Гоголь. Литературно-биографический очерк. Вятка, 1902.

224. Павлинов С. Источник «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н. В. Гого'ля «Мертвые души» // Вопросы литературы. 1991. - № 11-12.-С. 318-324.

225. Переверзев В. Ф. Творчество Гоголя. Иваново-Вознесенск,1928.

226. Переписка Н. В. Гоголя: В 2-х т. М., 1988.

227. Перетц В. Н. Гоголь и малорусская литературная традиция. -СПб., 1902.

228. Пермяков Г. Л. От поговорки до сказки. М., 1970.

229. Песни, собранные П. В. Киреевским / Под ред. П. А. Бессонова М., 1874.-Вып. 10.

230. Петербургские балаганные прибаутки, записанные В.И Кельсиевым.-М., 1889.

231. Петров Н.И. Южнорусский элемент в ранних произведениях Гоголя // Памяти Гоголя: Научно-лит. сборник, изданный Историческим обществом Нестора Летописца. Киев. - 1902. - С. 53-74.

232. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991.

233. Письма В. В. Розанова к Э Геллербаху. Берлин, 1922.

234. Письма П. В. Киреевского к Н. М. Языкову / Ред., вступ. статья и коммент. М. К. Азадовского. М.; Л., 1935.

235. Поздеев В. А. Фольклор и литература в контексте «третьей культуры»: Автореф. дис. . докт. филол наук. М., 2003.

236. Позднякова Е. Г. Фольклоризм прозы Н. М. Карамзина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Челябинск, 2003.

237. Полевой Н. А. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. В. Гоголя. М., 1942 // Русский вестник. - 1844. - № 5-6.1. Критика.

238. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1973.

239. Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963.

240. Потебня А. А. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Харьков, 1894.

241. Поэтика русской литературы. М., 2001.

242. Прийма Ф. Я. Гоголь и народная Россия // Русская литература. 1988. -№ 1.-С. 27-43.

243. Проблемы типологии литературного фольклоризма: Межвузовский сб-к науч. трудов. Челябинск, 1990.

244. Прозоров В. В. Смысл заглавия поэмы Гоголя «Мертвые души» // Науч. докл. высш. школы. Филологические науки. 1987. - № 1. -С. 23-27.

245. Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература. 1964.-№ 5. - С. 58-77.

246. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

247. Пропп В. Я. Кумулятивная сказка // Пропп В. Я. Поэтика фольклора.-М., 1998.

248. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М., 2001.

249. Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М., 1998.

250. Пропп В. Я. Природа комического у Гоголя // Русская литература. 1988. -№ 1. - С. 27-43.

251. Пропп В. Я. Русский героический эпос. Л., 1955.

252. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

253. Пропп В. Я. Эдип в свете фольклора. Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук. - Вып. 9. - Л., 1944 (1945).

254. Пропп В.Л. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) // Пропп А.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. -М., 1976.-С. 174-205.

255. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

256. Пушкин А. С. Собр. соч.: В десяти томах. М., 1976. - Т. VI.

257. Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического анализа с приложением 2-х эпизодов о Гоголе. СПб., 1906.

258. Розов В. А. Традиционные типы малорусского театра XVII -XVIII вв. и юношеские повести Н. В. Гоголя // Памяти Гоголя: Сборник речей и статей. Киев, 1911.-С. 103-115.

259. Русская литература и фольклор (первая половина XIX века). -Л., 1976.

260. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия: Сборник / сост., подгот. текста, предисл. к разделам, коммент. А. Горелова. Л., 1984.

261. Русская сатирическая сказка. М., 1955.

262. Русское народное поэтическое творчество: Учебное пособие для филологических факультетов пед. ин-тов / Под ред. Н. И. Кравцова. -М., 1971.

263. Сазонова Л. И. Литературная генеалогия гоголевской птицы-тройки // Поэтика русской литературы. М., 2001.

264. Сакович А. Г. Сюжеты и образы русской народной гравюры в творчестве Н. В. Гоголя // Гравюра в системе искусств. СПб., 1995. - С. 62-67.

265. Самышкина А. В. К проблеме гоголевского фольклоризма (два типа сказа и литературная полемика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки») // Русская литература. 1979. -№ 3. - С. 63-70.

266. Санникова О. В. Польская мифологическая лексика в структуре фольклорного текста // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. - С. 44-84.

267. Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

268. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.,1995.

269. Слюсарь А. А. Проза А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя: Опыт жанрово-типологичского сопоставления. Киев-Одесса, 1990.

270. Смирнов И. П. Место мифопоэтического подхода среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского «Вот так я сделался собакой») // Миф фольклор - литература. - J1., 1978.

271. Смирнов И. П. От сказки к роману // История жанров в русской литературе X -XVII вв.: ТОДРЛ. Вып. XXVII. - Л., 1972. - С. 284-320.

272. Смирнова Е. А. Национальное прошлое и современность в «Мертвых душах» Гоголя // Изв. АН. Сер. лит. и яз. - Т. 38. - 1979. - № 2.-85-86.

273. Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.

274. Смирнова Е. А. Эволюция творческого метода Гоголя от 1830-х годов к 1840-м: Дис. . канд. филол. наук. Тарту, 1974.

275. Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»: Комментарий. Л., 1974.

276. Снегирев И.М. Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках. -М., 1932. Кн. 2.

277. Снегирев И.М. Русские народные пословицы и притчи. М.,1848.

278. Соболевский А. И. Гоголь в истории русской этнографии // Мирный труд. 1909.-№4.-С. 176-182.

279. Соймонов А. Д. Фольклорное собрание П. В. Киреевского и русские писатели // Литературное наследство. Т. 79. - М., 1968. - С. 121166.

280. Соколов Б. В. Гоголь этнограф. (Интересы и занятия Н.В. Гоголя этнографией) // Этнографическое обозрение. - 1909. - №2 - 3. - С. 59-119.

281. Соколов Б. В. Гоголь: Энциклопедия. М., 2003.

282. Соколова В. К. Этнографические и фольклорные материалы у Гоголя // Советская этнография. 1952. - № 2. - С. 114-129.

283. Соллертинский Е. Е. Русский реалистический роман первой половины XIX века. Вологда, 1973.

284. Софрыгина Т. С. Образ Чичикова в контексте анималистических мотивов // Эволюция форм художественного сознания в русской литературе (опыты феменологического анализа): Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2001. - С. 343-352.

285. Сохряков Ю. И. Восприятие творчества Гоголя в США // Науч. докл. высш. школы. Филологические науки. 1982. - № 4. - С. 24-32.

286. Сперанский М. Н. К истории собирания песен Н. В. Гоголя // Сборник ист.-филол. об-ва при ин-те князя Безбородко. Т. 8. - Нежин, 1919.-Отд. II.-C.1-46.

287. Степанов Н. JI. «Повесть о капитане Копейкине» и ее источники // Степанов Н. JI. Поэты и прозаики. М., 1966. - С. 239-240.

288. Степанов Н. JI. Н. В. Гоголь: Творческий путь. -М., 1959.

289. Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и комм. Ф. М. Селиванов. М., 1991.

290. Сугай JI. А. Гоголь и русский символизм. Автореф. . докт. филол. наук. - М., 2000.

291. Тамарченко Д. Е. Из истории русского классического романа. -М.; Л., 1961.

292. Тамарченко Н. Д. Русский классический роман XIX века. М.,1997.

293. Тарасова Е. К. Гоголь в немецкоязычном литературоведении (70-90 годы XX века). М., 2000.

294. Тарланов 3. К. Русские пословицы: Синтаксис и поэтика. -Петрозаводск, 1999.

295. Творчество Пушкина и Гоголя в историко-литературном контексте: Сб-к науч. статей. СПб., 1999.

296. Терц А. Собр. соч.: В двух томах. М., 1992. - Т. 2.

297. Тодд III У.М. Литература и общество в эпоху Пушкина. СПб.,1996.

298. Топоров В. Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина) // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. - С 7-111.

299. Топоров В. Н. Предыстория литературы у славян: Опыт реконструкции: Введение в курс истории славянских литератур. М., 1998.

300. Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке//Литературная учеба. 1990. - № 2. - С. 100-117.

301. Турбин В. Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. М., 1978.

302. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. - С. 198-227.

303. Успенский Б. А. Антиповедение в культуре Древней Руси //

304. Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1994. - Т. 1. - Семиотикаистории. Семиотика культуры. С. 320-332.

305. Устное народное творчество Вологодского края: Хрестоматия. Выпуск I: Былины. Духовные стихи. Легенды. Вологда, 2002.

306. Федотов Г. П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам.-М., 1991.

307. Фиалкова Л. Л. К проблеме «Гоголь и фольклор» // Фольклорная традиция в русской литературе. Волгоград, 1986. - С. 5760.

308. Фомин А. Гоголь и народное творчество // Познание России. -1909.-№3.

309. Фролова Е. А. Оценочные именования персонажа как средство его характеристики (на материале поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») // Русский язык в школе. 1995. -№ 3 . - С. 71-75.

310. Хализев В. Писатель и народная бытовая эстетика. Гоголь. Лесков. Их современники и продолжатели // Литературная учеба. 1982. -№3.-С. 131-141.

311. Храпченко М. Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М., 1984.

312. Храпченко М. Б. Размышления о системном анализе литературы // Вопросы литературы. 1975. - № 3.

313. Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода. М., 1953.

314. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX веков. М., 1967.

315. Чудаков Г. И. Отражение мотивов народной словесности в произведениях Гоголя // Университетские известия. Киев, 1906. - № 12.

316. Шенрок В. И. Материалы для биографии Н. В. Гоголя: В четырех томах. СПб., 1892-1897.

317. Шишмарев В. Ф. Несколько замечаний к вопросу о средневековой лирике // Шишмарев В. Ф. Избранные статьи. М.;Л., 1965.

318. Шкловский В. О теории прозы. М., 1983.

319. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М., 2002.

320. Шульц С. А. Мифологизм Н. В. Гоголя. Дис. . канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 1997.

321. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969. - С. 306-326.

322. Эль-Манаси А. С. Образ черта у Гоголя // Русский язык за рубежом. 1993. - № 2. - С. 83-95.

323. Эстетика: Словарь. М., 1989.

324. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М., 1999.