автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Синтетизм жанровой природы "Мертвых душ" Н. В. Гоголя

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Петров, Аркадий Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Синтетизм жанровой природы "Мертвых душ" Н. В. Гоголя'

Текст диссертации на тему "Синтетизм жанровой природы "Мертвых душ" Н. В. Гоголя"



Томский государственный университет

На правах рукописи

л/

. , , Петров Аркадий Владимирович

С У

УДК 82.091

СИНТЕТИЗМ ЖАНРОВОЙ ПРИРОДЫ "МЕРТВЫХ ДУШ'

н. в. гоголя

Специальность 10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук,

профессор А. С. Янушкевич

Томск 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА 1.............................................................................................................19

1.1 Проблема жанровой типологии "Мертвых душ" в контексте общей литературной традиции 1820 — 1840 годов...................................................................................................................................19

1.2 Проблема поэтической структуры первой части "Мертвых душ".............................................41

1.3 Идиллический мирообраз первой части поэмы и концепция национального бытия..........58

ГЛАВА 2.............................................................................................................85

2.1 Семантические и композиционные факторы, определяющие центральное положение шестой главы.............................................................................................................................................................85

2.2 Особенности восприятия и поэтика обработки элегической темы утраченной юности во второй части поэмы: исторический и эстетический аспекты.....................................................................91

2.3 Рецепция Книги Екклесиаста: основные вдеи и их преломление в образах поэмы.........112

2.4 Темы, образы и стиль оды во второй части поэмы......................................................................129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................1............158

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................161

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших направлений современного гоголеведения является изучение природы художественного мышления писателя. Сочетание этического и эстетического, поэтическая детализации образа и воплощение идей всемирности исторического процесса, всеобъемлемосги бытия; амбивалентная природа художественного универсума — все это выдвигает в центр сегодняшних споров и размышлений о Гоголе концепцию синтетизма его творчества.

Актуальность темы "Синтетизм жанровой природы "Мертвых душ" Н. В. Гоголя" обусловлена целым рядом проблем, возникших в гоголеведении и в связи с новыми аспектами изучения творчества писателя, и унаследованными из прошлых десятилетий. В предшествующие годы появление таких исследований, как "Гоголь и проблемы западноевропейского романа". А. А. Елистратовой, "Поэтика Гоголя" Ю. В. Манна, "О многосмысленности "Мертвых душ"" Е. А. Смирновой и ее же книги "Поэма Гоголя "Мертвые души"", "Сюжет Гоголя" М. Вайскопфа обусловило понимание того, что в творчестве Гоголя разножанровые ориентации играют немаловажную роль. Однако на уровне поэтики, несмотря на относительно недавние работы С. А. Гончарова, А. X. Гольденберга, Е. А. Суркова, С. Коцингер, Р. М. Гафарова1, обращающихся к роли различных жанровых стилей в творчестве Гоголя, концептуальное описание природы синтетического единства поэмы еще не проведено. При этом само понятие "синтез", со

1 См. Гончаров С. А. Н. Гоголь, Г. Сковорода и учительная культура. Постановка проблемы // Н. В. Гоголь: проблемы творчества. Межвузовский сборник научных трудов. Спб., 1992. С. 27-48.; Гольденберг А. X. Фольклорная утопия в "Мертвых душах" // Там же, С. 113-124.; раздел монографии Е. А Суркова Синтез жанрово-стилевых традиций в "Шинели" Н. В. Гоголя // Сурков Е. А. Русская повесть первой трети XIX века (Генезис и поэтика жанра). Кемерово, 1991. С. 122-135.; Коцингер С. Возвышенное у Гоголя: власть риторики и возвышенное искусство // Традиции и новаторство в русской классической литературе (...Гоголь...Достоевский...). Межвузовский сборник научных трудов. Спб., 1992. С. 3-24.; Гафаров Р. М. М. В. Ломоносов и Г. Р. Державин в творческом восприятии Н. В. Гоголя. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 1996.

всей очевидностью востребуемое в гоголеведении, нуждается в методологической четкости. Требует осмысления тот факт, что формы поэмного синтетизма воплощаются в контрастной и разностилевой структуре, порождающей представление о парадоксальной целостности "Мертвых душ".

Такое представление о парадоксальной целостности свидетельствует о незавершенности исследовательского процесса, так как с методологической точки зрения парадокс — это следствие неурегулированности теории и практики.

Научная новизна настоящей работы определена комплексным характером проблематики, потребовавшей привлечения широкого историко-литературного материала, в том числе и впервые вводимого в обиход научной дискуссии. В этом отношении научные результаты могут быть сформулированы следующим образом:

1. Раскрыта роль малых жанров русской поэзии (идиллии, элегии и оды) в поэтическом строе "Мертвых душ" и их влияние на характер поэмного синтетизма.

2. Определены концептуальные отношения "Мертвых душ" с ведущими жанрами историко-литературной эпохи второй половины ХУШ — первой трети XIX веков, что позволяет по-новому осмыслить проблему романно-поэмной неопределенности гоголевского произведения.

3. На фоне развития русской нравственной философии (рассматриваемой в формах поэтического воплощения) исследована рецепция Книги Екклесиаста, которая является принципиально важной для понимания этико-философской позиции поэмного автора; концепции и проблемы национального бытия; отношения вечного и временного в образе национальной и общечеловеческой истории.

Выделение субъективно-исторического начала при обсуждении природы синтетизма "Мертвых душ" и внимание к структурно-поэтическим особенностям поэмы определяет методологию исследования, в основе которой лежит системный подход и сравнительно-исторический метод, необходимые для постановки и научного описания проблемы жанрово-стилевого начала эстетического мышления Гоголя.

Основная методологическая установка возникает из необходимости описать идею, идеал и жанрообразующие мотивы, темы и образы как целостный акт эстетического мышления Гоголя. О выражении идеального начала как в художественных, так и в публицистических произведениях писателя можно сказать то, что оно тяготеет к

универсальности, в то время как идеи и воплощающие их образы или понятия сугубо конкретны (идеи Гоголя часто расцениваются даже как тривиальные). Преобладание эстетического начала рождает оригинальную философию, в которой общие предметы выражены художественным языком, а идеология занимает подчиненное положение.

В этом случае особого подхода требует осмысление устойчивых, содержащих обобщенную семантику форм, используемых Гоголем как идеальный срез воспринимаемой традиции. Одновременно следует учитывать то, что отношения Гоголя с традициями литературы начала ХЕХ века требуют нелинейного подхода. Гоголь не просто воспринимал "отстоявшиеся" эстетические факты — он сам формировал новую эстетику и преобразовывал традиции русской литературы. В этом случае "идеальные" элементы традиции следует рассматривать как факт субъективно организованной системы. Отсюда возникает потребность в герменевтическом подходе к отдельным эстетическим высказываниям автора "Мертвых душ".

Наиболее адекватное соединение идеального и идейного начал воплощала в себе русская поэзия — практически на всех этапах исторического развития от второй половины XVIII — до первой трети XIX века. Поэзия оказала важнейшее влияние на эстетическое мышление Гоголя. Это влияние разнообразно раскрывается на протяжении всего творчества писателя, как в первых поэтических опытах ("Ганц Кюхельгартен", "Италия"), так и в поздних "Выбранных местах из переписки с друзьями". Отбор материала, содержание литературно-критических высказываний ("Арабески", "Выбранные места из переписки с друзьями") и поэтика рецепции конкретных жанрообразуюьцих стилей русской поэзии позволяют представить концептуальное отношение Гоголя к поэтическому наследию (прежде всего Ломоносова и Державина), а также к поэзии современной.

Лирика в понимании Гоголя принципиально совмещала в себе характер эмоционального воздействия и способность к выражению глубокого миросозерцания. Если для раннего периода творчества писателя было важно как можно более точно описать и дать представление обо всех сторонах лирического произведения (например, в статье "Несколько слов о Пушкине"), то в поздней "Переписке" лирическая философичность и лирическое воззвание воспринимаются Гоголем в их неразрывном единстве. Представления о возвышенном или о "жестком" лиризме в конце 1840 годов

окружены вниманием к историческим путям развития русской поэзии2. По отношению к тому образу и характеру авторского слова, которое возникает в сочетании лирического воззвания с философскими мотивами, такие "непобудительные" жанры, как элегия, раскрьюают, по мысли Гоголя, важнейшие стороны авторской душевной и духовной жизни.

Таким образом, весь корпус лирических жанров Гоголь рассматривает в качестве идеального единства, составляющего субъективно-исторический образ автора. Не случайно, представляя современников Пушкина и феномен развития русской поэзии, Гоголь упоминает три имени — Дельвига, Козлова и Баратынского. Он пишет: "Вокруг него <Пушкина> вдруг образовалось их целое созвездие: Дельвиг, поэт-сибарит, который нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая залпом всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах; Козлов, гармонический поэт, от которого раздались какие-то дотоле не слышанные, музыкально-сердечные звуки; Баратынский, строгий и сумрачный поэт, который показал так рано самобытное стремление мыслей к миру внутреннему и стал уже заботиться о материальной отделке их..." (VIII, 385-386)4.

В трех лицах русских поэтов поэзия охватывает, по представлению Гоголя, всю эстетико-философскую сферу — от эпикурейства к гармонической середине и до стоического начала, тем самым выражая идеальное состояние отечественной культуры как заведомо полное.

Все эти начала переплавляются творческой энергией Языкова, сочетающего мысль, восторженное парение и движение души, характерное для элегической ламентации и философской лирики Е. А. Баратынского.

С каждым из этих начал в сознании Гоголя прочно связаны конкретные жанры, репрезентирующие суть творчества упомянутых поэтов— идиллия (жанр Дельвига),

2 См. его статью "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность".

Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, курсив наш.

4 Здесь и далее сноски на произведения Гоголя даются по Полному собранию сочинений: Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14-ти т. М.-Л, 1937-1952., и размещаются в тексте с указанием в скобках номера тома и страницы.

элегия (песня) Козлова и ода, синтезирующая потенциалы суровой мысли и лирического воззвания.

Такое восприятие отвечает тенденциям развития русской поэзии на рубеже XVIII — XIX веков. В отличие от "больших" поэтических жанров, малые жанры русской поэзии своими связями оформляли категориальные отношения новой эстетики. Сближение идиллии и элегии в начале XIX века выражало сложный комплекс идей, проводимый с помощью жанровой семантики, разграничивающий пространство идеального и реального, объективного и субъективного, национального и индивидуального. Связи элегии и послания, рассматриваемые с той же точки зрения, основывались на проникновении в обобщенную, и к середине 1820 годов ставшую уже шаблонной образность, индивидуального голоса и субъективных мотивов.

С другой стороны, влияние одического начала на жанры идиллии и элегии было важно в плане философичности обобщения, привносимого семантикой стиля и традиционными образами оды5. Синтетический потенциал образной системы малых жанров русской поэзии имел значение и для литературы этого периода в целом.

Влияние поэзии на прозу следует рассматривать как трансляцию эстетической системы. В этот период каждый лирический жанр по-своему говорил и о другом жанре, поэтому для системы лирики было характерно тяготение жанра к перерастанию в направление6, к семантике которого одинаково обращается как поэзия, так и проза.

Взаимовлияние поэзии и прозы началось задолго до золотого века поэзии, и в некотором смысле самодостаточность поэзии в период 1810 — 1820 годов XIX века затушевывает межжанровые и межродовые связи, позволяющие рассматривать тенденции

5 О влиянии ломоносовской оды на произведения А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, К. С. Батюшкова, Н. М. Языкова и М. Ю. Лермонтова см. в статье: Лебедев Е. Н. М. В. Ломоносов и русские поэты XIX века// Ломоносов и русская литература. М., 1987. С. 296-339.

6 Об оде Ю. Н. Тынянов писал: "Ода была важна не только как жанр, а и как определенное направление поэзии". Цит. по: Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 245.

поэтизации и прозаизации материала (употребляем это понятие в терминологии М. М. Бахтина) как единый процесс7.

Исторически полноценными сегодня видятся следующие связи: горацианская ода — идиллия (по преимуществу западноевропейская) — сентиментальная повесть8; элегия, баллада — романтическая повесть; элегия, идиллия и роман9, романтическая поэма — романтическая повесть. Более интересные для нас влияния элегии и идиллии на жанр романа основываются уже не только на заимствовании образов и мотивов, но и на общности жанрово-поэтической концепции, сопоставимых мирообразах и философии.

Э. И. Худошиной на фоне мировоззренческих сближений и процессов взаимовлияния выделяется феномен синтетичности стихотворной повести10, сочетающей в лоне пародийной стилистики новые прозаические темы и лирический потенциал стиховых ритмов. Внутри стиха новые прозаические темы наследовали поэтические связи и модели обобщения, обогащаемые совмещением различных стилевых начал, задаваемых как пародийной эстетикой, так и обобщением в единое художественное пространство "низкого" и "высокого".

В этом контексте становится очевидным историческая обусловленность понятия синтетизма, применяемого к "Мертвым душам" — понятия, описывающего феномен целостности, основывающейся на жанрово-стилевом различии. Такой синтез по сути

7 О взаимовлиянии поэтических и прозаических жанров в романтический период развития русской литературы см. Канунова Ф. 3. Эстетика русской романтической повести (А. А. Бестужев-Марлинский и романтики беллетристы 20-30-х годов XIX века). Томск, 1973.; Манн ЮВ. Динамика русского романтизма. М., 1995.; Федоров В. И. Жанр повести и баллады в переходный период от сентиментализма к романтизм)' // Проблемы жанров в русской литературе. М., 1980. С. 39-47.; Маркович В. М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма // Жуковский и русская культура. Л., 1987. С. 138-166.

8 См. Сурков Б. А. Русская повесть первой трети XIX века (Генезис и поэтика жанра). Кемерово, 1991.

9 См. ЛяпушкинаЕ. И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова "Обломов". СПб., 1996.; Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 374-377.

10 См. Худошина Э. И. Жанр стихотворной повести в творчестве А. С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне", "Медный всадник"). Новосибирск, 1987.

своей является формой, выражающей авторскую философию, усматриваемую в соединении идейно-тематического содержания различных жанровых субстратов, и принципиально отличен от форм заимствования или однократных рецепций узнаваемых тем и образов других жанров.

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" оригинально развивает синтетический потенциал традиции русской поэзии и раскрывает преемственность развития эстетического сознания Гоголя и его взглядов на лирическую поэзию.

Так как целостное исследование "Мертвых душ" с точки зрения места поэмы в контексте русской поэзии второй половины XVIII — первой трети XIX веков еще не проводилось, мы считаем оправданным представить историю вопроса как ряд срезов, предполагающих осмысление методологических или концептуальных подходов.

Проблема жанровой типологии "Мертвых душ" была поднята в современной Гоголю критике. Существо полемики В. Г. Белинского с К. С. Аксаковым исследовано достаточно хорошо, поэтому мы хотим обратить внимание на то, что сама постановка проблемы принципиально потребовала привлечения широкого фактического материала. Направление сравнительной типологии остается актуальным и сегодня, хотя за едва неполных полтора столетия в рамках этого направления к контексту "Мертвых душ" отнесено огромное количество произведений самых различных жанров. Что, в свою очередь, породило еще одну проблему. К середине 1990 годов этот материал потерял сколько-нибудь обозримое единство, задавая новый виток поиска основы синтетического единства образной системы "Мертвых душ".

Вследствие двух указанных причин в ра