автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Фольклорные традиции и особенности романтического стиля ранней прозы М.О. Ауэзова

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Уразаева, Куралай Бибиталыевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Фольклорные традиции и особенности романтического стиля ранней прозы М.О. Ауэзова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фольклорные традиции и особенности романтического стиля ранней прозы М.О. Ауэзова"

РГ6 од

КОСКСВСКНЛ ГСдДАРСТВЩЩ УНИВЕРСИТЕТ таеня У.В.ЛШС1ЮСОВА

2 Ь ШОП 1293

ФялолоппвсхЕа факультет Кафздрз история русской датературн XX веха

На права! рукопязг

УРАЗАЕВА Куралэй Бибитагаевна

СОЛШОРШЕ ТРАДИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РША1ГГИЧЕСКОГ" СТИЛЯ РАННЕЙ ШШ1 Н.О.АГСЗОВА

Сюншьеость 10.01.02 - ¿нтерэтура нарололг i

(совэтского пэркодз).

Автореферат-днссерташш на сояскашэ учегой стопэнз кащщата ^ялолопивскнх наук

Мосжва - 1993

PafoTa выполнена на кафедре нсторяп русской литератур! XX веке биологического факультета Московского государственного университета вмели К.В.Ломоносова.

Научный руководитель

- доктор реологических наук, профессор Х.Г.Корогла.

Офпшалыше оппонента

- доктор фтюгнческнх наук, профессор А.И.АлиеБв;

- кандидат филологических наук, доцелт Г.А.ГсрЗатша.

Ведущая организация - Институт искусства и литера-

тура имени М.О,Ау»зова Нзци-ональной Шдешгтесну&шкя Еаэа1С1ьн.

Заснта доссертида состоится 1993 года на за

седалаи сдащшиащованного соьетэ Л CS3.05.I2 при Московском государственном ущверситете тот К.ВЛомоносовз.

Адрес: 115393, Москва ГСП, В-234, Ленинские гора, I корпус гуманитарных Сакультетоь, {шологическнй факультет.

С диссертацией »¿окно ознакомиться в Научной опсдиотехе

ЛГУ.

Автореферат разослан ¿¿^-ОЛ-^Я 1993 года.

УЧЗЕЫЗ селрбТЭрЬ

спецаализированного совета

^К-П.Кугрпв

Реферируемая диссертация посвящена исследованию фольклорных традиций и особенностей романтического стиля ранней прозы М.Ауэзовэ.

Актуальность роботы определяется тем, что с творчеством писателя исследователи связывают один из путей развития казахской литературы, - способ освоения действительности, ориентированный на эстетику казахского эпоса. Фольклорные традиции обусловили истоки и формы проявления романтического стиля М. Ауээова.

Проблема влияния фольклсрно-зпического мышления на казахскую прозу, в частности, раннкз рассказа М.Ауззова не стала предметом специального исследования. Мезду тем в литерэтуряо-крлтнчосккх статьях1 И.Ауззов подчеркивал, что проблема генезиса казахской прозы неотъемлема' от традиций фольклора' - это серьезная научная проблема.

Необходимость нового взгляда на истории казахской литературы в ракурсе фольклорных традиций обусловлена отсутствием удовлетворительной в научном отношении классификации ханрев фольклорной прозы2, сохраняться противоречивостью в периодизации казахской литература, недостаточной терминологической разработанностью казахского литературоведения^. Становление и

1 Ауэзов М.О. Собрание сочинений в 5-и т. - .!<.: Художественная литература, 1973. - T.I. - С. 148, 251.

2 КгскэОасов С.А. Казахская кесказочная проза. - Алма-Ата: Пэра, 1930. - С.51.

3 Ахгетов З.А. Методологические проблемы разработки терминов в казахском .тсрзтуроЕЗДзккл // Известия АН КазССР, серия филологическая. ~ 1989. - я. - ело.

^ориирсшашэ казахской проза, в частности0 шрпод . развитая СольклорноЭ градация ках источника и доширувдего стилевого течения, относят к разнощ- врекевд*.

Именно в таком аспекте рассказа М.Ауэзова 20-30-х годов представляют богатый материал да исследования.

Цель настоящей работы состоит в следушем: выявление особенностей развития казахской литература, общих тенденций в русле литературного процесса, которые когут быть соотнесены с аналогичными явлениями других литератур. Задачами исследования являются: I) пошкка нового решения проблемы периодизации творчества М.Ауозова и клэссп{икашш его рассказов; 2) рассмотрение зкзнроЕсй специфики рассказов Ы.Ауэзова в аспекте фольклорных традиций; 3) изучение влияния ва становление нанрэ рассказа поэтики древнетюркского эпического творчества, даста-на, казахской бытовой сказки, романического эпоса, народной проза, мифологической семантика.

Для того, чтобы перечисленные целя коми быть достигнута, понадобилось 'ответить на несколько вопросов: как спещфжа жанровых истоков прозы ¿уэзова проявилась в структуре эстетического идеала, типологии героя, мотивах отчуждении героя от действительности, формах воплощения психологического анализа, пейзаха, композиционно- сгкеных средствах? Как протекает про-

4 Адибаев И.Х. О поэтике повестей и рассказов М.О.Ауэзова двадцати годов. - Алка-Лтз, 19(37; Какснлыков Д.2. Проза М.Ау-ээова 20-30-х годоз (психологизм. конфликт, повествовательные формы). - Алма-Ата, 1984; Кадралинова М.Т. Ыифопозтическнз кожи в казахских советских романах 20-х годов. - Аяга-Ата, 1939.

цесс жанрообразования и дифференциации глпров на ранних этапах становления казахской прозы? Почему сохраняются фольклорные традиции в творчестве Ауззова н в условиях отхода от поэтики эпоса?

Научная новизна работа состоит в попытке исследования рал-ней прозы Ауззова в контексте фольклорных традиций. В роботе обоснована ни ель ' о влияния традиция фолшорно-эшческого кш-ления на романтическиЗ стпль молодого прозаика. Представляется ваяли разграничение национальной традтвз! и переосмысления гшчзских традиций в творчестве !.!. Ауззова. Рпервне как источник романтических тенденция в поэтике Ауззова рассмотрены яреЕКэткрксш зплческая традиция, романический зпос, соцяаль-. яо-СнтогоЗ опое. Проблема хэяровсЯ типологии прозы Ауззова пс-слздувтся в зависимости от ее ганрошх истоков. Причина упадка г^нрэ рассказа в казахской литературе в 30-е года анализируется б связи с особенностям развития фольклорных традиций. В работа предпринята попытка исследования резлистяческях теяден-!Её нз стаднн формирования. Для решения обозначенных проблем представляется необходимым обращение к теоретическим воззрекя-я.ч Ауззова . на проблема изучения казахского Фольклора _ и худо-гественнса прозы в 40-50-е годы.

Задачи работа. определили н принципы отбора литературного матэризла. В центре внимания автора рассказы 20-ЗО-х годов, еоэтекэ которых тяготеет к трздшщям Фольклорзо-эшпзского ¡.оелзпл п созд-зет возгжстость реконструкция рсман-имзского стиля рапшЗ прозы И.Ауэзоез. Кз произведения нссле-дуе.пого периода в работу кз есплз рассказа "Ученый грвхданин" (1923), "гзеггьсэ" (1923), трззредлтргя песета" (1925), цикл "Стегсш картипи" (1925), се солзрггзаз материал для пз-лагаеглЛ кенцзпщя.

Методологической остовой работы является, системво-целост'-

кое поюмапие произведем, а также представление о содержательности художественных фурм.

Научная и практическая значимость работа. Результата исследования югут Сыть использованы при дальнейшей разработке курса "История казахской литературы", при составлении курсов и пособий по исторической поэтике, а также в спецкурсах по анализу прозаических произведений.

Апробация работы. Основные положения работы отражены в публикациях по теке диссертации. Диссертация обсувдепа на заседании кафедры истории русской литература XX века филологического факультета МГУ имени Н.В.Лсмоносова (14 апреля 1993 года).

Реферируемая работа иыеет следующую структуру: введение, дао главы, заключение и список использованной литература.

. СОДЕШНЙЕ РШШ

В первой части введения дзется обоснование актуальности темы диссертации, рассматриваются граница исследуемой прблеш, формулируются цель и задачи работы. Во второй - история связи художественной прозы с фольклорной традицией, отношение к дискуссии ' 20-х годов о перспективах развития казахской литература, основные направления исследования ранней прозы М.Ауззова.

Труда по казахскому литературоведении интересовали автора с позиции историко-литературного контекста (работы, посвященные проблемен становления и формирования казахской даерату-

,ры)5. .проявления фюльклорязна6, опыта изучения наследия Ауэзэ-ва^. Особенно привлекли внимание автора диссертации последних лет, юдшмавдие проблем поэтизш Ауэзова исследуемого периода8. Большую пошць сказали исследования казахстанских фольк-

? Бердибаев Р. От легенды к рогачу. - Аггз-Ата: Казусы, 1976; Елеукеиов И.Р. От фольклора до ршаяа-зпопен. Алма-Ата, 1907; Какигев Т. йдейно-творческг.е вопросы казахской советской литературы в период ее становления (1917-1929). - Алгз-Ата, 1959; Кедрина З.С. йз живого исго'дпкз. Счергл советской казахской литература. - М. ".Советски! писатель, I960; Раншовз Н.Л. Стилевое искания казахской советской проза 30-х годов. - Алмаза, 1987; Сатпаевэ CJ.K, Казахская литература и Восток. - кл-иа-Ата: Наука, 1902; Тшыбекова С.Б. Типология казахской исто-¡жзской повести. - Алма-Ата, 1905 и др.

6 Бердкбаев Р. Роль фольклора в развитии казахской литературы // Советская тюркология. *- 1989. - J5; Дхолдасбеков М. Лревне-тюркскнз литературные памятники н их отношение к казахской литературе. - Алма-Ата, 1969; Калралшоза М.Т., там Уккбге-вз М.К. Фольклорные трздгаш в современной казахской лирике. -

... IV [ Л --t (,

7 Келргяэ з.С. Творческий подвит М.Аузгсва. / Ауззсз И.О. Собранно сочинений, - T.Is Уэдадою А. М.О.Ауэзов как ученый-фольклорист. - Алмз- Ата, 1966; Нуркатов А. И.Ауззсв. - Алг.'з-¿та: I-Сазгосллтяздз?, 1958 и лр.

8 Ai-'Оаев М.Х. № --ч; затешакоз А.З. Тая нз; Кунаев Д.А. И.

Дузгоз з яисОда-ej твсрес?:сге освоения художественного ,оянта русско.2 лглерэтуры. - Araa-Aia, ICS7.

. > s

дорастав.

В тою?,! гдэдс "Трздшз казахского эпоса в раахазох П.-¿чазова" ам-ср йрдзагкт ш5св}шц;ш произшзша щсашя, основанную аз шцкйи* рогаатазского стала, toc-

so.®e?íí к пробить saupom естокси. Кхмдобзндэ ршаткзс-ш ггенде&т* аредотзшетса вогкозккгм в контексте воин понятия о периоддзаш аихературц, базярущахся на проблема взаимоотношений аудойпка и действительности.

Ваясненке üctokob казахского рзсшза EKesi исшгешжеоо значение для гожмзш его патвшмааой спэдзфая. В псрьш параграфе первой гласи "Рассказ-Ерша a tpasnsm соцаальз-батового сноса" обосновано шаианко ханровоЗ срерсяа врагчд и обуслоатанпость ее Сляыдарнсй остетжой. Осшкекя Езярзш-елйлЗ} анализа рассказов "Сиротская доля" (IS2I), "Сирота" US25), "Серий Лика* U920) явшшсь шюлотяя героя» врэдда образной osn-ess» фзрш и-^йз^-а, приеьз врекганого рэзреЕзшя. fSopra г.сьзоз12шонно-сшет1;ого еятсгеа в ракурсе разшая шяеских «градаций.

ií сщетурз йстешеского идеала б яворчзтево 'й.Ауэвозз проявилась íasaa особенность щасаа .шерагур, как "садаа-

^ Азябаева Б.У. Казахски? народаз рскгшзсш дзетш* -Ташкент, 1984i Дзумалаев X.» Габдуллнн. М, О saaas.cjr.oh зпосе // Казахский эпос. - Алма-Ата; Казахское государственное - издательство художественной гатерзтура, 1958; Каскабасов С.А. Казахская несказочная проза. - Алма-Ата; Наука, 1990; Конратбаев А. Древнетаркская поэзия и казахский фольклор. - Алма-Ата, 1971 И Др.

■•:эя кепкрзжмь романтического яродгзта*10. Сядагаизя оркзн-ташя ?'.0'П203 отчугягппя з прозе Аузгсва ойлснается с позшш дозезржх представлений казахского изродэ, даздаегваихся лоз глпякизи ¡^.¿с^этзекого Ежиаязя л надо:». Логзтерство писателя - з сщу'.^ш. объеклщовзть шивы опугжжвя.

Опичзскуп природу обнарустсзт типология героя. Кскяма-теядасть героев в дао лрэдстовяяаЛ сказочного я героичекого ?яоса создается реализацией пяявов спротство, одшочестгз, социально?, обездоленности* Способом рсшггкаазя герозв • стзио-ится такз» проблема ши, свобода, героической ¿'зртвеняостя, хзраг.тер рететш которой проявляет гр?ю:цу нгционэлшоЗ традиции з 1ворч5сгс9 прозаика. Осрка роу.эатачзсксго сознания конструируется сесрзльнсЗ лрнрюдог\ гу.г-з как основой гоззрепсских крздстйглсняй. Отсгдз з гякоскэя пзлрзвл-ллюсть котивсз о> чухзыш.

В границах трэзщяа«. стгшх длд поэтам казахского эпо-сз, "нндгрсза" г-отпз фолшор:юй пзСршюстз героя. Эпичзсхзя ягрмязшя - основа рсйг-ггйчзского стллл Ауззовз а пршпшн О^СЗНСЯ СНЯвКЯ. ггаггескса ЛД0ЭЛКЗЗШ1Я, ОТрЗЯЗВДЗЯ вэродаав црздствжяия о чзстя я ¿осгсанснз, ирздполггзлз в качестве гоэтетгдагго таот.стнческого пряема гклерболу. В ийорв зш-•?Сг.И';?и?ЯЗ! гзрооз писатель сенорухгаизт реШЗЕЙЯ, В0СХ0ДЯ323 к .ж-ъгятккжЛ згсшско Л тршшк а сказочному гпосу; основным »к*в?ся рчзрзботк*- кики» гензелошесш. логш - иотява катерн 'Л С 1Ц&,

ПС'Ш;"! ПС37.0ЛСт0СК01Ч> .томл?? дзйств?Л пзрсонокзй яс-«здовшв т только с асзяквй ^с'ыслсрясй еснсза тяшота ге-

10 Г;.'Д£ЛЗ Л.А» Рсггоит:гм л - £г-'ку: -л. 1372, - С. 13.

з

!«!ц ко к прнекое разрешений конфликта* Рассказа М.Арзова ■ сэ-хрэкнла культурную ориентации на архаические традщйи.' Тыш-1юе проявлении одной из ещ - смерть героев не косит характера романтической оппозиции действительности. Бегство от смерти осуадолось и шзманистскши легендам!, и исламом. Вместе с тем элементы Дологического в смерти героев позволяй1 о<5озяачлть связь возвныенного и трагического.

Обнаруживает фольклорную природу и. сшсетослодаше. Попытка структурного анализа сшета мотивирована особенностями поэтики Ауззоьа: разработкой архаического корпуса . сакральных мотйьов, обусловивших коллизии и способы разрешения конфликта, романтк-зируюцих содержание. опора на исследования в "власти типов сюжетной организации, характерных для тюркского фольклора11, позволила выделить в прозе .Ауэзова модификации гвдштпо контэмини-ровзшах песен.

Композиция рассказа Ауэзова в аспекте эпических "Традиций обнаруживает также известиу» каноничность: устойчивыми ее качества™ являйся даахронизм, одногеройность, использовании параллелизма, повтора, введение лирических отступлений, экспозиции. Общепринятая точка зрения • на жанр как определенную композиционную структуру определила предложенные варианта исследования.

$орш композициенно-сюкетаогс единства в контексте эпичес-

11Еирыунский В.М. Тюркский героический эпос. - 11.: Наука, 1374; Корош Х.Г. Трансформация заимствованного скшта • (по материалам эиоса народов Ближнего Востока и Средней Азии) // Фольклор. Поэтическая система.. }/,.: Наука, 1977; Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. - Л.: Наука, 1988 и др.

,ких изгоков соотносятся с попытками психологического анализа. Существенными признаками исследования личности героя оказываются принцип контрастности и идея гармонии личности.

Характеризуя рассказ "Сиротская доля" как рассказ-притчу, ма идем но пути сближения прозы М.Ауэзова со стилем кшгсзюго эпоса. Отмечены и признаки романной природы, проявившиеся в "конститутивных чертах эпопеи как жанра"12. Развитие традиций социально-бытового эпоса в рассказе-притче "Сирота" привело к отсутствия детализации, итерболизму образов культового значения, намеренному отказу автора от оценки изображаемого, следам поэтической архаики в композиции, отношении к природе как автономному миру, взаимопроникновении ¡«Дологическою а этиологического. Рассказ "Серый Лгой" обнаруживает пересечение поэтам сказок о ¿звотных к сказок об охотниках. Симю'лическиЯ характер зпкчсских традиций я огрэшшз степного кодекса определяли слояюе взааюпроникповеш реалистического и романтического язчал.

Во втором параграфе первой главы "Древнетюркская эпическая традиция как источник романтических тенденций" конкретизирована и разработаны более обстоятельно сакральные мотивы, интерпретируемые в работе как традиционно романтические (мотивы ночи, смерти, сновидений), н мотивы генеалогических легенд (мотив сироты, обездоленного, старца, катери, пастуха). Древне-тяркская эпическая традиция исследована с позиций мифологической семантики, слогного соотношения эпического текста и подтекста.

2 Бахтин Н.М. Литературно-критические статьи. . - I!.: Худо::ест-£-знн5Я литература, 1986. - С.401.

К формам эпического подтекста, кроне корпуса сакрзлышх мотивов, отнесена образы культового значения (гора, лупа, солнце, земля, дерево), фоцшруше концентрические модели мирз, и образа тотемного рада (волк, конь, овца), ваявлящие утилитарную прщюду прекрасного. К понятий эпического подтекста в работе применено ' понятие традиционной форму«ьности языка, выражаться в использовании эпитетов цветовой категория (когда наблюдается мифологизация белого, красного, черного цветов), животной символики, символическом трактовании категории темпо-ральности.

Древнетюркская З1шческая традиция составила самостоятельный архаический пласт в поэтике Ауэзовэ, поэтому обращение к результатам этнографических исследований тюркских и монгольских народов также представляется оправдашш.

Исследование пейзажа как ío¡<.-J эпического подтекста велось в русле эпических традиций - воссоздзкии писателем принципов фольклорного антр.пошрфцзма и параллелизма. Ьперше в рассказах Ауэзова . цейзза предстазт как лопатка психологического ана-лизз. Точка арония авторе противопоставлена традиционной» согласно которой пейзажи сцена в творчестве I!.Ауэзова - развитие традиций русской классической литература.

Романтический стиль ранней прозы Ц.Дуззовз - результат контактно-генетических связей с казахским фольклором. В дискуссии 20-х годов о пересиективах развития казахской литература поднималась проблема романтического аспекта устного творчества народа. Неприятие ее явилось одной из причин трансформации литературного процесса в Казахстане, ¡¿заду теы функциональное значение фольклорного материала определяя национальную специфику казахской проза на стадии ее формирования. Очевидна связь рсиантичзшн'о ' стиля Ауэзова с романтический ас-

пектсч казахского народного творчества. Наиболее последовательно-') развитие традиция фольклорно-зготеского каления позволило объединить рассказы "Сиротская доля", "Сирота", "Серый Лютий" в одну кадровую группу.

Во второй глава "Реалистические и романтические г.отнеы в рассказах !/.Ауэзова" исследована .тиряческая Проза (рассказа о любви) середам 20-х годов, тогда пятился отход от эстетики казахского эпоса, я окончательное с-гаиовлзннз реалистического типа мышления в рассказах 30-х годоз»

В первом параграфе • второй глава *Трздшщ рсмадаеского эпоса в лирической прозе М.Ауэзова" обосновано вдмешв новой ягнровой груши. Рассказы "Красавица в траура" (1925), "Кто' Еяноват?" (1923), "Теня прошлого" (1925) - о!Ш лгрико-филоссйского осмысления ' копкрсгосЗ слтоцез, Протш>рочяя соця-альноЯ дейстЕлтельпостя, беслроктоз - по"о=е:-шз героя, сзгтат степных нрзвов, отголоски лекгрлз - рзалгстнческиЗ фон повествования, ксятрзстирущяй с романтической форкой прогявос-тояния гсроез деЗстжельностп.

Результаты исследований казахского ропанзч'оского гяосв л дгсталэ13 позволила выделить новпэ форта' проявления романтического стиля Аузговэ и рзссггагрява ть фолыглорш трэдйкз как

Л} Азибэевз Б,У. Казахские народные романические дастаяы. -Ташкент» 1984; Калдабзев Т. Казахские народные дастаны "Еусуп-Зылихэ" и "Бозкитит" / Вопросы типология и национальные особенности. ~ Алма-Ата, 1987; Каскгбасов С. А. Родники искусства. - Алма-Ата; Онер, 1986; Сатпаева Ш.К. Казахская литература н Восток (из псторлн литературных связей). - Алма-Ата: Кзу1са; 1932.

источник "ккзне способности* аанрз Рассказа во второй половине 20-1 годов. Основным условием обособления рассказов о люЗви явилось то, что романический тто определил иные, чем в расска-ъе-притче, формы проявления романтического.

С мотивом мечты как структурообразущим в типологии сшета связаны новые образцы поведения: если эпос формировал ориентацию на эстетику бзтцрства, то романический эпос - на идеал возлюбленных. Поиски нош идеалов - обозначение нового этапа в творчестве писателя.

Жанровая особенность лирической проза Ауэзова, отличащая ее от рассказа-притчи, - стихийна лиризм. Проблеме долга, структуриругсей отчуждение в рассказе-притче, в рассказах о любви противопоставлена почта как условие счастья, утверждение личности в благе родственной еВ дуги. Тенз органического, цельного сознания героев первой груши рассказов в лирической прозе противопоставлена тема разорванного сознания, стихийности бунта подростков - осозаннзэсть котивов^ отчудашя. Максимализм • героев, сйшахеив ' обо групш рассказов, аволкшоннрует во второй в индивидуалнзм как шсаую фэрну эырахения. Процесс нравственного самоопределения героев лирической прозы происходит под знаков освобмщждя от эпкчегкнх ьоэзренческих ко,:с1-лексов.

Б исклячошщ ушерсализкз в проявлении чувств личности -основной пришшп тщышщ героя. Концепция личности героя ь-осходит х поэтике казахского эпоса - к разЕяти» мотивов избранности, исключительности. одиночества. Традиции романического эпоса цроя&дявтся в характере образной систешз, да которой типично отсутстш носителей трагической екны. Построение сшеза по. шссшсшу образцу дэстана, секральвнз копая плена н зыееборстез, лунной еочн, смерти (се обретащаз нистг-

ТЗСГ.СГО рЗЭрСиЗНгЯ) СОЗДЭОТ рег*?НТКЧССКУ» субъективность и ли-р;г;;скув ".".стресс.::» ковзствовзшш.

Условием пзреьодэ повествована: в реалюпэтесглэ русло является ретрсспзкцпя, которой пезете с тем ногзт трзхтоизться я как рс::зишоски8 пршпшя худаствашсй перспектив» Коипози-лп-п поеторз я умодчяшя натачав? л>:*пэ отхода' от поэта казахского фольклора, обоз?«зчет поп:? форзз проявления романтического стиля Дугзсзз.

В рассказах о лвбеи пзйззх проткав? кнут? функция» негвля в рэсскзгз-яргггяг г/ст&чяа его шшстратквная роль. Беля в рзеекззе-притчй пейзаж - форма эпического локусав то в лкрп-' ческой просо ото одп па "составляли" романтического антуража. Отсгдз юрода»®?» в кзршэх природа н реальной - дойствц-тельгостл как пешпта гюяхологоеспого анализа» Фольклорному онтропс^&зму кя: структурЕхт/ лршгау пзйзага в рзссказе-пртчз в лирической протазошетавлзя ^эяояошееяй! синкретизм чусстезшпк врздстазлэей.

0собз!яюсть рассказов" о лзхЗвл - пространственная га вреиея-нзя локализация, корресиондарущзя с отрицанием прсплого» Отношение к проэлоку, структурируй основной шив оетугкзнжг с®--роя от действительности, подчхняз? развитие,сктата»

Отчуждение от эпического комплекса воззропчвет представлений ■ н понятий происходит э сфере сознания Каракоз, героина рзеехззз "Крзсс-Еици в трауре". Исключительность героев, эстетизация весны, любви, трагическая смерть возлюбленного - все зто отвечает поэтике романического эпоса. Ее ей в романическом опосо противостояние колода. пришшо фпрчу пассивного сопро-тявления, кзобходзан было присутствие разлучника, то в рассказа "Кто виноват?" нзкзчен отход от Фольклорных традиций. В пряродз двойного отчуздекия, создаваемого реалистическим коЕф-

листом (отчукдениз миром чувств возлабленшх) и романтическим • отрицанием стереотипов, преобладает эстетическая идеализация как ■ закон рокшвтского шса: не случайно смерть Газнаи составляет основное солерааиае рассказа, а бегству Ислама отеодо-на роль дополнительного мотива. Рассказ "Тени прошлого" наиболее ярко проявляет такую особенность лкрич-аской проза Ауэзовэ, когда ее романтическая направленность ощчделя2Тся Фольклорными котивакв, щйцщшхака вершашой и пр.'р.;1'истс? шяюзицки, трактовкой тема побега как способа разрешения прлтк'рочкй.

В составе даричссхой прозы Ауззова ксследовак и рассказ "На Берлине холма" (1922). охарактеркзовашщй в работ« кмс пейэахяая шошсь. Основннм признаком романтического стиля, восходящего к эпической традиции включения человека в систему природаи структурным принципом пейзз:-:а, является эстетический критерий. Трад&шояно романтические ь представлении кочеьпкка образы беркута и всадника» прием таоукрования икени героя, ноша ветра как тенгрия, поэтика высокого в вечного - ь основе фольклорной концепция рассказа.

Способа созланяя к гранили лирической эксцресоа в рассказа. о любви позволили вцдзлигь фор-:ч ро!.:ин"гическ?к ассвшягки реалистических тем, кэтшюв и образен. осиоыьм '»салятся явного тш» щ92!с1взен05 8ссшшш позтичй ».'..ауэзовс ется эстетизация страсти, чувств колоса .К/дей.

Во втором параграф второй хш-и "Стаз5вдани; р^'шукукс-кого кша дошлю в рассказах ЗСкг: годов" ясоздуиск поиски кслодого прозаика. В рассказы "В ог^е;;-; СаОакоь" (153).. "барана" (1525) н "Распрзза" {1826), услсал говоря, пограничное по«о::мнз, фмодордо «удаши сохрзяякс :?ул:цщ> пс.'Отечзсж. координат и "факеярумг' ичлищу рс^.очл:.;:^ ¿: реалисшескях 1ешшшп. Б рассказав 'ЛЬл гедео "Трь ¿¿к"

(1934У, •Ддглаи» Ьссн" (1935), "йруявю* (1935), "К вершинам- (1935). "Оитшк, с срлом" (190?) фяьшра» трзяшпя обретает вез Со.-за Сратожаршй, ерпвшгалыыа характер, про-язляась в кс-гаогмш я из уровне детаязй портретной харжте-рпсикя. Рассказ "Имя -свекра* (1984) не низмен в ,чзтсрз.'ал исследования ки'с не седеющий ¡$олыморанх элементов в поэтике.

Разработка эпического схематизма на уровне стилистического освоения - особешюсть художественной практика писателя во второй лолоенн* 20-х годов, сохрааящзяся в рассказе "В склепе сабэзов*. Основным .тпггер.ем рксятзспого стиля в рассказе явпзтея кяжзя фзнтзешка кг* способ посдаепия "угасноЯ" ^отагадьяссгл.

йрз тр^ктевзп тсателзм в традициях казах- •

ской снеховол гулизр. фявясрв® есмез п?эт2зя рассказа оадицик ото сказочшз и • кг^штгеш традиции, границей которых является проблема культурного кода. Сбпряшше. сказочках и. кинологических традиций, конструирующееся главным обрз-зо;! фольклорным мотивом одноглззого великана, организует сатирическое начало о В приемах пародирования доминируют закона сказочного :;:злрэ. СпецвЗика проявлешш сказочных- традиций в рассказе "В склоне енбонов" объясняет приема романтического в поэте Ауэзова. Прояснятся и мотивы оценки произведения как мистического1'®'.

Переход к типологии реализма,, отказ от развития эпического схематизма как конструктивного принципа в поэтике запечатлены

Кзкишев Т. Идейно-творческие вопросы казахской советской литература в период ее становления. - Алма-Ата, 1959. - С.129.

в рассказах "Барита" и "Расправа". Отход от эпической дриен-та'ции являет концепция личности, выходящая за рамки эстетики батырствз. Одногеройшсти композиции рассказа-притчи и лирической прозы писателя противопоставлено расширение образного ряда с трансформированной ролы» второстепенных и эпизодических лиц.

В отличие от лирической прозы писателя, в исследуемых рассказах запечатлен иной тш художественной ассимиляции - реалистическая ассимиляция романтических тем, мотивов и образов. В выявлении названного типа существенным подставляется выделение . трех моментов: риторические формулы и Фигуры, возвеличивающая гипербола, повтор как прием романтизации содержания подчинены задаче раскрытия классовых- мотивов борьбы в казахском ауле начала века.

Реалистический тип мышления в казахской литературе ведет отсчет с отказа от эпических ' решений как конструирующих поэтику произведения. Фольклорная традиция .заявлена в анализируемых рассказах в хранкцах -ревешй, форифугда ирироду свхетослож-ния. Развитие конфликта по . типу прогрессирувдего реализовано эпическим штивок кести. Романтическое начало в рассказах "Барыкта" к "Расправа" маркировано также неразрешимыми противоречиями, обусловившими трагизм особого свойства.

Шесте с те:; формирование типологии реализма, шр&зшзейси презде всего в детерминированности характеров и обстоятельств в социально-историческом аспекте, ооозначило ь поэтике Ауззова смену романтических тенденций. Функциональное переосмысление дайзагэ, отказ от символики казахского ьаоса - другие Форкы проявления реалистического в творчестве У.Ауззовз.

В 30-е года отход К.Дуэзова от £ольы»риоЛ ^хдата нрлна-цазт принципиальный характер. Судьба фольклорной традиции ол-

ределяется верностью писателя когаюзшшоншм приема«, выработанным эстетикой казахсшго ' эпоса: введением экспозиции, со-хрзнишей законы вставного рассказа, монолога как способа драматизации материала в кульминационные моменты.

В ряду рассказов" 30-х годов более полную ориентацию на традиции 'фольклорно-знического мления обнаруживает рассказ "Охотник с орлом". Фольклорная традиция проявляется в богатстве приемов характеристики персонажей, развитии мотивов древне-тюркского эпического творчества. Б композиции рассказа фольклорная традиция проявлена, слабее, впервые рассказ о прошлом не пришил художественной перспективы, ; а условие разработки конфликта в русле реалистических традиций.

Стремление писателя осмыслить явления новой действительности привело в 30-е годы к спорадическому упоминанию фольклорных те:.!, мотивов, образов. Фольклорная традиция проявляется в диахденаческом характере композиции, ретроспекции. Фор?Я!ро-вание реалистического типа мышления сопровождалось новой функцией Фольклорных мотивов - намечается их эволюция от стилеоб-разуит факторов романтической структуру • к романтическому пафосу. Уступка социальным требованиям общества« • закрепившего нигилистическое отношение к оценке реализма как чуздого для казахской ллгературн, привели к отказу писателя от эстетики фольклора как источника поэтики. Декларативность, лозунговость - приметы упадка хзнра рассказа в 30-е годы. Примечательно, что венчает этот период рассказ . "Охотник с орлом", поэтика которого закрепила роль фольклорной традиции как доминирующей . эстетической координаты стиля Ауэзова.

Заключение содержит основные выводы диссертация. Исследование поэтик;! М.Ауэзова показало, что особенности развития и проявления романтического стиля характеризуют специфику на-

чального этапа творчества писателя. Периодизация творчества Ауэзова базируется на характере взаимоотношений художника и действительности, а не на хронологическом принципе. Эта проблема объясняет формы контактно-генетических связей молодого прозаика с казахским фольклором и позволяет выявить связь кан-роьой типологии ранней прозы Ауэзова с щюблекой фольклорных источников.

Специфика проявления романтического обусловила выделение в составе ранней прозы Н.Ауззова рассказа-нритчи, лирической прозы, реалистического рассказа. Шесте с тем для рассказов Ауэзова характерны обдав форм связи мифологического с эстетическим, проявившися • в традиционной . Формульности языка, формах реализации сакральвости мифа, принципах создания пейзажа.

Синкретизм романтических к реалистических тенденций в лирической прозе писателя позволил .выделить тип романтической ассимиляции реалистических -тем, мотивов, образов, а в ряде рассказов тип реалистической ассимиляции романтических моти-бов. . . -

Особенности развития фольклорной традиции в рассказах ЗО-х годов обозначили окончательное ' формирование реалистического типа шшления. переход к типология реализма наметился в сурхз-дяяе 20-х годов.

Судьба Е особенности романтического стиля ранней щоза 11. Ауззова определена развитием традиций фольклорао-эдического шшлзнйя.

Основные положения диссертации нагла отражение в публикациях:

I. Дррвнетюркская эпическая традиция как источник романтических тенденций в ранней прозе М.Ауэзова. - Тезисы докладов.

- М.р 1932.

2. Лрзвнетюркскаа эпическая Традиция и мифологическая семантика в поэтике М.Ауззова. - Периодический реферативный сборник. - И., 1993 (в пс.чати).

3. Зйпровая специфика рассказов М.Ауззова 20-х годов. !.!., 1992. Рук. деп. В ИШОН РАН.

4. Казахский эпос и традиции романтизма в прозе М.Луэзовэ 20-х годов. - Тезисы докладов 2-ой региональной научной конференции колода учета. - Актюбинск, 1991.

5. Особенности преподавания теории литература в 4-7 классах казахской шкода (на материале проза М.Ауэзовз), •• Методические рекомендация в помощь учители средней сколи» (в соавторстве с Б.Х.Кснагуловсй). - Актюбинск, 1969.

6. Проблема периодиззцлн . как одна из актуальных проблем изучения русской советской литература. - Тезиса докладов. Актюбинск, 1990.

7. Романический, эпос и особенности романтизма- в казахской литературе. - Тезиси докладов, т Аагабат, 1992.

0. Типа художественной ассимиляции в ранней прозе- М.Ауэзо-вз. - Тезисн докладов. - М., 1993.