автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Фоностилистические варианты оформления текста (на материале прозы, канонического стиха и верлибра)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Кедрова, Галина Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Диссертация по филологии на тему 'Фоностилистические варианты оформления текста (на материале прозы, канонического стиха и верлибра)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кедрова, Галина Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Общая характеристика работы

Глава 2. Литература вопроса.

Глава 3. Материал и методики исследования. Определение основных понятий и терминов

ЧАСТЬ I. РЕЗУЛЬТАТЫ ИНСТРУ1ШТАЛЬНО-А№СТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Глава I. Особенности рдщи.ческой организации текстов а*.»';; •

Глава 2. Тональная организация.

Глава 3. Структура интенсивности.

Глава 4. Временная организация.

Глава 5. Особенности спектральной организации.III

ЧАСТЬ П. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-АКУСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Глава I, Исследованные особенности фонетической организации экспериментальных текстов как признаки прозаического и стихотворного типов речи . . •

Глава 2, Основные выводы работы в сопоставлении с лингвистическими, стиховедческими и психологическими исследованиями прозаического и стихотворного типов речи.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Кедрова, Галина Евгеньевна

Глава I. Общая характеристика работы

Цель исследования - возможно более полное описание стилистически значимых особенностей фонетического оформления разных типов текстов - прозаического, стихотворного текста в его канонических вариантах и неканонического стихотворного текста (верлибра) - как основа для типологического определения разных стилей речи.

Актуальность стилистических исследований в настоящее время определяется плодотворностью функционального подхода в решении ряда важнейших проблем языкознания. Стихотворный и прозаический типы текста в их взаимовлиянии издавна стояли в центре значительного числа стилистически ориентированных исследований, что обусловлено, в частности, четкой противопоставленностью их формы. Однако несмотря на значительное количество работ и древнейшую традицию изучения, в проблемах взаимодействия стихотворного и прозаического типов речи, особенно в области действия факторов, определяющих соотношение формы и содержания речевых произведений, остается много неясного. В прояснении такого рода вопросов определенную роль должны сыграть исследования фонетической структуры текстов, принадлежащих к этим типам, как исследования, направленные на один из существеннейших компонентов их формы .

Возможность разработки стилистических аспектов речи в фонетике подготовлена значительными успехами в области изучения интонации и просодии. К настоящему времени "выработан перечень функций интонации в тексте, на основе представления о ее дискретном характере выделены единицы интонации, заложены основы ее типологического изучения".-^ Необходимость фоностилистических исследований определяется и направлением развития самой интонационной теории. Сейчас, как подчеркивает И.Г.Торсуева, наиболее актуальной задачей и залогом успешного дальнейшего развития интонационных исследований является решение вопроса о соотношении интонации и семантики, а одним из подходов к решению этой задачи может стать исследование проблемы соотношения смысла текстов и их интонационной формы^ через описание фоностилистических вариантов организации разных типов текстов. Изучению просодической организации стихотворных и прозаических текстов, которая рассматривается как основа для описания их интонационных закономерностей, и посвящена настоящая работа.

Сопоставление фонетической структуры именно прозаического и стихотворного типов текстов представляется в этой перспективе весьма плодотворным прежде всего ввиду хорошей структурированности стихотворных текстов на всех уровнях их организации. Особый интерес представляет вовлечение в сферу фонетического исследования не только канонических форм стиха, но и неканонических его разновидностей - в частности, верлибра. Описание просодической организации верлибра в свете постановки проблемы соотношения его формы и содержания как основы его типовой принадлежности должно способствовать, наряду с прояснением многих дискуссионных вопросов этого жанра, также более глубокому пониманию взаимоотношений стихотворного и прозаического типов речи.

Цель исследования определила и конкретные задачи работы:

I) найти существенные с типологической точки зрения особен Торсуева И.Г. Современная проблематика интонационных исследований. - Вопросы языкознания, 1984, К5 I, с.116. 2 Торсуева И.Г. Цит.соч., с.117. ности анализируемых типов текстов по всем параметрам их фонетической организации: временному, ЧОТ, интенсивности, спектру, ритмике ;

2) оценить корреляцию полученных в результате инструментально -акустического анализа разных типов чтения исследуемых текстов фонетических признаков с прозаическим и стихотворным типами речи ;

3) определить характер взаимодействия между найденными признаками исследуемых типов речи в создании типа их просодического оформления ;

4) используя данные психологии, стиховедения и лингвистики, наметить некоторые соответствия между спецификой содержания стихотворного типа речи и особенностями его фонетического строения.

Стремление рассматривать объект с позиций системности обусловило использование в его изучении комплексного подхода, что проявилось в сочетании качественно различных способов анализа (аудитивного и инструментально-акустического) и в использовании, помимо собственно лингвистических, психологических и литературоведческих данных.

Научная новизна работы определяется прежде всего ее поисковым характером: описан ряд неизвестных ранее фактов ритмической и тональной организации исследуемых типов текстов, подробно рассмотрена структура интенсивности, которая до, настоящего времени остается наимении изученным компонентом текстовой просодии, дополнены сведения о спектральных особенностях сопоставляемых текстов, предложен новый подход в описании различий их временной организации. Была проведена оценка достоверности полученных сведений о специфике фонетического оформления прозаического и стихотворного типов речи. Подробно проанализирована фонетическая организация такой достаточно мало изученной в этом плане формы,

- б как верлибр. В работе получили дальнейшее развитие представления о взаимосвязях различных компонентов просодии, основанных на отношениях взаимокомпенсации. Сделана также попытка , найти объективные корреляты таких понятий, как "музыкальность" стиха, Чритм прозы" и "стиховой ритм".

Основные результаты диссертации нашли отражение в статьях автора, а также обсуждались в рамках семинара "Просодия текста" на филологическом факультете МГУ, на заседании кафедры общего, сравнительно-исторического и прикладного языкознания филологического факультета МГУ, по ним был сделан доклад на Общесоюзной конференции по стиховедению в ИМЛЙ им. А.М.Горького.

Полученное в ходе исследования описание фоностилистических вариантов организации разных типов текстов может служить основанием для поисков решения перечисленных выше задач построения интонационной теории. С этим связана и значимость результатов работы для теории взаимодействия факторов, определяющих соотношение формы и содержания речевых высказываний, что представляет определенную ценность с точки зрения решения кардинальной проблемы современного языкознания - определение отношения языка, мышления и действительности. Полученные результаты являются вкладом в языковую стилистику и могут служить основанием для решения ряда вопросов "стилистики художественной литературы" (в терминологии В.В.Виноградова).

Методы диссертационной работы, которые определяются комплексным подходом к изучаемому явлению, проявившемся в использовании не только собственно лингвистических, но и психологических и литературоведческих данных, должны быть использованы в дальнейшем совершенствовании теории комплексного изучения фактов языковой действительности. Комплексный подход в исследовании фонетического аспекта речи проявляется и в методиках анализа, которые характеризуются сочетанием аудитивных и инструментально-акустических способов исследования с привлечением статистических методов.

Практическая ценность проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в совершенствовании курсов "Введение в языкознание", "Общее языкознание", спецкурсов по просодии и интонации речи. Описание фоностилистических вариантов оформления исследуемых текстов имеет значение для преподавания литературоведческих дисциплин ("Поэтика") и выяснения места верлибра в кругу современных литературных явлений.

Работа имеет выход и в прикладную область: ее результаты должны способствовать решению ряда задач автоматического анализа и синтеза речи.

Сформулированные выше задачи исследования определили следующую структуру диссертации. Введение, помимо общей характеристики работы, включает обзор литературы вопроса, отдельную главу составляет характеристика текстов и методики обработки экспериментального материала, здесь же дается определение использованных в работе терминов. Остальной материал диссертации распределяется по двум частям. Первая включает описание результатов инструментально -акустического анализа экспериментального массива текстов по следующим параметрам их фонетической организации: ЧОТ, интенсивность, длительность, спектр и ритмика. Вторую часть составляет глава, посвященная определению корреляции найденных признаков фонетической организации рассматриваемых типов текстов и просодического оформления стихотворного и прозаического типов речи, и глава, в которой излагаются основные выводы проведенного исследования в сопоставлении с данными ряда стиховедческих, психологи

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Фоностилистические варианты оформления текста (на материале прозы, канонического стиха и верлибра)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные в диссертации результаты экспериментально-фонетического исследования канонического стиха, прозы и верлибра позволяют считать задачи, стоявшие перед автороц выполненными и цель исследования достигнутой. В работе нашли подтверждение многие отмеченные в литературе особенности просодической организации стихотворного и прозаического типов речи. Кроме этого, описание фонетической организации стиха и прозы, особенно такой стиховой формы, как верлибр, дополнено рядом новых сведений в области всех фонетических параметров: ЧОТ, интенсивности, длительности, спектральной структуры и ритмической организации.

Для подсистемы тона показано, что распределение тональных контуров в синтагмах стиха нацелено на сохранение единства и выделенности строки и - в еще большей степени - строфы. Сходные рисунки изменения ЧОТ наблюдаются не только в начале или конце строки, но и на определенных участках внутри некоторых строк, что в совокупности с их тесситурной организацией способствует созданию "мелодии" стиха. Отношение тональных диапазонов прозаического текста к диапазонам текста стихотворного оказалось сходным у всех дикторов при некотором различии абсолютных значений. В верлибре особенности подсистемы тона свидетельствуют о большей по сравнению со стихом самостоятельности отдельной строки и определенной свободе группировок строк в более крупные единицы. С этим связано увеличение в нем диапазона ЧОТ по сравнению с каноническим стихом. Существенной особенностью верлибра является также значительный разброс величины тональных диапазонов, особенно в эмоциональном чтении, в то время как в каноническом стихе наблюдается их сужение и однотипность. Повторы тонального рисунка оказались в верлибре характерны преимущественно для авторского чтения, у других дикторов они единичны.

Изменения интенсивности в прозаическом тексте связаны прежде всего с выделением фразы и с градациями ее элементов по степени важности, что осуществляется контрастивными изменениями интенсивности. В стихе диапазон изменений интенсивности в целом тексте меньше, чем в прозе, и характер этих изменений, как и для ЧОТ, направлен на выделенность и сохранение единства строки и строфы -особенно отчетливо это проявляется в случае переноса. Диапазон изменений интенсивности в тексте связан также со степенью эмоциональности и экспрессивности чтения, однако важно, что в стихотворном тексте различия между дикторами по этому признаку как бы стираются. Особенностью стихотворного типа текста выступает и выровнен-ность изменений интенсивности внутри синтагм - для прозы характерны более контрастные изменения интенсивности в этой позиции. С такой особенностью стиха связано и меньшее падение интенсивности в конце синтагмы. По аналогии с подсистемой тона важно также отметить сходство у всех дикторов типов изменения интенсивности в стихотворных текстах как в рамках всего текста, так и в еще большей степени внутри синтагм. В верлибре такого сходства не наблюдается, в прозе оно встречается достаточно редко. В верлибре диапазон изменений интенсивности в целом больше, чем в стихе, однако в отличие от прозаического текста это обусловлено интенсивностью только начальной и конечной синтагм. С начальной и конечной синтагмами связано в верлибре также некоторое увеличение,по сравнению со стихом, разброса значений интенсивности внутри синтагм, однако аналогичный показатель для прозаического текста остается все же значительно больше. Распределение интенсивности в верлибре по разным дикторам обнаруживает, также как и тональная его организация, значительную вариативность его строфического членения и, таким образом, по-видимому, большую, чем в стихе, свободу интерпретаций.

В сфере организации звучания во времени показано, что пауза на границе стиховой строки больше по длительности внутристроко-вой паузы во всех случаях, кроме строк с переносом, максимальной паузой отмечены строфы. Различны для стихового и прозаического типов текстов также и набор и типы пауз: в стихе нет очень долгих пауз, которые типичны для прозы, меньше в нем и общее количество типов пауз. Специфика паузации в стихе, как и ряд особенностей его темповой организации, связана с особой структурой стихового временного ритма. В работе показано, что его механизм основан на общих для всех видов ритмически организованных процессов психологических и физиологических основах. При этом в качестве ритмического периода выступает стиховая строка. Наличие изохронности, необходимой единицам, составляющим ритмический период, для стиховых строк выполняется при условии учета их языковой природы и специфики темповых различий. В стихотворных текстах, послуживших материалом исследования, представлено чередование двух типов изохронных строк, оказалось также, что эти глшш у всех дикторов сходны, чего нет в прозе, где чередование изохронных участков также имеет место, но их длительности различны по дикторам. В верлибре упорядоченность строк по изохронности не сводима к простому чередованию и обнаруживает большее, чем в стихе, разнообразие по дикторам. Достаточная неопределенность в верлибре образований, больших,чем строка, затрудняет исследование степени их изохронности, в то время как в стихе она достаточно высока и в ряде случаев может поддерживаться взаимокомпенсацией входящих в такие образования строк. Необходимо также отметить, что чередование изохронных периодов (строк) охватывает весь стихотворный текст, в то время как в прозе оно ограничено рамками фразы (в понимании А.М.Пешковско-го),-^ следующая фраза обнаруживает иные соотношения по длительностям. В работе сделано предположение, что форма ритмического рисунка текста определяется соотношением долей, на которые такие изохронные периоды поделены ударными гласными. Экспериментальный материал обнаруживает повторяемость коэффициентов соотношения таких долей при преобладании их равенства в стихе наряду с более сложными их отношениями в верлибре, где коэффициенты в целом стремятся к 1,5. В отличие от этих типов текстов прозаический текст не имеет сквозного принципа, определяющего соотношение долей, -повторяемость коэффициентов может наблюдаться в рамках нескольких периодов и обычно нарушается при переходе к последующей фразе.

Механизмы временного ритма стиха и прозы связаны с особенностями сегментного ритмического состава этих типов текстов. Материал исследования показывает, что стих отличает небольшое число типов синтагм по их объему в слогах и PC, связанное с упорядоченностью их повторяемости ; в прозе, напротив, наблюдается многообразие типов синтагм, особенно по количеству входящих в них слогов, случаи повторяемости здесь редки и неупорядочены, однако учет количества PC в синтагмах все же обнаруживает определенную однотипность синтагм и некоторую упорядоченность их повторов, что подтверждает представление об уровне PC как ведущем ритмическом уровне для прозаического типа текста, в то время как в стихе ведущим выступает слоговой. Верлибр в этом плане совмещает в какой-то степени признаки стиха и прозы: в нем увеличивается разнообразие ти

1 Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М.,1956. пов синтагм по числу слогов при наличии определенной упорядоченности их повторяемости и сохраняется высокая степень повтора количества PC в синтагмах, кроме того, ряды повторяющихся синтагм в верлибре также, как и в прозе, достаточно коротки. Необходимо отметить, что стих отличает сходство в разбиении текста на синтагмы определенных типов по разным дикторам, прозаический текст отличается значительным разнообразием, верлибр являет полное единообразие. Однако важно, что число PC в синтагмах прозаического текста у разных дикторов остается все же в высокой степени сходным. Наиболее ярко различия между стихотворным и прозаическим текстами проявляются в наборе типов PC и способах их повторов. В стихе число типов PC значительно меньше, чем в прозе (учитывая место расположения PC и связанные с этим возможности эквивалентности разных типов PC, в стихотворных текстах можно отметить стремление к одному типу), верлибр приближен по этому параметру к прозаическому типу. Его сближает с прозой и возможность употребления многосложных PC, в то время как для стиха отмечается преобладание односложных и двусложных. Наряду с этим необходимо отметить, что в верлибре, как и в каноническом стихе, ограничены варианты заударной части PC, а разнообразие типов достигается за счет вариантов предударной части. Такая особенность стиха, как повторение типов PC начал и концов строк, не выполняющаяся ш.уровне синтагм в прозаическом тексте, проявляется в верлибре также достаточно ярко. В целом, важно подчеркнуть, что и в стихе, и в верлибре все типы повторяемости получают возможность наиболее полной реализации лишь при учете строкового разбиения текста.

В области спектральной организации разных типов текстов также достаточно отчетливо обнаруживается наличие особого, связанного со стиховым типом речи вида звучания. Он определяется выделенностью первого предударного слога и сближением его по ряду характеристик с ударным, некоторым повышением средних значений всех формант, сохраняющимся на протяжении всего текста, и свойственной большинству гласных высокой интенсивностью четвертой форманты. В прозе эти признаки выступают как контрастивное средство для осуществления эмоциональной и логико-эмоциональной выделенности элементов. В верлибре в зависимости от интерпретации его диктором как текста стихового или нестихового оказались возможны оба типа спектральной организации: основанный на контрастивном выделении и меньшей эмоциональности прозаический и собственно стиховой, обеспечивающий высокую степень эмоциональности и экспрессивности всего текста.

Выявленные особенности фонетической организации канонического стиха, верлибра и прозы были оценены по степени выраженности в чтении разными дикторами текстов, принадлежащих к этим типам, для определения характера их соотнесенности с прозаическим и стихотворным типами речи. Так были намечены допустимые для каждого типа речи границы вариативности разных параметров звучания. При этом оказалось, что меньшая степень проявления собственно стиховых признаков в области одних параметров может компенсироваться большей степенью "стиховости" в организации других. В частности, усиление специфики спектральной организации звуков в стихе дает большую свободу как для упорядоченности во временной организации, так и для ряда стиховых признаков в организации подсистем тона и интенсивности. Учитывая эти факторы, оказалось возможным выделить наиболее существенные признаки звучания верлибра как особого типа текста и оценить их с позиций функциональной значимости. Эти и другие полученные в работе выводы позволяют расширить ряд положений о функциональной значимости конструктивных особенностей звучания стихотворного и прозаического типов речи.

Результаты проведенного исследования фонетической организации канонического стиха, верлибра и прозы позволяют конкретизировать задачи дальнейшей работы в этом направлении: прежде всего, представляется необходимым вовлечь в сферу анализа материалы, отражающие метрическое и ритмическое многообразие русского стиха, крайне важно при этом увеличить статистику верлибров ; с другой стороны, необходимо привлечь результаты исследований фонетической организации текстов иных функциональных стилей.

 

Список научной литературыКедрова, Галина Евгеньевна, диссертация по теме "Теория языка"

1.Адмони В.Г. Синтагматическое напряжение в стихе и прозе. - В кн.: Инвариантные синтаксические значения и структура предложения. (Доклады на конференции по теоретическим проблемам синтаксиса). М., Наука, 1969, с.16-17

2. Александрова О.В., Минаева Л.В., Миндрул О.С. Основные аспекты изучения языка на XIII Межд. конгр. лингв. Вопросы языкознания, 1983, №5, C.II0-II7

3. Антипова A.M. Ритмическая организация английской речи. (Эксперим. -теоретич. исслед. ритмообразующей функции просодии)i Автореф. дис. . доктора филологических наук. М., 1980. - 35с.

4. Антипова A.M. Тембр (качество голоса) как лингвистическая категория. В кн.: Сборник научных трудов МГПИИЯ, 1982, вып.196: Ритмическая и интонационная организация текста, с.79-91

5. Антипова A.M. Характер взаимодействия ритма и других компонентов интонации. В кн.: Фонология. Фонетика. Интонология. Материалы к IX Межд. конгр. фонетич. наук. М., 1979, с.22-30

6. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л.; Музыка, 1965. 136с.

7. Башкина Б.М., Бухтилов Л.Д. Физические параметры просо,дни речии их измерение. Учеб. пособие по курсу эксперим. фонетики для студентов У курса яз. вуза, аспирантов и соискателей. Минск, 1977.-61с.

8. Беленьков Н.Ф. Статус и особенности синтагматического членения предложения в немецком языке: Автореф. дис. канд. филологич. наук Киев, 1983. - 24с.

9. Белый А. Отрывки из глоссолалии. (Поэмы о звуке). В кн.: Дракон. Альманах. Вып.1. Пб., 1921, с.54-68

10. Белый А. Поэзия слова. Пг.; Эпоха, 1922. - 135с.

11. Белый А. Ритм как диалектика и "Медный всадник". М.; Федерация, 1929. - 280с.

12. Белый А. Символизм. М.; Мусагет, 1910. - 633с.

13. Белявская Е.Г. Восприятие слова как фонотактической модели.

14. В кн.: Фонология. Фонетика. Интонология. Материалы к IX Межд. конгс фонетич. наук. М., 1979, с.31-46

15. Бернштейн С.И. Звучащая художественная речь и ее изучение. В кн.: Поэтика. Вып.1. Л., 1926, с.41-53

16. Бернштейн С.И. Стих и декламация. В кн.: Русская речь. Нов, сер. Вып.1. Л., 1927, с.7-41

17. Блохина Л.П. 0 роли просодических средств в организации устных текстов. В кн.: Сборник научных трудов МИШИН, вып.201: Функциональная просодия текста. М., 1982, с.52-61

18. Блохина Л.П., Потапова Р.К. Методические рекомендации. Методика анализа просодических характеристик речи. М.; 1977. - 84с.

19. Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. Со многими рисунками и с экскурсами о тат,орфографии и произношении. Казань; Татполиграга, 1930. - ЗЭТс.

20. Бондаренко Г.В., Крючкова Т.Б. К вопросу о лингвистической интерпретации некоторых психолингвистических экспериментов на связном тексте. В кн.: Аспекты изучения текста. Сб. науч. тр. М., УДН, 1981, с.122-129

21. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.; Просвещение, 1977. - 68с.

22. Бондарко Л.В. Слог: правила, интуиция, механизмы. В кн.: Сборник научных трудов МПШШ, вып.201: Функциональная просодия текста. М., 1982, с.62-71

23. Бонди С.М. 0 ритме. В кн.: Контекст - 1976. М., Наука, 1977, с.100-129

24. Бояринцева Г.С., Черемисин П.Г. Особенности восприятия поэтического текста читателями различных "субкультур". В кн.: Стилистика художественной речи. Саранск, МГУ, 1979, с.19-40

25. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. пере-раб. М.; 1977. - 278с.

26. Будасов Ю.Л. Ритмическая организованность художественной и разговорной речи. В кн.: Проблемы семантического синтаксиса. Ставрополь, 1978, с.100-105

27. Бунин И.А. Собр. соч. в 9-ти томах. T.I, т.З. М., 1965-1967.

28. Бурина Л., Жовтис А. Экспериментальная проверка изохронных теорий русского стиха. В кн.: Марксизм-ленинизм и проблемы теории литературы. Тезисы докл. научн. конф. Алма-Ата, 1969, с.68-70

29. Бычкова О.И. Акустические особенности реализации ритмической структуры в стихотворной и прозаической речи. Дис. канд. филол. наук. - Казань, 1972. - 204л.

30. Бычкова О.И. 0 восприятии стихотворного ритма. В кн.: Ученые записки Ленингр. пед. ин-та им.А.И.Герцена, т.547. Мурманск, 1971, с.71-81

31. Бычкова О.И. 0 некоторых особенностяхх фонетического оформления ритмической структуры. В кн.: Ученые записки Ленингр. пед. ин-та им.А.И.Герцена, т.547. Мурманск, 1971, с.82-94

32. Веденина Л.Г. Об использовании лингвистических методов анализа в исследованиях художественной речи. В кн.: Проблемы лингвистической поэтики: Сб. обзоров. М., ИНИ0Н, 1982, с.151-166

33. Виноградов В.В. К построению теории поэтического языка. Учениео системах речи литературных произведений. В кн.: Поэтика. Вып.З. Л., 1927, с.5-24

34. Виноградов В.В. 0 теории художественной речи. М., Высшая школа, 1971. - 338с.

35. Винокур Г. Маяковский новатор языка. - М.; Сов.писатель, 1943.- 136с.

36. Зб.Войнова Г.С. Влияние выделительного ударения на акустические характеристики ритмического ударения. В кн.: Вопросы фонетики и фонологии: Сб. статей. Иркутск, 1980, с.36-41

37. Воронин С.В. Основы фоносемантики: Автореф. дис. д-ра филологи1 наук. Л., 1980. - 47с.

38. Всеволодский- Гернгросс В. Теория русской речевой интонации. -Пб.; Гос.изд-во, 1922. 128с.

39. Гальперин И.Р. Проблемы лингвостилистики. В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып.IX. Лингвостилистика. М., 1980, с.5-34

40. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. -М.; Наука, 1974. 487с.

41. Гельгардт P.P. Оценка звуков речи и их функциональные характеристики. В кн.: Стилистика художественной речи. Межвуз. темат. сб. Калинин, 1982, с.38-58

42. Гертнер Р.И. К вопросу о типах ритмических структур (на материале стихотворной и прозаической речи английского и русского языков).- В кн.: Сборник научных трудов МГПИШ, вып. 152: Вопросы фонпстили-стики. М., 1980, с.202-209

43. Гертнер Р.И. Типы ритмических структур (на материале стихотворной и прозаической речи английского и русского языков). В кн.: Структурно-семантические процессы на уровне предложения: Сб. статей Алма-Ата, 1981, с.168-178

44. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы и целостность прозаического литературного произведения: Автореф. дис. д-ра филологич. наук. Донецк, 1975. - 36с.

45. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., Наука, 1973. - 275с.

46. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. Лирический герой послеоктябрЬ' ской поэзии и пути его художественного утверждения. М.; Наука, 1983. - 352с.

47. Графова Л.П. Характер мелодического завершения синтагм в текстах различной стилевой направленности (ораторская речь, научная проза, художественная проза). В кн.: Сборник научных трудов МГПИИЯ, вып. 152: Вопросы фоностшшстики. М., 1980, с.209-215

48. Григорьева И.А. 0 значении объективных характеристик для опознания разных сегментов речевого потока (фразы, синтагмы, ритмической группы) при восприятии. В кн.: Вопросы фонетики и фонологии: Сб. статей. Иркутск, 1980, с.28-35

49. Гулида В.Б. Релевантные признаки интонационных единиц (английские тоны и интонационный тип); Автореф. дис. канд. филологич. наук. Л., 1980. - 24с.

50. Гумилев Н. Анатомия стихотворения. В кн.: Дракон. Альманах. Вып. I. Пб., 1921, с.69-7.2

51. Джагацпанян К.А., 0 закономерностях воздействия ритма словесной речи на вокальную и инструментальную мелодику. Дис. канд. искусств. - М., 1981. - 199л.

52. Дозорец S.A. Соотношение стихотворной строки с речевым звеном и предложением. Дис. канд. филологич. наук. - М., 1972. -380л.

53. Дубовский 10.А. Анализ интонации устного текста и его составляющих. Минск; Вышэйш. школа, 1978. - 137с.

54. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.; Наука, 1982. -157с.

55. Жирмунский В.М. Введение в метрику. Теория стиха. Л.; 1925. - 284с.

56. Жирмунский В. Композиция лирических стихотворений. Пб.; ОПОЯЗ,121. II2c.

57. Жирмунский B.M. Мелодика стиха. Пг.; Мысль, 1922, Ш. - с.109-139

58. Жирмунский В.М. О ритмической прозе. Русская литература, 1966:, №4, с.103-114

59. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. JI.; Наука, Ленингр. отд-ие, 1977. - 404с.

60. Жовтис А. Прикосновение к тайне. Литературная учеба, 1984, №1, с.201-205

61. Златоустова JI.B. Фонетические единицы русской речи. М.; МГУ, 1981. - 105с.

62. Златоустова Л.В., Банин А.А. Об иерархии уровней ритмического компонента русской речи. Вестник МГУ, сер. филология, 1978, №2, с.35-43

63. Иванова Е.В. Лингвистическая природа стилистического приема ритмической инверсии. В кн.: Сборник научных трудов МГПИШ, вып. 174: Лингвистические аспекты образности. М., 1981, с.55-66

64. Иванова Е.В. Роль ритма в реализации текстовых категорий члени-мости, когезии и интеграции в стихотворном произведении. В кн.: Сборник научных трудов МГПИЙЯ, вып.197: Стилистическое варьирование в разных функциональных стилях. М., 1982, с.214-224

65. Иванова М.К. Экспериментальные исследования звукосимволизма в современном языкознании. В кн.: Семантические аспекты языка: Межвуз. сб., Л., Изд-во ЛГУ, 1981, с.21-27

66. Иванова-Лукьянова Г.Н. 0 ритме прозы. В кн.: Развитие фонетики современного русского языка. Вып. 2. М., Наука, 1971, с.128-147

67. Илюхина Е.И. Индивидуальный тембр как средство фоностилистичес-кой коннотации. В кн.: Проблемы организации речевого общения: Сб. статей. ГЛ., Б.и., 1982, с.289-300

68. Каланча Г.И. Отличие ритма стиха от ритма прозы в плане функциональной роли ритма. В кн.: Ученые записки Омского гос. пед. ин-та вып.60. Омск, 1970, с.79-84

69. Калачева С.В. Выразительные возможности русского стиха. М.; МГУ, 1977. - 172с.

70. Карпиченкова Е.П. 0 некоторых темпоральных особенностях ритмических единиц стиха. В кн.: Сборник научных трудов МГПИШ, вып. 152: Вопросы фоностилистики. М., 1980, с.224-232

71. Карпиченкова Е.П. Роль темпорального компонента в ритмической организации стиха: (Эксперим.-фонетич. исслед. на материале соврем, англ. поэзии). Дис. канд. филологич. наук. - М., 1981. - 143л.

72. Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М.; Наука, 1983. - 295с.

73. Ковтунова И.К. Порядок слов в стихе и прозе. В кн.: Синтаксис и стилистика. М., Наука, 1976, с.43-64

74. Ковтунова И.И. Структура художественного текста и новая информация. В кн.: Синтаксис текста: Сб. статей. М., Наука, 1979, с.262-275.

75. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф.- Фонетические возможности гортании их использование в русской речи. В кн.: Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики. М., МГУ, 1977, с.180-209

76. Кожина М.Н. 0 специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966. - 213с.

77. Красноперова М.А. Модель восприятия и порождения ритмической структуры стихотворного текста. Дис. канд. филологич. наук. -Л., 1980.

78. Краут Э. Ритмическая интерференция. В кн.: Ученые записки Тартусского гос. ун-та, вып.587. Тарту, 1981, с.28-49

79. Куприянов Вяч. От первого лица. М.; Современник, 1981. - 125с.

80. Леонтьев А.А. Эвристический принцип в восприятии, порождении иусвоении речи. Вопросы психологии, 1974, № 5, с.53-62.

81. Лепская Н.Й., Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Способы слого-отделения слов детьми разных возрастных групп и современные теории слога. В кн.: Фонология, Фонетика. Интонология. Материалы к IX Межд.-конгр. фонетич. наук. М., 1979, с. I07-II2.

82. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. -Л., Просвещение. Ленингр. отд-ие, 1972 271 с.

83. Малинина Ю.Ф. Слуховая переработка воспринимаемого на слух вербального материала. Новые исследования в психологии, Р I, 1982, с.7-9.

84. Майдре И. Изучение речевых пауз психолингвистами в СССР. -В кн.: Ученые записки Тартусск. гос. ун-та, вып. 619, 1982,с.66-73.

85. Маймин И. Стих и метр. Русская литература, 1964, № 3, с. 108-118.

86. Майорова И.А. Некоторые аспекты смысловой организации текста и интонация. В кн.: Тезисы У1 Всес. симп. по психолингвистике и теорииюммуникации. М., 1978, с.117-119.

87. Мандельштам 0. Записные книжки. Заметки. Вопросы литературы, 1968, № 4, с. 180-204.

88. Мандельштам 0.0 природе слова. Харьков. Истоки, 1922 -12 с.

89. Мандельштам 0. О собеседнике. Аполлон, 1913, Р 2, с.49-54.

90. Мандельштам 0. Разговор о Данте. М., Искусство, 1967» -88 с.

91. Мандельштам 0. Слово и культура. В кн.: Дракон. Альманах. Вып.1. Пб., 1921, с. 73-78.

92. Медведева Т.Г. О статусе тембра. В кн.: Сборник научных трудов МГПИИЯ. Вып. 196. Ритмическая и интонационная организация текста, 1982, с.170-178.

93. Медведева Т.Г. Просодические и спектральные характеристики эмоционально окрашенной речи. Дис. канд. филологич. наук. - М., 1977. - 153 л.

94. Медведева Ю.С. К характеристике поэтического языка. В кн.: Проблемы лингвистической поэтики. Сб. обзоров. ИНИОН. М., 1982, с.13-50.

95. Мерлин В.В. Актуальное членение и рифма. В кн.: Вопросы стилистики. Вып.15. Саратов. Изд-во Сарат. ун-та, 1980, с. 5057.

96. Метлюк А.А. 0 месте фразовой просодии в системе языка. -В кн.: Сборник научных трудов МШИИЯ. Вып. 201: Функциональная просодия текста, 1982, с.139-148.

97. Милюкова Л.К. Инвариантные и вариативные признаки в интонационной организации английского поэтического текста. (Экспе-рим.-фонет. исслед.). -Дисс. канд. филологич. наук. -М., 1981. 196 л.

98. Милюкова Л.К. Организующая роль интонации в английском поэтическом тексте. В кн.: Сборник научных трудов МГПИИЯ. Вып. 196: Ритмическая и интонационная организация текста, 1982, с.38-48.

99. Мосиенко З.С. 0 ритме прозы. В кн.: Сборник научных трудов МГПИИЯ. Вып. 152: Вопросы фоностилистики, 1980, с.248-261.

100. НО. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности. Вопросы психологии, 1982, № 5, с.85-93. III. Невзглядова Е.В. Мелодика стиха (на материале русской лирической поэзии). - Дис. канд.наук.- Л., 1974. - 211 л.

101. Невзглядова Е.В. О звуке в поэтической речи. В кн.: Поэтика и стилистика русской литературы. Л., Наука, 1972, с. 392-399.

102. Немченко И.3>. К проблеме ритмических единиц текста (на материале английской сказки). В кн.: Сборник научных трудов МГПЙИЯ. Вып. 196: Ритмическая и интонационная организация текста , 1982, с. 49-66.

103. Николаева Т.М. Интонация сложного предложения в славянских языках. Опыт эксперим. исследования. М., Наука, 1969. -186 с.

104. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. -М.: Наука, 1977. 278 с.

105. Николаева Т.М. Стихотворная и прозаическая строка: первичное и модифицированное. В кн.: Balcanica. Лингвистические исследования. М.: Наука, 1979, с.153-160.

106. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев: Виша школа, 1981. - 195 с.

107. Носенко ЭЛ., Стародубцева Т.В. Эмоциональная вариативность речи и ее устные и письменные корреляты. В кн.: Языковая норма и вариативность. Сб. научн. тр. Днепропетровск, ДГУ, 1981, с.94-104.

108. Овсянико-Куликовский Д.Н. Лингвистическая теория происхождения и эволюции поэзии. В кн.: Вопросы теории и психологии творчества. T.I. Харьков, 1907, с. 212-233.

109. Пешковский A.M. Интонация и грамматика. В кн.: Пешков-ский A.M. Избранные труды. М., Учпедгиз, 1959, с.177-191.

110. Пешковский A.M. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. В кн.: ^s p0etica. ; Вып.1. М., ГАХН, 1927, с. 29-68.

111. Пешковский A.M. Ритмика "Стихотворений в прозе" И.А.Тургенева. В кн.: Русская речь. Новая серия. Вып.2. JI., 1928, с.69-83.

112. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. -М., Учпедгиз, 1956. 511 с.

113. Пешковский A.M., Стих и проза с лингвистической точки зрения. В кн.: Пешковский A.M. Сборник статей. М.-Л., 2-е изд., 1925, с.153-166.

114. Поливанов Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники. Вопросы языкознания, 1963, № I, с.99-112.

115. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. Сб.ст. -Изд-во МГУ, 1983. 336 с.

116. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. М., Изд-во МГУ, 1976. - 208 с.

117. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров. -Вестник МГУ, сер. филология, 1978, № 4, с.12-18.

118. Потапова Р.К. Сегментно-структурная организация речи. (Эксперим.-фонет. исслед.): Автореф. дис. д-ра филологич. наук. 1981. - 47 с.

119. Прохоров Ю.В., Розанов Ю.А. Теория вероятностей. Основные понятия, Предельные теоремы. Случайные процессы. М., Наука, 1967. - 495 с.

120. Савинский В.Г. О "темпоральной фигуре" синтагм. Вестник МГУ, сер. филология, 1982, № 3, с.66-69.

121. Сафронова Е.Г. Интонация стиха и прозы (о влиянии ритмической организации на просодические характеристики речи). -Дис. канд.филологич.наук. Л., 1976. - 317 л.

122. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка.-Л., 1982, ЛГУ. 176 с.

123. Сельвинский И. Студия стиха. М. ; Сов.писатель, 1962. -346 с.

124. Семыкина Т.Ф. Основные ритмические единицы свободного стиха. В кн.: Сборник научных трудов МГПИИЯ. Вып.196: Ритмическая и интонационная организация текста. 1982, с.66-78.

125. Серебрянникова А.Г. Проблема информативности различных частей интонационного контура. (Эксперим.-фонет. исслед. на материале многосинтагм. вопр. в рус. и фр. ж.): Автореф. дис. канд.филол.наук. Л., 1981. - 20 с.

126. Сильман Т.И. Лирический текст и вопросы актуального членения. Вопросы языкознания, 1974, II- 6, с.91-99.

127. Сильман Т.И. Семиотическая структура лирического стихотворения (к проблеме "модели жанра"). В кн.: Philologica. Исследования по языку и литературе. Л., Наука, 1973, с.416-425.

128. Сильман Т.И. Структура абзаца и принцип его развертыванияв художественном тексте. В кн.: Теоретические проблемы синтаксиса современных индо-европейских языков. Тезисы докладов конф. 20-23 апр. Л., Наука, Ленингр. отд-ие, 1971, с.55-57.

129. Словарь литературоведческих терминов под ред. Л.И.Тимофеева и С.В.ТУраева. М., Просвещение, 1974. - 509 с.

130. Стехин Ю.К. К вопросу о специфике поэтической (стихотворной) речи. В кн.: Языковые средства дифференциации функциональных стилей современного русского языка. Сб.науч.тр. Днепропетровск, ДГУ, с.50-55.

131. Тимофеев Л.И. "Вольный стих" Ш1 века. В kh.:Ats poetica.' Вып. 2. М., ГАХН, 1928, с.73-115.

132. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М., Сов.писатель, 1982." 342 с.

133. Тимофеев JI.И. Стих и проза. М., Сов.писатель, 1938. -271 с.

134. Тимофеев Л.И. Стих и ритм. Литературная учеба, 1982, № 2, с.164-170.

135. Тимофеев Л.И. Стих как система. Вопросы литературы, 1980, № 7, с.158-189.

136. Тимофеев Л.И. Теория стиха. М., Худож.лит, 1939. -229 с,

137. Томашевский Б.В. О стихе. Л., Прибой, 1929. - 326 с.

138. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Курс лекций. -Л., Учпедгиз, Ленингр.отд-ие, 1959. 535 с.

139. Томашевский Б.В. Стих и язык. М.-Л., Гослитиздат, Ленингр. отд-ие, 1959. - 471 с.

140. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. М., Наука,1979. III с.

141. Торсуева И.Г. Интонация как компонент текста. В кн.: Фонология. Фонетика. Интонология. Материалы к IX Межд.конгр. фонетич.наук. М., 1979, с.160-168.

142. Торсуева И.Г. Современная проблематика интонационных исследований. Вопросы языкознания, 1984, Р I, с.116-126.

143. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., Сов.писатель, 1965. - 301 с.

144. Узнедзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961, Изд-во Акад. наук Груз.ССР. - 210 с.

145. Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М., Наука, 1964. - 284 с.

146. Филимонов М.В. О звукоизображении в языке. В кн.: Сопоставительный анализ лингвистических категорий. Вып.2. Томск,1980, с.109-117.

147. Фомин М.М. Психологический анализ характера соотношения слухового образа и артикуляторного действия в формировании речевого звука: Автореф. дис. канд.филол.наук. М., 1982. - 17 с.

148. Харлап М.Г. О стихе. М., Худож.лит., 1966. - 150 с.

149. Холшевников В.Е. Изучение стиха методами экспериментальной фонетики. В кн.: Симпозиум по комплексному изучению художественного творчества. Тезисы и аннотации. JI., IS63, с.27-28.

150. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение.-Л., Изд-во ЛГУ, 1972. 168 с.

151. Холшевников В.Е. Что такое русский стих. В кн.: Мысль, вооруженная рифмами. Л., Изд-во ЛГУ, 1984, с.5-42.

152. Художественное восприятик. Л., Наука, 1971. - 386 с.

153. Цветаева М.И. Письма к А.Тесковой. Прага, , 1969.215 с.

154. Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. Рига, Зинатне, 1974. - 272 с.

155. Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. Киев, Вища школа, 1981. - 240 с.

156. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., Рус.яз., 1982. - 207 с.

157. Чистович Л.А., Венцов А.В. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком. Л., Наука, Ленингр.отд-ин, 1976. - 388 с.I

158. Чистович Л.А., Кожевников В.А. и др. Речь. Артикуляция и восприятие. М., Л., Наука, Ленингр.отд-ие, 1965. - 241 с.

159. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Л., Наука, 1983. - 182 с.

160. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. I. "Воспоминание" Пушкина. В кн.: Русская речь. Сб.статей под ред. Л.В.Щербы. Вып.1, Пгр., 1923, с.13-56.

161. Эйхенбаум Б.М. О камерной декламации. В кн.: Эйхенбаум Б.М. О поэзии. JI., Сов.писатель, 1969, с.512-541.

162. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа. В кн.: Эйхенбаум Б.М. Q поэзии. JI., Сов.писатель, 1969, с.75-147.

163. Эрдели Н.Б. О временной организации английской речи: Автореф. дис. канд.филол.наук. М., 1976.- 20 с.

164. Юлдашева X. О паузе (на материале поэтических произведений, написанных арузом). В кн.: Опыт экспериментального и структурного изучения языка. Сб.статей. Ташкент, Фан, 1982, с.52-59.

165. Яхно В.Н. Исследование слуховых механизмов временного анализа ритмической структуры сигнала: Автореф. дис.канд.психол. наук. М., 1983. - 24 с.177« Abercrombie L. The Theory of Poetry. 2-d impr. London. M.-Se-cker, 1926. - 220p.

166. Bauman R. Verbal art as performance. Rowley (Mafss.^r 'Newbury House, 1978. - 150p.179* Cohen J. Structure du langage poetique. Paris: Flammarion, 1975. - 231 p.

167. Czerny Z. Le vers libre fran?ais et son art structural. In: Poetics, Poetyka, ПОЭТИКЗ . Warszawa, 1964, p.249-279

168. Groot De A.W. Phonetics and its relation to aesthetics. In: Manual of Phonetics ed, by L.Kaiser. Amsterdam, North-Holland publ. со., 1957, p.385-400182.' Deguy M. Figure du Rythme, Rythme des Figures. Langue franchise , 1974, n.23, p.24-40

169. Delattre P. Les dix intonations de base du franqais. The French Rewiew, 1966, vol.40, n.1 p. 1-14

170. Dobrzynska T. Tempo jako wyk^adnik spojnosci w tekscie mowionym. In: Semantyka tekstu i g'^zyka. Warszawa, Krakow,' Gdansk, 1976, s.129-143

171. Filliolet J. Problematique du vers libre. Langue fran$aise 197^, n.23, p.63-71

172. Fraisse P. Psychologie du Rythme. Paris, Presses univ. de France, 1974. - 244p.

173. Fraisse P. Psychologie du Temps. 2-е ed. rev. et augm. Paris, Presses univ. de France, 1967. - 360p.

174. Lerchner G. Koglichkeiten und Grenzen der linguistischen

175. Analyse poetischer Texte aus sprachwissenschaftlicher Sicht. -In: Funktion der Sprachgestaltung im literarischen Text. Martin-Luther-Universitat Halle-Wittenberg Wissenschaftliche Be'itrage 1981/52 (F 33). Halle (Saale), 1981, S.97-115

176. Meschonnic H. Fragments d'une critique du Rythme. Langue franc? aise, 1974, n.23, p.5-23

177. Poetique du vers francjais. Paris, Larousse, 197^-. - 127p.

178. Poets on Poetry. Mew York, Free press, 1965. - 384-p.'

179. Seidler H. Grundfragen einer V/issenschaft von der Sprachkunst.- Miinchen: Fink, 1978. 3^0 S.

180. Shapiro K. English prosody and modern poetry. Baltimore, The John Hopkins press, 194-7. - 160p.204.. Shapiro M. Asymmetry: an inquiry into the linguistic structure of Poetry. Amsterdam /a. o./, 1976. - 231p.

181. ThSorie de la litterature. Paris: Picard, 1981. - ЗОбр.

182. Zwirner E., Zwirner K. Grundfragen der 'phonometri'schen !Li;ri- ' guistik. Basel: Karger, 1982. - 320 S. :