автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Верлибр в грузинской поэзии

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Дарбаисели, Нино Гивиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Верлибр в грузинской поэзии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Верлибр в грузинской поэзии"

ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.й.даВЛИШБИЛИ

На правах рукописи

ДАРШСЕЛИ НИНО ШВИЕВНА

1

ВЕРЛИБР В ГВУЗИНСНбЙ ПОЭЗИИ

I

Специальность ю.01.08 - Теория литературы •

А В Т О Р Е Ф Е Р'А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тбилиси - 1992

. Работа выполнена в отделении теории литературы Институ грузинской литературы им. Ш.Руставели Академии наук Грузии.

Научные руководители: доктор филологических наук, профессор А.Г.ВАСАДЗЕ кандидат филологических наук Р.Г.БЕРВДЗЕ ;

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Д.А.ТУХАРЕЛИ доктор филологических наук, профессор Г.В.МШДЗЕ '

Ведущая организация - Тбилисский государственный педа: ческий институт им.И.Чавчавадзе Кафедра грузинской литературы.

- Защита состоится {/1<9р(Я . 1992 г. в

да заседании специализированного совета Д 057.03.07-по защ диссертаций на соискание ученой степени доктора филологиче наук при Тбилисском государственном университете им.И.ДжаЕ швили. . "

. Адрес: Зв0028, Тбилиси, пр.И.Чавчавадзе, I, корп.1, й логический факультет, ауд.93. . .

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке унивет

Автореферат разослан "/Ь" Я ■ 1992 г.

:, . Ученый секретарь специализированного совета /у т

профессор (й^ЙА ¿2_^ЛШАЧЕИШИЛИ

ОЩЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Перед современным литературоведением, и в частности стиховедением, с внутренней логической неизбежностью встала проблема самостоятельного анализа отдельных стихотворшк форм, в своэ очередь выдвинувшая целнй ряд общеэстетических и конкретно-поэтических проблем, своевременное и, главное, основательное решение которых определяет перспективу болео •' глубокого проникновения в природу литературы и художественного творчества вообще.

Одна из вазшейяих профгем современного стиховедения - верлибр, давно уже ставший предметом' острой полемики, нередко столкновения взаимоисключающих точек з^ендя теоретиков и историков литературы и критиков. Несмотря на йнояестзо'дефиниций верлибра, а

! ■ '

таксе попыток проникновения в его-'эстетпческуз, поэтическую и стилястпческуо природу, пока еще н|р слокилась единая, приемлемая для всех, точка зрения по дашшм вопросам. До сих пор продолжаются ргссуддешш вокруг строения верлибра. Каждая -точка зрения содержит в себе некое рациональное зерно 'у не считаться с которым нельзя. .. . ;

Так пли иначепроблема верлибра ныне все еда находится под вопросом. В то нз время'современный литературный процесс, с характерной для него жиеой динамикой, все острее требует собственно стиховедческо-иоэгического анализа верлибра. Разумеется, рёф-лексян литературных критиков и, в первую очередь, поэтов по поводу взаимоотношения верлибра и .конвенционного стиха, бесспорно, заслуживают внимания, но фактом,является и то, что они не могут заменить собой плода раз?лышлений теоретйкоз, не когут взять па себя сложную миссию, обобщающего,, конструктивного, стиховедческо-'

го осмысления этих проблем.

Современное состояние разработки проблемы.- Существует много различных дефиниций верлибра. Соответственно в современном литературоведении, и в частности в стиховедении, уже установилась традиция группировки верлибра по определенным типологическим признакам и осмысления его поэтической природы на основе этой-группировки. Попытки постановки и решения проблемы свобод аого стиха мокно встретить в трудах В.Брюсова,•Ю.Тынянова, В.Пяста, Г.Шенгели, В.Еирмунского, Б.Томапевского, Л.Тшофэева Н.Бенгерова, Д.Нефедова, А.2оЕтиса, О.Овчаренко, Г.Сидоренко, СЛСалачевой, В.Бурича, А.Метса, М.Гасдарова, П.Арватова, Ю.Лот мана, в которых перечисленные исследователи дают интерпретации верлибра как формы поэтической речи, осмысливают его природу е связи, с одной стороны, с традиционным стихом и, с другой стороны, с прозой. Упомянутую проблему пряг.;о или косвенно-в раз не .время и в различных трудах затрагивают, и грузинские' исследователи: Ак.Гацерелия, Г.Гачечиладзе, А.Хннтибидзе, Р.Берлдзе. Э: проблемы нередко становились предметом суждения литературных ' критиков (А.Васадзе, Г.Асатиани, Э.Дкавелидзе, Г.Гачечиладзе'] др.)." И все же до сих пор в теории стиха, по существу, не уда^ лось разработать более или менее полные и исчерпывающие принц пи исследования верлибра как стихотворной формы. Высказанная Л.ТяМофеевым полвека назад мысль о том, что не существует 'точ того определения свободного стиха, доныне остается в силе, хо это вовсе не умаляет профессиональных достоинств ддда интерес пых трудов, посвященных проблемам верлибра. '." Основная цель исследования - теоретическая реконструкции позтыеско! природы свободного .¡-отиха и конкретно - моделнровг няе, опираясь на патадигмы грузинской поэзии 10-20-х (Г.Табщ

зе, Гр.Робаквдзе, В.Гаприндашвили, Т.Табидзе, П.Яшвили, Н.Мици-яшшш, Т.Граяели, С.Цярекздзе, Гр.Цецхладзе) п более обобщенно -50-70-х годов'(ШЛантладзе, Б.Харанаули, Л.Стуруа и др.).

С этой целью в диссертации поставлены следующие конкретные задачи:

- установить дефиницию верлибра;

- выяснять его специфику на фоне взаимосвязи стихотворной и прозаической речи; ,

-"определить структурные особенности.ритма в контексте -природы свободного стиха;

]

- классифицировать обр'азвд грузинского верлибра на основе взаимосвязи верлибра и грузинского силлабо-тонического стиха.

В качестве методологической б^зы л теоретической основы

диссертации использованы сравнительно-исторический я, частично,

1

структуралистский методы исследования поэтического и вообще художественного произведения. Названное методы привлекаются комплексно для проведения соответствуащйх аналитических процедур.

Новизна диссертационной работы состоят в осмыслении эволюции современных стихотворных форм на' основе собственной дефиниции верлибра, в установлении общих типологических принципов из различных национальных форм верлибра л стиховедческом анализе • адекватных норм установленных поэтических форм верлибра.

Практическая ценность работы. Работа монет быть использована при анализе произведений поэтического искусства как 'своеобразий методологический ключ. Кроме того, авторские метода интерпретации поэтики верлибра могут пригодиться в литературно-художественной критике. К тому же на основе определенных аспектов работы может быть .составлен спецкурс по теория стиха. .

Апробация' рабьтн. Основные ядёи и. положения диссертация

- 6 - '

отражены в журнальных и газетных, публикациях и докладе автора на научной конференции Института грузинской литературы им.Ш.Руставели (1991). Диссертация рассмотрена на заседании Отделения теории Института грузинской литературы им. Ш.Руставели (5 мая 1992 года) и рекомендована к защите.

Структура .диссертации. Диссертация состоит из введения, двух разделов, выводов и библиографии. Работа изложена на 184 страницах и содержит -библиографию-259 'названий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ;

Во введении обоснована актуальность диссертационной теш, обрисовано современное состояние ее'научной разработки, сформулированы цели и задачи исследования, определены методологические основы исследования -а его практическая ценность, указаны моменты, определяющие' его научную новизну.

I глава - "Что такое верлибр?" - состоит кз 12 парагра- ■ фов: I. дефиниция термина;' 2. верлибр - система поэтической речи? 3. верлибр - поэзия или проза? 4. верлибр: графика, интонация; 5. верлибр и Библия; 6. свободный стих и свободный ритм; 7. рифма в верлибре, или верлибр и верблан; 8,. верлибр я ритм; 9. французский свободный стих; 10. немецкий свободный стих; II. англоязычный свободный сгиу; 12. русский свободный стих.

В данной главе автор'прослеживает историю термина и отметает, что термин "верлибр" впервые возник во французской символистской литературе для обозначения пока еще несформировавще-гося явления, поэтому перенос его в различные национальные, литературы повлек за собой аморфность, так что трудно установить сущность обозначаемого этим термином явления. Определение сущности верлибра поставило пред диссертантом задачу внести яс-*

ность в такие литературоведческие проблем, каг .взаимоотиоше-!шя поэтической и прозаической'речи и, исходя из этого, поэзш и прозы, стиха и поэзии, ритма и графики стиха, а также функция ри&лы в поэтическом языке, функция ритма в традиционном конвенционном стихе и верлибре и т.д. В. этой же главе диссертант обозревает плодотворные для освоения Форш верлибра поиски в 1910-• 20-е года, отмечает негативные последствия дочти тридцатилетнего "белого интервала" в результате заидеологизяроЕанности худо-аествённого творчества. Соответственно автор касается.процесса свертывания и .ликвидации стихбве^ческих исследований в 30-50ге годы вслед за исчезновением многообразных форм стиха.

Диссертант особо останавливается на процессе обновления теоретической мысли в отношении верлибра и вообще стиха. В грузинской поэтике это произошло по инициативе проф. А .Гацерелкя, а в русском стиховедении исследование свободного стиха попытался восстановить АЛСвятковский. Диссер^аах, рассматривая дефиницию верлибра, предложенную А.Квятковскйм, п сравнивая ее с комментариями А.Еовгиса, Н.Венгерова и Л.Тимофэвва, заключает, что дефиниция А.Квятковского говорит не о.том, чем является свободный ■ стих, а о том, чем он не является. ; ■

Диссертант специально заостряет внимание на той части разъяснений. Иовтиса, где указывается, чтр ритмическая организация верлибра как формы, стяха упорядочивается повторением различных компонентов. Автор проводит здесь параллель с мыслью Названного исследователя о том, что изосиятаксизм встречается в сотнях метрических стихов и нередко становится ведущим компонентом ¿[-орта. То же можно сказать о .повторениях, фонем : , фраз слога л разнообразных параллелизмах, они постоянно встречались и встречаются в конвенционном стихе,.в-котором, ломимо метрического,

л - 8 -

участвуют много других ритмов. . - ■

Диссертант подчеркивает определенный.момент: снятие метри зованного ритма в свободном стихе уяснило, что в поэтической речи- есть смысловой, интонационный, звуковой и другие ритмы,ко торые в конвенционном стихе скрываются "под вуалью" метрическо го стиха, а в свободном стихе выступают более явно. Однако, да если в отдельных стихах они и вправду несут какую-либо художес веняо организующую функцию, все же считать их типологическим признаком верлибра неверно.

Автор отмечает,что для установления общих закономерности верлибра необходимо из различных его разновидностей выделить с щие признаки, характеризующие традиционное стихотворение или, хотя и нарушающие в определенной мере канонические требования, все не остающиеся в рамках.традиции.

Диссертант рассматривает концепцию, последователи которое относят верлибр к топическому стихосложению, и отмечает, что-если придерживаться такого положения, тогда можно считать свободным стихом все образцы поэзии, опирающиеся на тоническое • стихосложение. По мнению диссертанта, возможно, на начальных-стадиях зарождения и развития современного свободного стиха в различных национальных стихах действительно было заметно crpei ленде к тонике и сами поэты именно написанные по тональному принципу произведения называли свободным стихом (так же, как . некоторые из них, возможно, силлабически написанные стихи счи тают верлибром), однако авторы далеко не всегда точно определ ют жанр и форму собственного произведения. • Диссертант рассматривает мысль, что верлибр является нов 'кайре .1, который проявляется на гтык^ прозы и поэзии (М.Бузогл к;обосновывает, что такой взгляд заключает свободный,стих в '

жестко отмеренные.рамки, а также считает, что ошибочность этого положения следует искать в неверном понимании жанра. Автор особо отмечает: в основе деления литературы на яанры лежит не формальный, а содержательный аспект, хотя не исключено, что в различных национальных литературах одному и тому ке содержанию соответствует одна и та же форма> однако это не дает права думать, будто та или иная форма бессильна выразить другое содержание.

В данной главе диссертант,' рассматривая вопрос, являетйя ли верлибр системой поэтинеской речи, отмечает: если это система, она должна обладать характерными для поэтической речи специфическими признаками, отличающими ее от силлабического, силлабо-тонического и т.д. стиха. Посинению автора, не только кропотливый анализ, но даже беглый взгляд на современный традщщ-онный стих и верлибр ясно показывает, что между ними.нет принципиального различия с точки зрений использования тропов. Четко прослеживается'лишь ритмико-интона^яонное различие, обусловленное, с одной стороны, равномерностью или потенциальной равномерностью строк традиционного стиха, а:С другой стороны - неравномерностью строк верлибра. Здесь автор вновь широко и критически разбирает положения ряда исследователей (Г.Свдоренко, А.Жовти-са, Б.Томашевского). В частности,'рассматривая утверждение А.Сидоренко о неоправданности поиска наднациональных признаков верлибра, диссертант не разделяет этот взгляд и отмечает, что существование крайних разновидностей этой стихотворной Формы в любой национальной поэтической действительности не только теоретически допустимо, но они реально существуют.; Что касается типологических признаков верлибра, то тут Еирясовивается на редкость многообразная картина, так как в контексте 'дэотноиения с одной

- 10 -

стороны, с крайними разновидностями, а с другой стороны - с традиционными системами стихосложения типологическая дифференциация его признаков не составляет труда'.

•И наконец, на вопрос: является ли верлибр системой? - дае' . следующий ответ: крайних) разновидность верлибра можно считать . минус - системой, переходные ке разновидности, благодаря их ' , многообразию, обладают достаточными признаками, чтобы стало во: можным деление их на типы и виды.

Диссертант в контексте анализа верлибра как системы поэтн ческой речи сравнивает разговорную и поэтическую речь я отмеча' ет, что различие мевду этими двумя видами речи выявится осязательней, если учесть фактор участия в акте живой разговорной речи двух активных сторон. При этом происходит синхронное ноор дотирование двух потоков сознания. К тому же диссертант специально рассматривает ситуацию, когда характерными для разговорной речи лаконичностью фразы, диалогами, лексикой, а в определенной мере и интонацией одинаково пользуются и современный конвенционный стих, и верлибр. Знаменательно и то, что исполь-, зование интонации в разговорной речи в некоторых видах верлибра становится основой графического членения.

В этой главе рассмотрена также проблема:.верлибр:.поэзия-. или проза? Для уяснёния этой проблемы диссертант специально де лает акцент на то, разделяемое литературоведами толкование-стг ха, согласно-которому существенным в стихе является функция р! ма, и отмечает, что верлибр существует уке почти полтора столе тия и авторы преподносят его читателю как стих. Раздается вопрос: как "примирить" эти две стороны? В данном случае диссер-. тант ссылается на то обстоятельство, что после того как норма; тивное литературоведение столь явно установило качественные •

- II -

признаки поэзии, стало возможным самостоятельно оперировать отдельными компонентами поэтического языка,'утрируя одни, нивелируя другие, так как уже существовал контекст, на фоне которого все эти действия "работали" бы- как художественные приемы. Диссертант утвердительно отвечает на вопрос: является ли верлибр стихом и заключает, что для него отрицание метра является тем художественным приемом, тем структурным признаком,который Функционирует именно в данной структуре поэтической речи.

Здесь же специально рассматривается йопрос графики'и интонации верлибра. Диссертант отмечает: шея дело с графикой верлибра, мы видим, что он задуман как стих, но не обычный, а "иной". Графический, визуальный ритм нарушен (или, во всяком случае, если.он "сохранен", при ознакомлении со стихом станет явным этот обман ожидания, этот минус - прием, уже оказывающий на нас худокественное воздействие)., Здесь отмечено, что в верлибре конец каждого графического отрезка является непремешш местом паузы. Из множества пауз, которые вообще создают структуру стихотворной форш, эта единственная осталась устойчивой.

В-этой главе диссертации выяснен еще один вопрос: годны ли для графического описания верлибра термины, применяемые для характеристики метрического 'стиха: строфа,и стих. Отмечено, что, с точки зрения строфики, стихотворный текст делится на три вида: строфический, антистрофический и переходный. Деление, на строфы - еще одно средство ритмической организация стиха, однако" какова в свободном стихе функция деления текста па графические группы а можно ЛИ эти отрезки называть строчки? ¡То .\:;:с;;.гз танта, подобное деление, внося в гра^пчеегое либра "белые строки", разграничивая:;;:«: друг от друга р.л-.:;:чес-ки и интонзцяонно неоднородные ."черные-группа", в то же время

выполняет функцию фиксирования "большой пвузы;". Окончание каждой "черной группы" является также окончанием синтаксически-интонационного отрезка, а если эти окончания не совпадут, - текст будет не завершен синтаксически-интонационно и ш получим ан. кайбеман, или перенос, так как выраженная белой строкой пауза пересечет текст. Поэтому диссертант считает целесообразным называть эти "черные группы" "строфоидами". К тому же они могут быть или не быть в верлибре. Тот вид, где нет строфоидов, можно условно называть "астрофоддным".'

Диссертант затрагивает вопрос о влиянии Библии на формирование верлибра как стихотворной'формы и приходит к выводу, что, говоря о роли Библия в возникновений верлибра (хотя она, наряду с другими первоисточниками, послужила основой "Листьев травы" Уитмена), следует учитывать, что ритм ее английского, латин-. ского, немецкого, и т.п. -перевода'не мог оказать влияния на стихотворную ритмику Уитмена, хотя в некоторых стихотворениях1, содержащих библейские реминисценции, явно чувствуется влияние стиля Библии. Диссертант подчеркивает то обстоятельство, что • для исследователей, которые утверздают о влиянии Библии на верлибр и, в частности на верлибр Уитмена, характерен общий недостаток: они не могут объяснить, каков же ритм Библии, -то есть •. какие ритмические регуляторы управляют ею.

Диссертант специально-выясняет функцию'свободного ритма в свободном стихе и отмечает, что процесс нарушения, начавшийся в традиционной метрике, проявился в творчестве английских,французских а немецких романтиков. Эти нарушения четко организдван-ной.метрики прначалу умещались Е'ее границах. Однако в то же время сами авторы называли это рвободными ритмами. Сходство первого' слова этого термина - "свободный" со свободным, стихом

рождало ошибочную .шсль, что генезис верлибра следовало начинать не со второй половины прошлого века, а относить его к более раннему времени. Это обстоятельство навело русское литературоведение на мысль назвать верлибром произведения Л.Фета, М.Михайлова, А Добролюбова. Кроме того, есть попытки считать верлибром также "Слово о полку Игореве".

И наконец, диссертант здесь же анализирует вопрос о функции ритма в верлибре и разграничивает верлибр иверблан. Верлибром"^ ) по-французски называется свободный с£их, верблан же ( \Zers. с ) - это разновидность метрического . стиха, "больше уке" не имеющего ркфлу, Фонетическое сходство двух этих терминов, как и английских фрии вере ), верее (Уег^б ) и вер (о) либр () или немецких фраи ритмен (1г-еи го-еь ) , фраи вере (-&1»* \ZlfS- ■ .'>), приводит к очередной путанице. Что касается отношения верлибра к. рифме, эти два вида стиха, в смысле ее использования, неограниченны. Отдельные пассаяи-могут быть зарифмованы, все стихотворение в целом мокет быть зарифмовано или, наоборот, не зарифмовано совсем. Однако в случае звряфловашостя рифма утрачивает ритмическую функцию, хотя отмечено такие, что- эта функция и без того утрачена рифмой я'в силлабо-тоническом стихе, Что касается отношения верлибра и ритма, диссертант отмечает, что в различных отраслях искусства ритм имеет специфические функции своего проявления. Говоря о ритме стиха, обычно подразумевают закономерное чередование ударений, слогов или комбинаций ударных и безударных слогов. Рида создается повторением, но повторение не всегда создает риг:*, г. а^^с-лс-::.« ::-?кусства. Здесь диссертант ставит вопрос: в чем различие медду рлтмом и повторением - и рся?::~г.5т суяяряив в -следующем аспекте: для

того, чтобы состоялось "повторение", необходимо, как минимум, наличие двух равномерных элементов, если же таких элементов три, т.е. третье повторение зафиксирует воздействие на наше сознание двух предыдущих, то мы уке вправе говорить о ритме.

Диссертант формулирует проблему следующим образом: есть ли у верлибра ритм, и если есть, то какой: .закономерное чередование, .последовательность каких элементов регулирует его и какие ■ стиховедческие термины можно использовать для характеристики этого ритма. Диссертант замечает, что на вопрос, есть ли у верлибра ритм, однозначного ответа не существует. Отдельные его вида имеют ритм, хотя несистематизированный, .и, говоря о свойствах этого ритма, можно и дане пуино использовать термины,применимые для характеристики этой системы стихосложения. Эти термины мокно использовать для характеристики видов, возникших на основе'принципиального отрицания традиционного ритма, которые не смогли окончательно отмежеваться от традиции. Что касается "чистого", "настоящего", "крайнего" верлибра, в котором полно- . стью отвергается художественно организующая функция ритма, то для его характеристики эти термины не годятся.

Подытоживая теоретические суждения, диссертант отмечает, что в литературе настоящий верлибр-возникает как потенциальная оппозиция к традиционному стихослояению. Сформулированная диссертантом дефиниция настоящего верлибра выглядит следующим образом:

Настоящим верлибром называется дисритмический стих со свободной графикой.

■ Именно дисрктшчность ц свободная графика,.как считает автор,' первый сигнал того, что перед наш произведение, задуманное как стих, а именно как свободный стих. Замена однрго' из -них.

дает уже переходные вида, настолько многообразные, что именно они, а не крайняя разновидность, создаст множество ритмических вариаций, классификация которых возмогша. Диссертапт считает дисметрпчность таким видом ритмичности, когда стих обладает определенным ритмом, не подчиняющимся метрической схеме. Автор допускает также, что этот ритм может варьировать вокруг определенной метрической схемы. Что касается дисритмичн'ости, то здесь тщетно было бы искать не только какой-либо метричности, но и равномерности отдельных элементов стиха, ибо она столь незначительна, что не возникает дате иллюзия ритмичности. В этом случае попытка обнаружения равномерности отдельных элементов, пусть даже успешная, лишена смысла, ибо эта равномерность не будет обладать функцией ху-докественной организации.

Для классификации' переходных видов, возникших в различных национальных литературах в результате взаимосвязи традиционного стихосложения и настоящего верлибра, диссертапт предлагает следующую схему:

Схема в основном касается тех .национальных литератур, традиционный ритм стиха которых опирается на известные дошке системы стихосложения. В. поэзии тех национальных литератур, где вступление европейского верлибра "упредило" предельное развитие традиционных форм стиха, картина получится более сложная.

Оппозиция: силлабо-тонический стих-верлибр ровдает промежуточные, переходные типы и вида, для классификации которых предложена следующая схема:

Традиционное стихосложение со свободной графикой а) изометряя •б) полиметрия -

<а) изометрический б) полиметрический

2. Метрический стих со свободным началом

<

а) изометрический

б) полиметрический

<а) изометрический ■

б) полиметрический

^а) изометрический

4. Метрический стих со свободпим включением <Г

^N5) полиметрический

5. Метрико-импульсний стих со свободной графикой

С метрической ритмической

6. Стих с неподвижной ритмической ^постоянной постоянной свободной графикой

. С другой ритмической постоянной

7. Стих с подбизшой ритмической постоянной свободной графикой

С метрической ритми'/ескоф постоянной- ;

С' другой ритмической постоянной

8. Верлибр с метрическим началом, свободной графикой Э. Верлибр с метрическим окончанием, свободной графикой

10. Верлибр со свободной графикой, а) изометрическим

• метрическим включением >

—* б) полиметрическим

■• II. Верлибр с "несвободной" (но подчиняющейся метрическим канонам) графикой

Настоящий верлибр со свободной графикой

Примечание: Б схеме раздельно представлены верлибр с метричес- ' ким началом и метрический стих со свободным началом, так как автор разделяет мнение, что представление о ритмичности стиха создает именно начальная V строка. '

П глава - "У истоков грузинского верлибра" - состоит из 10 параграфов:

I, Теоретические воззрения 10-20-х годов; 2, Грузинские • переводы зарубежных верлибров; 3. Первые грузинские верлибры; 4. Верлибр Галактиона Табидзе; 5. Верлибр Паоло Яшвяли; 6. Верлибр Григола Робакидзе; 7. Верлибр Григола Цецхладзе; 8. Верлибр Тициана Табидзе; 9. Верлибр Валериана Гаприндашвили; 10. Основные.тенденции современного грузинского верлибра.

В этой главе диссертант рассматривает первые теоретические воззрения на верлибр, принадлежащие С.Цирекидзе, Ш,Апхаидзе и Гр.Цецхладзе, и отмечает, что их взгляда в основном проникнуты пафосом идей, провозглашенных в русской' символистской литерату- ■ ре. На основании анализа первых грузинских переводов верлибра . диссертант заключает, что переводчики 10-20-х годов нынешнего . столетия вели в различных направлениях поиск приемов создания адекватного грузинского перевода зарубежного верлибра. Верлибр переводился силлабо-тоническим .стихом со свободной графикой; чередованием различных размеров; созданием иллюзии изосяллабиз-ма, переходом свободного начала в силлабо-тоничность (в основном в логаэды), делались и свободные переводы, некоторые авторы; считали их прозаическим переводом.

По таким же принципам создавались первые грузинские верлибры, авторами которых являются: ПЛшбшш, Г.Робзкидзе, Т.Та-бидзе, В.Гаприндашвили, Т.Гранели, Г.Леоиидзе, Гр.Цецхладзе,

С.Цирекидзе, Н.Мицишвили, Н.Надирадзе, В.Горгадзе, Гр.Джапара, А.Чумбадзе, С.КлциашвилМ, М.Тариивили, И.Терентьев, Р.Гветадзе, С.Тавадзе, К.Гачечиладзе, Ш.Джанберлдзе, И.Сосанашвялл, В.Руха-дзэ, И.Джорджадзе, Юакелн,-Х.Вардошвшш, П.Нозадзе, Н.Гогобе-ридзе в другие. ,

. Диссертант рассматривает верлибры Галактиона Табидзе и приходит к выводу, что в результате 16-летних попыток освоения этой 'стихотворной формы в творчестве поэта тлеются почти все переходные вады верлибра:

а) Силлабо-тонический стих со свободной графикой ("Тишина", Торцы Гурии", 1914). ' •

б) Силлабо-тонический (полиметрнческий) стих,'где свободная графика противоречит метрической схеме,•стопа, разорвана ("Колокольня в пустыне", 1914).'

в) Силлабо-тонический стих со свободным началом и свободной графикой ("Домино", 1916).

• г) Полиметрический, стих со свободными включениями ("Другие каркают, как вороны", 1916).

д) Силлабо-тонический стих со свободными включениями ("Страх", 1919).

е) Астрофоидный верлибр с фиксированной ритмической постоянной и свободной графикой ("Снег бил косой", 1925).

ж) Верлибр, с подвижной ритмической постоянной ("Кукла", 192?).

з) Настоящий верлибр ("Это было в конце октября",-1922). . .. , Верлибр Паоло Яшвили в основном относится к переходным видам:

а) Полиметрнческий стих со свободным началом и свободной графикой ("Павлины в 'городе").

б) Полиметрический стих со свободными включениями и сво- • бодной графикой ("Красный бык").

в) Полиметрический стих со свободным началом и окончанием и свободной графикой ("Европа").

г)\Настоящий верлибр со свободной графикой ("Три боли" -хотя сам автор считает это стихотворение рассказом).'

В творчестве Григола Робакидзе подтверждается наличие следующих верлибров: -

1. Верлибр с фиксированной ритмической постоянной и свободной графикой ("Ирубаквдзе", "Кентавры" - отрывок из драмы "Карду").

2.Силлабо-тонический.стих со свободными включениями и свободной графикой ("Город феномен").

3. Настоящий верлибр со свободной графикой ("Письма деве фиордов"). 4 :

У Григола Цецхяадзе встречаются:

1. Силлабо-тонический полиметричесний'стих со свободной графикой ('Вздыбленный монумент", "Олень в сновидениях девы").

I

2. Верлибр со свободной графикой, силлабо-тоническим нача-' лом, дактилическим постоянным ритмом ("Под небом Гуряи")..

Верлибры Тициана Табидзе следующие:

а) Полиметрический стих со свободной графикой и свободными включениями ("Карьера поэта")

б) Стих с дактилическим 'ритмической постоянной и свободной графикой ('Мисс Леале").

в) Настоящий верлибр ("Из моих снов").

г) Чередование отрезков настоящего верлибра и стиха со свободной графикой и свободными вклэчешями (Парижская коммуна");-.

В последнем параграфе второй главы диссертант гостко обо- ..

зревает взгляда на верлибр, высказанные в современной грузинской литературе (Ак.Гацерелия, Ак.Васадзе, Г.Гачечиладзе, Ап. Силагадэе, А.Нпколеинвяли и др.).

Автор,-вкратце касаясь-творчества Ш.Чантладзе, поэта--верлибриста,отмечает, что из известных ним 33-х верлибров для 25 характерен прием ритмической компенсации - синтаксико-инто-нациошшй параллелизм. Автор разбирает стихотворение поэта ' "Гляну на вас, и глаза мои тают" и заключает, что до сих пор, говоря о свободном стихе, почти не заострял вникания на его содержании, считая, что этой стихотворной формой можно передать любое содергание и предписывать жанровые признаки било бы неоправданно. В этом ке случае содермпие становится ключом формы данного конкретного стихотворения. В нем явно чувствуются реш-_нисцевдии "Песни песней" Соломона - самой поэтичной книги Библии. Диссертант высказывает предположение, что Ш.Ънглз.чяа бчч» известна теория библейского генезиса верлибра и 'рзссгю-гриаичл« произведение представляет собой попытку художественного воплощения этой теории.

Большинство верлибров Л.Стуруа настоящий свободный стих, астрофоадшй со свободной графикой, в-котором не ощущается ни > ритмическая постоянная, ни эффект обманутого опадания. Встречаются силлабо-тонические (логаэдные) стихи со свободной графикой - и свободными вклинениями, а также стихи, в начале, строю! которых фиксированная ритмическая постоянная реализуется в силлабо-тонической части строфоида, есть' такяе астрофоидный свободный . стих с силлабо-тоническими включениями. Диссертант выделяет стихи Л.Стуруа ("Старая эпитафия", "Охотники" й "Мольба женщины, обращенная к Богоматери"), графита которых "несвободна", делите-на катрены, болыпииство строк одиннадцатислонныс, иногда, в кь.

репах, их сменяют двенадцатисложные строки. Например, в стихотворении "Шольба женщины, обращенная к Богоматери", осуществлена своеобразная попытка "совмещения" силлабо-тонического, силлабического и свободного стиха.

Касаясь верлибров Б.Харанаули, диссертант отмечает, что для'творчества этого поэта характерен силлабо-тонический (лога-эдный) стих со свободной графикой и свободными включениями.. Нередко в поэтической речи он использует многосложные слова - композиты. В грузинском силлабо-тоническом стихе даже шестисложное ■ слово - уже редкость. Верлибр проложил дорогу многосложным словам. Кроме того, определенные изменения происходят и всинтак- • сисе грузинской поэтической речи. Если для традиционного стиха были характерны простые распространенные, слитные и сложносочи- : нешше предложения, а сложноподчиненные встречались сравнительно редко, так как их ограничивали "замкнутые" рамки ритмико-ин-тонационной структуры конвенционного стиха, то в верлибре -резко .. возросло использование синтаксических конструкций из сложнопод-. чиненных и сочиненно-подчиненных предложений. Диссертант прослеживает основные тенденции, которыми характеризуется совре- • мешшй грузинский свободный и конвенционный стих, а делает вы- ■ вод, что пятнадцатисло'жный и особенно четырвадцатислоквдй' раз-: мер оказался на редкость эластичным, хорошо соответствуя природе грузинского речевого ударения. Включение односложных слов, . привлечение инверсии'сильно облегчило подчинение речевого материала этой ритмической канве. Дело упрощается еще и тем, что -схема 5/4/5 дает возможность множества ритмических вариаций. Хорей и дактиль легко меняются местами. Вгоруэ пеоиическую сто- -пу нередко замещает дихорей. Поэтому допустимы такие вариации: \

1-1--/-1--/1-1— 2/3//4//2/3

1-1—71-1-/1-1— 2/3//2/2//2/3

I - I — / 1-1- / I- I - 2/3//2/2//3/2

I - I —/- I —./ I — I - . 2/3//4//3/2

I — I /-1 / 1_ I __ 3/2//4//2/3

I — I - /1-1 - / I — I - 3/2//2/2//3/2

I — I - /-1—/ I— I - Э/2//4//ЗА

Достоинство этого размера стало основой недостатков современного грузинского стиха, так как он почти вытеснил все остальные вида,"оглушил стих", фактически угасли поиски новых ритмических вариаций. Лишь несколько современных поэтов Ш.Лебаиидзе, Ш.Нишднаявдзе, Г.!.Мачавариаяд, В.Дкавахадзе, Г.Чантурля) пытаются преодолеть метрическое однообразие современного грузинского стиха.

Основная картина современного грузинского стиха такова: пишутся силлабо-тонические стихи со свободной графикой, полученные слиянием большого и малого бесиковского размеров; те не стихи с "несвободной" графикой; сидлабо-тоннческий_стих' со свободно:! графикой ( 5/4/5 - 5/5/5 ). иногда имеет свободное включение, ритмическое нарушение, которое создает иллюзию верлибра; то же свободное включение можно встретить в силлабо-тоническом спае с "несвободной" графикой. Крайне редки стихи с изометрическим или полиметричоским включением и другие виды переходного, промежуточного ведтабра, не,говоря уже о "чистом", "настоящем" строфоидном или астрофоидном верлибре.

• ■ В основном такую картину создают стихи-грузинских верли-бристов Дж.Пховели, Г.Петриашвкли, Г.Алхазиивили,. С.Нариманн-дзе, Л.Алшлонаки, М.Циклаури и других, хотя надо признать, что их стихи отличаются немалыми художественны!,«! достоинствами.

- 24 -

По мнению диссертанта, сегодня грузинский верлибр, как и конвенционный стих, оказался в тупике. Кризис этот все же дает основание для оптимизма, так как примеры из истории искусства подтверждают, что он является необходимой ступенью, предшествующей очередному подъему.

"В выводах диссертации сформулирована основные взгляды,даны общие положения, намечены перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях: >

1. Н.Дарбаисели. Некоторые вопросы грузинского свободного стиха. Мацне, Серия языка и литературы, 1987, й 2,' с.93-108.

2. Н.Дарбаисели. Некоторые вопросы истории грузинского верлибра, Мацне, Сери§ языка и литературы, 1987, 15 3, с.107-120.

3. Н.Дарбаисела. Верлибр Т.Табщ&е. Научная конференция,, посвященная 150-летию со дня рождения Ак.Церетели. Вопросы теории литературы. Тезисы. Тбилиси, "Мецниереба", 1991, с.15.

4. Н.Дарбаисели. Анализ одного стихотворения. "Литературу-, ли Сакартвело", 1991, I марта.

я|Эв>вщ СсЛЦ