автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения личности в условиях вуза

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Джураев, Равшан
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Формирование диалектико-материалистического мировоззрения личности в условиях вуза'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование диалектико-материалистического мировоззрения личности в условиях вуза"

ICÎIDIGTEPCTP.O НАРОДНОГО ОКГЛСОИАШЯ УЬГКОЛЮ!! ССР

TAlUíaiTClfll!! ОРДШЛ ДР^ПЫ НАРОДОВ ГОСШРСТЙТШТЗл! ПЩАТОГКЧЕСЮШ ИНСТИТУТ l'.'ÍFHi" 1ПЕА!М

На пгевих рукспяся

ДОТА Ей Гпвгсагс

loff.CîPDU.'jsir д:íajtkkt:ííío-î.iatкпl'lл! :ггг; i го ?.;:робо:сгиш личтости в усхогсшх в тал

Спетошпоотъ CO.OQ.OI - лмленгл-!осккй а йоторпчг.сгпй ''лертлаз^ по •¿■глс^о/огпм иа^лап

А в г о р е J i> пат

диспергацлл на оозсглняи ученоЛ птичья ппшсг.атп ^лгрсгЛпгпх гэд;?

'!,)! :;рцг - Г'-1!

Гийота выполнена на кафедре философия Ташкентского ордена Друяйц норрдов государственного педагогического института кмемг Нпзамп.

ИЬШШИ РУКОВОДИТЕЛЬ: член-норр.АН УзССР, доктор философских

паук, профессор, Заслуженный деятель науки УэССР, лауреат Государственной премии Уабекской ССР им. Ееруни ' ТУЛЕНОВ ЕЛ.

'' О'ЛШШЪШЕ ОППОНЕНТЫ:

Кочергпн А.Н. ~ доктор фплоссфских паук, профессор 7одгаввя Р. - кандидат философских наук, доцент

ИВДЦАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - кафедра философии Института политологии к управления.

Защита состоится "_"_ 199_г. в _часов

на заседании специализированного совета К 113.18.03 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Ташкентском государственном педагогическом институте им. Низами (700100, гЛоикент, ул. Глчнкя, 3).

С диссертацией можно ознакомиться с библиотеке Ташкентского ордена Д^ябы народов государственного педагогического института им. Низами.

Автореферат разослан

1991г.

Учений секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, доцент

КАЛЯЕВА А.В.

ощлл хАРлкткгастаи рлгота

Актуальность исслецопэняя. Глубокие перецени, происходящие а различных опорах гаэяи общества требуют усиления внимания к мировоззренческой подготовке члчноста на основе ияро-№ го использования достижения естествен!«« и общественных наук, гуманизации всего процесса обучения п сосг.итаняя будущих специалистов.

Специфика развития высшей школы на современном э/апе состоят в том, что центр тяжести в преподавании постепенно смещается с традиционно-репродуктивных методов обучения на мето-дологпческп-коьцеп.уальные, что связано с необходимостью подготовки творчески, перспективно мыеляцих специалистов. Последнее, в свою очередь, предполагает становление у студентов научно-материалистического мировоззрения, которое приобретается в процессе усвоения естественных и общественных паук, особенно цгкла философских дисцвплиь.

Современник челояек обязан обладать высоким уровнем философского мышления, знать наиболее обшие законы развития природы и общественной мзля. Ланное положение легпт в основе стра-тег;ш высшей сколи я определяет особенности и специфику задач по ^ормирдйанию диалекгпко-г.атеряалпспгческого мировоззрения у студентов. Сказанное обусловливает актуальность ннбрапной диссертантом теми, как я вагность анализа сущности и структуры мировоззрения учащихся, выявления путей ц средств его формирования в процессе учзбц я внеучебясе врем.;.

Актуальность проблемы определяется л тем, что перестройка разлачпих о!эр р общественной тзни и об-цеотвенного сознания -зто двуодгни"; диалектически?, процесс, активно плпякедх друг на друга.

Газяптпе даюирэтип я гяаеньотя совроьогдзется пересмотром сломишихсл стереотипов ныалеьая, обращением молодежи к различии',: тппгш мировоззрений, способа« отстать на волнуицпе их вопросы. И условиях шаоралязма мнений существование п распространенно среди молсдегй разлп-гшдг мировоззренческих установок явчяетсл вполне естественным процессом, псокольку кз?даЯ пз !!!"„' имепг п;аво на ?яэнь. Не отрицая значения других твпов мп-

ровоззроппя, в наотоодей работе освещается практика работы вузов Узбекистана по формированию днзлектико-материалистического »прояоззрчшя студенческой шлодега.

Степень разработанности проблем?7. В опубликовании* работах многие аспекта сформирования днолекглко-штерпалпстического мировоззрения личности получили всестороннее освещение, В них, в частности, конкретизнгованц понятие "мировоззрения" вообще,^ р^ло;; "мировоззрение студенческой молодежи" в частности, и раскрнтн сущность, структура, функшш мировоззрения.^ • ' В опублпкосэншк монографиях п статьях анэлпзпругтся основное *ч:пи мировоззренческих систем, черти п особенности марксистско-ленинского г,провоз зрения. 1с.-уиое место отводится проблемам качественного развития мировоззрения, уясняется особая природа ¿.•провоз зрения шщпвпда п группа (класса), разливается гносеологическая типология мировоззрения, выявляются объективные фактор«, обусловливание историческую неизбежность становления диалектпко-матерпалпстического мировоззрения личности.^

1. Ануфриев E.j'w Сопнальная роль и активность личности, - !.!., ;.!нсль, ID8I; FaCcrtr.o Б.В. Мировоззренческие убе-депгя человек;: в уел огнях развитого социализма. - Киев, 1!цсчля школа, 197?; Иванов Т. к млрого&эгои*с. - П., ?.'лсль,1975; Кгемписки": Г. '¿ормпшванпе мпоовоззренпя в контексте развития образного мгаленая. - Киев, 1986; [.!о:::аксгаш В.И. ччэрмпро-nar.ne научно-штеряалгсгвчоского мярогоззренпя на уроках fn-зпки. - М., Высшая гасла, .TSB3; Тулечов Диалектика и стиль научного мнпугснея.- Твкжент.чан, 1076.

2. См.: Арпяшевсккй Г.Л. ¡.йровоззреакс: ездеооть, спепз*гкя, рагвигее. - Львов, 1Г8о; Лшзгшс !■'..?. чорпирояашге научного

мгроБоззпспая» - гвга, I8C4; буянов B.C. Научное мировоззрение. - М. .1907; Константинов В.О. Ь'ошк этап в теоретическом освоении: мира. - М., 1986] Голубева Г.Л. Ускорение паучно-те^и^чсского прогресса в (¿юршревоипп нравственной кулыури

личности при •",т;иализ!.;е. - !,'. ,i9oG; Канн-Кай-Си. Гяркспстс-

кая концепция человека и проблема гуманизма. - Б сб.: Rre-годнсс философского общества СССР. - 1,7., 1986; Ивтупекко Л. Философия и коммунистическое воспитание. - Киев,1000; Формирование диалектико-материалистического гпропоззоегня з про;;ес-

•се преподавания общественных наук. - Кие", 1ЭЙ5; Пггакс Г. П.

Диалектика фондирования паучник убездснсК. - tf. ,1085; Духоз-кая cii'cpa социалистического общества. - V. ,1987; Личность в социалистической обществе. - 1,1. ,1988: Философские аспекты выработки научного мировоззрения. - Чебоксары, 1986.

Определенная работа в разработке этих и других проблем сделан', и ifiuocofowi Узбекистана. В их трудах получили освещение вопроси социально-экономического и духовного ¡йэпп-тия народов в оегиснах распространения ислам'], влияние социально-экономических факторов, повшгкжия культуги бита .»геь дей, воздействие научно-технического прогресса на формирование материалистического мировоззрения трудлдихся республики и другие вопроси.*

-изнь требует, с учетом перемен, происходящих в нь'лем обществе, реформи высшей школа, развития гласности, демократии, плюрализма мнений, преодоления догматических тенденций в об-цесгвенних науках, по-новому переосмыслит^ весь комплекс вопросов формирования дналектгко-катерпалистичеокого мировоззрения личности. В соответствии с этим в представленной диссертации излагается современное видение содержания, суцнос-ти и механизма формирования диалектико-материалистпческого г.:,!-. ровоззреиия будущих специалистов в процессе изучения естественных и общественных наук л вузах.

Гель и saim;: исследования. Основной целью настслцеи дис- • сертапчи является анализ процесса формирования диалектико-па-териалистпческого мировоззрения личности студента в вузе, с учетом его своеобразия г.а современном этапе развития высшей школы. Для ее достижения решаются слещтпие исследовательские задачи:

- вилсляптсл сущность и структура дизлск?;гкс-:.итерш1лрс7з-ческого мировоззрения;:

' - ¿'пленяется роль диолектико-материал'.тгтпческого маровозэре-

ння в разл,!тн',1 личности, в определении ею. ?изненш1Х позиций;

- раскаивается слсхпиЯ, противореча в«!*, непрерывный и сис-то.чыл характер процесса формирогания диалектика-материалистического мировоззрения как диалектического процесса;

I. Лк: ура дев Т.О. ¿ормнрованпе нзучно-;атьр;;!алнстичзского мдро-воззре-ш:* трудящихся. - Ташкент,1Г06; /сканов J.!.У. Причины -швучести исламской религии в регионах ее традиционного распространения в CCJP. - М..Наука,IPH8; туленов К.Т. Диалектика и стиль научного таленвя. - Тапкепт,1583; Дтаббароа И.М, Гель и значение философских категорий в формировании научпо-imtwi п;ого мировоззрения студентов в вузе и др.

. - воказшзается место и значение изучения естественных и о&цес;гешшх дисциплин как вата условий формирования диалек-тпко-магервалистического мировоззрения у студенческой молодела;

- вчявллчтся возможности, форми к метода элективного использования внеуейного времени как фактора формирования гармонично развитой личности.

Цотодологическуп основу диссертации составили положения философской науки о закономерностях формирования и развития общественного сознания, возрастания его роли в общественном розъитии в условиях.перестройки, развития демократии и гласности.

При проведении исследования диссертант опирался на опубликованные труды советскта ученик по теме исследования. Б работе использованы лагери в ли на^шо-теорет,яеских конференций, проводимте в ТИБ: пм. Низами кафедрой философии. Б качестве эмпирической базы в диссертации. использованы материалы аряивэ Министерства народного образования УзССР, Министерства высшего п среднего специального образования УзССГ, материал« ой-цвственио-политическс1 и партийно? периодики, статистические сборники, результаты гога;ретно-соц;юлогическ:гх исследование и другие материалы.

Научная новизна исследования состоят в обосновании ншг.с-следугцих положений;

- в-ходе перестройки произошп суцосгвешше изменения в настроениях и убеждениях студентов, происходит переоценка устоявшихся стереотипов мгаленкя, ¡гробувдается интерес к социально-политическим и мировоззренческим установкам, нередко взапмо-исклвча-вда друг друга;

- существование плюрализма мировоззрений имеет два аспекта: социальный и гногеологический. Социальный аспект связан сс спецификой национальной психологии, различных половозрастных грунт профессиональных навыков и др. Гносеологический аспект связан

с различием, а зачастую и противоположными точками зрения, от-ратащимя диалектику социальнкх процессов, происходящих в нашем обществе;

- в условиях демократии и гласности противоборство ме~ду

?

различными типами мировоззрения среди студенческой молодели нередка принимает открытий характер и приводят к дискуссиям как в учебном процессе, так и во внеучебное время. Погтому сейчас акцент воспитательного процесса должен смещаться на умение убеждать студентов в препосход-.гвз диалектико-штериа-ластического мировоззрения, поскольку оно является адекватным отражением динамики социально-политических процессов, давдее наиболее полную объективную картину происходящих событий в обществе;

- формирование диалектяко-материалксткческого мировоззрения - слояпий, протигюречивий и пэпрорнваий процесс, осуществляемый совместными усилиями семьи, дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных п высших учебных заведений, трудовых коллективов и самообразования}

научную основу формирования дцалекмко-матермдистнчес-кого мировоззрения составляет глубокое освоение естественнонаучных и гууинитарних знаний, недопустимость их недооценки и противопоставления друг другу}

- в диссертации раскздгы возможности вчеучебнкх форгл п методов работы в процзссе диалекпгко-материалистпческого улровоззре-пия будущих специалистов.

Теоретическая я практическая значимость работы зпклзчзется в том, что основные пологеная и вывода диссертации могут быть использованы другими исследователями, эанимаидаиея изучите« проблемы воспитания студентов в современна/ угловнлх. Они ¡тагу т быть использованы преподавателями вузои в их практической работе по формирование- диалектико-материалистического мировоззрения в процессе изучения цикла общественных и естественных наук и во вяеучг-биое время.

Практические рекомендации, изложенные в диссертации могут быть учтены такае при разработка комплексных планов идейно-вос-шг га тельной работы в системе высшего образования, в практика воспитательной работы общественных организаций.

Научные выводы исследования могут быть использованы при изучении курса филосс$ип по темам "Философия, круг ее проблем и роль в обществе", "Исторически? типы философии", "Философия

XX века", "Личность и общество" п др., а такие в некоторых темах 1^'рса ""стория и теория религии и атеизма".

Апробация диссертации. Основные положения диссертации были гтзлокени автором на Ш Всесоюзной научно-теоретической конференции "Диалектика и современное научное познание" (Ташкент, 198?), нч Всесоюзной научно-практической конференции "Национальный вопрос и совр^ленгость" (ТаиГУ км. В.И.Ленина, 1989), ка научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ТГШ1 им. Низами (1987,1588,1539,1990,1991). 'Материалы диссертации используются автором в процессе преподавание курса философии и истории философии в ТПШ им.Низами.

Структура, и обхем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, вшшчаицих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ ОТДЕЕШМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении приводится обоснование актуальности темп исследования, освещается состояние ее изученности, определяется цели и ивлачи, теоретическая и практическая значимость получению: результатов, новизна.

В первой главе "Роль мировоззрения в процессе Формирования личности" отмечается, что слоккые процессы, происходящие в экономической, социалыг-пояитпчзской и духовно!! жггш: наглей стра-1Ш , требуют усиления внимания к вопросам мировоззренческой подготовки личности, совершенствования содержания, форм и методов обучения и воспитания личности будущих специгшгстоь.

Формирование кгровоззрения современной молодежи, решительное избавление их сознания от застарелых догм и стереотипов -стержневое поправление подготовки диалектически шсЯяцзх молодых специалистов. Дли правильной ориентации в слоеных процессах, по-рогденнш: научно-технической революцией, необходимо икэть солидный запас знаний, умение и способность постигать сущность происходящих процессов: это а зкономгчоские реформы, и национальные противоречия, дифференциация ойцества, оформление различных

социальных сил, политических партий, это и, наконец, переоценка наше? истории, переоценка ртда духовных идеалов. Времл требует усиленного внимания к выработке у молодели им; -¡ут те та против бездуховности, потребительства, стяжательства, корысти. Перед работниками выспей школы стоит мдача выявления наиболее зф^эктивннх методов преподавания, цовшащих активность студентов и обеспечивающих получение ими глубоких и лрочннх знаний, которые ста!ювятся .убеждениями и ориентирами студента, а затем молодого специалиста в жизни обпества.

Специфика развития высшей пжолы на современном этапе состоит в том, что ныне центр тят.ест:: в преподавании переносится с традиционных информационно-репродуктивных методов обучения на методологически-концептуальные.

В нашей философской литературе принято считать, что мировоззрение представляет собой систему наиболее общих взглядов на мир и на отношение к нему человека. Однако здесь следует особо сказать не только об отпоаешш к миру человека, по и о месте человека в этом мире. Вот почешу в силу своей способности интегрировать знания, определять жизненную позицию, духовный и нравственный облик, мировоззрение играет исключительно большую роль в жизни общества в человека.

Мировоззрение органически связано с общественным бытием и отражается во всей сложной и противоречивой структуре общественного сознания. Как справедливо отмечает С.М.Ковалев, "ми-, ровоззрение является ядром познания, это кш бы духовная призма, сквозь которую воспринимается округаоцая действительность".*

В философской литешгуре наряду с целостна:.! подходом существует гносеологический, социологический, аксиологический, психологический и другие подходы в изучения мировоззрения. Это естественно, так как мировоззрение это не просто совокупность пдеЯ .. представлений о явлениях катерияльного и духовного порядка, это обязательная оценка общественных явления п точки зрения категорий морали (добра, зла), эстетики (прекрасное и безобразное), правосознания (справедливость, несправедливость) п т,д.

I. Ковалев (!.!,!. Сортиром ни о опшллиотяческоЯ личности. М., Т9В0, о. Г-Н.

Различные подходи в исследовании мировоззрения как целостной духовной определенности позволяют наиболее блике подойти к мировоззрению как к комплексной проблеме, когда г/яровоззре-Н!"з Исследуется в едином контексте познавательного, теоретического и практического отношения человека к действительности и определение его места в этой действительности.

Спиркпн Л.Г., Черноволенко В.Ф. считают, что в любом мировоззрении можно выделить четыре аспекта или стороны: натуралистический, гносеологический, гуманитарный и эстетический. Надо сказать, что выдьляптся такке й структурные уровни мировоззрения: элементарный, концептуальный, методологический и др., которые показывают степень и качество его сформированнос-ти у личности как социального субъекта.1

Элементарный уровень представляет собой определенную совокупность мировоззренческих представлений, идей, взглядов, которые могут складываться и функционировать в обыденном повседневном сознании. Мировоззрение на этом уровне выражено в вело представлений житейской мудрости, пословицах, пого-орках. Более сложный уровень мировоззренческого отражения представляет концептуальный, где осмысливается, осознаются и старятся мировоззренческие проблемы, опирающиеся на определенные методологические принципа. На таких принципах формируются и философское и дпалектико-матераалистическое мировоззрение. Методологический уровень является системообразующим фактором диалектико-1латерьал"зтического мировоззрения. Основное содержание двалек-тико-материалистическаго миропоззрения опирается на принцип материальности и взаимодействия, на принцип противоречивости, системности, историчности и т.д. Именно на этих принципах строится диалектико-материвлистическов мировоззрение и формируется универсальная картина мира.2

По мнению диссертанта необходимы большие усилия по формиро-

1. См.: Лрпишевскай P.A. Мировоззрений: сущность, специфика, развитие. - Львов, 1986, с. 88.

2. См.: Жбанкова И.И. Философские принципы в научном познании.■ Минск, 1984, с. 95.

вания диалектико-материадистичоского мировоззрения, по искоро-непип всего, что мешав? воспитанию личности молодых специалистов, оздоровлению духовной жизни общества. Человот;, лишешш!' научной ориентации р вопросах мировоззрения, спосоип:: подхода к познании и преобразованию мирз п у($чеотве.ггпоЛ п; ч::г:!1сч соЕрэменпсго развития, чувствует себя неуверенный. Овладение диалектико-матернилпетичоекпм мировоззрением создаст соответствующую пдейио-теоретпческуя базу, необходимую для воспитания У высококвалифицированных специалистов философской культуры мышления. Основой такого отражения действительности служат научные знания. Знапия о предметах и явлениях окрутащего мира, будучи социально-обуловленннш, становятся необходимым условием развития как общества, так. и самого человека.

Шучнне знания становятся элементом мировоззрения лишь тогда, когда усвапвлются индивидом, лревращаются в убеждения, на которых формируются нормы и принципы поведения личности.

Лвтор разделяет мнение Е.Туленова о том, что формирование диалектико-м-'териолистическо'го мировоззрения в вузе предпо.тга~ гает решение следующих диалек-лгчески взаимосвязанных задач: о) глубокое и прочное усвоение званО в области общественных и естественных наук; б) превращение этих знаний, в глубокие и личные угёекдепия молодого специалиста; в) умение применять, свои убеждения в практической я теоретической деятельности;: г) готовность отстаивать свои убеждения.*

Наиболее важным ,из этих этапов, па наш взгляд, является превращений гяапий в личные убеждения. Убеждения.'в своп очередь,' являргся проявлением единства трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и поведенческого« выступайте в качестве "психологической формы единства знаний с ггг. оценки-ми".2

Г.'атернально-производственныа, научпо-познавателыше, эмоционально-психологический аспектн мировоззрения является гте-

I. Туленов Я. Диалектика и современность. - Тяикечт,'Т,гшЛ9БЗ, с. 39 7.

о

' МеловяцкиД НЛ> , Попов II.Р. Коммунистическое мнрогюззрешге и формировании нового человека. Киев,1г)04, с.55-56; <Гсг"т-ооваяие диалектико-матерналистического мипленяя отудгчггоп. ИГУ,1980, 142 с.

отъемлемш элементом становления и утверждения структуры убеждения. Можно сказать, что убеждения - это научно-обоснованное устойчивое шровоозреняе, выступающее как наиболее устойчивое и функциональное. Познавательные функции мировоззрения также неразрывно связаны с методологическими и прогностическими функциями мировоззрения, что усиливает диа: экгико-материалис-тическое мировоззрение в качестве методологической основы познания. Опираясь на мировоззренческие знания о наиболее общих методах познания, человек познает закономерности, сущностные силы и тенденции развития явлений объективного мира в социальной действительности. Именно поэтому мировоззрение, его научно обоснованные принципы лекат в основе научной методологии, сдувят руководством в познавательном п практическом преобразовании окружающего мира. Кроме того, оею предостерегает людей от ошибод, от субъективных искажений и решений, что говорит о прогностической роли, выполняемой диалегтько-материа-листическим мировоазреием. Существенной стороной диалектико-материялистического мировоззрения является его социалыю-ин-тегрирукцая функция. Она проявляется в том, что мировоззрение способствует интеграции определенных человечес.-.их отношений в система их общности, являясь одним из системообразующих факторов.

D диссертации отмечается, что важным требованием непрерывного комплогоного подхода к проблеме формирования диалек-тико-матерпалиотпческого мировоззрения является понимание того, какие конкретные качества или черты след/от воспитывать у студенческой молодежи, а такие знать, какими способами и методами их можно осуществить.

. Комплексность, непрерывность, последовательность и противоречивость - В08ПИ0 особенности процесса развития и формирования мировоззрения личности. Каждая стадия этого процесса формирования мировоззрения личности должна быть увязана с предыдущей, иметь самостоятельную ценность. Нельзя искусственно ускорять процесс усвоения общих идей, живые конкретные представления не должны подменяться абстрактными схемами, не нереяитыми, не прочувствованными самостоятельно. Общее должно вырастать на основе конкретного. Аналитические способности

догони развиваться параллельно способностям к синтезу. '

Диссертант, отглечар сложней, противоречивый характер формирования диалсктико-пэтерналистяческого мировоззрения, такие выделяет наиболее типичные в мировоззрении рязпинающейся личности противоречия. Сто противоречил:

а) пожду рэзпчмз прсдстгвлепшмп об одних и тех уч явлениях в природе, в обществе и его истории;

б) мезду системой знаний об окружгллем мире, о месте человека в нем и ценности!:?.! заинтересованным огнопениеп к миру;

в) метлу взглядами и поступками;

г) связанные с трудностью перехода от личных и семейных ценностей к обцекультурнюл, обпес-вопньсл, со сложностью процесса чаещепия личных взглядов в общественным киеписм.

Во второй главе "0сроп;н"з Фактора формигочанЕг.ч дг'пл.:г:тп-кг-матерпалпстичоского мировоззрения личности в условиях вуза" 'досматривается роль цикла .естественны:' п обпоствпппг-"., а такпе внеу^;бн1Г. фюрм работы в мировоззренческой подготовке лихости будущих специалистов.

В диссертации отмечается, что ва~яое место в спстсме формирования дпалектгтко-матернзлистячсского мировоззрения занимает изучение естественных наук., в частности физики, хи-> мин, биологии, географии и др. фундаментальных дисциплин. Освоение их содержания способствует решению вагной мировоззренческой проблемы:' формированию в сознании личности осдгпс нэдел<"1 и универсальных структур, необходимых прг описании, объяснении, классификагоу; природных и общественных явлений, В работе исследуются познавательные возко^иом'к кеглей из этих наук по формировонип дпялектпко-штеркаяпстпческого мкрстзз)'!'?-!шя личности молодых специалистов, а такке их взаимосвязь, что позволяет выработать определенные рксмепдацпи пл прнмененю основных путей и форм'его осуществления в условиях вуза.

В диссертации обосновано, что постижение сущности ос-понннх физических понятий (вещество, поле, прострияство, время, двпг.ение и др.) позволяет студентам выработать необходимую естественно ¡тучную -базу дпалекттжо-мнтериэлпстпчесгого

мировоззрения. Куро общей физики создает исключительно широкие доэмовдости для раскрытия рола физических идей как базиса дня разработки научной кпршш мира. Так, например, обобщение данных современной физики (специальной и общей теории относительности, квантовой механики, физики элементарных частиц и' др.) позволило не только подтвердить правильность днйлектико-материалистигэокйх представлений о пространстве а времони как осноышх формах существования матерки, но и выдвинуть идеа пространственно-временного контшшума, cor-даено которой штерпалыше процессы имеют единую пространст-иенно-аремепную' структуру.

Огромным мировоззренческим потенциалом ооладают химические науки. Именно в химической науке гносеологически "кристал-лизйруе'1'0нн и мировоззренчески конструируется понятие вещества, осшелиьаютоя проблемы биогенеза. Последняя является стыковой для физика, химии, биологии, что подводчт нао к восприятию мани в качестве г.собого вида, особого состояния и особой ступени развития материи. Решение этой проблемы дает ответ на важнейший .мировоззренческий вопрос о провсхокдении матерая «и-сой вз какнвой, в результате ее длительного развития. СГвведе-lí'ieij £ химическую нау:;у едей дарвинизма, возникло целое направление внутри химии <эводющонного катализа). Согласно теорий саморазвития открытых каталистическюс систем существует определенная закономерность перехода химической эволюции в биологическую, что является доказательством мировоззренческих принципов материалистической диалектики о единстве я многообразии разввващейся материи.

Развитие молекулярной биологии, ее успехи позволяют сделать еще один шаг в мир физических и биологических взаимодействий, в углублении диалектяко^материалиститческого представления о развитии материального мира. В этой связи следует подчеркнуть ту особенность данного соотношения, где дискретный макрообъект: бйология-клегка - оказалась непосредственно сопоставимой с дискретным микрообъектом физики: фязики-молеку-лой,

' В .диссертации, показывается, что в процессе мировоззренческого осмысления и анализа.революции в фундаментальных областях естествознания важно показать их внутреннее единсаво и взаимо-

связь, правильно определить их место в общей системе естественных наук и их классификации.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что в ходе изучения естественных наук, рассмотрения основных положений, законов и принципов, ссставлттдех и определямих аспекте из'.'снения в ее фундаментальных областях следует исходить из основных мировоззренческих принципов: I) определить мировоззренческие проблемы и идеи, когорне способствовали становлению, формированию и открытии новых естественно научных теорий; 2) выделить взаимопереходы и стыки, покс-зать характер взаимосвязи и взаимодействия естественных наук в свеге открытий в пограничных областях знаний, ио^тперэдащих фундаментальное положение диалэктического материализм? о единство мира; 3) показать ошибочность механического переноса основных поло-'.ениЗ диалектического материализма на данные естественных наук.

В мировоззренческой подготовке современного специалиста особое место отводится обцественгшм дисциплинам. Гспра станке роли мирово? зеенчеегшх принципов, убегвде.чий требуют ф>угтдрг.:ея-тализации и гуманизации цели, содержания и методов образования (см. исследование Вельского К.Г., Кима В.Б., ГСтемана 1.И.)i Под целью понимается подготовка всесторонне развитых, творчески мыслятцих, cerqnx активную ярзпеипуп позицию специалистов, что касается содержательной стороны обучения, то здесь, думается, изменения долт.ны ксппуться перестройки преподавания общестгенных наук по пути освобождения от догматизма, сбли-еиия 'с :• пзпьго, практикой, о такте паевдония'эффективности их преподавания, активизации учебы самих студентов, го-вторых, концентрация учебного материала путем концептуального углубления курса обществоведческих дисциплин; г-третьих, необходимо усиление гуманитарного акцента всего обучения; ¿•■'четвертых, повниепие общеиультуоного уровня будущих специалистов. Все это в целом существенно повнгаает качество зияний обучающихся студентов, углубляет органическую интеграцию

I. БельскпА К.Г. ,■ Кип В.Б., Штеман Л .И. Повышение эффективности преподавания общественных дисц!млин в условиях перестройки высшей гсколн. Ц., 1969, с. 149.

учебных ойцествоведчесшх дисциплин, расшибет приемы и формы ак?т"ого обучения, дает возможность повернусь дидактически технологию к более полному развитии творческих способностей студентов, с учетом их пидивид/альишс особенностей, что в свою очередь дает возможность сокращения числа изучаемых предметов и дисциплин.

В процессе изучения общественных наук молодежь вузов подходит к пониманию того, что мировоззрение пронизиваег все сторона личности, ее отношение к обществу, к самому себе, расширяет горизонт представлений о мире, является средством преодоления узкого профессионализма.

В настоящее время, когда в обществе происходят кардинальные сдвиги в экономике, политикь, культуре, нам требуется усилить мировоззренческую направленность преподавания цикла общественных наук, ¡.'окно сказать, что форшрованпе диалек-тико-материалистического мировоззрения личности в вузе непосредственно связано с кардинальной перестройкой всей система народного образования, а таю?е всех сфер кизни нашего общества. Впервые цикл общественных наук оказался в такой ситуации, когда прежние формы ч методы преподавания разрушаются, происходит процесс становления нового качества преподавания, основанного на творческом поиске проблемных методов обучения и освобожденного от идеологической засоренности и догматических подходов.

Впервые за долтиа года освободившись от роли служения командно-административной системе общественные науки приобретают птороо дыхание. В этих условиях актуальное значение приобретает проблема сущности и особенности постижения диалектики как целостной системы знания о всеобщих законах бытия и познания.

К числу эффективных форм формирования диалектико-мате-риалистического мировоззрения личности относится также и вяеучебкая работа со студенческой молодежью*, являющаяся

I. Аиманис 1.1. Г. Формирование научного мировоззрения. Рига, 1984, 234 с..; Буянов B.C. Научнее мировоззрение ¡социально-философский аспект. М. ,Политиздат,19&7 , 206 е.; Арци-иевский P.A. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие Львов, 1986, с.197; Социально-демографический портрет пту дентов. М., Мысль, 1986, 64 с.

ОДНИМ ИЗ БПУ.Ш.ПС (Гяпгсрпв (('Ор'МрОЕЯНИЯ ДИЯЛеКТ1*ТО-МПТ(М'-;!Л.'ПС-тяческого миречоззрения. Иноучебноа вре"я продстовлчгг гн себя органическую часть процесса восгнттапчя. В чет жестко обозчапошгас границ я рпмок, она динамична, подпт:;т;1 л своей структуре, что особенно необходимо учитывать п услс-зппх кардинально:! перестройки всей системн народного образования и шешеп окогл.

3 соответствии с этим лнеучебкое время в диссертации рассматривается как слоегиэя* соцв&лько обуоловлепная, динапич-по-протапоречпвал система, которач развивается и изменяется.

Бпеучебпое время состсйг из: соис яозтелыюй " индивидуальной работы студентов, вр< пзчодствеипой и общественной студенческой практики, осуществляв; юй общественнши деканатами ('ЮН и ОНИ), работы з научтпе крутгех, трудового воспитания, занятия спортом и др. Кроме того, по мнении автора, го шоупйкое время необходимо вютлпть такте организации инта студсктеп. ГЬскрилая зиаченпс внеучебного времени как фактора £ср. "¡регя-ния дг. локти::,ч-материпянстнчсскогэ мировоззрения, следует заметить', что о^'эк^ппноегь этого фактора зависит от того, насколько Ц'ясустремченно деканаты, гвфгцры, органа стулешс-ско-го самоуправления и другие институтские структур.'! влияют на внеучебное время.

13су вшепервгшеленпче вили работ но формированию даалодти-ко-ма~ериалистического мировоззрения имеют не только отличительные черты, но и в?э:пно дополняют друг друга, то ость представляет из себя систему. Пмспло системный характер это:! работ;: трепет координация всеЛ деятельности профессорско-преподавательского соот; и 1 по воспитанию будущих специалистов в духе дпалектитсо-магсрчалпстичсского мировоззрения.

В заключении диссертации ^формулирован'! осчовпнс анводя по исследуемой проблеме, шгекапагш предложения и рекомендации, направленные' на дальнейшее соэерпенбгзэванио г; углубление мировоззренческой подготовки вузовской иолодетн.

Основное содержание диссертагди отражено в нп^еслелущ''*' пу бл пкппзтях а в то ра;

1. Формирование научного мировоззрения - основа повшие-шш соццчлъчоИ активности личности в условиях совершенствования социшшяыа. Б кн.: "Диалектика и современное научное познание", ШИ, 1987.

2. Нормирование научного мировоззрения студентов - кат: исторический процесс. - В кн.: "Диалектика исторического процесса", Ташкьлт, 1у89.