автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Нормирование диалектно-математического мировосприятия личности в условиях ВУЗа
Полный текст автореферата диссертации по теме "Нормирование диалектно-математического мировосприятия личности в условиях ВУЗа"
ICÎIDIGTEPCTP.O НАРОДНОГО ОКГЛСОИАШЯ УЬГКОЛЮ!! ССР
TAlUíaiTClfll!! ОРДШЛ ДР^ПЫ НАРОДОВ ГОСШРСТЙТШТЗл! ПЩАТОГКЧЕСЮШ ИНСТИТУТ l'.'ÍFHi" 1ПЕА!М
На пгевих рукспяся
ДОТА Ей Гпвгсагс
loff.CîPDU.'jsir д:íajtkkt:ííío-î.iatкпl'lл! :ггг; i го ?.;:робо:сгиш личтости в усхогсшх в тал
Спетошпоотъ CO.OQ.OI - лмленгл-!осккй а йоторпчг.сгпй ''лертлаз^ по •¿■глс^о/огпм иа^лап
А в г о р е J i> пат
диспергацлл на оозсглняи ученоЛ птичья ппшсг.атп ^лгрсгЛпгпх гэд;?
'!,)! :;рцг - Г'-1!
Гийота выполнена на кафедре философия Ташкентского ордена Друяйц норрдов государственного педагогического института кмемг Нпзамп.
ИЬШШИ РУКОВОДИТЕЛЬ: член-норр.АН УзССР, доктор философских
паук, профессор, Заслуженный деятель науки УэССР, лауреат Государственной премии Уабекской ССР им. Ееруни ' ТУЛЕНОВ ЕЛ.
'' О'ЛШШЪШЕ ОППОНЕНТЫ:
Кочергпн А.Н. ~ доктор фплоссфских паук, профессор 7одгаввя Р. - кандидат философских наук, доцент
ИВДЦАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - кафедра философии Института политологии к управления.
Защита состоится "_"_ 199_г. в _часов
на заседании специализированного совета К 113.18.03 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Ташкентском государственном педагогическом институте им. Низами (700100, гЛоикент, ул. Глчнкя, 3).
С диссертацией можно ознакомиться с библиотеке Ташкентского ордена Д^ябы народов государственного педагогического института им. Низами.
Автореферат разослан
1991г.
Учений секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, доцент
КАЛЯЕВА А.В.
ощлл хАРлкткгастаи рлгота
Актуальность исслецопэняя. Глубокие перецени, происходящие а различных опорах гаэяи общества требуют усиления внимания к мировоззренческой подготовке члчноста на основе ияро-№ го использования достижения естествен!«« и общественных наук, гуманизации всего процесса обучения п сосг.итаняя будущих специалистов.
Специфика развития высшей школы на современном э/апе состоят в том, что центр тяжести в преподавании постепенно смещается с традиционно-репродуктивных методов обучения на мето-дологпческп-коьцеп.уальные, что связано с необходимостью подготовки творчески, перспективно мыеляцих специалистов. Последнее, в свою очередь, предполагает становление у студентов научно-материалистического мировоззрения, которое приобретается в процессе усвоения естественных и общественных паук, особенно цгкла философских дисцвплиь.
Современник челояек обязан обладать высоким уровнем философского мышления, знать наиболее обшие законы развития природы и общественной мзля. Ланное положение легпт в основе стра-тег;ш высшей сколи я определяет особенности и специфику задач по ^ормирдйанию диалекгпко-г.атеряалпспгческого мировоззрения у студентов. Сказанное обусловливает актуальность ннбрапной диссертантом теми, как я вагность анализа сущности и структуры мировоззрения учащихся, выявления путей ц средств его формирования в процессе учзбц я внеучебясе врем.;.
Актуальность проблемы определяется л тем, что перестройка разлачпих о!эр р общественной тзни и об-цеотвенного сознания -зто двуодгни"; диалектически?, процесс, активно плпякедх друг на друга.
Газяптпе даюирэтип я гяаеньотя совроьогдзется пересмотром сломишихсл стереотипов ныалеьая, обращением молодежи к различии',: тппгш мировоззрений, способа« отстать на волнуицпе их вопросы. И условиях шаоралязма мнений существование п распространенно среди молсдегй разлп-гшдг мировоззренческих установок явчяетсл вполне естественным процессом, псокольку кз?даЯ пз !!!"„' имепг п;аво на ?яэнь. Не отрицая значения других твпов мп-
ровоззроппя, в наотоодей работе освещается практика работы вузов Узбекистана по формированию днзлектико-материалистического »прояоззрчшя студенческой шлодега.
Степень разработанности проблем?7. В опубликовании* работах многие аспекта сформирования днолекглко-штерпалпстического мировоззрения личности получили всестороннее освещение, В них, в частности, конкретизнгованц понятие "мировоззрения" вообще,^ р^ло;; "мировоззрение студенческой молодежи" в частности, и раскрнтн сущность, структура, функшш мировоззрения.^ • ' В опублпкосэншк монографиях п статьях анэлпзпругтся основное *ч:пи мировоззренческих систем, черти п особенности марксистско-ленинского г,провоз зрения. 1с.-уиое место отводится проблемам качественного развития мировоззрения, уясняется особая природа ¿.•провоз зрения шщпвпда п группа (класса), разливается гносеологическая типология мировоззрения, выявляются объективные фактор«, обусловливание историческую неизбежность становления диалектпко-матерпалпстического мировоззрения личности.^
1. Ануфриев E.j'w Сопнальная роль и активность личности, - !.!., ;.!нсль, ID8I; FaCcrtr.o Б.В. Мировоззренческие убе-депгя человек;: в уел огнях развитого социализма. - Киев, 1!цсчля школа, 197?; Иванов Т. к млрого&эгои*с. - П., ?.'лсль,1975; Кгемписки": Г. '¿ормпшванпе мпоовоззренпя в контексте развития образного мгаленая. - Киев, 1986; [.!о:::аксгаш В.И. ччэрмпро-nar.ne научно-штеряалгсгвчоского мярогоззренпя на уроках fn-зпки. - М., Высшая гасла, .TSB3; Тулечов Диалектика и стиль научного мнпугснея.- Твкжент.чан, 1076.
2. См.: Арпяшевсккй Г.Л. ¡.йровоззреакс: ездеооть, спепз*гкя, рагвигее. - Львов, 1Г8о; Лшзгшс !■'..?. чорпирояашге научного
мгроБоззпспая» - гвга, I8C4; буянов B.C. Научное мировоззрение. - М. .1907; Константинов В.О. Ь'ошк этап в теоретическом освоении: мира. - М., 1986] Голубева Г.Л. Ускорение паучно-те^и^чсского прогресса в (¿юршревоипп нравственной кулыури
личности при •",т;иализ!.;е. - !,'. ,i9oG; Канн-Кай-Си. Гяркспстс-
кая концепция человека и проблема гуманизма. - Б сб.: Rre-годнсс философского общества СССР. - 1,7., 1986; Ивтупекко Л. Философия и коммунистическое воспитание. - Киев,1000; Формирование диалектико-материалистического гпропоззоегня з про;;ес-
•се преподавания общественных наук. - Кие", 1ЭЙ5; Пггакс Г. П.
Диалектика фондирования паучник убездснсК. - tf. ,1085; Духоз-кая cii'cpa социалистического общества. - V. ,1987; Личность в социалистической обществе. - 1,1. ,1988: Философские аспекты выработки научного мировоззрения. - Чебоксары, 1986.
Определенная работа в разработке этих и других проблем сделан', и филосо{он1 Узбекистана. В их трудах получили освещение вопроси социально-экономического и духовного ¡йэпп-r:ifi народов в сегиенах распространения кслоглч, влияние социально-экономических факторов, повшгкжия культуги бита леь дей, воздействие научно-технического прогресса на формирование материалистического мировоззрения трудлдихся республики в другие вопроси.*
-изнь требует, с учетом перемен, происходящих с наием обществе, реформи высшей шкода, развития гласности, демократии, плюрализма мнений, преодоления догматических тенденци* в об-цесгвенних науках, по-новому переосмыслите весь комплекс вопросов формирования дналектгко-катерпалистичеекого мировоззрения личности. В соответствии с этим в представленной диссертации излагается современное видение содержания, суцнос-ти и механизма формирования диалектико-материалнстпческого ровоззрения будущих специалистов в процессе изучения естественных я обществешшх наук л вузах.
Гель и састч;: исследования. Основной целью настслцеЛ дис- • сертанчн является анализ процесса формирования диалектико-на-териалистпчеекого мировоззрения личности студента в вузе, с учетом его езозебрэзия г.а современном этапе развития высшей школн. Для ее достижения решаются слрщтпие исследовательские задачи:
- вилсляптсл сущность и структура ддзлск?;гкс-:.итерш1лрс7з-чеспого мировоззрения;:
' - внясяяется роль диалекгшыятершшгтсческого мировоззрения в рзоп.п'нн личности, в определение ею. ?пзнешшх позиций;
- распивается слезный, противореча в«!*, непрерывны!! и оио-то.чыл характер процесса формирогания дпплектпко-патерпалиотп-ческого мировоззрения как диалектического процесса;
I. Лкмурпдсв Т.О. 1ор:!ирование нзу'пю-;атьр;иалнстнчзского кщю-воззре-ш:* труддахся. - Ташкент, 1Г06; /сканов J.!.У. Причины -швучести кслаисксД религии в регионах ее традиционного распространения в CUJP. - М..Наука,IPH8; туленов К.Т. Лпвлек-тика и стиль научного ышаленвя. - Тапкепт,1583; -Дм боаров И.М, Голь и значение Рплософскгос категорий в формировании научпо-imtwi п;ого мировоззрения студентов в вузе и др.
. - воказшзается место и значение изучения естественных и о&цес;гешшх дисциплин как вата условий формирования диалек-тпко-магервалистического мировоззрения у студенческой молодела;
- вчявллчтся возможности, форми к метода элективного использования внеуейного времени как фактора формирования гармонично развитой личности.
Методологическую основу диссертации составили положения философской науки о закономерностях формирования и развития общественного сознания, возрастания его роли в общественном розъитии в условиях.перестройки, развития демократии и гласности.
При проведении исследования диссертант опирался на опубликованные труды советскта ученик по теме исследования. Б работе использованы лагеривли натчцо-теорет.лескпх конференций, проводимте в ТИБ: пм. Низами кафедрой философии. Б качестве эмпирической базы в диссертации. использованы материалы аряивэ Министерства народного образования УзССР, Министерства высшего п среднего специального образования УзССГ, материал« ой-цвственио-политическс1 и партийно? периодики, статистические сборники, результаты гога;ретно-соц;юлогическ:гх исследование и другие материалы.
Научная новизна исследования состоят в обосновании ншг.с-следугцих положений;
- в-ходе перестройки произошп суцосгвешше изменения в настроениях и убеждениях студентов, происходит переоценка устоявшихся стереотипов мгаленкя, ¡гробувдается интерес к социально-политическим и мировоззренческим установкам, нередко взапмо-исклвча-вда друг друга;
- существование плюрализма мировоззрений имеет два аспекта: социальный и гногеологический. Социальный аспект связан сс спецификой национальной психологии, различных половозрастных грунт профессиональных навыков и др. Гносеологический аспект связан
с различием, а зачастую и противоположными точками зрения, от-ротащпмя диалектику социальнкх процессов, происходящих в нашем обществе;
- в условиях демократии и гласности противоборство ме~ду
?
различными типами мировоззрения среди студенческой молодели нередка принимает открытий характер и приводит к дискуссия« как в учебном процессе, так и во внеучебное время. Погтому сейчас акцент воспитательного процесса должен смещаться на умение убеждать студентов в превосход-.гвз дяалектико-материа-ластического мировоззрения, поскольку оно является адекватным отражением динамики социально-политических процессов, давдее йаиболее полную объективную картину происходящих событий в обществе;
- формирование диалектяко-материалиоткческого мировоззрения - слаяпий, протигюречивий и пзпрорнвний процесс, осуществляемый совместными усилиями семьи, дспткольшк учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных п высших упебнах заведений, трудовых коллективов и самообразования}
научную основу формирования дцалектяко-матермдистичес-кого мировоззрения составляет глубокое освоение естественнонаучных и гууинитарних знаний, недопустимость их недооценки и противопоставления др;/г друг?}
- в диссертации раскчнги возможности вчеучебных форм п методов работы в процзссе диалекпгко-материалпстпческого уяровоззре-пия будущих специалистов.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в тон, что основные пологеная и выводы диссертации могут быть использованы другими последователями, занимавшимися изучите« проблемы воспитания студентов в совреиеншлс угловая*. Они ¡тагу т быть использованы преподавателями вузои в их практической работе по формирование- Диалектнко-материалистического мировоззрения з процессе изучения цикла общественных и естественных наук и во внеучебное время.
Практические рекомендации, изложенные в диссертации могут быть учтены такае при разработке комплексных планов идейно-вос-шг га тельной работы в системе высшего образования, в практика воспитательной работы общественных организаций.
Научные выводы исследования могут бить использованы при изучении курса филосс$ип по темам "Философия, круг ее проблем и роль в существе", "Исторически? таны философии", "Философия
XX века", "Личность и общество" и др., а такие в некоторых темах :,урса ""стория и теория религии и атеизма".
Апробация диссертации. Основные положения диссертации были гтзлокеии автором на Ш Всесоюзной научно-теоретической конференции "Диалектика я современное научное познание" (Ташкент, 198?), нч Всесоюзной научно-практической конференции "Национальный вопрос и совргленгость" (ТаиГУ км. В.И.Ленина, 1989), ка научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ТГШ1 т.к Низами (1987,1588,1539,1990,1991). 'Материалы диссертации используются автором в процессе преподавание курса философии и истории философии в ТПШ им.Низамп.
Структура, и обгем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, вшшчаицих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ ОТДЕЕШМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении приводится обоснование актуальности теми исследования, освещается состояние ее изученности, определяется цели п ивлачи, теоретическая и практическая значимость получению: результатов, новизна.
В первой главе "Роль мировоззрения в процессе Формирования личности" отмечается, что слоккые процессы, происходящие в экономической, социалыг-пояитпчзской и духовно!! зигнп наглей стра-1Ш , требуют усиления внимания к вопросам мировоззренческой подготовки личности, совершенствования содержания, форм и методов обучения и воспитания личности будущих специалистов.
Формирование кгровоззрения современной молодежи, решительное избавление их сознания от застарелых догм и стереотипов -стержневое поправление подготовки диалектически шсйяцзх молодых специалистов. Дли правильной ориентации в слоеных процессах, порожденных научно-технической революцией, необходимо имэтъ солидный запас знаний, умение ц способность постигать сущность происходящих процессов: это а экономические реформы, и национальные противоречия, дифференциация ойцества, оформление различных.
социальных сил, политических партий, это и, наконец, переоценка наше? пстор;;н, переоценка ряда духовных идеалов. Времл требует усиленного внимания к выработке у молодели ипгуттета против бездуховности. потребительства, стяжательства, корысти. Перед работниками выспей школы стоит мдача выявления наиболее эффективных методов преподавания, цовшащих активность студентов и обеспечивающих получение ими глубоких и лрочннх знаний, которые становятся .убеждениями и ориентирами студента, а затем молодого специалиста в жизни обпества.
Специфика развития высшей школы на современном этапе состоит в том, что ныне центр тят.ест:: в преподавании переносится с традиционных информационно-репродуктивных методов обучения на методологически-концептуальные.
В нашей философской литературе принято считать, что мировоззрение представляет собой систему наиболее общих взглядов на мир и на отношение к нему человека. Однако здесь следует особо сказать не только об отпоэении к миру человека, по и о месте человека в этом мире. Вот почешу в силу своей способности интегрировать знания, определять кизнрчную позицию, духовный и нравственный облик, мировоззрение играет исключительно большую роль в жизни общества и человека.
Мировоззрение органически связано с общественным бытием и отражается во всей сложной и противоречивой структуре общественного сознания. Как справедливо отмечает С.М.Ковалев, ровоззрение является ядром познания, это кш бы духовная призма, сквозь которую воспринимается округаоцая действительность".*
В философской литешгуре наряду с целостна:.! подходом существует гносеологический, социологический, аксиологический, психологический и другие подходы в изучении мировоззрения. Это естественно, так как мировоззрение это не просто совокупность пдеЯ .. представлений о явлениях материального и духовного порядка, это обязательная оценка общественных явлений п тети зрения категорий морали (добра, зла), эстетики (прекрасное и безобразное), правосознания (справедливость, несправедливость) л т,д.
I. Ковалев О.!,!. ргиропанпо опшплпотяческоЯ личности. М., Т9В0, с. Г-Н.
Различные подходи в исследовании мировоззрения как целостной духовной определенности позволяют наиболее блике подойти к мировоззрению как к комплексной проблеме, когда г/яровоззре-Н!"з Исследуется в едином контексте познавательного, теоретического и практического отношения человека к действительности и определение его места в этой действительности.
Спиркпн Л.Г., Черноволенко В.Ф. считают, что в любом мировоззрении можно выделить четыре аспекта или стороны: натуралистический, гносеологический, гуманитарный и эстетический. Надо сказать, что выдьляптся такке й структурные уровни мировоззрения: элементарный, концептуальный, методологический и др., которые показывают степень я качество его сформированнос-ти у личности как социального субъекта.1
Элементарный уровень представляет собой определенную совокупность мировоззренческих представлений, идей, взглядов, которые могут складываться и функционировать в обыденном повседневном сознании. Мировоззрение на этом уровне выражено в вело представлений житейской мудрости, пословицах, пого-орках. Более сложный уровень мировоззренческого отражения представляет концептуальный, где осмысливается, осознаются и старятся мировоззренческие проблемы, опирающиеся на определенные методологические принципа. На таких принципах формируются и философское и дпалектико-матераалистическое мировоззрение. Методологический уропепь является системообразующим фактором диалектико-1латерьал"зтического мировоззрения. Основное содержание дпалек-т ико-ма г ери али с т ич е ско го мировоззрения опирается на принцип материальности и взаимодействия, на принцип противоречивости, системности, историчности и т.д. Именно на этих принципах строится диалектико-материвлистическов мировоззрение и формируется универсальная картина мира.2
По мнению диссертанта необходимы большие усилия по формиро-
1. См.: Лрпишевскяй P.A. Мировоззрений: сущность, специфика, развитие. - Львов, 1986, с. 88.
2. См.: Жбанкова И.И. Философские принципы в научном познании.-Минск, 1984, с. 95.
вания диалектико-материаднстичоского мировоззрения, по искоренению всего, что мгиапт воспитанию личности молоди* специалистов, оздоровлению духовной жизни общества. Человот;, лишешш!' научной ориентации р вопросах мировоззрения, спосоип:: подход;.) к познании я преобразованию мир? п уйчеотвенпоЛ гт; ч::г:!1сч соврзменпого рагвптия, чувствует себя неуверенным. овладение диалектико-матернилпетичоекпм мировоззрением создаст ооотгет-ствугадую пдейпо-теоретпческуз базу, необходимую для воспитания У шсоноквалнТшциропапню: специалистов философской культуры мышления. Основой такого отражения деЛсгвителыюсги служат паучнив знания. Знания о предметах и явлениях окрутащего мира, будучи социально-обуловленными, становятся необходимым условием развития как общества, так. и самого человека.
Научные знания становятся элементом мировоззрения лишь тогда, когда усвапвлются индивидом, превращаются в убеждения, на которых формируются нормы и принципы поведения личности.
Лвтор разделяет мнение Е.Туленова о том, что формирование диалектико-с-териалистическо'го мировоззрения в вузе предно.тга~ гает решение следующих диалек-лгчески взаимосвязанных задач: а) глубокое и прочное усвоение знаний в области общественных и естественных наук; б) превращение этих знаний, в глубокие и личные убеждения молодого специалиста; в) умение применять, свои убеждения в практической я теоретической деятельности;: г) готовность отстаивать свои убеждения.*
Наиболее важным ,из этих этапов, па наш взгляд, является превращений знаний в личные убеждения. Убеждения.'в своп очередь,' являргся проявлением единства трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и поведенческого« выступайте в качестве "психологической формы единства знаний с ггг. оценками".2
Материально-производственные, научно-познавателтлше, эмоционально-психологический аспекты мировоззрения является не-
I. Туленов Я. Диалектика и современность. - Тпикент,'Т,пп,Т9ВЗ, с. 39 7.
о
' Меловяцкпй НЛ> , Попов II.Р. Комму гшстггческое мкрегюззр'зпне и формировании нового человека. Кисз,1%4, с.55-56; <Гсг"т-оование диалектико-матерналистического мипленяя студг-нтоп. ИГУ,1980, 142 с.
отъемлемш элементом становления и утверждения структуры убеждения. Можно сказать, что убеждения - это научно-обоснованное устойчивое шровоозреняе, выступающее как наиболее устойчивое и функциональное. Познавательные функции мировоззрения также неразрывно связаны с методологическими и прогностическими функциями мировоззрения, что усиливает диа: экгико-материалис-тическое мировоззрение в качестве методологической основы познания. Опираясь на мировоззренческие знания о наиболее общих методах познания, человек познает закономерности, сущностные силы и тенденции развития явлений объективного мира в социальной действительности. Именно поэтому мировоззрение, его научно обоснованные принципы лекат в основе научной методологии, сдувят руководством в познавательном и практическом преобразовании окружающего мира. Кроме того, оею предостарегает людей от ошибоя, от субъективных искажений и решений, что говорит о прогностической роли, выполняемой диалегтько-материа-листическим мировоззреием. Существенной стороной диалектико-материалистического мировоззрения является его социалыю-ин-тегрирукдая функция. Она проявляется в том, что мировоззрение способствует интеграции определенных человечес.-.их отношений в система их общности, являясь одним из системообразующих факторов.
D диссертации отмечается, что важным требованием непрерывного комплексного подхода к проблеме формирования диалек-тико-матерпалиотпческого мировоззрения является понимание того, какие конкретные качества или черты след/от воспитывать у студенческой молодежи, а такие аиагь, какими способами и методами их можно осуществить.
. Комплексность, непрерывность, последовательность и противоречивость - В08ПИ0 особенности процесса развития и формирования мировоззрения личности. Каждая стадия этого процесса формирования мировоззрения личности должна быть увязана с предыдущей, иметь самостоятельную ценность. Нельзя искусственно ускорять процесс усвоения общих идей, живые конкретные представления не должны подменяться абстрактными схемами, не нерекитши, не прочувствованными самостоятельно. Общее должно вырастать на основе конкретного. Аналитические способности
догони развиваться параллельно способностям к синтезу. '
Диссертант, отмечав сложней, противоречивы;! харгштор формирования диалсктико-пэтерналистяческого мировоззрения, такие выделяет наиболее тштчние в мировоззрении рязпплаго-щейся личности противоречия. Сто противоречия:
а) пожду рэзпчмз прсдстгвлепшмп об одних и тех уч явлениях в природе, в обществе и его истории;
б) мезду системой знаний об окружгллем мире, о месте человека в нем и ценности!:?.! заинтересованным отнепенпем к миру;
в) мегду взглядами и поступками;
г) связанные с трудностью перехода от личных и семейных ценностей к обцекультурпкм, обпес-веинш, со сложностью процесса чаещепия личных взглядов в общественным мнением.
Во второй главе "Осровнге Фактор?! формгсгочанЕгя дг'пл.:г:тн-кг-материалпстичг'ского мировоззрения личности в условиях вуза" »досматривается роль цикла .естественны:' п оодоствснтг-:, а такпе внеу^¡"Зшг. форм работы в мировоззренческой подготовке лп^гости будущих специалистов.
В дпссертаппп отмечается, что важное место в спстсме формирования дпалектико-матерналистяческого мировоззрения занимает изучение естественных наук., в частности физики, хи-> мин, биологии, географии и др. фундаментальнее дисциплин. Освоение их содержания способствует решению вагной мировоззренческой проблемы:' формированию в сознании личности осдих моделей и унстверсальнгос структур, необходимых прг описании, объяснении, классификагоу; природных и общественных явлений, В работе исследуются познавательные возможном'« кеглей пз эт(гх наук по формировании дпялектпко-матерна.тистпческого мкрстззрч-!шя личности молодых специалистов, а такге их взаимосвязь, что позволяет выработать определеннее рксмепдацпи пл применение осно.пннх путей и форм'его осуществления в условиях вуза.
В диссертации обосновано, что постижение сущности ос-понннх физических понятий (вещество, поле, пространство, время, двпг.ение и др.) позволяет студентам выработать необходимую естественно ¡тучную -базу дпалекттжо-мнтерпэлпстпчесгого
мировоззрения. Куро общей физики создает исключительно широкие доэмовдости для раскрытия рола физических идей как базиса дня разработки научной картины мира. Так, например, обобщение данншс современной физики (специальной и общей теории относительности, квантовой механики, физики элементарных частиц и' др.) позволило не только подтвердить правильность днйлектико-материалистигэоких представлений о пространстве а промни, как основных формах существования матерки, но и выдвинуть идеэ пространственно-временного кентшшума, согласно которой материальные процессы имеют единую пространственно-временную структуру.
Огромным мировоззренческим потенциалом ооладают химические яауги. Именно в химической науке гносеологически "кристаллизируется" и мировоззренчески конструируется понятие вещества, осшелиьаютоя проблемы биогенеза. Последняя является стыковой для физика, химии, биологии, что подводи нао к восприятию мани в качестве г.собого вида, особого состояния и особой ступени рпаввтея материи. Решение этой проблемы дает ответ на важнейший .мировоззренческий вопрос о провсхокдении матерая «и-сой вз кекивой, в результате ее длительного развития. С'введе-jпем £ химическую нау:;у едей дарвинизма, возникло целое направление внутри химии (эволюционного катализа). Согласно теорий саморазвития открытых каталпстических систем существует определенная закономерность перехода химической эволюции в биологическую, что является доказательством мировоззренческих принципов материалистической диалектики о единстве я многообразии разввващейся материи.
Развитие молекулярной биологии, ее успехи позволяют сделать еще один шаг в мир физических и биологических взаимодействий, в углублении диалектяко^материалистического представления о развитии материального мира. В этой связи следует подчеркнуть ту особенность данного соотношения, где дискретный макрообъект: бйология-клегка - оказалась непосредственно сопоставимой с дискретным микрообъектом физики: фазики-молеку-лой,
' В диссертации, показывается, что в процессе мировоззренческого осмысления и анализа.революции в фундаментальных областях естпотвоананвя важно показать их внутреннее единсаво и взаимо-
связь, правильно определить их место в общей системе естественных наук и их классификации.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что в ходе изучения естественных наук, рассмотрения основных положений, законов п принципов, составляла и определямих аспекте из'/снения в ее фундаментальных областях следует исходить из основных мировоззренческих принципов: I) определять мировоззренческие проблемы и идеи, когорне способствовали становления, формированию и открытии новых естественно научных теорий; 2) выделить взаимопереходы и стыки, покс-зать характер взаимосвязи и взаимодействия естественных наук в свете открытий в пограничных областях знаний, ио^тперэдащих фундаментальное положение диалектического материализм? о единстве мира; 3) показать ошибочность механического переноса основных поло-'.оний диалектического патернализма на данные естественных наук.
В мировоззренческой подготовке современного слециаллста особое место отводятся общественным дисциплинам. Гспрастанне роли мирово? зеенчеегшх пргпщШтов, убегвде.тпЙ требуют фугтдаг.гея-талпзацпп и гуманизации цели, содержания и методов образования (см. исследование Вельского К.Г., ЗСимз В.Б., ГСтемана 1.И.)i Под целью понимается подготовка всесторонне развитых, творчески мыслятцпх, п'гелщпх активную ярзпеипуп позпшго специалистов, что касается содержательной стороны обучения, то здесь, думается, изменения долт.ны кеппутьпя перестройки преподавания общестгеншгх наук по пути освобождения от догматизма, сблитпепия 'с :• пзпьго, практикой, о такте паевдония'эффективности чх преподавания, активизации учебы самих студентов, го-втернх, концентрация учебного материала путем концептуального углубления курса обществоведческих дисциплин; г-третьих, необходимо усиление гуманитарного акцента всего обучения; ¿»'четвертых, повниепие общекультуоного уровня будущих специалистов. Все это в пелом существенно повылоет качество зияний обучавшихся студентов, углубляйт органическую интеграции
I. БельскиА К.Г. , Кип В.Б., Штеман Л И. Повышение ^¡Лектириос-ти преподавания общественных дисц!млин в условиях перестройки высшей сколи. Ц., 1969, с. 149.
учебках об.цестшаедческнх дисциплин, расшибет прпеми и формы ак?т"ого обучения, дает возможность повернусь дидактически технологию к более полному рззаптшэ творческих способностей студентов, с учетом их пндпвид/альшос особенностей, что в свою очередь дает возможность сокращения числа изучаемьк предметов и дисциплин.
В процессе изучения общаствешшх наук молодежь вузов подходит к пониманию того, что мировоззрение пронизивает все сторона личности, ее отношение к обществу, к самому себе, расширяет горизонт представлений о мире, является средством преодоления узкого профессионализма.
В настоящее время, когда в обществе происходят кардинальные сдвиги в экономике, политикь, культуре, нам требуется усилить мировоззренческую направленность преподавания цикла общественных наук, ¡.'окно сказать, что форшрованпе диалек-тико-материалистическ^го мировоззрения личности в вузе непосредственно связано с кардинальной перестройкой всей система народного образования, а таю?е всех сфер кизни нашего общества. Впервые цикл общественных наук оказался в такой ситуации, когда прежние формы ч методы преподавания разрушаются, происходит процесс становления нового качества преподавания, основанного на творческом поиске проблемных методов обучения и оспобсмк,ценного от идеологической засоренности и догматических подходов.
Впервые за долгие года освободившись от роли служения командно-административной системе общественные науки приобретают птороо дохапае. В этих условиях актуальное значение приобретает проблема сущности и особенности постижения диалектики как целостной системы знания о всеобщих законах бития и познания.
К числу эффективных форм формирования дпалектико-кате-риалистического мировоззрения личности относится также и вяеучебкая работа со студенческой молодежью*, являющаяся
I. Аиманис 1.1.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига, 1984, 234 с..; Буянов B.C. Научнее мировоззрение ¡социально-философский аспект. М. .Политиздат, 1987 , 206 е.; Арци-иевский P.A. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие Львов, 1986, с. 197; Социально-демографически!', портрет пту дентов. М., Мысль, 1986, 64 с.
одним из Diiy.ni.nc Факторов формирования диалектико-мптегчплчс-тического миречоззрения. ¡¡ноучебпое вре>'я продстовлтг из себя органическую часть процесса воспитания. В чет жестко обозчапошгас границ я рпмок, она динамична, подг.тчп л своей структуре, что особенно необходимо учитывать в услс-зппх кардинальной поростро!кв зсоЯ системы народного образования и шешей окогл.
3 соответствии с этим внеучебное время в диссертации рассматривается как слоегпэя* соцв&лько обусловленная, дияапяч-ко-протпторечввад система, которая развивается и изменяется.
Бпеучебпое ррогга состсйг из: со:.к: яозтелыю" " индивидуальной работы студентов, пр< пзчодствеипой и общественной студенческой практики, осуществляемой обцественншя деканата;'" ('ЮН и ОНИ), работы з научннх крутгсх, трудового воспитания, занятия спортом и др. Кроме того, по мнении автора, во шоупйкое время необходимо вклггспть такго организации Онта стулечтсп. ГЬскриная значение лпеучебного времени как фактора фор, прелл-ния дг. лектичр-матерппянстнчсскогэ гировоззрыпя, следует заметить', что о;ф'эк1'п.пносгь этого фактора зависит от того, насколько целеустремленно дсезняти, кафедры, органа стулешс-ско-го самоуправления п другие институтские структур.'! влияют на внеучебноэ время.
13су вшепервгшеленнче вили работ по формированию дяалодти-ко-ма~ериалпстического мировоззрения имеют не только отличительные черты, но а взаимно дополняют друг друга, то ость представляет из себя систему. Пмспло системный харзктер это:! работ;: трепет координации всеЛ деятельности профессорско-преподавательского соот;и 1 по воспитанию будущих специалистов в духе дпалсктитсо-магсрчалпстичсского мировоззрения.
В заключении диссертации сформулирован'! осчовпнс анводя по исследуемой проблеме, в!гекапагш предложения и рекомендации, направленные'на долыгеГлее соэерпенбгзэванио и углубление мировоззренческой подготовки вузовской иолодетн.
Основное содержание диссертант* отражено в ни-еслодуитч: пу бл пк п ци ях а в т о ра;
1. Формирование научного мировоззрения - основа повышения соццчлъчоИ активности личности в условиях совершенствования социшшяыа. Б кн.: "Диалектика и современное научное познание", ШИ, 1987.
2. Нормирование научного мировоззрения студентов - кат: исторический процесс. - В кн.: "Диалектика исторического процесса", Ташкьлт, 1уВ9.