автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Формирование элементного базиса прототипов при проектировании одежды на основе народного костюма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование элементного базиса прототипов при проектировании одежды на основе народного костюма"
На правах рукописи.
Шатковская Марина Леонидовна
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТНОГО БАЗИСА ПРОТОТИПОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА
Специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»
Автореферат
Диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
. 3 ДЕК »
Санкт-Петербург, 2009
003486668
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» на кафедре «Конструирование и технология швейных изделий» и ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор
Сурженко Евгений Яковлевич
Официальные оппоненты: доктор искусствоведческих наук, профессор
Савельева Ирина Николаевна
кандидат технических наук, доцент Вендеревская Ольга Серафимовна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Удмуртский государственный
университет», г. Ижевск
Защита состоится 17 декабря 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.236.04 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18, Инновационный центр, 1 этаж.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «СПГУТД».
Автореферат разослан «./£ ъ ноября 2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат искусствоведения
С.М. Ванькович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Развитие дизайн-проектирования одежды во многом определяется разработкой и внедрением новых методик, выявлением принципиально новых технологий проектных решений. Так как народный костюм (НК), по мнению Ф.М.Пармона «обладает достоинством такого уникального творческого первоисточника», что позволяет его трансформировать в современный костюм (бытовой и сценический). Богатейшее наследие традиций НК отражает сложившиеся представления народа о красоте, добре, целесообразности, его эстетически совершенные формы выражают утонченный художественный вкус, изобретательность и высокое мастерство.
В настоящее время в направляющих коллекциях одежды не угасает интерес к богатому наследию традиционного народного костюма (ТНК). Современной тенденцией при этом является сочетание в традиционном костюме элементов разных народов, культур, то есть эклектичность.
Важно отметить, что всестороннее изучение ТНК невозможно без непосредственного общения с подлинниками, которое, однако, представляет определенную сложность из-за ограниченности доступа в музейные фонды, а экспозиции же выставок и иллюстративные альбомы по НК не дают о полного представления об имеющихся в фондах коллекциях.
Одним из подходов к решению данной проблемы является создание операционных баз и информационных банков по систематизации и описанию элементов костюма на едином цифровом формате. Достоинством таких разработок является то, что кодовые значения обеспечивают единое терминологическое описание этнографических образцов, важное для учета и хранения ценностей, находящихся в музеях нашей страны.
Работа по систематизации элементов ТНК и разработке новых технологических приемов для дизайн-проектирования одежды внесли ученые: Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова, Н.М.Калашникова, Ф.М.Пармон, Е.Я.Сурженко, И.Н.Савельева. В настоящее время опубликованы работы, выполненные в области проектирования современной одежды на основе национального костюма: М.А.Нуржасарова (казахский), М.Алибекова (дагестанский), Ф.А.Колиева (народов Северного Кавказа), A.C. Камалиева (башкирский).
Общеизвестно, что для проектирования одежды на современном этапе большую роль отводят сокращению производственного цикла, начиная от возникновения идеи до разработки проектно-конструкторской документации проектного решения. В связи с этим выявляется актуальность формирования элементного базиса прототипов для проектирования одежды на основе традиций народного костюма, которая обеспечит новый технологический подход по проектированию.
Трансформация НК отражается, прежде всего, в современном сценическом костюме фольклорного жанра. Анализ ассортимента выпускаемой сце-
нической одежды показал отсутствие научно обоснованных методов и профессионального подхода по проектированию одежды на основе НК, а также методических рекомендаций по технологическим и композиционно-конструктивным особенностям изготовления сценической одежды фольклорного жанра на основе НК.
Цели и задачи исследования.
Целью работы является формирование элементного базиса прототипов для проектирования одежды на основе народного костюма, базирующегося на использовании метода типизации с применением многомерных группировок.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
• обоснование выбора элемента НК и его изучение по коллекциям этнографических образцов;
• разработка методики исследования и научного описания этнографического образца - северорусская традиционная женская рубаха (СРТЖР);
• создание «Информационного банка данных музейного предмета: северорусская традиционная женская рубаха» («ИБД по СРТЖР»), предназначенного для научных исследований и практического использования;
• разработка метода типизации СРТЖР с применением многомерных группировок;
• разработка рекомендаций по результатам кластерного анализа.
Объектом исследования являются образцы традиционных женских рубах
(ТЖР) северорусского типа XIX-начала XX веков из коллекций текстильных фондов:
- Российского этнографического музея (РЭМ), Санкт-Петербург;
- Великоустюжского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ), Великого Устюга Вологодской области.
Методологическая база. В основу исследования положены теоретические труды этнографов, искусствоведов, культурологов в области НК, теоретические и практические разработки по проблемам использования традиций НК в современном проектировании одежды различного назначения, а также научно-исследовательские и практические работы в области статистических и маркетинговых исследований.
В работе использовались следующие методы исследования:
предметно-аналитический метод для исследования иллюстративного материала и музейного предмета - СРТЖР, историко-этнографический метод для изучения и описания музейного предмета - СРТЖР, теории классификации кодирования, методы математической статистики, экспериментальные методы.
Для получения достоверности результатов, полученных в диссертационной работе, применены методы математической статистики с использованием пакетов прикладных программ MS Microsoft Office Excel 2003, Microsoft Office Access 2003, Statistika 2008.
Научную новизну исследования представляют:
1. Анализ и научное описание этнографических образцов - традиционных женских рубах северорусского типа (СРТЖР):
систематизация ТЖР по принципу последовательной конкретизации образца по трем основным массивам: предметным характеристикам (ПХ), композиционно-конструктивным - (ККХ) и характеристикам обмера параметров (ХОП);
определение номенклатуры и присвоение цифрового кода показателям по трем основным массивам для наиболее полного описания ТЖР;
создание форм для классификаторов в виде круговых диаграмм основных характеристик ТЖР с позиции использования их особенностей в дальнейших научных исследованиях.
2. Создание элементного базиса прототипов при проектировании одежды с применением современных информационных технологий:
формирование «Информационного банка данных музейного предмета: СРТЖР» («ИБД по СРТЖР»), содержание которого представлено в виде числовых значений идентификационного кода;
разработка методики типизации СРТЖР с применением многомерных группировок (кластерного анализа).
Практическая значимость работы заключается в разработке компонентов для обеспечения процесса проектирования одежцы на основе ТНК, в том числе: в создании «Операционной базы данных по учету и хранению музейного предмета: СРТЖР» («ОБД по СРТЖР)»;
в разработке методики обмера основных параметров музейного предмета -ТЖР;
в формировании «Информационного банка данных музейного предмета: СРТЖР» («ИБД по СРТЖР»);
в формировании базиса прототипов по СРТЖР как основы для проектных решений современной одежды различного назначения.
Апробация работы и внедрение результатов. Результаты исследования, а именно:
систематизация и описание наглядно-методического фонда (этнографические образцы) с применением форм классификаторов;
методика обмера основных параметров (ХОП) этнографического образца; метод типизации этнографических образцов для выявления локальных особенностей и их использование при проектировании сценического костюма для участников фольклора;
внедрены в практику реального проектирования в условиях функционирования научно-исследовательской лаборатории «Стиль» факультета искусств в ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет».
В учебный процесс по дисциплине «Народный костюм» и в дипломное проектирование включены задания для студентов специальности 071301 «На-
родное художественное творчество» в ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» по анализу и типологии показателей для ККХ элементов ТНК, обработке данных методами математической статистики.
Основные положения и результаты настоящего исследования изложены в научных докладах на следующих конференциях: международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (Санкт-Петербург, 2008, 2009), всероссийской конференции «Северный социально-экологический конгресс» (Сыктывкар, 2007).
Результаты системы анализа и научного описания музейного предмета используются в рамках тематики госбюджетных НИОКР и в соответствии с программой Министерства образования РФ по конкурсу грантов 20072008 гг. по фундаментальным исследованиям в области ТНК (КНЦ Уральского отделения РАН) по РГНФ 09-01-41102 а/С.
Подготовка электронного каталога «Информационный банк данных по ТЖР» текстильного фонда ВГИАХМЗ г. Великого Устюга Вологодской области.
Получено положительное решение от ФИПС по заявке №2009112666/22(017273) от 06.04.2009 г. о выдаче патента Российской Федерации на полезную модель «Классификаторы основных характеристик русских женских народных рубах дл проведения научной инвентаризации на едином кодовом языке».
Публикации. Результаты диссертации опубликованы в журнале «Дизайн. Материалы. Технология.», входящем в список изданий, рекомендованных ВАК (1 статья), и 4 статьях, опубликованных в сборниках материалов международных конференций.
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, основных выводов и результатов, 87 таблиц, 12 рисунков и 6 схем. Список использованных источников включает 220 наименований. Приложение состоит из 5 отдельных блоков:
• фотоматериалы автора по СРТЖР;
• «ОБД по СРТЖР»;
• «ДБД по СРТЖР»;
• «ИБД по СРТЖР»;
• информационная обеспеченность по СРТЖР.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы работы, сформулирована цель и задачи исследования, отражена и раскрыта научная новизна и практическая значимость работы и др.
В первой главе «Анализ историографии основных принципов проектирования одежды на основе народного костюма» систематизирован материал по различным технологиям проектирования одежды на основе народного костюма. Проведен анализ и обобщение публикаций, посвященных изучению и исследованию ТНК как творческого источника для проектирования одежды различного назначения, о проблемах современного проектирования сценического костюма фольклорного жанра.
На основании проведенного аналитического обзора различных источников делается вывод о возможном исследовании ТНК с разных позиций: историко-этнографической, искусствоведческой, этнодизайнерской. С точки зрения производства одежды для сцены ТНК остается малоизученным, поэтому предоставляется актуальным рассмотрение элементов одежды в качестве уникального источника для создания базиса прототипов для современных проектных решений.
Вторая глава «Анализ и классификация композиционно-конструктивных особенностей северорусских традиционных женских рубах (СРТЖР) в аспекте научного описания музейного предмета» посвящена систематизации женских рубах, анализу и определению номенклатуры показателей основных характеристик ТЖР, разработке форм классификаторов «Ткань», «Конструкция», «Технология», «Декор» и «Форма».
С учетом опыта предшественников и практических исследований автора были предложены:
1. систематизация ТЖР по принципу последовательной конкретизации музейного предмета по трем основным массивам: предметным характеристикам (ПХ), композиционно-конструктивным характеристикам (ККХ) и характеристикам обмера параметров (ХОП) (рис. 1);
2. типология критериев по основным ККХ характеристикам;
3. разработка условных схем показателей ККХ для описания ТЖР.
Исходя из актуальности проблемы, была разработана и представлена форма для классификаторов ККХ по женским рубахам северорусского типа: «Ткань», «Конструкция», «Технология», «Декор» и «Форма». На рисунке 2 представлена форма классификатора характеристики «Конструкция» для составного типа рубах. Особенностью формы является учет механизма единой терминологии (ключевой лексики) в виде условных схем, благодаря которым описание музейного предмета и одновременное кодирование каждого показателя классификатора на разных его уровнях отвечают качественно новому подходу по учету и хранению музейных ценностей.
В результате системного анализа сложной ступенчатой структуры классификации ТЖР и теоретического обобщения материалов по разным типам рубах, впервые разработаны круговые диаграммы классификаторов основных характеристик как основы для дальнейших исследований (рис. 3).
1-й массив
Предметные характеристики (ПХ)
Описание СРТЖР
Композиционно -конструктивные характеристики (К-КХ)
Характеристики обмера параметров (ХОП)
Учетные обозначения
Место создания, бытования
Дата создания (период)
Сведения об авторе (кому принадлежала)
Применяемые ткани
Особенности конструкции Особенности технологии
Особенности декорирования
Ширина холста (см)
Ширина фабричной ткани (см)
Ширина '/г линии низа (подола) ]см)
Ширина рукава по линии низа (см)
Длина рукава (см)
Длина "стана" (см)
Общая длина образца (см)
Длина разреза по средней линии лифа (см)
Дополнительные измерения (ширина оборки, планки, размеры полика и т.д.) (см)
Рис. 1. Структура морфологического описания ТЖР по трем массивам: предметным характеристикам - ПХ, композиционно-конструктивным характеристикам - ККХ и характеристикам обмера параметров - ХОП.
Критерии конструкции верхней части («руковов») рубах
Виды конструкций рукавов
№
/ 1 П
ш / / \ /|\ П
1
■
1Ж1
3 4 5 6 7
9 10 II 12 13 14
Рис. 2. Форма для классификатора «Конструкция» для ТЖСР (на примере критерия - виды конструкций рукава)
В третьей главе «Апробация анализа и научного описания северорусских традиционных женских рубах (СРТЖР)» описано практическое применение форм классификаторов основных характеристик и формирование информационного банка данных по СРТЖР («ИБД по СРТЖР»), Разработана методика обмера основных параметров музейного предмета - ТЖР.
Учитывая то, что доступ в музейные фонды ограничен, автор избрал один из вариантов решения данной проблемы - создание операционной базы данных по ТЖР.
Источником операционной базы послужили коллекции ТЖР текстильных фондов Российского этнографического музея (РЭМ) Санкт-Петербурга и Ве-ликоустюжского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ) Великого Устюга Вологодской области.
Объектом описания являются женские рубахи, датированные XIX- началом XX веков и относящиеся к разным конструктивным типам. Общее количество описанных музейных предметов составило 184 образца, из них 24 соотнесено к наиболее архаичному типу - цельнокроеному, 160 - к составному типу рубах.
Критериями отбора рубах послужили разные историко-этнографические районы Русского Севера - Архангельская, Вологодская и Олонецкая губернии.
Согласно разработанной форме для классификаторов основных характеристик «Ткань», «Конструкция», «Технология», «Декор» и «Форма» были описаны образцы рубах, что послужило основанием для создания операционной базы по СРТЖР. Наличие критериев и их показателей отмечалось знаком «+», отсутствующий показатель, в случае плохой сохранности музейного предмета, знаком «-».
Для характеристики «Декор» использовался комбинированный метод (последовательно-параллельный), так как формализация описания декоративного решения женских рубах наиболее сложная.
Структура операционной базы по СРТЖР представлена двумя блоками: основным и дополнительным. Основной блок содержит информацию о музейном предмете - СРТЖР по классификаторам. Вспомогательный блок -описание критериев ККХ и их условные схемы, а также числовые значения идентификационного кода. В соответствии с введенной информацией о 184 образцах женских рубах, была создана «Операционная база данных по учету и хранению музейного предмета: СРТЖР» («ОБД по СРТЖР»).
а)
б)
Рис. 3. Круговые диаграммы классификаторов основных характеристик СРТЖР по типам: а) - для цельнокроеного; б) - для составного
Следующим этапом в апробации анализа и научного описания СРТЖР была разработка «Дополнительной базы данных музейного предмета: традиционная женская рубаха» («ДБД по СРТЖР»), Согласно характеристикам 3-го массива, обоснован выбор для измерений параметров, среди них следующие:
• ширина холста (Ш холста);
• ширина фабричной ткани (Ш фабр, тк.);
• 'Л ширины линии низа предмета («подола») (1Л Ш «подола»);
• Уг ширины рукава ('Л Ш рукава);
• длина рукава (ДЛ рукава);
• длина нижней части рубахи («стана») (ДЛ «стана»);
• общая длина предмета (ДЛ общая);
• длина разреза по средней линии лифа (ДЛ разр. лифа). Дополнением к основным параметрам предложен обмер таких деталей как
воротник, полик, манжета, ластовица и планка (рис. 4). Практические результаты по обмеру параметров женских рубах внесены в «Дополнительную базу данных музейного предмета: СРТЖР» («ДБД по СРТЖР»).
Рис. 4. Методика обмера основных параметров (ХОП) музейного предмета: северорусской традиционной женской рубахи (СРТЖР)
Применение «ОБД по СРТЖР» в дальнейших исследованиях выявили актуальность в переводе сжатой информации по описанию музейного предмета в цифровую форму «Информационного банка данных музейного предмета: СРТЖР» («ИБД по СРТЖР»). При разработке структуры банка были учтены:
1. Предметные характеристики (ПХ) 1- го массива, а именно
порядковый номер музейного предмета (инвентарный номер);
базовый код музейного предмета (дата создания, тип предмета / ДПИ, предмет личного обихода, социальный признак и т.д.), всего 10 цифр.
2. Композиционно-конструктивные характеристики (ККХ) 2-го массива по классификаторам «Ткань», «Конструкция», «Технология», «Декор» и «Форма».
3. Территориальный признак.
Методика перевода информации заключалась в замене знака «+» по классификаторам характеристик «ОБД по СРТЖР» на кодовое число. Следует отметить особенности перевода информации при комбинированном методе характеристики «Декор»:
• перечисление видов декора с помощью запятой;
• перечисление мест расположения одного вида декора отмечается с помощью знака «-».
Например, 1(3,6,1) 2 (1-3-4-5,2,4) 3 (1)
Таким образом, вся информация в сжатой форме по музейным предметам принимает цифровые обозначения. Сформированный «ИБД по СРТЖР» составлен на едином кодовом языке и может успешно использоваться различными специалистами - этнографами, историками, культурологами, искусствоведами, дизайнерами, а также использоваться в учебном процессе высшей школы при подготовке специалистов необходимого профиля.
Четвертая глава «Разработка метода типизации музейных предметов с применением многомерных группировок» отражает системный подход по применению многомерной статистической процедуры - кластерного анализа.
Современные методики анализа, а также компьютерные технологии позволяют обработать любые выборки информации и использовать их для анализа, прогнозирования и принятия решений.
Для решения задачи типизации музейных предметов с целью выделения группировки используют как визуальные методы, так и методы многомерного анализа. Целесообразнее использовать метод многомерных группировок, характеризующийся достаточной точностью и объективностью классификации.
В основе кластерного анализа, как многомерной статистической процедуры, содержится информация о выборке объектов, которые определяют (выстраивают) предметы в сравнительно однородные группы на основании критерия качества. Показатель критерия качества, в свою очередь, отражает неформальное требование - внутри группы предметы должны быть связаны между собой. Необходимым условием для данного исследования является на-
личие информационного ресурса или обеспеченности. На основе «ИБД по СРТЖР» автором формируется структура ресурса:
- процесс сводки (приведение первых данных в определенный порядок). Для сводки выделяют наиболее многочисленный тип рубах, поэтому за основу выборки принимают составной тип женских рубах (ТЖСР), количество выборки составило 160 единиц (90,8% от общей выборки);
- группировка данных типологического вида (разбиение совокупности на качественно новые однородные группы, характеризующие некоторые типы явлений). Например: наличие или отсутствие верхней части рубахи - «рукавов» или территориальный признак.
На основании созданной информационной обеспеченности по трем группам, соответствующей Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям, появляется возможность сравнения и анализа качественных показателей, а также изучения взаимосвязи между показателями внутри самих групп статистическим методом.
Статистическим исследованием на примере 2-ой группы (Вологодская губерния) была определена частота встречаемости показателей для критериев основных характеристик (табл. 1). Внутренняя зависимость показателей ККХ отражена радиальной диаграммой на рисунке 5 для характеристики «Ткань».
Таблица 1
Частота встречаемости показателен характеристики «Ткань» для 2-ой группы
показатели ткань цвет рисунок фактура
1 21 5 36 12
2 0 31 2 25
3 18 0 0 1
4 4 3 1 0
5 0 4 0 0
6 0 0 4 5
Для проведения кластеризации из всего многообразия методов воспользуемся методом Уорда, согласно которого необходимо располагать сравнительно небольшим числом факторов, для нашего случая - показателей.
Число показателей ККХ значительное, для составного типа рубах равно 122, поэтому уменьшение числа факторов необходимо провести за счет кластеризации по каждой характеристике.
Результатом проведения кластерного анализа по трем группам являются дендрограимы, которые наглядно отражают разбиение группы на кластеры, то есть группы элементов, характеризующиеся одним общим свойством. В качестве примера представим рисунком 6 дендрограмму по характеристике «Ткань» 2-ой группы (Вологодская губерния).
-ткань -цвет
рисунок -фактура
Рис. 5. Радиальная диаграмма частоты встречаемости показателей характеристики «Ткань» для 2-ой группы
Анализируя дендрограмму кластерного анализа на рисунке 6, отмечаем, что при первом шаге Р^ = 4,0 - 7,0 было образованно три кластера, при втором шаге Рк} = 10,5 происходит объединение двух первых кластеров и сохранение третьего. При третьем шаге (РЦ = около 25,0) образованные два кластера совершенно различны по показателям, что подтверждается данным методом при решении вопроса о «схожести» объектов при их объединении.
35 30 25
£
г
а
а 15
а
10 5 0
Рис. 6. Дендрограмма кластерного анализа характеристики «Ткань» для 2-ой группы
Метод уорда Евклидово расстояние
Появление одного нового показателя у образца решает задачу «выделения выбросов», то есть формирование новой ветви дендрограммы, и окончательная кластеризация образцов происходит лишь при третьем шаге Рк} = 10,0 -11,0, вследствие чего образуются два кластера. По таблице результатов проведенного анализа первый наиболее устойчивый кластер содержит 7 образцов рубах при первом шаге. Описание ткани состоит из показателей главных критериев в виде числового ряда: 2 - 1 (1,3); 2 (2,1,4); 3 (1,2,4); 4 (1,2, 3,6).
Таким образом, можно сделать вывод, что для рубах Вологодской области наиболее характерным является отбеленный лен без рисунка (100%), с зернистой фактурой (100%). По другим характеристикам получены следующие результаты:
> конструктивные особенности: 2 - 1 (11, 12, 1, 8, 9, 14); 2 (-); 3 (1, 2, 3); 4 (3, 1, 2, 5). Конструкция прямого рукава без поляка (более 50%) имеет широкое распространение (рис. 7, а), менее распространен, но достаточно часто встречаемый «буфонированный» рукав (21%) (рис. 7, б).
а) б)
Рис. 7. Виды конструкций рукавов: а) - рукав из трех прямых полотнищ, первое соответствует ширине холста, второе - 'Л ширины холста, третье - 14 ширины холста; б) - «буфонированный» рукав из 1-го полотнища
Вследствие плохой сохранности музейных образцов нижняя часть рубах отсутствует, что отмечено знаком «-». Наличие плечевой вставки полика прямоугольной формы (100%) и ластовицы, размеры которой превышают 5 см. (68%), являются конструктивными особенностями вологодских рубах.
> особенности технологии: 3 - 1 (1, 3); 2 (1, 2, 5,3); 3 (-); 4 (4,5,3, 10, 1, 2, 8). Распространена технология ручной сборки деталей кроя (100%). Обработкой среза горловины является ее окантовка (43,3%) и невысокая стойка ш.=3,0 см. (40%), горловина присборена в мелкие складочки. В виду отсутствия нижней части рубахи, ее обработка не известна и отмечена знаком «-».
Низ рукава со сборкой и обработан манжетой ш. = 3,0 см. без оборки (30%) или окантован (25%).
> декоративное решение: 4 - 1 (4, 3,7,1, 2, 6, 5, 8, 9); 2 (6, 1,4, 5, 7, 3, 2, 8); 3 (1,2, 4). Основным видом декора является вышивка (85%), месторасположение которой отмечено по низу рукава (66%), по манжете (19%) и полику (14%). Характер орнаментальных мотивов линейно-геометрический (89%).
> форма: 5-1 (1, 3); 2 (2, 3, 1). Прямоугольная форма рубах составляет 98,6%, величина формы средняя (82%), интервал которой заключен от 46 до 80 см.
Результатом кластеризации по ККХ представлен характерный тип женской рубахи Вологодской губернии конца Х1Х-начала XX века. А показатели по частоте встречаемости радиальной диаграммы подтверждают данные локальных особенностей ККХ. Таким образом, типизация традиционных женских рубах с применением многомерных группировок (кластеризации) и идентификация цифровой формы описания музейного предмета выявило возможность формирования элементного базиса прототипов - образцов СРТЖР, и практического его применения при проектировании одежды.
В пятой главе представлен алгоритм элементного базиса прототипов при проектировании одежды на основе народного костюма (рис. 8).
Структура формирования базиса состоит из следующих этапов:
1 этап - обоснование выбора творческого источника (этнографический образец элемента НК).
2 этап - морфологическое описание творческого источника по трем массивам: ПХ, ККХ и ХОП.
3 этап - анализ творческого источника и классификация композиционно-конструктивных его особенностей, разработка классификаторов второго массива по ККХ: «Ткань», «Конструкция», «Технология», «Декор» и «Форма».
На основе определения номенклатуры показателей проводится поэтапное их кодирование.
4 этап - формирование информационного банка данных (ИБД) творческого источника в цифровой форме. На настоящем этапе создается:
- операционная база данных по композиционно-конструктивным характеристикам (ККХ);
- дополнительная база данных по характеристикам обмера параметров (ХОП);
- методика обмера основных параметров творческого источника.
5 этап - типизация творческого источника (музейный предмет - этнографический образец) методом многомерных группировок.
6 этап - элементный базис прототипов.
и
х! 8.1
Оз г 3
_ (I Л> ТЗ
^^ П Л1 (-1
Ш О О 11
» 5 -I
э!И1 хШ|
3 5 о г | ®
5 9
-в
5
>
¡э п О
-а
2
■вО
-а 2
КЛАСИФИКАТОРЫ
3
г: "О I О п о
О!
р
-а
о
Рз
ОТ 5 Ш I Т"| х с х х
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ
2
ш
I
^ £
ы Ф
ЭЛЕМЕНТНЫЙ БАЗИС ПРОТОТИПОВ
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. На основе аналитического обзора многочисленных источников позволил выявить разные подходы к изучению ТНК и его отдельных элементов, показаны проблемы практического использования результатов этих исследований в процессе проектирования современной одежды, в т.ч. сценического костюма.
2. Предложена система описания музейных предметов, а именно элементов одежды ТНК, обеспечивающая возможность разработки структуры их научного описания с отражением локальных особенностей, выраженных в основных композиционно-конструктивных характеристик.
3. На основе проведенного исследования была разработана система анализа и научного описания музейного предмета - традиционной женской рубахи северорусского типа. Предложена авторская форма классификаторов основных композиционно-конструктивных характеристиках.
4. Создана «Операционная база данных по учету и хранению музейного предмета: северорусская традиционная женская рубаха» («ОБД по СРТЖР»), которая может быть использована для научной инвентаризации музейных предметов.
5. Разработана «Дополнительная база данных музейного предмета: северорусская традиционная женская рубаха» («ДБД по СРТЖР»), содержащая данные обмера параметров рубах, необходимых для выполнения проектных работ на этапе конструкторско-технологической подготовки производства.
6. Сформирован «Информационный банк данных по музейному предмету: северорусская традиционная женская рубаха» («ИБД по СРТЖР»), цифровая форма которого предполагает его использование в процессе исследований различной научной направленности.
7. Проведена типизация музейных предметов - традиционных женских рубах, результаты которой позволили идентифицировать цифровую форму описания музейного предмета однородной группы и сформировать локальные особенности рубах северорусского типа.
8. Разработан алгоритм формирования элементного базиса прототипов, обеспечивающий новый технологический подход при проектировании одежды на основе народного костюма.
9. Сформулированы методические рекомендации по практическому применению базиса прототипов - традиционной женской рубахи, которые используются в учебном процессе при выполнении дипломных и научно-исследовательских работ специальности 071301 «Народное художественное творчество», на швейных предприятиях, специализирующихся по производству сценической одежды исполнителей фольклора.
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Статьи в журнале, рекомендованном ВАК для опубликования основных научных результатов кандидатских диссертаций:
1. Шатковская, М.Л. Разработка классификаторов основных характеристик традиционных женских рубах для целей государственного учета и хранения музейных ценностей [Текст] / М.Л. Шатковская, Е.Я. Сурженко // Дизайн. Материалы, Технология. - СПб.: СПГУТД, 2009. -№4(11). - С.40-42.
Статьи в научных сборниках:
2. Холопова, С.А. Декоративное решение рубах-сенокосниц Вологодской области к. Х1Х-нач. XX вв. [Текст] / С.А. Холопова, М.Л. Шатковская // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Материалы 11-й Международной научной конференции / Под. ред. Н.М. Калашниковой. - СПб.: СПГУТД, 2008. - С. 210-215.
3. Шатковская, М.Л. Изучение женского традиционного костюма северных коми конца Х1Х-начала XX вв. [Текст] М.Л. Шатковская, Т.Г. Попова // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Материалы 12-й Международной научной конференции / Под. ред. Н.М. Калашниковой. -СПб.: СПГУТД, 2009. - С. 116-121.
4. Шатковская, М.Л. Роль и значение традиционного пояса в саамской культуре [Текст] М.Л. Шатковская, В.Е. Сундукова // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Материалы 12-й Международной научной конференции / Под. ред. Н.М. Калашниковой. - СПб.: СПГУТД, 2009. -С. 318-319.
5. Шатковская, М.Л. Методика анализа северорусских традиционных женских рубах конца Х1Х-начала XX вв. [Текст] // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Материалы 12-й Международной научной конференции / Под. ред. Н.М. Калашниковой. - СПб.: СПГУТД, 2009. - С. 392-395.
Выражаю благодарность ведущему научному сотруднику РЭМ (Санкт-Петербург), доктору культурологии Н.М. Калашниковой, директору ВГИАХМЗ (Великий Устюг) А.Б. Андреевой, декану факультета управления СьнстГУ, доктору экономических наук Л.И. Бушуевой за оказанную помощь в подготовке диссертационной работы.
Подписано в печать 12.11.2009 г. Формат 60x84/16. Тираж 100 экз. Заказ № 292. Отпечатано в типографии СыктГУ
ИПО СыктГУ. 167023. Сыктывкар, ул. Морозова, 25.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Шатковская, Марина Леонидовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. АНАЛИЗ ИСТОРИОГРАФИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА (НК).
1.1. Анализ изучения ТНК с этнографической точки зрения.
1.2. Анализ изучения основных принципов проектирования одежды на основе НК.
1.3. Анализ современных технологий проектирования одежды.
1.4. Выводы по главе 1.
Глава 2. АНАЛИЗ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПОЗИЦИОННО-КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕВЕРОРУССКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ РУБАХ (СРТЖР) В АСПЕКТЕ НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА.
2.1. Систематизация северорусских традиционных женских рубах (СРТЖР).
2.2. Разработка классификатора характеристики «Ткань» и кодирование критериев для СРТЖР.
2.3. Разработка классификатора характеристики «Конструкция» и кодирование критериев для СРТЖР.
2.4. Разработка классификатора характеристики «Технология» и кодирование критериев для СРТЖР.
2.5. Разработка классификатора характеристики «Декор» и кодирование критериев для СРТЖР.
2.6. Разработка классификатора характеристики «Форма» и кодирование критериев для СРТЖР.
2.7. Выводы по главе 2.
Глава 3. АПРОБАЦИЯ АНАЛИЗА И НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ СЕВЕРОРУССКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ РУБАХ (СРТЖР).
3.1. Создание операционной базы данных (ОБД) по предметным (ПХ) и композиционно-конструктивным характеристикам
ККХ) СРТЖР.
3.2. Разработка дополнительной базы данных (ДБД) по характеристикам обмера параметров (ХОП).
3.3. Формирование информационного банка данных
ИБД) по СРТЖР.
3.4. Сервисные возможности «Информационного банка данных по музейному предмету: СРТЖР» («ИБД по СРТЖР»).
3.5. Выводы по главе 3.
Глава 4. РАЗРБОТКА МЕТОДА ТИПИЗАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ - СЕВЕРОРУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ РУБАХИ (СРТЖР) С ПРИМЕНЕНИЕМ МНОГОМЕРНЫХ ГРУППИРОВОК.
4.1. Обоснование выбора метода типизации с применением многомерных группировок.
4.2. Анализ информационной обеспеченности для исследования.
4.3. Статистические методы в определении однородных групп.
4.3.1. Определение частоты встречаемости показателей композиционно-конструктивных характеристик (ККХ): ткань, конструкция, технология, декор и форма.
4.3.2. Метод кластерного анализа (кластеризация).
4.4. Выводы по главе 4.
Глава 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ТИПИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТНОГО БАЗИСА ПРОТОТИПОВ.
5.1. Разработка алгоритма формирования элементного базиса прототипов.
5.2. Методические рекомендации по практическому применению элементного базиса прототипов по СРТЖР.
Введение диссертации2009 год, автореферат по искусствоведению, Шатковская, Марина Леонидовна
Развитие дизайн-проектирования одежды во многом определяется разработкой и внедрением новых методик, выявлением принципиально новых технологий проектных решений. Народный костюм (НК), по мнению Ф.М.Пармона «обладает достоинством такого уникального творческого первоисточника», что позволяет его трансформировать в современный костюм (бытовой и сценический). Богатейшее наследие традиций НК отражает сложившиеся представления народа о красоте, добре, целесообразности, его эстетически совершенные формы выражают утонченный художественный вкус, изобретательность и высокое мастерство.
В настоящее время в направляющих коллекциях одежды не угасает интерес к богатому наследию традиционного народного костюма (ТНК). Современной тенденцией при этом является сочетание в традиционном костюме элементов разных народов, культур, то есть эклектичность.
Важно отметить, что всестороннее изучение ТНК невозможно без непосредственного общения с подлинниками, которое, однако, представляет определенную сложность из-за ограниченности доступа в музейные фонды, а экспозиции же выставок и иллюстративные альбомы по НК не дают о полного представления об имеющихся в фондах коллекциях.
Одним из подходов к решению данной проблемы является создание операционных баз и информационных банков по систематизации и описанию элементов костюма на едином цифровом формате. Достоинством таких разработок является то, что кодовые значения обеспечивают единое терминологическое описание этнографических образцов, важное для учета и хранения ценностей, находящихся в музеях нашей страны.
Работа по систематизации элементов ТНК и разработке новых технологических приемов для дизайн-проектирования одежды внесли ученые: Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова, Н.М.Калашникова, Ф.М.Пармон, Е.Я.Сурженко, И.Н.Савельева. Они сформировали теоретические и методологические основы проектирования изделий различного назначения, установили пути решения задач в достижении оптимальных параметров процесса проектирования, предложили методы и методики разработки, а также оценки одежды в различных условиях эксплуатации, определили пути творческой трансформации народного костюма с позиции системного подхода.
В настоящее время опубликованы работы, выполненные в области проектирования современной одежды на основе национального костюма: М.А.Нуржасарова (казахский), М.И.Алибекова (дагестанский), Ф.А.Колиева (народов Северного Кавказа), А.С. Камалиева (башкирский).
Общеизвестно, что для проектирования одежды на современном этапе большую роль отводят сокращению производственного цикла, начиная от возникновения идеи до разработки проектно-конструкторской документации проектного решения. В связи с этим выявляется актуальность формирования элементного базиса прототипов для проектирования одежды на основе традиций народного костюма, которая обеспечит новый; технологический подход по проектированию. Трансформация НК отражается, прежде всего, в современном сценическом костюме фольклорного жанра. Анализ ассортимента выпускаемой сценической одежды показал отсутствие научно обоснованных методов и профессионального подхода по проектированию одежды на основе НК, а также методических рекомендаций по технологическим и композиционно-конструктивным особенностям изготовления сценической одежды фольклорного жанра на основе НК.
Целью работы является формирование элементного базиса прототипов для проектирования одежды на основе народного костюма, базирующегося на использовании метода типизации с применением многомерных группировок.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
• обоснование выбора элемента НК и его изучение по коллекциям этнографических образцов;
• разработка методики исследования и научного описания этнографического образца - северорусская традиционная женская рубаха (СРТЖР);
• создание «Информационного банка данных музейного предмета: северорусская традиционная женская рубаха» («ИБД по СРТЖР»), предназначенного для научных исследований и практического использования;
• разработка метода типизации СРТЖР с применением многомерных группировок;
• разработка рекомендаций по результатам кластерного анализа.
Объектом исследования являются образцы традиционных женских рубах (ТЖР) северорусского типа XIX-начала XX веков из коллекций текстильных фондов:
Российского этнографического музея (РЭМ), Санкт-Петербург;
Великоустюжского государственного историко-архитектурного и художественного музея—заповедника (ВГИАХМЗ), Великого Устюга Вологодской области.
Методологическая база. В основу исследования положены теоретические труды этнографов, искусствоведов, культурологов в области НЕС, теоретические и практические разработки по проблемам использования традиций НК в современном проектировании одежды различного назначения, а также научно-исследовательские и практические работы в области статистических и маркетинговых исследований.
В работе использовались следующие методы исследования:
• предметно-аналитический метод для исследования иллюстративного материала и музейного предмета - СРТЖР;
• историко-этнографический метод для изучения и описания музейного предмета - СРТЖР;
• теории классификации кодирования;
• методы математической статистики;
• экспериментальные методы.
Для получения достоверности результатов, полученных в диссертационной работе, применены методы математической статистики с использованием пакетов прикладных программ MS Microsoft Office Excel 2003, Microsoft Office Access 2003, Statistika 2008.
Научную новизну исследования представляют:
1. Анализ и научное описание этнографических образцов -традиционных женских рубах (ТЖР): систематизация ТЖР по принципу последовательной конкретизации образца по трем основным массивам: предметным характеристикам (ПХ), композиционно-конструктивным - (ККХ) и характеристикам обмера параметров (ХОП); определение номенклатуры и присвоение цифрового кода показателям' по трем основным массивам для наиболее полного описания СРТЖР; создание форм для классификаторов в виде круговых диаграмм основных характеристик СРТЖР с позиции использования их особенностей в дальнейших научных исследованиях.
2. Создание элементного базиса прототипов при проектировании одежды с применением современных информационных технологий: формирование «Информационного банка данных музейного предмета: СРТЖР» («ИБД по СРТЖР»), содержание которого представлено в виде числового значения идентификационного кода; разработка методики типизации СРТЖР с применением многомерных группировок (кластерного анализа).
Практическая значимость работы заключается в разработке компонентов для обеспечения процесса проектирования одежды на основе ТНК, в том числе: в создании «Операционной базы данных по учету и хранению музейного предмета: СРТЖР» («ОБД по СРТЖР)»; в разработке методики обмера основных параметров музейного предмета - ТЖР; в формировании «Информационного банка данных музейного предмета: северорусской традиционной женской рубахи» («ИБД по СРТЖР»); в формировании базиса прототипов по СРТЖР как основы для проектных решений современной одежды различного назначения.
Апробация работы и внедрение результатов.
Результаты исследования, а именно:
• систематизация и описание наглядно-методического фонда (этнографические образцы) с применением форм классификаторов;
• методика обмера основных параметров (ХОП) этнографического образца;
• метод типизации этнографических образцов для выявления локальных особенностей и их использование при проектировании сценического костюма для участников фольклора,
• внедрены в практику реального проектирования в условиях функционирования научно-исследовательской лаборатории «Стиль» факультета искусств в ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет».
В учебный процесс по дисциплине «Народный костюм» и в дипломное проектирование включены задания для студентов специальности 071301 «Народное художественное творчество» в ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» по анализу и типологии показателей для ККХ элементов ТНК, обработке данных методами математической статистики.
Основные положения и результаты настоящего исследования изложены в научных докладах на следующих конференциях: международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опыт -новые технологии» (Санкт-Петербург, 2008, 2009), всероссийской конференции «Северный социально-экологический конгресс» (Сыктывкар, 2007).
Результаты системы анализа и научного описания музейного предмета используются в рамках тематики госбюджетных НИОКР и в соответствии с программой Министерства образования РФ по конкурсу грантов 2007 - 2008 гг. по фундаментальным исследованиям в области ТНК (КНЦ Уральского отделения РАН) по РГНФ 09-01-41102 а/С.
Подготовка электронного каталога «Информационный банк данных по ТЖР» текстильного фонда ВГИАХМЗ г. Великого Устюга Вологодской области.
Получено положительное решение от ФИПС по заявке №2009112666/22(017273) от 06.04.2009 г. о выдаче патента Российской Федерации на полезную модель «Классификаторы основных характеристик русских женских народных рубах для проведения научной инвентаризации на едином кодовом языке».
Публикации. Результаты диссертации опубликованы в журнале «Дизайн. Материалы. Технология», входящем в список изданий, рекомендованных ВАК (1 статья), и 4 статьях, опубликованных в сборниках материалов международных конференций.
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, основных выводов и результатов, 70 таблиц, 28 рисунков и 6 схем. Список использованных источников включает 198 наименований. Приложение состоит из 5 отдельных частей:
Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование элементного базиса прототипов при проектировании одежды на основе народного костюма"
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Аналитический обзор многочисленных источников позволил выявить разные подходы по изучению ТИК и его отдельных элементов, показаны проблемы практического использования результатов этих исследований в процессе проектирования современной одежды, в т.ч. сценического костюма.
2. Предложена система описания музейных предметов, а именно элементов одежды ТНК, обеспечивающая возможность разработки структуры их научного описания с отражением локальных особенностей, выраженных в основных композиционно-конструктивных характеристик.
3. На основе проведенного исследования была разработана система анализа и научного описания музейного предмета — традиционная женская рубаха северорусского типа. Предложена авторская форма классификаторов основных композиционно-конструктивных характеристик.
4. Создана «Операционная база данных по учету и хранению музейного предмета: северорусская традиционная женская рубаха» («ОБД по учету и хранению СРТЖР»), которая может быть использована для научной инвентаризации музейных предметов.
5. Разработана «Дополнительная база данных по обмеру музейного предмета: северорусская традиционная женская рубаха» («ДБД по обмеру СРТЖР»), содержащая данные обмера параметров рубах, необходимых для выполнения проектных работ на этапе конструкторско-технологической подготовки производства.
6. Сформирован «Информационный банк данных по музейному предмету: северорусская традиционная женская рубаха» («ИБД по СРТЖР»), цифровая форма которого предполагает его использование в процессе исследований различной научной направленности.
7. Проведена типизация музейных предметов — традиционных женских рубах, результаты которой позволили идентифицировать цифровую форму описания музейного предмета однородной группы и сформировать локальные особенности рубах северорусского типа.
8. Разработан алгоритм формирования элементного базиса прототипов, обеспечивающий новый технологический подход при проектировании одежды на основе народного костюма.
9. Сформулированы методические рекомендации по практическому применению базиса прототипов — традиционной женской рубахи, которые используются в учебном процессе при выполнении дипломных и научно-исследовательских работ специальности 071301 «Народное художественное творчество», на швейных предприятиях, специализирующихся по производству сценической одежды исполнителей фольклора.
Список научной литературыШатковская, Марина Леонидовна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Абуталипова JI. Н., Свиринавичюс М. В. Использование национальных элементов при разработке современной одежды : учеб. пособие для студентов спец. 280800, 280900. Казань : Изд-во КГТУ, 2000. 71с.
2. Апостон Ж.орж А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / пер. с англ. И. В. Пеновой. М. : Мир, 1982. 181 с.
3. Айвазян С. А., Енюков И. С. Классификация многомерных наблюдений. М.: Статистика, 1974. 240 с.
4. Акимова 3. Т., Петушкова Г. И. и др. Моделирование одежды на основе принципа трансформации. М. : Легпромиздат, 1995. 87 с.
5. Алибекова М. И. Многовариантное комбинаторное построение современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма: учеб. пособие. М. : МГУДТ, 2007. 36 с.
6. Алибекова М. И., Пармон Ф. М. Элементы информационной базы композиционно-конструкторских особенностей Дагестанского национального костюма // Вестн. МГУДТ. 2005. Вып. 3(45).- С. 151-155.
7. Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Советская археология. 1966. № 1. С. 61-75.
8. Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ (ромб с «крючками») // Советская археология. 1965. № 3. С. 14-27.
9. Андреева И. А. Мода и культура одежды. М.: Знание, 1987. 63 с.
10. Андреева Е. Г. Основы проектирования одежды из эластичных материалов: монография. М. : ИИЦ МГУДТ, 2004. 170 с.
11. Арциховский А. В. История культуры Древней Руси. Одежда. Т. I. М., Л., 1948.-С. 97-165.
12. Баранов С. Ю., Глебова А. А. Культура Вологодского края: Рукоделия и ремесла. Вологда : ВИРО, 2004. 160 с.
13. Бахтина Е. Ю., Сурженко Е. Я. Обеспечение динамического соответствия конструкций плечевой одежды в системе ТАПРО / Сб. науч. тр. аспирантов и докторантов. СПб. : СПБУТД, 1999. С. 94-97.
14. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М. : Академия моды, 1996. 117 с.
15. Бердник Т. А. Дизайн костюма: учеб. пособие. Ростов-на—Дону : Феникс, 2000. 289 с.
16. Бердник Т.А. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. 318 с.
17. Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX-н. XX вв. Л.: Наука, 1983. 232 с.
18. Бескоровайная Г. П. Конструирование одежды для индивидуального потребления: учеб. пособие для студентов вузов 2-е изд., стер. М.: Academia, 2004. 17 с.
19. Бланк А. Ф., Фомина 3. М. Моделирование и конструирование женской одежды. М. : Легпромбытиздат, 1993. 247 с.
20. Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. М. : Искусство, 1972. 230 с.
21. Бородкин Л. И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М. : МГУ, 1986. 188 с.
22. Бочаров Г. Н. и др. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. М. : Искусство, 1983. 336 с.
23. Бочаров П. П., Печенкин А. В. Теория вероятностей. Математическая статистика. М. : Гардарика, 1998. 328 с.
24. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М. : Наука, 1973. 198 с.
25. Бушуева Л. И. Информационно-аналитическое обеспечение маркетинговой деятельности организаций: теория и методология статистических исследований. М. : Изд-во «Академия естествознания», 2007. 237 с.
26. Бушуева Л. И. Теория и методология маркетинговых исследований :учеб. пособие. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 2004. 268 с.
27. Булатова Е. Б., Коблякова Е. Б. и др. Новый подход к автоматизации проектирования одежды // Швейная промышленность. 1999. № 2. -С. 22—23.
28. Быков А. В. Народный костюм Вологодской области : Костюм Кадниковского уезда Вологодской губернии XIX-н. XX вв. Вологда : Газета, 1990. 47 с.
29. Вайнеров О. М., Самохвалов Э. Н. Проектирование баз данных САПР. М., 1990. 248 с.
30. Вардугин В. Русская одежда. Саратов : Эфрос, 2001. 350 с.
31. Виноградов Ю. С. Математическая статистика и ее применение в текстильной и швейной промышленности. М., 1970. 186 с.
32. Галкина Т. В. Влияние истории и культуры на формирование костхрма : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1998. 108 с.
33. Гикн М. Эстетика пропорций в природе и в искусстве. М. : Всесоюзная Академия Архитектуры, 1936. 286 с.
34. Гиляровская Н. В. Русский исторический костюм для сцены. Киевская и Московская Русь. М.; JI. : Наука, 1945. 120 с.
35. Гетманцева В. В., Ковалевич А. И. Пути реализации параметрических связей 2-D и 3-D модулей в САПР одежды // Швейная промышленность. 2007. № 6, С. 41-42.
36. Горина Г. С. Моделирование формы одежды. М. : Легкая и пищевая промышленность, 1982. 183 с.
37. Горина Г. С. Народные традиции в моделировании одежды. М. : Легкая индустрия, 1974. 182 с.
38. Гойхман А. Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения / Рос. АН Ин-т-ИФ «Наука-философия, социология, психология и право». М.: Наука, 1994. 159 с.
39. Гринкова Н. П. Отражение производственной деятельности руки в русской орнаментике // Советская этнография. 1935. № 1. С. 60-88.
40. Гринкова Н. П. Очерки по истории развития русской одежды // Советская этнография. 1934. № 1-2. С. 84-92.
41. Данчул А. Н., Полуян JI. Я. Системотехнические задачи создания САПР. М., 1990. 189 с.
42. Демиденко Ю. Народная мода в России: Конкурсное проектирование в период между мировыми войнами // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. (Новое литературное обозрение). 2007. № 3. С. 32-53.
43. Динцес JL А. Изображение змееборца в русском народном шитье // Советская этнография. 1948. № 3-4. С. 45-53.
44. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход. М.: Мир, 1981.454 с.
45. Дзеконьковска Козловска А. Женская мода XX века. М. : Легкаяиндустрия, 1977. 395 с.
46. Доброхотова И. А. Беседы о моде или Зеркало, которое лжет. Алма-Ата : Онер, 1991. 176 с.
47. Доможиров Ю. А. и др. Особенности формирования коллекции моделей и запуск их в производство. М.: Легпромбытиздат, 1988. 36 с.
48. Древняя одежда народов Восточной Европы : материалы к историко-этнографическому атласу / отв. ред. Рабинович М. Г. М. : Наука, 198.6. 272 с.
49. Дубров А. М., Мхитарян В. С. Многомерные статистические методы. М.: Финансы и статистика, 1998. 178 с.
50. Дурасов Г. П. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М. : Советская Россия, 1990. 317 с.
51. Дурасов Г. П. Каргопольские народные вышивки-месяцесловы // Советская этнография. 1978. № 3. С. 139-149.
52. Дюк В. А. Обработка данных на ПК в примерах. СПб. : Питер, 1997. 240 с.
53. Дюк В. А., Мирошников А. И. Эволюция STATGRAPHIGS // Мир ПК. 1995. № 12. С. 12-15.
54. Единая методика конструирования одежды стран-членов СЭВ
55. ЕМКО СЭВ). Термины и определения. Т. 8. М. : ЦНИИТЭИлегпром, 1990. 140 с.
56. Елисеева И. И., Рукавишников В. Н. Группировка, корреляция, распознавание образов. М. : Статистика, 1977. 267 с.
57. Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М. : Академия, 2000. 186 с.
58. Ершов А. П., Хархаров А. А. Цвет и его применение в текстильной промышленности. Л. : Изд-во ЛУ, 1974. 145 с.
59. Ефимова А. В., Алешина Т. С. Костюм в России. XV-н. XX вв. М. : Родник, 2000. 231 с.
60. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. М. : Изобразительное искусство, 1985. 238 с.
61. Ефимова Л. В. Русский народный костюм // Наука и жизнь. 1986. № 7. С. 34-37.
62. Жарникова С. В. Золотая нить. Вологда : Изд-во Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации, 2003. 247 с.
63. Жученкова С. Н. Систематический подход к цветовому проектированию костюма. М. : МТИЛП, 1999. 24 с.
64. Забозлаева Т. Б. Символика цвета. СПб. : Тип компания "Borey-print", 1996. 115 с.
65. Заде Л. А. Размытые множества и их применение в распознавании образов и кластерном анализе // Классификация и кластер. М. : Мир, 1980. — С. 208-247.
66. Затулий А. И. Разработка теоретических концепций формообразования авангардного костюма в системе дизайнерскогопроектирования. Авт. дисс. д.т.н. М., 2005. 49 с.
67. Звягинцев С. В. Технические и эстетические образы в процессе формирования дизайн-объектов в системе «костюм». М. : Инф-изд. центр МГУДТ, 2005. 52 с.
68. Землянухина JL В. Эстетика, этнография, быт. М., 1994. 113 с.
69. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР М. : Министерство культуры СССР, 1985. 150 с.
70. Исенко С. П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение: учеб. пособие. М. : Изд-во МГУКИ, 1999. 144 с.
71. История северного крестьянства. Т. 2. : Крестьянство Европейского Севера в период капитализма / под ред. В. Т. Пашуто. Вологда : Сев-западн. книж. изд-во : Вологодское отделение, 1985. 385 с.
72. Исторический, сценический и народный костюм: аннотированный библиографический указатель / сост. JI. В. Беловинский, отв. ред. Н. И. Лукьянов. М. : БИ, 1984. 97 с.
73. Калашникова Н. М. Народный костюм (Семиотические функции). СПб., 2006. 243 с.
74. Камалиева А.С. Технология проектирования комплексов национальной одежды. Уфа: РИО РУНМИ МО РБ, 2005. 350 с.
75. Килошенко М. И. Психология моды. СПб.: Речь, 2001. 191 с
76. Кирсанова Р. М. Костюм в русской культуре XVIII-н. XX вв. (Опыт энциклопедий). М., 1995. 382 с.
77. Кислуха Л. Ф. Народный костюм Русского Севера XIX-н. XX вв. в собрании Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" / ГУК «Архангельск». М: : Северный поломник, 2006. 272 с.
78. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 264 с.
79. Козлова Т. В. Теоретические основы проектирования костюма вусловиях промышленного производства. М. : МТИЛП, 1982. 55 с.
80. Козлова Т. В. Художественное проектирование костюма. М. : Легпромбытиздат, 1982. 214 с.с'
81. Козловска А. Д. Женская мода XX века. М. : Легкая индустрия, 1974.96 с.
82. Конструирование одежды с элементами САПР / сост. Е. Б. Коблякова, Г. С. Ивлева и др. М. : Университет, 2007. 462 с.
83. Коробцева Н. А. Вариативные ряды деталей одежды. Нормативные вычисления: методические указания. М. : ИИЦ МГУДТ, 2006. 65 с.
84. Коробцева Н. А. Теория импрессивного подхода к дизайну одежды. М. : НИЦМГУДТ, 2007. 177 с.
85. Костюмы к танцам народов СССР (В помощь коллективам художественной самодеятельности). Алма-Ата : РДХСПК, 1967. 68 с.
86. Костюмы к танцам народов СССР. Цветные эскизы Н. А. Лакова. Текст и чертежи кроя В. В. Соколовской. М.: Искусство, 1964. 127 с.
87. Кудимова Л. Н. Проектирование и моделирование коллекций одежды: учеб. пособие. Л.: ЛИСИ, 1983. 101 с.
88. Купер М. Как понимать язык цвета. М.: Эксмо, 2004. 142 с.
89. Курс женских рукоделий. СПб. : Слово, 1902. 535 с.
90. Лебедева А. А. Крестьянская одежда населения европейской России (XIX—н. XX вв.): определитель. М.: Наука, 1971. С. 245-289.
91. Лаков Н. А., Соколовская В. В. Костюмы к танцам народов СССР. М.: Искусство, 1964. 127 с.
92. Лихачев Д. С. Русь: история и художественная культура X-XVII вв. М.: Искусство XX в., 2003. 488 с.
93. Ломакина Н. А., Семенова В. В. От автоматизации проектирования к: технологиям информационной поддержки изделия // Швейная промышленность. 2007. № 4. С. 25-27.
94. Макаров A. A. STADIA против STATGRAPHICS, или Кто Ваш лоцман в море статистических данных // Мир ПК. 1992. № 3. С. 15-19.
95. Макарова Т. Л., Макаров С. Л. Информационно-знаковые системы коллекций женской одежды от—кутюр и прет-а-порте Дома Моды Christian Lacroix // Научный альманах «Текстильная промышленность». 2008. № 7-8. — С. 60-63.
96. Мандель И. Д. Кластерный анализ. М. : Фининсы и статистика, 1988. 176 с.
97. Мандель И. Д. О выборе информативных признаков при классификации объектов // Автоматика и телемеханика. 1986. № 2. С. 16467. \
98. Малкова О. А. Древнее хранилище в Великом Устюге И Бысть на Устюзе .Историко-краеведческий сборник. Вологда : ЛИСС, 1993. С. 5-12.
99. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М. : Мысль, 1983. 284 с.
100. Маслова Г. С. Бытовые сюжеты в русской народной вышивке // Советская этнография. 1979. № 6. С. 119-127.
101. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских обычаях и обрядах XIX-H. XX вв. М. : Наука, 1984. 247 с.
102. Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX-H. XX вв. : Восточнославянский этнографический сб. / Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX-н. XX вв. М., 1956. Т. 31.-С. 597-720.
103. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М. : Наука, 1978. 205 с.
104. Медведева Т. В., Акрамова И. О. и др. Представление моделей одежды в интерактивном режиме на основе 3-х мерной базы данных // Швейная промышленность. 1993. № 3, С. 34-37.
105. Медведева Т. В. Художественное конструирование одежды : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2005. 480 с.
106. Миркин Б. Г. Анализ качественных признаков и структур. М. :1. Статистика, 1980. 320 с.
107. Московская школа дизайна: Костюм и текстиль. Библиотека дизайнера. Серия «Дизайнерское образование». М. : ВНИИТЭ, 1991. 239 с.
108. Народный костюм и современная молодежная культура : сб. ст. Архангельск: кн. изд-во, 2000. 272 с.
109. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. М. : Молодая гвардия, 1994. 354 с.
110. Нуржасарова М. А. Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма. Авт. дисс. д.т.н. М., 2005. 49 с.
111. Опыт конструирования базовой основы женского легкого платья : обзор, инф-я, серия II. Вып. I. (Сост. Г.В.Лукиных). М. : ЦБНТИ, 1971. 31с.
112. Орленко Л. В. Терминологический словарь одежды. М. : Легпромбытиздат, 1996. 345 с.
113. Основы композиции в дизайне одежды: учеб. пособие (сост. Т. А. Кравцова и др). Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2006. 136 с.
114. Основы теории проектирования костюма: учебник для вузов / под. ред. Т. В. Козловой. М. : Легпромбытиздат, 1988. 352 с.
115. Панкратова М. Р. Человек костюм - среда. М. : МГТА, 1992. 13 с.
116. Пармон Ф. М., Вадеева М. О. Художественное моделирование промышленных образцов: учеб. пособие. М. : МТИЛП, 1986. 76 с.
117. Пармон Ф. М., Кондратенко Т. П. Изобразительная грамота в творческой деятельности инженера-консруктора-технолога : сб. науч. тр. «Проектировнаие и производство швейных изделий» / МТИЛП М. : Легпромбытиздат, 1982. С. 72-78.
118. Пармон Ф. М., Кондратенко Т. П. Рисунок и графика костюма. М. : Легпромбытиздат, 1987. 207 с.
119. Пармон Ф. М. Эстетика форм и конструкции костюма (в историческом аспекте) : учеб. пособие. М. : МТИЛП, 1982. 106 с.
120. Перспективы моделирования одежды и традиции народного костюма. Базовая информация. Серия II. Вып. 5. (сост. И. П. Работнова). М. : ЦБНТИ, 1971.9 с.
121. Петухов Г. Б. Основы комбинаторного анализа. Л., 1973. 96 с.
122. Першукевич Г. В. Основы теории и методологии дизайн-проектирования. Дизайн индивидуального костюма : учеб. пособие для студентов вузов. Омск : ОГИС, 2002. 219 с.
123. Петушкова Г. И., Голованова А. Н. Основы графического дизайна костюма. М.: МГАЛП, 1999. 321 с.
124. Петушкова Г. И., Козлова Т. В. Композиционная взаимосвязь формы, ткани, фасонных линий в модных изделиях // Текстильная промышленность. 1980. № 11. — С. 32-35.
125. Петушкова Г. И. Основы проектирования костюма. Серия «Трансформируемые конструкции». М. : МГУДТ, 2000. 87 с.
126. Петушкова Г. И. Проектирование костюма: учеб. пособие для студентов вузов. М. : Akademia, 2004. 416 с.
127. Пиотровский А. Л., Денисов А. В. Кластерный анализ как инструмент подготовки эффективных маркетинговых решений // Практический маркетинг. 2001. № 5. С. 23-34.
128. Попандопуло В. Н. Анализ экономичности моделей одежды. М. : Легпромбытиздат, 1989. 93 с.
129. Проектирование одежды с использованием ЭВМ : обзор по швейной промышленности. Вып. 7. (сост. Е.Д.Афанасьева). М. : ЦНИИТЭИЛП, 1976. 5 с.
130. Прокопьева Н. Н. Женские рубахи русских в ритуалах жизненного цикла: сб. науч. тр. / «Этносемиотика ритуальных предметов». СПб. : Б.и., 1993.-С. 58-68.
131. Просужих С. Б. Одежда населения Великоустюжского края в XVII веке : историко-краеведческий сборник «Бысть на Устюзе .». Вологда : ЛИСС, 1993.-С. 76-92.
132. Работнова И. П. Архангельская народная вышивка. М. : Искусство, 1954. 156 с.
133. Работнова И. П. Русская народная одежда. М. : Легкая индустрия, 1964. 74 с.
134. Раздомахин Н. Н., Басуев А. Г. и др. Совершенствование трехмерного проектирования одежды / Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 1997. № 6. С. 90-92.
135. Раздомахин Н. Н., Басуев А. Г., Сурженко Е. Я. Система трехмерного автоматизированного проектирования одежды перспективы ее развития // Вестник СПГУТД. 1996. № 1. С. 60-64.
136. Раздомахин Н. Н. Современная технология производства одежды. Единство двух- и трехмерного проектирования / В мире оборудования. 2002. №9,-С. 24-25.
137. Рогожин А. Ю., Гусева М. А. Антроподинамические исследования для процесса проектирования одежды / Материалы Всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов. Дни науки. 2005. №9.-С. 137-139.
138. Русский Север глазами рестовратора. Ткань, одежда: каталог выставки (авт. и сост. Г. А. Григорьева). Архангельск : ЗАО «Архангельский Печатный Двор», 2002. 112 с.
139. Русский Север. Этническая история и народная культура XII-XX вв. (отв. ред. И. В. Власова). М.: Наука, 2001. 678 с.
140. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия (авт. и сост. Н. Соснина, И. Шангина). СПб. : Искусство СПБ, 2001. 400 с.
141. Русское народное искусство Севера : сб. статей (науч. ред. И. Я. Богуславской и В. А. Сусловой). Л.: Советский художник, 1968. 192 с.
142. Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства //
143. Декоративное искусство СССР. 1975. № 3. — С. 40-42.
144. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М. : Гелиос ; Киев : София, 2002. 586 с.
145. Рыбкина Е. А. Системный подход к созданию и построению коллекций модной одежды (конспект лекций). М. : МТИ им. А. Н. Косыгина, 1985.31 с.
146. Савельева И. Н. Закономерности гармонии в костюме народов России. М.: Информ-знание, 2002. 296 с.
147. Савельева И. Н. Народный костюм: форма и функция // Декоративное искусство. 1967. № 11. — С. 31—35.
148. Савельева И. Н. Некоторые творческие аспекты структуры процесса создания имиджа образа // Швейная промышленность. 2007. № 2, - С. 33-34.
149. Савельева И. Н. Теоретико-методические основы гармонизации народной одежды как источник современного дизайн-проектирования / Вторая Международная научная конференция. 11—15 мая. 1998г.: тез. докл. и выст. 1998. Ч. I. С. 106-109.
150. Самохвалов Э. Н. Программирование в системе dBASE-III: учеб. пособие по курсу «Системы управления базами данных». М. : Изд-во МГТУ, 1990. 30 с.
151. Серов Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб. : ЛИСС, 1993.47 с.
152. Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация цвет - интеллект. -2-е изд., перераб. СПб. : Речь, 2002. 160 с.
153. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. СПб. : Изд-во «Арт-люкс»,2003, 408 с.
154. Сорины, сестры. Язык одежды, или как понять человека по его одежде (Психологический практикум). М. : «Гном и Д» ; ИКФ "ЭКМОС", 2002. 224 с.
155. Степанова К. А. Костюм для сцены. М. : ГИТИС, 1981. 120 с
156. Степучев Р. А. Костюмографика: учеб. пособие для вузов. М. :
157. МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003. 704 с.
158. Степучев Р. А. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. М. : МГТУ, 1991. 68 с.
159. Стриженова Т. К. Автор костюма Александра Экстер // Декоративное искусство. 1967. № 1. - С. 31-35.
160. Стриженова Т. К. Из истории советского костюма. М. : Советский художник, 1972. 112 с.
161. Сурженко Е. Я., Бондоренко A. JI. Оценка технологической точности изготовления одежды статистическими методами // Швейная промышленность. 1989. № 6. С. 42-44.
162. Тазихина JI. В. Север Европейской части РСФСР / Крестьянская одежда населения Европейской России (определитель). М. : Советская Россия, 1971. С. 345-429.
163. Тамарнина М. А. Форма одежды. М. : Легпромбытиздат, 1984.134 с.
164. Ткалич С. К. Концептуальные основы изучения наследия многонациональной России на примере профессиональной подготовки дизайнеров // Вестник МГУКИ. 2007. № 6. С. 81-85.
165. Ткалич С. К. Региональная специфика проектирования и изготовления сценического костюма // Научный альманах «Текстильная промышленность». 2008. № 7-8, С. 68-70.
166. Ткалич С. К. Роль образно-семантического языка в проектировании коллекций сценического костюма на примере интерпретации наследия Крайнего Северо-востока России // Швейная промышленность. 2008. № 5. -С. 17-18.
167. Ткани и одежда Поморья в собрании СИХМ: каталог / авт.-сост. Г. А. Григорьева Архангельск : Правда Севера, 2000. 280 с.
168. Традиции народной одежды и искусство современного костюма / сб. ст. М.: НИИХП, 1983. 138 с.
169. Трехмерные компьютерные оболочки для проектирования одежды // В мире оборудования. 2001. № 2. С. 16-17.
170. Упине А. М. Проблемы имиджа в контексте дизайна костюма // Швейная промышленность. 2006. № 5. С. 41-43.
171. Факторный, дискриминантный и кластерный анализы, (под ред. Енюкова И.С.) М. : Финансы и статистика, 1989. 235 с.
172. Фалеева В. А. Женский персонаж в русской народной вышивке / Фольклор и этнография Русского Севера. JI. : Наука, 1973. С. 119-132.
173. Фаритова JI. X. Конструирование одежды из различных материалов: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Тольятти : ИЗД-во ТГУС, 2008. 111 с.
174. Фурсова Е. Ф. Поликовые рубахи крестьянок Южного Алтая 2-ой половины XIX-H. XX вв.: сб. науч. ст. / Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII-H. XX вв. Новосибирск : Наука, 1985. С. 180-204.
175. Фурсова Е. Ф., Русакова JI.M. Одежда бухтарминских крестьянок (XIX-H. XX вв.) / Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII-H. XX вв.). Новосибирск : Наука, 1983. С. 68-104.
176. Фурсова Е. Ф. Традиционная одежда русских крестьян — старожилов верхнего Приобья (к. XIX-н. XX вв.). Новосибирск : ИАЭ СО РАН, 1997. 152 с.
177. Черемных А. И. Основы художественного конструирования женской одежды. М. : Легкая и пищевая промышленность, 1983. 124 с.
178. Чеснов Я. В. О принципах типологии традиционно.-бытовой культуры // Проблемы типологии в этнографии. М. : Наука, 1979. С- 67—74.
179. Шангина И. И. Сюжетная вышивка Вологодского края / Материалы по этнографии. 2002. Т. I. РЭМ. С. 175-191.
180. Шевелев И. Ш. Золотое пространство. Основы гармонии. Кострома: Промдизайн М, 2006. 58 с.
181. Шевелев И. Ш. Принцип пропорции : О формообразовании в природе, мерной трости древнего зодчего, двойном квадрате и взаимопроникающих подобиях. М. : Стройиздат, 1986. 200 с.
182. Шершнева Л. П. К вопросу прогнозирования свойств одежды //
183. Швейная промышленность. 1999. № 3. С. 33-34.
184. Шершнева JI. П. Конструирование одежды с элементами САПР // Обзорная информация. Вып. 4. Швейная промышленность. М.: ЦНИИИТЭИЛП, 1992. С. 17-21.
185. Шехман В. Конструкция новых форм одежды // Швейная промышленность. 1932. № 1.- С. 5-8.
186. Шмелева М. Н., Семенова Е. В. Народные традиции в моделировании одежды // Советская этнография. 1952. № 1. С. 172—173.
187. Шульгина А., Томилина JI. Костюм для танцев и хоровых коллективов. М. : Искусство, 1974. 180 с.
188. Шульгина А., Томилина JI. Советы костюмера. М. : Искусство, 1968. 151 с.