автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана
Полный текст автореферата диссертации по теме "Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана"
АЛИБЕКОВА МАРИЯТ ИСМАИЛОВНА
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АНАЛИЗА И КЛАССИФИКАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА (В АСПЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ)
Специальность 17.00.06 - «Техническая эстетика и дизайн»
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук
АЛИБЕКОВА МАРИЯХ ИСМАИЛОВНА
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АНАЛИЗА И КЛАССИФИКАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА (В АСПЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ)
Специальность 17.00.06 - «Техническая эстетика и дизайн»
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук
Работа выполнена в Московском государственном университете дизайна и технологии на кафедре спецкомпозиции
Научный руководитель:
Научный консультант:
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор Пармон Фёдор Максимович
кандидат технических наук, доцент Белгородский Валерий Савельевич
доктор технических наук, профессор Нешатаев Ананий Александрович
кандидат технических наук, профессор Гусейнов Гусейн Мудунович
Ведущая организация: Костромской государственный технологический университет
Защита состоится « 2006 года в часов
на заседании диссертационного совета Д 212.144.01 при Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 115998, Москва, ул. Садовническая, 33, ауд. 156.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии.
Автореферат разослан « 2006 г.
Учёный секретарь диссертационного совета
С.10. Киселёв
общая характеристика работы
Актуальность темы. В современном костюме особое место уделяется декоративному решению и обращению к идеям фольклорного стиля. На сегодня традиционная народная (национальная) одежда почти исчезла из обихода и не сохранилось той красочной картины, того разнообразия локальных вариантов, которое прежде наблюдалось в костюме. Использование и переосмысление старинных элементов при моделировании костюма сегодня особенно актуальны, и надо полагать, что останутся таковыми же и на далёкую перспективу.
В условиях рыночной экономики и жёсткой конкуренции среди товаропроизводителей на отечественных швейных предприятиях постоянной проблемой является поиск новых решений и орнаментальных построений композиции костюма. Нам представляется, что обновлению и развитию ассортимента и приёмов композиционного построения одежды способствует обращение к национальным традициям, в частности Дагестана.
Цветовое, фактурное многообразие декоративных композиций (вышивки, узорного ткачества и других приёмов) дагестанского костюма может быть богатейшим творческим источником в создании, например, современных орнаментальных решений женского костюма из трикотажных полотен.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является разработка метода анализа и классификации дагестанского женского народного костюма в аспекте проектирования моделей и конструкций современной женской одежды.
Для достижения поставленной цели в работе проведены и решены следующие задачи:
- проанализирован и обобщён материал по формированию элементов, составляющих традиционный дагестанский народный
(национальный) костюм; РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА С.-Петербург ОЭ
- изучены, проанализированы и систематизированы подлинные музейные образцы дагестанского народного (национального) костюма и традиционных орнаментальных композиций Дагестана - по музейным коллекциям, литературным и изобразительным источникам;
- разработана методика построения орнаментальных композиций на основе традиционных дагестанских ковровых композиций;
- разработан классификатор элементов и их составляющих женского народного костюма по народностям Дагестана;
реконструированы, проанализированы и выявлены наиболее характерные конструктивно-композиционные особенности элементов дагестанского женского народного костюма;
- выявлена структура наиболее характерных элементов женского народного костюма - рубах и платьев - и разработаны методы многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма.
Объекюм исследования являются подлинники традиционного дагестанского народного костюма - музейные коллекции, литературные и изобразительные источники.
Исследование проведено на примере традиционного женского дагестанского народного костюма, отличающегося большим разнообразием элементов костюма, и их конструктивно-композиционных особенностей.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой является системный подход к исследованию сложной структуры с двояким рассмотрением: во-первых, в её предметном бытии, в статике, при которой возможно описать, смоделировать состав и строение данной системы; во-вторых, в динамике её действительного существования (функционирования и развития, преобразования); осмысление конструктивно-композиционных особенностей народного костюма с позиций теорий отражения и информации; использование современных компьютерных технологий,
высшей математики и теории вероятностей для определения многовариакгаого комбинаторного построения современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма.
Научная новизна работы состоит в:
систематизации подлинного музейного материала по дагестанскому женскому народному костюму - разработке развёрнутого и углублённого классификатора элементов традиционного женского народного костюма в плане проводимого исследования;
реконструкции композиции и конструкции элементов женского народного костюма и ковровых композиций на основе анализа музейных образцов;
- обобщении, систематизации и классификации орнаментальных ковровых композиций и расширении формы с применением национальных комплексов в костюме;
- типизации, анализе и систематизации орнаментообразуюших элементов в произведениях народного искусства Дагестана;
- разработке метода построения орнаментальных композиций на основе традиционных орнаментальных ковровых композиций;
разработке метода анализа композиционно-конструктивных особенностей дагестанского женского народного костюма и выявление его наиболее характерных композиций и конструкций;
- выявлении ёмкости наиболее характерных (кроёных) элементов народного костюма - рубах, платьев.
- разработка методов многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе народной одежды с использованием современных компьютерных технологий, высшей математики и теории вероятностей;
- реставрации наиболее характерных комплексов традиционного женского народного костюма - костюмов-образов.
- разработка метода композиционно - пластического анализа при трансформации дагестанского народного костюма в современные модели одежды.
Практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование имеет социально-культурное значение, позволяющее решать дизайнерские, проектные и образовательные задачи.
использовать национальные традиции Дагестана в современном костюме;
развивать и обновлять ассортимент современной одежды, создавая новые конструктивные формы;
способствовать гуманизации обучения и совершенствовать художественную подготовку специалистов в духе любви и уважения к народам и национальным традициям.
Апробация результатов работы. Работа выполнена в рамках тематического плана № Гос. регистр. 01.200.115121 НИР МГУДТ по теме: «Научно-творческая деятельность художника-педагога, обеспечивающая его профессиональный рост, дальнейшее совершенствование в художественной подготовке специалистов, развитие дизайна костюма» в проблеме: «Дизайн в лёгкой промышленности: творчество, наука, образование».
Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получали положительную оценку на заседаниях кафедры «Спецкомпозиция» Московского государственного университета дизайна и технологии.
Разработки диссертационной работы используются в учебном процессе.
Коллекция моделей и орнаментальные полотна, разработанные на основе результатов выполненных исследований, прошли апробацию в ЗАО «Вариант».
Достоверность полученных результатов в ходе выполнения
диссертационной работы обсуждались и подтверждены актами апробации и положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях кафедры «Спецкомпозиция» МГУДТ, научными публикациями.
Публикации. Основные результаты выполненных исследований опубликованы в пяти печатных работах.
Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам и общих выводов, библиографического списка, включающего 104 наименования и приложений. Основные результаты работы изложены на 238 страницах, набранного на компьютере текста, приложения представлены на 19 страницах, в том числе 27 рисунков, 44 таблицы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность работы, сформулированы цели, основные задачи исследований. Приведены сведения об объектах исследований, дана характеристика научной новизны и практической' значимости результатов работы и её апробация.
В первой главе диссертации по 'литературным источникам и подлинным музейным образцам проведён анализ конструкции и композиции элементов одежды и традиционных орнаментальных ковровых композиций народов Дагестана.
Установлено, что дагестанский народный костюм, как богатейший художественно-конструкторский источник творчества, почти не изучался, и не исследовался. Исследователи-историки обращались к народному дагестанскому костюму в основном как к историко-этнографическому источнику, объекту материальной культуры, мы же, в своей работе, рассматриваем его с точки зрения духовной культуры.
В результате анализа выявлены наиболее значительные по численности народности: аварцы, даргинцы, лакцы, табасаранцы, кумыки.
На основании исследования определено, что с течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает ещё большую уникальность и ценность. Доступ в музеях к таким произведениям народного искусства всё больше ограничивается, а интерес специалистов к ним всё более увеличивается. Являясь достоянием музейных коллекций, народный костюм сегодня - своего рода неподвижный «консервант культуры». Чтобы традиционная культура народа, отражённая в художественных памятниках, каким является народный костюм, стала доступной и широко понятной современнику, и в первую очередь специалисту, требуется создание особой связи с первоисточником. Необходима такая связь с музейными образцами, что бы не обращаясь к подлинникам народного костюма, можно было бы получить достоверную информацию о них.
На основе анализа составлена информационная база элементов женского костюма (рубахи, платья), дагестанских ковров и ковровых изделий. Выявлены типы ворсовых ковров и разновидность орнаментальных ковровых композиций.
В результате анализа подлинных образцов музейных коллекций, литературных и изобразительных источников составлен классификатор элементов традиционного дагестанского женского народного костюма, материалов и их цветов и дана расшифровка кода (табл. 1).
ХХХХХХ XX XX
1,2. Изделия швейные_Т"
3. Народный костюм_
4. Дагестанский_
5. Народность__
6. Элемент костюма_
7. Типы конструкций_
8. Материал_
9. Конструкция, композиция
10. Классификация ковровых орнаментов___________
Рисунок 1 - Схема классификации дагестанского женского народного (национального) костюма
I I
т
Таблица 1 - Расшифровка кода
Позиция (разряд) Общего кода Цифра общего кода Позиция структуры 1
Две первые цифры 85 Изделия швейные }
3-я 8 Народный костюм |
4-я 2 Дагестанский !
5-я см. табл. 5 Народность |
6-я см. табл. 7-11 Элемент костюма |
7-я см. табл. 13; 14 Типы конструкций '
8-я см. табл. 15 Природа материала |
9-я см. табл. 8 Конструкция, композиция ]
10-я см. табл. 12 Классификация ковровых |
орнаментов |
Впервые разработан развёрнутый и углублённый классификатор
дагестанского женского народного (национального) костюма по народностям и составляющим его элементам (рубах и платьев), в результате системного анализа сложной ступенчатой структуры народного костюма и теоретического обобщения материалов исследования (рис. 2).
Разработан классификатор наиболее характерных орнаментальных ковровых композиций.
Во второй главе разработан метод анализа и классификации композиционно-конструктивных особенностей элементов дагестанского женского народного костюма и орнаментальных ковровых композиций в аспекте проектирования современной одежды.
Произведена реконструкция и разработан классификатор конструкций основных элементов женского народного костюма - рубах и платьев.
Построение чертежа образца - с изображением вида спереди, вида сзади и развёртки поверхности его - обеспечивает реконструкцию кроя и предоставляет возможность, таким образом, составить картотеку конструкций элементов костюма. Картотека является наглядным исходным графическим материалом при разработке классификатора основных элементов женского народного костюма - рубах, платьев (плечевой одежды). При этом проведён детальный разбор их конструктивных и композиционных особенностей (табл. 2; рис. 3).
Дагестанский народный (национальный) коспом
Мужской
Женский
Табл 5
| Элементы костюма
Табп 6
Табл 7
Табл 11
Табл. В
Головные уборы
Украшения
Плечевая одежда
{ Нижние"] | Верхние"] | Навесные || Поясные]} Рубаха
- -С
II
Табл 7
та-, XI
Табл 10
С мешочком
С длинным полотнищем
С кожаным коротким полотнищем
Мешкообразная
Повязка прямоугольной формы
Повязка треугольной формы
Плащеобразная
С высоким полукруглым корпусом
С высоким трапеиие-видным корпусом
Понотнищеобразная
Ж
I
ХХД,
а
«5 =
Табл 2
1л:
: с
58"
&
Т0&7 Э
I'5
31
о I
8. а а § О §
. Табл 9 [Табл 10 Поясная | Р Обувь |
Платье
Штаны
Табл. 2
С прямыми рукавами
Рукава, имеющие
МЧНЖсШ
Рукава,
расширенные
книзу
ГДирихн"
Чарыкн'|
Паси
Широкие и шагу о клином
Узкие е шагу с широкими штанинами с клином и без клина
Узкие в шагу
с узкими штаниками и клиньями
Штаиы-юбки
Рисунок 2 - Схема классификатора да1 естанского женского народного (национального) костюма
Таблица 2 - Классификатор конструкций дагестанских женских народных рубах
Цифра кода
Типы и подтипы конструкций дагестанских женских народных
__(национальных) рубах_
1
О
00
01
!0
1)
Туникообразная, с цельными передним и задним полотнищами, боковыми, расширяющимися к низу клиньями, прямыми рукавами по всей длине - в прямую пройму; без воротника, с продольным нагрудным разрезом, квадратными ластовицами. Туникообразная, с цельными передним и задним полотнищами, боковыми, расширяющимися к низу клиньями, соединёнными с центральным полотнищем прямоугольными наплечными накладками; прямыми по всей длине рукавами, квадратными ластовицами. !
Туникообразная, с прямыми полотнищами спереди и с"<ади,1 соединёнными между собой центральной наплечной накладкой; с боковыми, расширяющимися к низу клиньями, прямыми по всей длине рукавами, соединенными со станом прямыми прямоугольными наплечными накладками, квадратными ластовицами.
Туникообразная. с цельными передним и заднем полотнищами, I боковыми, расширяющимися к низу клиньями, прямые рукава -I в прямую пройму, собранные в низках р, сборку, закреплённую • манжетой; горловина оформлена продольным разрезом на 1 переднем и заднем полотнищах, о отложным воротником, | квадрагными ластовицами.
I Туникообразная, с удлинённым передним полотнищем, 1 боковыми, расширяющимися к низу клиньями; рукава - в выкройную (овальную) пройму, собранные в низках в сборку, закреплённую манжетой; с продольным нагрудным разрезом на прямоугольной планке, фиксирующейся двумя пуговицами. Рубаха с отрезным лифом, со скошенными линиями плечевых срезов полочек и спинки; боковыми, расширяющимися к низу клиньями, рукава прямые - в прямую пройму, собранные в низках в сборку, закреплённую манжетой; с продольным нагрудным разрезом, закреплённым тремя пуговицами. Рубаха с отрезным облегающим лифом, со скошенными линиями плечевых срезов полочек и спинки; с боковыми вставками; асимметричной застёжкой на полочке; лиф соединён с полотнищем юбки (заложенным в складки) полоской ткани (на талии), рукава по окату собраны в сборку и вставлены в выкройную пройму, в низках - собраны в сборку, закреплённую манжетой._
Таблица 2 (продолжение)
13
20
21
Рубаха с отрезным облегающим лифом, укороченным спереди, со скошенными линиями плечевых срезов полочек и спинки, с боковыми вставками, удлинённым передним полотнищем юбки, заложенным в складки, зафиксированные до линии талии; заднее полотнище юбки собрано по верхнему срезу в сборку; рукава, собранные по окату в сборку вставлены в выкройную пройму, в низках - собраны в сборку, закреплённую манжетой.
Туникообразная, с цельным передним и задним полотнищами, боковыми, расширяющимися к низу клиньями; рукава собранные в сборку по окату ~ в прямую пройму и с расширяющимися книзу клиньями; с воротником-стойкой и продольным на!рудным фигурным вырезом; квадратными ластовицами.
Рубаха, с прямыми полотнищами; со скошенными линиями плечевых срезов спереди и сзади; нагрудной прямоугольной вставкой (с продольным разрезом), переходящей на спинку; с боковыми прямоугольными клиньями, собранными вверху в сборку; рукава - в прямую пройму с расширяющимися книзу клиньями, квадратными ластовицами.
Туникообразный офезнои лиф с продольным разрезом по центру спереди, соединённым с пятью прямоугольными полотнищами юбки, собранными по верхнему срезу в сГюрку; верхняя часть рукава - в выкройную пройму, соединённая с нижней частью рукава, собранной кверху (по линии соединения) в сборку.
Туникообразный отрезной лиф с продольным разрезом по центру спереди, соединенным с шестью прямоугольными полотнищами юбки, собранными по верхнему срезу в сборку: верхняя часть рукава - в выкройную пройму, соединённая с нижней частью рукава, собранной вверху (по линии соединения) в сборку; воротник-стойка.
Рисунок 3 - Разнообразие типов и подтипов конструкций дагестанских женских народных (национальных) рубах
Принимая во внимание музейный, литературный материал, разработан классификатор и составлена картотека «Цвета и рисунки тканей рубах, платьев и картотека «Орнаментальных композиций рубах, платьев». Картотека построена, исхода из выявленных цвета и рисунка тканей для одежды и орнаментальных композиций (мест расположения орнамента). В соответствующие ячейки напротив номера образца в картотеке из базы данных вставлены фрагменты изображений цвета и рисунки тканей и определившиеся места расположения орнамента.
Анализ содержания карт показал наиболее характерные цвета, рисунки рубах и платьев. Определена частота встречаемости вариантов орнаментальных композиций рубах, платьев.
Таблица 3 - Содержание карт в карго геке «Цвета и рисунки тканей рубах, платьев»
№. п/п
Наименование изобразительных информационных ячеек
Номер образца
Цвет (фон) ткани ' Результативный цвет от пространственного смешения
Код цвета , Ткънъ без рисунка (I ладкоокрашенная) с передачей фактуры ,
Набивной рисунок I
Ткань с жаккардовым рисунком (с передачей фактуры) !
Анализ образцов определил содержание карт орнаментальных
композиций рубах, платьев (табл. 4-5).
Таблица 4 - Содержание карт в картотеке орнаментальных композиций рубах
№ и/п
1 2
3
4
5
6 7
Наименование изобразительных информационных ячеек ____(места расположения декора)___________
Музейный номер экспоната Порядковый номер образца Низ рубахи
Переднее полотнище, горловина и разрез Линия талии Низки рукавов Ластовицы
Таблица 5 - Содержание карт орнаментальных композиций платьев
№ п/п Наименование изобразительных информационных ячеек (места расположения декора)
1 Музейный номер экспоната
2 Порядковый номер образца
3 Низ платья
4 Нагрудная часть
5 Линия талии
6 Переднее полотнище юбки
7 Низки рукавов
Для разработки методики композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе народного костюма потребовалось выявление структуры элементов костюма - рубах, платьев и характерных для них деталей кроя.
Выявленные характерные детали рубах систематизированы и представлены в табл. 6.
Таблица 6 - Детали женских рубах
Цифра кода
О
2
3
4
5
6 7
Характерные детали женской народной рубахи
Туникообразный стаи
Боковые, расширяющиеся к низу клинья туникообразного
стана рубахи
Рукава
Лиф - верхняя часть отрезного по линии талии стана рубахи Юбка - нижняя часть отрезного по линии талии стана рубахи Манжеты Воротник
Обтачка (окантовка) или планка нагрудного выреза
Выявлены характерные детали платьев (табл. 7) Таблица 7 - Детали женских платьев
Цифра кода
0
1 2
3
4
5
Характерные детали женского народного платья
Лиф - верхняя часть отрезного по линии талии стана рубахи
Нагрудники
Рукава
Юбка - нижняя часть отрезного по линии талии стана рубахи Манжеты
Воротник____
Разработка метода многовариантного композиционно-
конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанского женского народного костюма заключается в выявлении базовых элементов (деталей), типичных для большинства конструкций, их комбинаторном объединении и преобразовании для получения возможных вариантов сочетаний деталей в конструкции. Этот метод наглядно позволяет на основе базовых нормализованных элементов (деталей) формы получить разнообразные варианты блоков и блок-элементов.
В классификаторе все конструкции женских народных рубах разделены на типы и подтипы. На основе типов рубах и платьев построены два ряда -конструктивный и конструктивно-композиционный. Оба ряда получены двумя способами: 1) математическим расчётом; 2) графическим представлением.
Используя основные детали конструкции народных женских дагестанских рубах и их модификации, построены матрицы формообразования, например (рис. 4).
б } . т 63
п ш ц; т г. 1 т г Т т. 1 иг г.
□ ц ш Г.. и. т Г. к г. I !Г 1 иг г,
а ш т-> - я 1 т Г. И г> . >> ■чн т. ш —>
□в ш р 1 т р ц 1 У 1. 4) к - ЬЫ __3 *« ц ш V
р < 1 ш N . Я т Г* 1, т г1 1.. ш ы . я
Р * £ ш £ £ г •1м С, I ? . а 1 1 1 иг р.
Рисунок 4 - Матрица формообразования современных моделей одежды на основе дагестанских женских народных (национальных) рубах
Однако при таком большом количестве деталей матрица становится громоздкой и неудобной. Максимально возможное количество комбинаций деталей и конструктивных элементов дагестанских женских народных рубах можно рассчитать следующим образом:
К^С'т'С^С'к)"; (1)
где Ст - обозначение в высшей математике сочетания т элементов по п элементов в каждом сочетании, каждое из которых оштется от другого хотя бы одним элементом:
ш!
С",,,-"-----------(2)
п!(т-п)!
Кк -количество возможных сочетаний деталей в композиции;
1 )алример: расчет матрицы
т - колич<;х [во видов рукавор рубпх; q ■ количество решений горловины; р - количество мелких деталей в конструкции:-планка,
воротник, манжеты; к - индекс наличия или отсутствия мелких, деталей в конструкции; к~2.
Г} нашем случае при т-6, р 3 формула принимает вид:
6! 5!
(Л|,"-С'<г= ---6 С1 <~----- =5
1!(6-1)! 1 !(5-1)!
(С,)'= (--------КкС'(,-С\-(С'2)3 -6-5-8-240
I !(2-1)!
11о анало! ии рассчишны все последующие матрицы.
Анализ конструкции верхних платьев выявил дополнительное их разнообразие за счёт наличия двойных рукавов.
В качестве базовых элемснюв женских дагестанских народных верхних платьев для составления матрицы формообразования моделей выбраны конструкции рукавов и лифы с передними полотнищами юбок.
Таким образом, показана возможность графического построения ряда всех возможных вариантов сочетания деталей для дальнейшего применения.
Общее число возможных вариантов моделей одежды на основе дагестанских женских народных (национальных) рубах равно - 448; платьев - 10816.
Недостатком применения вышеописанного метода для расчета максимально возможного количества комбинаторных вариантов конструкции рубахи является то, что в данном случае не учитывается разнообразие мелких деталей и конструктивных элементов. Так, например, воротник рубахи может быть отложным или типа «стойки», формообразующие элементы лифа -вытачки или складки и т.д. Следовательно, рассчитанное суммарное количество возможных вариантов является существенно заниженным. Для корректного расчёта необходимо выявить все возможные варианты конструктивных элементов и мелких деталей рубах, а также их взаимосвязь с конструктивными параметрами основных деталей кроя (лифа, юбки, рукавов). Это обстоятельство послужило предпосылкой для создания «дерева» возможных конструктивных решений дагестанских женских народных (национальных) рубах (рис. 5).
Цели и задачи проектирования «дерева»:
1. Выявление и графическое представление всех возможных вариантов конструктивных вариантов конструктивных -теменюв и мелких деталей дагестанских женских народны* рубах, а также создание наглядной схемы взаимосвязей этих элементов и детален с конструкцией основных деталей кроя, определение допустимых и недопустимых сочетаний элементов конструкции.
2. Расчет суммарного количества возможных вариантов конструкций дагестанских женских народных (национальных) рубах с использованием элементов комбинаторики.
3. Создание алгоритма программы автоматизированного графического построения внешнего вида и развёрток моделей современной одежды на основе дагестанских женских рубах
Рукава
Манжеты
Сборка по окату
(\ммарное количеств вочмажны.ч вариантов
Тип . конструкции .'
Плечи .
Особенности конструкции .
и об 1йсти
лифа
11рои\ш
Наплечные накладки
Лаеювииа
Ьоковыс клинья
Юбка
Туникообрачная
•
X
С отрешим лифом
Рисунок 5 - Дерево возможных конструктивных решений современной одежды на основе дагестанских женских народных рубах
Расчет суммарного количества возможных вариантов моделей современной одежды на основе конструкций женских народных рубах осуществлен с использованием двух основных правил комбинаторики: правила суммы и правила произведения.
Правило суммы: если некоторый объект а можно выбрать т способами, а другой объект Ь можно выбрать п способами, то выбор одного из этих объектов (либо а, либо Ь) можно осуществить N, способами: /V, = от + п (3)
Правило произведения: если некоторый объект а можно выбрать т способами и если после каждого такого выбора объект Ь можно выбрать п способами, то выбор в указанном порядке пары <а,Ь> можно осуществить N2 способами:
Ni = m- п (4)
Таким образом, суммарное число возможных вариантов решений моделей современной одежды на основе конструкций женских рубах (1632 варианта) является почти в 2 раза завышенным относительно реального числа вариантов (880), полученного с помощью дерева возможных конструктивных решений дагестанских женских народных (национальных) рубах, и в 3 раза превосходит аналогичное число вариантов, полученное с помощью матриц формообразования (548). Построение «Дерева...» позволяет получить наиболее полное представление о разнообразии конструктивных элементов и деталей, а также об их взаимосвязях, что позволяет использовать его в качестве алгоритма программы автоматизированного графического построения внешнего вида и развёрток конструкции современной одежды на основе дагестанских женских народных (национальных) рубах (рис. б). Предварительным алгоритмом графического построения внешнего вида и разверток конструкций современной одежды, переведённым на стандартный язык блок-схем, является «дерево» возможных конструктивных решений моделей одежды на основе дагестанских женских народных рубах.
^ Начало ^
выбор параметра а
Выбор параметра й-1 или 3
Выбор параметра с 1. 2 или 4
Выбор параметра с 2 или 4 Выбор параметра с 3 ипи 4
Автоматизированное графическое построение выбранного саризкта ионструкцм V» внешнего вида рубахи
Т
{ Конец ")
Рисунок 6 - Алгоритм программы автоматизированного графического построения внешнего вида и разверток конструкции современнойодежды на основе дагестанских женских народных рубах
Из проведённого анализа и систематизации орнаментов,
составляющих композицию дагестанских ковров, выявлен самый распространённый мотив, характеризующий конструктивные особенности узоров дагестанских ковров так называемый — «крюк», геометрической формы.
Разработана методика построения современных орнаментальных композиций на основе дагестанского традиционного искусства -ковроткачество, с использованием элементов-модулей, применительно к современному костюму. В основе системы построения орнаментальной композиции наблюдается стремление к получению самых простых геометрических элементов, основанных на повторении определённой метрической величины, избранной в процессе анализа в качестве элемента-модуля - «крюк».
Используя элемент - «крюк» составлены многочисленные орнаментальные композиции. Здесь использован метод симметрических преобразований элемента в сочетании с ритмом: параллельный перенос; перенос; центральная симметрия; отражение; повороты; розеты.
Рассматривая любой предмет, элемент в пространстве, мы можем заметить его искажение, по законам перспективы. Отсюда, можно заключить, что выбранный нами элемент можно подвергнуть простой деформации (трансформации): 1-элемент; 2-сдавливание; 3-растягивание; 4-вытягивание; 5-вытягивание по диагонали.
Далее, используя те же принципы построения орнаментальных полотен, тканей по видам симметричных преобразований в сетчато-раппортные орнаменты можно создать массу новых орнаментальных композиций, на основе новых видоизменённых элементов и, соответственно, их комбинаторику.
За счёт взаимозаменяемости гаммы цветовых отношений можно изменить образное восприятие первоначально-графических структур на противоположное.
Оригинальным является заимствование из ковров и ковровых изделий очень распространённого принципа обводки, как одинарной, так и двойной, тройной и т. д.
Последний этап - изменение масштаба орнамента в целом. Этот метод даёт возможность создать орнаменты от крупно-раппортных, монораппортных до мелкоузорчатых.
Предложенный метод построения орнаментов позволяет черпать свежие идеи, способствует сознательному подходу художника к проектированию новых орнаментальных композиций в современной одежде, на основе народных традиционных ковровых изделий.
В третьей главе разработан метод системного композиционно-пластического анализа дагестанского народного костюма при трансформации его в современные модели женской одежды.
Проведена реконструкция и образно-структурный анализ наиболее характерных комплексов народного кос-юма - костюмов-образов.
На основе анализа подлинников музейных коллекций, имеющихся литературных и изобразительных материалов, путём сравнения, сопоставления образцов одежды, выполненных исследований, полученных результатов и сделанных выводов нами реконструированы наиболее типичные, характерные костюмные комплексы, как целостные структуры, художественные ансамбли, назвав их костюмами-образами. Выделено пять типичных, наиболее характерных костюма-образа: костюм №1 - аварский костюм; костюм №2 - даргинский костюм; костюм №3 - лакский костюм; костюм №4 - табасаранский костюм; костюм №5 - кумыкский костюм.
Художник, занимающийся созданием современного костюма, в своей деятельности не должен копировать формы народного, исторического искусства или существующие в природе; он достигает выразительности и образности путём осмысления первоисточника средствами ассоциативного представления. В представлении предметы, явления, образы обладают не
только наглядностью, конкретностью, свойственной восприятию; они являются в какой-то мере уже обобщёнными, абстрагированными образами реальной действительности.
Сравнивая костюмы-образы даже визуально, глаза воспринимают отличие, своеобразие костюмов — пластику форм, композиционное построение.
Для иллюстрирования метода композиционно-пластического анализа костюмов-образов при трансформации их в современные решения необходимо поэтапное графическое воспроизведение костюмов-образов с помощью компьютерных технологий.
Проведённый графический эксперимент определил этапы метода ' системного анализа костюмов-образов с использованием компьютерных технологий. При этом, на первом этапе графически выявлено пластическое своеобразие костюма, представив каждый костюм в движении, в трёх силуэтных изображениях - вид спереди, сбоку и сзади. Костюмы-образы изображены в живописно-графической трактовке с передачей цвето-фактурных характеристик элементов костюма.
Определено тонально-ритмическое состояние композиции костюмов, вкладывая, при этом, в понятие тон два свойства (характеризующие хроматические цвета) - цветность и светлотность. Плоскостная обобщённая передача тональных отношений в костюме, выполненная с помощью компьютерных технологий, выявило соотношение цветовых и светлотных площадей композиции костюма, зрительно иллюстрируя образную характеристику каждого костюма.
Образная характеристика костюма с особой силой проявляется декоративным решением, создаваемым накладным (вышивкой, шитьём, аппликацией, позументами и т.п.) и навесным, съёмным декором (подвесками, ожерельями, браслетами, серьгами, декоративными поясами и др.). Поэтому на следующем этапе анализа силуэтные изображения костюма
озвучены декоративными акцентами, утверждая, тем самым, не случайный разброс, а согласованность декора в целостной композиции костюма, утверждая специфику образа костюма.
Последовательный и аргументированный системный анализ образных характеристик костюма с помощью выразительного 1-рафического языка и современных компьютерных технологий выявил те свойства и качества, которые следует принимать во внимание при создании моделей и коллекций на основе творческого первоисточника.
Первоисточник подсказывает создание отдельных образцов логичных форм, оригинальных конструкций, интересных композиций, фактурных и орнаментальных решений материалов и трикотажных полотен, чго способствует обновлению и расширению ассортимента современных швейных, текстильных, трикотажных и других изделий лёгкой промышленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные результаты работы сформулированы в виде следующих выводов:
В дагестанском традиционном народном искусстве, как в зеркале отражается судьба народа, и можно в нём почувствовать то величие, которое заложено для дальнейшего его развития. Поэтому вполне понятно, что для науки изучение народного искусства не является отвлечённо теоретической темой, наоборот, изучение народного творчества, фольклора для науки и для искусства являются актуальнейшей современной задачей. Впервые проведена систематизация и разработана классификация ассортимента, внешней формы, конструкции традиционной национальной женской одежды народов Дагестана, что позволило нам найти новые пути в решении проблемы возрождения национальной культуры в одежде для многонациональной республики Дагестан.
Систематизированы и разработаны классификации ассортимента женской национальной одежды и орнаментальных композиций.
3. Результатом анализа и систематизации музейных подлинников явилось составление каталога образов рубах, платьев, как наиболее типичных, явившихся исходным материалом для реконструкции кроя и выявления композиционного построения основных элементов дагестанского женского народного (национального) костюма в аспекте проектирования современной одежды.
4. Разработан метод многовариантного композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанских женских рубах и платьев.
5. Созданы предпосылки алгоритмизации и программирования процесса автоматизированного графического построения внешнего вида и развёрток поверхности моделей современной одежды на основе элементов народного костюма.
6. Разработана методика построения современных орнаментальных композиций на основе дагестанского традиционного искусства - ковроткачество, с использованием элементов-модулей, применительно к современному костюму с применением компьютерных технологий. В основе системы построения орнаментальной композиции наблюдается стремление к получению самых простых геометрических элементов, основанных на повторении определённой метрической величины, избранной в процессе анализа в качестве элемента-модуля - «крюк».
7. Разработан метод исследования и проектирования одежды с применением художественных особенностей национального костюма.
8. Создан принципиально новый и обоснованный метод проектирования современной одежды на основе традиционного народного (национального) костюма Дагестана - комбинаторный метод формообразования, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, композиционных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объектов из типизированных элементов.
9. Результатом изучения музейных образцов, компоновки в целостные композиции и проведённого графического образно-структурного анализа их с применением компьютерных технологий явилось выявление и реконструкция основных, типичных костюмных комплексов женского народного костюма, названных нами костюмами-образами.
10. Предлагается образное решение современных моделей и коллекций через преломление пластического своеобразия, цветового решения, тонального (светлотного) состояния и орнаментально-декоративного звучания дагестанского народного (национального) костюма, выраженного в костюмах-образах.
11. Впервые разработана оригинальная методика композиционно-пластического анализа женских костюмов-образов при трансформации их в современные решения - модели и коллекции, содержащие образную характеристику и национальный колорит с применением компьютерных технологий.
Основное содержание диссертации опубликовано в следующих работах:
1. Апибекова М.И.. Пармон Ф.М. Объект исследования - искусство костюма народов Дагестана.//Вестник МГУДТ. М. 2003. Вып. 1(43). С. 151-155.
2. Апибекова МИ., Пармон ФМ Анализ и классификация орнаментальных композиций (на примере Дагестанских ковров). // Новое в дизайне, моделировании, конструировании и технологии изделий из кожи. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Шахты 2003.С. 52-55.
3. Апибекова М.И., Пармон Ф.М. От изобразительности - к орнаменту. // Инновационные технологии: теория и практика. Академия бизнеса и моды «СЫМБАТ». Алматы. 2004, С. 158-163.
4. Апибекова М.И., Пармон Ф.М. Элементы информационной базы композиционно-конструктивных особенностей Дагестанского народного (национального) костюма. // Вестник МГУДТ. М., 2005. Вып. 3(45) юбилейный. С. 151-155.
Пармон Ф.М., Алибекова М.И., Тогузбаева Э.К. Народный костюм: системный анализ и творческая трансформация. — Ж. «АСД». М., 2005, № 4(50)05. С. 74-79.
Алибекова Марият Исманловна
Разработка метода анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана (в аспекте проектирования современной одежды)
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук усл.-печ. Тираж 70 экз. Заказ № 049-06 Информационно- издательский центр МГУДТ 115998, г. Москва, ул. Садовническая, 33 Отпечатано в ИИЦ МГУДТ
«
»
.аоо& ft
» 1 8 7 25 4ar72S
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Алибекова, Марият Исмаиловна
ВВЕДЕНИЕ.
1. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
1.1 Анализ конструкции и композиции элементов одежды и традиционных орнаментальных ковровых композиций народов Дагестана - по литературным источникам и подлинным музейным образцам.
1.2. Составление информационной базы элементов женского народного костюма (рубахи, платья) и орнаментальных ковровых композиций.
1.3. Классификация элементов женского народного костюма и ковровых композиций.
Выводы по первой главе.
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АНАЛИЗА И КЛАССИФИКАЦИИ КОМПОЗИЦИОННО - КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ ДАГЕСТАНСКОГО ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА И ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОВРОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ В АСПЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ.
2.1. Реконструкция кроя и разработка классификатора конструкций основных элементов женского народного костюма - рубах, платьев.
2.2. Разработка классификатора цветов, рисунков тканей и орнаментальных композиций основных элементов женского народного костюма.
2.3. Выявление структуры и наиболее характерных составляющих деталей элементов женского народного костюма.
2.4. Разработка методов многовариантного композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанского женского народного костюма.
2.5. Выявление наиболее характерных орнаментальных мотивов составляющих композицию ковра.
2.6. Разработка методов построения плоскостных орнаментальных композиций с использованием элементов-модулей.
Выводы по второй главе.
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА СИСТЕМНОГО КОМПОЗИЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДАГЕСТАНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕГО В СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ
3.1. Выявление характерных комплексов женского народного костюма по народностям).
3.2. Реконструкция и образно-структурный анализ наиболее характерных комплексов народного костюма - костюмов-образов.
3.3 Разработка метода композиционно - пластического анализа женского народного костюма при трансформации его в современные модели.
Выводы по третьей главе.
Введение диссертации2006 год, автореферат по искусствоведению, Алибекова, Марият Исмаиловна
Актуальность темы. Костюм, как объект национальной культуры, теснейшим образом связан с историей своего народа, традициями и является ценным источником для изучения духовных и эстетических возможностей его создателем. Народный (национальный) костюм является богатейшим источником развития, обновления и обогащения ассортимента современной одежды /1-3/.
Для решения проблемы развития народных (национальных) традиций в современном костюме особо важным является знание первоисточника.
Впервые заявила о народных традициях в костюме известная российская художница по костюму Н.П. Ламанова и доказала правомочность этой идеи своим успехом на Всемирной выставке в Париже в 1925г. /4-5/. Долгое время её начинание не находило поддержки и вызывало сомнение даже у авторитетных мастеров моды.
Такое состояние актуального вопроса объясняется в первую очередь незнанием первоисточника, каким является традиционный народный костюм. Это и приводило порой к поверхностному, ложному пониманию источника и такому же непониманию процесса трансформации его в современные решения (и в модный, и в сценический костюм).
Дагестанский народный (национальный) костюм исследователи, в основном, учёные-этнографы, как объект материальной культуры. В этом плане сделано немало и наиболее полно материал о дагестанском народном костюме представлен в труде этнографа Гаджиевой С.Ш. /6/.
Народный (национальный) костюм в целом, а дагестанский, в частности, - глубочайший пласт традиционной национальной культуры, который для исследователя современного костюма является многогранным научным и творческим источником.
К теме проектирования современной одежды на основе традиционного дагестанского костюма ранее не обращались.
Системный анализ структуры дагестанского народного костюма как первоисточника, классификация композиционных и конструктивных особенностей составляющих его элементов и деталей в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды до сих пор не проводились. Конструктивно-композиционные особенности дагестанского народного костюма до сих пор не расшифрованы. Отсутствие специальных, прикладных исследований, раскрывающих композиционные и конструктивные особенности традиционного дагестанского костюма, затрудняют практическую деятельность современных проектировщиков -художников, дизайнеров, конструкторов, а также подготовку специалистов. Следовательно, разработка метода анализа и классификации элементов дагестанского народного костюма в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды является актуальной и современной.
Исследованию русского народного костюма как художественно-конструкторского источника творчества посвящен научный труд проф. Ф.М. Пармона /7-8/, признанный как новое перспективное направление в науке по исследованию искусства народного (национального) костюма как художественного ансамбля (в аспекте проектирования современного костюма) и рекомендованный к использованию исследователям при анализе и классификации других народных (национальных) костюмов.
Выше названный научный труд принят во внимание при выполнении настоящего исследования.
Целью настоящей работы является разработка метода анализа и классификации дагестанского женского народного костюма в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- анализ и обобщение материала по формированию элементов, составляющих традиционный дагестанский народный (национальный) костюм;
- изучение, анализ и систематизация подлинных музейных образцов дагестанского народного (национального) костюма и традиционных орнаментальных композиций Дагестана - по музейным коллекциям, литературным и изобразительным источникам;
- разработка метода построения орнаментальных композиций на основе традиционных дагестанских ковровых композиций;
- разработка классификатора элементов и их составляющих женского народного костюма по народностям; реконструкция, анализ и выявление наиболее характерных конструктивно-композиционных особенностей элементов дагестанского женского народного костюма;
- выявление структуры наиболее характерных элементов женского народного костюма - рубах и платьев - и разработка методов многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма.
Объектом исследования являются подлинники традиционного дагестанского народного костюма - музейные коллекции, литературные и изобразительные источники.
Исследование проведено на примере традиционного женского народного костюма, отличающегося большим разнообразием элементов костюма, их конструктивно-композиционных особенностей.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой является системный подход к исследованию сложной структуры с двояким рассмотрением: во-первых, в её предметном бытии, в статике, при которой возможно описать, смоделировать состав и строение данной системы; во-вторых, в динамике её действительного существования (функционирования и развития, преобразования); осмысление конструктивно-композиционных особенностей народного костюма с позиции теории отражения и теории информации; использование современных компьютерных технологий, положений математики и теории вероятностей для определения многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма.
Научная новизна работы состоит в:
- систематизации подлинного музейного материала по дагестанскому женскому народному костюму и разработке развёрнутого и углублённого классификатора элементов традиционного женского народного костюма в плане проводимого исследования;
- реконструкции композиции и конструкции элементов женского народного костюма и ковровых композиций на основе анализа музейных образцов;
- обобщении, систематизации и классификации орнаментальных ковровых композиций и расширением формы с применением национальных комплексов в костюме;
- типизации, анализе и систематизации орнаментообразующих элементов в произведениях народного искусства Дагестана - ткачество; разработке метода построения орнаментальных композиций на основе традиционных орнаментальных ковровых композиций;
- разработке метода анализа композиционно-конструктивных особенностей дагестанского женского народного костюма и выявление наиболее характерных композиций и конструкций;
- выявлении ёмкости наиболее характерных (кроёных) элементов народного костюма - рубах, платьев - и разработка методов многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе народной одежды с использованием современных компьютерных технологий, положений математики и теории вероятностей; реставрации наиболее характерных комплексов традиционного женского народного костюма - костюмов-образов и разработка метода композиционно-пластического анализа их при трансформации дагестанского народного костюма в современные модели одежды.
Практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование имеет социально-культурное значение, позволяющее решать задачи - дизайнерские, проектирования и образования: использовать национальные традиции в современном костюме; развивать и обновлять ассортимент современной одежды, создавая новые конструктивные формы;
- способствовать гуманитаризации обучения и совершенствовать художественную подготовку специалистов в духе гуманизма, любви к народам (национальным) традициям.
Апробация результатов работы. Работа выполнена в рамках тематического плана № Гос. регистр. 01.200.115121 НИР МГУДТ по теме: «Научно-творческая деятельность художника-педагога, обеспечивающая его профессиональный рост, дальнейшее совершенствование в художественной подготовке специалистов, развитие дизайна костюма» в проблеме: «Дизайн в лёгкой промышленности: творчество, наука, образование».
Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получали положительную оценку на заседаниях кафедры «Спецкомпозиция» Московского государственного университета дизайна и технологии.
Разработки диссертационной работы используются в учебном процессе.
Коллекция моделей и орнаментальные полотна, разработанные на основе результатов выполненных исследований, прошли апробацию в ЗАО «Вариант».
Достоверность полученных результатов в ходе выполнения диссертационной работы обсуждались и подтверждались актами апробации на трикотажном предприятии в ЗАО «Вариант» и положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях кафедры спецкомпозиции, научными публикациями.
Публикации. Основные результаты выполненных исследований опубликованы в пяти печатных работах.
Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам и общие выводы, библиографического списка, включающего 104 наименования и приложений. Основные результаты работы изложены на 238 страницах, набранного на компьютере текста, содержит приложения, представленные на 19 страницах, в том числе 27 рисунков, 44 таблицы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана"
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
В дагестанском традиционном народном искусстве, как в зеркале отражается судьба народа, и можно в нём почувствовать то величие, которое заложено для дальнейшего его развития. Поэтому вполне понятно, что для науки изучение народного искусства не является отвлечённо теоретической темой, наоборот, изучение народного творчества, фольклора - для науки и для искусства являются актуальнейшей современной задачей.
1. Впервые проведена систематизация и разработана классификация ассортимента, внешней формы, конструкции традиционной национальной женской одежды народов Дагестана, что позволило нам найти новые пути в решении проблемы возрождения национальной культуры в одежде для многонациональной республики Дагестана.
2. Проведён анализ и систематизация построения Дагестанских орнаментальных композиций - произведений народного искусства ковроткачества. Выявлены и систематизированы наиболее характерные ковровые орнаментальные композиции, откуда определился принцип расположения орнаментальных акцентов в ковровых композициях.
3. Результатом проведённого графического эксперимента с применением компьютерных технологий явилась реконструкция кроя и выявление композиционного построения основных элементов дагестанского женского народного (национального) костюма.
4. Разработан метод многовариантного композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанских женских рубах и платьев.
5. Созданы предпосылки алгоритмизации и программирования процесса автоматизированного графического построения внешнего вида и развёрток поверхности моделей современной одежды на основе элементов народного костюма.
6. Разработана методика построения орнаментальных композиций на основе дагестанского традиционного искусства - ковроткачество, с использованием элементов-модулей, применительно к современному костюму с применением компьютерных технологий. В основе системы построения орнаментальной композиции наблюдается стремление к получению самых простых геометрических элементов, основанных на повторении определённой метрической величины, избранной в процессе анализа в качестве элемента-модуля - «крюк».
7. Создан принципиально новый и обоснованный метод проектирования современной одежды на основе традиционного народного (национального) костюма Дагестана - комбинаторный метод формообразования, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, композиционных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объектов из типизированных элементов.
8. Результатом изучения музейных образцов, компоновки в целостные композиции и проведённого графического образно-структурного анализа их с применением компьютерных технологий явилось выявление и реконструкция основных, типичных костюмных комплексов женского народного костюма, названных нами костюмами-образами.
9. Предлагается образное решение современных моделей и коллекций через преломление пластического своеобразия, цветового решения, тонального (светлотного) состояния и орнаментально-декоративного звучания дагестанского народного (национального) костюма, выраженного в костюмах-образах.
10. Впервые разработана оригинальная методика композиционно-пластического анализа женских костюмов-образов при трансформации их в современные решения - модели и коллекции, содержащие образную характеристику и национальный колорит с применением компьютерных технологий.
212
Список научной литературыАлибекова, Марият Исмаиловна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Паиёк Л.Б. Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана. Махачкала. 1996.
2. Крупнов Е.И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность. Махачкала. 1966.
3. Дагестанская правда № 197 от 14 сентября 2002г. Светлана Кривоносова «История края в костюме».
4. Пармон Ф.М. Народный костюм: истоки дизайна (на примере русского народного костюма). М., 2005.
5. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2002.
6. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. Наука. М., 1981.
7. Пармон Ф.М. Искусство русского народного костюма (методика анализа, классификации в аспекте проектирования современного костюма). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д. иск. М., 1991.
8. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. Монография. М., 1994.
9. Вейдербаум Е. Очерки этнографии Кавказского края, «Весь Кавказ».Иллюстрированный справочно-литературный сборник № 1, Тифлис, 1903.
10. История Дагестана. Том 1, М., Наука, 1967.
11. Народы Кавказа. М., Наука, 2003.
12. Горский А.А. Древнейшие народы и государства на территории СССР, М., Высшая школа, 1985.
13. Косвена М.О. Народы Кавказа. М., Изд-во Академии наук СССР, 1960.
14. Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана (этнографический атлас), 1?ущино, 2001.
15. Народы Кавказа, T.I., JI., 1981.
16. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
17. Стрейс Я.Я. Три путешествия. М., 1935.
18. Эвлия Челеби. Книга путешествия, рукопись., РФ ИИЯЛ, д. 1157.
19. Белл Дж. Путешествие через Россию в разные азиатские земли, ч. III СПб., 1776.
20. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала. 1963.
21. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, ч. 1-2. М., 1823.
22. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью, Казань, 1849.
23. Пржецлавский П.С. Нравы и обычаи в Дагестане, «Военный сборник»,XII, № 3-4, СПб., 1960.
24. Пржецлавский П.С. Дагестан, его нравы и обычаи, «Вестник Европы», т. 3,СПб., 1863.
25. Петухов П. Очерки кайтаго-табасаранского округа, Кавказ, №8,13,16, М. 1867.
26. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе, т. 1, СПб., 1871.
27. Вильер де Лиль-Адам В. Две недели в Даргинском округе (путевые заметки), ССКГ, вып.VIII, СПб., 1875.
28. Марков Т.Е. Очерки Кавказа. СПб., М., 1904.
29. Свидерский П.Ф. Материалы для антропологии Кавказа. Кумыки. Докт. дисс., СПб., 1898.
30. Ганн К.Ф. Экскурсия в нагорную Чечню и Западный Дагестан летом 1901 года, т. 15, №4, ИКОРГО, 1902.
31. Буш Н.А. По скалам Андийского Дагестана. ИРГО. т.41. вып.З. 1905.
32. Габиев С. Лаки, их прошлое и быт, СМОМПК, т. XXXVI. Махачкала. 1906.
33. Белицер В.Н. Методологические указания по сбору народной одежды. Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, выпуск XVIII. М., 1953.
34. Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР. Советская этнография, №3-4. 1933.
35. Студенецкая Е.М. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., Наука. 1981.
36. Коджесау Э.Л. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967). М, 1968.
37. Гаджиева С.Ш. Современная культура и быт народов Дагестана. М., Наука. Главная редакция восточной литературы. 1971.
38. Никольская З.А., Шиллинг Е.М. Женская народная одежда аварцев. КСИЭ. 1953.
39. Мовчан Г. Ирреальная суть аварского жилища. Декоративное искусство № 11, с. 26-30.
40. Гаджиева С.Ш. Каякентские кумыки. Тр. Ин-та этногр. АН СССР(новая серия), т. XLVI. М, 1958.
41. Агаширинова С.С. Национальная одежда аварцев. Махачкала. 1967.
42. Волкова Н.Г. Изобразительные материалы как источник изучения материальной культуры народов Кавказа. М., 1971.
43. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-началеХХв. М., 1974.
44. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М., Л., Издательство АН СССР. 1949.
45. Дебец Г. Ф. Антропологические исследования в Дагестане. Антр. Сб., I. Тр. Ин-та этногр. АН СССР (новая серия), т. XXXIII. М., 1956.
46. Гаджимурадов С.М. Основы ковроделия. Махачкала. Дагучпедгиз. 1989.
47. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. Всесоюзное кооперативное издательство. М., 1959.
48. Шиллинг Е.М. Ковроткачество Дагестана. Советская этнография № 4-5, 1936.
49. Ташлицкая Э.Н. Безворсовые ковры Дагестана. Махачкала. Даг. книжн. изд., 1975.
50. Ташлицкая Э.Н. Дагестанские безворсовые ковры. Махачкала; Дагкнигоиздат, 1967.
51. Хаппалаев Р.Ю., Гамзатова П.С. Народы Дагестана. Быт и ремёсла. АОЗТ «Издательско-полиграфическое объединение «Юпитер» РД. Махачкала. 2000.
52. Основные термины дизайна. Краткий справочник словарь. М., 1989.
53. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979.
54. Дагестанская правда от 1 августа 2002г. Салихат Гамзатова «Эстетический мир женщин прошлого вызывает восхищение»
55. Алимова Б.М. Табасаранцы. Историко-этнографическое исследование. Дагестанский научный центр РАН. Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы. Махачкала. Дагестанское книжное издательство. 1992.
56. Миллер А.А. Исследования на Северном Кавказе. Этнографические экспедиции 1924 и 1926гг. Л., 1981.
57. Шиллинг Е. М. Орнаментальное искусство Дагестана. «Творчество народов СССР». Альманах, выпуск I. М., 1937.
58. Дорн Б.А. Известия о хазарах восточного историка Табари, ЖМНП, 1844, ч. 43.
59. Пигулевская Н.В. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв., М-Л., 1961.
60. Гаджиева С.Ш. Материальная культура кумыков XIX начала XX в. Махачкала. 1960.
61. Рамазанова С.К. Цовкра. Историко-этнографические очерки. Махачкала. Юпитер.1998.
62. Ковры Дагестанской АССР. В книге «Ковры РСФСР», М., 1952.
63. Романова И.А., Елкова В.А., Литвинова З.И., Романова Л.Ф. Народные художественные промыслы СССР. Альбом. Издательство «Советский^ художник». 1983.
64. Алибекова М.И., Пармон Ф.М. Элементы информационной базы композиционно-конструктивных особенностей Дагестанского народного (национального) костюма. // Вестник МГУДТ. М., 2005. Вып. 3(45) юбилейный. С. 151-155.
65. Полищук В.В., Полищук А.В. Auto CAD 2000, практическое руководство.- М., ДИАЛОГ-МИФИ. 1999.
66. Петухов Г.Б. Основы комбинаторного анализа. Л., 1973.
67. Ежов И.И., Скороход А.В., Ядренко М.И. Элементы комбинаторики. М., «Наука», 1977.
68. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. М., 2001.
69. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М., Наука. Главная редакция восточной литературы. 1982.
70. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М., Наука. 1966.
71. Изабакаров Г.Б. Основы кубачинского искусства. Махачкала. Дагучпедгиз, 1979.
72. Шамадаева В.М. Народная керамика Дагестана. Проспект. ВРИБ «Союзрекламкультура» М., 1991.
73. Журавлёва Т.А. Художественное проектирование рисунков тканей промышленного производства с использованием ЭВМ. Диссертация на соиск. уч. ст. к. т. н., М., 1984.
74. Алибекоеа М.И., Пармон Ф.М. От изобразительности к орнаменту. // Инновационные технологии: теория и практика. Академия бизнеса и моды «СЫМБАТ». Алматы. 2004, С. 158-163.
75. Нешатаев А.А. и др. Художественное проектирование трикотажных полотен. М., 1987.
76. Нешатаев А.А., Заборцев В.Г. Художественное проектирование основовязаных полотен с использованием ЭВМ. М., МГТА. 1993.
77. Нешатаев А.А. Теория и практика формирования орнамента основовязаного трикотажа. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. техн. наук, М., 1972.
78. Нешатаев А.А. Применение пространственного смешения цветов в формировании орнамента трикотажного полотна. «Текстильная промышленность», № 6. 1972.
79. Нешатаев А.А. Формирование рисунков в основовязаном трикотаже. М., Лёгкая индустрия. 1969.
80. Масалова В.А., Маслова Е.Г. Основы Auto CAD. Методическое пособие.1. МГУДТ. М., 2004.
81. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1998.
82. Народы Дагестана (этнографический сборник). М., 1955.
83. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М., 1990.
84. Меч С. Кавказ. М., типография И.Н. Кушнарёва, 1914.
85. Народы России. Составил, описал и рисовал А. Эйсснер. Пг., 1915.
86. Могилянский Н. Поездка в Центральную Россию для собирания этнографических коллекций. Материалы по этнографии России. Т. 1. СПб., 1910.
87. Чурсин Г.Ф. Этнографический очерк аваров. Бюллетень кавказского историко-археологического ин-та в Тифлисе №4. 1928.
88. Народы Дагестана. Серия «Народы и культуры», М., Наука. 2003.
89. Гаджиева С.Ш. Кумыки. ГУП. Махачкала. Дагестанское книжное изд-во2000.
90. Солодовников А.Д. Жители Кавказа. М., 1901.
91. Солодовников А.Д. Жители Кавказа. Аварцы. Серия: Природа и люди России. М., изд. торг. Дома С. Курнин и К. 1901.
92. Алибекова М.И., Пармон Ф.М. Объект исследования искусство костюманародов Дагестана. // Вестник МГУДТ. М. 2003. Вып. 1(43). С. 151-155.
93. Калоев Б.А. Агулы. Махачкала, 1954.
94. Костюм народов России в графике 18-20 вв. М., 1990.
95. Георги И.П. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Ч. I-IV. СПб., 1799.
96. Практический курс Adobe Illustrator 7.0, перевод с англ. М., КУбК- а. 1998.
97. Айриг С., Айриг Э. Подготовка цифровых изображений для печати. Перевод с англ. Мн. ООО «Поппури» 1997.
98. Д. Мак-Клелланд, Б. Обермайер. Photoshop 7, Диалектика, М., С-П., Киев.2002.
99. Айриг С., Айриг Э. Сканирование профессиональный подход. Пер. с англ. Мн.000 «Попурри». 1997,
100. Пармон Ф.М., Алибекоеа М.И., Тогузбаева Э.К. Народный костюм: системный анализ и творческая трансформация. Ж. «АСД», М., 2005, № 4(50)05. С. 74-79.