автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Формирование этнического состава населения Лаоса

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Егорунин, Олег Вадимович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Формирование этнического состава населения Лаоса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование этнического состава населения Лаоса"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н.МИКЛУХО-МАКЛАЯ

На правах рукописи

ЯГОРУНИН ОЛЕГ ВАДИМОВИЧ ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ ЛАОСА

Специальность : 07.00.07 - этнография (этнология)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1995

Работа выполнена з Отделе Зарубежной Азии и Океании Института этнологии и антропологии им, H.H.Миклухо-Маклая РА)

Научный руководитель - доктор исторических наук

И.Г.Косиков

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Ю.П.Дементьев доктор исторических наук П.И.Цучков

Ведущее учреждение - кафедра этиологии исторического

факультета МГУ

Защита состоится " " _;_ 1995 г. в

_ час. на заседании Специализированного совета

К 002.76.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнологии и антропологии им. H.H.Миклухо-Маклая РАН ( 11^334, Москпа, Ленинский проспект, 32 А, корп.1, 18 втаж )

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии РАН (г.Москва )

' Автореферат разослан * " •_ 1995 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук

Л.В.Остапенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Расположенный в центре Индокитайского полуострова Лаос ( с 1975 г. - Лаосская Народно-Демократическая Республика, ЛНДР } принадлежит к числу'государств, еще недостаточно изученных этнологами. А между тем, здесь проживают до 70 различных, непохожих друг на друга этносов. По классификации ООН, Лаос относится к числу наименее развитых стран мира. Социально-экономические проблемы в сочетании с естественно-географическими и политическими факторами пока еще существенно препятствуют проведении в Лаосе активного систематического изучения населяющих его этносов. Предпринимаемые властями ЛНДР и немногочисленными местными специалистами меры по определению и уточнению этнолингвистического состава населения страны можно рассматривать лишь в качестве первоначальных шагов по осуществлению этнологических исследований в этом государстве.

Первенство в изучение народов Лаоса, безусловно, принадлежит французски?' исследователям. Со временем проблемы развития лаосских этносов становятся предметом внимания авторов ряда других европейских государств, США, Австралии, Таиланда, Вьетнама, Японии. Со второй половины пятидесятых годов к этой теме начинают проявлять интерес отечественные этнографы. В числе первооткрывателей Лаоса с точки зрения этнографии для российской ( тогда советской ) науки и русскоязычных читателей следует упомянуть Г.Г.Стратановича, С.И.Брука, Л.Н.Морена. Важные аспекты этнического развития этого индокитайского государства, те или иные стороны жизни населяющих его народов нашли отражение в работах И.Г.Косикова, Я.В.Чсснова и рядь других авторои. И все па приходится констатировать, что после 1975 г. этнической проблематике Лаоса в отечественной науке уделялось недостаточное внимание, исследования и публикации на вту тему были крайне редки.

тем, почти в каждом более или менее серьезной

зарубежном научном исследовании ели просто популярном издания, посвященном Лаосу, непременно указывалось на меж&ткичеохие противоречия и глубокое противостоя- ие между сравнительно зажиточным населением более развитых в экономическом отношении долин, о одной стороны, и живущими в кишете обитателями горных районов, с другой. Представляется очевидным, что эти противоречия во многом Лшш вызваны разрывом в практически несопоставимом уровне жизни вышеупомянутых групп жителей Лаоса, а также попытками первой группы установить господство над второй и таким путем сохранить существующее неравноправное положение. Межэтнические противоречия не только не исчезли после провозглашения ЛНЛР, но отчасти даже усугубились.

Одна из важных характерных особенностей этнической ситуации в Лаосе заключается, помимо всего прочего, в том, что на его территории Фактически отсутствуют эндемичные этносы, т.е. этносы, проживающие исключительно в пределах этого государства. Более того, ь 'Лаосе нет ни одной этнической группы, которой не было 6и в соседних странах. Практически полное отсутствие коммуникаций, соединяющих различные части государства, слабые хозяйственные связи медду ними, конфликты ыевду многими, подчас весы/л отличающимися друг от друга, этносами и в то же вромя культурная, лингвистическая и иная близость этнически однородного населения по обе стороны граняц Лаоса со своими соседями, б первую очередь с Таиландом, - все это оказывает серьезное воздействие на современную внутриполитическую обстановку в стране.

По мнению автора, для лучшего поншания доставленных ваше вопросов необходимо, в первую очередь детально проанализировать процесс формирования современного этнического состава населения Лаоса, начиная с самых ранних этапов ого истории.

Выбор указанной уемы определяет цели и задачи диссертационного исследования. Основная его цель заключается в том, чтобы наиболее полно показать процесо формирования этнического состава населения на.территории Лаоса со времени появления здесь

человека и вплоть до наших дней. В работе прослеживается процесс складывания различных этносов, населяюидах сегодня Лаос, их этногенез, этническое развитие, проблемы их взаимоотношении, степень взаимодействия и взаимовлияния. В диссертации показано, как с течением времени менялась этническая структура населения страны, каким об тазом сформировался ее современный этнический оостав.

С глубокой древности территория Лаоса и в целом Индокитайского полуострова стала своеобразным перекпестком различных миграционных потоков, одним /з наиболее характерных направлений которых было перемещение больших масс людей с севера на юг и с востока на запад. Размещение населения на территории Лаоса происходило в условиях постоянных миграций шогочисленных пришлых этнических групп. И хотя сейчас этнический состав Лаоса в целом стабилизировался, миграции в страну различных по своей этнической принадлежности групп по-прежнему продолжатся.

Настоящее диссертационное исследование призвано раскрыть характер взаимоотношений мезду многочисленными этносами, населяющими Лаос. Это, в свою очередь, должно способствовать лучшему пониманию реальной ситуации, сложившейся в стране. Ведь отношения между различными народами Лаоса и в прошлом, и теперь . трудно назвать гармоничными, хотя в силу ряда причин это обстоятельство нэ нашло отражения в работах отечественных авторов.

{кучная новизна. Настоящая работа является первым обобщающим исследованием процесса формирования этнического состава Лаоса. В ной подробно рассматривается целый ряд проблем этнического развития народов Лаоса, их этнической истории, в том числе зопрос о преемственности древнего населения страны, проблемы этногенеза и местонахождения прародины таи^ких народов, современные этнические процессы. В разделе, посвященном современным этническим процессам, в научный оборот введены малоизвестные материалы, позволяющие представить реа/пьную этническую ситуацию в сегодняшнем Лаосе. Кроме того, в .ходе исследования было осуществлено уточнение этнического состава Лаоса и д«ла его характеристика в соответствуй с полученными нонзпеьы.-! данными.

При написании работы были использованы различные источники и литература но истории, этнологии, антропологии, биологии, археологии, лингвистике и т.д., содержащие болылой объем материалов и сведений не только собственно по Лаосу и другим странам Индокитая, ко и по обширным сопредельным областям Восточной и Юго-Восточной Азии. Сложность изучаемой проблематики предопределила и метод исследования, который можно назвать комплексным. Он характеризуется использованием в исследовании как методик, применимых в этнологии, так и методологических приемов, свойственных другим общественным, а также естественным наукам. Комплексное применение методик и материалов, относящихся к различным отраслям научного'знания, позволило придать работе обобщающий характер и, исходя из имеющихся возможностей, отразить все основные этапы формирования населения на территории Лаоса. Важное значение для диссертационного исследования имеет принцип историзма.

Источники и литература. Как известно, источники и литература по этнической истории Лаоса крайне немногочисленны. Вместе с тем, весьма обширный, хотя и но систематизированный, материал по этногенезу и другим проблемам отнического развития населяющих страну народов мокно встретить в многочисленных изданиях самой разнообразной тематики. Большой массив информации содержится в различных справочных и периодических изданиях. При написании диссертационной работы использовались также материалы ИТАР-ТАСС, которые еще совсем недавно носили закрытый характер. Одна из основных задач настоящего исследования как раз и состояла в том, чтобы собрать воедино, а затем проанализировать, весь упомянутый р-сте обширный материал.

Значительный объем сведений был получен автором во время ого практической деятельности, позволявшей иметь личные контакты с гражданами ЛНДР. В исследовании использовались, в частности, собственные полевые материалы, собранные автором в ходе прохождения учебной стаяировки во Вьетнаме ( 1982-1983 гг.) , а также слунебных командировок в страны Индокитая.

При характеристике литературы и источников превде всего

стоит заметить, что в написании первой главы диссертации в значительной степени использовались материалы по археологии, антропологии ( в т.ч. палеоантропологии ), лингвистике, биологии. £ри работе над второй главой привлекались разработки лингвистов, исторические источники и материалы. При написании последующих глав автор пользовался материалами и исследованиями исторического и этнологического характера, периодической печатью.

Число работ, посвященных проблемам этногенеза и раннего этапа этнической истории народов Лаоса, весьма ограничено. До сих пор основные сведения по этой проблематике сосредоточены главным образом в публикациях французских исследователей М.Кола-ни, П.Лези, А.Мансюи, Э.Сорена, Ж.Фромане. Однако большая часть та работ относится к тридцатым годам нашего века, и многие сведения и, тем более, выводы, содержащееся в них ( особенно это касается работ трех последних авторов ) , уяе не соответствуют современному уровню научных знаний. Так, например, был давно отвергнут типологический подход к анализу палеоантропологичес-ких находок, присутствующий в работах Фромаяэ и Сорена.

При освещении проблем раннего периода формирования населе-1ШЯ на территории Лаоса были привлечены работы общего плана, посвященные проблемам происхождения человека, ранней истории ■человеческого общества в регионе Юго-Восточной Азии и особенно а соседних с Лаосом странах. Здесь, в частности, можно упомянуть исследования таких авторов, как Н.Н.Чебоксаров, А.А.Зубов, В.П.Алексеев, М.В.Крюков, П.Беллвуд, Ж.Оливье.

Большой интерес при изучении раннего периода этнической истории народов Лаоса представляют исследования в области антропологии, в т.ч. таких ее разделов, как одонтология, кршшоло-гия, серология и др. Немалую ценность для реконструкции состава древнего населения Лаоса имеют исследования древних обитателей Индокитая, главным образом Вьетнама, проведенные за последние десятилетия вьетнамскими антропологами, преяда всего Нгуен Динь Кхоа.

Заслуживающие' внимания факты и оригинальные суждения о проблеме эволюции населения Лаоса на ранних йталах историческо-

го развития содержатся в работах лаосских авторов, посвященных древне :у и древнейшему периодам истории страны ( например, в работах Сунета Пхотхисана ).

При изучении процесса формирования этнического состава населения Лаоса, начиная с периода раннего средневековья ( к этому времени относится начало массовых миграций таиязнчного населения на территорию Лаоса } и вплоть до ХУ111-Х1Х вв., появляется возможность привлечь различные исследования по исторической тематике, освещающих проблемы развития народов и государств Индокитая и в целом Юго-Восточной Азии. Важные сведения относительно процесса формирования состава населения Лаоса можно отыскать в работах Д.Холла, А.Масперо, Й.Сёдэса, Д.ВаЙятта, Р.Ф. Ит-са, Д.В.Деопика, А.И.Мухлинова, Э.О.Берзина, Данг Нгием Вана и многих других. ,

Ценные данные по этнической истории тайских народов, в частности их этногенезу, предоставляют исследования лингвистов ( П.Бенедикта, У.Гедни, Дк.Чзмберлена, С.Е.Яхонтова, Ю.Л.Благо-нравовой, В.И.Гохмана, Л.Н.Морева ).

В отдельную группу следует вьщелить орип.лальные летописи лао, такие, например, как широко известное "Повествование (сказание) о кхуне Буроме", летописные источники некоторых других тайских народов., а такка издания, представляющие собой изложение содержащихся в них сведений или написанные ка их основе. К последним относятся переводы текстов лаоских летописей, опубликованные в материалах т.н. миссии О.Пави, работы по истории Лаоса П.Булагае, Махасилы Виравонга, Укхама Пхоивонгса, М.Юмсая. Для настоящего исследования представили также интерес новейшие публикации исследователей ЛНДР - упомянутого выше Сунета Пхотхисана, Денга Пхомсавана. Для уточнения сведений, изложенных в лаосских и таиландских материалах, автор обращался к вьетнамским историческим источникам, содержащим данные, относящиеся к аналогичному временному периоду ( "Вьет шы лыок", "ДаЛ Вьет шы ки тоан тхы", "Дай Нам тхык лук" ), а такие к переведенным • на вьетнамский язык оригинальным источникам тайских народов современного Вьетнама ( например, "Куам то мыакг" ) и

я многочисленным работам вьетнамских исследователей, написанным на их основе.

Период после установления французского колониального владычества в Лаосе - это, как известно, один из наиболее изученных периодов истории страны. Ему посвящены многочисленные работы исследователей на французском, английском и других европейских языках, равно как и авторов-уроженцев государств Индокитая. Богатый фактический материал содержат, в частности, труды таких знатоков разнообразных сторон жизни населения Лаоса и его соседей, как •Г.Пьетрангоии, Х.Тойч, Ш.Робэкен, В.Томпсон, Дж.Халь-пгрн, работы вьетнамских исследователей. Колониальному периоду посвящены исследования отечественных авторов, в числе которых следует назвать В.А.Кожевникова, Ю.П.Дементьева.

Заслуживающие внимания данные по этнической ситуации в Лаосе, начиная со времени обретения им независимости, содержатся в исследованиях Дж.Заслоффа, М.Брауна, М.Стгаарт-Шокса, Дж.Хальпорна, А.Макиоя, М.Капли, А.Доммена, У.Берчетта, живущего зз рубежом хмонгского ученого Янг Дао, Д.Флетчера и Г.Гакна, в ряде коллективных трудов, посвященных народам Юго-Восточной Азии - под ред^.щиай Э.Кунстадтера ( 1957, vol. 1-2 ), Я.Лебара, Дк.Хики и Дж.Масгрейва (1964), А.А.Губера, Ю.В.Маретина и Н.Н.Чебоксарова (196S), а также некоторых других. Ценные сведз-ния представлены в работах вьетнамских авторов, таких как Иго Дык Тхинь, Ле Кы Нам, Хоай Нгуен, а также Тунг Ван, Фам Чонг Нян ( Южный Вьетнам ). Во Вьетнаме был издан специальнпй двухтомный сборник, посвященный различным аспектам развития соседней страны - "slm hiSu lieh sut-vfo hoa nuac Lao" t ''Исследования истории и культуры Лаоса" ).

При оценке современного этапа формирования состава населения Лаоса и этнических процессов, развивающихся здесь в настоящее время, полезным было обращение к работам по этническим проблемам в полиэтнических обществах, типологии этнических общностей, теории конфликтогенеэа и конфликтологии межэтнических отношений -таких исследователей, как Л.М.Дробижеза, i-i.B.npimaj, В.Л.Тишков, М.Н.Губогло.

Практическая и теоретическая значимость исследования. 1Сак уже от/зчнлось вше, настоящее диссертационное исследование пгепстявллет собой первую обобщагдую работу, ставящую целью проанализировать историю формирования современного этнического состава Лаоса. Оно позволяет проследить основные ее этапы, процесс складывания взаимоотношений между различными этносами внутри страны, я также между ними и родственными им группами за ее пределами. Это, в свою очередь,является ключевым моментом для понимания нынешней этнической ситуации в ЛНДР, определяет основные направления поиска путей гармонизации межэтнических отношений в этом государстве.

Научный анализ процесса -формирования населения на территории Лаоса будет способствовать углублению наших знаний о сходных процессах в соседних с ним странах,црезда всего государства? Индокитайского полуострова. Настоящее диссертационное исследование содержит новые свидетельства в пользу гипотезы о преемственности исторического развития живущих в Лаосе этносов, их этнической и культурной близости. Оно способствует выявлению общего и специфического применительно к этничес; -Я истории Лаоса, а также дает новый обобщенный материал, позволяющий судить о сущности и перспективах этнодемографических процессов в полиэтнических государствах, в первую очередь, расположенных в Азии и Африке. •

В ходе диссертационного исследования был уточнен в соответствии с современным уровнем знаний и новейшими данными этнический состав населения Лаоса в его теперешних границах, состав-лона соответствущая таблица. Материалы диссертационной работы могут быть полезны для подготовки монографий по различным ас-пактам этнографии Лаоса и сопредельных государств. Они также могут быть использованы при чтении лекций по этнографии народов Юго-Восточной Азии. .

Апробация работ». Диссертация обсуждена на заседании Отдела ■Зарубежной Азии и Океании Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН. Многие ее аспекты нашли отражение в статьях автора, опубликованных в различных научных сборниках

и периодических изданиях. Отдельные положения работы легли в основу подготовленного совместно с д.и.н. И.Г.Носиковым научного доклада на проходившей 5-10 июля 1993 г. з Лондоне 5 международной конференции по тайским исследованиям, который был рекоменпоган для включения в международную монографию по этнической проблематике тайских народов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, приложения и библиографии.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРГАЦИСШОЛ РАБОТЫ

' В первой части введения обосновываются выбор темы, ее актуальность, научная новизна, формулируются основные задачи и цели исследования, его практическая и теоретическая значимость, дается подробный анализ литературы и источников. Вторая часть содержит краткую характеристику современного этнического состава населения Лаоса.

В первой глава "Древнейшее населенна на территории современного Лаоса" исследуются различные аспекты эволюции населения на территории Лаоса в достаточно длительный исторический период, предшестБорявпий тайским миграциях, которые приняли массо- , выЯ характер г сяряцине I тысячелетия н.э.

Весьма важным при реконструкции состава древнейшего и древнего населения на территории Лаоса автор считает гипотезы Н.Н.Чебоксарэва - о непрерывности биологического и хозлйстесн-но-культурног-о развития населения Восточной и Юго-Восточной Азии, начиная с эпохи раннего палеолита, а также Н.Н.Чебэксаро-ва и Л.Л.Зубова - о существовании еще с глубокой древности двух нерасчлененннх стволов человечества - западного и восточного, последний из которых положил, в свою очередь, начало двум расовым ветвям - северной ( монголоидной ) и юго-еосточной I аист-ралонцной ), эволюционировавшим впоследствии в две современные большие расы людей.

Уровень сегодняпних знаний позволяет предполагать, чч) ут.е на сравнительно ранних этапах палеолита территория Лаоса -л со-

пределытх стран была заселена древнепалеолитнческими людьми. Весьма вероятно также, что примерно 40 тыс. лет назад на нынешней территории Лаоса шли неоантропы, произошедшие, судя по вса-му, от синантропа или его потомков, возможно, смешавшихся с ка-ккми-то антропоидными группами, как пришлыми, так и имевшими местное происхождение.

Что же касается антропологического облика древних обитателей Лаоса, то есть все основания предполагать, что первоначально на обширной территории от Северного Китая до островов Индонезии существовал большой нерасчлененный по расовым признакам массив населения, относящегося к людям современного вида. Формирование человека современного вида шло здесь, по-видимому, в обстановке клинальной изменчивости, причем, скорее всего, в северной части этой территории происходила аккумуляция монголоидных черт, а на юго-востоке - австралоидных. Однако население обширной зоны, включавшей предположительно Южный Китай, Северный и, возможно, Центральный Индокитай, где воздействие факторов среды обитания было умеренным, дольше всего сохраняло в своем облике комбинированные черты, присущие монголоидной и австралоидной большим расам, что было свойственно для первоначального насело- . нкя, еще не успевшего дифференцироваться по расовым признакам. Есть'основания считать, что в.пределах этой зоны жили предки почти всех этносов современного Лаоса. Имеющиеся в настоящее время данные позволяют сделать вывод о том, что Индокитайский полуостров стал местом формирования южной ветви монголоидной большой расы, возникшей на базе ранее недифференцированного расового типа и вплоть до настоящего времени сохраняющей в той или иной степени австралоидные черты.

К I тысячелетию н.э. значительную часть Индокитая и, по-видимому, практически всю современную территорию Лаоса заселяли австроаэиаты. К этому времени, вероятно, уже произошло их разделение на северную и южную группы, из которых первая, расселявшаяся в основном в бассейнах рек Чау-Пхрайя и ИраЕадн, послужила основой формирования монов и народов, говорящих на языках палаунг-ва, в том числе кхыу, а вторая - этносов ыон-кхмерской

языковой группы, относящихся к подгруппам кату-бру, лавен-брао и банар-мконг, а также, судя по всему, и кхмеров. Подгруппа кату-бру я< ется, по тент, вьетнамского исследователя Иго Дык Тхиня, переходной между мон-кхмерами и палаунг-ва.

В I тысячелетии н.э. началось формирование отдельных современных австроазиатских этносов. В это время на территории нынеш-ис^о Лаоса проживало древнее мон-кхмероязычное население, нередко именуемое собирательным этнонимом "кхом", а также непосредственные предки ва и народов восточной подгруппы языков па-лаунг-ва, известные как лава ( л'уа ). Лава делились, в свою очередь, на две части, западную и восточную, границей между которыми была река Меконг. Восточные лава стали предками народов, говорящих ныне на языках восточной подгруппы палаунг-ва. ( кхыу, ламет и др. ). На территории Лаоса ими был создан ряд культурно-политических центров.

В бассейне Меконга, на"территории центральной и южной частей современного Лаоса, до начала II тысячелетия н.э. шли различные кхмероязычннэ племена и собственно кхмзрц. В I—XIII вв. н.э. эти земли входили в состав государственных образований, преимущественно кхмерских, или нахоД!1Лись в зависимости от них.

Изучение длительного исторического периода, предшествовавшего массовым миграциям таиязычных племен, показывает, что авс-троззиатской население Лаоса имеет местное происхождение и восходит непосредственно к его древнейшим обитателям, отноенвшимед к недифференцированным австралоидно-монголондным формам и жив-шм здесь, по-видимому, со времени появления на данной территории человека современного вида.

Новому периоду истории народов страны посвящена вторая глава диссертационного исследования "Тайские "чграции и их влияние ня формирование этнического состава населения Лаоса'.'

Во второй половине I тысячелетия н.э. началась интенсивная миграция таиязычного населения на территорию Лаоса, которая, судя по всему, ускорила процессы этнической дифференциации и пор-циапии сряди древних апстроазиатов, изначально вызванные йдздйЯ-птвием естественно-географических факторов. Именно с этого мо-

мента здесь стала складываться столь характерная и для настоящего ь^емени этнолингвистическая чересполосица, наблюдаемая прежде всего в горных и предгоркгх районах страны ( занимающих до 90??. ее площади ). Другим важным явлением стало расселение на обширных пространствах Северного и Центрального Индокитая тайского этнического компонента, постепенно превратившегося в доминирующий на территории современных Лаоса и Таиланда, а также ряда областей сопредельных с ними государств.

Весьма интересной для исследования является проблема определения места расположения прародины современных тайских народов. На этот счет высказывались самые различные гипотезы. Однако автор придерживается получающей в последнее время все боль- . шее подтверждение и представляющейся достаточно обоснованной гипотезы о том, что прародина таи находилась в пределах современных китайских провинций Гуанси и Гуандун. Ее северная и западная границы охватывали, по всей видимости, некоторые районы провинций Гуйчжоу, Хэнань и Юньнань. На юге она включала, по крайней мере, современный район расселения вьетнамских таи и ареал распространения т.н. кадайских языков.

Миграции таиязычного населения в глубь Индокитайского полуострова начались, судя по всему, не ранее 1-1У вв. н.э. Причины, побудившие древних таи к переселению, выяснены недостаточно, однако наиболее вероятными можно считать такие, как ускоренный рост их численности, постоянное давление поддерживаемых китайским государством ханьских переселенцев, вызывавшее сокращение исконной тайской этнической территории, борьба между различными таНекими кланами и племенами и пр.

Наиболее массовый характер миграция групп, говорящих на тайских языках, приняла в юго-западном, направлении, п горные районы современного вьетнамского северо-запада I Тэйбак ) и, возможно, северо-востока Лаоса. По мнению некоторых исследователей, например, Дж.Чэмберлена, непосредственной прародиной тайских народов, говорящих на языках юго-западной группы ( лао, таи, кхонтаи, ахом и др. > стал Северо-Западный Зьотнам. Именно отсюда они расселились на остальной территории Индокитая, а не-

которые мигрировали далеко на запад, вплоть до северо-восточных районов Индии.

Достаточно сложной представляется проблема постепенного разделения на отдельные самостоятельные этносы * ак некогда единой древнетайской общности в целом, так и ее юго-западного ответвления в частности. Судя по всему, рассоление таиязычных народов в пределах континентальной части Юго-Восточной Азии и со-"утствугопее ему расхождение тайских языков имели место приблизительно в УШ-ХШ ев. н.ь. Известный исследователь тай< их народов Д.Вайятт полагает, что к УШ в. н.э. „ревнетайская общность разделилась примерно на пять отличных друг от друга групп, давших впоследствии начало многочисленным тайским народам. Первая группа, по его мнению, располагаюсь на первоначальной тайской территории в'Гуанси и послужила основой для формирования чжузнского этноса; вторая - в горной местности" Северного Вьетнама, ?о составили предки современных черных, Лелых и красных тхай; н югу о* нее, в некоторых районах Северо-Восточного Лас-а и на смежной с ними территории Вьетнама, была локализована третья группа, положившая начало тайским группам Сиангкхуанга ( пхуон ) и сиамским таи ( кхоитаи ), со временем создавшим государство Аэттхайя; к юго-западу от второй и северо-западнее третьей, неподалеку от современного Луангпхабанга, могла быть расположена четвертая группа, на основе которой сложились лао и таи Сукхотхаи; и, наконец, западнее всех, предположительно на. территории, охватывающей северную оконечность современного Таиланда и смежные районы Лаоса, провинции Юньнань ( Китай ) и Мьянмы, расселялись предки шанов, ахом, лы и ряда других этносов.

Распространение в Индокитае тайских племен, как правило, не сопровождалось движением больших групп населения.- После того, как на какой-нибудь определенной территории появлялось достаточное число тайских селений, возглавляемые своими вождями тпи захватывали конт]: ль над ее главными центрами, и лишь потом сюда уже начинали прибывать новые тайские поселенцы. Коренные жители этих мест обычно не'оказывали серьезного сопротивления власти пришельцев. Они'воспринимали ик язык и некоторые обычаи,

а межэтнические браки вели к сглаживанию антропологических ра:.-личпй между местным и пришлым населением, благоприятствовали взаимному смешению и, как следствие всех этих процессов, установлению на территориях, занятых таи, этнокультурной однородности. Эта однородность способствовала формированию новых тайских государственных образований, единых политически и этнически. Подобные процессы шли тем быстрее и успешнее, чем дальше находились осваиваемые таи территории от центров Ангкорской империи, самого мощного государственного образования того времени на Индокитайском полуострове, а также Дайвьета и Тямпы, чем иа-лочтленнее и разобщеннее было их аборигенное население.

В дальнейшем, по мере продвижения тайских племен на юг и на запад 'чи вступали на земли с гораздо более многочисленным ачстроазиатским населением, издреэле жившим здесь. А потому последующие завоевания были все более затруднительными, тайский этнический элемент в формирующемся на основе смешения населении оказывался все слабее. Распространение так на большие расстоя-. ния положило начало возникновению различий мезду современными кхонтаи ( сиамцами ), лао Лаоса и Северо-Востока Таиланда, горит. • тайскитта народами Северного Лаоса, Северного Вьетнама, Мьянмы и Южного Китая. Процесс распространения тайского населения на юг и на запад, по-видимоцу, в целом был мирным, поскольку хроники фиксируют лишь отдельные крупные вооруженные столкновения между пришельцами и местными жителями.

В условиях лингвистической, территориальной, этнической и культурной непрерывности тайской общности, сложившейся в Индокитае V смежных с ним. областях в первые века II тысячелетия н. п., процессы этнического размежевания между различными группами тэиязычного населения происходили, вероятно, достаточно медленно. Во многих случаях они оказались незавершенными.

Тгетъя глава диссертации называется "Этнический состав населения Лаоса в эпоху расцвета и распада государства Лансанг".

3 нэЧ, в частности, исследуется проблема возникновения столь значимого эткоопределягощего признака лао, доминирующего е Лр.осл этноса, как его самоназвание, анализируется его этимо-

логия, а таклее его соотношение с этнонимом "тай/тхай".

В целом, в главе исследуются проблемы становления и развития перрого централизованного государства ла'оского этноса -Лансанга, а также этнодемографические процессы, протекавшие на занимаемой им территории.

Хотя Лаисанг был по сути дела отстоявшей от центров регионального развития, сравнительно бедной я архаичной страной со слабыми внутренними связями, ему удавалось на протяжении нескольких столетий сохраняться как независимому и номинальнг единому государству, что можно объяснить, помимо : сего прочего, складывающимся внутриэтническим единством лао. Долины по обоим берегам реки Меконг стали той территорией, где, по всей вероятности, тел процесс становления этого молодого таиязычного этноса. Однако фактическое разделение Лансанга на полусамостоятельные муюкги ( небольшие государственные образования ), безусловно, сдерживало развитие этого процесса.

В начале ХУШ в. Лансанг распался на три сравнительно крупных государственных образования и множество мелких. В течение последующего времени они практически постоянно Браздовали мажду собой, часто призывая на помощь могущественных соседей и попадая во все большую зависимость от них. И чем дольше длилось состояние раздробленности, тем менее реальной становилась перспектива объединения лао в новое единое государство. Отдельные части лаоского этноса все более замыкались в своих изолирован«* ны;. друг от друга образованиях, из-за чего усиливалась их взаимная обособленность.

Распад Лансанга свидетельствует о том, что за время его существования лао так и на смогли или не успели завершить формирование единого этноса. Распространение лао на обширном пространстве привело к возникновению внутри этого народа локальных субэтнических групп, которые были пало связаны между собой. Появились определенные отличия «езду северными, более архаичными, центральными и южными группами лаоского этноса, 3 ходе продвижения ого представителей на юг и юго-запад они. смешивались с местным населением, постепенно его ассимилируя» Большую роль,

вероятно, сыграло то обстоятельство, что территории, заселенные лао, в прошлом были в основном периферийными районами сначала мочской, а затем кхмерской цивилизаций. В силу этого их жители, по-видимому,не слишком многочисленные, оказали на пришельцев не столь сильное воздействие, как, например, моны и кхмеры на кхон-таи ( сиамцев ), сформировавшихся как самостоятельная этническая общность во многом за счет этнокультурного смешения с ними и заимствования их достижений.

Хотя в целом лес сохраняли общий язык ( отличия между Диалектами которого не были столь заметными, как, например, между диалектами вьетнамского языка ), общие религиозные и культурные традиции, между их региональными группами уже отчетливо намечались рязлг 'ия. Весьма достоверным представляется предположение, что у основной массы лао, скорее всего, все-таки преобладало сознание принадлежности в первую очередь к локальным, региональным и иным общностям, хотя, вместе с тем, безусловно, сохранялось и ощущение близкого родства всех лаоских субэтнических групп, которое, по-видимому, распространялось еще и на соседние тайские этносы. Распри властителей государственных образований, возникших на территории бывшего Лансанга, тем более не способствовали рнутриэтиической консолидации лао. В целом, государственная раздробленность только стимулировала дальнейшее разделение лаоского этноса на более мелкие субэтнические группы, которые в перспективе могли развиться в самостоятельные этносы, вела к их взаимному обособлению.

В результате экспансии созданного соседями лао, кхонтаи, молодого Сиамского государства к середине XIX в. слабые лаоские государственные образования, за исключением сохранявшего определенное время номинально самостоятельный статус Луангпхабанга, лишились независимости. Сиамцы не только осуществили акции по ликвидации последних признаков былой государственности лао,превратив в руинч Вьентьян, столицу единого Лансанга, и переселив всех его жителей в глубинные сиамские провинции, но и в течение длительного времени после г»тсго практиковали массовый угон населения тч^ритор'-гй по левому берегу Меконга. Насильственному

переселению подверглись представители всех относов, их населявших ( ляо, пхуон. пхутхай, *хму, бру, сэк и др. ).

Репрессивные акции сиамцев привели к тому, что области на лечом берегу Меконга, которые теперь в основном ч составляют государство Лпос, постигла демографическая катастрофа.

Пепт»од сиамского господства оказал значительное воздействие ня ход этнических процессов у лао, а также ряда других этносов Ляося. Это воздействие продолжает сказываться и в настоят^ время.

Начиная приблизительно с ХУШ в., на территории современного Ляосп появился норый этнический компонент. Его составили отделившиеся от основного этнического массива группы населения различного происхождения. Они принадлежали к мяо-яоекой ( хмон-ги, яо ) и вьет-мыонгской ( тхо, тит ) группам австроазиатской семьи языков, а также центральной ( тибето-бирманской ) группе сино-тибетской языковой семьи ( акха, пхунои, ..аху и др. ). Наиболее многочисленными среди новых переселенцев были хмонги.

Таким образом, к концу XIX в. на территории современного Лаоса уже проживали представители почти всех этносов и этнических групп, которые официально признаны в ЛНДР коренными.

В главе 1У "Состав населения Лаоса в колониальный период и силалмвянме государства Лаос в современных границах" исследуются этнояемографическая ситуация и этнодемографические процессы, гмовгоие звесь место в период колониального господства Франции ( 1^93-1953 гг. ).

В главе рассматривается процесс возникновения современного лаосского государства, складывание которого в нынешних границах началось с захватом французскими колонизаторами территорий, входящих в настоящее время в его состав. Формирование Лаоса в сов-ремвнмкгх границах в целом произошло под воздействием внешних сил, поэтому оно во многом неизбежно носило характер не остест-ронного, добровольного воссоединения в единое целое зачастую весьма отличных друг от друга территорий с разнородным населением, а их произвольного административного объединения. С уверенностью можно сказать, что уже на этапе оформления Лаоса как

административной единицы в составе французского Индокитайское Союза были заложены предпосылки всех основных противоречий, столь остро проявившихся здесь в последующие годы.

Особенностью колониального периода в истории Лаоса стало появление, а затем постепенное численное увеличение новых этнических групп населения, предпочитавших селиться преимущественно в городах ( вьетов, китайцев, индостанцев ). Последнее обстоятельство, а также сравнительно недавнее время их миграции на территорию Лаоса и, -»-видимому, тот факт, что все они представляли крупные этносы, имевшие собственную государственность, в сглу чего рассматривались местными кителями как иностранцы, несущие угрозу ассимиляции, способствовали тому, что их стали относить • т.н. "некоренному населению".

В главе подробно исследуются причины появления вьетской и китайской общин на территории Лаоса, анализируется их роль в лаосском обществе колониального периода.

В завершающей части главы говорится о своеобразной система взаимоотношений между индокитайскими этносами и этническими группами, включая пришлые, представлявшей собой некую иерархическую структуру и определявшей характер отношений между этническими общностями в государствах полуострова, в том числе в Лаосе.

Заключительная, пятая глава исследования "Современные этни чдр.кие процессы и состав населения Лпсса" посвящена характеристике современного этнического состава Лаоса, а также различных атнодемогряфических процессов, протекавших здесь после достижения страной независимости.

В главе анализируются различные проблемы, вставшие перед молодым государством после обретения им права на самостоятельное развитие, а также феномен национализма лао и их национальной идеи, проявившихся в конце 30-х годов нашего столетия.

Б целях реализации задачи сплочения различных этносов стра нн г единое пелое руководители независимого Лаоса приступили к оезпестчлечил политики формирования в пределах своего государст 5а межэтнической общности, включающей в себя всех его жителей.

Основной отличительна признак этой общности должен был заключаться в принадлежности к конкретному государственному образованию - Лаосу. Идеологическим инструментом политики интеграции всех этнических групп Лаоса в единую метаэтк-тческую общность послужила надвинутая р середине 40-х годов нашего века руководителями движения "Лао И?села" ("Свободный Лаос") трехчленная концепция этнического состава страны. Согласно ей, население Лаоса делится на три большие "национальные общности" : лао-лум ( "низинные лао", "лао долин" ), лао-тхонг ("верхние лао", "лю горных склонов" ) и лао-сунг ( "вершинные лао" ).

Этнические процессы, развивавшиеся после достижения Лаосом независимости, по сути своей явились продолжением процессов, шедших здесь в колониальную эпоху. Однако на их ход оказали серьезное влияние драматические политические события, сотрясавшие Лаос в течение практически всего этого времени. К такт событиям относится прежде всего длившаяся более тридцати лет гражданская война, принесшая населению Лаоса неисчислимые бедствия. Во время войны десятки тысяч лаосцев бьши мобилизованы в различные вооруженные формирования, сотни тысяч стали беженцам;!. Несколько десятков тысяч человек как среди военнослу^а-. щих, так и среди гражданского населения, погибли, получили ранения и увечья.

Новым тяжелым испытанием для всех этносов и этнических групп Лаоса стала репрессивная политика, проводившаяся в течение десяти лет ( примерно' до середины 80-х годов ) одержавшим победу в гравданской войне и пр^едшими к власти в 1975 г. под лозунгами "народной революции" и "национального освобождения" левым крылом лаосских националистов, объединившихся в Народно-реголюпионную партию Лаоса ( НИШ ). Эта политика, направленная т установление тотального контроля НРШ над всем населением государства, всеми его этносами и социальными труппами, конфис-тлцию собственности т.н. "некоренных" жителей Лаоса и их изгнание, подавление малых этносов ( наиболее известным примером которого стало массовое истребление хмонгов ), а также вызванные ею резкое ухудшение экономического положения и многие' другие

причины, повлекли за собою бегство жителей Лаоса за пределы страны. С апреля 1975 г. по май 1983 г. ЛНДР покинули почти 350 тыс. человек или примерно 1/10 всего ее населения ( 143 тыс. человек из этого числа принадлежали к малым этносам ).

Провал курса на социалистические преобразования внутри страны, изменения на международной арене, связанные с распадом мировой социалистической системы, вынудили руководство ЛЦЦР пойти на фактическую смену ориентиров своей политики. Вместе с тем, одной из основниг его задач продолжает оставаться ускоренное формирование метаэтнической общности в масштабе всего лаоского государства. 3 то же время отношения между центральными властями и некоторыми этносами Лаоса пока еще далеки от нормальны?- Сохраняются межэтнические противоречия. Обостряются демографические проблемы. Вызывает тревогу стремительно распространяющийся в соседнем Таиланде вирус СШ1Д. Таков далеко не полный перечень проблем, стоящих перед ЛНДР, весьма бедной страны, уровень жизни подавляющего большинства населения которой остается крайне низким.

Если говорить о современных этнодемографических процессах в Лаосе, то в первую очередь необходимо отметить рост этнического спмосознаник у наиболее многочисленных этносов страны, прежде рсего у хмонгов. Относительная политическая стабильность, установившаяся в последние десять лет в ЛНДР, определенное ослабление тотального контроля и эконоучческая либерализация способствовали активизации объективных процессов, шедших на протяжении всего нынешнего столетия, В числе этих процессов следует упомянуть практически неконтролируемую миграцию населения из соседних государств, главным образом из Вьетнама, Дальнейшее развитие этого процесса может вызвать определенные изменения в этнодемографической ситуации в Лаосе.

В заключении подводится итог исследования истории формирования состава населения Лаоса, начиная с самых ранних этапов становления здесь человеческого общества. Автор приходит к выводу, что, несмотря на многочисленные миграционные потоки, проходивши*? через территорию Леоса, для его населения свойственен

в тилом постепенный, последовательный и непрерывный характер развития, лишь в исключительных случаях нарушаемый воздействием извне. Эти постепенность, непрерывность позволяют, в свою очередь, говорить о преемственности эволюции человеческого общества в данной части Индокитайского полуострова. На территории, тюпгещпей в пределы современного Лаоса, практически никогда не происходило полной смены состава ее обитателей. Фактически ни одна из групп жившего здесь ранее населения целиком не исчезала. Они либо, испытав влияние происходивших изменений, нэре^до численно уменьшившись, сохранялись в том или иним виде, либо, постепенно смешиваясь с пришлыми этническими элементами, продолжали существовать з новом качестве. Для данной территории была несвойственна простая ассимиляция одпй группы населения другой. В результате смешения аборигенного и пришлого населения возникала, как правило, новая общность, наследовавшая признаки своих предшественников. Таким образом, наряду с йряьшми потомками тех или иных исторических этнических общностей, живших на территории Лаоса, почтя все современные его обитатели ( за исключением переселенцев последнего времени ) могут считаться потомками населения, жившего здесь на протяжении разных эпох. В этом смысле, несмотря на язьтковые и другие этнокультурные различия, большая часть этносов современного Лаоса фактически представляет собой родственные группы. Однако в любом случае в Лаоса есть и прямыэ потомки населения, проживавшего на его территории в разные исторические периоды. Мигрировавшие в Лаос все новые этнические группы последовательно занимали свое определенное место в структуре населения страны, присоединяясь к тем, кто жил здесь до их прихода. Именно так .сформировалась этническая мозаичность и культурное многообразие современного лаосского общества.

На основании диссертационного исследования автор делает также ряд других яажных выводов :

. Выдвигавшиеся в свое время гипотезы о смена на Индокитайском полуострове австралоидногб населения монголоидным или об их смешения не получили подтверждения. Приведенные в исследовании аргументы свидетельствуют о том, что, по всей вероятности,

явстроязиатскпе население Лаоса непосредственно, а - опосредованно - и значительная часть остальных жителей страны, восходят к древнейшим обитателям этой территории, относившимся к недифференцированным австралоидно-монголоидным формам, существовавшим здесь, судя по" всему, со времени появления в Индокитае человека современного вида.

Практически на всем протяжении истории существования человеческого общества на Индокитайском полуострове территории Лаоса былисвойственны т?"ие отличительные особенности, как ее периферийное положение и малонаселенность. После возникновения в Индокитае крупных государственных образований периферийный характер этой территории, расположенной внутри полуострова, проявился с наибольшей очевидностью.

Прародина тайских народов находилась на сопредельной с современным Индокитаем территории. Тайские народы всегда входили в культурный ареал Юго-Восточной Азии,

Распад средневекового государства лНоского этноса Лансанга в начале )(У1П века был во многом закономерен и в значительной степени был обусловлен внутренними процессами, в том числе этического характера.

Этнические процессы, проявившиеся в Лаосе на рубеже XIX-XX столетий, имеют стабильный характер и развиваются достаточно последовательно, несмотря на влияние политических потрясений, которым подверглась эта страна. Среди-наиболее значимых процессов - такие разнонаправленные,как определенное распространение общенационального ( общелаосского ) сознания и рост этнического самосознания многих этнических общностей Лаоса, а также иммиграция населения из соседних государств, способная в перспективе повлиять на отнодемографическую ситуацию. Формирование значительного числа этнических общностей страны еще не завершено, поэтому этническая структура Лаоса могет в будущем еще не раз измениться.

Главными проблемами современного лаосского общества остается лреодолепие экономической отсталости и необходимость гар-мснпяс'Т''-! межэтнических отношений. Решению многих проблем, с

которыми столкнулся Лаос в настоящее время, может, по-видимому, содействовать модернизация всех структур общественной жизни при безусловном учете опыта исторического развития и традиций проживающих здесь народов. Сглаживанию взаимног недоверия между этносами и этническими группами страны способно послужить воспитание у всех жителей Лаоса и прежде всего у подрастающего поколения уважения и терпимости к инкм взглядам, к- другим народам и их обычаям. Этого, в свою очередь, можно достичь с помощью образования и обеспечения свободного обмена идеями, что предполагает открытость и демократический характер общества. Чрезвычайную актуальность для современного Лаоса приобретает проблема обеспечения гражданских прав его населения, включая переселенцев из соседних государств. Удачное решение проблем, стоящих перед Лаосом, в том числе межэтнических, может представить интересный опыт для многих похожих на него стран.

По тзмо исследования диссертантом опубликованы следующие работы :

1. О социалистотеских преобразованиях в северных горных районах СРВ. - Вестник Московского университета, серия XIII "Востоковедение", 1987, № 1, с.11-19, 0,8 а.л.

2. На. ..-тональная политика руководства НРПЛ-ЛЦЦР на современном этапе. - Вторая Дальневосточная конференция молодых историков. Тезисы докладов. Владивосток, 1992, с.117-120, 0,2 а.л.

3. Современная этническая ситуация в Лаосе ( совместно с Я.Г.Косиковым ). - Этнографическое обозрение, 1992, № 1, с.27-39, 1 п.л.

4. Некоторые проблемы этнонимии народов Лаоса. - Имя и этнос ( б печати ), 0,9 а.л.

5. national Policy in Modarn Laos ( co-authored with I.Kooai-

kov ). - 5th International Conference on Ihai Studiea. - 30A5, London, July 5-10, 1993, 28 p., 1,2 а.л.