автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Политическое развитие Лаоса и межгосударственные отношения на Индокитайском полуострове в конце XVII - середине 80-х годов XIX века

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Яковлева, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Политическое развитие Лаоса и межгосударственные отношения на Индокитайском полуострове в конце XVII - середине 80-х годов XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическое развитие Лаоса и межгосударственные отношения на Индокитайском полуострове в конце XVII - середине 80-х годов XIX века"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНС'ШУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МИД РФ

На правах рукописи

Яковлева Елена Александровна

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛАОСА И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ИНДОКИТАИСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ В КОНЦЕ ХУП - СЕРЕДИНЕ 80-х ГОДОВ XIX ВЕКА

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (новое и новейшее время)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1994 г.

Работа выполнена на кафедре востоковедения Московского государственного института международных отношений МВД Российской Федерации.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Меликсетов A.B. Официальные оппоненты: доктор исторических наук Носиков И.Г.

кандидат исторических наук

доцент

Деопик Д.В.

Ведущая организация: Институт востоковедения РАН

Защита диссертации состоится "17" нарта 1994 г. в 15.00 часов на заседании специализированного совета Д.090.02.02 в Московском государственном институте международных отношений МВД РФ по адресу: II7454, Москва, В-454, пр-т Вернадского, 76

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МП1М0 МИД га.

Автореферат разослан Ученый секретарь специализированного совета

к.и.н., доцент Юрьева Т.В.

ФГ

I. Общая характеристика работы

Крушение биполярного мироустройства на рубеже 80-90-х г.р. поставило целый ряд небольших и экономически слаборазвитых азиатских стран в сложное положение. В особенно непростой ситуации оказались государства, связывавшие свое социально-экономическое развитие со стратегической опорой на СССР. Типичным примером в этом смысле является Лаос. Уйдя от известной идейно-политической ангажированности и весьма существенной экономической привязанности к великой державе, эта средняя по размерам национальной территории, но относительно слабо заселенная страна вдруг оказалась один на один с "бременем" своей впервые в новейшее время обретенной независимости. В сяатые сроки руководству республики пришлось пересмотреть важнейшие ориентиры своего не только хозяйственного, но и политического и социокультурного развития. В этих условиях наиболее естественной для лаосцев становится попытка возвратиться к собственной национально-государственной традиции, то есть принять формулу самобытного лаосского пути развития. Стремление того или иного восточного государства, в данном случае Лаоса, опереться на подобную традицию всегда связано с обостренной актуализацией прошлого в сознании всех групп и категорий его населения. В научно-исследовательском плане это требует более целенаправленного и основательного осмысления исторического пути лаосского народа, по крайней мере на том, пусть весьма драматическом этапе, когда его национально-государственный принцип проявил себя ярко и рельефно.

Два последних доколониальных столетия в истории Лаоса,

которым посвящена данная диссертационная работа, были именно таким этапом. Он отличался как беспрецедентной для этой страны напряженностью внутриполитического процесса в лаосских государственных образованиях, так и резкой активизацией юс контактов с соседями, в ходе которых и происходил поиск лаосцами своего места в системе межгосударственных отношений на Индокитайском полуострове. В рамках этого периода в массовом сознании лаосцев сложилась неразрывная связь между национальным единством всех лао и их государственной самостоятельностью, которая стала стержнем программ деятельности самых разнородных национально-государственных сил Лаоса на будущее - вплоть до 1975 г., когда была, наконзц, преодолена многовековая политическая раздробленность страны. Различные формы административного объединения Лаоса, предпринятые сначала французскими колонизаторами, а потом японскими оккупантами, не являлись легитимными с точки зрения государственных традиций лаосского народа и по существу были отвергнуты в условиях национального подъема в этой стране летом-осенью 1945 г. Сегодня, в новых условиях сохранение и упрочение достигнутого в 1975 г. национально-государственного единства является центральной задачей лаосского народа1^. С нею органически связана и упомянутая выше необходимость оптимальной адаптации лаосской национально-государственной традиции к современной ситуации. От успепь

I) В современном Лаосе, являющемся многонациональной страной, этнические лао не составляют большинства: их всего 50,32$ населения (Косиков И.Г., Егорунин О.В. Современная этническая ситуация в Лаосе//Этногра|ическое обозрение.- 1992. -',2 I. - С.31). Это придает проблеме национально-государственного единения лао еще более острое политическое значение.

ного решения этих задач непосредственно зависит будущее Н8 только самого государства лаосцев, но и всего их неповторимого социокультурного комплекса. Все это в широком смысле и обусловило актуальность данной диссертационной работы. В более узком смысле настоящая научная разработка позволяет прояснить суть таких феноменов, связанных с наследием существовавшей накануне колониального захвата Лаоса феодальной децентрализации, как, например, значительная роль регионально-клановых групп или непопулярность среди широких народных масс возведенной в 1946 г. на общелаосский престол колонизаторами и бесконфликтно низложенной в 1975 г. северной (или луангпха-бангской) королевской династии. Политическая ситуация, сложившаяся в лаосских землях накануне захвата их французскими колонизаторами и отраженная в диссертационной работе, во многом позволяет лучше понять и спрогнозировать линию поведения ЛНДР по отношению к Франции, которая в последние годы активно стремится в новых геополитических условиях восстановить - на этот раз на принципах партнерства - утраченные после второй мировой войны позиции в Восточном Индокитае. Как известно, в целях ускоренной социально-экономической модернизации все три страны Восточного Индокитая и, в частности, Лаос, провозгласили политику открытости внешнему миру. Поэтому, исходя из того, что мевдународные отношения в Восточной и Юго-Восточной Азии имели и до сих пор в основном сохраняют свою логику, весьма отличную от европейской, диссертант с особым вниманием отнесся к исследованию в рамках избранного им исторического периода отношений лаосских королевств с их важнейшими со-

- б -

седями по региону - Сиамом (Таиландом), Вьетнамом и Китаем, поскольку те, со своей стороны, совершенно по-разному воздействовали (и, как показано в работе, продолжают до сих пор по-разному воздействовать) на внутриполитическое развитие Лаоса. Наряду с этим в работе предпринята и попытка выяснить и научно обосновать особенности отношения масс лаосского населения к народам указанных стран на этнокультурном уровне.

В диссертационной работе подробно изучен и охарактеризован процесс выработки (в условиях напряженной борьбы лаосцев за преодоление внутренней разобщенности и в защиту своей национально-государственной самобытности) так называемого "бен лансирующего" стиля внешнеполитического поведения. Он успешно рзализовывался королевским Лаосом в 5£Ь70-е годы нашего столетия под руководством выдающегося государственного деятеля этой страны принца Суваннапхумы (1901-1984). По мнению диссертанта, его должны будут придерживаться и нынешние лаосские лидеры в случае сохранения у них национально-прагматической ориентации. Настоящее диссертационное исследование по истории Лаоса актуально, наконец, и постольку, поскольку от того, как этой страной (наряду с Вьетнамом и Камбоджей) будут решены упомянутые выше насущные внутренние проблемы, в значительной мере зависит и будущий облик всего региона Юго-Восточной Азии.

Предметом исследования данной диссертационной работы является политический процесс в лаосских государствах на последнем этапе их самостоятельной исторической эволюции, представленный в контексте традиционной политической культуры лаосского народа и проанализированный с учетом международной обета-

новки на Индокитайском полуострова в ХУП-Х1Х в.в., непосредст-вэнно и глубоко влиявшей на этот процесс.

Хронологические рамки исследуемого периода были продиктованы вгс основным содержанием. Оно состоит в следующем, в ХУШ-Х1Х в.в., после окончательного раскола единого королевства лаосцев - Лансанга (1353-1707) политическое развитие лаосского общества происходило в условиях существования трех независимых друг от друга государств: Вьентьяна, Луангпхабанга и Тямпасака, образовавшихся на бывших лансангских землях. Примерно в середине ХУШ в. при верховенстве Вьентьяна вновь начинают складываться условия для восстановления утраченного лаосского государственного единства. Однако нараставшее вьентьяно--сиамсков противостояние, принявшее с конца 70-х г.г. ХУШ в. вооруиенныз формы, крайне усложнило, хотя и не прекратило, объединительную деятельность вьентьянских королей. Лишь в 20-х годах XIX в. Сиаму удалось ликвидировать объединенное вьентьяно-тяыпасакское государство и взять его земли под свой формальный суверенитет. Этот статус Центральный и Южный Лаос сохранял до 1893 г., когда был захвачен Францией. Королевство Луангпхабанг по ряду причин не приняло от Вьентьяна эстафету борьбы за собирание лаосских земель. Достигнув определенных успехов в деле сохранения собственной государственной самостоятельности в первой половине XIX в., оно с 70-х г.г. того же столетия в усложнившейся международной обстановке на Индокитайском полуострове начинает погружаться в пучину анархии и с. середины 80-х г.г. попадает под достаточно кесткий сиамский военно-политический контроль. В результате суверени-

тет луангпхабангской короны практически ограничился лишь ее домениальными землями. В такой состоянии и застали лаосскую государственность в районе Среднего Меконга французские колонизаторы. Однако, несмотря на это, на всей территории, населенной лаосцами, особенно на левом берегу Меконга, сохранялась общность их исконных первичных социально-политических структур, то есть определенный "генетический код", необходимый для будущего возрождения единого лаосского государства.

В связи с вышеизложенным, нижней хронологической рамкой избран 1694 год - год смерти последнего полновластного лан-сангского короля Сулинявонгсы, после которой в этой стране вспыхнула почти тринадцатилетняя борьба за власть, завершившаяся в 17О? г. официальным разделом Лансанга. Верхней хронологической рамкой является 1885 год. Он был последним годом периода "исследовательской" деятельности Франции в Центральном Индокитае, после чего она перешла к непосредственной подготовке своего военно-дипломатического наступления с целью территориальных захватов в этом районе. Переход Франции к новому этапу борьбы за центральноиндокитайские земли, в свою очередь, стал причиной решительных военно-политических акций Бангкока в отношении Луанглхабанга, предпринятых в том же 1885 г. и формально низводивших это королевство до уровня сиамской провинции. Так в 1885 г. севзролаосское королевство окончательно утрачивает свой статус субъекта международных отношений. Оно и вместе с ним центральные и южнолаосские земли (преимущественно по левому берегу Меконга) становятся лишь объектом франко-сиамских территориальных противоречий.

Круг источников не только по избранной диссертантом теме, но и вообще по политической истории доколониального Лаоса, достаточно узок, что связано с целым рядом объективных обстоятельств. При этом значительная часть лаосского, в первую очередь хроникального материала по тем или иным причинам остается недоступной не только зарубежным, но нередко и самим лаосским исследователям. Источники, которыми располагал диссертант, подразделены им на две основные группы. К первой относятся лаосские летописи (или сохраняющие внутреннюю логическую связь друг с другом обширные фрагменты их), опубликованные с помощью средств современной лаосской графики. Летописи в Лаосе составлялись, по крайней мере, вплоть до французской колонизации в 1893 г. и являются важнейшим источником по новой истории этой страны.

В целом крайне неудовлетворительное состояние лаосского хроникального фонда создает целый ряд трудностей для исследователей. Так, ни одна из опубликованных лаосских летописей не может считаться полной. Инвентаризация и систематизация летописного материала, находящегося даже на территории ЛНДР, начатая несколько лет назад, далека от завершения. Публикация хроник слишком часто осуществляется небрежно. В работе тем не менее представлены хроники двух основных видов - общенациональная и региональные. Наиболее подробной общелаосской хроникой является "Сказание о владыке Боломе" ("Нитхан кхун Болом"). Она, как считается, начала составляться примерно в 1503 г. и зафиксировала устную лаосскую историческую традицию: повествование в ней начинается в соответствии с региональной летопис-

ной традицизй, с момента основания княжеской (ставшей позднее общелаосской королевской) династии легендарным правителем и доводится до конца правления луангпхабангского короля Мантха-тулата (1836). Ныне "Нитхан кхун Болом" представлена пятью версиями и опубликована в нескольких отдельных изданиях, два из которых и использованы в диссертационной работе: "Лаосские летописи" (составитель Маха Сила Вилавонг) и "Прошлое Лаоса или о лаосской нации" (составитель Укхам Пхомвонгса1)). Благодаря введению фрагментов сиамских, монских, кхмерских и бирманских летописей и других исторических документов составители смогли охватить более длительный период - вплоть до французской колонизации Лаоса. Региональными хрониками, использованными в диссертационной работе, являются два свода оригинальных летописных текстов с севера и северо-востока страны, переложенных на современную лаосскую графику. Это соответственно - "Летописи Луангпхабанга" и "Летописи Пхуана"^. Особый интерес представила для диссертанта публикация на лаосском языке фрагментов лаосских (но хранящихся в Таиланде), сиамских и вьетнамских летописей, повествующих об одном из наиболее ярких и драматических периодов новой истории Лаоса - эпохе правления во Вьентьяне короля Анулуттхалата (1804-1828) и о возглавленной им освободительной борьбе лаосцев. Данная публика-

1) Маха Сила Вилавонг. Пхонгсавадан лао. - Вьентьян: Касуанг сыксатхикан, 1973. Укхам Пхомвонгса. Кхуампенма кхонг сат лао лы лау лыанг сат лао. - Б/ц, б/д.

2) Пхонгсавадан мыанг Луангпхабанг. - Вьентьян: Хосамут хэнг сат, лэк тхи 13, 1969. Пхонгсавадан мыанг Пхуан.- Хуапхуам дой тяу Кхамман Вонгкотлаттана (тяумыанг Бамнэт). - Вьентьян: Хосамут хэнг сат, лэк тхи II, 1969.

ция, подготовленная специалистами-общеетвоведами и дипломатами ЛНДР Манши и Пхёйпханом Нгаусиватами*), позволила диссертанту сделать вывод о закономерной и объективно-исторически обусловленном характере государственной деятельности упомянутого вьентьянского короля и его ближайших сподвижников. Определенную часть необходимой исторической информации диссертант почерпнул из переводов на французский язык пяти наиболее крупных лаосских хроник, сделанных французским путешественником и дипломатом О.Пави2^.

Но второй группе источников отнесены записи европейских коммерсантов, католических миссионеров, путешественников и дипломатов, которые либо сами были-свидетелями описываемых событий, либо зафиксировали элементы устных исторических повествований. Наиболее ценными среди источников этой группы являются использованные в диссертации письменные свидетельства эмиссара нидерландской Ост-Индской компании Г.ван Вустхоффа и миссионера-иезуита Дж.-М. де Лериа'). Вааные сведения в первую очередь, по социально-экономической истории дали диссертанту материалы французских путешественников-исследователей -

1) Манюли Нгаусиват, Пхёйпхан Нгаусиват. Тяу Ану 1767-1829. Пасасон лао лэ асиакханэ (Лыанг кау банха май). - Вьентьян: Самнак пхимтямнай С.П.П.Лао, 1988.

2) Pavie A. Mission Pavie. 2. Recherches sur l'histoire du Cambodge, du Laoa et du Siam. - Vol.XLV. - P.1898.

3) Two accounts of Travels in Laos in the 17th Century. -Kingdom of baoa // Pranca-Asie, the sp. isa. - 1959. -НИ 118-119-120. - P.50-67.

Э.Эионьэ, Л.де Карне, А.Муо*). Весьма существенное значение для осмысления диссертантом проблем лаосской истории и политической культуры в целом имели состоявшиеся летом 1986 г. продолжительные личные беседы с Фуми Вонгвичитом (1909-1994) -одним из лидеров национально-освободительного и революционного движения в Лаосе, занимавшим тогда пост члена Политбюро ЦК Народно-революционной партии Лаоса, автором целого ряда произведений мемуарно-исторического характера и исследовательских работ по лаосской филологии.

Новая история Лаоса, равно как и прошлое этой страны в целом, пока мало изучены и российскими, и зарубежными востоковедами. Доколониальный период развития Лаоса вплоть до настоящего времени остается представленным в отечественной историографии либо предельно сжатыми очерками в справочных изданиях (авторы - Д.В.Деопик, В.А.Кожевников2)), либо отдельными главами или даже параграфами в монографических работах и учебных изданиях по истории Юго-Восточной Азии, а также азиатского материка в целом (авторы - Э.О.Берзин, Ю.П.Дементьев, А.И.Мух-

1) Aymoijier Е. Voyage dans le Laos: 2 tomes. - T.I. - P., 1895. Carne Ii. de. Voyage en Indo-Chine et dans l'Empire Chinoise. - P., 1872. Mouhot H. Voyage dans les royaumes de Siam, de Cambodge et de Laos et Autres parties centrales

de l'Indochine. - P., 1868)

2) Деопик Д.В., Кожевников В.А. Лаос Ц Сов. ист. энцикл.:

В 16 т. - М.: Советская энциклопедия, 1965. Т.8. - С.407--420.

Кожевников В.А. Лаос. Исторический очерк// Лаос. Справочник / Под ред. В.А.Тюрина. - а.: Наука, ГРВЛ, 1980. -С.45-125.

лилов)*). Социально-экономическая история Лаоса (преимущественно колониального и независимого) исследована в работе С.Й.Иоелэсян2^. В этих условиях особое значение приобрело обращение диссертанта к работам отечественных авторов по истории сопредельных Лаосу государств: Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, Бирмы и Китая, поскольку они не только в той или иной степени затрагивают и лаосскую историю, но и широко отражают специфику государства и общества на Востоке, особенно/внешней политики стран региона, важные "г^бЩ- их политической культуры.

Собственно лаосская историография молода: она зародилась лишь в 50-х годах налего столетия3^. Хотя в диссертационном исследовании довольно широко используются работы лаосских авторов, они интересовали диссертанта в основном с фактологической стороны, так как эти публикации не могут считаться вполне

1) Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия в ХШ-ХУ1 веках. - М.: Наука, ГРВЛ, 1982. Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия и экспансия Запада в ХУП - начале ХУ1 в.в. - М.: Наука, ГРВЛ, 1987. Дементьев Ю.П. Политика Франции в Индокитае и образование Индокитайского союза (1658-1907). - М.: Наука, ГРВЛ, 1975. Мухлинов А.И. Главы: "Лаос в Х1-ХУГ в.в.", лЛаос в ХУП-ХУШ в.в." // История стран зарубежной Азии в средние века/ Под ред. А.М.Голдобиаа и др. - И.: Наука,1970. C.278-28I, 504-507.

2) Иоанесян С.И. Лаос. Социально-экономическое развитие (конец ХИ - 60-е годы XX в.). - М.: Наука, ГРВЛ, 1972.

3) Из-за бедности сохранившейся в Лаосе источниковой базы, а также в связи с острой нехваткой национальных кадров историков и обществоведов в этой стране пока только частично подготовлен фундаментальный трехтомный научный труд по отечественной истории. Первым в 1989' г. вышел в свет третий том, посвященный в основном периоду новейшей истории. (Паватсат лао. Лем III. 1893 гхёнг пагюбан./ Тхонгса Сайнявонгкхавди, Бунконг Тхонгсават, Дэнг Пхонсаван и др. - Вьентьян: Касу-ангсыкса лэ кила, Сатхабан кхонкхуа витханясат сангкхом, 1989).

концептуально самостоятельными. Кроыэ того, адресованные массовому отечественному читателю, носят преимущественно описательный и популярный характер.

В связи с тем, что большое количество лаосского хроникального материала хранится в Бангкоке, особый интерес для диссертанта представляли работы таиландских авторов - М.Л.Манита и Ч.Чакрабонгса, которые работали непосредственно с летописными материалами.

Среди использованной диссертантом научной литературы значительное место занимают работы западных ученых, однако следует признать, что специальные исследования лаосской истории в новое время отсутствуют и на Западе, а имеющиеся публикации в большинстве своем носят такой же характер, как и в России. Самой объемной работой по истории доколониального Лаоса до сих пор остается книга "История Французского Лаоса" П.Ле Буланне^, хотя в научном отношении значительно глубже небольшие по объему исследования П.Деви, П.Лзнтэнгра, А.Р.Матье^). В англоязычной литературе, которая также использована в диссертационной работе, пока совсем мало частных разработок проблем новой исто-

1) Boulanger P. Histoire du Laos Français; Essai d'une e^ude chronologique des principautés laotiennes. - 1931.

2) Levy P. Histoire du Laos. - P.: 1974-i Lintiugre P. légendes du Sud-Laos // Bulletin des Amis du Royaume Lao. -1972. - N 7-8. - P.213-228; lintingre P. Permanence d'une structure monarchique en Asie: le Royaume de Champassak // Revue Française d'histoire d'Outre-lier. - 1972. - t.LIX,

n 216, 3-e trim. - P.411-431. Mathieu A.E. Chronological Table of the History of Laos. - Kingdom of Laos // Fraace-Asie, the sp. iss. - 1959. - NN 118-119-120. P. 50-67.

рии Лаоса, подобных, например, статье Дя.К.Уитиора^. Монография японского ученого Татсуо Хошино2), опирающаяся на широкий круг не только лаосских, но и вьетнамских и китайских летописей, несмотря на то, что в ней исследуется лаосское средневековье, помогла диссертанту высказать целый ряд важных соображений по вопросам политической культуры и традиционной внешней политики Лаоса и сопредельных ему государств.

Степень изученности новой истории Лаоса как в России и на Западе, так и в самой ЛНДР позволяет диссертанту в качестве своей основной исследовательской задачи поставить создание первоначального варианта краткого очерка политической истории Лаоса в новое время, в котором был бы должным образом учтен чрезвычайно важный для этой страны на том этапе международный фактор, а также была бы по возможности полнее отражена самобытная, но совершенно не исследованная наукой политическая культура лаосцев.

Научная новизна данного диссертационного исследования связана прежде всего с выработкой и обоснованием периодизации исторического развития Лаоса в новое время, которая либо отсутствует в четком виде в других работах по лаосской истории, либо - вольно или невольно - ориентирована на годы правления отдельных лаосских монархов. Учитывая замедленный характер раз-

X) Whitmore J.K. Яге That-Vietnamese Struggle for Laos in the nineteenth Century // Laos: War and Revolution / Ed. Ъу Nina S. Adams and Alfred W. Mc Coy. - N.Y.: Harper and Row, 1970. , t

2) ü^tsuo HosMno. iour une Mstoirö medievale du Moyen liekong. - Bangkoks Edltions Duong Kamol, 1986.

вития социально-экономических структур традиционного Лаоса, наиболее рациональным, с точки зрения диссертанта, является видение конкретных этапов эволюции лаосского общества через призму тех объективных внутренних процессов и внешних обстоятельств, которые наложили свой отпечаток, по крайней мере, на состояние его государственности. Кроме того, в работе определяется глубинная причина сохранения лаосцами к моменту провозглашения независимого Королевства Лаоса в 195^»- г. базовых элементов своей традиционной государственности и этнокультурной самобытности в течение длительного (с начала ХУШ до середины XX в.в.) и тяжелейшего именно а этом плане для них исторического периода. Диссертантом также предпринята попытка соизмерить силы центростремительной и центробежной тенденций в национально-государственной истории Лаоса, раскрыть объективную сущность многовекового лаосско-сиамского военно-политического противостояния и оценить его историческое значение для лаосцев. Впервые в отечественной историографии рассматриваются исторические судьбы двух важнейших регионов Лаоса - южного и северо-восточного. При изучении истории юннолаосского региона, где в ХУШ-Х1Х в.в. существовало королевство Тямпасак, диссертант особое внимание уделил анализу такого интересного феномена, как распространение лаосской государственности вширь в условиях ее объективного общего ослабления из-за ликвидации единого для всех лаосцев сакрально-государственного центра, а также выяснению причин устойчивого даже в условиях независимого Лаоса сепаратизма южного региона, провоцировавшегося представителями бывшей тямпасакской династии. В работу, такие впервые в отечественной историографии, в качестве самостоятельной включена культурно-политическая проблематика

наиболее яркого государственного образования на северо-востоке Лаоса - княжества Пхуана, сыгравшего свою заметную роль во всем доколониальном Индокитае. Диссертант по-новому трактует национально-государственное и политическое развитие Лаоса в первой четверти XIX з., совпавшей с эпохой правления одного из наиболее ярких лаосских монархов - вьентьянского короля Анулуттхала-та, имя которого стало исторически последним перед приходом колонизаторов символом общелаосского единства. До сих пор за рамками отечественной лаосистики оставались такие затронутые диссертантом проблемы, как влияние природно-географической среды на складывание государственности у лаосцев и на особенности ее эволюции, принципы и порядок легитимации монархической власти в Лаосе, использование культовых архитектурных сооружений и предметов лаосскими правящими кругами в качестве действенных инструментов национально-патриотической пропаганды. Определенный новый фактологический и аналитический материал можно найти в диссертационной работе и по такому историческому сюжету, как нашествие в Северный Индокитай во второй половине XIX в. отрядов "черных", "красных" и т.п. "флагов".

Практическая значимость диссертационной работы состоит прежде всего в том, что содержащиеся в ней информационный материал и основные выводы могут послужить расширению научных представлений об истории государства и о политической культуре одного из малоизученных народов Юго-Восточной Азии. Они дополняют уже имеющуюся информацию об этносе и государстве, о культурно-религиозных; и государственно-монархических традициях на Востоке, о специфике процесса складывания национальной территории восточных государств, о традиционной внешней политике и дипло-

ыатии малых азиатских стран. Результаты данного исследования мог5т быть использованы соответствующими подразделениями российского гада и других государственных и негосударственных организаций, поддераиващих активные контакты с ЛНДР, для оценки общей социально-политической ситуации в современной Лаосе и для углубления понимания внутренних механизмов формирования и реализации его внешней политики. Диссертационная работа, основные положения которой легли в основу читаемых автором с 1987 г. в МГИМО РФ спецкурсов по истории и политической культуре Лаоса, могла бы быть издана в виде учебного пособия для высших учебных заведений.

.Методологической основой диссертационной работы послужили принципы историзма и исторической диалектики. Диссертант исходил из достаточно глубоко разработанных в исторической науке представлений об особо устойчивой роли государства на Востоке, причем в регулировании не только политических, социально-экономических и культурных, но даже этногенетических процессов. Пытаясь выяснить объективные причины общей слабости центростремительных тенденций в рамках единого лаосского государства Лан-санга, а такне предпосылки и историческое значение периода политической децентрализации Лаоса з ХУ1В-Х1Х в.в. при сохранении устойчивой этнокультурной гомогенности у лао, диссертант стремился уйти от экономического детерминизма и смотреть на историческую эволюцию Лаоса через призму всего комплекса его природ-но-географических, хозяйственных, социальных, культурно-религиозных внутренних и внешнеполитических условий.

П. Структура, содержание и основные результаты работы

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных легочников и литературы и приложения, включающего схемы и карту.

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, представлено основное содеркание и хронологические рамки рассматриваемого периода, характеризуются использованные диссертантом источники и дается краткий историографический обзор проблемы, формулируются основные исследовательские задачи, обосновывается научная новизна и практическая значимость работы.

Пе£вая_глава "Особенности процесса государственной консолидации лаосского этноса" в основном посвящена анализу последнего этапа существования Лансанга, на котором это средневековое государство достигло своего расцвета. Помещенная за обозначенными выше хронологическими рамками, эта глава была необходима диссертанту, чтобы решить по крайней мера, две исследовательских задачи. Первая - дать хотя бы едаткую стадиально-типологическую характеристику лаосского феодального общества на этапе его наивысшего развития и показать историческое значение существования у лаосцев в течение более трех с половиной столетий единого, но политически крайне рыхлого государства.

Вторую задачу автор видит в том, чтобы охарактеризовать исторически значимые стороны материальной и духовной аизни традиционного лаосского общества и государства, в основном сложившихся в рамках Лансанга и остававшихся в целом неизменными и в последовавший за распадом этого королевства период.

Основываясь на лансангском историческом материале, диссер-

такт делает вывод о том, что экономическая общность как таковая далеко не всегда служила основной предпосылкой стремления именно к национальной государственности. На ранних этапах становления последней, по-видимому, главным стимулом является этническая общность, которая приобретает дополнительную силу благодаря объединительной способности религиозного и национально-мифологического факторов. Следует согласиться с французским ученым П.Лева, подчеркивавшим'в связи с этим, что центральная власть в Лансанге была "больше религиозной и потенциальной, чем реальной"1).

Неэффективными оказались в этих условиях централизатор-ские реформы короля Сулинявонгсы (1637-1694), хотя они действительно отражали насущные потребности лансангского общества. 1'.х исторический смысл, несмотря на неудачу, в первую очередь состоит в осознании высшим эшелоном власти Лансанга необходимости ради усиления страны и ускорения ее развития безотлагательно провести коренные преобразования в политико-администра-ткзноЗ и религиозно-идеологической сферах. Такая зрелость правящей верхушки Лансанга уне сама по себе свидетельствовала о поступательном саморазвитии лаосского социума в новое время. С другой стороны, тот факт, что новая лансангская сакрально-государственная система не сукела пережить своего создателя, гозарит о том, что консолидация Лансанга (и, по всем признакам, постколониального Лаоса также) могла наступать лишь.при совпадении двух условий: талантливое и решительное высшее руководство плюс благоприятная международная обстановка. Драматичес-

I) Le'vy P. Histoire du Xaos. - P., 1974. P.22.

кие для лаосцев ХУШ и XIX века лишь подтвердили, что такое азиатское общество, как лаосское, типологически мало отличающееся от соседей (в первую очередь, от синхронно с ним развивавшегося до конца ХУП в. Сиама), но демонстрирующее в силу объективно сложившейся специфики низкие темпы естественно-исторического развития, крайне подвержено неблагоприятным воздействиям извне и потому особо остро нуждается в культивировании субъективного интеграционного фактора - национально ориентированного высшего государственного руководства.

В главе второй "Распад Лансанга и становление трех самостоятельных лаосских королевств в районе Среднего Меконга (1694-1778)" указывается, что, хотя тенденция к политической интеграции лаосских земель так или иначе проявлялась, свидетельством чему была доминировавшая в политической жизни лаосского мира настойчивая междоусобная борьба Вьентьяна и Луанг-пхабанга за гегемонию среди лаосских государств с целью восстановления Лансанга, на том этапе возобладала все же противопо-

I

ложная тенденция, ощутимо стимулировавшаяся вмешательством !

извне. Агрессия Сиама против лаосских государств в 1778 г. яэ |

могла еще подорвать материальных основ существования этих ко- 1

ролевств. Ограниченность его экспансионистских возможностей на том этапе объяснялась как незавершенностью процесса централи- ;

зации государственной власти в самом этом королевстве, так и |

внешними причинами - сохранением серьезной угрозы с бирманско- \

I

го севера для него самого и позицией невмешательства, которую | занял "верховный регулятор" меягосударственных отношений в Ин- I докитае - имперский Китай. Таким образом, несмотря на завоеванное в 1778 г. сугубо формальное право сиамской короны утверв-

дать и сменять на престолах лаосских монархов и взимать с них дань, Вьентьян, Тямпасак и Луангпхабанг по-прежнему продолжали пользоваться фактической независимостью. Военное поражение лаосских королевств и установление над ними "старшинства" Сиама означали качественное ухудшение их положения, но на том этапе пока лишь в смысле резкого ослабления политических позиций этих государств в системе региональных международных отношений, поскольку наносили серьезнейший удар по их государственному престину, о чем с формальной точки зрения, свидетельствовал традиционный ь хинаянском Индокитае вывоз в страну-победительницу лансангских государственных; реликвий - Пхабанга и Пхакэу.

Однако, несмотря на военно-политические неудачи лаосцев в ХУк1 в., тогда же с новой силой "заработал" вьентьянский фактор. Подтвердилось выявившееся еще в ХУТ в. значение этого района как наиболее дееспособного и экономически состоятельного среди всех прочих лаосских феодальных владений. Не случайно Сиам основной военный наним стал осуществлять именно на вьентьянское королевство с целью воспрепятствовать в меру своих возможностей его стратегическому курсу на восстановление единого Лан-санга - главного препятствия на пути реализации экспансионистских планов сначала Тхонбури, а затем Бангкока на востоке.

В главе третьей "Лаосские государства в 1779-1828 г.г. и их сопротивление агрессивной политике Сиама" в качестве центральной рассматривается проблема объединительной борьбы Вьентьяна. доказательствами реалистичности и перспективности цент-рализаторских усилий Вьентьяна были как та легкость, с которой король Нантхасэн овладел северными и северо-восточными землями бывшего лансанга, так и распространение власти короля Анулут-

тхалата на лаосский юг и устранение пришедших там к власти потомков мятежного вьентьянского сановника, действовавшего под сиамским патронатом.

Выступление Анулуттхалата против Сиама в 1826 г. было не только кульминационным событием указанного периода, но и качественно новым политическим шагом со стороны всего объективно персонифицируемого им лаосского мира: во-первых, вьентьянский король заявил о своих правах непосредственно сиамскому королю, а, во-вторых, смело поднял руку на главное звено осуществления восточной политики последнего - кхоратского губернатора. Трагический исход вооруженного сопротивления вьентьянского короля резко усилившейся к середине 20-х г.г. XIX в. сиамской экспансии во многом объясняется, конечно, недостаточной социально- экономической и морально-психологической готовностью различных государственно-оформленных компонентов лаосского этноса решительно предпочесть национальное единение феодальным мендо- ! усобным распрям, главной из которых оставалась вьентьяно-луанг- I пхабангская. В самом деле, переход Луангпхабанга в начале 20-х годов XIX в. на позиции "нейтралитета" в условиях нарастания сиамо-лаосского противостояния серьезнейшим образом ослабил общелаосский фронт. Однако значительно важнее, по мнению диссертанта, было такое объективное обстоятельство, как природно-гео-графическая изолированность лаосских государств, усугубленная с начала XIX в, сиамской торговой блокадой. Данное обстоятельство не позволило своевременно модернизировать вьентьянские арсеналы перед лицом уже значительно усилившихся именно в этом смысле соседей. Важнейшую роль сыграла и не благоприятствовавшая делу национально-государственной консолидации лаосцев меж-

дународная обстановка.

Гак на рубеже ХУЕ-Х1Х в.в. в историческом споре двух соседствующих и типологически весьма близких друг другу социокультурных комплексов - сиамского и лаосского - возобладал первый. Сиамцы сумели раньше лаосцев создать гомогенный и динамичный этносоциальный узел в обширных и плодородных низовьях р.Чаопрайи, вполне использовав в хозяйственном и демографическом планах все преимущества географического положения и природных условий своей страны. Они довольно быстро нашли и адекватную собственной социально-экономической и культурно-религиозной ситуации связь с региональным и мировым рынками, с внешним миром вообще. Приходится констатировать, что перечисленных достижений лаосцы не имеют и до сих пор.

События 1827-28 г.г. прервали процесс собирания лаосских земель в районе Среднего Меконга методами феодально-монархической централизации. Для завершения этого процесса и создания единого и независимого национального государства лаосцам понадобилось еще почти полтора века. Однако к этому моменту в государственном смысла ¡.¡еконг перестал быть "лаосской рекой", как именовали его голландцы в ХУП в., и на правом берегу его за наследниками Лансанга сохранились лишь очень небольшие земли.

В глешз четвертой "Лаос в период активизации сиамской экспансии (1829-1885)" рассмотрен этап, на котором после разгрома Акулуттхалата "младшинство" Вьентьяно-Тямпасака было заменено Бангкоком на вассалитет обезглавленной им совокупности неболь-лих феодально-иерархических групп лаосских мыангов (небольших княаеств) Центра и Юга, лишенных возможности отстаивать не только свой политический, но и экономический суверенитет. Одна-

ко объективная неготовность самого сиамского государства к быстрому поглощению примеконгских земель допускала как неизбежность автономное существование лаосского социокультурного комплекса в виде отдельных групп мыангов при сохранении непосредственной власти над ними со стороны лаосских же феодалов. Таким образом, в царившей более шести десятилетий атмосфере "мягкого", но неослабного политического контроля Бангкока и медленного, но верного "всасывания" центральных и южных лаосских земель в лоно сиамского государства именно лаосскому иыангу суждено было стать той главной охранительной силой, благодаря которой после второй мировой войны и состоялось самоопределение населения всего левого берега Среднего Меконга именно как лаосцев.

С конца двадцатых и до середины 70-х г.г. XIX в. единственным крупным и относительно самостоятельным государственным образованием лаосцев являлось королевство Луангпхабанг. В указанный период оно даже пережило известный экономический подъем, что объяснялось как объективной отсрочкой реализации аннексионистских планов Бангкока по отношению к нему, так и проведением этим королевством "балансирующей" внешней политики, основанной на использовании сиаксно-вьетнамских противоречий. Третьей причиной временной стабилизации Луангпхабанга было то, что Бангкок, после 1828 г. взявший курс на постепенное включение восточнолаосских территорий в состав своего государства традиционными феодально-политическими средствами, агентом данной стратегии избрал именно Луангпхабанг, поскольку по отношению к ощ)ужавшим его менее крупным и разрозненным лаосским феодальным владениям тот вел себя не как объединитель, а как эксплуататор.

Вторжение в середине 70-х годов в Северный и Центральный Лаос вооруженных бандитских отрядов "черных", "красных" и т.п. "флагов" из Южного Китая и Северного Вьетнама не только прервало мирное внутреннее развитие Луангпхабанга, но и резко усилило военно-дипломатическую борьбу за северный и центральный Индокитай ие.кду Сиамом, поддерживаемым Англией, и Францией. В итоге, в 1685 г. северолаосское королевство было поставлено фактически под пряной контроль Бангкока.

Помимо результатов исследования, полученных автором в рамках :савдой отдельной главы диссертационной работы, на защиту выносится следующие основные вызоды исследования, сформулированные в Заключении (некоторые из них автор предлагает в дискуссионном плане):

I. При крайне замедленном социально-экономическом развитии Лаоса в ХУП-Х1Х в.в. его политическая история отличалась в это время беспрецедентным динамизмом. Поэтому наиболее рациональны;,: представляется полонить в основу периодизации этого исторического отрезка прежде всего политические и военно-политические критерии.

.2. В исследуемый в диссертационной работе период в массовом сознании лаосцев прочно утверждается представление о национально-государственной единстве как о фундаментальном условии благополучия всех лао.

3. Народно-революционная партия Лаоса объективно стала продолжательницей дела и восправмницей государственно-политической тактики (опора на Вьетнам) вьентьянских королей, боровшихся за восстановление единого Лансанга.

Опыт противостояния более сильным соседям, накопленный

лаосскими государствами в ХУШ-Х1Х в.в, оказался чрезвычайно полезным независимому Лаосу: принцип "балансирования" на международной арене естественным образом стал основным при выработке внешней политики национально-прагматически настроенными правительствами во главе о принцем Суваннапхумой в 50-70-е г.г. По всем признакам, с конца 80-х г.г. этот же принцип определяет внешнеполитические шаги и ЛНДР.

5. Лаосско-таиландские отношения до сих пор находятся в зависимости от феномена, именуемого в данной диссертационной работе лаосско-сиамским историческим спором. Он возник еще в ; ХУ1 в., когда Лансанг стал полноценным королевством лао, и с \ тех пор стал основным в таиязычном мире. Закономерно, что националистически мыслящие лаосцы видят и в современном Таиланде, особенно в контексте проводимой ныне ЛНДР политики открытости внешнему миру, прежде всего эксплуататора, а не партнера. ;

6. Гесные, вплоть до союзнических, отношения с Вьетнамом сегодня, как и в ХУШ~Х1Х в.в., являются для Лаоса в первую очередь геополитической потребностью (особенно в смысле противостояния внерегиональным. агрессивным силам). Характерно, что все , три коалиционных правительства королевского Лаоса также стреми- | лись наладить и расширить связи с восточным соседом. Для лаосцев крайне важно то, что Вьетнам, в отличие от Сиама-Таилайда,

по крайней мере с начала рассматриваемого в диссертации периода сам был крайне заинтересован в национально-государственном единстве политически лояльного ему Лаоса.

7. Старые геополитические механизмы в принципе продолжают | действовать в лаосско-китайских отношениях и сегодня. Острые | проблемы'по-прежнему отсутствуют в них. Однако настораживающим

моментом является, как показано в данном исследовании, традиционно возникавший в периоды политической децентрализации Даоса эффект "притягивания" севера этой страны к Китаю. Регулярно проявляваийся в доколониальном Даосе, он вновь возник в середине 50-х годов XX в. в атмосфере обострения гражданской войны в этой индокитайской стране. Он же, по крайней мере, в экономическом плане, судя по всему, налицо и сегодня в условиях проводимой правительством ЛНДР политики экономической либерализации.

х х х

По isks диссертации опубликована следующие работы автора: I. Зьентьяно-сиамская война 1825-1828 г.г. и ее политические последствия // Зарубежный Восток: история и современность. Сб. научных трудов. - М.: МГИМО, 1988. - 0,5 п.л.

г. О некоторых чертах национального самосознания лаосского народа (по материалам исюркко-кулиуроведческих публикаций второй половины 30-х г.г.) // Слецбнллетэнь ;ё I (272) Института востоковедения АН СССР. - М.: Институт востоковедения АН СССР, 1991. - 0,о п.л.

3. Становление и политическое развитие в ХУШ веке трех самостоятельных лаосских государств в районе Среднего Меконга после окончательного распада Лансанга - единого королевства лаосцзв. - Делонир. в ИНИОЯ АН СССР 12 февраля 1991 г., деп. 43917 // Указатель "Новая советская литература по общественным наукам. Государство и право". - 199I. - № 7. -

2,6 п.л. А"»'«? и л

® Зах Sil Ър /¿о ' ' %

I ¿/ГШ/0 щ

р. р. й.«,« а.,о..Р Р- 'Р.^АiJSiÄäftäaw