автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Формирование хроносферного компонента в структуре личности

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Борисов, Игорь Альбертович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Иркутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Формирование хроносферного компонента в структуре личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Борисов, Игорь Альбертович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

§ 1. Развитие представлений о временном факторе личностного самовыражения.

§ 2. Проблема синтеза внутреннеощущаемого и предметно осознаваемого времени в современной философии.

§ 3. Личностное структурирование времени как результат поступочной деятельности.

Глава 2. ИНДИВИДУАЛЬНО ПЕРЕЖИВАЕМОЕ ВРЕМЯ КАК УСЛОВИЕ

СТРУКТУРНОЙ УПОРЯДОЧЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Поступочный синтез времени и бытия как условие осуществления культурно-исторической преемственности.

§ 2. Хроносфера духовного становления личности как составляющая художественного киноязыка А. Тарковского.

§ 3. Личностно-сорганизуемая поступочная деятельность как способ субъектно-творческого претворения времени.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Борисов, Игорь Альбертович

Актуальность темы исследования. Корень глобального антропологического кризиса, охватившего современный социум, заключается в разладе внутреннего мира человека, представляющего собой противоречиво выраженное единство рационального и вероисповедного начал. Утрата животворных связей между ними приводит как к псевдорациональности, лишенной смыслопорождающего ядра, так и к идолопоклонничеству, выхолащивающему жизненные мотивационные силы человека. В одном случае можно видеть, как вхолостую работает рассудок, изобретающий бесчисленные и бессмысленные артефакты, в другом случае - наблюдать веру всуе, в которой место абсолютных ценностей занимают относительные, а потому преходящие идолы в виде абстрактного «человечества», конкретного государства или собственного «Я». Согласованное, дополняющее друг друга взаимодействие рационального и вероисповедного обнаруживается как необходимое условие равновесия человеческой духовности.

Одной из составляющих антропологического кризиса является временная компонента, выраженная утратой преемственности поколений, реальной связи времен, которая образует проблему единства социального опыта человечества. Данная проблема предстает как противоречие между ценностными устремлениями индивида к традициям, хранящим устойчивое основание жизни, и к новациям, в свете которых личность осуществляет свой жизненный проект. Современный человек балансирует между двумя крайностями -втягиванием в эйфорию коллективного «океанического» сознания и падением в опустошающий эгоистический нигилизм. «Чистая», футуристичная новация недолговечна, поэтому человек стремится к опоре на традиции. В подавляющем большинстве случаев традиция либо разрушается, либо поглощает новацию, тормозя ее модернизационную динамику. В первом случае общество производит «Иванов, родства не помнящих», во втором случае это же общество имеет во множестве «Ивановых», «Ивановичей», но ни одного «Ивана». Как получить целостного, современного и в то же время опирающегося на традицию, ее сохраняющего и развивающего «Ивана Ивановича»? Как сохранить и приумножить традицию творчеством? Как, не потеряв творческой установки, направленной на будущее, войти в пространство опыта, в прошлое, которое только и дает силы для движения вперед?

Если в обществе прошлое гармонично сочетается с будущим, то такое общество переживает расцвет. Если в человеке прошлое приходит в лад с будущим, то человек становится личностью. Следовательно, личность есть «место встречи» прошлого и будущего, а вопрос личностного становления есть вопрос установления связи времен, вопрос восстановления преемственности опыта.

Таким образом, временная составляющая современного кризиса человека, выраженная в проблеме единства социального опыта человечества, может быть раскрыта через анализ динамической структуры той временной реальности, которая осознается и ценностно осуществляется человеком в процессе его личностного становления.

Характеристика современного состояния разработанности темы исследования. Проблему осознания человеком собственной, онтологически выраженной внутренней временной реальности поставил в начале XX в. А. Бергсон. Развивая кантовское понятие времени, он определил субъективное время как таковое, именно его труды положили начало отсчету исследования темпоральности, в психологии, социологии, а также в литературе. Особое внимание уделил исследованию внутреннеощущаемого времени М. Пруст. Собственно на философский уровень осмысления категория темпоральности вновь поднимается благодаря трудам М. Хайдеггера, который рассматривал время как горизонт понимания бытийного вопроса вообще. Следует отметить, что его проект «Бытие и время» так и остался незавершенным. В каком-то смысле идеи Хайдеггера перекликаются с идеями К. Ясперса: время неразрывно связано у него, Ясперса, с понятием бытия, именно такое время у него является историческим, или осевым. В этом же русле проблему времени исследовал П. Тиллих. Его понятие «кайрос» означает время, связанное с абсолютным, безусловным, и только такое время обеспечивает мировоззренческую стабильность и соразмерность-теономию.

В отечественной философии также происходит глубокое осмысление внутреннеощущаемой временной реальности. Еще до Бергсона эту проблему выдвинул Н.Ф. Федоров, который подверг критике кантовское понимание времени как априорной формы чувственности, отмечая, что время не пред-ществует опыту, но является вместе с движением и действием. Федоров также критично исследовал теорию прогресса с ее бессердечным отношением к поколениям прошлого. Вообще философско-историческое переосмысление теории прогресса, в основе которой лежит представление о времени как предметно осознаваемой реальности, является особенностью русской мысли. О «тайне прогресса» писал B.C. Соловьев. H.A. Бердяев называл время прогресса «пораженным» временем, противопоставляя его «целостному» времени. «Прямая» перспектива прогресса, согласно о.Павлу Флоренскому, является символом пассивного мироощущения, который утверждает человека как «театрального зрителя», который может лишь со стороны смотреть на мир, но не жить и не трудиться в нем, наряду с этим «обратная» перспектива собирает человеческий внутренний мир, сообщая ему целостность и активность. CA. Аскольдов говорил об «онтологическом» времени, где прошлое не исчезает, но сохраняет свою жизненность вместе с растущим новым содержанием. т-ч и о

В современной отечественной мысли можно выделить два направления в исследовании категории времени: естественнонаучное и гуманитарное. В рамках естественнонаучного направления следует отметить: В.И. Вернадского и его учение о биосфере и ее эволюции в ноосферу, в основе которого лежит идея культурной биогеохимической энергии, преодолевающей энтро пию; Ю.Б. Молчанова, который выразил амбивалентность субъективного Бремени в двух концепциях - реляционной и статической; И. Пригожина, русского ученого, придавшего понятию времени глубокое теоретико-познавательное значение в современном естествознании. Гуманитарное направление ярко представлено: М.М. Бахтиным, введшим понятие хронотопа произведения и большого времени человечества; H.H. Трубниковым, выразившим идею о целостном времени, которое человек осуш;ествляет в своей деятельности; М.К. Мамардашвили и его онтологически выраженной концепцией времени смысла, неотделимого от усилий личностного самосозидания.

1—1 и и 1 1 U

Если говорить в целом, то в российской философской литературе проблема времени рассматривается достаточно широким кругом исследователей. Наибольший интерес для данной диссертации представляют следующие цитируемые в нашей диссертации авторы: С.С. Аверинцев', CA. АскольдовЛ, М.М. БахтинЛ H.A. БердяевЛ В.И. Вернадский Л.С Выготский, А.Ф. Ло-CQB\ M.K. МамардашвилиЛ Ю.Б. Молчановл, СЛ. РубинштейнаЛ, B.C. Соловьев", П.А. Сорокин'Л H.H. Трубников'л, Н.Ф. Федоров'"Л, П.А. Флорени • Л ский Л и др. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: «Coda», 1997. - 343 с; Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. -448с. л Аскольдов CA. Время онтологическое, психологическое и физическое /В кн.: На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. - М.: Политиздат, 1990. - 528 с. л Бахтин М.М. К философии поступка /В кн.: Бахтин М.М. Работы 20-х годов. - Киев, «Next", 1994; Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук /В кн.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.,1979, 424с.; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Ху-дож. лит.,1990.-543с. Бердяев H.A. Смысл истории. - М.,1990. - 175 с. л Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 271с.

Выготский Л.С. Психология искусства. - СПб: Азбука, 2000. - 416 с. ' Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: «Республика», 1996

Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - М., 1994. - 90 с; Мамардашвили М.К. Стрела познания (набросок естественноисторической гносеологии). - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 304 с; Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М.: «Аграф», 1997. -320 с; Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. - М., Ad Marginem, 1995. - 551 с. ' Молчанов Ю.Б. Четыре концепции в философии и физике. - М.: Наука, 1977

Рубинштейн сл. Бытие и сознание. - М., 1957. - 328 с. ' ' Соловьев B.C. Смысл любви / Сочинения в 2-х т. T.2. - М.: Мысль, 1990. - 822 с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. - 543 с. " Трубников H.H. Время человеческого бытия. - М., Наука, 1987

Федоров Н.Ф. Философия общего дела/Сочинения.-М.: Мысль, 1982. - 712 с. " Флоренский П.А., священник. Иконостас/ Сочинения в 4-х т, T.2. - М.: Мысль, 1996, - 877 с. среди зарубежных авторов наиболее интересны: А. Бергсон'Л, Ф. Бро-дель'л М. Вебер'л Ф. Ницше'л X. Ортега-и-ГассетЛ°, Л. СэвЛ', П. Тиллихлл 3. Фрейдлл Э. Фромм'л М. Фуколл М. Хайдеггерлл М. Шелерлл, М. Элиаделл, К.Г. Юнглл, К. Ясперсл° и др.

Необходимо отметить, что несмотря на значимость и оригинальность разнообразных концепций, публикаций, посвященных разработке проблемы времени, крайне недостаточно раскрыт личностный, поступочно-деятельностный аспект данной проблемы, и поэтому этот вопрос нуждается в дальнейщем исследовании.

Объектом исследования выступает социоорганизованная поступочная деятельность, содействующая раскрытию смыслообразующих констант личности.

Предметом исследования является хроносферное выражение личности, которая раскрывается в онтологически преломляемом событийно-структурном построении широкого круга явлений - от исторического повествования и автобиографии до произведений литературы, музыки и кино.

Цель исследования заключается в постановке и обосновании концепции хроносферы поступочной деятельности личности, в рамках которой получала бы новое раскрытие проблема преемственности и единства социального опыта человечества.

Бергсон А. Творческая эволюция / Собр. соч. Т.1. СПб. 1914.-331 с.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. в 3-х т. пер. с фран., М.:Прогресс,1986-1992

Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994. - 704 с.

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое /Сочинения в 2 т. Т.1. -М.: Мысль, 1990. - 829 с.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М., 1991. - 408 с.

Сэв Л. Марксизм и теория личности. - М.: Прогресс, 1972. - 583 с.

Тиллих П. Кайрос/ Избранное. Теология культуры. - М.: Юрист, 1995 - 479 с.

Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: «Фолио», 1998. - 1040 с.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М., 1994. - 406 с.

Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997 - 452 с; Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - 447 с. " Шелер М. Избранные произведения. - М., 1994 - 490 с.

Элиаде М. Священное и мирское. - М., 1994. - 143 с.

Юнг К.Г. Синхронистичность. Сборник. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997 - 320 с. л" Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

Задачи исследования:

- определение бытийнонасыщенной поступочной деятельности как условия раскрытия личностного начала;

- анализ временной составляющей личностного самовыражения; установление места структурированного времени в предметной целе-положенной и поступочной деятельности;

- исследование хроносферы как области структурирования личности;

- анализ целеположенного действия в свете осуществления личностью смысла жизни;

- прояснение личностной хроносферы в качестве утверждающей родовую преемственность в развитии общества.

Методологической основой исследования является философская антропология, актуальность которой определяется возрастающей ролью индивидуального начала в современной жизни, приобретающего глобальный характер. Философская антропология позволяет полнее, чем ранее, раскрыть природу человека в ее теоретико-познавательных возможностях. Она же определила выбор конкретных методов исследования.

Прежде всего это диалектика как всеобщий метод, с помощью которого автор стремился раскрыть внутриличностные противоречия в их хроносфер-ном, содействующем сущностному постижению личности измерении. В работе использован сравнительно-исторический метод с целью поэтапного раскрытия личностного начала, опираясь на который уточняется характер внутренней преемственности компонентов структуры личности; при этом временной фактор обретает здесь особую значимость - структурирует личность как воплощенное творчество. Кроме того, в настоящем исследовании применены: метод феноменологической интерпретации при анализе современного - на примере киноискусства A.A. Тарковского - художественного творчества и деятельностный подход в обосновании значимости поступка как фокуса хроносферно репрезентируемой личности.

Научная новизна исследования состоит в выработке и обосновании концепции хроносферы творчески-поступочной личностной деятельности, раскрывающей единство родового опыта человечества. Вклад диссертанта в исследование временного измерения личностной самореализации состоит:

• в теоретическом обосновании введенного в научный оборот философского понятия «хроносфера», раскрывающего личность в ее мировоззренческой целостности;

• уточнении содержания тех компонентов природы, - а это внещние и внутренние естественноприродные ощущения плюс вторая, искусственная, человеческая природа (она же духовность) - человека, раскрывая которые личность предстает творчески структурирующей время;

• раскрытии форм хроносферы - мимезисной, катарсисной и техне-зисной - как условия воплощения исследовательской направленности человеческого творчества;

• выработке нового понимания поступка как смысловоплощенной во времени тяги к бытию;

• установлении поступочной связи между хроносферой отдельной личности и социокультурным опытом человечества;

• исследовании с помощью концепции хроносферы художественного наследия режиссера A.A. Тарковского, в выявлении личностно-временной доминанты в его творчестве, которая позволяет войти в непосредственно-диалогическое познание российской духовности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования позволяют уделить большее внимание проблеме времени в ее философско-мировоззренческом выражении, В работе применяется специальная терминология, позволяющая углубить онто-антропологическую тематику, повысить уровень ее аксио-праксеологической разработанности применительно к возрастающим духовным потребностям личности. Диссертация открывает определенные перспективы в изучении онтологических основ поступочной деятельности как сопряженного со временем способа духовного развития личности.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке и корректировке вузовских курсов по философско-гуманитарной тематике.

Развиваемая в диссертации идея хроносферного компонента в структуре личности, обеспечивающего единство - через преемственность - социального опыта обладает мощным нравственно-воспитательным зарядом. В силу данного обстоятельства авторская концепция хроносферы поступочной деятельности имеет важное социально-практическое значение, так как может быть успешно востребована при разработке и проведении в жизнь различных отечественных государственных и общественных программ, ставящих своей целью формирование личности - гражданина, патриота, творца - в сложных и неустойчивых социально-экономических и культурно-политических условиях современного мира.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социальный в своей основе кризис современного человека в сфере духовности обнаруживается разладом между рацио и верой. Временная составляющая этого кризиса проявляется в остром противоречии между ценностными устремлениями личности к традициям и к новациям, которое приводит к пассивному мироощущению индивида и, в конечном счете, к распаду преемственности социального опыта. Данная проблема может быть осмыслена в контексте хроно-сферной концепции личностного становления.

2. Определяясь поступочной деятельностью, личностная самореализация предстает как структурированное время. Сущность поступка в онтологическом смысле есть тяга личности к бытию как целостно выраженной действительности. Процесс реализации тяги к бытию осуществляется в рамках целеположенной предметной деятельности и предстает как процесс новообразования деятельностных навыков.

3. Новообразование в структуре личности приобретает кардинальное значение в рамках творчески-поступочной деятельности. Событие новообразования есть ценностно-значимое событие в свете личностной самореализации. Совокупность таких ценностно-значимых событий определяется как личностное время.

4. Личностное время преобразуется в стремящуюся к целостности событийную структуру поступочной деятельности. Данная временная сфера творчески-поступочной деятельности составляет наиболее упорядоченную сферу в структурированном времени деятельности и определяется как хроносфера.

5. Хроносфера является важнейшей составляющей событийно-структурного построения широкого круга явлений - от исторического повествования и автобиографии до произведений литературы, музыки и кино. Передача опыта происходит через поступочную событийную структуру. Личностная хроносфера есть часть хроносфе-ры человечества, которая раскрывает единство его социального опыта. Осуществление хроносферы проходит последовательно этапы мимезисной, катарсисной и технезисной формы. Осуществление хроносферы как целостной временной реальности, раскрывающей единство социального опыта человечества, обнаруживается как смысл человеческой жизни во временном измерении.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на XI и XII Международной научно-практической конференции «Россия - Восток: взгляд из Сибири» (Иркутск, 1998 и 2000), на ежегодных конференциях, проводимых на кафедре философии ИГУ (1998,1999,2000 и 2001). Материалы диссертации нашли применение в прочитанном автором в рамках педагогической практики на филологип ческом факультете ИГУ спецкурсе «Философская антропология» (февраль-апрель 2000 г.). Содержание работы и ее выводы были опубликованы в научных сборниках, издаваемых Иркутским государственным университетом, в частности, в сборнике «Методологическое обеспечение современных философских проблем» (2000 г.). Всего по теме диссертации опубликовано 6 статей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 235 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование хроносферного компонента в структуре личности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная идея настоящей диссертации состоит в том, что временная составляющая современного глобального антропологического кризиса, выражающаяся в разрыве между традицией и модернизацией, в разладе преемственности родового опыта, может проясняться и преодолеваться в рамках концепции хроносферы, которая раскрывается как стремящаяся к целостности структурированная временная реальность творчески-поступочной деятельности личности.

Личность во временном измерении является центральным образом в концепции хроносферы. Образ хроносферно выраженной личности - это образ человека, который лищь в той мере становится человеком, в какой он осуществляет в своей поступочной деятельности преемственную связь поколений. Поступок оказывается фокусом хроносферно репрезентируемой личности, в котором реализуется духовно-энергетическое основание человеческой жизнедеятельности - тяга к бытию как целостно выраженной действительности.

Концепция хроносферы утверждает тягу к бытию как глубинное моти-вационное ядро личности. Имея фундаментом внешние и внутренние естест-венноприродные ощущения, тяга к бытию осуществляет их сокрытый синтез, являясь вместе с тем глубинным единым основанием человеческой духовности - как веры, так и рацио. Личность, реализуя тягу к бытию в поступочной деятельности, стремится в перспективе к осуществлению воплощенного синтеза веры и рацио.

Концепция хроносферы закрепляет положение, согласно которому жизненное равновесие человеческой духовности зиждется на поступке. В поступочной деятельности личность претворяет изменчивость во время опыта. Только на такой претворенной изменчивости в условиях современного мира может базироваться устойчивость как в индивиде, так и в социуме. Способность к поступку выражается в постоянной готовности к коренной мировоззренческой трансформации, к преображению структуры жизненного опыта, в процессе которого раскрываются смыслообразующие константы личности.

Хроносфера как структурированное поступочной деятельностью время воплощается в событийно-структурном построении широкого круга явлений, от исторического повествования и автобиографии до произведений литературы, музыки и кино. Примененная к анализу современной методологии истории концепция хроносферы обнаружила возможность развития подходов, соответствующих идее поступочной преемственности. Оказалось также, что к реализации этой идеи в целостном временном выражении всегда была близка отечественная духовность. Ее стремление к синтезу космологического и исторического времени образует событийно-структурную основу для вывода поступочности на передний ценностный план. Концепция хроносферы выявила космоантропологическую всеохватно объединяющую поступочную традицию российской духовности.

Одним из наивысших проявлений отечественной космоантропологиче-ской поступочной линии явился гений A.A. Тарковского. Запечатленное время, которое для Тарковского является сущностью кинематографа, есть время личностного осуществления, или в свете настоящей диссертации - хроно-сфера. Примененная к интерпретации художественного наследия А. Тарковского, концепция хроносферы помогла раскрыть смыслообразующее единство его киноязыка, стержень которого составляет личностное преображение. Временная реальность этого преображения воплощается Тарковским в образе воды, собранной в сосуд. Образ пустого, или разбивающегося сосуда является предупреждением утраты памяти, опыта и веры. Время личностного поступления является условием времени родового опыта человечества вообще - это выражено Тарковским в образе Древа. Творчество Тарковского возвращает забытый язык натурфилософии, в котором вода символизирует время мировое и время опыта, огонь - центр личностной духовной энергии, воздух как ветер - тягу к бытию, земля - родовой опыт предков, которым питаемо Древо. Все связано в круге целостности: огонь питаем воздухом, воздух обновляем испарениями воды, вода хранима землей, земля согрета огнем - «огненное» личностное начало раскрывается при условии осознания «воздушной» тяги к бытию; «воздушная» тяга к бытию обновляется «восходящими потоками» «водного» времени опыта; «водное» время опыта сокрыто и структурируемо «земной» родовой памятью; «земная» родовая память есть память об «огненной» поступочности предков. В центре круга произрастает Древо человечества, в котором все четыре «празднуют» свой союз и «водят хоровод» хроносферы.

Концепция хроносферы в теоретическом выражении (&3 гл.1), будучи примененная . к практическому исследованию в области историко-культурологической методологии (&1 гл.2) и в области киноискусства на примере художественного наследия A.A. Тарковского (&2 гл.2), раскрыла свою внутреннюю динамику, которая предстала в трех последовательных формах осуществления. Формы осуществления хроносферы «кристаллизовались» как мимезисная, катарсисная и технезисная. Мимезисная поступочная деятельность, основываясь на транформации внешних ощущений, раскрывает внешнее хроносферное содержание. Катарсисная поступочная деятельность, базируясь на преображении внутренних ощущений, воплощает внутреннее хроносферное содержание. Технезисная поступочная деятельность реализует синтез внешних и внутренних ощущений, созидая хроносферно выраженную целостную духовность.

В целом, можно сказать, что концепция хроносферы поступочной деятельности, сложившаяся в философско-антропологическом русле современной философии, намечает определенные «обратные» перспективы для дальнейших исследований временных структурных оснований личностного бытия. Среди этих перспектив хотелось бы выделить особенно важные.

Прежде всего, в концепции хроносферы поступочной деятельности категория пространства выведена «за скобки». Поэтому, наряду с временным фактором как условием раскрытия личностного начала, необходимо также исследовать пространственный фактор личностной самореализации. Исследование пространственных и пространственно-временных связей в личностном становлении должно существенно расширить личностно-временную проблематику, рассматриваемую в настоящей диссертации.

В ходе исследования также стало ясно, что концепцию хроносферы необходимо дополнить разработкой социокультурной проблематики. Хроно-сферное осуществление личности активно сопрягается с лестницей социальной иерархии. Одной из основных проблем строительства жизнеспособного социума заключается в том, чтобы вектор общественного развития в наибольшей степени совпадал с «равнодействующей» векторов личностных самореализаций членов этого общества. В этом смысле, социальная структура должна базироваться на самореализации личности. Из этого вытекает, что социальная структура должна строиться «снизу», т.е. демократически. На деле, однако, этого не происходит. Даже в самых развитых демократических системах социальная структура «задается» путем автоматизированного навязывания «усредненного» жизненного пути, что бессознательным путем приводит к мировоззренческой однородности индивидов. В идеологиях тоталитарного толка вообще идеал жизненного пути четко выражен. В этом случае человек полностью овнешняется, он становится беззащитным перед манипуляциями власти, - судьба человека зависит напрямую от того, насколько он соответствует идеологическому идеалу.

Следовательно, из концепции хроносферы вытекает тот или иной способ политического устройства, в основе которой лежит такой тип социальной иерархии, который базируется именно на поступочной деятельности граждан. В свете этого должен быть возрожден старый девиз, изве тпый еще с греков - «Нельзя спать на прошлой добродетели». Данный девиз в полной мере «схватывает» суть проблемы - социальная структура должна быть живой, чрезвычайно гибкой, выстраивающейся всякий раз заново, исходя из реального поступочного климата в обществе. Данная политическая утопия, таким образом, стремится к реализации идеала общественного самоуправления. В России данный идеал известен как земско-соборный идеал. Этому идеалу противостоит идеал бюрократического государства, который в отличие от первого реализовался и на практике является господствующей формой. Однако глобальный кризис человеческой духовности призывает к пересмотру этой господствующей формы политического устройства, поскольку она все ближе и ближе подводит человечество к грани катастрофы. Бюрократическая форма переживает в нащи дни тотальный кризис, ибо она стремительно теряет контроль над ситуацией. Это в полной мере выявилось в нашей стране. Эффективность современной российской государственности чрезвычайно низка. Единственный, на наш взгляд, реальный способ повысить эту эффективность заключается в развитии органов местного самоуправления, в передаче им реальных рычагов финансового и административного контроля за действиями государственных органов. Наше государство должно найти в себе силы начать отвечать, отчитываться за свои действия перед обществом, восстановить жизненно важные «обратные связи».

В конечном счете, глобальный кризис человеческой духовности требует от всех здравомыслящих людей мира объединиться в ответственной по-ступочной деятельности, которая только и может через восстановление родовой преемственности осуществить и тем самым продолжить время соучаствующего бытия. Только ответственный поступок может отвести вид Homo sapiens от последней роковой черты, вновь обнаруживая в глубине человеческой природы «питающийся» тягой к бытию духовный огонь, которым только и «хранима» наша планета Земля.

 

Список научной литературыБорисов, Игорь Альбертович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Августин А. Исповедь. /Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий: Пер. с латин. М.: Республика, 1992. - 335 с.

2. Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культуры: Пер. с англ. К.: «София», 1998. - 384 с.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: «Coda», 1997.- 343 с.

4. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 448 с.

5. Адлер А. Индивидуальная психология /Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1996 - 461 с.

6. Алтухов В. «Да» и «нет» не говорите //Лит.газета, 2000.- №41. С.11.

7. Алексина Т.А. Власть Хроноса. М.: Изд-во Российск. Унив. Дружбы народов, 1994. - 85 с.

8. Андреев Д. Роза мира. М.: Прогресс, 1990. - 435 с.

9. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр.-М.: Наука, 1978.-231 с.

10. Антология мировой философии. М.: Наука, 1969. - Т.1. - 936 с.

11. Анчаров М. Самшитовый лес. М.: Искусство, 1994. - 540 с.

12. Аристотель. Собрание сочинений в 4 томах. М.: Наука, 1975. - Т.1. -830 с.13. аскин Я.Ф. Проблема времени: ее философское истолкование. М.: Мысль, 1966.-287 с.

13. И.Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое /На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. - 528 с.

14. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. М.: <Немо», 1992.-368 с.

15. Балабай СВ. Истоки и границы рационалистической концепции времени /Время и преемственность в развитии культуры. Саратов: изд-во Саратовск. ун-та, 1991. - С35 - 47.

16. Барт Р. S/Z. М.: Ad Marginem, 1994. - 303 с.

17. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995.-735 с.

18. Баткин Л.М. Шанс еще есть. М.: ЭПИцентр; Фолио, 1995. - 214 с.

19. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

20. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук /Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424 с.

21. Бахтин М.М. К философии поступка /Бахтин М.М. Работы 20-х годов. -Киев: Next, 1994.-569 с.

22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Киев: Next, 1974. -317 с.

23. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

24. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: «Республика», 1994. -528 с.

25. Бергсон А. Творческая эволюция. Собрание сочинений. СПб. 1914. -Т.1. -331с.

26. Берн Э. Игры, в которые играют люди.- СПб.: Лениздат, 1992.- 400 с.

27. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М., 1991.- 1372 с.

28. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Прогресс, 1989.-607 с.

29. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Прогресс, 1990. - 175 с.

30. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. - 383 с.

31. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси , 1978.-Т.3.-797 с.

32. Бибихин В.В. Мир. Томск: Логос, 1995. - 144 е.

33. Бибихин В.В. Узнай себя. СПб., 1998. - 577 с.

34. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986 -231 с.

35. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. - 280 с.

36. Большаков В.И. Грани русской цивилизации. М.: «Москва», 1999. -384 с.

37. Борисов И.А. Проблема времени в культуре современной России / Россия и Восток: взгляд из Сибири. Иркутск: изд-во ИГУ, 1998. - Т.2. -С.38-40.

38. Борисов И.А. Личностное время как способ преодоления европоцен-тричной «темпоральности» в модернизированных культурах Востока / Россия и Восток: взгляд из Сибири в конце столетия. Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2000.-Т. 1.-С.83-85.

39. Борисов И.А. Понятие личностного времени: к постановке проблемы / Методологическое обеспечение современных философских проблем. -Иркутск: Иркут. ун-т, 2000. Вып. 2. - С.22-27.

40. Борхес Х.Л. История вечности /Соч. в 3-х т. : Пер с йен. М.: Полярно, 1994.-Т. 1 .-456 С.

41. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1990. - 413 с.

42. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. в 3-х т.: пер. с фр.-М.: Прогресс, 1986-1992.

43. Бродский И. Дань Марку Аврелию /Бродский И.Сочинения. В 7-ми т.-СПб.: Пушкинский фонд, 2000. Т.6. - С.221-246 с.

44. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 462 с.

45. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х тт. -М.: Наука, 1977. Т.1. - 420 с.

46. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М., 1994. -516 с.

47. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.-808 с.

48. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. - 704 с.

49. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. - 360 с.51 .Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.-271 с.

50. Вернадский В.И. (о нем) /Прометей Т. 15. М.: Молодая гвардия, 1988. - 352 с.

51. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М.: "Гнозис", 1994. -612 с.

52. Выготский Л.С. Мышление и речь. /Собр. соч.: В 6-ти тт. М.: Педагогика, 1972.-С. 5-361

53. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб: Азбука, 2000.-416 с.

54. Гасилина Р.Н. Ценность времени в динамике культуры социализма / Время и преемственность в развитии культуры. Саратов: Саратовск. унт, 1991.-231 с.

55. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992. - 536 с.

56. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб.: Наука, 1993. - 570 с.

57. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Наука, 1990. - 524 с.

58. Гете И.В. Годы странствования Вильгельма Теля /Сочинения. М ., 1959.бГГефтер М. «Из тех и этих лет.». -М.: Прогресс, 1991 359 с.

59. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. М.: Наука, 1991. - Т.2. - 748 с.

60. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: «АСТ», 2001. - 800 с.

61. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеогиздат, 1990.-570 с.

62. Гуссерль Э. Начало геометрии. («Вопрос об истоке геометрии как ин-тенционально-историческая проблема»). М.: Аё Marginem, 1996. - С. 210-245

63. Декарт Р. Сочинения в 2 томах. -М.: Наука, 1989. Т.1. - 654 с.

64. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Наука, 1979. - 638 с.

65. Достоевский Ф.М. Бесы. М.: Худож. лит-ра, 1989. - 489 с.

66. Достоевский Ф.М. Дневник писателя /Собрание сочинений в 15-ти т. Т. 14. СПб: «Наука», 1995. 784 с.

67. Древнекитайская философия. В 2-х тт. М.: Наука, 1973. - Т.1. - 387 с.

68. Ибсен Г.Сочинения в 4-х тт. М.: Худож. лит-ра, 1963. - 753 с.

69. Иванов Вяч. Родное и вселенское. -М.: Республика, 1994.-428 с.

70. Иванов Вяч. Лик и личины России. М., 1995. - 669 с.

71. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Политиздат, 1983. - 380 с.

72. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Наука, 1984. - 320 с.

73. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.-354 с.

74. Ильин И.А. Собр. сочинений в 10 тт. М.: Русская книга, 1994. - Т.З. -592 с.

75. Камю А. Бунтующий человек. М.: Республика, 1990. - 415 с.

76. Камю А. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1993. - 522 с.

77. Кант И. Сочинения в 6 томах. М.: Наука, 1963. - Т.З. - 670 с.

78. Козьмин Ф.Е. Автореф. диссерт.на канд.ф.н. «Место интуиции как культурного феномена в духовном становлении личности». Иркутск, ИГУ, 2000.- 19 с.

79. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. М.: «Просвещение», 1976. - 154 с.

80. Кон И.С. Социология личности. М.: Прогресс, 1982. - 250 с.

81. Коноплев Н.С. Принцип детерминизма как методологическая основа гуманитарных наук. Иркутск: изд-во ИГУ, 1986. - 318 с.

82. Кудрявцев-Платонов В.Д. Исследования и статьи по введению в философию и по гносеологии. Сергиев Посад: издание Братства Преподобного Сергия, 1893. - С.370

83. Кузнецов Ю.П. Стихотворения. -М.: Молодая гвардия, 1990. 88 с.

84. Кун Т. Структура научных революций. М.: Наука, 1977. - 388 с.

85. Культурология 20 век. Антология. М., 1995. - 740 с.

86. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д, 1998. - 505 с.

87. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998. - 383 с.

88. Леви Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Республика, 1994. - 608 с.

89. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Прогресс, 1985. - 536с.

90. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. М.: Политиздат, 1989. - 508 с.

91. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. - 670 с.

92. Лихачев Д.С. Предисловие /В.Сергеев. Рублев (ЖЗЛ). М., 1981 - С.5-6

93. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категории «время» и «пространство».- Киев, 1978

94. Ломоносов М.В. Стихотворения. М.: «Советская Россия», 1985. -368 с.

95. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: «Республика», 1996. - 521 с.

96. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Логос, 1993.-959 с.

97. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. - 366 с.

98. Лосев А.Ф. Миф число - сущность. - М., 1994. - 919 с.

99. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М.: Прогресс, 1990. - 282 с.

100. Лосский И.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991.- 559 с.

101. Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Прогресс, 1995. - 400 с.

102. Лосский И.О. Бог и мировое зло. М., 1994. - 431 с.

103. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. - 367 с.

104. Максим Грек. О святых иконах /Философия русского религиозного искусства М.: Искусство, 1993. - 525 с.

105. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.-368 с.

106. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: «Аграф», 1997.-320 с.

107. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993. - 352 с.

108. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.: «Аграф», 1997.-320 с.

109. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. - 432 с.

110. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М.: Ad Marginem, 1995. -551 с.

111. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: «Лабиринт», 1994. - 90 с.

112. Мамардашвили М.К. Стрела познания (набросок естественнои-сторической гносеологии). М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 304 с.

113. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. 216 с.

114. МаритенЖ. Философ в мире.-М., 1994. 192 с.

115. МарксК. Энгельс Ф. Капитал/Соч., 2 изд-е-Т.23.-689 с.

116. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология./Соч., 2 изд-е Т.З -С. 7-544

117. Марсель Г. Трагическая мудрость философии, М., 1995. - 215 с.

118. Мегрелидзе K.P. Основные проблемы социологии мышления. -Тбилиси, 1973.-438 с.

119. Мень А., священник. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. М.: Мирос, 1994. - 184 с.

120. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: «ИСА», 1995. - 352 с.

121. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992. - 63 с.

122. Материалисты древней Греции. М., 1957. - 238 с.

123. Мир философии: Книга для чтения. 4.2. М.: Политиздат, 1991 -687 с.

124. Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас. Л.: Лениздат, 1991. -212с.

125. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.: Наука, 1977. - 321 с.

126. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М,: Наука, 1990,-253 с,

127. Монтень М. Опыты. М.: Высш. шк., 1979. - 973 с.

128. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое /Сочинения в 2 томах. М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - 829 с.

129. Ньютон И, Сочинения. М.,1974 - 410 с.

130. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды, М., 1997. - 704 с.

131. Ортега-и-Гасет X. Что такое философия? М.: Прогресс, 1991. -408 с.

132. О Тарковском /Сост., авт. предисл. М.А. Тарковская. М.; Прогресс, 1989. - 400 с.

133. Паскаль Б. Мысли.-М.: Высш. шк., 1991.-528 с.

134. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. - 312 с.

135. Платон. Сочинения в 4 томах. -М., 1990. Т. 1. - 915 с.

136. Платон. Диалоги. М. : Наука, 1986. - 607 с.

137. Платон. Сочинения в 3 томах. М., 1968. - Т.1. - С.860 с.

138. Платон и его эпоха. М., 1979.-318 с.

139. Плотин. Эннеады. Киев, 1995. - 392 с.

140. Плотин. Эннеады (2). Киев, 1996. - 235 с.

141. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. - 481 с.

142. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М., 1995. - 458 с.

143. Пригожий И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.-387 с.

144. Пруст М. В поисках утраченного времени: в сторону Свана. -СПб.: Сов. Писатель, 1992. 389 с.

145. Проблема человека в современной философии. М.: Высш. шк., 1969.-431 с.

146. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

147. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. - 246 с.

148. Распутин В.Г. Россия: дни и времена: Публицистика. Иркутск, 1993.-278 с.

149. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994. -Т.2.-400 с.

150. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957.-555 с.

151. Раушенбах Б. А, Избранное. М.: Прогресс, 1991. - 395 с.

152. Роговин М.С. Память/ФЭС.-М., 1983. С.475-476

153. Рубинштейн М.М. Философия как жизнепонимание /На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. -М.: Политиздат, 1990. 528 с.

154. Рубинштейн Р.И. Анубис /Мифы народов мира. Т.2. - С,89

155. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М.: Наука, 1957. - 328 с.

156. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.

157. Савельева И.М., Полетаев A.B. История и время. В поисках утраченного. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 800 с.

158. Самосознание европейской культуры 20 века. М., 1991. - 366 с.

159. Сартр Ж.-П. По поводу «Иванова детства» // Унита, Рим, 9 октября 1963 года

160. Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х томах. М., 1975. - Т.2. -421 с.

161. Сенека. Нравственные письма к Луциллию. М., 1977. - 384 с.

162. Сергеев В. Рублев. М.: Мол. Гвардия, 1981. - 254 с. - (ЖЗЛ)

163. Сержантов В. Теория личности. М.: Высш. щк.,1982. - 415 с.

164. Соловьев B.C. Смысл любви /Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1990.-Т.2.-822 с.

165. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: очерки по истории философии культуры. М., 1991. - 432 с.

166. Солоневич И. Дух народа / Русская идея: В 2-х тт. М., 1994 С.684

167. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.- 543 с.

168. Соссюр Фердинанд. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977

169. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М.:Прогресс, 1972, - 583 с.

170. Тоффлер О, Футурошок, М,, 1999, - 450 с,

171. Тарковский А,А, Запечатленное время /Андрей Тарковский: начало. и пути.-М.: ВГИК, 1994.-279 с.

172. Тарковский Арс.А. Избранное. М.: Худож. Лит., 1982. - 311 с.

173. Туровская М. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского. -М.: Искусство, 1991.-255 с.

174. Тиллих П. Кайрос /Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995.-479 с.

175. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 736 с

176. Трубников Н.П. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. -356 с.

177. Успенский Б.А. Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - Т.1. - 457 с.

178. Федерико Майор. Новая страница. М., 1995. - 144 с.

179. Федоров Н.Ф. Философия общего дела /Сочинения. М.: Мысль, 1982.- 712 с.

180. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - 384 с.

181. Федчин B.C. Проблема человека в русской общественной мысли. Иркутск, 1993.-279 с.

182. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х томах. -М.,1955.-Т.1.-676 с.

183. Феномен человека: Антология. М., 1993. - 349 с.

184. Философия и методология истории: Сб. переводов. М.: Прогресс, 1977.-365 с.

185. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М., 1989. - 575 с.

186. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -368 с.

187. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Наука, 1989. - 379 с

188. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Прогресс, 1991. -368 с.

189. Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: «Фолио», 1998.-1040 с.

190. Фейдимен Дж.,Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М.: Высш. шк., 1991.- 116 с.

191. Февр Л. Бои за историю. -М.: Прогресс, 1991. 629 с.

192. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Политиздат, 1990. - 272 с.

193. Фома Аквинский. Сумма теологии /Сочинения. М.,1956. - 440 с.

194. Франк СЛ. Сочинения. М., 1990. - 607 с.

195. Франк СЛ. Духовные основы общества //Русское зарубежье. Л., 1991.-С.243-434.

196. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Высшая школа, 1992. - 154 с.

197. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Наука, 1994.-406 с.

198. Флоренский H.A., священник. Иконостас/ Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1996.-Т.2.-877 с.

199. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992. -176 с.

200. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997 - 452 с.

201. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.

202. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. -333 с.

203. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.:Высшая шк., 1991.- 192 с.

204. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Ком, 1997. -608 с.

205. Хомяков A.C. Сочинения в 2-х томах. М., 1994. - Т.1.-590 с.

206. Человек в истории//Одиссей. М., 1990.-222 с.

207. Шагинян М. Человек и время. М.: Политиздат, 1980. - 342 с.

208. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.-490 с.

209. Шекспир У. Гамлет /Хрестоматия по зарубежной литературе. М.: «Просвещение», 1973.-422 с.

210. Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. -М., 1991. Т. 1. - 512 с.

211. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой исто-рии.-М.: Мысль, 1993.-Т. 1.-587 с.

212. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. - 311 с.

213. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. - 143 с.

214. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. -М., 1999.-356 с.

215. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. -478 с.

216. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии /Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. Т.21, С. 1-338.

217. Это человек: антология. М., 1995. - 319 с.

218. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. - 304 с.

219. Юнг К.Г. Луща и миф: щесть архетипов. Киев, 1996. - 384 с.

220. Юнг К.Г. Проблемы дущи нащего времени. М., 1994. - 336 с. .

221. Юнг К.Г. Синхронистичность. Сборник. М.: «Рефл-бук», К.:«Ваклер»,1997 -320 с.

222. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб., 1996. - 454 с.

223. Ямпольский М. Память Тиресия. М.: РИК «Культура», 1993. -311с.

224. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.

225. Ядов В.А. Потребности/ФЭС.-М., 1983. С.518-519

226. Ярская В.П. Время в эволюции культуры: философские очерки. -Саратов: изд-во Саратовск. ун-та, 1989. 175 с.

227. Ярская В.Н. Гуманистическая интерпретация времени в преемственности человечества /Время и преемственность в развитии культуры. -Саратов: изд-во Саратовск. ун-та, 199L С.5-22

228. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наук. Думка, 1977. -275 с.