автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Производственно-экономические основы свободы личности (методологические принципы исследования)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гагнидзе, Зураб Филиппович
Введение . 4
Глава I
Сущность свободы личности .13
§ I - К определению понятия свободы личности . 13
§ 2 - Структура свободы личности .28
Глава П
К определению производственно-экономических основ свободы личности .43
§ I - К установлению понятий производственно-экономических основ свободы личности и экономической свободы личности .43
§ 2 - Структура производственно-экономических основ свободы личности .57
Глава Ш
Определяющая роль производственно-экономических основ по отношению к структуре свободы личности . 86
§ I - Определяющее значение производственно-экономических основ в отношении политической и идеологической свободы личности . 87
§ 2 - Определяющая роль производственно-экономических основ в отношении.моральной и творческой свободы личности .I07-I3I
§ 3 - Определяющее значение производственно-экономических основ в отношении социальных свобод личности .I3I-I4I
§ 4 - Определяющая роль производственно-экономических основ в отношении остальных аспектов структуры свободы личности . 141
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Гагнидзе, Зураб Филиппович
Проблема свободы личности неразрывно связана с прогрессом общества и по мере развития последнего приобретает все новые и новые стороны, новые, прежде скрытые, черты. Вместе с тем, научное изучение поставленной.проблемы не монет ограничиваться реализованными сторонами свободы личности., теоретический анализ призван прогнозировать развитие явлений, обнаруживать и объектировать намечающиеся .тенденции. Как указывает К.У.Черненко "Научным работникам надо действовать с большей ориентацией на будущее,, .своевременно "улавливать" назревающие тенденции. Я имею в виду научное прогнозирование, которое позволило бы лучше видеть завтрашний день, принимать обоснованные решения" /66,34/.
Прогноз, естественно, должен основываться на реальной жизни и отвечать на .следующие вопросы:. Какой должна быть личность и ее свобода в будущем? К какой идеальной модели свободы личности следует стремиться? Для этого необходимо вскрыть сложный механизм свободы личности, структуру ее производственно-экономических основ.
В условиях совершенствования развитого социализма еще больше возрастает значение теоретических аспектов проблемы свободы личности, поскольку формирование нового человека, становление личности необходимостью требует философско-социологического осмысления понятия свободы личности и ее производственно-экономических основ.
Острая идеологическая борьба между социально-политическими системами капитализма и. социализма обуславливает особую актуальность философско-социологической проблемы свободы личности.
Буржуазные идеологи пытаются изобразить капиталиотичеокое общество таким, в котором якобы созданы все условия для свободного развития человека. В то же время социалистическая система объявляется миром принуждения и ограничений. В действительности же, присущие капитализму непреодолимые антагонистические противоречия в корне убивают всякую возможность реальной свободы личности трудящегося. Лишь коммунистическая обшественно-эконо-мическая формация создает условия реализации свободы личности трудящегося.
Буржуазная философская литература или не уделяет должного внимания производственно-экономическим основам свободы личности, или же имеет в виду буржуазную "экономическую свободу", вытекающую из частной собственности, эксплуатации человека человеком. Однако подлинная экономическая свобода личности трудящегося достижима только в коммунистической общественно-экономической формации, где она совершенствуется и развивается.
ХХУ1 съезд КПСС провозгласил:
Именно в области экономики заключается фундамент решения социальных задач. именно здесь создаются необходимые предпосылки успешного движения советского общества к коммунизму. исходным пунктом партийного, политического подхода к экономике служило и служит неизменное программное требование - все во имя человека, все для блага человека" /63,31/. Как говорил К.У. Чернено: "Невозможно решать назревшие проблемы развития социалистического сознания, не опираясь на прочный фундамент экономической и социальной политики" /67,16/.
Проблема свободы личности неизменно стояла в центре внимания марксистской философии.
В последнее время проблема свободы личности стала объектом пристального, специального внимания советских философов. Созданы фундаментальные работы ^.
Однако все эти работы не уменьшили актуальность и напряженность исследования, напротив, они еше больше повысили интерес к проблеме. Именно в этом заключается одна из особенностей свободы личности как вечной философской проблемы. Выяснены многие
I. Б е л о в Л.М. Что такое свобода личности. - Л., "Знание", 1974, Б ы ч к о И.В. В лабиринтах свободы. - М., полит, лит. ,1976. Давидович В.Е. Грани свободы. - М./'Молодая гвардия", 1969. Его se. Проблемы человеческой свободы.
- Львов, изд.Львовского университета, 1967. Давидов Ю.П. Труд и свобода. - М., "Высшая школа", 1962. Кон И. Свобода в "свободном обществе". - М., полит.лит., 1961.
К о с о л а п о в Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. - М., Политиздат, 1969. Косолапов Р.И. Коммунизм и свобода (проблема освобождения труда). - М., изд.МГУ, 1965. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. -М., "Юрид.лит.", 1978. Л о г а н о в И.И. Свобода личности. - М., Мысль, 1980. Николаева Л.В. Объективные и субъективные факторы социального прогресса и свободы. - М., изд. МГУ, 1974. Ее же, Свобода - необходимый продукт исторического развития. - М., изд. МГУ, 1964. Никонов К.М. Свобода и ее содержание. - В кн.: Свобода и ее содержание (ред. К.М.Никонов), Волгоград, пед.ин-т им. А.С. Серафимови-чаД972, Новиков К. А. Свобода воли и марксистский детерминизм. - М., Политиздат, 1981, Патолин В.А. Свобода подлинная и мнимая. - М., Московский рабочий, 1969. П л а х о т н ы й А.Ф. Свобода и ответственность. - Харьков, изд. Харьковского университета, 1972. Рудковский З.И. Свобода и ответственность личности. - Минск, изд. БГУ им.В.И.Ленина, 1979. Рубцов Н.И. Коммунизм и свобода.
- Шнек, изд. БГУ им.В .И .Ленина, 1978. Р у с и я Г.И. Свовопросы, многие аспекты, намечены новые пути, и хотя немало вопросов все еше ждут решения, ясно одно - в советской философии создана плодотворная основа дальнейшего исследования свободы личности, что дает возможность продолжения успешных философских поисков в этой области. Вместе с тем, некоторые аспекты, стороны, к тому же - весьма важные, остаются неизученными. В частности, все еше нет специального исследования, посвященного производственно-экономическим основам свободы личности, экономической свободе личности. Правда, этим вопросам отворядтся отдельные главы, разделы или параграфы некоторых монографий,"1" но I бода и личность. - Тбилиси, "Сабчота Сакартвело", 1979, Сарсенбаев Т.С. Социализм и свобода личности (на примере Казахстана). - Алма-Ата, "Казахстан", 1969. Смирнов Г.А. Демократия, свобода и ответственность личности. - М., "Знание", 1968. Стемпковская В.И. Социализм и свобода. - М., "Наука", 1975, Ее же, Развитие свободы личности в условиях перехода к коммунизму. - М., нн-т философии Акад.наук СССР, 1963. Т о д ы к а 10. Общества подлинной свободы. - Кишинев, "Картя молдовеняскэ", 1978, Шахназаров Г.Х. Коммунизм и свобода личности. - М., "Молодая гвардия", I960. Шубняков Б.П. Свобода общества и личности (проблема необходимости и свободы при социализме и коммунизме). - Ярославль, гос.пед.нн-т, 1967. Следует отметить также работы зарубежных авторов - марксистов: Аптекер Г. О сущности свободы. - М., "Прогресс", 1970. Кендзюро Я. Философия свободы. - М.,Соцэкгиз, 1958. Л ь ю с Дж. Социализм и личность. - М., иностр.лит., 1963. Скотт Н. Свобода, обещание и угроза. Критика культа свободы. - М., "Прогресс", 1966 и другие. I. Давидович В.Е. Грани свободы. - М., "Молодая гвардия", 1969, Его же. Проблемы человеческой свободы. - Львов, изд .Львовского университета, 1967. Давидов Ю.Н. Труд рассмотрение названных вопросов в этих монографиях служит лишь средством исследования других сторон свободы, а собственно производственно-экономические основы свободы личности, сама экономическая свобода личности остаются несколько в тени. Неизучена определяющая роль производственно-экономических основ по отношению к структуре свободы личности. И все-таки соответствующие главы и части отдельных монографий имеют важное значение в изучении экономической свободы, производственно-экономических основ экономической свободы личности и подготавливают почву для систематического исследования этих вопросов, в частности, для анализа специфики собственно экономической свободы личности и ее производственно-экономических основ.
Следует также отметить работы А.В.Шаленко и Е.И.Павлючкот ва . А.В.Шаленко рассматривает экономические основы в связи и свобода. - М., "Высшая школа", 1962, К о с о лап о в Р.И. Коммунизм и свобода (проблема освобождения труда). -М., изд. МГУ, 1965, Логанов И.И. Свобода личности. -М., Мысль, 1980. С и з е ц к а я И.И. Человек и труд: условия гармонии и развития (Социально-философский анализ общественного производства). - М., Политиздат, 1981. С м и р-н о в Г.Л. Советский человек (формирование социалистического типа личности). М., полит, лит.1980. Стемпковс-кая В.И. Социализм и свобода. - М., "Наука", 1975 и другие.
1.Павлючков Е.И. Свобода личности в сфере производственно-трудовой деятельности при социализме. - Дис. . канд.филос.наук. - Ярославль, 1977. Его же. Свобода личности в сфере производственно-трудовой деятельности при социализме. - Автореф.дис. канд.филос.наук. - М., 1979. Его же. Диалектика объективных и субъективных факторов в развитии свободы личности в производственном коллективе. - Вестник ярославского университета, выпуск 14, философия (отв. ред. со всесторонним развитием личности и образом жизни общества. При этом, экономические основы анализируются с чисто экономической точки зрения, а не в философско-социологическом аспекте, тем более, не учитывается их значение для свободы личности.
Е.И .Павлючков вопрос свободы личности ограничивает производственно-трудовой сферой. Автор оставляет без рассмотрения определяющую роль производственно-экономических основ по отношению к свободе личности как в материальном, так и духовном производстве, как к единому общественному явлению, к его каждой стороне, компоненту.
Цель диссертационной работы состоит в исследовании производственно-экономических основ свободы личности, в анализе экономической свободы личности и более полном установлении ее структуры, в выполнении определяющей роли произволетвенно-эко-номических основ по отношению к сторонам и компонентам свободы личности и более глубоком освещении этой определяющей роли.
Лдя достижения этой цели необходимо было решить следующие стоящие перед диссертантом вопросы: I. Определить понятие свободы личности. 2. Выяснить структуру производственно-экономипроф. Б.П.Шубняков), Ярославль, изд.ЯГУ, 1975. Его же. Гносеологический аспект свободы личности в сфере трудовой деятельности при социализме. - Вестник ярославского университета, выпуск 15, философия (отв.ред. проф. БЛ.Шубняков), Ярославль, изд. ЯГУ, 1975. Ш а л е н к о А.В. Экономические основы всестороннего развития личности и социалистический образ жизни. - Дис. . канд.эконом.наук. - Киев, 1980. Его же. Экономические основы всестороннего развития личности и социалистический образ жизни. - Автореф. дис. . канд. эконом.наук. - Киев, 1980.
- ю ческих основ свободы личности. 3. Установить сущность собственно экономической свободы личности. 4. Исследовать характер и формы проявления производственно-экономических основ . свободы личности в различных общественно-экономических формациях. Показать различия между свободой личности представителей господствующих классов и свободы личности трудящегося. Показать далее, что действительное содержание свободы личности, а следовательно и одной из ее сторон - экономической свободы личности проявляется именно в последнем случае. 5. Изучить определяющую роль и значение производственно-экономических основ по отношению к различным сторонам и структурным элементам свободы личности.
Научная новизна диссертационной работы заключается в выяснении определяющего значения производственно-экономических основ в связи с собственно свободой личности.
В работе дается наиболее полное определение понятия и структура свободы личности.
Сформулировано понятие структуры и сущности производственно-экономических основ свободы личности.
Устанавливается определяющая роль производственно-экономических основ по отношению к политической, идеологической, моральной, творческой, социальной и другим сторонам свободы личности.
В диссертации выдвигается положение о том, что при определяющей роли производственно-экономических основ по отношению к свободе личности и необходимости наличия этих основ для реализации всех сторон свободы личности, в отношении каждой из них в определенных условиях особенно возрастает значение той или иной основы, играющей ведущую роль в обеспечении той или иной стороны свободы личности.
Вскрывается механизм отношений производственно-экономических основ к моральной, политической или иной свободе, показывается, что своеобразное взаимодействие обуславливается определенной экономической системой. Тем самым еще более подчеркивается определяющее значение производственно-экономических основ по отношению к свободе личности.
В диссертации изучена определяющая роль производственно-экономических основ в отношении таких компонентов свободы личности, как например, свободы выбора и воли, равенства, ответственности, дисциплины, свободы от чего-либо, свободы для чего-либо, свободы-цели, свободы-результата, свободы-возмошюсти, свободы-действительности и личной свободы.
Путем сравнения с другими общественно-экономическими формациями устанавливается определяющая роль производственно-экономических основ для проявления сущности личности при социализме, в условиях совершенствования развитого социализма.
С опорой на положения классиков марксизма-ленинизма предпринимается попытка решения, в связи с производственно-экономическими основами свободы личности таких проблемных вопросов, как вопрос о творческом труде, отчуждении, дисциплине, ответственности, свободном времени и т.д.
Практическое значение диссертационной работы в значительной мере определяется именно тем, что теоретический анализ исследуемых проблем и попытки их решения тесно связаны с актуальными вопросами, которые стоят перед Коммунистической партией и советским государством, перед социалистическим обществом.
В диссертации предлагаются практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию и развитию свободы личности в связи производственно-экономическими основами и экономической свободы личности, которые помогут управленческому персоналу правильно ставить вопросы дальнейшего развития и углубления свободы личности и экономической свободы, вопросы, обусловленности свободы личности, каждой ее стороны и каждого компонента производственно-экономическими основами. Отсюда будет гарантировано и верное практическое решение этих вопросов. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы в практической деятельности как в производственно-трудовой, так и в других сферах общественной жизни. Итоги проведенного исследования могут быть полезны и в дальнейших теоретических разысканиях, в лекционно-пропагандистской и идеологической работе.
Методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, марксистское учение о сущности свободы, личности и человека. Диссертация опирается на документы, принятые Коммунистической партией Советского Союза и Советским государством, в частности, на материалы съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС, работы вьщаюшихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства. В работе использованы исследования советских и зарубежных ученых - марксистов - философов и социологов, а также статистические данные.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Производственно-экономические основы свободы личности (методологические принципы исследования)"
Основные результаты исследования, проведенного в заключительной, третьей главе диссертации, можно коротко изложить следующим образом:
1. Производственно-экономические основы определяют не только свободу личности вообще, но и все части, элементы, моменты и аспекты ее структуры, каждый в отдельности и все вместе. Это обстоятельство наглядно показывает определяющую роль производственно-экономических основ как в отношении свободы личности в целом, так и, ее отдельных компонентов.
2. Очевидна определяющая роль производственно-экономических основ по отношению к частям и сторонам свободы личности. Производственно-экономические основы обуславливают политическую, . идеологическую, моральную, творческую и социальную свободы личности. И эти стороны также определяются как каждая в отдельности, так и все вместе.
3. Определяющую роль по. отношению к каждой стороне свободы личности играют все производственно-экономические основы, однако в связи с различными сторонами на первый план выдвигаются те
- 168 или иные производственно-экономические основы. Это обуславливает и специфику каждой стороны, и особенность отношения по сравнению с другими .сторонами.
4. Определяющая.роль производственно-экономических основ ,по отношению к каждой стороне свободы личности претерпевает существенные изменения по мере развития общества,, в соответствии с изменением самих производственно-экономических основ. Итак, . з разных общественно-экономических формациях отношение производственно-экономических формациях отношение производственно-экономических основ к различным сторонам свободы личности меняется в зависимости от экономического строя. Наиболее четко проявляется различие между антагонистическими и неантагонистическими общественно-экономическими формациями, поскольку соответствующие им экономические системы по-разному относятся к сторонам свободы личности.
В антагонистических обществах имеют место политическая, идеологическая, моральная, творческая социальная и. иные несвободы большинства. .С другой стороны, личность, эксплуататоров-рабовладельцев, феодалов, капиталистов.- обладает всеми названными .свободами. В неантагонистических формациях свободно все общество, а следовательно, возможно осуществление и дальнейшее совершенствование свобод личности - политической, идеологической, воли, выбора и других.
5. Стороны свободы личности в свою очередь оказывают влияние на производственно-экономические основы, но и сам факт обратного влияния, и специфика этого влияния каждой стороны в конечном счете объясняются производственно-экономическими основами. Даже те сферы, где проявляются названные стороны, например,
- 169 политическая, идеологическая, моральная, творческая, социальная, обуславливаются производственно-экономическими основами, что объясняет и специфику обратного влияния этих сфер.
6. Производственно-экономические основы в значительной мере определяют и другие структурные компоненты свободы личности. . Данное состояние производственно-экономических основ в различных общественно-экономических формациях обуславливает свободу выбора и. воли, личностную свободу, свободы цели, возможностей, результата, действительности,, внутреннюю и внешнюю свободу,свободу - от чего-либо, свободу для чего-либо, а также ответственность, дисциплину.,, социальное и национальное равенство.
7. Стороны и другие структурные компоненты свободы личности проявят свою истинную природу и сущность в коммунистической общественно-экономической формации; здесь они будут зафиксированы как данности, составляющие истинную свободу, здесь производственно-экономические основы полностью будут ориентированы на эти цели.
Заключение
Объектом философско-социологического исследования диссертационной работы являются проблемные вопросы производственно-экономических основ свободы.личности вообще и экономической свободы личности, в частности. Актуальность, рассматриваемых вопросов обуславливается уже тем, что "высшей целью политики и всей практической деятельности Коммунистической партии всегда была, есть и будет забота о благе народа" /63,103/.
Рассматривая производственно-экономические основы свободы личности и экономическую свободу личности, автор неизменно исходит из уровня и характера экономической свободы общества.
Исследование производственно-экономических основ свободы личности с необходимостью предполагает анализ сложной структуры феномена свободы личности, понимание которой невозможно без объяснения отношения производственно-экономических .основ к структуре свободы личности. Именно поэтому в работе большое место. отводится, с одной стороны, анализу структуры свободы личности, а с другой - исследованию самих производственно-экономических основ, что призвано, в конечном счете по мере возможностей полно показать определяющую роль производственно-экономических основ в системе предпосылок.свобода личности, их решающее значение как для свободы личности в целом, так и для ее отдельных сторон и других структурных компонентов. Соответственно, заключительная часть диссертационной работы посвящена аргументации этого положения на фоне исторического развития общества.
Каждая глава квалификационного последования завершается
- I ТЕ конкретными выводами, а постольку в данном случае целесообразно остановиться на основных важнейших положениях и вытекающих отсюда практических рекомендациях, поскольку названные положения, помимо теоретического, идеологического, агитационно-пропагандистского, имеют и соответственно практическое значение. Как указывает К.У .Черненко: "Нужно уметь не только поставить пра- . вильные цели, но и упорно добиваться их, преодолевая любые трудности" /67,9/. I. .Свобода есть выражение сущности каждого человека, а свобода личности - выражение сущности каждой личности, что и обуславливает ее (свободы) практическое значение. Общество может познать необходимость, использовать ее, но свободы достигнет только тогда, когда будет использовать необходимость . во имя проявления сущности каждого человека, во. имя реализации свободы каждой личности в истинном понимании. Для этого необходимы установление соответствующих производственных отношений, дальнейшее .прогрессивное развитие производительных сил, освобождение труда, возрастание творческого момента и пр. В таких условиях трудящийся стремится полностью.проявить свою истинную сущность в материальном производстве, поскольку убежден, что реальная полная свобода достигается лишь этим путем, а все препятствующее этому должно быть преодолено, отброшено или преобразовано. Материальные и моральные стимулы, действующие в материальном производстве, являются только средством достижения свободы, выражения сущности личности. Трудящийся должен ясно понимать необходимость действительной свободы личности для повышения трудолюбия, для сознательной свободы. Иначе личность может обладать такой свободой, но не сознавать ее, стремиться к какой-то другой, ложной свободе.
2. Экономическая свобода личности представляет собой результат определенных производственно-экономических основ. Реализация истинной экономической свободы личности возможна лишь при условии проявления действительной сущности всех производственно-экономических основ. Отсюда ясно,, что трудящийся, занятый в сфере материального производства, будет работать более производительно, поскольку поймет, что экономическая свобода не исчерпывается обилием и материальной заинтересованностью, а основывается на ряде других компонентов, предполагает экономическую свободу каждой личности и всего общества.
3. Экономическая свобода личности вытекает из экономической свободы общества,, а следовательно, личная экономическая свобода в сознании трудящегося будет неразрывно связана с экономической свободой общества, он будет так же заботиться об экономической свободе общества, о ее реальности и развитии, как о своей экономической свободе.
4. Экономическая свобода личности ориентирована на все общество, необходима каждой личности;, .помимо экономической свободы, работнику материального производства необходимы, и другие свободы. Все это подчеркивает следующее: при социализме работник материального производства пользуется всеми .свободами, особенно, экономической свободой. Занятые в сфере духовного производства также пользуются всеми свободами., включая экономическую. Это значит, что личности, занятые в материальном.производстве, должны укреплять основы, которые обуславливают экономическую и другие свободы каждой личности, что отвечает интересам всего общества. Поэтому трудящийся должен заботиться о развитии и
- 173 прогрессе материального производства. .Занятые в материальном производстве в силу внутренней необходимости обязаны способствовать развитию всех свобод.
5,. Экономическая свобода коллектива включает экономическую свободу личности и общества и вместе с тем имеет свое независимое существование. Отсюда, содержание свободы и экономической свободы трудового коллектива побуждает работников сферы материального производства способствовать ее усилению и развитию, ибо в ней они обретают экономическую свободу личности . и общества. Вместе с тем, экономическая свобода коллектива нацелена на экономическую свободу каждого его члена. Постольку работник производства непосредственно в коллективе достигает личной экономической свободы.
6. Экономическую свободу личности венчает активная субъективная сила. Отсюда ясно, что личность работника сферы материального производства,.несмотря на экономическую свободу общества и коллектива, не может .быть экономически свободной, если она не будет .активна. Роль момента активности в экономической свободе, ее действительности и реальности в силу внутренней необходимости побуждает личность трудящегося к инициативности, дабы в конечном счете претворить объективные условия в экономическую свободу личности.
7. Данное положение производственно-экономических основ определяет свободу личности. А это .значит, что познание определяющей роли .производственно-экономических основ делает.явление .свободы личностей более реальным для трудящегося. Поэтому трудящийся в сфере материального производства будет стремиться своим трудом укреплять основы, обуславливающие действительную
- 174 свободу и личности самого трудящегося и других личностей.
8. Производственно-экономические основы свободы личности претерпевают определенные изменения как в целом, так и в отдельных моментах, аспектах. Поэтому в неантагонистических обществах трудящийся, занятый в сфере материального производства, стремится принять активное участие в развитии производственно-экономических основ, поскольку при социализме и коммунизме развитие, прогрессивные изменения производственно-экономических основ.обуславливают действительную, . а затем и полную свободу личности. Следовательно, сближение и слияние двух форм общественной собственности на средства производства, развитие производительных сил и дальнейшее совершенствование производственных отношений создадут незыблемую основу проявления истинной свободы каждой личности в действительности, развитии и полноте. Тем более,что в антагонистических общественных формациях производственно-экономические основы выражают интересы не всего общества, а меньшинства и определяют лишь свободу эксплуататоров. Здесь трудящиеся несвободны и, естественно, не станут заботиться о развитии основ, которые порождают их экономическую несвободу и экономическую свободу угнетателей.
9. Личная собственность как важная составная часть социалистической общественной собственности в отличие, от частной собственности служит одним из условий действительной свободы личности. Данное обстоятельство указывает, что работник материального производства убежден в том, . что своей личной собственностью он не противопоставляется общественной собственности, а пополняет ее, не отрывает себя от обшества, а сближается с ним. Следовательно, трудящийся непротивопоставляет личную собствен
- 175 - . ность общественной, а личную свободу - свободе личности и общества. Поэтому забота о личной собственности не исключает заботу об общественной собственности, а предполагает ее, и наоборот, забота об общественной собственности означает заботу о личной собственности. Вместе с тем, личная собственность углубляют любовь трудящегося к обществу, сближает его с обществом, выражает его общественную природу, поскольку является результатом свободного труда и опирается на него. Все это ведет к совершенствованию личной свободы трудящегося, исключает нивелирование личностного. Итак, гармония личной и общественной собственности есть важное условие органичного сочетания личностной свободы и свободы личности. Таким образом, забота о личной собственности фактически есть основа достижения истинной свободы личности.
10. Разделение труда при капитализме искажает личность, порождает ее односторонность и, отсюда, обуславливает несвободу личности, .трудящегося. В социалистическом обществе оно приобретает социалистическое содержание и на основе закона перемены труда гарантирует всестороннее развитие личности, открывает путь к. действительной свободе личности. Отсюда следует,что трудящийся, занятый в сфере материального производства, стремится к разнообразию труда в своей профессии, специальности, максимально развить свои трудовые способности и добиться тем самым действительного единства, стать свободной личностью и таким образом проявить себя. Это возможно в результате восполнения разделения труда законом перемены труда без .их противопоставления.
11. Творческий труд опирается на труд как потребность .Творческий труд существует наряду с трудом как средством существо
- 176 вания, и. по мере развития свободного труда его значение в обществе. возрастает. Творческий труд.в виде свободного труда не ограничивается какими-то особыми, элитарными сферами, а существует во всех сферах и порождает свободу каждой личности. Данное обстоятельство свидетельствует об отмирании момента принуждения в творческом труде, что служит залогом действительной свободы личности. Работник производства при социализме, и особенно при развитом социализме, трудится творчески, он уверен в своей свободе и проявляет истинную сущность - свою и труда. Поэтому он должен быть заинтересован в том, чтобы труд перерастал в творческий труд и чтобы.увеличивался удельный вес труда как жизненной, потребности по сравнению с трудом как средством существования. .
12. Ответственность носит истинный характер,,. когда основывается на действительной .свободе, и, наоборот, действительная свобода предполагает истинную ответственность; последняя же включает, свободную .дисциплину,, обусловленную внутренней необходимостью. Это значит, что трудящийся в материальном производстве должен осознать явления дисциплины, ответственности и свободы, не противопоставляя их в сознании., а усваивая их.единство и взаимообусловленность. Тем самым трудящийся убеждается, что ответственность и дисциплина не означают несвободу, что только через ответственность и дисциплину он осуществит и упрочит свою свободу. Именно поэтому следует всемерно способствовать такому восприятию указанных явлений трудящимися.
13. Свободное.время нетождественно.нерабочему времени, не равно оно его некоторой части. Действительно свободное время может существовать в par,max рабочего и нерабочего времени, ког
- 177 да существует творческий труд, труд как жизненная потребность. Таким образом, если личность не относится к труду как к чему-то навязанному, изнуряющему, а стремится проявить в нем свою действительную сущность, воспринимает его как внутренне свободной, то необходимое для труда время будет свободным. Это возможно в коммунистической общественно-экономической формации. Если же трудящийся в своем сознании противопоставляет рабочее время .свободному, считая рабочее время вынужденным,, то рабочее время для него не будет свободным. При таком подходе и нерабочее, . и собственно свободное время окажется несвободным. Поэтому трудящиеся должны осознать истинную сущность свободного времени, его действительную природу, что придаст свободе личности больше реальности . 14. Решающее значение экономической свободы для свободы личности будет более ясным и очевидным, когда в полной мере проявится определяющая роль производственно-экономических основ в отношении каждой стороны свободы личности, т.е. в отношении каждой ее части, момента или аспекта. Отсюда ясно следующее: занятая в материальном производстве активная личность, убедившись в многообразии и единстве своей свободы, а главное, в том, что все это обуславливается отношением производственно-экономических основ, естественно, будет больше заботиться об этих основах, об ускорении их развития, поскольку соответствующий уровень и характер производственно-экономических основ укрепляют многообразие и.единство свободы работника производства .Личность в этой активности будет проявлять больше способностей и возможностей, а ее многогранная, нераздельная свобода и в этом отношении будет более прочной. Поэтому широким массам трудящихся следует разъяснять значение и содержание отношения производственно-экономических основ к свободе личности, способствовать правильному восприятию трудящимися этого факта.
15. Несмотря на то, что каждая производственная основа играет решающую роль в отношении всех сторон свободы личности, отдельные . производственно-экономические основы имеют особое значение для той или иной стороны свободы личности, что и обуславливает специфику каждой из них. Следовательно, осознав специфику каждой стороны своей свободы и вместе с тем причины единства ее с другими сторонами, работник материального производства будет проявлять больше внимания к отношению производственно-экономических основ к свободе, к значению этого отношения и убедится, что каждая сторона и специфика каждой стороны необходимы для истинной свободы. Таким образом, он будет бережно относится к каждой части свободы личности и к обуславливающим их факторам.
16. Работникам материального производства необходимо разъяснять, что их ТРУД оказывает влияние на свободу личности, на каждую ее сторону, на надстоечные явления, на формы общественного сознания, а также на своеобразное обратное воздействие последних на производственно-экономические основы. Это активизирует увлеченный труд и еще больше приближает трудящихся к свободе личности и к более полному проявлению ее в надстроечных явлениях. При этом в сознании трудящихся различные стороны свободы личности, несмотря на их специфику, не будут отрываться одна от другой, не будет абсолютизироваться и обратное влияние этих сторон. Трудящиеся будут трезво смотреть на явления, что окажет положительное воздействие на структуру их психики.
- 179
17. Тот факт, что единый принцип свободы личности - выражение сущности и свобода каждой личности.во имя свободы всех личностей - проявляется в каждой стороне этого явления, выражает сущностное содержание, означает, что работник материального производства для того, чтобы проявить свою истинную сущность, должен сделать это во всех сторонах и компонентах свободы. Однако субъективным действиям и желаниями должны благоприятствовать объективные условия, соответствующая система экономических основ. Например, в рабовладельческой, феодальной и капиталистической формациях, где экономические основы обуславливают свободу господствующего класса и несвободу большинства,истинная свобода личности утвердиться.не может. Эксплуататоры успешно пользуются своей свободой, которую им дает свобода эксплуатации.При социализме же и,, особенно, при зрелом социализме, несомненно, существуют объективные условия проявления сущности свободы личности. Трудящийся призван проявлять свою активную природу во имя свободы личности во всех сторонах, что обуславливает большую реальность, его свободы, а отсюда и повышает его трудолюбие.
18. Свободы выбора, воли, желаний, целей, возможностей,действительности, результата, внутренняя и внешняя, ответственность, дисциплина, равенство и другие компоненты определяются производственно-экономическими основами так, что не утрачивают своего призвания к свободе, к проявлению.своей действительной природы. Напротив, данное положение производственно-экономических основ обуславливает действительную свободу названных компонентов. Следовательно, работник материального производства тем лучше усвоит и будет использовать эти компоненты, чем глубже познает их истинную природу, характер, основы и обусловленность.
Поэтому трудящимся, работникам материального производства необходимо разъяснять сущность важных компонентов свободы личности, их истинные корни.
Список научной литературыГагнидзе, Зураб Филиппович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест.Коммунистической партии. -. Соч. 2-е изд., т.4, с.413-459.
3. Маркс К. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.30-84.
4. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1,с.219-368.
5. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.Х, с.414-429.
6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. . 2-е изд., т.З, с.1т4.
7. Маркс К. Речь о свободе торговли. Маркс К., Энгельс Ф. . Соч. 2-е изд., т.4, с.404-418.
8. Маркс К. Критика политческой экономии. Маркс К., Энгельс . Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.1-167.
9. Маркс К. Критика готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32.
10. Маркс К. Анкета для рабочих. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.233-240.
11. Маркс К. Капитал. Критика политческой экономии I. Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.23, с.43-784.
12. Маркс К. Капитал. Критика политческой экономии П. Процесс- побращения капитала. Марко К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.24, с.31-599.
13. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии III. Процесс капиталистического производства, взятой в целом. Часть первая. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч.1,с.29-505.
14. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии III. Часть вторая. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч.П, с.3-486.
15. Маркс. К. Капитал. Теория прибавочной стоимости 1У. Часть первая. Глава 1-УП. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.1, с.3-426.
16. Маркс К. Капитал. Теория прибавочной стоимости 1У. Часть вторая. Глава УШ-ХУШ. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.П, с.3-600. . .
17. Маркс К. Капитал. Теория прибавочной стоимости 1У. Часть третья. Глава ХПХ-ШУ. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.Ш, с.3-568.
18. Маркс К.Экономическо-философские. рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.II-174.
19. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1858 годов /первоначальный вариант капитала. Часть I/. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд.,. т.46, сч.1, с.3-511.
20. Маркс. К. Экономические .рукописи 1857-1859 годов /первоначальный вариант капитала. Часть П/. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. „2-е изд., т.46, ч.П, с.5-525.
21. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.185-233.
22. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Марко К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.5-338.
23. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны.в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.486--499.
24. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.20, с.339-626.
25. Энгельс Ф. Предисловие к третьему немецкому изданию работы К.Маркса. Восемнадцатое брюмера луи бонналарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.259.
26. Энгельс Ф. Лудвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Марко К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.269-317.
27. Энгельс Ф. Происхождение семей, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.23-178.
28. Энгельс Ф. Конралу Шмидту. В Берлин-Лондон .27 октября 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с.417.
29. Энгельс Ф. В.Боргиусу. В.Бреславль-Лондон 25 января 1894 г.
30. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с.175-176.
31. Энгельс Ф. Францу Мерингу. В Берлин-Лондон 14 июля 1893 г. -Маркс К.Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с.83.
32. Ленин В.И.-Что.такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. Полн.собр., соч., т.1, с.125-346.
33. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге В.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.
34. Ленин В.И. Попятное.направление в русской социал-демократии. Полн.собр.соч., т.4, с.240-273.34