автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Формирование художественного психологизма в прозе М.Ю. Лермонтова

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Зайцева, Ирина Аркадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Формирование художественного психологизма в прозе М.Ю. Лермонтова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Зайцева, Ирина Аркадьевна

Введение.

Глава I. О природе художественного психологизма

Глава П. Становление психологизма в раннем творчестве Лермонтова

Глава Ш. Воплощение внутреннего мира человека в романе "Княгиня Лиговекая"

Глава 1У. Психологизм "Героя нашего времени"

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Зайцева, Ирина Аркадьевна

Наивысшие достижения Лермонтова в сфере художественного познания человеческой души литературоведы справедливо связывают с его последним романом - "Героем нашего времени". Исследователи уже давно обратили внимание на то, что в этом произведении, впервые в русской литературе, внутренняя жизнь человека раскрывается в ее непо -средственном течении, во всей последовательности происходящих в ней изменений, словом, как процесс.

Этот специфический, своеобразный способ изображения духовного мира персонажа (для обозначения которого мы воспользовались термином "художественный психологизм") складывался, формировался в ходе интенсивных творческих исканий Лермонтова. В исследовании этих исканий, определении их внутренних закономерностей и заключается главная цель настоящей работы.

Изучение психологизма как художественного явления предполагает рассмотрение двух его взаимосвязанных сторон - самой природы психологизма, т.е. присущей ему специфики осмысления внутреннего мира человека, и его поэтики, т.е. той системы психологических характери -стик, которая делала возможной художественную реализацию авторского представления о человеческой психологии. В исследовании этих сторон мы видим основные задачи работы.

Очень коротко мы попытаемся охарактеризовать степень изученно -сти интересующей нас проблемы. Эту характеристику нужно рассматривать как очень общую, чисто предварительную и вот почему: ведь художественный психологизм непосредственно связан с воплощением внутреннего мира героя, т.е. с таким]аспектом творчества, который практически не может быть обойден ни в одном исследовании о Лермонтове, даже если оно написано на тему, прямого отношения к этому аспекту не имеющую. Естественно, что рассмотреть здесь даже малую часть выводов, накопленных в интересующей нас области, не представляется возможным, мы постараемся учесть наиболее существенные,значительные из них в соответствующих главах.

Говоря о психологизме лермонтовской прозы, литературоведы обычно имеют в виду "Героя нашего времени", причем они рассматривают этот роман как непосредственное предвестие психологической прозы Л.Толстого. Первым на некоторое сходство художественных принципов Лермонтова и Толстого, как известно, обратил внимание Н.Г.Чернышевский. Он отметил, что для Лермонтова более, чем для какого-либо другого предшественника Толстого, характерен интерес к психическому процессу, или, пользуясь терминологией самого критика, к "диалектике души" /160,с.422-423/. Точка зрения Чернышевского приобрела основополагающий характер и получила плодотворное развитие в целом ряде исследований: в работах И.В.Страхова /134,с.105-106/,А.А.Сабурова /120,с.485/, Г.Д.Гачева /"30,с.267./,. С.Б.Тураева и Й.Е.Усок /140,с. 1627, Л.Я.Гинзбург /34, с.3337 и т.д.

В отечественном лермонтоведении, достигшем серьезных творческих результатов, проблема психологизма лермонтовской прозы неоднократно затрагивалась в трудах В.В.Виноградова, К.Г.Локса, Е.Н.Михайловой, У.Р.Фохта, Б.М.Эйхенбаума, Л.Я.Гинзбург, Б.Т.Удодова, М.М. Уманской и др. В работах этих исследователей накоплено немало ценных выводов и наблюдений, касающихся своеобразия раскрытия внут -реннего мира человека в отдельных лермонтовских романах, главным образом, в "Герое нашего времени". Думается, что особенно глубоко рассмотрена проблема исторической обусловленности лермонтовского психологизма. Она была поставлена В.Г.Белинским ("В основной идее романа г.Лермонтова, - писал критик, - лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке ."/II, т.У1, с.146/) и впоследствии разрабатывалась во многих исследованиях, раскрывших неразрывную связь глубокого интереса к человеческой психологии с особенностями лермонтовского времени, исключавшего возможность активного общественного действия

В работах Б.М.Эйхенбаума была выдвинута интересная идея о связи лермонтовского психологизма с философией Фурье, в частности, с его мыслью о том, что окружающая среда должна быть приведена в соответствие с коренными особенностями человеческой природы, а для этого необходимо изучать и анализировать психологию человека /170, с.275-2807.

Наряду с изучением социально-исторических, философских корней лермонтовского психологизма предпринимаются попытки раскрыть и не -которые субъективные причины углубленного интереса Лермонтова к духовному миру человека. Так, Б.Т.Удодов справедливо связывает рефлексию Печорина не только с особенностями эпохи, но и с верой Лермонтова в действенность идей, т.е. в органическое единство идеи и поступка /144, с.134/.

Достаточно хорошо изучены в отечественном лермонтоведении истоки формирования образа Печорина в русской и зарубежной литературе /143, с.510-533/.

Усилиями ряда авторов глубоко проанализированы жанровые, композиционные особенности романа, своеобразие системы рассказчиков и выявлено значение этих факторов в раскрытии духовного облика главного действующего лица. Отмечено, в частности, что смена рассказчиков (Максим Максимыч, "издатель" журнала Печорина, Печорин), жанровых форм (повествование от третьего лица, дневниковые заметки), нарушение хронологической последовательности событий - все См., напр., работу Г.Д.Гачева, в которой показано, что смена пушкинских принципов изображения лермонтовскими соответствовала смене исторических эпох /30, с.267-26§/. это подчинено стремлению автора раскрыть внутренний мир героя полно и всесторонне, т.е. с различных точек зрения, каждая из кото -рых в чем-то развивает, дополняет и уточняет другую /151,24,96,170/. Тонкие наблюдения, касающиеся жанрово-композиционной природы 'Те -роя нашего времени", содержатся в с.татьях К.Г.Локса и Г.М.Фридлен-дера /78, 157/. Локс отмечает, что избранная автором композиция (позволяющая "свободно переходить от одного тематического и сюжетного мотива к другому") давала возможность "создать ту прихотливую связь иронии и лиризма, которая была сутью лермонтовского творче -ства" и которая определила "неповторимое своеобразие натуры Печо -рина" /78, с.7, II/. Фри^длендер считает, что дробный характер композиции романа есть отражение лишенной цельности психологии героя Л 57, с .1897.

Отдельные аспекты проблемы художественного психологизма "Ге -роя нашего времени1,' как мы видим, достаточно глубоко и детально изучены. Однако вопрос о характере психологизма романа в целом еще далек от своего решения, ибо недостаточно рассмотрены сама реали -стическая природа лермонтовского психологизма и специфические, характерные для творческой манеры Лермонтова, особенности раскрытия духовной жизни человека.

Ранняя проза Лермонтова ("Вадим", "Княгиня Яиговская") в интересующем нас плане изучена менее глубоко, чем последний роман. Особенности изображения внутреннего мира героя в "Вадиме" наиболее подробно проанализированы В.В.Виноградовым в статье "Стиль прозы Лермонтова" /24/. Рассматривая роман в сопоставлении с прозой 30-х годов XIX века, он убедительно раскрыл романтическую природу его психологического рисунка. Значительный интерес представляет работа М.Ы.Уманской, в которой показано влияние творчества Рембрандта на становление психологического мастерства юного Лермонтова /146, с. 135-139/.

Княгиня Лиговская" большинством исследователей рассматривается как такое произведение, в котором начался процесс становления лермонтовского реализма. Б ряде работ, в частности, в монографиях Е.Н.Михайловой /"96, с.156^ и У.Р.Фохта /152, с. 1407, отмечаетея, что внутренний мир героев этого произведения раскрывается преиму -щественно в своих внешних проявлениях: поступках, действиях. Связывая подобные средства изображения психологии человека с пушкинской традицией, Фохт справедливо подчеркивает, что в "Княгине Лиговской" намечается и некоторое обновление этой традиции. Проявляется оно, по мнению Фохта, в стремлении установить связь между чертами внешнего облика героя и свойствами его характера, а также в изображе -нии недостаточно ясных, зыбких внутренних состояний /152,с.140-142/. С несколькфеобычных, интересных позиций подходит к "Княгине Лиговской" В.А.Грехнев /3§7. Полемизируя с Михайловой и Фохтом, он утверждает, что в этом произведении разрушено единство внутренней и внешней сторон человеческой жизни, что поступок в нем не отражает прямо и непосредственно внутреннего состояния персонажа. Наблюдения Грехнева интересны и содержательны, однако, как нам кажется, они не отменяют, а существенно уточняют, дополняют выводы его предшественников (мы постараемся это показать в главе о "Княгине Лиговской" ).

Очень коротко мы попытались охарактеризовать степень изученности отдельных лермонтовских произведений в плане интересующей нас проблематики. Что же касается самого процесса формирования худо -жественного психологизма в лермонтовской прозе, то он практически не стал еще предметом самостоятельного исследования (это касается как опубликованных работ, так и диссертаций), хотя мысль о необходимости, плодотворности изучения интересующей нас проблемы выска -зывалась не раз. Так, Н.К.Пиксанов, размышляя о герое последнего романа Лермонтова, писал: "Его невозможно понять вполне без изучения предшествующих произведений Лермонтова, притом не одних только эпических ^.Х Ясно, что творческая история образа Печорина не может замкнуться в границах романа, она должна вовлечь в исследование и ранние моменты в эволюции образа "странного человека"" 7~Ю6, с.64/.

Размышления Пиксанова имеют самое непосредственное отношение к нашей теме, ибо история создания образа главного героя - не что иное, как история формирования, становления того специфического подхода к человеческой психологии, который лег в основу изображения Печорина.

В 1976 году Б.Т.Удодов справедливо отмечал, что проблема психологизма - "одна из кардинальных в изучении творчества Лермонтова", но при обращении к ней "сохраняется устойчивое ощущение ее "открытости"" /144, с.II77. Удодов связывает это с тремя причина -ми: преимущественным вниманием к "Герою нашего времени", изучением лишь некоторых сторон, приемов, средств психологизма "вне связи с их целостной системой" и неразработанностью в нашем литературоведении теоретических основ психологизма /144, c.II7-II§7

Таким образом, новизна нашего исследования определяется прежде всего самой постановкой проблемы, которая предполагает рассмотрение процесса формирования лермонтовского психологизма в его це -лостности. В статье Удодова справедливо говорится о том, что "худо-кественный психологизм" до сих пор недостаточно всесторонне и глу

1 В статье Удодова, подводящей итоги и намечающей перспективы 1зучения интересующей нас проблемы, впервые глубоко и всесторонне раскрывается действенная природа лермонтовского психологизма (ча -яично об этом уже говорилось на с.5 , подробнее см. в главе о 'Герое нашего времени" - на с.139 ). боко рассмотрен и в чисто теоретическом плане. Двумя годами ранее об этом писал В.В.Компанеец, автор статьи "Художественный психологизм как проблема исследования". Он отмечал, что психологизм "еще не вполне определился как предмет научного изучения" /66, с.4§7. Поэтому новизна нашей работы связана не только с ее историко-литературной, но и с теоретической частью, в которой сделана попытка раскрыть саму природу психологизма как художественного явления.

Обращаясь к психологизму лермонтовской прозы, мы рассматриваем не только итог творческой эволюции Лермонтова в области художественного познания души человека, но и саму эту эволюцию.

Закономерен вопрос: чем, какими факторами обусловлена актуальность подобной темы исследования? Нам представляется, что таких факторов несколько.

Прежде всего, изучение любого явления в становлении, разви -тии способствует, как известно, более глубокому проникновению в его суть, более точному пониманию особенностей каждого этапа раз -вития. Поэтому рассмотрение ранней лермонтовской прозы в свете интересующей нас проблематики может открыть новые стороны психоло -гизма "Героя нашего времени"; в свою очередь и ранняя проза в сопоставлении с поздними произведениями монет открыться своими новыми гранями.

Кроме того, проблема познания и воплощения человеческой психологии - одна из главных, ключевых у Лермонтова, и изучение ее на материале лермонтовской прозы в целом может внести новое и в наше осмысление сложной, во многом неясной природы лермонтовской Эволю-'ции.

Избранный нами подход позволяет также поставить важный вопрос о роли романтической традиции в формировании реалистического психологизма. Лермонтовская проза, представленная романтическим "Вадимом", романом переходного характера "Княгиня Лиговская" и реалистическим "Героем нашего времени", открывает широкие возможности для решения этой проблемы (ее актуальность усиливается дискуссион-ностью вопроса о соотношении романтического и реалистического на -чал в творчестве Лермонтова).

Наконец, изучение процесса формирования лермонтовского психологизма может углубить наше представление как о своеобразии лите -ратурного процесса 30-х гг. XIX в. (ибо индивидуальная творческая эволюция Лермонтова непосредственным, теснейшим образом связана с общей эволюцией современной ему литературы), так и о некоторых тенденциях развития русской прозы второй половины прошлого столетия, испытавшей глубокое и плодотворное влияние лермонтовского романа.

Рассматривая процесс формирования художественного психологизма в лермонтовской прозе, мы не можем не коснуться поэзии Лермонтова, ибо взаимодействие поэтических и прозаических жанров в его творчестве (особенно в ранний период) в значительной степени определяет специфику, оригинальность этого процесса.

В основу работы положен проблемно-хронологический принцип.

В первой главе мы пытаемся раскрыть природу художественного психологизма как своеобразного способа изображения внутреннего мира человека. Глава состоит из двух частей.

В первой части рассматриваются исследования, в которых предложены глубокие и плодотворные, развивающие и дополняющие друг друга, решения интересующей нас проблемы. Выводы, содержащиеся в этой части работы, будут использованы нами в последующих главах. Следует заметить, что, размышляя о сущности психологизма, литературоведы, как правило, опираются на материал реалистической прозы, что вполне оправдано, т.к. именно с ней связано окончательное формирование художественного психологизма. Поэтому в первой части главы речь идет о психологизме реалистическом.

Во второй части главы мы пытаемся выяснить, в какой мере был присущ психологизм романтическому искусству, в чем состоит своеобразие романтического психологизма, каковы его специфические особенности. Необходимость исследования романтического психологизма продиктована самим характером лермонтовской прозы, представленной и романтическими, и реалистическими произведениями.

Во второй, третьей и четвертой главах последовательно рассматриваются три основных этапа формирования художественного психоло -гизма в прозе Лермонтова.

Во второй главе исследуется становление психологизме в раннем, романтическом творчестве Лермонтова. Здесь в сопоставлении с лирикой и поэмами рассматривается первый незавершенный роман Лермонтова "Вадим".

Третья глава посвящена проблеме воплощения внутреннего мира героя в "Княгине Лиговской". Это произведение особенно интересно для нас по двум причинам. Прежде всего потому, что, тяготея к реалистическим принципам изображения человека, оно сохраняет тесную связь с романтической традицией и, следовательно, представляет собой своего рода уникальный материал для постановки некоторых теоретических проблем. Кроме того, этот незаконченный роман построен на иных, нежели "Вадим" или "Герой нашего времени", принципах раскрытия психологии действующих лиц. Следовательно, обращаясь к нему, мы приобретаем возможность сопоставления тех способов изображения внутреннего мира персонажа, к которым прибегал Лермонтов.

В четвертой главе рассматривается "Герой нашего времени" -роман, в котором наиболее ярко отразилось неповторимое своеобразие лермонтовского подхода к духовному миру человека и который принес своему автору славу писателя-психолога.

В заключении подводятся основные итоги исследования, раскрывается роль лермонтовского психологизма в развитии русской прозы XIX столетия.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование художественного психологизма в прозе М.Ю. Лермонтова"

- 178 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В "Герое нашего времени" нашла воплощение мечта Баратынского о создании "эклектического" романа, в котором соединились бы "физические явления человеческой природы" и "ее духовность", в котором бы "человек выражался и тем, и другим образом" (см. с.54-55 ). В свете всего вышесказанного становится очевидно, насколько прони -цательно были очерчены Баратынским основные перспективы эволюции современной прозы.

Творческая биография Лермонтова сложилась таким образом, что каждый из ее ранних этапов был связан с преимущественным освоением какой-то одной сферы человеческой жизни. Й "Вадиме" автор был целиком поглощен проблемой "внутреннего человека, его привлекал субъективный мир, мир скрытой духовной жизни. Господство интроспективных форм изображения в романе отразило стремление Лермонтова про -никнуть в сам процесс человеческих размышлений и переживаний, до -нести до читателя драму чужой души, заставить воспринять ее и пережить. Это стремление, составлявшее одну из наиболее сильных сторон романтического искусства, приобрело в творчестве Лермонтова характер глубокой, неизменной страсти. В "Вадиме" были заложены основы лермонтовского психологизма: подход к внутренней жизни как процессу, интерес не только к эмоциональной, но и к интеллектуальной стороне духовного мира, стремление к глубокому осмыслению самого механизма поведения человека в той или иной обстановке, пристрастие к изображению героя в определенных сюжетных ситуациях, глубокая разработка различных видов интроспекции, тщательное исследование внешних форм выражения душевных движений.

Глубокий интерес к душе человека, скрытым психологическим процессам, привнесенный в искусство романтической традицией, опреде лил во многом основные направления творческой эволюции Лермонтова. Его второй роман - "Княгиня Лиговская" - на первый взгляд, может показаться некоторым отступлением от решения тех художественных проблем, которые были поставлены в "Вадиме". Но это - лишь на пер -вый взгляд. С "Княгиней Лиговской" в художественный мир Лермонтова вошли, пользуясь терминологией Баратынского, "физические явления человеческой природы", т.е. вошла вся сфера внешних проявлений человека: его поступки, его поведение. Это неизбежно привело к тому, что в орбите авторского внимания оказалось все то, что связано с поступком: его внутренние мотивы, специфика ситуации, в которой он совершен, характер лиц, которых он затрагивает. В результате поведение человека стало рассматриваться и раскрываться как закономерное следствие сложной цепи взаимодействий, что привело к строгому соблюдению принципа реалистической обусловленности в изображении героя. И "Вадим", и "Княгиня Лиговская" отразили основные тенденции литературного развития 30-х гг. XIX в. ЕГервый роман неразрывно связан с психологической повестью романтиков (широко представлен -ной, как отмечалось в первой главе, в творчестве Бестужева, Погодина, Полевого), второй по своим художественным принципам близок реалистической повести Пушкина. Создание "Героя нашего времени", первого в русской прозе реалистического психологического романа, было подготовлено всем ходом развития современной Лермонтову литературы. Л.Я.Гинзбург справедливо отмечает: "Создание русской психологической прозы - одна из самых насущных задач 30-х годов, и до "Ге -роя нашего времени" она оставалась неосуществленной. Пушкин думал над этой задачей теоретически, практически расчищал для нее пути, но сам не успел ее разрешить. "Герой нашего времени" - поистине последняя, воля Пушкина" /36, с.1267.

Несомненно и то, что будучи закономерным, органическим итогом как творческой эволюции Лермонтова, так и общей эволюции русской прозы, "Герой нашего времени" оказался понятым далеко не всеми современниками. Причина заключалась в том необычном для читателя соотнесении внутренней, скрытой и внешней, видимой сторон человече -ской жизни, которое легло в основу последнего лермонтовского романа. Он вобрал в себя все лучшее, что заключалось в ранней прозе художника. Творческое развитие Лермонтова шло таким образом, что по. -следующая стадия не отрицала предыдущую. Работа над "Княгиней Лиговской", сыгравшей такую большую роль в становлении лермонтовского реализма, вовсе не повлекла за собой забвенья замечательных открытий романтического искусства, они в полной мере вошли в художест -венную систему "Героя нашего времени", но, конечно, в ином, преображенном реалистическим восприятием виде. t

Размышляя об "эклектическом романе", Баратынский не только наметил путь его создания, но и определил его характер. "Хотя всё сказано, - писал он, - но все сказано порознь. Сблизив явления, мы представим их в новом порядке, в новом свете" /10, с.4977. Эта мысль очень существенна, ибо в ней подчеркнуто, что новый тип романа вовсе не будет следствием механического соединения духовного и материального, поскольку само сопоставление, соотнесение этих явле-ни^внесет изменение в их осмысление. Лермонтовский роман и его восприятие подтвердили глубину суждений Баратынского: внешняя и внутренняя стороны человеческой жизни, будучи изображенными в их нераз-ры!ом, противоречивом единстве, предстали в новом, неожиданном свете, изменив представление о природе человека в целом. Поступки, поведение, вся внешняя сфера бытия, будучи соотнесенными с миром чувств, стремлений, страстей героя, приобретали иной характер, ибо представали как сложные звенья единого психического процесса.

В свою очередь душевные движения стали осмысляться и оцениваться в плане их последствий для окружающих. Иными словами, человек предстал одновременно и как субъект и как объект действия. Способ изображения, открытый Лермонтовым, позволил в рамках художественного мира создать возможность для постижения человека в нерасторжимом единстве внутреннего и внешнего и тем самым преодолеть объективно существующую в реальном мире некоторую разъединенность этих сфер (ибо внутренняя жизнь в полной мере открыта лишь самому человеку, равно как его внешняя жизнь в полной мере открыта лишь окружающим). Обе стороны человеческого бытия - и внешняя, и внутренняя - раскрыты в романе с беспредельной, беспощадной искренностью. Изображая переживания, раздумья главного героя, воссоздавая напряженный, нервный ритм его духовной жизни, автор совершенно беспристрастно описывал и поступки Печорина, никак не скрывая, не затушевывая их тяжелых, а порой и гибельных последствий для окружающих.

Способ изображения внутреннего мира человека, к которому пришел Лермонтов ценой напряженных, интенсивных творческих исканий и который глубоко отвечал его представлениям о сути человеческой природы, был глубоко созвучен самому духу времени. Сопоставление внутренней и внешней сторон человеческой жизни, лежащее в основе реалистического психолоп^^ дало возможность показать судьбу современника в ее гнетущей двойственности, в безысходной противоречивости чувства, мысли, с одной стороны, и поступка-с другой. Это было сделано без какой бы то ни было назидательности. Лермонтов был всегда чужд ей. Сказанное в предисловии ("Но не думайте однако (.) чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! /т.УТ, с.2037) было глубоко принципиальным для него. Он, как и обещал, лишь запечатлел болезнь человеческой души - неизменное отражение болезни века.

Новаторство "Героя нашего времени" сказалось и в поэтике. Ее индивидуальность определяют, главным образом, две черты: опосредованное': изображение чувства, придающее эмоциональной палитре романа глубокую многозначность, и крайне сдержанная, простая, лаконичная художественная форма, отражающая духовную жизнь огромного внут-реннегр накала. Лермонтов остается в^-ерен романтической страстности, но коренным образом меняет средства выражения эмоции, они приобретают ярко выраженную антиромантическую окраску. Этот процесс характерен не только для зрелой прозы Лермонтова, но и для его поздней поэзии. Контрастность содержания и формы, отражающая своеобразие психологии главного героя, во многом формирует читательское восприятие, приковывает и обостряет внимание, стимулирует и углубляет осмысление происходящего, и в конечном итоге вызывает сильный эффект сопереживания - то, к чему стремился Лермонтов еще с юношеских лет.

Будучи закономерным итогом художественных исканий ЗО-х гг. XIX века, "Герой нашего времени" вместе с тем начинает новый период в развитии русской реалистической прозы. Способ изображения внутреннего мира человека, открытый Лермонтовым, окончательно! утвердился в русской литературе второй половины девятнадцатого столетия. Развитие, совершенствование, углубление этого способа художественного познания человека связано прежде всего с именами Достоевского, Л. Толстого, Чехова. При всем огромном различии этих трех художников, несомненна их близость в подходе к человеку, в стремлении раскрыть духовную жизнь персонажа как процесс в нерасторжимом единстве двух его сторон: внутренней (сферы чувств и мыслей) и внешней (сферы поступка, действия, человеческих взаимоотношений). Скрытое и явное, тайное и видимое осмысливаются в их творчестве в диалектическом единстве, одно раскрывается через другое, в сопоставлении с ним, более того - одно становится критерием оценки другого. Иными словами, сама природа найденного Лермонтовым способа художественного познания человеческой души таит в себе неограниченные возможности его развития и совершенствования.

Влияние психологического романа Лермонтова на творчество Достоевского, Толстого, Чехова сказалось не только в самом подходе к человеческой психологии, но и в интересе к одним и тем же типам характера (несомненна глубокая внутренняя связь Н6чорина с челым рядом героев Достоевского),в попытке выявления духовной сущности интеллектуального героя путем сопоставления его психологии с психологией героя из народа (Лермонтов и Толстой), в стремлении соединить психологическую линию повествования с динамичным, острым сюжетом (Лермонтов и Достоевский), в глубокой разработке различных видов интроспекции и психологического штриха (Лермонтов и Толстой), в предпочтении опосредованных форм изображения чувства, в поисках сдержанных, порой аскетичных художественных средств, отражающих душевные движения большой внутренней силы (Лермонтов и Чехов).У*№ из этого ряда сравнений (который может быть легко продолжен) видно, как велика и существенна роль художественных традиций Лермонтова в творчестве крупнейших представителей русского реализма и насколько перспективно исследование глубоких, органичных связей лермонтовского романа с прозой второй половины XIX века.

Герою нашего времени" была уготована счастливая судьба - он вошел в число тех немногих произведений, которне окаааяи многостороннее и плодотворное влияние на литературный процесс. Роман Лер -монтова стоит у истоков психологической прозы, начиная ту линию русского реализма, которая была продолжена в творчестве Л.Толстого, Достоевского, Чехова, но это начало оказалось далеко не робким - "Герой нашего времени" написан уверенной рукой сложившегося мастера, пришедшего к своим художественным открытиям ценой долгих, неустанных и глубоко страстных творческих исканий.

 

Список научной литературыЗайцева, Ирина Аркадьевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. 3-е изд. - М.: Искусство, 1976.

2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 5-е изд. - М.: Худок. лит.,76. 827 с.х

3. А/нненкфв П. О мысли в произведениях изящной словесности:(Заметки по поводу последних произведений гг. Тургенева и Л.Н.Т.). -Современник, 1855, т.ХЩХ, № I, разд. "Критика", с. 1-26.

4. Анненский И. Юмор Лермонтова. В кн.: Анненский И. Книги отражений / Изд. подгот. Н.Т.Ашимбаева, И.И.Подольская, А.В.Федоров. М., 1979, с.136-140.

5. Асмус В. Круг идей Лермонтова. В кн.: Лит. наследство: М.,1941, т.43-44, с. 83-128.

6. Ахматова А. Все было подвластно ему. Лит. газ., 1964, 15 октября, с.З.

7. Ахматова А. Заметки на полях. Лит. газ., 1965, 16 марта, с.З.

8. Ахматова А. О Пушкине: Статьи и заметки / Сост., послесл. и примеч. Э.Г.Герштейн. Л.: Сов. писатель, 1977. - 318 с.

9. Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма / Подгот. текста и примеч. 0.Муратовой и К.Пигарева. М.: Худож. лит., 1951. - 646 с.

10. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13-ти т. / АН СССР. Ин-т рус. лит.(Пушкинский Дом).- М.: Изд-во АН СССР,1953-1959.

11. Белкина М.А. "Светская повесть" 30-х годов и "Княгиня Лиговская" Лермонтова. В кн.: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Сб.1.

12. Исследования и материалы / Под ред. Н.Я.Бродского и др.; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1941, с.516-551.

13. Берковский НЛ* О мировом значении русской литературы / Под ред. В.Г.Базансгоа и Г.М.Фридлендера. Л.: Наука, 1975. - 184 с.

14. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения: В 2-х т. / Сост. П.А.Сидо -рова,вступ. статья и подгот. текста Н.Н.Маслина, примеч. Л.В. Домановского и Н.Н.Маслина. М.: Худож. лит., 1958.

15. Библиография литературы о М.Ю.Лермонтове: (I9I7-I977 гг.) / Оост. О.В.Миллер; АН СССР. ИН-т рус. лит. (Пушкинский Дом). -Л.: Наука, 1980. 518 с.

16. Благой Д. Пугачевский роман Лермонтова. Лит. обозрение, 1941, к 12, с.61-65.

17. Бочаров С.Г. Л.Толстой и новое понимание человека. "Диалектика души". В кн.: Литература и новый человек / Отв. ред. В.В.Ермилов; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1963, с.224-308.

18. Бродский Н.Л. М.Ю.Лермонтов: Биография. T.I. I8I4-I832. М.: Гослитиздат, 1945. - 348 с.

19. Бродский Н.Л. Поэтическая исповедь русского интеллигента 3040-х годов. В кн.: Венок М.Ю.Лермонтову: Юбилейный сборник. М.-Пг., 1914, с.56-110.

20. Б^урачок/) С. "Герой нашего времени". М.Лермонтов. Две части. СПб., 1840. Маяк современного просвещения и образованности, 1840, ч.1У, гл.1У, с.210-219.

21. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство,1966. - 403с.

22. Вацуро В. Лермонтов и Марлинский. В кн.: Творчество М.Ю.Лер -монтова: 150 лет со дня рождения. I8I4-I964 / Отв. ред. У.Р.Фохт; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1964, с.341-363.

23. Виноградов В. Стиль прозы Лермонтова. В кн.: Лит. наследство. М., 1941, т.43-44, с.517-628.

24. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М.: Гослитиздат, 1941.- 620 с.

25. Волков И.Ф. Основные проблемы изучения романтизма. В кн.: К истории русского романтизма / Редкол.: Ю.В.Манн и др.; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1973, с.5-36.

26. Волков И. Романтизм. В кн.: Творческий метод: Сб. статей / Общая ред. и сост. В.А.Разумного; АН СССР. Ин-т философии. М., I960, с.168-207.

27. Вяземский П.А. От переводчика ^предисловие к роману Б.Констана "Адольф". И.З.?. - Поли. собр. соч.: В 12-ти т. СПБ., 1886, т.Х, С.1У-Х1 второй пагинации.

28. Гачев Г.Д. Развитие образного сознания в литературе. В кн.: Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: В 3-х т. / Редкол.: Г.Л.Абрамович и др., АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1962, т.1, с.186-311.

29. Гегель. Лекции по эстетике. Сочинения: В 14-ти т. / Ин-Т философии Ком. академии. М.-Л., 1938, т.12; 1940, т.13; 1958, т)14.

30. ГейнеГ.Полное собрание сочинений: В 12-ти т. / Под ред. Н.Я. Берковского и др. М.-Л.; Academia, 1935-1949.

31. Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд., доп. - Л.: Сов. писатель, 1974. - 408 с.

32. Гинзбург JI. О психологической прозе. Л.: Худож. лит., 1977. -447 с.

33. Гинзбург Л. О структуре литературного персонажа. В кн.: Искус»-ство слова: Сб. статей к 80-летию Д.Д.Благого / Редкол.: К.В.Пи-гарев (отв. ред.) и др.; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1973,с. 376-388.

34. Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. Л.: Худож. лит.,1940. - 224 с.

35. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.: Сов. писатель, 1982. - 367 с.

36. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14-ти т. / Гл. ред. Н.Л.Мещеряков; АН СССР. Ш-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.: Изд-во АН СССР, I940-1952.

37. Грехнев В.А. О психологических принципах "Княгини Лиговской" М.Ю.Лермонтова. Рус. лит., 1975, й I, с.36-46.

38. Григорьев А. Эстетика и критика / Вступ. статья, сост. и примеч. А.И.Нуравлевой. М.: Искусство, 1980. - 496 с. - (История эстетики в памятниках и документах).

39. Григорьев А. Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой: Граф Л.Толстой и его сочинения. Время, 1862, т.УП, кн.1, разд. "Критическое обозрение", с.1-30.

40. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман "Герой нашего времени". -Л.: Наука, 1975. 348 с.

41. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. М.-Л.: Наука, 1964. -300 с.

42. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. - 355 с.

43. Гуляев Н.А. О формах романтической типологии. В кн.: Проблемы теории и истории литературы: Сб. статей, посвященных памятипрофессора А.Н.Соколова / Редкол.: В.И.Кулешов (отв. ред.) и др. М., 1971, с.150-158.

44. Докусов A.M. "Вадим" Лермонтова: (Проблематика. Образы. Стиль).- Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А.И.Герцена, 1949, т.81, с. 95-129.

45. Докусов A.M. Роман "Вадим" Лермонтова. Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А.И.Герцена, 1947, т.43, с.33-100.

46. Древнегреческая литературная критика / Отв. ред. Л.А.Фрейберг; АН СССР. Ин-т мировой лит. M.s Наука, 1975. - 480 с.

47. Дурылин С. "Герой нашего времени" М.©.Лермонтова. М.: Учпедгиз, 1940. - 256 с.

48. Ермакова М.Я. "Вадим" Лермонтова и некоторые вопросы русского исторического романа 30-х годов XIX века. Уч. зап. Горьк. пед. ин-та, 1958, т.23, с.236-260.

49. Есин А.Б. О двух типах психологизма. В кн.: Чехов и Лев Толстой / Редкол.: Л.Д.Опульская и др.; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1980, с.69-82.

50. Жижина А.Д. Демон как "Герой времени". В кн.: Русская литература 30-40-х годов XIX века / Ряз. пед. ин-т. Рязань. 1976, с. 13-24.

51. Жук А.А. Лермонтов и "натуральная школа": К постановке вопроса.- В кн.: Проблемы теории и истории литературы: Сб. статей, посвященных памяти профессора А.Н.Соколова / Редкол.: В.И.Кулешов (отв. ред.) и др. М., 1971, с.226-233.

52. Журавлева А.И. Лермонтов и Достоевский. Изв. АН СССР. Серия лит. и яз., 1964, т.23, вып.5, с.386-392.

53. Журавлева А.И. Поэтическая проза Лермонтова. Рус. речь, 1974, В 5, с.21-27.

54. Замотин И.И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе. Варшава, 1903. - 377 с.

55. История романтизма в русской литературе: В 2-х вып. / Редкол.: А.С.Курилов (отв. ред. I вып.), С.Е.Шаталов (отв. ред. 2 вып.) и др.; АН СССР. Нн-т мировой лит. М.: Наука, 1979.

56. История русского романа: В 2-х т. / Редкол.: А.С.Бушиин и др.; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.-Л.: Наука, 1962-1964.

57. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести: (А.А.Бе-стужев-Марлинский и романтики-беллетристы 20-30-х годов XIX в.).- Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1973. 307 с.

58. Карельский А. От героя к человеку: (развитие реалистического психологизма в европейском романе 30-60-х годов XIX века). -Вопр. лит., 1983, $ 9, с.81-122.

59. Киселева Л.Ф. Творческие искания А.Фадеева. М.: Наука, 1965.- 248 с.

60. Ковалев В.А. Лермонтовские традиции в стиле художественной прозы Л.Н.Толстого. В кн.: Русская журналистика и литература XIX в.: Сб. статей / Под ред. Э.Г.Бабаева, Б.И.Есина. М., 1979, с.102-118.

61. Коган А.Н. Об отражении исторической действительности в романе М.Ю.Лермонтова "Вадим". Уч. зап. Куйбышев, пед. и учит, инта, 1947, вып.8, с.53-71.

62. Компанеец В.В. Проблема художественного психологизма в дискуссиях 1920-х годов, Рус. лит., 1974, Ш 2, с.197-209.

63. Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования. рус. лит., 1974, № I, с.46-60.

64. Кулешов В.И. Поэт и журнал: Лермонтов и "Отечественные запис -ки". Вопр. лит., 1958, » 3, с.149-164.

65. Кюхельбекер В.К. Путешествие. Дневник. Статьи / Изд. подгот. Н.В.Королева, В.Д.Вак. Я.: Наука, 1979. - 790 с.

66. Левин В.И. Проблема героя и позиция автора в романе "Герой нашего времени". В кн.: Лермонтов и литература народов Советского Союза / АН СССР. Ин-т мировой лит. Ереван, гос, ун-т, Ереван, 1974, с.104-126.

67. Левитов Н.Д. Психология характера. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1969. - 424 с.

68. Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 6-ти т. / Редкол.: Н.Ф.Бельчикови др.; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.-Л., Изд-во АН СССР, 1954-1957.

69. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А.Мануйлов; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Научно-ред. совет изд-ва "Сов. энцикл." М.: Сов. энцикл., 1981. - 784 с.

70. Яеушева С. Лермонтов и Л.Толстой. В кн.: Творчество М.Ю.Лермонтова: 150 лет со дня рождения. I8I4-I964 / Отв. ред. У.Р. Фохт; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1964, с.395-414.

71. Лисенкова Н.А. Мотивационная сфера романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени": Повесть "Княжна Мери". В кн.: Творчество М.Ю.Лермонтова / Пенз. пед. ин-т. Пенза, 1965, с.170-224.

72. Литературная теория немецкого романтизма: Документы / Под ред., со вступ. статьей и коммент. Н.Я.Берковского. Пер. Т.И.Сильман и И.Я.Колубовского. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде,1934.- 336 с.

73. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Собр. текстов, вступ. статья и общая ред. А.С.Дмитриева.- М.: Изд—во Моск. ун-та, 1980. 640 с. - Университетская библиотека.

74. Логиновская Е. Поэма М.Ю.Лермонтова "Демон". М.: Худож. лит», 1977. - 120 с. - Массовая историко-лит. библиотека.

75. Локс К. Проза Лермонтова. Лит. учеба, 1938, № 8, с.3-21.

76. Лотман Л.М. Реализм русской литературы,60-х годов XIX века: (Истоки и эстетическое своеобразие) / Отв. ред. Г.М.Фридлендер.- Л.: наука, 1974. 351 с.

77. Лотман D.M. К эволюции построения характеров в романе "Евгений Онегин". В кн.: Пушкин: Исследования и материалы / Под ред. Н.В.Измайлова; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.-Л., I960, т.Ш, с.131-173.

78. Лотман Ю.М. Пути развития русской прозы 1800-х 1810-х годов. -Уч. зап. Тарт. ун-та, 1961, вып.104. Труды по русской и славянской филологии, В 1У, с.3-57.

79. Лотман Ю. Эволюция мировоззрения Карамзина: (1789-1803). Уч. зап. Тарт. ун-та, 1957, вып.51. Труды историко-филол. фак-та, с.122-162.

80. Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году. В кн.: Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века / Подгот. текста, сост., вступ. статья и примеч. В.К. Кантора и А.Я.Фспова-та. М., 1982, с.81-105.

81. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М.-Л.: Наука, 1964. - 268 с.- Науч.-попул. серия.

82. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит., 1978. - 400 с.

83. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. -376 с.

84. Манн Ю.В. Русская философская эстетика: (1820-1830-е гг.) М.: Искусство, 1969. - 304 с.

85. Манн Ю. Формирование теории реализма в России в первой половине XIX века. В кн.: Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. / Редкол.: К.Н.Ломунов и др.; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1972, т.1, с.292-342.

86. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени": Комментарий. 2-е изд., доп. - Л.: Просвещение, 1975. - 280 с.

87. Мануйлов В.А., Гиллельсон М.И., Вацуро В.Э. М.Ю.Лермонтов: Семинарий/Под ред. В.А.Мануйлова.- Л.: Учпедгиз,I960. 461 с.

88. Маркович В.М. "Герой нашего времени" и становление реализма в русском романе. Рус. лит., 1967, 1& 4, с.46-66.

89. Маркович В.М. К.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века:(30-50-е годы).- П.: йзд-во Ленингр. ун-та,1982. 208 с.

90. Марлинский А. Полное собрание сочинений: В 12-ти ч. 3-е изд. - СПб., 1838-1840.

91. Мешкова й.В. Клер де Дюрас. В кн.: Проблемы русской и зару > бежной литературы / Научн. ред. Н.Н.Тверитина; Волгогр. пед. ин-т. Саратов, 1965, с.297-322.

92. Михайлова Е.Н. Идея личности у Лермонтова и особенности ее художественного воплощения. В кн.: Жизнь и творчество М.Ю.Лер -монтова. Сб.1. Исследования и материалы / Под ред. Н.Л.Бродского и др.; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1941, с.125-162.

93. Михайлова Е. Проза Лермонтова / Отв. ред. С.А.Андреев-Кривич.-М.: Гослитиздат, 1957. 384 с.

94. Мышковская Л. "Герой нашего времени". Лит. учеба, 1941, № 78, с.25-39.

95. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика / Вступ. статья, сост. и коммент. Ю.Манна. М.: Худож. лит., 1972. - 576 с.

96. Нейман Б.В. Портрет н творчестве Лермонтова. Уч. зап. Моск. ун-та, 1948, вып.127. Труды каф. рус. лит., кн.З, с.73-80.

97. Никитин Н. Портрет у Лермонтова. Лит. учеба, 1941, № 7-8, с.40-55.

98. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в. Новосибирск: Наука, 1971. - 192 с.

99. Одоевский В.Ф. Русские ночи / Изд. подгот. Б.Ф.Егоров, Е.А.Май-мин, М.И.Медовой. Л.: Наука,1975. - 320 е.- Лит. памятники.

100. Павлов Н.Ф. Повести и стихи / Вступ. статья и примеч. Н.А.Трифонова. Подгот. текста Б.В.Смиренского при участии Н.А.Трифонова. М.: Худож. лит., 1957. - 359 с.

101. Перльмуттер Л:В. Язык прозы М.Ю.Лермонтова.- В кн.: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Сб.1. Исследования и материалы / Под ред. Н.Я.Бродского и др.; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1941, с.310-355.

102. Пиксанов Н.К. Крестьянское восстание в "Вадиме" Лермонтова. -Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1967. 88 с.

103. Пиксанов Н.К. Творческая история "Горя от ума". М.: Наука, 1971. - 400 с.

104. Плетнев П.А. Сочинения и переписка: В 3-х т. СПб.: Изд. Я.Грота, 1885, т.Ш. - 745 с.

105. Погодин М. Повести: В 3-х ч. М., 1832.

106. Погорельский А. Сочинения: В 2-х т. СПб.: Изд. А.Смирдина, 1853.

107. НО. Полевой Н. Мечты и жизнь. Были и повести: В 4-х ч. М., 18331834.

108. Проблемы психологизма в советской литературе: Сб. статей / Подред. В.А.Ковалева и А.И.Павловского; АН СССР. Ин-т рус. лит.

109. Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1970. - 393 с.

110. Психология / Под ред. А.А.Смирнова и др. М.: Учпедгиз, 1956. - 576 с.

111. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10-ти т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). 4-е изд.-Л.: Наука,1977-1979.

112. Родзевич С.И. Лермонтов как романист. Киев: Изд. Н.Я.Оглобли-на, 1914. - ПО с.

113. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

114. Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра / Под ред. Б.С.Мейлаха; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). -Л.: Наука, 1973. 565 с.

115. Русский романтизм: Сб. статей / Под ред. А.И.Белецкого. Л.: Academia, 1927. - 151 С.

116. Русский романтизм / Под ред. Н.А.Гуляева. М.: Высшая школа, 1974. - 360 с.

117. Сабуров А.А. "Война и мир" Толстого: Проблематика и поэтика. -М.: Мзд-во моек, ун-та, 1959. 602 с.

118. Сидяков Л.С. Пушкин и развитие русской повести в начале 30-х годов XIX века. В кн.: Пушкин: Исследования и материалы / Под ред. Н.В.Измайлова; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.-Л., I960, т.Ill, с.193-217.

119. Слащев Е. К истории создания романа Лермонтова "Княгиня Яигов-ская". Уч. зап. филол. фак-та Киргизок, ун-та, 1956, вып.2, с.79-89.

120. Слащев Е. Портрет и пейзаж в романе Лермонтова "Княгиня Лигов-ская". Уч. зап. филол. фак-та Киргизск. ун-та, 1964, вып.Ю, с.99-107.

121. Слонимский А. Мастерство Пушкина. 2-е изд., испр. - М.: Ху-дож. лит., 1963. - 528 с.

122. Соколов А.Н. Михаил Юрьевич Лермонтов. 2-е изд., испр. - М.: йзд-во Моск. ун-та, 1957. - 91 с.

123. Соколов А.Н. О романтизме Лермонтова. Уч. зап. Моск. ун-та, 1946, вып.118. Труды каф. рус. лит., кн.2, с.108-123.

124. Соллертинский Е.Е. Пейзаж в прозе Лермонтова. В кн.: Творчество М.Ю.Лермонтова: 150 лет со дня рождения. I8I4-I964 / Отв. ред. У.Р.Фохт; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1964, с.236-275.

125. Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. В кн .: Соллертинский И.И. Музыкально-исторические этюды / Ред.-составитель М.Друскин. Л., 1956, с.80-100.

126. Станкевич Н.В. Переписка его и биография, написанная П.В.Ан -ненковым. М., 1857. - 395 с.

127. Стендаль. Собрание сочинений: В 15-ти т. / Под ред. Б.Г.Реизо-ва. М., 1959, т.7. 392 с.

128. Степанков Н. Романтические повести А.Марлинского. Лит. учеба, 1937, № 9, с.25-59.

129. Страхов И.В. "Внутренние монологи" в произведениях Л.Н.Толстого как источник изучения эмоционально-волевых процессов. -Сов. педагогика, 1946, К 3, с.77-94.

130. Страхов И.В. Л.Н.Толстой как психолог. Уч. зап. Сарат. пед. ин-та, 1947, вып.Х. - 316 с.

131. Страхов И.В. Я.Н.Толстой о структуре характера. Науч . бйл. ЛГУ, 1946, № 13, с.43-46.

132. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: Пособие для студентов пед. ин-тов: В 5-ти ч. Саратов, Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1973-1976.

133. Страхов И.В. Психология характера: Учебно-методич. пособие для студентов пед. ин-тов. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1970. - 80 с.

134. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. / Под общ. ред. В.Г.Черткова. М.-Л.: Худож. лит., 1928-1959.

135. Томашевский Б. Проза Лермонтова и западноевропейская литературная традиция. В кн.: Лит. наследство. М., 1941, т.43-44, с.469-516.

136. Тураев С., Усок И. Роль романтизма в становлении критического реализма. В кн.: Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. / Редкол.: К.Н.Ломунов и др.; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1972, т.1, с.122-163.

137. ТурчинВ.С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М.: Искусство, 1981. - 552 с.

138. Удодов Б.Т. "Герой нашего времени" как явление историко-литературного процесса: Характер, метод, стиль, жанр. В кн.: М.Ю. Лермонтов: Исследования и материалы / Редкол.: В.А.Малкин (отв. ред.) и др. Воронеж, 1964, с.3-109.

139. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов: Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та,1973. - 703 с.

140. Удодов Б.Т. Психологизм в творчестве М.Ю.Лермонтова. В кн.: Вопросы поэтики литературы и фольклора / Редкол.: С.Г.Лазутин и др. Воронеж, 1976, с.117-137.

141. Уманская М.М. Лермонтов и романтизм его времени. Ярославль: Верхн.-Волжск, кн. изд-во, 1971. - 304 с.

142. Усакина Т. Петрашевцы и литературно-общественное движение сороковых годов XIX века. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1965.- 160 с.

143. Усок И.Е. К спорам о художественном методе М.Ю.Лермонтова.

144. В кн.: К истории русского романтизма / Редкол.: Ю.В.Манн и др.; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1973, с.283-302.

145. Усок И.Е. О романе "Герой нашего времени". Лит. в школе, 1974, В 5, с.2-13.

146. Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. Л.: Худож. лит., 1967. - 364 с.

147. Фишер В.М. Поэтика Лермонтова. В кн.: Венок М.Ю.Лермонтову: Юбилейный сборник. М.-Пг., 1914, с.196-236.

148. Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества. М.: Наука, 1975. -192 с.

149. Фохт У.Р. Лирика М.Ю.Лермонтова. Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н.К.Крупской, 1958, т.66. Труды каф. рус. лит., вып. 4, с.3-32.

150. Фохт У.Р. Пути русского реализма. М.: Сов. писатель, 1963.- 264 с.

151. Фохт У.Р. Становление критического реализма: (Пушкин, Лермонтов, Гоголь). В кн.: Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. / Редкол.: К.Н.Ломунов и др.; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1972, т.1, с.164-233.

152. Фридлендер Г. Лермонтов и русская повествовательная проза. -Рус. лит., 1965, № I, с.33-49.

153. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л.: Наука, 1971. -194 с.

154. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. 4-е изд. - М.: Ху -дож. лит., 1978. - 581 с.

155. Цвейг С. Избранные произведения / Вступ. статья Б.Оучкова. -М.: Правда, 1957. 707 с.

156. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. СПб., 1856. Военные рассказы Л.Н.Толстого. СПб., 1856. Полн. собр. соч.: В 15-ти т. / Под общ. ред. В.Я.Кир-потина. М., 1947, т.Ш, с.421-431.

157. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М.: Изд-во АН СССР, 1963. -188 с.

158. Чистова И.С. Прозаический отрывок М.Ю.Лермонтова "Штосс" и "натуральная" повесть 1840-х годов. Рус. лит., 1978, $ I, с.116-122.

159. Шаталов С.Е. Прозрение как средство психологического анализа. -В кн.: Чехов и Лев Толстой / Редкол.: Л.Д.Опульская и др.; АН СССР. Ин-т мировой лит. М., 1980, с.56-68.

160. Шевченко Г.Г. О своеобразии метода психологического анализа в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Уч. зап. Харьк.ун-та, 1962, т.116. Труды филол. фак-та, т.10, с.73-95.t

161. Шевырев С. Герой нашего времени. Соч. М.Лермонтова. Две части. СПб.,1840.-Москвитянин, 1841, ч.1, № 2, с.515-538.

162. Ш^евырев^ С. Двойник или мои вечера в Малороссии. Сочинение Антония Погорельского. Две части. СПб., 1828. Моск. вестЧ, 1828, ч.Х, № Х1У, с.160-164.- 199

163. Щ^евырев^ С. «Манфред. Драматическая поэма в трех действиях. Сочинение лорда Байрона. Перевел с английского М.В. С.Петербург. 1828. Моск. вестн., 1828, ч.Х,, № ХШ, с.56-69.

164. Шевырев С. Три повести Н.Павлова. М., 1835. Моск. наблюдатель, 1835, ч.1, с.120 -130.169. ^Шевырев С; подписано " Чернец, Киевская повесть. Сочинение Ивана Козлова. Издание третье. 1827. С.Петербург. Моск. вестн., 1827, ч.У1, с.206-215.

165. Эйхенбаум Б. "Герой нашего времени". В кн.: Эйхенбаум,Б. О : прозе: Сб. статей. Л., 1969, с.231-305.

166. Эйхенбаум Б. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки.

167. Л.: Госиздат, 1924. 168 с.-

168. Эйхенбаум Б. Литературная позиция Лермонтова. В кн.: Лит. наследство. М., 1941, т.43-44, с.3-82.

169. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. - 372 с.

170. Эстетика раннего французского романтизма / Сост., вступ. статья и коммент. В.А.Мильчиной. М.: Искусство, 1982. - 480 с. - (История эстетики в памятниках и документах).1. X X ЗЕ

171. Mersereau J. Mikhail Lermontov. Carbondale: Southern Illinois univ. press., 1962. - 176 c.