автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Формирование художественных коллекций в провинции в первой половине XIX века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Чувилова, Ирина Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
Диссертация по культурологии на тему 'Формирование художественных коллекций в провинции в первой половине XIX века'

Текст диссертации на тему "Формирование художественных коллекций в провинции в первой половине XIX века"

и

( ' / > / / ш Ш . /.""1 /

* ' ' 11/1

министерство культуры российской федерации российский институт культурологии

На правах рукописи

ЧУВИЛОВА ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В ПРОВИНЦИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ПОВОЛЖСКИЙ РАЙОНЫ)

Специальность 24. 00. 03

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель проф., д.и.н. Медушевская О.М.

, ? / Москва

^■{¿г* " 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................;....„.......................... 3

Примечания.................................................................................................................................34

ГЛАВА I. Коллекционирование в социо - культурном контексте

провинциального города........................................................................................................................................................................40

1.1. Социо - культурная и художественная ситуация в провинции..............................40

Примечания.................................................................................................................71

1. 2. Эстетическое наполнение эпохи и коллекционирование в России................78

т

Заключение к главе 1....................................................................................................................................................................................100

Примечания....................................................................................................................................................................................................................104

1 il. Формирование художественных коллекции....................................................................109

2. 1. Состав коллекционеров...................................................................................109

Примечания....................................................................................................................................................................................................................155

2. 2. Пути и источники формирования коллекций......................................................................................166

Примечания....................................................................................................................................................................................................................188

2. 3. Состав коллекций.........................................................................................194

Примечания....................................................................................................................................................................................................................231

2. 4. Функционирование и судьба коллекций......................................................................................................237

Заключение к главе 2....................................................................................................................................................................................253

Примечания.........................................................................................................................................................................................257

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................................................261

Список источников и литература............................................................................................................................................272

ПРИЛОЖЕНИЕ. Список коллекционеров с краткими биографическими

справками..........................................................................................................................................................................................................................296

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдаемое на современном этапе возрождение интереса к национальным и культурным корням, к неоднозначности и многоликости отечественной истории, неизбежно обращает взор исследователей к российской провинции. В современной научной литературе намечается позитивная т«. оденция к рассмотрению провинциальной культуры как составной части оч зчественного культурного наследия в целом, в сопоставлении ее с миров г культурой, а также активизация научной мысли по изучению отдельна х аспектов культуры российской провинции: региональные особенности р1 гсийской культуры; социо - культурное состояние и развитие провин-ц1. и; культурная среда провинции (основные компоненты, факторы форми-рс зания и развития); культурный потенциал провинции (структурные составляющие, доминанты роста); роль провинции в формировании общероссийской культуры; столичная и провинциальная культура в их взаимодействии и оппозиции; роль личностного начала в социо - культурном развитии провинции; художественная жизнь провинции как элемент ее культурного развития, и др. (1). Это показывает, что изучение провинциальной культуры — проблема многоаспектная, требующая комплексного подхода в изучении; в этом, в частности, заключается причина ее недостаточной изученности. Исследование этой проблемы в полном объеме является делом группы ученых, вооруженных для этого единой программой и методикой.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В предлагаемом исследовании щ едпринимается попытка изучения одного из аспектов проблемы социо -культурного развития провинции — формирования художественных кол-ле кций. Художественное коллекционирование как особое культурное явле-ш е, создание на основе частных коллекций музеев — все это значитель-Н1 [е вехи в истории отечественной культуры, отечественного музейного дела, поскольку "история культуры есть не только история изменений, но и история накопления ценностей, остающихся живыми и действенными элементами культуры в последующем развитии" (2). Изучение истории формирования художественных коллекций имеет не только историко - по-зьавательное значение, т.к. раскрывает культурное прошлое старейших

провинциальных центров России, но и воссоздает процесс становления и развития художественной жизни российской периферии, "влияние провинциальной среды на формы общественного бытования искусства и законы его развития" (3). Этот процесс проходил под воздействием множества факторов (и, в свою очередь, сам оказывал на них влияние), связывая между собой частное коллекционирование, развитие изобразительного искусства, становление искусствознания й исторической мысли, эстетические приоритеты и философские теории эпохи. Как отмечал в начале нашего века П.П.Муратов, коллекционирование неразрывно связано с "культурным смыслом эпохи". Подобная взаимозависимость оказывала прямое и опосредованное влияние как на культурную ситуацию (развитие стилей, видов искусства и форм их культурной коммуникации) первой половины 19 столетия, так и на ее дальнейшее развитие. Обозначенная проблема перерастает рамки сугубо исторического исследования, естественно принимая культурологический аспект: изучение самого феномена коллекционирования, которое аккумулировало в себе многие черты, характерные для культурного процесса данной эпохи, его роль в социо - культурной жизни городов, приобретавших в связи с этим определенное значение в истории отечественной культуры.

Такой подход в изучении проблемы особенно актуален сегодня, когда остро встает вопрос о развитии национального самосознания, формировавшегося во многом благодаря культурным и духовным центрам, коими становились провинциальные города в 19 столетии. Способствовать этому развитию может и возвращение забытых имен тех людей, которым обязана своим развитием российская провинция. Наметившаяся в последние годы тенденция к номинализации должна быть, безусловно, развита.

Создание художественных коллекций и музеев связано как с историей собирательства, так и с его настоящим днем. Возможность развивать традиции, заложенные в 19 веке, сохранение культурного наследия, просветительство на основе полученных знаний — в этом заключается практическая необходимость изучения проблемы. Без ее изучения невозможна и разработка истории и теории музейного дела.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ. Период, избранный для настоящего исследования — начало 19 в. - 1850-е гг. Он обусловлен тем, что данный

период в истории российского коллекционирования является вполне самостоятельным и законченным с точки зрения происходивших в нем процессов. К началу 19 в. в России в целом было сформировано провинциальное общество; оформляется социо - культурная инфраструктура провинциальных городов, определяется их социальный состав, появляется сам объект изучения — провинциальные коллекции. Именно первая половина 19 века является периодом зарождения и формирования провинциального коллекционирования и обозначения его как особого социо - культурного явления. В 1850-е гг. этот этап завершается, и происходит это также в связи с завершением значительного исторического периода в развитии страны. Изучение нового этапа требует другой методики исследования, расширения источниковой базы и постановки новых исследовательских задач.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАМКИ. Изучение проблемы формирования художественных коллекций провинции проводилось на материалах Центрального и Поволжского районов России. Такое территориальное ограничение связано с историко - культурными особенностями регионов. Культурные процессы протекали неравномерно на обширном пространстве России, и в избранных регионах мы можем наблюдать общие или близкие тенденции, а применяя единую методику исследования, можно отметить и специфику их социо - культурного развития. Именно в указанных регионах в первой половине 19 в. появились первые художественные коллекции; их численность на данной территории явилась необходимой и достаточной для того, чтобы стало возможным предпринять попытку реконструкции этого явления и сделать определенные выводы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметной областью исследования является история художественного коллекционирования в провинции как составная часть ее художественной жизни и культуры. Исследование осуществляется на основе анализа региональных особенностей социо - культурного развития России. В число исследуемых художественных коллекций, бытовавших в провинции в первой половине 19 века, включены коллекции, сформированные в провинциальных городах представителями различных социальных групп. Необходимо отметить, что нами не рассматриваются усадебные коллекции, которые, как и сама усадьба, являются пограничными явлениями и находятся на стыке провинциальной и столич-

ной культур; а также прочие коллекции, сформированные в столицах, столичными жителями, и не имевшие никакого иного, кроме территориального, отношения к периферии.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. В предлагаемой диссертации ставится цель исследовать процесс формирования художественных коллекций в контексте социо - культурного развития провинциального города в 1-ой половине 19 в.

Разделяя точку зрения, сформулированную как в отечественной, так и в западной музееведческой науке о том, что "коллекция возникает как произведение его самого [коллекционера]" (А.М.Эфрос) и "история коллекционирования есть история вкуса" (А.М.Эфрос, Ф.Хаскел), мы считаем важным в данном исследовании особо обратить внимание на личность коллекционера и эстетическое наполнение эпохи. Реконструкция личности коллекционера представляется столь же важной, как и реконструкция самой коллекции; зачастую без этого невозможно определение важных качественных характеристик коллекции. Любой социо - культурный феномен начинается в виде единичных примеров, а их генератором является человек, личность, субъект. Именно он при включении предметов в среду бытования и при изъятии их оттуда руководствуется какой-либо идеей, преследует какие-либо цели, как материальные, так и духовные. Основы формирования частных коллекций, музейных собраний, меценатства тесно связаны со становлением сознания их создателей. Поэтому представляется необходимым выявить факторы, формировавшие личность коллекционера, среду его обитания, окружение.

Следовательно, задачи исследования можно определить следующим образом: выявление предпосылок возникновения провинциального коллекционирования и воссоздание его в историческом контексте как явления социо - культурного развития провинции; конкретизация биографики российской культуры и выявление новых имен в процессе изучения состава коллекционеров; выявление путей и источников формирования коллекций, изучение состава коллекций, определение влияния коллекционирования на культуру города.

Методологическим обоснованием решения названных задач является принцип системного подхода, который подразумевает целостное и всесто-

роннее рассмотрение изучаемого явления в совокупности всех его составляющих и связей. Исторический метод с ориентацией на поставленную исследовательскую проблему позволит рассмотреть это явление в связи с общим социо - культурным контекстом эпохи и в рамках историко - культурного развития провинции. Источникоориентированный подход был определен содержанием информационных полей источников и задачами формирования новых интегральных источниковых построений, позволяющих аргументированно раскрыть проблему становления и развития провинциального коллекционирования. Данный подход позволит также типо-логизировать источники и провести их детальную интерпретацию в ракурсе поставленной проблемы. Для изучения личности в современной социологии существует множество методик изучения личности по разным "срезам" ее существования. Мы принимаем одну из них, наиболее распространенную, при помощи которой именно в данном исследовании возможно получить оптимальный результат. Макс Вебер предлагал проводить реконструкцию личности, учитывая следующие основные аспекты: статус, благосостояние, престиж (4). Исходя из этого, при изучении личности коллекционера особое внимание уделялось его социальному происхождению, образованию, финансовому положению, конфессиональной принадлежности, кругу общения. В результате мы выходим на использование просопогра-фического метода — метода воссоздания коллективной биографии, который позволяет рассматривать феномен коллекционирования в контексте как исторической эпохи в целом, так и в становлении Личности этой эпохи в частности. Источниковедческий метод позволит типологизировать источники и провести их интерпретацию.

Поставленные задачи свидетельствуют, что исследуемая проблема находится на стыке различных наук: истории, искусствоведения, источниковедения, музееведения. Тесное взаимодействие задач доказывает необходимость междисциплинарного подхода и комплексного изучения на основе исторических источников и их детальной интерпретации.

В самом начале исследования мы сталкиваемся с необходимостью установить содержание дефиниций: в названии работы использованы два понятия, до сих пор не имеющие четкого, стабильного наполнения:

"провинция" и "художественная коллекция". Прежде всего — "провинция" — понятие не устоявшееся, многослойное, в России употреблявшееся часто в метафорическом смысле. На это неоднократно указывали современные исследователи, в т.ч. С.О.Шмидт, В.Ю.Афиани, Г.Ю.Стернин. В последние годы предложено несколько определений, которые в основном сводятся к определению провинции как особого географического пространства с особой системой духовных и культурных координат. Исследователь И.А.Иванников предлагает следующее определение: "Российская провинция по своей форме есть понятие географическое и административно -территориальное, а по содержанию нравственно - культурное" (5). И.Л.Беленький считает, что "одновременно сосуществуют и российская провинция как социальный, культурный, политический феномен,., и конкретика каждой российской провинции, и безграничное число "провинций" в ойкумене общей и индивидуальной жизни и души каждого исторического субъекта" (6). - •

Также не существует четкого определения понятия "провинциальная культура", хотя можно набрать определенное количество параметров для разведения таких понятий, как столичная и провинциальная культура, и для рассмотрения провинциальной культуры "как своеобразного типологического феномена духовного бытия" (7). С.О.Шмидт говорит о том, что "культура провинции является важной, полнокровной сферой культуры российской, она не только воспринимала культуру столиц, но обогащала и подпитывала ее" (8). Как одну из субкультур российской культуры в целом предлагает рассматривать культуру российской провинции В.Ю.Афиани. Он указывает на сложности при определении понятия "провинциальная культура" и считает бесспорным одно: "культура русской провинции — составная часть общерусской культуры." Исследователь приходит к выводу, что "понятия провинции, провинциальности, провинциальной культуры субъективны. Их границы не постоянны, переменчивы и не всегда совпадают с административно - территориальным делением" (9).

Позволим себе присоединиться к мнению современного исследователя Е.Я.Бурлиной, что в данном случае "задача строгого определения — искусственная, малопродуктивная. Культурное бытие, запертое в завершенные дефиниции, замолкает, не становится "говорящим" (10). Проблему де-

финиций, несомненно, необходимо разрабатывать, но научные исследования при этом не должны прерываться в ожидании точных определений. Напротив, исторические изыскания призваны помочь в том числе и в решении этой проблемы. Поэтому в данном исследовании автор берет на себя смелость использовать определения, наиболее приемлемые для работы, и считать провинцией географический пункт или пространство, удаленные от столиц, а провин�