автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Формирование и эволюция немецкой поселенческой общины в Юго-Западной Африке/Намибии 1814-1990

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Балезин, Александр Степанович
  • Ученая cтепень: доктора истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Формирование и эволюция немецкой поселенческой общины в Юго-Западной Африке/Намибии 1814-1990'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование и эволюция немецкой поселенческой общины в Юго-Западной Африке/Намибии 1814-1990"

р г б о»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ) 5 ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

На правах рукописи

БАЛЕЗИН АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ НЕМЕЦКОЙ ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ 0Б1ШН1, В ЮГО-ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ/НАМИБИИ-1814-1990.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических на%;

Специальность 07-00-03 - Всеобцай '>

МОСКВА 1994

Работа выполнена в Центре африканских исследований Института всеобщей истории РАН

Официальные

доктор исторических доктор исторических доктор исторических

Ведущая организация -

оппонентыI

наук С.Я.Берзина, наук И.Н.Куклина» наук Я.С.Драбкин-

Институт Африки РАН

Защита состоится " "____1994 г- в__часов

ьа заседании Специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте всеобщей истории РАН Д 002- 98- 01 по адресу: Москва» Ленинский проспект 32-а-

С диссертацией нохно ознакомиться в библиотеке Института. Автореферат разослан "ЯЛ)" и 1994 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат исторических наук /______А.П.Черных.

Актуальность теин исследования

Изучение колониального прошлого Африканского континента яз-ляется одной из основных проблем его истории.Стало уже общим пестом, но не утратило своей актуальности утверждение о том, что корни большшства сегодняшних проблем Африки слвдузт искать с ее прошлом■

Подходов к изучению колониализма может быти множества,как существует и множество аспектов его изучения- В данной работе в центре внимания один из слабо изученных аспектов истории колониальных обществ - проблемы)связанные с белой общиной.

За многие десятилетия развития исторической африканистики п ней сложился некоторый перекос в рассмотрении белой обцины. Про-колониальная историография белую общину апологкзировала,антиколониальная же, наоборот» рассматривала ее место и роль однозначно негативно. И в том, и в другом случае белая община рассматривалась тем не менее как нечто не только чужеродное, но и временное на африканском континенте. Между тен, она была одним из важных факторов Формирования и функционирования колониальных обществ .Взвешенный анализ места белой обшины в истории колониальных обществ) избавленный от идеологических наслоений, является необходимой составной частью исследования колониализма и постколониальной истории Африки-

По месту белой общины а жизни колоний их делят на поселенческие и непоселенческиа- В поселенческих колониях представители белой обшины в поколениях , как правило,утрачивали связь с исторической родиной и начинали рассматривать как родину соот-ве-стЕующую африканскую страну-Классическими примерами поселенческих колоний з Африке для французских владений был Аллир, для британских - Родезия (Зимбабве), а для нэкецКих - Юго-Западная Африка (Намибия >•

Белая поселенческая обшина в Намибии неоднородна- Важное и совершенно особое место в ее составе занимают немец, ле поселенцы. Несмотря на то,что немцы перестали быть колониальными хозяевами Юго-Западной Африки в 1915 году, они остаются там до сих пор четко выделяющейся этнической группой. Более того, они сохраняли весьма важные экономические, политические и культурные

позиции вплоть до обретения Намибией независимости.

Намибия получила независимость последней из стран Африканского континента- Это историческое событие произошло 21 нарта 1990 г»» т-е- спустя тридцать лет после "года Африки"-При неизбежной после достижения независимости процессе "африканизации" и в этой стране остро встала проблема интеграции белых, в частности ненецкой общины1 в процесс построения нового общества, свободного от колониального' угнетения и расового неравенства-Таким образом,ныне и для правительстга Намибии, и для самгх некецких поселенцез вопрос об их месте в этой стране в новых исторических условиях крайне актуален. Для его решения необходима взвешенная оценка исторической роли немцев в этой стране-

Однако доследование истории немецкой общины в Намибии имеет . далеко не только узкорегиональное значение и выходит за рамки > истории колониализма* Оно является составной часть» проблематики, пронизывающей всю историю человечества- С древнейших времен люди в поисках лучшей жизни поселялись в далеких странах в чуждой им среде- Анализ Формирования и эволюции отдельных групп в рамках многонациональных и многорасовых обществ должен способствовать пониманию общности исторических судеб и необходимости национального мира в таких обществах- В наше время, когда этнические конфликты являются горькой реальностью в Европе вообще и в России в частности, это, увы, крайне актуально.

Предмет исследования

Предметом исследования данной лиссертационной работы является немецкая поселенческая община в Юго-Западной Африке (Намибии) с самых истоков ее формирования до наших дней-

Нстсркя немецкой общины в НЗА/Намибии, имела свои особенности по сравнению с белыми общинами других поселенческих колоний Африки- До 1915 года немцы были колониальными хозяевами в Иг г:-Западной Африке-С захватом этой страны Южно-Африканским Союзом немцы в ней превратились, по их собственному зырагеншо, в. "белых второго сорта" - безусловно привилегирозанн'зЮ по отношению к коренному населению, но занимающую подчиненное положение

по отношению к новый колониальным хозяевам - этническим англичанам и африканерам (бурам)»выходцам из Южной Африки, группу.

Таким образом» выбор истории формирования и эзолмции немецкой общины в ЮЗА/Намибии как предмета исследования дает возможность рассмотреть не только систему отношений "белые-черные", но и систему отношений "белые-белые" в колониальном обществе-При этом история Формирования двух других групп белого населения страны - африканеров и англоговорящих кжноафрикачцев»требумщзя специального исследования, рассматривается лишь постольку, поскольку это необходимо для анализа проблематики диссертации.

Данная диссертация не является не этнографической, ни культурологической работой. Тем не менее, при анализе исторического места ненецкой поселенческой общины в ЮЗА/Намибии нельзя было обойтись без рассмотрения таких вопросов, как Формирование этнического самосознания немцев в ЮЗА/Намибии, и некоторые особенности их менталитета. (Вопросы эти рассматриваются в том числе и на материалах полевых исследований автора в Намибии.)

Задачи работы

Конкретно задачи диссертации сводились к следующему:

1. Создать периодизацию истории немецкой общины в ЮЗА/Намибии.

2- Проанализировать деятельность немецких миссионеров в Иго-Западной Африке с самых ее истоков до колониального порабощения ЮЗА Германией как предтечу Формирования там немецкой поселенческой колонии.

3- Исследовать динамику формирования немецкой поселенческой общины в ЮЗА в год11 германского господства, изучить ее социальный состав и место в складывающемся колониальном обществе ВЗА«

4. Проследить истории ненецкой общины в 1915-19.^5 годах,доказать важность этого периода как переходного в жизни немочкой общины в ЮЗА и выявить причины ее сохранения и роста именно в этой стране после потери Германией африканских колоний.

5- Исследовать динамику численности и место немецких посе-

ленцев в Юго-Западной Африке под власть» ЮАС/ЮАР в межвоенный период и после второй мировой войны-

6. Показать эволюцию некоторых особенностей менталитета и этническсго самосознания немецкой поселенческой ибщины от времен германского колониального господства в Ю2А до периода борьбы за независимость Намибии.

7- Определить черты общего и особенного в истории немцев в ЮЗА/Намибии как бе/ч>пс поселенцев в колониально'"- Африке доказать возможное место немецкой общины в складыгании многорасового др-мократического общества в стране.

Научная новизна и значимость диссертации

Сквозное изучение истории Формирования и эволюции немецкой поселенческой общины в ИЗА/Намибии с истоков до достижения страной независимости проводится впервые в мировой исторической науке* Также впервые вводится в научный оборот больное число документов из намибийских и немецких архивов.

Очищенное от идеологических наслоений исследование динамики роста, социально-профессиональной структуры и роли немецкой поселенческой общины в истории Намибии открывает новое направление в исследовании проблем колониального общества Тропической и Южной Африки, в частности объективного места в ней белых поселенцев •

Изучение проблематики диссертации выводит и на такие новые в африканистике проблемы, как экстрарелигиосзная деятельность миссионеров в Африкч, система отно зний "белые-белые" в полиэт-ничкой псселенческой общине, особенности менталитета белых поселенцев в колониях и эволюция этнического самосознания , культурные взаикозлкяния европейцев и африканцев-

Хронологические рамки и периодизация работы

Работа охватывает период более 175 лет - от создания первой ненецкой миссионерской станции в Бетани в 1Е14 г- до 1990 г.,

- 5 -

когда была провозглашена независимость Намибии.

Такие хронологические рамки позволяют проследить истории Формирования и эволюции немецкой поселенческой обмины в ЮЗА/Намибии с самых истоков до крушения колониального режима в стране-

Внутренняя периодизация работы совпадает с разработанными диссертантом в ходе первичной обработки источников и литературы периодизацией истории немецкой поселенческой общины б ЮЗА/Намибии. В ней выделены следующие этапы!

1- 1814-1634 годы. Это период развертывания деятельности немецких миссионеров в ЮЗА, которые,являясь в то время единственной группой ненцев в стране, рассматриваются как первые немецкие поселенцы.

2. 1884-1915 годы- Совпадает со временем германского колониального господства в ЮЗА- Немецкая община в эти годы Формировалась в условиях немецкой же поселенческой колонии-

3- 1915-1925 годы. Выделенный иною особый переходный период, когда оккупационные власти Южно-Африканского союза перешли от интернирования и депортации немцев к мх натурализации-

4. 1925-1945 годы- Период активной борьбы немецкой общины за политические права,время активного размежевания в ее среде по отношению к германскому Фашизму, закончившийся новым интернированием и лишением граяданства представителей немецкой общины- в 1939-1945 гг-

5. 1945-1990 годы. Годы "третьей волны" немецкой иммиграции, значительно ..зменивыей лицо немецкой общины в стране5го-ды,когда все активнее развертывалась борьба вокруг будущей независимости Намибии.

Подробная характеристика и особенности каждого периода раскрываются в соответствующих главах диссертации-

Методологическая и теоретическая основа диссертации

Методологической и теоретической основой диссертации является разрабатываемая в отечественной африканистике начиная с одного из ее основателей Д.А.Ольдерогге концепция колониального общества как особого типа социальности. Важной составляющей кон-

- -

цепцки колониального общества является, на мой взгляд, идея колониального синтеза. Эта концепция пока только пробивает себе дорогу, ученые призывают к уходу от старых априорных схем при анализе колониальных обществ, к "освобождению от догм", а ее позитивное содержание пока только нарабатывается. Поэтому настоящая диссертация призвана прэдоставкть материалы для дополнения этой концепции-

Плодотворными для данного исследования оказались отдельные идеи широко дискутируемого в настоящее время и отечественньп.и востоковедами и африканистами циви/.иаационного подхода к изучении истории Востока и Африки- В частности, с контактами между цивилизациями связана идея о встрече культур -Немаловажными для данной работы яьились высказанные отечественными культурологами и историками Г-С-Кнабе, А-Я.Гуревичем и другими идеи о двуе-динстве культуры и о культуре •как предмете исследования для историка • Они дают возможность рассмотреть в рамках встречи куль-щр такие аспекты истории немецких поселенцев в ЮЗА/Намибии, как взаимовлияния между ними и другими этническими и расовыми группами населения этой страны.

Поскольку тема диссертационного исследования предполагает затрагивание этнических аспектов проблемы, в работе использована концепция субэтноса как результата определенных этнических процессов - в том виде, как она существует в современной этнологии-

Степень изученности темы

Об историографии германского колониализма в Африке Еообще и в ЮЗА в частности кожно было бы написать целую диссертацию -столь иного исследований самого разного толка и объема написано на эти сюжеты. Поэтому проблемы германской колониальной политики вообще, в Африке и в ЮЗА в частности, места ЮЗА в германской колониальной империи, в реваншистских планах гитлеровского рейха, во внешней политике ФРГ и ГДР,а также проблемы борьбы за независимость Намибии выходят за раики данного исследования- Кроме того, всем им посвящено множество серьезнейших исследований.(1)

Подобные исследования оказались хорошим подспорьем при написании данной работы. Особого упоминания среди них заслуживает,пожалуй, работа известных историков из Гуверовского института в С'ЛА Л.Гэнна и П.Дьмигнена "Правители Германской Африки" - одна из серии их работ о белых "правителях" африканских колоний (2>-Здесь есть разделы не только о военных и администраторах? некоторое место в книге уделено и поселенцам в германских колониях как таковым.

В мировой историографии имеются работы, специально посвященные германскому колониализму е ЮЗА. Большинство из них написаны историками-марксистами из бывшей ГДР,как например диссертация Э-Чайи (3) и монография Х-Дрекслера (последняя вышла в Москве в моем переводе) (4). К ним примыкает и известнап работа либерального историка из бывшей Западной Германии Г-Бляя (5)-Эти работы хорошо фундированы и написаны с антиколониальных позиций- В контексте же моего исследования они вызывают нарекания, как это ни парадоксально, именно своим антиколониальным пафосом! все, что связано с немцами и в частности немецкими поселенцами б ЮЗА, авторы этих работ рассматривают однозначно отрицательно-Подобная традиция нашла свое продолжение и у нас в стране - в трудах по исследованию "германского колониализма в Намибии" отечественного историка из Иркутска Е-Ю-Пуховской (6)-

Непосредственно по теме данной диссертации в нировой науке существует всего несколько работ,причем все они посвящены либо какому-то одному узкому аспекту, либо какому-то одному узкому периоду истории немецких поселенцев в ЮЗА. Так, исследование В.Бертельсманна "Немецкая языковая группа Юго-Западной Африки в политике и праве с 1915 г.",изданное в 1979 г•(7),скрупулезно показывает истории борьбы немецкой общины б ЮЗА/Нэмибии за свои политические и культурные права в 1915 - 1970 гг-.. -■• ■ . Автор книги - юрист, представитель немецкой обшины в ЮАР, чти не могло не отложить отпечаток на его труд. В этой серьезной работе пра-воведчеекого характера практически отсутствуют какие-либо ссылки на намибийские архиры, явно доступные автору, и основным источником для него служит пресса. Зато на архивном материале, правда, без единой ссылки, сделана примыкающая к книге Бертельсманне книга непрофессионального историка Г-Гоффмана "Германская Вго-Ззпадная А?гика становится подмандатной страной- История ЮЗА

- в -

в 1914-1925 гг-"(8). Автор этой изданной "самиздатом" книги -житель Намибии немецкого происхождения - приводит ряд интересных сведений о коротком, но крайне важном периоде в истории немцев в этой стране^

формировании самосознания немецкой поселенческой общины в ЮЗА после ьторой мировой войны посвящена диссертация на степень лиценциата К-Ркдигера, подготовленная в 1987 г. в Цюрихе, с основными (далеко не бесспорными)положениями которой я смог ознакомиться в автореферате (9)-

Ненецкой общине в ЮЗА /Намибии посвящены также две специальных небольших статьи другого немецкого исследозате-ля-марксист;1 К-Браде, va к г.е, как и Н-Дрекслер, происходящего из ГДР. Одна чз них специально посвящена процессу ее Формирования, - а другая , хотя и называется "К характеристике колониального об-4 щества Юго-Западной Лфрики" дает характеристику именно немецкой поселенческой обшине (10)-Немецкие поселенцы в ЮЗА предстают в этих статьях в однозначно негативном свете- И все же з статьях К-Браде содержится рациональное зерно^он обращает внимание на то, что поселенцы пытались проводить независимую от метрополии политику-

Зато сплошной апологетикой немецких поселенцев в ЮЗА/Намибии Еыглядит специально изданная к столетию установления в этой стране германского колониального господства книга "От протектората до Намибии"*11)-Это не историческая работа, а скорее публицистическая -Она базуслсвно ценна как источник,т-к-содержит множество воспоминаний очевидцев и участников тех или иных событий, а также оценки роли немецкой общины в истории Намибии представителями самых различных этнических и расовых групп страны-Тенденциозность же книгг априорна:она и ¿.ала-то подготовлена "Обществом интересов немецкоязычных жителей Юго-Запада" с целью показать позитивный вклад немецкой общины в историю Намибии-

Вопросам места и роли немцев в ЮЗА уделено небольшое место и в написанной специально для намибийских щкол группой бре-менских ученых книге "Намибия-Книга для чтения и работы" ( 12)-Разделы по истории германского колониализма написаны в довольно жестких антиколониальных тонах, однако главка "Немцы в Намибии сегодня" . призывает к рядовому миру и сотрудничеству на общее благо-

Таким образом| тема диссертации является практически не изученной в мировой исторической литературе. Там же, где ее касались, она разрабатывалась как побочная и всегда оказывалась в плену идеологических установок.

Тем не менее, ныне тематика диссертации оказывается в центре внимания исследователей истории Намибии- Свидетельством тому является проходивший в этой стране 1-2 июня 1991 г- исторический семинар, на котором практически в каждом выступлении был затронут вопрос о роли и историческом месте немецкой общины в этой стране.(13) Так, Данданго Хоабеб, намибийский представитель На-иибийско-германского фонда культурного сотрудничества, выступил за то,чтобы в будущих изложениях намибийская история предстала как история примирения, которгя "должна перестать Фиксироваться на враге- Иначе мы можем оставить вне поля зрения, как теоретически, так и практически, историческую взаимосвязанность угнетателей и угнетенных"

Другой оратор, выступивший на семинаре, и.о«германского посла в Намибии и профессиональный историк Хельмут Хоффман,сказав о роли немцев в создании протектората в ЮЗА, подчеркнул!"В отличие от других /бывших/ немецких колоний здесь /в Намибии/ немецкие поселенцы остались. Они сохранили свою культурную идентичность и до сегодняшнего дня играют в Намибии важную роль".Говоря об отображении колониального прошлого, Х.ХоФФман подчеркнул, что разные социальные слои по-разному пишут о нем! одни только о создании .нфраструктуры, упуская при этом из вида человеческие страдания, другие же - только об антиколониальном сопротивлении, в то время как это - две стороны одной медали.

Вице-ректор Намибийского университета проф-П-Качавиви подчеркнул •"европейские поселенцы на Юге Африки являются примером исторических фальсификаций^наша история была написана так, чтобы служить тем, кто нас колонизовал".Он призвал к новому написанию истории страны, в котором были бы увязаны в единое целое новая и . новейшая история Намибии и общий южноафриканский исторический Фон.

Настоящая диссертация призвана внести свой вклад в реализацию этих вполне справедливых требований к исследованию истории Намибии -

Источники

Автор имел счастливую возможность работать в архивах Намибии и Гернании, и основными источниками для данного диссертационного исследования послужили архивные матери • лы,большинство из которых вводится з научный оборот впервые

Важнейшими источниками по теме исследования были материалы различных фондов Намибийского национального архива, находящегося в столице страны Виндхуке- Архив содержит документы, относящиеся к периоду германского колониального господства и даже к предшествующим ему временам» а также к годам правления в Намибии администрации КАС/ЮАР. При этом документы сроком давности более 30 лет выдаются свободно и без ограничений.Особо ценные для данной рабочы документы были обнаружены б Фонде "Поступления" , практически не разобранной| где, например, под номером 221 содержится 249 папок с документами по истории Фашистской партии в ЮЗА и еще 26 папок с публикациями ландесгруппы НСДАП в стране. Интересные документы были обнаружены также в фондах "Центральное бюро кайзеровской администрации" (Фонд содержит 2649 томов и доступен читателю в виде микрофильмов) и "Источники по истории Юго-Западной Африки", представляющем с° 'бой документы по доколониальному периоду истории ЮЗА, собранные, обработанные и откомментированные известным миссионером Г.феддером уже в 20-е годы Х>! века.

Интересные документы и материалы были обнаружены также е архиве Библиотеки ии-С.Коэна в г.Свакопмунде , в частности в Фондах "ЮЗА.История" и "Шутцтруппе". 'Охранная часть").

Поистине бесценной сокровищницей для исследования оказались мзтериали частных архивов немецких поселенцев в Намибии,предоставленные автору, в частности, семьями Шольц и Руш- Самыми Интересными из хранящихся в таких архивах материалов безусловно были рукописные, нигде и никогда не публиковавшиеся мемуары очевиден и участников рассматриваемых здесь событий,например, хранящиеся в семье Шолъц мемуары Меты Зайб, приехавшей б ЮЗА накануне первой мировой войны молоденькой дезушкой и дожившей там до глубокой старости.

Существенный дополнением к архивным материалам из Намибии стали документы из Потсдамского архива - бывшего Центрального государственного архива ГДР, а ныне отделения Федерального архива Германии.

По "германскому" периоду истории Намибии а этом архиве хранится множество документов в Фонде Министерства колоний, часть из которых дублирует виндхукские документы, а чэсть их дополняет. По этому и более поздним периодам истории ЮЗА/Намибии целые группы и разрозненные документы содержатся во многих других Фондах архива, например в фонде "Германское колониальное общество". Однако подлинным открытием был практически не используемый пока историками Фонд этого архива, называемый "Протектораты. Юго-Западная Африка".Этот Фонд содержит документы, тайно внвезенные из ЮЗА после окончания германского господства в этой стране и первой мировой войны. Среди его более чей 5 тысяч дел содержатся, например, личные дела служащих германской администрации, полиции и железных дорог за годы протектората и многое другое.Подробное, знакомство с документами Фонда, широко представляющими деятельность так называемого "представителя бывией германской администрации" после 1915 года, позволило выделить особый, переходный период в жизни германской общины в ЮЗА:1915-1924 годы.

В диссертации использовались и материалы из отечественных архивов, правда, крайне немногочисленные. Например, отчет о плавании корвета "Скобелев" вдоль берегов ЮЗА в 1885 г., хранящийся в Архиве военно-морского флота о Санкт-Петербурге или доклад о деятельности фашистской партии в ЮЗА от 1937 года, хранящийся в РЦХКДНИ.Следует подчеркнуть, что документы отечественных архивов, не только немногочисленные, но и крайне разрозненные, представляют г-..-тлтельный интерес, т.к. как правило дают несколько иной ракурс рассматриваемых событий.

Важным источником для работы над диссертацией были официальные публикации - как южноафриканской администрации ИЗА (14), так и германской (15), полные подборки которых хранятся вся в том же Намибийском национальном архиве. К этим материалам примыкает пресса, издававшаяся в ЮЗА/Намибии в разные периоды ее истории.В частности, полный комплект важнейшей из газет"гер-

нанского" периода, "Дойч-Зюдвестафриканише Цайтунг", был предоставлен с распоряжение автора в Библиотеке им-С-Коэна в Сва-копмунде-

Важную ноту в многоголосье источников внесли научные,публицистические и литературно-художественные издания немецкой общины в КЗА/Намибии-Тут и журнал "Всадник Юго-Запада" ,который начал издаваться еще в 1927 г- как общественно-политическое издание, и издающийся также много десятилетий "Календарь африканской родины" ,публиковавший самые различные матерглы, имеющие отношения к яиэни немецкой общины в стране, в том числе научные статьи. Исключительно научными и научно-популярными являются издания научных обществ Виндхука -"Намибиана" и Свакопмунда - "Намиб и море" и "Известия общества научного развития Свакопмунда"-Особо выделю непосредственно связанные с темой данного исследования и издававшиеся в разные годы руководства для желающих иммигрировать в ЮЗА.

¿акной группой источников по теме исследования была мемуарная литература, раскрывающая самые разные людские судьбы ненецких поселенцев в ЮЗА- Среди ее авторов - деятели колониальной администрации, как например Т-Лейтве21н(16) и 0-Хинтрагер(17), офицеры братья фон Франсуа (18,19), миссионеры, начиная с Г-Шме-лена (20), многочисленные Фермеры и их жены - самой скандальнс известной книгой из этой группы стала апология германского колониализма в ЮЗА Ады Крамер (21). Независимо от времени и цели написания подобных книг, часто даже вопреки воле их азторс.в, они предметно показывают различные проблемы жизни немецкой общины в ЮЗА/Наигбии-

Отдельного упоминания заслуживают публикации архивных дневников и писем, которые осуществляет Ланибийский национальный архив под руководством его нынешнего директора Бригитты Лау.Тут следует прежде всего упомянуть комментированное четырехтомное издание дневников известного миссионера Гуго Хана (22) и издание бумаг одного из лидеров антиколониальной борьбы на рубеже XIX -XX веков Хендрика Витбоп (23), раскрывающих, в частности, интересные аспекты взаимоотношений немцев с коренным населением ЮЗА в тот период.

Своеобразным источником мочно назвать и научные или научно* публицистические работы представителей немецкой поселенческой

обшины в ЮЗА/Намибии - такие, как считающаяся классической, переиздающаяся до сих пор и переведенная на английский язык книга миссионера Г-Феддера "Юго-Западная Африка в давние времена" (24) или уже упоминавшиеся книги Г-Бертельсманна и "От протектората до Намибии".

Наконец, важным источником для определения этнической сущности и песта немецкой обшины в независимой Намибии стали результаты анкетирования 1 проведенного автором настоящей диссертации в Впндхуке и Свакопмунде в апреле-июне 1991 г.Но этим анкетированием полевые исследования автора в Намибии не исчерпались ¡широкое личное знакомство с представителями самых разных слоев немецких поселенцев, изучение их судеб, образа жизни, быта были поистине бесценны для понимания проблематики диссертации.

Структура и содержание работы-

В основу композиции работы положен проблемно-хронологический принцип, позволяющий показать характер эволюции немецког поселенческой общины в Юго-Западной Африке/Намибии на каждом из выделенных автором этапов ее развития-

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка источников и литературы-

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы исследования, рассматриваются его цели и задачи, дается историография проблематики диссертации и характеристика использованных при ее написании групп исторических источников-

ПЕРВАЯ ГЛАВА,"Немецкие миссионеры в Юго-Западной Африке в 1814-1834 гидах'- пролог к созданию немецкой поселенческой колонии", посвящена деятельности немецких миссионеров в стране с самого еэ начала дй установления там германского колониального господства•

Миссионерская деятельность в Африке - обширный и самостоятельный предмет исследования- К сожалению, в отечественной афрн-канистике отношение к миссионерам было практически однозначно отрицательный, что безусловно неверно и требует взвешенной переоценки .Однако г< данкэй работе проблема рассматр/аается под

несколько иных углом зрения!миссионеры как предтеча белой поселенческой сбщины- Так вопрос ставится практически впервые, хотя в ряде случаев во многих африканских странах миссионеры i: были первыми европейскими поселенцами, живя там многие десятилетия и приобретая ряд характерных для белых поселенцез черт.

Говоря о миссионерской деятельности в том или ином районе Африки, следует иметь в виду, что зачастую миссионеры были вообще первыми европейцами, посетившими эти районы- Юго-Западная Африка же имела свои особенности! в перзой зтверти прошлого векг, т.е- ко времени начала там миссионерской деятельности, на эти земли из соседней Капской колонии через р.Оранжевую переселялись целые групгш нгма (койксин,называемых в колониальной литературе "готтентотами"), которых специалисты объединяют в понятие "орлам". Орлам были в значительной степени европеизированными нама, как правило, служившими у буров (африканеров) и перенявшими у них навыки владения огнестрельным оружием, пользования повозками, запряженными волами • Владели орлам и языком, служившим на Юге Африки lingua franca и называвшемся тогда "капско-гол-лакдским" (Cape Dutch), а ныне - африкаанс. Посещали страну и торговцы европейского происхождения - буры и этнические англичане из Капской колонии-

Первые мкссиснеры в ЮЗА, будучи ненцами по рождению,находились на службе английских миссионерских обществ - Уэслейского и Лондонского« К Лондонскому нисс:ганерскому обществу принадлежал и Иоганн Генрих Шнелен - основавший в 1814 г.самую первую миссионерскую станцию на территории ЮЗА - Ветаки.

Крсие Шиелеиа в ЮЗА работало несколько других миссионеров Лондонского и Уэслейского обществ - немцев (братья Альбрехты, Зейденфаден, Эбнер5 Кельм ) Шмелей j сыграл особу» роль в истории миссионерской деятельности, так как иненно он в 183? г. обратился с иризывон расширить миссионерскую деятельность в • Юго-Западной Африке, причем призыв этот направил не в "свое" Лондонское миссионерское общество, а к соотечественникам - в немецкое Рейнское миссионерское общество-

Рейнское миссионерское общество к току времени развернуло активную деятельность в Капской колонии и имело миссию в Кейптауне. С распространением в 1842 г- деятельности рейнских миссионеров на Юго-Западную Африку начался период активного миссио-

нерского "освоения" будущего германского протектората. Если ранее деятельность миссионеров в основном ограничивалась Страной нама, то с 1840-х годов она постепенно развернулась и в Стране гереро - второй основной этнической группы автохтонного населения будущей Иго-Западной Африки- Миссионеры основали ряд миссионерских станций, давших начало будущим городам ЮЗА/Намибич. Они получали специальную подготовку для работы в ЮЗА и жили тан по многу лет.

.Немецкие миссионеры в ЮЗА проложили дорогу для создания з этой части Африки немецкой поселенческой колонии-• Они разведали эту страну, проложили пути от побережья океана через бесплодную пустыню в более благоприятные для человека области. Они научились вести хозяйство в ЮЗА - бурить колодцы, возделывать европейские овощи и разводить скот, доказав, таким обра-зом, что европеец может жить в этой засушливой стране- Миссионеры научились ладить с ее основными народами - гереро, нама и саанани (оставив пока в стороне овамбо),изучив их нравы, обычаи и, что самое ванное, языку-

Миссионеры научили свою африканскую паству не только и не столько христианским догматам, сколько новып для коренного населения ЮЗА ремесленным и сельскохозяйственным навыкам, а также познакомили его представителей с бытом, нравами и языком своей родины- С другой стороны, они рассказывали своим соотечественникам о коренных жителях ЮЗА,создавая, вольно или невольно, их искаженный образ. Таким образом, рейнские миссионеры в ЮЗА сыграли важную роль в процессе встречи культур и Формирования взаимных представлений друг о друге немцев и африканских народов Намибии -

Однако миссионеры не только проложили пути для немецких поселенцев и ЮЗА/Намибии- Они сами были первыми немецкими поселенцами в ЮЗА, прожив там зачастую не одно десятилетие,приобретя необходимые для длительного проживания европейцев в этой стране навыки и даже в ряде случаев окончив там свой земной путь-

ВТОРАЯ ГЛАВА,"Немецкая община Юго-Западной Африки в годы германского протектората.1884-1915-", посвяшена истории формирования и эволюции собственно немецкой поселенческой общины в период германского протектората.

История германского протектората в ЮЗА начинается с покупки бременским коммерсантом Адольфом Людерицем земель в этой части континента-В 1883-1В85 гг- в результате договоров с местными "капитанами" - старейшинами и вождями -Людериц приобрел практически все побережье сегодняшней Намибии с хинтерландом, исключая Уолфиш-Бей-С апрэлг. 1884 г- псе приобретения Лмдерица считались под "защитой", т.е. под протекторатом Германской империи.Этапным моментом в историч формирования немецкой noce -енческой общины в ЮЗА стал,однако, 1839 г-,когда туда приб л Курт фок Франсуа.Сн сделал Виндхук настоящим административным центром протектората, построив таи 4>орт,сн же привел в страну будущих первых поселенцев из свртских лиц и составил первый план колонизации страны своими соотечественниками.

Процесс заселения ЮЗА развивался в спорах о том.кому же все-таки отдать предпочтение в его контроле:частным земельным компаниям или колониальной администрации.Германская администрация а Виндхуке последовательно выступала за то, чтобы процесс заселения протектората переселенцами из метрополии оставался в ее руках- Она вела деятельность по продаже земель новопоселенцам в силу ряда причин более широко и успешно, чем частные компании-

Положение фермера было на протяжении всей истории Германской Юго-Западной Африки наиболее привлекательным для поселенцев, однако стать фермером, во всяком случае сразу, было по плечу далеко не каждому из них-Чаиболее простой путь в Фермеры был из солдат.Военные - солдаты и офицеры шутцтруппе ("охранной части") были другой важной и поначалу самой многочисленной группой немецкой общины в ЮЗА. Идея стать солдатом в ЮЗА была привлекательной для немецких парней на рубеже веков-Значительным отрядом немецкой общгш в ЮЗА были чиновники,определенную прослойку составляли и купцы и предприниматели-

Водоразделом, обострившим отношения немецких поселенцев с африканцами в ЮЗА, стали Великие восстания гереро и нама 1904-1907 гг, инспирированные крайностями колониальной политики немцев- После Великих зосстаний в социально-профессиональном составе немэцкой общины произошли некоторые изменения-При сохранении большой лоли служащих администрации и шутцтоуппе, а также фермеров резко,.возросла доля квалифицированных рабочих и ремесленников, а такжа доля терговцев, шинкарей и зозчпков- Это

указывает на достаточно бурное индустриальное развитие протектората в рассматриваемый период. Рост числа врачей, появление адвокатов как самостоятельной отдельно учитываемой категории указывают на усложнение жизни немецкой общины и ее обрастание необходимыми атрибутами долговременного проживания в стране.

К 1915 г. - концу германского владычества в Юго-Западной Африке - в протекторате окончательно сложилась некецкая поселенческая обшина. Она быстро увеличивалась численно и стала абсолютно преобладающим элементом белого населения ЮЗА- По некоторым данным, в первом поенном 1914 году, за который но приводится официальная статистика, она увеличилась еще на 15 тысяч человек, т-е-практически вдвое.Выросло и вступило во взрослую жлзнь новое поколение поселенцев,родившихся у;хе в ЮЗА. У них-то в не- эую очередь и сложилось представление о том, что именно эта страна, а не Германия - их родина-

Формированию зачатков этнического самосознания ненецкой поселенческой общины способствовало с одной стороны и явилось его результатом с другой введение в протекторате в 1909 г- элементов самоуправления белых поселенцев¡в ЮЗА был создан представительный орган - ландесрат- Важным Фактором формирования менталитета нового поколения немецких поселенцев была система школьного образования.Она создавалась для всех белых детей, но ориентирована была в первую очередь, естественно, на детей именно немецких, которых было среди белых учеников подавляющее большинство-

С оккупацией Югс-Западной Африки войсками Южно-Африканского Союза в 191*. г- начался новый период в истории страны и е-: немецкой поселенческой общины-

В ГЛАВЕ ТРЕТЬЕЙ,"Немецкая поселенческая община в переходный период- От граждан рейха к британскому гражданству.1915-1925" рассказывается об изменении положения немцев в условиях перехода Юго-Западной Африки под управление ЮАС.

9 июля 1915 г-."был подписан Корабский договор между командующим войсками ЮАС ген'-оалом Луисом Ботой и германскими властями ЮЗА.Договор предполагал, в частности, интернирование всех немецких солдат и унтер-офицеров ( офицеры и резервисты -доброеольцы были отпущены под честное слопо).Немецким колониальным чимовни-

кан было запрещено исполнять свои административные Функции.Таким образом 1 с германским господством в ЮЗА было покончено. Новыми колониальными хсзяевами в стране стали власти Южно-Африканского Союза-

После окончания военных действий на Фронтах Первой миро, .ж войны и вплоть до подписания Версальского мирного, договора 28 июня 1919 г- проходила высылка немцев из ЮЗА в Германию, сопровождав 1яся конфискациями имущества высылаемых. ЮАСовские власти выслали в Германию далеко не всех немцев,как это предполагал Версальский мирный договор^ 941 человек, высланных из ЮЗА насильно,плюс 1 433 человека, уехавших добровольно, составляли менее половины численности немецкой обшикы в ЮЗА*

После вступления Версальского договора в силу 10 января 1920 г. высылок немцев из ЮЗА практически больше не производилось- Причин тому несколько^ частности,тот Факт,что немцы составляли основу экономики протектората и что высылка их лишила ЮЗА уникальных специалистов. Однако более важной была другая причина!усиление влияния в ЮАС Националистической партии, симпатизировавшей, как известно, не Англии, а Германии.Более того, в 1920 г-начинается активное возвращение в ЮЗА немецких поселенцев, застрявших во время войны в Германии. В конце концов в ЮЗА постепенно вернулись из Германии не только те немецкие поселенцы, что застряли тан во время войны, но и многие из тех, кто был туда насильно выслан-

Версальский договор предусматривал, в частности, передачу Юго-Западной Африки под мандатное управление ЮАС. Южно-Африканскому Союзу предоставлялся при этом мандат группы "С",означавший управление подмандатной территорией по собственным законам и как своей составной частью-17 декабря 1920 года был подписан соответствующий договор между ЮАС и Лигой Наций.Таким образом, оккупация ЮАС Юго-Западной Африки получила международно-правовое закрепление- По этим международным нормам немцы как граждане другого государства не имели и не могли иметь никаких прав на -территории ЮАС-ЮЗА-

Тем не менее, ненецкие поселенцы в ЮЗА развернули борьбу за признание их равноправными гражданами страны- В результате этой борьбы в 1925 г- немецкие поселенцы в ЮЗА автоматически получили гражданство ЮАС (фактически -британское) со всем-,; вытекающими

- 19 -

отсюда правовыми последствиями.

Таким образом, переходный период 1915-1925 гг был необычайно важным в истории немецкой общины в ЮЗА/Намибии- За эти годы немцы из интернированной и депортированной группы населения превратились в полноправных граждан страны, участвующих в политической жизни и сохраняющих свою национально-культурную идентичность. При этом возник ряд правовых курьезов¡двойное гражданство немцев в ЮЗА формально натурализованных в британских граждан, а также самоуправление ЮЗА,имевшей статус подмандатной территории группы 'С",т.е- права на такое самоуправление не имевшей.

В результате немецкая сбщина в ЮЗА получила принципиально иное развитие, чем подобные поселенческие общинк в других бы- ших немецких колониях, в Африке, откуда немцы высылались в соответствии с Версальским договором и не получали никаких прав на натурализацию.

Такое развитие событий стало возможным только за счет присутствия на Юге Африканского континента такого фактора, как ЮАС.В Южно-Африканском Союзе, получившем мандат на управление ЮЗА, были сильны антибританские, прогерманские элементы, прежде всего в набиравшей силу Националистической партииВажное место этих элементов в политике ЮАС и дало возможность немецкой общине в ЮЗА добиться понимания своих чаяний и удовлетворить большинство из них путем ряда компромиссов-

Большое значение в этом процессе имела поддержка немецкой обшины с ЮЗА со стороны Германии-Поддержка эта осуществлялась в течение всеги переходного периода, была гласной и негласной, материальной и моральной, и даже дипломатической.

Переходный период имел также йааное значение для формирования этнического самосознания немцев в ЮЗА, которые стали воспринимать эту страну как свою новую родину-В то же врепя, испытания, выпавшие на дол» немцев в ЮЗА в этот период, а также борьба за свои права сплотили их и дали им твердое ощущение общности интересов.

В ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ, "Немецкая поселенческая община в ЮЗА от натурализации до второго интернирования.1925 - 1945.",расскдзи-

вается прежде всего об иммиграции немцев в ЮЗА в годы мирового экономического кризиса и после его завершения и анализируется динамика численн-сти немецкой обшины в этой стране в тот период. Подсчеты автора показали)что вопреки распространенному мнению, въезд немцев в ЮЗА на постоянное, место жительства в 1929-1°39 годах всегда превышал их выезд из страны также на постоянное место жительства.

Большое место в главе занимает анализ роли немецких поселенцев в политической жизни ЮЗА в рассматриваемый период.В 1926 г- они одержали внушительную победу на первых выборах в Законодательное собрание ЮЗА (ландесрат).У немецкой поселенческой обшины »представители которой составили половину ландесрата, появилась хорошая возможность участвовать в политической жизни своей новой родины.

Однако политическая деятельность немецкой обшины в ЮЗА не ограничивалась Законодательным собранием. Существовало множество различных объединений немцев, самым главным из которых был Союз немцев ЮЗА. Деятельность Союза подробно анализируется в главе на основе архивных документов. В частности, показана роль этой ор-ганизац.,.1 в распространении идей национал-социализма в стране.

Деятельность ландесгруппы КСДАП в ЮЗА может составить тему отдельного исследования. Тем не менее, поскольку такое исследование в мировой литературе пока отсутствует и поскольку эта проблема имеет самое непосредственное отношение к истории немецкой обшины в ЮЗА, в диссертации показаны основные направления деятельности нацистов в ЮЗА. Более того, по архивным документа проводятся подсчеты, доказывающие, что количество членов ландесгруппы НСДАП и гитлерюгенда в 1934 г.составило менее четверти обшего числа немецких поселенцев. Это не удивительно, если учесть, что во-первых, в 1934 г. деятельность НСДАП в ЮЗА была официально запрещена, а во-вторых, у фашистов в среде немецких поселенцев было, как свидетельствуют документы, достаточно много противников. Основной вывод, который можно сделать о фашизме в ЮЗА, содтоит в том, что нацистская идеология никогда не захватывала ни всех, ни даже большинство немецких поселенцев с этой стране. Глазным привлекательным моментом в Фашизма д.^я немецких поселенцев следует считать идею о возвращении Германии рывших" немецких колоний, и в честности ЮЗА. Запрет на деятельность на-

цистской партии в ЮЗА был связан с расстановкой политических сил в ЮАС.

Главным завоеванием немецкой поселенческой общины, которое помогло ей сохраниться и выжить в межвоенный период именно как НЕМЕЦКАЯ, было сохранение и поддержка в ЮЗА немецких школ и немецкого языка- Немецкая поселенческая община, сохранившись и мнг^орасовок колониальном обществе ЮЗА в услоциях господства ЮАС, перестав быть общиной колониальных хозяев, осталась ловпль-но мошныл фактором культурного влияния.

Межвоенный период явился и важные этапом в Формировании этнического самосознания немецкой общины. В ходе борьбы за признание своих политических, экономических и культурные прап они все больше ощущали себя особой этнической группой жителей ЮЗА.Се де-тельствами тому являются появление у них самоназвания,все чаще встречающегося в различных источниках¡"немецкоязычные юго-запа-дяке" (Deutschsprachige Suedwester),собственной "исторической мифологии" - идеализации времен германского колониального господства, проявившейся в песенном фольклоре и пр.

В годы второй мировой войны больыинстйо натурализованных немецких поселенцев в ЮЗА были вновь лишены гражданства ЮАС,превратившись в лишенных прав поднадзорных жителей страны-Часть немецких поселенцев была интернирована- Интернированные были отпущены из лагерей только в мае 1946 г■ Затеи специальной комиссией было принято решение о высылке из ЮАС 254 человек, представляющих угрозу в смысле опасности возрождения национал-социализма, из них 197 были немецкими поселенцами в ЫЗА-Од-нако планам jtmm не суждено было осуществиться: а ЮАС изленилась политическая ситуация.

ГЛАВА ПЯТАЯ, "Немецкая поселенческая община в ЮЗА/Намнбли в 1946-1990 гг> От освобождения интернированных до независимости страны", охватывает последние четыре с половиной десятилетия колониальной истории Намибии-

Прежде всего з :ей показано, как с приводом в 1943 г- к власти з ЮАС Националистической партии положение немецкой общины в ЮоА улучшилось. Б частности, по закону 1949 г.отнятое у нату • рализованных немецких поселенцев в 1942 г- гражданство им пози-

ращалось, однако отнюдь не автоматически, а в индивидуальном порядке. В частности, каждый должен был сдать экзамен по английскому языку и/ч языку африкаанс. Тем не менее, уже в ноябре 1949 г- немцев, лишенных гражданства в 1942 г., получили новое гражданство - не Великобритании, а уже ЮАС- Государственен) поддержку получили немецкие школы, а немецкий язык был признан одним из"национальных языков" ЮЗА-

Благоприятные для немецкой поселенческой обшкны в ЮЗА послевоенные, реформы сделали эту страну привлекательной целью эмиграции. После 1949 г- сюда устремился поток немцев из переживающих тяжелые времена обеих Германий. Иммигранты "третьей волны" составляют около половины немецкой поселенческой обшины в Намибии-Точные данные о ее социальной структуре в последние десятилетия отсутствуют, однако по некоторым подсчетам, в середине 80-х гойов немцы составляли около трети "товарных" Фермеров Намибии, общее количество которых доходило в то время до 6 тыс.чел- Большая доля приходилась на немцев также среди хозяев отелей и пансионов, владельцев ресторанов, мелких и средних заводчиков .

Третья волна поселенцев приезжала в Намибию из совершенно другого мира - послевоенной Европы. Она принесла с собой новые знания и представления, зачастую мало соответствовавшие традиционным ценностям немецких поселенцев в этой стране. Сама Намибия в послевоенные десятилетия переживала новый исторический этап этап борьбы за политическую независимость, отношение к которой в среде немецких поселенцев также было сложным- В результате в последние десятилетия в среде немецких поселенцев в Намибии проявился конфликт поколений.Молодое поколение немецких поселенцев б Намибии настаивало, в частности, на необходимости сотрудничества с небелыми расовыми группами в стране- Этот конфликт стал характерной чертой деятельности главной организации немецких поселенцев в ЮЗА в этот период - Обыества интересов немецкоязычных жителей ЮЗА (Interessengemeinschaft deutschsprachiger Suedwesljer) «официально созданного в 1977 г-

В годы борьбы за независимость Намибии немецкие поселенцы, как и прежде, не создали собственной политической партии. Однако если раньше они поддерживали связанные с режимом Претории право-' радикальные партии, то в 70-е - 80-е годы положение изменилось:

большинство немецких поселенцев накануне независимости поддерживали партию Демократический альянс Тчрнхалле (ДАТ).

Изменения в составе немецкой поселенческой общины после второй мировой войнч - приток новопоселенцев из Германии, уход с исторической арены старого поколения с его идеализацией кайзеровской Германии и немецкого колониального прошлого з ЮЗА и другие не могли ке повлиять на менталитет немцев в ЮЗА/Наиибии. Немало способствовали этому также изменения в политической ситуации - проводимая националистической партпей политика и практика апартхейда, обострение борьбы за незазисимость Намибии й участие в ней международного сообщества,создание и борьба политических партий и пр.

Были, однако, черты в менталитете немецких поселенцев, которые за послевоенные годы остались практически неизменными. Прежде всего, это касается такой специфической, присущей прежде всего колониальному обществу черты, как отношение к африканцам. Националистической партии не удалось в полной мере навязать немца« в Намибии практику апартхейда. Большинство их по-прежнему считало "туземцев" неспособными к самостоятельному развитию, стоящими безусловно ниже в своем развитии, чем белме, но до крайностей расовой сегрегации немцы, как правило, в Намибии не доходили- Они сохраняли выработанное еще в давние годы м»1ссионе-рами патерналистское отношение к африканцам как к малым детям, членам "внешней семьи", которых надо вразумлять, но которым надо и помогать, ибо иначе они пропадут-

Можно говорить о дальнейшей эволюции в этот период -этнического самосознания немецких поселенцев в Намибии. О некоторых чертах этнического самосознания немецких поселенцев в Намибия на рубеже независимости могут дать представление результаты прозе-денного мной в 1991 г- анкетирования. Анкетирование проводилось среди представителей немецкой поселенческой общины в городах Биндхук и Свакопмунд- Анкеты были составлены кной на месте чисто эмпирически,однако, результаты их обработки являются немаловажный дополнением к письменным источникам- Результаты анкетирования показали, что нег ,ы в Намибии считают себл особой этнокультурной групой, имеющей явные отличия в яиыке, культуре, обраае зизни ст жителей их исторической родины.Полагам, что нелеикую поселенческую обтяну в Намибии мо*ко считать особым суЗэтносо!-

немецкой нации.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ показано, что и после достижения Намибией независимости немецкие поселенцы занимают в стране заметное место. Это не значит, что в их жизни нечего не изменилось. Им пригодится считаться с новыми реалиями независимой Намибии, строящей деиократическое, свободное от расового неравенства общество- Для успешнпй интеграции в это общество немецким поселенцам в Намибии необходимо изменить некоторые черты своего менталитета-

Далее в заключении подводятся основные итоги исследования проблематики диссертации- Они сводятся к следующему-

Дорогу для создания в ЮЗА немецкой поселенческой колонии проложили немецкие миссионеры- "Миссионерский" этап был не только предтечей немецкой поселенческой общины, миссионеры сами были первыми немецкими поселенцами в этой стране-Этот этап был важным отправным моментом в процессе встречи немецкой и африканских культур, заложившим основы для их дальнейших контактов-

В период германского колониального господства произошло Формирования немецкой поселенческой общины в ЮЗА- Она стала абсолют: j преобладающим элементом белого населения страны- Сложился ее особый менталитет, проникнутый идеями собственного расового превосходства над автохтонным населением страны-Осложнение отношений немцев с коренным населением ЮЗА,кульминацией которого стали Великие восстания, придало драматический характер процессу встречи культур- В то же время немецкие поселенцы внесли огромный вклад в экономическое развитие страны, создав в ней современную инфраструктуру, освоив ее полезные ископаемые, дав толчок развитию сельского хозяйства,промышленности и торговлиС захватом в 1915 г- ЮЗА войсками ЮАС положение немцев в этой стране резко изменилось- Многие были интернированы, а затем на повестку дня вставал вопрос о высылке немцев в Германию.Вопрос о репатриации высветил проблему становления самосознания немецкой общины в ЮЗА как самостоятельной квазиэтнической общности, рассматривающей эту африканскую страну как свою нов'; . родину- Этот же вопрос высветил и другую проблему! почему немецкая поселенческая община сохранилась и развивалась после поражения' Германии в первой мировой войне именно в ЮЗА, а не г какой-либо

другой бывшей н- мецкой колонии в Африке. Ответ на этот вопрос лежит в области не столько экономической (экономически немцы развивали с той или иной степени каждую свою колонию в Африке», но в политической! дело в возрастании роли симпатизирующей немцам Националистической партии в ЮАС - стране, получившей прэео управления Юго-Западной Африкой- Именно благодаря поддержке этой па ^ии, а также мошной поддержке со стороны, Германии немецкие поселенцы в ЮЗА в 1924-1925 гг были массово натурализованы, превратившись в британских подданных.

В межвоэнный период продолжался процесс иммиграции 'немцев в ЮЗА , однако он протекал неровно- Большую негативную роль в нем сыграли годы экономического кризиса, ставшего особо ощутимы?! в стране в 1931 г- Можно утверждать, что основным каналом проникновения новых немецких иммигрантов в ЮЗА были уже существовавшие немецкие Фермы, на которые они устраивались либо "волонтерами", либо арендаторами.

В межвоенный период немцы оставались важной частью белой общины в ЮЗА, но, перестав быть колониальными хозяевами в стране, перестали быть и самым многочисленным отрядом белых поселенцев .Тем не менее они по-прежнему составляли большинство белых почти во всех городах ЮЗА, и даже в сельской местности сохранились районы с преимущественным преобладанием немецкого населения ■

В эти годы немцы вели успешную борьбу за сохранение роли немецкого языка в стране и сохранение немецких школ-Шкпокое использование немецкого языка в ЮЗА означало не только приобщение белого ненемецкого населения к немецкому языку и культьР«,но и продолжение обучения этому языку африканского населения ЮЗА. Процесс встречи немецкой и африканских культур вернулся в эти годы на мирные рельсы и получил дальнейшее раззитие.

Межвоенный'период был временем идейного размежевания в среде немецких поселенцев в стране и принципиально важным этапом в эволюции менталитета немецкой поселенческой общины з ЮЗА, в Формировании ее этнического самосознания.

Приход'к власти в ЮАС в 194В г-праворадикальной Националистической партии означал пронемецкий политический курс и п ШЗА-В результате немецкая поселенческая община в ЮЗА и послевоенные годы численно удвоилась, произошли изменения в ее соци-

ально-профессиснальнок составе- Значительные сдвиги в менталитете ненецких поселенцев были связаны с изменением ситуации в мире вообще и в ЮЗА/Нгчибии в частности) с новыми идеями, принесенными в страну "третьей волной" немецких иммигрантов-

Рост влияния молодого поколения немцев, лучше ориентиров; з-шегося в современных тенденциях развития и не отягощенных многими предрассудками прошлого, привел к тому, что большинство немецких поселенцев в Намибии накануне независимости поддерживали уже не праворадикальные партии, а Демократический альянс Турн-халле (ДАТ) - главного противника СВАПО на всеобщих выборах в Намибии в ноябре 1989 г-

Менталитет немецких поселенцев в ИЗА/Намибии сформировалось именно в рамках складывавшегося в этой стране колониального общества и менялся вместе с колониальным обществом- Его Формирование в немалой степени было результатом культурных взаимовлияний немцев и других этнорасовых групп колониального общества ЮЗА/На-мибии-В то же время, некоторые традиционные черты немецкого менталитета оказали влияние на менталитет других этнорасовых групп колониального общества ЮЗА/Намибии-

Из*> ;ение истории немецких поселенцев в ЮЗА/Намибии показывает, что в ней наличествует больше общих для белых сбшин поселенческих колоний черт, чем различий- Специфика этой страны состоит в том, что после 1915 г- немцы продолжали быть привилегированной по отношению к небелым группой населения, не будучи более колониальными хозяевами в стране- Немецким поселенцам пришлось вести борьбу за признание своих языковых, культурных и политических прав в ЮЗА и даже пережить два интернироиания в годы обеих мировых войн- Однако "угнетаемым белым меньшинством", которым они зачастую хотели себя представить, немецкие поселенцы в ЮЗА/Нзмибии не были- Этого не произошло потому, что в рамках колониального общества, да ёще и пронизанного с некоторых пор идеями апартхейда, белый цвет кожи автоматически означал привилегированное положение индивида- Поэтому даже в периоды войн и интернирований немцы все равно оставались "баасами","мистерами" для чернокожего населения страны-

Немецкая поселенческая община в ЮЗА/Намибии имела, однако, безусловную специфику б рамках бывшей германской колониальной империи в Африке- Это была единственная немецкзя поселенческая

община, которая после лишения Германии колоний не только не утратила своих позиций, но и упрочила их- Бозиожно это было только за счет вовлечения ЮЗА/Намибии в политическую сферу ЮАС/ЮАР и пронемецкого, или ^нтианглийского курса, проводимого рядом правительств этой страны.

Практическая значимость работы

Основные выводы и положения диссертации могут быть' испо/ь-зованы з комплексных прогнозах общественного развития Африки вообще и эволюции белой общины в африканских странах в частности, в научных анализах и в разработке стратегий развития африкак ких стран- Они могут быть использованы также при написании учебных пособий и составлении курсов лекций по истории Африки и истории колониализма .Работа может предстазлять интерес для историков и культурологов, разрабатывающих проблемы колониальных обществ, межцивклизационных контактов, встречи культур, Формирования взаимных представлений народов друг о друге.В глобальном масштабе результаты диссертационного исследования должны способствовать пониманию процессов формирования человеческого сообщества как единого целого - нашего общего дома-

Апробация работы

Диссертация обсуждалась на заседании Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН- По теме диссертации автором были сделаны доклады на семинарах Центра цивилизацконныл исследований Ичститута Африки РАН и Института Африки при Берлинском университете им-А.Гумбольтдта, на Ломоносовских чтениях в ИСАА при МГЧ,а также на международной конференции "Еврола и Африка Сформирование взаимных представлений". Доклад по проблематике диссертации включен в повестку дня предстоящего г 1995 г-10-го Международного конгресса по историческим наукам (секция "Народы в диаспоре").

Основные положения и вяподы диссертации отражены б следум-

щих публикациях!

Балезин А-С-»Притворов A.B.,Слипченко С-А. История Намибии в новое и новейшее время. И.,1993.

Балезин A.C. Немецкая обиина в Намибии¡основные этапы Формирования. -"Восток", 1992, N 5,.с-28-43-

Балезин А.С. Немецкая община в Намибии^к вопросу о Формировании субэтноса (по материалам полевых исследований). - "Этнографическое обозрение",1992, N 5,с-64-75.

Балезин A.C. Намибийская ферма. - "Вокруг света",1993, N 1, с.10-13.

Колониальное общество Тропической Африки?вэаимодействие цивилизаций? Под ред.А.С-Балезина и И.И-Филатовой. М.,1993.

Balesin А. Die Namibia-Deutschen ueber sich selbst (Einige Ergebnisse der Bearbeitung . der Frageboegen)• Kachrichten. Museum-Gesellschaft fuer wissenschaftliche Entwicklung Swakopmund»Namibia. Swakopmund,1992, Jg 24, Heft 2, S.30-32.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Из работ последних лет см.,напр-¡История германского колониализма в Африке.Под ред.Г.Штеккера.М•,1983, последнее издание на языке оригинала¡Drang nach Afril;a.Hrsg v.Helmuth Stoecker. Berlin,1991? Туполев Б-М- Германский империализм в борьбе за "место под солнцем"-М-,1991îSchmokel W«W- Dream cf Empire- German Colonial ism, 1919-1945. Westport, 1980", Brenke,Gabriel le- Die Bundesrepublik Deutschland und der Namibia-Konflikt- Muenchen,1989! Katjavivi P. A History of Resistance in Namibia. L.»1988î и многие другие-

2 Gann L-,Duignan P. The Rulers of German Africa. 1884-1914. Stanford,1977.

3 Czaya E- Der deutsche Imperialismus in Sued- und Suedwestafrika« Ein Beispiel fuer Kantinuitaet und Elastizitaet der deutschen kolonialen Bestrebungen-Inaugural-Dissertation -ur Erlangung des Grades eines Doktors

der Wirtschaftswi^sen- Schäften- Berlin,Humboldt-l)niversitaet, 19674 Drechsler H- Suedwestafrika unter deutscher Kolonialherrschaft- Berlin,1985;Дрекслер Х- Юго-Западчая Африка под германским колониальным господством-М,■1987-

5 Bley Н- Kolonialherrschaft und Sozialstruktur in Deutsch-Suedwestafrika 1894-1914-Hamburg, 19686 Пуховская Е-Ю-Колониальная экспансия Германии е Намибии (Юго-Западной Африке) в 1884-1915 гадах-Автореф- дисс.---каьд-ист-наук. Томск, i989 и др.

7 Bertelsmann W- Die deutsche Sprachgruppe Suedweetafrikas in Politik und Recht seit 1915- Windhoek,1979-

8 Hoffman H- Deutsch-Suedwestafrika wird Mandatslar Suedwester Geschichte 1914-1925- WindhDek,1991 -

9 Ruediger K- Das Selbstverstaendnis der Namibia-Deutschen nach 1945- Referat. Рукопись, библиотека Отделения истории Намибийского университета ( г-Виндхук)-

10 Brade К. Die Entstehung eines kolonialen Siedlertums waehrend der deutschen Kolonialherrschaft ueber Suedwestafrika.- Die Koloniale Aufteilung Afrikas und ihre Folgen- B.,Humboldt-Universitaet, /1984/;. Браде Клаус- К характеристике колониального общества Германской Юго-Западной Африки.-Вестник Московского Университета.Серия 13- Востоковедение. 1987, N2, с-31-40.

11 Vom Schutsgebiet bis Namibia- 1884-1984. Windhoek,1984-

12 Patemann,Helgard- NamibiaiSin Lese- und Arbeitsbuch-Wuppertal,19/5-

13 Cm- "AI Igen-,ei Tie Zei tung", Windhoek, 4.Juni 199314 South West Africa Administration.Official Reports-

15 Amtsblatt fuer das Schutzgebiet Deutsch-SuedwestafrikaJ Jahresberichte ueber die Entwicklung der deutschen Schutsgebiete in Afrika und Suedsee-

16 Leutwein Th- Elf Jahre Gouverneur in Deutsch-Suedwestafrika. B.,1906.

17 Hintrager 0. luedwestafrika in der deutschen Zeit-Muenchen,1955-

18 Francois C-v- Deutsch-Suedwestafrika. Geschichte der Kolonisation bis zum Ausbruch des Krieges mit Witbooi, April

1893. B-,1899-

19 Francois H-v.Nana und Damara- Magdeburg,1895.

20 /Schme".an H./Auszuege aus dem Tagebuch 1B15/16 des Missionars Heinrich Schmelen in Bethanien--Namibiama,1979,vol-1 (3>,S-53-68-

21 Cramer Ada- Weiss oder Schwarz- Lehr- und Leidensjahre eines Farmers in Suedwest im Lichte des Rassenhasses. B-,1913-

22 Hahn, C-H. Tagebuecher 1837-1860- Ed.by Brigitte Lau-Vols 1-4. Windhoek, 198423 /Witbooi H-/ The Hendrik Witbooi Papers- Translated by

Annemarie Heywood & Elen Maasdorp- Annotated by Brigitte Lau-Windhoek, 198924 Vedder H- Das Alte Suedwestafrika- Suedwestafrikas Geschichte bis zum Tode Mahareros,1890- B-,1934.