автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Формирование и развитие малых прозаических жанров в литературах народов Северного Кавказа

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Башиев, Мурат Хусейнович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Формирование и развитие малых прозаических жанров в литературах народов Северного Кавказа'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Башиев, Мурат Хусейнович

ГЛАВА

I. Художественная специфика малых прозаических жанров в 12-45 литературе (к постановке вопроса)

ГЛАВА И. Эволюция очерка как литературного жанра

ГЛАВА

III. Жанр рассказа в литературах Северного Кавказа 93-131 (типологическая общность и художественное своеобразие)

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Башиев, Мурат Хусейнович

В современной северокавказской литературе уже сложились и успешно развиваются все поэтические и повествовательные жанры.

Процесс эволюции жанров в литературе Северного Кавказа, их специфики и "удельного" соотношения требует отдельного исследования, но несомненно одно: так называемые "малые жанры" представлены во всех литературах в большом количестве и в разных качествах. Следует отметить в определенной степени их одинаковые пути становления, развития, одинаковые издержки, обретения и потери, но при конкретном анализе процесса приходишь к выводу: закономерность объясняется исторической, генетической и другими общими "точками соприкосновения". Все литературы региона имеют общую духовно-культурную основу - нартский эпос, национальный фольклор, заложившие поэтику будущей письменной литературы.

Малые жанры литератур этих народов возникли одновременно с появлением письменности, периодической печати, и они являются начальным этапом, заложившим основу формирования современных литератур, представленных в мировом художественном наследии такими известными именами, как Б.Пачев, К.Мечиев, Али Шогенцуков, А.Кешоков, К.Кулиев, Т.Керашев и многими другими. Проблема формирования и развития малых жанров прозы в литературах Северного Кавказа была в определенной степени решена в трудах Л.Бекизовой, А.Мусукаевой, З.Толгурова, Ю.Тхагазитова, А.Теппеева, Ф.Урусбиевой, А.Хакуашева, К.Шаззо, А.Гутова и других.

Л.А.Бекизова в работе "От богатырского эпоса к роману" (1974) исследует проблему зарождения письменной литературы адыгов и 4 специфику ее развития, начиная с фольклорных истоков, заложивших и определивших основу жанрового разнообразия письменных литератур.

Проблема становления и развития младописьменных литератур в условиях содружества советских наций может быть рассмотрена в нескольких аспектах. Исследователи литератур народов СССР, в частности - Г.И. Ломидзе, Н.Г.Джусойты, З.С.Кедрина и другие -указывают на несколько факторов, имевших важное значение для быстрого роста литератур ранее бесписьменных народов. Это -собственное национальное фольклорное население, традиции русской литературы, опыт близких по языку, по другим историко-эстетическим признакам литератур, коллективный социалистический художественный опыт, завоевания мировой литературы.

Разумеется, в живом литературном процессе эти факторы взаимосвязаны и неотделимы друг от друга" - пишет она. (7, С. 7).

В работе Бекизовой Л. исследуются закономерности ускоренного развития младописьменных литератур, рассматриваются комплексные пути становления реализма в адыгских литературах, в их идейно-художественном единстве. Автор обращается к историческим взаимосвязям литературы и фольклора - двум разновидностям художественного мышления.

В книге Мусукаевой А.Х. "Поиски и свершения" (1978) рассматриваются основные вопросы формирования и развития кабардинской художественной прозы. Автор подробно прослеживает связи кабардинской прозы с фольклором, русской советской литературой, анализирует движение жанровых форм кабардинской литературы. Особое внимание в исследовании уделяется вопросам художественного мастерства писателей. 5

Прозаические жанры национальных литератур также анализируются в трудах А.Х.Мусукаевой "Ответственность перед временем" (1987) и "Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология" (1993).

Значительную роль в северокавказском литературоведении сыграл труд Толгурова З.Х. "Теория литературы" (на балкарском языке), изданный в 1997 году. Значение этой работы определяется не только тем, что в ней освещаются сложные теоретические проблемы, такие как родовая классификация литературы, творческие методы и стили, но и тем, что приводится в систему понятийный уровень, складывающийся на протяжении определенного времени в балкарской филологии. Данная книга базируется как на опыте развития мировой литературы, так и на литературах народов Северного Кавказа.

Теоретические проблемы развития национальных литератур решаются и в монографии З.Толгурова "В контексте духовной общности: проблемы развития литератур народов Северного Кавказа" (1991). В этой работе автор затрагивает множество проблем формирования реализма в литературах народов Северного Кавказа.

Рассматривается начальный этап формирования реализма в новописьменных литературах, особенности эстетического восприятия и отображения действительности.

В данной работе З.Толгуров, помимо проблем становления литератур Северного Кавказа на начальной стадии, обращает внимание на состояние национальных литератур на современном этапе. Рассматривается процесс углубления принципа историзма художественного мышления.

Автор делает вывод: "Конкретный художественный материал, накопленный народами СССР, а также народами Северного Кавказа, 6 разрушает всякие негативные представления о многонациональной советской литературе как об обслуживающей политическую направленность эпохи сталинизма и периода застоя. Эстетическая широта творческого метода советских литератур обуславливается широтой исторически развивающейся действительности. Каждая национальная литература, при наличии общих доминантных черт, художественно проявляется посредством различных стилевых типов, форм, приемов и средств отображения жизни" (85, С. 275).

В книге Шаззо "Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах" (1978) прослеживается путь развития литератур Северного Кавказа от народного сказания к роману, от устной песни к современной философской поэме. Процессы, происходящие в них, рассматриваются на фоне мировой и русской литературной классики. В монографии анализируются такие теоретические проблемы, как природа художественного конфликта и его роль в формировании жанрово-родовых категорий в молодых литературах.

В монографии Ю.М.Тхагазитова "Адыгский роман (национально-эпическая традиция и современность)" (1987), освещается генезис адыгского романа и способы художественного воссоздания исторического опыта адыгских народов. В книге показано современное состояние и традиции адыгского романа (адыгейского, кабардинского и черкесского) как типологической общности. Ю.М.Тхагазитов при выявлении общих закономерностей развития литератур региона учитывает прежде всего концепцию диалектического взаимодействия общего, частного и особенного в формировании и развитии советской многонациональной литературы как интернационального единства.

При рассмотрении адыгского романа автор предлагает сочетание сравнительно-типологического и системного принципов исследования. 7

В другой монографии Ю.М.Тхагазитова "Эволюция художественного сознания адыгов: опыт теоретической истории: эпос, литература, роман" (Нальчик, 1996) рассматриваются вопросы генезиса литературного сознания адыгов, жанровые модификации и поэтика кабардинской литературы, роль и функции мифологических традиций в адыгском романе.

Предлагаемое исследование является первым этапом, в котором предложен системно-целостный принцип исследования духовно-культурных основ кабардинской литературы. В книге предложена и аргументирована целостная концепция развития кабардинской литературы - от ее мифологических истоков (миф, ритуал, этикет) к фольклору и мифоэпическому сознанию, а от них - к профессиональному искусству слова, новому типу художественного сознания. На этих последовательных культурно-исторических стадиях формировались и постоянно удерживались этикет, миф, ритуал, что делает зарождение, формирование и развитие кабардинской литературы типологически сходными с теми же процессами в других национальных литературах на соответствующих стадиях развития художественного сознания.

Определенный вклад внесла в развитие литературоведения критик Ф.А.Урусбиева. Ее монография "Путь к жанру" (1972) получила положительные отзывы в печати Кабардино-Балкарской Республики.

В ней автор утверждает, что в 30-е годы многие балкарские писатели заимствовали фольклорные ситуации, образы героев, приемы и способы изображения. Фольклор был не только источником художественного сознания, но и школой писательского мастерства, особенно в области сюжета и композиции.

В настоящее время в развитие литературоведения КБР посильный труд вносит доктор филологических наук Т.Биттирова. Ее работы 8 направлены на изучение деятельности балкарских просветителей. Ею созданы книги "Басият Шаханов. Избранное", два тома "Деятели Карачаево-балкарской литературы конца XIX - начала XX вв. Избранное" (1993, 1996).

Х.М.Малкандуев - автор монографических исследований "Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Жанровые и художественно-поэтические традиции" (1996), "Поэтика Карачаево-балкарской народной лирики XVI-XIX в." (2000).

Цели и задачи исследования:

При определенной изученности вопроса нет специального монографического исследования, посвященного проблемам формирования и развития малых жанров в литературах региона. Целью настоящей диссертации является исследование процессов формирования и развития малых прозаических жанров в литературе Северного Кавказа, проблем их типологической общности и художественного своеобразия. Нами впервые предпринята попытка изучения специфики возникновения малых жанров прозы, особенностей их формирования, этапы развития, проблематику и художественное своеобразие. Это обуславливает следующие задачи:

- изучить процесс формирования и развития малых жанров в литературах Северного Кавказа;

- выявить политические, социальные и художественно-эстетические факторы, заложившие их основу;

- исследовать художественную природу малых прозаических жанров в литературах Северного Кавказа;

- выявить типологические особенности малых прозаических жанров в литературах Северного Кавказа, а также исследовать то своеобразное, национальное и специфическое, что было свойственно каждой отдельной литературе. 9

Методы исследования.

В диссертационной работе нами использованы сравнительно-типологический и историко-функциональный методы исследования.

Материалом для диссертационного исследования послужили очерки и рассказы литератур народов Северного Кавказа: адыгской, карачаево-балкарской, осетинской, чеченской, ингушской, абазинской и др.

Научная новизна работы заключается в том, что проблемы зарождения и путей развития малых жанров в литературах народов Северного Кавказа впервые становится объектом монографического исследования.

Методологической основой исследования являются труды теоретиков литературы, исследовавших проблемы развития литератур народов Северного Кавказа: Андреева Ю., Арнаудова М., Барабаш Ю., Бахтина М., Выготского JL, Гинзбург JI., Жирмунского В., Лихачева Д., Ломидзе Г., Надъярных Н., Пархоменко М., Храпченко М., Якименко Л., а также Бекизовой Л., Гамзатова Р., Гусейнова Ч., Караевой А., Малкандуева X., Мусукаевой А., Скаляхо А., Толгурова 3., Тхагазитова Ю., Хакуашева А., Шаззо К. и других.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она значительно обогатит представление о путях и специфике формирования и развития малых жанров прозы в литературах Северного Кавказа, материалы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по истории национальных литератур, составление программ специальных дисциплин.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования были доложены и обсуждены на 3 научно-теоретических конференциях:

- Конференция молодых ученых в Приэльбрусье 23-26 апреля 1999г., 21-24 апреля 2000 г., 24-26 апреля 2002 г.

10 и отражены впубликациях:

- О малых жанрах в литературах народов Северного Кавказа // Тезисы докладов Северо-Кавказской региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Перспектива - 99" 23-26 апреля 1999 г. - С.99. (0, 3)

- Эволюция малых жанров в литературах Северного Кавказа. Краткий обзор // Тезисы докладов Северо-Кавказской региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Перспектива 2000". - Нальчик, 21-24 апреля 2000.-С. 75-76. (0, 3)

- Очерк как большой шаг к литературе // "Литературная Кабардино-Балкария". - Нальчик, 1999, № 3. - С.179-183. (0, 5)

- Некоторые особенности формирования и развития малых жанров в литературах народов Северного Кавказа // Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Нальчик, КБГУ, 2002, Т.1. — С.36-38. (0, 5)

Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедр русской литературы, кабардинского и балкарского языка и литературы Кабардино-Балкарского государственного университета

Структура работы. Цели и задачи научного исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Содержание работы.

Во "Введении" определяются цели и задачи исследования, степень изученности данной проблемы.

В I главе "Художественная специфика малых прозаических жанров в литературе" дается определение малым жанрам литературы. Основные жанры литератур у народов Северного Кавказа сформировались за

11 сравнительно короткий срок. Движение шло от поэтических жанров, занимающих первые годы становления литературы ведущее место и базирующихся на фольклорной основе, к малым жанрам литературы. Подобного рода движение зафиксировано как общая закономерность и во многих других младописьменных литературах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование и развитие малых прозаических жанров в литературах народов Северного Кавказа"

Заключение

Как известно, первые поэты и писатели литератур Северного Кавказа начали свою творческую деятельность на страницах первых газет на родном и русском языках. Этим объясняются, во многом, черты публицистической и открыто-агитационной поэзии 1920-30-х годов. Первые шаги делала и проза, в которой на передний план выходила политическая тематика, социальная идея, революционность содержания.

Тема борьбы со старым миром, с пережитками прошлого, тема раскрепощения горянки, ликвидации безграмотности и т.д. находили в них, зачастую, декларативное решение. Но в то же время обращение первых писателей и поэтов к актуальной политической тематике влекло за собой поворот к новому герою. Так, в адыгских литературах на первых этапах их становления благотворную роль сыграли традиции историко-героических песен и преданий, посвященных борьбе народных героев за освобождение от социального гнета.

Образы героев устного творчества ассоциировались с героическими деяниями новых людей, рожденных революцией и гражданской войной.

Современная жизнь рассматривалась лишь в отдельных эпизодах, деталях - это было освещением частных сторон действительности, накоплением еще не обработанного, прямо взятого из жизни сырого материала, поскольку до художественного воссоздания сложного процесса самой действительности молодые литераторы еще не дошли. Обращению молодых писателей к очерко-публицистическим жанрам способствовали политические, социально-экономические и культурные изменения в жизни народа. Сотрудничество в газетах позволяло им определить дальнейшее направление их творчества, давало возможность широкого выбора тем и их решений. В то же время оно определяло в их будущем

133 литературном творчестве направление конкретно-историческое, способствовало раскрытию сущности времени, конкретизации изображаемого.

Анализ прозаических произведений рассматриваемого периода дает возможность поставить несколько проблем, связанных с генезисом самого жанра прозы в молодой национальной литературе. Особенно важны в этом смысле вопросы использования писателями традиций устного народного творчества, освоения опыта развитых литератур, взаимодействия различных жанров.

Проблема соотношения фольклора и литературы, путей перехода от устного творчества к литературе и освоения писателями фольклорного наследства представляет большой интерес, особенно при выяснении генетических корней младописьменных литератур.

Устное творчество народа - не только вид искусства, но и вместилище народных знаний, достижений, зеркало различных этапов общественного развития.

Именно эту особенность подчеркивает М.Горький, называя народ "философом и поэтом, создавшим все великие поэмы, все трагедии земли".

В фольклоре, как известно, выражается мировоззрение народа, его эстетические идеалы. Система художественно-изобразительных средств, создающая художественную фольклорную традицию, выражает образное мышление народа. Ученые подразделяют фольклор народов Северного Кавказа на несколько жанров.

Хыбар" или "Хапар" - повествование или сообщение, в достоверности и реальности которого лицо, ведущее рассказ, не сомневается. В некоторых языках народов Северного Кавказа слово

134

Хыбар" означает "известие", "сообщение". В условиях отсутствия письменности этот жанр, очевидно, был своего рода устной летописью.

Таурых" - повествование, которое с точки зрения рассказчика является легендарным, включающим в себя элементы сказочного, чудесного, но в то же время, имеющие реалистическую основу.

Шипса" - сказка (в карачаево-балкарском языке "Жомак"). Ставит целью позабавить и развлечь слушателей. В зависимости от темы, аудитории рассказчик импровизировал. Перечисленные прозаические жанры не исчерпывают всего разнообразия фольклорного наследия народов Северного Кавказа.

На первых этапах развития литературы народов Северного Кавказа находились в жесткой зависимости от фольклора, им было нелегко собственными "литературными" силами решать художественные задачи, хотя и в 20-е годы они довольно смело заявляли о себе, чему в громадной степени способствовали открывшиеся перед горскими народами большие возможности экономического, культурного и духовного развития возможности широкого использования не только собственных фольклорных традиций, но и литературного опыта других народов, прежде всего русского народа.

Если в первый период использование фольклорных традиций и опыта развитых литератур происходило некритически, нетворчески, то в дальнейшем литературы Северного Кавказа постепенно освобождаются от непосредственного воздействия народного творчества и переводной литературы. Литературы преодолевают прямое фольклорное "давление" и становятся "самостоятельными", они справляются с задачами изображения действительности уже "собственными" силами и средствами.

Уже к концу 30-х годов в литературах Северного Кавказа сложились почти все основные формы письменного художественного творчества.

135

Жанровое разнообразие было характерно прежде всего тем, что помимо поэзии начали вырисовываться контуры жанров художественной прозы и драматургии.

Своеобразным подготовительным этапом в истории возникновения прозаических жанров стали газетные жанры, получившие развитие в 20-х годах, - жанры очерка и рассказа.

Если для ранней прозы в литературах Северного Кавказа характерно в целом подражательное отношение к значительным фактам русской литературы, то более позднюю (послевоенную) прозу отличает творческое использование опыта русской и "братских" литератур и собственных национальных традиций. Так, под влиянием русской литературы писатели Северного Кавказа постепенно освобождались от упрощенного схематического показа человека и жизни. В прозе начинают преобладать реалистические, аналитические начала, она все больше тяготеет к многомерному и многостороннему анализу и воссозданию действительности. Однако основное завоевание прозы этого периода - это овладение историзмом.

Авторам легко удавалось решать проблемы, если использовался прием резкого противопоставления, поскольку такая форма позволила нагляднее показать преимущества новой жизни, новых явлений действительности, позволяла легко создать острые, вернее, непримиримые ситуации и конфликты. С течением времени прием прямого противопоставления изжил себя, писатели овладевали более многомерными, реалистическими формами художественного освоения действительности.

Одна из ведущих тенденций современных литератур Северного Кавказа - формирование крупных прозаических жанров, требующих создания народных характеров, их углубленного психологического

136 анализа, постижения закономерностей исторического развития народной жизни в целом, постановки актуальных нравственных проблем.

Это связано с более интенсивным использованием новых художественных средств и приемов: внутренний монолог, характеристика героев не только автором, но и другими героями, разнообразие речевых характеристик, использование детали, подтекста, приемов психологического анализа.

Наряду с широким охватом действительности, характерной чертой Северо-Кавказских литератур стало жанровое и тематическое многообразие, обретение стилевой определенности.

Темы разрушения старых устоев, роста человека, его общественного сознания в условиях революции и гражданской войны, развития социалистического строительства - были основными в произведениях первых горских писателей. Тематика эта в дальнейшем будет расширяться, с попыткой отобразить всю сложность человеческих судеб и характеров, но в сущности тема "спора" старого и нового в человеке останется постоянной.

Простор художественному вымыслу и творческой фантазии, реалистическая и психологическая разработка коллизий характеров и обстоятельств - таковы не только преимущества, но и требования, которые предъявляли жанры очерка, рассказа молодым писателям Северного Кавказа. Авторы первых очерков и рассказов стремились психологически достоверно раскрыть характеры своих героев, реалистически осмыслить и представить историю своих народов. Это было принципиально новым для молодых горских литератур.

Тема современности не сразу заняла ведущее место в СевероКавказских литературах, поскольку отображение новой действительности предполагало необходимость развитых форм реализма. Молодая проза

137 чаще всего обращается к теме гражданской войны, теме борьбы с феодально-патриархальными пережитками.

Это было закономерно, ибо изображение конфликтов и героев гражданской войны было связано с романтической художественностью, романтическим взглядом на мир. Романтическая художественность - и как мироощущение, и как метод, могущий использовать фольклорную эстетику, - была более доступна начинающим прозаикам, чем художественность строго реалистическая. Острота социальных конфликтов, абсолютная непримиримость и несовместимость противостоящих миров вела к романтически-контрастному изображению. Социальный многомерный характер, являющийся сущностью реализма, в этих условиях "замещался" героем общественно-романтическим или вовсе поглощался эпической стихией "множеств" характеров.

Литературы народов Северного Кавказа только учились воссоздавать жизнь в формах искусства, и естественно, что в первый период им были свойственны такие недочеты, как фактографичность, рационалистичность, патетическая контрастность и т.д. Некоторая однолинейность, одноплановость образов, рационалистическая заданность повествования препятствовали приобретению стилевой индивидуальности и характерности, углублению психологического анализа героев.

Но объяснять все эти недостатки горских литератур первых лет их существования лишь объективными причинами, только как недостатки закономерного периода роста искусства прозы было бы неправомерно. Разумеется, немалое значение здесь имело и подражание, не подкрепленное достаточной собственной "базой". Но необходимо учитывать и своеобразие исторических условий, в которых развивались молодые литературы. Общественной потребности того времени соответствовал и был необходим показ острой борьбы двух

138 противоположных лагерей, что влекло за собой, с художественной точки зрения, и контрастность изображения. Подобный метод, кроме того, позволял приобщиться к художественному творчеству как молодым, пробующим себя в газетных зарисовках и очерках писателям, так и "молодому" горскому читателю. Говоря о читательской среде тех лет, необходимо отметить, что настоящий читатель, который учился понимать и воспринимать все тонкости психологического, реалистического повествования, возникает гораздо позже. В то время читательской массе был гораздо более понятен и доступен именно такой способ контрастного противопоставления, заранее обуславливающий исход, разрешение конфликтов.

Упрощенность первых произведений писателей Северного Кавказа была, конечно, временным явлением: литература, как и весь народ, только начинала осваивать и воссоздавать заново мир.

Процесс освоения реалистической художественности был растянут во времени, молодые литературы не могли без первых "ступеней", без начальной стадии "подготовки" сразу же создавать прозаические произведения, удовлетворяющие всем требованиям развитого реалистического и психологического, социально и художественно детерминированного повествования.

Воссоздание революционных событий и гражданской войны в ходе движения истории представляло для молодых литератур в идейно-художественном отношении определенную трудность. Диалектическое соотношение истории и общества, народа и человека, являющееся основным принципом и требованием реализма, наиболее зримо и отчетливо раскрывалось в практике самой революции. Это помогало Северо-Кавказским литературам в 20-30 годы осознанно стремиться

139 преобразить героическое прошлое своих народов, историческую масштабность революционного времени.

Тема революционной борьбы народных масс за свое социальное освобождение находит художественно-конкретное и достоверное отражение именно в 30-х годах.

Если в начальной стадии своего развития Северо-Кавказская проза уделяла основное внимание изображению общественно-политических перемен бурной революционной эпохи, что влекло за собою некоторую романтизацию повествованию, то в 40-х годах, благодаря стремлению отобразить строительство социализма, морально-этические сдвиги в жизни народа, нового человека, наблюдается усиление и укрепление реалистических тенденций" (55, С. 40).

Анализ прозаических произведений литератур Северного Кавказа 30-х годов дает возможность вывести некоторую общую закономерность -художественное освоение прошлого в немалой степени способствовало процессу овладения молодыми писателями принципами нового искусства, помогало в осмыслении и исследовании современности. В горских литературах 30-х годов как нельзя лучше прослеживается переход на новую основу: от переосмысления и перефразирования известных мотивов народного фольклора — к реалистическому повествованию, от абстрактности - к овладению принципами конкретного историзма, от описания отдельно взятых жизненных фактов к развернутому повествованию, дающему возможность охватить действительность как непрерывный поступательный процесс. Изучение творчества писателей Северного Кавказа данного периода необходимо также для более точного представления о путях становления некоторых явлений в современной литературе, для установления закономерности развития этих явлений.

140

Отражение революционных событий в литературах народов Северного Кавказа представляло собой явление как закономерное, так и весьма полезное, ибо недавнее прошлое рассматривалось сквозь практический опыт пройденных лет. В свете нового революционного опыта более четко выступали закономерности развития минувших событий и наиболее характерные тенденции их развития, тем самым помогая глубже постигнуть сущность происходящего в новой действительности. Укрепляющееся социалистическое общество представляло новые условия к литературному творчеству, требуя художественного воссоздания современности. Перед горскими писателями встала актуальная задача: дать по возможности полную картину напряженных будней социалистического строительства. Новый реалистический метод давал возможность не только использовать художественный опыт воспроизведения минувших времен, но и открывал путь аналитическому изображению современности в малых жанрах прозы. Исторический подход к современной действительности, как одного из звеньев общего революционного процесса, и художественное отражение развивающихся черт социалистической действительности выступали перед молодыми Северо-Кавказскими литературами в качестве первостепенных задач.

Главное идейное направление и качество молодых советских литератур, независимо от того, имели они литературно-художественные традиции или нет, определялись ярко выраженным интересом к человеку нового общества, человеку - творцу своей жизни; не менее актуальна также была борьба за преодоление пережитков старины, патриархально-национальных предрассудков в психологии, в духовной жизни людей.

30-е годы были характерны повсеместным утверждением социалистического реализма как развитой художественной системы. В то

141 время как эстетика критического реализма могла стать и становилась базой для поисков в литературах, обладавших письменным наследием, в младописьменных литературах вопрос ставился по-иному. В горских литературах эстетика социалистического реализма строилась на основе эстетики народно-поэтического творчества. И, разумеется, ее принципы типизации, система изобразительных средств не могли оказать в новых условиях достаточную помощь в художественном, глубоко реалистическом и масштабном изображении новой жизни. Именно тогда взор молодых литераторов Северного Кавказа стал обращаться к опыту выдающихся русских писателей М.Горького, М.Шолохова и многих других, в творчестве которых новые эстетические принципы социалистического искусства выразились с наибольшей новаторской мощью и определенностью. Наряду с теми немалыми трудностями, через которые происходило утверждение новых эстетических принципов во всех литературах народов СССР, горские литературы должны были преодолеть и трудности специфического характера: отсутствие развитого литературного языка, наличие лишь фольклорных художественных традиций и т.д.

С помощью русской литературы молодые писатели Северного Кавказа находили такие современные формы изображения жизни, которые более полно передавали характер новой действительности, нового художественного качества искусства социалистического реализма.

Литература стремилась отобразить жизнь простого человека-труженика, показать процесс обогащения его духовного мира, что значительно расширяло и сферу прекрасного. На первый план искусства социалистического реализма выходила общественная и психологическая жизнь нового героя, всего народа в целом. В лице этого нового героя

142 писатели пытались в развитии, в историческом движении показать прошлое и настоящее народных масс" (55, С. 48).

Как уже отмечалось, начинающие писатели Северного Кавказа открывали для себя совершенно новый, незнакомый мир художественного творчества - это был мир реалистической письменной литературы. В очерках и рассказах они учились искусству воплощения факта жизни в художественное обобщение.

Литература народов Северного Кавказа начала с того, что вобрала, впитала в себя главное и необходимое. Вместе с тем в этот же период обозначились и важные вехи будущей прозы, ее темы, ее отношение к явлениям прошлого, ее взгляд на основного героя литературы.

Итак, первый этап взаимосвязей литературы и фольклора -ученический. Обогащая литературу новыми темами и героями, взятыми из гущи жизни, рассказ и очерк способствовали развитию языков народов Северного Кавказа. Именно на этой основе современности, идейно-художественной проблематики очерка и рассказа возникла необходимость расширения жанровых границ, новой ступенью в развитии прозы народов Северного Кавказа.

143

 

Список научной литературыБашиев, Мурат Хусейнович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамович Г. Введение в литературоведение. 4-е изд. -М., 1979. -352 с.

2. Аристотель. Об искусстве поэзии. -М., 1957. 183 с.

3. Алексеев В.А. Русский советский очерк. Л., 1980. - 120 с.

4. Алексеев В.Д. Типологическая характеристика журнальной периодики 1860-х годов. В кн. очерки по истории русской журналистики и критики. Т.2 - Л., 1965.- 150 с.

5. Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. -Орджоникидзе, 1959. 284 с.

6. Артемьев 3., Афаунов X. Новая жизнь. Нальчик, 1929. - 50 с.

7. Бекизова Л. От богатырского эпоса в роману. Черкесск, 1974. - 287 с.

8. Бекизова Л. Становление и развитие многонациональной литературы в условиях содружества советских наций. // Единство, рожденное в борьбе и труде. М., 1972. - 264 с.

9. Бекизова Л.А., Караева A.M., Тугов В.Б. Жизнь, герой, литература. -Черкесск, 1978.-307 с.

10. Белинский В.Г. Собрание сочинений, в 3 томах. Т.З.-М., 1948. —800с.

11. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика. М.: 1959. - 703 с.

12. Бердидаев Р. От легенды к роману: статьи и исследования. Алма-Ата: 1976.-244 с.

13. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981. -495 с.

14. Берковский Н. О повестях Белкина (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) В кн.: О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. М-Л., 1960. - 108 с.

15. Борукаев Т.М. Своими силами. Нальчик, 1928. - 33 с.

16. Бушмин А.С. Из истории советской литературы и литературной науки.-Л.: 1988.-380 с.

17. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л., 1978. -223 с.

18. Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984. -342 с.

19. Виноградов И.А. О теории новеллы. //Виноградов И. Вопросы марксистской поэтики. Избранные работы. М.,1972. - 423 с.

20. Виноградов В.В. О художественной прозе. М. - Л., 1930. - 136 с.

21. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. -76 с.

22. Вулис А.З. В мире приключений: поэтика жанра. -М., 1986. 384 с.

23. Гойгов А.-Г. Избранное. Грозный, 1961. - 219 с.

24. Горький М. О литературе. М.; 1953. - 690 с.

25. Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т.25,- 1953. 348 с.

26. Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 30.- М., 1956. -131 с.

27. Гоффеншефер В. О задачах изучения кабардинской литературы. Нальчик, 1955. 53 е.

28. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX-XX века. Л., 1979. -208 с.

29. Гутов A.M. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. -Нальчик., 2000.-220 с.

30. Далгат У. Литература и фольклор: теоретические аспекты. М., 1981.- 303 с.

31. Дахкильгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов). Грозный. - 1975. - 188 с.

32. Джусойты Нафи. Цомак Гадиев. Орджоникидзе, 1965. - 188 с.

33. Елеуанов Ш.Ф. От фольклора до романа. Алма-Ата: 1987. - 349 с.145

34. Жуков Д. Биография биографии: размышление о жанре. М.; 1980. -136 с.

35. Журбина Е. Искусство очерка. М., 1957. - 45 с.

36. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: Очерк. Фельетон. М., 1969. - 399 с.

37. Камбачокова Р.Х. Адыгский исторический роман. Нальчик ,1999. -120 с.

38. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1960. -320 с.

39. Кашежева JI.H. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962. -148 с.

40. Кашежева Л.Н. Совершеннолетние пера. Нальчик, 1968. - 116 с.

41. Кулиев К.Ш. Так растет и дерево. Нальчик, 1975. - 463 с.

42. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - 751 с.

43. Лихачев Д.С. Избранные работы в ЗТ. М., 1987.

44. Т.1: Развитие литературы X-XVII в. Поэтика древнерусской литературы. М., 1987. - 655 с.

45. Т.2: Великое наследие. М., 1987. - 495 с.

46. Т.З: Человек в литературе Древней Руси. М., 1987. - 520 с.

47. Лихачев Д.С. Литература реальность литературы. - Л., 1984.-271 с.

48. Лихачев Д.С. О филологии: Сборник. М., 1989. 206 с.

49. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -М., 1972. 352 с.

50. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие. М., 1960. - 526 с.

51. Макина М.А. Русский Советский рассказ. Л., 1975. - 204 с.

52. Малкондуев Х.Х. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики XVI-XIX веков. Часть I. Нальчик; 2000. - 320 с.

53. Мальсагов Д. Ингушская литература. //Революция и горец". 1933. -№ 1-2.-102 с.146

54. Миконов Н.А. Нравы растеряевой улицы. Г.И.Успенского. В кн.: Ученые записки тульского педагогического института. Вып. 4.-159 с.

55. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик, 1978. - 140 с.

56. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987. -168 с.

57. Мусукаева А.Х. Северокавказкий роман. Нальчик, 1993. - 192 с.

58. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма: Годы первой русской революции. М., 1972. - 246 с.

59. Неупокоева И.Г. Проблемы взаимодействия современных литератур. -М., 1963.-227 с.

60. Николаев П.А. Реализация как творческий метод: Историко-теоретические очерки. М., 1957. - 280 с.

61. Об очерке.-М., 1958.-236 с.

62. Огнев А.В. Русский советский рассказ. М., 1978. 208 с.

63. Ортабаева Р.А., Биджиев A.M. По следам Къалай улу Аппы. -Черкесск, 1995.- 189 с.

64. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981. - 400 с.

65. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик; 1968. - 302 с.

66. Очерки истории осетинской советской литературы. Орджоникидзе, 1967.-420 с.

67. Петров Г.И. Очерки истории русской журналистики и критики. Т.2. -Л, 1965.-307 с.

68. Петровский Ф.А. Сочинение Аристотеля о поэтическом искусстве. //Аристотель. Поэтика. -М., 1957. — 180 с.

69. Писатели Кабардино-Балкарии. Лит.сб./Сост.: Дж.Налоев. М., 1935.- 142 с.

70. Поспелов Г. Теория литературы. М., 1940. - 142 с.

71. Развитие реализма в русской литературе в Зт. T.I. М., 1972. -350 с.147

72. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. -Л., 1970. -736 с.

73. Самаганов Дж. М.Горький и киргизская литература. Фрунзе, 1958. - 174 с.

74. Семенов Л.П. Избранное: Статьи об осетинской литературе. -Орджоникидзе, 1964. -420 с.

75. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982. - 155 с.

76. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. - 1116 с.

77. Современная проза социалистического реализма: (Лит.жанры)// Л.М.Землянова, Н.Ф.Копыстьянская. М., 1986. - 189 с.

78. Соколов Н. Мастерство Г.И.Успенского. Л., 1958. - 131 с.

79. Сучков В.Л. Действенность искусства: Лит-крит. статьи. — М., 1978. -360 с.

80. Сучков В.Л. Лики времени: Ст. о писательском и литературном процессе. М., 1976. - 85 с.

81. Тарланов З.К. От слова к образу: Сб. статей. Петрозаводск, 1988. -136 с.

82. Теппеев A.M. Балкарская проза. Нальчик, 1975. - 176 с.

83. Теппеев A.M. Зарождение и становление балкарской прозы./Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. филолог, наук. М., 1973.-24 с.

84. Тимофеев Л.И. Теория литературы. Основы науки о литературе. -М., 1948. 342 с.

85. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. Нальчик, 1991. - 288 с.

86. Толгурланы Зейтун. Литератураны теориясы. Нальчик, 1997-2000.

87. Толгуров З.Х. Теория литературы. Балкар.

88. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. 191 с.148

89. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман: национально-эпическая традиция и современность. Нальчик, 1981. - 112 с.

90. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов: (опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). Нальчик, 1996. -256 с.

91. Урусбиева Ф. А. Портреты и проблемы. Нальчик, 1990. - 164 с.

92. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Нальчик, 1972. - 175 с.

93. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Д., 1982. - 180 с.

94. Утехин Н.П. Современность классики. М., 1986. - 379 с.

95. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков: Жизнь и творчество. Нальчик, 1958.- 176 с.

96. Хапсироков Х.Х. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. Ставрополь, 1964. - 144 с.

97. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1970. - 102 с.

98. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., - 1986. -439 с.

99. Храпченко М.Б. Познание литературы и искусство: Теория, пути современного развития. М., 1987. - 575 с.

100. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., - 1982.-416 с.

101. Цагов Н., Эльбердов К., Шогенцуков А. Артель. Рабочая книга. -Нальчик, 1931.-230 с.

102. Ципинов А.А. Народная историческая проза адыгов. Нальчик, 2000.- 158 с.

103. Чернец Л.В. Литературные жанры /Проблемы типологии и поэтики. -М. 1982.- 192 с.149

104. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т.4. М.; 1948. -222 с.

105. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля: повествовательная проза и лирика. -2-е изд., доп. М., 1985. - 447 с.

106. Чеченский и ингушский рассказ: Проблемы жанра. Грозный, 1987. -106 с.

107. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. - 238 с.

108. Шкловский В. О теории прозы. -М., 1983. 383 с.

109. Шкловский В. Художественная проза. М., 1961. - 667 с.

110. Шогенов X., Блаев К. Работаем коллективно. Нальчик, 1931. - 9 с.1.

111. Богданов В.Аю. Становление жанра: (о первых очерковых циклах Г.И.Успенского) // Вестник МГУ; 1967, № 2.

112. Гоффеншефер В. Кабардинская художественная проза // Сб.ст. о кабардинской литературе. Нальчик, 1957. - 378 с.

113. Гоффеншефер В. Судьбы новеллы // Окно в большой мир. М., 1971.-422 с.

114. Зеленский К. Новое в литературах народов СССР: (на путях к социалистическому реализму) // Социалистический реализм и художественное развитие человека. -М., 1966. 333 с.

115. Костелянец Б. Традиции боевого жанра // Пути советского очерка. -Л, 1958.-367 с.

116. Куранов Ю. Бессюжетных рассказов нет // Вопросы литературы, 1969.-№7.-71 с.

117. Литературно-художественный альманах. Нальчик, 1936. - 236 с.150

118. Ломидзе Г.И. Сила реализма: Заметки о современной прозе // Вопросы литературы, 1963, № 5.

119. Молдавский Д. По краям далеким, но родным: О жанре путевого очерка у писателей-ленинградцев // Пути советского очерка. Л., 1958. -318 с.

120. Мусукаева А.Х. Кабардинская проза 30-х годов // Вестник КЕНИИ. Нальчик, 1973, Вып. 7.

121. Мусукаева А.Х. Становление и развитие кабардинской повести // Дон, 1972.-№ 8.-168 с.

122. Налоев Д. От мертвого к живому // Лит.художественный альманах «Кабардино-Балкария». Вып. 1 Нальчик, 1933. - 45 с.

123. Налоев З.М. Кабардинская литература 30-х годов // Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик ,1968. - 302 с.

124. Налоев З.М. На стыке фольклора и литературы // Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературе. Нальчик, 1980. -124с.

125. Налоев З.М. Рождение кабардинской советской литературы и ее первые шаги // Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968.-302 с.

126. Ставский В. Об очерках и очеркистах // На литературном посту, 1931,-№4.-6 с.

127. Талпа М.Е. Художественная литература Кабардино-Балкарии // Лит.художественный альманах. Нальчик, 1936. - 13 с.

128. Урусбиева Ф.А. Древний перекресток нового романа II Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1991. -Вып. 1. - 125 с .

129. Шаззо К. Время и герой современной прозы // Дружба, 1973. № 4.

130. Эльсберг Ж. Проблемы очерка // Октябрь, 1931. № 2.