автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Формирование кадров работников культуры и искусства художественными учебными заведениями Сибири (1928-1936 гг.)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Лежина, Жанна Ефимовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Формирование кадров работников культуры и искусства художественными учебными заведениями Сибири (1928-1936 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование кадров работников культуры и искусства художественными учебными заведениями Сибири (1928-1936 гг.)"

!с!ъо сбрль&еш'л ?осс:-и

Спёлл^лизлрсзслшй: соазг II.II3.-1-.CI

Еа грав^; p;n;o::í

ЫЖ Еаива Црпмсвна

КАДРОЗ глЕСТЗИООВ KíZbTfrü И ÏICK7CCTH4 СJSCS - 1336 гг.)

Слоцлалыю-отъ С7.С0.02 - "ОтстестБвнкая-которая"

Автореферат диссертации на соискание ученой стсаена - кандидата кстсрзчо erase наук

Омск -

1994

Paoosa васолшша на ка^одро пзл'йтлчоской асгсрдд ейского государственного ушззорситста

Ka¿~nmü руководитель - доктор исторически наук,

профессор Е.П.Т11Л2:'Н11Н •

(¿¿ициагъмзо оЕзонбнты: доктор асгоричзскдх науг,

прсфосаор ,.1.3.5УДАР1Ш

оргагшахаш - .Cuajöpobcku;! государственная

д::зсортад;1л состоится " Tri " .марта ISC-1 г. а " " часов на засздашп спзидалиаировышого Совета ii.II3.40.CI по задето диссертахиы ка солскаллз ученой стопам каздвдата ixtopiracrjix ыаук в 0;.:сkq:,i государств-зннсм педагогической ун^орситетз (G44Q9S, Сиок-ЭЭ, у.т.114рт;1залс1:ая, 4-а). '

университета.

G ддсссртадиай iicziio ознакомиться в биЗлготехо Автореферат разослал "Jrfl " IS M

aciua^nôiçoEaiuioro Совета, 0 j а^иддат ;:отор;14бскщс наук hß^

ОСщая характеристика работы.

Актуальность исследования. Радикальные процессы, происходящие б обществе сопровождается все возрастающим интересом к. изучению общетеоретических и конкретно-исторических проблем культуры, что обусловлено рядом причин. В период нестабильности, переживаемой нашим обществом, отчетливо проявляется' потребность найти ответы на многие вопросы, порсадеккые кризисной ситуацией в переломных моментах отечественной истории. Переоценка ценностей, идеалов, далей, смысла жизни дцет в условиях, когда основательно подорваны политические, экономические основания прежней системы, а новые либо еще не созданы, либо не приживаются и отторгаются общественным сознанием. Неизмеримо повышается нравственная ответственность всех тех, кто занят в сфере духовного производства. С новой остротой встает вопрос о судьбах п значении русской интеллигенции.

Проблема интеллигенции в России имеет и.конкретно-историческую, политологическую окраску вследствии того, что наша страна не имеет пока элитного слоя, из которого формируется высшая власть в развитых капиталистических странах. Российские политические деятели рекрутируются в большинстве своем из научных и инженерно-технических отрядов интеллигенции, созданной советским государством. Для понимания меры ответственности интеллигенции, степени обоснованности претензий к ней, необходим анализ взаимосвязей между наукой, искусством и моральэ, роли интеллигенции в обществе, ее зависимости от политико-идеологических отношений.

Особое место художественной интеллигенции в истории -России определяется во.многом тем, что критика государственных устоев и разоблачение "свинцовых мерзостей жизни" со времен Радищева и Чаадаева осуществлялась и внедрялась в массовое сознание, чаще всего обретая форму художественного произведения. Неоднократно указывали на огромную роль русского искусства как представители правительства, так и русского революционного лагеря. Культура, особенно художественная, в силу специфики российского менталитета, всегда отделялась и противопоставлялась власти. По мнению академика Д.С.Лихачева, значение русской культуры определялось ее нравственной позицией в национальном вопросе, в ее мировоззренческих исканиях, в ее неудовлетворенности настоящим, в жгучих муках совести и искани-

ях счастливого будущего, пусть иногда лохишх, лицемерных, но все же не терпящих самоуспокоенности^

Художественная культура в силу свои: особенных свойств оказывает значительное воздействие как на формирование созглательно---, познавательного, ценностно-ориентациокного, коммуникативного потенциала отдельно;; личности, так г. на социально-психологический климат в целой. Ваздейзим блоком в системе художественной культуры является творческая интс;.лкгсн:жя, которая, не составляя большинства в количественно!,! отношении, объединяет по преимуществу яркие, талантливые фигура, что обусловливает ее огромное влияние и на образованные слое общества, к на формирование массового сознания.

В свете происходящего закономерно возрастает интерес к реконструкции механизм связей л взаимодействия культуры и государства, интеллигенции и государства, разработки и реализации куль-туркой политики на различных этапах советского общества, состояния и динамики развития отдельных профессиональных отрядов интеллигенции.

Степень изученности птюблемн. Б отечественной историографической науке исследованы проблемы развития культуры в советского обществе в целом, ее отдельные аспекты, проанализирован массив исторических публикаций, освещающий вопросы культурного строительства е сибирском регионе?

. Проблемы "револщия и культура", "интеллигенция и власть", вопросы советской культурной политики, формирования новой интеллигенции становятся темами ряда работ, первые из которых появились

1. См.;Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире. Новый мир,

2. Ьотзксов Ю.С. Изучение истории советской культуры. Литература перве?: половины 80-х гг.//Вопросы становления и развития советского сбше:"гва в отечественной историографии.М.,1986; Бопцюгов Г.А., Ьорисот -С.С.,Ермаков В.Т. История советской культуры:1еоретико-ые-тодологические е кошфетно-исторические проблемы пзучения//Обзор

по инЗю'омашюнному обеспечению общесоюзных научно-технических программ.ii/",IS87; Зак Л.1,1. История нзучэния советской культуры.М. ,1981; Культурное строительство в Сибири в 20-30-е годы//Историография Советской Сибири (I9I7-I945).Новосибирск,ISoö: Историография куль-туш и интеллигенции Советской Сибири.Новосибирск.1978; Хроменко-за'Н.И. Историография партийного пуководства культурным строительством в Западной Сибири в ID28-IS37 гг. Авторе®.дис...канд.ист.на-ук.Томск,1283; Шупик Г.5>. Коитика буржуазных концепций партийного, р-втоводства культурный строительство:.! (октябрь I £17-1936 гг.).Авто-роф.дис.. .канд.ист.наукЛокскДЬаС.

уза, на рубезэ 20-30-х годов. Авторами публикаюЗ этого 'перкой, как правило, яаяяяась известные государстоенныа я партийные работники, деятели культуры, искусствоведы. Высказывались з их работах эзгляды на задачи и путл развития советского искусства, требования к художественной интеллигенция^ Отличительными чертами этих работ является лх практическая направленность, партшйгаЗ подход л критичность в оценка культурных явлений.

Про^ессяональное изучэние тэмы начинается со зтсрой половина 5С-х гг. с появлением специальных исследований?

3 бО-перво.Ч половине 80-х гг. появились фундаментальные труды по исследования культуры как особой отрасли исторической науки. Предметен изучения стали вопрос к политики партии з отношении старой интеллигенции, взглядов З.И.лшгака на использование буржуазных специалистов, характеристика путал перехода интеллигенции на сторону социализма, практические результаты в решении проблемы формирования интеллигенции? специально изучались и отдельное группы, появились работы со история науки ц зыслзй околы^ Значительны;'!: вклад в разработку темы внесли исследования по истории советской культуры, содзржаше анализ основных этапов и тенденций развития искусства?. . '

- Заветное место- в историографии- заняли работы С .А.Федякина,

Г. Бухарин й.И. Ленинизм а тзоблема культурной резолшии//йзбран-ныз произведения.^.,1968,с.Зо8. Лунача_рскл;{ A.B. Основные задачи советской власти в области искусства.¿оклад на У11 всесоюзном съезде работников искусств 13 мая IS29 г.//Литературное наследство.;.!., 1970,т.62,с.22. Троцкий Л.д. Литература и тюболяия.Л. ,1591. Редкий Б. Кое-что о художественной. аолит:гкв//На ленинском цуги. 1929, a 17 »с. 20 I! др.

2. Каган ¡¿.С» Политика Коммунистической партии-в области искусства в период перехода от капитализма к социализму//Истота1я искусствЛ., 1=55. Кип .„.Л. 40 лет советской культуры..,!. ,1957.

3. Амелин Д.Д. ¿¡нтелллгенпия а социализы.Л.,1970. Андреева ..1.С. Коммунистическая партия .- организатор культурно-просветительной та- ,

- боты в CCCP/ISI7-IS33rr./;i. ,1963. Горбунов 3*. В.Ленин -л социалиста-ческая культура.;.!. ,1972. Козлоз Управление в области социально-культурного строительства.J..ISS3. Кольцов А.З. Культурное строительство в РС5СР в годы первой пятглетгсг/192а-1933гг./й1.-£.,19в0. Катаюв Г.Г. Ленин о культурной раволлпииЛ. ,1970.

4. Днтилов З.В.ДтейяЗук B.C. Естзьба пастил за учительство в первые годы КЗДа//1921-1923/.//Советская педагогика, 1967 ' 17. Алексеева Г.Л. Октябрьская тэевешзвдя и историческая кгука/19±7-1923гг./м., I9G8. Иванова Л.В. У истоков советской истосаческсй науки /подготовка кадров историков-марксистов 1917-1929/;,С,19б8. Ульяновская З.А. Форсированна научной интеллигенции в СССР.1Ы7-1937..Л. ,ISSô. Еса-коз В.Л. Советская наука'в годы пеозой пятилетки.J.,19^1.

5. История искусства народов CGCP.3 9-ти темах.История советского драматического театра.З'б-тп то:,ет.Ис?от:пя советского keeo.ü. ,1969.

посвященные .политике Коммунистической' партии и Советского государства по отношению к интеллигенции. Он выделяет основные <|ормы воздействия на нее, прослеживает психологические, духовные сдвиги в среде интеллектуалов. Автор одним аз первых показал зависимость позиции и поведения интеллигенции не только от социального происхождения, но и от ряда субъективных факторов! '.■"'•

В 60-70-е гг. в изучение нультуры„в том числе и художествен-. кой,.опредвленкый вклад внесли сибирские историки. Обобщающие труды,в которых дается общая картина развития культуры Сибири создал ЗЛ.Соскин. Основное внимание уделено им народному образованию, лультурно-просветятельной работе, печати? Комплексное изучение те-

подготовка специалистов в средних учебных заведениях Западной "момри осуществила Т.А.Черемпспна, исследовавшая деятельность пар-организаций по "созданию и совершенствованию системы среднего специального образования, осуществление принципа. "пролетариза-пдн", организация учебно-воспитательного процесса? ■

■ Число работ, близких к тема диссертации, ограничено. Формирование художественной интеллигенции, на материалах Западной Сиби- . ри исследовано АЛ.-Педяковым в одном из разделов диссертации и.отдельных работах^ Автор проанализировал мероприятия партийных и государственных органов по укреплению и расширению сети худозеотвен— ных учебных заведений Западной Сибири, рассмотрел вопросы комплек- : тования студенческих и педагогических коллективов, проследил судьбы отдельных, преподавателей и руководителей учебных 'заведений, меры ш укреплении метериальной базы и закреплению специалистов в За-

1. Федокин С.А. Советская власть и буржуазные специалисты.:'.!. ,1965. Он же* Великий Октябрь и интеллигенция :>1з опыта вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма.4. ,1972. Он же. Борьба с буржуазной идеологией в условиях перехода к КЗПу..,1. ,1977.

2. Соскин ВЛ. Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны.Новоснбирск,1961. Он яе. Культурная зизнь в Сибири в первые годы НЭДа.Новосибирск.1971.

3. Черемисина Т.А. Деятельность- партийных организаций Западной Сибири по развитию среднего специального образования в годы первой Еятилетки//Научные тртаы.Новосибиоск.гос.пед.1ш-т.1972.Вып.83. Она . же. Руководство партийных организаций Западной Сибита развитием среднего специального образования в годы, первой и второй пятилеток (1928-1937 гт»).Автореф.дис...канд.ист.наук.Ковосибирск,1973. ■

леляков А.П. Партийное руководство развитием театрального искусства в Западной Сибири (IS28-I94I гг.)Дис...канд;пст.наук.Томск,1574 Он Зою:,минование кадров художественной интеллигенции Сибири в период социалистического строительства (IS2S-I937 гг.)//Формирование и развитие социалистической интеллигенции.Кеметгаво,1982. Он же.Ху-■догественнов образование в Сибири:история а совре:ланность.Н-к,1982.

падкой Сибири, формы перепоготовки работников культуры, оскопньт направления иде;1но-пслптической работы.

История становления н развития восточно-сиоирскон художественной школы освешается в работе Т.Г.БусоргиноЙ Автор обращает внимание на изменения в учебно-воспитательном процессе в ходе перестройка художественного образования к негативные моменты, связанные с регламентацией художественно-: жизни и приводит данные о результатах работы Иркутского педтехникума.

Признавая значение названных работ, нельзя не отметить и некоторые вопросы, оставшиеся за рамками исследований. Недостаточно подробно и аргументировано раскрываются основные направления государственной политики подготовки новой художественной интеллигенции, тактически не получили освещения такие стороны этого процесса, как "чистки" по социальному признаку. Немногочисленные цифровые даннь-' не раскрнваэт основных изменений в источниках и формах комплектования худояеетвегонх кадров Сибири. При освещении вопроса о формировании нового мировоззрения и классового сознания основное внимание уделяется описанию отдельных форм агитационно-пропагандистской работы, не раскрывается роль государственных структур, под давлением которых закреплялись в общественном сознании идеологические установки. Кроме того А.ПЛеляков не использовал фонды отдельных учебных заведений. Работа Т.Г. Бусоргиной носит искусствоведческий характер.

В этот период появились интересные исследования по истории театрального и изобразительного искусства, пролеткультовского движения, художественного просвещения рабочих Сибири. Они были посвящены изучению процессов, происходивших в 20-е гг? Проблема образо-

1. Бусоргкна Т.Г. Художественная кизнь Восточной Сибири в 19171940 гг. Дкс...канд.искусствоведения.М.,1979.

2. Боженко Л.П. Из истории культурного строительства в Сибкш: в 1920-1925 гг./развитие кию и театра/.Томск,1963. Корнилов З.Н. Становление и развитие советского театга Восточной Сибиои/на материалах гг .Иркутска и Храснояпска/.ь!. ,19-38. Лапшин З.П. Из истории искусства в Сибири.Художник ,ÏS6?,Js7. Он ,~е. Из истории искусства Сибири.Хтаожник, 1968,Kl. 1,1утзатов. Искусство Сибири 20-х годов.Ху-дожник,1964Д7. Он го. Три худо:ишка.Новосибирск,1959. Он ле. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов.Авторе«.дне...канд.иск-п.Л., XS69. Баландин Л. На сцене и за кулисами. Путь театра "Красин;: ir,~ кол"/1920-1970/.Новосибирск,1972. Соскин В.л..Буторин В.п. Пролеткульт в Сибирп//11робдемы истории coBeTCKOii Сибирн.Бовоси51П)Ск,1973. адаченко Л.Г. Очерки истории культурного развития рабочих Сибири. Новосибирск,1977. Яновская C.B. Омский драматически:;.Омск,1975. Художественная культуга л интеллигенция Сибири/1917-1945 гг./Новосибирск,1964.

ьания литературно-художественных групп и обществ, общественной деятельности работников искусства подробно рассмотрена в диссертации В.П.БуториноК

Вторая половши 60-х гг. отмечена выходом фундаментальных ооощатощнх трудов по истории советской культуры:"Великая Октябрьская социалистическая революция становление советской культуры", "Советская культура в реконструктивный период"? Коллектив авторов, среди которые: такие пзвестнЕЭ ученые, как С.А.Оедюкпн, .'О.С.Еорлсов, З.Т.ЕрмРков, Л.м.Зак и др., стоявшие на различных политических и методологических позициях, представал динамику "общей культуры" как духовную основу общественного развития. Больше внимание уделено проблеме 'формирования советской интеллигенции, развитию общего :: специального образования, созданию нового типа личности.

3 целом, моено отметить, что научные исследования 60-Ш-х гг. значительно обогатили и расиирили данные исторической науки по проблемам rçvibTj'pn. Несомненны достикения ученых в выработке новых подходов, е обобщении и систематизации конкретных фактов, в разработке новых направлений и тем.

Вместе"с тем в исследованиях, посвященных проблемам культуры, как и во всей исторической науке, следует отметить ряд отрицательных моментов. Одной из главных можно назвать проблему методологии. Ученые, сформировавшиеся и получившие признание в этот период, выделяют несколько основных недостатков в своих исследованиях и работах своих коллег? К ним прежде всего относится абсолютизация к вульгаризация марксистского исторического метода, лишавшая нсторимрафии качества научности, поскольку обеспечивала прн-

1. Ьуторика в.П. Партийное руководство литературой и искусством Сибири е ÎSIS-ÎS32 гг. Автореф.дис...канд.ист.нзук.Новосибирск, ICVi. -

2. великая Октябрьская социалистическая революция и становление созотской 1г/льту1)ы.1.;. ,1£ь5. Советская, культура в реконструктивный ïi0V'~0J. X^LS

3.*Соскин'в.«.'."к опенке исторического опыта формирования советской /лт-с:ллпг£н1;щ'.//:11.тел"лпгешцш в советском обществе. „Межвузовский обоши к на\гчкых трудов. Кемерове, 15£3, с.27-26. Бордлгов Г.А., лозлоь В. А", /ютор/л к культура г субъективные заметки об истории советского ебяоетьа.л.,1092, с.24. Главацкий М.Е., Клщгоатовв ш.и. '^"толлргешч'я г п'-^о^-злчя (историографические заметки)//Интелли-гдщдас в советском о&гсстье, с.37. /а;а::ин А.З. Отношение российской интеллигенции к сойотской власти: мотивы и позиции (191/ -IS27 хт.)•

se. с.43.

Б

оритет не фактам, а авторитарным сзаяешка, возваденша з рель теоретических постулатов. Развитие ос^гзтва стздетанлллогъ как движение к некой "непротиворечивей сутности". Не зкдзрзиваэт критики, по мнению исследователей, л основная нсниецпил историографии интеллигенция, утверждавшая, что российская памдллгашая, будучи в массе своей буржуазной, постепенно, в процессе строительства социализма становится социалистической, а та:-~.э cxe.v.a в соответствии с которой считалось, чте диктатура пролетариата уничтожала враждебные буржуазные герхи интеллигенции, боролась за мелкобуржуазную середину и привлекала на свою сторону полупролетарские :i пролетарски низы.

Историография качала SC-x гг. характеризуется в основном поисками новых подходов. Наибольшее влияние приобрела концепция тотаяитарлз:.;а, которой в то:; или иной меро стлали дань все авторы, рассматриваящЕЭ_ароблеш развития общества, в той чкелз и истории культуры Сибири?

3 решении проблемы формирования интеллигенции в условиях тоталитаризма выделяются несколько подходов. Ряд авторов, основываясь на социально-психологическом методе, вслед за А.Солженицыным, считает, что интеллигенция оказалась .морально я физически сломанной, утратила основополагающие родовые черты и слилась с расплывчатыми группами служащих, превратилась в "сбразованшину", готовуто выполнить любой социальный заказ (А.ХСвахин), стала элементом обслуживания. политического режгда (В.Л.Соскин) и "добросовестный флюгером", укэзквашяи преобладающее набавление политических поветрий (З.Самченко)? ■ •

Некоторые исследователи, з частности J:.II.Коган-, считают, что в услозаят сталинской эпохи старая интеллигенции была истреблена,

1. См.наптз. :Культтснач геволюпия и сталинизм (к постановке отсбде-ии)//Пззбстая СО ал СССР.Вып.I.1990.Серия истовии, философии', филологии. Красилькикоз С .А. Полктикз социальной* дискриминации в'отношении интеллигенция з 1920-е гг.//Интеллигенция в" советском об-А-зстзе,с.78. Сукдаева A.A. К взбблеке "старой" интеллигенток в условиях Еа-эождазэдгося тоталя.та0изма//Ктльтура и интеллигенция Рос-спи з переломные эпохи в).C:<ck,I9S5,c.28. Халиулин Г.Г. Сталинский тоталитаризм и исторические судьбы советской интеллигенции. Там же,с.31 и др.'

2. Соскпн В.Л„ К опенке пстоБИческого опыта формирования советской штеллпге;-шни//:01теллигзЕгля в советском обществе,с.30. :-с:л A.B. Отложение тосепкакон интеллигенции, к советской зласти (мотивы л ЕОЗЕПДД (I9I7-IS27 rrJ.Taa зсе,с.45. Савченко З.К. ::кт лнгекция: понятие и судьба .Та« же,с.II. Согашсиа А.И. Образова.-;-j-aa//riOBißi. мир,1£91Д5,с.ЗЗ.

• о

условий для появления новой не было создано, однако вопреки этому сформировались отдельные интеллигенты^ Авторы, определяющие интеллигенцию на основе функционального подхода, полагают, что сталинский релсям не был в состоянии уничтожить советскую интеллигенция, что она выжила* росла численно, сделала существенный зкяад в развитие общественной и .мировой науки, техники,1 культуры - во все области материальной, духовной,, гуманитарной жизни общества?

Причину трагедии одни видят в деятельности власти (царизм, большевизм), другие - в отходе верхупки интеллигенции от демократических традиций (Л.Н.Коган), в ее противоречивости и жертвенности (З.Самченко).

Изучение научных работ приводит к выводу, что на современной ■этапа исследование художественно;! культуры представляет интерес,

взгляд, а следутяях направлениях. Необходимо на новом методологическом уровне рассмотрзть роль политической системы в развитии художественной культуры, изучить практически;! и теоретический вклад в создание советской культуры лидеров партии и государства. ,1нтереснкм представляется изучение формирования социально-психологических особенностей советской художественной интеллигенции,, <эе взаимосвязи с атмосферой общественно-политической жизни страны и степень опосредованного влияния художественной культуры на формирование идеологических установок массового сознания.

Цельд работы является выявление основных тенденций формирования художественной интеллигенции в Сибири в 1928-1936 гг., воссоздание исторически достоверной картины художественного образования в Сибири в исследуемый период.

Для достижения указанной цэли были поставлены конкретные задачи:

- изучить изменения в источниках и формах комплектования художественной интеллигенции Сибири в 1928-1935 гг.;

- выявить основные направления в системе подготовки кадров специалистов средними специальными худозествэнньат заведениями;

- определить степень влияния политической системы на идейно-кравст-.-лааое, социально-политическое формирование личности.

I.Когак -.П. Интеллигенция: слой специалистов или духовная элита// ,.нтеллкга!шкя в советском обществе, с.20.

2.1алнулин Г.Г. Сталински!-', тоталитаризм и исторические судьбы со-;£Тскоп пнтеллигендаи/л^гльтуоа и интеллигещия Россия в перелом.), с.31.

:!ы8 эпохи

Объект?:: ¡:;;я яэляетсч худсхесзташюе оу разора:'. :

Сибири в I92S-IP36 гг.

Дредг■•"тем исследования - деятельность худог-естванких «ш-них специальных учьокнх заведопп': Сиоп'сп.

'Лсточнпковая о?аз. Ъ изучаемый период .тооая отооспг. .....г::.

общества находилась под пристальным вниманием л рукоюдстг-с,:.- -.г стороны партии, не исключая и культурно;: деятельности. lauäs-K-1928-1934 гг. ЦК партии было опубликовано около СО достгкозлбЕ:?:., огнатывазднх практически все отрасли культурного строительства. Одним из в&тнейзих источников при анализе культурной политики, таким образом, являются сборники партийных документов^-

Процесс формирования стратегии и тактики правящей партии в области культуры в целом, а такте в отдельных ее областях, становится более ясным при изучении произведений лидеров партии и государства, руководивших различными участками партийной и государственной низки" Интересные документы.опубликованы в 82 и 93 томах серии "Литературное наследство". В 82 томе собраны неизвестные ранее работы А.В.Луначарского. 93 том содержит новые материалы по история культуры исследуемого периода? Документы по истории культуры- публикуется как в сборниках, специально посвященных культурному строительству, так и в сборниках по истории края, области; интересный материал содержится в статистических обзорах^ Отдельные сведения по культурно-просветитсльской работе имеются в сбор-китах документов "Из истории советского Омска", "Омская область за 50 лет", "Кз истории культурного стрдительства в Тпменской области"^ Необходимо отметить скудность материалов, посвященных дод-

1. КПСС в резолзцвях и решениях съездов, кок-£зрекш:11 и плен^лог ПК. 9-е пзд..4.д1884. КПСС о культуре, проев еще кг.;; и науке : Сб. документов.

2. В.И.Лешш, КПСС об интеллигенции.;.!. ,1975. Б.п.Лонпн о лг.тератг-ве к искусстве...¡.,19Г;9. Луначарский А.З. Собрание сочпнонаЙ.З 6-:::: томах..,]. ,1963-1907. Стала! П.В. Сочинения.,». ,1552. ТроакпГ Л.7. Литература :: гювол:зцкя.д.,1??1. Судьоы пусской иктеллиг^ил;;. "... -торкали дискуссий.1823-19к:5 гг.Новосибирск,И СТ.

3. А.В.Луначат)С1аШ:Кепздаыш(з матерпи.пУДптс^.-зтгп.чсе ласлодс^-.1971,т.ь2/11з истории советской едн^ттои 1920-1900-х годе:.:•:.•-

вко материалы псследованй.ч.'УТам Ke.iw.jlf ос.т.93.

4. культурное строительство в Сиоитзи 1517-1941. Сб.докумгптоп.го-йоспо;;рск,1с79. Перечень документов для 4-го тома сборника. "Совс--

-екг.й театр. Документы л материал',; (192б-1932гг.)".Омск,1981.

5. Из истории советского Омска 1917-1941.Омск,1975. Окская область за 50 лет.Омск,19ь5. Из истории культурного строительства в Тюменской области :Сб.докта,оитсв 1918-1275 гг./Сост.:Д.!1.Копылов и др.

- Свердловск,1960.

готовке специалистов сферы духовного .производства в опубликозаишх справочниках.

Ценными источниками являются документы и материалы центральных архивов, характеризующие состояние художественного образования. В процесса работы над диссертацией автором изучены документы Центрального государственного архива Октябрьской резолюции, Центрального государственного архива РС2СР (ныне государственны:'? ар- • Российской Федерации (ГА?и), Российского государственного ар-хила литературы и искусства, а такхи государственных и парт:1;:ных ^рх'Л'оя Новосибирской, Омской, Томской областей.

Г;сооы;:. интерес в ГАР-3 представляет фонд Центрального комитета • р-.-фессиенпльного созза работников искусства (РАЕ'Лр, ссдерла-щиг лспрп—ш о "оличястген^к.'с показате^:-'2С раоотм худсяя ~ г ~ е-кних ; "■ .:?':-*":г.:ечти. ..цгилн цс^сторление оо "о^ксршпс

¡:о <§оршсо1г:"?т:'п кадров специалистов, статпст.ч-че •"-::.': дата» с'количестве и социальном состппо учащихся и выпуск-.

•ксв 'судсжестБешшг учебных завядениЛ. Свэдекая такого же характера представлены в отчетах п сводках Министерства просвещения, Центрального статистического управления при Совете министров РС.СР. 3 документах Народного комиссариата труда РС-ХР, хранящихся в ИГА . России, имеются материалы, по социальному составу и распределение специалистов. Больсоа значение для- воспроизведения политики в области формирования кадров имеет вопрос о так называемых "чистках" учебных заведений и государственного аппарата.: ¿¡атериалы по дан- . ной проблеме сохранились в Народном комиссариате рабоче-крестьян- • ской инспекции РСуС?. Заянеппие документы хранятся в Российском государственном архиве литературы а искусства (РГАЛИ) в фонде по делам искусств СССР, комитета по делам искусств РС1СР, глазного управления по делам художественной литературы и искусства. Здесь сосредоточены директивные-материалы, ежегодные отчеты краевых управлений зрелищных предприятий а комитетов по делам искусства, репертуарные планы, статистические отчеты, материалы специальных прозерок отдельных местных учебных заведений,- отражаацие не толь- . :-:з цифровые показатели, но и соцйально-псяхологачаски! климат в коллективах. '

Наиболее "полное представление о состоянии работы з художественных учебных заведениях дахиг материалы местных партийных и государственных архивов.

В государстяе'.шом архива Новосибирской области сосредоточены

дзралжг» рязсагк,. регуяарозагзаз. художастзолнуэ жизк2 края и работу художественных учебннх заведений, статистические отчеты, сбзорц и сес—си о количественном составе выпускников, учащихся, ¡грзяодаггтел ей; рашгкияи резолюции ос основных формах идейно-всс-питзтглзко,: работы, личное дела спааьннгс руководителей учебных, заведений.

3 ::ентрв Дохухектзпии Нозо^пзгэ времени собрана материалы, хз-оактеризутие такса специфическое направление кадровой политики, как "чистки" в масштабах края. Ддгг наиболее полного представления о работе по ледгетозяв -.кадров на .местах цепными является отдельные ;:оки худсзБСТвенныг учебных заведений. Сни содержат многочпе-."еннкв статистические матзпизлн по составу преподавателей и уча— пихед, документа, сасггркзатащпе направления повседневного учеокс-.-.оспигатзльпсго процесса, прогргган по отдельным курсам, протоке-ли заседаний местных• комитетов, -прсфсс::зянх и студоичзскиг Зпро.

В Омском цзЕТра До^мвнтахсг "овейгзго времени: интерес представляет протоколы партийных и комсомольских организаций художественно-педагогического .техникума и "управления зрелищных. предприятий. Они да'от представление- о численности комсомольцев и коммунистов, а их .рол:? в реализации основных направлении партийной и государственной. политики', о настроониях. ерзди. студенчества, пренодаза-телайг работников-искзгсства^ лакументн- па исследуемой теме имеются в Государственном архиве. Томской' области и Томском; центре-Документарна Еозейазхо -времена1..- К:большому сожалениз,. надоступэн для исследователей э-..течение:рдда лет,архив. Томского музыкального тешикума./.,; •

Зажнна шгточнлтм.чявлге?.сЯ' периодическая печать. 3. центральна*» местная "изданиях-алпг^яашпис л7рнзлах: помещались стат5и об зеноених н-лзравлвшшх: культурного: строительства, о целях, и задачах деятельности работников нскусстзкритические материала'о ра— • • £оте учейниг заведений"., ' ' . ••!' •' Документы, . састаздягзщДабазу;- нагего исследования,-весьма

разнообразны, хотя;.количество* их. ограничено., - - - Твзситовладышз:-г-ашаЕ; диссертации — Сабита. Исследование ве-.. дется прежде всего -по; материалам Омской,. Томской, Иркутской облаа— .-тел, имевши- худссгестззнннвк-учэдныв. заведения- разного профиля, - осущестзя^шяб- дадгстЬнх& кадров для всего региона.

.Соонологдчсааа^лгосер^апяойная-. работу, охватывает-. 1928-1936 гг. Бнбор.атого перподз' объясняется прежде зсаго возросшим ннте—

:.:........: r-.-ь днгьн HJ.".

зтва. lepuoi IC2o-Ii3J rr. л—:естся особым в историк cop^irponaHin: тоталитаризм; ZZZ?, хпрастерг.гугсимся внедрением в «с«совое сознание К-Еддалгной цдо-лсгпи,' полностью охрЕЦяг-зз:". ранее существо-•ьагпдй порядок грагвзнкой салэтдть всех граждан осдества, сопро-вспда^лиизя становление:,; и утвержу шеек системы жесткого репрессивного контрелг, ледтакяюцой K¿r. обаег-тво б пелоу, так е отдельную личность. Ьид«гзкге властг. к художественной интеллигенции в этих ус-•лоеекх обусловливалось отводимой ей ролью ь государственном егпта-цгоннс-цр-олгглндистскс::,: -комплексе. Основные принципы государственной есддтеке во отнесено к спкцдалЕстац всех областей., в то;« числе л г. работникам ^.-льтурк и искусства, определялись постановлением апрельского 1928 г. Пленума ЦК и ЦКК 3КЗ/б/ "Еахткнское дело и практические задачи в деле борьбы с недостатками хозяйственного строительства", Начало зс-rc rr¿ было стмзчено политическими реп-pcsczaid сс«221алгатов.,-Сцроко известны и получили. освещение в исторической литературе процессы лрстсЁ шшедеркьтехвЕческих.и научных работников, методы подчинения .'художественной интеллигенции -звестнк меньпё. Е рамки исследования не входят события 1937 г., гей этого.процесса,- отличавшиеся большимразма-мзсзгбЕЗзтьо, Еоаледоаптельноотьо и жестокостью кспользова-^тьных клг.г.телы^х и ер до сраылзяиз с хгседшестзуюдшмле-5 иг-тсриз и народную память как "большой террор", "сслал регг-=гсп2"1 Крсие того.обьектць'Ео представить события 1937. . гедп не представляется возможным в связи с отсутствие!.: доступа к источникам.

-тгделггг." -.-. у.еггаиогачия. Методологической основой

являете;: соврс-менные отечественные теории, связанные с _■"..7.3CZ исл.-тти.г: "культуре" способа человеческой деятельности? ^сназаислЕгаэиее значение для исследован:«!, имеет принятый в кастоя-г--. времл в г/льгуролегихееко:: пауке систсмко-структуркый подход, л;:: ~rcrci: культ;"^ определяется как своеобразная подсистема об-nicrxi, •.■Екдпчаппх': г. сеоя веде деятельности дядей, направленные на сдр£д£леш:кх' общественных псуребисетей, общественна ctí-:сг-.ндя-кап ¿тому деятельности л соаи".лькцз ерьекты- суоь-

лрекгозироьаг'.кэ худо.жеетвепцэЛ культуры.;,'..,1991,с.6. . ^сл^.-гчсьгич дг..<;гсль::ссть: оиьт еггетедэюго -анализа .»¡.I £76. С', ^.-..¿тур^ зг.к cnocs-'i Деп-галънс)стп//Ьолроеи глзюсо>. ки,

зкхи деятельности и отношена». Зра таком шдходз "зтерма-звач" компонентом культуры как общественно", подсистемы становится деятельность, соотнесенная с определенными об;дестзянны:.гл потресностями : оснояеняяма социальных субъектов. Культура подчиняется обгжя закономерностям <:упкцион:<.роаанпя и развития соцнатьного нелого. Сдш:м из зажн-заих принципов характеристики субъекта духовной деятельности является эсосторогняй учет не только содержания и направленности его деятельности, ко к тех отношений, в которые он :-с?упает по этому поводу с друг/ли социальными субъекта:.;;!:

Основное внимание в данной работе удаляется аГаре -судог-ест-венно!! культуры,- предполагаемой как система взаимодействия социальных институтов а социально-организованных ээдов художественной деятельности. Больлипстео исследователе:; лыюльзутг определение "художественно:; культуры", как "особой области, культуры, образовавшееся благодаря концентрации еокруг искусства ряда связанны:: с ним :Г.орм деятельности - художественного творчества, художественного :: о с приятия, художественной критики л т.п." В терминах ссствзтству-:гшх социальных институтов это означает "принадлежность к худежз-стзенно;! культуре всей совокупности социальных институтов, суде-ствухких для создания, хранения д распространения художественных произведений".

Одна из ведудих роле:-! р даяноГ: системе принадлежит "создателям худогестзенаых ценностей" или, ;шаче говоря, художественной интеллигенции.

Содержание понятия "и-тодллгезщня" трактуется по-разному. Существует несколько подходов, в основе которых лежат либо аксиологическая характеристика роли интеллигенции в общества, либо свойственны:« в« ссцг.алько-пспхологпческпх особенностей, лкбс определение Тункдпц. 3 культуроведчеокоЛ литературе высказывается мнение, что однозначно определить иктеллигенцггз нельзя вследствие того, 'что ез функция б о6210,11 были примерно одинаковыми на всех этапах - исторического дзгл.ения,'а со-тяалькнЛ статус и положение в обществе менялись» . " .

Автор диссертации основывается ка- судкостноа подходе к роли интеллигенции, при котором глазным ее признаком является выполнение -"у:гхдл:: субъекта духовного производства. Соответственно, лн-

I. Х\сгьтур:;ая деятельность. Опит социологического-исследования.^., ' 1231, с.¿07.: "

теллигенция характеризуется как социальный слой лддей, принадлеа-ность к которому определяется специализированной профессиональной деятельностью по производству духовнкх продуктов и обеспечения их функционирования, причем эта деятельность является источником существования интеллигенции. Интеллигенция, несмотря на внутреннего социальную неоднородность, различия в политико-идеологических ори-ентациях, нравственных позициях, выступает, как определенная социальная общность, занимающая свое относительно самостоятельное место б социально-классово:! структуре общества. Предложенное определение включает в категория :щтсллигекции не только создателей новых духовных продуктов (философы, музыканта, писатели, художники), ло и представителей профессий, сбоспечкЕалдах возмотаюзть их соз-.анйя и трансляции (например, преподаватели, воспитатели).

Исследование носит комплексны;! характер, из специальных ме-годов приценялся сравнительно-и4форцчасЕИй. 'Предусматривающий сопоставление результатов работы художественных учебных заведений в тачание всего периода, выявление общего и частичного в региональных процессах. В исследовании так не широко применялись метод** статистического анализа - сопоставление дпкзмняа, определение характера изменений различных показателей, даэкие возможность оценивать происходящие явления.

Научная новизна диссертации определяется тем, что ¿лерзыо специально исследуется проблема подготовки кадров специалистов художественной сферы в Сибири в'1928-1536' гг. Изучение изменений объективных характеристик этой социальной группы дополняется анализом субъективного фактора. Рассматривается механизм закрепления основных постулатов официальной пропаганды давлением различных государственных структур. Систематизируется данные о нерепрессивных . формах подчинения интеллигенции государству, выделяется сведения об элементах сопротивления и неприятия художественной интеллигенцией идеологического и политического диктата. При этом в оборот введено дополнительнее количество ранее неиспользованных материалов, часть которых долгое время была закрыта для исследователей.

Практическое значение работы состоит в том, что она является определенным вкладом в разработку истории формирования художественной интеллигенции региона, а также исследования феномена общественного сознания в условиях тоталитаризма.

Апсобах'кя работы. Основные положения и вяводн диссертации опробированы з выступлениях и сообщениях на Всероссийской научно-

практической конференции "Культура и кнт&злигеншя Росс:::: в псро-ломнве эпохи (XX в.)" (Омск, 1853), а также ¡¡а межвузовских научно-практических конференциях "Политическая история России в отражении современной периодической печати" (Омск, 1231), "Политическая история в мемуарах и документальных публикациях повей^го времени" (Омск, 1992). По теме опубликовано 9 работ.

Структура диссертации определяется логической последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во Введении обоснована актуальность темы, выявлена степень ее изученности, определены цель и задачи, предмет и ооьект исследования, указаны территориальные и хронологические рамки, охарактеризованы методологическая основа и иоточнихсовая база диссертационной работы.

Первая глава. "Художественное , образование., в Сибири, в 19281535 гг'.' Ка основе обширного статистического материала, обобщенного в 23 таблицах, исследуются основные направления формирования кадров советской художественной интеллигенции в учебных заведениях Сибири.

Формирование кадров художественной интеллигенции являлось одним из направлений государственной культурной политики. В изучаемый период основным источником пополнения художественней интеллигенции становится система государственного художественного образования, включавшая школы, техникумы и вузы. С 1928 г. развитие художественного образования определялось заданиями пятилетнего плана, предусматривающего прежде всего рост количественных показателей: расширение сети учебных заведений, увеличение числа студентов и выпускников. В соответствии с директивными указаниями увеличилось число учебных заведений художественного профиля в Сибири. К концу исследуемого периода- в регионе существовало 10 сред-неспециальных учебных заведений, дававших музыкальное, художественное, театральное образование. При всех художественных техникумах действовали подготовительные отделения для взрослых и шкалы для детей.

Расширение сети учебных заведений определялось сокращением числа учащихся в отдельных техникумах. С 1928 по 1936 гг. число студентов в Омском, Томском, Красноярском техникумах сократилось в два раза. Выпуск студентов не только но соответствовал плановым показателям,' но и уменьшился по сравнению с началом периода,

^панировалось, что Еыпуск специалистов d конце пятилетки составит в худозсствешо-подагогических техникумах - 586.55, музыкальных - 602 % к уровне I92S г. Оактически учебные заведения Иркутска, Томска, Омска в 1928 г. окончило 113 человек, в 1935 - 79.

Издержки директивного планирования порождали трудности при трудоустройстве. Большинство молодых специалистов оставалось в своих города:: или в пределах Сибири. Они пополнял:! художественные коллективы, становились преподавателями в техникумах, работали учителч:,;и в школах, руководили кружками в клубах. Отдельные вн-цускнпки получали возмокность продолжить образование в вузах ¡'.'оск-вы или Ленинграда.

Основным направлением развития художественного образования, как и всей системы образования в стране, являлось осуществление принципа классового ото opa. В ходе Tai: называемой "пролетаризации" учетных заведении число рабочих должно было составить 7553. С целью реализации поставленной задачи и предусматривалось расширение сети рабфаков и подготовительных отделении;, повышение стипендий. Упрощались программы к учебные планы. Организовывалась работа по отбору художественно одаренных детей рабочих и крестьян. Но практически поставленная'задача не могла быть выполнена в короткие сроки в силу отсутствия необходимой материальной базы. Ооучение в художественных пколах оставалось платным, в результате чего основ-кув массу учащихся составляли служащие к их дети. Так, в цузыкаль-ноЕ школе при Томской техникуме в 1928/29 гг. дети слуглщих составляли Т/%, в 1931/32 гг. - 62,5;1, в 1933 - 11,2%. Сложит.: оставалось материальное положение студентов. Больную роль играла также объективная обусловленность преемственности интеллигентных иро-сессий, особенно в художественной срсдз. Е силу указанных причин увеличение числа рабочих среди учащихся достигалось не за счет создания необходима катеригльнкх и '.¡оральных предпосылок хля. пролетарской молодежи, а путем административного регулирования количества студентов из других общественных слоев.

Введение тщательной проверки социального происхождения соп-}*озо:-.:дпссь фактической отменой принципа отбора студентов по спо-собкостя..:. Одновременно проводились кампании по привлечению в тех-:и:куки рабочих и гфэстьпн. Практиковались »истки студентов по социальному припишу. Система мер, направленная на обеспечение пролетарского большинства в среде художественной интеллигенции цри-ийсла определенные результаты, но планируемого изменения в источ-ХЬ

пиках пополнения кадров культуры я^искусства не дала. Среди выпускников Томского музыкального- техникума рабочие и их дети составляли в 1932 г. - 24,Е?, служащие- 72,4«. 3 1933 - служащие составляли КО*.' 3 то жз время з Омском художественно-промышленном техникуме число выпускников из служащих 'уменьшилось в 2 раза.

Абсолютизация классового принципа породила ряд взаимосвязанных проблем в подготовке- специалистов, к которым прежде всего можно отнести сскражэняе чзела выпускников и еншг-ение уровня их профессиональной подготовки.

Осуществление "пролетаризации" студенчества сопровождалось изменением источников пополнения педагогических коллективов художественных учебных заведений, проявлявшихся прежде.всего в сокра-денид числа опытных педагогов за счет притока молодых специалистов." 3 Омском худпроме число преподавателей, имевших стаж менее 5 лет возросло- с 1В28; по 1934 гг. с 41 до 61%. В .музыкальном техникуме' с'1932 по 1937 гг. эта группа увеличилась- ;злее чем в II раз, с 3,8$ до 47!?. В система художественного образования стало больие специалистов пролетарского происхождения. Б Омском художественно -промнхтенном техникуме число преподавателей из служащих с 1928 по-1934-гг. уменьшилось почти в 2 раза. Характерной особенностью преподавательского состава была "текучесть кадров". Особенно ярко, этот процесс пллзстрщруют. данные о руководящих работниках -учебных заведений. Б Томском, музыкальном техникуме с 1928 по 1936-годы сменилось нзменее5. директоров,. з Омском - 7, в Омском худ-проме — 5. - ' ■■V" -Х-.--.-'. - ' :

. . "Оттетение" состава'педагогов, снижение их профессионального уровня,, 'дополнение -кадров за: счет выпускников средних учебных заведений, Ьтрщательно. сказались, за уровне подготовки будущих ра-ботняков -культуры- а искусства,; '-,-'■"'.

Вторая глава«"3оипгеов!гя?:е здейно-полктичдекзх установок и • еоциальночтсяхологичесг-^х особенностей кадров -работников ктаьту-гы Сибивц 1926-1933 гт."- - посвящена исследованию социалистического общественного сознания и способов..его формирования. ВалснеГолим фактором представляется система централизованной пропаганды. Коллективы художественных учзбных заведаннй бала не только включены : в систему, политического воспитания^ но . я становились составной , частьв агптацяоыко-пропагандлстското комплекса. В- этот период утверждались; основные1' фермы использрвашя ■художественной интеллигенции в идеологической борьбе. -".

В условиях нарастающих противоречий руководство йзммунисти-г чоской партии и Советского государства не полагалось только на ся-г лу официальной пропаганды. В стране действовала система мер, пап-' раплонная на выявление и пресечение не только инакомыслия, но и малейшего сомнения в правильности "генеральной линии" как в партийных рядах, так и среди беспартийной массы. Борьба с .сомнениями в сознании и с "буржуазными пережитками" в быту велась в нескольких плоскостях, дополнявших друг друга. Этой цели служили, во-первых, чистки государственного аппарата, во-зторпх, систематические партийные чистки.с привлечением беспартийных масс, в-третьих, постоянно контролировали настроения и действия своих коллег "активисты", сотрудничавшие с органами НКЗД. Художественная интеллигенция проверялась как з ходе "чисток" общегосударстаешого масштаба, так и специальными комиссиями: в 1528 г. проста проверка гг.орческих сошов, "чистки" гас;^арзтве:ц-;ого. аппарата 1929-1931гг., : узов и техшц;ушз з 1929-1330 гг., спецх^льнач проверил FHI музыкального и художественного образования 1930 г., проверка отдельных учебных заведений I933-I934 гг., партайдач чистка 1934-1935 гг.

В начале изучаемого периода предпочтение отдавалось агитационно-пропагандистским формам работы, основной акцент делался на широкое привлечение общественности. С середины 30-х гг. стал? яе-. но, что они не оправдывают себя, так как большинство трудящихся не проявило необходимой активности в выявлении "неблагонадежных" сограждан. К процессу формирования официально одобренного едико-Лысдия подхлячалпсь специальные государственные служба.

Культивирование классовой ядвологги, насаждаемой разнообразными агитационно-гфопагавдпстсЕими и репрессивными методами, не могло не сказаться на психологии личности. Противоречивая реальность политической, экономической, духовкой жизни страны воспринималась в обществе и в среде работников культуры далеко неоднозначно.

Определенная группа преподавателей и студентов художественных учебных заведений целиком и полностью поддерживала политику партии и государства, на только одобряя все принимаемые решения, но и активно участвуя в их реализации. Чаща всего такуэ позиция занимали "дбщественники-активисты" - члены партии и комсомольцы. Конкретные формы их участил в реализации идеологических установок' определялись ннджздуальккми особенностями. Безоговорочное одобрение политики партии а государства, доведенное до абсурда, по-

рогцгато "феномен Павлика Морозова". Подобные примеры домонстратик-ного отказа от общечеловеческих нравственных норм была к б сред» студентов сибирских художественных техникумов.

Обпгирный слой составляли лх»ди, достаточно ясно представлявшие, что такое "хороао" и "плохо" с-точки зрения государстгзкной власти и прекрасно знавйке к каким последствиям ко.т.ет привести открытое отрицание ценностей к норм, санкционированных правящей пар-■ тией. Представители этой части общества демонстрирован: лояльность и закскопослуцкичество е ходе всех "чисток" и проворой. в то ле время в повседневной лизни негативное- отношение к существующему положения проявлялось в критических оценках результатов экономической политики, деятельности партийного и государственного руководства в целом к отдельных личностей.

Гораздо роже критика звучала на собраниях, политзанятиях, в периодической печати и стенгазетах. Коллективизация я индустриализация отрицательно оценивались работниками Омского Управления зре-лличных предприятий в ходе чистки государственного аппарата 1920 -1930 гг. Студенты худогественно-промшиенього техникума в 1933 г. отказывались изучать цикл общественно-экономических дисциплин. Члены.творческих коллективов формально относились к "чисткам", от-зсазывались сотрудничать с РдИ, были случаи срывов собраний. Не удалось создать необходимого общественного мнения и в отношении так называемых "чуждых" и "лишенцев". Отмечались случаи-помощи этим "врагдебным элементам". Доносительство, культивируемое и поощряемое в государственном масштабе, не приняло всеобщего размаха. Основная масса занимала пассивную позиции, не участвуй в политических экзекуциях, но и не осуждая их. -

В 30-е гг. основной моделью поведения являлось следование предписаниям власти в силу внешней необходимости. Созданная система выявления и наказания "инакомыслящих" утвердила "двойственность" как основную характеристику типа личности, способной постоянно корректировать демонстративное поведение на меняя взглядов. Противоречил духовной жизни, несогласие с насаждаемыми нормзми морали, нравственности, общественного поведения загонялись внутрь, "консервировались", чтобы при благоприятных условиях проявиться с новой силой.

Следование.тем или иным установкам . не носило прямой зависимости от объективных характеристик социальной группы. Конформизм, приспособленчество, так --.е, ¡сак нравственная стойкость, готовность

пожертвовать „тачными интересами были в одинаковой степени сеойст-вешн представителям разных социально-классовых и возрастных групп. На 1файнюэ степень политизации и идеологизации, неразвитого правового сознания, как и на "двойную" мораль-интеллигенции-указывали еде в начале XX в.' русские философы и публицисты - -авторы "Вех". В то же время с середины 30-х гг. в качестве "классовых врагов" все чаще стали фигурировать представители нового поколения, в •частности молодые преподаватели и студенты художественных учебных .заведений и члены творческих коллективов.

В Заключении диссертации подводятся основные итоги, формулируются выеоды исследования. Изучение организации художественного образования в Сибири в 1328-1936 гг. показало, что вся система формирования кадров работников культуры и искусства, как и интеллигенции в целом подчинялась главной цели - обеспечить идеологическую поддеркку правящей партии. В осуществлении этой задачи выделяотся два основных направления. Первое связано с планомерной и систематической работой, направленной на изменение объективных социальных характеристик интеллигенции, в том числе и-художественной.'Второе составляла целенаправленная деятельность во .формирования нового социалистического сознания,;вкшочавпая массовую пропаганду, зак-решшЕзуося давлением различных государственных' структур.

- По теке диссертации опубликовано 5 работ.в том числе:

.1. Проблемы культуры .и культурной политики ЕПСС в современной публицистике//Политическая история России в отражении современной периодической печати. Тез.докл.ыежв.научн.копт.Омск,1991,с.121-126 /е соавторстве/.

2. Сформирование систеда подготовки кадров художественной интеллигенции в условиях сталинского рекама /1228-1933 ^.//Политическая история в мемуарах и документальных публикациях новейшего времени. Тез.докл.кс^ьуз.научп.кО1:п.0мск,1991,с.100-103.

3. Кадры преподавателей учебных, заведений культуры Сибири -1228-1937 гг.//Культура и интеллигенция России в переломные эпохи ДХ в./Гез.до1ах.Бсероо.Н2учн«-Еракг,конф.0иск,1893,с.124-127.

4. дудсу.ествокная интеллигенция: противоречия сознания// Культура к интеллигенция России в переломные эпохи /XX в.Дез.докл. ¿серос.научи.-практ.кок?.Омск,I993,с.В-12 /в соавторстве/.