автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Партийно-государственная политика подготовки художественных кадров в высшей школе РСФСР в 1920-30-е гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Партийно-государственная политика подготовки художественных кадров в высшей школе РСФСР в 1920-30-е гг."
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи -
УДК 329.15/470/.008:378.67/091/"192/193я
ДУДАЛЕВА Елена Григорьевна
ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИГИКА ПОДГОТОВКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КАДРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РСФСР В 1920 - 30-е гг.
Специальность - 07.00.01. - История общественных движений
и политических партий
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата , исторических наук
Москва 1993
Работа выполнена на кафедре истории /естественных факультетов/ Московского ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. М.В.Ломоносова. 1
Научный руководитель ' - доктор исторических наук,
профессор В.Н.Грехов
Официальные оппоненты - доктор исторических наук,
профессор А.П.Зиновьев
кандидат исторических наук, доцент И.И.Васильев
Ведущая организация - Институт молодёжи /г. Москва/
Защита диссертации состоится 1994 г. на
заоеданви специализированного Совета К.053.05.45 при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова.
Адрес: Т19899, Москва, Ленинские горы, М1У, 1-й корпус гуманитарных факультетов, ауд.462.
С диссертацией можно ознакомиться на кафедре истории' /естественных факультетов/ М1У им М.В.Ломоносова /1-й корпус гуманитарных факультетов, ауд.462/.
.Автореферат разослан .Ь 199^г.
Учёный секретарь
специализированного Совета,
кандидат исторических наук,
доцент В.Г.Кошкидько
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Ход современного политического развития России свидетельствует о необходимости корректировки как-: экономических, так и общественных отношений. В развитии общественных отношений особое место принадлежит творческой интеллигенции страны, потому что искусство наиболее активно воздействует на личность, обладает огромной силой в формировании общественного сознания. В этой связи изучение высшего художественного образования* как основного пути формирования советской художественной
о
интеллигенции в 1920 - 30-е гг., как её "предыстории", приобретает особую актуальность. Именно в то время в вузах искусства были подготовлены молодые кадры артистов, музыкантов, художников, которые надолго определили в последующем облик советского искусства.
Актуальность разработки проблем политики подготовки художественных кадров подтверждается вниманием широкого круга учёных к теме специфики связей культуры с политикой и вытекающей из неё проблеме качественных сдвигов в культурном развитии советского общества. Сегодня- много говорится о деидеологизации и деполитизации искусства. В то же время состояние современной художественной культуры - неразвитость художественного сознания и вкуса, крайняя узость художественных запросов публики, тор-
* В данной диссертации рассматривается изобразительное, музыкальное, театральное и кинообразование.
2 Согласно тезису известного историка культуры В.Т.Ермакова, раскрытие указанной'темы-относится больше не к истории, а к "предыстории" художественной интеллигенции. - См.: Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР: Методология, история, историография: Автореф. дис... д.и.н. -М.,1987.
жество массовой культуры, - говорят о снижений качества художественной жизни. Изучение исторического опыта прошлого, анализ достижений и недостатков советской культурной политики позволяют глубже понять причины духовно-нравственных деформаций, присущих современному обществу.
О необходимости дальнейшего более глубокого изучения проблемы свидетельствует анализ состояния её научной разработки.
Степень научной разработки проблемы. В историографии советской культуры неоднократно подчёркивался факт значительного отставания в исследованиях по проблеме становления художественной интеллигенции, по сравнению с другими профессиональными группами интеллигенции /научной, инженерно-технической, педагогической/1. В историографическом исследовании, специально посвященном данной проблеме, отмечается: "... обращает на себя внимание недостаточная изученность таких путей формирования социалистической.художественной интеллигенции как строительство высшей художественной школы и подготовка в ней специалистов"^.
Изучение политики подготовки художественных кадров в высшей школе началось одновременно с разработкой и практическим осуществлением этой политики в 1920-30-е гг. Первыми авторами публикаций стали партийные деятели и работники Народного Комиссариата по просвещению /НКП/ РСФСР, а также руководители и преподаватели
* См.: Зак Л.М. История изучения советской культуры. - М.,1981. - C.I55; Главацкий М.Е. Историография формирования интеллигенции в СССР. - Свердловск,1987. - С.105.
2
См.: Бахирева О.Н. Руководство Коммунистической партии формированием советской художественной интеллигенции в период строительства социализма. I9I7-I937. /Историография/. Автореф. дис. ... к.и.н. - М.,1988. - С.17.
вузов искусства*. Характер этих статей, обзоров, брошюр в значительной степени был определён практическими задачами, вставшими перед государственными органами при подготовке художественных кадров. Перед авторами данных публикаций не стояла задача научного анализа происходящих событий. Но главная ценность этих работ состоит в насыщенности ярким фактическим материалом, а также в их целевой направленности - попытке донести до масс директивные указания партии и правительства.
В исторической литературе конца 1930-х - первой половины 1950-х гг. проблема подготовки кадров художественной интеллигенции специально не изучалась. Некоторые характеристики /численность, партийность и др./ профессорско-преподавательского состава художественных вузов были введены в научный оборот в статис-
о
тическом исследовании А.Я.Синецкого . Этот труд не утратил своей ценности и до сих пор, поскольку официальная статистика по высшему художественному образованию 1920-30-х гг. практически отсутствует.
Новый этап в изучении проблем формирования художественной интеллигенции начался со второй половины 1950-х гг. Интерес советских историков к проблемам интеллигенции был вызван общим интересом к вопросам культурной революции в СССР и объясняется ожяв-
т
См.: Луначарский A.B. Чем должен быть высший институт искусств. //Вестник народного просвещения Союза коммун Северной области. - 1918. № I. - С.23-29; Ярославский Е. Нужен ли художественный рабфак? //Комсомольская правда. - 1928. 12 декабря; Брюсова Н.Я. Вопросы профессионального музыкального образования. - М.,1929; ПшибышевскиЙ Б.С. Основные вопросы подготовки художественных кадров. - М., 1930.
о
См.: Синецкий А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. - М.,1950.
лением исторической науки после XX съезда КПСС, расширением доступа исследователей к архивным материалам и источникам. В опубли-
т
кованном в это время ряде крупных работ были сделаны важные теоретические обобщения по истории советской культуры. Для изучаемой
2
темы особое значение имеет исследование В.Т.Ермакова , поскольку в нём содержится глубокий анализ проблем формирования советской художественной культуры, влияния "левизны" на культурное строительство в послереволюционный период.
Б 1960-70-е гг. изучение истории советской интеллигенции становится одним из ведущих направлений в исследовательской прак-
г>'
тика советских обществоведов. В созданных в это время очерках были раскрыты общие пути становления всех профессиональных групп интеллигенции: использование и "перевоспитание" старой, сформировавшейся до Октябрьской революции 1917 г. интеллигенции; выдвижение на руководящую работу передовых рабочих и крестьян, подготовка новых специалистов в высшей школе. Исследователи показали, что партийное руководство было одним из основных условий решения проблем формирования советской интеллигенции, не акцентируя внимание на отрицательных сторонах этого процесса.
Наиболее полно вопрос о формировании художественной интелли-
■р
См.: Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной революций в СССР. - М.,1955; Он же. 40 лет советской культуры. - М.,1957; Кольцов A.B. Культурное строительство в РСФСР в годы первой пятилетки. - М.,1960; Кабанов П.И. История культурной революции в СССР. - М.,1971 и др.
о
См.: Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. - М.,1968.
о
См.: Советская интеллигенция. История формирования и роста. I9I7-I965. - М.,1968; КПСС во главе культурной революции в СССР. - М.,1972; Советская интеллигенция. Краткий очерк истории /1917-1975/. - М.,1977.
генции рассмотрен в трудах С.А.Федюкина*. В них проанализировали политические позиции художественной интеллигенции накануне и в период революции, раскрыты основные направления деятельности коммунистической партии я советского государства по привлечению художественной интеллигенции к социалистическому строительству, т.е. дан анализ "первого" пути, по которому шло формирование советской художественной интеллигенции. Однако, подготовка художественных специалистов в высших учебных заведениях специальным предметом исследований С.А.Федюкина не являлась. Тем не менее, важное' значение имеет его характеристика качественной стороны всей системы высшего образования 1930-х гг. С.А.Федюкин впервые
сделал вывод о том, что высшая школа в этот период на всегда
?
могла выпускать полноценные кадры специалистов .
В 1960-80-е гг. была начата систематическая разработка вопросов создания и функционирования системы высшего образования. Этой проблеме был посвящен ряд специальных обобщающих тру-
о
дов , в которых наиболее полно получили отражение вопросы университетского образования, подготовка инженерно-технических кад-■р
См.: Федюнин С.А. Советская власть я буржуазные специалисты.
- М.,1965; Художественная интеллигенция в первые годы Советской власти. //История СССР. - 1969, № I. - С.8-26 и др.
2 См.: Он же. Некоторые особенности формирования советской интеллигенции в 1930-е гг. //Духовный потенциал СССР накануне Великой Отечественной войны: из истории советской культуры." Г917-194Г. Сб.статей. - М.,1985. - С.76..
о
См.: Чуткерашзяля Е.В. Развитие высшего образования в СССР.
- М.,1961; Украинцев В.В. КПСС - организатор революционного преобразования высшей школы. - М.,1963; Высшая школа СССР за 50 лет/1917-1967/. -М. ,1963; Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы /1917-1938/. - Уфа,1973; Катунцева Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. - М.,1977 и др.
рив, возникновение и развитие рабочих факультетов. Поскольку авторы данных трудов не ставили своей целью специальное изучение подготовки художественных кадров в выешей школе, постановка данного вопроса в этих работах носит общий характер и рассматривается как составная часть развития высшего образования. Нескол1 ко подробнее /в основном количественные характеристики и социал] ный состав студенчества/ вопросы высшего художественного образования освещаются в монографиях по истории высшей школы 1920-х годов1.
В этот же период впервые появились специальные исторически« и искусствоведческие исследования отдельных аспектов проблемы подготовки художественных кадров в высшей школе. Наиболее изучш ным из видов художественного образования оказалось изобразитель-
о
ное, а хронологически - первые годы Советской власти . Среди работ, посвященных развитию высшей художественной школы во второй
т
См.:Сафразьян Н.Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы /1921-1927/. - М.,1977; Купайгородская А.П. Высшая школа Ленинграда в первые годы Советской власти /1917-1925/.
- Л. ,1984.
о
См.: Адасюша Н.Л. Из истории художественного образования в СССР. ВХУТЕМАС. 1920-1926./Автореф. дис. ... к.искусств.н. -М 1975; Тетюшева С.А. Деятельность Коммунистической партии по формированию художественной интеллигенции в восстановительный период. 1921-1925./Автореф. дис. ... к.и.н. - М.,1977; Надьяр-ных Ф.Ф. В.И.Ленин и высшая художественная школа первых послеоктябрьских лет //Промышленное искусство. Сб. статей. - М., 1982. - С.1-49; Ананьина Г.В. Политика партии по привлечению старой художественной интеллигенции к строительству высшей художественной школы в первые годы Советской власти. - М. ,1985; Костин В.И. Живописный факультет ВХУТЕМАСа //Среди художников.
- М.,1986. - С.98-123.
половине 1920-х - 30-е гг.1 следует выделить диссертацию М.Иоси-фовой2. Это первое исследование, в котором на широком архивном материале рассматривается подготовка кадров во всех вузах искусства - изобразительных, театральных, музыкальных.
Ценный справочно-информационный материал содержится в особой группе литературы, посвящённой истории отдельных художественных вузов*^. Это, в основном, историко-искусствоведческие очерки, выходившие в свет к юбилейным датам. Они содержат некоторый фактический материал об организационном устройстве, методах преподавания, общественно-политической жизни вузов и позволяют конкретизировать политику в сфере высшего художественного образования.
Таким образом, в период 1960-х - первой половины 1980-х гг.
* См.: Лебедев H.A. Кинообразование в СССР. Доклад на Всесоюзном совещании искусствоведов //Вопросы киноискусства. - 1962. Вып.
6. - СЛ91-224; Кочедамов В.И. 0 подготовке архитекторов в Институте им.И.Е.Репина //Труды института им. Репина. Серия "Архитектура". Вып.1. - С.3-13. - Л. ,1970; Агамирзян Г.И. Из истории советского театрального образования. 1917-1941,/Автореф. , дис. ... к.искусств.н. - Л.,1974; Надьярных Ф., Соколов Ю. ВХУ-ТШАС-МАРХИ: связь времён, развитие традиций //Архитектура СССР. - 1980, № 12. - С.21-28.
о
См.: Иосифова М. Партийное руководство подготовкой кадров художественной интеллигенции в Ленинграде в годы первой пятилетки./Автбреф. дис. ... к.и.н. - Л.,1969.
Q
См.: Загурский Б.И. Краткий очерк истории Ленинградской консерватории. - Л.,1933; Кремлёв Ю.А. Ленинградская государственная' консерватория. 1862-1937. - М.,1938; 100 лет Ленинградской консерватории: исторический очерк. - Л.,1962; Беккер И.И., Бродский И.А., Исаков С.К. Академия Художеств: исторический очерк. - Л. ,М.,1940; Всесоюзный институт кинематографии. 19191969. - М.,1970 и др.
произошёл определённый сдвиг в изучении проблем политики подготовки художественных кадров - она выделилась в самостоятельное направление исследований историков культуры. Перечисленные выше труды создали базу для более глубокого и детального изучения этой проблемы. В связи с тем, что основные усилия историков были направлены на изучение организационно-политической работы партийных органов, наиболее освещёнными оказались следующие аспекты проблемы: реорганизация системы художественного образования, проводившаяся в первые годы Советской власти; изменения в социальном составе студенчества;политическая работа среди преподавателей и учащихся. При этом, основные направления перестройки учебного процесса однозначно трактовались как совершенствование системы подготовки художественных кадров; студенчество рассматривалось, в основном, в качестве пассивного объекта, на который была на^ правлена воспитательная деятельность партийно-комсомольских организаций. Что касается вопроса о привлечении старой художественной интеллигенции к преподаванию в высшей школе, то его рассмотрение заканчивается периодом первых лет Советской власти. Вне поля зрения исследователей остаются позиции и оценки профессорско-преподавательских кадров, даваемые имя реформе художественной школы и своему месту и роли в ней во второй половине 1920-х - 30-е гг. В результате, широкое участие студентов и преподавателей в различных сферах внутривузовской жизни, учебная и общественно-политическая атмосфера вузов во всём её многообразии и противоречиях, не получила должного освещения в литературе. Совершенно неизученным оказался целый этап в подготовке художественных кадров, связанный с "дискуссией о формализме" 1936 года.
Существенный вклад в изучение качественной стороны высшего образования внесло коллективное исследование по истории совете-
кой культуры1. В нём указывается на недостатки и перегибы партийной политики в сфере высшей школы, поднимается вопрос о сравнительно низком уровне новых кадров интеллигенции, подготовленных в вузах. Кроме того, впервые в такого рода обобщающем труде отводится значительное место вопросу высшего художественного образования.
Качественно новый этап в развитии исторической науки начался со второй половины 1980-х гг. Выработка новой исторической концепции развития советского общества способствовала осмыслению проблем формирования интеллигенции в 1920-30-е годы. В ясслвдо-
о
вании В.Т.Ермакова даётся методологический, исторический и историографический аспект проблем культурной революции, в т.ч. системы и принципов подготовки кадров, а также развития советской художественной культуры. Важное значение для исследуемой темы имел выход нескольких работ, посвященных истории советской культуры и интеллигенции . В них впервые принципиально поставлен вопрос об изменении партийно-государственной политики по отношению к интеллигенции на рубеже 1920/30-х годов, о последствиях "спецеедства", которое было спровоцировано'этой политикой.
В поиске новых подходов к язучению проблем политики подготовки художественных кадров в высшей школе оказали значительную
* См.: Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры /1917-1927/. - М.,1985.
о
См.: Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР: Методология, история, историография. /Автореф. дис. Д.И.Н. - М.,1987.
3 См.: Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. - М.,1988; Культурная революция и духовный прогресс //Историки спорят. - М.,1989. - С.335-380; Куманёэ В.А. 30-е ходы в судьбах отечественной интеллигенции /Очерки/. - М.,1991; Белова Т. Культура и власть. - М., 1991 и др.
помощь недавно вышедшие в свет статьи, сборники и монографические исследования по истории советского искусства и художествен-
т
ной культуры . Для них характерен новый взгляд в оценке метода "социалистического реализма", "формализма" и "натурализма" в советском искусстве 1930-х годов. А это является ценным ориентиром для понимания явлений, происходивших в учебном процессе художественных вузов. Однако, непосредственно по изучаемой проблеме в конце 1980-х - начале 1990-х годов новых работ не появилось.
Анализ исторической и искусствоведческой литературы позволяет сделать вывод о том, что до сих пор история партийно-государственной политики подготовки кадров в вузах искусства /изобразительных, музыкальных, театральных и кинематографических/ в 1920-30-е гг. так и не стала предметом специального изучения.
Актуальность и научная значимость проблемы, её недостаточная разработанность определили цель и задачи исследования.
. Цель и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в том, чтобы с учётом современного уровня изучения проблемы проанализировать разработку и осуществление партийно-государственной политики подготовки художественных кадров в высшей школе в 1920-30-е гг. Необходимо рассмотреть подготовку художественных кадров через взаимодействие её основных составляющих - пар-
1 См.: Азов A.B. 0 художественной жизни в СССР в I9I7-I932 гг. - Ярославль,1989. - Деп. № 39098 в ИНИОН РАН; Чижова Л.М. Театр и время /Из опыта партийного руководства развитием советского театра в середине 20-30-х гг./. - М.,1989; Искусство и искусствознание на пути преодоления мифов и стереотипов. - М.,1990; Пути и перепутья: Материалы и исследования по советскому искусству 1920-30-х годов /АХ СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств/. - М.,1991; Шахназарова Н. История советской цузцки как эстетико-идеологический парадокс //Музыкальная академия. - 1992, » 4. - С. 71-74 и др.
центральных органов коммунистической партии, посвященные вопросам подготовки кадров. В ГА РФ и РГАЛИ изучены материалы, характеризующие деятельность государственных органов, в подчинении которых находились художественные вузы: в ГА РФ - Народный Комиссариат по просвещению РСФСР /ф. 2306/ ,• в РГАЛИ - Главяскусство и Сектор искусства и литературы Наркомпроса РСФСР /ф.645/, Главное управление учебных заведений Всесоюзного комитета по делам искусств при СКН СССР /ф.962/, Управление учебных заведений Комитета по делам кинематографии при СНК СССР /ф.2456/, Важным дополнением к'материалам фондов руководящих органов являются документы самих учебных заведений, хранящихся в РГАЛИ - Московской государственной консерватории /ф.658/, Государственного института театрального искусства /ф.650/, Московского государственного художественного института /ф.2459/, Всесоюзного государственного института кинематографии /ф.2900/, Высших художественно-технических мастерских /ф.681/.
Вторая группа источников представлена опубликованными документальными материалами центральных органов партии и государства по вопросам образования и культурного строительства*. •
Третья группа источников - материалы периодической печати. Журналы "Искусство", "Советский театр", "Бригада художников" и др. содержат помимо статей теоретического плана об искусстве и обзоры о работе художественных вузов. Журнал "Художественное об-
т
См.: Задачи агитации, пропаганды и культурного строительства. Ма?ериалы агитпропсовещания при ЦК ВКП/б/. - М-Л.,1928; Директивы ЦК ВКД/б/ я постановления Советского правительства о на. родном образовании за 1917-1947 гг. - М-Л.,1947; Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции. - М.,1948; Из история советского музыкального образования. Сб. документов и материалов. - Л.,1969 и др.
разование" - орган Сектора искусств Наркомпроса - непосредственно освещает ход реформы художественного образования в начале 1930-х годов, итоги обследования художественных вузов органами НКП и НК РКИ, возникновение рабочих факультетов и результаты производственной практики студентов. Обстановку внутривузовской жизни проясняют материалы периодических изданий самих вузов -. "Музыкальное образование" /журнал Московской государственной консерватории в 1926-30 гг./, газета "За социалистический реализм!" /орган партийного комитета Всероссийской Академии художеств в 1930-е гг./.
Четвёртая группа источников представлена опубликованными документами личного происхождения. Это выступления, письма, дневники, воспоминания известных художников, музыкантов, деятелей театра - занимавшихся также педагогической деятельностью в художественных вузах я их учеников'''. Эти материалы содержат очень важную информацию, не отложившуюся в архивных делах и ранее недоступную для исследователя. Например, интересный фактический материал содержится в письме профессора В.А.Фаворского в дирекцию московского художественного института в 1938 году, хранящем-
р
ся в семье художника и впервые опубликованном в 1991 году .
См.: Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. - М.,1937; Бродский И.И. Мой творческий путь. - М-Л. ,1940; Ленинградская консерватория в воспоминаниях. - Л.,1962; Воспоминания о Московской консерватории. - М.,1966; Мария Вениаминовна Юдина. Статьи. Воспоминания. Материалы. - М.,1978; Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. - М.,1983; Леонид Сергеевич Вивьен. - Л.,1988; Миль-штейнЯ.И.: Статьи, воспоминания, материалы. -М. ,1990; В.А.Фаворский. Воспоминания о художнике. - М.,1990 и др.
о
См.: В.А.Фаворский. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений. - М.,1991.
Дополнительной источниковой базой послужили материалы статистических справочников и отчётов*, содержащие большой цифровой латериал. Однако, имеющиеся опубликованные данные официальной зтатистякя по художественному образованию / и шире ~ по "отряду" художественной интеллигенции/ явно недостаточны, кроме того, они часто приводятся совместно с цифровым материалом по просвещению и здравоохранению.
Новизна исследования состоит в том, что его объектом является малоизученная проблема - партийно-государственная политика по формированию кадров художественной интеллигенции в высших учебных заведениях России в 1920-30-е годы. Автор стремится к объективности в изучении проблем политики подготовки художественных кадров и рассматривает её комплексно, раскрывая различные аспекты этого противоречивого и сложного процесса. В диссертации впервые воссоздаются и анализируются конкретно-исторические процессы, происходившие в вузах искусства во второй половине 1930-х годов - в период развёртывания "дискуссии о формализме". Автором впервые использован ряд новых архивных и других источников, что расширяет рамки дальнейшего углублённого изучения проблемы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения позволяют получить более полное представление о системе подготовке кадров в РСФСР в 1920-30-е годы. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении и написании истории советской художественной и культурной политики в контексте исследования проблем общественной и духовной жизни
1 См.: Народное образование в РСФСР за 1923-24 гг. - М.,1925; Подготовка кадров в СССР. 1917-1931. - М.,1933; Культурное строительство СССР в 1935 г. - М.,1936; Культурное строительство СССР. - М-Л.,1940 и др.
России. Результаты исследования могут быть учтены при определении основных путей совершенствования современной политики в области художественного образования.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории естественных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова. Основные положения обсуждались на научном семинаре аспирантов, на проблемной группе кафедры, на Совещании научных руководителей кафедры. Отдельные положения нашли отражение в публикациях автора.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Во введении обосновывается актуальность темы, степень её изученности, хронологические и территориальные рамки исследования, характеризуется теоретическая и источниковая база диссертации, определяются её цели и задачи, научная новизна и практическая значимость.
В первой главе диссертации "Формирование основных направлений политики подготовки художественных кадров в высшей школе РСФСР" рассматривается процесс становления советской государственной системы подготовки кадров в вузах искусства в 1917-1927 гг., выявляются причины, побуждавшие партийно-государственное руководство страны с конца 1920-х годов обращать особое внимание на подготовку новых кадров художественной интеллигенции, анализируются направления партийной политики по реорганизации высшего художественного образования в годы первой пятилетки.
В первой главе даётся краткая характеристика системы подготовки артистов, музыкантов, художников в высшей школе дореволю-
в самих вузах.
В диссертации раскрывается положительное влияние на развитие высшего художественного образования в 20-е гг., квалификацию будущих художников, музыкантов, артистов таких факторов, как установка партийно-государственной политики на свободное развитие искусства, привлечение к преподаванию в.высшей школе представителей различных художественных течений, высококомпетентный состав работников Наркомпроса. Поиск и экспериментирование в области преподавания в этот период, прогрессивные методики обучения стали залогом активного участия выпускников вузов в художественной жизни страны и за рубежом.
Серьёзные изменения с точки зрения приоритетности направлений политики, организации и содержания процесса подготовки худо- . жественных кадров произошли в годы первой пятилетки. На июльском /1928 г./ Пленуме ЦК ВКП/б/ подчёркивалось, что "вопрос подготовки кадров перестал быть организационно-техническим, он стал политическим"*. Главной задачей высшего образования становилась ускоренная массовая подготовка пролетарских специалистов. В перестройке высшего образования на рубеже 20/30-х гг. по объективным причинам явный приоритет был отдан техническим и экономическим специальностям. За планировавшееся увеличение на 60% приёма в художественные вузы Наркомпрос был обвинён на ноябрьском /1929 г./
о
Пленуме ЦК ВКП/б/ в "художественно-балетном" уклоне . Тем не менее, именно в это время впервые вопросы подготовки художественных кадров стали объектом специального внимания на высшем партийно-государственном уровне. Об этом свидетельствует принятие постановления СНК РСФСР от 2 августа 1931 г. "0 реорганизации системы
1 См.: РЦХИДНИ, ф.17, оп.2, д.141/2/, л.95.
2 См.: Там же, ф.17, оп.2, д.441/2/. 1929, л.96.
художественного образования в РСФСР"*.
На широком, архивном материале в главе рассматривается ход реорганизации и её результаты в различных вузах искусства. В условиях провозглашения известного тезиса И.В.Сталина об обострена классовой борьбы в обществе по мере продвижения к социализму, главным направлением реорганизации художественного образования стала его пролетаризация. "Пролетаризация" понималась не только в смысле простого пополнения студенчества рабочим и крестьянским составом, но включала в себя комплекс мер для приближения вузов к производственной целевой установке. Они заключались в раздроблении некоторых вузов /ВХУТЕМАС, Академия художеств/ по принципу узкой специализации, в сокращении сроков обучения в вузах искусства до 4 лет, во введении непрерывной производственной практики.
На подготовку художественных кадров на рубеже 20/30-х гг. существенное влияние оказали поддержанные партийным руководством и НКП упрощённые представления пролетарских объединений в искусстве /Российских Ассоциаций пролетарских писателей, художников, музыкантов - РАПП, РАПХ, РАПМ/ о роли художника в социалистическом обществе и системе его подготовки в вузах. Деятельность вузовских ячеек РАПХа и РАШа была направлена против систематиче-с-кого усвоения, специальных знаний, на подготовку не профессионалов, а инструкторов среднего класса.
Во второй главе диссертации "Разработка и осуществление политики подготовки художественных кадров в высшей школе в 1930-е годы" рассматривается, с помощью каких мер партийные и государственные органы пытались решить проблему количества и качества дипломированных специалистов художественных профессий, характеризуется политика, направленная на внедрение в процесс обучения метода "социалистического реализма".
1 См.: РГАЛИ, ф.045, оп.1, Д.127, л.54.
Потребности культурного строительства в стране в 1930-е гг. требовали значительного роста численности работников искусства, фактическая деятельность партийно-государственных органов была направлена на расширение сети и числа обучающихся в художественных вузах, на улучшение их материально-технического обеспечения. 7еть вузов искусства РСФСР' возросла с 5 в 1932 г. до 9 в 1940 г., количество учащихся увеличилось почти на 50$. Государственная зистема материального поощрения в сфере художественной культуры зриводила к наплыву желающих получить высшее образование, но запланированного на годы второй пятилетки 4х-кратного увеличения выпускников вузов искусства не произошло. Одной из основных прими этого был недостаточно высокий уровень довузовской подготовки абитуриентов.
Развитие культуры потребовало не просто большого количества судожественных кадров. Общество стало испытывать всё большую необходимость в высококвалифицированных работниках искусства. В циссертации анализируется процесс постепенной смены приоритетов з партийно-государственной политике: вместо социального регулирования состава студентов на первое место вышла задача комплектования художественных вузов лицами, подготовленными к обучению. 3 её решении большую роль сыграла реализация постановлений партии 1 правительства 1 о введении принципа конкурсного приёма в вузы, ^ восстановлении значения лекционной системы, о совершенствовании зистемы довузовской подготовки студентов.
1 См.: Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах"; постановление СНК СССР и ЦК ВКП/б/ "0 работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой" от 23 июня 1936 г. //Народное образование в СССР. - М.,1974. - С.420-426; 427-432; постановление СНК СССР от 25 февраля 1937 г. "О художественном образовании". //РГАЛИ, ф.962, оп.4, Д.24, л.29.
Большие изменения в творческую жизнь художественных вузов внесло известное постановление ЦК ВКЦ/б/ от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций"''". Критика сверху организаций РАППа положила конец господству рапховских и рапмовских установок, характерных для учебной жизни 1928-32 гг. Изменения в организации учебного процесса, направленные на исправление "перегибов" 1928-32 гг., на совершенствование структуры художественного образования и методики преподавания, обозначили новый этап в подготовке художественных кадров. Провозглашённый в 1932 г. курс на повышение специальной учёбы студентов имел наиболее яркие результаты в музыкальном образовании. Об этом свидетельствуют блестящие успехи советских музыкантов-исполнителей -учащихся и выпускников ведущих консерваторий страны - на отечественных и международных конкурсах во второй половине 1930-х гг.
Вместе с тем в диссертации выявляются причины довольно низкого уровня подготовки музыкальных кадров в Саратовской и Свердловской консерваториях. Они заключались, главным образом, в отсутствии на периферии высокопрофессиональных педагогических кадров. Решить эту проблему планировалось в годы третьей пятилетки посредством строительства жилплощади на местах для профессоров и педагогического персонала столичных консерваторий, а также для выпускников музыкальных вузов.
Наряду с повышением качества подготовки специалистов, первоочередной задачей политики подготовки художественных кадров в 1930-е годы стало утверждение 'в высшей школе метода "социалистического реализма". Первоначально трактуемый достаточно широко, с годами термин "соцреализм" приобрёл ограничительные функции. Объективная потребность в определяющем эпоху стиле была исполь-
* См.: Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация. - М-Л.,1933, - С.644-651.
зована для регламентации и унификации художественного творчества на основе классового и партийного признака.
Вопросы руководства высшей художественной школой в этот период обсуждались на самом высоком партийно-государственном уровне. Назначение на ключевые посты в вузах искусства официально признанных художников-реалистов позволяло определять практическое содержание образования в заданном направлении. Анализ архивных материалов показывает, что "социалистический реализм" придавал художественному образованию ярко выраженную политическую нагрузку и идеологические задачи.
Усилению борьбы за "соцреализм" в высшей художественной школе способствовала "дискуссия о формализме" 1936 г., носившая явный политический характер-1. В диссертации показаны характерные особенности этой борьбы в различных вузах искусства. В отличив от изо- и музыкального образования "диспуты о формализме" значительно меньше затронули театральные вузы. Это было связано с тем, что система К.С.Станиславского, официально признанная и канонизированная в качестве единственно верного метода обучения актёрскому мастерству, действительно была достижением театральной педагогики, и признавалась самими преподавателями в качестве основы при подготовке будущих актёров.'Тем не менее, в ходе многочисленных обследований профессорско-преподавательского состава сторонники "формализма" были обнаружены во всех художественных вузах.
В диссертаций анализируются различные позиции преподавателей и студентов в период борьбы с "формализмом". Факты свидетельствуют о том, что большинство преподавателей стремилось к традиционному академизму, т.е. к несмешиванию вопросов профессиональной подготовки с вопросами политическими. Некоторые из них открыто
* См.: Советская культура в реконструктивный период /1928-1941/. - М. ,1988. - С.33.
выступали против вмешательства партийного аппарата в процесс обу чения.
Однако, общественно-политическая практика ГЭЗО-х гг., - мае совые репрессии, обвинения во вредительстве работников искусства случаи ареста профессоров я студентов органами НКВД, использование ярлыка "формалист" идентичным по смыслу клейму "враг народа" - порождала страх и способствовала разрастанию среди преподавателей атмосферы неуверенности и самоцензуры, размыванию научной этики и нравственных стандартов. Политические кампании в вузах искусства снижали эффективность подготовки кадров, а иногда приводили даже к срыву учебного процесса.
В заключении диссертации приводятся обобщения и выводы, вытекающие из содержания работы.,
В 1920-30-е гг. в высшей школе происходил процесс формирования художественных специалистов новой формации, способных решать поставленные после победы Октябрьской революции культурные задачи. Партийные и государственные структуры взяли под свой контрол1 как выработку, так и осуществление политики подготовки художественных кадров. Большое внимание при практической работе было уделено количественному повышению выпуска дипломированных работники искусства. За счёт роста сети вузов и числа обучающихся в них острый недостаток в художественных радрах к Г940 г. был снят. Однако, полностью потребности в кадрах артистов, музыкантов, художников, возросшие в период широкого культурного строительства, удовлетворены не были, культурная периферия России по-прежнему испытывала острую нехватку художественных кадров. Тем не менее, реализация политики подготовки художественных кадров позволила приступить советскому обществу к решению проблемы преодоления культурной отсталости основной массы населения - к приобщению tro к кулгтуре и искусству.
Характеризуя политику подготовки художественных кадров, ¡ельзя не отметить её двойственный характер, т.к. она сочетала ) себе интересы художественного образования а интересы партийно-'осударственных. структур. Наиболее наглядно это проявилось на-[римере социального регулирования состава учащихся и гипертрофи-юванной идеологизации сферы обучения с помощью метода "социалис-■ического реализма". Социальное регулирование, отвечавшее полити-[еским интересам, негативно сказывалось на подготовке кадров, ¡нижало профессионализм выпускаемых работников искусства. Внэд->ение в процесс обучения метода "социалистического реализма" поз-юлило подготовить художников, артистов, музыкантов, целиком под-:инённых целям командно-бюрократической системы.
Однако надо признать, что двойственный характер политики во йогом был обусловлен классовой структурой советского общества, всмотря на двойственный характер и внутренние противоречия, полтика подготовки художественных кадров оказалась достаточно гиб-ой, способной к изменениям, в результате чего были достигнуты начительные успеха в подготовке художественных кадров в высшей коле.
По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:
1. Высшие художественные учебные заведения России в 1930-е оды /социально-культурный аспект/. - В сб.: "История обществен-ых движений и политических партий". - М.,1992. - С.283-30?.
Деп. в ИНИОН РАН. - № 46894 от 4.08.1992.
2. Реорганизация высшего художественного образования в конце 920-х - 1930-е гг. //Материалы круглого стола в МГЛУ им. В.И.Ле-ина. /под ред. проф. Киселёва А.Ф./. - М.,1993. - С.35-36.
Подписано в печать 21.12 .'1993 г.' зак.162 тирДОО экз.объем 1,6 п.л. Ротапринтная Института экономики РКН