автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Развитие театрального искусства Западной Сибири
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бовтун, Ольга Петровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
1980-1990 ГГ.
§ 1. Развитие материально-технической базы театров Западной Сибири.
§ 2. Подготовка творческих кадров в учебных заведениях искусства Западной Сибири.
§ 3. Творческий состав театров Западной Сибири в 80-е гг.
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРОВ ЗАПАДНОЙ
СИБИРИ В 1980-1990 ГГ.
§ 1. Организационно-творческая деятельность театральных коллективов Западной Сибири.
§ 2. Творческо-досуговая деятельность театров
Западной Сибири.
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Бовтун, Ольга Петровна
Россия на рубеже нового века продолжает переживать сложный и болезненный период вхождения в рыночную экономику. Изменения, происходящие в жизни страны, затронули и важнейшую сферу духовной жизни общества - художественную культуру. Надежды на возрождение духовности, на возможный Ренессанс в русской культуре, которые питали представители художественной интеллигенции в начале 1990-х гг., не оправдались. К концу 1990-х гг. от былой "культурной империи" остались лишь одни островки. Почти единственным культурным институтом пока еще принадлежащим государству является театр. Именно театр постановками русской классики способствует поддержанию духовного здоровья нации.
Включение театра в рыночные отношения побудило деятелей каждого отдельно взятого театра к выработке индивидуальной стратегии самовыживания в непривычных для них условиях, когда искусство тоже становится своеобразным "продуктом" торговли. Закрепившийся в практике 70-х - 80-х гг. "остаточный принцип" финансирования культуры, в условиях вхождения в рыночную экономику стал принципом остаточного отношения к культуре. Ослабленное государство не в силах поддержать театр на должном уровне. Государственной дотации едва хватает на выплату заработной платы театральным работникам, причем со значительным отставанием. Местные органы власти, в ведение которых в результате театральной реформы было передано большинство провинциальных театров, имея весьма ограниченные средства, также не могут оказать серьезной поддержки театральным коллективам. Слабое развитие спонсорства и почти полное отсутствие меценатства приводит к тому, что театры во всем должны полагаться на себя. Экстремальные условия существования провинциального театра стимулируют, как ничто другое, стремление показать все, на что способен театральный коллектив. Но, получив в результате реформы полную творческую свободу, 4 театр для выживания в рыночных условиях вынужден работать не столько на перспективу, сколько на потребу сегодняшнего дня, учитывать вкусы народившегося класса нуворишей. В сегодняшнем театре мало что осталось от театра былого, в после перестроечное время он практически отказался от драгоценного опыта, накопленного советским театром с его режиссерскими, драматургическими и актерскими вершинами. В настоящее время общество, в полной мере испытавшее на себе пагубные последствия разрушения культуры, в лице государственных деятелей, деятелей культуры и искусства пытается остановить этот процесс, найти новые источники поддержания культуры и искусства. В определенной степени этому должно способствовать принятое в 1999 году постановление правительства о театре1.
Дальнейшее развитие театра как феномена художественной культуры не может происходить в отрыве от предшествующей исторической практики и накопленного опыта воспроизводства духовной культуры населения. В истории развития театрального искусства страны имели место как успехи, так и кризисные явления, вызванные господством административно-командной системы. В начале 1980-х гг. это привело к излишней регламентации творческой жизни, идеологизации театрального репертуара, ориентации на облегченное отражение жизни в драматургии и в конечном итоге - к потере театрами своего зрителя. Но было бы ошибкой видеть в прошлом одни просчеты. Задача исторического исследования состоит в том, чтобы, учитывая конкретно-исторические реальности, проанализировать сложные явления культурной жизни общества, отобрать все ценное, достигнутое предшествующим опытом для использования в грядущей практике культурного строительства. Духовное возрождение страны, успех дальнейших рыночных
1 Постановление правительства РФ от 25 марта 1999 N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации". - Собрание законодательства РФ. - М., 1999. - N 13. - Ст. 1615. - С. 78-90. 5 реформ невозможны без выработки государством научно обоснованной культурной политики, оснащенной действенным механизмом реализации. Ибо культурное развитие общества представляет некую гармоническую устойчивость духовного и материального в жизни людей. С передачей объектов культуры, в результате реформы в ведение местных властей, особую актуальность приобретает исследование развития культуры и искусства краев и областей, отдельных территорий, с целью выработки программ их культурного развития на перспективу. В этой связи анализ развития театрального искусства Западной Сибири в 1980-1990 гг., обобщающий положительный опыт работы театров и выявляющий существовавшие недостатки, представляет определенный интерес, так как может помочь в раскрытии сущности событий недавнего прошлого, в поиске ответа на вопросы, пока не нашедшие своего решения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программ развития культуры и искусства края и областей Западной Сибири.
Выделение театрального искусства в объект специального исследования определяется прежде всего его относительно слабой изученностью по сравнению с другими видами культуры. Особенно эпизодически разработан вопрос о состоянии театрального искусства в рассматриваемый нами период. Говоря о научной значимости темы, следует отметить, что развитие театрального искусства Западной Сибири имело определенные отличия от аналогичных процессов в стране и отдельных ее регионах. Результаты исследования могут представлять определенный интерес при изучении проблемы развития театрального искусства в регионах страны с приблизительно равными уровнями экономического и культурного развития.
Территориальные рамки исследования ограничены Западно-Сибирским экономическим регионом, включающим в себя 5 областей: Омскую, Томскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Тюменскую и Алтайский край. Выбор региона был обусловлен его огромной значимостью в экономической и культурной 6 жизни страны. Западная Сибирь занимает площадь, составляющую 17% территории России. В 80-е гг. здесь было сосредоточено почти 90% добычи газа, более 70% добычи нефти и около 40% добычи угля. Западная Сибирь также располагала значительной базой учреждений искусства. В 1980 г. здесь работало 12 драматических театров, 1 театр оперы и балета, 4 театра оперетты, 4 театра юного зрителя и 6 кукольных театров. Значительная часть учреждений искусства была расположена в областных и краевом центрах и была удалена от основных районов проживания населения. В развитии учреждений культуры и искусства Западной Сибири имелись проблемы, характерные в целом для страны, но специфика Западной Сибири, района^ быстро развивающегося в тот период, с растущей индустриальной базой и значительным приростом населения, придавало им особую остроту.
Хронологические рамки темы охватывают период с 1980 г. по 1990 г. Этот период можно условно разделить на два этапа. Для первого этапа 19801985 гг. было характерно подчинение художественной жизни идеологическим лозунгам и нуждам политики. Административно-командные методы, утвердившиеся в управлении художественной культурой, привели к уничтожению разнообразия в культурном процессе и в конечном итоге - к отрыву художественной культуры от духовных потребностей людей. Не миновали эти негативные явления и театральное искусство. Сложность театральной ситуации состояла в том, что к управлению театрами применялся так называемый "индустриализированный" подход, сложившийся еще в 30-е гг. На том основании, что процесс создания спектакля является одновременно и творчеством, и производством, так как для его постановки кроме художественной идеи нужны еще и материальные ресурсы, театр был причислен к предприятиям народного хозяйства с доведением ему соответствующих планово-финансовых показателей. Это привело к отрыву хозяйственного механизма управления от творческой деятельности и усилению производственного диктата в театрах. 7
Второй этап 1985-1990 гг. отмечается постепенным возвращением культурных задач в число приоритетных для общественного развития. Поиски новых методов управления театральным делом, привели к театральному эксперименту, направленному на совершенствование управления и повышение эффективности деятельности театра. Он проходил в условиях глубокого реформирования экономики и политической системы страны в соответствии с решениями ХХУ11 съезда КПСС и Пленумов ЦК1. В основе театрального эксперимента, начавшегося в соответствии с постановлением коллегии л
Министерства культуры СССР и секретариата правления СТД СССР с 1 января 1987 г. в более чем 80 театрах страны и 7 театрах Западной Сибири, лежал переход от преимущественно отраслевой к преимущественно территориальной системе управления. В основу формирования новых условий хозяйствования в отраслях непроизводственной сферы, к которой относится отрасль "культура", были положены принципы внедрения экономических методов управления для решения задач наиболее полного удовлетворения духовных потребностей людей, при этом не допускалось снижение величины бюджетных ассигнований путем замещения неоплаченных населением услуг платными. По условиям театрального эксперимента значительно расширились права местных Советов в области создания новых творческих коллективов, их реорганизации, ликвидации, исходя из особенностей социального развития регионов, наличия творческих кадров и др. Осмысление результата работы театров в условиях эксперимента позволило сделать следующий шаг: с 1 января 1989 года театры стали переводиться на новые условия экономической и творческой
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Политическая литература, 1989. - С.66-254; С. 293-294.
2 В сб.: Основные служебные документы Министерства культуры СССР за 4 квартал 1986. - М., 1986. - С. 45-50. 8 деятельности1, что фактически означало постепенное включение театра в рыночную экономику.
Методологической основой исследования являются фундаментальные принципы исторической науки - историзм и объективность, а также диалектический, конкретно-исторический и системно-структурный подход к анализу рассматриваемых вопросов.
Обращаясь к историографии вопроса, следует заметить, что театральное искусство представляет собой один из видов художественной культуры, являющейся, в свою очередь, составной частью духовной культуры общества. Поэтому диссертантом анализируются источники, касающиеся всех названных составляющих духовной культуры.
Изучая историографию данного вопроса в советский период, необходимо отметить следующую особенность: до середины 50-х гг. история культуры не выделилась в самостоятельную отрасль знаний и существовала в рамках истории советского общества. Однако это не означает отсутствие публикаций по данной проблеме в предшествующий период.
Первые публикации по истории советской культуры появились в 20-30-е гг. Их авторами, как правило, являлись известные государственные и партийные работники, деятели культуры. В литературе этого периода рассматривались проблемы государственного руководства культурой, анализировались первые робкие шаги пролеткульта2.
1 Постановление коллегии Министерства культуры СССР и секретариата правления СТД СССР от 16 марта 1989 г. "О переводе театров на новые условия организационно-творческой и экономической деятельности". В сб.: Основные служебные документы Министерства культуры СССР за 1 квартал 1989 г.-М., 1989.-С. 12-30.
2 Луначарский A.B. Диалог об искусстве / Всероссийский Совет Пролеткульта. - М.: Изд-во "Пролетарская культура", 1919. - 67 е.; Луначарский 9
Большинство работ конца 20-х - начала 30-х гг. носят теоретико-пропагандистский характер, их отличает партийный подход и критичность в оценке культурных явлений, идеологизированное понимание культуры, отрицание необходимости использования культурного наследия прошлого1.
После XX съезда партии и преодоления негативных последствий культа личности Сталина создались благоприятные условия для развития советской исторической науки и вычленения из нее истории советской культуры. Публикации первых специальных исследований по истории культуры относятся ко второй половине 50-х гг.2. В этот же период появляется ряд статей о театре3.
С середины 60-х гг. круг изданий по проблемам советской культуры значительно расширяется. В этот период предметом самостоятельного изучения
A.B. Основы позитивной эстетики. - Петроград: Госиздат, 1923. - 134 е.: Луначарский A.B. Театр и революция. - М.: Госиздат, 1924. - 484 е.; Луначарский A.B. Основные задачи советской власти в области искусства. Доклад на У11 всесоюзном съезде работников искусства 13 мая 1929 г. // Литературное наследство. - М., 1970. - Т. 82. - С. 22-26.
1 Авербах Л. На путях культурной революции. - М.: Московский рабочий, 1929. - 198 е.; Он же, Спорные вопросы культурной революции. - М.: Московский рабочий, 1929. - 216 с.
2 Каган М.С. Политика Коммунистической партии в области искусства в период перехода от капитализма к социализму. // История искусств. - Л., 1955; Ким М.П. 40 лет советской культуры, М.,1957.-388с.
3 Театр и драматургия [Сб. статей ЛГИТМиКа] под ред. Г. Арапкина. - Л., 1959. - 452 е.; Театр и жизнь [Сб. статей]. - М.-Л.: Искусство, 1957. - 421 е.; Театральное наследство. Сообщения. Публикации, [гл. ред. Г Лапкина]. - М.: Искусство, 1956. - 538 с.
10 становится историография советской культуры, основателем которой явилась Л.М. Зак, опубликовавшая ряд работ по данной проблеме1.
Среди публикаций 60-х гг. преобладают исследования общетеоретические и философские. Они посвящены проблемам культурной революции, формирования социалистической духовной культуры, усилению ее воздействия на личность,партийному руководству культурой2.
Серьезной базой для анализа темы стали работы по истории советской культуры, анализирующие основные этапы и тенденции развития искусства в целом и театрального искусства в частности3. В 60-е гг. начинается издание 29-томной театральной энциклопедии, содержащей материалы по истории и теории театра с древнейших времен 4.
Зак Л.М. История культурного строительства в советской историографии (1956-1963). // Вопросы истории. - 1964. - N 2; Зак Л.М Изучение культурной революции в СССР на современном этапе. // История СССР. - 1976. - N 2; Зак Л.М. История изучения советской культуры. - М., 1981.
Батракова С.П. О природе идейности искусства. - М.: Искусство, 1960. -124 е.; Ким М.П. О культурной революции как общей закономерности в переходный период. // Общие закономерности перехода к социализму и особенности их проявления в разных странах. - М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1960. -С. 153-170; Волков И.Ф. Партийность искусства: роль современной литературы и искусства в формировании человека коммунистического общества. - М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1963. - 303 с.
3 История советского драматического театра в 6-ти Т. - М.: Наука, 1966. -Т. 1. - 407 е.; История искусства народов СССР в 9-ти Т. - М., 1969; Театр и музыка: Документы и материалы, [отв. ред. И.Ф. Петровская]. - М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР (Ленинградское отделение), 1963. - 194 с.
4 Театральная энциклопедия [гл. ред. С.С. Мокульский] Т.29. - М.: Советская энциклопедия, 1961. - Т. 1. - 295 с.
11
В 60-х-70-х гг. большой вклад в изучение культуры Сибири вносят сибирские историки. Среди них следует отметить работы В.Л. Соскина и Л.И. Боженко, посвященные проблемам культурного строительства в Сибири в годы революции, гражданской войны и первые годы НЭПа1. В 70-е гг. появляются работы по историографии культуры Сибири2.
Определенный интерес для исследования представляют работы по истории театрального искусства Сибири. В целом они охватывают широкие временные рамки - 20-70-е гг. и содержат ценный фактический материал по становлению и развитию театрального искусства Сибири: развитию материальной базы театров и художественных учебных заведений, подготовке и закреплению кадров, творческой деятельности и др.3.
1 Соскин В.Л. Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны. - Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1961; Соскин В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа. - Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1971; Боженко Л.И. Из истории культурного строительства в Сибири в 1920-1925 гг. (развитие кино и театра). - Томск, 1963.
2 Соскин В.Л. Основные итоги и задачи изучения истории культурного строительства Сибири (1917-1937 гг.). // Историческая наука в Сибири за 50 лет. - Новосибирск, 1972; Историография культуры и интеллигенции советской Сибири: Сб. статей / АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии, [редкол.: В.Л. Соскин (отв. ред.) и др.]. - Новосибирск, 1978.
3 Корнилов Ю.Н. Становление и развитие советского театра Восточной Сибири. - М., 1968; Баландин Л. На сцене и за кулисами. Пути театра "Красный факел" (1920-1970 гг.). - Новосибирск, 1972; Бутырина В.П. Партийное руководство литературой и искусством Сибири в 1919-1932 гг. Автореф дис. . канд. ист. наук. - Новосибирск, 1973; Леляков А.П. Партийное руководство развитием театрального искусства Западной Сибири (1928-1941 гг.). Автореф.
12
Признавая несомненную значимость этих исследований, следует отметить, что почти все они написаны в идеологическом духе своего времени, театр рассматривается в качестве идеологической трибуны партии, много внимания уделяется описанию форм агитационно-пропагандистской работы.
В 70-е гг. появляется ряд публикаций по проблемам театра1. Авторы их рассматривают современные направления исследования театра, анализируют вопросы взаимоотношения театра и зрителя, проблемы воплощения на сцене образа положительного героя - примера для подражания и др.
На базе достижений историографии культуры в 70-е гг. стала возможной постановка методологических проблем, разработка общей концепции советской культуры. Заслуга эта принадлежит академику М.П. Киму , который первым из дис. . канд. ист. наук. - Томск, 1974; Бусоргина Т.Г. Художественная жизнь в Восточной Сибири в 1917-1940 гг. Дис. канд. искусствоведения. - М.,1979.
1 Захаров В.З. Театр как вид искусства. - М., 1970; Рожкова В.Ф. Время -герой - артист. - М., 1973; Дадамян Г.Г. Проблема аудитории театров. // Проблемы социологии театра. - М., 1974; Театр и наука. Современные направления в исследовании театра [Сб. статей]. - М.: ВТО. - М., 1976. - 305 е.; Театр и молодежь. Опыт социологического исследования [А.П. Алексеев, О.Б. Божков и др.]. - М.: ВТО, 1977. - 291 с; Ягодовская А.Г. Типология образа героя наших дней в советском искусстве 60-70-х гг. // Советское искусствознание. -М., 1979; Солоницына Л. Актер и публика: внетеатральные формы взаимодействия. // Вопросы социологии изучения театра. - Л., 1979.
Ким М.П. Советская культура как предмет исторического изучения. // Вопросы истории. - 1974. - N 11; Ким М.П. Проблемы социалистической культуры. // Культура развитого социализма: Вопросы теории и истории. - М., 1979; Ким М.П. Культурное возрождение - закономерность становления социалистической культуры: Доклад на ХУ1 Международном конгрессе исторических наук. - М., 1985.
13 исследователей обосновал взгляд на культуру как на одну из важнейших качественных характеристик общества, расширив таким образом рамки ее понимания. Определив предмет истории советской культуры, М.П. Ким перешел к разработке функциональной концепции культуры, ее социального предназначения. Методологические идеи М.П. Кима определили направление дальнейших исследований советской культуры.
Уже первые попытки применения системного подхода к исследованию культурных процессов в 70-е гг. способствовали выделению художественной культуры как структурной части общей социалистической духовной культуры, определению ее основных понятий и категорий1.
Философско-социологическое осмысление культуры представлено в трудах Иовчука М.Т., Когана Л.Н., Злобина Н.С., Маркаряна Э.С., Арнольдова А.И., Уледова А.К, Перова Ю.В., вышедших в конце 1970-х - первой половине 80-х гг. . Выдвинутые ими теоретические положения о структурных элементах духовной культуры, общей и специальной культуре определили спектр дальнейших исследований.
Выделение художественной культуры в относительно самостоятельную сферу в рамках советской духовной культуры обусловило появление ряда
1 Егоров А.Г. Проблемы эстетики. - М., 1977; Художественная культура: понятия, термины. / Справочник. - М.: Знание, 1978. - 206 с.
2 Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура. Исторический опыт и современные проблемы. - М., 1979; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М., 1980; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983; Арнольдов А.И. Социалистическая культура. Теория и жизнь. - М., 1984; Марксистско-ленинская теория культуры. - М., 1985; Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. - М., 1980; Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. - Л., 1980.
14 работ, определяющих структуру, функции, социальный статус художественной культуры, ее влияние на поступательное развитие общества, роль в эстетическом развитии человека1. То есть использование системного подхода позволило рассматривать создание художественных ценностей и их функционирование в обществе как единый процесс, имеющий специфические черты.
Значительный интерес представляет работа В.В. Журавлева, который попытался подвести некоторые итоги исследования художественной культуры в нашей научной литературе и осмыслить проблемы, которые ставит перед теоретической мыслью художественная жизнь страны2.
Исследованию различных проблем художественной культуры посвящены сборники научных трудов , а также коллективная монография Всесоюзного
1 Лукин Ю.А. Художественная культура развитого социализма: достижения, поиски, проблемы. - М.: Знание, 1983. - 112 е.; Виды искусства в социалистической художественной культуре. - М.: Искусство, 1984. - 256 е.; Массовые виды искусства и современная художественная культура [Отв. ред. A.C. Вартанов и В.П. Демин]: ВНИИ искусствознания. - М.: Искусство, 1986. -271 е.; Андреев А. Актуальные проблемы развития социалистической художественной культуры. - М.: Знание, 1987. - 64 с. л
Журавлев В.В. Мир художественной культуры. - М.: Мысль, 1987.
238 с.
3 Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. Сб. научных трудов. / Министерство культуры РСФСР, ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова. - Л., 1987. - 159 е.; Историко-теоретические проблемы искусства. Сб. статей [под ред. Н.И. Шашкова]. - Кишинев: Штиинца, 1987. - 127 с.
15
НИИ искусствознания1. Положения, изложенные в них, отражают социально-художественные факторы, характеризующие состояние художественной культуры, перспективы ее дальнейшего развития, взаимодействие искусства и личности и др.
В 80-е гг. комплексный характер приобретают исторические исследования деятельности КПСС в области художественной культуры. Выделяются следующие направления исследований: выявление общих принципов деятельности КПСС в области художественной культуры и партийное руководство творческими союзами и художественными коллективами. Исследования второго направления представляют значительный интерес, так как партийное руководство творческими организациями кроме идеологической работы, включало в себя и чисто практическую работу по развитию материальной базы, подготовке и закреплению кадров и др.2. Большинству исследований, касающихся общих принципов деятельности КПСС в области художественной культуры, присущ схематизм, сохранение устаревших подходов к разработке актуальных проблем развития культуры, узость подхода в осмыслении государственной культурной политики.
Процессы демократизации, начавшиеся в стране после 1985 года, подвели многих исследователей к отходу от воззрений на художественное творчество
Искусство в художественной жизни общества [под ред. В.Н. Дмитриевского]. / Академия наук СССР, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. - М.: Наука, 1990. - 174 с.
2 Некоторые вопросы партийного руководства партийным строительством в Сибири. - Барнаул, 1985; Партийное руководство культурным строительством в Западной Сибири. Сб. науч. трудов. - Новосибирск, 1984; Манякин С.И. Сибирь далекая и близкая: записки партработника. - М., 1985; Буртяк Г.Я. Заботясь о духовном богатстве. Из практики партийного руководства культурным строительством. -М., 1985.
16 как на своеобразное орудие идеологической пропаганды, способствовали осознанию его эстетических и гуманистических функций1.
Проблемам партийного руководства художественной культурой посвящены работы A.B. Русецкого, Р.Я. Бухарбаева, Ш.В. Хакимова, Г.В. Тугусовой, Д.А. Блажите, A.C. Поддубного, написанные на материалах различных территорий страны2. Авторы исследований, привлекая большой
1 Мейлах B.C. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. - М.: Искусство, 1985. - 318 е.; Массовые виды искусства и современная художественная культура. - М.: Искусство, 1986. - 272 е.; Художественная культура: проблемы изучения и управления. - М.: Наука, 1986. - 236 е.; Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - М.: Искусство, 1989. - 250 с.
Русецкий A.B. Опыт и проблемы реализации политики КПСС в области художественной культуры в 80-е гг. (на материалах Коммунистической партии Белоруссии). Автореф. дис. . докт. ист. наук. - М., 1990; Бухарбаев Р.Я. Роль партийных организаций в развитии художественной культуры (на материалах Башкирской, Татарской и Чувашской автономных республик). Автореф. дис. . канд. ист. наук. - М., 1987; Хакимов Ш.В. Деятельность партийных организаций Татарии по руководству художественной культурой (1966-1985). Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Казань, 1989; Тугусова Г.В. Деятельность КПСС по повышению роли литературы и искусства в военно-патриотическом воспитании молодежи 1975-1985 (на примере Московской городской и областной партийных организаций). Автореф. дис. .канд. ист. наук. - М., 1987; Поддубный A.C. Партийное руководство деятельностью творческих союзов и организаций Украинской ССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Киев, 1986; Блажите Д.А. Деятельность Коммунистической партии Литвы по развитию художественной культуры в республике 1961-1970 гг. Автореф. дис. канд. ист. наук. - Вильнюс, 1989.
17 фактический материал, освещают формы и методы партийного руководства. Некоторые из исследователей пытаются применить новые подходы к осмыслению политики партии в области художественной культуры. Следует выделить работу A.B. Русецкого, глубоко анализирующего причины, приведшие к кризису художественной культуры, и пытающегося осмыслить пути перестройки взаимоотношений партийных органов и творческих союзов.
Для исследователей 80-х гг. характерен поиск новых методов управления в сфере культуры, связанный с нарастанием кризисных явлений, а затем и изменением социально-экономической ситуации в ходе перестройки. В ряде работ анализируется механизм управления учреждениями культуры и искусства в свете переосмысления исторического прошлого и формируются новые предложения, связанные с демократизацией форм управления в сфере культуры, повышением научного уровня управления и компетенции руководящих кадров1.
Особый интерес для исследования представляют работы, касающиеся проблем управления театральным делом. Еще в публикациях начала 80-х гг. исследователи театра отмечали несоответствие сложившихся методов управления театральным делом (индустриализированный подход) специфике театрального творчества и социальным функциям искусства сцены и пытались
1 Зинин В.Г. Совершенствование управления отрасли культуры и средств массовой информации. // Плановое хозяйство - 1984. - N 12.- С. 96-101; Столяров И. Совершенствование планирования и управления культурой. // Плановое хозяйство. - 1985. - N5.-0. 89-94; Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры. - М., 1986; Жидков В.И. Перестройка системы управления в сфере культуры. - М., 1988; Мельников А.П., Селиванчик Н.И. Научное управление культурой в социалистическом обществе. - Минск, 1988.
18 найти более приемлемые формы управления1. Публикации второй половины 80-х гг. освещают проблемы, стоящие перед театральным искусством накануне и в ходе театрального эксперимента, направленного на изменение системы управления театрами и повышение эффективности их деятельности2.
Внедрение с конца 80-х гг. экономических методов управления в непроизводственную сферу, к которой относится отрасль "культура", привело к появлению в этот период и в начале 1990-х гг. публикаций, касающихся
1 Дадамян Г.Г. Организационно-экономические проблемы управления и функционирования социально-экономического института театра. // Проблемы перспективного планирования и управления в сфере художественной культуры. - М.: ВТО, 1979. - С. 100-103; Фохт-Бабушкин Ю. Долгосрочное планирование развития сети учреждений художественной культуры. // Перспективное планирование и управление в сфере художественной культуры. - М.: ВТО, 1981. - С. 38-51; Левшина Е.А. О совершенствовании планирования деятельности театра. // Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищными предприятиями. - М.: ВНИИ искусствознания, 1984. - С. 42-53.
2 Сазонтов Г. Управление и планирование театральной деятельности: предстоящий эксперимент. // Плановое хозяйство. - 1986. - N 7. - С. 98-103; Дадамян Г. Парадоксы театрального мышления. / Театр.время перемен. - М.: Искусство, 1987. - С. 97-100; Рубинштейн А. В полемике с устаревшим мышлением. / Театр. время перемен. - М.: Искусство, 1987. - С. 110-124; Захаров В. Эксперимент: Предварительные итоги: [О совершенствовании управления театральным делом]. // Театр. - 1988. - N 6. - С. 4-11; Бернатович Т.А. Вопросы финансового планирования театрально-зрелищных предприятий. // Хозрасчет, финансы и кредит. - 1987. - Вып. 29. - С. 105-109.
19 функционирования сферы культуры в новых для нее условиях1. Авторы этих исследований анализируют эффективность культурной политики в условиях экономических методов управления, возможности привлечения новых источников финансирования в сферу культуры. Однако, быстрое изменение экономической ситуации как в центре, так и в регионах, в процессе вхождения в рыночную экономику, привело к утрате актуальности многих исследований. Напротив возросла актуальность исследования проблем культуры отдельных регионов2.
Следует выделить целый пласт публикаций, очень важных для исследования темы и касающихся проблем развития материально-технической базы культуры. Если до 1985 года исследователи рассматривали эти проблемы в рамках традиционных идеологических канонов, отмечая лишь положительные стороны деятельности партийных и государственных органов л в этом направлении , то во второй половине 1980-х гг. наблюдаются новые подходы к исследованию состояния и перспектив развития материально-технической базы культуры. В ряде публикаций появляется объективный анализ роли партийных органов в решении вопросов материально-технического
1 Якобсон ЛИ. Хозрасчет в отраслях социально-культурного комплекса. // Финансы СССР. - 1988. - N 4. - С. 53-57; Дадамян Г.Г. Культура и хозрасчет: соблазны аукциона. / Театр между прошлым и будущим. Сб научных статей. -М., 1989. - С. 14-15.; Специфика сферы культуры и учет ее в новых условиях. // Социально-экономические проблемы культуры. - М., 1991. - С.142-154; Экономические отношения в социально-культурной сфере. - СПб., 1992.
2 Развитие культуры и рыночная экономика. - Барнаул, 1994.
3 Экономическая энциклопедия: политическая экономика [под ред. A.M. Румянцева]. - М., 1972. - Т. 1 . - 539 е.; Экономика непроизводственной сферы [под ред. М.В. Солодкова]. - М., 1980. - 285 с. У
20 обеспечения сферы культуры, анализируется понятие "остаточного принципа" финансирования культуры1.
Вопросы подготовки кадров творческой интеллигенции не нашли широкого отражения в специальных публикациях 1980-х гг. Этой проблеме посвящены в основном отдельные статьи, объединенные в сборники или тематические подборки в журналах по проблемам театра, а также материалы театральных конференций . Они касаются общих недостатков театрального образования, сложившихся вследствие его "подогнанности" под общие для других учебных заведений стандарты, указывают на негативные последствия этого явления: нарушение соотношения между количеством штатных педагогов и совместителей, увеличение числа часов на общие и общественно-политические дисциплины в ущерб специальным, способствующим формированию профессиональных качеств актера, оторванность обучения от практической деятельности в театре, отсутствие преемственности и комплексности в обучении актеров и др.
1 Зинин В.Г., Зайцева Л.М. Резервы народно-хозяйственного комплекса культуры и средств массовой информации. // Плановое хозяйство. - 1986. N 7. -С. 91-97; Зинин В.Г., Зайцева Л.М. Ресурсный потенциал сферы культуры. - М., 1989; Христенко С.И., Христенко С.С. Экономика духовного производства. -Одесса, 1990.
2 Белицкий Р. Оперному солисту - комплексное обучение. // Советская музыка. - 1987. - N 10. - С. 68-70; Пути совершенствования педагогической подготовки студентов-вокалистов. Сб. статей / Музыкально-педагогический институт им Гнесиных, 1988. - Вып. 102. - 190 е.; Исаханов Г. Вчерашние кадры для позавчерашнего театра. // Театр. - 1990. - N 3. - С. 70-83; Пластическое воспитание актеров в театральном вузе. - Л., 1987; Театральная школа - пути перестройки. // Театральная жизнь. - 1987. - N15.-0. 2-5.
21
Большую значимость для исследования представляют публикации театральных искусствоведов, экономистов по различным организационно-творческим аспектам деятельности театра. Они освещают вопросы формирования репертуара театров1, очень важную и остро стоящую в 1980-е гг. проблему взаимоотношений театра и зрителя2. Ряд публикаций касается политики цен на театральные билеты, освещает проблему выделения театрам дотации3. В 80-е гг. появляются отдельные статьи, освещающие очень важные для функционирования театра проблемы: сценографии4, состояния театральных
1 Лицо театра: [Проблемы репертуара]. // Театр. - 1984. - N 8. - С. 31-42; Левшина Е. Планирование проката репертуара драматического театра. - Л., 1985. - 65 е.; Морозов Д. Поговорим о репертуарной политике [оперных театров]. // Музыкальная жизнь. - 1991. - N 1. - С. 6-8.
Дмитриевский В. Н. Критика, театр, зритель. / Театр между прошлым и будущим. Сб. научных статей - М., 1989. - С. 122-140; Корниенко В.Н. Театр сегодня, театр завтра (социоэстетические заметки о драме, сцене и зрителе 1970-1980 гг.). - Киев: Мистецтво, 1986. - 220 е.; Нейгольберг В.Я. Зоны влияния и аудитория театра. // Театр и время. - М.: ВТО, 1985. - С. 122-132.
3 Сундстрем Л.Г. О системе цен на театральные билеты. // Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищными предприятиями. - М.: ВНИИ искусствознания, 1984. - С. 116-126; Рубинштейн А.К. К теории цен, дотации и ренты. // Экономика культуры: проблемы интенсификации. - М.: ВНИИ искусствознания, 1986. - С. 36-56.
4 Березкин В. Сценография 80-х: застой в годы перестройки. // Театральная жизнь. - 1990. - N 13. - С. 13-15.
22 профессий постановочных цехов1, создания нового оборудования для театров и др.2.
Определенный интерес для исследования темы представляют результаты социологических исследований по различным вопросам жизнедеятельности театра . Они свидетельствуют об отношении зрителей и самих актеров к театру, приводят оценки творческой и производственной деятельности театра режиссерами и директорами, исследуют отношение к театру со стороны городских властей и др.
Характеризуя публикации 80-х гг. в целом, следует отметить, что этот период ознаменовался разработкой новых подходов к анализу методологических проблем художественной культуры и отдельных ее видов, появлением новых направлений и тем исследований. Недостатком ряда исследований является то, что они много внимания уделяли идеологическим функциям КПСС в культурном строительстве и недостаточно освещали вопросы практической помощи учреждениям культуры и искусства.
В 80-90-е гг. сибирские историки продолжали вносить значительный вклад в изучение культуры и искусства региона. Результаты их исследований по развитию и становлению культуры и искусства, проблемам
1 Судьбы театральных профессий. // Театр. - 1988. - N 11. - С. 64-72.
2 Панкратьева Г. Техника для Мельпомены [об оборудовании театров]. // Наука и жизнь. - 1989. - N 12. - С. 78-82.
3 Капелюш Я. Опера в 80-е гг.: заметки социолога. // Театр. - 1984. - N 9. -С. 126-127; Клявина Т., Хршановская С. В поисках зрителя. // Социологические исследования. - 1988. - N 4. - С. 51-56; Левшина И. Жизнь артиста: заметки на полях одного социологического исследования. // Театр. - 1987. - N 8. - С. 86-95; Петренко Е.С., Рабинович A.M. Внутритеатральное управление [результаты экспертного опроса]. // Социологические исследования. - 1987. - N 6. - С. 105107.
23 социокультурного освоения Сибири нашли отражение в научных статьях1 и сборниках научных конференций 2.
В 80-е гг. появляются публикации, посвященные развитию отдельных театральных коллективов Западной Сибири, авторами которых в основном являются деятели театрального искусства. К ним можно отнести книгу об Алтайском театре драмы, написанную в 1981 году к 60-летию театра его актерами народным артистом РСФСР Д.Г. Паротиковым и A.A. Абрамовичем3.
1 Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917-1945 гг.): [Сб.ст] / АН СССР, Сиб. отд-ние, И-т истории, филологии и философии [Редкол. В.Л. Соскин (отв. ред.) и др.]. - Новосибирск, 1981; Соскин В.Л., Щуряк М. Г. Изучение художественной культуры Сибири. // Изв. СО АН СССР. - 1987. - N 3. - Сер. история, филология и философия. - Вып. 1. - С. 67; Деревянко А.П. Изучение культурно-исторического наследия Сибири. Итоги и перспективы. // Советская культура: 70 лет развития. К 80-летию академика М.П. Кима. - М., 1987. - С. 58-66.
Социально-культурные процессы в Советской Сибири: Тез. докл. Омск, обл. научн. конф. по истории советской культуры Сибири. / Редкол. H.A. Томилов (отв. ред.) и др. - Омск.: ОмГТУ, 1985. - 176 е.; Бортников С.Д. К вопросу становления художественной интеллигенции на Алтае. // Алтай в прошлом и настоящем. 50 лет Алтайского края: тез. докл. к научн.-практич. конф. - Барнаул, 1987. - С. 220-222; Щуряк М.Г. История художественной культуры советской Сибири: проблемы исследования. // Развитие народного образования и культуры Сибири за 70 лет советской власти: Тез. докл. научн. конф., посвященной Великой Октябрьской социалистической революции. -Омск, 1987.-С. 10-14. Л
Абрамович А., Паротиков Д. Призванный временем. - Барнаул.: Алт. кн-еизд-во, 1981. - 107 с.
24
В 1983 году вышла книга об Омском театре драмы, написанная заведующей литературной частью театра C.B. Яневской, она повествует о событиях, связанных с развитием театра по 1983 г.1. В этот же период появляется сборник очерков о театрах Новосибирска. В них поднимаются вопросы репертуара театров, режиссуры, мастерства отдельных актеров, проблемы жанра и др.2.
В 1987 г. выходит в свет сборник очерков об омских театрах, повествующий о деятельности театров, их актеров и режиссеров. Определенный интерес представляют исследования новосибирского искусствоведа В. Ромма, посвященные становлению и развитию Новосибирского академического театра оперы и балета с момента его о образования до конца 80-х гг. . Некоторые сведения о развитии театрального искусства Западной Сибири можно почерпнуть из работ Л. Баландина, С. Ермакова и др.4.
1 Яневская C.B. Омский драматический театр. - Омск.: Омское кн. изд-во, 1987. - 134 с.
Новосибирск театральный. - Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во,1983. - 253 с. о
Ромм В. .И зазвучала музыка. Хроника сибирской оперы (1920-1945 гг.). - Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1988. - 127 е.; Ромм В. Большой театр Сибири. - Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1990. - 253 с.
4 Баландин Л. Театр и зритель.// Сибирские огни, 1985. - N6. - С. 121-133; Ермаков Н.С. Кузбасс в 12 пятилетке: Курсом ускорения. - Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986. - С. 128-130; Калужский В. Народный артист СССР Валерий Ёгудин. - Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1989. - 95 е.; Ромм В. Призвание - балерина. - Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1985. - 79 е.; Муров А. Заколдованный круг. - Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1989. - 85 с.
25
В 90-е гг. появляются исследования по истории культуры и искусства Сибири, отличающиеся современным подходом к изложению фактов и их обоснованию1. Наибольший интерес для нашей темы представляет исследование B.C. Бовтуна. Автор глубоко анализирует проблемы управления региональной культурой, материально-технический и кадровый потенциал учреждений культуры Сибири, информационно-творческую деятельность. При всей значимости его работы, следует заметить, что в виду широты поставленной задачи и обширных временных рамок, автор не смог подробно остановиться на исследовании развития театрального искусства. Всесторонне анализируя развитие учреждений культуры: клубов, Домов культуры, библиотек, киноустановок, автор прослеживает лишь отдельные тенденции подготовки художественной интеллигенции в вузах культуры и искусства, в основном в 90-е гг. Говоря о крупных культурных центрах Сибири, он обзорно касается деятельности отдельных театральных коллективов.
Значительным вкладом в изучение истории музыкальной культуры Сибири, в том числе и музыкальных театров, явились результаты фундаментального исследования ученых Новосибирской государственной консерватории, выполненного в рамках научной темы "Музыкальная культура Сибири". В 1997 г. вышел очередной том, повествующий о музыкальной
1 Левина Ж.Е. Формирование кадров работников культуры и искусства художественными учебными заведениями Западной Сибири (1928-1936 гг.). Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Омск, 1994; Бовтун B.C. Развитие учреждений культуры в сибирском регионе (1970-1990 годы). Автореф. дис. . докт. ист. наук. - Омск, 1996; Сафронов В.Ю. Тобольск - культурный центр Западной Сибири в ХУ111 в. Дис. в виде научн. докл. на соиск. учен степ, канд ист наук. - Омск, 1999.
26 культуре Сибири сер. 50-х - конца 80-х гг. Один из его разделов посвящен Новосибирскому академическому театру оперы и балета1.
В 90-е гг. появляется целый ряд диссертационных исследований, по развитию художественной культуры и театрального искусства, написанных на материалах различных территорий страны2. Наибольший интерес представляют работы Н.В. Антонюк и Л.В. Косухиной, так как они более близки по временным рамкам и теме исследования. В работе Н.В. Антонюк дан наиболее полный анализ состояния и творческой деятельности украинских театров. В исследовании Л.И. Косухиной взят широкий спектр проблем: кроме театрального искусства, она пытается проследить развитие музыкального искусства, клубных учреждений, средств массовой информации и др., что не позволяет ей в полной мере проанализировать различные аспекты жизни театров. Наиболее подробно она исследует проблемы репертуара. Признавая значимость этих исследований, следует заметить, что за их рамками осталась
1 Музыкальная культура Сибири Т.З. Музыкальная культура Сибири XX в. Кн. 2: Музыкальная культура Сибири сер. 50-х - нач. 80-х гг. / Новосибирская государственная консерватория. - Новосибирск, 1997. - 496 с.
2 Косухина Л.И. Развитие театральной и музыкальной культуры Узбекистана и ее роль в воспитании трудящихся (60-70-е гг.). Автореф дис. . канд. ист. наук. - Ташкент, 1989; Антонюк Н.В. Деятельность театрально-художественных коллективов Украинской ССР (70-е гг.). Автореф дис. . канд. ист. наук. - Львов, 1990; Дьяконов В. А. Театральное движение в провинциальной России в Х1Х-ХХ вв. (на материалах Среднего Поволжья) Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Саратов, 1995; Коварская С.Л. Деятельность государственных и общественных организаций по развитию художественной культуры в 1944-1953 гг. Автореф. дис. . канд. ист. наук. - СПб, 1995; Баркетова Т.А. Власть и развитие музыкальной культуры в Советской России (1917-1932 гг.) Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Саратов, 1999.
27 очень важная, на наш взгляд, проблема, истоки которой уходят в 70-е гг. -потеря интереса зрителей к театру, анализ причин этого явления и работа театров по повышению театральной культуры населения.
Характеризуя другие публикации 90-х гг., касающиеся развития культуры и искусства, следует заметить, что значительная их часть продолжает тему конца 1980-х гг. - вхождение культуры в рынок, бедственное ее положение и поиск путей выхода из этой ситуации1. Некоторые исследования посвящены осмыслению места культуры в социально-экономическом процессе, анализу социокультурной ситуации, развитию философских подходов к разработке концепции культуры и др.2.
Таким образом, при наличии огромного количества публикаций, освещающих разнообразные проблемы развития культуры и искусства в
1 Куценко В.В. Организация культуры и искусства в рыночной среде. // Социально-экономические проблемы становления рыночных отношений. -СПб, 1993. - С.42-48; Миженская З.Ф., Самар Р.И. Культура и рынок. // Вестник Московского ун-та, Сер.6. Экономика, 1993. - N3. - С.61-70; Черторицкий Т. Лабиринт из выхода?: [ О проблемах культуры]. // Культура. - 1994. - N 5. - С.З; Дадамян Г. Театр и меценаты в смутное время. // Деловой мир. - 1993. - N 5. -С.21.
Московская A.A. Место культуры в общественно-экономическом процессе. // Социальные аспекты экономических преобразований в России. - М, 1993. - С. 21-45; Карпухин О.И. Социокультурная ситуация как отображение кризиса культуры в российском обществе. // Социально-политический журнал. - 1995. - N 4. - С. 128-137; Город и искусство: Объекты социокультурного диалога. / Росс. АН, научный совет по истории мировой культуры {Отв. ред. Э.В Сайко]. - М.: Наука, 1996. - 286 е.; Каган М.С. К разработке философской концепции культуры. // Вестник Российского Гуманитарного научного фонда, 1996.-N 1.-С. 103-108.
28 рассматриваемый период, как на общесоюзном, так и на сибирском материале, безусловно, сказывается недостаток обобщающих, проблемных исследований по истории театрального искусства Западной Сибири, изучающих весь основной спектр деятельности театров.
Новые исторические подходы к оценке социально-экономической и политической ситуации в 1980-1990 гг. требуют объективного анализа материально-технического состояния, кадрового потенциала, репертуарной политики, форм и методов работы театральных коллективов Западной Сибири.
Цель и задачи исследования. Исходя из степени изученности проблемы, ее актуальности, имеющейся базы источников автор в качестве цели диссертационного исследования определил выявление характерных черт и особенностей развития театрального искусства Западной Сибири в 1980-1990 гг., воссоздание исторически достоверной картины материально-технического, кадрового потенциала театров, их организационно-творческой деятельности, а также форм и методов работы.
Исходя из поставленной цели и учитывая сложность рассматриваемой темы, ее недостаточную изученность, диссертантом поставлены следующие задачи:
- проанализировать основные тенденции в развитии материально-технической базы театров Западной Сибири;
- проследить пути решения проблем подготовки творческих кадров в учебных заведениях искусства Западной Сибири и формирования творческих составов театров Западной Сибири;
- исследовать репертуарную политику театров и наметившиеся тенденции к ее изменению;
- выявить положительный опыт и отрицательные тенденции в работе театров со зрителями и причины ослабления их интереса к театру;
- показать формы и методы работы театров по обслуживанию различных категорий населения Западной Сибири.
29
Научная новизна диссертации определяется постановкой научной проблемы. Автором впервые предпринята попытка проанализировать развитие театрального искусства Западной Сибири в 1980-1990 гг.
Введение в научный оборот значительного круга архивных источников, опубликованных материалов позволило исследовать, наряду с другими, такие важные направления деятельности театра как работа с творческой молодежью, деятельность по повышению театральной культуры населения, сотрудничество театров с местными драматургами и композиторами, участие в различных театральных фестивалях, зарубежные связи западно-сибирских театров.
Практическая значимость работы заключается в том, что она является определенным вкладом в разработку истории развития театрального искусства Западной Сибири, ее материалы могут быть использованы:
- при разработке спецкурса "Театральное искусство Западной Сибири" для учебных заведений культуры и искусства;
- в лекциях, читаемых в рамках курсов" Культурология", "История мировой и отечественной культуры" и др.;
- при создании обобщающих исследований по искусству Западной Сибири;
- при разработке областных и краевой программ по развитию культуры и искусства, а также в практической деятельности театров.
Источниковая база исследования. Потребность в многоплановом и критическом видении исторических событий определила требования к принципам отбора документального материала.
Для наиболее полного раскрытия темы автор широко использовал материалы партийных съездов и Пленумов ЦК, постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР и РСФСР по культуре и искусству, а также решения коллегий, приказы, распоряжения Министерств культуры СССР и РСФСР, опубликованные в тематических сборниках и центральной периодической печати рассматриваемого периода.
30
Источниковой базой для исследования послужили также материалы архивов, государственной статистики за 1980-1990 гг., монографические и другие публикации, данные социологических исследований, публикации специальной и массовой печати, личные беседы автора с театральными деятелями и администрацией театров Западной Сибири.
Основной фактический материал был взят из фондов Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), а также Центра документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО), Центра документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО), Центра документации новейшей истории Тюменской области (ЦДНИТюм.О), Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), государственных архивов Кемеровской области (ГАКО) и Новосибирской области (ГАНО) -(бывшие областные и краевой партийные архивы). Документы характеризуются большим многообразием и включают стенограммы и протоколы партийных конференций, пленумов, заседаний бюро краевых, областных, городских и районных комитетов партии. Материалы этой группы содержат ценные фактические сведения, так как в них дается анализ состояния театров, вскрываются недостатки в их работе, намечаются меры по их устранению. Документы первичных партийных организаций театров и управлений культуры дают возможность проследить партийное влияние на формирование репертуара театров, их творческую деятельность и др.
К материалам исполнительного характера следует отнести справки, отчеты, информации о выполнении принятых решений, доклады. Они содержат сведения о формах и методах руководства театральным искусством, касаются проблем материального оснащения театров, их кадрового потенциала, репертуарной политики, обслуживания села и др.
Многочисленные материалы по вопросам культурного строительства в Сибири содержит Центральный архив Министерства культуры Российской Федерации. Ценные сведения были извлечены из материалов государственных
31 архивов: государственного архива Омской области (ГАОО), государственного архива Томской области (ГATO), Государственного архива Тюменской области (ГАТюм.О) уже упоминаемых Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), государственных архивов Новосибирской области (ГAHO) и Кемеровской области (ГАКО). Сложность при анализе архивных материалов заключалась в том, что материалы в фондах некоторых театров отложились неравномерно, иногда присутствовали только статистические отчеты и кадровые справки. Недостаток материала восполняли сведения, почерпнутые из партийных архивов, а также из музеев театров и личных бесед автора с деятелями театрального искусства, работавшими в театрах Западной Сибири и в 80-е годы.
При работе с архивными материалами применялись фронтальный и выборочный методы исследования.
Обширный материал о состоянии театрального искусства Западной Сибири содержится в центральной периодической печати исследуемого периода: газетах "Советская культура", "Советская Россия", "Известия" и др., а также в областных, краевой и городских газетах Западной Сибири: "Кузбасс" (Кемерово), "Красное знамя" (Томск), "Алтайская правда" (Барнаул), "Советская Сибирь", "Вечерний Новосибирск" (Новосибирск), "Омская правда" (Омск), "Тюменская правда" (Тюмень) и др.
Ценный материал, касающийся творческих аспектов деятельности театров Западной Сибири, был почерпнут из журналов "Театр", "Театральная жизнь", "Советская музыка", "Балет", "Известия культуры", "Сибирские огни" и др. Опубликованные в названных газетах и журналах статьи явились ценным дополнением к материалам архивных источников.
Неоценимую помощь в исследовании темы оказали личные встречи и беседы диссертанта с видными театральными деятелями Западной Сибири: главным режиссером Томского театра куклы и актера "Скоморох" Романом Михайловичем Виндерманом, директором Новосибирского драматического
32 театра "Красный факел" Галиной Григорьевной Булгаковой, актером этого же театра, заслуженным артистом РСФСР, лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР Владленом Бирюковым, директором Новосибирского театрального училища Татьяной Михайловной Байтугановой, заведующей литературной частью Омского академического театра драмы Светланой Васильевной Яневской и ветераном театра, актрисой, народной артисткой РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР им. Станиславского, обладательницей высшей театральной награды "Золотая маска" в номинации "Честь и достоинство" Еленой Ивановной Псаревой, заведующей литературной частью Томского областного ТЮЗа Ириной Иосифовной Травиной, главным режиссером Кемеровского театра кукол им. Гайдара Надеждой Георгиевной Леонтьевой и др.
Таким образом, сбор и анализ всех перечисленных видов источников, их сопоставление, комплексное изучение и использование обеспечили достаточно полную документальную основу для решения задач, поставленных в диссертации.
33