автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА
Специализированный Совет К 053.05.43. по теории научного социализма и коммунизма
На правах рукописи
ЗАУРБЕКОВА Лазира Расылхановна
УДК 1 МИ
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
(Методологический аспект)
Специальность 09.00.02. — теория научного социализма и коммунизма
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва —1991
Работа выполнена на кафедре социально-политических теорий Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Маслова А.Г.
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Мухтасипов М.М. кандидат философских наук, доцент Уразалиева Г.К. "
Ведущая организация: Московский государственный лингвистический университет, кафедра политологии.
Защита состоится "/~Г." 1991 г.
в.....часов на заседании Специализированного Совета
К.053.05.43. по теории научного социализма и коммунизма МГУ им. М.В.Ломоносова.
Адрес: 119899, Москва, Ленинские горьг, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, ауд. 2.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки МГУ /1-й корпус гуманитарных факультетов/.
Автореферат разослан ". {$7п. .ЧЬ . 1991 г.
Ученый секретарь Совета кандидат философских наук, доцент
Зимина Л.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Реальная практика общественной жизни в условиях многонационального государства всегда сопряжена с разрешением проблем, связанных с межнациональными отношениями. Но особую остроту эти проблемы приобретают в переломные для общества этапы его развития.
Динамика социального развития советского общества в целом определена действием таких принципов, положенных в основание политики перестройки, как отказ от господства командно-административных, централистских методов управления, выработка демократических форм социальной организации, предполагающих рост суверенности, различных субъектов общественной жизни.
Закономерным и необходимым следствием общего процесса демократизации общественной жизни становится рост национального самосознания национальных общностей. Он сопровождается усилением значимости фактора национально-культурной специфики, его возрастающим воздействием на различные стороны общественной жизни.
Одной из детерминант межличностного общения всегда является этнический фактор. Однако особенностью современного состояния общественной жизни является го, что при фокусировании общественного сознания на национальной проблематике роль этого фактора существенно усиливается. Резко возрастает значение национальной определенности общения. Процессы межличностного общения во всех сферах общественной жизни во все большей степени детер-.минируются особенностями, национальных культур, представленных в культурном потенциале субъектов общения. В связи с этим встает необходимость теоретического осмысления механизма культурной детерминации процессов межнационального общения.
Следует также подчеркнуть, что изменяются место и роль межнационального общения в общественной жизни. Вовлечение в сферу активной социальной деятельности широких масс находит одно из яаиболеа ярких своих выражений в консолидации национальных общностей. Происходит процесс быстрой политизации национального самосознания. Нации как новые полноценные субъекты политической жизни вступают во все более активное взаимодействие, что приводит к возрастанию социальной значимости процессов межнационального общения.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что конфликтность, нередко характеризующая состояние межнациональных отношений, часто обусловлена игнорированием культурной специфики в ходе социального строительства. Недоучет национально-культурного контекста приводил к усилению потенциальной напряженности межнациональных отношений.
Осознание значимости культурной детерминации процессов межнационального общения и практическое соотнесение способов социальной регуляции с особенностями национальных культур необходимо для отыскания возможностей предупреждения межнациональных конфликтов.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование, проблемы культуры межнационального общения имеет сравнительно недавнюю историю, где-то с конца 70-х годов. Сегодня анализ этой проблематики представлен работами И.И.Серовой, Т.Ю.Бурмистровой, О.А.Дмигриева, Л.И.Когаяа, Л.М.Дробижевой, И.К.Апине, Е.Л.Крач-ковской, К.Валанчюса в других. В них определяется предметная область исследования, даны основные методологические ориентиры изучения этой проблемы, выделены содержание самого понятия "культура межнационального общения", социальные функции этого
- 3 -
явления, факторы его формирования.
Существенным вкладом в методологическое обеспечение исследования культуры межнационального общения являются работы И.А. Ильяевой, А.А.Брудного, И.А.Попова,. Л.А.Кленова. В них дан теоретический анализ диалектической взаимообусловленности общения и культуры, соотнесенный с социальной природой этих феноменов.
Особенностью понимания культуры межнационального общения в имеющихся на настоящий момент работах является то, что культура межнационального общения напрямую связывалась с некоторым пред-' полагаемым идеалом. В содержание понятия включались только оцё* ночные характеристики, культура межнационального общения тракт«}' валась преимущественно на уровне, должного. Нормативный же аспект межнационального общения, соответствующий самой актуальной действительности практически оставался нерассмотренным. В этом контекста культура межнационального общения соотносилась преимущественно с моментами однородности функционирования национальных культур /единство экономического базиса, единство социально-* политической организации., элементы сходства в исторической памяти/ и основных спососЬв жизнедеятельности наций.
Проблеме специфичности культуры общения этноса посвящены работы этнографов Б.Х.Бгажнокова, А.К.Еайбурина, Е.Ф.Тарасова, А.Л.Топоркова. В них уже имеется разработанный инструментарий исследования. Появление в рамках этих исследований ряда новых дисциплин - этнографии речи, этнолингвистики, этносемиотики, эт-нопсихолингвистики и др. - свидетельствует о наметившейся тенденции к. междисциплинарному осмыслению этой проблемы. В результате стал возможным перенос в сферу этнографии общения элементов методологии семиотики и языкознания. Такое расширение методологической базы этнографии основывается на понимании норма-
тивных структур общения как определенных знаковых систем.
Актуальным является сопряжение результатов этнографии с общесоциологическим взглядом на проблему культуры межнационального общения.
Разработка проблемы культуры межнационального общения необходимым образом связана с анализом' национального самосознания, его статуса как неотъемлемого компонента жизнедеятельности нации, сущности и социальных функций. Этим проблемам посвящены работы А.Г.Агеева, Э.А.Еаграмова, Н.Д.Дкандильдина, А.Ф.Дашдамиро-ва, К.Н.Хабибуллина.
Осмысление проблемы национального самосознания в контексте общественной психологии дано в работах Ю.В.Арутюняна, А.П.Гад-жиева, В.П.Левковича, В.П.Паяковой, Г.В.Старовойтовой. Значение национальной принадлежности в общей структуре идентичности личности определено в работах А.Ф.Дашдамирова.
В то же время социально-философский анализ феномена национального самосознания был существенно обеднен господством социально-классового подхода к проблеме. Этот основной методологический изъян усугублялся отсутствием опоры на конкретный эмпирический материал. Теоретическая неадекватность выразилась в приписывании формационным параметрам нации доминирующего положения в структуре национального самосознания. В результате роль национального самосознания в общественной жизни оказалась значительно заниженной.
Весомые результаты в исследовании национального самосознания получены в этнографической науке. В работах М.В.Крюкова, Ю.В.Еромлея, К.В.Чистова, Г.В.Шедепова, В.И.Козлова и др. Национальное самосознание рассмотрено в качестве одного из признаков нации, выявлена его многокомпонентная структура, опреде-
лена объективная основа его формирования. Динамика развития национального самосознания получила свое осмысление в общем контексте социально-исторического развития наши. Были выявлены механизмы и закономерности усиления и спада национального самосознания на различных этапах национального развития.
Особенно плодотворным оказалось выявление и анализ различных компонентов национального самосознания. Определение социальных факторов, обусловливающих становление тех или иных компонентов национального самосознания,позволило рассмотреть проблему в предельно широком социально-политическом контексте. В этой связи следует прежде всего отметить работы М.В.Крюкова.
Современное состояние общественного сознания характеризуется острой реакцией на ситуацию в межнациональных отношениях, о чем свидетельствует и обилие журнальных и газетных публикаций, посвященных национальному вопросу. Особое внимание обращается на необходимость сосредоточения усилий общественности на выработка культуры межнационального общения, а его' требует разработки адекватного теоретического базиса исследования данной проблемы.
Цель и задачи исследования. В процессе анализа характера культурной детерминации межнационального общения в условиях роста национального самосознания потребовалось решить следующие задачи:
- проанализировать феномен роста национального самосознания в наличных социально-политических условиях;
- рассмотреть воздействие роста национального самосознания на формирование характера межнационального общения;
- выявить механизмы и закономерности культурной обусловленности межнационального общения;
- определить специфику культурной детерминации межнационального общения в условиях роста национального самосознания;.
- исследовать роль социально-политических, экономических и идеологических факторов в формировании культуры межнационального общения;
- показать основные способы социальной регуляции межнациональных отношений, учитывающие закономерности культурной детерминации. межнационального общения.
Научная новизна диссертации, и основные положения, выносимые на защиту» В диссертации, исследуются малоизученные аспекты межнационального общения. Дальнейшее углубление получает изучение проблемы культурной детерминации процессов межнационального общения, развертывающихся в условиях роста национального самосознания.
На защиту выносятся следующие положения:
- Рост национального самосознания в нашей страна обусловлен основными характеристиками наличной общественно-политической ситуации и прежде всего развертыванием демократических преобразований. Стремительный рост национального самосознания опережает ход демократических преобразований, что приводит к канализирова-нию социальной активности по национальному руслу, С этим во многом связана имеющаяся конфликтность в сфере межнационального общения.
- Рост национального самосознания означает выдвижение в центр общественного сознания момента национальной специфики. Это на всегда сопровождается прогрессивным изменением качественной стороны национального самосознания, т.е. повышением когнитивных элементов в его общей структуре. В социально-политической плоскости это приводит к возникновению фактора социальной нестабильности.
- Характер межнационального общения существенным образом детерминирован культурными особенностями субъектов общения. Взаимодействие различных, национально определенных систем регуляти-вов общения является одним из факторов формирования межнационального общения.
- Современный этап становления национального самосознания отмечен резким возрастанием значения национально-культурной специфики, что, в свою очередь, приводит к повышению роли этнокультурного фактора формирования межнационального общения.
- Сопряжение этнокультурных детерминант межнационального общения с действием факторов социально-политической среда определяет характер межнационального общения.
Теоретико-методологической и источниковеяческой основой диссертации является конкретно-исторический метод анализа социальных явлений. Исследование общественных процессов проведено в рамках марксистской парадигмы.
В работе осмыслены труды видных советских философов, социологов, психологов, этнографов, внесших вклад в изучение проблемы межнационального общения.
В работе использованы результаты социологических исследований различных сторон межнациональных отношений.
Научно-практическое значений работы заключается в непосредственном выходе на актуальные, проблемы межнациональных отношений. Полученные результаты могут быть использованы в реальной практике социального регулирования межнационального общения. Они также могут войти в состав методологической базы дальнейших исследований проблемы культуры межнационального общения. Материалы исследования способны найти свое применение, и в научно-педагогической работе при разработке спецкурсов, лекционных и
семинарских занятий по межнациональным отношениям.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования апробировались при проведении семинарских занятий по научному коммунизму, в лекционно-пропагандистской работе в трудовых коллективах, в выступлениях на методологическим семинаре кафедры, а также на региональной научной конференции "Актуальные проблемы интернационального воспитания и межнационального общения" /г.Алма-Ата, 1989/. Результаты работы отражены в трех научных публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЕАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показана степень ее разработанности, сформулированы цель и задачи исследования. Излагаются основные положения, составляющие новизну и практическую значимость диссертационной работы.
В первом разделе - "Специфика роста национального самосознания в СССР и проблемы межнациональных отношений . на современном этапе" - дала общая характеристика феномена роста национального самосознания; проанализированы конкретные формы его выраженная; выявлена их связь с динамикой развития межнациональных отношений.
В качестве методологической основы изучения роста национального самосознания приняты следующие посылки:
- национальное самосознание подвержено воздействию фактора социально-политической среда;
- национальное самосознаний' представляет собой многокомпонентное образование;
- национальное самосознание есть подвижная исторически меняющаяся реальность.
Своеобразие, социально-политической ситуации в стране определяется обновленческими процессами, протекающими в русле перестройки. Проводимые преобразования имеют своей конечной целью придание статуса полноправного субъекта общественной жизни различным социальным общностям, каждая из которых должна найти соответствующее ей место в общей динамике социальной жизни.
Рост национального самосознания - одно из проявлений общего процесса демократизации общественной жизни, активного включения в нее широких слоев населения. Позитивный смысл этого явления заключен в актуализации творческого потенциала каждой нации, ее культурного и хозяйственного опыта. Сам по себе рост национального самосознания не несет в себе источник конфликтности. Поэтому объяснение напряженности межнациональных отношений, сопровождающей это общественное явление, требует обращения к его широкому социально-политическому и историческому контексту. Причины конфликтности заключены в следующих моментах:
Пробуждение социальной активности, осознание индивидом своей социальной ценности и ответственности находится в противоречии с неразработанностью демократичёских форм общественной жизни. На социологическом уровне это обнаруживается в отсутствии референтных групп, с которыми личность могла бы ассоциировать себя^. Такая неразвитость социальной сферы обусловлена длительным господством административно-командных методов ее регулирова-
'I. См.: 1^сейнов Г.Ч., Драгунский Д.В. Национальный вопрос: попытка решения // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С.45.
ния. В результате в новых общественно-политических условиях произошло «анализирование социальной активности по национальному руслу. С этим связана напряженность национального чувства, аффектирование. национального компонента в общей структуре социальной идентичности личности.
С другой стороны, "силовые", чисто административные методы социальной политики, впрямую отразились на сфере национальной жизни и межнациональных отношений. В историческое самосознание наций оказался включенным значительный объем негативного опыта, явившегося результатом этой политики.
Именно сопряжение энергии национального самочувствия, "взрыва этничности", с одной стороны, и негативного опыта прежней национальной политики, с другой стороны, явилось причиной кон&ликгности межнациональных отношений. Недоучет или игнорирование национальной специфики породили ситуации, которые следует расценивать как тяжелый урок. В связи с этим в работе дан анализ реальности национального самосознания, ранее трактовавшегося как чистый коррелят социального.
Национальное самосознание выступает в качестве сущностного лрпзнаиа национальной общности, представляющего собой сложную многокомпонентную структуру. Важнейшими элементами этой структуры являются национальная идентификация, историческая память, территориальная и культурная общности, язык и т.д. Подвижность национального самосознания обусловливает.историческую изменчивость его актуального содержания, активность того или иного компонента.
Среди компонентов национального самосознания выделяется национальная идентификация, "ответственная" за единство национальной идентичности личности и придающая другим компонентам
национального самосознания, таким, как языковой, культурный, территориальный и т.д. характер ценностей.
Структура национальной идентичности личности воспроизводит структуру национального самосознания на уровне общности. Существенное различие между ними состоит в том, что самосознание национальной общности не является "данностью", а имеет подвижный характер, меняясь вместе с ходом исторической жизни нации. На каждом этапе исторического развития формируется соответствующий этому этапу образ своего "Я". Интериоризация этого образа является основой складывания национальной идентичности личности.
Рост национального самосознания в индивидуальном сознании обнаруживается как тенденция к доминированию в нем национальных мотивов, сдвиг национальной идентичности к центру личностного самосознания. Реалии трудовой, общественной и бытовой сфер жизни человека начинают рассматриваться сквозь призму национального своеобразия. Это приводит к активизации всех или нескольких компонентов национального самосознания, обычно происходящей в ситуации резкого надлома жизни нации.
Степень активизации того или иного компонента национального самосознания может быть различной. Она связана с выдвижением того или иного национального интереса в эпицентр общественного сознания. Внутренняя динамика национального самосознания зависит от ряда социально-экономических условий, поскольку "сами зоны актуализации национальных интересов исторически подвижны, исторически относительно быстро могут меняться, ибо всегда обусловлены социальными интересами"*.
I. См.: Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. -1985.5. - С.12.
- 12 -
Сосредоточение общественного сознания на том или ином компоненте национального самосознания означает, что этот компонент призван сыграть роль этноконсолидирующего фактора. В этой связи в работе рассматривается функционирование в общественном сознании идеи национального государства. Актуализация идеи государственного суверенитета оказывается наиболее интенсивной тогда, когда в историческую память нации входит представление, о национальном государстве. Активизации этого компонента национального.самосознания благоприятствует конституционно закрепленное право на самоопределение союзных республик, вплоть до полного отделения.
В работе рассмотрена также эффективность актуализации национальной специфики в сфере хозяйственной жизни. Наиболее полноценно традиционный опыт и национальные культурно-ценностные ориентации могут быть задействованы в рамках кооперативного движения. Но и в условиях государственной формы собственности возможен действенный учет национальной специфики. Особо следует подчеркнуть эффективность включения культурно-ценностных ориентации в сферу управления производством, корректировки его с учетом национально-психологических особенностей восприятия трудового процесса.
Рассмотрено также этноконсолидирующее значение и других компонентов национального самосознания; территориального, этнокультурного, языкового.
В работе дан анализ проблем соотношения национального самосознания личности и осознания своей принадлежности к более широкой социальной общности - советскому народу. Характер взаимодействия этнических и метаэтнических элементов в самосознании личности и в самосознании национальной общности связывается ав-тогом с развитостью в национальном самосознании познавательных
начал, направленных как на инонациональную среду, так и на генезис своих собственных культурных форм. Предложенная по этому признаку уровневая дифференциация развития национального самосознания исходит из методологической предпосылки, что наряду с подвижностью национального самосознания другой сущностной его характеристикой является отражение в нем жизни других наций, фиксирующееся в представлениях об инонациональных способах освоения действительности.
Национально-особенное регистрируется уже на самом низшем уровне национального самосознания. На этом исходном урозне национальное самосознание имеет преимущественно эмоциональный, прими-гивизированный в интеллектуальном плаче характер. Национально-окрашенные характеристики воспринимаются здесь как "данность", обладающая абсолютно непререкаемым авторитетом. На этом уровне' национальное самосознание полностью погружено в стихию собственной, актуально протекающей национальной жизни и в наименьшей степени несет на себе груз представлений об инонациональных жизненных формах. Самовыделение этноса в данном случае основывается на противопоставлении "мы-сни", приобретающего абсолютный характер.
Дистанцированноеть по отношению к собственным национальным особенностям становится возможной, когда в ситуации контакта с представителями иной национальности происходит выявление установок, лежащих в основании их поведения и ценностных ориентации. Противопоставление, "мы-они" утрачивает сеой абсолютный характер.
Зще больаей интеллектуализации национальное самосознание достигает тогда, когда его способность к рефлексии оказывается направленной на факт исторического становления собственных *орм, го есть на постижение своей историчности. На этом уровне национально-особенное подвергается целостному осглысленив.
- 14 -
Связанность наций в единый государственный организм в наи' большей степени способствует взаимопроникновению культур. Социально-политическая общность, а также общность исторической судьбы объективно предполагает возрастание когнитивных элементов национального самосознания, то есть переход его на более высокий уровень.
Такое видение динамики развития' национального самосознания используется автором для разрешения двух главных задач: объяснения случаев конфликтности национального и общесоветского и выявления исторических и социально-политических условий, при которых возможно, их органическое соединение в пределах национального самосознания. Отмечается, что к числу таких условий относятся, в частности, развитая социальная структура нации, свободное развитие национальной культуры и т.д.
Наличие деструктивных форм процессов национального возрождения связывается автором с исторически объяснимой неразвитостью когнитивной составляющей национального самосознания.
Второй раздел работы - "Межнациональное общение как Феномен культуры" - посвящен анализу механизмов этнокультурной детерминации общения. Основной темой этого раздела является выявление способов вхождения культурной специфики в систему регулятивов общения, а также проблемная область, связанная со взаимодействием различных, национально определенных систем регулятивов.
Основной методологической предпосылкой, принимаемой в данном разделе, является тезио о культурной, обусловленности общения.
Поскольку, понятие "межнациональное общение" является видовым по отношению к родовому понятию "общение", то в работе дана общая характеристика феномена общения.' В марксистской философии общение рассматривается как личностная персонифицированная форма
существования общественных отношений. Исходные методологические установки анализа феномена общения, его общественной значимости и характера социальных функций заданы положениями марксизма об общественной природе человеческой сущности. В общении происходит формирование самой человеческой личности, не существующей до и помимо общения. Понятия "личность" и "общение" соотносятся в своих самых глубинных основных характеристиках, так как способом и сущностью бытия личности являются ее всесторонние связи с другими людьми.
В го же время общение, как специфическая форма субъект-субъектного отношения, имеет-своим результатом не только формирование отдельной личности. В процессе общения формируется также совокупный субъект деятельности: социальная группа, класс, национальная общность, общество в целом.
Установление диалектической взаимосвязи общения и общественных отношений является основой для понимания общения как феномена культуры. При этом следует выделить два различных,, хотя и взаимосвязанных аспекта. Во-первых, общение' как процесс взаимодействия между людьми подчинено системе регулятивов, принадлежа- , щих культуре; тем самым общение есть одна из сторон воспроизводства культуры. Во-вторых, само производство культурных ценностей происходит в процессе общения, либо необходимым образом с ним связано - в нем они закрепляются и приобретают социально значимый статус.
В актах межнационального общения происходит взаимодействие нормативных систем, принадлежащих различным национальным культурам. Следовательно, специфика межнационального общения во многом определяется спецификой внутринационального общения. Анализ своеобразия национальных культур общения проводится в работе в
- 16 -
контексте общей проблемы природы национально-особенного. Б связи с этим обозначены два возможных плана рассмотрения национальной культуры, что, в свою очередь, связано с диахронным и синхронным аспектами ее единства. Процесс абстрагирования, выражающийся в выделении каждого из этих аспектов, приводит к рассмотрению национальной культуры, соответственно, как локальной, и как представительнице общего типа культуры*. Если в первом случае абстрагирование затрагивает формационные параметры культуры, то во втором отвлекаются от момента ее уникальности, обусловленного своеобразием пути ее исторического развития.
Такое двухаспектное понимание сущности национальной культуры приводит к выводу, что категории "общее" и "особенное" применимы ко всему пространству национальной культуры. Национальная специфика проявлена на всем его протяжении. Однако степень этой проявленности может быть различной. Она варьируется в широких пределах: от максимального уровня в тех фрагментах культуры, которые сопряжены с традиционными ее элементами, до минимального -в тех культурных зонах, которые наиболее тесно связаны со сферой современного машинного производства. Соответственно этому степень ориентированности общения на специфические его формы во многом зависит от той зоны культуры, с которой процесс общения соотнесен.
Для научного анализа культуры общения имеется разработанный понятийный аппарат. Исходной точкой для него, является понятие стереотипа. Особенностью стандарта общения, как одного из видов стереотцпизирсванного поведения, является его явно выражен-
I. См.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. -М., 1985. - С.198-199.
ная культурная основа. Стандарт общения есть элемент культуры общения. С другой стороны, стандарт предстает как предрасположенность к определенному способу общения в определенной социальной ситуации, то есть как установка* Эта предрасположенность обладает различной степенью императивнооти, в зависимости от того, насколько консервативна та область социального пространства, в которой развертывается коммуникативный акт. Таким образом, для адекватного понимания роли специфики стандартов в межнациональном общении следует учитывать как различие рецептов поведения в однородных социальных ситуациях, так и неодинаковость степени традиционализированности одной и той же области общественной жизни, в различных национальных культурах.
Стандарт общения всегда сопряжен с некоторой совокупностью социально значимых фактов, являющихся атрибутами общения. Они образуют некоторый социальный фон, предполагающий определенный стандарт общения. В число этих фактов входят различные /социальные, половозрастные и т.д./ характеристики субъектов общения, параметры социальной и пространственно-временной локализации контакта. Такое единство социальных условий и поведенческих стандартов позволяет говорить о том, что здесь "мы имеем дело с фрагментом целостного отражения социальной ситуации взаимодействия"1.
Стандарты и атрибуты общения являются основными понятиями, применяемыми при анализе национальной специфики культуры общения. Важно подчеркнуть, что культурные детерминанты норм обще-
I. Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура /к определению предмета этнографии общения/. // Советская этнография. - 1978. - Л 5. - С.6. .
ния имеют характер ценностей. Таким образом, нормативный аспект культуры общения неразрывно связан с ее оценочным аспектом. Ценностный характер норм общения особенно явно проступает в ситуации межнационального контакта. Иерархия набора ценностей, характерная для той или иной системы норм общения, может быть существенно различной.
Момент различия нормативных систем чрезвычайно важен для уяснения характера формирования межнационального общения. Он может создавать определенные трудности для взаимопонимания. В го же время противостояние систем регулятивов не является абсолютным и устранение конфликта между ниш может быть результатом либо коррекции нормативной сферы, либо ее дополнения. В последнем случае к нормам, регулирующим общение внутри национальной общности, прибавляются новые формы, обслуживающие общение с представителями, другой нации.
Общение обычно "дифференцируется по признак использования в нем языка. Различаются вербальные и невербальные виды общения. При всем своем отличии от языка, регулятивы невербального общения также имеют знаковую природу. При соотнесении с нормативной структурой общения может быть выявлена культурная обусловленность невербальных коммуникативных актов. Поведенческие жесты всегда нагружены определенными культурными значениями. Таким образом, невербальное, также как и вербальное общение, состоит в передаче и рецепции социально значимой информации, а, следовательно, предполагает определенный уровень осведомленности. Сами поведенческие жесты, явл/рздиеся единицами невербального общения, проявляют сЯвои значения только в определенной социальной среде.
Национальная специфика на уровне вербального общения проявлена еще болва' рельефно, так как язык сопряжен с особенностями
культурно-исторической памяти нации. Актуализация смыслового потенциала той или иной единицы языка совершается в пределах конкретной практической ситуации, и ею обусловлена.
Реальный социальный контекст употребления высказывания, являющийся частным случаем атрибута общения, определяет ту часть его смыслового объема, которая релевантна данному коммуникативному акту. Эти контексты, или все атрибуты общения имеют национальную специфику. Поэтому иноэтнофор, вступающий в контакт с представителем другой этнической группы и пользующийся при этом языком, который для последнего является родным, стоит перед необходимостью знания культурно-исторических реалий, включающихся в смысловую наполненность выражений этого языка, и, в неменьшей степени, ориентированностью в социальных ситуациях, актуализирующих эти смыслы. Однако эти трудности не являются абсолютной преградой для взаимопонимания. Аккумулирование в языке широких пластов культурно-исторической памяти является предпосылкой того, что в ходе межнационального общения может совершаться прирост совокупной культуры общества в целом.
Кроме языковой специфики, связанной с лексическим уровнем языка, в работе рассмотрена также специфика, обусловленная его грамматическим строем. Проанализирована так называемая концепция лингвистической относительности, утверждающая детерминированность мышления и поведения грамматикой языка. Отмечено, что язык предрасполагает к некоторым формам мышления и поведения, но не предопределяет их.
В заключении раздела дан анализ роли этностереотипов в формировании межнационального общения. Зти элементы национальной психологии являются образами, фиксирующими в себе опыт контактирования с другими нациями и задающими установки для новых коя-
тактов. Отмечено, что структура этностереотипов выявляется при анализе их перцептивной оценочной и регулятивной функции. Они соответствуют различным моментам единого процесса ориентации личности в инонациональной среде,
Р третьем разделе - "Проблема регулирования межнационального общения в срциально-политической практике" - осуществлен анализ характера этнокультурной детерминации межнационального общения в конкретном социально-политическом контексте. !
Поскольку этностереотипы выступают в качестве формообразующих элементов регулятивных систем, то их функционирование во многом предопределяет межнациональное общение, Этностереотипы исторически подвижны. Оценочный и регулятивный компоненты этностереотипов характеризуют их как формы реагирования на,инонациональную среду. Качественное различив этих форм„ их значительная трансформация в хода исторического развития позволяет сделать вывод о том, что этностереотипы подвержены воздействию не одних только культурных детерминант. Динамика развития этностереотипов обусловлена действием как этнических, так и внеэтнических факторов.
На характер межнационального общения в современной ситуации, заметно влияет происходящий в общественном сознании процесс актуализации. исторической памяти. Особенности современного этапа рвота национального самосознания обусловили формирование искаженной и чрезмерно упрощенной картины реальных событий. Это обстоятельство есть один из моментов общего явления неполноты исторического знания, в той форме, в какой оно функционирует в сознании масо. Усеченность исторического самосознания касается, в част-йооти, опыта взаимодействия нации, с другими народами. Позитивные элементы этого опыта часто оказываются' в геяи„ в то время как внимание к его негативной части резко возрастает.
- 21 -
Наличие разрывов в историческим самосознания во многом является результатом проведения социальных мероприятий, на учитывающих особенности функционирования национальных культур и препятствующих процессу их воспроизводства. В свою очередь это дагахъ следствием общей теоретической неразработанности национального вопроса, а именно недостаточного понимания целостности национальной культуры.
Недоучет или просто игнорирование, момента целостности национальной культуры как в ее синхронном, гак и в диахронном, т.е. историческом аспектах, привели, в частности, к ошибочной интерпретации национально-культурной традиции. Ее "позитивные" элементы искусственно противопоставлялись "негативным". Тем самым произошла утрата "важного инструмента понимания целостности национальной жизни"1.
Учет национальных особенностей» элементов традиционной культуры, характеристики национальной психологии может многое - объяснить в функционировании, ряда социальных институтов, а они не должны оставаться без внимания при. реализации конкретных социальных программ. Различие в социально-экономических и культурно-этнических предпосылках ставит вопрос о вариативности путей социально-экономического развития.
Существовавшая практика экономического, социального и культурного строительства фактически исходила из безусловного приоритета интересов тех или иных единиц макроуровня общественной жизни. Нувды отдельного города, республикиг нации отступили на второй план рядом с союзными потребностями, интересами центральных ведомств. В этой связи в работе аяализиру-
I. Философские проблемы теории и практики национальных отношений при социализме! Круглый стол // Вопросы философии. -1988. - № 9. - С.66.
ется воздействие на межнациональные отношения миграционных процессов, связанных в конечном счете с экстенсивным характером экономического- развития. Игнорирование социальной базы, исторически сложившихся условий национальной жизни, имевшее место при реализации ряда крупномасштабных экономических проектов, таких как. ускоренное индустриальное развитие Прибалтики или освоение целинных земель Казахстана, заключало в себе угрозу искажения культурной традиции., вело к разрушению устойчивых социальных связей. |
Нарастание межнациональной напряженности происходит сегодня и вокруг языковых проблем. Национальные языки всегда выполняли консолидирующую роль, и эта их функция становится особенно важной в период роста национального самосознания.
Б работе подробно проанализирована проблемная область, связанная с нынешним состоянием национальных языков. Важность такого* анализа в общем контексте работы связывается с тем, что такие сюжеты нак характер функционирования национальных языков, место языка межнационального общения в общественной жизни, проблема двуязычия прямо соотносится с характером межнационального общения. Вопрос рассмотрен в исторической ретроспективе. Несмотря на значительные успехи в развитии национальных языков, достигнутых в послереволюционный период, искажение ленинских принципов национальной политики затронуло также и сферу национально-языкового строительства. Многие "неперспективные" языки изымались. из социально значимых сфер жизни. К концу 30-х годов начинается сворачивание преподавания ряда национальных языков. В 'последующие десятилетия административно-командной системы в решении языковых проблем основной упор был сделан на расширении, общественных функций русского языка. Анализ широкого массива
данных социологических исследований позволяет обосновать вывод, что результатом неверных установок в области языковой политики стало фактическое вытеснение многих национальных языков из сферы активного общественного использования. Замыкание языка в узкие бытовые рамки представляет собой угрозу самому существованию языка. В положении национального языка отразилось все многообразие национальных проблем. Среди факторов, определяющих характер функционирования языка, важнейшими являются принятое ныне административно-территориальное деление, типология государственных образований, социальная структура нации, демографическая ситуация того или иного региона.
В последние годы сложился новый важный фактор формирования характера межнационального общения. Таким фактором является деятельность целых социальных групп, организованных в неформальные объединения. Зги объединения выступают во главе массовых национальных движений и берут на себя ответственность за реализацию национальных интересов. В работе отмечается закономерность складывания такого инструмента общественной жизни. В то же время автор обращает внимание на то, что прямое противостояние этих объединений официальным структурам власти способствует эскалации межнациональной напряженности.
В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, намечаются перспективные направления работы над проблемой.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
I. Проблемы межнационального общения в условиях роста национального самосознания // Актуальные проблемы интернационального воспитания и межнационального общения. - Алла-Ата,
1989. - 0,25 п.л.
' 2. Межнациональное общение:, особенности реализации на современном этапе // Философия:, прошлое, настоящее; и будущее. -Фрунзе, 1989. - 0,3 п.л, /в соавторстве/. 3. Роль этнокультурных факторов в формировании и развитии социальной активности женщин // Перестройка социально-экономической жизни Киргизской ССР и. задачи социологии. - Фрунзе,
1990. - 0,3 п.л. /в соавторстве/.
Подл, в печ. 10.01.91 г. Тираж 80 экз. Заказ М 307 Централизованная типография ГА "Союзстройматериалов"