автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Формирование "Мысли народной" в творчестве Л. Н. Толстого 1950-х - начала 1960-х годов: движение к эпосу
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование "Мысли народной" в творчестве Л. Н. Толстого 1950-х - начала 1960-х годов: движение к эпосу"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ }ГО:ЖТ РСФСР ПО ДЕЛАН НАУКИ И БЬ'СККЛ ЁКОЛЫ
УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАЫЙЙ ШЗУДАРСТВБ«5Ий УНИВЕРСИТЕТ им. А.ГОРЬКО ГО
íía .травах рукописи
УДК 882-bl
'¿"COJIOííA Етсиа Александровна
£ОР1,ИРОБЛШЗ "ЖСЛМ НАРОДШЛ" В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО 1850-Х - НАЧ/ЧА 1860-Х ГОДОВ: ДВЖШЕ К ЭПОСУ
Специальность 10.01-01 - русская литература
Автореферат диссертации Fia соискание упаной степени кандидата филологических- наук
Свердловск - 1991
Работа выполнена в Уральском ордена Трудового Красного 3: меш госудаоствешом университете им.А.М.Горького ка кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета.
Научный руководитель Официальные оппоненты
Ведущее учревдсние
- доктор филологических наук, профессор Г.К.Щенкиков
- доктор филологических наук, профессор Я.С.Вкдинкис;
•• канД'/тдат филологических наук, доцент Т.В,Захарова.
- С в орд яогскии ордена Знак Початг г осударственный педагогический институт
Защчта состоится ,-ЫСС^ТС^-- ¡991 г. в Н-Юь
на заседании специализированного совета Д 063.78.С8 по прие;,':г^ нив ученой степени доктора филологических наук при Уральском о дема Трудового Красного Знамени государственном университете и ни Л.М.Горького (020063, г.Свердловск, К-03, пр.Ленина, 51, комната 24В).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского государственного университета'им.Л.М.Горького.
Автореферат разослан " / " 1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических наук, профессор
((]. Н. А. Купина
ОБЩ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТА
Актуальность темы исследования. В эпическом подход.э Толсто-'0 к действительности, в эпическом мироотраженпи - новаторство мсателя, проявление сути его тгарчестза. Истоки "ЗоЯны я 1/ира" -| произведениях Толстого 1850 - качала 1860-х годов: здесь идет юрыироЕание "мысли народной" возникают открытия, которие обус-овили и отчэ.сти даие предвосхитиж решение аналогичных проблем романе-эпопее 'а также в последующем творчестве художника). В го рантах произведениях возникая? эпические замыслы, рождается оплощзнн&я в "Войне и мире" концепция многоликого и многомзрно-о народа, определяется основа эпического единения людей, идет ыработка эпического стиля. Первое десятилетие творчества Толс-ого есть этап самоопределения эпического таланта; изучение его эроманного наследия должно представлять анализ становления пи-ателп, исследование эволюции его художественного мыллекия и по-тихи на пути эпического воссоздания жизни.
Степень разработанности проблемы.. Проблема эпической направ-знности творчества Толстого фрагментарно представлена в рабо-IX, посвященных анализу мировоззрения писателя. К ним следует гнести труды М. де-Вогюэ, Л.Е.Оболенского, Ф.П.Преображенокого, • Неведомского, Л.Аксельрод-Ортодокса, Р. Люксембург, Б.М.ЭЯхен-1ума, Г.Я.Галаган, П.П.Громова, И.П.Егоровой, А.К.Ислямовой, .В.Краснова, Е.Н.КупреяновоЙ, Ю.М.Лотмана, И.В.Чупрнны и др.
. Ряд литературоведов, рассматривая эволюцию мастерства Толсто пне непосредственной связи с эпосом, по сути говорят об 1ическом начало его произведений. Таковыми являются исследова-т Б.М.Эйхенбаума, П.П.Громова, Е.Н.Купреяновой. Работа Б.И, рсова, М.Б.Храпченко и Р.Янчулевой, посвященные преим„чцестзен-1 вопросам эпоса, затрагивают частные аспекты эпического н ран-м творчестве Толстого.
Глубинное постижение эпического в произведениях писателя ©исходит при зыявлении принципов изображения Народа, Подобный алия проведен в трудах Н.В.Болдырева, В.А.Громова, Б.А.%рова, И.Кулешова, Н.П.Лощинина, В.М.Малинко веко го, Т.К.Науменко, И.Парахина, Р.С.Спивак, А.Г.Цейтлина и др.
Изучению роли автора-повествователя в творчестве Толстого свячены работы Е.А.Грузинского, Н.В.Артемьевой, Т.С.Карловой,
Г.Б.Курлявдс.той, С.И.Леушезой, Л.А,Нестерзнко, Н.В..Члнолаезой и др.
Попытки вскрыть специфику универсального типа худокестзен-ного кьшлешя Толстого сдилана б исследованиях Б.М.Эйхенбаума, З.В. Кухича, В.Г.Одинокова.
Несмотря на разноплановый анализ наследия Толстого, многие вопросы движения ;с эпосу в его ранних произведениях остались нз-исследовашку.и или требуют уточнения и переосмысления.
Цель лис.ссгт'.'.цмоняой гэтботы расскотрз?ь цельный ;; сксуекмгё характер эволюции "мысли народной" в тзорчостзе Толстого 1650 -качала 1360-х годов в направления ©лического воспроизведения дай' ствителькости. Данная цель мог.ег быть конхрзжз'лросака в следующих зацаух:
- определить новую концепцию эпического в трилогии;
. - уточнить эпическое начало в кавказских рассказах и Севастопольском цикле:
- рассмотреть вза;1;.:оогко;лежя интеллектуального героя с народом и выявить объединяющее общенациональное начало в »¡ирной жизни;
- исследовать наиболее значимые я наименее изученные аспекты изменения поэтики произведений в плане детерминации эпическим сознанием: изображение народа и народного быта, соотношение исторического и эпического та стаетно-комлозиционном уровне. '
Литературоведческой методологией диссертации являются принципы исгоркко-тшологического и системно-типологического рассмотрения литературного процесса и творчества отдельного, писателя.
Научная новизна работы состоит в раскрытии закономерной,логики развития эпического мышления Толстого, в выявлении принципиальных этапов постижения и освоения "шели народней".
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:
- Николенька Иртекьев становится своего рода проекцией взросления человечества, иццивиду&льнейшин гпепком всеобщего развития человеческой мысли, и в этом тш он герой эпического масштаба; новая концепция эпического оказывается сознанием новой эпохи, формирующимся под воздействием крупнейших идеологических открытий, идейных, религиозных, художественных течений времени;
- в "Севастополе з декабре" эпическое интегральное чапало 1ревраа;гв? всех защитников города в высоких эпических гер?ез;
з "Севастополе в пае" ставится проблема несоответствия человека -.ысоки;.! опипсским образцам .1 критерия сценки человека; в "Севастополе и августе" покапана сложность внутреннего развития чело-зека, приходящего - вопреки склгдып'ата^мся обстоятельств) . г< эпическому мироотношеняя, которое по епоеП сило и сп.<;.чизак[;ему телу Солее весомое, чем в первом очерке: моральная нолой-глс::-юсть лядеХ, тертшцж фоиадахое пораг.онне, - залог высглэго общенационального единения ради свобода род'лны;
- Толстой развеичивает попытки интеллектуального героя экс-.еримектиросать на народной жизнй к приводит его к кеобходимос-и сопряжения своего "я" с рядом нравственных норм коллектива;
:о пока писатель но видит конкретных путей обретения этого еди-ения; выявляя предпосылки субстанциональной связи с "мы", Тол-тоЯ переводит проблему устойчивых и характерологических черт л лан общечеловеческий; объединяющее все сословия начало увсли-иваотся» следовательно, возрастает возможность взаимопонимания эдей; я творчестве Толстого начала 1850-х годов при изображении хтриархального крестьянства формируется локальная модель "долгого" мироздания, которую в романэ-эпопеа писатель экстраполи-гет на все человечество;
-- б плане изображения психологии народа творчество Толсто> вплоть до "Утра помещика" представляет качественную перера->тку традиций натуральной гаколы, а "Казаки" и "Погикушка" - по-!тку совместить психологические и алсихологизиро ванные пршадя-I изображения, что приводит к стереоскопическому воссоздании ¡йстзчтэльности и является предтечей эпических полотен; в '"Тине и Маланье" и "Идиллии" преимущественное значение гоиобре-ют эпсихологизированше принципы описания народа; "Отрывки ссказов из деревенской жизни" - необходимое звено перехода к симилированным приемам воплощения "шели ¡-ародной" в "Войне и ро";
- Толстой идет от ятнографического изображения всех оссбе.ч-стей быта мужиков российской деревни, от социальной характв-яогии бытовы< реалий к этнологии, к воссозданию бытия народа;
- з "Касаках" историческое подчинено эпическому; художник
г-,
возводит все, в том числе и скшегно-комлозиционную систему, к детерминации эпическим сознанием;
- этьлы творческого становления Толстого, его поэтики представляют своеобразную триаду: "утверждение" - "отрицание" "синтез"; через наследование и творческую переработку, поиск иных путей мироотражения и создаете своей принципиально новой структуры писатель осваивает любо Л материал, любые .'судокест-венные принципы изображения действительности, причем - в зависимости от решения конкретных идсЧно-художрственных вопросов -этап "утверждения" проявляется в трилогии (при конструировании внесословного характера), в "Севастополе э декабре" (эпическое интегрирующее начало), в "Утрз пометика" (психологические пркн ципы изображения народа), в "Казаках" (решение проблемы подчинения человека эпосу); соответственно, этап "отрицания" кокет Лыть и в "Севастополе в пае", и в последующих произведениях художника вплоть до "Идиллии"; "Отрывки рассказов из деревенской яиэь'и" - переходное звено от "отрицания" к "синтезу"; этап "синтеза" воплощен в "Войне и мире".
Научно-практическая значимость работы. Полученные ь работе результаты могут быть использованы при подготовке лекционных и специальных курсов по поэтике Толстого, а также при изучении дальнейшего развития эпических жанров.
Апробация диссертация. Основные выводы и разделы диссор- • тации были обсуждены на научных конференциях: "Проблема худо-, жертвенности и анализ литературного произведения (в вузе и школе)" (Пермь, 1989); "Форма и содержание в языке, фольклоре и литературе" (Свердловск, 1909); "Проолемы современной филологии и некоторые тенденции развития филологического образования' (Барнаул, 1990); "Проблема характера в литературе" (Челябинск, 1990).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения! двух глав, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 189 страницах, список литературы включает 333 наименования.
ССЮЕГСЗ ГОД/ГОЛККЗ РАБОТ!:
Во введен';1,: обсс/:^ -пг-отс: а::?у?яьасст,ь тога;, ре'лс:-; гл>\ си-¡пе?озр.т.1'лес:-:кх проблем: суть зпхчоскогэ и.:розтг;'..
рассмотрено рэ»гии>о к^т: рюпогпднсето й продг;.:.к,.у.с
эпического, дано огродолен'гг: пек:?;:;, "г'-.'сль тельнэ г творчеству Толстого.
У Толстого "глсл;-. ::ародн=л" г.к;^": слсду::::;:.
Т) лонкугняе и-обхс -тле?-: о с~г.у.-г:.:;: п пз-
роепкеленнз с с-т::>: позиций ;сс:-: су^хсткгч свлзсЯ бь:л:'.я; гэние сстсстгонксс:'?;! кг:: крхгзрня .^нрозтке'иекн;; и сг^рэде-
дегае субста!";;:о:с,лг;;;эга ебцега.'/хоп—пного :-!с"лла; нлхог;;-»««© роальшх бозкозекост-зй для обцен^'.онз.тьюго сд'/.нзжя к«л. э эоек-пей, тг.\- :: тз миркзй :~:ггл; ^.работху «;у:кьг< кр::-гер;:оз о;:-зыц;:о-
т.гзпг и еле-озл;•::■; рлеггирчк;:.* хс-ракторзлолг-ес:-?^ одюрод:эсте героев, прг.вздоки» у.х :< едкно;^ э&декэдлюклль!шу ггразственпо-:: .ихолсг;:~сс:;о:.:у оь."-£-на?«а5; о?.-:&г л:-одеГ: лг;,?;.::^?;:-роракного сословия с-? сослс^:г:х уст.а.чсзок; сспр:-;;.:ен:'.о "л"
иггтеллектуалького гэрок, ого г'-.сокпх личноелкх искагаЯ с крз.з-ствен:-кми норма;.;;! коллектива и го вез?, современной с:.?/ опохоГ: в сз разнообразных проявлениях; объединение герс :-б на печзе обцо-национьлького идеала;
2) выработку эпического стиля.
Далее во введении осг»кгде?с< степень разработанности тэ:-зт исследования, определяются задач,-: к методологическая основа работы, обосновываете., ее структура.
В первой глазе "Развитие эпических за?.:ыслоУ рг .снатризаот-ся преломление и доминирование миросозерцание и духи народа в идейю-худокестьзкнэй проблематике произведений, становление системы знаний, соответствующих эпическому мироотргженпю.
В § I "Истоки новой концепции эпического в трилогии" анализируется сопряжение романной и эпической тенденций при создании характера Николеньки Кргеньева, что проявляется в напряженных размышлениях героя о :ех сущностных связях бытия, з его доверии к миру, осознании себя органической частью вселенной. Толстой как основу общеродового понимает то, что связывает всех людей в их естественной склонности и проявлениях; носителем этого о"передового становится Николенька; отсюда - его потреби90?ь ро рнесоцк-
альюм равенстве, в гармонии •• целил миром. Ко открывающийся Ни-коленькз мир оназывается дисгармоничен. Чтобы сберечь . нстинкти-зное чувство любви ко всему мироздании в эпоху всеобщего обосоо-ления "я" о? "мы", человеку необходимо иметь четкие нравственные ориентиры, руководствоваться ляэкоутвер.гщавщеЯ идеей братства и единения. Внутреннюю опору для реализации этой идеи человек находи? в среде, где властвует привычна кить по народной аксиоматике; поэтому ¡¡иколеньку влечет к народу и героям с внесословным характером. В работе отмечено, что Толстой, ставя проблему меж-сссдовкдс взаимоотношений и во ""'о обогащений, раскрывает в Нико-леньке развитие центростремительной тенденции, желание чувствовать себя "^человеком. В поисках своего "я" герой "примеряет" все модели мироотночоний, отвергает чуете и синтезирует различите полсжитель;.ые аспекты разнонаправленных тенденций современности, стремясь к сопряжению исгсоннкх общечеловеческих ценностей с потребюслдж интеллектуально развитой личности свое, о времени.
В 5 2 "Становление эпоса в кавказских асскс.зах и Севастопольском цикле" дкесертанг доказывает, что в этих произведениях Толстой больше занят поиском и обретение:,! гармонии, чем исследованием храбрости, героизма, воинского педзига; в работе рассмотрено, как происходит приобщение "я" к "ль:" на национально-героической основе.
В "Набеге" Толстой, сопоставляя противоположные позиции героев, пытается понять особенности русского национального харак-• тара и дать оценку русскому человеку, соответствующую духу русского народа. Писатель открывает м' бо. ыпе всего ценит в русском простоту и спокойствие, доброту, открытость людям, бесхитростность, естественность. Ь диссертации показано, как в "Набеге'.' формируется всеобъемлюцее надличностное сознание эпического автора, идудего к постижении'народной оценки всего сущего и решающего именно с этой точки зрения кардинальные вопросы яшзни и смарай.
Толстой осуждает войну с позиций этико-философских, утверждает преступность войны как.таковой. Принцип контрастного изо-брог.ения жизни природы и войны становится основополагающим в поэтике "Набега". Мысль о необходимости естественной жизни начинает скрепляет и заканчивает рассказ; человек только тогда об-
ретет счастье, когда будет инь согласно ¡законам природ'?:, - таков главшЗ -ывод порзсго про:!п?сдйк;:я худомккк& о .ьоккз.
3 "Рубке лсса" Толсто", стрсьаигя очорт'/.ть оснэзше русского к „д'.юн-иглиого хар^.г. л¿реос^слкть с тсч:■::: ореыа; эпического «гяяеюи! его цолшсл-ге свойства, пошть дед»,.-« вообще и человека кап индивидуальность, выявись соц/.е психолопкес-закона, которые" буру? лр&к£.гкгься ¡» Шиздэюв; каждого конкретного героя и управлять д-з ист лмд разлкчгазс вярских групп людей.
При анализе лоГ'.пси гюз:шз:я Толстым характерологичзс.:-:и-,: осоСс;;нсст • а русского хгра:;»'-^! рассмотрено, ка:;
оисаголь последовательно ";',лл;сс?р/.ру;'г" •/. "сшзляе?'' данную в начале рассказа ккасс^иодде солдат, ;:гздоцу подразделе-
ны» заходит аналог,:.! и в сод-дич.ий, и з офл^рскоЯ среде Снэ изображая л:'ль гип отчалнного ср-гдй солдат).
Диссертант что Тс.хто/. зацл^ает иоггро.:ч-;-с;-:::й,
;:есо::нствйН1^'ч ло.л^П'.ольмоечъ с:;:-^ого чаяозека 'л создаст !зрархкп 1фавстзеш« цсшасга;'., гдо на первом гкш:з - пэхород ; их способность» кодчи.-л^ея £ьс£е.»»у закону судьбы, а сэтязшЗ «га личности - отчаяшьгП - псскияен ь.а пгеллднев место и приоб-ютаот отталкивающий, уначитатедыый оттенок. Б "Рубке леса" фотивипоставленио солдат л' офицеров о сковывается прзиаучсствен-ю на отсутствии з последних естественности; но естественность ¡слет проявляться и в сословном человеке, пркхер тому - Волхов. )пределение духа русского солдата оказывается применимым и к |учпшм офицера:.!, х< всему русское народу. Все это дзот основате заключить, что создание Толстым универсальной о^дзнацисналь-юй классификации сродни выработка эпического сознания.
"Севастополь в ,г -сайре" - повествование об охватившем всех частников обороны города едином эпическом мироощущении. Эпиче-:коо в этом рассказе - в самом взгляде на войну, в оправдан:!!! косных действий, направл иных на защиту своей родины.
В работе отмечается, что автор перекизает полное перерогдв-ие, так как на сг -ом глубинном уровне осознал свсе единение с мы", переосмыслил сущностные понятия о жизни и смерти с позиций усских солдат, что позволило ему подняться до широчайших эпиче-ких обобщений о судьбе и будущем России. Говоря о несгибаемости шцитников города, их готовности умереть за.свободу роднш, Тол-
то й подчеркивает тесную связь севаетопольцев с эпическими геро-
? ' •
ку.'л. лмг^гка первых и дгг'х последних абзацев рассказа .лгяв-л-сос, п'-'о народ стал воплощать са\'ос лучкее, сокрытое . втором я защитниках города.
В "Севастополе в :.:ае" ;:удо- методе?,: от противного - необходимость об'дензцяоагяьчого единония, братства, исконных человеческих ценностей, зоввладения к высоким эпическим образца:.:. "Севастополь в :.:ае" - тсг.2 повествование с едино:.; чувстве. охзатквпог всех героев рассказа, ::о чувство это в высшей стог:е:п; актхэпкчко: людьми двН:--'-? страх сг.ер?:.', локь и тщеславие. Криз*/.« обцсс.?вокно-пслиткч&с:юГ. сг.стегя:, уродуя и без того деформированные человеческие датам, ус/ли'авт :-.ев: ложность раскаяния лпдей, преступившие закон любви е»я>по:язр?5озанля, ведет кх к созданию лепной модели '.г/розДания.
Толстс/ видит ьодоплеку дс8з'.*э;:й и помыслов всех лкдеЯ; "диалектика дуах" выступает з качестве единого эпически всеобъе-кжцзго г. отода исследования характера любого персотга, ьмявле-н;:л в не;.: многосоставное?;:, яротквгречивост.". Писатель приходит к убе.-:де.чи:э, что человека нельзя подвести под одно или доле ряд характерологических дефиниций, иСо его ::ог.едеже ситуативно, а са.*.:с р&ззкткс .тсдзЯ стадиально.
Приступал к чаяолеоковсхой томо, Толстой рисует стра-шй и кгчТокгсЯ ?кп тщеславия в душз большинства офицеров к одюврз-кекг-* открывает, что в определенных пределах тщеславие моу.ет я . ке метать развктил нравственного еззшвдя, будучи здоровой пот- ■ ребкостьо самореализующейся личности.
В работе подчеркивается, что очерк каписан автором, руководствующимся опичеекии критериа:.: оценки людей, сознанием раз-1бяс видов человеческого единения - единения в плохо;.; и хорошем, низком и возекеонном.
^ "Севастополе в августе'' объединяется "диалектика души" з.'орэго рассказа с высокой эпической н^-троенность» "Севастополя э декабре". Главная задача Толстого в третьем очерке'- доказать способность человека в атмосфере пессимизма и безверия, при опустсгаювхх дуйу обстоятельствах выстрадать народное созна-:-г/.е ;: принять эпическое нироотнэщение.
В диссертации показано, что композиция "Севастополя в августе" отракает внутренне противоречивый процесс приобщения "я" к "гз:". ¿гот очэрк состоит из восьми иикроциклов, каждый из кото-
рых включает три главы. Организующим началом микроцикла является либо сакоразвивакгл-'кся идея, связанная с предшествующей по принципу контраста или параллелизма2 либо объединяющая людей ситуация, принципиально важная для общего сю.-кети произведения. Подобная мнкроциклизация свидетельствует о стремлении Толстого к математически выверенной гармонии художественного целого, к "внут-ре'пг.м рифмам" и вссобъсмлхщему рассмотрению идеи при четкой ее сбалансированности с общей проблематикой произведения.
Агалкз "Севастополя в августе" позволяет сделать вывод, что нз только ."ихакл, но и Золодя умирает так, как должно упирать солдату; объединяющее людей чувство непреклонности в роковую ми-•куту смертельной опасности превращает их всех в высоких эпически героез, готовых к предстоящему общенациональному единения и противостояния врагу.
Б § 3 "Поиск залога общенационального единения в мирной г.из-нн" рассматривается стремяекаэ Толстого найти ответа на нравст-тогасо вопроси интеллеп¿уально развитой личности о социальной гармония и смысле гизни.
Б "Утре помещика" Нехлюдов, будучи убежден в духовном превосходстве ¡!ад народом, хочет подчинить мужика своим умозрительным схемам: он мечтает быть воспитателем :пционального хз.рактера, воплотить эпический замысел переустройства и совершенствования мироздания на основах братской любви. Его иллюзиям противостоит здрг.зый ум мужкеа. Постепенно Нехлюдову становится ясно,-что крестьяне возвышаются над ним, обладая каким-то особым постижением :."изни. Тщетно стремясь понять мужицкую правду, Нехлюдов убеждается, что всем его плана.!,! обретения гармонии о "мы" не суждено сбыться. Встреча с зажиточной семьей мужика Дутлова рожает у интеллектуального героя страстное желание подлинной ролщениой самой жизнью гармонии и веру з гипотетическую возможность реализации эпического замысла идеального мироустройства - через свое приобщение к народной' /л-изни.
В "Казаках" писатель вводит интеллектуального героя з естественную ;:-:изнь станичников, где господствуют неизменные законы природы. У Олешна, как и большинства русских интеллигентев,яаж-да внутренней гармонии ведет к утопическому восприятию народной жизни, к идеализации естественности и - кроме того - порождает желание раствориться в мире казаков. Но большинстве станичников ;
активно на принимает Оленина как представителя чуядой и непонятной им среды. Влияние казаков на Оленина проявляется как своеобразное "притяжение - отталкивание". "Притякские", так как некоторые ценностные установки станичников положительно сказываются на Оленине и приводят интеллектуального героя к необходк. ости отказаться от ряда взглядов, бытовавших в его рёжией жизни. "Отталкивание", ибо по большинству принципиальных вопросов Олеге:н,-как человек более высокого нравственного сознания, никогда пз сможет принять тех взглядов казаков, которые идут вразрез с потребностями интеллектуально развитой личности и - главное - с об-щечелоисчъсыш представления:.!,;. Оленина не устраивает руководство станичников преимущественно эгоистическими желаниями, их ьо многом чисто прагматическое и бездуховное существование, нз-обременении себя вопросами о смысле жизни, цренебре. эиис христианской моралью и нравственностью, ьосприятие любвк как простого Езшкоогчюшеняя полов, отсутствие разницы ыозду охотой на фазана, оленя и убийством человека. Интеллектуальный герой постигает вьутренншконфлштюсть взаимного непонимания и принципиальную невозможность быть любимым Иарьянк'ой; он все время балансирует ме::-д,у приятна« казаков и обособленном от них, но так и но может выработать приемлемую позицию..
Толстого подспудно перестает удовлетворять ыироотнопгеше станичников, и писатель все чаще начинает противопоставлять ему тоску интеллектуальной личности по нормам обиЦим, мысли Оленина об альтруизме и самоотвержении, которые появились у героя в результате неприятия многих стихийно-естественных установок казаков. Но реально Оленин ничего не делает для других людей; философия самоотвержения не приносит ему счастья. Отдавшись ко своему чувству к Марьянке, Оленин начинает отрицать любовь к другим людям, следует лишь своим собственным желаниям, что приводит его к отступлению от общечеловеческих норм нравственности, активному отторжению от мира казаков и ощущению жизненного тупика. Казаки руководствовались бессознательным эгоизмом; у Оленина эгоизм стал сознательной нормой поведения; сознательно-нравственное поведение превратилось в сознательно-безнравственное, что является худшим вариантом безнравственности.
В работе подчеркивается, что "Казаки", в отличие от всех других "догматичных" произведений Толстого, - пивесть в высшей
12
о ■
степени "диалогическая". Писатель стремится предельно полно отразить диаметрально противоположные установки своих героев и чосто оспоцпст одно и то не событие глазами казаков и Оленина, причем кадшй из них по-своему прав и неправ; к тому ко существует ряд принципиально неразрешимых вопросов ("любовный треугольник", аморальность и неизбежность убийств в военных столкновениях). Толстого не устраивает кя позиция казаков, го? позиция Оленина; у последнего он не приемлет непримиримое противоречие неэду альтруистическими и эгоистическими началами души, сознательно-безнравственное поведение, отсутствие ;;сизнекной программ. Художник осозьает необходимость "корректировки", но не дает ее. В "Казаках" (в отличие от "Обыкновенной истории" Гончарова и романов Достоевского) и за авторским голосом не монополизирована истина: Толстой находится На. распутье, концепция характера для него неясна, вопрос о потекциональной возможности общенационального единения решается отрицательно. В неизбежном и неразрешимом конфликт з казаков и Оленина писатель избегает однозначных оценок, а лишь развенчивает утопию, искусственную гар-мопио взаимоотношений интеллектуального героя и народа.
Далее диссертант рассматривает, каюм образом Толстой сближает героев разных сословий в плане характерологии и создает общенациональную модель идеального мироздания.
Вторая глава "Выработка эпического стиля" посвящена анализу изменений поэтики Толстого.
• В 5 I "Эволюция художественных принципов изображения народа" показано, как синкретизм'"рассыпных", дробных меняющихся портретных и психологических черт человека и деталей быта позволяет выявить сущностное в характере простонародных героев. Отмечается, что с "Севастопольских рассказов" моральные качества героев обусловливают используемые писателем приемы психологического анализа. В "Казаках" обращение Толстого к анималистической портретной живописи приобретает оценочный смысл. ■
В работе выявлено, что проникновение во внутренний мир мужика Толстой начинает с фиэиогноматического прочтения его мыслей. Художник видит определенную общность с изображаемыми людьми и переносит на них свои чувства, оговаривая гипотетичность подобного психологического анализа; уменьшение частотности гипотетических
слов происходит благодаря перевоплощению писателя в своих 'героев. При дальнейшем воссоздании мыслительного процесса и самосознания мужика Толстой заменяет "цитирование" коротких фраз героев передачей их мыслей ь форме несобственно-прямоЙ речи. В "Утре помещика" художник, осознан неспособность полност~<о протиснуть в дулу крестьянина, прибегает к психолого-логичзскому конструированию "подслуиачшх" мыслей; в "Казахах" Толстой приближается к связному внутреннему монологу станичников; в "Поля-куске" воспроизводится иррациональный поток созк :нкя мужика (подобный прием аналогнче : изобраяению "диалектики души" интеллектуального героя з "Метели"). Включая объяснение крестьянами своих чувств, писатель дает собственное глубинное постижение их внутреннего мира.
Толстой перепоручает -простолюдину функции ведения действия, портретиста и психолога, что влечет.' следующие изменения поэтики:
1) изложение действия преимущественно от лица автора с вкраплением диалога мужиков все чаще уступает место передаче их диалога при иллюзии полного отстранения автора;
2) человек предстает как объект физиоггаматико-психологиче-ских наблюдений многих действующих лиц;
3) изображение психологических открытий других персонажей может "теснить" авторский комментарий; простонародные герои на интуитивном уровне оказываются не меньшими психологами,'чем интеллектуальный герой, но при этом им неведом и не нукен тончайший, вербально выраженный анализ души другого человека.
В разделе показано, как Толстой меняет фокусы повествования в пределах одного абзаца, а внутри одного предложения чередует авторское повествование с изложением действия от лица героев. Художник отказывается от факультативной и непринципиальной разноголосицы собственного и крестьянского восприятия и созмещает свое миропонимание с народным.
В начале 1860-х годо'в Толстой делает первую попытку перейти на позиции патриархального крестьянства, что неминуемо сказывается на поиске адекватного художественного выражения для провозглашаемой, но еще отчасти чуздой писателю идеи об истинности патриархального образа жиз"ч. В неоконченных произведениях начала . .1860-х годов Толстой, вырабатывая такую структуру текста, котора:
о
с новой стороны отразит "мысль народную", сознательно идет на разрыв форш и содержания.
Диссертанту представляется важный подчеркнуть, что в "Тихоне и Наланье" формируется тзцценциозно социологизированный тип авторского сознания и субъективно-аперсонифицпрованный образ автора, возникают пэгранлчше зоны.перехода оТ автора-повествователя к автору-лирическому герои, а сами тексты приблизятся к контаминзционному жанру, вобравшему элементы жития, притчи, сказания, народной песни. -
Декларирование психологической общности крестьян приводит Толстого к резкому сужению спектра их характерологических черт: высвечивается лишь трудолюбие, семэйно-роевое начало и набожность; нравственная кг оценка отодвигается на второй план как распространенная данность.
Художник стремится понять мужгеа через предметный мир и усовершенствует апсихолсвизированные принципы мироотражегая. Одним из основных средств изображения крестьянина становится постоянная смека фокусов повествования, осложненная передачей отношения героев к происходящее, описанием их поведения и внешнего вида. Изображение одежды мужика часто выступает самодостаточной сигнализацией; яри реконструкции внешности Толстой опирается нд фольклорные традиции.
Выявляя стилистические инновации писателя, диссертант говорит об обращении Толстого к народному образному мышлению, о вплетении в характеристики героев пословиц. Художник показывает труд мужика изнутри; читатель подсознательно вовлекается в крестьянскую работу. Само построение предложений (единоначатиэ и максимальная насыщенность глаголами) становится,средством-психологизации олредмеченчого мира. В "Идиллии" возрастает количество просторечных слов и синтаксических конструкций народной речи. Бытовые реалии крестьянского мира потеряли для Толстого свою экзотику и восали в привычный обиход, поэтому писатель отказывается'от их семантиэации.
Но подобное воспроизведение действительности не гложет реализовать всех задач писателя. Поэтом/ в "Отрывках рассказов из деревенской жизни" Толстой синтезирует апсихологиэированные принципы мироотражения (преимущественное внимание к внесшему онруже-
нию, самораскрытие героя через монолог и диалог, воспроизведение народной речевой стихии и пр.) с психологическими приемами анализа вьгутреннего мира мужика к все чаще обращается к авторской форме повествования.
В § 2 "Изображение наводного быта." предпринята дапстка доказать, что пс целям обращения к этнографии к способам се презентации "Утро помещика" и "Поликуска" представляют содиологический этап эпического воссоздания действительности, а "Казани" и кеокончешме произведения начала IСо0-х годов - этнологический этап.
Анализ изображения килика мужика, его сдепды, хозяйства, воспроизведенных Толстом отношений г крестьянской среде дает основание говорить, что в "Утре помещика" и "Поликушко" бытописание служит средством социальной характерологии: все картины мира рисуют потрясающую ницету и, свя~аннуэ с этик дулевкую неустроенность крестьян. В "Утре помещика'' "описательные" картина народного быта, крупный план реалий крестьянского уклада в определенной степени приводят к небольшой отстраненности бытовых полстен от сюжетной канвы повести и даке отчасти к декоративности. Но уже в этом произведении происходит изменение приемов этнографического описания в рамках единого художественного целого, что во многом обусловлено исследовательской мыслью Тол'^ого: подробно воссоздав одно явление, в дальнейаем, при описании аналогичного, он вычленит лишь значимое, новое; поэтому сгачала писатель приводит самое детализированное изображение реалий крестьянского ' мира, потом оно становится более кратким.
В "Пслнкувке" нет подробной картины крестьянского быта; здесь господствует дробная, "рассыпная" структура описания с функционально значимыми для самого мужка бытовыми реалиями. Расширение бытового панорамного полотна народной жизни за счет конкретизации ранее изображенных этнографических подробностей и привлечения новых реалий ведет к дальнейшему усилению социальной хяоактерологии всех вспектов рисуемой действительности, еще более страшной своими мельчайшими подробностями, к созданию ярчайшего психолого-социального облика мукика.
Дрлое диссерта*т выявляет отличие "Касаков" от этнографических очерков в содержательном художественном планах С познавательной стороны Толстой максимально преломил законы этногрефи-
чсского .ганра, освецая те же реалии быта, что и многие этнографы. Но при этом ряд списаний з "Казаках" информативное, чем в этнографических очерках, и созданы по принципу эпических концентрических повторов, а большинство аспектов быта станичников показано с иных позиций: у Толстого нет ни идеализации местного населения, пи 11рс11ебрз.?,:;';сльпо-ло:;ро"ительстве!пюго отко;пе:г,!я к ному; в изображении прпкципиелыых проблем, в том числе и межнациональных, отражена точка зрения местного населения, что приводит к воссозданию казачьего быта изнутри и расставляет совершенно повис акценты в восприятии вссго происходящего. Отвергая мелочное описание маловажное подробностей, Толстой использует зтнографичссклй материал как одно та средств психологического анализа. Этнография становится одухотворяющим началом, объединявшим людей с мирозданием.
В "Казэках" изображай асоциальная внетемпоральная действительность, воплощающая исконные сущ-юстг^-.а основы бытия. Этнографические реалии свидетельству»? о сопричастности и подвластности человека лервоиетокам яизнк: уклад г.пзчл станичникоп идет из глубокой древности и репродуцируется з их жизни без каких-либо существенных изменении. Этнография, таким образом, переходит з этнологию и начинает служить воспроизведения общих законоз, по которые функционирует все человечество в начале своего генезиса. Писатель растворил этнологию в сияете и конфли те произведения, которое 'предстало как единый художественно-этнологический организм.
В неоконченных произведениях'Толстого начала 1800-х годов выязлено отсутствие черт этнографического зганра: Художнику важно, чтобы вещи "заговорили", поэтому он высвечивает - лаконично и со знанием дела - лишь то, на что сам мужик-обращает внимание, при этом эмоциональный элемент бытоописа'ния уходит из повествования. Е "Тихоне и Маланье" и "Идиллии" в еще большей степени отражены этнологические реалии, ибо здесь воссоздается не "экзотика" кавказской станицы, а экстерриториальное общинное бытие. (В "Войне и мире" национальное бытие, представленное в самом обобщенном виде, обусловлено строго хронологическими рамками, а потому в бытописании романа-эпопеи объединятся этнологические и социологические приемы изображения жизни).
В § 3 "Сюжетно-композиционное соотношение исторического и эпического в "Казаках" диссертант доказывает, что поиск исторической определяющей силы, которая воздействует на судьбы всех людей, Толстой начинает со своеобразного "ученичества": писатель подчиняет сюжетную модель повести эпосу. Мир станичников - замкнутая система, функционирующая по законам древности, "эпическое настоящее". Казаки обладают относительной самостоятельностью воли и действуют согласно эпическому авторитету. В работе показано, что в народных песнях воплощены концепция мироздания и "генная информация" во многом чисто иллюстративного сюжета повести, нравственшх оценок героев, в результате чего возникает художественно-смысловая синонимия философско-нравственной проблематики произведения.
Из семи исполненных в "Казаках'' песен шесть являются непосредствен:« сюжетообраэуицими. Диссртант декодирует отдельные символы песен, находит им соответствия в конкретных судьбах героев, делает попытку моно- и полиатрибутивного прочтения песен.
В конце 27 главы, венчающей половину пребывания Оленина в станице, Лукашка поет сбою любимую песню, которую можно рассматривать как I) детерминант судеб всех казаков: дальнейшие перипетии повести являются сзоего рода воспроизведением заявленной в песне общей схемы изложения действия; 2) ретроспекг :ву жизни Оленина. Во второй песне предопределяще изображено развитие чувства Оленина, к Марьянке и дано предрешение финала этой истории; диссертант прослеживает соотнесенность этапов жизн>' Оленина с внутренним ритмом народной песни и подчеркивает, что вторая песня "предсказывает" сюжетную незавершенность повести в плане непомеченной судьбы интеллектуального героя. Далее показано, что содержание третьей песни полностью реализуется в повести; "любовный треугольник" четвертой песни - прообраз отношений Лукаш-ки, Оленина и Ыарьянки; пятая песня предвосхищает новые взаимоотношения Лукашш к Марьянки.
В 42 главе Ерошка цитирует две строки шестой песни; в них -выражение уверенности народа в невозможности любого человека быть счастливым в чувдой ему среде. В повести оти строки возникают в момент отъезда Оленине; в эпическом же сознании народа данная аксиома существовала с глубокой древности, поэтому казаки стремились отгородиться от влияния цивилизации и предвидели кон-
фликт с Олениным. Толстому нужно было провести интеллектуального героя через все испытания, чтобы тот смог на собственном опыте осознать правильность и непререкаемость эпического сознания.
Анализ атрибутивности тродшх песен в "Казаказ" позволяет отнести Т и б песни к всеобъемлющему млиатри^утавнсму типу, 2 и 5 - к продолжающемуся моноатрибутирюму, 3 -и 4 - к исиерпнвзщз-му монсатрпб.утиь.чому. Само расположенно песен представляет гармоничное художественное целое, в котором действуют универсальные "опоггсыгающпо" и "вкутреккиг-" pi-ккы, сопрягающие человека, действительность v; все мироздание.
Гслсто? утгег»?даот повторяемость все:с чмговсческих <\\деб, так как опическсе.с неумолимей, "лараболистическо?." гастойчипс-стыэ предопределяет историческое.
3 заключении подводятся основные итоги, делаются выводы об особенностях философско-худокс-ствекного >гжевш Толстого (которые приведены в автореферате в положениях, шносимых на защиту), определяются перспективы развития темы.
Основные положения диссертации: излегены в следующих публикациях:
1. Эволюция худо.'лсствекных принципов изображения парода в творчестве Л.Н.Толстого 1850-х - начала 1860-х годов // Проблема художественности и анализ литературного произведения (в вузе и школе): Тез. докл. Пермо, I9S9. С.39-41.
2. Особенности психологического анализа народа в творчестве Л.Н,Толстого 1650 - нач-йла 1360-х годов // Форма и содержание в языке, фольклоре и литературе: Тез. докл. Свердловск, Í9Ü9.C.C-6.
3. Сюжетообразующая функция няродп,к песен в "Казаках" Толстого // Проблемы современной филологии и некоторые тевдешдии развития высшего филологического образования: Тез. докл. Барнаул, 1990. С.172-174.
4. Своеобразие концепции характера в повести Л.Н.Толстого» "Казаки" // Проблема характера в литературе: Тез. докл. Челябинск,- 1990. С.17-19.