автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Формирование правовой субкультуры сотрудников ОВД в современной России

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Конова, Екатерина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Иркутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Формирование правовой субкультуры сотрудников ОВД в современной России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование правовой субкультуры сотрудников ОВД в современной России"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Конова Екатерина Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Иркутск 2000

Работа выполнена на кафедре регионоведения и социальных ресурсов Иркутского государственного университета '

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Ю.Ф.Абрамов.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук,профессор В.А.Решетников; кандидат философских наук Н.Я. Никишина.

Ведущая организация:

кафедра философии Иркутской государственного технического университета.

Защита состоится « декабря 2000 г., в 10 часов на заседай! диссертационного совета Д.063.32.05. по защите диссертаций на сои кание ученой степени доктора философских наук при Иркутском г сударственном университете по адресу: 664003,Иркутск,ул.К.Маркса ауд.303.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Иркутс го государственного университета.

Автореферат разослан « » ноября 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук,доцент

Деркач Л.А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследований обусловлена необходимостью теоретического моделирования правовой субкультуры сотрудников органов внутренних дел, определения динамики ее развития, выявления присущей ей мифологических оснований, установить основные способы трансляции правовой информации. В процессе формирования правовой субкультуры сотрудников ОВД в современном обществе со всей остротой встает вопрос о полноценности субъектов правовых действий л отношений, ибо именно на сотрудников ОВД в современных условиях возлагаются наиболее важные функции в правовой сфере (воспитательная, регулятивная, карательная и т. д.).

Современный исторический и политический этап функционирования российского общества произвел корепиые изменения во всех сферах жизни, трансформируя многие социальные феномены. В числе последних находится и правовая субкультура сотрудников ОВД. Проблемы, связанные с правовой культурой, всегда занимали умы исследователей, так как се всестороннее изучение служит необходимым условием для знания как современного, так и прошлого состояния правового развития социума.

Степень разработанности проблемы- Проблемы формирования правовой культуры в обществе являются предметом постоянного неослабевающего интереса, исследователей. Фундаментальные работы ио проблемам правовой культуры принадлежат Аграновской Е.В., Сальникову В.П., Ратинову А.Р., Кузнецову Э.В., Зенину В.П., Ильину И.А., Каминской В.И., Керимову Д.А., Кейзеропу Н.М., Орзих М.Ф., Лукашевой Е.А. и др.

Существешюе место в исследовании правовой культуры занимает их вычленение из обширной правовой надстройки. Разными учеными оно осуществляется по-разному. Одни из них признают правовую культуру элементом правовой надстройки (Лукашева Е.А. и др.), иные отождествляют правовую культуру с правовой жизнью общества в целом (Кузнецов Э.В., Кейзеров Н.М. и др.). Каминская В.И., Ратинов А.Р. рассматривают правовую культуру как конкретно-социологическое понятие, охватывающее совокупность надстроечных элементов в их реальном функционировании. Интересно рассмотрение правовой культуры как реализации правовых знаний в ходе правовой деятельности (Аграновская Е.В., Гапо-

ненко Н.В., Ликас A.J1. и др.). Выделение интеллектуального аспекта правовой культуры осуществляется в работах Лукашевой Е.А., Русинова Р.К. и других исследователей.

Определенные успехи достигнуты в изучении профессиональных субкультур (Соколов Н.В., Сальников B.IL и др.). Для исследования шгфологической составляющей правовой субкультуры сотрудников ОВД важное значение имеют работы этнографов Золотарева A.M., Шахнович М.И.; филологов Стеблина-Каменского М.И., Мелетинского Е.М., Фрейнденберг О.М., Бахтина М.М.; лингвистов Лотман Ю.М. и др. При разработке мифологического контекста работы использовались труды Леви-Cipocca К., Тернера В., Кассирера Э. и др. В них авторы в той или иной мере пытались проанализировать роль мифологии в существовании и обосновании культуры на примерах жизш1 примитивных обществ. Большую роль для написания диссертации сыграли исследования Лосева А.Ф. и др. Важными в методологическом отношении исследования ритуала можно назвать труды Кессиди Ф.Х., Ионина Л.Г., Глебкина В.В., Авсринцева С.С. и др.

В качестве объекта настоящего исследования выступает современная правовая субкультура сотрудников ОВД.

Предметом исследования является процесс формирования современной правовой субкультуры сотрудников ОВД.

Основная цель диссертации - выявить социально-философские основания формирования правовой субкультуры сотрудников ОВД в современном обществе.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: определить природу правовой субкультуры сотрудников ОВД; рассмотреть особенности формирования правовой субкультуры сотрудников ОВД в современном обществе; выявить социальные факторы, влияющие на конституирование современной правовой субкультуры сотрудников ОВД; описать основные формы и способы существования профессионального мифа; проанализировать механизмы ритуализации профессиональной сферы сотрудников ОВД на современном этапе.

Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач был использован ряд методов, применяемых в современной философии: диалектико-материалистический, систем-

ный, структурно-генетический, культурно-исторический, структурно-лингвистический.

Научная новизна. Автор делает попытку раскрыть природу субкультуры сотрудников ОВД, выявить социальные особенности ее формирования, определить мифологическую составляющую профессиональной субкультуры, описать основные мифологемы правоприменительной сферы.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в уточнении теоретических оснований учения о субкультуре в рамках общей теории правовой культуры и правовой жизни общества. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в преподавании курсов «Философия», «Культурология», «Профессиональная этика», при организации работы с личным составом ОВД в профессиональной практике.

Основные положения выносимые на защиту.

1. Уточняется содержание понятия «правовая субкультура сотрудников ОВД», под правовой субкультурой вообще автор понимает, определенный уровень правовой культуры, существующий в социально:!, профессиональной группе, характеризующейся специфическими чертами развития и функционирования. Правовая субкультура - это правовые ценности, нормы, символы, особенности языка, которые свойственны какой-либо социальной или профессиональной группе.

2. Доказывается, что профессиональный миф является недискурсивным основанием обсуждаемой субкультуры.

3. Доказано, что ритуалы правоприменительной структуры являются основными способами трансляции мифологической информации, имеющей правовое значение.

4. Обосновано, что в профессиональном сознании сотрудников ОВД существуют мифологемы, руководствуясь которыми современные сотрудники ОВД совершают как законные, так и противоправные профессиональные действия.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на следующих конференциях и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс» (г. Санкт-Петербург, апрель 1998 г.); IV научно-практическая конференция «Проблемы повышения эффективности обучения и

подготовки специалистов:) (г. Иркутск, 3-4 февраля 1999 г.); I межвузовской научно-практической конференции «Перспективы совершенствования деятельности органов внутренних дел и государ-ствешюй противопожарной службы» (г. Иркутск, апрель 1999 г.); П межвузовская научно-практическая конференция «Перспективы совершенствования деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы» (г.Иркутск, апрель 2000 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Прилагается список использовашюй литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дано обоснование актуальности темы работы, сформулированы цели и задачи исследования, рассмотрена степень разработанности проблемы, показана ее новизна, приведены положения, выносимые на защиту и практические рекомендации.

В первой главе «Правовая культура и правосознание сотрудников органов внутренних дел» дана характеристика и описаны основные социальные факторы, формирующие правовую субкультуру и правосознание сотрудников ОВД.

Б первом параграфе «К проблеме конституироеания правовой культуры сотрудников ОВД как субкультуры» обосновывается введение в научный оборот понятия «правовая субкультура сотрудников ОВД».

Автор подчеркивает, что правовая культура в целом представляет собой некий особый набор понятий, реалий, смыслов, который сформирован жизнью людей, исполняющих профессиональный долг. Таким образом, для людей, работающих в правовой сфере, правовая культура является профессиональной культурой. Вместе с тем, по мнению диссертанта, можно говорить, об особой правовой субкультуре сотрудников ОВД, которая для них является профессиональной культурой. Групповая правовая культура - это результат духовного творчества индивидов, который складывается из общественной правовой культуры и индивидуальной правовой культуры, а также к ним присоединяется все наиболее характерное для правовой жизнедеятельности конкретной социальной общности, в данном случае это сотрудники ОВД, и наиболее полно отражающее ее интересы.

Для авторского исследования особый интерес представляют условия развития и особенности функционирования правовой субкультуры в правоприменительной группе, то есть среди сотрудников правоохранительных органов.

Во-первых, на этих людей возлагаются регулятивная, воспитательная, карательная функции в области права. Исполнение таких важнейших функций может быть возложено на людей безупречных с точки зрения правовой культуры, конечно, насколько это возможно, потому что речь, все-таки, идет о некоем идеальном уровне.

Во-вторых, гражданин свой правовой опыт часто получает при общении с сотрудниками правоохранительных органов, которые выступают в данном случае примером для остальных и являются олицетворением закона и власти в государстве.

Вопрос о структуре правовой культуры до сих пор не имеет однозначного ответа. Но наиболее видимая структурная составляющая как правовой культуры 15 целом, так и правовой субкультуры сотрудников ОВД - правовая информированность (неинформированность). Обычно именно этому компоненту исследователи отводят главную роль.

Вместе с тем, знание права не сводится к простой осведомленности о тех или иных правовых нормах. Оно предполагает их обязательное осмысление, дает возможность принять решение о правомерном поведении в условиях, когда отсутствует информация о конкретной правовой норме, основываясь на понимании смысла и общей направленности законодательства, его принципов и нравственной сути. Способность избирать правомерные варианты собственных поступков - важный критерий достаточного уровня правовой субкультуры сотрудников ОВД.

В связи с вышеуказанным возникает проблема конституиро-вания субкультуры в рамках общей правовой культуры. Под кон-ституированием правовой культуры как субкультуры имеется в виду процесс развития особых правовых отношений, норм и ценностей, свойственных профессиональному сознанию. Автор считает, что существуют специфические внешние факторы, которые конституируют правовую субкультуру сотрудников ОВД.

Во-первых, в подразделениях ОВД тесные связи между сотрудниками позволяют чувствовать себя целостностью. У них вырабатывается своя корпоративная мораль, единые ценности и нор-

мы поведения, в том числе и неформальные (мифологические ценности).

Во-вторых, сотрудники указанной профессиональной сферы провозглашают отсутствие у них разных национальных традиций, всроисиоведашш, партийных убеждений, декларируется, что «религия сотрудника ОВД» - закон.

В-третьих, профессиональная субкультура сотрудников характеризуется единством правовых и нравственных сторон, дополняя друг друга, они позволяют успешно решать стоящие перед ними задачи. В этом диалектическом единстве заключается особенность правовой субкультуры сотрудников органов внутренних дел.

В-четвертых, силовой аспект деятельности правоохранительной системы также относится к факторам, позволяющим конституировать правовую субкультур)' сотрудников ОВД, так как они начинают действовать при условии нарушения прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями шш организациями, когда нарушаются конкретные правовые нормы и возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, при этом применяя методы принуждения и контроля.

В-нятых, субкультура сотрудников ОВД конституируется и «скрепляется» еще и потому, что сотрудники подвержены хроническому стрессу, опасностям. Они стараются поддерживать контакты в основном только друг с другом и чувствуют себя неким закрытым сообществом, социальной группой, существующей в особых условиях. Все указанные факторы наряду с позитивом имеют негативные аспекты.

В основании любой культуры, в том числе и субкультуры, лежит культурный миф. Миф - единый комплекс устойчивых представлений, априорно существующих в сознании какой-либо группы людей, с помощью которого они осуществляют свои социальные и профессиональные действия, характеризующиеся особыми чертами. Мифология есть специфическое коллективное миросозерцание. Миф бессознательным образом устанавливает онтологическое, бытийное единство человека и профессиональной культуры. Мифологические образы становятся реальностью, превращаются в нечто существующее в настоящее время в процессе прохождения, проведения ритуала. Именно ригу ал есть первая и исходная форма актуа-

лизации, реализации мифа, то есть миф, реально живущий в коллективном сознании членов культурного сообщества.

Мифология профессиональной структуры - это то неосознаваемое, что «изнутри», неявно скрепляет воедино правовую субкультуру сотрудников ОВД.

Экстремальность как одш! из важнейших факторов консти-туирования правовой субкультуры. Он сопряжен с глубочайшими человеческими эмоциями. Миф представляет собой попытку упорядочить эту особенность профессионального существования сотрудника ОВД. Он позволяет профессиональной группе надеяться на лучшее и не бояться неизвестного, так как работает мифологема: «нас много и мы победим». На преодоление страха, как наиболее фундаментальной и глубинной эмоции, направлена ритуальная деятельность человека. Важнейшая функция мифа - утверждение надежды на положительные социальные перспективы, на грядущую социальную гармонию.

Под правовой субкультурой вообще автор понимает, определенный уровень правовой культуры, существующий в социальной, профессиональной группе, характеризующейся специфическими чертами развития и функционирования. Правовая субкультура ■ это правовые ценности, нормы, символы, особенности языка, которые свойственны какой-либо социальной или профессиональной группе.

Во втором параграфе «Правосознание как основной структурный элемент правовой субкультуры сотрудников ОВД» главное внимание уделяется раскрытию особенностей формирования и функционирования правосознания как основного смыслообразую-щего компонента правовой субкультуры сотрудников ОВД. В ней автор доказывает, что основные деформации правового сознания лежат преимущественно в области правовой аксиологии, оценок нрава, ценностных ориентации.

Автором выделяется обыденный и теоретический уровни правосознания, где под первым следует понимать познание правовых явлений, действительности на основе эмпирии, опыта, а под вторым, т.е. теоретическим, познание сущности правовых явлений. Различие состоиг в том, что первое носит эмпирический характер, порождается повседневными условиями жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами и сводится преимуществешю к обиходным представлениям, оценкам и навыкам поведения; теоре-

тическое же правосознание больше присуще юристам-профессионалам и юристам-теоретикам, представителям юридической науки, оно стремиться проникнуть в сущность явлений, познать их закономерности, выразить их в системе взглядов, концепций, теорий. Таким образом, правовое сознание как основа профессиональной субкультуры неизбежно наслаивается на обыденное сознание индивида, приобретенное им до прихода в указанную структуру.

Идеалом, или эталоном правовой культуры является достаточно развитое правовое мировоззрение индивидов. Поведение со-трудпиков ОВД при реализации и соблюдении правовых норм зависит от той системы ценностей, личностных установок, которые восприняты человеком под воздействием социальной среды, в которой он существовал ранее, поэтому крайне важно привести обыденный уровень правосознания в соответствие с правовыми, профессиональными требованиями структуры.

Конечно, правовая субкультура опирается на закон, на правовое знание, но, высококультурный, с точки зрения права, сотрудник ОВД должен вникнуть в содержание нормативного акта, проанализировать возможность его применения в данной ситуации и т.д. Мы считаем, что высокий уровень правовой субкультуры предполагает не слепое исполнение правовых предписаний, а действия, основан-ш,1с на познащш сущности и смысла норм ттрява. подлежащих реализации, уяснение взаимосвязи ожидаемых поступков с их последствиями и т.д.

Кроме указанных уже обыдетшого и теоретического (правового, профессионального) уровней в правосознании сотрудников ОВД существует мифологический уровень, и основная причина деформации правосознания относится именно к дефектам мифологического уровня. Мифология должна восприниматься как особая (и притом необходимая) форма рациональности, присущая всем социальным субъектам.

В зависимости от субъективного опыта личности и специфики того или иного источника информации получатель не только усваивает смысл сообщения, но и выделяет дополнительные значимые его элементы. Наряду с официальными, формальными правовыми нормами в коллективном сознании сотрудников ОВД бытуют априорно данные мифологические нормы, то есть те, которые могут

значительно отличаться от официально установленных правовых идеалов. Эти правовые нормы не детерминируют поведение, они только разрешают одни поступки и запрещают другие.

Нормативность - это особый признак и морали и права, характерный именно для данных форм общественного сознания. Это означает, чго для их функционирования необходима поддержка и обеспечение либо общественным мнением, либо государством. В противном случае понятие нормативности не имеет смысла. Для того, чтобы правовые нормы и социальные ценности, охватываемые структурой права, могли функционировать в профессиональном сообществе, они должны быть соединены с чувствами, сознанием и волей людей, переведены на понятный и доступный им язык, понимаемый как определенная знаковая система. Именно мифологический уровень правосознания может быть рассмотрен как дающий правовую знаковую систему, одинаково воспринимаемую всеми носителями правового сознания в структуре ОВД. Этот уровень скрепляет, соединяет обыденный и теоретический правовой уровни правосознания сотрудников ОВД.

Мифология, существующая в данной культурной среде расставляет- мифологические ориентиры, в рамках которых начинает действовать профессионал. Именно мифология выстраивает перед человеком систему своеобразных «указателей»: что должно являться более цепным, а что менее, что должно являться более значимым, а что - второстепенно и третьестепенно по своей значимости. Но, не следует забывать, что мифология реализуется в ритуалах, которые резко отраничиватот не только социальное пространство, по социальны]! выбор каждого сотрудника, и делают его жизненный выбор действий глубоко несвободным делом.

В системе ОВД есть прямые указания (приказы), есть внешняя регламентация (Уставы, ритуалы) и почти нет индивидуального сознания, его заменяют массовые, коллектившле представления. Для того, чтобы выбор (в том числе и правовой) был осуществлен в соответствии с культурными установками профессиональной среды, должна быть использована мифологическая сетка представле-шгй культурной срсды, усвоенная каждым сотрудником, так как выбор совершается вполне индивидуально. Миф самым подробным образом расписывает сферу запретного и в каком-то смысле даже искушает человека этой сферой запретного, но при этом не говорит

про то, как надо действовать и жить, представляя человеку широкую свободу деятельности.

Таким образом, профессиональный миф, формирующий соответствующий пласт сознания, должен рассматриваться в качестве не всегда уловимой и осознаваемой, но тем не менее активно действующей «надличностной» силы, которая навязывается сознанию человека в качестве «неоспоримого» авторитета, заставляющего и побуждающего его мыслить и поступать соответственно уже готовым представлениям. Именно поведенческие схемы сотрудников ОВД привлекли внимание диссертанта. Правовая субкультура сотрудников ОВД есть особая культурная реальность, которая «произрастает» из собственного культурного мифа, позволяющего ей характеризоваться целостностью, стойкостью и корпоративной замкнутостью. Особенность правосознания сотрудников ОВД также обнаруживается при анализе его мифологических черт. Наиболее ярко это проявляется в практике ритуалов внутри правоприменительной структуры.

В главе второй «Ритуалы как способ освоения культурного пространства» рассматриваются действия и механизмы ритуа-лизации профессиональной сферы сотрудников ОВД на современном этапе.

В параграфе первом «Ритуалы как форма существования профессионального мифа» в связи с выделением автором правовой субкультуры сотрудников ОВД, а также профессиональной мифологии указанной структуры, лежащей в основе ее формирования, обсуждается вопрос о формах существования профессионального мифа ОВД.

Необходимо признать, что именно ритуалы являются основной внешней характеристикой структуры ОВД, а также основными трансляторами субкультурной мифологической информации. Ритуал - это то, что «оканговывает» закрытую социальную силовую структуру. Мгновенная ассоциация на слово «военный» - форма, подчинение приказу, большое количество людей, соблюдение неких единых для всех правил, таким образом, всплывающие наиболее выпуклые подробности жизни профессиональной сферы сотрудников ОВД указывают на ритуальную «обставленность» такого рода структур. Это главная внешняя характеристика. Если ритуализм играет такую большую роль, то имеет место бессознательная мифо-

логизация структуры, она неизбежна.

Главной внешней характеристикой жизни закрытой силовой структуры является ритуал. Внутри ее почти не существует жизненных ситуаций, которые не регулировались бы каким -либо правилом. Все они описаны в уставах, которые являются сборникам рекомендаций по действиям в той или иной обозначенной ситуации. Например, Устав гарнизонной и караульной службы предписывает поведение в ситуация несения караульной службы; Строевой Устав - поведете в ситуащш строя; Устав внутренней службы дает основные понятия служебного этикета военнослужащего, так же в нем расписаны повседневные ритуалы силовой структуры. То есть так называемый служебный этикет военнослужащих расписан с точностью до мелочей. Если этикетные правила для граждан, даже в рабочих ситуациях, носят рекомендательный характер, то для сотрудников силовых структур - это жесткие требования, обязательные для исполнения. Жесткая регламентация, которая распространяется даже на повседневные ритуалы, оправдана, так как она является отработкой на практике постоянного согласия членов группы подчиняться и служить единой цели. Дисциплина - вот то, что достигает такой своеобразны!; ритуальный тренинг.

По мнению диссертанта, природа ритуала может быть зафиксирована в нескольких аспектах.

ТЭ л гтг\«-ч1-1т ттг V»гт го >т тттталт т^т тА^алттлртталт'1 лл /Кл 'Щ/'тттил

А JKJ~l рп к. у ьи1 П ^ичл; 1 и Х^^ЛУХ ХАД^Ч/А^ 4»»/ ^^

осуществляя познавательный диалог поколений. Непосредственный контакт учителя и ученика необходим для того, чтобы он мог передать не только знания, рационально-теоретическую составляющую, но и духовный опыт, вербально и рационально невыразимый опыт ценностных отношений. В последнем случае, речь идет именно о мифологическом, имплицнпюм слое знаний, который актуализируется в ритуалах структуры. Ритуал позволяет преодолеть время, сохраниться опыту предшествующих поколений.

Во-вторых, миф, особенно его видимая, ритуальная часть имеет мощный педагогический эффект. Наиболее эффективным можно признать мифологический способ усвоения информации, который достигается с помощью ритуальной практики. Исполняя ритуалы, современный сотрудник ОВД усваивает огромное количество профессиональной информации,в том числе и правовую, ибо миф содержит всю культурную информацию, которой располагает

данное сообщество, и которая больше никак не фиксируется. И всякая новая информация впитывается мифом и через транслирующий механизм мифа (обряд, ритуал, церемонию) становится достоянием все новых и новых поколений.

В-третьих, ритуалы в ОВД есть тот язык, который используется для символической передачи мифологической информации, жизненно необходимой для функционирования профессиональной субкультуры. Эта символическая информация зашифрована, так как должна открыться только людям, имеющим на ее получение право, то есть сотрудникам ОВД.

В-четвертых, ритуал есть коммуникация по поводу мифологических смыслов. Всякое мифологическое мышление, все ригуалы состоя! из преобразования чувственного опыта символическими средствами.

В-пятых, ритуал - это то, что помогает новичкам адаптироваться, нет ничего проще, чем действовать по написанным схемам, в связи с этим аспектом возникает проблема профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: замещение схематическим поведением всего жизненного поведенческого многообразия.

В-шес! ых, с помощью ритуалов замкнутая социальная группа (сотрудники ОВД) защищает свою тождественность (самость) от членов других груин, защищается от угроз своему образу жизни и обновляет стремление подгтепжир.ать нормы, от которых зависит постоянное, повседневное поведение, необходимое для ее культурного функционирования. Ритуал но отношению к мифу приобретает относительную самостоятельность. Будучи весьма консервативным элементом стереотип ритуальных действий сохраняется и после отмирания того или иного мифа, в этом случае он получает нередко новое символическое истолкование.

Рту алы необходимо признать основной внешней характеристикой профессиональной субкультуры сотрудников ОВД. Ритуал является внешним произведением мифа, актуализацией мифологического знания в культурной среде. Это то, что связывает профессиональную структуру воедино, дает ей общую мифологию, что позволяет управлять людьми внутри структуры.

Согласно диссертационной концепции, ритуалы силовой структуры, выполняющие важнейшие функции (регулятивную, коммуникативную, гносеологическую, воспитательную и т.д.), уте-

ряли свой нравственный смысл и превратились в бездушные бюрократические действия, вызывающие раздражение своей бессмысленностью. Все уставные ритуалы, существующие в силовых структурах, могут быть признанны нравственными, потому, что они призваны нормализовать, стабилизировать отношения между людьми и формирова н, в них лучшие человеческие качества, которые должны обеспечить исполнение функций возлагаемых обществом на данные структуры, по спасению и защите человеческих жизней. Таким образом, профессиональные навыки сотрудников ОВД должны формироваться па нравственной основе.

Таким образом, ритуал - это стереотипная последовательность действий, которая совершается каким-либо коллективом с целью влияния на действительность, не порождающая новой предметности, а символически изменяющая ситуацию и дающая образцы общественно достойного поведения, включая как внутренние моральные качества, так и внешне фиксированные схемы поведения.

Во втором параграфе «Роль ритуала инициации (принятия Присяги) с, формировании личности профессионала ОВД» анализируется основной ритуал структуры как один из возможных путей решения задачи воспитания высокой правовой культуры в личности сотрудника ОВД.

Обсуждаемая тема весьма актуальна для правоохранительной сферы, так как с самого первого шага, становления посвящаемых, система допускает формальный подход к ритуалу посвящения, то есть принятия Присяги. Таким образом, для многих из новичков, это ничего не значащее действие, порождаемое непониманием текста Присяги, который является программным документом для сотрудников ОВД, и непонимание значения всего происходящего для их будущей профессиональной жизни.

Любая культура и субкультура мифологическим образом «метит» щлшадлежащих ей людей. В культурной профессиональной среде сотрудтшков ОВД такое значение официальной метки (параллельно существуют и неофициальные обряды посвящения) носит ритуал принятия Присяги или инициация. Такого рода ритуалы существуют в любой профессиональной среде, которая имеет прочные корпоративные связи, это своеобразное «облизывание», присвоение системой каждого новичка. В результате прохождения об-

ряда инициации каждый человек получает новое имя (в структуре ОВД это «сотрудник ОВД» и специальное звание). Новое имя - это тоже метка. Сам процесс именования носит особое, сакральное значение, так как человек переходит в иной социальный статус, «заново рождается».

Человек, попадая в такую структуру превращается в результате инициации в одну из составляющих данного культурного феномена. Он попадает в мир, где правит служебный ритуал, начиная с самых сакральных действ, которые отличаются особой торжественностью и эмоциональностью (принятие Присяги) и заканчивая самыми повседневными (воинское приветствие). В рамках служебного ритуала сотрудник, как правило, уже не может восприниматься как отдельная личность или индивидуальность. Так как любые ритуалы в профессиональной субкультуре сотрудников ОВД не есть индивидуальные действия, в них всегда участвует весь коллектив как единое целое.

По своей сути структура ОВД являет собой сверхколлектив-нос образование, социальное тело, в котором человек как личность оттесняется на второй гитан. Здесь важны коллективгше умения, желания, возможности. Возможно, что ритуал в таком «сверхорганизме» играет роль организующего фактора, на котором держится процесс оптимального функционирования силовой структуры.

Тексты, используемые в ритуалах, это своего рода заклинания, пришедшие к нам из глубины веков, почти всегда каждое новое поколение «озвучивает», предлагает новые формулировки, некогда магических заклинаний, а смысл или цель говорения остается прежней: передача от поколения к поколению лучших нравственных традиций, приобретений, нравственный опыт, призванный помочь следующим поколениям в их дальнейшей профессиональной жизни.

Все профессиональные структуры в правовой сфере - закрытого типа, имеют ярко выраженный корпоративный характер. Все они имеют свои ритуалы, свою униформу, свои звания, которые определяют место человека в закрытой структуре, свой язык, свою символику и эмблематику, кроме того, исходя из вышесказанного, каждая из таких структуру имеет свою мифолохию (мифологемы), свою шкалу ценностей.

Субкультура системы ОВД имеет свою, отличную от всех ос-

тальных атрибутику, создается особая знаковая система, узнаваемая всеми. Происходит процесс демаркации, утверждение самости данной культуры. Стабильная культура, формирующая и утверждающая традиционность всего происходящего внутри культурной среды. что считается залогом правоты существующих в профессиональной жизни действий (от отцов к детям, от поколения к поколе-ншо). Мифологическое обоснование следующее: «так делали они и так делаем мы». Основная идея, на которой всегда базировались подобные профессиональные структуры, - защита и шобовь к Родине, то есть соединение патриотической идеи с силовым элементом. Она остается неизменной до сих пор. Именно эта формулировка является отправной и формирует упомянутую традиционность.

Все мифологемы, существующие в том числе и в правосознании сотрудников ОВД, априорно абсолютны. Никто из носителей этих истин не сомневается в правдивости выводов, содержащихся в них. Поэтому никто с ними не экспериментирует, а просто действует в соот вет ствии со сказанным.

Это касается как положительных, так и отрицательных мифологем. Мифологемы положительной и отршщтельной заряженности сосуществуют рядом в .правосознании, все зависит от выбора самого их носителя.

Профессиональная деформация - это изменение личности под воздействием факторов, существующих в профессиональной сфере. Лттчность, попадая внутрь профессиональной структуры, неизбежно испытывает деформацию. Имея в памяти ряд непреложных истин , мифологем, типа: «закон есть закон», «мой профессиональный долг - исполшль», во внутренней борьбе «личность - профессионал», побеждает (по крайней мере, должен победить) последшш, это, безусловно, есть то, что требуется структуре ОВД и в целом социуму.

Существует, однако, и отрицательная деформация, она проявляется в том случае, когда профессионал совершает отрицательные правовые поступки, мотивируя их, сложившимися представлениями структуры или мифологемами этой профессиональной среды. Причины противоправного поведения сотрудников ОВД могут лежать именно в области мифологической сферы правовой субкультуры. Поэтому следует заниматься исследованиями ритуалов структуры, а также роли профессиональных мифологем, воздействующих на деятельность сотрудников ОВД.

В «Заключении» формулируются основные результаты исследования, обосновывается потребность и возможные направления дальнейшего изучения темы.

Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих научных публикациях:

1. О некоторых особенностях текстового построения клятвенного обещания (на примере клятвешюго обещания 1901 г. и Присяги сотрудников ОВД РФ 1993г. // «Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс» СПб. 1998. (0,5 п.л.)

2. Правосознание сотрудшисов ОВД в современном обществе // Кадровая и воспитательная работа в правоохранительных органах: состояние, проблемы, перспективы» СПб. 2000. (0,7 п.л.)

3. Роль ритуалов в жизни воинского коллектива (статья) // Современность в творчестве вузовской молодежи. Сборник научных трудов молодых ученых Выпуск 1. Иркутск ВСИ МВД РФ. 1999. (0,2 п.л.)

4. Некоторые особенности служебного ритуала в силовой структуре // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского Конгресса в 4-х т. Т.2 Социальная философия и философия политики. 4.2. Екатеринбург. Уральский университет. 1999. (0,2 п.л.)

5. Роль ритуалов в жизни воинского коллектива // Проблемы повышения эффективности обучения и подготовки специалистов. ВСИ МВД РФ. 1999. (0,1 п.л.)

6. Мифологемы правовой сферы и их роль в деформации правосознания сотрудников ОВД // Современность в творчестве вузовской молодежи. Сборник научных трудов молодых ученых Выпуск 2. Иркутск ВСИ МВД РФ. 2000. (0,8 п.л.)

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Конова, Екатерина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОСОЗНАНИЕ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

1.1. К проблеме конституирования правовой культуры сотрудников ОВД как субкультуры.

1.2. Правосознание как основной структурный элемент правовой субкультуры сотрудников ОВД.

ГЛАВА 2. РИТУАЛЫ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА.

1.1. Ритуалы ОВД как форма существования профессионального мифа.

1.2. Роль ритуала инициации (принятия Присяги) в формировании личности профессионала ОВД.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Конова, Екатерина Анатольевна

АКТУАЛЬНОСТЬ темы исследования обусловлена необходимостью теоретического моделирования правовой субкультуры сотрудников органов внутренних дел, определения динамики ее развития, выявления присущей ей мифологических оснований, установить основные способы трансляции правовой информации. В процессе формирования правовой субкультуры сотрудников ОВД в современном обществе со всей остротой встает вопрос о полноценности субъектов правовых действий и отношений, ибо именно на сотрудников ОВД в современных условиях возлагаются наиболее важные функции в правовой сфере (воспитательная, регулятивная, карательная и т. д.).

Современный исторический и политический этап функционирования российского общества произвел коренные изменения во всех сферах жизни, трансформируя многие социальные феномены. В числе последних находится и правовая субкультура сотрудников ОВД. Проблемы, связанные с правовой культурой, всегда занимали умы исследователей, так как ее всестороннее изучение служит необходимым условием для знания как современного, так и прошлого состояния правового развития социума.

Согласно диссертационной концепции правовая культура сотрудников ОВД предстает как субкультура, имеющая специфические черты существования и функционирования, которые явно проступают в профессиональной жизни структуры, в том числе в ее ритуалах.

Правовая субкультура сотрудников ОВД в значительной мере исследуется в рамках общей правовой культуры, что не может дать полного понимания особенностей правовой субкультуры и адекватного анализа поведенческих схем сотрудников ОВД. Именно поведенческие схемы сотрудников ОВД привлекли наше внимание. Дело в том, что правовая субкультура сотрудников ОВД есть особая культурная реальность, которая «произрастает» из собственного культурного мифа, позволяющего ей характеризоваться целостностью, стойкостью и корпоративной замкнутостью. Особенность правосознания сотрудников ОВД также обнаруживается при анализе его мифологических черт. Наиболее ярко это проявляется в практике ритуалов внутри правоприменительной структуры. В связи с признанием наличия мифологического уровня правосознания можно предположить, что причины противоправного поведения сотрудников ОВД могут лежать в области мифологической сферы правовой субкультуры. Поэтому в работе предпринимается попытка исследования роли профессиональных мифологем в деятельности сотрудников ОВД.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблемы формирования правовой культуры в обществе являются предметом постоянного неослабевающего интереса исследователей. Фундаментальные работы по проблемам правовой культуры принадлежат Аграновской Е.В., Сальникову В.П., Ратинову А.Р., Кузнецову Э.В., Зенину В.П., Ильину И.А., Каминской В.И., Керимову Д.А., Кейзерову Н.М., Орзих М.Ф., Лукашевой Е.А. и др.

Существенное место в исследовании правокультурных явлений занимает их вычленение из обширной правовой надстройки. Разными учеными оно осуществляется по-разному. Одни из них признают правовую культуру элементом правовой надстройки (Лукашева Е.А. и др.), иные отождествляют правовую культуру с правовой жизнью общества в целом (Кузнецов Э.В., Кейзеров Н.М. и др.).

Каминская В.И., Ратинов А.Р. рассматривают правовую культуру как конкретно-социологическое понятие, охватывающее совокупность надстроечных элементов в их реальном функционировании. Интересно рассмотрение правовой культуры как реализации правовых знаний в ходе правовой деятельности (Аграновская Е.В., Га-поненко Н.В., Ликас А.Л. и др.).

Многие культурологи права (Гапоненко Н.В. и др.) в процессе изучения правовой культуры акцентируют внимание на личностном аспекте. Выделение интеллектуального аспекта правовой культуры осуществляется в работах Лукашевой Е.А., Русинова Р.К. и других исследователей. Правовая культура как ценность (аксиологический подход) трактуется Злобиным Н.С., Каминской В.И. и др. Из сказанного следует, что разработка культурологии права, раскрытие набора ее элементов, выделение их из общего комплекса правовой жизни оказывается довольно сложной проблемой.

Определенные успехи были достигнуты в изучении профессиональных субкультур (Соколов Н.В., Сальников В.П. и др.).

Для исследования мифологической составляющей правовой субкультуры сотрудников ОВД важное значение имели работы этнографов Золотарева A.M., Шахнович М.И.; филологов Стеблина-Каменского М.И., Мелетинского Е.М., Фрейнденберг О.М., Бахтина М.М.; лингвистов Лотман Ю.М. и др.

Творчество этих исследователей по глубине выводов выходит за узкодисциплинарные рамки и приближается к философскому анализу. Труд Лобок А.Н. «Антропология мифа» внес определенные коррективы в понимание диссертантом природы мифа. В ряде своих трудов к мифу обращались советские философы Голо-совкер ЯЗ., Гулыга A.B., Гуревич П.С., Кессиди Ф.Х., Петров М.К. Эти исследования также помогли в работе над диссертацией.

Для постановки проблемы данного исследования большую роль сыграли работы Кузнецова Э.Ф., Аграновской Е.В., Ратинова А.Р. и др. При разработке мифологического контекста работы использовались труды Леви-Стросса К., Тернера В., Кассирера Э. и др. В них авторы в той или иной мере пытались проанализировать роль мифологии в существовании и обосновании культуры на примерах жизни примитивных обществ. Большую роль для написания диссертации сыграли исследования Лосева А.Ф., а также новая книга отечественного исследователя Лобок A.M., где сделана попытка обосновать роль мифа в развитии любой культуры. Важными в методологическом отношении исследования ритуала можно назвать труды Кессиди Ф.Х., Ионина Л.Г., Глебкина В.В., Аверинцева С.С. и др.

В качестве ОБЪЕКТА настоящего исследования выступает современная правовая субкультура сотрудников ОВД.

ПРЕДМЕТОМ исследования выступает процесс формирования современной правовой субкультуры сотрудников ОВД.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ диссертации - выявить социально-философские основания формирования правовой субкультуры сотрудников ОВД в современном обществе.

Данная цель предполагает решение следующих ЗАДАЧ:

- определить природу правовой субкультуры сотрудников ОВД;

- рассмотреть особенности формирования правовой субкультуры сотрудников ОВД в современном обществе;

- выявить социальные факторы, влияющие на конституирование современной правовой субкультуры сотрудников ОВД;

- описать основные формы и способы существования профессионального мифа;

- проанализировать механизмы ритуализации профессиональной сферы сотрудников ОВД на современном этапе.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. Для решения поставленных задач был использован ряд методов, применяемых в современной философии: диалектико-материалистический, системный, структурно-генетический, культурно-исторический, структурно-лингвистический, комплексный, сравнительный, конкретно-социологических исследований, социокультурного детерменизма, куль-турантропологии и т.д.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Определяется сущность правовой субкультуры сотрудников ОВД, раскрываются социальные особенности формирования правовой субкультуры сотрудников ОВД, выделяется мифологическая составляющая профессиональной субкультуры и анализируются профессиональные ритуалы обсуждаемой сферы, кроме того, вычленяются и описываются основные мифологемы, воздействующие на поведение профессионалов правоприменительной сферы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ состоит в уточнении понимания места и роли правовой субкультуры современных сотрудников ОВД в рамках общей правовой культуры и правовой жизни общества. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в преподавании курсов «Философия», «Культурология», «Профессиональная этика» и при организации работы с личным составом ОВД в профессиональной практике.

НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ результатов и выводов работы подтверждается непротиворечивым использованием методов, применяемых в социальной философии, обоснованием полученных результатов мировоззренческими и теоретическими концепциями.

ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1. Уточняется понятие «правовая субкультура сотрудников ОВД».

2. Доказывается, что профессиональный миф является недискурсивным основанием обсуждаемой субкультуры.

3. Доказано, что ритуалы правоприменительной структуры являются основными способами трансляции мифологической информации, в том числе имеющей правовое значение.

4. Обосновано, что в профессиональном сознании сотрудников ОВД существуют мифологемы, руководствуясь которыми современные сотрудники ОВД совершают как законные, так и противоправные профессиональные действия.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на следующих конференциях и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс» (г. Санкт-Петербург, апрель 1998 г.); IV научно-практическая конференция «Проблемы повышения эффективности обучения и подготовки специалистов» (г. Иркутск, 3-4 февраля 1999 г.); II Российский философский Конгресс «XXI век: будущее России в философском измерении» (г. Екатеринбург, июнь 1999г.); I межвузовской научно-практической конференции «Перспективы совершенствования деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы» (г. Иркутск, апрель 1999 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Кадровая и воспитательная работа в правоохранительных органах: состояние, проблемы, перспективы» (г. Санкт-Петербург, февраль 2000г.); II межвузовская научно-практическая конференция «Перспективы совершенствования деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы» (г. Иркутск, апрель 2000 г.).

ПУБЛИКАЦИИ. По материалам диссертации опубликовано 12 научных работ.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Прилагается список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование правовой субкультуры сотрудников ОВД в современной России"

Основные результаты диссертационной работы можно сформулировать следующим образом:

1. правовая культура, существующая в правоприменительной сфере, в том числе среди сотрудников ОВД, является правовой субкультурой, так как имеет ряд специфических черт;

2. именно миф является подлинной сердцевиной любой культуры, в том и числе и правовой субкультуры сотрудников ОВД;

3. кроме всех элементов правовой культуры и субкультуры, которые обычно указываются исследователями, полагаем необходимым добавить и мифологию правовой субкультуры, которая служит точками опоры для возведения здания правовой субкультуры сотрудников ОВД;

4. изучение правовой субкультуры сотрудников ОВД тема большая и самостоятельная, ее всестороннее изучение должно привести к наилучшему пониманию особенностей развития правовой культуры в обществе и построению правового государства в целом;

5. правосознание необходимо признать основным структурным элементом правовой субкультуры сотрудников ОВД, от которого зависят все остальные структурные составляющие;

6. правосознание в ОВД носит преимущественно массовый характер, то есть проявления индивидуального правосознания крайне редки, правовые действия чаще всего производятся с «разрешения» коллективных мифологических представлений;

7. ритуализм можно признать основной внешней характеристикой профессиональной жизни сотрудников ОВД, в связи с этим система ОВД определяется как глубоко мифологизированная структура;

8. ритуалы в ОВД служат для передачи нерефлексивной мифологической информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Список научной литературыКонова, Екатерина Анатольевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аверинцев С.С. Заметки к будущей классификации типов символа // Проблемы изучения культурного наследия. - М.: Наука. - 1985. - 398 с.

2. Аверинцев С.С. Попытка объясниться: Беседы о культуре. М.: Наука. - 1988. -348 с.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М: Наука. - 1977. -320 с.

4. Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. М.: Юридическая литература, 1982. -160 с.

5. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука. -1988,- 145 с.

6. Ахманова О.С., Мельчук И.А., Падучева Е.В., Фрумкина P.M. О точных методах исследования языка. М., 1961.

7. Ашин Т.К. Современные теории элиты. Классический очерк. М.: Мысь. - 1985. -210 с.

8. Балла O.A. Хюнбер К. Истина мифа// Вопросы философии. 1997. - № 1. С. 181 - 184.

9. Бахтин М.М. Философия поступка // Вестник. Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М. - 1984-85.

10. Белый А. Магия слов // Символизм как миропонимание. М.: Республика. -1994.-525 с.

11. Бенифанд A.B. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск. -1986.- 148 с.

12. Библер В. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Наука. - 1990. - 237 с.

13. Библер В. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат. - 1991.-412 с.

14. Боголюбова Е.В. Культура и общество. (Вопросы истории и теории). М.: издательство МГУ. - 1978. - 232 с.

15. Бультман Р. Новый завет и мифология / Вопросы философии. 1992. -№11.

16. Быховская И.М. Телесность как социокультурный феномен / Культурология. Словарь СПб.: Интрада. - 1997. - 640 с.

17. Быченков В.М. Институты: сверхколлективные социальные образования и безличные формы социальной субъектности. М.: Российская академия социальных наук, - 1996.-976 с.

18. Бэкхерст Д. Культура, нормативность и жизнь разума // Вопросы философии. -1999. -№ 9.-С. 159- 177.

19. Васильев JI.C. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» // Этика и ритуал в традиционном Китае. -М.: Наука. 1988. - 329 с.

20. Вехи. Из глубины.-М.: Наука. 1991.-422 с.

21. Витаньи И. Общество, культура, социология. -М.: Прогресс. 1984. - 288 с.

22. Власть и право: из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат,-1990.-317 с.

23. Волкогонов Д.А. Воинская этика. М.: Воениздат. - 1976. - 320 с.

24. Волкодаев Н.Ф. Правовая культура судебного процесса. М.: Юридическая литература. - 1980. - 62 с.

25. Выготский Л.С. Мышление и речь. Развитие высших психических функций. М.: издательство академии педагогических наук. - 1960. - 500 с.

26. ЗГГапоненко Н.В. Правовая культура в советском государственном управлении: сущность и формирование. Красноярск: издательство Красноярского университета. - 1991.- 184 с.

27. Генкин Д.М. Массовые праздники. -М.: Наука. 1975. - 124 с.

28. Глебкин B.B. Ритуал в советской культуре. М.: Янус-К. - 1998. - 167 с.

29. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Мысль. - 1987. — 466 с.

30. Гранат Н.Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности ОВД. М.: Академия МВД России. - 1984. - 112 с.

31. Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат. - 1987. - 322 с.

32. Гулыга A.B. Пути мифотворчества и пути искусства / Новый мир. 1969. - № 5. -С. 17-23.

33. Гуревич П.С. Философия культуры. М. - 1994. - 324 с.

34. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика. - 1995. - 351 с.

35. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М.: Молода гвардия. - 1979. -223 с.

36. Гуцериев Х.С., Сальников В.П., Федоров В.П., Худяк А.И. Правовая и духовная культура сотрудников правоохранительных органов. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России. - 1995. - 156 с.

37. Дмитриева H.A. Изображение и слово. М.: Искусство. - 1962. - 314 с.

38. Дробницкий О.Г. Понятие морали. -М.: Молодая гвардия. 1974. - 175 с.

39. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. -М.: Наука. 1996. - 299 с.

40. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993. - 265 с.

41. Жигульский К. Праздники и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога. М.: Прогресс. - 1985. - 336 с.47.3андкюлер Х.Й. Демократия, всеобщность права и реальный плюрализм // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С. 35 - 50.

42. Золотарев О.В. К чувству и разуму воина. Культпросвет работа: взгляд, поиск, проблемы. М.: Воениздат - 1991. - 222 с.53.3орченко Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. Минск: Наука и техника. - 1984. - 128 с.

43. Ильин И.А. О сущности правосознания./ Подготовка текста и вступительная статья И.Н. Смирнова. М.: «Рарогъ». - 1993. - 235 с.

44. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интарда. - 1998. - 352 с.

45. Ионин Л.Г. Социология культуры. -М.: Логос. 1996. - 232 с.

46. Исаев И.А. История России: правовые традиции. М.: ЮКИС: ТОО «Стройсер-вис». - 1995.-319 с.

47. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Хронос. - 1996. - 422 с.

48. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Мысль. -1974.-236 с.

49. Казакова Н.Т. Феномен игры в философии: Методологический анализ. Красноярск: Издательство Красноярского университета. - 1998. - 226 с.

50. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. - 1974. -202 с.

51. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы. М.: ДОСААФ СССР. - 1989. -94 с.

52. Кассирер Э. Избранное. Опыты о человеке. М.: Гардарика. - 1998. -784 с.

53. Кассирер Э. Техника политических мифов / Октябрь. 1993. - № 7. - С. 157- 162.

54. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М.: Юридическая литература.- 1983. - 224 с.

55. Керимов Д.А. Методологические функции философии и права / Государство и право. 1995. - № 9. - С. 29 - 36.

56. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль. 1972. - 472 с.

57. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М.: Наука. - 1972. - 323 с.

58. Клятвенное обещание поступающего на государственную службу 1901 г. ГАИО, ф. 600, № 4.

59. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

60. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. - 173 с.

61. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли / Социально-политический журнал. 1996. - № 2. - С. 34-45.

62. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.: Юридическая литература. - 1989. -205 с.

63. Культура человек - философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - 1982. -№ 1. - С. 33-51.

64. Культурология XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга. - 1997. - 640 с.

65. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс. - 1994.-601 с.

66. Леви-Строс К. В травяной лавке мифов // От мифа к литературе. М. - 1993. - С. 28-35.

67. Леви-Строс К. Миф, ритуал и генетика // Природа. 1978. - № 1. - С. 12-19.

68. Леви-Строс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1980. - № 7. - С. 74 -83.

69. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука. - 1985. - С. 535.

70. Ликас А.Л. Культура правосудия. М.: Юридическая литература. - 1990. - 176 с.

71. Линдблад Я. Человек ты, я и первозданный. - М.: Прогресс. - 1991. - 262 с.

72. Лифшиц М.А. Критические заметки к современной теории мифа // Вопросы философии. 1973. -№ 8, № 10.-С. 64-73.

73. Лихачев Д.С. Арготические слова профессиональной речи // Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М.: Наука. - 1964. - 364 с.

74. Личность и уважение к закону. Социологический аспект. М.: Наука. - 1979. -285 с.

75. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург. - 1997. - 757 с.

76. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз. -1957.-620 с.

77. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Наука. - 1993. -712 с.

78. Лосев А.Ф. Философия, мифология и культура. М.: Политиздат. - 1991. - 524 с.

79. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XIX века. СПб: Искусство. - 1994. - 415 с.

80. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс. Гнозис. - 1992. - 270 с.

81. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юридическая литература. - 1973. - 344 с.

82. Лурия А.Р. Язык и сознание. -М., 1979. -315 с.

83. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. - 142 с.

84. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историче-ско-теоретического исследования. — М.: Наука. 1978. - 392 с.

85. Малиновский Б. Магия, наука, религия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук». - 1998. -304 с. - Серия «АБйпт 8ар1епйае».

86. Межуев В.М. Культура как философская категория // Вопросы философии. -1982.-№ 10.-с. 41-56.

87. Мелитинский Е.М. Поэтика мифа. -М.: Наука. 1976. - 437 с.

88. Мифологии древнего мира. Сборник статей. М.: Наука. - 1977. - 456 с.

89. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир.-1966-351 с.

90. Муравьев И.Б. Диалогичность морали и права // Актуальные проблемы юриспруденции. Тюмень. - 1996. - Выпуск 1.

91. Николов Л. Структуры человеческой деятельности. М.: Прогресс. - 1984. -176 с.

92. О долге и чести воинской в Российской армии: Сборник материалов и статей. -М.: Воениздат. 1991. - 364 с.

93. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Екатеринбург. - 1994. -985 с.

94. Орзих М.Ф. Личность и право. -М.: Юридическая литература. 1975. - 111 с.

95. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М. - 1969. - 115 с.

96. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука. - 1991. - 328 с.

97. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс. - 1985. - 312 с.

98. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия. - 1991. - 109 с.

99. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. -М.: Мысль. 1982,-с. 220.

100. Плеснер X. Ступени органического в человеке. Введение в философскую антропологию / Проблема человека в современной западной философии. М.: Мысль. - 1988,- 166 с.

101. Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности. Л.: Издательство ленинградского университета. - 1972. -152 с.

102. Полиция и милиция России: страницы истории. М.: Юридическая литература.

103. Правовая культура в юридической практике. М.: Юридическая литература.1977,- 117 с.

104. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. - 1974.

105. Присяга рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

106. Протасов В.Н. Что и как регулирует право: Учебное пособие. М.: Юристъ. - 1995.-96 с.

107. Пятигорский A.M. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры». - 1996.- 590 с.

108. Пятигорский A.M. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа. М. .: Школа «Языки русской культуры». - 1996. - 280 с.

109. Радциг С.И. Античная мифология. Очерк античных мифов в освещении современной науки. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР. - 1939. - 188 с.- 1995.-315 с.-202 с.

110. Ратинов А.Р. Правосознание как источник правовой активности и регулятор правового поведения // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М. - 1970. - № 25. - С. 52 - 68.

111. Ратинов А.Р. Структура и функции правового сознания. (Проблемы социологии права) // Советское государство и право. 1978. - № 7. - С. 42 - 45.

112. Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность //Вопросы философии. 1996. - № 11. - С. 57 - 64.

113. Ройман В.И. Правовая активность работников ОВД в современных условиях // Сборник научных трудов. 1985. - С. 31-44.

114. Руднев В.А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. М., 1984. -163 с.

115. Русинов Р.К. Сознание и правомерное поведение // Советское государство и право, 1983.-№5.-С. 3-10.

116. Сальников В.П. Правовая культура сотрудников милиции. JL: Издательство Ленинградского института МВД. - 1983. - 112 с.

117. Сальников В.П. Правовое государство и правовая культура: Актуальность проблемы. Л. .: Издательство Ленинградского института МВД. - 1990. - 137 с.

118. Сальников В.П., Казаченко В.Ф. Правовое воспитание и правовая культура в системе органов МВД СССР // Известия ВУЗов. Правоведение. 1980. - № 1.

119. Свасьян К.А. Философия символических форм Э. Кассирера. Критический анализ. Ереван: АН АРМ ССР. - 1989. - 237 с.

120. Сверчкова Л.П. Субъект духовного производства: Методологический анализ. -Л.: Наука.- 1988.- 156 с.

121. Серых В.Д. Воинские ритуалы, М.: Воениздат. - 1986. - 160 с.

122. Соколов Н.Я. Правосознание юристов: понятие, сущность и содержание // Со-',.ветское государство и право. 1983.-№10.-С.25.

123. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.: Наука. - 1988. -222 с. V

124. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992. 632 с.

125. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука. - 1976. - 104 с.

126. Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука. - 1983. - 312 с.

127. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль. - 1974. -278 с.

128. Тих H.A. Предыстория общества. (Сравнительно-психологическое исследование). JI. .: Издательство Ленинградского университета. -1970. - 311 с.

129. Токорев С.А. Что такое мифология? // Вопросы истории религии и атеизма. -М. 1959.-Вып. 10.

130. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифа поэтического. Избранное. М.: Прогресс-Культура. - 1995. - 621 с.

131. Топоров В.Н. о ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука. - 1988. - С. 214.

132. Топоров В.Н. Первобытные представления и мифе // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: Наука. - 1982. - 277 с.

133. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. - 312 с.

134. Традиция в истории культуры. -М.: Наука. 1978. -279 с.

135. Тренчени-Вальдапфель И. Мифология. М.: Иностранная литература. - 1959. -470 с.

136. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Культура. - 1975. - 172 с.

137. Уледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки. 1974. - № 2. - С. 27-98.

138. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М.: Политиздат. - 1980. - 175 с.

139. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.: Юридическая литература. - 1963. - 206 с.

140. Филатов А.Н. О новых и старых обрядах. М.: Наука. - 1967. - 93 с.

141. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука. - 1978. - 605 с.

142. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия. - 1992. -464 с.

143. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. Л.: Наука. - 1971.-240 с.

144. Шибутани Т. Социальная философия. -М.: Прогресс. 1969. - 535 с.1 14

145. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике // Вопросы философии. 1996. - № 6. - С. 114 - 123.

146. Шрейдер Ю.А. Этика. М.: Текст. - 1998. - 271 с.

147. Щегорцов А. Социология правосознания. М.: Мысль. - 1981. - 174 с.

148. Щукин В.Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа) // Вопросы философии. 1998. - № 11. - С. 20-30.

149. Элиаде М. Священное и мирское. М.: издательство МГУ. - 1994. - 144 с.

150. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. М-К: ЗАО «Совершенство»- «Port-Royal». - 1997. - 384 с.