автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Формирование японской национальной культуры. (Конец XVI - начало XX века)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование японской национальной культуры. (Конец XVI - начало XX века)"
Л*
На правах рукописи УДК 008 (520) (091)
ГШШЕЛЕВА Лидия Диомидовна
ФОРМИРОВАНИЕ ЯПОНСКОЙ НАЩОНАЛШОЙ КУЛЬТУРЫ (Конец ХУ1 - начало XX века)
Специальность 07.00.03. Всеобщая история
09.00.04. Марксистско-ленинская
эстетика и теория культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук
МОСКВА 1988
Работа выполнена в Институте востоковедения АН СССР.
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук Арутюнов С.А. доктор филологических наук Горегляд В.Н. доктор исторических наук Поспелов Б.В.
Ведущая организация - Институт стран Азии и Африки при МГУ
Защита состоится " " _1989 г. на заседании
Специализированного совета по всеобщей истории Д.003.01.01 при Институте востоковедения АН СССР (Москва, ул.Жданова, д.12)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения АН СССР (Москва, ул.Жданова, д.12)
Автореферат разослан " " _198 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, ? ¿г/"
канд.ист.наук И.С.Клочков
© Институт востоковедения АН СССР, 1988.
ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Предмет исследования. Диссертация посвящена изучению процесса формирования японской национальной культуры, который сопровождал и в определенной степени обусловливал превращение японской народности в нацию. Термин "национальная культура" не однозначен. Нередко в популярной, а порой и в научной литературе этот термин употребляется для обозначения культурных явлений феодального периода. Иногда к национальной культуре относят не только культурные явления средневековья, но и некоторые элементы архаической культуры. Поскольку один и тот же термин используется для обозначения разных исторических понятий, следует оговорить его употребление в данном исследовании.
Национальная культура рассматривается как культура общности людей, складывающейся в ходе зарождения развития и утверждения капиталистического уклада, а ее формирование как процесс становления духовной жизни буржуазной нации.
Полифункциональность понятия "культура" вызвала к жизни множество определений и концепций, сосуществующих в науке. Каждая из конкретных дисциплин подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами и ограничивает его кругом проблем, представляющихся ей наиболее важными. В данной работе выделены те области культуры, где тенденции развития духовной жизни нации проявились наибол&е отчетливо. Это: общественно-политическая и религиозная мысль, просвещение, театр и музыка, изобразительное искусство и бытовая культура.
Литература как объект исследования в работу не включена, потому что анализ этой чрезвычайно важной сферы духовной жизни народа потребовал бы привлечения обширного литературоведческого материала и использования специальных методов исследования, что неизбежно привело бы к филологизвции работы, которая была
задумана как историко-культуроведческая.
Не привлекается как предмет исследования и народное творчество, опирающееся на устную традицию и обычай и относящееся к сфере фольклористики и этнографии, хотя его важная роль в формировании национальной культуры бесспорна.
Хронологические рамки работы определяются границами этапа в истории Японии, когда происходило превращение народности в буржуазную нацию с конца ХУТ до начала XX в.
Актуальность теш. Япония играет очень заметную роль в современном мире и привлекает внимание всеми аспектами своего развития, в том числе и культурным, в котором причудливо сочетаются, казалось бы, несовместимые элементы традиционной культура, сложившейся в феодальную эпоху, и современной буржуазной культуры, не имеющей явной локальной этнической окраски.
В последние годы в Японии стала довольно распространенной тенденция к подчеркиванию традиционных мотивов в современной культуре. Ее приверженцы утверждают, что только традиционная культура представляет собой подлинно японскую национальную ку-хьтуру, а все привнесенное с Запада является чужим, внешним, наносным, преходящим. Подобная игра на национальных чувствах, абеолютизирование значения специфики традиционной культуры в атмосфере оживления интереса к традиционалистской идеологии скаэнвают заметное влияние на сознание широкой общественности и активно используются идеологами реакционной ориентации. • Поэтому весьма актуальным представляется исследование процесса формирования японской национальной культуры с целью выявления сущности процессов, происходящих в различных сферах духовной жизни нации, и раскрытия идеалистического характера представлений о них, распространенных среди части японских культурологов.
Научная, политическая и практическая значимость исследования. Чрезвычайно сложная по структуре культура Японии,, подобно культуре любой другой буржуазной нации, содержит как прогрессивные демократические, так и консервативные, а подчас и явно реакционные элементы, соотношение между которыми меняется в зависимости от социально-зконошческюс и политических сдвигов в жизни общества.
В современной Японии, в условиях заметной трансформации жизни общества по западным буржуазным стандартам, наблюдается действие двух совершенно разных по характеру тенденций, вызы-
вавдих повышенное внимание к традиционной части национальной культуры. С одной стороны, это возрождение и усиление буржуазного национализма реакционного толка, с другой - проявление тревоги японской демократической интеллигенции и более широких масс трудящихся за судьбу традиционной национальной культуры.
Без обращения к истории объективно оценить социодинамику культуры современной Японии невозможно. Поэтому очень важно разобраться в многообразных и сложных процессах культурной жизни Японии на очень важном этапе ее исторического развития - в пору становления буржуазной нации. В данной работе при рассмотрении общих тенденций в развитии духовной культуры нации основное внимание уделяется социально-политическим аспектам. Такой подход к теме делает историческое исследование политически актуальным.
В наши дни, когда очень многие народы мира обрели социально-политическую и культурную активность, необходимо внимательно изучать общие закономерности историко-культурного процесса, т.к. их недооценка мажет привести к национальной ограниченности и возникновении шовинистических тенденций. Осуществленный в диссертации анализ макет оказаться полезным, как при подготовке обобщающих работ по теории культуры, так и в деятельности практических учреждений, заинтересованных в том, чтобы национальные культуры, взаимодействующие на мировсй арене, использовались не как средство размежевания между народами, подчеркивания их различий и демонстрации превосходства одной нации над другой, а как средство сближения народов, углубления их взаимопонимания и взаимного обогащения..
Научная новизна исследования. Данная работа является первым в советской историографии обобщающим исследованием проблемы формирования японской национальной культуры. Новым не только в советском, но и в мировом японоведении является сам подход к теме. Впервые на основе марксистско-ленинской методологии формирование национальной культуры японского народа рассматривается как процесс становления духовной культуры буржуазной нации в ходе ее образования, с момента создания централизованного государства и зарождения капиталистических отношений в кедрах феодального строя и до утверждения Японии на международной арене в качестве империалистического государства. При этом выделен социально-политический аспект анализируемых культурных
явлений.
В диссертации немало и других новых моментов. Прослежен процесс интеграции культуры различных сословий феодальной Японии (придворной аристократии, воинского сословия, городских слоев), сложившейся на разных этапах исторического развития, в единый общенациональный комплекс традиционной культуры. Рассмотрено взаимодействие этого комплекса с широким потоком западной культуры, с которым Япония столкнулась в конце XIX в. в ходе буржуазных преобразований, связанных с революцией Мэйдзи. Выявлены причины своеобразной "самураизэции" духовной жизни нации в период перерастания японского капитализма в империалистическую стадию: са-мурайство пошло на службу к буржуазной монархии, используя на этой службе свой традиционный идейный багаж. Этому способствовало абсолютное преобладание бывших самураев в правительственном аппарате и в сферах, связанных с формированием нового молодого поколения японцев: школе, армии и полиции.
В работе привлечены неизвестные прежде в советской историографии исследования по проблемам, мало изученным в самой Японии, например, работы Нисияма Мацуноскэ о иэмото - главах школ в традиционном искусстве. Это позволило автору осветить механизм социальных отношений в мире традиционного искусства, тщательно скрываемый в Японии вплоть до настоящего времени.
Новым является и характер исследования. В диссертации сочетается анализ закономерностей и общих тенденций социально-культурного развития со стремлением выделить их особенности и специфику проявления в различных областях духовной деятельности. Теоретические положения базируются на фактах живой истории и перемежаются портретами отдельных деятелей культуры и освещением активности крупнейших государственных деятелей в сфере художественного творчества.
Методологическая основа диссертации. Теоретической и методологической основой диссертации являются труды основоположников марксизма-ленинизма, прежде всего те, в которых разрабатывается учение о нации, национализме и национальной культуре. Работа базируется на достижениях отечественного и мирового японо-ведения. В ней использованы материалы многих конкретных исследований, переосмысленные с позиций марксистско-ленинской методологии.
В отличие от буржуазного абстрактного определения нации, которое игнорирует исторические и классовые основые ее образо-
вания, марксистско-ленинское учение связывает возникновение и развитие нации с определенной социально-экономической формацией. Оно рассматривает нацию не как этническую, а как исторически складывающуюся устойчивую общность людей, возникающую в период поднимающегося капитализма"1".
С позиций марксистско-ленинской методологии в исследовании рассматривается и роль национализма в культуре Японии на различных этапах ее развития. Обращение к традициям, к культурному наследию народа с целью консолидации нации в критической ситуации, перед лицом угрозы духовного порабощения со стороны колонизаторов или оккупантов - явление закономерное и исторически оправданное. Но в позиции, приближайющейся к критической ситуации, Япония была только дважды и очень недолго: в середине XIX в., сразу после "открытия" страны западными державами, и в саше первые годы оккупационного режима после второй мировой войны. В эти периоды наблюдались две вспышки национализма нации угнетенной, обладающего известным общедемократическим содержанием (антиимпериалистическая направленность, стремление к политической и экономической независимости). Все другие случаи -проявления национализма в Японии - это проявления.национализма нации угнетающей (связанного со стремлением к экспансионизму в экономической, политической и культурной сферах), окрашенные в реакционные тона разной интенсивности в зависимости от исторической ситуации. Первая волна национализма в Японии в 80-е годы XIX в. по своей сути была близка к национализму нации угнетенной, вторая же, с середины 90-х годов XIX в., носила ярко выраженный агрессивный характер.
Еще одним важным отправным пунктом в данной работе послужило ленинское положение о двух нациях в каждой нации и двух национальных культурах в каждой национальной культуре2. Это положение было выдвинуто применительно к эпохе капитализма. В.И. Ленин указывает, что размежевание двух культур усиливается с обострением противоречий капиталистического строя. На заре же капитализма, когда новые общественно-экономические отношения и их противоречия находятся еще в зародышевом состоянии, высказы-
1. См. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч., т.25.
2. См. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.24.
вания идеологов буржуазии выражали "интересы прогрессивных общественных классов, насущные интересы всего общественного развития по данному, т.е. капиталистическому пути"'1'.
Апробация 'работы. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на соискание ученой степени доктора исторических наук на расширенном заседанкй Отдела Японии Института востоковедения АН СССР. Ее основные положения и выводы изложены в публикациях автора: монографии "Формирование японской национальной культуры. Конец ХУ1 - начало XX в.", М., 1986; в главах коллективных монографий и статьях в научных изданиях. Публикации диссертанте были положительно оценены в рецензиях в советских научных журналах. Результаты научных исследований автора по проблемам, рассматриваемым в диссертации, излагались в докладах и выступлениях на научно-теоретических конференциях, симпозиумах и дискуссиях, во время вйтреч с учеными социалистических стран и Японии.
Цели и задачи йсотгёдбваш^я. Японский империализм стремится играть все более значительную роль на мировой арене, претендуя на лидерство не только в экономической и политической жизни своего региона, но все более настойчиво выдвигая "японскую модель" экономического, политического, социального и культурного развития как идеальную для воех стран и народов. Апологеты японизма объясняют успехи страны исключительностью японской нации и национального характера, уникальностью ее культуры, "особой миссией" Японии в мировой истории.
В этой ситуации как в научном, так и в политическом плане важно проанализировать процесс формирования японской нации и национальной культуры, выявить в нем действие общих закономерностей социально-экономического развития, определить реальное место страны в мировом историческом процессе, на конкретном материале показать необоснованность притязаний японских националистов на особое место в мире, что и является целью данной работы.
В ходе исследования автору пришлось обратиться к решению следующих конкретных задач:
- выявление главных факторов, обусловивших превращение
I. В.И.Ленин. От какого наследства мы отказываемся. Полн.собр. соч., т.2, с.521.
японской народности в нацию. (объединение страны и создание централизованного государства, появление зачатков капиталистического уклада в недрах феодального общества, интеграция культуры различных социальных групп в общенациональный комплекс традиционной культуры);
- анализ социально-классовой структуры японского общества и происходивших в нем изменений в качестве необходимого условия выяснения духовного потенциала и выявления движущих сил культурного развития общества;
- оценка борьбы двух тенденций в японской культуре - вес-тернизвции и традиционализма, - происходившей.после буржуазной революции Мэйдзи, и их взаимодействия в отдельных областях духовной деятельности;
- прослеживание закономерностей и общих тенденций социально-культурного развития с учетом их особенностей и специфики проявления в различных областях культуры;
- рассмотрение плюралистичности японской национальной культуры, обусловленной разными стадиям ассимиляции заимствованного и вновь появившегося в сочетании с намеренно сохраняемым
и поддерживаемым традиционным.
Структура исследования определяется поставленными задачами. В основу построения работы полажен проблемно-хронологический принцип, позволивший осуществить комплексное исследование основных проблем, связанных с формированием японской национальной культуры.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы. Членение на главы произведено по хронологическому принципу. Внутри глав выделены параграфы, посвященные исследованию отдельных проблем и тенденций развития различных областей культуры.
Литература, посвященная японской культуре исследуемого периода чрезвычайно обширна. Это и соответствующие томэ разнообразных многотомников по истории культуры и главы в многотомных историях японских авторов1, и отдельные монографии на европей-
I. Иихон сэйсин бунка тайкэй (Всеобщая история японской духовной культуры). В 9 томах. Токио, 1938; Мэйдзи бунка си- (История культуры периода Мэйдзи). В 3 томах, Токио, 1955; Мэйдзи буша дзэнсю (Материалы по культуре периода Мэйдзи).
Продолжение сноски на след.стр.
ских языках, и статьи в тематических сборниках и научных журналах, и разнообразные художественные альбомы и серии. Обилие литературы вызывало известную сложность в работе. Исходя из задач исследования (переосмыслить факты с марксистско-ленинских позиций), автор отбирал те книги, которые содержали больше всего конкретного материала и ярких эпизодов из жизни японского общества рассматриваемого периода и отдельных исторических личностей того времени. Работам концептуального и полемического характера уделялось меньше внимания. Основная использованная литература приведена в библиографии, приложенной к работе. В библиографию не включены каталоги, проспекты, театральные программы и т.д.
Серьезной опорой в работе послужили автору такие советские издания общетеоретического характера, как "Очерки методологии истории" Е.М.Жукова (М., 1980), "Проблемы теории культуры" (М., 1977), "Культура и идеологическая борьба" (М., 1979), "Вопросы формирования русской народности и нации" (М.-Л., 1958), "Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в." В.В.Познанского (М., 1975), "Художественно-конструктивная деятельность человечества" Л.Н.Безмоздина (М., .1975), "Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа)" М.С.Кагана, "Марксистско-ленинская теория нации и современность" С.Т. Калтахчана (М., 1983) и др.
Значительное внимание рассматриваемому периоду уделили русские и советские историки.
Историческая база настоящей работы почерпнута из таких серьезнейших трудов советских японоведов старшего поколения, как "Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма", "Некоторые вопросы объединения и изоляции Японии при первых Токугава" и "Социально-экономические предпосылки буржуазной революции в Японии" А.Л.Гальперина, "Япония в
Продолжение сноски со с.7
В 8 томах. Токио, 1955; Нихон бунка си (История японской культуры). В 3 томах, 1977; Нихондзш-но сэйкацу то бужа (Жизнь и культура японцев). В 12 томах, Токио, 1984; Нихон сайкацу бунка си (Культура жизни в Японии). В II томах, Токио, 1986; Нихон рэкиси. Иванами кодза (История Японии, курс Иванами). В 23 томах. Токио, 1962-1964; Кодза нихонси (Курс истории Японии). В 10 томах, Токио, 1971 и др.
ХУТ - середине ХУШ в." Д.И.Гольдберга, "Крестьянское петиционное движение в Японии (во второй половине ХУЛ - начале ХУШ в.) Г.И.Подпаловой, "Русско-японские отношения в I697-T875 гг.)" Э.Я.Файнберг, "К вопросу об оценке "революции Мэйдзи" Е.М.Жукова. Широко была использована коллективная монография "Очерки новой истории Японии (I640-I9I7 гг.)", общую научную концепцию автор разделяет.
Концепция исторического развития японской культуры основывается на трудах Н.И.Конрада. В своих разносторонних глубоких исследованиях ("Запад и Восток", "Очерки японской литературы", "Избранные труды. История", "Избранные труды. Литература и театр", "Очерки истории культуры средневековой Японии"), охватывающих историю, религию, философию, общественную мысль, идеологию, искусство и литературу, академик Н.И.Конрад создал оригинальную концепцию исторического развития японской культуры. Он твердо и последовательно проводил идею культурного равноправия Востока и Запада, решительно выступая как против европоцентризма, так и против азиацентризма: "Ни у кого нет права считать себя народом особым, превосходящим всех других. Каждая нация должна обладать чувством собственного достоинства, но мания величия у нации столь же ложна, вредна и просто смеша, как и мания величия у отдельного человека"1.
Труды Н.И.Конрада оказали большое влияние на многих советских исследователей. Его идеи получили развитие в большом числе статей и книг, посвященных отдельным областям культуры и искусства Японии, а также в трудах общего характера.
Для уяснения многих проблем общественной мысли в Японии неоценимую помощь оказали работы Я.Б.Радуль-Затуловского "Из истории материалистических идей в Японии в ХУЛ - первой половине XIX в." и "Конфуцианство и его распространение в Японии", а также книги Д.П.Бугаевой "Японские публицисты конца XIX в.", К.Н.Попова "Япония. Очерки развития национальной культуры и географической мысли" и Г.Е.Светлова "Путь богов".
Серьезная теоретическая постановка проблемы взаимодействия японской культуры с культурами других народов, столь важной для формирования национальной культуры, содержится в трудах O.A. Арутюнова и М.В.Воробьева.
Очень важным для выяснения отправных моментов начального
I. Конрад II.И. Запад и Восток. М., 1972, с.28.
этапа становления японской нации и ее культуры является исторический период подробно и живо освещенный в работах А.А.Искенде-рова "Феодальный город Японии ХУ1 столетия" и "Тоётоми Хидэё-си". Интересные сведения о жизни воинского сословия содержатся в книге А.Б.Спеваковского "Самураи - военное сословие Японии".
В области японоведения ощущается явный недостаток историографических работ. Работа Н.Ф.Лещенко "Революция Мэйдзи в работах японских историков-марксистов" восполняет этот недостаток и помогает ориентироваться в огромном числе японоведческих публикаций, посвященных этому важнейшему периоду в истории страны.
Советскими японоведами написано значительное число интересных работ по частным проблемам японской культуры, имеющим самое непосредственное отношение к процессу формирования национальной культуры в стране: книгопечатание, языкознание, просвещение, урбанизация. Среди них: монография С.В.Неверова "Общественно-языковая практика современной Японии", диссертации B.C. Гривнина "Японская печатная книга УШ - первая половина XIX в. и его роль в развитии культуры" и В.Т.Нанивской "Система "морального воспитания" в японской школе", книги Г.Б.Навлицкой об истории японских городов Нагасаки и Осака.
Довольно много серьезных трудов посвящено японское искусству. Это и монографии Н.С.Николаевой "Декоративное искусство Японии" и "Японские сады", и книга Г.Комаровского "Пять тысяч Будд Энку", и исследования А.С.Коломиец и Б.Г.Вороновой о творчестве Хакусая, и работа Н.Г.Анариной "Японский театр Но" и др.
Значительным подспорьем в изучении японской культуры в нашей стране явилась публикация переводов отдельных трудов японских исследователей по различным областям культуры. Среди них серьезная обобщающая работа Иэнага Сабуро "История японской культуры", интереснейшая книга Тангэ Кэндзо "Архитектура Японии. Традиции и современность", монографии Д.Кина "Японцы открывают Европу. 1720-1830", Кодзаи Ёсисигэ "Современная философия. Заметки о "духе Ямато", Накамура Синтаро "Японцы и русские", Ива-саки Акира "История японского кино", М.Гундзи "Японский театр кабуки" и др.
Что касается зарубежной литературы по японской культуре, то ее имеется великое множество, правда, ощущается явный недостаток комплексных многосторонних исследований. Учитывая выбранный ракурс работы, особое внимание автора уделено не концеп-
туальным трудам, а монографиям и статьям, содержащим максимум конкретного материала и ярких фактографических, зарисовок.
Общепризнанным классиком в исследовании истории японской культуры считается англичанин Джордж Сэнсом. Его живо написанные труды3- глубоки и при этом содержат массу интереснейшего конкретного материала по различным областям культурного развития Японии, их отличает стремление дать объективный анализ процессов, происходивших в духовной жизни японского общества.
Бесспорным знатоком японской конкретики является Эдвин Рей-шауэр, крупный американский ученый, бывший довольно долго американским послом в Японии. Его многочисленные работы^ по различным аспектам японской истории полны разнообразной конкретики и серьезных размышлений об исторических судьбах нации.
В исследованиях ряда видных западных специалистов по проблемам японской культуры подробно и серьезно рассматриваются различные ее области: социальная психология^, религия^, просвещение5, театр, музыка, изобразительное искусство6 и т.д. В'
1. Sansom George Bailey: History of Japan (3 vol). London, 1963. Japan: a short cultural history. Stanford, 1978. Japan in world hiotory. London, 1952. Western world and Japan. New York, 1951.Historical grammar of Japan.Oxford,1931. Japan. London, 1945.
2. Reishauer E.O. Japan. Past and present. New York, 1964. Japan. The story of a nation. Tokyo, 1976.Japan. Tradition and transformation. Sydney, 1979. ( & A.Craig).
3. Benedict Ruth. The chrysantemum and the sword.Tokyo, 1976. Duns Beter. The rise of modem Japan. Boston, 1976.
Murthy N. The rise of modern nationalism in Japan.New Delhi,1973.
4. Ballon R. 0. Shinto: the unconquered enemy. New York. 1985. Eliot Ch. Japanese buddism. London, 1964.
Hall M.P. Buddism and psychotherapy. Los Angeles, 1967. Smith W.W. Confucianism in modern Japan: A study of conservation In Japanese intellectual history. Tokyo, 1959. 5.Passin H. Society and education in Japan. New York, 1965.
6. Bowers F. Japanese theatre. Tokyo, 1974. Adachi B. The voices and h hands of Bunraku. Tokyo, 1978.
Malm W.P. Modern music of Meiji Japan. B kn.: Tradition and modernization in Japanese culture. Princeton, 1976. Keene D. Landscapes and portraits. Appreciations of Japanese culture, Tokyo, 1971.
интереснейшей книге Чарльза Дана* дается очень яркая картина повседневной жизни различных сословий в Токугавской Японии. Все эти работы были использованы автором, а содержащийся в них материал послужил базой для концептуальных обобщений.
Однако самый разнообразный и наиболее достоверный материал содержится в старых и новых работах японских ученых. Вне зависимости от позиции авторов и от того, через какую призму они рассматривают приводимые факты, с поправкой на время их опубликования и политическую ситуацию они могут быть использованы как материал для научного анализа. К тому же среди японских историков довольно много марксистов, чья позиция близка к нашей. В частности к таким трудам можно отнести два уже упоминавшихся многотомника по истории Японии "Кодза нихонси" и "Нихон рэкиси. Иванами кодза".
Материал десятитомника "Кодза нихонси" по культуре носит фрагментарный и дискуссионный характер. Постановка отдельных проблем полемически заострена и очень актуальна для современной Японии. Однако материал в целом не содержит последовательного освещения хода формирования и развития японской культуры, так же как и единой исторической концепции по этой проблеме.
Большое место в работе уделяется пространному изложению марксистских теоретических положений без конкретной связи та с японским материалом. Часто это изложение носит расплывчатый характер.
В 23-томном издании "Нихон рэкиси: Иванами кодза" обобщены итоги многолетних исследований японских историков, стоящих на материалистических позициях. Разделы по культуре содержат последовательное изложение процессов, происходивших в духовной жизни японского народа в рассматриваемый период. Уделено большое внимание классовой структуре общества, различиям в духовных устремлениях отдельных социялышх слоев и процессам, связанным с их постепенной интеграцией в национальное единство. По всем областям культуры приводится подробный конкретный материал, и потому авторские обобщения особенно убедительны.
Глубоким проникновением в сущность исторического процесса и серьезным анализом приводимого материала отличается трехтомник 'Нихон бункя си: подготовленный группой прогрессивных историков под редакцией Кавасаки Цунэюки и Нарамото Тацуя. В
I. Dunn Ch. Everyday liie in traditional Japan. Tokyo, 1982.
этом труде различные явления материальной и духовной культуры рассматриваются в связи с исторической обстановкой и социальной средой, их породившей. С позиций исторического материализма освещается и становление таких традиционных японских эстетических категорий как "мияби", "югэн", "ваби", "саби", "суи", "ики" и др. Трезво оценивается взаимодействие японской традиционной культуры с европейской и их соотношение в культуре Японии нового времени.
Как серьезные фундаментальные исследования по японской культуре следует также отметить многотомную серию "Дэнто гэйдзюцу кодза" (Лекции по традиционному искусству) и классический труд по истории японского театра Каватакэ Сигэтоси "Нихон энгаки . дзэнси" (Всеобщая история японского театра). Несомненно полезны и многочисленные публикации японских авторов на английском языке, рассчитанные на зарубежного читателя.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении дается характеристика предмета изучения, формулируются цели и задачи исследования, отмечается актуальность темы, политическая и научная значимость работы, обосновываются хронологические рамки рассматриваемого процесса и его периодизация. Особо отмечается значение народного творчества, традиции которого - источник этноспецифики в архитектуре, музыке и , зрелищных искусствах, в изобразительном и прикладном искусстве, в бытовой культуре. Народное творчество - та питательная среда, которая служит базой вдохновения создателей художественных и культурных ценностей этнической общности во всех сферах.
Основную массу народа в феодальной Японии составляли крестьяне. Как и в других феодальных обществах, их труд создал материальные предпосылки экономического и культурного прогресса. Крестьянство было главным носителем национальны?: особенностей. Однако вследствие разобщенности, забитости и задавленности тяжестью феодальных повинностей оно не могло стать ни направляющей, ни движущей силой в процессе формирования национальной культуры. Творческая активность народа в то время реализовалась главным образом в деятельности новых, растущих социальных слоев: городских торговцев и ремесленников, сохранявших тесные связи с крестьянской средой, из которой они вышли. Этим слоям и уделено основное внимание в работе.
В первую главу "Культура Японии в период образования централизованного государства (вторая половина ХУ1 - первая треть ХУЛ века)" выделен исторический период появления зачатков капиталистического уклада в недрах феодального общества и начала превращения японской народности в нацию.
Около ста лет, предшествовавших этому периоду в Японии, раздробленной на отдельные феодальные владения, не прекращались изнурительные феодальные междоусобицы. В их прекращении и объединении страны были заинтересованы почти все социальные слои. Противниками объединения выступали лишь наиболее крупные феодальные дома и богатые буддийские монастыри, не желавшие подчиняться центральной власти. Ведущей силой в движении за объединение страны стали средние и мелкие феодалы, стремившиеся к созданию сильной центральной власти, которая могла бы обеспечить стабильность режима. Деятельность сменявших один другого руководителей движения за объединение страны - Оды Нобунаги (15341582), Тоётоми Хидэёси (1536-1598) и Токугавы Иэясу (15421616) - отражали интересы в первую очередь этой группы феода^ лов.
Тот факт, что объединение Японии было осуществлено в исторически короткий период, объясняется прежде всего тем, что к середине ХУТ в. созрели экономические и социальные предпосылки консолидации страны. Способствовали этому и иные причины: среди них можно назвать этническое и культурное единство, связанное с территориальной изолированностью страны. Население Японии было достаточно однородным. Оно имело общие религиозные и этические взгляды, общий язык (не считая несущественных диалектных отклонений), общий психологический склад. Исключение составляли лишь шные и северные окраины, жители которых в дальнейшем стали постепенно ассимилироваться с населением собственно Японии.
Очень важными социально-экономическими процессами в период образования централизованного государства в Японии были рост городов, развитие торговли, внутренней и внешней, ремесла, промышленного производства и возникновение нового, активного и быстро расширявшегося социального слоя, связанного с этими процессами. Новые купцы и предприниматели жизненной позицией заметно отличались от купечества предшествующей эпохи. Они никому не были обязаны своим богатством и не имели сколько-нибудь определенного и признанного положения в обществе,
полагались в основном на собственные силы, располагали значительными материальными возможностями и хотели жить по-своему. Этот новый социальный слой вышел на культурную арену феодальной Японии с собственными потребностями, вкусами и идеалами, которые не тяготели к прошлому, а отвечали запросам настоящего и устремлялись в будущее. Эти люди, не связанные традициями, стали творцами новой культуры и нового образа жизни, при котором реальной мерой значимости человека признавались его финансовое положение и влияние. Зарождалось ядро городской культуры нового времени.
Серьезные изменения произошли и в структуре класса феодалов: потеснив старые военно-феодальные дома, наверх выбились "низы" господствующего класса. На первые роли в обществе вышли наиболее энергичные, жизнеспособные силы. Это оказало огромное воздействие и на стиль жизни, и на развитие культуры. Культура, которая прежде была монополизирована буддийскими монастырями и узким кругом аристократии, стала достоянием более широких социальных слоев, как феодалов, так и крупных торговцев, в центре и на местах. Она отражала общую атмосферу эпохи, а также взгляды, вкусы и привычки новых социальных групп.
Тон задавали правители. А правителями в то время были очень яркие и своеобразные личности, особенно Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, печать индивидуальности которых прослеживалась во всех сферах жизни и в известной мере определяла характер культуры в стране в целом. Этот период Момояма был самым пышным и помпезным в истории японского искусства и образа жизни. Он представлял разительный контраст с дзэнской изысканностью предшествующего периода Муромати.
Культура этого периода обрела отчетливый антиклерикалышй гуманистический характер. Религия с ее рафинированной эстетикой и умозрительным миром богов и будд несколько отодвинулась и на первый план выступил человек с земными чувствами, желани-5ши и устремлениями. Пришло время, когда золото заблестело, цвет наполнил живописные полотна, и искусство изменило направление своего развития в сторону того, что составляло японский эквивалент барокко. Происходила секуляризация искусстве. В архитектуре стали преобладать светские сооружения, а изобразительное искусство обратилось к реальной жизни людей и к природе, которая была призвана эту жизнь украшать. Художники рисовали • на стенах жилых помещений жанровые сцены, цветущую вишню и ао-
лотые клены, цветы и деревья, передающие яркую многоцветную земную красоту, вместо прежних мистических картин буддийского рая и монохромных дзэнских философских пейзажей.
Значительным фактором развития культуры нового времени было появление в Японии европейцев и начало контактов с западной цивилизацией. В середине ХУТ в. португальцы, а затем испанцы и голландцы достигли Японии. В только что открытую страну устремились торговцы и миссионеры, начавшие активную проповедь христианства. Для Нобунаги и Хидэёси встреча с новой цивилизацией имела большое значение. Она привела к появлению у них и их окружения более широкого взгляда на мир, культурные ценности и религию. Буддизм перестал казаться им чем-то всеобъемлющим и непреходящим.
Некоторые феодалы, особенно на Кюсю, рассматривали христианство как неотъемлемую часть новой цивилизации, которая могла бы способствовать всестороннему развитию общества и насаждали его в своих владениях. Материальные блага западной цивилизации были оценены и восприняты японцами с большим энтузиазмом, чем духовные ценности, но нельзя сказать, что последние не оказали на японцев никакого влияния.
В первые годы правления Хидэёси был так же благосклонен к западным торговцам и миссионерам, как Нобунага. Но ему не нравилась активизация деятельности иезуитов в среде крупных феодалов и военачальников, поэтому начиная с 1587 г. Хидэёси начал борьбу о христианством и его проповедниками. Токугава Иэ-ясу также опасался вмешательства христианской церкви в дела Японии. Им была издана целая серия указов, запрещающих христианство, за которыми последовали гонения и казни. Когда же в 1637-1638 г. на Кюсю произошло крупнейшее в истории Японии крестьянское восстание, которое имело христианскую окраску, было принято решение об окончательном закрытии страны. Изоляция Японии обусловила ее экономическую, политическую и культурную отсталость от стран Запада. Многие исследователи не без основания рассматривают изоляцию как фактор, неблагоприятно повлиявший на ее положение в мире в конце XIX - начале XX в.
В буржуазной японской и западной литературе распространено мнение, что в цепом так называемое "христианское столетие" не оставило никаких следов в японской культуре. Но оно представляется не таким уже бесспорным. Действительно, заметного проявления этого влияния было немного, но оно посеяло семена,
которые дали всходы через два столетия, когда после революции Мэйдзи Япония стала поспешно воспринимать западную культуру во всех ее проявлениях, и, возможно, помогло атому восприятию. Христианство познакомило японцев с новым взглядом на человека, с такими понятиями, как равенство людей перед богом, независимость личности, гуманизм. Христианство оставило свои следы в издательском деле, в изобразительном искусстве, музыке, медицине и т.д.
Значение относительно непродолжительного периода в развитии японской культуры, охватывающего вторую половину ХУ1 - первую треть ХУЛ в., очень велико. Это - переходный этап от средневековой культуры к культуре нового времени, пора, когда складывались ноЕые социальные отношения и наметились новые тенденции в искусстве, архитектуре и образе жизни японцев. Церковь отступила, у людей появилось новое, светское мироощущение. В искусстве совершился переход от средневекового религиозного восприятия мира к более чувственно-конкретному. Предметом нового искусства стал реальный мир, живой человек. Люди на картинах превратились из фона в главный объект изображения. Искусство стало светским, мирским. И в этом, по характеристике Н.И.Конрада',' существо нового облика не только искусства наступившей эры;, но и культуры в целом"*.
Образ жизни быстро выдвинувшихся и обогатившихся благодаря военной удаче Оды Нобунаги, Тоётоми Хидэёси, Токугавы Иэя-су и их окружения, так же как и образ жизни стремительно богатевших купцов, сильно- отклонялся от исторически сложившихся и общепризнанных эстетических норм и правил этикета. Это было время пересмотра прежних концепций и установок. И хотя этот всплеск был исторически непродолжительным, он сыграл свою роль. Возвращение к основной линии развития произошло уже на новом уровне, с включением новых элементов, рожденных временем и сменой движущих сил общества. Понятие национальной традиции стало более широким и многогранным, началось формирование нового стиля, возникновение первых элементов национальной культуры.
Известную роль в этом процессе сыграли контакты о европейцами. В жизнь японцев на время вторглись разнообразные элементы материальной и духовной культуры Запада. Часть из них впос-
I. Конрад Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии. М., 1980, с.114.
ледствии была забыта, а часть осталась и после "закрытия" страны. В результате общения с европейцами японцы впервые получили какое-то представление о Земле в целом. Благодаря глобусу и географическим картам японские военные правители узнали, какое место на земном шаре занимает их страна. И, как справедливо отмечает японский историк Иэнага Сабуро, "не так важны перипетии, связанные с распространением культуры южных варваров, как сам тот факт, что, когда были широко распахнуты - пусть на короткий срок - ворота в мир, расширился кругозор японцев - и в этом главная заслуга той эпохи"-'-.
В образе жизни японского общества, в его культуре в период объединения страны и становления централизованного государства отчетливо различались две тенденции, противостоящие друг другу. Это пышлая и показная декоративность жизни новой военно-феодальной верхушки, выражавшаяся в -эстетике чайной церемонии высшего самурайства сёин-тя, архитектуре дворцов и замков, живописи школы Кано, а также склонность к необычному и экстравагантному в среде новых купцов и других слоев богатых горожан, связанная с эстетикой "кабуки", с одной стороны, и обращение городской интеллектуальной элиты, представленной богатым потомственным купечеством, к классическим образцам прошлого и народным истокам, выразившееся в строгой простоте чайной церемонии ваби-тя, архитектуре тясицу, изысканной элегантности книг сага-бон, смыкавшейся с придворной эстетикой мияби, - с другой.
Любопытно, что в оппозиции военно-феодальной верхушке императорский двор и придворная аристократия часто принимали сторону богатых горожан, поддерживая новые вида искусства и битовой культуры, создаваемые растущим третьим сословием, в том числе чайную церемонию ваби-тя, театр кабуки и кукольный театр дзёрури.
Еще одним важным моментом в развитии японской культуры, связанным с объединением страны, консолидацией народности и ростом национального самосознания, было то, что она все больше японизировалась, освобождаясь от подражания китайским образцам предшествующих эпох, что отвечало жизненным запросам народа. В этом процессе соединился интерес к образцам классической культуры придворной аристократии позднего Хэйана и обращение к народной культуре.
I. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972, е.139-141.
Существенным фактором в развитии культуры этого периода было территориальное и социальное расширение круга ее потребителей. Она распространялась из столицы и крупных городов в провинцию и из круга интеллектуальной элиты в преобразованном виде возвращалась в народ. Это сопровождалось смешением самых разнородных черт в ее характере - от сдержанности и рафинированной элегантности до.безудержной экстравагантности и вульгарности - и постепенным ее усреднением. Все эти элементы со временем трансформировались и влились в культуру горожан, ставшую одной из основных частей японской национальной культуры.
Естественное развитие японской культуры в направлении, характеризовавшемся выделенными моментами, объективно способствовало возникновению предпосылок зарождения буржуазных общественных отношений. Оно было прервано политикой режима Токугава, направленной на консервацию феодальных институтов, и связанной с ней изоляцией страны от внешнего мира, что привело к искусственному замедлению процесса культурного развития и его деформации.
Во второй главе "Культурные процессы в период изоляции Японии. 40-е годы ХУЛ - середина XIX века" рассматривается время, отмеченное искусственной консервацией феодальных институтов и замедлением развития элементов капиталистического уклада. Политики изоляции Японии от внешнего мира сёгунат Токугава придерживался в течение почти всего периода своего господства. Эта политика была одним из факторов, способствовавших окончательному объединению страны. Главной целью политики бз-куфу было упрочение власти сёгуната Токугава и феодальных порядков. Этой цели служили и мелочная регламентация образа жизни всех социальных слоев, и система "санкин-котай" (посменной службы при дворе сёгуна). По этой системе крупным феодалам вменялось в обязанность периодически нести службу при дворе сёгуна в Эдо и постоянно в качестве заложников держать в столице свою семью. Каждый даймё после года пребывания у себя в поместье должен был год жить в своей столичной резиденции, а затем снова возвращаться в провинцию. Красочные процессии даймё на дорогах Японии со свитами иногда в несколько тысяч человек стали красивой приметой эпохи, многократно запечатленной в произведениях литературы и искусства. Но частое перемещение таких больших масс людей било дорогим удовольствием, которое съедало более половины доходов даймё и сильно их ослабляло.
Система "санкин-котай" субъективно была направлена на сохранение существующей формы феодализма, объективно же она приводила к его разложению, так как постоянная циркуляция большого числа людей, в том числе представителей высшего класса, между столицей и провинцией содействовала дальнейшему объединению страны, развитию производства, образованию широкого общего рынка, созданию значительной степени культурного, интеллектуального и идеологического единства, что явилось серьезной предпосылкой формирования буржуазной нации.
Несмотря на искусственно поддерживаемые властями сословные перегородки, служившие опорой военно-феодального режима Токугава, контакты между сословиями, а значит, и создание культурной общности продолжалось на всем протяжении 200 лет изоляции Японии при различной социальной и культурной активности разных слоев населения. Верхушка воинского сословия так или иначе соприкасалась с придворной аристократией, низшие слои саму-райства смыкались с крестьянством и горожанами, духовенство пополнялось выходцами из всех сословий и, служа правящему классу', поддерживало контакты со всем народом. И между всеми этими социальными группами шел постоянный обмен духовными ценностями, что и составляло сущность искусственно затрудненного и замедленного процесса формирования духовной жизни нации как единой общности, формирования национальной культуры.
Социальная и культурная активность отдельных сословий определялась их местом в структуре токугавского общества. Воинское сословие, составлявшее опору режима Токугава, было сковано предписаниями и запретами, регламентировавшими его жизнь, быстро теряло монополию на богатство, а монополия военной силы в условиях продолжительного мира не имела смысла. Озабоченные материальными затруднениями самураи постепенно деклассировались, став абстрактным символом военного режима, в реальной жизни они превращались в наследственную гражданскую бюрократию, пополняли ряды интеллигенции или растущего класса буржуазии и в их составе участвовали в создании духовной культуры формирующегося национального государства. Менее предприимчивые вливались в социальные слои, находившиеся на низшей ступени иерархической лестницы токугавского общества, и сколько-нибудь заметной роли в культурной жизни не играли.
Придворная аристократия, составлявшая часть господствовавшего класса и формально занимавшая в сословной организации
японского общества еще более высокое положение, чем самураи, была намеренно отстранена от политической власти и всех форм социальной деятельности, жила изолированно в относительно стесненных материальных условиях, сохраняла отжившие формы церемониала, помыслами была устремлена в прошлое, и как активная творческая сила в сфере духовной жизни нации на этом этапе не играла существенной роли.
Крестьянская масса была лишена возможности проявления широкой творческой активности в культурной сфере, но она была хранителем исподволь, из вена в век, накапливавшегося бесценного коллективного художественного опыта народа, служившего неисся-каодим источником вдохновения для писателей, поэтов, художников, музыкантов, строителей и театральных деятелей, выходцев из самых разных сословий.
По токугавсксй сословной иерархии горожане делились на ремесленников и торговцев и занимали две низшие ступени общества, но по образу жизни и интересам сливались в единую социальную общность, из наиболее активной и предприимчивой части которой постепенно вычленялась молодая буржуазия. Горожане постепенно ускользали из-под прямого контроля бакуфу, а их жизнь - из рамок феодального регламента. В их среде начала формироваться буржуазная общность со своими специфическими интересами, характером, самосознанием, которые заметно отличались от самурайских. У нее появилась своя мораль, свои эстетические концепции, представления о хорошей жизни, книге, пьесе, картине и достойном поведении. И хотя военное сословие смотрело на представителей этой общности свысока, они играли все возраставшую роль в жизни общества и им принадлежит основной вклад в развитие японской национальной культуры. Активность горская в культурной сфере привела к небывалому ее подъему, кульминацией которого был период Гэнроку (конец ХУЛ - начало ХУШ в.) - "золотой век" японской городской культуры, самая яркая страница в истории культуры Японии нового времени.
Феодальная регламентация, охватывавшая все стороны жизни токугавского общества, распространялась и на культуру. Правительство следило за тем, чтобы в сфере литературы, искусства и развлечений строго соблюдались сословные разграничения. Императорский двор был достаточно надежно изолирован. А разделение самураев и горожан приходилось поддерживать искусственно.
В культурной жизни того времени явно различались два основных потока духовной жизни: культура самурайства и культура горожан. Било четко определено, что подобает самураям, а что горожанам в учености, в поэзии, в театре, в музыке, в изобразительном искусстве, в развлечениях и т.д.
Но установить регламент было легче, чем поддерживать его. Большая часть нарушений была обусловлена постепенным размыванием сословных перегородок в сфере духовной культуры, связанным с переплетением и смешением интересов и вкусов самураев и горожан. Искусственно разделяемые потоки духовной жизни разных сословий стремились к естественному объединению. Начался процесс интеграции культур различных сословий в общенациональный комплекс традиционной культуры. Сначала разнородные элементы этого комплекса сосуществовали в его пределах обособленно, но в дальнейшем границы между ними стали размываться. Социальный заказ становился менее дифференцированным, а состав исполнителей более широким.
Третьим потоком в духовной жизни формирующейся японской нации была культура Запада. В условиях "закрытой" страны этот источник знаний еле пробивался через строгие рестрикции току-гавского режима. Но тем не менее, эта важная составная часть рождающейся новой культуры, просачиваясь сквозь все преграды, оказывала влияние на духовную жизнь общества и исподволь готовила Японию к информационному взрыву, последовавшему за "от-■срытием" страны в середине XIX в.
Развитие различных направлений общественно-политической лысли Японии постепенно готовило почву для появления национа-тьного государства и трансформации патриотизма в буржуазный гационализм. Деятельность конфуцианских ученых различных школ з сочетании с усилением влияния синтоизма пробудила интерес к )течественному культурному и литературному наследию, вызвала !увство гордости божественностью происхождения японской монархии и исключительностью связей между японским императором и то подданными. Но политическое самосознание нации еще не со-рело. Нация еще не консолидировалась в единый организм. Фео-альные сословные перегородки были сильно размыты, но еще не ничтажены, и сторонники феодального режима все еще удержива-и командные позиции.
Развитие интеллектуальной активности в токугавской Япо-яи сопровождалось распространением образования и повышением
его уровня. До конца ХУШ в. японская школьная система имела ярко выраженный феодальный иерархический характер, с социальной дифференциацией учащихся и круга предметов, которые им преподавались, но к середине XII в. четкие грани между образованием различных сословных групп начали стираться. В целом к этому времени в Японии было около 45% грамотных мужчин и 15% грамотных женщин, Что примерно соответствовало уровню грамотности в странах Запада. Распространение грамотности было связано о быстрым развитием книгопечатания и издательского дела. Наряду с коммерческим книгопечатанием продолжалась издательская деятельность правительства, крупных княжеств, монастырей и частных лиц. Такая издательская активность имела очень большое значение для просветительской деятельности, пробуждения национального самосознания народа и формирования интеллектуальной оппозиции феодальному режиму. Попытки правительства поставить издательское дело под свой контроль не имели успеха. Городская литература стала доступной широким народным массам и сыграла существенную роль в подрыве основ феодализма и формировании нового буржуазного мировоззрения.
В сфере театрального искусства наблюдались консервирование и формализация церемониальных театральных жанров аристократии и самурайства, с одной стороны, и бурное развитие театральных жанров городских сословий - с другой. Демократизация классического театрального наследия шла по линии заимствования и переработки его художественных средств театром горожан кабуки.
В японском изобразительном искусстве периода изоляции страны прослеживаются две тенденции. С одной стороны, это приверженность к старым традициям, связанная с мироощущением господствующего класса. С другой стороны, это стремление к новому художественному осмыслению действительности, к созданию новых форм в искусстве, отражающее мировоззрение поднимающихся слоев японского общества. Единственным достижением культуры феодаль--ной Японии, получившим широкое европейское признание еще в XIX в. явилась цветная гравюра укиё-э, отличающаяся высоким художественным совершенством, своеобразием и целостностью стиля. Художники этой школы воспели и увековечили жизнь и быт простых японцев, своих современников, заложили основы прочной художественной традиции.
Оценивая роль периода изоляции Японии в формировании духовной жизни нации, следует признать, что политика самоизолвции
затянула и деформировала процесс вызревания социально-экономических элементов капитализма в недрах феодализма и замедлила превращение японской народности в буржуазную нацию. Изоляция от внешнего мира задерживала и сковывала нормальное развитие японской культуры. В то время как в Европе многие умы бились над решением сходных проблем, соперничая в достижении прогресса, представители разных национальностей вкладывали свои силы в общее дело культурного развития, "японский народ, - по словам японского историка Хани Горо, - на протяжении трех столетий стоял в стороне от достижений мировой цивилизации, страдая от жестокого феодального гнета"1.
Такая замкнутость приводила к обращенности внутрь, сосредоточенности на себе, проявлявшийся в националистических тенденциях и своеобразном "нарциссизме" - культе самолюбования. Этому способствовала и политика японских правителей, которые стирались искусственно законсервировать и существующие общественные отношения, и феодальную культуру. Благодаря общей кон-сегвативности самурайства выжили отдельные виды их традиционного искусства и основа их морального кодекса. В театре, архитектуре, литературе и музыке формально поддерживались старые традиции, и только в сфере идеологии и этики культура самураев проявляла заметные признаки жизнеспособности.
Активной творческой силой в культурной сфере в этот период были городские слои, молодой растущий класс буржуазии. Наблюдалось быстрое становление и развитие городской культуры, культуры демократической, возникшей в народе и служившей ему. К периоду Гэнроку горожане достигли наконец некоторой свободы и материальной обеспеченности. Произошел взрыв творческой активности во всех культурных сферах, сказавшийся в ряде выдающихся достижений в литературе, театре, изобразительном искусстве. Эти достижения явились результатом сложного процесса освоения и переосмысления горожанами культурного наследия предшествующих эпох. На этой базе сформировалась и расцвела новая культура, противостоявшая официальным канонам и отвечавшая интересам и вкусам широких народных масс. Не случайно ее высшими достижениями стали общедоступный театр и легко тиражируемая жпкровая гравюра. Особенностью этой культуры был расцвет творческих индивидуальностей, в чьих произведениях соединялись лучшие каче-
I. Хани Горо. История японского народа. М., 1957, с.69.
ства японской культурной традиции и черты, связанные с мировоззрением новых социальных сил.
За ярким, но коротким периодом Гэнрсяу последовали десятилетия, на протяжении которых власти принимали энергичные меры, чтобы подавить все новое, вырвавшееся из-под их контроля. Но к началу XIX в. тщетность усилий токугавских властей стала очевидной. Искусственные барьеры между сословиями стали стираться и в жизни, и в культуре. В то же время в условиях усилившейся борьбы за прекращение политики самоизоляции активизировалось изучение и распространение западной культуры. Шел очень важный процесс интеграции разнородных культурных образований в общий комплекс духовной культуры нации.
Третья глава "Культура Японии в период становления буржуазной нации. Вторая половина XIX в." посвящена периоду "открытия" страны, буржуазной революции и ускоренного развития капитализма, который и был временем, когда в основных чертах сформировались японская буржуазная нация и ее духовная культура.-
Комплекс политических, экономических и социальных реформ, последовавших за революцией Мэйдзи, способствовал превращению Японии из феодальной страна в капиталистическую. Эпоха промышленного капитализма в Японии -была непродолжительной и почти совпала по времени с превращением страны в империалистическое государство. Сильные феодальные пережитки во всех сферах жизни общества были характерной особенностью японского империализма. И они не могли не отразиться на национальной культуре Японии, которая в основных чертах сложилась как раз в этот период.
Когда отсталая феодальная Япония вышла из добровольного заточения и столкнулась с современными капиталистическими го-суда рствами, перёд него встала опасность колониальной зависимости. Как альтернативу она выбрала ускоренное заимствование и освоение материальных и духовных достижений западного капитализма. Период становления буржуазной нации был в Японии укорочен и деформирован. Поспешность в развитии и перенесении на японскую почву чужеродных ценностей сказались и в форме, и в содержании культурных процессов того времени. В первые десятилетия после революции Мэйдзи происходила ломка традиций в области искусства, эстетических воззрений,-религиозного пиетета. И эта ломка не была безболезненной. Стремление к усвоению нового приводило подчас к отрицанию ценности культурного наследия прошлого. Были отдельные случаи разрушения исторических
памятников, сожжения древних храмов, уничтожения произведений искусства.
Всестороннее преобразование японского общества по современному европейскому образцу началось в 1871 г., когда правительство Мэйдзи провозгласило курс, направленный на преодоление феодальной отсталости Японии, на создание в стране "просвещенной цивилизации" (буммэй кайка). Основными задачами этого курса было путем широкого заимствования научных и технических знаний быстро ликвидировать отставание Японии от стран Запада в экономической и военной областях и, перенимая внешние проявления европейского образа жизни, показать западным державам, что они имеют дело с современной цивилизованной нацией. Но вместе с практическими знаниями с Запада пришли разнообразные идеи в области экономики, политики, права, государственного устройства, философии и т.д. Усилиями японских ученых-просветителей общественным достояниемстали труди крупнейших европейских мыслителей, 8 также общедемократические идеи свободы, равенства, независимости, самоуважения, человеческих прав и т.д. В 80-ё годы широкие спои передовой интеллигенции стали проявлять интерес к истории Парижской коммуны и росту революционного движения в России. Распространение социалистических идей сыграло чрезвычайно важную роль в формировании японской национальной культуры, предопределив развитие ее оппозиционного слоя, что в дальнейшем нашло яркое выражение в широком движении за пролетарскую культуру и в создании мощного лагеря демократической культуры.
Е первое десятилетие после революции Мэйдзи японцы с большим и часто неразборчивым энтузиазмом стремились к перестройке своей страны по западному образцу. В 80-е годы наивное восхищение Западом исчезло. Проводимая сверху европеизация стала встречать противодействие со стороны широкой общественности. Западные идеи и институты, хлынувшие мощным потоком, грозили смыть японские национальные ценности и традиции. Наплыв новых моделей и норм поведения, мышления и мировосприятия среди японцев вызвал протест, в котором проявилось стремление защитить молодую нацию от угрозы духовного порабощения, отстоять традиционное культурное наследие. Эта волна национализма была связана с межгосударственными отношениями и не была ни всеохватывающей, ни безусловно реакционной. Национализм этого периода имел свои оттенки и нюансы в очень широком диапазоне: от нео-
сознанной ксенофобии до требования наращивания военной сита и внешней экспансии. Всех националистов объединяла идея государственности Японии, противостоящей загранице, и чувство национальной гордости, желание, чтобы Япония заняла достойное место в мире.
С середины 90-х годов Японию захватила вторая волна мэйд-зийского национализма, который имел уже совершенно другой, ярко выраженный агрессивный характер. Вопросы европеизации культуры отошли на задний план. Спад либеральных настроений, усиление реакционности крупной японской буржуазии и ее экспансионистских устремлений, полная поддержка ею антирабочих мероприятий правительства и его агрессивной внешней политики оказали сильное влияние на формирование японской буржуазной культуры. Новый политический курс правящих кругов Японии требовал духовной консолидации нации, мощным средством-достижения которой были мобилизация традиционной национальной культуры и активное распространение идеологии национализма. Этим и было вызвано повышенное внимание к культурному наследию прошлого, охватившее Японию в конце XIX в.
Решение задачи преодоления двухвековой отсталости Японии и ее быстрого продвижения по капиталистическому пути былоневоз-мсжно без широкого распространения просвещения и коренной перестройки системы народного образования. Поэтому одним из важнейших звеньев в цепи буржуазных преобразований последовавших за революцией Мэйдзи, была реорганизация школьного дела. В 1868 г. из видных ученых-просветителей была создана комиссия для выработки рекомендаций по организации школьного образования. Были тщательно изучены системы образования Франции, Америки и Англии, и в качестве базовой модели выбрали французскую. В 1871 г. было учреждено министерство просвещения, в 1872 г. издано Положение об образовании СТакусэй"), провозгласившее введение единой централизованной системы всеобщего и обязательного образования. Страна была разделена на восемь университетских округов, в каждом из которых предполагалось учредить государственный университет. Округ делился на 32 района, в каждом из них планировалось открыть среднюю школу с пятигодичным сроком обучения. Район средней школы делился на 210 участков, где надлежало создать по одной начальной школе с четырехгодичным сроком обучения.
Однако программа введения современной централизованной ои-
стеш всеобщего обязательного образования была непосильной для Японии того времени. Недостаточными были правительственные бюджетные ассигнования, нехватало.школьных зданий и преподавателей, с трудом продвигалось осуществление декларированной обязательности обучения. Первое десятилетие было для японской школы периодом откровенной прозападной ориентации. Организационную структуру заимствовали во Франции, в программах же и методах преподавания сказывалось американское влияние. Но с 80-х годов, с изменением политической обстановки и идеологического климата в стране, началась переориентация педагогических установок. В 1880 г. Закон об образовании ("Кёику рэй"), сменивший в 1879 г. Положение об образовании, был пересмотрен в сторону большей централизации управления школой и усиления контроля. Школьных учителей стали рассматривать как государственных служащих, стражей официальной морали. Им было запрещено заниматься политикой, от них требовалось глубокое знание конфуцианских принципов, их интерпретация в интересах нации и государства, насаждение лозунга "Почитать императора, любить родину" ("Сонно айкоку").
В 1885 г. министром просвещения стал энергичный государственный деятель Мори Аринори. При нем деятельность школ была еще больше регламентирована. Одним из существенных нововведений Мори явилось назначение директорами педагогических училищ отставных военных высокого ранга, которые стали вводить в учебных заведениях строгую военную дисциплину. К концу XIX в. большинство .школ страны было укомплектовано выпускниками педагогических училищ, практически прошедших военную подготовку, что способствовало созданию особой националистической атмосферы в школе и за ее пределами. В 1890 г. появился основанный на синто-конфуцианских концепциях Императорский рескрипт о воспитании (Кёику тёкуго), который был противопоставлен европейским либеральным течениям как основа японской системы народного образования. Новая школьная система Японии превратилась в аппарат подготовки "людского материала" для осуществления политики правящих кругов. Этот же."материал" был творцом и потребителем новой национальной культуры.
В области зрелищных Искусств и музыки произошли заметные изменения в социальной организации и некоторые изменения в творческой практике миря традиционных жанров. Можно отметить их общую демократизацию за счет расширения социального состава ис-
полнителей и зрительской аудитории. На смену четкому сословному разграничению жанров пришло' их не всегда устойчивое и последовательное размежевание по политической ориентации. Появились ноше жанры, возникшие в результате соприкосновения с западной культурой и прямо заимствованные на Западе. Наметилось закрепившееся в дальнейшем сосуществование мира японского традиционного искусства с новым, западным, при наличии более или менее регулярных контактов и некоторого взаимного влияния. Выделилось демократическое направление в японском театральном искусстве, представленное деятельностью наиболее прогрессивных его представителей.
Мир изобразительного искусства этого исторического периода удивительно наглядно демонстрирует связь художественных течений с политической обстановкой и общей идеологической ориентацией общества. Конфликты и противоречия в искусстве были следствием сложности взаимоотношений между западным влиянием и национальными традициями, которые наблюдались в политической и интеллектуальной сферах Японии того времени. В живописи сформировались два стабильных направления: живопись западного стиля "ёга" и традиционно японская "нихонга". Эти два направления сосуществуют в Японии до наших дней. Они различаются и отношением к объекту изображения и техникой. В разные периоды, в зависимости от политической ситуации, на первй план выдвигалось то одно из них, то другое. Они оказывают друг на друга некоторое влияние, но полного слияния их пека еще не произошло.
Сфера бытовой культуры, как и вся японская культура,постепенно эволюционировала от искусственного сословного размежевания к национальной интеграции, а после революции Мэйдзи претерпевала изменения, обусловленные переменами в общеполитическом курсе страж. После "открытия" страны в связи с курсом на общую европеизацию культуры чайная церемония как атрибут японского феодализма потеряла свою популярность, а ее тетера утратили статус почитаемых наставников стереотипного этикета. Но с распространением националистических тенденций чайная церемония снова стала рассматриваться как одш из видов традиционной национальной культуры и с конца 70-х годов опять вступила в полосу расцвета.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в мире икэбаны. .Крах старой феодальной системы и перемены в жизни общества, последовавшие за революцией Мэйдзи, нанесли традиционным школам
аранжировки цветов серьезный удар. Их гяавы лишились поддержки властей, потеряли учеников и покровителей. В 80-е годы в связи с новым политическим курсом и ростом националистических настроений началось оживление деятельности старых школ. Правые националисты приветствовали икэбану как одно из проявлений "японской национальной сущности", к возрождению которой они призывали.
В целом, в период, последовавший за "открытием" страны и революцией 1868 г., завершился процесс превращения японской народности в буржуазную нацию, которая в связи с выходом страны на международную арену осознала себя как общность, противостоящую другим. Одновременно произошла ее духовная интеграция и сформировались основы японской национальной культуры как культуры капиталистического государства с сознательно сохраненными элементами феодальной идеологии, содержащимися в отдельных аспектах традиционной культуры. В это время наметилось характерное для японской национальной культуры сосуществование комплекса традиционной национальной культуры, который в этот период приобрел облик единого целого, и межнационального комплекса современной буржуазной культуры, развитие которого только началось. В процессе оформления традиционного комплекса в качестве общенационального произошла унификация и идеологизация составляющих его элементов под эгидой бывшего самурайст-ва, занимавшего в этот период командные посты в духовной жизни нации.
В результате широкого заимствования западной культуры произошла заметная перестройка культурного мира. Разные стадии ассимиляции заимствованного в сочетании с намеренно сохраняемым и поддерживаемым традиционным комплексом определили плю-ралистичность японской национальной культуры. Отсюда множественность жанров и форм: от новейших течений капиталистического Запада до самых древних национальных и органически освоенных восточных заимствований. Наметились три варианта взаимодействия японской традиционной культуры с заимствованными на Западе культурными формами: раздельное сосуществование, механическое смешение (эклектика) и органическое соединение (синтез). Процесс взаимодействия осложнялся различной идеологической наполненностью участвовавших в нем форм. Но общая идейно-политическая ориентация культуры в период становления японской буржуазной нации соответствовала военно-феодальному типу
империализма, который к этому времени сложился в Японии.
В Заключении отмечается, что японская культура, своеобразие которой объясняется не столько какими-то исключительными национальными качествами, сколько особенностями исторического развития страны, создавалась усилиями всех слоев японского общества, хранит в себе коллективный творческий опыт многих поколений японцев и является достоянием всего народа. И потому она оказывается одним из важных участков противоборства правящих консервативных сил, выражающих интересы крупной буржуазии, и прогрессивных, демократических сил, отстаивающих интересы широких масс трудящихся. Оба лагеря обращаются к национальной культуре, но с различными целями. Правящие круги, всячески подчеркивая ее уникальный характер, особенно в той ее части, которая составляет традиционный культурный комплекс, стремятся использовать ее для нагнетания националистических настроений с целью укрепления своего идеологического и политического господства. Прогрессивный же лагерь страны, обращаясь к демократическому ядру национальной культуры, прилагает усилия, чтобы сделать ее реальным достоянием широких народных масс и тем самым обогатить их духовную жизнь.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих изданиях:
/ Монографии
1. Формирование японской национальной культуры. Конец ХУТ -начало XX в. М., 1986, 23 а.л.
2. Тбатр современной Японии. М., 1977, 17 а.л.
Разделы в коллективных монографиях и статьи'
3. Культура Японии в период позднего феодализма. Культура капиталистической Японии. - В кн.: Очерки новой истории Японии. М., 1958, 3 а.л.
4. Борьба идей на японской театральной сцене. - В кн.: Япония 1977. Ежегодник. М., 1978, 0,5 а.л.
5. Музыкально-хореографические традиции в японском классическом театре (истоки и формы сохранения). В кн.: Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стрвн Азии и Африки. Ташкент, 1983, 0,5 а.л.
6. Использование традиционной культуры для обеспечения идеологического господства правящих кругов в современной Японии. -В кн.: Правящие круги Японии: механизм господства. М., 1984, I а.л.
7. О некоторых функциях традиционной культуры в современной Японии. - В кн.: Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987, 1,5 а.л.
Подписано к печати 05.12.88 Объем 2,0 п.л. Печать офсетная Тираж 100 экз. Зак. 362
Ордена Трудового Красного Знамени издательство "Наука" Главная редакция расточной литературы 103051, Москва К-51, Цветной бульвар 21
/
"Л
3-я типография издательства "Наука" 107143, Москва Б-143, Открытое шоссе, 28