автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Белова, Любовь Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии'

Текст диссертации на тему "Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии"

Диссертационный совет Д 113.36.01

На правах рукописи

БЕЛОВА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА

ВЛИЯНИЕ БУДДИЗМА НА КУЛЬТУРУ ВОИНСКОГО СОСЛОВИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ

09.00Л1. - Социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель кандидат философских наук, с.н.с. С.Ю. Лепехов

г. Улан-Удэ 2000 г.

OIPJAAh^ABLAA

стр. i

ГЛАВА L Сословная структура я:.:ов:с:шго срсд.п^векового об- стр. 1-3 паства

§ 1, Социальная стратификация японского общества и стр. 12 es динамика в эпоху средневековья

.§ 2. Место воинского сословия в социальной структур© стр. 42 японского общества

ПАВА II, Основное доктрина: буддийских шжея эпохи Кама- сто. 57 кура5 позлшжпие на формирование культуры и идеологии во-икяюого сословия

А Распространение купи, а Апннабии у Японии и е:;ц стр А: вдиенис на идеологию воинского сословия

& 2о Основные философские концепции Сото и Рищдзай стр. 51: § 3. Социально-философские идеи в учении Нитирзна стр. 79

ТА ABA III Роль буддийских концепций в формировании куль- стр. 91 туры воинского сословия средневековой Японии

s 1 - Влияние буддийской идеологии на становление и сто, 92 развитие японского феодально-героического эпоса М 2, Рулдийскис утиснет^иатг' "Hjc t's?Г7'""ги17 театра Pío с

:<ушлура вотского сосяозж Японих

с7\А,АААНААЬ С']ф. 119

ЗШЖГг АФШЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ с rp. \

ШТЕРАТУРЬ!

вждашшпЕ

Апоушпъшшсеть тг®мы шселкаддашапшЕш

Буддизм, как одна из ведущих религий в Восточной Азии, оказал значительное влияние на формирование всех восточно-азиатских культур, включая и культуру японцев. Процесс воздействия буддизма на материальную и духовную культуру в Японии был, в целом, в основных чертах схож с аналогичными процессами, имевшими место в Корее, а также в государстве киданей - Ляо и чжурчженей - Цзинь. Объясняется подобное сходство прежде всего тем, что источником этого процесса воздействия послужил Китай и китайский буддизм ,

Вместе с тем, в каждой культуре буддизм приобрел свой специфический облик и исполнял специфическую функцию. В предлагаемом исследовании анализируется своеобразие влияния категорий буддийской философии на культуру одного из сословий социальной структуры средневековой Японии - саму--райства.

Актуальность избранной темы определяется прежде всего тем, что по сравнению с другими отраслями японоведения исследование социально философских аспектов культуры воинского сословия является областью сравнительно малоизученной, что никак не согласуется с той действительно важной ролью, которую сыграло учение буддизма для развития культуры самурайства.

Между тем, без адекватного представления о роли и месте буддизма в становлении культуры данного сословия, об характерных основных особенностях в процессе влияния философских школ буддизма невозможно составить правильного суждения о японской культуре в целом.

Культура самураев, имея при своем возникновении четкую принадлежность правящему сословию, в дальнейшем выходит за рамки сословной ограниченности и становится важной составной частью культуры нации. В связи с этим, аналитическая разработка вопроса концептуальной философской основы культуры одной из социальных групп позволит пролить свет на процесс трансляции буддийских идей на культуру всего японского социума.

Таким образом, с точки зрения социальной философии изучение широ= комасштабной рецепции самурайской культурой целого комплекса буддийских концепций представляется весьма ценным и заслуживающим внимания. Это исследование важно еще и потому, что позволит пролить свет на типологически сходные процессы воздействия доктриыальных религиозных систем на идеологию и культуру различных социальных групп народов восточноазиатского региона.

Сфстфшшш© ш ст®пп©шиь шзучкзшшкшЕтпш трстШпэмы

по проблеме

Японии в отечественной научной литературе фактически не имеется. Лишь отдельные аспекты этой темы рассматриваются в некоторых публикациях отечественных и зарубежных исследователей.

Необходимо отметить слабую разработанность в отечественной социальной философии проблемы сословной структуры общества в целом и ее специфических для Востока характеристик в частности. Частично теория сослов= ной стратификации рассмотрена в работах B.C. Барулина, С.Э. Крапивенского, К.Х. Момджяна1. Значительным вкладом в развитие данной проблематики стали монографические труды В.П. Илюшечкиыа .

Крайне неудовлетворительно и в российской, и в западной науке изучен вопрос генезиса социальной структуры феодальной Японии и места в ней сословия самураев. Главный недостаток имеющейся литературы по данной теме -противоречивость и поверхностность.

1 Барулин B.C. Социальная философия. = В 2-х ч. = М„, 1993; Крапивенский: С.Э. Социальная философия. - 3-е изд., испр. и доп. - Волгоград, 1996; Момджян К.Х. Введение в социальную философию. - М., 1997.

2 Илюшечкнн В.П. Проблемы формационной характеристики сословно= классовых обществ. - М., 1986; Илюшечкиы В Л. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа). - М„5 1986.

Наиболее адекватно сословная структура японского средневекового об-шщества отражена в трудах таких российских востоковедов, как Н.И. Конрад, А.А. Искандеров,, З.Я. Ханин1, а также некоторых зарубежных исследователей2.

Более глубокое научное осмысление получила проблема культуры и идеологии самурайства. Некоторые аспекты изучения культуры воинского сословия средневековой Японии рассматриваются в ряде работ российских и за-

Вместе с тем, не достиг достаточного уровня разработанности вопрос о воздействии буддизма на формирование культуры сословия воинов. Большие-ство исследователей настаивает на том, что философском основой данной культуры явился лишь один дзэн-буддизм4. Тем самым упрощенно воспринимается

1 Искандеров А.А. Тоётоми Хидзёси. - М„, 1984; Искандеров А.А. Феодальный город Японии XVI столетия. - М.э 1961; Конрад И.И. Избранные труды: История. « Ml, 1974; Ханин З.Я. Социальные группы японских париев (очерк истории до XVII в.). - М., 1973.

2 Бураку си=ни каы=суру соштэки кэвкго (Комплексное изучение истории бу'за-ку). - T. L - Токио, 1955; Нихон си дзитэн (Словарь по истории Японии), - Токио: Цубогава сётэн, 1966; Харада Томохико. Нихон хокэн тоси хэнкю (Изучение феодального города Японии). - Токио, 1957; Corne!! J„B„ "Caste" m iapaness Social Stratification: A Tbsory and Case // Monuments Nipponica. - Vol. XXV, 1970. - P. 107=135; Delts M.M. The Fageant of Japanese History. - N.Y.- Toronto, 1938.

Анарина Н.Г. Японский театр но. - M., 1984; Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре (древность и средневековье). = М., 1979; Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. - М„9 1979; Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры, конец XVI - начало XX в. - М., 1986: Данн Ч. Повседневная жизнь в старой Японии. - М.э 1997; йэнага С. История японской культуры. = М., 1972; Конрад Н.И» Избранные труды: Литература и театр, - M., 1978; Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии (VII - XVI вв.). « М., 1980; Конрад Н.И. Очерки японской литературы: Статьи и исследования. - М., 1973; Конрад Р1.И. Японская литература (от «Кодзихи» до Токутоми). - М., 1974; Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках. -М.5 1991; Спеваковский А.Б. Религия синто и войны. - Л., 1987; Спеваковокий А.Б. Самураи = военное сословие Японии. - М„, 1981; Сэнсом Дж.Б» Япония: краткая история культуры. - СПб., 1999.

f Варли П., Моррис А., Моррис Н. Самураи. - СПб.: Гипержш, 1999; Долин А.А. Путь самурая // Азия и Африка сегодня. - 1983. - № 9. - С. 56-59; Долин А.А., Попов Г.В. Традиция воинских искусств. -М., 1996; Коваль СЛ.5 Холин Ю.Е. Дух воина (Философия и практика дзэн). - Краснодар, 1993; Кузнецов

проблема синкретизма концепций различных буддийских школ Японии в их воздействии на культуру самурайства.

История японской буддийской философии в целом стала объектом внимания российских и зарубежных ученых сравнительно недавно. Основополагающим в процессе изучения отечественной наукой данной проблемы явились труды О.О. Розерберга1.

В настоящее время в российской философии накоплен значительный материал по японскому буддизму J обобщенный в трудах таких исследователей,, как Горегляд BTL, Григорьева Т.П., Померанц Г.С., Игнатович А.Н., Мещеряков АН, Кабанов А.М., Светлов Г.Е., Сафронова Е.С., Фесюн А.Г., Лепехов С.Ю.9 Трубникова H.EL, Гарри И.Е. Обширнейшая литература по философским проблемам буддизма в Японии имеется за рубежом.2

Щелиь ш задачш штвдсташпшш

Целью диссертационного исследования является социально» философский анализ процесса формирования культуры воинского сословии Японии и роли влияния на этот процесс различных философских концепций буддизма.

Ю.Д. и др. История Японии / Ю.Д. Кузнецов, Г.В. Навлицкая, К.М. Сырицын. -М., 1988; Спеваковский А.Б. Самураи - военное сословие Японии. - ÏVL, 1981; Уинстон Л.К. Дзэн и путь меча (опыт постижения психологии самурая). - СПб,, 1999; Фомин В Л., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока. » М.э 1991; Brown B.J., Kashiwagi Y., Barrett W.H., Sasagava E. Bœhidô // Miyamoîo Mœashi The Book of Five Rings (Gorin no sho). - P. xxiii=xxx.

1 Розенберг O.O. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. - Ч. 1. — Токио, 1916; Розенберг О.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. — Ч. 2. Проблемы буддийской фшгош-ф?ж. - Пг., 1918; Розенберг О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. - Пг.э 1919; Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М.5 1991.

2 Например, см.: Abe Masao. Buddhism and Interfaith. dialogue. - Honolulu, 1995; Anesaki M. Nichiren, the Buddhist Prophet - Gloucester, 1966; Demievïlle P. Bouddhisme et la guerre // Choix B'etudes bouddhique. - Leiden, 1973; HeborigLu Dis tionnaire encyclopédique du Bouddhisme d'apre les sources Chinoises et Japonaises. - Tokyo, 1931; Lafieur W.R. Buddhism: a cultural perspective. - New Jersey, 1988;

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- исследовать генезис сословной структуры средневекового японского общества и определить место в ней воинского сословия;

= определить роль философских концепций буддизма в формировании идеологии и культуры самураев;

- выявить специфические особенности возникновения и функционирования комплекса элементов культуры, характерных только для военно= служилого дворянства;

- определить степень влияния культуры самураев на развитие японской культуры в целом,

М®т©д(пшфзтшч1©фкфй ес тг®фр®тш1ч!®ф1шй ©отфшрй дшссфртещиш является диалектический анализ истории обществшно-фшгасофской мысли, в частности, его принцип единства научной объективности и конкретно-исторического иод= хода, В исследовании конкретного текстологического и исторического мате= риала также использованы общенаучные принципы познания, особенно принципы системности, структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, аналогии, сравнения и прочие.

В работе используются труды российских и зарубежных востоковедов, в частности, его японоведческого направления, представляющих социально-философские принципы, разработки и концепции, касающиеся общих и осо= бенньзх черт культуры народов Востока.

Научшаж шкпжшзша шселсдаваишшш заключается, прежде всего, в том, что диссертация представляет собой один из первых опытов социально-философского анализа влияния философских концепций школ буддизма на культуру воинского сословия Японии.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:

Liebenthal W. Was ist chinesischer Buddhismus? - 1952; Suzuki D.T. Studies in ihe Lankavatara Sutra. - London, 1930.

= дана социально-философская характеристика сословной структуры средневековой Японии, выяснены предпосылки ее эволюции и уровень социальной мобильности различных общественных групп;

- определено место в социальной структуре самурайства, исследована его внутрисословная иерархическая организация, дан общий анализ идеологии правящего сословия;

- охарактеризованы основные философские концепции тех школ японского буддизма, которые явились основной кулыурообразующей силой сословия воинов;

- проанализированы специфические особенности становления и функционирования элементов культуры самурайства, дана общая оценка их роли и значения в процессе развития национальной культуры.

Ш^учшж-тржотстесжаш зшшчшмсшетпь ¡рабдагы

Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут иметь значение при изучении культурных и общественно-политических процессов в Японии, при анализе динамики социальной структуры японского народа.

Материал исследования может быть использован при разработке курсов лекций и подготовке учебных пособий "Восточная философия", "Культурология", "Литература народов Востока", "История зарубежного театра", а также спецкурсов по истории, культуре, философии и литературе Японии.

Ашр®@ащшя1 рабсготы

Отдельные положения и выводы, содержащиеся в данном исследовании, докладывались на Конференции молодых ученых Бурятии (май 1999 г,), Международной школе-семинаре молодого буддолога "Буддизм в Центральной и Восточной Азии" (сентябрь 1999 г., октябрь 2000 г.), Международной конференции "Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии" (июнь 2000 г.), Межрегиональной конференции "Культура и образование XXI века" (сентябрь 2000 г.).

Данные, полученные в процессе исследования, использовались автором при подготовке курсов лекций "Философия", "Этика", "Эстетика", "История культуры стран Дальнего Востока" в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (1996-2000 гг.), "Основы философии" в Бурятском финансово-кредитном колледже (1999-2000 гг.), "Зарубежная история" в Бурятском республиканском училище культуры и искусств (1998 г.).

По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании Отдела философии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО1 РАН, на заседании кафедры философии БГУ и экспертной группы специализированного Совета Д. 113.36.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Бурятском государственном университете.

ГЛАВА I:

СОСЛОКЕАЯ СТРУКТУРА ЮГОБГСКОГ© СВЕДеЕВЕЖОВВВС

ОБЩЕСТВА

Невысокий уровень изученности проблемы сословной структуры страт;! Востоке к наличие целого ряда спорных вопросов в рамках этой "пемы угг^ но оцдожрах-ю отмечалось российскими исследователями1. Пока еще недостгт.?г;ло б с канальной сзяесофик разработана проблема сословной стратификации в цр жж, а само понятие "сословие" до недавнего времени определялось достаточно' узко, всего лишь как "одна из форм классовых различий" .

л. настоящему времени в философии сложилось представление о сословии как о '"труппе людей, которые связаны общностью нравов и обычаев и пре-тг-.:-".:;у:;от па оВнпиальвюе призттанио, выдаваемое определенном способом'',

Важным вкладом в изучение проблемны сословной структура: сбтдестьа явитисв монографии ВЛ, Иытогтечкина "Проблемы сзсрматрпопной хасымоои &т?ли соолсвтн>классовьтх ©6щ«стз; и 'Сословно-классовое лОт^ч/дш

ггг д;',: , ^ ланных "пабот"^ '"''У?' набтп ггг^ин'0 от'хог г'ст"У"

повлонвн «скыя^ей как стихийного процесса4. Обоснованно нетгш х»р«х~д от Флщтшо'ощуовой к сословной стадии развития общества процессом копейных гшчеетвшкж изменений, исследователь отмечает, что данный ттроцесс 'Акутю час1,себя взаимосвязанные и взаимообусловленные причинно' следственной и

* Ваттример, см.: Ханин З.А. Социальные группы: японских паоиев (очер.х истории цо ХУВ в.), - М., 1973, - С, 18^; Кшопжчккн В.П. Сословно-классовос общество в истории Китая (опыт с^отемно-структгурного анализа), - М, 1986, - С.

В <.

Философская знцитшопедия,, - Т. 5. М., 1970, - С, 58,

3 т

'Философский энв;иклепедический словарь, - М.» 1999, --- С, 426, л Так, в "Философской энциклопедии" указывается, что "сословия и сословное право складываются стихийно и постепенно" (Философская энциклопедия, - Т 5'.'-- М., 1970 - С, 58),

временной связью переворота! в производительных силах» прошводствег-шых отношениях» политико-правовой и идеологической надстройке"1,

Непременной предпосылкой изживания общинно-родовых ошотений и становления сословных отношений и соответствующих им идеологии ж права, по мнению В Л. Илюшечкина, является накопление в рамках общинно-родового строя определенных технико-технологических и социальных факторов. Важнейшим из них он; считает широкое распространение ручного пашенного земледелия/'

Полностью разделяя мнение ученого, мь: отмечаем, что переход к ручному пашенному земледелию имел огромное значение для появления сословной дифференциации в Японии. В результате этого перехода существенно повысилась производительность труда земледельцев, и вместе с тем увеличилась и масса совокупного избыточного продукта, которая стала превышать их собственные потребности в продуктах сельского хозяйства. Тем самым создавались необходимые условия для того, чтобы определенная часть членов общества перестала заниматься земледелием и получила возможность обращаться к иным сферам деятельности.

Как следствие этого, началось и стало углубляться отделение умственного труда от физического, управленческих функций от исполнительских, что нашло выражение з делении общества на правящую знать с одн