автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Фотографическое мышление как эстетическая проблема живописи
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Клопова, Ирина Владимировна
С. 3.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ С. 13. п. 1. История изобретения фотографии живописцами. С. 13. п. 2. Возникновение фотографического мышления как нового способа создания живописного произведения. С. 50.
ГЛАВА II РОЛЬ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В
РАЗВИТИИ ЖИВОПИСИ НОВОГО ВРЕМЕНИ п. 1. Отражение действительности конца
XIX - XX веков средствами фотографии, п. 2. Влияние фотографического мышления на развитие живописи конца XIX и XX веков.
С. 78.
С. 78.
С. 96.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Клопова, Ирина Владимировна
Определяя фотографическое мышление в живописи как эстетическую проблему, автор подразумевает явления и процессы, происходящие в живописи и влияющие на ход ее развития под воздействием фотографии. Фотография предстает перед нами явлением, которое изменило видение художника, и расширило возможности его восприятия. Этот процесс начался в XV веке и продолжается по сегодняшний день. Проблема фотографического мышления вскрыла необходимость в обозначении его роли в живописи нового времени,1 так как именно фотографическому ходу мысли подчинено композиционное построение пространства картины, и иной системы передачи действительности, сформированное на рубеже XIX-XX веков.2
Автор заранее извиняется за преобладание описательного характера в своем исследовании, так как данная проблема лежит в малоизученной плоскости эстетики и для ее определения необходимо детальное обозначение терминологии фотографии, ее причинно-следственной связи с живописью.
Делая попытку показать фотографию как переплетение факторов исторических, социальных, информационных, мировоззренческих, эстетических, технологических, автор данного исследования прослеживает процессы, определяющие механизмы восприятия окружающего мира живописцем, обогащая его представлениями, которые дает фотография
1 Под "новым временем" в живописи автор подразумевает временной промежуток (конец XIX -XX веков).
2 Фотографическое мышление в диссертации рассматривается как особый способ мышления живописца, основанный на методах фотографии. Дается ему определение, раскрывается его структурное состояние через признаки, используемые художниками в написании картин. Автор ограничивает понятие художественное мышление, употребляя его как синоним мышления живописца. задолго до XIX века с помощью прототипа современного фотоаппарата -камеры-обскуры. Автором в работе предпринимается попытка сформулировать основные принципы воздействия фотографии на живопись. Проанализировать механизмы восприятия, возникающие в процессе художественного мышления посредством фотографической техники. Выделить из художественного мышления фотографическое, благодаря которому изменилось представление о мире и способы его отражения.
Будет справедливым заметить, что проблема функционирования фотографического мышления и его эволюции в ходе исторического развития живописи, возникла в конце XIX века и существовала автономно от вопросов, поднимавшихся в области фотографии и живописи. Специфика этого вопроса стала заметной благодаря времени, оно подтвердило необходимость определения роли фотографии в изменении языка изобразительного искусства.
Актуальность темы исследования. В начале XXI тысячелетия вопрос о систематизации накопленного опыта в области изобразительного искусства сохраняет по-прежнему свою актуальность, так как развитие новых технологий позволяет находить новые решения в живописной практике и открывать неограниченные возможности познания окружающего мира.
Существенную помощь в этом, по мнению автора диссертационного исследования, может оказать обращение к такой содержательной категории как "фотографическое мышление". В последнее время это понятие начинает осваиваться обыденным сознанием, проникает в публицистические источники. Все это говорит о том, что назрела насущная необходимость для его всестороннего осмысления.
Фотографическое мышление как результат развития фотографических технологий становится реальностью современной художественной практики и перерастает в одну из интереснейших эстетических проблем.
Фотографическое мышление соединяет в себе два аспекта, которые диалектически связаны между собой. Первый - это техническая сторона вопроса, которая учитывает предпосылки возникновения фотографического мышления с технической точки зрения, т.е. с возможностью получения изображения с помощью камеры-обскуры и фотографии. Второй аспект - эстетический. Благодаря развитию фототехнологий появляются предпосылки возникновения фотографического мышления как эстетического феномена. Этот феномен -в специфике художественно-образного отражения действительности и мира человека, которую автор решает на примере живописного искусства.
Живопись, являясь визуальным жанром искусства, особенно близка фотографии и взаимопересечения между ними неизбежны. Более того, по мнению автора, в мышлении живописцев нового времени фотографическое начало имеет безусловную доминанту. Это стало особенно очевидным в период развития модернистской практики. Определение роли фотографии в изменении языка изобразительного искусства помогут выявить и проанализировать новые специфические черты в сознании художника. Сегодня эта проблема особенно актуальна, так как изменения, происходящие в живописи, меняют и способы отображения действительности, и внутренний мир человека.
Таким образом, сама проблема, послужившая отправной точкой данного исследования, указывает на необходимость обобщения и систематизации всего накопленного опыта. Ее решение, в какой-то мере, способствует выявлению перспектив и новых принципов развития искусства XXI века, с учетом специфики современных технологий в фотографии и использования их в живописи.
Актуальность данной темы определяется еще и стремительным темпом набирающего ход технического прогресса, открывающего художнику новые варианты познания окружающего мира, в то время как осмысление проблемы с точки зрения эстетики происходит гораздо медленнее.
Цель и основные задачи исследования. Целью исследования является определение роли фотографии в процессе создания живописного произведения и выявление доминирующего начала фотографического мышления в живописи нового времени.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи: прослеживаются возможности познания человеком окружающего мира средствами фотографии и живописи; рассматриваются основные закономерности психологического и эстетического восприятия окружающего мира посредством фотографии; дается определение фотографического мышления, и выявляются его признаки; раскрывается особенность влияния фотографической техники на изобразительную практику.
Объект исследования - фотографическое мышление как особый способ мышления живописца, базирующийся на методах фотографии.
Предмет исследования - характер влияния фотографии на эстетическое восприятие, художественное мышление и живописную практику.
Научная новизна и теоретическая значимость работы связаны, прежде всего, с тем, что автор впервые дает дефиницию определяющего понятия «фотографическое мышление» и пытается исследовать его природу в рамках эстетической теории. Использование этого понятия позволяет автору исследовать роль и место фотографии в специфике художественного мышления. Эта задача решается автором на основе анализа технических приспособлений фотографии, изменивших живописную практику. Этот процесс начинается с момента изобретения камеры-обскуры в эпоху Ренессанса и продолжается до конца XIX - XX веков, когда происходит окончательное становление фотографического мышления.
Новаторский подход автора связан и с тем, что проблема исследуется в историческом и социо-культурном контекстах.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выдвинутые в нем положения могут способствовать расширению предмета изучения таких дисциплин, как история и теория живописи, фотоэстетика, история и теория фотографии. Основные выводы работы могут быть использованы при составлении соответствующих учебных курсов на художественных отделениях специализированных учебных заведений культуры и искусств.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетки МГУКИ и была рекомендована к защите. Основные положения диссертационного исследования отражены в трех научно-методических работах, выступлениях на научно-практических конференциях, в материалах лекций по учебным дисциплинам в Московском государственном университете культуры и искусств по курсам фотомастерства, история и теория фотографии.
Состояние разработанности проблемы в научной литературе. В разные годы проблема взаимовлияния двух изобразительных видов искусств нашла отражение в трудах отечественных историков, теоретиков и практиков живописи и фотографии, таких как: JI. Волков-Ланнит, Ю.Н. Герчук, Ю.Б. Гиппенрейтор, А.В. Головня, Н.Э. Грабарь, A.M. Донде, Л.П. Дыко, С.А. Морозов, Г.К. Пондопуло, В.С Турчин, Н.А. Хренов.
Специфике фотографии посвящены исследования по эстетике Ю.Б. Борева, А.Я. Зися, М.С. Кагана; очерки по семиотике В.И. Иванова, Ю.М. Лотмана; труды по теории документального творчества С.В. Дробашенко; работы В.И. Пудовкина и С.М. Эйзенштейна.
Более широко аспекты взаимоотношений между фотографией и изобразительным искусством рассматривались в зарубежных теоретических изданиях, статьях, лекциях и монографиях: Сьюзен Зонтаг, Ван Дерен Кок и Генрих Шварц - США, О. Штейнер и О. Штельцнер -ФРГ, Л. Витали - Италия, Ж. Кейм - Франция, А. Шарф - Англия, Тарас Штефек - Чехия.
Хочется обратить внимание на некоторые издания, без которых данное исследование не получило бы полного обоснования. Генрих Шварц (Heinrich Schwarz) был одним из первых в мире ученых, занимавшихся исследованием парадигмы искусств живописи и фотографии. Его вклад в решение этой проблемы сложно переоценить, что подтверждает его огромное творческое наследие, включающее обширный научно-теоретический и иллюстрационный материал. Особый интерес вызывает одна из его лекций: "До 1839 года: признаки и тенденции", которая не была опубликована как самостоятельное издание, а представлена в книге американского Философского Общества (1963).
Работа Г.Шварца была продолжена другими исследователями, среди которых можно выделить, например, Бьюмона Ньюхолла (Beaumont Newhall), особенно в той части его исследований, которые касаются непосредственно истории искусства фотографии. Не менее интересны и содержательны выводы А. Шарфа (Aaron Scharfin) (в книге "Искусство и фотография" (1968)); Ван Дерен Кока (Van Deren Coke) (в книге "Живописец и фотограф" (1964, 1972)), Питера Галасси (Peter Galassi) (в книге "До фотографии: Живопись и изобретение фотографии" (1981)). Современный смысл фотообраза полнее всего раскрыла Сюзен Зонтаг
Susan Sontag) в книге "О фотографии" (1976), найдя сопричастность его с художественным образом, создаваемым современными художниками.
Значительный вклад в изучение сущности восприятия фотографии внесли Р.Арнхейм, Ролан Барт, Вальтер Беньямин, Бернард Денвир. Нетрадиционность подхода к вопросу, оригинальность суждений, послужили особым толчком для разработки авторской концепции данного диссертационного исследования.
Однако при всем богатстве материала, придется заметить, что возникновение проблемы фотографического способа мышления не нашло должного освещения в отечественной и зарубежной научной практике. Поэтому автором предложены свои разработки в области теоретического осмысления феномена фотографического мышления и его влияния на живописную практику.
Неоднозначное отношение к этой проблеме ученых заставляет нас, прежде чем преступить к теме исследования, ответить на два вопроса. "Что такое фотография в XIX-XX веках?" и "Какова сущность процесса воздействия фотографии на живопись?"
Природа происхождения фотографического изображения подвергается многочисленным спорам среди теоретиков искусства с момента изобретения фотографии и по сегодняшний день.
Некоторые утверждают, что она является не новым, а весьма древним видом изобразительного ремесла. Р. Иохенсен, автор книги "Искусство и окружающий мир", полагает, что фотографии не меньше двадцати тысяч лет, подтверждение он находит в рисунках ледникового периода: резкие, точные, достоверные и по-своему "моментальные", они представляют собой прямой прообраз фотографии.
Не так далеко - всего лишь на шестьсот лет - отодвигает фотографию Роже Гароди: он пишет, что эта "техника иллюзии" лишь продолжила путь старой "изобразительной живописи" и положила ему предел".3
Современниками фотография воспринимается "средой" (выражение Сьюзен Зонтаг)4, которая за полтора века своего существования радикально изменила условия функционирования системы традиционных искусств, приблизив их к массовому потреблению.
На рубеже XIX-XX веков теоретик фотографии Е. Буринский описывает события и людей, которые видели изображения подобные фотографическим за полтора века до ее официального обнародования, ставя под сомнение общеизвестную дату рождения светописи.5
Легенды и мифы, рождаемые вокруг фотографии, делают эту область искусства более привлекательной и еще раз позволяют подвергнуть изучению.
Официально фотографии уже более 160 лет. 3 июля 1839 года, в Палате депутатов Франции была заслушана речь физика Араго, которая охватила области применения новой техники "от астрофизики до филологии: рядом с перспективой звездной фотографии оказывается идея создания корпуса египетских иероглифов"6, считается днем ее открытия для всего человечества. Публичное заявление защитника изобретения находит подтверждения по истечении времени. Фотография стала незаменимой во всех областях жизнедеятельности человека. Ее коммуникабельность позволила беспрепятственно войти в различные отрасли науки и техники, оказаться незаменимой в искусстве и претендовать на роль самостоятельного вида изобразительного искусства.
3 Громов М. Живопись и фотография // Сов. фото. - 1967. - № 9. - С. 29
4 Sontag S. On Photography. - New York, 1976 - P. 107
5 Буринский E. Дагерр и Ньепс и открытия в связи с историей развития фотографии. - М., 1893.- С. 16-19
6 Беньямин Вальтер. История искусства в эпоху его технической воспроизводимости. -М.: Медиум, 1996. - С. 69
В настоящее время существуют критерии, которые позволяют отличать фотографию научную, прикладную, бытовую, художественную, рекламную, репортажную. Основным критерием является характер изображения, он и определяет к какому виду относится данная фотография. Рассматривая виды фотографии и их критерии в данной работе, автор ограничится их перечислением.
Художники обозначили место фотографии в изобразительном искусстве в пределах, определенных еще художником Полем Деларошем, -"оказывать услуги изобразительным искусствам": фотография предварительный эскиз, нечто вроде наброска в альбоме, подспорье в творческом процессе, техническое приспособление, помогающее, как и многие другие в создании произведения. Незаметно сама фотография становится "диктатором" в области новых решений и направлений в живописи, изменяя ход художественного мышления, строящего художественное пространство по законам фотографии.
Как ни парадоксально, но без фотографии, невозможно возникновение импрессионизма и последовавших за ним школ, кубизма, абстракционизма, экспрессионизма, сюрреализма и целого ряда направлений XX века. Наглядным примером могут служить работы импрессионистов: "однако и Коро, и Базиль, и Моне, и Сезанн - все обращались к фотографии, хотя все, кроме Дега, отказывались признаться в этом".7 Делакруа составлял альбомы из портретов своих натурщиков и всегда имел их под рукой в студии, Энгр заказывал снимки своих натурщиц у Надара, Курьбье написал одно из известных своих полотен "Ателье художника" по фотографиям. Интерес к экспериментам и получаемым результатам в области живописи, будь то неожиданный ракурс или обрезанная фигура, входящая по замыслу автора в
7 Депвир Бернард. Импрессионизм. Художники и картины. - М.: Искусство, 1994.-С. 15
12 композиционное решение, присущая фотографическому построению кадра, умело берутся на вооружение художниками.
Фотография, повлияв на возможности зрительного восприятия напрямую вторглась в механизмы процесса мышления. Наряду с ускоряющимися темпами развития новых технологий к концу XIX века фотография становится одним из основных коммуникативных средств, способным передавать и сохранять достоверную, правдивую визуальную информацию о происходящем. Она открывает новое представление о мире, форме движения, наделяя сознание возможностями мыслить фотографически. Рассмотрение такого способа мышления, который автор называет фотографическим, позволит показать изменения в выборе темы, выражение образа, передаче динамики пространства, впечатления и мироощущения художника, происходившие в живописи нового времени с развитием технических средств.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Фотографическое мышление как эстетическая проблема живописи"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Влияние на ход развития живописи фотографического мышления, несомненно, остается во многом открытой темой. Автором в полной мере не определены критерии фотографического мышления с позиции изучаемой науки, так как область глубоко технологична и подвержена постоянным изменениям.
В диссертационном исследовании рассматривались следующие положения: становление фотографического мышления как особого способа мышления живописца основано на специфической природе фотографии и влияет на ход развития живописи; предпосылки возникновения фотографического мышления закладываются техническим приспособлением камерой-обскурой (прототипом современного фотоаппарат) в эпоху Ренессанса; влияние фотографических приемов на живописную практику в живописи нового времени; эстетическое восприятие мира в конце XIX века основывается на идеи-фотографичности; формирование и развитие фотографического способа мышления зависит от современных технологий.
Влияющий аспект фотографического мышления, который был выработан самим художником и взят на вооружение, вполне очевиден. Изменения, происходящие в средствах познания мира, невольно привели к расширению зрительного восприятия, спецификой которого стало фотографическое мышление.
Живопись Ренессанса и XVIII века подается через визуальное средство - камеру-обскуру, которая, выступая прародительницей современного фотоаппарата, отвечала задачам художника: показать мир в гармоничном согласии и как можно достовернее, и помогла в выработке основных приемов Возрождения, которые автором обозначены, как ограниченное пространство и кратность предметов по отношению друг к другу. Развитие живописи происходит наряду с усовершенствованием оптических приспособлений, которые оказывают значительное влияние на мыслительный процесс создателя, подчиняя и культивируя в нем потребность, все в более точном и детальном отражении окружающего мира. Поэтому закономерным этапом в развитии живописи выглядят работы видудистов XVIII века, которые отражали только то, что видит камера, создавая первые живописные фотографии.
Потребность в точном копировании была разрешена с открытием фотографии, после чего художественный процесс самой живописи претерпел качественное изменение. Появилась возможность для изобразительного отображения предметов реального мира напрямую обращаться к фотографии. Фотографическое мышление оказалось сильным оружием в руках художников, т.к. предлагало выразительные средства, приемы, методы и возможности, которые открывали горизонты новым направлениям живописи, выходящей за рамки академизма. Импрессионизм, показавший фрагментарность; кубизм, осмысливший процесс смешивания фрагментов; абстракционизм, заглянувший в пространство неведомое глазу, превратив его в цветовое пятно; сюрреализм, извративший природу человеческого бытия методом соотношения частей, гиперреализм, обратившийся к фотографии как к своей философии.
Со второй половины XX столетия фотография становится нормой визуального восприятия. Она прошла долгий путь признания в области искусства. Принятая им и тут же отвергнутая, она оказалась способной воспитать художника с новым мышлением, которое мы в работе обозначаем как фотографическое. Исследователь авангарда B.C. Турчин определяет его, как "авангардное мышление", которое строит воспроизведение мира по системе - "удовлетворение от "узнавания" дает эффект "дополнительного значения".150 "Встреча" фотографии и живописи, которая произошла в XIX веке, стала предопределяющей в том, что в перипетиях своего развития дала толчок к формированию фотографического мышления, которое оказалось питательным элементом авангарда и его структурой. Это подтверждает и то положение, что все основные признаки живописи нового времени и авангарда, продиктованные фотографическим мышлением, отражали эстетику этих движений. Живопись нового времени ничего не изображает, она использует выражение, в котором достоверное и реальное звучит с еще большей силой.
Художником во все времена руководило неистовое желание показать мир только так, как видит его он, поэтому, не смотря на самобытность, многих авторов, их объединяет и временное пространство, и прогрессивные мысли, и породившие их технологии и явления. Одним из таких явлений стала фотография.
В заключение хочется сказать о позиции, которую занимает автор данного исследования. Фотография рассматривалась им как явление, открывающее путь к познанию мира посредством зрительного восприятия, которое повлияло на ход исторического развития человечества в целом и на качественные изменения в живописи в частности. Она воспринимается тем средством, с помощью которого вскрываются пороки современности, и говорится об утратах и достижениях прошлого, она выступает неким цензом - взглядом со стороны, обладающим объективной, достоверной и подлинной информацией о происходящем. Фотография - это то, что изменило художественное мышление, выстроив его от пытливого изучения в мельчайших подробностях и простого наблюдения с помощью камерыобскуры до сиюминутного впечатления, полученного от моментальной фотографии, которая диктует видение и понимание мира по своим законам. Фотография открыла формулу движения, изменив тем самым привычные до середины XIX века приемы передачи движения в живописи. "Художники, поносящие фотографию, забывают, что она "распахнула им новый мир и порвала цепи условного канона академии". Кому обязаны они, как не Tornton Picard открытием лошади, стоящей на одной ноге и сознанием, что передняя подошва бегуна обращена в сторону движения? Тому, что крылья летящей птицы направлены преимущественно вниз, носок сервера смотрит внутрь, боксируют согнутым предплечьем".151 Фотография развилась в способ мышления, который перевернул весь порядок восприятия, отношения и воспроизведения в живописи. Посредством фотографического мышления художник смог уйти от реалистического понимания жизни, он перестал изображать мир, он стал его выражать, открыв возможности варьирования целому ряду, на первый взгляд, противоречивых сущностей. Фотография явилась аналитическим искусством, построенным на впечатлении фотографа, как правило, это первое впечатление. Живопись напротив способна синтезировать в картине тысячи отдельных впечатлений и воспоминаний, сочетая игру воображения с испытанными художественными приемами с одной лишь только разницей, что к концу XIX века для нее характерным становится фотографический способ мышления.
50Турчин B.C. по лабиринтам авангарда. - М.: МГУ, 1993. - С. 224.
151 Аксенов И.А. Пикассо и окрестности. - М.: Центрифуга, 1917. - С. 14.
Список научной литературыКлопова, Ирина Владимировна, диссертация по теме "Эстетика"
1. Адрианов Н. Фотографирование без объектива малым отверстием. Для фотографов, художников, инженеров и техников. Спб., 1907.
2. Аксенов И.А. Пикассо и окрестности. М.: Центрифуга, 1917. - С. 13.
3. Алексеева В.В. Что такое искусство?: О том, как изображают мир живописец, график, скульптор. М.: Сов. художник, 1991. - 236 с.
4. Альберти Леон. Десять книг о зодчестве. 1том, М., 1939.
5. Алпатов М. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1940. - 132 с.
6. Антонова В.И. Станковая живопись средневековой России. Триста веков искусства. М.: Искусство, 1976. - С. 145.
7. Аристотель. Поэтика. Л.: Академия, 1927. - 120 с.
8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
9. Барт Ролан. Camera lucida. Комментарий к фотографии. M.:Ad Marginem, 1997. - 224 с.
10. Ю.Барт Ролан. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. -616 с.
11. Басин Е.Я. О природе изображения // Вопросы философии. 1968. - № 4. - С. 47-57.
12. Баткин Л.М. Из наблюдений над творческим мышлением Леонардо да Винчи // Сов. искусствознание. 1982. - № 2. - С. 203.
13. Беньямин Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. - 240 с.
14. Бланк-Эравар Л. Об участие искусства в фотографии // Фотограф. -1864.-№5. с. 115-116.
15. Блажек Б. Фотография и теория познания // Сов. фото. 1977. - № 4. - С. 58-60.
16. Блюмфельд В.Н. Из истории фотографии-М.: Знание, 1988.-№4.-56 с.
17. Буринский Е. Дагерр и Ньепс, их жизнь и открытия в связи с историей развития фотографии. М., 1893.
18. Ван Гог. Письма. JL; М.: Искусство, 1966. - 604 с.
19. Вартанов А. Фотография: документ и образ. М.: Планета, 1983. - 271 с.
20. Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1937.
21. Волков-Ланнит Л. Эволюция стиля фотопортретного искусства // Сов. фото. 1941. - № 1. - С. 9-13. - № 3. - С. 7-9 .
22. Галле Иоганн С. Открытия, тайны древних магиков и чародеев или волшебные силы натуры. М.: Тип. У Ридигера и Клаудия, 1798-1804. -ч. 6.-613 с.
23. Вебер А. Рост городов в XIX столетии. Спб., 1903.
24. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. Каталог к выставке. М., 1993.
25. Вонтури Л. художники Нового времени. М.: Из. иностран. лит-ра, 1956.- 112 с.
26. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
27. Герчук Ю. Фотография до фотографии // Сов. фото. 1979. - № 10. - С. 45-46.
28. Гиппенрейтор Ю.Б. Движение человеческого глаза. М.: МГУ, 1978. -256 с.
29. Головня А. О композиции фотопортрета // Сов. фото. 1939. № 6.-С. 6.
30. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970. - 519 с.
31. Грабарь И.Э. История русского искусства том VII-X. М.: Наука, 1965.
32. Грабарь И.Э. Фотография и живопись // Сов. фото. 1940. - № 4. -С. 8.
33. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1980. - С. 191-193.
34. Громов М. Живопись и фотография // Сов. фото. 1967. - № 9,- С. 29.
35. Гроховский П. Фотограф и художник // Сов. фото. 1926. - № 3.- С. 74.
36. Дали С. Дневник одного гения. М.: Искусство, 1991 — 268с.
37. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора дали, написанная им самим и обо все прочем. М.: Сварог, 1996. - 464 с.
38. Данилова И.Е. Брунеллески и изобретение живописной перспективы. // Сов. искусствознание. 1989. - № 21. - С. 98.
39. Дауговиш С.Н. Введение в фотоэстетику: (конспект лекций). Рига. ЛГУ, 1984.
40. Дауговиш С.Н. Общее и специфическое художественных образов с вербальной и визуальной основой: (Проблемы "слова" и "изображения" на материале литературы и фотографии. Диссертация: 10.01.08. - Рига, 1984.- 183 с.
41. Дешарн Роберт и Никола. Сальвадор Дали. Лозанна: Эдита, М.: Спика, 1994.-389 с.
42. Делакруа. Дневник. М.: Искусство, 1950. - с. 278.
43. Деллюк Л. Фотогения кино. М: Новые вехи., 1924.
44. Денвир Бернард. Импрессионизм. Художники и картины. М.: Искусство, 1994.-С. 135.
45. Дживелегов А. Леонардо да Винчи // ЖЗЛ. Журнально-газетное объединение. 1935. - Выпуск № 9-10.-235 с.
46. Дидро Дени. Опыт о живописи, т. X. Л-М.: Искусство, 1936. - 237 с.
47. Дидро Дени. Салоны. М.: Искусство, 1936. - 248 с.
48. Диль Гастон. Пикассо: (Альбом). М.: Слово, 1995. - 95 с.
49. Донде A.M. Сто лет фотографии. М.: Госкиноиздат, 1939. - 112 с.
50. Донде A.M. Техника на службе духовных интересов человечества. М.: Мир, 1924.- 120 с.51 .Достоевский Ф.М. Собрание сочинений, т. 8. М.: Гослитиздат, 1957. -С. 507.
51. Дробашенко С. Феномен достоверности. Очерки по теории документального фильма. -М.: Наука, 1972. С.96.
52. Искусство XX века: Уходящая эпоха? // Сборник статей. Нижний Новгород: Открытое общество, 1997. - 189 с.
53. Искусствознание Запада об искусстве XX века. М.: Наука, 1988.-180с.
54. Историко-теоретические проблемы искусства // Сборник научных трудов. Кишинев: Штлица, 1987. - 115 с.
55. Каган М.С. О художественной фотографии и о художественности в фотографии // Сов. фото. 1968. - № 1. - С. 26-27.
56. Каган М.С. Эстетика и художественная фотография: теоретические очерки // Сов. фото. 1968. №№ 2- 8. - 26-28.
57. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи: живописца и скульптора флорентийского. М.: ОГИЗ - ЩОГИЗ, 1935. - С. 122.
58. Козлова О.Т. Фотореализм. М.: Галарт, 1994. - 144 с.
59. Колесников В.П. Необычная фотография. Киев: Наукова Думка, 1990. - 190 с.
60. Комарова А. Лесной богатырь-художник // Книжки недели. Спб. -1899.-ноябрь. - С. 56-57.
61. Колленгвуд Р.Дж. Принципы искусства. М.: Языки рус. культуры, 1999.-325 с.
62. Костеневич А.Г. От Моне до Пикассо: Французская живопись второй половины XIX и начала XX в. в Эрмитаже. Л.: Аврора, 1989. - 524 с.
63. Кривцун О.А. Эстетика. М.: Аспент-пресс, 1998. - 430 с.
64. Кристи Jl. Жанровая тема в живописи и фотоискусстве // Сов. фото. -1941.-№5.-С. 3-6.
65. Лихачев Д.С. Фотография: восприятие и отношение // Сов. фото. 1984. - № 8. - С. 14.
66. Лелюхин П. И.Е. Репин о фотографии как искусстве // Сов. фото. -1938. С. 14-21.
67. Леонардо да Винчи. Избранное. М.: Искусство, 1952. - С. 95.
68. Лесли Ричард. Сюрреализм. Мечта о революции. М. Беларусь: Белфакс, 1997.- 128 с.
69. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. Т. 1-4. М.-Л.: Госиздат, 1936.
70. Мастера искусства об искусстве: Искусство конца XIX и начала XX./ Под ред. И.Л. Маца и Н.В. Яровского. т. 5. М.: Искусство, 1969.-541 с.
71. Межеричер Л. Творческие проблемы фотографии. // Сов. фото. 1935. -№ 1.-С. 4.
72. Мессель Э. Пропорции в античности и в средние века. М.: изд. Всесоюз. Акад. архитектуры, 1936.
73. Митчел Э. Фотография: пер. с англ. М.: Мир, 1888. - 420 с.
74. Модернизм, анализ и критика. М.: Искусство, 1987. - 345 с.
75. Моголи-Наги. Живопись и фотография. М., 1929 .
76. Морозов С.А. Творческая фотография. М.: Планета, 1989. - 415 с.
77. Муратов П.П. Образы Италии. М.: Республика, 1994.
78. Николаев Н. О происхождении слова "фотография" // Сов. фото. 1939. -№ 1.-С. 42.
79. Пановский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Спб.: Академический проспект, 1999.
80. Панфилов И.Д. Фотография и ее выразительные средства. М.: Искусство, 1981. - 144 с.
81. Перевозчиков И.В. Основы антропологической фотографии. М.: МГУ, 1987.
82. Пикассо. Сборник статей о творчестве. М., 1957.
83. Полевой В.М. Искусство XX века. М.: Искусство, 1991. - 303 с.
84. Поллак Питер. Из истории фотографии. М.: Планета, 1983. - 176 с.
85. Пондопуло Г.К. Эстетическая природа фотографического творчества. -Автореферат: 09.00.04./АИ. Ин-т философии. М. 1987.
86. Пондопуло Г.К. Фотография и современность: Проблемы теории. М.: Искусство, 1982.
87. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984.- 325 с.
88. Постфотография // Материалы международной конференции, проводимой в рамках выставки "Искусство современной фотографии. Россия, Украина, Беларусь." М.: Центр современного искусства Сороса, 1994. - 162 с.
89. Прокофьев В.Н. Пространство в живописи Дега // Сов. искусствознание. 2/17. - 1984. - С. 102-117.
90. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990. - 223 с.
91. Раскин Н.М. Ж.Н. Ньепс. Л.Ж.М. Дагерр. В.Г.Ф. Тальбот. Л.: Наука, 1967.-С. 34.
92. Ревалд Джон. История импрессионизма. М.: Республика, 1995.- 415 с.
93. Ревалд Джон. Постимпрессионизм. М.: Искусство, 1962. - С.9.
94. ЮО.Ренуар Ж. Огюст Ренуар. М.: Искусство, 1970. - С. 13-17.
95. Репин И.Е. Воспоминания, статьи и письма из-за границы. Спб., 1901.
96. Роден О. Искусство: Ряд бесед, записанных П. Гзелль, Спб.: Огни, 1913.-233 с.
97. ЮЗ.Руубер Г.Э. О визуальном восприятии элементарных форм. М., 1971.
98. Стасов В. Фотография и гравюра. Сбор. Соч. т.1. Спб., 1894.
99. Стигнеев В.Т. Живопись и фотография // Традиционные видыискусства в эпоху СМК. М.: ВНИИ искусствознания, 1987. - С. 75-85 Юб.Трапани А. О светописи // Вестник фотографии. - 1914. - № 8. - С. 66.
100. Трошин Н. Пути фото-культуры: теоретические очерки // Сов. фото. -1928. С. 50-55; - С. 104-107; -С.156-160; - С.203-207; - С. 338-345.
101. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: МГУ, 1993. - 248 с.
102. Тэн Ипполит. Философия искусства. М.: Республика, 1996. - 351с. 1 Ю.Уилок Артур К. Ян Вермер. М.: Спика, 1994. - 128 с.111 .Фотограммы // Каталог к выставке. М.: Грант, 1999. - 45 с.
103. Хогарт Вилиам. Анализ красоты. М.: Искусство, 1968.
104. Хренов Н.А. Барьеры зрительного восприятия // Сов. фото. 1979. - №9.-С. 10-11 .
105. Хренов Н.А. Фотография и культура видения // Сов. фото. 1980. - №10.-С. 26-27.
106. Хренов Н.А. Как фотография стала искусством // Сов. фото. 1982. - № 2.-С. 24-25.
107. Хюттингер Эдуард. Дега. М.: Слово, 1995. С. 44.
108. Чеботарев С.Н. Возникновение искусства. Л.: Авторское изд., 1930. 118.Человек пластический // Каталог выставки. МКРФ. ГЦТМ им. Бахрушина. - М.: Дар-Экспо. - 21-30 февраля 2000. -75 с.
109. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.А. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат. 1990. - 343 с.
110. Шевелев И.Ш. Принцип пропорции. М., 1986.
111. Яворская Н. Терновец Б. Художественная жизнь Франции второй половины XIX века. М.: ОГИЗ, 1938. - 139 с.
112. Яворская Н. Пабло Пикассо. М.: Огиз Изогиз, 1933. - 48 с.
113. Anne Н. Ноу: Fabrications New York, 1987.
114. Arthur К. Wheelock, Jr., Constantijn Huygens and Early Attitudes towards the Camera Obscura, History Photography, I, 1977.
115. Claudia Gabriele Philipp. Portratfotografie in Deutschland 1850-1918. Institut fur Auslandsbeziehungen und Autorin. 1991. Gamburg (каталог выставки).
116. Coke Van Deren. The Painter and the Photograph from Delacroix to Warhol. Albuquerque / University of New Mexico Press, 1974. - 324 p.
117. Crey C. Cubist aesthetic theories. Baltimore, 1953.
118. De Reyna, Rudy. Creative painting from photographs, By Rudy de Reyna -2 print, 1975. 156 p.
119. Emil Orlik. Uber Fotografie. 1924. In: W. Kemp, Theorie der Fotografie II. 1912-1945.-Munchen, 1979.
120. Ewing, Willam A. The body: Photographs of the human form. London: Thames & Hudson, Cop. 1994. - 432 p.
121. Gehlen A. Zeit-Bilder zur Sociologie und Aesthetik der modernen Malerei. Franfurt am Main Bonn, 1960.
122. Jeffrey, Ian. Photography: A concise history. London: Thames & Hudson, 1993. -248 p.
123. Poetic of Space. A Critical Photographic Anthology. Edited by Steve Yates. University of New Mexico, 1995. - 228 p.
124. Ritchie. Abstract Painting and Sculpture in America. New York, 1962.
125. Rosenberg H. Tradition of the new. Oxford, 1959, h. 27 (цит. из доклада Герберта Рида на V Международном конгрессе по эстетике в Амстердаме).
126. Scharf, Aaron. Art and photography. - New York: Penguin books, 1979. -397 p.
127. Schwarz, Heinrich. Art and photography. - Chicago; London: Univ. of Chicago press, 1987. - 158 p.146