автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Чанъаньская и Хуантуская школы живописи в художественной эволюции традиционной китайской живописи второй половины XX - начала XXI века

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Ли Дэцзя
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Чанъаньская и Хуантуская школы живописи в художественной эволюции традиционной китайской живописи второй половины XX - начала XXI века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Чанъаньская и Хуантуская школы живописи в художественной эволюции традиционной китайской живописи второй половины XX - начала XXI века"

На правах рукописи УДК: 75.03

ЛИ ДЭЦЗЯ

ЧАНЪАНЬСКАЯ И ХУАНТУСКАЯ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ ^ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ живописи ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

Специальность: 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

4 ,.2014

005556486

Санкт - Петербург

2015

005556486

Работа выполнена на кафедре художественного образования и декоративного искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры живописи Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Аичуков Сергей Васильевич

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела культуры и искусства народов Востока Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж»

Самосюк Кира Федоровна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения и культурологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица»

Котломанов Александр Олегович

Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени А. М. Шолохова»

Защита состоится 28 января 2015 года в 17-00 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.11, созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, по адресу: 199053, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, корпус 6, ауд. 49.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 5) и на сайте университета по адресу:

http://disser.herzen.spb.ru/Preview/Karta/karta 000000117.html

Автореферат разослан 19 ноября 2014 г.

Ученый секретарь /Ся

диссертационного совета

кандидат искусствоведения, доценАлександр Григорьевич Сечин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация посвящена изучению художественной эволюции традиционной китайской живописи во второй половине XX — начале XXI в., получившей свое воплощение в творчестве художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ, отображающих на своих произведениях природу «Лесового плато», культуру и нелегкий крестьянский труд народа, проживающего на северо-западе Китая.

Актуальность исследования объясняется необходимостью восполнения пробелов в знании художественной эволюции теории и истории традиционной китайской живописи во второй половине XX - начале XXI в. Эта тема нова для российского искусствознания и ее исследование, безусловно, обогатит представления о китайской живописи. Кроме того, развитие России и Китая в XX в. имело много сходных моментов, и опыт китайских художников, отвечающих своим искусством на тематические и стилистические запросы общества, соединяя в своем творчестве исконно национальные и европейские традиции, также представляет интерес. Изучение истории изобразительного искусства родины автора диссертации также связано с ростом национального самосознания китайского народа, с повышением интереса к собственной истории и культуре.

Интерес к проблеме исследования обусловлен ее малоизученностью, отсутствием специальных исследований, посвященных комплексному исто-рико-искусствоведческому изучению новых направлений в традиционном китайском изобразительном искусстве, возникших во второй половине XX в. - Чанъаньской и Хуантуской школ живописи.

Произведения китайских художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной китайской живописи, демонстрирующие изменение тематического содержания произведений, особенности композиции, технологических методов их создания, являют собой не только историко-культурную, но и художественно-эстетическую ценность. Поэтому исследование творчества художников - представителей этих школ призвано заполнить пробел в изучении путей развития традиционной живописи Китая во второй половине XX- начале XXI в.

Состояние и степень изученности проблемы

Для исследования процессов художественной эволюции традиционной китайской живописи гохуа во второй половине XX — начале XXI в. на примере двух живописных школ Северо-Западного Китая использовались многочисленные источники по художественной культуре и истории Китая, привлекались сведения из истории и философии искусства.

На сегодняшний день существует значительный теоретический материал по китайскому искусству, а также по проблемам китайской живописи (работы таких исследователей, как П. А. Белецкий, Е. В. Виноградова, В. Л. Сычев, М. А. Неглинская, С. Н. Соколов-Ремизов, Ван Фэй, Ли Юй, Пань Гункай, Сюй Бэйхун, Сюй Фугуань и др.).

Вопросами китайской традиционной живописи гохуа занимались такие российские исследователи, как Н. А. Виноградова, Е. В. Завадская, Л. И. Кузьменко, а также китайские искусствоведы Линь Му, Линь Фэнмянь.

Пытались осмыслить и обобщить современное положение и новые тенденции современного развития китайской традиционной живописи гохуа такие ученые, как Е. В. Виноградова, С. Н. Соколов-Ремизов, В. Л. Сычев, Юань Сяодун, Пань Гункай, Чэн Дали и др.

Вопросам теории китайской живописи посвящены исследования Юй Цзяньхуа, Юнь Наньтяня, Дун Цичана, Ли Лайюаня, Линь Фэнмяня, Сюй Цзуляна, У Хунфу и др.

В настоящее время существуют также работы, посвященные Чанъань-ской и Хуатуской школам традиционной живописи (например, сочинения Чжао Чжэньчуаня, Чэнь Шоусяна, Шэн Чэна, Ван Лусяна). Однако следует отметить, что исследования творчества художников Чанъаньской и Хуатуской школ, как правило, посвящены лишь одному определенному аспекту изучаемой проблемы. Таким образом, практически не существует работ, глубоко и комплексно рассматривающих эволюцию традиционной китайской живописи гохуа во второй половине XX - начале XXI в. с точки зрения живописных школ Северо-Западного Китая. Данная работа является первой попыткой комплексного искусствоведческого исследования этой темы.

Источниками исследования в первую очередь послужили произведения художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной китайской живописи.

Для раскрытия особенностей художественного творчества представителей Чанъаньской и Хуантуской школ были изучены труды наиболее выдающихся деятелей творческих коллективов данных направлений, критические статьи теоретиков искусства, а также мемуары родных и друзей художников. Особую ценность представляют труды самих художников, например, «Сборник исследований Чжао Ванъюня»1, «Антология искусства Ши Лу»2, «Очерки о Хуантуской школе живописи»3.

Важную роль для оценки творчества представителей Чанъаньской и Хуантуской живописных школ играют критические статьи известных теоретиков искусства. К наиболее ранним статьям можно отнести работу основателя китайского модерна в искусстве, выдающегося художника и педагога Сюй Бэйхуна (1895-1953) под названием «Живописец Чжао Ванъюнь, описывающий нужды народа»4, опубликованную в 1936 г., и статью главы Научно-исследовательского института дуньхуановедения, известного худож-

1 Сборник исследований Чжао Ванъюня. Научно-исследовательский институт литературы и искусства Шэньси. Ведущий специалист: Чэн Чжэн. Пекин: Изд-во народного изобразит, искусства Пекина, 2008.

ШЁЯЙХШ тш-хтяш* штля лирника2012¿рел.

Антология искусства Ши Лу / Под ред. Е Цзяня и Ши Даня. - Изд-во народного изобразит, искусства Шэньси, 2003. ЪПШ &№ЛК;-51*Ж№Ш:2003*Г-4Л.

Очерки о Хуантуской школе живописи / Под ред. Лю Вэньси. - Изд-во народного изобразит, искусства

шэньси. Ш^шшйхш ш-. »и кшашяжшк.

4 Сюй Бэйхун. Живописец Чжао Ванъюнь, описывающий нужды народа. 4Ч? Ч

ника Чан Шухуна под названием «Народный художник: воспоминания о живописце Чжао Ванъюне»5, изданную в 1994 г. Благодаря данным критическим очеркам можно проследить изменения оценки и значения творчества представителей Чанъаньской и Хуантуской школ в различные периоды времени.

Объект исследования — художественная эволюция традиционной китайской живописи во второй половине XX - начале XXI в.

Предмет исследования — Чанъаньская и Хуантуская школы традиционной китайской живописи во второй половине XX — начале XXI в.

Цель диссертации - выявить стилистические особенности живописи художников — представителей Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной китайской живописи и их влияние на изобразительное искусство Китая во второй половине XX - начале XXI в.

Задачи исследования:

• рассмотреть историю и этапы формирования духовной идеологии традиционной китайской живописи;

• исследовать взаимосвязь эволюции искусства традиционной китайской живописи и времени посредством знакомства с историей развития, педагогическими и художественно-творческими концепциями Художественной академии Сианя;

• изучить историю возникновения и развития Чанъаньской и Хуантуской художественных школ традиционной китайской живописи;

• исследовать теоретические исходные положения Чанъаньской и Хуантуской художественных школ традиционной китайской живописи;

• проанализировать художественно-выразительные, композиционные и технологические особенности произведений основателей, учеников и последователей Чанъаньской и Хуантуской художественных школ традиционной китайской живописи;

• представить стилистические особенности произведений художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской художественных школ традиционной китайской живописи и создать альбом произведений;

• определить место и роль Чанъаньской и Хуантуской художественных школ традиционной китайской живописи в искусстве и культуре Китая во второй половине XX - начале XXI в.

Методологические основания и методика исследования

Методологической основой исследования является традиционный историографический метод, позволяющий объяснить процессы становления и развития теории и практики традиционной живописи Китая в середине XX и начале XXI в. При анализе и интерпретации изобразительных материалов применялся сравнительно-типологический метод, а также метод аналогий,

5 Чан Шухун. Народный художник: воспоминания о живописце Чжао Ванъюне. {—^Й'Т'Л^ЙШЖ-

позволяющие использовать для объяснения другие культурные традиции. Выявлению закономерностей внутренней организации сюжетных композиций способствует структурно-семиотический метод. Сравнительно-генетический подход позволил определить внутренние связи и взаимодействия, формировавшие в середине XX и начале XXI в. своеобразную изобразительную традицию в традиционной живописи Китая.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

• обобгцен широкий спектр историко-художественных материалов, проясняющих процесс трансформации взглядов на развитие традиционной китайской живописи в середине XX и начале XXI в.;

• охарактеризована духовная идеология традиционной китайской живописи эпох, предшествующих изучаемому в данной работе периоду, и выделены особенности стилевого своеобразия каждого исторического периода;

• изучена история становления и развития Чанъаньской и Хуантуск-ой школ традиционной китайской живописи;

• исследована в комплексе творческая, научная, педагогическая и общественная деятельность китайских художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной китайской живописи;

• представлена систематизация процесса развития традиционной китайской живописи во второй половине XX - начале XXI в. на основе конкретного художественного материала;

• показаны художественно-стилевые особенности живописи китайских художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ;

• выявлены изменения тематического содержания произведений, особенностей композиции, технологических методов их создания художниками Чанъаньской и Хуантуской школ;

• вводится в научный оборот обширный круг источников по истории китайского традиционного искусства, фотографий произведений живописи второй половины XX - начала XXI в.

• обобщены результаты авторского исследования произведений традиционной китайской живописи непосредственно в музейных коллекциях, на художественных выставках, в мастерских живописцев.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена изучением трансформации теоретических основ и творческой практики традиционной китайской живописи гохуа во второй половине XX - начале XXI в., нашедших отражение в деятельности художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ. Особенности стиля, художественного творческого метода, композиции произведений, иконографии изображений, техники живописи изучаемых школ могут быть введены в научный обиход искусствоведения. Диссертация содержит положения, которые могут по своей актуальности получить дальнейшую еще более глубокую разработку в по-

следующих историко-искусствоведческих, художественно-

культурологических и теоретико-композиционных исследованиях.

Практическая значимость диссертации

Материалы диссертации важны для изучения традиционной живописи Китая второй половины XX — начала XXI в. Они могут быть использованы при подготовке обобщающих научных работ, программ и учебных курсов по истории искусства, художественной педагогике, а также в исследованиях, посвященных отдельным аспектам художественной культуры Китая. Методика работы с произведениями живописи, апробированная на работах художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной китайской живописи, может быть применена при изучении и систематизации произведений аналогичных художественных школ.

Рекомендации по использованию результатов исследования

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

• на учебных занятиях в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля не только в КНР, но и в России;

• при разработке проектов и программ конференций по вопросам истории изобразительного искусства и художественного образования Китая;

• при создании учебно-методических пособий для китайских студентов как раздел истории традиционной живописи Китая;

• на семинарских занятиях со студентами иностранцами по проблемам взаимовлияния изобразительного искусства России и Китая;

• в организации и проведении выставок китайских художников.

Положения, выносимые на защиту:

• В искусстве северо-запада Китая в районе «Лесового плато» во второй половине XX — начале XXI в. получили свое развитие Чанъаньская и Хуантуская школы традиционной китайской живописи, оказавшие в целом значительное влияние на живопись Поднебесной. Особенности стиля, композиции произведений, иконографии изображений, техники живописи изучаемых школ обусловлены общей культурной обстановкой и мировоззрением общества изучаемого периода.

• Анализ стилистических элементов, композиции произведений, иконографии изображений и техники живописи китайских художников -представителей Чанъаньской и Хуантуской школ позволяет выделить и охарактеризовать сформировавшуюся изобразительную традицию, опирающуюся на национальное своеобразие китайской традиционной живописи, но берущую все лучшее от западной масляной живописи. Художники названных школ создали новый творческий метод, новое направление традиционной живописи гохуа - «Деревни и пустоши», изображали природу северо-запада Китая, многовековую культуру народа, населяющего «Лесовое плато», тяжелый труд крестьян, возделывающих землю провинции Шанси.

• Произведения художников - основателей, учеников и последователей Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной китайской живописи отразили основные идеалы эпохи, связанные с революционными преобразованиями в обществе, военными действиями китайско-японской войны, с восстановлением разрушенного войной хозяйства, а в дальнейшем с древней культурой, первозданной природой и нелегким трудом людей, населяющих сельскохозяйственный район, расположенный на северо-западе Китая.

• Исторической ролью Чанъаньской школы живописи является реформирование и обновление традиционной китайской живописи гохуа, выражение современного содержания посредством новых приемов и методов. В то же время представители Хуантуской школы уделяют больше внимания продолжению и развитию традиций и канонов китайской живописи, созданию истинно народных произведений, свою задачу видят в глубоком познании традиционного народного искусства. К тому же важным отличием Хуантуской школы живописи является то, что это единственное академическое направление в китайской живописи.

• Важной заслугой деятелей Чанъаньской школы живописи является создание нового направления живописи гохуа - «деревни и пустоши». Основным жанром произведений художников стал пейзаж, претерпевший ряд изменений благодаря деятельности мастеров Чанъаньской школы. Так, они обратились к пейзажной живописи для выражения политико-исторического содержания, включили в ландшафты изображения людей. В творчестве деятелей Хуантуской школы, напротив, можно проследить доминирование портретной живописи, выражающей чувства людей Лессового плато и отличающейся глубоким психологизмом.

Достоверность результатов проведенных исследований и обоснованность научных положений обеспечивается методологической целостностью диссертации, учитывающей традиционные и современные методы искусствоведческого исследования, опорой на обширный фактологический материал, включающий значительный объем художественно-творческих, научно-исследовательских и документальных источников, и его анализом, проведенным в соответствии с выбранными методами исследования.

Апробация исследования

Материалы диссертации регулярно обсуждались на заседаниях кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И.Герцена. Основные положения исследования нашли отражение в 10 научных статьях (5,4 п.л.) и докладах диссертанта на международных научно-практических конференциях: IV Международная межвузовская научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, март 2010), V Международная межвузовская научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, март 2011), Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественная педагогика в XXI веке» (СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, апрель 2012).

Структура диссертации

Диссертация представлена в двух томах: «Чанъаньская и Хуантуская школы живописи в художественной эволюции традиционной китайской живописи второй половины XX - начала XXI века» и «Приложение». Первый том представлен на 218 страницах и состоит из введения, трех глав, поделенных на разделы, заключения и библиографии на русском (114 наименований) и китайском (118 наименований) языках.

Второй том представлен в виде альбома, включающего 110 сюжетов, сравнительную таблицу и карты изучаемого района КНР.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении формулируется актуальность темы и научная новизна исследования, определяются цели и задачи, указываются предмет и объект научных изысканий, теоретико-методологическая база работы, практическая и теоретическая значимость диссертации, а также основные выводы, выносимые на защиту.

Первая глава «Изобразительное искусство Китая в свете национальных философских и эстетических воззрений» посвящена китайскому изобразительному искусству в свете национальных философских и эстетических воззрений, а также взаимосвязи искусства и времени. В ходе исследования рассмотрено влияние важных элементов китайской культуры: философии, эстетики и идеологии на становление и развитие китайской живописи.

В разделе 1.1. «Философские и духовно-эстетические истоки китайской живописи» изложены и проанализированы основные этапы развития изобразительного искусства как части китайской национальной культуры, а также обозначено стилевое своеобразие китайской живописи в различные исторические периоды. Китайская живопись - это имеющий долгую историю национальный дух китайской традиционной культуры, а пейзажная живопись - наиболее органичный ее элемент, источником которого явились многие аспекты китайской культуры, включая философию, эстетику, литературу, поэзию, каллиграфию, религию и др.

Различия китайского и европейского искусства в большой степени обусловлены существованием в Китае и странах Запада разных философских и эстетических воззрений. Европейское искусство - рационально, китайцы же в искусстве, как правило, руководствуются общечеловеческой идеологией. На Западе художники ориентируются на форму, акцентируют свет, тень, учитывают субъективный и объективный научный анализ фактора света. В китайской живописи, напротив, нечасто встречается подобный анализ объективных предметов, в ней акцентируется основная мысль, и эта мысль является вещью, которая уже находится в сознании художника.

При рассмотрении вопроса преемственности и новаторства в китайской живописи выделены три типа художников, рука об руку выступающих на

сцене исторического развития живописи и взаимодополняющих достоинства друг друга. Первый тип - это живописцы, осваивающие новое, второй - защитники старого, третий - заимствующие из прошлого, но открытые новому. Богатая китайская традиционная культура, имеющая пятитысячилетнюю историю, должна основываться не только на исследовании и уважении традиций, но также и на развитии и создании нового. Таким образом, важной задачей художников является развитие «преемственности».

Раздел 1.2. «Взгляд на взаимосвязь искусства и времени сквозь призму развития академии художеств Сианя» посвящен взаимосвязи искусства и времени с точки зрения развития Академии художеств Сианя. Здесь выявлено влияние некоторых философских и эстетических воззрений не только на китайскую традиционную живопись в целом, но также, например, на Чанъаньскую школу живописи. В ходе исследования установлены основные процессы становления и развития Академии художеств Сианя, обозначен круг наиболее важных деятелей Академии в различные исторические периоды, а также определены наиболее значимые их произведения. Творения, упомянутые в работе, отразили выдающийся вклад, сделанный различными деятелями искусства Академии художеств Сианя в развитие китайской живописи, а также в обучение художественному искусству. В Академии не только продолжается преемственность древних традиций, но и происходит тщательное исследование образовательного процесса. В сферах художественного образования, творчества, теории эстетики, а также других областях удалось добиться многих высоких целей, которые ставили перед собой руководители Академии. Благодаря успехам в образовании и достижениям, являющимся следствием этих успехов, в Китае и за границей укрепилась репутация Академии художеств Сианя в научных кругах.

Во второй главе работы «Чанъаньская школа традиционной китайской живописи в контексте взаимосвязи традиций и инноваций» особое место отводится Чанъаньской школе живописи, ее особенностям, а также деятельности художников, входящих в состав ее творческого коллектива.

В разделе 2.1. «Возникновение и развитие Чанъаньской школы традиционной китайской живописи во второй половине XX века» проведено теоретическое осмысление становления и развития Чанъаньской школы живописи во второй половине XX в. Чанъаньская школа живописи сложилась в Северо-Западном Китае, на территории, прославленной многими талантливыми деятелями. Она была образована в начале 60-х годов XX в. сианьской группой художников, пишущих в жанре гохуа, лидерами которой были Чжао Ванъюнь и Ши Лу. Все художники обладали собственным творческим характером, но их объединяли выразительность и скромность стиля, мощь и широта манеры, а также соединение традиционного духа с интересом к реализму. Выбор сюжетов из жизни северо-западного Китая определил поиск соответствующей тушевой техники, что позволило китайской тушевой живописи приобрести новый, современный облик.

В разделе 2.2. «Чанъаньская школа живописи - ее основатели, ученики и последователи» определен круг художников, сыгравших наиболее значимую роль в основании, становлении и развитии Чанъаньской школы живописи. К их числу относятся Чжао Ванъюнь, Ши Лу, Кан Шияо, Хэ Хай-ся, Фан Цзичжун, Ли Цзышэн. Здесь также проанализированы основные картины деятелей данной школы. В ходе исследования были выявлены следующие особенности Чанъаньской школы живописи: внедрение новаторских концепций, использование новых приемов и техник, а также применение новых цветов. Отличительной чертой творчества художников Чанъаньской школы является привнесение в живопись поэзии, стремление к выявлению новых смыслов и значений. Художественные особенности и стиль Чанъаньской школы живописи характеризуют следующие черты: широкий спектр сюжетов, богатое содержание; многообразие приемов выразительности, энтузиазм и волнение, глубокие идеи; широта и неудержимость в использовании кисти и туши, оригинальность замысла; беспрерывное появление новых произведений, увлекающих и очаровывающих зрителя; обновление теории живописи и безграничная красота работ художников.

Раздел 2.3. «Теоретические установки представителей Чанъаньской школы па трансформацию искусства гохуа в новую эпоху» призван осветить теоретические установки представителей Чанъаньской школы живописи на трансформацию искусства гохуа в новую эпоху. Фраза «Одна рука протянута навстречу традициям, а другая - навстречу жизни» является известным девизом Чанъаньской школы живописи. Новаторский подход художников заключается в выдвижении новой эффективной и реализуемой комплексной живописной теории, создании системы новых методов гохуа, поиске новых уникальных форм выражения, обобщении новаторской живописной практики, а также привнесении диалектического мышления и категорий древнекитайской философии в творческий процесс.

В разделе 2.4. «Художественный стиль представителей Чанъаньской школы традиционной китайской живописи» особое место отводится описанию особенностей художественного стиля Чанъаньской школы живописи, который отличается от стилей других школ, сложившихся в то время, благодаря изменению и переработке законов и принципов западной живописи. Художники Чанъаньской школы вновь стали придавать большое значение выбору национальных сюжетов и техник, привнесли в свое творчество выразительные средства народного искусств и лучшие черты гохуа, что способствовало формированию их энергичного, глубокого, величественного живописного стиля. Художники Чанъаньской школы придавали особое значение погружению в жизнь, черпали вдохновение в богатом культурном наследии Северо-Западного Китая. Вследствие этих причин их живописный стиль вышел за рамки традиционных моделей во всех аспектах: в выборе живописных концепций, в использовании кисти и туши, в построении композиции, в цветовом решении - сложился самобытный уникальный стиль.

В своем творчестве художники Чанъаньской школы стремились к одновременному использованию различных «приемов кисти и туши», например, «прерванная тушь» («по мо»), «разбрызганная тушь» («по мо») или «нагроможденная тушь» («цзи мо»), они умело сочетали тушь и краситель, добиваясь их сочетания и взаимного дополнения. С помощью разнообразных техник и приемов художники создавали характерный облик эпохи, передавали местный колорит. В то же время они отдавали силы для изучения, заимствования техник традиционной живописи гохуа и западной живописи, при этом писали картины, отличные как от произведений предыдущих поколений китайских мастеров, так и европейских художников.

Мастера Чанъаньской школы живописи достигли следующих целей: освоения и сохранения наследия прошлых лет, использования зарубежных достижений в интересах Китая, а также развития новых идей на основе критического подхода ко всему старому. Художники данной школы наметили верный путь для развития гохуа, сделали важный шаг в развитии гохуа как в теоретическом, так и практическом плане.

Третья глава диссертации «Особенности творчества художников Хуантуской школы традиционной китайской живописи» посвящена Ху-антуской школе традиционной китайской живописи, ее особенностям, а также деятельности художников, входящих в состав творческого коллектива школы. В главе проведено теоретическое осмысление становления и развития Хуантуской школы живописи, являющейся уникальным явлением мировой культуры.

В разделе 3.1. «Хуантуская школа традиционной китайской живописи и культура «Лесового плато» выявлены причины возникновения самобытной художественной школы на северо-западе Китая, в провинции Шэньси, на древних берегах притока Хуанхэ. Появление «художников Лессовой равнины» в древней столице Китая - г. Чанъань - было обусловлено историческими процессами и явилось естественным результатом культурного развития региона. Лессовое плато - местность с древней и глубокой культурной традицией, где очень силен традиционный народный дух. Именно поэтому отличительной чертой творчества художников школы «Лессовой равнины» стало продолжение традиций древности и создание подлинно народного искусства, предназначенного для народа.

При исследовании различных направлений в живописи необходимо познавать истоки культуры, исследовать историю ее происхождения и современную обстановку, а также уделять особое внимание основополагающим идеям деятелей живописного направления и историческим условиям, в которых оно формировалось. На протяжении всей истории развития мирового изобразительного искусства становление определенного течения находилось в рамках конкретного временного периода и конкретной местности. Различные поднаправления неизбежно обладали сходными чертами, однако многие художники вырабатывали свой собственный самобытный стиль. Такие ма-

стера кисти могли придерживаться одних идей, но все же действовали как индивидуальности, выступали за свободное развитие разных стилей и форм в искусстве. В данном разделе также определен круг художников, сыгравших наиболее значимую роль в основании, становлении и развитии Хуантуской школы живописи, проанализированы основные произведения деятелей данной школы, установлены особенности стилей ее главных представителей.

Раздел 3.2. «Лю Вэньси и его произведения «Четыре поколения» и «Хозяева желтой зелии» посвящен творческому пути талантливого художника Лю Вэньси, а также анализу его основных произведений и рассмотрению художественных воззрений живописца. Лю Вэньси занимает значимое место среди мастеров Хуантуской школы живописи. Пик расцвета этой школы воплотился именно в живописном творчестве Лю Вэньси, не только замечательного деятеля искусства, но и выдающегося преподавателя, взрастившего целое поколение китайских художников, которые стали мастерами национальной живописи.

В разделе 3.3. «Ян Личжоу и китайская традиционная живопись: живописи идей «Се-и» и ее современная форма» особое место отводится жизни и творчеству еще одного представителя Хуантуской школы - Яна Личжоу.

Основой творчества художников Хуантуской школы стало выявление красоты природы родного края, а также выявление лучших черт национальной и региональной культуры. Представители школы уделяют особое внимание изучению важнейших культурных тенденций и следованию основополагающим концепциям: придерживаться принципов реализма, без колебаний проникать в самую гущу жизни, создавать произведения, нравящиеся народу, а также поддерживать основные тенденции и поощрять разнообразие художественной мысли. Следование принципам академизма - важная особенность, отличающая «художников Лессовой равнины» от других живописных школ современного Китая. Важнейшим принципом, которому следовали все художники Хуантуской школы, стало изучение человеческой жизни. В основном Хуантуское направление концентрировалось на портретной живописи, придавая этому жанру глубокий психологизм и внося особую притягательность. Художники этой школы не только продолжили и развили традиции китайского искусства и каноны тушевой живописи, но также восприняли строгие технические приемы западного искусства. Члены школы стремились выразить собственный внутренний мир и характер, передать в творчестве особенности лессовых территорий Китая. Художники Хуантуской школы не только развивали портретную живопись, но и вносили современный дух в традиционные жанры «горы и воды» и «цветы и птицы».

В Заключении диссертационного исследования представлены основные выводы работы, отражающие логику научного поиска.

Продолжение традиций и новаторское развитие национальной живописи гохуа во второй половине XX - начале XXI в. занимает значимое место в

художественной истории Китая. Общая культурно-социальная обстановка, экономическое и политическое положение страны, стремительный рост духовных потребностей людей привели к зарождению самобытных и независимых живописных школ, играющих важную историческую роль и наиболее точно отражающих дух эпохи.

В ходе диссертационного исследования изучены процессы художественной эволюции традиционной китайской живописи гохуа во второй половине XX - начале XXI в. на примере двух живописных школ СевероЗападного Китая: Чанъаньской и Хуантуской. В связи с этим в диссертации подробно рассмотрено творчество художников - основных представителей Чанъаньской и Хуантуской школ, тематикой картин которых является удивительное и поэтическое место - Лессовое плато. Богатые культурные традиции, уникальные географические условия и сильная народная духовность стали источником становления этих молодых школ, основой формирования обновленной изобразительной традиции, впитавшей лучшие черты как китайской национальной живописи гохуа, так и западной масляной живописи.

В ходе исследования сделаны следующие выводы:

1. Китайская живопись - это национальный дух китайской традиционной культуры, имеющий многовековую историю и складывающийся под влиянием таких аспектов культуры, как философия, эстетика, литература, поэзия, каллиграфия, религия и др. Ввиду этого в работе рассмотрены процессы формирования духовной идеологии традиционной китайской живописи.

2. Между определенным историческим отрезком времени и творческой деятельностью художников существует неразрывная связь, что подтверждено в работе посредством знакомства с историей развития, педагогическими и художественно-творческими концепциями Академии художеств Сианя.

3. Рассмотрение стилевого своеобразия китайской живописи в различные исторические периоды выявило причины различий китайского и европейского искусства, которые в значительной степени вызваны разными философскими и эстетическими воззрениями Китая и стран Европы.

4. В искусстве северо-западной части Китая в районе «Лессового плато» во второй половине XX - начале XXI в. получили свое развитие Чанъаньская и Хуантуская школы традиционной китайской живописи, оказавшие в целом значительное влияние на живопись КНР.

5. В диссертации определены наиболее выдающиеся и талантливые живописцы, оказавшие наибольшее влияние на основание, становление и развитие Чанъаньской и Хуантуской школ, а также на формирование их художественной теории. К их числу относятся Чжао Ванъюнь, Ши Лу, Кан Шияо, Хэ Хайся, Фан Цзичжун, Ли Цзышэн, Лю Вэньси, Ян Личжоу.

6. Во второй и третьей главах работы особое место отводится анализу и оценке наследия мастеров кисти, а также выявлению их вклада в трансформацию живописи гохуа в новую историческую эпоху. Художники творческих коллективов Чанъаньской и Хуантуской живописных школ выдвину-

ли идею о необходимости погружения в жизнь, сформулировали принципы новой изобразительной теории. В своем творчестве живописцы ответили на вопрос, каким образом следует подходить к традициям в развитии гохуа, как нужно постигать суть жизни, как находить все самое лучшее в китайской поэзии и живописи, а также в зарубежном искусстве.

7. Основой творчества художников Чанъаньской и Хуантуской школ является выявление красоты природы родного края, выражение лучших черт национальной и региональной культуры, создание характерного облика эпохи, а также передача местного колорита. Они нашли новые методы выражения природы края, который не занимал значимого места в творчестве предшественников ввиду того, что не существовало подходящих техник для его выражения. Представители данных школ прибегли к одновременному использованию различных «приемов кисти и туши», например, «прерванная тушь» («по мо»), «разбрызганная тушь» («по мо») или «нагроможденная тушь» («цзи мо»),

8. В ходе работы прослежены и выявлены исходные теоретические положения Чанъаньской и Хуантуской художественных школ традиционной китайской живописи. Художники переосмыслили такие аспекты, как дух и форма картины, создали произведения, близкие народу, нашли эстетическую красоту в обыденных явлениях жизни, в тяжелом труде крестьян, посвятили себя поиску новых образов.

9. Художественные особенности и стиль Чанъаньской и Хуантуской школ живописи характеризуют следующие черты: широкий спектр сюжетов, богатство содержания; многообразие приемов выразительности, глубина идей; свободное и смелое использование кисти и туши, оригинальность замысла; беспрерывное появление новых произведений, увлекающих и очаровывающих зрителя, а также безграничная красота работ художников.

10. Теоретическое осмысление становления и развития Чанъаньской и Хуантуской школ живописи показало, что художники сегодня осуществляют внедрение инновационных концепций, используют новые приемы и техники, а также применяют в художественном творчестве новые цвета. Основываясь на преемственности традиций, представители данных школ создают новаторские произведения, наполненные новыми смыслами, идеями и воззрениями.

11. В ходе исследования установлено положение Чанъаньской и Хуантуской школы живописи в мире искусства Китая. Творческие коллективы данных школ являются весомыми и серьезными участниками художественной жизни всего Китая.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1. Ли, Д. Изобразительное искусство Китая в свете национальных философских и эстетических воззрений / Ли Дэцзя // Научное мнение. - СПб., 2012. - № 10. (1,4 п.л.).

2. Ли, Д. Искусство и идеология. Духовная идеология китайской живописи / Ли Дэцзя // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб., 2012. - № 133. (0,5 П.Л.).

3. Ли, Д. Художественные особенности живописи «Лессовой равнины» / Лн Дэцзя // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - Орел, 2012. - № 8 (28). (0,4 п.л.).

4. Лн, Д. Эстетика традиционной китайской живописи / Лн Дэцзя // Вестник орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - Орел, 2012. - № 9 (29). (0,4 пл.).

5. Лн, Д. Чжао Ваиъюнь - основоположник Чанъанской школы. Живопись на практике / Ли Дэцзя // Научное мнение. - СПб., 2013. - № 8.

6. Ли, Д. Чжао Ванъюнь - основоположник новой китайской живописи / Лн Дэцзя // Научное мнение. - СПб., 2013. - № 9. (0,6 п.л.).

7. Ли, Д. Китайская живопись: традиции и современность. Материалы конференции / Ли Дэцзя // Искусство и диалог культур: IV Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 4: Сб. науч. тр. / Под ред. С. В. Анчукова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. (0,4 п.л.).

8. Ли, Д. Задачи художественного образования в КНР / Ли Дэцзя Материалы конференции // Искусство и диалог культур: V Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 5: Сб. науч. тр. / Под ред. С. В. Анчукова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. (0,2 п.л.).

9. Ли, Д. Школа Хуанту и Чанъаньская школа - современные направления традиционной живописи КНР. Материалы конференции / Ли Дэцзя // Искусство и диалог культур: V Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 5: Сб. науч. тр. / Под ред. С. В. Анчукова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.(0,4 п.л.).

10. Ли, Д. От «деревенских зарисовок» к Чанъанской школе. Материалы конференции / Ли Дэцзя // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Вып. 3: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. В. Махровой - СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2012. (0,4 п.л.).

Подписано в печать 14.11.2014г. Формат А5, цифровая печать. Тираж 10 экз.

Отпечатано в ЦОП «Невский» Россия, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова

тел./факс: 438-38-05 e-mail: nev@copy.spb.ru