автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Франсуа Мориак: этика, эстетика, политика (на материалах публицистики)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Евгеньева, Ольга Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Франсуа Мориак: этика, эстетика, политика (на материалах публицистики)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Франсуа Мориак: этика, эстетика, политика (на материалах публицистики)"

Санкт-Петербургский государственный университет

ЕВГЕНИЕМ Ольга Борисовна

Франсуа Мориак:этика.эстетика.политика ( На материалах публицистики у • •

Специальность 10.01.05-Литература с-фан Западной Европы,Америки и Австралии ■

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

Саякт-Петр<5ург

.1992

Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель - кандидат филологических наук, • доцент А.И.Владимирова с Официальные опоненты - доктор филологических наук, у профессор З.И.Кирнозе . ( Нижний Новгород .) •

кандидат филологических наук'

А.П.Михеева'

, ( Санкт-Петербург) Ведущее , учреждение - Казанский государственный

; ш; эргитет

Защита состоится в '' часов на

заседании специализированного совета К 063 51 42 по присуждению

ученой .степени кандидата филологических наук в

Санкт-Петербурге^, государственном ушшерситете по адресу:

•■г

199'64,Сашг-Петербург,Университетская набережная,11

С диссертацией можно ознако,миться в Научной библиотеке им. А.М.Горького Санкт-Петербургского университета

Автореферат разослан и^и^А Л ^99Z года.

Ученый секретарь снециализир^шдго совета кандидат фялологичес.

доцен-г

А.И.Владимирова

адимирова

Франсуа Мориак ( 1885-19Т0), обладавший . многогранным, литературным талантом, оставил после себя богатое творческое наследие:это и романы, и-поэзия, к драматургия, и публицистика. ГТ^и этом обращает на себя.внимание тот факт, что едва ли не половш j всего написанного Мориаком составляет его публицистика, ^чнако пи и отечественном, ни в зарубежном литературоведения,она ни разу не становилась объектом специального исследования. . Лстслгочешн ; •является лишь политическая публицистика Мориака, на оо'огчт.. которой написаны три исследования французских ученых. Это работы Ксавье Гралля "Мориак-журналнст"(19б0), Роб-ра де Сен-Жана "Дневник журналиста" (1974) и Славы Кушг*ча "Mopnai журналист" (1979) , где исследуются' особенности политических взглядов Мориака как журналиста и своеобразие его творчес сой манеры в этом, жанре, литературного творчества. Вместе с тем фрагментарно о публицистике Мориака упоминают, почти все исследователи его творчества. И это вполне обьясшшо.ибо именно в пей,как в зеркале,отражены этические,эстетические и политические воззрения писателя,творчество которого составило столь заметный этан в развитии европейской ; литературы XX лиса.Так,например,имеется раздел "Мориэк-публицист" в.. монографии С.И.Кариозе "Франсуа Мориак"(1970),в ' котором пс^ледоватед , определяет основные теш мориаковской лблщнстшш; в самом общем в>гле размышляет .о роли- публицистики: в. творчестве Мориака й.С.Наркирьер В'йвоей книге "Франсуа Мориак"(1983);публицистике посвящена-такие статья В.Е.Балахопова "Этот парод - мой народ ого история - моя'история:.."(1986),где автор размышляет о значении публицистического наследия Мориака;вопросы морл«совской публицистики освещаются такие в статье Р.А.Га.пьцевой "Рсманист в меняющемся мире как жизненная тема Франсуа Мориака" (.1983), где предпринимается попытка . проследить благодаря публицистике, развитие художником теки "Романист и общество" ; вопросы Mopsj ного выбора писатилл рассматриваются п статье З.И.Кирнозе "Дневник писателя ,во французской литсрзтуро 20-30-2: годов XX века. (Дппс.;л1' Франсуа Мориака)"(1972). Более работ, ззтрапшоющих этот асищст творчества Мориака, в отечественном литературоведении по импш п.

В зарубежном литературоведении, кроме трех указанных выше' труди зю политической публицистике, есть рад статей и разделов j кш!ГМ,посвш|стшх Мориаку,которые так шш иначе затрагивают тем; нуйлпцнптнческого наследия писателя. Это,например,,две стати Шлрп-Лнри Симона - "Блокноты Франсуа Мориака"(1985)и "Новы: блокнот Франсуа Мориака"л 961), Где ученый анализирует теы; детитиа.нредсташтяиую в "Блокнотах" Иориака в раэшзо периода статья Луи 111шт "Диовнж Фравсуа Мориака" (1953) посвящен импрессионистической мэперо дневшзкошх . зарисовок писателя статья Франсуа Дюраиа "Автобиографическое наследие Франсу Мориака" (1990) освещает тему Сиогрэфпзмз в публицистике писателя Есть таю-® лосвявдшые публицистике отдельные разделы в. ойда исследованиях. творчества Мориака. Так,например, опираясь в публицистику, Пьер-Анри Симон в • своей книге "Мориак"И974 изучил' проблему католицизма в творчестве писателя;, лозштл тематической систематизации ибриоковской ■ публицистит предпринимает лвдре Сеай. с,, своей монографии "Норнак" (1972; Борнар Русселъ в книге "Мориак, грег.и благодать" (1964) посвя^зе исследованию мориаковской публицистики религиозной направленаосч целую главу .Но выделяют' в отдельное раздела, по постояш ссылаются на публицистическое наследие писателя -авторы мовогр; Фий - Мишель Сюффрэн ("Франсуа Мориак", 19Т1), Жан Тузо ("Плане Мориак"., 1985) , Марк Ален .("Франсуа Мориак".*1960), Ева Куш 'РФрэисуа Мориак", 19Т2), .Франсуа Даран (-"Франсуа Корзэ: независимость и верность", 19В0), Наа'-Лакутвр ("Франсуа Мориак 1930). ' ' •

В даншл робою прадпршаюется пошяка более подробного изучения публицистического 'наследия писателя, которая , признанию современников был та "политическим и моральным гадом" Мориак пришел в публицистику в 20-е годы.чему способствовала главным образом первая . мировая война. Особенно интепсивн публицистическая деятельность Мориака становится в 30-е годы последние послевоенные десятилетия. Можно даже сказать,что 50-60-е года он более публицист,чем романист. Часть мориэковси публицистики вошла в двепадцатитомное собрание е сочинений,выпущенное во Франции в 1950-1956 гг. теть выи отдельным! 'изданиями, ряд статей так и остался разбросанным газетах л журналах. - -

Б

Публицистика Мориака представлена пятью большими разделами.

1. * К первому разделу относятся труди Мориака .моралиста.Предметом нашего исследования в этом разделе стали

работа "Молодой человек"(1926), "Провинция"(1926), "Дело Фавр-Бюлль" (1931). '

2. Второй раздел мориакопской публицистики • представлен , работами религиозной проблематики. Здесь наш: анализировались следующие работа - "Несколько беспокойных сердец. Эссе о религиозной психологии"(1920); "Страдания и " рчастьв христианина" (1931), "Жизнь Иисуса" (1936)-, . "Камень преткновения"(1945), "Сын человеческий"(1958), "Во что я верю" (1962).

3. Третий раздел мориаковскоп публицистики, составляют его статьи но литературоведческим проблемам. Нами исследовались в этом разделе следующие труди - "Роман"(1928), ■"Жизнь Жана Расина"(1928), "Бог и Машона"(1929), "Три великих человека перед Богом"(1930), "Блез Паскаль и его сестра Жаклин"(1931), "Романист

. и его персонажи"(1933), "Речь по поводу вступления во Французскую Академию"(1933), "Незабываемые страницы Паскаля"(1940), "Романы, ' которым суадепа долгая жизнь"(1946),"В сторону Пруста"(1947),"Мои великие" (1949), "Смерть Андре Кидэ" (1952), "Что дал роману Фрейд?" (1.955). ''

. 4. Четвертый раздел публицисшси Мориак посвятил разработке . политических вопросов. Здесь-нами исследовались работа - "Черпая тетрадь"(1943), "У французской нации есть душа"(1943), "Не отрекаться"(1944),"Внрванный 1Шиг'(1945),"Де Голль"(1964);."Поли- ■ тические мемуары" (1967), где объединены лучшие политические статьи Иориака,печатавшиеся начиная с 1935 года в разнил периодических изданиях.

5.Пятш1 раздел публицистики Мориака можно било бы условно назвать "Психологическими эссе". Объектом исследования здесь является человеческая .душа, б отправной точкой - . почти всегда собственное "я" писателя,что соответствует многовековой традиции французской литературы. Мориак к сом признает эти отдаленнее связи,восходящие к "Опытам" ' Моптеня. В этом разделе памп анализировались следующие труди . - "Бордо или отрочество"(1926),"Мои самие отдаленные воспоминания"(1-929), ".Начало жизни" (1932),"Дневник - Г'(1934 ),"Дневник-2"(1937), "Лиев-

б

..üiü • 3"(i94üJ,"Дневник - 4." (1950), "Дневник - 5" (1953), "Дневник тридцатилетнего щ.лшт" (1948), пять томов "Блокнотов": 1 - "Б-жцот(1952 - 195?",2 - "Новый блокнот,1958-1960",3 - "Новый блоюк,г,19б1, - 1964),4 - "Новин блокнот,-1965 - 1967",5- "Пос-..едь.;й блокнот,'1968 - 1970"; "Внутренние мемуары" или, как они часто называются в русском переводе,"Мемуары моей души" или "Стра иицц моей внутренней ийзгш"" (1959); . "Новые" внутренние мгмуары" и-и,как ста встечаотся , в русском переводе, "Новце страницы моей внутренней жизни" (1965). Однако,говоря оО этом разделе иориаковскок публициСтгаси,следует иметь в виду,что "Дневники" и "Блоквдти", тредставляя собой реакцию писателя. на все происходящее вокруг него, являются яе только психологическими зсс(!, но и включают в себя, большое количество полптнчесмк, а также этических и эстетических воззрений автора. '

Цель исследования . - изучить па материалах нублицистшш разных чет формирование этических, ^эстетических и политических 1зс> зреьлй Франсуа Мориака, проанализировать истоки, генезис и Бзаиыообуслошгетгчсть этих-, воззрений . в контексте социально -политической л культурно-исторической жизни эпохи, а таете в cor не ;евчи с закономерностями 'развития французской литературы XX века.

( Э'1 ой целью определяется круг задач, которые необходимо решить в ходе исследования:

.- проследить-генезис и зтатщ развития философско-религиозной, доктрины Мориака,составившей основу его этической системы;

выявить траднщф и новаторство в эстетической системе нисатчлн, uptл]ализировав влияние .на него французских и зарубежных уудожшйюв;

рассмотреть ' юлющш политических*взглядов Мориака и их взаимосвязь с зтичесиши и эстетическими воззрениями писателя.

Аьтуалыюсгь исследования обусловлена необходимостью линии, лежать имеющийся пробел и изучении творческого наследия Мориака, а именно его пу^ищистнку. Публицистика является не только ооширний.цо л очень важной частью ыориаковского тиорче.сгва. i'ük как именно в лей автор стремился обстоятельно иг;иш ii иное жизненное кредо, которое ему не всегда удавалось (¡¡и«»;!!! до читателей в романах, пьесах и поэзии.

Научная ноиизин диссертации связана с восполнением этого

пробела: впервые в отечественном литературоведении предпринимается попытка специального исследования

публицистического творчества Мориака.

Теоретико-методологической основой исследовании являются выводи в трудах отечественных литературоведов,- посвящошшэ. проблемам жанра, содержания и формы с преимущественной ориентацией на работы H.H.Бахтина, D.M.Жирмунского, Л.Я.Пшзбург, Д.Д.Обломиевского, а также труды зарубешшх исследователей -М.Тпзон-Браун, Р.Лалу, А.Билли, А.Абраама. Важную роль в Формировании концепции сыграли работы С.И.Волпноооного, А.И.Владимировой, В.Е.Бадахопова, А.Тибоде, Ж.Мюллера и Г.Пнкарз, в которых дана характеристика литературной ситуации эпохи. В плане историко-литературного изучения тиорчества Мориака основополагающими стали работы З.И.Кирнозе, Ф:с.Паркирьера, Ю.А.Милешшю, П.Кормо, С.Кушнира, Ж.Лагсуткрз, А.Сеэйя, П.-А.Симона. " - '

Исследование в работе • проводится на осиове сравнительно-исторического и конкретно-текстового анализа.

•Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов при чтении курса истории зарубежной литературы XX века и в разработке специальных курсов и семинаров, посвященных истории развития французской литератур» XX века, в том числе и для дальнейшего изучения творчества Франсуа Мориака.

Данная работа пе ставит целью комплексное исследование всего публицистического творчества Мориака,- поэтому в ней будут рассмотрены только те работы, которые наиболее зримо отражают этические, эстетические и политические ориентиры писателя.

Характер анализируемого материала определяет структуру диссертации. Она состоит из введения,трок -глав, заключения и списка нспользовонной литературы. Обьем основного текста составляет 240 страниц. Список использованной литературы составляет 250 наименований.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы; новизна и практическая значимость работы,определяются ее основные цели и задач11,дается критический обзор научной, литературы по указанной теме.

В первой главе - "Этика" рассматриваются мировоззренческие

принципы Франсуа Мориака, в основе которых находится религиозно-философская концепция писателя,складывающаяся в свою очередь из элементов доктрин неотомизма, янсенизма и рислшникого модернизма. В персональном плане имеются в виду взгляды "ака Мартена, Блеза Паскаля и Пьера Тейяра де Шардена,имевшие ,по признанию самого Мориака, решающее значение в становлении его мироощущения.

В разделе - "Мориак и неотомизм" исследуются ' истоки мориаковскои религиозности как таковой и причины обращения его к философии неотомизма, дптся краткая справка по истории развития этой доктрины и делается сопоставление этических, воззрений Мориака с учением главного.идеолога философии неотомизма XX века Жаком Маритеныд.

Мо'риыс.буд;» -ot католиком и отдавая должное .официальной доктрин^ католицизма - неотомизму, испытывал, кроме того,личные си .патлл к его главному*проповедник, в лице Жака Маритена. Это не помешало,однако, писателю.выступить активным оппонентом Маритена по многим вопросам,с которыми он не был согласен. Так, например, в о 'ла :ти гносеологии Мориак далек от проповедуемого Маритеном принципа гармонии разума и веры : эти два начала в представлениях йисаю'ля - разум и вера - являлись не столько гармонирующими друг с чрушм, сколько постоянно вступающими в противоречие , ибо вера у него - это больше чувство, чем мысль.

Размышляя о ступенях познания, Мориак вслед за Маритеном признает "божественна^ озарение" истиной в последней инстанции, ni- на деле приводит к противоречию между потребностью изобразить в своих произведениях 'cnacepie" человека через "божественное о:зарешш" ь невозь жностью найти этому тезису в ряде случаев шгзнешше подтверждение. Свидетельством тому выступает плеяда со:>)|Н)чшх им сбразов, которые условно молено било бы объединить под названием "гадьлэ-жертва" : это и Тереза Дескейру, и Луи Лап цен, и адвокат Луи и "погне другие трагические персонажи писателя.

Расходиг-ся Мориак с Марнтч лом и в области онтологии, в частности при рассмотрении проблемы - человек и его моральный выоор, Eoj, . Маритен утверждает, что добро есть свойство бытия. , а зло мшштг.н небытием, то Мориак считает, что добро и ало - это «ик i-1'оропн одной медали : и то, и другое присутствует в жизни ,

причем зло столь же. сильно , сколь и добро. По-разному трактуют философ и писатель .саму природу ла. Если Маритен обьясн„вт зло неразумным использованием человеком сво'ей .природы, то Мориак считает его идущим с.небес, оспаривая тем сами" главный' постулат неотомизма о свободе воли и склоняясь гс янсенистской доктрине о божественном предопределении избранных - к сп."~ешт,а гре.л«ког ■ ;к вечной погибели.

В связи со скептическим отношением Мориака к идее свободы • води, он не приемлет и следующего постулата Маритена - о .зрмонии интеллекта и воли и вытекающего из': него . учения с адинстве интеллектуальных и моральных достоинств. Так, герои Мориак], нэделешше живым, острым умон.висупают, как пт)ав!Го в противоречие о'принятыми в общество.моральными устоями

.Не соглашается Мориак и с тезисом Чзритеы о цершзи как символе серы и "носителе божественной .блайодати", рбо писатель пикогда не закрывал'глаза па недогтаткп и г^роки в церковпоь ■иерархии. По-при этом Мориак остается, верным апостолическому римскому "престолу..

Зато писателю и философу свойственна исключительная общность взглядов в понимании великой сип любви для человеческого б"тия, в вопросе антиклерикализма и проблеме перестройки духовной культуры общества на основе христианских данностей.

В разделе - "Мориак и янсенизм" прюоднтся краткая справка по истории развития япсегаютско,! доктрины и-анализируется влияние религиозно-философской . концепции , «целителя ' ХП1 ■ века ■ Влезл Паскаля на'этическую систему писателя.XX века Франсуа Мориака. Однако очень осторожно , на наш, взгляд, следует оп..житься к мнению тех исследователей, которые безоговорочно сштаот Мориака сторонником янсенистской доктрины, строя свои доказательства , на близости этических и эстетических взг.тщоз Норнакз и Паскаля. Эта духовная-близость, несмотря на разрыв менду писателем и философом в несколько столетий, действительно существует и с- очевидность» прслвлястсн во детт* мориэговсюи. высказываниях * Мор..зк йп )гда ■не скрывал своего духовного родства с Паскалем, не раз писал, сколь многим он ему обязан'в своем станбвлошй» и счпто., ого своим, учителем^ Однако сам ..Мориак 1 обычно отказывался от навязываемого, ему многими ■) критйкамяйвайия торопитш янсенистской доктрины, уенз^гаяя'1 в сешм ; Паскале "пе, /и.-ле--

довптолыюго янсениста". В связи с ' этим очень значительны?»! кажется вывод Ф.Дюрана о том, что непреходящий интерес Мориака к Паскалю существовал не благодаря, а вопреки паскаловской приверженности янсенизму. Шесте с тем Паскаль все же способствовал распространению яисенистских идей, и эти идеи не прошли бесследно для Мориака. В основе нравственно-философской концепции Паскаля лежит нисенистское учете о слабости человека и. одновременно о сило его разума. Именно атим Паскаль как выразитель янсенистской идеи и дорог Мориаку, то есть его привлекает в шссннстской доктрине вообще и у Паскаля в частности лишь се нравственный аспект. Человек является исходной точкой и коночной целыо всех интеллектуальных устремлении Паскаля, .что, безусловно, импонирует столь • неутомимому исследователю человеческой души, как Франсуа Мориак'. Но Мориак был далеко не во всем согласен и со своп любимым философом Паскалем.

Так,рассматривая "величие" и "ничтожество" человека, Плскаль' ' относит ко сто] !у Человеческую чувственность, считая ее греховной животной природой. Мориакке не усматривает " в чувственности человека большого зла, находя ее вполне естественной и считая, что'все, что есть в человеке, создано Творцом. .'■'.'....

Не приемлет Мориак и идею первородного греха, который, по мнению •Паскаля, является главным тормозом на пути' человеческого совершенствования. Причем, не желая задумываться о своем несовершенстве, человек, по мнению Паскаля, стремится убежать от самого себя во "внешпее существование": развлечения, карьеру, знакомства 1. и тому -подобное. Для Мориака . это "внешнее существование" как раз имеет очень большое значение : он жаждет писательского признания,славы, для него магически звучат слова "Нобелевский лауреат" и "Французская" Академия", он. не может "оставаться- над' схваткой", когда его страну раздирают политические страсти.

Вслед за Паскалем Мориак размышляет над бессмертием души, однако приходит к выводу, что лишь "ужас перед небытием" заставляет нас верить в бессмертие души. Мориак не по-христиански боится смерти и потому дорожит каздым прожитым днем. Но Мориаку очень близка паскалевская концепция многозначной и > противоречивой сущности человека, в соответствии с которой

человек соткан . из. противополо-чостей - силы и слзбости, добродетели и пороков, инстинктов и разума. .И. это "величие" и "ничтожество" человека выступают у Паскаля, а затем и у Мориакл как своеобразные . диалектические противополо.кпости, которые взаимно обусловливают, поровдают и вместе с тем исключав:"' друг друга, образуя внутренне противоречивое и псрасторг'мое единство-

В разделе - "Мориак и- христианский модернизм" приводится краткая справка по истории вопроса . и приводится сопоставление концепции христианского модернизма в философии Тейяра де Шардена с этическими взглядами Франсуа Мориака.

Тейярдизм стал третьей составляющей релипюзнсН&илосоФсгой доктрины Франсу Мориака и повлиял на этическую систему писателя, когда тот уке бил зрелым худозшиком. В молодости, по признанию самого _писателя, он был скорее ошюнейтом.чем ст;'рошшком .Тейяра,что объяснялось отнюдь не'идрологическимч расхождениями. с философом, з недостаточным знанием его трудов. Однако Мориаку удалось наверстать'упущенное, . он обнарузшл у Тейяра много созвучного своей собственной: концепщш видения мира. Это и неудивительно,' потому что самая специфическая черта тейярдизма состоит в том, что в рамках тейяровского понимания мира человек занимае.т совершенно особое место, какого христианстве ему до сих пор никогда' пе отводило, и- является итогом и соуча гниким бозиественпого акта творения мир; Но в отличие от библейской легенда Тейяр утверждает, что ' человек представляет собой естественно' возникший и развивающийся продукт длительной эволюции этого мира.'Тейяр не видит в возникновении человека чего-либо выходящего за пределы естественных закономерностей эволюционного развития, чем вступает в противоречие с официальной догмой католицизма о божественном сотворении человека. Мориак, оставаясь в целом на библейских позициях божественного происхозвдетшя человека, разделяет тем не менее концепцию Тейяра о постоянных изменениях, происходящих во Вселенной й неизбежно за1 рпгтяг ¡ни человека и его сознание.

Близок Мориаку Тейяр и тем, что в его учении концг.чиия , первородного греха, • столь популярная в оргодрксалг-нпм . христианстве и столь неприемлемая для Мориака, остается ' стороне как нечто совсем несущественное для понимания происхождения человека. Причипа этого в том, что Тейяр отождествляет Пот с

1 развивающимся космосом, то есть считает его частью, хотя й сам существенной, общого эволюционного процесса. '

Импонирует Мориаку и стремление Тейяра к сближению неба г земли. Бога и человека и создание на этой основе ново гуманизма, основанного па любви к Богу и любви к человек Мориаку, столь любящему жизнь» очень нравится тейяровск ■ постулат о том, что -обращаться к Богу вовсе, не означа отворачиваться от мира - - наоборот, кавдый человек доли погружаться с- мир, вовлекаться в 'активное преобразование созидание мира. Таким образом, объединение человека с Бог . должно идти через землю, через совершенствование земного мп человеческой деятельностью. Отсюда и основным методом спасен человечества провозглашается не смирение, столь' актив проповедуемое ортодоксальным христианством, а'активное действи возводимое в ранг соучастия в божественном творении мира.

Однако Мориак расходится с' Тейяроы. в ' трактовке Бога, которого 'Г -лир склонен рассматривать как исключлтель умозрительное духовное начало, растворенное в эволюционпзиругои природе. Мориак же трактует его в класснческн-христиансл манере: как Творца всемогущего, милующего и карающего.

Расходится Мориак с' Тейяром и в понимашш шцишвдуализма, столь любимого Мориаком и столь осуждаемого Тейяром, считавше индивидуализм злейшим врзгсм индивида, ибо,.цо. тещш фшюсой индивид может развиваться- и достичь своего расцвета .только условиях обобществления людей в единый коллектив и совмесп действий в нем. Даже -"спасение", являясь индивидуальным, моя осуществляться, по миопию Тейяра,лишь 'в условиях человеческс Общности, б коллективе активно действующи ладей.Но вера Морнг носит очень индивидуальный, шрсоналистическлй характер, и < чузды коллективистские устремления фэдософа. А самое главное, чем расходятся писатель и философ, - это пессимизм, свойствен! Мориаку, и оптимистические взгляды на мир у Тейяра. Жизнеш девиз Тейяра : "Завтра все будет хорошо!" - находятся, по мне! Мориака, в противоречии с каждодневным злом, которое не завн< от долей. •

•'* Уадим образом, Мориак, создавая свою релягиозпо-философску систему, попытался объединить в ней, казалось бы, несоединимое .деотомиэм,,.янсенизм и христианский модернизм. Именно это ' явши

причиной того, что существовали и до сих пор существуют разногласия среди литературоведов о том, какую же религию исповедовал Мориак. Одви называют его "ярым католиком", другие -врагом католицизма",третьи -"япсепистом",четвертые - просто "еретиком". Наверное, есть доля истины во всех этих утверждениях, по, на наш взгляд, первостепенное значение имеет не- отнесение Мориака к какой-либо конкретной религиозной доктрине, а то, что в основе его этической системы 'лежит огромная любовь к людям и вера в них; а желание найти универсальную форму "любви и спасения страдающего человечества" и обусловило эклектическое сочетание разных религиозно-философских учений в его этической системе.

Во второй главе - "Эстетика" анализируются принципы • эстетической системы Мориака.

Любовь к людям становится главным стершем, который збьединяет к эстетические взгляды Мориака. В качестве главных эстетических образцов для него следует- назвать творчество Расина, Зальзака, Пруста как представителей французской литературной традиции и Толстого, Чехова, Достоевского как представителей зусской школы. Именно этим писателям, по утверждению Мориака, он >бязан своим становлением как 'художник слова, .ибо их Произведения вдохновили его на поиски новых литературных форм и гринцинов.

Расин привлекал Мориака в чисто личностном плане и как ;удожник. Мориак восхищался широтой интересов, разносторонней >бразовэиностью Расина, его стремлением к вере Христовой и к >адостям земной жизнн одновременно.*' Как художшк Расин дал [ориаку блестящий урок в использовании правил классицизма, отираясь на который Мориак разрабатывает жапр романа-трагедии.

Бальзака Мориак учится "достигать человека" через общество воей эпохи и хорошо усваивает его урок исследования' человеческой сихолопш на основе социально-исторических факторов. Мориак азвнбзвт харзктерггую для Бальзака тему растлевающего влиянйя енег па человека и добивается такой же преемственности образов, ереходящих из одного произведения в другое, что и автор "Челове-еской комедии".

Пруста Мориак взял блестящий урок того, как надЬ "прописывать" еловвческую индивидуальность,обнаруживая в каздом человеке.целый ир. У Пруста Мориак учится также ретроспективному анализу

событий, иозвращешш к с~оим истокам, берущим начало в детстве юности, постоншому обращению к теме малой родины.

Обращение к русскш.1 мастерам вызвано стремлением Мориак, внеси в "порядок" и "ясность" французской литературы pycci сложность и непредсказуемость. Мориака привлекает толстови умегие отражать "диалектику души"' с помощью четкой нравствен! иеоспе'ктивы ; "чеховская правда" в показе героев такими, icai оии есть, с борьбой противоположных. начал в их душах; у/лублеш психологизм Достоевского, 'главной заслугой которого в m вопросе било то, что он сумел удержаться от систем и предвзят логики в психологии своих пресонажей.

Традиции французских и русских мастеров, нреломленпш MupiidKOM сквозь призму собственного видений жизни и писательскс мастерства, дели новую оригинальную эстетическую систему мастер отличную от всех остальные и потому^позволяющую критикам говори Об особой "планете Мориак" на литературном небосклоне. С нерв же ромыов Мориакк удалось создать свой собственный мир, лег узнаваемый г отличный от в^ех остальных. Это мир, точ расположенный в пространстве и времени, где местом действия поч всех романов является Бордо и его окрестности, . а времен ' Действия - начало XX века, годы, предшествующие первой миров войне. Социальная среда всех романов Мориака нредставле известной писателю' с детских лет бордосской буржуазией. Основн конфликт мориаковских ромааоз -. в противостоянии челове: окружающей среде. Сферой разрешения этого конфликта у Мориа. я яяетсн человеческая душа,' отсюда пристальное вшшанив писате. к внутреннему миру' своих героев и скрупулезный пснхологичесге анализ их гоетупкоз. Характерная мориаковская- проблематика - з-замкнутый быт провинциальной бордосской буржуазии, тема дене: тема семь» с ее противоречиями мевду представителями разш понолгний.'тема трагичности исключительной человеческой натур] ,'ема становления личности в ребенке,проблема религиозных искан] гороев. Особенностью мориаковской стилистики, позволяют! безошибочно отличать его тексты от других, являет! попадокоалыюе сочетание в' них тонкой поэтичности и груб( натуралистичности. Мориаку " Удалось создать таким обр,аз< классическую "Человеческую комедию" , напиезпную со строп совладением прлшиа трех единств - места, времени, действия -

вемственностью персонажей, переходящих из одного произведения в угое. I •

. В третьей главе - "Мориак и политика" рассматриваются шиши создания Мориаком политической публицистики и эволюция

0 политических взглядов по вопросам Испанской и второй мировой ни, отношения к до Голлю, к коммунистической идее в лице СССР, колониальному вопросу.

Гуманистические'устремления легли и в основу политических шстрастнЯ писателя, [fe случайно Мориак,. разшишяя о политике, «гшел к вшзоду, что она является его призванием лишь.» т.ой мере, какой сопряжена с религией. Л памятуя, что глшшм религиозным ютулатом для Мориака был :"Вог есть дабовь.",-*- легко ¡основать наличие прямой зависимости' меэду политическими п 'маштстическими воззрениями писателя. И , будь то' колониальный трос или испанские собитня, взгляда на вторую мировую войну или

1 коммунистическую идею, - все оценивается Мориаком сквозь зизму вырэботашшх ¡та еще в молодые годи этических воззрений. ,1бшю они заставляют Мориака выступить с гнешшмн обвинениям!! зжиму Франко в Испании н пеприятием тоталитаризма в СССР. С злодих лет он опротестовывал постулата ортодоксального зистианства о смирении и второстепенном значении земной ашани одой по сравнению с грядущим бессмертном души на небесах,,' что Зусловило его активную жизненную позицию по отношению ко всему роисходящему. Так, например, мпговешюй била реакция писателя на ккупацию Франции. Коллаборационистов, воспринимавшихся зкоторими как воплощенное смирение, Мориак, не колеблясь, гносит просто к предателям. Он убежден, что нельзя быть "схороним наблюдателем", когда речь идет о судьбе страны, оэтому Мориак очень признателен дс Голлп,сумевшему повести за обой несмирившихся и освободить Францию от Фашистского спрута, е питался отслониться Мориак и от pesemm слокшой колониальной роОлеми.котирая ставил? перед ним дилемму государстшйшх нтересов Франции с одной стороны и стремлений полоний к независимости - с другой. Не мгновенной и не однозначной сила еакция Мориака на этот вопрос* но гуманистические принцип« шеагеля помоги ему с честью вийти и из этой сложной для каадого |рзнцуза ситуации.

При анализе политической публицистики Мориака симптоматичным

каметс; и.то, что в самой полемической манере писателя заметна паскалвиская традиция в публицистическом жапре. Не случайно мно1ле исследователи проводят пр .мые параллели меаду политической публицистикой'Мориака и "Письмами к провинциалу" Паскаля.

В заключении подводятся итоги исследования в соответствии с целью п задачами диссертации и делается вывод о том, что этическая, эстетическая и политическая доктрины Франсуа Мориака,прослеженные на материалах публицистики разных лет, представляют собой гармоничное единство при определяющем влиянии этики, выступающей в качестве цементирующего звена этого триединства.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на I .у чно-практической конференции "Школа, и перестройка: опыт, праблшы, кадры".при Костромском государственном педагогическом 'институте (1989), на В ^союзной межвузовской научной конференции при Ставропольском государственной педагогическом институте па тему "Литература и нравственность" (1990), на аспирантском семинаре при кафедре истории .зарубежных литератур Санкт-Петергского государственного университета (1991), на ииа союзной ТХГ межвузовской научно-методической конференции I нр'чюдаттелей и аспирантов при Санкт-Петербургском гог /да] ■ ;твенном университете (1992), на засед нии кафедры истории зарубежных литератур Санкт-Петербургского университета (1992). По результатам исследов* -шя опубликовано три работы: I. Изучение литературного наследия страны изучаемого языка • как один из путей'" повышения интереса к языку (на материале творчества Ф.Мориака) // Материалы научно-практической конференции преподавателей и аспирантов на тему "Школа и иоресгронка: опыт, проблемы, .кадры" при Костромском гиеударгтъшшоы педагогическом институте им.Н.А.Некрасова: тезисы докладов подсекции преподавания инострашшх языков. Шдщюма, 1989.-0.10-11.

р. Некоторые особенности дневникового творчества Франсуа Мориака // Сборник методических материалов Костромского пшударсгиеннога педагогического института на тему "Вопросы содг-ршен^гвонанин учебно - воспитательного про. ч-.са". -Кострома, |Ч91. ('..РЗ-ЗЗ.

.'4. Гнпчсски • и эстетические ориентиры в тво!)честве Франсу,-)

5оришш (па материале дневпиков гпгсг-еля) // Сборкш; матери лов поговой межвузовской научной конференции' на, базе кпфодри шострзпшх языков Костромского государственного педагогического шстнтута по теме "Методическая п специальная подготовка учи^оля, высшей школе".- Кострома, 1991 .-С.47-50.