автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Французский ярмарочный театр первой половины XVIII века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Сахновская-Панкеева, Анастасия Владимировна
ВВЕДЕНИЕ 4
История изучения предмета 13
ПЕРВАЯ
ГЛАВА: ИСТОКИ ЯРМАРОЧНОГО ТЕАТРА. ЯРМАРОЧНЫЙ РЕПЕРТУАР И ПРОБЛЕМЫ
КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА ' 58
1.1. Парижские ярмарки 58
1.2. Наследование-и переосмысление традиций итальянской комедии дель арте 61
1.3. «Война театров».
Значение театральной конкуренции 71
1.4. Ярмарочный репертуар и проблемы коллективного творчества 75
1.4.1. Ален-Рене,Лесаж 75
1.4.2. «Ярмарочный театр, или Комическая Опера» 81
1.4.3. Д'Орневаль 90
1.4.4. Луи Фюзелье 92
ВТОРАЯ
ГЛАВА: ЯРМАРОЧНЫЙ ТЕАТР ЛЕСАЖА 98
2.1. Функционирование масок комедии дель арте в ярмарочном театре Лесажа 98
2.2. Проблематика и поэтика «восточных» и «экзотических» ярмарочных пьес Лесажа 107
2.3. Аллегории в ярмарочном театре 120
2.4. Современная тематика в ярмарочных пьесах 128
2.5. Эпизодические персонажи как пример формирования фиксированного арсенала выразительных средств 139
Заключение научной работыдиссертация на тему "Французский ярмарочный театр первой половины XVIII века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертация посвящена анализу -явления, имеющего принципиальное значение для понимания природы французского театра, особенностей его функционирования и эволюции. Генеральная линия развития, которую условно можно назвать линией «правильного» театра, основанного на нормативной эстетике, досконально изучена. Между тем, национальную сцену представляют не только официальные высшие точки её развития, но и сам процесс во всей полноте. Ярмарочный театр запечатлевает и отражает динамику этого процесса, и в первой половине XVIII века, в эпоху между закатом высокого классицизма и просветительством, даёт для будущего театра не меньше, чем образцовое искусство, зафиксированное творчеством Комеди Франсез.
Проделанная в диссертации исследовательская работа позволяет восполнить пробел, существовавший в научных знаниях о ярмарочном театре, и таким образом скорректировать наши представления о французском театре XVIII века в целом.
Отправной точкой исследования послужил подробный анализ литературы вопроса на русском и европейских языках, позволивший выделить главные проблемы современного этапа изучения ярмарочного театра и наметить основной «маршрут» исследования.
История ярмарочного театра во всём, что касается бесконечных столкновений его с театрами официальными, если не изучена с полной достоверностью, то, по крайней мере, многократно описана в общих чертах. Поэтому, отдавая себе отчёт в том, что историческая ситуация, запреты и цензурные ограничения нередко имели решающее значение для рождения и формирования ярмарочных жанров и способов художественной выразительности, мы не ставили своей целью исследование исторической канвы существования ярмарки, прибегая к историческим справкам лишь по мере надобности.
Нашей задачей стал анализ ярмарочной драматургии и её эволюции, неминуемо сопряжённый с рассмотрением самых разнообразных вопросов бытования ярмарочного театра.
В диссертации прочерчена линия эволюции ярмарочного театра как своеобразного театрального организма с необычайно современной структурой. Продемонстрирован механизм рождения нового типа театра, типа вполне современной театральной антрепризы. Именно на ярмарке впервые опробована по-настоящему модель театра, знаменующая собой постепенный переход от старинной системы меценатства, придворных театров к современной системе самоокупаемости, к театру, живущему за счёт зрителей, а не за счёт внешней денежной поддержки.
На ярмарке вырабатываются эффективные и во многом очень современные механизмы рекламы, без которой немыслим коммерческий успех. Эти механизмы прослеживаются в диссертации на примере прологов, пародий и многочисленных пьес, посвящённых театральной «злобе дня».
Вырабатывается. новый тип антрепренёра, прогрессивно ориентированного дельца, способного на решительные реформаторские действия, - таков Жан Монне. В ярмарочных антрепризах царит дисциплина и твердо установленные правила. Возникает фигура режиссёра или, скорее, «художественного руководителя», вызванная к жизни насущной необходимостью. К 1750-м годам функции .«художественного руководителя» окончательно оформляются. Нередко эти функции берёт на себя драматург, и конкретное содержание его деятельности в области «художественного руководства» подробно
У 34 ■ фиксируется контрактом . То, что уже на раннем этапе развития ярмарочного театра одной из необходимейших функций стала функция режиссёра (организатора, репетитора), говорит о необычайно современной структуре 'этих маленьких театральных организмов, не допускавших никакой «балаганной импровизации».
А.-Р. Лесаж впервые показан в полном объёме своего ярмарочного творчества. Ярмарочные жанры даны во всём их многообразии, подробно изучены особенности каждого из них. Каждый жанр предполагает особый тип построения сюжета, определённый набор персонажей и тематический диапазон. Изучение этого разнообразия тем, сюжетов, персонажей позволяет в конечном счёте создать целостную картину ярмарочного творчества Лесажа.
В диссертации впервые представлены имена сотрудников Лесажа, долгое время остававшихся вне поля зрения исследователей. На примере Луи Фюзелье рассмотрен тип универсального театрального деятеля того времени, журналиста, историка, организатора ярмарочных спектаклей и, главное, драматурга, работавшего для всех без исключения театральных сцен. Л.Фюзелье был, без сомнения, одной из самых видных фигур театрального мира Парижа первой половины XVIII века. Его творчество, в силу своего внушительного
234 Контракт Ш.-С. Фавара за 1758 год "позволяет представить конкретное содержание доверенного ему «общего творческого руководства»: Фавар должен «отбирать новые пьесы, [.] так же, как и старые, которые понадобятся для замены; исправлять и совершенствовать как первые, так и последние, и ободрять авторов; организовывать репетиции на сцене [.] ; обучать новых актёров, [.] и особенно работать с ними над их ролью; присутствовать в театре в день спектакля, . чтобы давать до спектакля, во время него или после все нужные распоряжения; прикладывать старания к отысканию в Париже или провинции людей, чья профессия может быть полезна театру; составлять списки костюмов, декораций, утвари», которые могут понадобиться для спектаклей. См.: Paul A. Les auteurs du Théâtre de la Foire à Paris au XVIIIe siècle // Bibliothèque de l'école des Chartes. 1983. T. 141. P. 332. объёма и широкого диапазона являет собой как бы собирательный образ театра той эпохи - именно ■ в силу того, что по своим художественным достоинствам оно принадлежит к эфемерным будням этого театра, а не к вечным вёршинам мировой драматургии.
Подробно исследована проблема коллективного творчества, основной формы драматургического творчества в ярмарочных театрах. При рассмотрении этой проблемы необходимо было отвергнуть современные представления о творчестве и попытаться взглянуть на эту проблему с учётом понятий, существовавших в исследуемую эпоху, и с учётом оценки, которую давали своему труду сами авторы.
Анализ деятельности театра Комеди Итальенн до её изгнания в 1697 году и анализ начального этапа развития ярмарочного театра позволил определить степень влияния итальянского театра на ярмарочный театр, и - шире - сопоставить итальянскую и французскую театральные традиции в целом, на пересечении которых и возник ярмарочный театр.
В ходе анализа деятельности трёх избранных драматургов, А.-Р. Лесажа, А.Пирона и Ш.-Ф.Панара, рассматривается множество культурных влияний, сказавшихся на их творчестве, и проводятся параллели, позволяющие установить степень родства ярмарочного театра с целым рядом художественных явлений, жанров и форм, начиная от античной мифологии, средневековых фарсов, фаблио, моралите, пасторалей и заканчивая комедией дель арте, французскими и восточными волшебными сказками, театром Мольера. Выявляется своеобразие ярмарочного театра, представляющего собой уникальную смесь волшебства и экзотизма с реалистическими чертами и .сатирическими портретами, злободневности с экстравагантной фантазией, бурлеска с дидактикой. Интрига в ярмарочных пьесах нередко отходит на второй план, чтобы дать место- вставным комическим эпизодам, лацци, гэгам; непосредственные "обращения к публике то и дело взрывают- сценическую иллюзию; целью пьесы становится максимальное использование пения, музыки, танцев, возможностей актёрской пластики, машинерии, пиротехники, зрелищных эффектов - всего множества «нелитературных» элементов, играющих столь важную роль в ярмарочном театре на -протяжении всей его истории.
Ярмарочная драматургия рассмотрена в тесной связи с её сценическим воплощением, с условиями существования ярмарочного театра. Исходя из заявленного во введении тезиса о том, что ярмарочный драматург является в первую очередь творцом зрелища, в котором одинаково важны все его элементы, от литературных и музыкальных до декорационных и пиротехнических, мы рассматриваем разные аспекты сценического воплощения анализируемых пьес. Ярмарочные пьесы Лесажа и его коллег изобилуют отсылками к их сценическому воплощению. Ремарки тщательно описывают декорации, костюмы персонажей, их жесты, мимику, уточняют эмоции, которые владеют героем в тот или иной момент. В самом тексте пьесы уже заложены зёрна его сценического воплощения; сочиняя пьесу, драматург режиссирует будущий спектакль. Именно максимальная приспособленность к театральному воплощению - к требованиям публики и к средствам, которыми располагает театр, - является главным качеством этой уникальной драматургии.
Анализ сценической практики, несмотря на скудость дошедших до нас сведений о ней, доказывает, что, несмотря на сложные условия существования, ярмарочные театры стремились к созданию максимально красочных и зрелищных спектаклей. Так, восточные и экзотические сюжеты вызвали к жизни широкий диапазон сценических эффектов, заставили пустить в дело всю возможную фантазию, чтобы на небольших и скромно оснащённых сценах создать многочисленные перемены декораций, проиллюстрировать природные катаклизмы, действие магических средств или же просто - невиданую роскошь сказочных стран. Именно на ярмарке появляются декоративные эффекты и аксессуары, которые впоследствии будут отработаны в мелодрамах (активно заимствовавших у ярмарки и романтические сюжеты, и героев восточных пьес) и феериях бульварных театров.
В диссертации дан новый взгляд на отношения «низового» и официального театра, продемонстрированы механизмы взаимовлияния всех театральных организмов той эпохи. Проблемы конкуренции между театрами рассмотрены не с точки зрения внешней административной и экономической борьбы, но с точки зрения глубинных процессов, трансформировавших эстетическую позицию каждого из театров.
Своей сопернице, Комеди Франсез, ярмарка принесла неоценимую пользу, толкнув на эксперименты, показав пример театра, пребывающего в постоянном движении, непрерывно обновляющего свой репертуар, театра, сумевшего выработать такую структуру и такой механизм существования, которые позволяли выжить лишь за счёт сборов. Конкуренция была настолько острой, что Комеди Франсез в борьбе за зрителя вынуждена была заимствовать у своей удачливой соперницы, ярмарки, перенимая трёхчастную форму спектакля, дивертисменты, сценические эффекты, удачные сюжеты, отваживаясь на жанровые смешения и позволяя фарсовому духу проникать в свои комедии. Ярмарочный же театр, в свою очередь, охотно «кормился» заимствованиями из официального репертуара и пародиями на него, ставшими главным орудием ярмарочного театра в борьбе с обладателями театральных привилегий.
Конкуренция между труппами решающим образом влияла на формирование репертуара всех театров, на их эстетическую программу. Она побуждала театры раздвигать слишком тесные рамки традиций, способствовала созданию общего эстетического пространства, придавала своеобразную цельность театральному космосу той эпохи.
Под разными углами поднимается в диссертации вопрос взаимоотношений ярмарочного театра и его публики. Выявляются механизмы воздействия просветительской идеологии на широкого зрителя (несмотря на постепенное изгнание простонародного зрителя, ярмарочный театр на всём протяжении своей истории обладает смешанной - самой смешанной в Париже - публикой, включающей в себя представителей всех социальных групп).
Ярмарочный театр, несомненно, осуществлял воспитательную функцию, которую признавали за ним ещё его современники. Анализ творческих установок каждого из трёх избранных драматургов показывает, что все трое сознательно ставили перед собой задачу способствовать нравственному совершенствованию зрителей. Но эта воспитательная функция осуществлялась, как правило, благодаря показу негативных аспектов действительности, чем объясняется высокий градус критичности ярмарочного театра, продемонстрированный нами на примере анализа ярмарочных пьес. Критический взгляд драматургов направлен на общество, на нравы, на эстетические ценности. • Критикуются не только отдельные произведения искусства, но и эстетические установки эпохи в целом.
Само по себе увеличение количества театров, существование нескольких ярмарочных трупп, конкурировавших с Комеди Франсез и Комеди Итальенн, будило активность публики, ставило перед зрителями проблему выбора, проблему формирования собственного суждения и оценки. Различия эстетических платформ театров способствовали расширению эстетического кругозора зрителя, приучали его к новым формам, стилям, жанрам. Количество публики .постепенно возрастало - росло население Парижа - и театры должны были, каждый по-своему, отвечать на растущие и меняющиеся запросы этой публики, падкой на новинки и на всяческую «злобу дня».
Пародии, пьесы полемической и критической направленности, прологи, посвящённые театральной тематике и поднимающие самые разные, вопросы драматургии и актёрской игры, были важнейшим
235 средством театрального воспитания публики . Написанные живым и остроумным языком, эти пьесы становились своего рода «практическими уроками' театра». Пьесы, по примеру «Версальского экспромта», выводившие на сцену актёров («Актёрская ассамблея», «Прерванная репетиция») приоткрывали завесу над процессом создания спектакля. Пародии обнажали скрытый механизм пьесы и учили самостоятельно судить о её достоинствах и недостатках.
В эту эпоху, когда театральная критика ещё чрезвычайно малочисленна и слаба, когда она слишком отстаёт от реальности театрального события, чтобы суметь заинтересовать публику, привыкшую судить и решать непосредственно по ходу спектакля, пьесы на театральные сюжеты с успехом занимают место театральной критики. Даже эстетические споры могут быть с успехом воплощены на ярмарочных подмостках, как это' доказывает пьеса JT. Фюзелье «Арлекин, защитник Гомера», темой для которой послужил знаменитый спор «древних» и «новых», или пространный спор Природы и Искусства в «Капризе» А. Пирона.
Ярмарочные театры, силою обстоятельств вступившие на путь экспериментов, не только способствовали пересмотру устоявшихся драматургических норм, но и выработали новые и оригинальные формы, жанры, темы.
В самом начале XVIII века, на заре истории ярмарочного театра, ярмарочные труппы, которым была запрещена постановка
235 Нужно иметь в виду, что традиционное образование, которое получали молодые люди в первой половине XVIII века, категорически исключало знакомство с современной драматургией и театром, даже с общепризнанными шедеврами Мольера, Расина, Корнеля. Театральное образование, таким образом, начиналось непосредственно тогда, когда молодой человек принимался активно посещать театры. См.: Lagrave H. Le Théâtre et le public à Paris de 1715 à 1750. P., 1972. P. 613 - 621. настоящих пьес, стали давать спектакли, состоящие из разрозненных сцен (скреплённых центральной темой, но не интригой как таковой), где эпические картины перемежались комическими эпизодами и акробатическими упражнениями, где не соблюдалось ни одно из трёх единств и где изобиловали зрелища, которые неминуемо шокировали бы зрителей Комеди Франсез (битвы, поединки, оканчивающиеся гибелью героев и т.д.). Эти спектакли, которые на первый взгляд могут показаться скромными полулюбительскими творениями, сыграли важнейшую роль в расширении эстетического кругозора зрителя, приучив его к смене эмоциональных регистров (весёлый куплет нередко вклинивается в серьёзный диалог и т.д.), к фантазийному построению сюжета, к действию, распадающемуся на несколько самостоятельных линий и включающему множество персонажей.
В результате запрета на слово ярмарка прибегла к пьесам «в надписях», обычно сопровождаемым музыкой, которые стали начальным этапом развития французской пантомимы, а также дали толчок развитию пантомимы английской: многие английские актёры проходили школу в парижских ярмарочных театрах и потом возвращались в Англию с накопленным багажом, французские же актёры бывали в Англии на
2 о с гастролях . Если вначале драматурги лишь намечали сюжет таких пьес и сочиняли прозу или куплеты, которые были написаны на плакатах, спускавшихся над сценой (или на рулонах бумаги, которые актер показывал залу), то затем всё большее внимание стало уделяться подробному описанию мимики и пластики. «Пантомимический
2i6 Cm.: Brockett 0. G. The fair theatres of Paris in the XVIIIth century: the undermining of the classical ideal // Classical drama and its influence, essays presented to D.F. Kitto, London,. 1965. P. 251 -270. P. 255. акт» HI.-Ф. Панара (17 32), где тщательно описана мимика и жесты актеров, А. Лаграв называет первой настоящей пантомимой237.
Вплоть до 1750-х годов акробатика является одной из важнейших составляющих ярмарочного зрелища; документы -и мемуары сохранили для нас имена лучших актёров-акробатов и восторженные отзывы об их искусстве. Ярмарочные актёры-акробаты демонстрировали зрителям широкие выразительные возможности пластики, весьма скудно используемые в этот период на сцене Комеди Франсез, где актёры остергались любого резкого и неизящного движения, способного вызвать смех и свистки в зале. К середине века акробатика, оригинальная форма ярмарочной зрелищности, уступит место более классическим, более изящным и светским формам пластики: танцам и балету, с успехом практикуемым на всех парижских сценах.
Если развитие пластической стороны пьес «в надписях» привело к появлению пантомимы, то развитие их музыкального ■ аспекта, особенно ускорившееся с покупкой у Оперы привилегий на использование танцев и пения, вылилось в рождение комической оперы, жанра, закрепившего за ярмаркой право на почётное место в истории французского театра XVIII века.
Некоторые оригинальные формы театральных действий не нашли своего непосредственного продолжения в будущем в силу своей специфики и привязанности к конкретной исторической ситуации. Но и они сыграли важную роль в воспитании у зрителей особого типа театрального восприятия. Такова форма спектакля-«монолога», появившегося в результате запрета диалогов: актёр, произнеся реплику, удалялся за кулисы, его собеседник выходил на сцену и отвечал или же один говорил, а второй отвечал пантомимой, которую первый комментировал и т.д. Заслугой такого рода спектакля было
Lagrave H. La pantomime à la Foire, au Théâtre-Italien et aux Boulevards (1700 - 1789). Première approche: historique du genre // Romanistische Zeitschrift fur Literaturgeschichte. 1979. № 3. P. 413. то, что он будил в зрителях воображение, внимание, вкус к игре, умение подчиниться любой мере условности.
В диссертации прочерчена линия эволюции ярмарочной драматургии на протяжении полувека; разговор об эволюции ведётся на материале множества ярмарочных пьес, большинство из которых впервые вводятся в научный обиход.
Лесаж - единственный из крупных драматургов, сознательно сосредоточивший свое внимание на ярмарочном театре и относившийся к нему уважительнее, чем его коллеги, писавшие для ярмарки «между делом». Лесаж — это, в известном смысле, высшая точка развития ярмарочного театра, это его канон, чистейший образец, совершенство и совершенная простота. Позже идеально отлаженная Лесажем форма начнет разваливаться, ибо его преемники по мере меняющихся зрительских запросов начнут экспериментировать, в результате придя к форме, совершенно отличной от лесажевской.
Пирон воскрешает на ярмарочных подмостках барочную роскошь монологов в духе Герарди, нагруженных литературными и культурными аллюзиями и самоиронией. Его пьесы многословны (особенно по сравнению с лесажевским минимализмом), и при этом они всегда кажутся недосказанными. Вероятно, лишь в первой пьесе, «Арлекин -Девкалион», ему удалось высказаться с той полнотой, о которой он мечтал. Пирон уходит, не создав мощного репертуарного потока (а ведь ярмарка — это бесконечная вереница пьес, это расчёт на новинки при почти полном отсутствии постоянного репертуара). Ярмарочные пьесы Пирона разномастны, а на ярмарке разумнее •выработать стандарт. Пирону не хватило терпения, чтобы работать над алхимией зрительского успеха и отбрасывать все лишнее, перенося лучшие элементы из пьесы в пьесу. Он вкладывал в свои пьесы больше, чем было нужно ярмарочному спектаклю. Его усилия оказываются несоразмерны отдаче, и он уходит в классическую комедию и трагедию, где, несмотря на большой талант, оказывается менее состоятельным, нежели в лучших из своих «балаганных» пьес.
Панар стремится создать на ярмарочных подмостках подобия великих комедий Мольера; он составляет коллекцию персонажей, одержимых всепоглощающей страстью, манией, искажающей их личность и враждебной естественным интересам влюблённых пар. Но люди и страсти Панара кажутся лилипутами по сравнению с великими образцами. Панару, как и Лесажу, придется пренебрегать логикой и здравым смыслом, но не во имя зрелищности или развлекательности, а во имя стремления попытаться подробнее раскрыть характер какого-нибудь персонажа или же во имя театральной игры, которая становится настолько самоценной в его пьесах, что никакие причинные обоснование ей не нужны. Нередко эта игра подаётся с помощью отработанного ещё Мольером приёма «театра в театре», и Панар с любовью и юмором выписывает театральную «рамку», охватывающую главное действие пьесы - например, сбор актёров на репетицию, прибытие труппы со спектаклем в замок и т.д. В этих театральных сценках актеры порой играют сами себя или же воплощают какой-нибудь вымышленный театральный персонаж, который в дальнейшем и возьмёт на себя роль в самой пьесе, тем самым ещё усложнив структуру образа: «актёр А, играющий актёра Б, играющего роль Фронтена». Игра, построенная на одновременности существования этих трёх составляющих, становится главной в пьесе; интрига пьесы - лишь повод для этой игры.
Драматургия Панара - это, в какой-то мере, этап саморефлексии ярмарочной драматургии, подведения итогов сорокалетней истории ярмарки. Характерной чертой его творчества становится ирония и рефлексия по поводу пройденного ярмарочным театром пути. Пришедший на ярмарку на закате «лесажевской эпохи» и перед самым началом эпохи Фавара, Панар смотрел назад, в прошлое, на пройденный путь, критически оценивая все .достижения и находки ярмарки.
222
Направленность на театральную игру, ирония, рефлексивность, критическое обыгрывание традиционных драматургических моделей придает творчеству Панара тональность, созвучную современности.
Творчество Панара, с одной стороны, показывает, что ярмарочный театр достиг совершенства драматургического механизма, а, с другой стороны, демонстрирует некий кризис ярмарочной драматургии, которая начинает исчерпывать сама себя. Но, ещё до того, как кризис оформится по-настоящему, ученик Панара, Шарль-Симон Фавар, предложит своё, единственное действительно жизнеспособное направление ярмарочной «постлесажевской» драматургии и свою, оригинальную модель ярмарочной пьесы, с новыми героями и новыми темами, пьесы, которой отныне будет необходима собственная, оригинальная музыка.
Список научной литературыСахновская-Панкеева, Анастасия Владимировна, диссертация по теме "Театральное искусство"
1. Гвоздев А.А. Сказочный театр Карло Гоцци и комическая опера Лёсажа // Зелёная птичка: Альманах. Пг.: Петрополис, 1922. Вып. 1. С. 179 225.
2. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра: От возникновения до 1789 года. М.;' Л.: Искусство, 1941. 614 с.
3. Карская Т.Я. Французский ярмарочный театр. Л.; М. : Искусство, 1948. 232 с.
4. Левбарг Л.А. Ален-Рене Лесаж // Лидия Аркадьевна Левбарг: Из научного наследия. Статьи учеников и коллег. Воспоминания о ней. Спб., 1997. С. 120 -128.
5. Мокульский С. С. История западноевропейского театра. М.; Л.: Искусство, 1939. Т.2. 512 с.
6. Мокульский С.С. История западноевропейского театра: В 3 т. М. : Искусство, 1956 1963.
7. Хрестоматия, по истории западноевропейского театра / Ред. и предисл. С.С. Мокульского. М.; Л.: Искусство, 1937 1939. 4 94 с. Ч. 2. Театр эпохи Просвещения (XVIII век).
8. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. / Сост. и ред. С. С. Мокульского. М. : Искусство, 1953 1955. Т. 2. Театр эпохи Просвещения (XVIII век). 1043 с.
9. Янковский М.О. Искусство оперетты. М. : Сов. композитор, 1982. 278 с.
10. Aghion M. Le Théâtre à Paris au XVIIle siècle. Bruges: Impr. Sainte-Catherine; Paris: Libr. de France, 1926. 442 p.
11. Alasseur C. La Comédie Française au XVIIle siècle: Etude économique. Paris; La Haye: Mouton et Cie, 1967. 208 p.
12. Albert M. Les Théâtres de la Foire: (1660 1789). Paris: Hachette, 1900. 312 p.
13. Albert M. Les Théâtres de la Foire: (1660 1789). New York: B., Franklin, 1970. 312*p.
14. Arbey-Salémi M. Le théâtre d'Alexis Piron ou les avatars d'Arlequin: Thèse doctorale, Université Paris IV, 1993.
15. Argenson R. L. de Voyer de Paulmy, marquis d'. Notices sur les oeuvres de théâtre: 2 vol. / Pub. par H. Lagrave // Studies on Voltaire and the eighteenth century. Genève: Institut et Musée Voltaire, 1966. Vol. 42 43. 851 p.
16. Assaf F. Lesage et le picaresque. Paris: Nizet, 1984. 155 p.
17. Attinger G. L'esprit de la «commedia dell'arte» dans le théâtre français. Paris: Librairie théâtrale; Neuchatel: Editions de la Baconnière, 1950. 490 p.
18. Attinger G. L'esprit de la «commedia dell'arte» dans le théâtre français. Genève: Slatkine reprints, 1969. 490 p.
19. Backhaus J. Alexis Pirons Jahrmarktsspiele: InauguralDissertation. Leipzig: D. E. Glausch, 1902. 99 p.
20. Balay C. Le Sage et les Mille et un jours de Fraçois Pétis de la Croix: Thèse, Université Paris .X, 1979.
21. Barberet A.-V. Lesage et le théâtre de la foire. Nancy: Paul Sordoillet, 1887. 266 p.
22. Barberet A.-V. Lesage et le théâtre de la foire. Genève: Slatkine reprints, 1970. 266 p.
23. Beauchamps P.-F. G. de. Recherches sur les théâtres de France, depuis l'année 1161, jusques à présent. Paris: Prault, 1735. 1573 P.
24. Bernardin N.-M. La Comédie Italienne en France et les théâtres de la Foire et du Boulevard: (1570 1791). Paris: Editions de la Revue bleue, 1902. 235 p.
25. Bernardin N.-M. La Comédie Italienne en France et les théâtres de la Foire et du Boulevard: (1570 1791). Genève: Slatkine Reprints, 1969.
26. Bluche F. Au temps de Louis XIV: Le Roi-Soleil et son siècle. Paris: Hachette, 1994. 363 p.
27. Bonnassies J. Les Spectacles forains et la Comédie Française. Le droit des pauvres avant et après 1789. Les auteurs dramatiques et la Comédie Française au XIXe siècle. Paris: E. Dentu, 1875. 300 i-' •
28. Brazier N. Chronique des petits théâtres de Paris depuis leur création jusqu'à ce jour: 2 vol. Paris: E. Rouveyre et G. Blond, 1883. !
29. Brazier N. Chronique des petits théâtres de Paris depuis leur création jusqu'à ce jour: 2 vol. Genève: Slatkine reprints, 1971.
30. Brenner Cl. D. A bibliographical list of plays in the french language 1700 1789. Berkeley: Ann Arbor, Edwards Brothers, 1947. 229 p.
31. Brenner Cl. D. The théâtre Italien: Its repertory, 1716 -1793. With a historical introduction. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1961. 531 p.
32. Brereton G. French Comic drama from the XVI to the XVIII century. London: Methuen, 1977. 290 p.
33. Brockett 0. G. The fair theatres of Paris in the XVIII century: the undermining 'of the classical ideal // Classical drama and its influence: Essays presented to D.F. Kitto. London, 1965. P. 251 270.
34. Brunetiere F. Le Sage. Paris: Hachette, 1904. 327 p.
35. Campbell G. Domestic alliances and misalliances in Lesage's novels // Transactions of the Eight International Congress on the Enlightenment. Oxford: The Voltaire Foundation, 1992. Vol. 3. P. 1710 1713.
36. Carmody F. Le Répertoire de l'Opéra-Comique en vaudevilles de 1708 à 1764. Berkeley, California: University of California Press, 1933. 69 p.
37. Chamfort S.-R.-N., La Porte (Abbé de). Dictionnaire dramatique, contenant l'Histoire des Théâtres, les Règles du genre
38. Dramatique, les Observations, le catalogue de tous les Drames, et celui des Auteurs Dramatiques: 3 vol. Paris: Lacombe, 1776.
39. Chamfort S.-R.-N., La Porte (Abbé de). Dictionnaire dramatique, contenant l'Histoire des Théâtres, les Règles du genre Dramatique, les Observations, le catalogue de tous les Drames, et celui des Auteurs Dramatiques: 3 vol. Genève, 1967.
40. Chaponnière P. Piron. Sa vie et son oeuvre. Genève: Journal de Genève, 1910. 463 p.
41. Clarétie L. Le Roman en France au début du XVIIle siècle: Lesage romancier d'après de nouveaux documents, Paris: A. Colin, 1890. 447 p.
42. Cordier H. Essai bibliographique sur les oeuvres d'Alain-René Lesage. Paris: Bulletin du Bibliophilie et du Bibliothécaire, 1910. 348 p.
43. Cucuel G. Les Créateurs de l'Opéra-Comique français. Paris: F. Alcan, 1914. 245 p.
44. Dedeyan C. Lesage et Gil Blas: 2 vol. Paris: Société d'édition d'enseignement supérieur, 1965. 513 p.
45. Desboulmiers J.-A. Jullien J.-A.. Histoire du théâtre de 1'Opérà-Comique: 2 vol. Paris: Lacombe, 1769 1770.
46. Desvignes L. Prénom Arlequin, Nom de Famille Peuple // Arlequin et ses masques: Actes du.colloque franco-italien de Dijon / Pub. par M. Baridon et N. .Jonard. Dijon: Publications de l'Université de Bourgogne. Vol. 73. 1992. P. 17 27.
47. Enciclopedia delio spettacolo:- 12 vol. / Direttore: Silvio D'Amico. Reddatore capo: Sandro D'Amico (1-3 vol.) Francesco Savio (4-12 vol.) Roma: Casa editrice Le Maschere, 1954 1968.
48. Evans G. Lesage -and D'Orneval's théâtre de la Foire, the commedia dell'arte and power // Studies in the «Commedia dell'arte» / Edited by D. J. George. Cardiff: University of Wales Press, 1993. P. 107 120.
49. Fagan C.-B. Oeuvres: 4 vol. Paris, 17 61.
50. Font A. Favart, L'Opéra comique et la comédie-vaudeville aux XVII-XVIilème siècles. Paris: Fischbacher, 1894. 355 p.
51. Fromageot P. La Foire Saint-Germain-des-Prés. Paris: Firmin -Didot, 1902. 160 p.
52. Gasparro R. La Foule et les tréteaux: l'enjeu d'Arlequin au théâtre de la foire // Dramaturgies, langages dramatiques: Mélanges pour J. Scherer. Paris: Nizet, 1986. P. 193 199.
53. Genest E. L'Opéra-Comique connu et inconnu. Son histoire, depuis l'origine jusqu'à nos jours. Paris: Fischbacher, 1925. 351 P
54. Gherardi E. Le Théâtre Italien de Gherardi, ou le Recueil Général de toutes les Comédies et Scènes Françoises jouées par les Comédiens Italiens du Roy, pendant tout le temps qu'ils ont été au Service: 6 vol. Paris: J.-B. Cusson et P. Witte, 1700.
55. Gherardi E. Le Théâtre italien: 2 vol. / Textes établis, présentés et annotés par Ch. Mazouer (vol. I) et R. Guichemerre (vol. II). Paris: Société des Textes Français Modernes, 1994.
56. Goubert P. Le Siècle de Louis XIV. Paris: Editions de Fallois, 1996. 441 p.
57. Gouvernet G. Le type du valet chez Molière, et ses successeurs Regnard, Dufresny, Dancourt et Lesage: Caractères et évolution. Paris, 1985.
58. Grannis V. B. Dramatic Parody in Eighteenth Century France. New York: Institute of French Studies, 1931. 428 p.
59. Grewe A. Monde renversé Théâtre renversé: Lesage und das Théâtre de la Foire. Bonne: Romanistischer Verlag, 1989. 483 p.
60. Gueullette Th.-S. Notes et souvenirs sur le Théâtre-Italien au XVIIle siècle. Paris: Droz, 1938. 219 p.
61. Guichemerre R. La Princesse de Carisme de Le Sage, l'adaptation d'un conte persan au théâtre de la foire // L'Art du théâtre: Mélanges en hommage à Robert Garapon. Paris, 1992. P. 371 379.
62. Heulhard A. La Foire Saint-Laurent, son histoire et ses spectacles. Paris: A. Lemerre, 1878. 319 p.
63. Heulhard A. La' Foire Saint-Laurent, son histoire et ses spectacles. Genève: Slatkine reprints, 1971. 319 p.
64. Joannides A. La Comédie française de 1680 à 1900. Dictionnaire général des pièces et des auteurs;. Paris: Pion, 1901. 136 p.
65. Junge E. Charles-François Panard: Inaugural-Dissertation. Leipzig: Seele, 1911. 200 p.
66. Kintzler C. Poétique de l'Opéra français de Corneille à Rousseau. Paris: Minerve, 1991. 583 p.
67. Lagrave H. Le Théâtre et le public à Paris de 1715 à 1750. Paris: Klincksiek, 1972. 717 p.
68. Lancaster H. C. Sunset; a History of Parisian Drama in the last years of Louis XIV: 1701 1715. Baltimore: Johns Hopkins press; Paris: Les Belles-lettres, 1945. 365 p.
69. Larthomas P. Le Théâtre en France au XVIIle siècle. Paris: Presses Universitaires de France, 1989. 127 p. (Que sais-je?)
70. Laufer R. Lesage ou le métier de romancier. Paris: Gallimard, 1971. 440 p.
71. Lesage A.-R., Orneval d'. Le Théâtre de la Foire ou l'Opéra-Comique, contenant les meilleures pièces qui ont été représentées aux foires Saint-Germain et Saint-Laurent: 10 vol. Paris: Etienne Ganeau, 1721-1737.
72. Lesage A.-R., Orneval d'. Le Théâtre de la Foire ou l'Opéra-Comique, contenant les meilleures pièces qui ont été représentées aux foires Saint-Germain et Saint-Laurent: 2 vol. (V. 1: T. 1-5; V. 2: T. 6-10).' Genève: Slatkine reprints, 1968 .
73. Lesage, écrivain (1695 1735): Actes du colloque «Lesage 95 en Sarzeau» / Réunis, présentés et publiés par J. Wagner. Amsterdam - Atlanta: Editions Rodopi, 1997. 370 p.
74. Levy B. The unpublished plays of Carolet, a new chapter on the History of the Theatre de la Foire. New York: Publications of the Institute of French Studies, 1931. 269 p.
75. Lintilhac E. Lesage. Paris: Hachette, 1893. 207 p.
76. Lough J. Paris Theatre Audiences in the Seventeenth and Eighteenth Centuries. London: Oxford University Press, 1957. 294 P.
77. Lurcel D. Le Théâtre de la foire au XVIII siècle. Paris: U.G.E., 1983. 480 p.
78. Magnin Ch. Histoire des Marionnettes en Europe depuis l'antiquité jusqu'à nos jours. Paris: Michel Lévy frères, 1862. 356 p.
79. Marandet A. Manuscrits de la Famille Favart, de Fuzelier, de Pannard et de divers auteurs du XVIIIe siècle. Paris: Jorel, 1922. 140 p.
80. Marragou M. Le personnage d'Arlequin dans le théâtre de la Foire de Lesage: Thèse 3-ème cycle. Monpellier, 1977.
81. Martin I. Le théâtre de la foire des origines à 1762: des tréteaux à l'or des boulevards, un cas d'appropriation: 2 vol. Thèse de doctorat, Université Paris III, 1993. 557 f.
82. Maupoint. Bibliothèque des théâtres, contenant le catalogue alphabétique des pièces dramatiques, opéras, parodies et -opéras comiques. Paris: L.' F. Prault, 1733. 373 p.
83. Maupoint. Bibliothèque des théâtres, contenant le catalogue alphabétique des pièces dramatiques, opéras, parodies et opéras comiques. Paris: L'Arche du Livre, 1970 (reprod. en fac-sim. de l'éd. de 1733).
84. Mélèse P. Répertoire analytique des documents contemporains d'information et de critique concernant le théâtre à Paris sous Louis XIV: (1659 1715). Paris: Droz, 1934. 243 p.
85. Mélèse P. Le théâtre et le public à Paris sous Louis XIV: (1659 1715). Paris: Droz, 1934.
86. Meyer F. Le Théâtre de la Foire sous la Régence: (1715 -1723). Thèse 3-ème cycle, Université Paris IV, 1988.
87. Monnet J. Mémoires de Jean Monnet, directeur du Théâtre de la foire / Intr. et les notes par H. d'Alméras. Paris: Louis Michaud, 1908. 286 p.
88. Moureau Fr. De Gherardi à Watteau: Présence d'Arlequin sous Louis XIV. Paris: Klincksieck, 1992. 162 p.
89. L'Opéra-comique en France au XVIIle siècle / Sous la direction de Ph. Vendrix). Liège: P. Mardaga, 1992. 377 p.
90. Pannard Ch.-F. Théâtre et oeuvres diverses. Paris: Duchesne, 1763. 4 vol.
91. Parfaict Cl., Parfaict Fr. Mémoires pour servir à l'histoire des spectacles de la Foire, par un acteur forain: 2 .t. en 1 vol. Paris: Briasson, 1743. 671 p.
92. Pelletier R. J. The Interrelationship between prominent character types in «Le Diable boiteux», «Gil Blas» and «Le Théâtre de la foire» by A.-R. Lesage. University of Massachusetts, 1984. 260 p.
93. Peyronnet P. La mise en scène au XVIIIe siècle. Paris: Nizet, 1974. 197 p.
94. Piron A. Oeuvres complètes: 9 vol. / Pub. par Rigoley de Juvigny. Paris: Lambert, 1776.
95. Piron A. Oeuvres complètes illustrées: 10 vol. / Pub. par P. Dufay. Paris: Francis Guillot, 1928 1931.
96. Pré C. Le livret de l'Opéra-comique en France de 1741 à 1789: 3 vol. Thèse Lettres Paris III, 1981. 1227 f.
97. Pré C. La parodie dramatique en vaudevilles de 1715 à 1789 // Burlesque et formes parodiques dans la littérature et les arts: Actes du colloque du Mans. Tubingen, 1987. P. 265 281.
98. Recueil général des'Opéras représentés par l'Académie Royale de Musique, depuis son établissement: 16 t. en 17 vol. Paris: Christophe Ballard, 1703 1746.
99. Recueil général des Opéras représentés par l'Académie Royale de Musique, depuis son établissement: 3 vol. Genève: Slatkine reprints, 1971.
100. Rex W. E. The attraction of the contrary: essays on the literature of the French Enlightenment. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 251 p.
101. Ribaric Demers M. Le Valet et la soubrette de Molière à la Révolution. Paris: Nizet, 1970. 224 p.
102. Rizzoni N. Défense et illustration du «petit»: la vie et l'oeuvre de Charles-François Pannard, auteur dramatique et poète (1689 1765): Thèse de doctorat, Université Paris III, 1996.
103. Robert F. L'Opéra et l'Opéra-comique. Paris: Presses Universitaires de France, 1990. 128 p. (Que sais-je?).
104. Rougemont M. de. La Vie théâtrale en France au XVIIIe siècle. Paris: Champion, 1988. 314 p.
105. Runte R. Parallels .between Lesage's theatre and his novels: Enlightenment studies in honour of Lester G. Crocker / Edited by A. W. Topazio. Oxford: Voltaire foundation, 1979. P. 283 299.
106. Runte R. A Tapestry of Sensual Metaphors: The Vocabulary of Lesage's Théâtre // Eighteenth-century French theatre. Aspects and contexts. Studies presented to E.J.H. Greene. Alberta: University of Alberta, 1986. P. 44 51.
107. Saintsbury G. A frame of miniatures: Parny Dorat Désaugiers - Vadé - Piron - Panard // Saintsbury G. Miscellaneous essays. London: Percival, 1892. P. 369 - 387.
108. Scherer J. Théâtre . et anti-théâtre au XVIIle siècle: An inaugural lecture delivered before the University of Oxford. Oxford: Clarendon press, 1975. 23 p.
109. Solana I. A. Arlequin gaillard forain // Arlequin et ses masques: Actes du colloque franco-italien de Dijon, 5-7 sept. 1991 / Pub. par M. Baridon, N. Jonard. Publications de l'Université de Bourgogne, 1992. 205 p.
110. Spaziani M. Il teatro minore di Lesage, studi e ricerche. Roma: A. Signorelli, 1957. 195 p.
111. Spaziani M. Per una storia délia commedia «foraine»: il periodo 1713 1736 // Studi in onore di Carlo Pellegrini. Torino, 1963. P. 255 - 277.
112. Striker A. The Theatre of Alain-René Lesage: Dissertation. New York: Columbia University, 1968.
113. Le Théâtre de la Foire, la Comédie italienne et 1'Opéra-comique: Recueil de pièces choisies jouées de la fin du XVIl siècle aux premières années du XIX siècle / Pub., étude historique, notes et table chronologique par M. Drack. Paris: Didot, 1889.
114. Théâtre de la Foire: Recueil de pièces représentées aux foires Saint-Germain et Saint-Laurent, précédé d'un essai historique sur les spectacles forains / Pub. par E. d'Auriac. Paris: Garnier frères, 1878. 493 p.
115. Trott D. French Théâtre from 1700 to 1750. The «Other» Repertory // Eighteenth-century French theatre: aspects and contexts. Studies presented to E.J.H. Greene / Edited by M. G.
116. Badir, D. J. Langdon. University- of Alberta, Departments of romance laguages and comparative studies, 1986. P. 32 43.
117. Venard M. La Foire entre en scène. Paris: Librairie Théâtrale, 1985. 226 p.122. • Vereb P. Alexis Piron, poète (1689 1773) ou la difficile condition d'auteur sous Louis XV. Oxford: Voltaire foundation, 1997. V. 349. 683 p.
118. Vinti Cl. Alla «Foire» e dintorni: saggi di drammaturgia foraine. Roma: Ed. di storia e letteratura, 1989. 180 p.
119. Winter M. H. Le spectacle forain // Histoire des Spectacles: Encyclopédie de la Pléiade. Tours: Gallimard, 1965. P. 1435 -1460.1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
120. Cucuel G. Sources et documents pour servir à l'histoire de l'Opéra-Comique en France // L'Année musicale. 1913. T. 3. P. 247 282.
121. Wild N. Aspects de la musique sous la régence. Les Foires: Naissance de l'Opéra-Comique // «Recherches» sur la musique française classique. 1965. T. 5. P. 129 141.
122. Barnes С. R. Instruments and Instrumental Music at the «Théâtres de la Foire»: (1697 17 62) // «Recherches» sur la musique française classique. 1965. T. 5. P. 142 - 168.
123. Barnes С. R. Vocal music at the «Théâtres de la Foire»: (1697 1762) // «Recherches» sur la musique française classique. 1968. T. 8. P. 141 - 160.
124. Kamina A. Le théâtre de Lesage et la «comedia» espagnole // Revue de littérature comparée. 1969. № 43. P. 305 319.
125. Desvignes L. Du théâtre au roman et du roman au théâtre: Un échange de bons procédés entre Le Sage et Marivaux // Studi francesi. 1971. № 45. P. 483 490.
126. Trott D. Des «Amours déguisés» à la. seconde «Surprise de l'amour»: Etude sur les avatars d'un lieu commun // Revue d'Histoire Littéraire de la France. 1976. № 3. P. 373 384.
127. Lagrave H. Existe-t-il un public populaire dans les théâtres de Paris au XVIII siècle // Théâtre et Société. Cahiers de l'Université Pau et des Pays de l'Adour. 1978. № 4. P. 87 100.
128. Lagrave H. La pantomime à la Foire, au Théâtre-Italien et aux Boulevards (1700 1789). Première approche: historique du genre // Romanistische Zeitschrift für Literaturgeschichte. 1979. № 3. P. 408 - 431.
129. Desvignes L. La parodie à la Foire et au Théâtre italien d'après les recueils de Lesage et de Fuzelier // Romanistische Zeitschrift für Literaturgeschichte. 1979. № 3. P. 297 -318.
130. Berthiaume P. Lesage et le spectacle forain // Etudes françaises. 1979. № 15. P. 125 141.
131. Gobin P. L'Arlequin-Deucalion de Piron: pertinence de l'impertinence // Studies on Voltaire and the XVIII Century. 1980. Vol. 192. P. 1478 1486.
132. Runte R. The widow in the eighteenth-century .French comedy // Studies on Voltaire and the eighteenth Century. 1980. Vol. 192. P. 1537 1544.
133. Spada S. Osservazioni su due commedie di Charles-François Panard // Studies on Voltaire and the eighteenth century. 1980.1. Vol. 192. P. 1486 1495.
134. Stackelberg J. von. La parodie dramatique au dix-huitième siècle: formes et fonctions // Studies on Voltaire and the XVIII century. 1980. Vol. 192. P. 1519 -1526.
135. Baggio P. The Ambiguity of Social Characterization in Lesage's Théâtre de la Foire // The French Review. 1982. Vol. 55. № 5. P. 618 624.
136. Trott D. Louis Fuzelier et le théâtre: Vers un état présent // Revue d'histoire littéraire de la France. 1983. № 4. P. 604 -617.
137. Paul A. Les auteurs du théâtre de la foire à Paris au XVIIIe siècle // Bibliothèque de l'école des Chartes. 1983. Vol. 141. P. 307 335.
138. Evans G. Lesage and two Forms of Farce // Romance Studies. 1984. № 4. P. 51 64. (Journal of the University of Wales).
139. Trott D. Pour une histoire des spectacles non-officiels: Louis Fuzelier et le théâtre à Paris en 1725 . 1726 // Revue d'histoire du théâtre. 1985. № 37. P. 255 - 275.
140. Grewe A. Lesage et le théâtre de la Foire: Pour un état présent des connaissances // Romanistische Zeitschrift für Literaturgeschichte. 1990. № 14. P. 434 455.
141. Fazziola P. Classical allusions and Lesage's comic style // Classical and Modern Littérature. 1993. Vol. 13. № 2. P. 117 -125.
142. Desvignes L. L'antiquité au Théâtre de la Foire et sur la scène de Marivaux // Studi francesi. 1993. № 109. P. 15 29.
143. Ross M. E. Amazones et sauvagesses: Rôles féminins et sociétés exotiques dans le théâtre de la Foire // Studies on Voltaire and the XVIII century. 1994. Vol. 319. P. 105 116.238
144. Runte R. A utopian construct in the Canadian desert: Lesage's experiment in the enpowerment of the female // L'Esprit créateur. Bâton Rouge. 1994. Vol. 34. № 4. P. 18 33.
145. Solana I. A. Le, vin dans le théâtre de la Foire // Dix-huitième siècle. 1997. № 29. P. 211 225.
146. Rizzoni N. Marivaux, Pannard et «Le Chemin de fortune» Il Revue d'Histoire Littéraire de la France. 1998. № 2. P. 215 -229.
147. Рукописные источники Национальная библиотека Франции (отдел западных рукописей)
148. Les pièces de théâtre de Louis Fuzelier. Ms. f. fr. 9335.
149. Les pièces de théâtre de Louis Fuzelier. Ms. f. fr. 9336.
150. Les pièces de Théâtre de la foire. Ms. f. fr. 9314.
151. Pièces du Théâtre de la Foire qui n'ont point esté imprimées. Par Messieurs Le Sage et D'Orneval. In memoriam carissimi amici D'Orneval. De Challoup scripsit 1731. A Paris. Ms. f. fr. 25 471.