автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Французское влияние в культурной и общественно-политической жизни Туниса

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Зуева, Елена Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Французское влияние в культурной и общественно-политической жизни Туниса'

Текст диссертации на тему "Французское влияние в культурной и общественно-политической жизни Туниса"

-/; ЙО <*/г

' /

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ЗУЕВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

ФРАНЦУЗСКОЕ ВЛИЯНИЕ В КУЛЬТУРНОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ЖИЗНИ ТУНИСА

07. 00. 03 - всеобщая история (новая и новейшая история)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Л.В.Пономаренко

Москва -1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.....................................................................................................4

Глава I. Контакты Туниса и Франции с древних времен до независимости............................................................................... 21

§ 1. Культурно-исторические связи между Тунисом и Францией до установления французского протектората............... 22

§ 2. Цели и методы французской политики в период протектората....................................................................................... 45

Глава II. Основные факторы и направления культурного доминирования Франции в Тунисе.................................................... 56

§ 1. Взаимодействие Франции и Туниса во внешнеполитической деятельности............................................................... 56

§ 2. Формирование системы образования в Тунисе и влияние

Франции................................................................................. 63

§ 3. Языковая ситуация в Тунисе: политика билингвизма............. 76

§ 4. Франкоязычная литература....................................................... 89

§ 5. Роль средств массовой информации и коммуникации в

распространении французского влияния в Тунисе................ 94

Глава III. Тунисская интеллигенция и распространение французской культуры................................................................... 106

§ 1. Особенности формирования национальной интеллигенции... 107 § 2. Роль и место интеллигенции в современном тунисском обществе....................................................................... 118

Глава IV. Роль ислама в общественно-политической и

культурной жизни Туниса..................................................... 129

§ 1. Исламизация Туниса. Роль ислама в период французского

протектората....................................................................................................................................................129

§ 2. Политика государства в области религии после достижения независимости в 1950-60-е гг..........................................................................139

§ 3. Исламское оппозиционное течение в Тунисе как реакция на европеизацию..........................................................................................................................144

§ 4. Проблема эмансипации мусульманской женщины....................................155

Заключение................................................................................................................................................................................................165

»

Список источников и литературы................................................................................................................181

ВВЕДЕНИЕ.

В современной западной историографии, а в последнее время в отечественной исторической науке, большое внимание уделяется вопросам культурного развития, влияния культурных процессов на развитие общества.

Культура является объектом изучения разных специалистов: философов, историков, культурологов, социологов, аксиологов. Интерес к феномену культуры объясняется различными причинами. В сегодняшнем быстро меняющемся мире культура рассматривается как творческий потенциал, который способен успешно преобразовывать окружающий человека мир. Для этого необходимо определить ее потенциал и резервы, а также способы, которыми их можно активизировать. Если рассматривать культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить те причины, которые смогут влиять на исторический процесс и на самого человека. Наблюдается усиливающийся интерес к культуре как фактору социального развития. Если стоять на позициях того, что именно духовные черты накладывают свой отпечаток на социально-экономическое развитие, то необходимо понять каким образом взаимодействуют культура и общество, культура и история.

Культуры давно перестали быть герметически закрытыми. В связи с этим возникает множество вопросов, которые требуют ответов. Являются ли эти процессы необратимыми, или можно и стоит им противостоять (как поступают, например, фундаменталисты). Сохранится ли множественность культур или они образуют некую универсальную культуру.

Идея множественности культур предполагает вопрос о том, могут ли культуры оказывать влияние друг на друга или же они замкнуты и самодостаточны.

Актуальным является вопрос о взаимоотношениях Востока и Запада, об ориентирах восточных обществ в их культурной политике, о допустимо оптимальном соотношении в обществе традиций и новаций, старого и нового, уникальных самобытных и универсальных черт.

Для Туниса все эти вопросы являлись и еще являются не праздными и теоретическими, а политическими и социокультурными проблемами, требующими своего эффективного разрешения. Тунис одна среди стран Магриба успешно и эффективно развивает свои , отношения с Францией, поддерживает концепцию франкофонии, руководство страны является сторонником синтеза культур Востока и Запада. В результате проводимых в Тунисе после независимости реформ, он превратился в одну из самых европеизированных и секуляризированных стран в арабском мире, при этом оставаясь одной из самых стабильных в политическом отношении арабских государств. Но и здесь имели место политические кризисы, во время которых особенно активизировались оппозиционные исламские течения, выступающие против культурного проникновения Запада. В стране существуют и сторонники арабо-мусульманской самобытности, и сторонники ориентации на западные культурно-политические ценности. Однако в Тунисе удается довольно успешно сочетать эти тенденции в развитии общества и не доводить до крайних проявлений недовольство отдельных радикально настроенных элементов. В связи с этим пример Туниса показателен и его опыт может быть использован странами, для которых эти же проблемы являются актуальными.

Существуют различные точки зрения по вопросу о влиянии культур друг на друга. Одни исследователи являются сторонниками того, что влияние возможно и оно есть, особенно в современном мире, где идут интеграционные процессы. Другие авторы считают, что никакого влияния, а

тем более взаимодействия и проникновения, культур нет и быть не может, так как каждой культуре соответствует свой способ мышления, свой менталитет, повлиять на который или изменить практически невозможно.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы определить как происходило и происходит влияние христианско-французской культуры на арабо-берберо-исламскую культуру Туниса; в чем это влияние выражается, каковы его особенности в Тунисе, насколько оно глубоко и эффективно. Для этого необходимо проследить процесс проникновения, формирования и распространения элементов французской культуры в тунисском обществе.

В связи с этой целью поставлено несколько задач.

Определить цели и задачи, стратегию и тактику, приоритеты в культурной политике Туниса и в культурной политике Франции в отношении Туниса на разных этапах их исторического развития.

Выявить основные черты, особенности и формы культурного влияния Франции на тунисское общество.

Дать анализ культурных и социально-политических результатов и последствий французского влияния в Тунисе, их глубины и значимости.

Попытаться определить в чем состоит особенность культурного развития Туниса, в чем выражается его культурная самобытность.

При исследовании автор исходит из принципа единства исторического процесса, заключающегося во взаимодействии Востока и Запада на протяжении всей истории человечества.

При изучении проблемы диалога цивилизаций автором используется сравнительно-исторический метод анализа, внимание акцентируется на трансформациях, которым подвергает свои заимствования тунисская культура, и на формах прямого влияния одной цивилизации на другую, которое может выражаться в синтезе, поглощении или отторжении.

Проникновение элементов французской культуры в Тунисе наиболее интенсивно происходило со второй половины XIX в., в эпоху протектората (1881-1956) и затем в период независимости (1956 г.- до настоящего времени), чем обусловлено особое внимание в диссертации именно к этим периодам истории Туниса и развития франко-тунисских историко-культурных связей. Поэтому указанный исторический отрезок и исследуется подробно и детально: рассматриваются отдельные проблемы, важные для понимания механизмов складывания элементов французской культуры в Тунисе. Это влияние колониализма на структуры и психологию тунисского общества; проблемы формирования и деятельности тунисской интеллигенции. Цели, задачи и методы проведения культурной политики со стороны Франции и со стороны Туниса, в чем их интересы сходятся, а в чем нет. Особенности языковой ситуации и политики в Тунисе; значение образования. Роль ислама в историческом развитии Туниса и на современном этапе, причины возникновения исламских оппозиционных течений.

Поскольку многие процессы и проблемы берут свое начало в более ранних исторических периодах, автор хронологически обращается и к ним. С конца XI в. между Тунисом и Францией устанавливаются постоянные активные контакты, особенно в торговле. В результате крестовых походов христианские и мусульманские народы оказались в непосредственном контакте друг с другом. С этого времени наблюдается постепенное расширение экономических, торговых, культурных связей между двумя странами, процесса проникновения французской культуры в тунисское общество; этот процесс идет до сегодняшнего дня и еще будет длиться до достижения поставленных и Тунисом и Францией задач. Весь этот обширный исторический отрезок времени автор разделил на четыре периода, в соответствии с реальными целями культурной политики обоих государств,

средствами их достижения, а главное результатами этих процессов на каждом этапе: конец XI в. - вторая половина XV в.; вторая половина XV в. - 1881 г.; 1881 - 1956 гг.; 1956 г. - до настоящего времени.

Диссертация представляет собой исследование проблем культурного влияния арабо-исламской и христианско-французской культур на примере Туниса. В работе на базе широкого круга источников, периодики и научной литературы, предпринята попытка комплексного подхода к данной проблеме, заключающегося в изучении процессов культурного влияния в связи с факторами социального, политического, экономического, исторического развития, с происходящим саморазвитием культуры. В отечественной историографии, но больше во французской и тунисской, отражены отдельные аспекты и конкретные области данной проблематики, некоторые узкие вопросы изучены более детально.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, основные положения и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе по новой и новейшей истории стран Африки, истории Франции, культурологии.

Автором при написании диссертации был проработан и использован широкий круг источников и литературы.

В качестве источников были использованы официальные документы. К ним относятся: публикации выступлений, статей и др. государственных и партийных лидеров Туниса, материалы съездов, публикации МИД Франции, издания международных организаций, официальные статистические издания, справочники, мемуарная литература, периодические издания.

Важной группой источников являются выступления и публикации тунисских лидеров. Среди них одними из самых главных и содержательных

источников являются выступления, статьи, мемуары бывшего президента Туниса Хабиба Бургибы. В 1930-1950-е гг. он стоял во главе национально-освободительного движения. После достижения независимости Бургиба почти полвека был главным теоретиком государственной политики Туниса, поэтому эти источники затрагивают весь спектр политических, культурных, социальных, и экономических проблем тунисского общества; в них отражаются самые острые проблемы и дискуссии, происходившие в стране: вопросы социально-экономического развития, структурные реформы во всех областях жизни, роль интеллигенции на современном историческом этапе, реформы в системе образования, отношения государства и партии, проблемы молодежи, возрождение арабской культуры и арабское единство, роль религии в жизни тунисцев, эмансипация женщины. По этим источникам можно проследить эволюцию взглядов Х.Бургибы (так называемый «бургибизм», доктрина «дустуровского социализма», надклассовые идеи национального единства), как складывалась его философская концепция, как складывалась практика национального развития страны.1

Также к этой группе источников относятся выступления тунисских лидеров, в разное время занимавших важные государственные посты в

1 См., напр. статьи Х.Бургибы: Bourguiba H. L'expérience tunisien. - Tunis, 1968.; L'unité: premier impératif national. - Tunis, 1968.; La démocratie est une voie difficile. - Tunis, 1971.; Premier devoir des intellectuels: méditer notre histoire. - Tunis, 1968.; L'émancipation de la femme conditionne le progrès social. - Tunis,

1972.; Pour un développement harmonieux de la famille. - Tunis, 1973.; L'enseignement: une affaire nationale. - Tunis, 1971.; Rôle détenninant des sciences et de la technologie dans le progrès des nations. - Tunis, 1973.; Fonner des citoyens valables. - Tunis, 1968.; Nouvelles perspectives pour la culture arabe. - Tunis,

1973.; De la réalités des patries à l'idéal de l'unité arabe.- Tunis, 1972.

правительстве, - это Х.Нуира, М.Мзали, С.Шаабан, теперешний президент Тунисской Республики Зин аль-Абидин Бен Али.1

Другой важной группой источников являются материалы съездов, партийные документы Социалистической дустуровской партии (СДП, с 1988г. Демократического конституционного объединения - ДКО). Поскольку Х.Бургибой была поставлена цель сращения партии и государства, то в этих источниках можно проследить эволюцию отношения партии (и государства) к различным актуальным проблемам экономического и политического характера. В этих документах сформулированы цели, задачи, приоритеты национальной политики на разных этапах развития Туниса.2

Следующей группой источников, очень информативной являются периодические издания, в которых находятся сведения нигде более не содержащиеся. Особенно следует выделить газеты «Ле Ренуво» (ранее «Аксьон») как официальный орган ДКО, следовательно отражающую официальную политику партии и государства; «Монд дипломатию), публикующую материалы по французской внешней политике, а также по проблемам международной политики в целом; ежегодник «Аннюэр де л'Африк дю Нор», содержащий статистику, хронологию важных событий, произошедших за год, и аналитические статьи по проблемам развития Северной Африки.3

1 См., Hanp.:Nouira H. Notre parti doit puiser sa force et son rayonnement dans le dialogue.- Tunis, 1976.; Mzali M. La parole de l'action. - P., 1984.; Ben Ali Z. Déclaration du Premier-Ministre Zine El Abidine Ben Ali à propos de la destitution du Président Habib Bourguiba // Le Temps. - Tunis, 1987, 9 novembre.; Шаабан С. Тунис: путь к политическому плюрализму. Курс президента Зина аль-Абидина Бен Али. - М., 1996.

2 См., напр.: IV plan de développement économique et social 1973-1976,- Tunis, 1973.; Tunisie: V plan 1977-1981: options et grandes lignes. - Tunis, 1978.

1 Le Renouveau. - Tunis.; Le Monde diplomatique. - P.; Annuaire de l'Afrique du Nord. - P.; - Aix-en-Provence.

Содержательными источниками информации являются публикации МИД Франции по внешней политике Франции, в том числе и в области культуры;.1 отчеты государственных органов, печатаемые в «Журналь оффисьель де ла Републик Франсэз», публикации в серии «Ла докюмантасьон франсэз».2 Важными источниками в вопросах франкофонии и распространения французской культуры являются материалы и отчеты органов и организаций франкофонного сообщества, например, Высшего совета франкофонии.3

Также, как источники по истории Туниса средних веков использовались документы, опубликованные французским исследователем Пьером Грандшампом 4

Полезная информация была почерпнута из справочной литературы.5 При написании диссертации автором использовался широкий круг научной отечественной, французской и тунисской литературы по вопросам исторического, культурно-политического, социально-экономического развития Туниса и Франции и отношений между ними.

1 См., напр.: Ministère des relations extérieures: Information et Presse (Textes et documents): Bulletin d'Information. - P., 1981-1986.; Le projet culturel extérieur de la France. - P., 1984.

См., напр.: La diffusion de la culture par le livre et les revues: Rapport du Conseil Economique et Social // Journal officiel de la Republique Française (Avis et Rapports). - P., 1983. N13, 31 Mai.; La politique étrangère de la France: Textes et documents 1981-1986. - P.: La documentation française, 1981-1986.

3 См., напр.: Etat de la francophonie dans le monde. Rapport 1990 de Haut Conseil de la francophonie. - P., 1991.; L'année francophone internationale. - P., 1996.; Rapport du Haut Conseil de la francophonie. Agence pour l'enseignement français a l'étranger (AEFE). - P., 1994.

4 Grandchamp P. La France en Tunisie au XVIIe siècle (1692-1700). - Tunis, 1932. э См., напр.: Тунисская Республика. Справочник. - M., 1993.; Ислам. Краткий

справочник. - М., 1983.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы Ф.Броделя, А.Тойнби активно разрабатывавших в западной науке ХХв. теорию цивилизации. 1

Происходящие в обществе трансформационные процессы порождают множество острых и неожиданных проблем, связанных со сменой социально-политических ориентаций, выбором новых исторических путей, переоценкой многих прошлых ценностей и идеалов. Неотъемлемой частью этих проблем является комплекс вопросов о сущности взаимодействия, сотрудн�