автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Фразеологические единицы русского языка, связанные с обычаями и обрядами
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Антонякова, Дарина
Введение
Глава 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ
1.1. Изучение процессов образования фразеологической единицы в русском языкознании
1.2. Источники возникновения фразеологической единицы
1.3. Понятие обычая и обряда как источника фразеологической единицы
1.3.1. Обычай и обряд как ситуация зарождения фразеологической единицы
Глава 2. СЕМАНТИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ, СВЯЗАННЫХ
С ОБЫЧАЯМИ И ОБРЯДАМИ.
2.1. Фразеологические единицы, возникшие на основе бытовых обычаев
2.2. Фразеологические единицы, связанные со свадебными обрядами
2.3. Фразологические единицы, связанные с похоронным обрядом
Введение диссертации1995 год, автореферат по филологии, Антонякова, Дарина
Данное исследование обращено к проблемам образования и функционирования фразеологических единиц (далее ФЕ) русского языка, объединенных общностью источника.
Актуальность исследования. Фразеологический фонд любого естественного языка является составной частью его лексико-фразеологической системы. Необходимым условием его изучения является понимание закономерностей его формирования, связь языка с материальной и духовной культурой народа, с историей развития общества . Это заметили еще ученые прошлых веков. Именно поэтому фразеологией заинтересовались не только языковеды, но и широкие круги специалистов, изучающих фольклор, этнографию, социологию, историю.
В трудах ученых XIX века находим исследования, связанные с характеристикой семантики отдельных выражений русского языка. Разрозненные фразеологические наблюдения, относящиеся к области истории значений некоторых устойчивых словосочетаний, имеются в работах А.X. Востокова, К.с. Аксакова, Ф.И. Буслаева.
Началом изучения фразеологического состава русского языка можно считать этимологические изыскания А.А. Потебни, Б.В. Виноградова, Б. А. Ларина, содержащие интересные соображения о связи истории общества с историей языка.
Системный подход к фразообразованию, намеченный в теоретических работах В.М. Мокиенко, А. В. Кунина, Ю.А. Гвоздарева и др., а также активная разработка вопросов фразеологии в истори-ко-этимологическом и лингвострановедческом аспектах создали предпосылки познания путей формирования фразеологического соетава русского языка и выявления источников фразеологии. Кроме вышеупомянутых ученых, интересные в этом плане исследования принадлежат Л.И. Ройзензону, В.П. Фелицыной, Е.М. Верещагину, Б.Г. Костомарову и т.д.
При изучении культурного наследия любого народа одной из важнейших задач является исследование его обычаев, обрядов, традиций как неотъемлемых элементов культуры. Народные обычаи и обряды - это существенная часть духовной культуры народа, отражающая его мироощущение в разные периоды исторического развития, которая не могла не отразиться в языке, в особенности в лексике и фразеологии. Однако ФЕ, связанные с обычаями и обрядами, не были предметом специального исследования. До сих пор не были описаны сами эти единицы как целостная подсистема, не описаны закономерности их появления и устаревания, не изучено, какие именно стороны обычаев и обрядов отразились во фразеологии русского народа.
Целью диссертационного исследования является изучение специфики образования и функционирования ФЕ, объединенных общностью источника. Названная цель, как кажется, может быть достигнута путем решения следующих задач:
1) выявить ФЕ русского языка, источником которых стали обычаи и обряды;
2) описать процессы образования ФЕ, связанных с обычаями и обрядами, исходя из положения о том, что содержание ФЕ обусловлено взаимодействием лингвистических и экстралингвистических факторов;
3) наметить типологию фразообразования исследуемых единиц.
Материалом исследования послужила группа ФЕ русского язьг ка, источником которой стали бытовые, свадебные и похоронные обычаи и обряды. Отбор материала велся по нескольким направлениям.
Во-первых, автором диссертации были изучены русские бытовые обычаи, а также свадебная и погребальная обрядность. При этом в поле зрения исследователя оказались обряды разных областей России и различных социальных слоев населения.
Во-вторых, исследуемые ФЕ извлекались не только из толковых и фразеологических словарей, равно как и из словарей-справочников русской фразеологии лингвострановедческого или этимологического плана, но и из историко-этнографической литературы, а также произведений фольклора.
В-третьих, в качестве иллюстративного материала, способного прояснить значение ФБ, использовались фрагменты произведений русской художественной литературы, в которых повествуется о жизни русского сельского и городского населения.
В целом в диссертации было проанализировано 490 ФЕ, связанных с обычаями и обрядами.
Настоящее исследование проводится во фразообразовательном аспекте, поэтому особенно важным представляется учет не только собственно лингвистических, но и экстралингвистических моментов, в частности описание самих ситуаций, способствующих возникновению ФЕ. В соответствии с этим в работе над диссертацией использовались следующие методы: описательный, метод наблюдения, методы этимологического и компонентного анализа - и такие приемы исследования фразеологического материала, как идентификация и дистрибутивный анализ ФЕ.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что в ней впервые монографически исследованы ФЕ, источником которых послужили обычаи и обряды русского народа. В ходе исследования очерчены границы данной фразеосемантической группы, установлены закономерности и способы образования анализируемых единиц, проделан семантико-этимологический анализ ФЕ. Работа вносит определенный вклад в познание источников происхождения и образования ФЕ русского языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в лексикографической практике при создании толковых и этимологических словарей русской фразеологии, а также в практике составления идеографических словарей. Думается, данное исследование позволит расширить круг лингвоэтнографических представлений о национальных обычаях русского народа при изучении русского языка в иностранной аудитории, способствуя тем самым культурологическому познанию русского социума. Материалы настоящей диссертации могут быть использованы в процессе преподавания русского языка как иностранного, а также спецкурсов и спецсеминаров по фразеологии современного русского языка.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре русского языка Прешовского педагогического факультета университета им. П.Й. Шафарика {Словакия) и на кафедре русского языка Ростовского государственного университета. Основные положения исследования излагались в докладах на международной научной конференции в Оломоуцком университете им. Й. Палацки в августе 1993 г. (Чехия), на Международной конференции Философского факультета университета им. П.Й. Шафарика в г. Прешов в сентябре
1993 г. (Словакия), на Международной конференции славистов в г. Печ (Венгрия) в апреле 1994 г. и на Международном конгрессе МАПРЯЛ в г. Регенсбурге (Германия) в августе 1994 г.
Содержание диссертации отражено в пяти опубликованных и двух находящихся в печати (Братислава, Банска Бистрица) работах.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии из 229 наименований и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы и научная новизна работы, характеризуются принципы отбора материала, определяются цель и задачи исследования, его методы и приемы, указывается теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена характеристике лингвистических и экстралингвистических основ процесса формирования фразеологической единицы. Во второй главе проводится семантико-этимологический анализ ФЕ, связанных с бытовыми обычаями и семейными обрядами. В заключении диссертационного исследования подведены его итоги, сделаны выводы и намечены перспективы дальнейшей разработки темы. Приложение включает в себя индекс рассматриваемых ФЕ, объединенных общностью источника.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Фразеологические единицы русского языка, связанные с обычаями и обрядами"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенное исследование является частью более широкой проблемы изучения связи языка с народом. В работе исследовались взаимоотношения обычаев и обрядов и их связь с фразеологией русского языка. В качестве источников материала использовались бытовые обычаи, а также свадебные и похоронные обряды.
Работа строилась во фразфообразовательном аспекте, что предполагало учет как собственно лингвистических, так и экстралингвистических моментов, то есть описание самих ситуаций, которые способствовали возникновению данных ФЕ. В ходе работы выявлен корпус ФЕ, связанных с тремя сферами жизни: бытом, свадьбой и похоронами, обнаружена и описана семантическая структура, связанная с данными семантическими сферами, очерчены границы данной фразеосемантической группы.
Анализ исследуемого материала показал, что одни и те же по сути народные обычаи и обряды существовали у разных слоев населения, хотя как продукт социальной среды они испытали на себе ее влияние, и потому существуют в разных вариантах. Это проявляется в отражении в ФЕ отдельных фактов и явлений жизни. В исследовании теоретически разработаны вопросы, связанные с понятиями обычая и обряда, как одного из источников русской фразеологии. Указывается на их тесную связь. Обычай не отождествляется с обрядом, а наоборот, эти два явления рассматриваются в гипонимических отношениях. Обычай - как явление родовое, обряд - как явление видовое.
Кроме того в ходе работы затронуты и вопросы, связанные и с понятиями ритуал, церемония, церемониал, приводится их стро гое разграничение, указываются их отличительные черты.
Сам факт, что ФЕ и обычаи по своей природе ситуативны, заставил нас уделить внимание и этой стороне взаимоотношений. В данном исследовании ситуация зарождения ФЕ отличается от мотивирующей базы фразеологизма и носит нелингвистический характер. Исследуя быт русского народа и возникновение на основе обычаев ФЕ, приводит к выводу, что большинство ФЕ имеет своим прототипом свободные словосочетания и возникает прежде всего путем фразеологической интеграции, первичной транспозиции или редукции пословиц.
Изучение русского народного свадебного обряда показало, что он стал источником возникновения таких ФЕ, которые вышли за его рамки и стали общенародными, языковыми. Выход сопровождался изменением семантической структуры фразеологизмов и появлением у них обобщающего значения. Анализ материала показал, что наиболее продуктивным путем образования таких ФЕ стали образования их на базе переменных сочетаний, означающих прямые свадебные действия. Переход переменных сочетаний в разряд ФЕ связан в основном с метонимическим или метафорическим переносом значения. Изучение погребальной обрядности показало, что большинство ФЕ, связанных с отдельными обрядовыми действиями, представляют собой образования на основе отдельных слов или переменных сочетаний путем метафорического и метонимического переноса.
Анализ свадебных и похоронных обрядов привел к мысли, что между ними существует идейная связь, обусловленная самим лроцессом перехода действующих лиц из "одного мира в другой". Это подтверждается и тем, что отдельные обрядовые действия похорон встречаются в свадьбах и наоборот. Исходя из данного предположения, можно сделать вывод, что именно эта связь обуславливает процесс образования ФЕ, что подтвердилось в процессе нашего исследования.
Список научной литературыАнтонякова, Дарина, диссертация по теме "Русский язык"
1. Абакумов С. М. Устойчивые сочетания слов// Русский язык в школе. - 1936. - N 1. - С. 58-64.
2. Авалиани Ю.Ю. , Эмирова A.M. Некоторые активные процессы современного русского фразообразования// Проблемы русского фра~ зообразования. Тула, 1973. - С. 64-76.
3. Алехина А. И. Фразеологическая единица и слово: К исследованию фразеологической системы. Минск: Мзд-во БГУ, 1979. -152 с.
4. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. Изд-во Ленинградского университета, 1963. - 208 с.
5. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.
6. Аникин В. П. Русский фольклор. М.: Высшая школа, 1987. -286 с.
7. Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. На примере городов Калуга, Елец, Ефремов. М.: Наука, 1977. - 358 с.
8. Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. Археолого-этнографический этюд. Москва, 1890. -146 с.
9. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Основы теории речевых фраз и проблемы общей фразеологии. Ростов-на-Дону, 1964. - 316 с.
10. Архангельский В.Л. Замечания об основных понятиях русского фразообразования// Проблемы русского фразообразования. Тула, 1973. С. 3-9.
11. Архангельский В. Л. Семантика фраземного знака// Проблемырусской фразеологии. Тула, 1978. - С. 9~18.
12. Афанасьев А.К. Наузы. Пример влияния языка ма. образование народных верований, обрядов?. Археологическое исследование.- М., 1865. 28 с.
13. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов.- Т. 1-3. М., 1865-1869.
14. Ахманова О,С. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 1957. - 294 с.
15. Бабкин A.M. Русская фразеология. Бе развитие и источники, -Л.: Изд-во Наука, 1970. 262 с.
16. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К описанию организации Пространства в восточнославянской свадьбе// Русский народный свадебный обряд. С. 89-105.
17. Балашов Д.М., Марченко Ю. и., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985. - 390 е., ил.
18. Балыкова Г.Ф. Фразеологические единицы русского языка, связанные с ремеслами: Диссертация . канд. филолог.наук. Ростов н/Д, 1990. - 223 с.
19. Баранов С.Ф. РУсское народное поэтическое творчество. м., 1962. - 308 с.
20. Бейлис В.А. Теория ритуала в трудах Виктора Тэрнера// В. Тэрнер. Символ и ритуал. м.: Наука, 1983. - С. 7-31.
21. Бернштам Т.А. Девушка-невеста и предбрачная обрядность в Поморье в 19 нач. 20 в.// Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. - Л.: Наука, 1978. - С. 4871.
22. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в 19 начале 20 в. Этнографические очерки. - Л.: Наука, 1983. - 232 с.
23. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 544 с.
24. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М.: Наука, 1988. - 238 с.
25. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 284 с.
26. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Культура народов мира глазами,, этнографов// Глазами этнографов. Наука, 1982. - 272 с.
27. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создало человечеством. М.: Политиздат, 1984. - 272 с;
28. Вудинский-Кричка Войтех. О погребальном обряде славянских курганов в Словакии. Краков, 1958. - 73 с.4
29. Булаховекий л.А. Курс русского литературного языка. Киев,' 1952. - Т. 1. - 447 с. .
30. Буслаев Ф.И. Русские пословицы и поговорки// Архив истори-ко-юридических сведений, относящихся до Росии. кн. 2. М., 1854. - С. 1-176.
31. Вакуров В.Н. Эстетика и символика обрядового полотенца// Русский язык за рубежом. 1994. - N 1. - С. 5-28.
32. Вайсбурд М.Л. Реалии как элемент страноведения// Русский язык за рубежом. 1972. - N 3. - С. 98-100.
33. Вартаньян э.А. Из жизни слов. м.: Детская литература, 1973. - 288 с.
34. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. м.: Советская Россия, 1975. - 192 с.
35. Васильева с. Г. Фразеологизмы-оксюмороны в русском языке и способы их перевода на татарский язык// Фразеология и синтаксис. Из~во Казанского университета, 1982. - С. 42-46.
36. Введенская Л. А., Баранов. Mv Т., Гвоздарев Ю, А. Методические указания к факультативному курсу "Лексика и фразеология русского языка" (7-8 классы). Пособие для учителей. м.: Просвещение, 1979. - 141 с.
37. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздаре® Ю.А. Русское слово. Пособие для учащихся 7-8 классов по факультативному курсу "Лексика и фразеология русского языка". М., 1970. -158 с.
38. Введенская Л.А.4 Нврвинский П.П. Русский язык. Введение. -Ростов н/Д, 1993. 31 с.
39. Введенская Л.А., Дыбина Т.В., Щеболева И. Я. Современный русский литературный язык. Издание 3-е, исправленное и- дополненное. Из-во Ростовского университета, 1976.-323 с.
40. Вересаев В.В. К художественному оформлен шобыта. Об обрядах старых и новых// Красная новь. 1926. - N 1. - С. 162-163.
41. Верещагин Е.м., Костомаров .В.Г. Национально-культурная семантика русских фразеологизмов// Словари и лингвострановеде-ние. М.,1982. - С. 89-98.
42. Верещагин Е.м., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингво-страноведение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд. перераб. и доп. М., 1990. - 246 с.
43. Виноградова Л.Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности (западно-восточнославянские параллели)// Славянский и балканский фольклор. м.: наука, 1981. - С. 13-44.
44. Виноградов в.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке// Сб. Академик Шахматов. М., 1947. - с. 339
45. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о ело ве. М.f 1972. - изд. 2-е. - 614 с.
46. Виноградов В. В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистическоя дисциплины// Виноградов в. В. Избранные труды. Лексикология И лексикография. М., 1977. - G. 118"139.
47. Виноградов В.В. основные типы лексичеежик аначеиий-слова// Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М. , 1977. - С. 162-189.
48. Виноградов В-В. Очерки па истории русского» литературного языка XYII-XIX вв. Учебник. 3-е изд. - М.: Высшая школа, 1982. - 528 с.
49. Гаврин С. Г. Изучение фразеологии русского языка в школе. Пособие для учителя. М., 1963. - 151 с.
50. Гаврин С. Г. Фразеология современного русского языка. Пермь, 1974. 269 с.
51. Гаврин С.Г. Проблемы фразеологического моделирования// Проблемы образования фразеологических единиц. Тула, 1976. -С. 58-75.
52. Гвоздарев Ю.А. Фразеологические сочетания современного русского языка. Ростов н/Д, 1973. - 104 с.
53. Гвоздарев Ю.А. Основы русского фразообразования. Ростов н/Д, 1977. - 184 с.
54. Гвоздарев Ю.А. Пусть связь речений далека. Очерки по русской фразеологии Ростов н/Д, 1982. - 206 с.
55. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
56. Гвоздарев Ю.А. Функции фразеологических единиц в русскойречи// Фразеологическая номинация. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов н/Д. , 1989. - С. 12-19.
57. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа. М.: Просвещение, 1993. - 143 с.
58. Гегель Г.Ф. Лекции по эстетике. М., 1938.- Т. 12.
59. Георги Jf.r. Описание всех обитающих в Росссийском государстве народови их житейских --обрядов, обыкновений^ одежд , жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятносте». СПб., 1799.
60. Глухов В.м. Фразеологическое значение в сопоставлений с. лексическим// Фразеологическая номинация. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов н/Д., 1989. - с. 27-37.
61. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями// Собрание сочинений в шести томах, Т. 6. М. , 1959-.
62. Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции// Советкая этнография. 1973. - N 1.
63. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. - 446 с.
64. Гужва Ф.К., Иванова А.Н. Лексика и фразеология русского языка. Учебное пособие. Киев, Радяньска школа, 1982. - 184 с.
65. Гура А. В. Опыт выявления структура севернорусского свадебного обряда. (По материалам Вологодской губернии)// Русский народный свадебный обряд. Л.: Наука, 1978. - С. 72-88.
66. Гусева С.М. Проблемы традиционности современной русской свадьбы// Русские: семейный и общественный быт. м.: Наука, 1989. - С. 221-229.
67. Даль В.И. О повериях, суеверия и предрассудках русского народа. СПб: Изд-во Литера, 1994. - 480 с.
68. Демиденко Е.Л. Значение и функции общефольклорного образа камня// Русский фольклор XXIY. Этнографические истоки фольклорных явлений. Л.: Наука, 1987. - С. 85-98.
69. Диброва Е.И. Вариантность фразеологических единиц в современном русском языке. Изд-во РГУ, 1979. - 197 с.
70. Домбровский Й. Знак и с*шсл// ВЯ. 1973. - N 6.
71. Еремина Е.И. К вопросу об исторической общности представлений свадебной и погребальной обрядности. (Невеста в "черном")// Русский фольклор XXIY. Этнографические истоки фольклорных явлений. Л.: Наука, 1987. - С. 21-32.
72. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1980.
73. Жирнова Г.В. Некоторые проблемы и итоги изучения свадебного ритуала в русском городе середины 19- начала 20 в/(На примере малых и средних городов РСФСР)// Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1978. -С. 32-74.
74. Жуков В.П. О несоизмеримости компонентов фразеологизма со словом// Русский язык в школе. 1969. N 3.
75. Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. м.: Просвещение, 1978. - 160 с.
76. Жуков В.П. Русская фразеология. М.: Высшая школа, 1986. -310 с.
77. Журавлев А.Ф. К ареальной характеристике восточнославянской скотоводческой охранительной магии. Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1977.1. С. 227-232.
78. Журавлев А.Ф. Из русской обрядовой лексики: "живой огонь".
79. Общеславянский лингвистический атлас. Материалы и исследования. М. , 1978. - С. 204-228.
80. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880. - 607 с.
81. Зеленин Д. Народный обычай "греть пойников". Харьков, 1909. - 16 с. (Из 17 томов Сборника Харьковского Историко-филологического общества, изданного в честь профессора Н.Ф. Сумцова).
82. Зеленин Дм. К вопросу о русалках. (Культ покойников, умерших неестественной смертью, у русских и финнов). // С.Петербург, 1912. - XXII Живая старина 1911. - С. 352-424.
83. Зеленин Дм. К. Русские народные обряды со старой обувью. -С.-Петербург, год XXII. Живая старина. 1913. 16 с.
84. Зеленин Д. К. а) Древнерусский языческий культ "заложных покойников. Петроград, 1917. - С. 399-414; б) Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского Географического общества. - Петербург: 1914-1916. - Вып. 1-3.
85. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. -511 с.
86. Земцов С.Н. Донская свадьба. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1989. - 192 с.
87. Зернова А. В. Материалы по сельско-хозяйственной магии в Дмитровском крае// Советская этнография. 1932. - N 3. ~ С. 15-52.
88. Зимин в.И. К вопросу об образовании фразеологизмов из числа свободных словосочетаний// Вопросы стилистики русского языка. Труды УДН. М., 1972. - Т. 58. -Вып. 8. - С. 80-91.
89. Ивашко Л.А. Очерки русской диалектной фразеологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. - 111 с.
90. Кейсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних елавян. Велесова книга/ Сост. А.И. Баженова, В.И. Бардугин. -Саратов: Надежда, 1993. 320 е., ил.
91. Карамзин Н.И. Истории государства Российского. Т. 1-2. -М.: Книжный сад, 1993. 368 с.
92. Козлова К.И. этнография народов Поволжья. М.: Изд-^во Московского университета, 1964. - 174 с.
93. Колесницкая И.М. , Телегина Л.M. Коса ж красота в свадебном фольклоре восточным славян// Фольклор и этнография. Связи ■ фольклора с древними представлениям» и обрядами. Л.: Наука, 1977. - С. 112-122.
94. Кондратьева Т.Н. История фразеологизмов с собственными име-< нами// Фразеология и синтаксис. м.: Изд-во Московского университета, 1982. - С. 46-90.
95. Копыленко М.М., Попова З.Д. Очерки об общей фразеологии. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. 191 с.1
96. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. -С.-Петербург, 1872. Т. 1 - 159 с.
97. Костомаров Н.И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях. м.: Изд-во Республика, 1992. - 303 с.
98. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Мысль, 19937 - 431 с.
99. Костючук Л.Я. Устойчивые словосочетания в древнерусском языке// Проблемы русской фразеологии. Республиканский сборник. Тула, 1978. - С. 40-48.
100. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русская фразеология. М.: Русский язык, 1986. - 303 с.
101. Кравцов Н.И., Кулагина А.В. Славянский фольклор. Тексты.1. ИЗД-ВО МГУ, 1987. 375 С.
102. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. Учебное пособие.
103. М.: Высшая школа, 1982. 272 с.
104. Крупянская Ю.В., БУдина О.Р., Полишук Н.С., Юхнева Н.В.! Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила. М.: Наука, 1974. - 319 с.
105. ЮЗ. Кубанские станицы этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. - М.: Наука, 1967. - 355 с.
106. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. Учебное пособие для филологических факультетов университетов. 2-е изд.- М.: Высшая школа, 1989. 216 с.
107. Кунин А.В. Английская фпазеология (теоретический курс). -М.: Высшая школа, 1970. 344 с.
108. Кунин А. В. Пут^и образования фразеологических единиц// 'Иностранные языки в школе. 1971. - N 1. - с. 8-21.
109. Кунин А.В. Фразеология современного английского языка. -М.: Международные отношения, 1972. 287 с.
110. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. (Избранные работы). Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Сост. проф. Б.Л. Богородский, проф. Н.А. Мещерский. М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
111. Лебедев Н. Быт крестьян Тверской губернии Тверского уезда// Этнографический сборник I. 1853. - С. 174-202.
112. Лебедева А.А. Материальные компоненты, их характер и роль в традиционном свадебном об^ряде русских старожилов Тобольской губернии (19 начало 20 в.)// Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. - Л.: Наука, 1978.- С. 202-219.
113. Лебедева А. А. Значение пояса и полотенца в русских сеней-но-бытовых обычаях и обрядах XIX-XX вв// Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. - С. 229-248.
114. Липинская В.A., сафьянова А.В. Свадебные обряды русского населения Алтайского горного округа// Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1978.- С. 180-201.
115. Ломов А.Г. О взаимодействии лингвистических и экстралингвистических факторов фразеологических единиц// Труды ун-та . ^"^Йкаркандский университет, 1975. Вып. 288. - С. 286294.
116. Макашина т.е. свадебный обряд русского населения// Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1978. - С. 138-159.
117. Максимов С. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: Книга. 1989. - 176 с.
118. Мальцева Д.Г. Страноведение через фразеологизмы. М.: Высшая школа, 1991. - 173 с.
119. Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов/ Вступ. слово С.Ю. Ключников. м.: Беловодье, 1995.- 320 с.
120. Мокиенко В.м. Историческая фразеология, этнография или лингвистика?// Вопросы языкознания. 1973. - N 2. - с. 2134.
121. Мокиенко В.М. Из истории фразеологизмов// Русский язык в национальной школе. 1973. - N 5. - С. 70-74.
122. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. М.: Просвещение, 1975.- 174 с.
123. Мокиенко В.М. Славянская фразеология. М.: Высшая школа, 1989. - 20? с.
124. Мокиенко В.М. О тематико-идеографической классификации фразеологизмов// Словари и лингвострановедение. м., 1982.- С. 108-121.
125. Мокиенко В.М. Образы русской речи. Л., 1986. - 280 с.
126. Мокиенко В.М. Фразеология, тексты и лингвострановедение//
127. Лингвострановедение и текст. 1987. - С. 168-177.о
128. Молотков А. И. Основы фразеолгии русского языка. Л.: Наука, 1977. - 283 с.
129. Назарян А. Г. Семантическая моделируемость фразеологизмов: реальность или фикция?// Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1983. - N 6. - С. 34-40
130. Новиков Л.А., Иванов В.В., Кедайтене Е.И., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Теоретический курс. Лексикология.- М.: Русский язык, 1987. 160 с.
131. Новичкова Т.А. Эпическое сватовство и свадебный обряд// Русский фольклор. XXIY. Этнографические истоки фольклорных явлений. Л.: Наука, 1987. - 223 с.
132. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. М., 1986. - 175 с.
133. Павленко Т.Л. Семантические соотношения компонентов фразеIологической единицы со словами// Фразеологическая номинация. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов н/Д, 1989. - С. 37-46.
134. Панасенко Е.Г. Предикативные фразеологические сочетания всовременном русском языке. Автореферат . канд. филол. наук. Ростов н/Д, 1981 - 25 с.
135. Панина Л.С. Образование филологических единиц на базе русских пословиц в русском языке. Автореферат . канд.филол. наук. Ростов н/Д,, 1988 - 23 с.
136. Панов Е.Н. Знаки. Символы. Языки. М.: Знание, 1980. -191 с.
137. Покровский М.М. О методах семасиологии// Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. М., 1959 - С. 27-32.
138. Померанцева Э.В. Русские рассказы о домовом// Славянский фольклор. М.: Наука, 1972. - С. 242-257.
139. Попов P.H. Фразеологизмы современного русского языка с архаическими значениям и формами слов. М.: Высшая школа, 1976. - 200 с.
140. Потебня А.А. Мысль и язык. Одесса: Государственное изд-во Украины, 1992. - 187 с.
141. Прокудина Т.А. Фразеологические единицы русского языка,иобразование путем интеграции слов. Автореферат .канд. филол. наук. Ростов н/Д, 1982 - 26 с.
142. Пушкин А.А. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Издание 4-е. Русское богатство, 1879. - Вып. 1.
143. Рабинович М.Г. Свадьба в русском городе в 16 в.// Русский народный свадебный обряд. ИсслеД°вание и материалы. Л.: Наука, 1978. - С. 7-31.
144. Райхштейн А.Д. Сопоставительный анализ немецкой и русской фразеологии. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. -143 с.
145. Ройзензон Л.И., Абрамец И.В. Современная омония в сфере фразеологии// Вопросы языкознания. 1969. - N 2. - с. 5463.
146. Ройаензон Л.Й. фразеология и страноведение// Бюллетень по фразеологии. Труды самаркандского университета, новая серия. Вып. 234. - N 1. - С. 12-19.
147. Ройзензон Л.И. Лекции по общей и русской фразеологии. -Самарканд, 1973. 223 с.
148. Руднев В.А. Советские обычаи и обряды. Л.: Лениздат, 1974. - 150 с.
149. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. Л.: Лениздат, 1982. - 159 с.
150. Русская фразеология. Учебное пособие для иностранных студентов./ Отв. ред. Федосов И.А. Ростов н/Д, 1989. - 64 с.
151. Рыбаков Б. А. Языческое мировоззрение русского средневековья// Вопросы истории. 1974. - N 1.
152. Рыбаков В.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. - 608 с.
153. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. -780 с.
154. Савенкова Л.Б. фразеологические единицы русского языка,основанные на метонимии. Дис. канд. филол. наук. 1. Ростов н/Д, 1984. 204 с.
155. Савенкова Л. Б. Метонимизация переменного словосочетания как способ фразеологической номинации// Филологическая номинация. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов н/Д, 1989. - С. 46-55.
156. Савенкова Л.Б. Пословица как экспрессивное средство реализации цели и речи// Проблемы филологии и журналистики в контексте новых общественных реальностей (Лиманчик -95) -Вып. 1. Ч. 1. - Ростов н/Д, 1995. - С1 25-27.
157. Сахаров И. П. Сказание русского народа. М.: Художественная литература, 1990. - 398 с.
158. Семантическая специфика национальных языковых систем/ Под ред. 3.Д. Поповой. Воронеж: Мзд-во ВГУ, 1985. - 164 с.
159. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина 18 в. Л.: Наука, 1982. - 277 с.
160. Сиповский В.В. История русской словесности. Ч. 1. - Вып. 1. (Народная словесность). - С.-Петербург, 1913. - 152 с.
161. Снегирев И.М. Русские в своих пословицах. Часть 1-4. -1831-1834 гг.
162. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и бел^оруссов. XIX начало XX в. - М.: Наука. -1979. -288 с.
163. Солодуб Ю. П. Образность фразеологизмов и фразеологическая номинация// Фразеологическая номинация. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов н/д, 1989. - С. 4-11.
164. Сосновский А.В. Лики любви. (Очерки истории половой морали). М.: Знание, 1992. - 208 с. + 48 с. вкл.
165. Страхов А. Б. Русское обрядовое печенье "христовы (боговы, божьи) онучи" в связи с функцией обуви в славянских похоронных ритуалах. Этногенез, ранняя этническая история и культура славян. М.: 1985. - С. 77-79.
166. Страхов А.Б., Журавлев А.Ф. "Обмывание копыт" (из восточнославянской лексики и фразеологии)// Russian Linguistics.- 1988. V. 12. - N 1. - Q. 49-65.
167. Сумцов Н.Ф. О свадеБных обрядах, преимущественно русских.- Харьков, 1981. 206 с.
168. Сумцов Н.Ф. Женитьба свечки. М., 1890. - 16 с.
169. Сумцов Н.Ф. Муж на свадьбе своей жены// Этнографическое обозрение, XIX кн. М., 1893. - 26 с.
170. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- м., 1976. 216 с.
171. Тагиев М.Т. Глагольная фразеология современного русского языка. Баку, 1966. - 252 с.
172. Телия В.Н. Что такое фразеология. М.: Наука, 1966. - 87с.
173. Телия В.Н.Типы языковых значений слова в языке: Связанное значение слова в языке. М., 1981. - 296 с.
174. Терещенко А. Быт русского народа. Санкт-Петербург, 1848.- 618 с.
175. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культутры. М.: Изд-во Московского университета, 1958. - 615 с.
176. Толикина Е.Н. К вопросу о предмете исследования в аспекте фразообразования// Проблемы русского фразообразования. -Тула, 1973. С. 10-25.
177. Толстой Н.И. Из опытов типологического исследования славянского словарного состава// Вопросы языкознания. 1963.- N 17."' С. 29-45.
178. Толстые Н.И. и С.М. Заметки по славянскому язычеству. Защита от града в Драгачеве и других сербских зонах// Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1981. - С. 44-120.
179. Топоров В.Н. К реконструкции прусских метрических текстов. Balcano-Balto-Slavica.// Симпозиум по структуре текста. Предварительные материалы и тезисы. М., 1979. - С. 87-92.
180. Тульцева Н.А. Выонишники// Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1978. - С. 122
181. Тэрнер В. Символ и ритуал. Сост. В.И. Бейлис. М.: Наука.- 1983. 277 с.
182. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975. - 175 с.
183. Успенский Д.М. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Изд-во Московского университета. -248 с.
184. Федоров А. И. .Об' образовании фразеологических единиц языка из сравнительных оборотов// Актуальные проблемы лексикологии. Минск, 1970. - С. 204-205.
185. Федосов И. А. о стилистической характеристике фразеологических единиц// Русский язык в национальной школе. 1984.- N 3. С. 22-27.
186. Федосов И.А. Русская фразеология. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1989. - 64 с.
187. Федянович Т.П. Черты сходства свадебной обрядности русских и мордвы// Русский народный свадебный обряд. Л.: Наука, 1978. - С. 247-259.
188. Фелицына В.П. О пословицах и поговорках как материале для фразеологического словаря// Проблемы фразеологии, исследования и материалы. -VM.Л.: Наука, 1964. С. 200-204.
189. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русский пословицы, поговРрки, крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. ~ М., 1979. 238 с.
190. Фелицына В.П., мокиенко В.М. Русские фразеологизмы. Лингвострановедческий словарь/ Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. М.: Русский язык, 1990. - 220 с.
191. Фомина Н.Д. Лексикология современного русского языка. Текст лекций. м., 1978. - 60 с.
192. Фомина Н.Д., Бакина М.А. Фразеология современного русского языка. ~ М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1985. 59 с.
193. Фразеологическая номинация. Особенности семантики фразеологизмов. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. - 92 с.
194. Харченкова Людмила. По одежде встречают. Секреты русского костюма. Лингвострановедческий словарь. -Санкт-Петербург: Астра-Люкс, 1994. 106 с.
195. Чернышевский Н.Г. ПСС. Т. 2. - 1949.
196. Чижикова Л.Н. Свадебные обряды русского населения Украины// Русский народный свадебный обряд. Л.: Наука, 1978. -С. 159-179.
197. Чулков М.Д. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шеманства и проче сочиненная М.Ч. М., 1786. - 326 с.
198. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. -М.: Высшая школа, 1963. 157 с.
199. Шанский Н.М. Лексикология соввременного русского языка. -М.: Просвещение, 1964. 316 с.
200. Шанский Н.М. В мире слов. М.: Просвещение, 1985. - 255 с.
201. Шанский Н.М. фразеология современного русского языка. Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Высшая школа, 1985. - 160 с.
202. Шанский Н.М., Быстрова Е.А., Зимин В.И. Фразеологические обороты русского языка. м.: Русский язык, 1988. - 389 с.
203. Шаповалова Г.Г. майский цикл весенних обрядов// Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л.: Наука, 1977. - С. 104-111.
204. Шеппинг Д. о. Русская народность в ее поверьях, обрядах и сказках. М., 1862. - 210 с.
205. Шмелев Д.H. Очерки по семасиологии русского языка. М., 1964. - 244 с.
206. Шмелев Д. Н. О понятии "Фразеологическая связанность"// Иностранные языки в школе. 1970. - N 1. - С. 20-27.
207. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 1973. - 280 с.
208. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1977. - 335 с.
209. Шмелева И.н. Фразеологизация крылатых слов// Проблемы фразеологии. Исследования и материалы. М.,-Л.: Наука, 1964.1. С. 181-200.
210. Эккерт Р. Русская фразеология в немецкоязычной аудитории// Zeitschrift fur Slavistik Band 35. 1990. Heft 3. Akademie- Verlag Bferlin. S. 312-325.
211. Эмирова A.M. Русская фразеология в коммуникативно-прагматическом освещении: Автореферат. . д-ра филол. наук.- Ташкент, 1989. 41 с.
212. Этнография/ Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. И. Маркова. М.: Высшая школа, 1982. - 320 с.
213. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры.- М.: Наука, 1987. 557 с.
214. Этнография русского крестьянства Сибири 17 середина 19 в. - М.: Наука, 1981. - 269 с.
215. Этнокультурные традиции русского сельского населения 19 -начала 20 в. Вып. 2. - М., 1990. - 214 с.
216. Яковлевская А.В. Факторы возникновения фразерматических единиц// Ученые записки Волгоградского педагогического института. Вып. 14. ~ Волгоград, 1961. - С. 27-42.
217. Яранцев Р.и., Степанова Л.И. Учебное пособие по русско-чешской фразеологии/ Под ред. В.М. Мокиенко. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 169 с.v V ' V V '
218. Durco, P.: Frazeologicke neologiziay v rustine.// Hustmar. roc. XXII. 1987. - N 6. - s. 4-11.
219. Ьигсо, P.: Modelovanie vo frazeologii// Slovo a sloves-nost'. 1991. - N 2. - s. 138-144.v
220. Hrabetova Jana. Jaro na vsi v Polobi. Stare lidove zvyky avobyocaje. 1922. - 48 s.• v *
221. Harvathova Emilia. Rok vo zvykoch nasho ludu. Bratislava: Tatran, 1986. - 248 s.1. V ' V '
222. Kout, I.: Konfrontacni pristup ke studiu frcizeologie//Slovo a slovnik. Bratislava: Vyd. SAV, 1973. - S. 161-165.• у i
223. Lips Julius E. Pri pramenoch civilizacie. Bratislava: Osveta, 1961.
224. Miko, F. a kol.: Frazeologia v skole. Nitra. Pedagogicka fakulta. 1985. - 254 s.
225. Miko, F.: Frazeologia, semiotika, kultura// Frazeologia v' . . . ' vteorn a praxi. Zbornik PdF v Nitre. Spolocenske vedy2/ Red. Miko, F. Nitra, PdF, 1987. - S. 13"32.
226. Mlacek, J.: Frazeologia a jazykova kultura// Kultura slo-va. ~ 1980. N 4. - S. 97-104.
227. Mlacsek, J.: Slovenska frazeologia. Druhe vydanie. Bra1.ч tislava: SPN, 1989. 156 s.
228. Mlacek, J.: Frazema a slovo// Frazeologia v teorii a pra~ xi. Zbornik Pedagogikei fakulty v Nitre. Spolocenske vedy2/ Red. Miko F. Nitra: PdF. 1987. - S. 33"43.• v
229. Rybak, J.: Kapitoly z ruskej lexikologie. Vysokoskolskeucebne texty. ~ Univerzita P.J. Safarika v Kosiciach. Ka-tedra jazykov, 1989. 216 s.V
230. Skladana Jana. Frazeologicky fond slovencmy v predspisov-пош obdobi. ~ Bratislava: Veda, 1993. 176 s.v ■ .
231. Smieskova, E.: Maly frazeologieky slovnik. Druhe vydanie.- Bratislava: SPN, 1977. 296 s..
232. Sotak Michal. Slovny fond slovenskych a ruskych frazem. ~
233. Bratislava: SPN, 1989. 228 s.1. СЛОВАРИ
234. Аханова о.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. - 608 с.
235. Ащукин Н.С., Ащукина М.Г. Крылатые слова, литературные цитаты, образные выражения. 2-е изд, доп. м.: Художественная литература, 1960. - 752 с.
236. Большая Советская энциклопедия. В 30 Т./ Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1970-1978.
237. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В4.х Т. М. , 1956.
238. Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник. М., 1957. -991 с.
239. Хуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 536 с.
240. Зимин В.И. Краткий фразеологический словарь русского языка. М., 1968. - 95 с.
241. Иванов В.Б. Панкин В.М. - Филиппов А.В. - Шанский Н.М. Краткий словарь традиционных символов русской поэзии// Русский язык в школе. - 1977. - N 4,5.
242. Керлот Хуан Эдуарде. Словарь символов. М., 1994. - 608 с.
243. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русская фразеология. М.: Русский язык, 1986. - 303 с.
244. Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 е.: ил.
245. Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. Пословицы. Поговорки. Загадки. М.: Современник, 1986. - 511 с.
246. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М.: Иностранная литература, 1960. - 436 с.
247. Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. В 2-х Т. СПб.: Общественная польза.
248. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов/ Под ред. Н.О. Шведовой. 13-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1981. - 816 с.
249. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
250. Словарь фразеологизмов и иных устойчивых словосочетаний русских говоров Сибири. Около 4000 словарных статей. (Н.Т. Сухарева, А.И. Федоров)/ Под ред. Ф.П. Филина. Новосибирск, 1972. - 208 с.
251. Словарь фразеологических синонимов русского языка. Около 730 синонимгрядов./ Под ред. Б.п. Жукова. М.: Русский язык, 1987. - 448 с.
252. Словарь русского языка. Б 4-х Т. 2-е изд. испр. и доп./ Под ред. А.П. Евгеньевой. - Изд-во АН СССР, Ин~т русского языка. - М.: Русский язык, 1981-1984.
253. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с.
254. Фразеологический словарь русского языка. Свыше 400 словарных статей/ Под ред. Э.И. Молоткова. 3-е стереотип, изд. -М.: Русский язык, 1978. - 543 с.
255. Фразеологический словарь русского литературного языка конца XYIII- XX вв. 7000 словарных статей/ Под ред. А.И. Федорова.- М.: Топикал, 1995.
256. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. М.: Русский язык, 1987.- 238 с.
257. Яранцев Р.и. Словарь-справочник по русской фразеологии. Около 800 фразеологизмов. 2-е стереотип, изд. - М.: Русский язык, 1985. - 304 с.