автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Фрески церкви Троицы в Вяземах

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Квливидзе, Нина Валериевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Фрески церкви Троицы в Вяземах'

Текст диссертации на тему "Фрески церкви Троицы в Вяземах"

* , и* / ./* х»

с, / - I// , /

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

Квливидзе Нина Валериевна

ФРЕСКИ ЦЕРКВИ ТРОИЦЫ В ВЯЗЕМАХ. ПРОГРАММА И ИКОНОГРАФИЯ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙНЫХ ДВИЖЕНИЙ ЭПОХИ

Научный руководитель -доктор искусствоведения, профессор Г.В.ПОПОВ

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ № 17.00.04- изобразительное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва - 1999

Оглавление

Введение.....................................................................................................3

Глава I. История изучения росписи........................................................11

Глава II. История создания и реставрации росписи...........................30

Глава III. Описание росписи и реконструкция сюжетного состава.......55

Главы и арки.......................................................................................59

Алтарь. Центральный алтарь......................................................80

Жертвенник..............................................................................87

Северо-восточный компартимент над жертвенником......................91

Диаконник................................................................................93

Юго-восточный компартимент над диаконником...........................98

Четверик. Своды и люнеты стен...................................................98

Первый ярус росписи стен четверика..........................................104

Второй и третий ярусы росписи стен четверика............................111

Столпы. Северо-западный столп.................................................120

Юго-западный столп.................................................................124

Восточные столпы...................................................................128

Глава IV. Иконографические особенности росписи..........................132

Глава V. Фрески Троицкой церкви и произведения московского

изобразительного искусства конца XVI в.......................................169

Заключение.................................................................................198

Примечаний................................................................................206

Источники..................................................................................258

Список литературы.....................................................................260

Список сокращений.....................................................................282

ПРИЛОЖЕНИЕ I. ПРИЛОЖЕНИЕ II

Введение

Диссертация посвящена выдающемуся памятнику искусства конца XVI в.- росписи церкви Троицы в Вяземах, подмосковной вотчине Бориса Годунова. Исследование впервые вводит в научный оборот в полном объеме ансамбль монументальной живописи конца XVI в.

Роспись церкви Троицы - единственный сохранившийся целостный фресковый ансамбль, созданный по заказу Бориса Годунова и донесший до нас первоначальный авторский замысел. Изучение росписи вотчинного домового храма, воплотившего личные вкусы и идейную программу заказчика, позволяет по-новому осветить и собрать воедино существовавшие как разрозненные факты явления художественной жизни годуновской эпохи.

Несмотря на то, что в общих трудах по истории древнерусского искусства роспись Вязем неизменно предстает как центральное и важнейшее для понимания специфики столичного искусства конца XVI в. явление, подробного исследования этих фресок до сих пор предпринято не было.

Изучение росписи стало возможным лишь в последнее время в результате работы реставраторов, выявивших все дошедшие до нашего времени фрески. Раскрытые из-под многослойных записей и покрасок, в том числе ранее неизвестные участки росписи, впервые стали доступны для всестороннего исследования. Натурное исследование стенописи, проведенное автором диссертации в ходе реставрации, позволило реконструировать систему росписи во всех компартиментах храма.

Троицкие храмы в вотчинах и монастыри - родовой костромской Ипатьевский и Троице-Сергиева Лавра, занимают особое положение среди сооружений Бориса Годунова и почитаемых им святых мест. Помимо исключительно крупных денежных вкладов, по заказу Бориса Годунова

здесь создается ряд художественных произведений, содержание которых связано с темой Троицы.

Несомненно, в храмовом строительстве того времени имеются и другие посвящения. Однако можно отметить четко выраженную тенденцию - в системе христианских идей на первый план выдвигаются идеи глобального, общеисторического порядка, обретающие экклезиологическую окраску. В контексте храмоздательской деятельности эпохи центр тяжести перемещается в сторону непосредственного обращения к Св.Троице.

Развитию темы промыслительной деятельности Троицы в мире уделено особое место в литературе и искусстве второй половины XVI в. В значительной мере это было обусловлено борьбой с антитринитарными ересями. В искусстве годуновской эпохи, в отличие от полемического характера исканий грозненского времени, явственно проявилась тенденция к обобщениям. При Борисе Годунове происходит окончательное оформление всех основных положений церковной и государственной доктрины, завершившееся учреждением патриаршества и новой формулировкой чина венчания на царство.

Ведущие идеи времени нашли отражение и в монументальных росписях. Воплощение идейного замысла в программе церкви Троицы в Вяземах уникально и не имеет прямых аналогий ни среди предшествущих, ни в позднейших памятниках монументальной живописи. Особенностью росписи является полное отсутствие новозаветных сюжетов и монотематический подход к программе храмовой декорации.

Усадебный храм, сооруженный еще в то время, когда Годунов был боярином, поражал современников царственным величием и исключительным богатством внутреннего убранства. Традиционная оценка этого факта лишь как проявление личного стремления к величию "всесильного правителя", укрепившаяся в сознании современников и из литературы перешедшая в науку, не отражает существа явления. Исследования архитектуры показали программный характер копирования в

постройках Годуновых архитектурных форм и элементов декора кремлевского Архангельского собора . Анализ системы росписи церкви Троицы подтверждает значение этого образца и для монументальной живописи. Если учесть , что и в период правления при царе Федоре Иоанновиче и во время царствования самого Бориса Годунова настойчиво проводилось утверждение идеи Царства, что выразилось в своеобразной топонимике - Царевококшайск, Царев-Борисов, "Царьгород" в Москве (Белый город), в названии предметов -"Царь"-пушка, то обращение к придворным образцам приобретает характер целенаправленного поиска форм для выражения вполне определенной общественно значимой идеи.

Ансамбль фресок церкви Троицы в Вяземах , созданный на рубеже XVI и XVII веков, стоит на водоразделе двух эпох. Роспись Троицкой церкви отразила принципиальные изменения в монументальной живописи того времени, проявившиеся прежде всего в программе храмовой декорации. Изменения коснулись сюжетного состава, а также сказались в особом принципе размещения циклов в храмовом пространстве, свидетельствуя о новых чертах в подходе к системе росписи.

Исследование программы является одним из ведущих направлений в изучении средневековой христианской монументальной живописи, активно разрабатывающихся в современной мировой и отечественной науке последних десятилетий. Проблемы программы росписи христианского храма анализируют в монографиях Г.И.Вздорнова / 1 / , Л.И.Лифшица 12 1, В.Джурича / 3 /, Д.Мурики / 4 /, М.Хадзидакиса 15 1, посвященных отдельным памятникам и художественным центрам. Эти вопросы встают в работах К.Уолтера 16/ и Х.Бельтинга 111 при исследовании взаимодействия искусства и обряда в византийской церкви. Предметом исследования в работах Ж. Лафонтен-Дозонь / 8 /, Г.Бабич 191, Т.Вельманс / 10 /, Б.Тодича / 11 /, В.Д.Сарабьянова / 12 /, сосредоточивших внимание главным образом на памятниках XI-XIV вв., является проблема эволюции в целом программы храмовой росписи, а также отдельных компартиментов.

Вместе с тем в ряде статей О.Е.Этингоф / 13 /, А.М.Лидова / 14 /, Н.В.Пивоваровой / 15 /, Ш.Герстель / 16 / активно разрабатывается проблема развития определенных иконографических тем в системе храмовой декорации.

Исследование росписи в конкретном историко-культурном контексте раскрывает программу храмовой декорации как целостный феномен христианской культуры своего времени, отражающий идейные движения эпохи.

Исключительный интерес по богатству материала и широте возможностей исследования представляют вопросы иконографии и программы храмовой росписи памятников Московской Руси эпохи создания централизованного государства (вторая половина- конец ХУ1в).

По количеству дошедших памятников и их масштабу ведущая роль в искусстве этого времени принадлежит монументальной живописи. Между тем именно эта область оказалась наименее разработанной. В частности, практически неизученной остается монументальная живопись годуновской эпохи 1111.

Фресковые ансамбли конца XVI в. никогда не становились предметом целостного специального исследования. Однако именно такой принцип подхода имеет наибольшее значение для формирования представлений как о художественных процессах, так и в целом о культуре данной эпохи.

Предметом настоящей диссертации является программа храмовой декорации новооткрытого ансамбля фресок церкви Троицы. Программа монументального ансамбля конца XVI в. впервые рассматривается в целом, а не в качестве отдельных тематических циклов или иконографических сюжетов, лишь по необходимости связанных с общим контекстом. Такой подход позволяет изучить сложные внутренние взаимосвязи иконографических тем и циклов, расширить, конкретизировать представления о новациях в монументальной живописи конца XVI в., по-

новому осветить проблему программы росписи как феномена культуры своего времени.

Роспись исследуется с точки зрения иконографического состава живописных циклов и композиций всех компартиментов храма, определяющих своеобразие ее художественного и идейного замысла. Основной целью работы является всесторонний анализ содержания и смысла фрескового ансамбля.

Для достижения этой цели в диссертации решаются следующие задачи: датировка ансамбля, изучение истории создания и реставрации стенописи на базе архивных документов и исторических источников; идентификация изображений, определение сюжетного состава, в том числе расшифровка содержания руинированных и фрагментарно сохранившихся композиций; анализ и полная реконструкция программы росписи; иконографическое исследование композиций и живописных циклов наоса и алтаря, определение места фресок среди памятников годуновского изобразительного искусства.

Одной из важных проблем при изучении программы росписи является анализ принципов и закономерностей образования, модификации и развития иконографических схем в их связи с различивши литературными источниками и литургическим чином. По отношению к памятникам позднего средневековья эта проблема осложняется обилием и разнообразием привлекаемого художниками литературного материала.

В настоящей работе изучается введение в программу храмовой декорации новых, по сравнению с предшествовавшим периодом, тем росписи - иллюстрации ветхозаветных циклов, синодиков, символико-аллегорические иллюстрации литургических текстов. Фрески исследуются в сопоставлении с произведениями монументальной живописи, иконописи и книжной миниатюры второй половины XVI в.

Не менее важной является проблема определения культурных ориентиров современной росписи эпохи. Проблема влияний, значения образцов

приобретает особую актуальность для искусства и культуры позднего русского средневековья. Это обусловлено двумя тенденциями. С одной стороны, усиливается поток западноевропейского изобразительного материала, оказывающий прямое воздействие на русскую иконографию (например, "Четырехчастная" икона Благовещенского собора). Этот вопрос привлекал пристальное внимание многих ученых. Первым отметил этот факт Ф.И.Буслаев / 18 /. По мнению Г.Флоровского / 19 /, Н. Е. Андреева / 20 /, Л.А.Успенского / 21 / «западническая» ориентация была определяющей в культуре второй половины XVI в. Но одновременно можно отметить возрастание роли византийской традиции, прежде всего в связи с венчанием на царство русских самодержцев и идеей преемственности Руси по отношению к Византии (росписи Архангельского собора, Золотой Царицыной палаты). В последние годы именно эта сторона русской культуры подробно освещается в исследованиях Г.В.Попова / 22 /, А.В.Рындиной / 23 /, Н.В.Синицыной / 24 /. Как показали работы А.Л.Баталова, особый смысл в системе идейных ценностей и художественных представлений получили образы Святого Града и Небесного Иерусалима, отразившиеся в создании таких произведений как собор Покрова на Рву и замысел храма «Святая Святых» / 25 /. Те же идеи воплотились в иконе "Благословенно воинство Небесного Царя" / 26 /. Византийская традиция императорского портрета легла в основу программы росписи кремлевского Архангельского собора / 27 /.

О роли византийской традиции, которая приобретает к концу XVI в. значение особого идейного направления, свидетельствуют произведения, выполнявшиеся по заказу Годуновых. Целенаправленное копирование образцов, имеющих определенный художественный, исторический и сакральный статус, является характерной чертой искусства годуновского времени. В связи с этим особенно важным представляется выявление образцов и принципов их использования в росписи церкви в Вяземах.

При изучении росписи церкви Троицы встают также более общие вопросы: о развитии принципа тематического соответствия живописной декорации и посвящения храма, о значении цикла «Сотворение мира» в монументальной живописи XVI в., о новых аспектах понимания образа Бога Отца в контексте бытийных сцен.

Данный круг проблем обусловил комплексный метод исследования и привлечение в качестве источников ряда памятников изобразительного искусства, письменные и архивные материалы. Основным источником является сам ансамбль фресок церкви Троицы в Вяземах, изучавшийся автором в ходе работ по реставрации росписи. Привлекаются также росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, кремлевского Архангельского собора и Успенского собора в Свияжске, а также иконы, произведения лицевого шитья и прикладного искусства, выполненные по заказу Годуновых. Отдельный корпус памятников, рассмотренных в ходе работы над диссертацией, составляют иллюминированные рукописи второй половины ХУ1-ХУП вв. в собраниях Российской Государственной библиотеки, Государственного Исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Музеев Московского Кремля.

Принципиальное значение для изучения фресок церкви Троицы имеет сопоставление с циклами миниатюр Лицевого летописного свода и Годуновских Псалтирей, тематический состав, система иллюстраций и иконография которых нашли отражение в данном монументальном ансамбле. Ценным источником для изучения иконографии фресок алтаря явились миниатюры лицевых Синодиков. Сходство и отличия, выявленные при сравнении фресок с такими памятниками рубежа ХУ1-ХУП вв. как миниатюры Жития Сергия Радонежского (ОР РГБ, № 8663), Жития Зосимы и Савватия / 28 / , Егоровского Хронографа (ОР РГБ, № 202), позволили определить место памятника в искусстве того времени.

Главными письменными источниками являются летописи, записки современников, граффити на стенах церкви Троицы и обнаруженные

архивные документы (РГАДА, ЛОИА, ГИМ, ГТГ, Музеи Кремля), а также реставрационные материалы.

Фрески Вязем являются тем связующим звеном, которое позволяет проследить реальные пути перехода к искусству XVII в. Изучение ансамбля дает представление о формировании нового художественного языка, новых программ и сюжетных линий, зарождение которых до сих пор не имело непосредственного обоснования в культуре конца XVI в. Вместе с тем анализ программы росписи годуновского храма открывает возможности для изучения развития тех тенденций, которые наметились уже в грозненское время и воплотились в росписи Покровского(Троицкого) храма Александровой слободы /29 /.

Необходимость исследования ансамбля фресок церкви Троицы в Вяземах обусловлена практически полной неизученностью монументальной живописи последней трети XVI в. Успехи в изучении архитектуры и прикладного искусства данного периода делают особенно очевидной актуальность настоящей работы.

Глава I История изучения росписи

Росписи Троицкой церкви в Вяземах не привлекали внимания дореволюционных исследователей древнерусской живописи ни в плане иконографическом, ни с точки зрения стиля. Впервые в исследовательской литературе о росписи годуновского храма сообщил архим. Леонид в церковно-археологическом описании московского Звенигорода, вышедшем в 1878 г. В очерке о Вяземах, автор отметил факт наличия в церкви древних фресок, приведя слова из путевых записок конца XVIII в. митрополита Платона о возобновлении древней росписи в первоначальных формах / 1 /. Более развернутые сведения о росписи поместил в своем обширном труде, посвященном истории