автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Стенопись: объем и пространство
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Комаров, Александр Александрович
Введение.1
Истоки.13
Глава I. Древний мир.17
- Стенопись Древнего Египта (XX-XI вв. до н.э.).17
- Стенопись Эгейской культуры (XVI-первая половина
XV века до н.э.).31
Глава II. Античность.34
- Стенопись Древней Греции и эпохи эллинизма (V-I вв. до н.э.).34
- Стенопись Этрурии. (VII-II вв. до н.э.).51
- Стенопись времени Древнего Рима, (вторая половина I века до н.э. -первая половина I века н.э.).56
Глава III. Средние века.84
- Стенопись Византии (V-XVbb.).84
- Стенопись Средневековой Руси (XI-XVII вв.).94
О средневековой системе передачи объёмов и пространства. Об "обратной перспективе".113
- Стенопись Западной и Центральной Европы (VI-XVI вв.).128
Глава IV. Проторенессанс и Ренессанс.152
- Стенопись Проторенессанса (XIV вв. до н.э.).152
Стенопись Раннего Возрождения (XV век).187
Стенопись Высокого Возрождения (конец XV - первая половина
XVI века).211
Глава V. Новое время.229
- Стенопись Западной и Центральной Европы (XVII - первая половина XVIII века).229
Итоги.;.247
Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Комаров, Александр Александрович
Те, кто влюбляется в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля или компаса, ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории."
Леонардо да Винчи (56. т. 2. с. 119).
Теория не может подменить практику. Последняя всегда полнее, богаче и многообразнее первой в частностях. Но и практика во всём её объёме и многообразии не может ни заменить, ни подменить теории, т. к. теория - это "интеллектуальный центр" практики, который, изучая её частности, прослеживает и выявляет их основные направления и тенденции развития, в силу чего способна прогнозировать дальнейшее движение практики "вперёд-вверх".
В данной работе предпринята попытка проанализировать одну из фундаментальных сторон мастерства стенописи, рассмотреть вопросы вроде бы "чистого ремесла" - изображение на плоскости с помощью красок и других материалов объёмов (форм) реального мира и передачи ими пространства. Однако вопросы, которые Леонардо да Винчи в своё время считал "чудом живописи". Диссертант проведённым им анализом стенописи прошлых эпох подчеркнул, что именно эти завоевания повлекли за собой как кардинальные перемены в композиционных построениях произведений стенописи, так и повлияли на их место и значимость в решении архитектурных ансамблей.
Данная работа преследует и цель - проследить путь, по которому прошло человечество в изображении реалий окружающего мира в стенописи: от конгломеративных силуэтов в росписях древнеегипетских гровниц времени Среднего царства (XX в. до н. э.) до передачи полного объёма в изображённом пространстве произведений стенописи первой половины XVIII века, рассмотреть процесс осмысления и реализации этих возможностей, накопления знаний и опыта в этом деле.
К настоящему времени искусствоведением проделана огромная работа, важная и необходимая для познания этой области культуры: выпущено большое количество научных изданий великолепных монографий и альбомов, в которых представлены в иллюстрациях, описаны и систематизированы почти все ныне известные памятники стенописи, которые служат делу популяризации этого искусства. Во • многих из них дан глубокий анализ произведений, имеющих непреходящую познавательную ценность. Однако немало и работ, в которых авторы ограничиваются лишь освещением вопросов - кто, что, где и когда создал. И, к сожалению, не так много исследований, анализирующих вопросы, как изображено, - какими пластическими средствами мастер пользовался для выражения своей идеи-образа, как отдельное произведение стенописи или их ансамбль взаимосвязаны с архитектурой, в которой они выполнены, какую идейно-образную и декоративную роль они в ней играют. Ещё меньше теоретических исследований, освещающих вопрос, почему так, а не иначе изображено и решено композиционно то или иное произведение определённой художественной культуры. Почему один и тот же сюжет в ту или иную более раннюю эпоху пластически трактовался совершенно плоскостно, а в более позднюю - в полном объёме основных элементов композиции и в глубоком изображённом пространстве?
Эти два тесно взаимосвязанных вопроса — как и почему — не менее важны для познания искусства стенописи и для современной практики, чем предыдущие, и могут претендовать на отдельное, глубокое их изучение.
Изображение объёмов и передача ими пространства, как их "вместилища", является первоосновой искусства изображения на плоскости. Изучение эволюции этой первоосновы в стенописи является темой данной работы.
Стенопись - это искусство росписи архитектурных поверхностей (стен, потолков, куполов, арок и т. д.). Искусство создания на них изображений - от непритязательного орнаментального декора до монументальных многофигурных произведений, нередко являющихся идейно-образными и декоративными доминантами целых архитектурных ансамблей.
Стенопись - оригинальный вид искусства. Искусство изобразительно-прикладное:
-изобразительное, так как для выражения идей-образов в своих произведениях и декоре стенопись оперирует изобразительными формами;
-прикладное («прилагаемое» к архитектуре), так как отличительным, кардинальным признаком стенописи (как и искусства архитектурно-декоративной пластики)1 является органичная и многокоординатная взаимосвязь её монументальных и декоративных произведений, а также взаимосвязь сюжетно-тематического и орнаментального декора с архитектурой. По существу, это искусство росписи архитектурных поверхностей, искусство архитектурного ансамбля, в который произведения стенописи входят как элементы (нередко доминирующие),
1 Искусство архитектурно-декоративной пластики, как и стенопись, является искусством изобразительно-прикладным, искусством архитектурного ансамбля конкретизирующие и углубляющие его идею-образ. В силу этого произведения стенописи не самоценны. По многим координатам они подчинены общему решению того или иного конкретного архитектурного ансамбля: место выполнения, стилистика, ритмика, масштаб форм, колорит и т. д. Вне архитектуры, вне её ансамбля, как более крупного художественного целого - нет произведений искусства стенописи;
-декоративное (декорирующее) - без декоративности произведений стенописи, без определённого рода сценографии в их построениях, без проявления в них идейно-образных доминант, ритмики силуэтов, цветовых масс, линий и д. т., стилистически и масштабно согласованных с архитектурой, без выполнения ими функции её (архитектуры) декора, она (стенопись) теряет одну из основополагающих своей специфики;
- искусство - вид деятельности, этимологический корень которого - «искус», предполагает определённую высоту, совершенство в каком-либо деле на грани "волшебства". Искусством стенописи можно назвать только те композиции, те изображения, которые помимо содержательной информации, изобразительного "рассказа" и узнаваемости объектов изображения в формах, их строе, пропорциях и ритмах способны передать ещё одну очень существенную грань реального мира — грань, раскрывающую их красоту, тем самым делая изобразительную информацию более полной и ёмкой, переводя её в категорию изображений художественных, способных нести в себе, кроме идейно-образной и эстетическую информацию.
Только произведения, имеющие эти четыре признака: изобразительное, прикладное (ансамблевое), декоративное, и «искус» -можно с полным на то основанием отнести к искусству стенописи.
Изображения объектов окружающего мира многие тысячелетия были далеко не адекватны объектам видимым в натуре. Промежуточные ступени между плоскими и объёмно-пространственными изображениями зависили от уровня развития культуры в конкретное хронологическое время и в определённом регионе. Многие тысячелетия изобразительная деятельность людей базировалась на умозрительной памяти и воображении, первоосновой которых являлись формы реального мира. "Срисовать с натуры" - о такой задаче заговорил лишь Леонардо да Винчи в конце XV века
Уровень передачи объёмов и пространства на плоскости - один из существенных критериев, характеризующих художественную эпоху, время и место создания произведения. Один из первостепенных показателей высоты мастерства, т. к. без изображения объёмов и передачи ими пространства не может быть полноценной изобразительной формы, без них нельзя создать и форму художественную. Изображение объёмов и пространства на плоскости, способных передать формы окружающего мира - один из глубинных, кардинальных факторов изобразительного искусства и стенописи, в частности.
Располагая в настоящее время конкретными знаниями по истории стенописи, сопоставляя и анализируя её памятники, можно обнаружить идентичные приёмы в трактовке объёмов и пространства, характерные для многих из них, находящиеся примерно на одном уровне развития культуры. Можно увидеть, что эти приёмы в дальнейшем в процессе развития практики выстраивались в определённые технологические цепочки (понимая под технологией логику дела) — в изобразительные системы, позволявшие на определённом изобразительном уровне достигать оптимальных для своего времени результатов в передаче объёмов и пространства реального мира на плоскости.
Изобразительная система - это совокупность целесообразных приёмов, характерных "определённому" времени и региону создания произведений. Каждая - это уровень, ступень прогресса на этом пути. Каждая последующая отличается от предыдущих степенью приближения изображений объёмов к их визуальной достоверности и передачей ими (их масштабной, цветотоналыюй и цветоконтрастной соотнесённостью) пространства на плоскости. Сопоставляя эти приёмы, можно получить представление об эволюции в этом деле: на пути от почти нулевой объёмности в изображениях до её полной передачи на плоскости (точнее, в пространстве цветотона её поверхности) или передачи объёмов в изображённом пространстве, ценой полного визуального уничтожения этой плоскости изображением.
Изобразительная система - это изобразительный язык, на котором мастер с помощью изображений "разговаривает" со зрителем, раскрывает, доносит до него идею, сюжет своего произведения. Изучая эти изобразительные языки, сопоставляя формы выражения содержания, их пластику, мы можем говорить о системах, имевших место у конкретных народов в определённое время, говорить о том, что характерно для них, находящихся на определённой ступени развития культуры.
Каждый изобразительный язык - это система изобразительных "знаков", упорядочивающая приёмы изображения, их взаимосвязи, их строй с целью наиболее эффективной передачи содержания. И поэтому каждая система стремилась осмыслить и закрепить достигнутый ею уровень в соответствующих канонах, уставах к письму, трактатах и учебниках, то есть стремилась закрепить его как наивысшее достижение в изображении объёмно-пространственного мира. Но в среде практиков каждой эпохи всегда находились мастера, которые не удовлетворялись достигнутым уровнем и искали путей большего приближения к этой цели, так как перед их глазами был всё тот же реальный объёмно-пространственный мир, формы которого они стремились изображать, создавая произведения.
Система изображения объёмов - это система передачи ими и пространства. Каждая - отражение этапа завоевания изображениями части пространства на пути к изображению его бесконечности. Поэтому нельзя отдельно рассматривать развитие изображений объёмов от развития передачи ими пространства. Это две равноценные составляющие отображения реального мира. Даже уплощённый почти до нуля объём не может быть изображённым вне пространства. Где есть объём, там всегда присутствует и третье его измерение, третья пространственная координата - глубина. Но если в реальном объёмно-пространственном мире она всегда столь же реальна, как и две другие - высота и ширина, то в изображении на плоскости реальны только две последние. Глубина же в течение многих тысячелетий для изображения её, передачи в ней объёма, была "камнем преткновения", т. к. все изображённое красками или другими материалами в стенописи делались на "глухой" поверхности. Но даже первые шаги в изображениях, когда одни плоские элементы фигур частично перекрывались другими или перекрывали части других - это было первым проявлением пространственного мышления при изображении объёмов натуры. Это был первый, хотя, быть может, и неосознанный шаг к рассмотрению цветотона поверхности как "неизображённого пространства", в минимальной глубине которого, в его минимально неглубоком (тонком) пространственном слое и были изображены распластанные по реальной поверхности силуэты - изображения.
Основной признак, характерный для всех изобразительных систем, для направления их эволюции, - стремление к передаче в изображении визуальной достоверности объектов реального мира. В процессе эволюции, на каждом уровне развития, в каждой системе - стремление в изображении к наибольшей степени узнаваемости объекта изображения.
Каждая система должна рассматриваться в общем временном потоке развития стенописи, как один из этапов передачи реального мира в изображениях, как определённый уровень изобразительной культуры конкретных народов в тот или иной период их развития. Как этап, где каждая последующая - открытие, освоение новых возможностей в изображении объёмов и передачи ими пространства реального мира. С конечной целью создания более ёмких идейно-образных произведений, на более высоком художественном уровне.
Овладение в полной мере объёмно-пространственным уровнем передачи на плоскости окружающего мира несоизмеримо в сравнении с изображениями плоскостными. Оно расширило возможности стенописи, кардинально изменив композиционный строй её произведений не менее чем на три с половиной столетия (вторая половина XV века - конц XVIII века). Последовательно выстроенный ряд таких систем дает представление о некой цепочке - эволюции, отражающей процесс развития искусства стенописи. Процесс сложный, противоречивый, с взлетами и падениями, зависящий от многих факторов, иногда весьма далеких от искусства, но процесс, неуклонно развивающийся. По существу, развитие изображений объёмов и пространства на плоскости (в стенописи) - это прогресс в передаче на ней масштабной, цветоконтрастной и цветотональной их соотнесённости. Приближение их характеристик по этим векторам к визуальной достоверности, существующей в реальном мире и проявляющейся при восприятии его человеком.
Ныне мы в значительно большей степени понимаем самоценность каждой системы прошлых эпох, их художественно-выразительные возможности и особенности. Рассматриваем их не как "недоросшие" до передачи объёмов и пространства в их полной визуальной достоверности, а каждую как один из возможных "вариантов" выражения темы, идеи-образа, что при их изучении и осмысленном применении не может не обогатить творческую "палитру" пластических и композиционных решений мастеров современной стенописи. И в этом развитии немалую роль сыграла в последующем и теория дела -закрепление достигнутых вершин в канонах, уставах, прописях, наставлениях, трактатах и книгах-трудах, осмысливавших практику, комментирующих и тем самым закрепляющих её успех, трудах, которые помогали последующим поколениям более успешно и осмысленно осваивать опыт мастеров прошлого времени. Разрабатывать логически продуманные программы для подготовки молодых практиков, ставя их тем самым "на плечи" завоеваний опыта мастеров предыдущих поколений.
Проблемы изображения на плоскости объёмов и пространства реального мира в их визуальной достоверности занимали умы мастеров стенописи со времен Древнего Египта и до наших дней, о чем свидетельствуют произведения стенописи и что нашло отражение и в теоретическом осмыслении этих вопросов и процесса их развития в трудах древних мыслителей, математиков, философов, архитекторов, мастеров стенописи, станковой живописи и искусствоведов разных времён и народов.
Истоки теории объёмно-пространственных построений на плоскости, видимо, следует искать в трудах древнегреческого математика Эвклида (III век до н. э. г. Александрия) и древнеримского архитектора, теоретика и историка архитектуры Витрувия (вторая половина I века до н. э.). А также реализацию их в работах мастеров стенописи Античности (I век до н. э. - I век н. э.). У истоков создания системы объёмно-пространственных построений в практике стенописи Проторенессанса стояли такие мастера как Джотто, братья П. и А.Лоренцетти, Альтикьеро и др. До наших дней не дошли сочинения на эту тему двух теоретиков XIV века - П.дель Аббако и Б.де Парма, впервые предпринявших попытку непосредственного изучения этого вопроса. С другой стороны к освоению света окружающего мира, его природы и механизма восприятия его человеком, в XIV веке подошёл в своих трудах по оптике П.Тосканелли.
Осмысление учения о геометрическом построении объёмов и пространства на плоскости, учения о геометрической перспективе в XV веке нашло свою основополагающую разработку в трактате Л.Б.Альберти "Три книги о живописи", (56 стр. 19-58), а также в практике выдающегося архитектора того времени Ф.Брунуллески и в теоретических трудах П.Учелло, А.дель Кастаньо, П.делла Франческо, а также в произведениях стенописи более поздних мастеров эпохи Ренессанса, таких как Мазаччо, фра Анджелико, Б.Гоццоли, А.Мантенья, П.Перуджино, Д.Гирляндайо, Л.Синьорелли, Рафаэль Санти, Корреджо и П.Веронезе.
Этому вопросу в своих трудах уделил большое внимание в конце XV - начале XVI века титан мысли и гениальный художник эпохи Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи, глубоко и в более широком аспекте осмысливший теорию "воздушной перспективы". В XVII—XVIII веках они нашли место в теоретических работах Г.Гварини и А.Поццо.
Наибольшую теоретическую разработку эти вопросы получили во многих трудах как отечественных, так и зарубежных авторов XIX— XX веков. Но получили в контексте более широком - при анализе ими аналогичных проблем в архитектуре, изобразительном искусстве в целом. Реже непосредственно в стенописи, иконописи и станковой живописи. В этих работах высказаны точки зрения на широкий круг проблем взаимосвязи архитектуры с прикладными искусствами, отразивших глубину и широту понимания этими авторами сути дела. Об этих вопросах, в частности, писали: Алпатов М.В., Арнхайм Р., Бакушинский A.B., Блашичек О., Бринкман А.Д., Бурхард О., Ванслов В.В., Вельфлин Г., Воейкова И.Г., Гильдебранд А., Глазычев B.JI., Гнуди Ч., Данилова И.Е., Дмитриева H.A., Дюпон Ж., Жегин Л.Ф., Китсон М., Лазарев В.Н., Мильман М.М., Михайлов А., Мочалов Л.В., Панофски Э., Прокофьев В.Н., Раушенбах Б.В., Рудбер Г., Степанов Г.П., и Фаворский В.А.
Глубоко "затронул" эту тему в начале нашего века. П.А. Флоренский в своей статье "Обратная перспектива"(81), в которой он, правда, говорит не столько о геометрических построениях объёмов и передаче ими пространства в произведения стенописи и иконописи православного христианства, сколько клеймит "иллюзионистические задачи барокко Древнего мира" и всю "возрожденскую" культуру в изобразительном искусстве, считая её "роковой ошибкой и неудачным опытом человечества", отстаивая достоинства системы средневековой, как системы творчески активной.
С попытками раскрыть "секрет" феномена "обратной перспективы", уже в наше время, выступили, в частности, A.B. Бакушинский, Л.Ф. Жегин и Б.В. Раушенбах.
В полной мере аргументировано о возникновении и вхождении в практику мастеров стенописи Италии XV века прямой (геометрической) перспективы пишет в своей работе "Брунеллески и Флоренция. Творческий портрет в контексте ренессансной культуры" И.Е. Данилова. (33). В другой своей работе "От Средних веков к Возрождению" (31) И.Е. Данилова подняла ещё один кардинальный вопрос изобразительного искусства. Не касаясь впрямую вопросов развития передачи объёмов и пространства в стенописи, она чётко расставила ориентиры и акценты, определив "водораздел", где "кончается" стенопись - искусство росписи архитектурных поверхностей (искусство ансамблевое), и где "начинается" станковая живопись - искусство произведений самоценных.
Эту же тему, и тоже в контексте более широком, рассмотрела H.A. Дмитриева в работе - "Станковизм и монументальность" (34), сформулировав в ней понятие о "живописной живописи", т. е. искусстве, станковой живописи конца XIX - первой половины XX века.
В достаточной степени глубоко разработал вопросы передачи пространства в произведениях стенописи и, главным образом, станковой живописи J1.B. Мочалов ("Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи") (61).
Из современных западноевропейских теоретиков искусства, анализировавших вопросы эволюции передачи объёмов и пространства в стенописи, серьёзные исследования которых в этой области представляют безусловный интерес, следует назвать работы Ж. Дюпон и Ч. Гнуди - "Готическая живопись" (96), и особенно М. Мильман
Архитектурная живопись, обманывающая глаз" (107), которые, правда, имеют скорее историко-описательный, чем аналитический характер.
Работ, рассматривающих искусство стенописи с точки зрения эволюции в ней изображений объёмов и передачи ими пространства в поставленном диссертантом аспекте (как вопросов фундаментальных), ни в отечественной, ни в зарубежной литературе - нет.
ИСТОКИ
Глубочайшие корни стенописи, как и всех изобразительных искусств, кроме архитектурно-декоративной пластики, искусствоведение видит в первых попытках Человека изобразить что-либо на плоскости, относит к раннему Ориньякскому периоду Верхнего Палеолита.
Изображения в пещерах Верхнего Палеолита (36 - 10 тыс. лет до н. э.) и период Мезолита (8-6 тыс. лет до н. э.) на различных открытых поверхностях несут в себе только изобразительную информацию об объектах. И лишь в отдельных случаях в них проявляется образное отображение натуры. Изображения этой изначальной эпохи человеческой культуры нельзя относить к искусству стенописи. В первую очередь потому, что они не на стенах построек, возведённых руками человека, не в архитектуре, а в творениях природы - пещерах.
На территории современной Турции, на стенах святилищ одного из древнейших поселений на Земле, известных науке, - в поселке-доме на холме Ч*атал-Хюйюк были найдены одни из первых изображений на стенах построек, тоже относящихся к 6-му тысячелетию до н. э. На сохранившихся до наших дней в удовлетворительном состоянии фрагментах изображены "Танцующие леопарды" и "Действующий вулкан и поселок" (илл. 1,2). Однако на стене одного из жилых помещений этого же дома-поселка обнаружено изображение, повторяющее рисунок реальных ковров, фрагменты которых были найдены там же. Они дают основание предположить, что и этот написанный ковер и фрагменты росписей из святилищ и из других строений этого дома-поселка, с изображениями сцен охоты, несли в себе какие-то изначальные функции декора. Их можно считать одним из самых древних изображений и декором на стенах возведенных человеком строений.
Позже, в 4-ом тысячелетии до н. э. на Ближнем Востоке в одном из древнейших регионов культуры Двуречья (долины рек Тигра и Ефрата), в Месопотамии, в городе Урук (Шумер), было построено так называемое "Красное здание". До наших дней дошли в руинах полуколонны, облицованные керамической мозаикой (геометрический орнамент), которая, безусловно, является примером эстетического осмысления строения, его декором.
Из росписей культуры Месопотамии 2-го тысячелетия до н. э., в очень разрушенном состоянии, до наших дней дошли только несколько фрагментов из дворцового комплекса Зимри-Лима в городе Мари, относящегося к XVIII веку до н. э. (илл. 3).
Вторым и наиболее значительным регионом ареала доантичных культур, где были созданы многочисленные памятники стенописи, является Древний Египет времен XXVIII—XI веков до н. э., т. е. начала третьего - конца второго тысячелетия до н. э.
Как правило, изображения на стенах времени Древнего царства (XXVIII—XXIII веков до н. э.) не претендовали на эстетику своих форм, о чём свидетельствует фрагмент росписи из гробницы Меху в Гизе (илл. 5), но в некоторых росписях этого времени уже присутствуют корни художественности. Об этом красноречиво говорит ставшее хрестоматийным изображение гусей из фриза в гробнице (мастаба) зодчего Нефермаата в Медуме (XXVII в до н. э.). (илл. 6).
Третьим доантичным очагом древней цивилизации была культура островов и побережья Эгейского моря, к памятникам росписи архитектурных поверхностей этой культуры в первую очередь следует отнести росписи некоторых зал Кносского дворца (не позже XV в. до н. э. Илл. 7,8,).
Таким образом, сложение искусства росписи архитектурных поверхностей - искусства стенописи - проходило довольно длительное время, примерно четыре с половиной тысячелетия - с 6-го по первую половину 2-го тысячелетия до н. э. включительно. Это время следует рассматривать как период сложения искусства стенописи, как период протостенописи.
В росписях, выполнявшихся до 2-го тыс. до н. э. в Месопотамии, Древнем Египте и на землях Восточного Средиземноморья накопилось столь значительное количество отдельных завоеваний и достижений мастерства, что они вплотную приблизились к более высокой, качественно иной своей ипостаси - к рубежу, когда в некоторых из них уже был в наличии весь комплекс характерных признаков стенописи. К сожалению, об этом приходится говорить лишь на основе единичных памятников из культур Двуречья и Эгейской. Но сопоставление их с памятниками росписей Египта того времени говорит о том, что они, в чём-то проигрывая последним, превосходили их в другом — были выполнены на достаточно высоком уровне.
О том, что искусство стенописи впервые на земле сформировалось в начале 2-го тысячелетия до н. э., свидетельствует, в частности, роспись гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Гасане, возведение которой относится к 1900 году до н. э. (период Среднего царства Древнего Египта XXI—XVIII веков до н. э.). Это древнейший памятник, дошедший до наших дней, в котором уже можно видеть определённое композиционное построение росписи его стен, её тектоническую взаимосвязь с архитектурой интерьера усыпальницы, а также в достаточной степени высокий уровень изобразительной культуры -мастерства изображения фигур и других элементов декора, уровень мастерства, уже сложившегося в определённую систему (илл. 9).
В дальнейшем, в середине 2-го тыс. до н. э. и во второй его половине (о чем можно судить по росписи гробниц Нового царства в Египте) прогресс дальнейшего развития изображений на архитектурных поверхностях достиг более высокого уровня. Так в росписях усыпальниц Нахта (XV век до н. э.) и Нефертари (XIII век до н. э.) можно видеть уже вполне сложившуюся оригинальную систему как решения самих изображений, так и композиционную взаимосвязь их с интерьерами в целом. Они уже являются доминирующей формой идейно-образного и декоративного решения интерьеров этих усыпальниц.
Ярким примером, как бы завершающим период становления искусства стенописи в Эгейской культуре и "олицетворяющим" его более высокий уровень, может служить решение декора ныне уже всемирно известного Тронного зала оговорок можно назвать стенописью в прямом и полном смысле этого понятия.
Итак, судя по сохранившимся памятникам, искусство стенописи сформировалось в первой половине 2-го тыс. до н. э., в Древнем Египте, в период Среднего царства и в Эгейской культуре, существовавшей до середины XV века до н. э.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Стенопись: объем и пространство"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе предпринята попытка вскрыть логику развития изображения объёмов и пространства в стенописи, процесса, в котором можно довольно чётко выявить его определённые, повременные этапы, нашедшие отражение и материализацию в системах трактовки изобразительной формы, характерной относительно определённому времени и региону культуры.
На примерах мировой практики стенописи предпринята попытка ответить на эти вопросы: "Почему на каждом этапе развития стенописи они решались так, а не иначе, почему каждому относительно определённому уровню развития культуры характерен не менее определённый уровень развития и изобразительной культуры, определённый уровень трактовки на плоскости (в стенописи) объёмов и пространства.
Проанализировав памятники стенописи, можно утверждать, что мастера её, от истоков и на протяжении всей истории развития этого искусства, стремились передать объёмы и пространство в их полной визуальной достоверности. Но сделать это им не позволял как уровень осознания таких возможностей, так и отсутствие технических средств -уровень культуры в целом. И только этим можно объяснить то, что развитие стенописи, изображение в ней объектов окружающего мира, его объёмов и пространства, шло в сторону передачи именно полной их визуальной достоверности.
Целесообразно, видимо, здесь ещё раз подчеркнуть мысль о том, что в стенописи предыдущих художественных эпох не было и не могло быть систем, стремившихся специально уплостить объёмы в изображении. Таковые появились только во второй половине XIX - в XX веке, только после того, как в XVIII веке изобразительное искусство, в частности стенопись, достигли апогея визуальной достоверности в передаче объёмов и пространства реального мира в своих произведениях, когда мастера поняли, что изображение полного объёма в адекватном ему пространстве (и "бездонном") - это апогей подражания натуре, но не художественной форме выражения идеи-образа. Когда мастера стенописи осознали, что понятие о той или иной эпохе культуры прошлого неразрывно связано не только с образами, созданными в её изобразительном искусстве, которое является как бы портретом своего времени, но и с выполнением их в своеобразной, характерной для него, манере передачи объёмов и пространства. В своеобразной системе их изображения. Поняли, что разнообразие приёмов изображения объектов окружающего мира, которое можно видеть в искусстве прошлых эпох (в том числе в стенописи), не только отражает уровень приближения каждой последующей из них к визуальной достоверности, но представляет собою и оригинальный изобразительный язык, способный в относительно полной мере выразить идею-образ произведения. Более того, язык, имеющий определённые пластические и декоративные качества - преимущества перед изображениями, выполненными в системе более поздней, в полной мере визуально достоверной. Что использование того или иного изобразительного языка прошлого, применение его приёмов трактовки объёмов и передача ими пространства не просто разнообразят, а расширяют и обогащают образно выразительную палитру современных мастеров изобразительного искусства.
Во второй половине XVIII века закончился только определённый период в развитии стенописи - в развитии изображений в ней объёмов и пространства, в полном соответствии их формам и пространству реального мира.
Закончила ли стенопись после этого своё развитие? Конечно, нет. Нет, так как сущность любого вида изобразительного искусства не в достижении того или иного уровня передачи объёмов и пространства, а в создании художественной формы, способной отобразить богатство явлений окружающего мира, жизнь во всех её проявлениях. Материализовать идеи-образы в изображениях, созвучных по уровню передачи объёмов и пространства времени их создания. Сегодня изобразительное искусство достигло уровня, когда его мастера понимают, что изображение объёмов и передача ими пространства в их полной визуальной достоверности - это ещё не апогей трактовки идеи-образа, что большая выразительность её может быть достигнута при акцентировании "звучания" основного перед "второстепенными". И здесь осознание опыта мастеров станковой живописи, логики их систем передачи объёмов и пространства является также богатейшим источником для построений в стенописи на основе их достижений.
В современной архитектуре, среди её форм и пространства скорее будет смотреться более органичной, будет звучать более выразительно художественная форма в определённой степени ассоциативная в адекватной ей пространственной среде, чем визуально-достоверная в "натурно" изображённом пространстве. И сегодня многие мастера стенописи ищут эти пути, ставят перед собою некие "сверхзадачи" -ищут реализацию их через художественную форму. А в цветовых решениях ритмикой линий, соотнесением цветовых акцентов стремятся создать некий орнаментально-цветомузыкальный настрой произведений. Передать этими изобразительными средствами не только "мелодию" произведения в её "чистом", неаранжированном виде, а обыграть и обогатить её, переведя в ипостась полифонического звучания.
Есть ли у современной стенописи, этого некогда великого искусства, перспектива возрождения и возможность занять одно из ведущих мест среди других (в том числе и новых) искусств в деле отражения мировоззрения современности, в деле формирования и увековечения общественных взглядов и устремлений наших дней? Безусловно, есть. Для этого ей, в первую очередь, надо стать искусством, способным выражать в изобразительной форме общественно значимые идеи современности. Искусством произведений, достойных быть вынесенными на порталы общественных зданий, на площади и магистрали наших городов, на стены парадных холлов и вестибюлей государственных учреждений и представительств.
Такие произведения были бы памятниками нашей эпохе, но для этого нужна их общественная востребованность. Нужны общественно значимые идеи. Осуществление такой программы, её реализация - дело долговременное, на перспективу, многотрудное, но общественную значимость которого трудно переоценить. Это дело государственной важности, дело государственной политики, о чём свидетельствует опыт всех значительных и великих держав прошлого.
Список научной литературыКомаров, Александр Александрович, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1.B. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. Истоки реализма в искусстве Западной Европы. "Искусство". М., 1939, - 224 с.
2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. "Искусство". М., 1976.-287 с.
3. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. "Искусство". М., 1984. -331 с.
4. Амальрик A.C., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. "Наука", М., 1966. 279 с.
5. Антонова И.А. Паоло Вернезе. "Изобразительное искусство". М., 1963.- 11 с.
6. Арнхайм Р. Искусство и визуальное восприятие. Изд—во "Прогресс", М, 1974.- 121 с.
7. Арнхайм Р. Новые очерки по психологии искусства. "Прометей". М., 1994.-352 с.
8. Бакушинский A.B. Линейная перспектива в искусстве и зрительном восприятии реального пространства. "Искусство", М.,1923,-213-261 с.
9. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. "Искусство". М., 1965.-213 с.
10. Брагина Л.М. Гражданский гуманизм и античная этико-политическая мысль. В сборнике Античное наследие в культуре Возрождения. "Наука". М., 1984. С. 20 - 27.
11. Бринкман А.Д. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. Изд—во BAA, М., 1935. 80 е.
12. Буткевич O.B. Художественность. Журнал "Декоративное искусство", №1,1987. С. 22—27.
13. Ванслов В.В. О монументализме в станковом искусстве. Журнал "Творчество", №10,1971.
14. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. Изд-во "Изобразительное искусство. М., 1972. 297 с.
15. Ванслов В.В. Прогресс в искусстве. "Искусство". М., 1973. 255 с.
16. Ванслов В.В. Общественный прогресс и исторические судьбы искусства. В сборнике "Эстетика и судьбы творчества". "Изобразительное искусство". М., 1977. 7 - 48 с.
17. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. Перевод с немецкого. "Academia" М-Л., 1930. -. 272с.
18. Воейкова И.Н. О приёмах взаимосвязи живописного декора и архитектурного интерьера в древнерусских памятниках XI XVII веков. В сборнике "Древнерусское искусство", АН СССР, ин-т Истории искусств. "Наука", М., 1964.
19. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. "Искусство", М., 1978.-264 с.Волков H.H. Композиция в живописи. "Искусство", М., 1977. -263 с.
20. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. О Гансе фон Маре. Изд—во МПИ, М., 1991. 162 с.
21. Глазычев В.JI. Зарождение зодчества. "Стройиздат", М., 1983 125 с.
22. Глазычев В.Л. 210 строк про самоценность. Журнал "Декоративное искусство СССР", №11,1976.
23. Глозман И.О. О декоративности. Журнал "Творчество", №3, 1972
24. Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры (опыт культурологического анализа), "Лениздат", С Петербург, 1997.-201 с.
25. Горфункель А.Х. Полемика вокруг античного наследия в культуре Возрождения. "Наука", М., 1984. 6 - 20 с.
26. Грегори Р.Л. Разумный глаз. "Прогресс", М., 1972. 57 с.
27. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры, "Искусство", М., 1984.-350 с.
28. Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. "Искусство", М., 1970.-60 с.
29. Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М., "Искусство", 1970. 257 с.
30. Данилова И.Е. От средних веков к возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. "Искусство", М., 1975.- 127 с.
31. Данилова И.Е. Брунеллески в Риме. В сборнике Античное наследие в культуре Возрождения. "Наука". М., 1984. 206 - 214 с.
32. Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры. "Искусство", М., 1991. 294 с.
33. Дмитриева H.A. Станковизм и монументализм в современном изобразительном искусстве. Сборник "Вопросы эстетики" выпуск пятый, М., 1962.
34. Дмитриева H.A. Изображение и слово. Институт истории искусств Мин—ва культуры СССР. "Искусство", М., 1962. 314 с.
35. Жегин Л.Ф. Некоторые пространственные формы в древнерусской живописи. Сборник "Древнерусское искусство" -XVII век, изд—во "Наука", М., 1964. 175-214 с.
36. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). Изд—во "Искусство", М., 1970. 125 с.
37. Зингер Л. Монументальное в портрете. Журнал "Творчество", №8, 1972.
38. Иконников A.B. Эстетические проблемы архитектуры. "Знание". М., 1970.-48 с.
39. Иконников A.B. Самоценность первооснова синтеза. Журнал "Декоративное искусство", №8, 1979.
40. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры. "Искусство". М., 1985.- 175 с.
41. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. Стройиздат. М., 1986.-286 с.
42. Каган М.С. Иерархия или равноправие. Журнал "Творчество", №5, 1961.
43. Каган М.С. Морфология искусства. "Искусство", М., 1972. 440 с.
44. Каган М.С. Ещё раз о станковом и монументальном искусстве. Журнал "Творчество", №2,1972.
45. Кириллова Л.И. Масштабность в архитектуре. Гос. Изд-во литературы по строительству, архитектуре и стройматериалам. М., 1961.-191 с.
46. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. "Изобразительное искусство". М., 1977.- 160 с.
47. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956, т. 1,-121 с.
48. Лазарев В.Н. Фрески Старой Ладоги. Изд—во "Искусство", М.,1960,- 214 с.
49. Лазарев В.Н. Мозаики Киевской Софии. Изд—во "Искусство" М.,1961.-212 с.
50. Лазарев В.Н. Михайловские мозаики. Изд—во "Искусство", М., 1966.-271 с.
51. Лазарев В.Н. Византийская живопись. "Наука". М., 1971. 406 с.
52. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI—XV вв. "Искусство", М., 1973.-456 с.
53. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. "Наука". М., 1978.-335 с.
54. Либман М.Я. Иконология. В сборнике "Современное искусствознание за рубежом". М., 1964. 75 с.
55. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. Том второй. Под общей редакцией A.A. Губера, A.A. Фёдорова-Давыдова, И.Л. Маца и В.Н. Гращенкова. "Искусство". М., 1966.
56. Малетин В. О границах живописи и графики. Сборник "Вопросы эстетики", вып. 5; Виды искусств и современность. "Искусство", М., 1962.
57. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М-Л., 1961. 96 с.
58. Михайлов A.A. О монументальной и станковой живописи. Ж—л "Творчество", №9,1971.
59. Михайлов A.A. Художественный образ как динамическая цельность. В сборнике "Советское искусствоведение". М., 1976. -76 (1).
60. Мочалов JI.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. Искусство: проблемы, история, практика. "Советский художник", М., 1983. 375 с.
61. Никогосян М.Н.Копии с античных произведений искусства в итальянском рисунке первой половины XV века. В сборнике Античное наследие в культуре Возрождения. "Наука". М., 1984. -С. 221-228.
62. Пановски Э.Смысл и толкование изобразительного искусства. Перевод с английского В.В. Симонова. Гуманитарное агенство "Академический проект". С.-Петербург. 1999,- 400 с.
63. Пановски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. Перевод с немецкого Ю.Н. Попова. Axioma С.-Петербург. 1999,- 227 с.
64. Покровский Н. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. Второе дополненое издание с 234 рисунками.Типография Лопухина А.П. С.-Петербург 1900,- 478 с.
65. Пунин H.H. Проблема плоскости. Журнал "Творчество". 1968 №5. -С. 8-9.
66. Раушенбах Б.В. Пространственные построения древнерусской живописи. "Наука", М., 1975. 184 с.
67. Рутенберг В.И. Античное наследие в культуре Возрождения. "Наука". М., 1984.-С. 27-40.
68. Сальмина Л.Н. Тьеполо Дж. Б. "Изобразительное искусство". М -Л., 1963.- 12 с.
69. Сапаров М. Функциональный анализ искусства. Журнал "Искусство", 1968, №6. 69 с.
70. Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. "Изобразительное искусство", М., 1987. 512 с.
71. Степанов Г.П. Проблема пространства в живописи. Сб. "Вопросы Художественного образования". Вып. 2, JL, 1972.
72. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. "Искусство", М.,1985. 298 с.
73. Толстой В.П. Советская монументальная живопись. "Искусство". М„ 1958.-304 с.
74. Толстой В.П. Монументальное искусство СССР. "Советский художник", М., 1978.-382 с.
75. Турчин B.C. Рама пространство - картина. "Декоративное искусство СССР", 1971, №8. - 32 с.
76. Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения. Росписи вилл Флоренции и Рима. Изд—во Московского Университета, 1992. 208 с.
77. Успенский Б.А. Семиотика искусства. "Школа". "Языки русской литературы", М., 1995. 357 с.
78. Успенский Б.А. К системе передачи изображения в русской иконописи. "Труды по знаковым системам", 11, Тарту, 1965.
79. Фаворский В.А. Содержание формы. Ж-л "Декоративное искусство", М., 1966.
80. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. "Изобразительное искусство", М., 1996. 333 с.
81. Чубова А.П., Античная живопись. "Искусство", М., 1966. 198 с.
82. Чубова А.П. Древнеримская живопись. "Советский художник" JI-М., 1966,- 16 с.
83. Чубова А.П. Этрусское искусство. "Изобразительное искусство", М„ 1972.-25 с.
84. Шапиро М.Г. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа. В сб. "Семиотика и искусствометрия", М., 1972.
85. Якимович А.К. Барокко и духовная культура XVII века. В сб. "Советское искусствознание 76" (11).
86. Ястрибицкая A.JI. Западная Европа XI XIII веков. "Искусство", М., 1978.- 175 с.
87. Bettini S. Les mosaigues de Ravenne a Saint Vital. Paris. 1969. - 9 p.
88. Blazicek O.J. Barockkunst in Böhmen. "Artia". Praga. 1967. 194 p.
89. Bloch R. L'art etrusgue. Plou. Paris. 1959. 48 p.
90. Bovini G. Mosaiken aus Ravenna. Ravenna. Italy. 34 s.
91. Burian J., Mouchova B. Zâhadni etruskove. Mlada fronta. Praha. 1974. -272 p.
92. Champdor A. Die altägyptische Malerei. Leipzig. Seemann. 1959. -203 s.
93. Chatzidaris M. Mistra. La cite medievale et la forteresse. Ekdotike athenon s.a. Athenes. 1995. 127 p.
94. Criollat V. Tiepolo. London. Wedenfelol and Nicdson. 1962. 98 p.
95. Dupont J et Gnudi C. La peinture gothigue. Skira. Geneve. 1994. -215 p.
96. Ember J. Tiepolo. Corvina kiado. Budapest. 1972. 27 p.
97. Eschebach H. Pompeji. Erlebte antike Welt. Seeman. Buch und Kunstverlad. Leipzig. 1984. -332 s.
98. Frei J. Recré vâzy. Statui nakladatelstvi krâsné literatury, hadby a umëni. Praha. 1956. 120 p.
99. Gonzalez A.V. Pintura Romanika. Panteon real de san Isidoro. Leon Isidoriana Editoraiale. Leon. Espana. 1979. - 119 p.
100. Keller W. Etryskové. Orbis Praha. 1974. - 387 p.
101. Kitson M. Barok a rokoko. "Pallas" Bratislava, 1972. 191 p.
102. Kutal A. Andrea Mantegnua Nakl. Ceskoslovenskych oytvarnych umelcu. Praha. 1958. 22 p.
103. Liberman A. La grece dieux et art. "Arthand". Paris. 1969. 64 p.
104. Marinatos S. Kreta und das mykensche Hellas. Aufnachmen vou M.Hirmer. München. 1957.- 131 s.
105. Mekchitarian A. La peinture Egyptienne. "Skira", Flammarion Geneve. 1978.- 166 p.
106. Milman M. Architectures peintes en trompe l'oeil. Skira. Geneve. 1992. -117p.
107. Morassi. Tiepolo. Istituto italiano d'arti Grafiche. Bergamo. Milano -Roma. 1943.-49 p.
108. Oakeshott W. I mosaici di Roma. Electa. Milano. 1967. 286 p.
109. Pallotino M. La peinture etrusgue. "Skira". Geneva etc. 1952. 139 p.
110. Pallucchine R. Veronese. Krem, s.a. Roma. 46 p.
111. Panofsky E. Due Perspektive als "simbolische Form" Vortäge der Bibliothek Warburg. 1924 1925; idem Aufsätze zu Grundlagen der Kunstwissenschaft. Berlin. 1964 s.
112. Rizzi A. Tiepolo. L'arcivescovado di Udine. Fratelli fabri Albert Skira. Milano. 1969.- 13 p.
113. Robertson M. La Peinture Grague. "Skira". Flammarion. Geneva. 1978.
114. Samivel. Trésor de l'Egypte Arthand. 1954.
115. Strong D. Antické umêni Artia. 1967.- 188 p.
116. Falbot R.D. Art of the Buzantine era. London. Thames and Hudson. 1966.-286 p.
117. Vecchi P. Muchelangelo. The Vatican (Frescoes. Abbeville Press Publishers. New-York, London, Paris). 271 p.
118. Wenig S. Die Frau im Alten Ägypten. "Edition". Leipzig. 1970. 59 s.1. Список иллюстраций1. Истоки
119. Ритуальный танец «леопардов». Фрагмент росписи дома-посёлка на холме Ч'атал Хюйюк. Начало VI тысячелетия до н. э. (территория современной Турции)
120. Действующий вулкан и посёлок. Фрагмент росписи дома-посёлка на холме Ч'атал Хюйюк. Начало VI тысячелетия до н. э. (Территория современной Турции)
121. Фрагмент росписи дворца в Зимри-Лима. Марк. XVIII век до н. э.
122. Фрагмент росписи гробницы вождя. Иераконопль. Древний Египет. Конец IV тысячелетия до н. э.
123. Принесение жертвенных даров. Фрагмент росписи мастаба Меху. Древний Египет. Др. ц. ХХУШ-ХХШ вв. до н. э.
124. Гуси. Фрагмент фриза из росписи гробницы зодчего Нефер-маата. Медум. Древний Египет. Др. ц. ХХУШ-ХХШ вв. до н. э.
125. Интерьер Тронного зала Кносского дворца. Остров Крит.
126. Эгейская культура. Не позднее XV в. до н. э.
127. Белые лилии. Фрагмент росписи зала виллы Амнизи. Кносс. Остов Крит. Около 1600 года до н. э. Музей Гераклион
128. Роспись стены гробницы номарха Хнумхотепа II. Древний Египет. Средн. ц. Бенн-Гасан. XX в. до н. э. (прорисовка)
129. Интерьер гробницы Нахта. Фивы. Древний Египет. Нов. ц. Конец XV в. до н. э.
130. Интерьер гробницы Нефертари. Фивы. Древний Египет. Нов. ц. Первая половина XIII в. до н. э.
131. Древний мир Древний Египет1.1 Дароносцы. Фрагмент росписи гробницы Себхотепа. Фивы.
132. Древний Египет. Нов. ц. Конец XV в. до н. э. 1-2 Узерхет. Фрагмент росписи гробницы Узерхета. Фивы. Древний Египет. Нов. ц. Конец XIII начало XII в. до н. э. 1-3 Мать Узерхета. Фрагмент расписи гробницы Узерхета. Фивы.
133. Древний Египет. Нов. ц. Конец XIII начало XII в. до н. э. 1-4 Музыкантши на пиру. Фрагмент росписи гробницы Нахта.
134. Фивы. Древний Египет. Нов. ц. Конец XV в. до н. э. 1-5 Музыкантши и танцовщицы. Фрагмент росписи гробницы неизвестного. Фивы. Древний Египет. Нов. ц. ХУ1-Х1 вв. до н. э.1.6 Плотник за работой. Фрагмент росписи гробницы. Западные
135. Фивы. Древний Египет. Нов. ц. ХУ1-Х1 вв. до н. э. 1-7 Шеренга нубийцев-наёмников. Фрагмент росписи гробницы Тхануни. Фивы. Древний Египет. Нов. ц. ХУ1-Х1 вв. до н. э. 1-8 Негры-дароносцы. Фрагмент росписи гробницы Хеви. Фивы.
136. Древний Египет. Нов. ц. ХУ1-Х1 вв. до н. э.1.9 Отлов уток в пруду. Фрагмент росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Бени-Гасан. Древний Египет. Средн. ц. XX в. до н. э.1.10 Птицы на дереве. Фрагмент росписи гробницы номарха
137. Крит. Около XV в. до н. э. 1-27 Ритуальные игры с быком. Фрагмент росписи Кносскогодворца. Остров Крит. Около XV в. до н. э. 1-28 Ласточки и цветы. Фрагмент росписи дворца. Остров Тера.
138. П-9 Эксекий. Ахилл и Аякс за игрой в кости. Фрагмент росписи амфоры из Вульчи. Вторая Половина VI в. до н. э. Рим. Ватикан.
139. П-10 Эксекий. Сражение. Роспись крышки чернофигурной амфоры. Середина VI в. до н. э.
140. П-11 Танцующий мужчина. Фрагмент росписи биотийской вазы. VI в. до н. э.
141. П-12 Фрагмент росписи чернофигурной амфоры. Середина VI в. до н. э.
142. П-13 Бой Тесея с Минотавром. Фрагмент росписи аттической гид-рии. Вторая половина VI в. до н. э. Рим. Ватикан.
143. П-14 Квадрига Диониса. Фрагмент росписи аттической амфоры. Около 500 г. до н. э. Роспись группы мастера Леагра.1.-15 Квадрига. Фрагмент росписи аттической вазы. Около 510 г. до н. э. Роспись круга мастера Антимена.
144. П-16 Танцующий силен. Фрагмент росписи аттической амфоры. Около 500 г. до н. э. Роспись группы мастера Леагра.
145. П-17 Купающиеся девушки. Фрагмент росписи амфоры. Конец VI в. до н. э. Рим. Национальный музей. «Вилла Джулия».
146. П-18 Ефримид. Танцующий мужчина. Фрагмент росписи красно-фигурной амфоры «Шествие в честь бога Диониса». 510-500 гг. до н. э. Мюнхен. Музей аттического прикладного искусства.
147. П-19 Ефримид. «Гекуба». Фрагмент росписи краснофигурной амфоры «Проводы Гектора». 510-500 гг. до н. э. Мюнхен. Музей аттического прикладного искусства.
148. И-31 «Последний прыжок». Роспись крышки «Гробницы ныряльщика». Начало V в. до н. э.
149. Первая половина I в. н. э. II-60 Нимфа и кентавр. Фрагмент росписи. «Вилла Цицерона».
150. Помпеи. Первая половина I в. н. э. II-61 Танцующая менада. Фрагмент росписи. «Вилла Цицерона».
151. Помпеи. Первая половина I в.н. э. II-62 Танцующая менада. Фрагмент росписи. «Вилла Цицерона».
152. Помпеи. Первая половина I в. н. э. II-63 Вакх и Ариадна. Фрагмент росписи. Дом Веттиев. Помпеи.
153. Вторая половина I в. до н. э.-I в. н. э. II-64 Юноша в кресле. («Поэт Менандер»). Фрагмент из росписи эскедры в перестиле. Помпеи. Вторая половина I в. до н. э.-I в. н. э.1.-65 Портрет Теренция Неона с женой. («Портрет булочника»),
154. Помпеи. Вторая половина I в. до н. э.-I в. н. э. II-66 Портрет римлянки. («Девушка с дощечками для письма»).
155. Дом Либания. Помпеи. Вторая половина I в. до н. э.-I в. н. э. II-67 Менада. Фрагмент из росписи. Дома «Диоскуров». Помпеи.
156. Помпеи. Середина I в. н. э. II-72 «Казнь Дирки» Панно. Комната «Пенфея». Дом Веттиев.
157. Вилла Мистерий». Помпеи. Середина I в. до н. э. И-85 Участницы мистерии. Фрагмент фриза в зале мистерий.
158. Вилла Мистерий». Помпеи. Середина I в. до н. э. II-86 Участницы мистерии. Фрагмент фриза в зале мистерий.
159. Вилла Мистерий». Помпеи. Середина I в. до н. э. II-87 Богиня. Фрагмент фриза в зале мистерий «Вилла Мистерий».
160. Помпеи. Середина I в. до н. э. II-88 «Уличные музыканты». Мозаика. Вилла Цицерона. Помпеи.
161. Вторая половина I в. до н. э.-I в. н. э. II-89 «Кентавр Херон обучает Ахилла музыке». Панно в базилике.
162. Помпеи. Вторая половина I в. до н. э.-I в. н. э. II-93 «Наказание Иксиона». Панно в «Комнате Иксиона». Дом
163. Вторая половина I в. до н. э.-I в. н. э. II-97 Пейзаж. Панно. Вилла Альбани. Рим. I в. н. э.
164. И-109 Фрагмент росписи стены дома. Геркуланум. Вторая половина I в. до.н. э.-I в. н. э.
165. И-110 Роспись «Комнаты Иксиона». Дом Виттиев. Помпеи. Вторая половина I в. до н. э.-I в. н. э.
166. И-111 Роспись зала. Дом Виттиев. Помпеи. Вторая половина I в. до1. Н. Э.-1 В. н. э.
167. Н-112 «Ифигения в Тавриде». Роспись стены в доме Пинарио Цер-салиса. Помпеи. Вторая половина I в. до н. э.-1 в. н. э.
168. Н-113 «Комната с театральными масками». Роспись стены дома на Палатинском холме. Рим. Первая половина I в. н. э.11.114 Ландшафт с виллой. Фрагмент росписи «Дома с мозаичным колодцем». Помпеи. Вторая половина I в. до н. э.-1 в. н. э.
169. Н-115 «Ветка с персиками». Натюрморт. Помпеи. I в. до н. э.
170. Н-116 «Битая птица, яйца, ступка и кувшин». Натюрморт. Дом Юлия Фелиция. Помпеи. I в. н. э.
171. Н-117 Портрет пожилого мужчины. Конец I в. н. э. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Москва1.I. Средние века Византия
172. I-1 Христос-пастырь. Мозаика в люнете мавзолея Галлы Плаци-дии. Равенна. V в. н. э.
173. Ш-2 Два апостола. Мозаика над аркой в мавзолее Галлы Плаци-дии. Равенна. V в. н. э.
174. Ш-З Христос. Центральная часть мозаики апсиды церкви Косьмы и Домиана. Рим. Первая четверть VI в. н. э.
175. Ш-4 Мозаики купола Православного баптистерия Сан Джовани ин Фонте. Равенна. Третья четверть V в. н. э.
176. Ш-5 «Крещение Христа». Мозаика в центре купола баптистерия Ариани. Равенна. Конец V в.
177. Ш-6 Интерьер базилики Сант Аполлиаре Нуово. Равенна. VI в. н. э.
178. I-7 «Христос с архангелами Гавриилом, Михаилом и ангелами». Мозаика церкви Сант Аполлиаре Нуово. Равенна. VI в. н. э.
179. I-8 «Ангел». Фрагмент мозаики. Церковь Сант Аполлиаре Нуово. Равенна. VI в. н. э.
180. I-9 Христос с ангелами. Мозаика фриза. Церковь Сант Аполлиаре Нуово. Равенна. VI в. н. э.
181. I-10 Богоматерь с ангелами. Мозаика фриза. Церковь Сант Аполлиаре Нуово. Равенна. VI в. н. э.
182. I-11 Император Юстиниан со свитой. Мозаика северной стены апсиды церкви Сант Витали. Равенна. VI в. н. э.
183. I-12 Императрица Феодора со свитой. Мозаика южной стены апсиды церкви Сант Витали. Равенна. VI в. н. э.
184. I-13 «Троица». Фрагмент мозаики в люнете. Церковь Сант Витали. Ровенна. VI в. н. э.
185. I-14 «Св. апостол Павел». Мозаика на арке капеллы Весковиль. Равенна. Конец V начало VI вв.
186. I-15 Богоматерь с младенцем Христом, Свв. Феодором и
187. Георгием, и двумя ангелами. Монастырь Св. Екатерины. Синай. VI в. н. э.
188. I-16 Голова ангела. Фрагмент мозаики. Церковь Успения Богоматери. Никея. VII в. (Церковь разрушена в начале XX века).
189. I-17 Богоматерь. Мозаика виллы. Церковь Св. Софии. Константинополь. IX в. н. э.
190. I-I8 Иосиф и ангелы. Фрагмент мозаики «Рождество». Церковь Успения Богоматери. Монастырь Дафни (близ Афин). Конец XI в.
191. I-19 Богоматерь. Фрагмент мозаики «Благовещение». Церковь Св. Марии в Трастевере. Рим. XIII в.
192. I-20 Свв. Мария и Иосиф перед проконсулом Квирином. Мозаика люнета церкви Спасителя. Монастырь Хора. Константинополь. Начало XIV в.
193. I-21 «Преображение». Фреска. Северный рукав церкви Периблеп-тас. Мистра. Греция. Вторая половина XIV в.
194. I-22 «Двенадцать апостолов». Икона. Начало XIV в. Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
195. I-23 Богоматерь. Фрагмент росписи (фреска) «Распятие». Бояна. Болгария. Середина XIII в.
196. I-24 Фрагмент фрески «Успение Богородицы». Церковь Св. Троицы. Сопочаны. Сербия. Середина XIII в.
197. I-25 «Воскрешение Лазаря». Фреска. Церковь монастыря Панта-нассы. Мистра. Греция. Первая половина XV в.
198. I-26 Мозаики аспиды церкви Сант Аполлинаре in Classe. Равенна. VI в.
199. I-27 Мозаики алтарной части собора в Чефалу. Сицилия. Середина XII в.
200. I-28 Богоматерь. Мозаика алтарной части Католикона монастыря Хосиос Лукас в Фокиде. XI в.
201. I-29 Бог-отец. Фрагмент мозаики «Сошествие во ад». Церковь монастыря Неа Мони. Остров Хиос (Греция). Начало XI в.1. Средневековая Русь
202. I-30 «Вседержитель» («Пантократор»). Мозаика в куполе собора Св. Софии. Киев. XI в
203. I-31 Христос Пантократор. Мозаика купола церкви Успения Богоматери. Монастырь Дафни (Близ Афин). Конец XI в.
204. Ш-32 Богоматерь Оранта. Мозаика в конхе аспиды собора Св. Софии. Киев. XI в.
205. Ш-ЗЗ Богоматерь Великая Панагия («Ярославская Оранта»). Икона. ХН-ХШвв.
206. Ш-34 «Евхаристия» (левая часть фриза). Мозаика в алтаре собора Св. Софии. Киев. XI в.
207. Ш-35 «Евхаристия» (центральная часть композиции фриза). Мозаика в алтаре собора Св. Софии. Киев. XI в.
208. Ш-36 «Евхаристия» (левая часть фриза). Мозаика в алтаре церкви Архангела Михаила. Михайловский Златоверхий монастырь. Киев. Начало XII в.
209. Ш-37 Апостол Пётр. Фрагмент мозаики «Евхаристия» в алтарецеркви Архангела Михаила. Михайлоский Златоверхий монастырь. Киев. Начало XII в.
210. Ш-38 Апостол Лука. Фрагмент мозаики «Евхаристия» в алтарецеркви Архангела Михаила. Михайловский Златоверхий монастырь. Киев. Начало XII в.
211. Ш-39 Голова ангела. Центральная часть мозаики «Евхаристия» в алтаре церкви Архангела Михаила. Михайловский Златоверхий монастырь. Киев. Начало XIII в.
212. Ш-40 Архангел Гавриил. Фрагмент фрески «Благовещение». Северо-восточный столб Спасо-Преображенского собора. Миро-жский монастырь. Псков. Середина XII в.
213. Ш-41 Иоан Креститель, апостолы и ангелы. Фрагмент фрески
214. Страшный суд». Западная стена церкви Св. Георгия. Старая Ладога. Середина XII в.
215. Ш-42 Василий Великий. Фрагмент фрески в аспиде церкви Св. Георгия. Старая Ладога. Середина XII в.
216. Ш-43 Неизвестный пророк. Фрагмент фрески в барабане купола церкви Св. Георгия. Старая Ладога. Середина XII в.
217. Ш-44 Неизвестный святой и неизвестные святители. Фрагментыфресок в алтаре церкви Св. Георгия. Старая Ладога. Середина XII в.
218. Ш-45 Свв. Дометиан, Амфилохий и Власий. Фрагмент фресок в аспиде церкви Спаса на Нередице (близ Новгорода). Конец XII в. (не сохранились).
219. Ш-46 Апостолы Лука, Иоан, Пётр и ангелы. Фрагмент фрески
220. Страшный суд». Западная стена церкви Спаса на Нередице (близ Новгорода). Конец XII в. (не сохранились).
221. Ш-47 «Страшный суд». Фреска на северном склоне большого свода Дмитриевского собора. Владимир. Конец XII в.
222. Ш-48 Апостолы Павел и Матвей. Фрагмент фрески «Страшныйсуд» на северном склоне большого свода Дмитриевского собора. Владимир. Конец XII в.
223. Ш-49 Апостол Марк. Фрагмент фрески «Страшный суд» на северном склоне большого свода Дмитриевского собора. Владимир. Конец XII в.
224. Ш-50 Апостол Андрей. Фрагмент фрески «Страшный суд» на северном склоне большого свода Дмитриевского собора. Владимир. КонецХП в.
225. Ш-51 Христос. Фрагмент фрески «Проповедь Христа во храме». Северный рукав трансепта собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря близ Пскова. Начало XIV в.
226. I-55 Феофан Грек. «Успение Богоматери». Икона. Последняя треть XIV в. Государственная Третьяковская галерея.
227. I-59 Андрей Рублёв. «Троица Ветхозаветная». Икона. Государственная Третьяковская галерея. Первая четверть XV в.
228. I-60 «Успение Богоматери». Икона. Тверь. Первая четверть XV в. Государственная Третьяковская галерея.
229. I-61 «Благословлённое воинство». («Церковь воинствующая»). Середина XVI в. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
230. I-62 «Воскресение-Сошествие во ад. С праздниками и избранными святыми». Икона. XVI в.
231. I-63 Дионисий. Часть фресок портала церкви Рождества Богородицы. Село Ферапонтово. Вологодская область. Начало XVI в.
232. I-64 Дионисий. «Пятый Вселенский собор». Фреска в церкви Рождества Богородицы. Село Ферапонтово. Вологодская область. Начало XVI в.
233. I-65 Дионисий. Митрополит Алексий с жителями. Икона. Московская школа. Первая четверть XVI в. Государственная Третьяковская галерея.
234. I-66 «Положение ризы Господней». Икона. 30-е годы XVI в. Государственный исторический музей.
235. I-67 «Шестой Вселенский собор». Фреска. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Конец XVII в.
236. I-68 «Троицкий монастырь». Икона. Середина XVII в. Загорский историко-художественный музей-заповедник.
237. I-69 Закладка каменной церкви Св. Михаила в Новгороде. Миниатюра из «Древнего летописца». XVI в.
238. I-70 Дионисий (школа). «Покров». Фреска восточной люнетыцеркви Рождества Богородицы. Село Ферапонтово. Вологодская область. Начало XVI в.
239. I-71 Дионисий (школа). «О тебе радуется». Фреска северной люнеты церкви Рождества Богородицы. Село Ферапонтово. Вологодская область. Начало XVI в.
240. I-72 Дионисий (школа). «Похвала Богородицы». Фреска южной люнеты церкви Рождества Богородицы. Село Ферапонтово. Вологодская область. Начало XVI в.
241. I-73 Роспись северной стены церкви Ильи Пророка. Ярославль. XVII в.
242. I-74 «Св. Елисей услаждает воду в водоёме». Панно из росписи церкви Ильи Пророка. Ярославль. XVII в.
243. I-75 Изограф Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный». Икона. Середина XVII в. Государственная Третьяковская галерея.
244. I-76 Изограф Симон Ушаков. «Великий Архиерей». Икона.
245. XVII в. Государственная Третьяковская галерея.
246. I-77 Школа Дионисия. «Притча о неключимом рабе». Фреска северного свода церкви Рождества Богородицы. Село Ферапон-тово. Вологодская область. Начало XVI в.
247. I-78 «Брак в Кане Галилейской». Клеймо иконы «Земная жизнь Христа». XV в. Новгородский Государственный музей-заповедник.
248. I-79 Клеймо иконы «Параскева Пятница». XVI в. Музей имени Андрея Рублёва. Москва.
249. I-80 «Троица». Икона из села Бородавы.ХУ в. Музей имени Андрея Рублёва. Москва.
250. I-81 «Введение во храм». Новгородская икона. Конец XV в. Государственная Третьяковская галерея.
251. I-82 «Вознесение».Фрагмент мозаики купола храма Св. Софии в Салониках. Около 885 г.
252. I-83 Св. Мария. Фрагмент мозаики «Благовещение». Церковь Санта Мария в Трастевере. Рим. Конец XIII в.
253. I-84 «Апостол Филипп». Фрагмент мозаики «Евхаристия». Собор Св. Софии. Киев. Середина XI в.
254. I-85 «Сретение». Икона. Московская школа. Начало XV в. Государственный русский музей. С-Петербург.
255. Средневековая Западная и Центральная Европа
256. I-86 «Евангелист Лука». Миниатюра. «Евангелие Августина Кен-терберийского». Конец VI в. Кембридж.
257. I-87 «Евангелист Иоанн». Миниатюра. «Коронационное Евангелие». Конец VIII в. Музей истории искусств. Вена.
258. I-88 Монахи аббатства Св. Мартина в Туре во главе с аббатом
259. Вивианом подносят Библию Карлу Лысому. Миниатюра посвятительного листа «Первой Библии Карла Лысого» «Библии Вивиана». Середина IX в. Национальная библиотека. Париж.
260. I-89 Посвятительный лист «Дарственной хартии короля Эдгара
261. Ньюминстерскому аббатству». Вторая половина X в. Британский музей. Лондон.
262. I-90 «Воскрешение дочери Иаира и Исцеление кровоточащей». Роспись среднего нефа церкви Санкт Георг. Оберцелле. Остров Рейхенау. Конец X в.
263. I-91 «Оттон и присягающие ему на верность части империи». Миниатюра. Рукопись «Регистр Св. Георгия». Конец X в. Шантийи. Музей Конде.
264. I-92 «Евангелист Лука». Миниатюра. «Евангелие Оттона III». Конец X в. Баварская государственная библиотека. Мюнхен.
265. I-93 «Евангелист Матфей». Миниатюра. «Евангелие Эбо». Начало IX в. Городская библиотека, г. Эперне.
266. I-94 Христос во славе. Фреска в апсиде церкви Сант Анджело ин Формис. Начало XI в.
267. I-95 «Христос среди учителей» и «Чудо в Копернауме». Фрески западного хора церкви Бенедиктинского монастыря в Ламба-хе. Конец XI в.
268. I-96 «Месса Св. Клемента». Фрагмент росписи Нижней церкви Сан Клементе. Рим. Конец XI в.
269. I-97 «Благовещение». Миниатюра. «Псалтырь из Сент-Обланса». Ризница церкви Санкт Годехард. Холдехейм. Начало XII в.
270. I-98 Апостол Павел со змеёй. Фрагмент фрески из росписи капеллы Сент Ансельм. Кентербери. Англия. XII в.111.99 Богоматерь с чашей Грааля. Фрагмент росписи церкви Сан Клементе в Тауле. Барселона. Испания. Начало XII в.
271. И-111 «Иесус Навин останавливает солнце». Миниатюра. «Псалтырь Людовика Святого». Середина XIII в. Национальная библиотека. Париж. Ш-112 «Иерихонские трубы». Миниатюра. «Псалтырь Людовика Святого». Середина XIII в. Национальная библиотека. Париж.
272. Ш-113 Св. Пётр. Фрагмент алтарного образа. Вестминстер. Лондон.
273. Последняя четверть XIII в. Ш-114 «Давид и Саул». Фрагмент иллюминованной страницы.
274. Бельвильский Бревиарий». Первая четверть XIII в. Национальная библиотека. Париж. Ш-115 «Воскресение». Фрагмент Тршебоньского алтаря. Конец
275. XIV в. Национальная галерея. Прага.
276. Ш-116 Андре Боневу. Пророк. Миниатюра из псалтыри герцога Беррийского. Конец XIV в. Национальная библиотека. Париж. Ш-117 Аннеси. Панно из росписей церкви Сен Морис. Франция.1. XV в.
277. Ш-118 Братья из Лимбурга. «Месяц Апрель». Миниатюра их псалтыри герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде. Париж.
278. Ш-119 Братья из Лимбурга. «Месяц Июнь». Миниатюра из псалтыри герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде. Париж.1.. Проторенессанс и Ренессанс Италии Проторенессанс1.-1 Ангел. Мозаика на своде капеллы Сан Джезо церкви Санта
279. N-22 Амброджо Лоренцетти. «Город». Панно. Пинакотека. Сиенна. Первая половина XIV в.1У-23 Амброджо Лоренцетти. Фрагмент фрески «Плоды доброгоправления». «Зал девяти». Палаццо Публико. Сиенна. Первая половина XIV в.
280. Г/-31 Апьтикьеро. «Мученичество Св. Лючии». Фреска из росписи оратория Сан Джордано. Падуя. Вторая половина XIV в.1. Ренессанс-32 Мазаччо. «Изгнание из рая». Фреска. Капелла Бранкаччи.
281. Церковь Санта Мария дель Кармине. Флоренция. Первая половина XV в.
282. ГУ-ЗЗ Мазаччо. «Чудо со стариком». Фреска. Капелла Бранкаччи.
283. V-1 Дж. А. Ансальдо. Фрагмент росписи плафона. Вилла Нёгрон. Близ г. Жэн. Первая половина XVII в.
284. V-2 Дж. Венсо. Плафон. Дворец Гримальди, г. Кань-сюр-мэр. Середина XVII в.
285. V-3 Пьетро да Кортона. «Апофеоз папы Урбана VIII». Плафон. Палаццо Барберини. Рим. Первая половина XVII в.
286. V-4 Дж. Б. Гаулли. «Поклонение имени Иесуса». Плафон. Церковь Иль Джезу. Рим. Вторая половина XVII в.
287. V-5 Андреа Поццо. «Апофеоз Св. {Игнатия Лойолы». Плафон церкви Сант Иньяцио. Рим. Конец XVII в.
288. V-6 Иоган Хебель. Эскиз решения плафона для зала библиотеки в Климентиуме. Начало XVIII в.
289. V-7 В. Л. Рейнер. Роспись купола церкви Непомука. Прага. Начало XVIII в.
290. V-8 К. Д. Асам. «Сошествие Святого духа». Плафон церкви Свв. Мартина и Освальда. Бенедиктинский монастырь. Вейнгар-тен. Германия. Начало XVIII в.
291. V-9 Крамолин И. «Апофеоз Св. Варвары». Фреска в куполе капеллы Св. Варвары. Церковь Св. Николая. Прага. Середина XVIII в.
292. V-10 Дж. Б. Тьеполо. Фрагмент плафона «Путь солнца на Олимпе». Палаццо Клеричи. Милан. Первая половина XVIII в.
293. У-11 Дж. Б. Тьеполо. Плафон Императорского зала епископской резиденции. Вюрцбург. Середина XVIII в.
294. У-12 Балтазар Нейман. Интерьер Императорского зала епископской резиденции. Вюрцбург. Росписи: плафон и панно Дж. Б. Тьеполо. Середина XVIII в.
295. У-13 Росси Ш. Д. Роспись купола церкви Братства и сострадания. Салуцо. Середина XVIII в.
296. У-14 Дж. Б. Тьеполо. Плафон в интерьере парадной лестницы епископской резиденции. Вюрцбург. Середина XVIII в.
297. V-! 5 Дж. Б. Тьеполо. Фрагмент плафона «Триумф испанской монархии». Тронный зал Королевского дворца. Мадрид. Первая половина XVIII в.
298. У-16 Дж. Б. Тьеполо. Фрагмент плафона «Триумф испанскоймонархии». Тронный зал Королевского дворца. Мадрид. Первая половина XVIII в.
299. У-17 Дж. Б. Тьеполо. Роспись Большого зала палаццо Лабиа. Ве-неция.Середина XVIII в.
300. У-18 Дж. Б. Тьеполо. «Пир Клеопатры и Антония». Панно-фреска. Большой зал палаццо Лабиа. Венеция. Середина XVIII в.
301. У-19 Дж. Б. Тьеполо. «Встреча Антония и Клеопатры в Тарсе». Панно-фреска. Большой зал палаццо Лабиа. Венеция. Середина XVIII в.
302. У-20 Дж. Б. Тьеполо. «Бракосочетание Фридриха Барбароссы с Беатрис Бургундской». Панно на падуге Императорского зала епископской резиденции. Вюрцбург. Середина XVIII в.
303. У-21 Дж. Б. Тьеполо. «Меценат представляет императору Августу свободные искусства». Панно (холст, масло). Середина XVIII в. Государственный Эрмитаж. С-Петербург.
304. У-22 Дж. Б. Тьеполо. «Несение креста». Алтарная картина. Церковь Сант-Альвизе. Венеция. Середина XVIII в. У-23 Дж. Б. Тьеполо. «Триумф императора». Панно (холст, масло).
305. Середина XVIII в. Государственный Эрмитаж. С-Петербург. У-24 Дж. Б. Тьеполо. «Св. Текла избавляет г. Эсте от чумы». Алтарная картина (холст, масло). Собор г. Эсте. Середина XVIII в.