автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Фридрих Шпильгаген: поздние романы, теоретические искания, литературная судьба
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чернышева, Любовь Александровна
Введение
Глава 1. Основные этапы жизни и творчества
Ф.Шпильгагена
1.1. Краткий экскурс в биографию Ф.Шпильгагена
1.2. Периодизация и общая проблематика творчества
Ф.Шпильгагена
1.3. Особенности поздних романов Ф.Шпильгагена
1.4. "Женская тематика" в творчестве Ф. Шпильгагена
Глава 2. Теоретические искания Ф. Шпильгагена.
2.1. Литературная ситуация в Германии во второй половине XIX века
2.2. История романа в немецкой традиции
2.3. Подходы к определению формы романа и драмы
2.4. Проблема героя в литературе и попытки классификации немецкого романа
2.5. Теория объективизма в немецком романе
Глава 3. Рецепция творчества Ф. Шпильгагена в России
3.1. Специфика восприятия наследия Ф.Шпильгагена в России
3.2. Ф.Шпильгаген в оценке русских критиков
3.3. Влияние Ф.Шпильгагена на русских литераторов
3.4. Современная оценка творчества Ф. Шпильгагена
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Чернышева, Любовь Александровна
В последние десятилетия заметно возрос интерес отечественных литературоведов к немецкой литературе второй половины XIX века, долгое время считавшейся литературой провинциальной, не имеющей общеевропейского значения. Отечественные германисты, исследуя данный период в истории немецкой культуры, ограничивались, как правило, творчеством крупнейших художников слова, в то время как литературный облик эпохи складывается из совокупности разнообразных творческих индивидуальностей, в том числе малоизвестных и забытых. В настоящее время имеется ряд работ российских ученых по творчеству значительных писателей этого периода - В.Раабе [119], Т.Фонтане [113], В. фон Поленца [142], М.Кретцера [148] и других. И все же, несмотря на наметившийся поворот в оценке, немецкая литература второй половины XIX столетия изучена отечественными учеными неполно. Особенно интересным и плодотворным этапом в ее развитии явились 70 - 90-е годы. В этой связи представляется актуальным изучение художественного наследия немецких писателей второй половины XIX века, сумевших в определенной мере подготовить выход немецкого романа в XX столетии на уровень мирового культурного развития.
Творчество Фридриха Шпильгагена (1829-1911), немецкого романиста второй половины XIX века, недостаточно изучено в современной отечественной германистике. А между тем, Ф.Шпильгаген вошел в историю немецкой литературы как автор романов, в которых были намечены темы и проблемы, ставшие одними из основных в немецкой реалистической литературе XX века.
Изучение наследия Ф.Шпильгагена приобретает свое значение в
- 4 современных "условиях в силу разных причин, но прежде всего назревшей необходимостью пересмотра оценок позднего творчества писателя, а также потребностью проникновения в художественный мир его романов 80 - 90-х годов XIX века.
Имя Ф.Шпильгагена малоизвестно нашему современному читателю, несмотря на то, что в свое время он пользовался европейской популярностью. Ф.Шпильгаген относился наряду с Т.Фонтане, Г.Фрейтагом и В.Раабе к значительным романистам своего времени. Он отмечен в немецкой литературе как новеллист, поэт, драматург, педагог, переводчик и теоретик литературы, активный журналист и редактор различных газет (в частности, "Северогерманской газеты" "Zeitung fur Norddeutschland") и журналов в Лейпциге и Гановере (долгое время он возглавлял журнал "Deutsche Wochenschrift").
Творческое наследие Ф.Шпильгагена многообразно в жанровом отношении: лирика, новеллы, повести, эссе, театральные пьесы, мемуары, письма, литературно-критические статьи и, главное, социальные романы. При всем разнообразии тематики и идейного содержания его произведения отразили своеобразие личности писателя и своеобразие современной ему эпохи. Ф. Шпильгаген создал свыше 60 художественных произведений,. среди них 20 романов. Лучшие из них "Проблематические натуры" ("Problematische Naturen", 1860), "Семейство Гогенштейн" ("Die von Hohenstein", 1864), "Один в поле не воин" ("In Reih und Glied", 1866), "Молот и наковальня" ("Hammer und Amboss", 1869) составили основную, наиболее значимую в идейно-художественном отношении часть его литературного наследия. Кроме того, он развил теорию романа, в которой отстаивал реалистические принципы "строгой объективности и действительности искусства" [8].
- 5
Материалом для анализа послужили поздние романы Ф.Шпильгаге-на: "Новый фараон" ("Ein neuer Fharao", 1889), "Для развлечения" ("Zum Zeitvertrieb", 1897), "Маленький Фауст" ("Faustulus", 1897), "Жертва" ("Opfer", 1900). Выбор обусловлен, во-первых, тем, что творчество Ф.Шпильгагена на данном этапе до сих пор не подвергнуто строгому научному исследованию и поэтому не до конца понято отечественными и зарубежными историками литературы, во-вторых, хронологической последовательностью этих произведений, что позволяет выявить жанровую специфику романов Ф. Шпильгагена.
Поздние создания Ф.Шпильгагена в области романного жанра, по весьма распространенному мнению, уступают ранним по глубине проблематики и по силе ее художественного воплощения. Они недооценивались потому, что немецкий писатель, по мнению советских исследователей, а также исследователей ГДР, был недостаточно революционен. Тем не менее, гуманистический пафос, свойственный ему, оставался с ним всегда. Этим и обоснован выбор темы данной диссертации.
С целью воссоздания полноты творческого и мировоззренческого контекста, были использованы также письма Ф.Шпильгагена, отдельные повести, новеллы и драмы этого периода, произведения автобиографического жанра, статьи и эссе на литературные, философские и политические темы. Привлекались к работе критические исследования немецких и отечественных литературоведов, а также материалы отечественной и зарубежной прессы.
Настоящая диссертация представляет собой первую попытку в отечественной германистике целостного исследования творчества Ф.Шпильгагена 80 - 90-х годов XIX века, поскольку данная проблема не поднималась в отечественном литературоведении и как самостоя
- 6 тельная не затрагивалась в работах зарубежных авторов. В этом и заключается научная новизна исследования.
Методологической основой работы является конкретно-исторический подход к оценке позднего творчества Ф. Шпильгагена. Исследование опирается на достижения современной истории литературы, а также на научные труды отечественных и зарубежных литературоведов в области теории и истории современного романа.
Методика исследования базируется на конкретно-текстовом, сравнительно-историческом и системном анализе художественной прозы Ф.Шпильгагена.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования литературного наследия Ф.Шпильгагена 80-90-х годов, расширяют представление об эволюции его творчества в целом, углубляют знания о закономерностях развития теории жанра в немецкой литературе второй половины XIX века.
Научно-практическая ценность предлагаемой диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в дальнейшем изучении творчества Ф.Шпильгагена, при разработке и чтении курсов лекций по зарубежной литературе второй половины XIX века, спецкурсов по истории немецкой литературы, проведении семинарских и практических занятий, а также для написания учебно-методических пособий.
Творчество Ф.Шпильгагена в разные времена привлекало внимание исследователей различных эстетических ориентаций.
В Германии опубликован ряд работ о Ф.Шпильгагене (статьи и рецензии, монографии, диссертационные исследования), но их перечень невелик. Основным и часто единственным источником для его биографов в XIX столетии оставалась художественная автобиография
- 7
Собиратель и изобретатель" ("Finder und Erfinder"), опубликованная Шпильгагеном в 1890 году [9]. Для нее было характерно преобладание "биографического" метода над историко-литературным подходом.
Зарубежное литературоведение и критика разных лет неоднозначно оценивали творчество Ф.Шпильгагена и его вклад в развитие немецкой литературы XIX века. Подход критиков и историков литературы к его произведениям был разным, поэтому необходимо проследить направления критических исследований и уяснить концепцию каждого из них.
Характерным явлением в 60-е годы XIX века были завышенные оценки шпильгагеновских сочинений. Произведения Ф. Шпильгагена вызывали интерес многих выдающихся деятелей немецкой культуры. В частности, юный Ф.Ницше, усмотрел в "Проблематических натурах" "поистине гетевскую мощь и выразительность" (письмо Карлу фон Герсдорфу от 25 мая 1865 года) [33,S.932].
Уже при жизни Ф.Шпильгагена появляются статьи, авторы которых рассматривали его произведения в социально-критическом аспекте, пытаясь связать конкретный анализ с социальными процессами времени. Среди таких исследователей следует назвать прежде всего Ю.Шмидта [177], который был одним из первых в Германии, кто обратился к Ф.Шпильгагену.
Первое критическое исследование теоретических исканий Ф.Шпильгагена принадлежит В.Шереру [175].
Г.Карпелес, автор первой монографии, посвященной творчеству Ф.Шпильгагена (1889г.), преимущественное внимание уделял анализу романов, которые справедливо определены как наиболее ценная часть его наследия. "Шпильгаген, - отмечал известный критик, - стано
- 8 вится писателем современной эпохи. Благодаря ему достиг расцвета социальный тенденциозный роман о современности" [167]. Г. Карпе-лес особо подчеркивал, что Ф.Шпильгаген в своих произведениях передавал настроения эпохи, характерные тенденции времени.
Представляют интерес статьи и рецензии натуралистов о Ф.Шпильгагене. Теоретики и основатели берлинского центра натурализма братья Генрих и Юлиус Гарт (Heinrich Hart, 1855-1906; Julius Hart, 1859-1930) высказывали весьма противоречивые суждения о нем. Они провозгласили натурализм - "революцией в литературе", а Ф.Шпильгагена - представителем канувшей в прошлое литературной эпохи. Их оценки, по словам Меринга, были зачастую столь же решительны, сколь и неосновательны. В 80-е годы в своей статье "Ф.Шпильгаген и современный немецкий роман" (1884) они упрекали его за то, что он "показывает человеческую жизнь не так, как он ее видел, а так, чтобы на этом примере доказать определенную мысль" [160, S. 76; здесь и далее перевод мой. - J1.4. ]. Разумеется, не все в творчестве Шпильгагена было приемлемо для натуралистов. Вместе с тем братья Гарт поучают его, указывая на то, что роман не является "средством распубликовывания своих мнений" и осуждают за то, что "люди и факты иллюстрируют политические положения, за то, что широта постановки проблемы и эмоциональность изложения противоречат научному описанию действительности" [141,С.172]. В то же время они указывали на то, что "Шпильгаген воплотил в себе целую эпоху немецкого искусства повествования" [160,S.73]. Этим они выражали преобладающее мнение литературной общественности конца XIX столетия.
Примеры отрицательных суждений лидеров немецких натуралистов о творчестве Ф.Шпильгагена можно умножить. М.Г.Конрад
- 9
1846-1927), издатель журнала мюнхенских натуралистов "Gesell-schaft", указывал на непродолжительный успех немецкого романиста у читателей и на быстрое его забвение. Он отнес Ф. Шпильгагена к числу незаслуженно возвеличенных "фабулистов", вызывающих восхищение лишь у "немецких обывателей от литературы". Сочинители подобного рода - "герои пера в шлафроке и мягких шлепанцах, корифеи дурной модной литературы" [151,S.397]. Критики из лагеря натуралистов не сумели дать полную картину творчества Ф.Шпильгагена, определить его место в немецкой литературе.
Творчество Ф.Шпильгагена нашло отражение в современной ему прессе. По случаю его 70-летия, многие немецкие журналы поместили статьи, посвященные деятельности этого писателя, являющегося несмотря на свой преклонный возраст "одним из популярнейших беллетристов". В этой связи представляют интерес две статьи, появившиеся в журналах "Deutsche Rundschau" (март, 1899) и "Der Turner" (март, 1899)
Первая работа раскрывает творчество Ф. Шпильгагена с биографической точки зрения. В ней отмечены обстоятельства, оказавшие влияние на развитие его творчества. В силу изменившихся условий общественной жизни, любимой темой романиста, как указывает автор статьи О.Цабель, по-прежнему оставалось "притеснение бедного богатым и человека низшего происхождения знатным" [129,С.732]. Этот упрек в определенной мере справедлив. О.Цабель дает несколько завышенную оценку Ф.Шпильгагену, указывая на "выдающийся талант рассказчика, которым обладает Шпильгаген и его умение обработать любую фабулу романа так, чтобы напряженный интерес читателя к произведению не ослабевал с начала и до конца" [129,С.732]. Этим, с точки зрения автора статьи, Шпильгаген обязан исключительно
- 10 своему природному дарованию. Однако, О.Цабель не прав, когда говорит о неудавшейся попытке Шпильгагена выработать особые правила "техники романа".
Психологический подход к наследию Ф. Шпильгагена положен также в основу статьи немецкого критика Ф.Лингарда, опубликованной в журнале "Der Turmer". В ней отсутствует конкретно-исторический анализ отдельных произведений и творчества в целом, связь с социальными явлениями, которые нашли отражение в его произведениях. "Шпильгаген, - пишет Ф.Лингард, - по природе своей слишком рассказчик и человек увлечения . Основу его натуры составляет страсть, граничащая с жадностью; она-то и делает его либералом, заставляя изображать в самом отрицательном, чисто тенденциозном виде всех богатых и сильных мира сего. Так и кажется, будто он сам стремится к почестям, любви, влиянию, славе, будто он сам -беспокойная, лишь внешне стремящаяся к идеалу душа, вечно чего-то ищущая и ничего не находящая . Эта беспокойная страсть, порою находящая себя в творчестве, придает манере Шпильгагена особую прелесть ." [129,0.733]. По мнению Ф. Лингарда, писатель не до конца использовал свой природный поэтический дар и поэтому остался на всю жизнь только интересным рассказчиком, тогда как по силе таланта мог бы стать настоящим художником слова.
В глазах многих немецких критиков начала XX века (А.Морис, В.Клемперер, М.Геллер) Ф.Шпильгаген считался художником, поднимавшим, пусть в давно прошедшие времена, фундаментальные проблемы действительности. Вариацией подобной точки зрения являются суждения о Ф.Шпильгагене других критиков. "Начиная с романа "Проблематические натуры" (1860) , Фридрих Шпильгаген стал господствующим писателем-романистом" (Г.Хеннинг), он был тем, кто "сохранил ела
- и ву первого немецкого рассказчика " (Г.Милке).
Кроме того, В.Клемперер и М.Геллер в своих исследованиях отмечали сходство прозы Ф.Шпильгагена и П.Гейзе (1830-1914).
Однако, далеко не все критики и историки литературы, занимавшиеся исследованием творчества Ф.Шпильгагена, были преисполнены уважения и восхищения к нему. Свидетельством тому является статья Ф.Меринга [126], которая появилась в 1909 году по случаю восьмидесятилетия Ф.Шпильгагена. Мы пользуемся случаем принести маститому писателю самые искренние поздравления. Правда, в наши дни достаточно вспомнить о Шпильгагене, чтобы быть заподозренным в безнадежной отсталости и косности" [126,С.323]. Меринг пояснил, что пренебрежительное отношение к Ф.Шпильгагену характерно для определенных групп критиков.
Историки литературы, потакающие "современным вкусам", стремятся, по образному выражению Ф.Меринга, "похоронить его в своих катакомбах, как труп, который даже не стоит анатомирования" [126, С. 325].
Ф. Меринг не закрывал глаза на недостатки шпильгагеновского творчества, однако, руководствовался иным критерием в их оценке. "Шпильгаген, - писал он, - как никто стремился в художественной форме отобразить свою эпоху со всеми ее великими событиями, и он вкладывал в это поистине недюжинную силу и блестящий талант, который тщетно стараются умалить буржуазные эстеты, ставящие его ниже Т. Шторма и прочих своих модных писателей" [126, С. 324].
Отрицательное отношение к творчеству Ф. Шпильгагена выражали также и собратья по перу. В частности, Г.Гессе (1877-1962) в "Размышлениях о Готфриде Келлере" (1931) характеризовал его как
- 12 давно устаревшего автора, указывая при этом, что ". милые стихи Гейбеля, романы Гейзе, книги модных авторов 1870-1890-х годов -всех этих Шпильгагенов, Хаклендеров . - исчезли и забыты" [114,С.172]. В статье "Магия книги" (1930) Г.Гессе писал: "В то время как Достоевский писал свои книги, а Ницше, безвестный или осмеянный одиночка, влачил свои дни в сделавшейся богатой, падкой на удовольствия Германии, немецкие читатели, старые и молодые, высокого и низкого происхождения, довольствовались каким-нибудь Шпильгагеном и Марлитт или в лучшем случае милыми стихами Эмануэля Гейбеля ." [114, С. 181].
В 50-е годы возрастает интерес к Ф.Шпильгагену. В ГДР появляются содержательные статьи о творчестве немецкого писателя, авторы которых (Г.Хохфельдер, К.Хайдрих) подошли к оценке наследия немецкого писателя, вооружившись передовыми методами исследования. Предметом их изучения стали политические и социальные проблемы произведений Ф.Шпильгагена.
В 1965 году в ГДР был выпущен тысяче страничный роман Ф.Шпильгагена "Проблематические натуры" с обстоятельным послесловием Т.Эрлер, в котором представлена достоверная биография писателя и подробный анализ романа, который принес ему европейскую известность.
Научная концепция теоретических изысканий Ф. Шпильгагена разрабатывается современным литературоведением и историками литературы Германии с целью справедливой оценки теоретической деятельности писателя, его значимости для развития теории жанра в немецкой и европейской традиции. Авторы специальных статей (Ф.Мартини, В.Гельман) и диссертационных исследований о Шпильгагене (Г.Ре-бинг, Г.Ламерс, А.Фишбахер-Босардт) указывают на то, что немецкий
- 13 писатель наряду с К.Тучковым и Г.Фрейтагом явился крупным представителем романа о современности, разработал теорию романа и придал ей новые важные акценты.
Соотнесенность персонажей романов Ф. Шпильгагена "Для развлечения" и Т.Фонтане "Эффи Брист" с прототипами и перестановка акцентов в обоих произведениях обстоятельно исследованы X.Зейферт и Т.Тирель.
Что касается современных немецких критиков, то здесь необходимо отметить ту высокую оценку, которую дал творчеству Ф.Шпильгагена В.Габлер в обстоятельной статье, предназначенной в качестве предисловия к юбилейному изданию, романа "Бурный поток" [13,S.313-359]. Статья представляет собой краткий очерк жизненного и творческого пути писателя, в котором анализируются становление и развитие философских, общественно-политических и эстетических взглядов Шпильгагена. Особое внимание при этом уделяется роману "Бурный поток" ("Sturmflut", 1876). Автор дает анализ произведения, включая его в контекст литературной эпохи Германии последней трети XIX века. Одна из важных задач статьи связана с актуальностью творчества немецкого романиста для наших дней, что придает ценность работе и свидетельствует о серьезной тенденции литературоведов Германии возродить Ф.Шпильгагена для современного читателя.
Лаконичные сообщения о Ф.Шпильгагене содержатся в справочной литературе на немецком языке.
В 3-х томной "Истории немецкой литературы" (1930) Альфреда Визе имеется небольшая статья о творчестве Шпильгагена, где указывается, что немецкий писатель "так же как политик, которым он прежде всего оставался в своем литературном творчестве, особо вы
- 14 делял неблагоприятные стороны времени". Автор стремится показать связь произведений Ф.Шпильгагена с временем, их породившим.
Подобным образом звучит оценка художественного наследия Шпильгагена в 3-х томной "Истории литературы", вышедшей в Германии почти через 60 лет. Статья о Шпильгагене в 7-м томе "Новейшей истории литературы" (1994г), в которой изображается литературная ситуация в Германии с 1848 года и до конца XIX века, насыщена богатым фактическим материалом, интересными и ценными наблюдениями современников, которые раскрывают Шпильгагена как творческую личность.
Не осталось незамеченным творчество Ф.Шпильгагена и в русском литературоведении. В прижизненной критической литературе его произведения рассматривались в свете тех проблем, которые волновали русскую демократическую литературу и демократического читателя: задачи служения народу, положительный герой ("новые люди" в жизни и в литературе, их нравственный кодекс), "женский вопрос" и т. д.
В России впервые в 1884 году в журнале "Вестник Европы" русский критик конца XIX века П.О.Морозов опубликовал очерк, в котором изложил сущность теории романа Шпильгагена [128,С.641-666].
Заслуживает внимания эрудиция и фактологические изыскания С.Моисеева, автора еще одного очерка о Шпильгагене, написанного в 1897 году [127]. Работа представляет несомненную ценность как первое монографическое исследование, охватывающее в целом многожанровое наследие писателя и дающее его исчерпывающую характеристику. Однако, основное внимание в ней уделяется биографии немецкого романиста, роли его личных переживаний и событий частной
- 15 жизни; отсутствует анализ произведений и социально-исторической ситуации, в которой они создавались.
Отечественная критическая литература о Ф. Шпильгагене на современном этапе относительно невелика по объему. Единственное диссертационное исследование творчества немецкого писателя "Роман Ф.Шпильгагена "Один в поле не воин" в оценке русской демократической критики последней трети XIX - начала XX века" (1976) принадлежит А.В.Рассказову [132]. Эта работа страдает односторонностью, поскольку она в значительной мере посвящена исследованию наиболее известного произведения Ф.Шпильгагена.
В настоящее время имеется небольшое количество работ, посвященных творчеству немецкого писателя: статьи в литературно-критических журналах (Т.А. Иванова), сборниках (Н.М. Теплинская, Н.С. Травушкин), главы в учебниках (Б.М. Проскурнин, Р.Я. Яшенькина) и монографиях (Е.М. Волков). Многие из них носят популяризаторский характер.
Проблемы исторической общности развития русской и немецкой литератур второй половины XIX столетия имеют место в исследованиях Н.И. Четвериковой [146] и К. Смола [136]. Исследователи прослеживают пути развития контактно-генетических связей, которые сложились в русской и немецкой культурах в сфере эстетических и философских исканий, указывают на огромную популярность творчества немецкого романиста у русского читателя 60 - 70-х годов XIX столетия.
Т.А. Иванова в статье "К истории одного названия" (1989) подвергает обсуждению название романа Ф.Шпильгагена "Один в поле не воин" [120]. Касаясь проблемы поэтики заглавий, автор с достаточным основанием проводит параллель вышеназванного произведения
- 16 с романом русского писателя-народника Г.А. Мачтета (1852-1901) "И один в поле воин" (1886).
Среди отечественных исследователей, интересный и, на наш взгляд, верный подход к творчеству Шпильгагена устанавливает Е.М.Волков [46]. В своей монографии "Немецкий роман 1870 - 1910-х годов: проблемы поэтики" (1996) он подводит итог многолетних изысканий. В отдельных ее главах дается анализ проблематики конфликта, системы образов и изобразительных средств наиболее значительных этапных произведений Ф.Шпильгагена, выявляется внутреннее единство его творчества с творчеством таких романистов как Т.Фонтане, В.Раабе, В. фон Поленц, Т.и Г.Манны, Г.Гессе и др. при наличии в нем многообразных, а подчас и взаимоисключающих тенденций. Используя множество критических источников, в том числе устаревших и несправедливо забытых, литературовед обращает внимание на то, что изучение творческого наследия Шпильгагена открывает большие перспективы для дальнейшего исследования проблем немецкой литературы конца XIX - начала XX века.
Статьи, посвященные немецкому романисту включены в учебники истории зарубежной литературы XIX века, справочники, энциклопедии. В 4-м томе академической "Истории немецкой литературы" ему посвящена обстоятельная статья, написанная M.J1. Тройской (1968г) [141,0.162-174]. Ей же принадлежит статья "Политические романы Шпильгагена", опубликованная в 1939 году [140,0.212-234].
Таким образом, представленный краткий обзор литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме изучения творчества Ф.Шпильгагена показывает, что в литературоведении отсутствует целостный подход к творчеству немецкого романиста и его общая объективная оценка. Несмотря на определенное количество работ, пос
- 17 вященных Ф. Шпильгагену, совершенно очевидно, что далеко не все стороны его разнообразного наследия получили достаточное освещение в отечественном литературоведении. Преимущественно исследованию подвергались его произведения раннего периода, а поздние романы еще не стали объектом внимания отечественных германистов.
В связи с этим, основной целью работы является исследование творчества Ф.Шпильгагена на материале его поздних произведений с учетом основных тенденций развития немецкого романа второй половины XIX века. Проблема рассматривается в связи с историко-литературным процессом Германии рубежа столетий. Для ее решения были поставлены следующие задачи:
- дать анализ романов Ф.Шпильгагена 80 - 90-х годов XIX века;
- учитывая особенности духовной атмосферы эпохи, охарактеризовать мировоззренческие и эстетические позиции Ф.Шпильгагена;
- выявить специфику и причины рецепции творчества Ф.Шпильгагена в России;
- определить место и роль Ф.Шпильгагена в истории немецкой литературы, его художественный вклад в национальную и европейскую, в том числе, русскую романистику.
- 18
Заключение научной работыдиссертация на тему "Фридрих Шпильгаген: поздние романы, теоретические искания, литературная судьба"
- 161 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование позднего творчества Фридриха Шпильгагена дает возможность утверждать, что его идеи и образы вошли в сокровищницу национальной культуры, став важным достоянием его эпохи. В последующие времена в контексте иных проблем и задач, решаемых обществом и искусством, социальные аспекты его наследия по-прежнему сохраняют актуальность. Историческая ретроспекция способствует осмыслению творчества в соответствии с его истинной значимостью, местом в современном писателю литературном процессе, ролью в развитии традиций немецкой литературы.
Специфика его творчества, обусловленная как социальными событиями времени, так и состоянием современного ему литературоведения, позволяет говорить о значительном вкладе романиста в развитие литературного процесса в Германии данного периода, особенностях его художественного метода, реалистического в своей основе, но и связанного с достижениями натурализма.
Основной темой наследия Ф.Шпильгагена позднего периода остается революция 1848 года, что указывает на определенную общность, взаимосвязь между отдельными его романами. Взятые вместе они образуют определенную преемственную связь. Постоянно обращаясь к прошлому, он стремится глубже понять и правильно оценить настоящее. Создавая роман за романом, Ф.Шпильгаген рисовал в каждом новом произведении все те же характеры, развивал все те же идеи, словом, повторял самого себя - в чем, собственно, и заключаются недостатки его литературной деятельности последних десятилетий.
Произведения Ф.Шпильгагена пользовались успехом у современников, но были забыты последующими поколениями. Причиной этого,
- 162 на наш взгляд, является то, что он шел в ногу со временем, а не опережал его. Поэтому время быстро переросло его. Ф.Шпильгаген находился в апогее славы, пока велась борьба в Западной Европе между дворянством и "третьим сословием". Как только политическая борьба перешла в социально-экономическую и на арену вышло "четвертое сословие", романы Шпильгагена потеряли интерес у читающей публики и получили характер исторических романов из близкой, но уже чужой Германии.
Анализ поздних произведений Ф.Шпильгагена позволяет говорить об их общественной значимости, так как он всегда стремился найти независимые, оригинальные, самостоятельные решения проблем, стоящих перед ним и немецким обществом в целом. И сам Шпильгаген никогда не скрывал, что он рассматривает литературу прежде всего как действенное орудие в общественной борьбе и как инструмент нравственного совершенствования мира.
Проведенные исследования рецепции творчества Ф. Шпильгагена в России показывают вхождение его произведений в круг русских культурных интересов XIX века и роль их восприятия в аспекте исторического развития России. Представления о Ф.Шпильгагене как о писателе в большой степени обогащаются исследованием не только его произведений, но и откликов на них русской читающей публики, что позволяет говорить о значительном вкладе Ф.Шпильгагена в русскую романистику.
В результате исследования особенностей литературно-теоретических работ Ф.Шпильгагена выявлено характерное для немецкой литературы второй половины XIX века движение от героя к человеку, раскрыта значимость и функциональная роль рассказчика и художественного произведения в создании широких картин жизни. Продуктив
- 163 ным в теории романа Ф.Шпильгагена явилось то, что со времен Гете немецким романистом был сделан значительный шаг вперед в области техники романа. Если раньше авторы излишне часто вмешивались в ход событий своего произведения, то согласно теории Ф. Шпильгагена автор должен устраниться от повествования, "не сказать ни единого слова от себя". Весь ход литературного процесса, а также опыт крупнейших мастеров современной Шпильгагену прозы подтверждают, что его теория "объективности" была востребована в дальнейшем. Она нашла свое отражение в работах ученых-литературоведов Германии, которые позже обращались к данным проблемам (В.Клемперер, М.Геллер, Г.Кеммерих и др.). Роман в манере Шпильгагена не остался в национальной литературе "тупиковым" ответвлением. Его традиции очевидны в творчестве многих писателей последней трети XIX столетия - П.Гейзе, П.Линдау, Ф.Маутнера и других. Достижения немецких романистов XX века и высочайший художественный уровень их произведений во многом были подготовлены исканиями и опытом прозаиков предшествующих поколений. Достойное место в этом ряду занимает Ф.Шпильгаген, который внес значительный вклад в становление немецкой литературы XX века.
В связи с проведением данного диссертационного исследования встают новые научные задачи. Изучение специфики позднего творчества Ф.Шпильгагена в тесной взаимосвязи с общественно-политической обстановкой и литературным процессом в Германии второй половины прошлого столетия открывает большие перспективы для дальнейшего более глубокого исследования проблем немецкой литературы конца XIX - начала XX века.
- 164
Список научной литературыЧернышева, Любовь Александровна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Шпильгаген Ф. Жертва // Вестник иностранной литератыры. -1899. N9, 10, 11, 12.
2. Шпильгаген Ф. Как возникли "Загадочные натуры"// Мир божий. 1895. - N2. - С.196-207.
3. Шпильгаген Ф. Маленький Фауст // Вестник Европы. 1897.-N1,2,3,4.
4. Шпильгаген Ф. Новый фараон // Вестник Европы. 1889. -N1,2,3,4.
5. Шпильгаген Ф. Собр.соч.: В 23 т. / Предисловие Н.Лернера. Л., "Красная газета", 1929.
6. Spielhagen Fr. Am Weqen Vermischte Schriften. Leipzig, 1903.
7. Spielhagen Fr. Aus meiner Studienmappe. Beltrage zur 11-terarischen Asthetik und Kritik. Berlin: A.D.V., 1891. -361 S.
8. Spielhagen Fr. Beltrage zur Theorie und Technik des Romans. Leipzig: Verlag von L.Staackmann, 1883. - 346 S.
9. Spielhagen Fr. Finder und Erfinder. Erinnerungen aus mei-nem Leben. 2 Bde. Leipzig: Verlag von L.Staackmann, 1890.404 S.
10. Spielhagen Fr. Neue Beitrage zur Theorie und Technik der Epik und Dramatik. Leipzig, 1898.
11. Spielhagen Fr. Problematische Naturen. Roman / Mit einem Nachwort von Therese Erler. Berlin: Der Morgen, 1965.1078 S.- 165
12. Spielhagen Fr. Samtliche Romane. B.4. Berlin, 1910.-359 S.
13. Spielhagen Fr. Sturmflut. Roman / Mlt elnem Nachwort von Wolfgang Gabler. Rostock: Hlnstorff, 1996.
14. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. - М.: Худож. лит., 1981. - 783 с.
15. Гете И. В. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2 / Под ред. А.Аникста и Н.Вильмонта. - М.: Худож.лит., 1978. - 509 с.
16. Гете И. В., Шиллер Ф. Переписка: В 2-х т. Т.1.- М.: Искусство, 1988. - 539 с.
17. Короленко В.Г. Собр. соч: В 5 т. -Л.: Худож.лит., 1989.
18. Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. - М.: Гослитизиздат, 1961. - 696 с.
19. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 9. - М., 1970. - 647 с.
20. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч./Под общ. ред. В. Г.Черткова. М.: Терра, 1992.
21. Фонтане Т. Эффи Брист. М., 1960. - 299 с.
22. Чернышевский Н.Г. Избранные соч.- М.: Худож.лит, 1989. -527 с.
23. Чехов А.П. Полн. собр. сочинений и писем: В 30 т. М.: Наука, 1983.
24. Чехов М.П. Вокруг Чехова. М.: Худож. лит., 1981. - 335 с.
25. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Интер-бук, 1990. - 151 с.
26. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993. - 669 с.
27. Bebel A. Die Frau und der Sozialismus. Berlin, 1878.- 166
28. Goethe J.W. Samtliche Werke / Hrsg. von E.v.d.Hellen (Jubilaums-Ausgabe). Bd.1-41. - Berlin, 1902-1912.
29. Goethe J.W. Werke. Bd.42. - Weimarer Ausgabe. II Abt., 1907.
30. Fontane Th. Gesammelte Romane und Novellen. Bd.1-12. -Berlin, 1890-1891.
31. Fontanes Brlefe in zwei Banden.- Bd.2. Berlin und Weimar, 1986,
32. Ludwig Otto. Gesammelte Schriften. -Bd.6. -Leipzig, 1891.
33. Nietzsche Fr. Werke / Hrsg. von Karl Schlechta. Bd. 3.-Munchen, 1956.
34. Schlegel A.W. Geschichte der romantischen Literatur // Kritische Schriften und Briefe / Hrsg. von E.Lohner.- Bd.4. -Stuttgart, 1965.
35. Schlegel A.W. Samtliche Werke / Hrsg. von E. Booking. -Bd.12. Leipzig, 1847.
36. Schlegel F.Brief uber den Roman (Gesprach uber Poesie)// Kritische Ausgabe / Hrsg. von A.Eichner. Bd.2. - Munchen, 1967. - 447 S.
37. Актуальные вопросы теории и истории зарубежного романа XVII-XX веков. Сб. науч. трудов. Днепропетровск: ДГУ. -1984. - 122 с.
38. Балухатый С.Д. Поэтика мелодрамы // Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - С.30-80.
39. Бахтин М.М. Слово о романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож.лит., 1975. - С. 72-234.
40. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусс- 167 тво, 1986. 423 с.
41. Берковский Н.Я. О романтизме и его первоосновах // Проблемы романтизма. М., 1971. - Вып.2.
42. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. J1. ,1973. - 567 с.
43. Боборыкин П.Д. Европейский роман в XIX столетии.- СПб., 1900. 643 с.
44. Волков Е.М. Некоторые проблемы поэтики натурализма в оценке немецких критических реалистов второй половины XIX века // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX XX вв.: Межвуз. сб. науч. тр. - Иваново, 1984.-С. 146-156.
45. Волков Е.М. Немецкий натурализм: Роман. Повесть. Новелла. Иваново, 1980. - 96 с.
46. Волков Е.М. Немецкий роман 1870-х 1910-х годов: Проблемы поэтики. - Орел, 1996. - 206 с.
47. Волков Е.М. Развитие теории жанра немецкого романа в XIX веке. Иваново, 1983. - 100 с.
48. Волков Е.М. Теория "поэтического реализма" и некоторые проблемы поэтики романа в трактовке О.Людвига // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX XX вв.: Межвуз. сб. науч. тр. - Иваново, 1982. - С. 104-109.
49. Грифцов Б. Теория романа. М.: Гос.академия худож.наук, 1927. - 150 с.
50. Данилина Г.И. Дилогия Г.Манна о Генрихе IV:(Гуманист, концепция истории): Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1988. - 18 с.
51. Дмитриев А.С. Теория западноевропейского романтизма // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.:- 168 -йзд-во МГУ, 1980. С.5-34.
52. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литератур.-М., 1979. 320 с.
53. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе: Избр.тр.- Л.: Наука, 1981. 558 с.
54. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 510 с.
55. История эстетической мысли: В 6 т. Т. 2. - М.: Искусство, 1985. - 456 с.
56. Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М.: Сов.писатель, 1990. - 397 с.
57. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. М.: Сов. писатель, 1963. - 439 с.
58. Копытянская Н.Ф. Понятие "жанр" в его устойчивости и изменчивости // Контекст. 1986. - М., 1987. - С.178-205.
59. Лагутина И.Н. Типология жанра немецкого романа конца XVIII века ( Гете, Тик, Новалис): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1989. - 22 с.
60. Литературная теория немецкого романтизма: Документы /Под ред. со вступ. ст. и коммент. Берковского. Л., 1934. -335 с.
61. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство.-М.: Искусство, 1976. 367 с.
62. Марков Д.Ф. Исторически открытая система правдивого изображения жизни // Вопросы литературы. 1977. - N1. -С.26-66.
63. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. - 320 с.- 169
64. Михайлов А.В. Роман и стиль // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982. - С.137-204.
65. Мотылева Т.Л. Критический реализм конца XIX начала XX вв // История немецкой литературы.- Т.4. - М.,1968. -С.446-454.
66. На рубеже XIX и XX веков: Из истории международных связей русской литературы. Л.: Наука, 1991. - 324 с.
67. Павлова Н.С. Типология немецкого романа.1900-1945. М.: Наука, 1982. - 276 с.
68. Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1986. - 138 с.
69. Рейман П. Основные течения в немецкой литературе 1750-1848/ Под ред. и с предисл. А.С.Дмитриева. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. - 524 с.
70. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. - 268 с.
71. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990. - 128 с.
72. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги:Становление литературы.-Л.: Наука, 1984. 264 с.
73. Тураев С.В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М.: Наука, 1989. - 268 с.
74. Тураев С.В. От просвещения к романтизму: (Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII начала XIX в.). - М.: Наука, 1983. -255 с.
75. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л., 1982. - 183 с.
76. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: структура и семантика: Автореф. дис. д-ра филол. наук.- Л.,- 170 1989. 30 с.
77. Фокс Р. Роман и народ. М.: Гослитиздат, 1960. - 246 с.
78. Ханмурзаев К.Г. Немецкий романтический роман конца XVIII начала XIX в.: эволюция жанра: Автореф. дис. д-ра филол. наук. - М., 1991. - 30 с.
79. Чавчанидзе Д.Л. Соотношение идеала и действительности в немецкой литературе первой трети XIX века // Метод и мастерство (Вып.II) Заруб, лит-ра. Вологда, 1970. - С.78-91.
80. Engel М. Der Roman der Goethezeit. Stuttgart / Weimar: Metzler, 1993. - 241 S.
81. Gunzel K. Romangeschichte: Gestalten einer Epoche.-Munchen: Diderichs, 1988. 384 S.
82. Grimm R. Deutsche Romantheorien // Beitrage zu einer historischen Poetik des Romans in Deutschland. Frankfurt / Bonn, 1968. - S.165-217.
83. Hillebrand B. Theorie des Romans. Bd.1. - Munehen, 1980. - 234 S.
84. Hillebrand B. Zur Romantheorie in Deutschland. Dussel-dorf, 1983. - 276 S.
85. Kayser W. Entstehung und Kriese des modernen Romans. Stuttgart, 1962. - 266 S.
86. Lammert E. Bauformen des Erzahlens.- Stuttgart: Metzler, 1955. 296 S.
87. Lammert E. Romantheorie: Dokumentation ihrer Geschichte in Deutschland seit 1880 / Hrsg.von E.Lammert. Konigstein: Athenaum Taschenbuch Literaturwissensch., 1984. - 445 S.
88. Lehmann R. Deutsche Poetik. Munehen, 1908. - 213 S.
89. Lukacs G. Deutsche Realisten des 19.Jahrhunderts. Ber- 171 lin: Aufbau-Verlag, 1957. 307 S.
90. Martini F. Literarische Form und Geschichte: Aufsatze zu Gattungstheorle und Gattungsentwicklung vom Sturm und Drang bis zum Erzahlen heute. Stuttgart: Metzler, 1984. - 240 S.
91. Martini F. Zu Theorie des Romans im deutschen "Realis-mus" // Deutsche Romantheorien: Beitrage zu einer historisc-hen Poetik des Romans in Deutschland. Frankf. a. M., Bonn: Athenaum Verlag, 1968. - S.142-164.
92. Muller J. Goethes Romantheorie // Deutsche Romantheorien. Bd. 1-2 / Hrsg. von R.Grimm. Bd. 1. - Frankf. a. M., Bonn: Athenaum Fischer Taschenbuch-Verlag, 1968. - S.61-104.
93. Preisedanz W. Wege des Realismus. Munchen: Fink, 1977. - 234 S.
94. Realismus und Grunderzeit: Manifeste und Dokumente zur Deutschen Literatur 1848-1880. Bd.l. - Stuttgart: Metzler,1975. 502 S.
95. Realismus und Grunderzeit: Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1848-1880. Bd.2. - Stuttgart: Metzler,1976. 683 S.
96. Sengle Fr. Der Romanbegriff in der ersten Halfte des 19. Jahrhunderts // Deutsche Romantheorien: Beitrage zu einer historischen Poetik des Romans in Deutschland.- Frankf.a.M., Bonn: Athenaum Verlag, 1968. S.127-141.
97. Soziale Probleme im Drama des Sturms und Drangs // Eine literarische Studie von Clara Stockmeher. Frankfurt/Main, 1922.
98. Staiger E. Meisterwerke deutscher Sprache aus dem XIX.Jahrhundert. Zurich: Atlantis Verlag, 1957. - 256 S.- 172
99. Stanzel F. Typische Formen des Romans. Gottingen: Van-denhoeck & Ruprecht, 1964. - 77 S.
100. Texte zur Romantheorie ( 1732-1780) // Hrsg. von E.Weber. Munchen, 1981. - 432 S.
101. Walzel 0. Objektive Erzahlung // Das Wortkunstwerk. Mittel seiner Erforschung. Leipzig, 1926. - S.97-113.
102. Аникст А.А. Творческий путь Гете. M.: Худож. лит., 1986. - 544 с.
103. Арсеньев К.К. Современный роман в его представителях. Ф.Шпильгаген // Вестник Европы. 1879. - N7. - С.121-179.
104. Арсеньев К.К. Фридрих Шпильгаген. 1829-1911 // Вестник Европы. 1911. - N3. - С.371-374.
105. Белоконский И.П. Дань времени. М., 1928.
106. Боборыкин П.Д. Старец-романист // Русское слово. -1909.- N43.
107. Богданович А.И. Наши первенцы // Мир божий. 1895. -N2. - С. 196.
108. Боград В.Э. Журнал "Отечественные записки" 1868-1884. Указатель содержания. М., 1971. - С.41, 369-370.
109. Благосветлов Г.Е. "Люди будущего". Предисловие к шестому изданию романа "Один в поле не воин". СПб, 1895.
110. Водовозов В. Из траурных воспоминаний // Современник.-1911. N2. - С.362-368.
111. Волков Е.М. Некоторые проблемы теории романа в литературоведческих эссе Ф. Шпильгагена // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX XX веков: Межвуз. сб. науч. тр. - Иваново, 1981. - С.97-105.- 173
112. Волков Е.М. Роман Т. Фонтане "Эффи Брист". М.: Высшая школа, 1979. - 88 с.
113. Волков Е.М. Социально-психологические романы Теодора Фонтане 90-х годов XIX века: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1972. - 20 с.
114. Гессе Г. Письма по кругу. М.: Прогресс, 1987. - 400 с
115. Гончаров о романах Шпильгагена // Журнал редкостей.-1911. N1. - С.15-16.
116. Гуляев Н., Шибанов И. и др. История немецкой литературы. М.: Высшая школа, 1975. - 526 с.
117. Дедов Г.Ф. Ф.Шпильгаген // Школа и жизнь. 1911. - N9.
118. Дитце В. Шопенгауэр // История немецкой литературы.
119. Т. 4. М. , 1968. - С. 33-48.
120. Золина Е.Н. Исторические романы и повести Вильгельма Раабе: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1986. - 14 с.
121. Иванова Т.А. К истории одного заглавия: ("И один в поле воин". Памяти В.В.Виноградова) // Изв. АН СССР Сер. лит. и яз. Т.48. - М., 1989. - N3. - С.264-269.
122. Игнатов И. Ф.Шпильгаген и русские читатели // Русские ведомости. 1911. - N36.
123. История всемирной литературы: В 9 т. Т.6. - М., 1989. - 880 с.
124. История немецкой литературы: В Зт./ Колл. авторов под руководством Курта Бетхера и Ганса Юргена Геердтса при участии Рудольфа Гойкенкампа. Т. 2. - М.: Радуга, 1986,- 343 с.
125. Курочкин Н.С.(предположительно) Рецензия на книгу "Один в поле не воин" // Отечественные записки. 1868. - N3. -С. 90- 174
126. Мендель Е.М. Драматургия Гауптмана конца XIX начала XX века (Метод. Вопросы поэтики). - Дисс. . д-ра филол.наук. - Саратов, 1978. - 30 с.
127. Меринг Ф. Фридрих Шпильгаген // Литературно-критические статьи. М.-Л: Худож.лит, 1964. - С.323-325.
128. Моисеев С. Ф.Шпильгаген. Очерк. СПб.: "Общественная польза", 1897. - 68 с.
129. Морозов П.0. Шпильгаген и его теория романа // Вестник Европы. 1883. - N4. - С.641-666.
130. Немецкая печать о Шпильгагене // Русский вестник. -1899. N4. - С.731-734.130. "Певец загадочных натур" // Нива. 1911. - N10. -С. 192-193.
131. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза.-М.: Изд-во "Флинта", "Наука", 1998. 416 с.
132. Рассказов А.В. Роман Ф.Шпильгагена "Один в поле не воин" в оценке русской демократической критики последней трети XIX начала XX века: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1976. - 20 с.
133. Рассказов А.В. Шпильгаген в оценке русской критики начала XX века // Литературные связи и традиции. Горький, 1972. - С.87-98.
134. Русанов Н. С. Обозрение иностранной жизни. Шпильгаген // Русское богатство. 1911. - N3. - С.21-24.
135. Семидесятилетие со дня рождения Ф. Шпильгагена // Вест-иностранной литературы. 1899. - N2. - С.296-298.
136. Смола К. Чехов и Фридрих Шпильгаген: сходства в тео- 175 рии, различия в практике // Чехов и Германия. М., 1996. -С. 42-54.
137. Теплинокая Н.М. Творчество Ф.Шпильгагена в оценке русских демократических журналов конца 60-х начала 70-х годов XIX века // Русская литература. - 1977. - N3. - С.140-146.
138. Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства // Дело,-1868. N5. - 0.82.
139. Травушкин Н.С. Как читали в России роман Шпильгагена "Один в поле не воин". В кн.: Русская литература и освободительно е движение. - Казань, 1974. - С.51-71.
140. Тройская М.Л. Политические романы Шпильгагена // Уч. зап. Ленинградского ун-та. Т.20. - Л., 1939. - С.212-234.
141. Тройская М.Л. Ф.Шпильгаген // История немецкой литературы. Т. 4. - М. , 1968. - С. 162-174.
142. Федченко В. Социально-психологические романы В. Поленца: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1969. - 18 с.
143. Фридрих Шпильгаген // Вестник иностранной литературы.-1911. N3. - С.39-40.
144. Цебрикова М. И. Герои Молодой Германии // Отечественные записки. 1870. - N6. - С.197-227.
145. Цебрикова М.И. Женские типы Ф.Шпильгагена // Отечественные записки. 1869.- N6. - С.160-218.- N12. - С.183-230.
146. Четверикова Н.И. Типология конфликта романов Ф.Шпильгагена и русский роман 50-60-х гг. XIX века // Содержательность художественных форм. Куйбышев, 1987. - С.56-63.
147. Шагинян М. Гете. М.-Л., 1950. - 192 с.
148. Шпак Л.П. Творчество Макса Кретцера и немецкий натуралистический роман 80-х 90-х годов XIX века: Автореф. дис.- 176 канд. филол. наук. М., 1980. - 23 с.
149. Юбилей полурусского писателя // Вестник иностранной литературы. 1899. - N3. - С.256-265.
150. Языков Н.(Шелгунов Н.В.) Шпильгаген в его редких произведениях // Дело. 1874. - N7-8. - С.1-27.
151. Die Gesellschaft. 1887. - N5. - S.397.
152. Deutsches Literaturlexicon. Bd.4. - Berlin: Francke Verlag, 1950. - S.2779-2780.
153. Emmel H. Geschichte des deutschen Romans. Bd.1. Bern-Munchen, 1972. - 372 S.
154. Fischbacher-Bossardt A. Anfange der modernen Erzahl-kunst: Untersuchungen zu Friedrich Spielhagens theoretischen und literarischen Werk. Zurich, 1987. - 257 S.
155. Frenzel H. Daten deutscher Dichtung // Chronologischer Adress der Deutschen Literaturgeschichte. Bd.2. - Koln: DTV, 1990. - S.435.
156. Geller M. Friedrich Spielhagens Theorie und Praxis des Romans. Berlin, 1973. - 147 S.
157. Geschichte der deutschen Literatur von den Anfangen bis zur Gegenwart / Hrsg. von Klaus Gysi, Kurt Bottcher u.a.-Bd.1-12. Berlin: Volk und Wissen, 1960- 1983.
158. Geschichte der deutschen Literatur vom 18. Jahrhundert bis zur Gegenwart/ Hrsg. von Victor Zmegac. 3 Bde. Konigs-tein: Athenaum, 1979-1985.
159. Hantschel H. Deutsche Schriftsteller im Portrat.-Bd.4. -Munehen: Deck, 1901. S.164-165.
160. Hart H. und J. Spielhagen und der deutsche Roman der Gegenwart // Kritische Waffengange. 1884. - H.6.- S.73-86.- 177
161. Heidrich С. Der Erzahler Fr.Spielhagen. Leipzig, 1959. - 98 S.
162. Hellmann W. Objektivitat, Subo'ektivitat und Erzahl-kunst. Zur Romantheorie Friedrich Spielhagens // Deutsche Romantheorien (Hrgs. von R.Grimm). -Frankfurt/Main, 1974. -S.209-261.
163. Hennig H. Friedrich Spielhagen.- Leipzig, 1910.- 211 S.
164. Hochfelder H. Die Kritik der Gesellschaft in den Roma-nen Fr.Spielhagens. Erlangen, 1954. - 112 S.
165. Holzke H. Die deutsche Literatur von den Anfangen der Moderne bis zur Gegenwart. Leipzig: Gerstenberg, 1913. -304 S.
166. Il-Sop Han. Spielhagens Ich-Roman-Theorie.- Heidelberg, 1977. 140 S.
167. Karpeles G. Fr.Spielhagen. Ein literarischer Essay. -Leipzig, Verlag von L.Staackmann, 1889. 87 S.
168. Klemperer V. Die Zeitromane Friedrich Spielhagens und ihre Wurzeln. Weimar, 1978. - 179 S.
169. Lamers H. Held Oder Welt?: Zum Romantechnik Friedrich Spielhagens. Bonn, 1989. - 261 S.
170. Mahnoney D.F. Der Roman der Goethezeit / 1774-1829 /. -Stuttgart, 1988. 169 S.
171. Martini F. Friedrich Spielhagens Theorie und Technik des Romans. In: Deutsche Literatur im burgerlichen Realis-mus. - 1848-1948. - Stuttgart: Metzler, 1962. - S.400-405.
172. Morisse A.M. Friedrish Spielhagen. l.Teil: Mitteilungen der literarhistorischen Gesellschaft. H.6. - Bonn, 1912.
173. Rebing G. Der Halbbruder des Dichters. Friedrich Spiel- 178 hagens Theorie des Romans. Frankf. a. M., Bonn: Athenaum Verlag, 1972. - 225 S.
174. Reblng G. Friedrich Spielhagens Apologie des Romans. Ein Beitrag zur europaischen Literaturtheorie des 19. Jahr-hunderts. New Haven: Connecticut, 1965.
175. Scherer W. Spielhagens Beitrage zur Theorie und Technik des Romans. In: Kleine Schriften. - Bd.2. - Berlin, 1893.-S. 280-281.
176. Schierding H. Untersuchungen uber die Romantechnik Fr. Spielhagens. Borna / Leipzig, 1914. - 140 S.
177. Schmidt J. Friedrich Spielhagen. Westermanns Monats-hefte. - H.29. - 1870. - S.422-449.
178. Seiffert H.W. und Laufer C. Zeugnisse und Materialien zu Fontanes "Effi Brist" und Spielhagens "Zum Zeitvertri-eb" // Studien zur neueren deutschen Literatur. Berlin, 1964. - S.255-308.
179. Tyrell T. Theodor Fontanes "Effi Brist" und Friedrich Spielhagens "Zum Zeitvertrieb". Bonn, 1986. - 203 S.
180. Volker M. Zum Roman der Aufklarung // Aufklarung.- Berlin, 1984. S.88-115.