автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.04
диссертация на тему:
Функции условности в художественной системе Карела Чапека. Традиция Герберта Уэллса

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ковтун, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.04
Автореферат по филологии на тему 'Функции условности в художественной системе Карела Чапека. Традиция Герберта Уэллса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Функции условности в художественной системе Карела Чапека. Традиция Герберта Уэллса"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОТОНОСОВА

Филологический факультет

На правах рукописи

КОВШ Елена Николаевна

ФУНКЦИИ УСЛОВНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ КАРЕЛА ЧАПЕКА. ТРАДИЦИЯ ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА

10.01.04 - Литература зарубежных социалистических стран

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1991

Работа выполнена на кафедре славянской филологии филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕШЬ -

доктор филологических наук, профессор Р.Р.Кузнецова ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНЩ -

доктор филологических наук, профессор С.В.Никольский кандидат филологических наук В.Л.Гопман

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ -

Институт мировой литературы им.A.M.Горького Защита состоится " ^ '— 1991 года

на заседании специализированного Совета Д 053.05.13 по истории зарубежных литератур при Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова

Адрес: II9899, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й кор-псу гуманитарных факультетов, филологический факультет

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им.A.M.Горького Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного Совета

/

Предмет исследования данной работы - творчество К.Чапека, рассматриваемое с точки зрения функциональности вторичной условности и развития в нем социально-фантастической традиции, впервые представленной в творчестве Г.Уэллса.

Сейчас уже не вызывает сомнений, что имя Карела Чапека по праву вошло в фонд европейской и мировой литературы XX столетия. Творчество Чапека в контексте развития художественной прозы и драматургии 1920-1930-х годов выделяется своей многогранностью и поэтической глубиной, а главное - умением писателя предвидеть перспективы социального и духовного развития челбвечества.

Несмотря на то, что с момента создания чапековских произведений прошло уже более полувека, интерес к творчеству писателя в Чехословакии и за рубежом не угасает. Популярность произведений Чапека в современном мире подтверждают не толь'ко цифры их общих тиражей (в СССР - около десяти миллионов экземпляров), но и проходящие в различных странах Европы научные конференции, посвященные 100-летию со дня рождения писателя (Прага., 1988; Берлин, 1989; Москва, 1989; Варшава, 1990).

Дискуссии последних лет по проблемам чапековедения показывают, что перспективы дальнейшего изучения творчества Чапека связаны, в основном, с двумя направлениями. Это, с одной сторон ны, проникновение в художественный мир чапековских, произведений, изучение их жанрового и стилевого своеобразия, анализ поэтики Чапека с точки зрения внутренней соотнесенности различных ее уровней и компонентов. С другой стороны, предстоит перейти к более подробному рассмотрению творчества Чапека в национальном и европейском литературном контексте. Назрела необходимость осмысления вклада писателя в мировую литературу XX века, изучения на материале его произведений важнейших тенденций развития прозы

/ -¡¿и

и драматургии нашего 'столетия.

Настоящая работа является попыткой рассмотрения творчества К.Чапека в единстве этих' аспектов. Анализ ч'апековских произведений ведется в диссертации 'с- двух позиций. Во-первых, с точки зрения выявления внутренних закономерностей их поэтики (определение функциональности различных условных форм). Во-вторых, с точки зрения включения творчества писателя в историю социальной фантастики, одним из создателей которой К.Чапек стал наряду с Г.Уэллсом.

Связующим звеном, сделавшим возможным объединение "^чешне-го" и "внутреннего" аспектов изучения творчества Чапека, является художественная условность, которую мы понимаем как особый способ типизации, характеризующийся использованием вымысла для изображения реальных явлений и общественных процессов. Исследователи творчества Чапека давно обратили внимание на то, что художественное своеобразие его произведений в значительной степени определяется активным использованием различных форм вымысла. Вопрос о роли условности в творчестве Чапека затрагивается во многих литературоведческих работах.^- Однако в них либо рассматрива-

р

ютея лишь ее наиболее важные типы, либо ограничивается объем,

q

анализируемого материала. Таким образом, проблему функций ус-

^ См.: Бернштейн И.А. Карел Чапек. - М.,1969; Кузнецова P.P. Чешский межвоенный роман. - М.,Г980; Малевич О.М. Карел Чапек. - M.,I989; Buriiaeii i'. Karei Sapelc. - Praiia, iyiiô; iiuksœovfiky <X

^anito1 y " lieaké poetii:y; - d.2. -.Traha, T94ci.

2 Никольский C.B. Карел Чапек-фантаст и сатирик. - M., 1973. ® Волков А.Р. Карел Чапек и проблема реалистической условности в драматургии XX века: Дис; ... д-ра филол. наук. - Черновцы, 1979.

ловности в художественной системе Чапека нельзя считать рассмотренной до конца. -

Открытым остается также вопрос о специфике фантастики К;Ча-дека. Подробное сопоставительное исследование творчества К.Чапека и Г.Уэллса, которое могло бы прояснить многие спорные моменты сегодняшней концепции социальной фантастики, до сих пор не проведено ни в советском, ни в зарубежном литературоведении. Не изучено и влияние произведений Чапека и Уэллса на социальную фантастику второй половины XX века, в особенности - вклад писателей в создание современного утопического и антиутопического романа.

Таким образом, актуальность настоящей диссертации определяется возросшим в последнее время интересом к творчеству К.Чапека и к проблемам социальной фантастики, а также недостаточной разработанностью данной темы.

Новизна диссертации заключается в том, что она стала первым опытом целостного рассмотрения важнейших типов и форм вторичной условности на материале всего творчества К.Чапека. Кроме того, в ней впервые проводится развернутый сопоставительный анализ произведений-К.Чапека и Г.Уэллса.

Цель исследования состоит в решении комплекса проблем, связанных с изучением: I) своеобразия художественной системы Чапека на основе анализа функций вторичной условности в его произведениях'; 2) вторичной условности как художественного явления, широко представленного в литературе XX века ( на примере творчества Чапека); 3) возникновения и эволюции одного из наиболее интересных типов условности - социальной фантастики (на примере творчества Чапека и Уэллса).

'Поставленная цель определяет задачи диссертации:

1. Выявить основные типы условности в произведениях Чапека, определить их место в системе художественных средств и функции в раскрытии замысла.

2. Определить значение понятия "социально-философская фантастика". На основе анализа произведений К.Чапека и Г.Уэллса установить ее основные принципы, связь с утопической традицией.

3. Провести сопоставительный анализ творчества К.Чапека и Г.Уэллса по важнейшим позициям, таким как социально-политические воззрения писателей, концепция личности в их творчестве, художественная специфика их произведений.

Методологической основой исследования стали принципы советского литературоведения. Работа опирается на достижения современной теории и истории литературы.

Выявление основных типов вторичной условности в творчестве Чапека, рассмотрение эволюции одного из важнейших ее типов в произведениях двух ведущих писателей-фантастов начала XX века обусловливают теоретическую значимость данной работы. Практическое же значение диссертации видится нам в возможности использования ее материалов при разработке общих и специальных курсов по творчеству К.Чапека и Г.Уэллса» по истории социальной фантастики.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры славянской филологии филологического факультета МГУ. Ее основные положения нашли отражение в докладах на общесоюзных научных конференциях (Одесса, 1989; Воронеж, 1990; Москва, 1990) и Международной конференции, посвященной 100-летшз со дня рождения К.Чапека (Москва, 1589), а также в работах, список которых приводится в конце реферата.

Объем и структура, работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения; прилагается библиография.

Во Введении обосновывается выбор темы диссертации, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается степень изученности проблемы условности в произведениях Чапека. Здесь же обосновывается структура работы и определяются принципы использования в процессе анализа литературы по творчеству Чапека и Уэллса, по проблемам условности, фантастики и утопии.

В состав первой главы "художественная условность и философ-ско-эстетическая концепция мира Карела Чапека" входят четыре параграфа. В первом определяется терминологический аппарат работы: понятия "условность", "фантастика", "художественная система". Обосновывается тезис о необходимости комплексного изучения вторичной условности в единстве ее разнообразных типов и форм. Вне такого подхода едва ли возможно раскрыть художественное своеобразие творчества писателей, которые, подобно Чапеку, сочетают в своих произведениях аллегорию и сказочные мотивы, гротеск и философское иносказание,принципы социальной и "чистой" фантастики.

В понятие вторичной условности в диссертации включаются научная и социальная фантастика. Их объединяет с условностью способ художественного воссоздания действительности, который допускает отход от внешнего лсизнеподобия ради выявления сущности йзо-бражаемых фактов и процессов реальности. В параграфе дается классификация типов вторичной условности в творчестве Чапека, в числе которых называются: сказочная, философская, сатирическая условность, "чистая" и социальная фантастика.

Композиционно первая глава диссертации строится так, что каждый ее параграф не просто определяет специфику и функции того или иного типа вторичной условности в творчестве Чапека, но и раскрывает определенную черту художественной системы писателя, характеризует существенную грань его философско-эстетичес-

Ш1 . - 5 -

кой концепции. Так, анализ фантастики и сказочной условности, проведенный во втором параграфе первой главы, позволяет утверждать, что эти типы условности ь произведениях Чапека служат художественному воплощению "чудесной", то есть глубинной и сущностной стороны мира, его скрытой от нелюбопытных глаз основы.

Важнейшие черты чапековской концепции "чудесного" определяются уже в раннем цикле рассказов "Распятие" (1917). В понимании Чапека "чудо" - не сверхъестественный факт, свидетельствующий о существовании некоего "потустороннего мира", а неотъемлемая черта самой действительности, нечто, что человек пока не в состоянии понять или не хочет замечать вокруг себя. "Чудеса" -загадочные или странные происшествия - воздействуют на воображение, обогащая наше восприятие мира, побуждая к более глубокому ' осмыслению реальности. Вот почему способность к восприятию "чудесного" становится у Чапека важнейшим критерием оценки духовного потенциала человека, его способности к творчеству. В диссертации этот тезис подтверждается анализом комедии "Средство Макропуло са" .

В работе исследуются способы введения Чапеком темы "чуда" и "чудесного" в повествование с помощью вторичной условности. Часто это достигается путем изображения сновидений героя, обнажающих тайные стороны его душ и помогающих постичь скрытый смысл происходящего ("Разбойник", "Удивительные сны редактора Крубека", "Метеор"). Иной способ состоит в обращении к сказочным мотивам ("Кракатит", "Девять сказок"). Чапековская концепция "чудесного" дает ключ к пониманию характерного для произведений Чапека синтеза "чистой" и социальной фантастики, создающего возможность двойственного - "рационального" и "волшебного" - истолкования событий. Подобный синтез значительно увеличивает смысло-

вую емкость произведения. К такому выводу приводит анализ романа "Кракатит", в котором присутствуют два уровня повествования, раскрывающие взаимоотношения героя с окружающим миром (социально-фантастическая линия) и эволюцию его характера (сказочный план).

Сказочная условность и фантастика в произведениях Чапека

I

служат созданию своеобразных моделей мира, в которых намеренно усилен "чудесный", "волшебный" элемент. Подобная модель рассматривается в диссертации на примере цикла "Девять сказок". Его исследование в сопоставлении с нефантастическими циклами "Рассказов из одного и другого карманов" позволяет раскрыть суть нравственной позиции Чапека, связать "Девять сказок" с основной линией философского и художественного поиска писателя на рубеже 1920-1930-х годов.

В диссертации отмечается, что тема "чуда" не уходит из творчества Чапека до последних дней его жизни. И хотя, как показывает Чапек в рассказах 1936-1938 годов, в предвоенном мире почти не остается места для чудес, отсвет "чудесного" сопровождает главную тему последнего произведения писателя ("Жизнь и творчество композитора Фолтына" (1939)) - тему искусства.

В отличие от фантастики и сказки, для философской условности. рассматриваемой 'в третьем параграфе, характерно отсутствие внешнего проявления вымысла. Основной приметой данного типа условности становится иносказательность, наличие в произведении двух смысловых планов. В диссертации выявлены важнейшие типы смысловой двуплановости в цикле "Апокрифы" и чапековской драматургии 1920-1930-х годов. Установлено, что временная двуплано-вость позволяет Чапеку не только сопоставлять исторические события с современностью, но и раскрывать "вечные"представления лю-

дей о добре и зле, лжи и истине, о нравственных нормах человеческого поведения. Благодаря пространственной двуплановости события, происходящие на далеком острове ("К.и.К."), лесной поляне ("Из жизни насекомых"), в семье Матери становятся иносказательным выражением протекающих в реальном мире социально-политических процессов. Анализ чалековских пьес и рассказов цикла "Апокрифы" в хронологической последовательности выявляет изменение функций пространственной и временной двуплановости в произведениях 1930-х годов, конкретизацию второго плана (война в Испании, распространение фашизма), не исключающую, однако, обобщенно-философской трактовки сюжетд.

В цикле "Апокрифы" нами выделен1 еще один тип смысловой двуплановости: сопоставление традиционного (подразумеваемого) и нового (данного в произведении) истолкования событий. Парадоксальное переосмысление изьестных в литературе к фольклоре ситуаций становится выражением своеобразного "бунта" писателя против их односторонней трактовки, выдаваемой за единственно возможную ("Офир", "Ромео и Джульетта", "Марфа и Мария").

Помимо смысловой двуплановости в произведениях Чапека в диссертации анализируется такке двуплановость изображения. В третьем параграфе рассмотрен один из важнейших ее типов: сопоставление "персонажных" и "обзорных" глав, воспроизводящих события с точки зрения отдельных людей и общества в целом. Подобное сопоставление позволяет Чапеку раскрыть проблему взаимосвязи личности и истории, поставить вопрос об ответственности "маленького человека" за события, происходящие в "большом мире" (Повон-дра в"Войне с саламандрами", Гален и Сын в "Волой болезни", Мать в одноименной пьесе).

' На основе анализа философской.условности в творчестве Чапз-

на сделан вывод о том, что она придает произведениям черты притчи, тяготеющей к раскрытию общечеловеческой проблематики. Сочетание нескольких смысловых и изобразительных планов способствует преодолению однонаправленности, излишней прямолинейности иносказания. Художественная многоплановость романов и пьес Чапека составляет одну из важнейших предпосылок их многозначности, создает почву для многоступенчатого философского обобщения.

Философская условность в творчестве Чапека выражается и в особой "заданности" художественных образов, каждый из которых может рассматриваться как воплощение некой отвлеченной идеи. Благодаря этому чапековские пьесы воспринимаются не просто как рассказ о событиях, но как философская дискуссия по важнейшим проблемам современности.

Обращение к философской условности дает возможность включить изображаемые явления в контекст социально-политической и духовной жизни эпохи. Условность данного типа становится средством воплощения чапековской концепции неоднозначности истины и возможности разнообразных ее интерпретаций. Наконец, философская условность служит утверждению авторской позиции, позволяя соотнести точку зрения писателя с широким спектром иных мнений по обсуждаемым вопросам.

Четвертый параграф первой главы посвящен анализу сатирической условности в творчестве Чапека. На примере романа "Война с саламандрами" показаны особенности чапековской сатиры и роль различных условных' форм в создании масштабного образа саламандр. Выдвинут тезис, что саламандры явились символическим выражением Еездухойности, став тем самым художественным итогом развития важнейшей темы творчества писателя.

В диссертаций выявлены истоки образа саламандр в раннем _

3 - /¿и _ 9 -

творчестве Чапека, где впервые появился мотив искусственных существ, послушных чужой воле (куклы в рассказах 1910-х годов, позже - роботы). Прослежен путь формирования символа Бездуховности в пьесах "И.и.К.", "Из жизни насекомых"., в романе "Фабрика Абсолюта". Показано, что философская и художественная разработка проблемы дегуманизации личности осуществлялась Чапеком в двух основных направлениях. С одной стороны, писатель ищет обобщающий символ, способный выразить смысл понятия-"бездуховность" во всей полноте и показать человечеству истинные размеры грозящей ему опасности.

С другой стороны, Чапека все более интересуют конкретные проявления Бездуховности в обыденной жизни, в общественной практике человечества. Попыткой критического рассмотрения состояния общества под этим углом зрения стал роман "Фабрика Абсолюта".

Роман интересен тем, что в нем Чапек впервые помещает условный образ-символ в центр художественной модели, воссоздающей целостную картину действительности "в формах самой реальности". Однако в "фабрике Абсолюта" не достигнута еще та степень единства авторского замысла и его художественного воплощения, которая обеспечила бы максимальное использование всех содержательных и поэтических возможностей фантастического образа. Отсюда -и некоторая аморфность, размытость образа Абсолюта, различные смысловые планы которого не всегда четко соотносятся между собой и отвечают выдвигаемым задачам.

Если Абсолют был лишь средством показа недостатков личности и социума, то саламандры стали еще и объектом авторского исследования, тем звеном, которое позволило Чапеку связать Бездуховность в общественных отношениях с ее ростками в психологии "обыкновенного человека". Центральный символ в "Войне с саламан-

- ГО -

драми" объединяет все смысловые планы романа. И хотя в различных частях произведения саламандры выступают в несхожих обличиях (сенсационная новинка, объект эксплуатации, стандартизированная личность, агрессивная толпа), суть образа - воплощение Бездуховности - остается неизменной. Чапеку удалось создать редкий в мировой литературе фантастический образ, способный к развитию на основе постепенного раскрытия заложенной в нем идеи. Три книги романа отражают постепенную утрату саламандрами присущего им своеобразного личностного начала (в первых главах они сохраняют индивидуальные различия), превращение в "безликую массу под бесчеловечными лозунгами".

Образ саламандр становится как смысловым, так и художественным стержнем произведения. Его многоплановость достигается за счет использования Чапеком различных форм вторичной условности (сатирический гротеск, аллегория, рационально-фантастическая посылка и элемента; "чистой"фантастики). Перечисленные художественные приемы представляют собой тот-"строительный материал", из которого создается гротеск. В образе саламандр сливаются воедино представления о вещи, о животном (а вместе с тем - о звериной жестокости), о враждебных человеку сверхъестественных силах, о механизме и слепой природной стихии. Доминирующими типами вторичной условности при создании образа стали сатирическая условность и социальная фантастика. Последняя вносит в роман и собственную философскую проблематику. Чапек стал одним из первых в истории социальной фантастики писателей, изобразивших контакт двух различных по жизненным принципам цивилизаций.

Раскрытию смысла центрального образа подчинены в романе все художественные средства. Под этим углом зрения в диссертации анализируется жанровое, композиционное и стилевое своеобразие

произведения, характеризуется система персонажей. На основе анализа определяется художественная специфика романа. Она заключается прежде всего в законченности его архитектонической конструкции, все уровни которой - от начальной рационально-фантастической посылки и до особенностей сюжета и композиции - определяет идея обличения Бездуховности, воплощаемая с помощью вторичной условности.

Таким образом, в первой главе диссертации художественная условность рассматривается как единое явление, представленное в творчестве Чапека различными типами и формами.

Во второй главе анализируется преимущественно один из типов вторичной условности - социальная фантастика. Этот тип заслуживает особого внимания не только потому, что является (наряду с сатирической условностью) доминирующим в творчестве Чапека. Обращение к социальной фантастике позволяет рассмотреть творчество Чапека в контексте развития европейской литературы XX столетия, показать вклад писателя в формирование одной из интереснейших разновидностей современной фантастики.

Возникновение социальной фантастики связано с именем Герберта Уэллса. В его творчестве впервые были сформулированы основные принципы этого типа фантастической литературы, получившие затем новое воплощение в произведениях Чапека.

Имена Уэллса и Чапека часто ставятся рядом в критических работах. Однако вопрос о влиянии произведений Уэллса на творчество Чапека исследователями решается по-разному. Указывается на сходство проблематики и художественного конфликта (И.А.Еерн-штейн, О.М.Малевич), способа повествования (С.В.Никольский), отмечается общность конкретных художественных приемов (А.Матушка). Термин "традиция Уэллса" в применении к творчеству Чапека в со- 12 -

ветском к чешском литературоведении практически "не раскрыт.

В работах английских и американских исследователей "уэллсовская традиция" понимается преимущественно как восприятие писателем суммы взглядов Уэллса по проблемам общественного ..устройства и, соответственно, творчество Чапека не попадает в сферу анализа. Сопоставление произведений Уэллса и Чапека можно встретить в работах по истории антиутопии и научной фантастики (М.Хиллегас), однако в них, как правило, проводятся лишь часткыз сближения (тематические параллели, заимствование отдельных приемов изображения и т.д.).

При сравнительном изучении творчества Уэллса и Чапека нами учитывалась возможность непосредственного воздействия на чешского писателя самой личности Уэллса, впечатлений от его книг, от встреч и бесед с ним. Во второй главе диссертации анализируется фактический материал, подтверждающий многолетние творческие и дружеские связи писателей. Особо отмечается тот факт, что в Чапеке Уэллс видел своего преемника на посту председателя Международного Пен-клуба.

И все же термин "традиция Уэллса" в тзорчестве Чапека понимается нами преимущественно как близость идейно-художественных принципов писателей, постановка ими сходных проблем средствами социальной фантастики. Исходя из этого, в диссертации определены три важнейших аспекта сопоставительного анализа творчества Уэллса и Чапека: выязление общих черт идейно-философских концепций писателей; сходства поэтики их произведений; импульсивности их философского и эстетического поиска для развития социально-фантастической литературы XX века. ,

В первом параграфе второЛ главы определяется понятие "социальная фантастика", исследуется вопрос о ее взаимоотношениях с

фантастикой научной. Подчеркивается, что хотя оба этих типа фантастики используют одну и ту же форму вторичной условности - . фантастическую гипотезу с рациональной мотивировкой, функции этой гипотезы различны в научно-фантастических и социально-фантастических произведениях. В первых она используется с целью либо научного прогноза, либо проверки научной гипотезы на художественном материале, либо ее популяризации. Следовательно, в научной фантастике рациональная посылка всегда имеет самостоятельное значение и практически определяет содержание произведения (ср. романы В.Обручева, Х.Гернсбека, А.Кларка, Ф.Хойла).

Б социальной же фантастике рациональное допущение изначально является не целью авторского изображения, а средством раскрытия общественной или философской проблематики. При этом оно мо- • жет сохранять и самостоятельную ценность (что подтверждает чапе-. ковская гипотеза о создании роботов), но функция его в фантастике этого типа иная, служебная, подчиненная общему замыслу. Соответственно, его научный вид часто становится пародией или искусной маскировкой "чисто" фантастической посылки (ср. роман Чапека "Война с саламандрами" и пьесу "Средство Макропулоса").

Таким образом, социальная фантастика представляет собой не разновидность научной, подчиняющуюся тем же художественным закономерностям (как часто можно прочитать в работах о современной фантастике), а самостоятельный тип фантастической литературы XX века, развивающийся параллельно с фантастикой научной, в общем историко-литературном контексте.

Возникновение социальной фантастики отражало потребности времени. Она стала средством художественного осмысления истории и перспектив развития человечества. Осмысления на новом уровне, с учетом достижений не только технических, но и гуманитарных на- 14 -

ук (Уэллс был автором социологических трактатов, Чапек получил гуманитарное образование). Однако, представляя собой новое явление в литературе конца XIX - начала XX веков, социальная фантастика в своем развитии опирается на утопическую традицию прошлых столетий и активно использует (хотя и в преображенном виде) структуру классического утопического романа.

Проведенный в диссертации сравнительный анализ творчества Уэллса и Чапека выявляет основные проблемы, входящие в сферу рассмотрения социальной фантастики, устанавливает ее художественное новаторство по сравнению с утопией и фантастикой минувших столетий.

Сопоставление взглядов писателей на современного человека и общество (третий параграф) подтверждает, что, несмотря на многочисленные различия, гас социально-философские концепции сходны в ряде важнейших пунктов. Писатели солидарны в несогласии со многими сторонами общественной жизни, в предугадывании диспропорций в научно-техническом и нравственном развитии человечества, в неприятии войны и признании необходимости строить социальные и личные отношения на иных, несравненно более гуманных принципах. Вопрос об изменении общества начинается для писателей с человека, с попытки разобраться в его стремлениях и нуждах. Вот почему сопоставительная характеристика творчества Уэллса и Чапека невозможна без обращения к "человеческой" теме, без характеристики концепции личности, воплощенной в их произведениях.

Понятие "человек" является центром не только социально-политических, но и эстетических воззрений писателей. Практически каждое произведение Уоллса и Чапека можно рассматривать как своеобразный философский эксперимент, цель которого - определить, что же делает человека человеком. Писатели раскрывают проблему

соотношения "животного" и "духовного" начал во внутреннем мире людей, выдвигают тезис о гармоничном интеллектуальном, нравственном и культурном развитии личности. На основе подобных размышлений формируется представление писателей о Человеке с большой буквы (в диссертации он именуется, согласно определению Уэллса, "настоящим человеком").

Однако "настоящий человек" в произведениях Уэллса и Чапека практически всегда присутствует как бы в "скрытом" виде. С высоты идеала оценивают писатели своих современников. Уэллс и Чапек

#

вводят в мировую фантастику нового героя - не исключительного, как это бывало ранее, а именно "обыкновенного", "маленького" человека. Подобный .тип героя, вероятно, был подсказал писателям сатирической литературой, в том числе сатирической фантастикой (малостранцы Я.Неруды, пан Ероучек С.Чеха, Гулливер Д.Свифта).

В диссертации отмечается, что, хотя Уэллс и Чапек являются представителями двух разных литератур и в их произведениях находят воплощение различные черты чешского и английского национальных характеров, их герои во многом схожи. Подобное сходство обосновывается в диссертации как результат попыток писателей выявить то главное, что характеризует "маленького человека" независимо от его национальной принадлежности, обнажить суть его жизненной позиции. Вот почему Уэллс и Чапек доверяют своему герою важную.функцию повествователя о невероятных событиях, а часто -.и главного их участника.

- В характере "маленького человека" Уэллс и Чапек раскрывают многие черты, свойственные обывателю: эгоизм и тщеславие, корыстолюбие, равнодушие к окружающему миру. Но наибольшую опасность, с точки зрения писателей, представляет потеря "маленьким человеком" своей индивидуальности, превращение его в частицу огромного

социального механизма. Образ Толпы каж максимальной степени нивелировки личности постоянно возникает в произведениях Уэллса и Чапека, содержащих немало проблемно-тематических параллелей с антиутопиями Е.Замятина, О.Хаксли, Д.Оруэлла, А.Азимова, К.Воннегута.

Но если для антиутопии XX века типичным стал интерес к уже сложившимся общественным структурам, в которых Стандарт возведен в главный жизненный принцип, то Уэллса и особенно Чапека более привлекает раскрытие самого процесса стандартизации индивида. Проблему толпы Уэллс и Чапек неразрывно связывают с психологической деформацией личности. Поэтому единственный путь спасения своих героев писатели видят в преодолении их нравственного уродства, обывательских черт натуры.

"Второй ипостасью" обывателя в произведениях Уэллса и Чапека становятся "интеллектуальные эгоисты" типа Моро, Гриффина или Вольфа Мейнерта. С ними связана проблема нравственной опоры интеллекта, ответственности изобретателя за судьбу своего открытия.

И все же понятие "маленький человек" в концепциях Уэллса и Чапека нельзя свести к понятиям "обыватель" или "мещанин". Оба они характеризуют лишь_одну сторону его личности,.а во внутрен-, нем мире своих героев писатели открывают множество различных планов. В характере "маленького человека" заложена и вечная неудовлетворенность, стремление к нравственной гармонии и социальной справедливости. И главное, в каждом "маленьком человеке", сколь бы узок ни был его кругозор, подсознательно живет чувство сопричастности судьбам человечества (чапековский Повондра, Барн-стейпл, Бэдфорд и другие герои Уэллса).

К чувству нравственной ответственности "маленького челове-- I? -

ка" за жизнь вокруг него апеллируют писатели в дни наступления фашизма. Вот почему понятие "маленький человек" в творчестве Уэллса и Чапека обозначает не только принадлежность к определенному социальному слою и не только усредненную с точки зрения интеллекта и поведения личность, но еще и наиболее значимую социальную силу, от которой зависит состояние общества.

В диссертации отмечается, что проблема сочетания интересов человека и общества, создания гармоничной социальной системы становится одной из главных в творчестве писателей. Ее раскрытие обусловливает обращение Уэллса и Чапека к художественной структуре утопии, которая претерпевает в их творчестве значительные изменения.

. Анализ художественной специфики социально-фантастических (утопических) романов Уэллса и Чапека завершает вторую главу диссертации. Анализу предпослана характеристика основных содержательных и структурных принципов классической утопии. Обосновывается положение о том, что ее важнейшим признаком, помимо воплощения авторского идеала (в литературе XX века чаще - антиидеала), становится целостное изображение общественной системы, многосторонний социальный анализ. Показано, что, сохраняя этот основной признак утопии, Уэллс и Чапек в своих произведениях разрушают "трактатность" классического утопического романа, присущую ему замкнутость и статичность сюжета. Это становится возможным благодаря лежащей в основе развития действия рационально-фантастической гипотезе, позволяющей отказаться от путешествия героя как сюжетоорганизующего принципа.

Второй важнейшей чертой утопических и антиутопических произведений Уэллса и Чапека по сравнению с классической утопией является изменение функций центрального персонажа. В центре вни-

мания писателей находится уже не рассказ героя об увиденном, как в романах Т.Мора или Т.Кампанеллы, а его непосредственная реакция на фантастические события и определение им собственной позиции. В произведениях Уэллса и Чапека формируется новый тип активного героя, в котором, однако, угадываются.и черты Странника из утопии Я.А.Комекского "Лабиринт света и Рай сердца" (1623) с его неутомимыми поисками истины и справедливости, способностью к критической оценке окружающего мира.

Новыми для классической утопии оказываются принципы реалистического изображения характеров, социальной и психологической мотивации поступков героев. В диссертации эти принципы подробно рассматриваются на основе анализа "положительной" утопии Уэллса "Люди как боги".

Выдвигая проблему отношения героя к изображаемой общественной модели, Уэллс и Чапек создают тем самым предпосылки для художественного воплощения конфликта, позже ставшего традиционным в антиутопии XX века. Суть его заключается в бунте героя против Системы, стремящейся поработить личность. В творчестве Уэллса подобное активное противостояние героя Системе изображено в романах "Когда спящий проснется", "Первые люди на Луне", у Чапека - в драме "Белая болезнь".

Произведения английского и чешского фантастов позволяют выделить и еще один новый для утопии тип конфликта. Если классический утопический роман воспроизводил преимущественно личные ■переживания героев (любовь Путешественника к женщине из прекрасного мира, горечь разлуки с идеальным обдеством и т.п.), то в романах Уэллса и Чапека конфликт имеет социальную природу и обусловлен противоречиями между различными концепциями развития общества ("Война с саламандрами" Чапека, "Люди как боги", "Облик

грядущего" Уэллса).

Появление в утопических и антиутопических произведениях Уэллса и Чапека социального конфликта в немалой степени обусловлено тем, что использование фантастической посылки и гротескных образов позволяет максимально приблизить их действие к современности, соединить настоящее'с будущим и прошлым. А главное, фантастика и гротеск открывают для утопии богатейшие возможности сатирического разоблачения несовершенства реального мира или гипотетического общественного строя. В произведениях Уэллса и Чапека вторичная условность становится средством образного воплощения антиидеала (саламандры, марсиане, морлоки, лунарии). Масштаб и многозначность созданных Уэллсом и Чапеком символических образов, позволяют в полной мере донести до читателя опасность реализации антиутопических моделей.

Проведенный в диссертации анализ социально-фантастических произведений Уэллса и Чапека дает возможность, заключить, что они, наряду с романами Е.Замятина и О.Хаксли, легли в основу создания утопической к особенно антиутопической традиции XX века. Выработанные чешским и английским писателями художественные принципы находят впоследствии воплощение в творчестве И.Ефремова, С.Лема, А. и Б.Стругацких, А.Азимова, Р.Брэдберии других современных фантастов.

В Заключении подводятся итоги проделанного исследования и намечаются перспективы дальнейшего изучения богатейшего наследия Карела Чапека и- Герберта Уэллса. Отмечается, что анализ функций вторичной условности в творчестве Чапека позволил не только раскрыть истоки оригинальности его философско-эсгетической концепции, но и показать присущую его произведениям .системность, обусловливающую внутреннюю соподчиненкость, казалось бы, несовмести-

мых художественных средств и приемов письма.

В Заключении формулируются важнейшие функции условности в творчестве Чапека. В их числе называются:

- образное воплощение многообразия мира, духовного и нравственного, богатства человека, его творческого потенциала;

- художественное воссоздание важнейших социально-политических и идеологических процессов современности и их перспектив; постановка проблемы взаимосвязи человека и Истории, утверждение активной жизненной позиции "маленького человека";

- раскрытие авторской концепции неоднозначности истины; воплощение средствами условности и фантастики различных' взглядов на историю и судьбы человечества;

- разоблачение бездуховности во внутреннем мире человека и в общественных отношениях; предупреждение об опасности преимущественного развития "технической", узко рациональной стороны цивилизации, ведущего к духовкой деградации, а.затем и гибели человечества.

Далее в Заключении суммируются основные черты сходства фи-лософско-эстетических концепций Уэллса и Чапека, обобщаются выводы о художественном новаторстве писателей и их вкладе в развитие современной социальной фантастики. Подчеркивается, что диссертация стата лишь первым шагом на пути сопоставительного анализа творчества Чапека и Уэллса. В этой области предстоит еще немало сделать: дать развернутое сопоставление художественных систем писателей, в том числе провести сравнительный анализ других (кроме социальной фантастики) типов вторичной условности в их произведениях. Представляет интерес выявление не только сходства, но и различий философских воззрений и художественных принципов Чапека и Уэллса, обусловленных национальным контекстом их

творчества и особенностями мировосприятия каждого из писателей.

Предложенная в- диссертации концепция типов и форм вторичной условности также-может самостоятельно разрабатываться -в дальнейшем и открывает интересные-пути изучения литературного процесса XX века. •

По теме-диссертации опубликованы следующие работа:

1. К вопросу о соотношении понятий "условность" и "фантастика" в литературоведении // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9. Филология. - 1990. - И. - С. 16-22. -0,5 п.л.

2. Карел Чапек: "Творчество, достойное жизни..." // Новая и новейшая история. - 1590. - К. - С.123-139. - 1,5 п.л.

3. Карел Чапек в СССР // Советская литература. - 1990. - №3. -С.165-166. - 0,2 п.л. - На чеш.яз.

4. Конференция к 100-летию Карела Чапека // Советское славяноведение. - 1990. - т. - С. 125-127. - 0,25 п.л.

5. Фантастика Герберта Уэллса и Карела Чапека // Советское славяноведение. - 1991. - Р2 (в печати) - 0,75 п.л.