автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Функциональные особенности вставок в языке произведений М. А. Булгакова

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Сагирян, Инга Григорьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Функциональные особенности вставок в языке произведений М. А. Булгакова'

Текст диссертации на тему "Функциональные особенности вставок в языке произведений М. А. Булгакова"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи УДК 808.2-56 (043.5)

САГИРЯН ИНГА ГРИГОРЬЕВНА

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВСТАВОК В ЯЗЫКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.А. БУЛГАКОВА

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук 10.02.01 - русский язык

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор МАЛАЩЕНКО В.П.

РОСТОВ - НА - ДОНУ 1990

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................\......................'...3

ГЛАВА I. ВСТАВКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА И СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО.........................................................................10

ГЛАВА II. ВСТАВКИ ПРОЗЫ М. БУЛГАКОВА В ФОРМАЛЬНО-ГРАММАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

§ 1. Структурные типы вставок..........................................38

§ 2. Средства связи вставок с базовым контекстом

2.1. Синтаксические связи...............................................44

2.2. Лексико-грамматические связи................................50

2.3. Ассоциативные связи................................................58

§ 3. Особенности графического выделения вставок в

художественном тексте

3.1. К вопросу о пунктуационном выделении

вставок......................................................................64

3.2. Вставка как паралингвистическое явление.............70

§ 4. Вставка с модальным значением в художественном

тексте..............................................................................78

ГЛАВА III. ВСТАВКИ ПРОЗЫ М. БУЛГАКОВА В

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ.

§ 1. Вставка как норма синтаксиса М. Булгакова..............98

§ 2. Функции вставок в прозе М. Булгакова...........................

2.1. Информативная функция........................................110

2.2. Характерологическая функция...............................118

2.3. Экспрессивно-прагматическая функция................126

2.4. Ретроспективно-проспективная функция..............139

2.5. Функция ремарки....................................................148

2.6. Функция лирического отступления.......................156

2.7. Тексто- и стилеобразующая функция....................164

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................185

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ....................................................................191

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................192

ВВЕДЕНИЕ

Предмет исследования. Работа посвящена исследованию структурно-семантических и функциональных свойств вставных конструкций и специфики их употребления в прозаических произведениях М. Булгакова. С учетом специфики синтаксиса прозы М. Булгакова вставкой в речевом произведении может быть любой вставной компонент от одной словоформы до собственно текста. Сугубо текстовые внесения ( СФЕ, ССЦ или отрезок текста, структурно определяемые как объединение ряда самостоятельных предложений ) определяются как парантетические (парантезы).

В современной лингвистической науке существует несколько воззрений на сущность и природу вставочности, в связи с чем возникают противоречивые суждения, не позволяющие прийти к единому мнению по этому вопросу. Традиционно к вставным конструкциям причисляли отдельные слова, различные сочетания слов и предложения, которые включались в высказывание в процессе повествования. В современной лингвистической литературе имеется довольно много работ, но они посвящены отдельным аспектам вставочности. Исследователей интересовала проблема сущности вставочности, ее природа и причины возникновения в языке (И.И. Щеболева, Г.Н. Акимова, Г.Г. Инфантова, C.B. Вяткина ); вид связи этих конструкций с включающим базовым контекстом (И.Ю. Гедминайте, A.A. Мецлер);функционирование вставных конструкций в предложении (А.И. Аникин, Л.П. Григорьева, А.Ф. Прияткина ), модальная роль вставок (Г.П. Немец, A.A. Мецлер); экспрессивно-стилистические возможности (Г.Н. Акимова, Ю.Н. Иванова) и интонационная специфика вставных конструкций (Ю.М. Златопольский, P.M. Романова); содержательная и струк турная связь вставки не только с включающим высказыванием, но и с более широким лингвистическим контекстом (В.А. Шаймиев и др.).

Актуальность исследования. Все очевидней становится необходимость изучения формально-грамматических свойств вставок, их модальности и экспрессивно-стилистических функции в предложении и тексте с учетом достижений современной лингвистической науки. По-прежнему актуальной остается и проблема определения статуса вставных конструкций, их места в синтаксической системе современного русского языка, проблема их классификации на структурно-семантическом уровне. Недостаточная изученность наблюдается и в определении функциональной специфики вставных конструкций, а также средств связи с базовым контекстом. Обращение к вставным конструкциям закономерно, и потому, что этого требует решение задач, связанных с коммуникативным, грамматическим и прагматическим аспектами текста как речевого произведения. Многоас-пектность вставных конструкций как объекта лингвистического исследования обусловливает необходимость комплексного подхода к их изучению.

На начальном этапе находится и изучение стилеобразующей роли вставных синтагм в творчестве отдельных писателей.

Тенденция к исследованию определенных конкретных синтаксических конструкций и структур, которые в совокупности с другими языковыми средствами повлияли на формирование идиостиля писателей, проявилась сравнительно недавно.

Между тем такие исследования важны и актуальны, так как "именно в синтаксисе наиболее отчетливо проявляется специфика слога писателя" (Ефимов 1969,196).

Большой интерес для лингвостилистики представляет творчество мастера русской прозы Михаила Афанасьевича Булгакова. Анализ языка этого писателя выдвинул на первый план проблему изучения вставных конструкций на текстовом уровне, так как именно эти синтаксические

единицы сыграли заметную роль в организации художественного произведения как взаимодействующей и взаимопроникающей системы. Необходимость изучения стиля М. Булгакова определяется следующими причинами:

- в его творчестве отразились стилевые искания, характерные для большинства писателей 1 -й четверти XX века. Творчество М. Булгакова -это тот организм, где органично сплелись воедино миф и реальность, категории трагичного и комичного, возвышенного и низменного, что предопределяет и особый, индивидуально осмысленный язык, по которому узнается почерк писателя;

- тесная связь прозаического творчества М. Булгакова с драматургией, стремление к орнаментальной патетике, украшенности языка, которое проявилось на фонетическом уровне в повышенном внимании к ритмизации повествования, а на уровне графики - в особом расположении текста на письме; на лексическом уровне в метафоризации языка, насыщенности его образностью, а на синтаксическом уровне - в некоторой изощренности, создаваемой различными конструктивными приемами, и особенно использованием возможностей вставных конструкций еще не подвергались анализу и глубокому исследованию.

Эти факторы сделали актуальным обращение к произведениям М. Булгакова.

Актуальность темы определяется и важностью ее разработки для решения ряда задач, связанных с преподаванием русского языка как родного и как иностранного, с обучением иностранным языкам и с литературным переводом, а также с углубленным изучением русского языка в учебных заведениях с гуманитарным уклоном.

Цель диссертационной работы состоит в системном исследовании сущности вставных конструкций как специфических синтаксических еди-

ниц и как своеобразного стилистического средства, выявлении их многофункциональной роли и особенностей использования в творчестве М. Булгакова.

Достижение названных целей потребовало решения таких взаимосвязанных задач, как:

- выявление типов вставных конструкций, используемых в произведениях М. Булгакова;

- анализ структурно-семантических свойств и средств связи вставок с ба-

!

зовым контекстом в прозаических произведениях М. Булгакова;

- анализ вставных конструкций прозы М. Булгакова в функционально-прагматическом аспекте.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В роли вставок в текстах М. Булгакова функционируют альтернативные и безальтернативные единицы микроуровня (отдельные словоформы, словосочетания, сочетания слов, простое и сложное предложения) и макроуровня (последовательность СФЕ и собственно текст). Наряду с традиционно выделяемым базовым контекстом-предложением в прозе М. Булгакова особенно активно используется такой базовый элемент, как текст. Связь вставной конструкции с базовым контекстом осуществляется с помощью синтаксических, лексико - грамматических, логико - ассоциативных средств.

2. Вставные конструкции являются продуктивным и эффективным средством для создания второго параллельного уровня повествования, для привнесения новой или дополнительной информации, семантически связанной с базовым контекстом. Данные синтаксические единицы в прозе М.А. Булгакова широко используются и для выражения объективного и субъективного модального значений высказывания.

прагматических задач.

3. Вставные конструкции являются отличительной особенностью синтаксиса М. Булгакова. Они выступают как органический элемент оригинальной системы стилеобразующих средств, способов и приемов воздействия на читателя, при помощи которых этот художник добивается выполнения определенных коммуникативных и М.А. Булгаков использует вставные конструкции в качестве имплицитного средства раскрытия смысла текста. Вставные конструкции в художественном тексте являются экспрессивным (в стилистическом и прагматическом аспекте) средством создания образа, построения пространственно-временного плана, обрисовки события и т.д.

4. В прозе М. Булгакова вставки отличаются; функционально - праг-

!

матическим многообразием, обусловленным коммуникативными авторскими установками. На основе анализа текстов писателя выявлены следующие функции: информативная, характерологическая, экспрессивно-прагматическая, ретроспективно - проспективная, лирического отступления, ремарки, тексто- и стилеобразующая.

В ходе исследования применялись следующие методы:

- метод лингвистического наблюдения и описания (как основной);

- метод трансформационного анализа, позволивший располагать вставные конструкции в различных синтаксических условиях, что способствовало установлению различных стилистических оттенков и особенностей, возникающих в предложении, ССЦ, тексте при определенных перестановках;

- синхронно-сопоставительный метод, используемый для выявления характерных особенностей индивидуального стиля М. Булгакова в сравнении с другими писателями 1-й четверти XX века;

- лингвистический эксперимент.

Материалом исследования послужили синтаксические единицы, включающие вставные конструкции, которые извлечены методом сплошной выборки из прозаических произведений М.А. Булгакова. Общий объем выборки составляет 1000 примеров. Произведения писателя цитируются по собранию сочинений М.А. Булгакова в пяти томах. - Москва: "Художественная литература", 1992.

Научную новизну исследования автор видит в том, что впервые вставочность рассматривается на уровне текста как особая синтаксическая категория и как важное стилистическое средство. Впервые предметом исследования стал синтаксис прозы и специфика идиостиля М.А. Булгакова, в частности, выявлены и подвергнуты комплексному анализу структурно-семантические особенности вставных конструкций, рассмотрены средства связи вставок с базовым контекстом. Описаны их модальная, прагматическая, экспрессивная, стилеобразующая роли в тексте.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что в ней развивается и дополняется ряд положений в учении о семантике, функциях и структурных типах вставных конструкций как экспрессивно-стилистического средства, об их роли в решении автором прагматических задач повествования. Основные положения исследования могут быть использованы при изучении литературно - художественного мастерства М.А. Булгакова, для анализа идиостилей других писателей, а также в лекциях по современному русскому языку, стилистике, в спецкурсах, посвященных изучению творческой лаборатории писателя и основам лингвистического анализа. !

Работа прошла апробацию в виде докладов на конференциях молодых ученых, проводимых в Ростовском-на-Дону государственном педагогическом университете, а также на кафедре иностранных языков Ростов-ской-на-Дону государственной академии сельскохозяйственного машино-

строения (1992-1998 гг.). Основные положения диссертации отражены в шести публикациях автора.

Структура диссертации отражает внутреннюю логику предпринятого исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В конце работы помещена библиография и список литературных источников.

ГЛАВА !. ВСТАВКИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИИ СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СРЕДС О

Высокий уровень развития современной лингвистической науки определяет возрастающий интерес ученых к вопросам синтаксиса текста как аспекта в исследовании языка художественных произведений вообще и индивидуального стиля писателя в частности В связи с этим возникает необходимость изучения конкретных синтаксических конструкций, которые участвуют в создании связного текста.

Так изучение семантики и структуры различных типов вставных конструкций создает предпосылки для перехода к новому этапу в данном направлении лингвистических исследований, а именно, к изучению парантез на текстовом уровне. Вопросы исследования структуры вставок, средств связи с базовым контекстом, проблема модальности ставятся широко и все более проблемно в ракурсе соотношения языка с мышлением и объективной действительностью. Особое значение приобретает анализ роли говорящего (автора) в акте коммуникации, исследование экспрессивной наполненности и прагматической направленности высказываний, функционирование вставок в художественном тексте. В этой связи многоаспектное и разностороннее исследование вставных конструкций как стилистического явления и синтаксического средства, всегда объективно связанных с личной творческой манерой писателя, представляет особый интерес, поэтому в центре данного диссертационного исследования находится анализ вставных конструкций разной структуры в стилистико-синтак-сической системе художественных текстов М. А. Булгакова.

В данной работе предпринята попытка проанализировать языковой стиль и синтаксис прозы М. Булгакова как раннего, так и позднего творчества писателя. Нас интересует, главным образом, определение индивидуальной манеры письма на уровне синтаксиса текста. В частности, детальному анализу подверглись вставные конструкции в простом и сложном предложении, СФЕ и целом тексте, которые являются оригинальной стилистической находкой писателя,

Известно, что каждый крупный писатель вносит новое в развитие языка художественной литературы, находит в языке средства, которые помогают ему необычно, по-своему донести до читателя мысли и идеи, вырабатывает свое "творческое лицо" в отношении не только содержания, но и формы. Чем крупнее писатель, тем больше в его языке индивидуального, тем более оригинален и неповторим его стиль.

На наш взгляд, стиль - это особое, индивидуально осмысленное строение фразы, которое познается на уровне текста. Художественный стиль многогранен, полнфункционален и неоднороден. Говоря о художественном стиле нельзя не учитывать тот факт, что данное языковое явление представляет собой возможное смешение и скрещивание устных и письменных типов речи, различные формы их соотношения.

Опираясь на выдвинутую В.И. Шаховским идею полярной структуры художественного стиля, можно сопоставить стили по их функциям или по их ведущим стилевым чертам, то выходит, что художественный стиль является тем центром, в котором пересекаются почти все функции языка: предписания, убеждения, доказательства, сообщения. В художественном

стиле одни функции преобладают и организуют ядро конкретного речевого произведения, другие отходят на второй план, составляя периферию.

Если же стили сопоставить по параметру "стилевые черты" - образность, выразительность, логичность, эмоциональность и т.д., то образность в качестве ведущей черты присуща художественному и разговорному стилям, а в качестве факультативной - научному и публицистическому; выразительность наряду с образностью в качестве обязательной черты присуща и деловому стилю (Шаховский 1994, 80-87).

Сопоставление функций, стилевых черт, стилистических средств и приемов различных функциональных стилей позволяет допустить, что их система образует функционально - стилистическое поле. В центре этой полевой структуры находится художественный стиль, который включает в себя в качестве ядерных не только свои собственные стилевые черты, но и некоторые черты пересекающихся с ним других стилей. Пересекаются все ст