автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.02
диссертация на тему:
Вставные конструкции в русской художественной прозе первой трети XX века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Хамракулов, Абдужаббор Абдулхамидович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.02
Автореферат по филологии на тему 'Вставные конструкции в русской художественной прозе первой трети XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Вставные конструкции в русской художественной прозе первой трети XX века"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО 11 "СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА

На правах рукописи УДК 808.2-56

ХАМРАКУЛОВ АБДУЖАББОР АБДУЛХАМИДОВИЧ

ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Специальность 1 0.02.02 - Нздиокальпые языки (русский язык)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой стспели Езляядата фплазогнчеаснх злух

ргв од

, г ы 1093

Тасдгыгг -15?8

Работа выполнена на кафедре русского языкознания факультета зар; беасной филологии Ташкентского государственного университета имени Мирз Улугбека.

Научный руководитель: кандидат филологических, наук,

доцент ЗАБУРДЯЕВА. В.И.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор БОЛОТОВ В.И. кандидат филологических наук, .' доцент Солодпикова Л.Г.

Ведущая организация: Институт языкознания Академии

наук Республики Узбекистан

Защита состоится ^ У " 1998г в "Я" часов на заседани

сяецназнзярованного совета ДК 067.44.01 но защите диссертаций на соисхани ученой степени доктора и кандидата наук при Ташкентском государственно] уиязсрситпс имам Мирю Улугбека по адресу:

700095, г.Ташкент, Вузгородок, ТашР. факультет зарубежной филоло1 ии,ауд.4

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТашП (Вузгородок). ^ '

Автореферат разослан ' иЫ^АОСГ1^ 1998г.

Ученый секретарь спецяалязарсваяного совета данлялат фкдояогичсаах наук, у- /У •

доцеат \ ШИЛЬНИКОВА Л.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В русском синтаксисе исследование вставных конструкций (ВК) начинается с XIX века. В грамматических описзниях вставки долгое вреын квалифицировались как разновидность вводных конструкций, на которые она внешне похожи. Только в 50-60-годах нашего столетия они быля отдалены от вводных структур. Современная синтаксическая традиция различает вводные п вставные конструкции, что отразилось в пх раздельном описании в "Грамматике русского языка" (1960). В 70-80-е годы изучение данных сннтаЕсичеааос еда. ниц было продолжено на материале современных европейских езыков.

Разнообразие форм выражения вставок, их синтаксическая ц легссЕо-семзнтическая связь с основным предложением, интонационная специфнга привлекают внимание лингвистов н в настоящее время.

Вслед за авторами "Грамматики русского языка" под редакцией В.В.Виноградова мы понимаем под вставными конструхаюши " слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное прешожекпе долапш-тельные, попутные замечания н пнтонацвоняо обособлены".' Эта вырггаггея на письме знаками таре или заключенней в еж об га. Кдзсевфвхагтз вегапах с точки зрения структурно-семзЕтичеогой в грамигпгге в развернутом бют яг приводится. Опнсаны лишь некоторые способы якгютення встагог а осзоезой текст.

Вводные конструкции - зто "тайге аштагагчесгп пе связанные с гредаеэ-ниен словз а сочетания сдоз, которые выргхаетт егеошезвг готорстгпо г тону, о чем он говорит, дактт. общую оаетгу сообщения, либо заизочагзт а сЫх указание на его источник, езязь с друшкн сообздадзоги езэ с более гпгрзгэ/ контекстом речл".* . '. '

1. Грвм1."-.-тиса русагого сгыга. М, 1960,7см 2. Сютжесве, часть П, е. 165.

2. Темах, с. 165.

Несмотря на явное рашгше, вводные и вставные конструкции имаот черты сходства, вследствие чего в ятыково-сгалисшческой структура конкретного художественного целого может вощикатъ явление функциональной нейтрализации нх противопоставления.

Необходимо отыегигь, 'по всгавные конструкции иедостаючцо щучены с точки зрения возможных способов включения их в художественный текст, сс-уантико-сишаксических отношений с основным предложением и функционирования. В.Б.Виноградов отнес их, наряду с вводными, cctмонтированными, парцеллированными консгрукииями, неполными. шлшпичеекимн, ночина-тигшыми, вопросительными и побудительными [фе,ик)жекиями, к с\йьоктк<.>-экспреесшшым формам сшпаксиса.Оддако роль их как одною ш средств субъекташпашш художественною текста осталась и по наеючшеи время Нераскрытой.

Лктуа-!Ы1(»с1Ь темы. В имеющихся ттнш висшческих p:\6orax практически не уделялось внимания myicumo сеиатико-сшпаксическик опинпеннй всшвкых конструкций с предложениями, н составе кохорых они функционирую!. В современном яшхозпашш не решена также проблема определения природа включения: в частности, дискуссионным остается покрое о том, к какой облас va синтаксиса и к какому ею аспекту шиосхюи вставные единицы - конструктивному ИЛИ КОММуНИКа 1И11ИОМу. ')|(> ООуСЛОВИЛСГ ÜCOOX'VUIMOCn, мноюсю-ооинего, стереоскопического аналита данной cyó befa шкжспрессшшой формы синтаксиса. Актуальность темы исследования определяется шкле icm, чш анхтга использования вставок в русской художссшсинаб i:po¡e первой ipcn: * XX века даст новый богатый материал для выводов об их структуре и способах включения и текст, нх семантико-сшгтакснческих отошеииях с основным предложением и сеыаитико-фушгшкшальном нончщиале.

Объектом ис-следоплит стали вставные конструкции. иснолыуемые в русской художественной прозе первой трети XX вс:-..;.

Мзтетналом ятя анализа формы и функшш влазлых конструкций послужила следующие 'произвел««»: "Ueiepósp;" Л.Ье.т.:!••(1922),"0!чаят:-;'' В.Кабокоаа<1931>. "Записи," Ю O.:oiu;iflvl~), "be.i^i í3¿p.m' М.Булпда>ва(1925-27), "Хо-ьдсмие по «ухал" Л.То;и.г;Ь>'*.';22-.;:> а

"Двенадцать стульев" И.Нльфз и К.Пе1ровз(1928). Роман "Дар" (1937) был нряпжчеи снсцнашю для того, чтобы, сопосташиз его с более ранним произведением В. Набоков а, романом "Огчзяиис", установить, наблюдались лив ху-дожссгесчшой речи данного прозаика тушения в характере функционирований вставных констрричИ

Ло яшкает енраведливий вокрос, по какой причине объектом нашего внимания а,VI данный период разпшия русской прозы н почему произведения пе-репелптых выше авторов битв привлечены хм исследования Ьставок. В это время и русской художественной лии-ратурс наблюдается активизация внутренней речи ьак исшчннка различных- художественных приемов, обнаружишься "'аремдепне не просто нтлагатъ результат познания н восприятия икрг,-1Ю обрззно яредггаьдять mik.il, чувство кж процесс, как поток сознаянг"'. 3 губт.сктавшлх тепах повсстеовагшя.о грзжакчппх поток сознания автора яла к-роч. рс.ко возрастает употребительность суб-ьектно-зксиргсснвных фор«' синтаксиса, среди которых особенно кмдедхкмея вставные конструкция. С их помощью автор или 1срой передает доНолинтелиюе сообщение по огеокенкю к основному высказыванию. В художественных текстах более ргшш о периода развитая русской литературы вставки так*:с использовались, однаго фор кг г:г поражения, с.т-гооы подключения >; основному предтожен-гю :: фугалиш бьцт более однообразным. Одним нз первых няезтелей, кто реалнтовал богатый ссма!Г11!ко-ф>!;к1шон^лькпй потенциал вставных козструтдгте в реяеаой ткала сг-окх романов, бил А.Бедкй. &о иоследозател«!« в пледе использовают в художественной речи разнообразных возмся2;ост£Й не годы:о встгяьих ггоп-струкпнн. но н друпгс субъсктно-экотрихЕК.'йгх форм стаггкск;^ были <О.Оле;ва н особенно З.Нгосжс;..

Нашт выбраны ииаао тс пронзЕеденнг, которые гредетгшаасгг пий интерес для исследовакая вставок.

Различие докшпгрропшх а каждой еоекжпоу прэшвгдгззз гдзоз вег.г-ствова.'гая, ракурсов ¡побрх^сг-шядсйстЕЛТгдьлс'стз позведгет педргзд^лзлъ

¡. Козтузова Н.И. Ндагсторыг иахтрзялгная эвозюгвгя поэтниггогт» г&жг г XX ьгке //1) т.п.: Очерка ао яз&вг/ воззии XX иггь. Ыл "Наува*, 1991.

все привлеченные для изучения вставных конструкций романы на две группы: I) "Петербург" А.Белого, "Дар" и '"Отчаяние" В.Набокова и "Зависть" Ю.Одешл; 2) "Белая гвардия" М.Булгакова, "Хождение по мукам" А.Толстого и "Двенадцать стульев" И.Ильфа и Е.Петрова.

В романах первой группы авторов доминируют формы субъективного повествования ( субъективно-авторское , несобственно-авторское нопестпование и несобственно-прямая речь).

В произведениях втооой группы авторов преобладает объективно-авторское повествование; описание и повествование осушестпляе!гя преимущественно 01 лица автора.1 ' ■ •.

Среди ннсаюлей первой [руины особое месю занимает пюрчеепю Л.Као-ю. В художесгеенной речи этого автора наиболее ярко отразилась тендешщя ориентации прозы на язык лирической поэзии. Основу орнаментальной прозы Белого составляет субъективное авторское новеспкшшшс. В цешре ею стоит образ автора, сквозь призму представлений, ощущений которого воспроизведена действительность."

, В организации орнаментального субъсктивпо-аьпрского повествования огромную роль играет не только прямая метризация текста,но и "вторичные нризнахи стиха"5."Вторичные признаки стиха ( инверсия и дислокации уровня синтагмы н высказывания: парцеллированные. неполные и эллиптические по-строеаня; речевые формы диалога; ¡¡водные и вставные конструкции; номинативные и инфинитивные ряды; синтаксическая симметрия пре;шкатнвных частей, отдельных конструкций; повтор и возникающие на его основе лейтмотивы, сквозные словесные темы; явления перечисления, звукописи; прием гра-

1. Кожевникова Н.А. О типах повествования в сонетской прозе // В кн.: Вопросы языга современной русской литературы. М., 1971.

2. См.: ухаз. статью Н.Л.Кожевтшхсвой, а также кан. дкс. В.И.Забурдяеаой "Реп: и с;штакспс художественно.-- прозы конца XIX- первой трети XX в в.// Орааасктальаая проза и сказовое повссгпонание.А.К.Д..Ташкент, !<;8Ч.

3. Термин Жирмунского. См.: /!л;грлг*кск:1Й 8.М. Теория стнха.М.. ¡975.

дапип и т.д.) шзывзю! у чшггеля субъсгитнос представление о ритме независимо от реального звучания речи"1 . С их помощью ослтдесгкляется субьек-тинтация повестпонанин, пыражаегся внутренняя .точка зрения автора или героя.

Наиболее талантливым послодогшелем А.Колою в плане создания поэтической прозы был В.Набоков. Этот писатель не только подхватывает тенденции по использованию вставные конструкций, впервые проявившееся в прозе А.Белого, но и развивает их в своем художественном творчестве. Проза В.Набокова так же. как и проза А.Белого. берег свое начало н языке поэзии.

В своем исследовании мы исходим из положения, согласно которому вставные конструкции рассматриваются как одна кз субъектно-экспрессивных форк синтаксиса, активно используемая це to.ti.vo в речевой ткани тахкх пронзведс-ний, как "Петербург", "Дар", "Отчаяние" и "Зависть", по п романов "Белая -гвардия", "Хождение по мукам" н "Двенадцать пульев". характеризующихся более градиционнымн формами художественного повествования.

Цен. дашю1 с;I исследования • изучение формхп.но-граммаппеской структуры вставок. ссмантакоснцтакскческих связей и отношений тал елянна с основным предложением, установление ¡ге коиыуникзтивно'прагматнчссжого ■ статуса в русской художественной прозе первой трети XX века. Цель исследования предопределила постановку ряда конкретных згда*п

а> оцисагь форцально-граымагнчссг-ую стругтуру вставок я гзргЕтер ех сшгтакснчеогой и лсксико-семаншчесЕой связи с осаозяык ггредложягпиг;

б) выявить все возмогла^ способы включения сесгО-Т-гет встампгх гойсТрухций в текст рзссаатрнвзскых пройззедепнн:

в) установить роль вставок э ор1ашгиздкн прогграяствснно-времсялого континуума художественного цело/ о;

г) охарактеризовать фугадшопзлмгий статус вегазтя коясгрутглй Ъ различных тепах руссюй художественной- прозы;-

1.' Забурдясвз В.Н. Рвтм н синтаксис худогестгяпзоа срсг&г г сиза XIX -первой трега XX ввЛ Орнаыйтта.-п.ная проза в сказовое псзвстзсягзве. А-К-Д-Талжсгт, 1925..

д) выявить шшшндуалъно-автсрские особенности использования ВК в текстах рассматриваемых произведений.

Методы исследования. В работе нашли применение описательный, сопоставительный и статистический методы исследования.

На^наядовизна исследоващ:!! заключайся а том, что на новом, не uGcjíc-доаашшм до сих пор материале русской художественной прозы первой ipeut XX века описана как формальная орушура вставных конструкции, пак и и:; семантнхо-сшгтаксическне отношения с включающим предложением и ноем контекстом художественного целою. а пгапное, изучен коммуникативно-прагматический аспект данных синтаксических единиц синтаксиса на горизонтальном и вергшса:ытом срезе художественною целой). Кроме юго. осу moer-ал ен о сопоставление субъективных форм художественного повествования (субъективно-авторского, несобственно-авторского повествования и несобственно-прямой речи ) и объективно-авторскою повествования по характеру использования рассматриваемой синтаксической сфуктуры. обнаруживающее новые факты асиммегричното дуализма языковых знаков. Наконец, сраьне>ыс художественных текстов различных авторов позполшю сделать рад выводов о специфике индивидуально-авторского использования данной субьект поэкспрессивней сфуктуры в художественной речи.

Теоретическая значимость исследования. Рсзулызш работы важны для познания семантических и синтаксических чакономерноск-й осложнения cíр>кj у-ры предложения, а также для выработки методики описания как ¡¡ставных конструкций, так и других субъсктно-экспресспиних форм синтаксиса. Вывода, полученные в ходе исследования, позволяют уточнить, дополнить сущсстпуга-шие азгляды на грамматическую природу и функциональный сзагус анализируемых единиц, конкретизировать их синтаксические связи, создать системное .описание различных типов вставных конструкций.

Практическая значимость исследования. Результаты дассертациошюй работы могут найти применение в ггроцетсе преподавания русскою языка в средней з высшей шхоле, при разработке спецкурсов и спецсеминаров, создании пособий по синтаксису для вузов.

Использованная в работе методика многоаспектного исследования синтаксической структуры может быть применена при изучении других субъектпо-экспресснвных форм синтаксиса.

1. В художественных текстах первой трети XX века, воплощающих поток-сознания героя-рассказчика, часто встречаются предложения с параллельным, последовательным и апплккатипкым соотношением двух и более вставок. Преобладают параллельные вставные конструкции, которые могут быть синтаксически, семантически и функционально координированными либо некоординированными, Чаше всего подобные вставки коррелируют между собой функционально, сближаясь по ракурсу освещения, что способсгвуег возинкно-всншо между ними ассоциативной смысловой связи.

2. Анализ обтеязыковых функций вставных конструкций па горизонталь: лом срезе художественного текста, с учетом коммуиикативно-нрахматичссхих факторов речевого общения, показал, что в произведениях А.Бслого, В.Нзбокова, Ю.Олеши вставки часто подвергаются cewair . о-фЗ'нкционалышм дреобрззовлнилм. Приобретая такие вторичные футклин, как змотагшая. апаллятизная, фатическая, метаязиковая н почгичсская, оин се утрачивают при згом своего первичного назначения - выражения добавотаого сообщения - и становятся би- или полифункшкшальшдсн. Это обусловливает частичную асиимегршо... между синтаксической позицией (формой ) вставных конструкций и их фушошоиалькьзц статусом, - асиммгтргао на фове симист-рии.

Регулярное совмещение во вставках фупплга добавочного сооб-цеяст со в/орнчньши функциями исключает возможность их четкого стгргннчепк! от вводных конструкций. По своему назначению " вводные в вегаваие конструкции образуют шкалу, краГишс точки которой оказываются протгвояогтавлгн-ныки, а в центральной части функциональная оппозшцш кс&гралшугтся ".<

г

1. Забурдяева В.И. Вставные конструкции в роыаае В.Наоагова "Дар"// Актуальные вопросы преподавания к изучения русского гзьзта е литератур?.! в Pse-тб.тнкг Узбекистан из еовремеш;ои ттаяе. Tasxesr. 1994, с. 35.

Явление нейтрализации enrío ;>иши категорий ьводцосш/ псшшюсти харак ■ терно для романов "Петербург", "Дар", "Отчаяние" и "Записи.".

4. Анализ вставных конструкций на вертикальном срезе художественного целого, с учетом зкстралишвистических факторов и к использовании, позволил выделил» ряд их специфических общих ( участие в со ^ланип нространсгвсшю-временного континуума ггроизведення; осутест.тклше, шры раитчними пространственно-временными или -реже- модальными гпанами повествования; выявление проспективной/ ретроспективно» скязи фрагменюв, разделенных значительным текстовым пространством: субьокшншации повествовании, субьекгпше расслоение гюнествояания. создание ночифониша речевой струя-, тури ) И частных функций.

5. Резкое возрастание частоты испо.илошшня нскиших конструкций, разнообразие их формальных шпон, способов их к; ттч' пия и гекст, усложнение их ссмлгшко-фуккщюнилыкло потенциала скойсинмшо ¡'»мамам, и к<>["рых доминируют формы субъективною ноисстноваиия. Харакюр нешш uuuuitu вставок в тех произведениях. i;w пракицдаст объективное аиюрскос повествование, не противоречит сложившейся к kouhv XÍX пека 1радишш их употребления в художественной речи.

6. Сопоставление различных по времени публикации произведений В.Набокова ( "(»паяние" - 1931: "Дар" - 193"? ) позволило установить, 'по высокая частота использования вставных конструкций, богашй набор формально-грамматических средств их выражения, усложнение их ссматико-футеционалыюю craiyca - ti о устойчивая закономерность, характеризующая творческий почерк писателя независимо от времени написания ею русскоязычных романов.

Апробация работы. Результаты исследования по теме диссертации доклады. вались на ысжвузовсхих конференциях в Ташкешсхом педагогическом иисти туте вмени Ннззми з 19S5-1996 годах.на асштрашских и профессорско-преподавательских конференциях в Тглпкмгтсхом Государственном и-

тстг имели Мирзо Удутбека a 1995-1997 годах и отражены а шли публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

iíoBBCñcJtmj обосновываются актуальность, научная повязка, теоретическая и практическая значимость днссертацнонного исследования, перечисляются его методы, определяются объект н материал исследования, формируются ег" цель и задачи, излагаются основные положения теоретической концепции работы.

В главе I 'lCTpyxiypinje THHi.i ncranHus KoiícTpyxuHiV' содержится описание конструктивных типов вставок, способов ид связи и смысловых отношений с предложением, в составе которого oim функционируют, характер употребления вставок в художественной речи различных авторов. . •

В первом паоаграфе " Фопмально-грачматтгкскаяпруктлравстм^ струкднй " выявляются все возможные способы выражения данных csnrrasc-снческих едишщ в тексте рассматриваемых произведений.

Проведенное исследование покзззло, что в привлечеш!ых для анализа художественных текстах используются вставки, выраженные словами, словосочетаниями ( простыми и непростыкн ), причастными, деепрнчастнымн н сравнительными оборотами, номинативными рялаин, сдпосоставныип, двусоставными и исчлсшшыми цреддожеткии, сложивши преддогхншша ишгя-мальной и усложненной конструкции, отдельными редлккаьт диалога н диалогическими единствами, сложными сшггакскчссктгкн целыми, отдетьньпгв фрагментами текста, а также звукоподражательными словами а кдеогра-фнчееккки з.такаии вопроса н восклицания.

Вставки - слова , сдовосочегаяня наблюдаются во бссх нривлечешок ддз анализа произведениях. Большая часть вставок - слов выражена сутгстпв-гслыгым в именительном падеже. По сравнению с рюкапами "Петербург*. "Дар", "Отчаяние" в пршыведетшях "Зависть", "Хождение по иугам", "Бстг* гвардия", "Двенадцать стульев" вставки-слова единичны. В отличие от других авторов, у А.Белого к В.Набокова встречаются случая, когда scjsuara, вы?»-

женнзя словом, сцеплена с основным прсдаоженпш посредством сочинительной связи. Кроме того, А.Белый часто использует ссганки-слова осложненные вводными конструкциями и причастными оборотзмн.Напрнмер " Недели полторы иазад, то есть около десятого марта тридцать первого года неким Чйтопеком ( ¡uni людьми ), проходившим ( или проходившими ) но шоссе, был обнаружен синий автомобиль такой-то марки..." ( "Отчаяние" ).

В данном нрехтожешш наблкто!01ея;ше паяпуи: одна выражена сгщестни-!с;п,Н(!м а форме творительного падежа множественного числа, другая ■ 'причастием » такой же форме, чю и первая. Обе нпанкн сцеплены с р;и-личными словами н составе основною предложения союзом "или", выражающим разделительные отношения взаимоисключения.

Вставки - простые предложения регулярно нимльзукиси во всех рассматриваемых произведениях, причем встречаются почш псе структурные типы простых предложений. Среда О;шососзапшдх использую кя чащ«-, всею оиределеп-но-личные, неонрелслсиио-личнмс, безличные я номинативные иредчожепия. Вставная конструкция может быть выражена и иоминапшным рядом.

Вставки, представленные просплмн предложениями, moi я быть различными по целеустановке и эмоциональной окраске. Вставки - повествовательные предложения встречаются во всех произведениях. Что касается вопросительных и побудительных предложений, то они использую гея в роли неганок преимущественно в произведениях "iieiepôypi", "Лар" и "Отчаяние". Вставные конструкции, 1тредс1авлешше различными целеустапоиочными шпами предложений, могут быть змоционхтыто окрашены. Использование побудительных, вопросительных и эмоционально-окрашенных вставок-просэих предложений На нейтральном фоне основною повествовательною предложения акцентирует внимание читателя яа заключенной в них информации, ситнали-зирует о субъектном расслоении повествсвапия.

BciasKH, выраженные звукоподражательными словами, неделимыми высказываниями, встречаю гея только у А.Белого и В.Набокова.

Вставки - придаточные части сложноподчиненных предложений разнообразно предетаалены только в произведениях Л.Белою и й.Набокова. У остальных алгоров они едшшчпы.На в одном из приилечешгых для анал-.па

произведений не используются в. роли вставок придаточные части пзъясни-гельпых и пргаомпаративяых предложений, тах кшс спи связаны с опорным словом пивной часта обязательной езязьго.

Вставки - чаете сложиосоч;шепных предложений встречаются только и рома-пах В.Набокова.

Регулярно используются а роли вставок различные вхцш сложных предложений. Частота их употребления у авторов различна, однако у всех преобладают вставки - бессоюзные предложения. Что касается вставок - сложных предложений усложненной конструкции, то они тоже используются ав горами неодинаково. Наиболее употребительны они у Л.Белого, В.Набокова и Ю.Олеши. У Ц.Ильфа « Е.Пегрова они вообще не встречаются.

Во вставку могуг быть оформлены также слсяотые «птаксические целые, и даже целые фрагменты текста. Кроме романов "Белая гвардия" и "Хождение по мукам", они употребляются во всех ра«сматр'лзагмых текстах. В количественном ошотешш подобные вставные конструкции редки.

В отличие ог других авторов, З.Наооков использует з ролл вставсх идеографические знаки вопроса или вескитанпя, акцентирующие гЕзаанне читателя как на форме выражения мысли, так и на ее содержании.

Вставные конструкции делятся да синтаксически связанные с основным предложением и синтаксически автономные.

Синтаксическое сцепление вставок-слов, словосочетаний, причастных, дее- • причастных оборотов с основным предложением осуществляется по типу подчинительной связи уровня словосочетания ( согласования, управлений, примыкания ) или сочинительной связи. На с:г.тгаксичесхук> зависимость указывает форма слова ( вставки оформлены как члены предложения ). Синтах-:ичсская связь вставок - простых, сложных предложений минимальной я усложненной конструкции, сравнительных оборотов с основных предложгия-:м осуществляется по типу подчинительпей связи уровня сложлогс- ггредлолсе-тия ( го сгть с помощью подчинительных со[0303 а союзных слов ) или по типу :очииителыюй связи.

Оформление во вставку слов, словосочетаний, простых и слояшьк предложений, скрепленных синтаксической связью с основным предложением, способствуй резкому акцептированию заложенной в них информации. Это возникает вследствие того, что ритмико-мелодическое выделение отдельных элементов содержания предложения, осуществленное в письменной речи с помощью знаков тире н скобок, не разрывает, а напрягает форихтыю-граммаотческую и смысловую связь вегздкя с мнкроконтексхом.

По отношению к основному предложенто вставные конструкции пссуг добавочное сообщение, попугное замечание. Но самый характер этого отношения может быть различным, что определяется как способом оформления вставок, ех структурой, лексическим наполнением, так и особенностями их соотнесения с основным предложением . В синтаксически зависимых от основного предложения вставках значение добавочного сообщения обычно наслаивается на определительные, обстоятельственные, угочшпельно-поясшлгльныс, соединительные,разделительные, градационные или подунредикативные отношения.

Синтаксически автономные вставки могут иметь лексико-семантическую еле семантическую соотнесенность с отдельными словами включающего пред . ложения, давая им уточняющее и мотивирующее пояснение, со реем предложением б целом я с более шкреким контекстом.

Во втором параграфе "Лексико-семантическая связь вставных конструкций с ьеикоокогпекстои. Когшшуум. Ппоспекция и ретроспекция" анализируется роль коитакшык. и дистантных повторов слов, словосочетаний в реализации проспекпщпой/ ретроспекттшой связи ситггскскческп автономных вставок с основным предложением и более широким контекстом.

Подобные повторы могут быть местоименными ( выраженными личным, дично-указатедьиыи, указательным ыестовмениеи, а также местоименным наречием-), таэтологаческимн, снпоннмически'ш к синопимо-тавтологическики. Повторяющийся во встанке злемекг может был. связан со словом, словосочетанием ОСКС1ШОГО предлож«шя родо-видовыми отаотпениями, либо отношениями части и целого.

Благодаря вставкам в тексте рассматриваемых произведений часто нарушается последовательность событий, фактов: во вставке может быть другой ю отношению к основному повествованию пространственно-временной или тодальный план. Именно со сменой прострапственно-времепной позиции сзя-ана катеюрия континуумз.Например: " Он выбрил себе подбородок н шею: ю бри ¡вою неожиданно отхватил себе ус: надо было добриться ( взломают ам двери,пойдут и увидят его, одноусого, и... з таком положении)" "Петербург").

В приведенном примере наблюдается игра времен, то есть в основном пред-¡ожении имеет место объективное перволнчноспгое повествование, на что ука-ыпают глаголы прошедшего времени совершенного вида, во вставке - будущее время, для когорого точхой отсчета является момент речи - мысли героя. 1а внутреннюю речь и пространственно-временную, психологическую пози-иго героя указывают форма будущего времени н обрыв повествования, »означенный знахом многоточия.

Наблюдения показали, что романы А.Белого, В.Набокова и Ю.Олепш от-ичатогся от произведений других авторов пе только частотой использования ставных конструкций, но и структурным их разнообразием. Это обусловлено е столько индивидуально-авторскими пристрастиями, скольхо домияируго-Н1м п произпедении типом или регистром повествования. Разнообразие струк-урных типов вставок в произведениях А.Белого. В.Набокова я Ю.Олеши, зыбкая частота их употребления определяется ориентацией прозы данных писа-елей на язык лирической поэзии, проявляющейся в субьектавизации художе-геепной речи. В романах М.Булгакова, А.Толстого н И.Ильфа и Е.Петроза оминантное положение занимает классическое авторское поаествованне, что пределяет как менее разнообразный набор структурных типов ВК, так а синение частоты их употребления.

й.главе.11 " Способы щелочения вегавиых хопегрухлий а мхпсрокоятекст'' иявлятотся различные типы соотношения двух и болег вставок в структуре сновкою предложения. Различаются предложения с параллельным, последо-агельиым и алпдикативным соотношением вегааных кснсгрухткда.

Предложения с тремя, четырсмя к более параллельными вставками '¡аао встречаются в произведениях "Петербург", "Дар", "Отчаяние", "Зависть" и "Белая гвардия". Две и более параллельных вставки, осложняющие предложение, могут 6'ьггь сшггатхцчески, семантически к функционально координированными и пекоор;цп;ироваш1ЫМи. При этом связь подобных вставок может реализоваться кат: в нескольких аспектах, так и в каком-нибудь одном. Отсутствие синтаксической координированноста вставок может компенсироваться их функциональной, ссмавгппеской или сша!ггшсо-функцис-галыгой сход-нозначностыо. Й напротив, синтаксическая и функциональная коордишгро-ванность параллельных вставок может способствовать возникновению между ними ассоциативной семантической связи. Чаще всего параллельные вставки коррелируют между собой функционально, то есть сближаются по ракурсу изображения, что способствует возникновению между вставками ассоциативной смысловой связи.Например: " ... для нас, ницшеанцев, агитационно настроенная и волнуемая социальными иистшистами масса ( сказали бы вы ) презращагтсг в исполнительный аппарат, где лтоди ( даже такие, как вы ) -клавиатура, на которой палыш пмтста ( заметы с мое выражение ) летают свободно, преодолевая трудность для трудности " ("Петербург").

В приведенном примере, представляющем собой фрагмент диалога Дудкина с Николаем Абяеуховым, имеет место три вставные конструкции. Перпая вставка выражена простым, двусоставным предложением, указывающем иа то, с чьей точки зрения осуществляется номинация предмета речи и тем самым акцснтЕрз'юащи внимание читателя ка форме изложения, сообщения в основном предложекш!. Как первая, так и вторая вставки адресовали собеседнику. Третья вставка - односоставное определекно-личлос приложение, выражая добавочное сообщение, также устанавливает контакт Дудкила с собеседником и акцептирует его внимание на. форме изложения информации в основном предложении. Вставки соотнесены, с разными частями основного предложения. Однако структурная разнотипность не мешает им быть семанткко-функддзыалъко коордошировакшлмп. Вставкп сближены сходством ракурса изображения, наличием вторичных функций:. коетакгоустанавлгшгющек и апеллзпквной.

Для романов "Хождение по ;,<укам" и "Двенадцать стульев" употребление предложений с двумя и более вставными конструкциями не дарактерио.

В романах "Дар", "Отчаяние", "Зависть" и "Белая гвардия" встречаются • случаи, когда дпе, три и более параллельных «ставки включаются а состаэ сложного синтаксического целого.

Реже пстюечатотыг и привлеченных, для анализа произведениях предложения, лолснспныеднумя и более вставками, находящимися между собой з последовательном соотношетт. Разновидностью последовательного соотношения гдух и более пеганок является их корреляция между собой по способу •'/.гшликанди". Такие предложения наблюдаются только в романах "Петербург", "Дар" и "Отчаяние".

Статистическое обследование произведений вышеназззтплх авторов, осуществленное с нелыо определения относительного вхождения1 зстапок з художественный текст, убеждаег, что наиболее богато и разнообразно представлены вставные конструкции в произведениях Л.Белого н В.Набокова. Близок к ним » плане использования вегатшых хонсгрукпий Ю.Олеша. В произведениях друшх авторов характер употребления вставок не выходит за рамки традзшш. ___Глава 5II " Функциональный.статус вставных конструкций я русской художественной прозе первой трети XX пека" состоит из двух параграфез.

контексте рассматриваются общеязыковые фупкшш вставок, обнаруживающиеся на горизонтальном срезе художественного целого, з сщггагмдтяде речевой цепи.

Вставные конструкции представляют собой двусторонние лвнгЕнсппесхле знаки, облачающие формой и значением. Первичная функция вставок - осу-кижтвленис добавочной референции. В привлеченных для анализа произведениях есть вставки, выполняющие только указанную функцию. 0:ш отчетливо тротивоцосгавхеиы вводным конструкциям, осущестздязощам модальную, змоциональную оценку высказывания, указывающим на пстсчьчпс сообщения

1. Андреев Н.Д. Сгатстико-комбннаторные метода т теоретическом :: при-аздком языковедснии.Изд-во "Науха", Л., 1967, с.?>5.

и т.д. Однако в структуре рассматриваемых произведений вставки часто подвергаются семантическим в функциональным преобразованиям. Приобретая такие функции, как эыогивная, апеллктивнаи, фатическая, метаязыковая и поэтическая!, они не утрачивают при этом своего первичного иаз-начешш.Подобные вставки могут быть как бифункциональными, так и поли-фуцкцноналышшт. В романах. "Петербург", "Дар", '"Отчаяние" и "Зависть", орпенвфоваыкт на реализацию игры внешней / внутренними точками зрения, часто используются бв- и полифункшкшальпые вставки. Полифулкциональ-пыг встааки оказываются чрезвычайно удобным средством выражения сложной, многослойной информации, свойственной данным художесгвенно-врозаичсазш целым.Например: " - Что ж, - сказал я, - это и вправду замечательно! Быть известным футболистом - это и вправду большое качество ( "Что я говорю?" ) ( "Зависть" ).

В данном примере вставка представлена вопросительным предложением, не требующим ответа. Этот автоадресованный вопрос заключает не столько по -иск информации, сколько отрицательную эмоциональную реакцию героя. рассказчика на собствснвое высказывание, вследствие чего отве! оказывает си несущественным. Данная- вставка, кроме функции добавочного сообщения, выполшгег апеллятавную и метаязыковую функции.

В романам "Белая гвардия", "Хождение по мукам" и "Двенадцать стульев" б основной употребляются монофункциональные вставки.

Из бкфуюдюоиальных вставок .используются такие, которые выполняют ме-таязыковую ( во всех данных произведениях) и поэтическую ("Белая гвардия") фуакцпн. Не 'употребительны в этих произведениях полнфупкцпональны-вставЕЕ.

Во втором параграфе ** Фушагооаирозание вйтавщх калькой срезе художественного целого " выявляется ряд общих п частных худо:хестЕгадых фулашй вставных конструкций. Учет экстрзлкцгвнстичесип

факторов использовали? вставок б тсксте позволяет обпзружшъ такую сущсст-______[---—---------—

1. Си: Якобсон Р. Лингвистика и козпткаУ/ В кпд Структурализм: "за" в "цратав". М, "Прогресс", 1975.

иную обшехудожестпеиную функцию пстззок и тексте произведений Белого, В.Набокова и Ю.Оленш ках субъекпшизашчя повествования, зыра-яше внутренней точки зрения автора или героя-рассказчика. Актуализируя яицшо повествующего субъекта, вставные конструкции могут указывать на цювременносгь процесса его непосредственного восприятия, осмысления йствительности и художественного ее воплощения. Вместе с тем они активируют и читателя. Показателями смены во зставке ракурса изображения мот тшступатъ характерные для внутренней речи неполные, эллшггачесгсяе >едложеиия. втгросы, повеления, обращения, номинативные ряды, длалэ-[чеекие единства..Например: " На последней ступени, спиной к стене, держа :ред собой шляпу ( кто был первый гениальный нищий, применивший шляпу сзоей профессии?), нарочито сутулился пожилой оборванец " (""Отчаяние " ).

В данном примере вставка заключает автсадресовашшй вопрос героя-1ссказчиха (Германа), остающийся безответным, поскольку оп нацелен пе олько на поиск информации, сколько на выражение эмоционально-сращенного сообщения ( "тот первый нищий, который применил пшшу в гаей профессии, был гениальным " ). В этом случае со я стаз к е метается ра-/рс изображения. Основное предложение воплощает внешнюю точку зре:пи. ■ эьехтпвную информацию, во вегавке же реаллзозапа анутренняя точка зрг-¡я героя-рассказчика.

Вставки, включенные в третьеличностиое объективно-авторское , песоо--венно-авгорское повесгвование, несобственио-пряиую и прямую речь, могут 1ужить средством субъектного расслоения текста, что порождает его полжпр-

ТЧНОСТЪ.

Часго субъектное расслоение реализуется следующим образом. Основное редложеиие представляет собой осуществленное с знещней течка зрения сбъ-гпганое повествование автора или героя-рассказика, по вегааке -лее отражена яугрепаяя точка зрения автора или героя. Например: " Аяоддся Ллсдлспс-яп поиерэть не мог: задорно пофыркал з две бичкл ( - я бачки! ) п яыяятап ¿5м О- тоже не будет)" ( "Петерб'.-рг'' ).

Здесь имееггя две вставные конструкция. В дзотом примере и.^ет место пг-а пиешнеа л внутренней точка«« чреншт. реализованная с помотало кон-

траста временных планов основного предложения в встаикп. В асаоыюи предложении описание осуществляется с авторской точки зрения, тогда ка/ на в ставке представлена внутренняя речь героя.

Субъектное расслоение может возникать вследствие того, что осущесшдш-кое с ппешвей точки зрения героя-рассказчика или автора описание ситуации осложняется прямой или внутренней речью другого героя или автора.

К числу обшехудожественных функш!Й вставок, способствующих ор.гашпа-шхп композиционной структуры произведения, олюсятся также:

- участке в создании пространственно-временного-континуума произведение. осуществдеьше игры различными пространственно-временными или -реке- модальными ндакакн повествования;

- выдшюане проспективной / ретроспективной связи фрагментов, разделенных значительным текстовый пространством.

К чайным художественным фушсщ:ям вставок следует отнести:

- способность выполнять жнвописно-изобразитслькую функцию, а именно:

а) подавать информацию крупным планом, вследствие чего актуализируется момент речи;

б) осуществлять дрзкатизадпо в изложен;;;! событий;

- возможность осуществлять характерологическую функцию, а именно:

а) зжазгать кнферьггпнк) о национальной принадлежности, роде занятий.

статусе главного героя ; и) воплощать специфическое видение хсроя идя автора; с) слуззлъ одним тз средств моделирования "потока сознания", ьоплогцгты мпогоиланнсгГг кьаплепЕЯ герк: ели тсроя-рассказчзпса; г) имитировать самый процесс поэтического творчества тероса-раесказчккоь. Исследование встгчных конструкций на материале романов первой трети XX векг кокгзадо, чхо-е структуре художественных текстов, ориентировании.;-ед 'модяшров&вя; Еаутргвней речи героя шш автора, реализуется богатый се-к'щпжо-фЗ'ТЕКЦзоагльньш потедщкдл данных спкгажсипгскпх единиц.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Способы включения вставных конструкций в текст романа Б.!!а0оков;1 "Отчаяние"// Материалы межвузовской конференции. Тапжсит, 1995, с.36-37.

2. Лексико-сематггнческая связь вставных конструкций с основным предложением в романе В.Набокова ''Отчаяние"// Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. Ташкент, 1995, с.22б.

3. Функциональный статус вставных констрзтсцпп в ромзле В.Наоскспз "Отчаяние"// Материалы межвузовской конференции. Ташкент, 1996, е.24-26.

Т. Лсксико-семантическая связь вставных конструкций с оспсешим предложением н романс А.Белого "Петербург'"// Межвузовский сборник научных трудов. Ташкент, 1996, с. 106-ПО.

5. Способы представления вставных конструкций при переводе художественного текста с русского на узбекский язык// Межвузовский сбортппс научных трудов. Ташкент, 1997, с.7-10.

Хамракулов Абдужаббор Абду.'дамэдовичиннт " XX аср бошларпдгга рус бадштй адабиётпда кнртггмз кснструкшшлар " ¡0.02.02 - Миддин тлд."ар (рус) мутахассисдигн буйича- филология фанлари немзодц цдмкй дзралсасжт олитн учун та^дим зттан днссертатшясишшг кис^ача баетш.

Уитбу диссертация XX аср бошларидагп рус бади;гй адабнетзгда кдрцтма коне груншялардан фойдаланшшптиг узнга хос хусусиятларини ургаяншга бзипшгзнган. Бу даврга келнб тсупчияик руё ёзупчплари уз асарларнда поэзяя-га ендота ботлайдилар. Бу Зса синтаксиснпнг субъектпз-зкспрессиэ формаяа-рннннг кенг ривожланипшга одиб келди. Кнртгтма копструкцпялар айяаа (пундай формалардан бири \исоблапади.

Диссертацкяда киршма конструкциялзрта батафенд, хдр томонлама характеристика бериттз харакат ю глипта«, ударшшг факатпгаа нфодзланаш фор-чл.тарштша змзе. балки асосий текст бттлзн бултап сечантак-сэтгтактпк аяока-лари. улчла уларнинг вззифаларя уз аксинн тоцга.ч, Киритма хснсгрукпиялар-нитт бз.-ший гекегдаги роли горизонтал па т-ргнкал кесимларда ктзлтялади.

Ушбу шшпй кшда субъектив ва объектив хикоят типларидаги киритм конструхциялартюг *ар томоплама: ифодаланпш жщатидан, миадор жихап дан, текетга бкрикиш усуялари ва микро: хамда макрокоитекстдаги тутган в: зкфаси жи^атидан фаргр; кузаталади. Хулоса vjùmô айтганда, субъекта тЕццати лсарларда буидай конструкциялар ^ар томонлама устунликка эта дирлар.

Диссертация кнриш ^исмц, з*ч ( 3 ) боб, хулоса ва фойдалаиилгаи адабиет лзр руйхатпдан иборат.

ANNOTATION

In the dissertation we investigate especially of ussing the join ( introduction construction in the Russian art prose in XX ccnlure. In that time were devclopec subjective - authors and nonpersonal direct objekt. Aktivization of this typi subjective story were stipulated of extending, usis subjective - expressive form ol syntacsis, one of them are join ( introduction ) construction.

The main goal of the dissertation that the author analyze not only its form bul also semantics - syntactical atitud with includiny text and function. There is new thiny that functional stanis of the syntacsis construction are in the syntagmatical speech with ccmuaiçative - prograatic form of spech contact, as if sender - and sender of addition contact. It is help to more so many good conclusion about join (introduction ) construction in Russian art prose in that period.

The foundation for defininy the objective - authors and subjective - authors typs of art story vary different of each other. They have different grammatical introduction, frcguent of its usiny and how to include its in text.

The dissertation consists of introduction, 3 chapters, Conclusion and list of used literature. _ •