автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Функционирование конструкций с присоединенным компонентом в англоязычном нарративе

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Парамонова, Марина Ильинична
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Функционирование конструкций с присоединенным компонентом в англоязычном нарративе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Парамонова, Марина Ильинична

Введение.

Глава 1. Семантико-синтаксическая и нарративная структура конструкции с присоединенным компонентом (КПК).

Раздел 1. Конструкция с присоединенным компонентом (КПК) как элемент двух синтаксических систем.

1.1. Природа присоединительной связи и КПК как частный случай ее реализации.

1.2. КПК в системе экспрессивных синтаксических средств.

1.3. КПК в системе синтаксических структур, промежуточных между простым неосложненным предложением и текстом.

Раздел 2. Роль конструкции с присоединенным компонентом (КПК) в формировании схемы художественного нарратива.

2.1. Художественный нарратив и его структурные разновидности.

2.2. Роль КПК в формировании ядерного художественного нарратива.

2.3. Роль КПК в формировании полного художественного нарратива.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Нарративные функции конструкции с присоединенным компонентом (КПК).

Раздел 1. Динамическая функция конструкций с присоединенным компонентом (КПК).

1.1. Категория динамики нарративного дискурса.

1.2. КПК как средство реализации динамики нарративного дискурса.

Раздел 2. Интегративная функция конструкций с присоединенным компонентом (КПК).

2.1. Интегративная признаковая функция КПК.

2.2. Интегративная информативная функция КПК.

Раздел 3. Конструкция с присоединенным компонентом (КПК) как средство актуализации категории хронотопа в художественном нарративе.

3.1. Категории художественного времени и художественного пространства и их реализация в художественном нарративе.

3.2. КПК как средство актуализации хронотопа художественного нарратива.

3.2.1. Роль КПК в реализации категории художественного времени в нарративе.

3.2.2. Роль КПК в реализации категории художественного пространства в нарративе.

Выводы по главе 2.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Парамонова, Марина Ильинична

Данная работа посвящена исследованию конструкции с присоединенным компонентом (КПК) в плане ее функционирования в художественном нарративе как особом типе текста.

Актуальность выбранной темы обусловлена большим интересом лингвистов к исследованиям в области нарратологии - относительно нового направления в лингвистике текста. Нарратология представляет собой науку о повествовательной деятельности человека и о повествовательных произведениях. Большое количество работ (Р.Барт, Ц.Тодоров, Дж.Принс, С.Чэтмен, К.А.Андреева, Е.В.Падучева и др.) посвящено изучению структуры, свойств и типов художественного нарратива. Особое место нарратологии в современной лингвистике определяется ее теоретической и общечеловеческой ценностью: нарратив, будучи универсальным способом осмысления и передачи эмпирического опыта, формой человеческого бытия, трактуется не только как филологическая, но и как философская категория. Настоящая работа учитывает также литературоведческие исследования в области нарратологии (терминология, подходы к анализу повествовательных текстов), поскольку данная наука зародилась именно в рамках литературоведения.

Научная новизна работы обусловлена тем, что, несмотря на наличие большого количества исследований в области нарратологии, малоизученным вопросом остается способ вхождения в художественный нарратив отдельной синтаксической единицы и реализация ею специфических нарративных категорий. С другой стороны, изучение текстовых функций конструкций, оформленных присоединительной синтаксической связью, как правило, сводится к реализации данными конструкциями общетекстовых категорий - в первую очередь, связности текста. В данной работе предпринята попытка исследования роли КПК как отдельной синтаксической структуры в формировании художественного нарратива и реализации таких нарративных категорий, как динамика, интеграция содержания и хронотоп. КПК изучается в нарративно-структурном и нарративно-функциональном аспектах на основе объединения лингвистического и литературоведческого подходов. Кроме того, в данной работе КПК исследуется как составное звено в системах экспрессивных и промежуточных синтаксических единиц.

Основная цель работы состоит в выявлении нарративных свойств КПК, обусловливающих участие КПК в формировании структурных типов нарратива, и исследовании реализации ею таких нарративных категорий как хронотоп, динамика и интеграция содержательных единиц.

Основная цель исследования определяет ряд частных задач:

1) Уточнить грамматический статус КПК на основе описания свойств КПК, обусловленных природой присоединительной синтаксической связи.

2) Определить место КПК в системе экспрессивных синтаксических структур, отграничить КПК от таких сходных явлений экспрессивного синтаксиса, как сегментация и парцелляция.

3) Определить место КПК в системе промежуточных синтаксических единиц, исследовать синтаксические особенности КПК, реализующих основные схемы перехода.

4) Исследовать соотношение структуры КПК и модели ядерного нарратива, определить критерии дифференциации КПК нарративного и ненарративного характера.

5) Исследовать КПК как языковое средство, участвующее в формировании полного художественного нарратива.

6) Рассмотреть КПК в плане реализации ею категории динамики художественного нарратива, выявить грамматические, лексические, логико-смысловые и нарративные свойства КПК, обусловливающие реализацию КПК динамической нарративной функции.

7) Исследовать механизм интеграции КПК отдельных содержательных элементов в целостную содержательную структуру художественного нарратива.

8) Исследовать функционирование КПК в качестве синтаксической единицы, реализующей категорию хронотопа художественного нарратива.

Положения, выносимые на защиту:

1. Конструкция с присоединенным компонентом (КПК), состоящая из присоединяющей части (ПЧ) и присоединенного компонента (ПК), является одним из языковых средств, участвующих в формировании ядерного и полного художественного нарратива, что обусловлено грамматическими и нарративными свойствами КПК.

2. Фактором, определяющим функционирование КПК в художественном нарративе, является сочетание в ней свойств экспрессивной и промежуточной синтаксической единицы. Как экспрессивная синтаксическая единица КПК отграничивается от сходных экспрессивных синтаксических явлений сегментации и парцелляции; как промежуточная синтаксическая единица КПК сочетает в себе, с одной стороны, свойства простого осложненного предложения, сложносочиненного или сложноподчиненного предложения и, с другой стороны, - текста.

3. По соотношению с моделью ядерного нарратива выделяются КПК нарративного и ненарративного характера. Оба типа КПК имеют высокую значимость для формирования полного художественного нарратива, имея при этом разную функциональную нагрузку: 1) создание нарративной канвы, представленной последовательностью действий / событий, и 2) укрупнение и детализация плана повествования, его обогащение предметными подробностями.

4. В полном художественном нарративе КПК участвует в формировании таких его частей, как ориентировка, осложнение действия, развязка и заключение. При этом реализуются нарративные функции КПК, состоящие в создании динамики нарративного дискурса и интеграции отдельных содержательных элементов в единое содержание художественного нарратива. Динамическая нарративная функция КПК осуществляется на синтагматическом уровне, интегративная нарративная функция - на уровне вертикального контекста.

5. КПК является синтаксической единицей, реализующей категорию хронотопа художественного нарратива. При этом свойства категорий художественного времени и художественного пространства реализуются КПК с учетом динамической и интегративной нарративных функций КПК.

Материалом исследования послужили художественные произведения английских и американских авторов XX века. Было использовано художественных произведений объемом около 6000 страниц.

Методами исследования являются: структурно-сравнительный, функциональный и классификационный анализ, описательно-аналитический метод.

Теоретическая ценность работы состоит в использовании лингвистического и литературоведческого подходов в изучении функционирования отдельной синтаксической единицы в определенном типе художественного текста, что создает предпосылку для исследований подобного рода иных синтаксических структур.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в специальных курсах по грамматике современного английского языка и лингвистике текста, а также на практических занятиях по английскому языку при обучении интерпретации текста.

Структура работы. В композиционном плане работа состоит из введения, двух глав и заключения. В Главе 1 представлено описание присоединения как особого типа синтаксической связи, дается определение основополагающего для данной работы понятия «конструкция с присоединенным компонентом». Здесь же исследуемая конструкция рассматривается как элемент двух синтаксических систем, включающих экспрессивные и промежуточные синтаксические единицы; изучается нарративно-структурный аспект функционирования данных конструкций в 8 художественном нарративе. Глава 2 представляет собой исследование конструкций с присоединенным компонентом в плане реализации ими таких нарративных категорий как динамика нарративного дискурса, интеграция содержательных элементов в единое целое и хронотоп. В Заключении подводятся итоги проведенной работы и предлагаются возможные направления дальнейших исследований в данной области.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Функционирование конструкций с присоединенным компонентом в англоязычном нарративе"

Выводы по главе 2

Особенности структуры исследуемой конструкции с присоединенным компонентом (КПК), логико-смысловые отношения между присоединяющей частью (ПЧ) и присоединенным компонентом (ПК), соотношение структуры КПК с моделью ядерного нарратива, а также особая функциональная значимость в полном художественном нарративе определяют функционирование КПК в художественном нарративе. Как показали результаты исследования, КПК может участвовать в реализации динамики нарративного дискурса, интеграции отдельных содержательных элементов в целостное содержание художественного нарратива, а также реализовывать категорию хронотопа художественного нарратива.

Под динамикой художественного нарратива в данной работе понимается характер и способ синтагматического развертывания дискурса художественного нарратива. В процессе реализации категории нарративной динамики, согласно проведенному исследованию, КПК может 1) обеспечивать развитие мысли в ее движении вперед, создавая коммуникативный динамизм, 2) приостанавливать поток информации, создавая коммуникативный перерыв (динамическую паузу). В процессе анализа динамической нарративной функции КПК выделены два основных фактора, влияющих на ее реализацию: 1) свойства КПК и 2) свойства дискурсивного окружения КПК. К свойствам КПК, обусловливающим ее функционирование в плане нарративной динамики, относятся 1) ядерный или катализаторный характер КПК (продвижение сюжета вперед в своем развитии / остановка сюжетного развития), 2) регистровая принадлежность КПК (функционирование КПК в рамках репродуктивного регистра, когда сообщаемая информация подается как непосредственно наблюдаемая субъектом речи, или в рамках информативного регистра, когда информация, содержащаяся в КПК, имеет отвлеченный характер), 3) структура частей КПК, 4) степень квантования событий, описываемых в конструкции. В сочетании с непосредственным дискурсивным окружением КПК может передавать ровный нарративный темп, нарративную паузу и переменное нарративное движение.

Как показал языковой материал, КПК может функционировать не только на синтагматическом уровне, но и иметь вертикальную природу отношений, осуществляя интегративную нарративную функцию, состоящую в интеграции отдельных содержательных элементов в общую содержательную систему художественного нарратива. В данной работе по характеру интеграции выделены признаковые и информативные КПК. Признаковые КПК участвуют в изображении образа персонажа или события, образа места и времени; информативные КПК информируют о пространственно-временных координатах события, комментируют сюжетное развитие. В качестве критерия, позволяющего разграничить признаковые и информативные КПК, предложен тип логической операции, осуществляемой автором в ПК. Кроме того, КПК различаются по степени релевантности передаваемой информации, по способу ее передачи и по ее принадлежности к внутрихудожественной содержательной системе или к общекультурному фонду знаний.

Свойства КПК определяют реализацию ею категорий художественного времени и художественного пространства в нарративе. Реализация КПК категории художественного времени происходит в трех основных направлениях: 1) сообщение информации о времени, 2) создание временных анахроний, 3) создание скорости и плотности времени. Информация о времени может иметь образный характер и характер отвлеченного сообщения, что осуществляется соответственно признаковыми и информативными КПК; временные анахронии, отображаемые в КПК, обусловлены ее соотношением с моделью ядерного нарратива; способность КПК влиять на скорость и плотность художественного времени определяется реализацией КПК динамической нарративной функции.

184

В процессе актуализации категории художественного пространства КПК могут участвовать в реализации таких его свойств как прерывность/непрерывность, статичность/динамичность, узость/широта, закрытость/открытость. Информация о пространстве может также иметь образный или отвлеченный характер (признаковые и информативные КПК). Как правило, образ пространства (сцена) реализуется в КПК в виде двучленной схемы (экспозиция => разработка).

Информация о времени и пространстве, содержащаяся в КПК, может иметь имплицитный или эксплицитный характер. За счет этого категории художественного времени и художественного пространства могут непосредственно актуализироваться в КПК или функционировать в качестве фона описываемых событий. Кроме того, в результате сложного взаимодействия данных категорий в КПК, одна из них может становиться средством, актуализирующим вторую.

Заключение

В данной работе предпринята попытка исследования конструкции с присоединенным компонентом (КПК) как отдельной синтаксической структуры, участвующей в формировании художественного нарратива. Исследованы структурно-семантические и функциональные свойства КПК, обусловливающие реализацию конструкцией таких нарративных категорий как хронотоп, динамика и интеграция содержательных элементов.

КПК понимается нами как синтаксический комплекс, включающий два структурно и семантически связанных высказывания - присоединяющую часть (ПЧ) и присоединенный компонент (ПК), возникающий на основе реализации особого типа синтактико-смысловой связи - присоединения. Данная синтаксическая связь противопоставлена традиционно выделяемым (первичным) синтаксическим связям (сочинение, подчинение), возникает на основе их осложнения и модификации, характеризуется такими свойствами как вторичность и промежуточность, имеет семантику спонтанной добавочности, реализуемой в ПК, и осуществляется на уровне текста.

В данном исследовании КПК рассматривается как элемент двух синтаксических систем, включающих 1) экспрессивные и 2) промежуточные синтаксические структуры.

Включаясь в систему экспрессивного синтаксиса, КПК принадлежит к сфере изобразительного синтаксиса, и функционирует, наряду с элементами данной подсистемы как особый способ интонационно-смыслового выделения и ритмо-мелодической организации текста, формируя тип актуализирующей, «рубленой» прозы. В данном исследовании КПК отграничивается от таких сходных синтаксических явлений, как сегментация и парцелляция. В качестве критериев отграничения предложены структурно-семантический и функциональный: в отличие от сегментации (вычленения компонента простого предложения) и парцелляции (расчленения простого предложения, построенного по модели ядерного предложения), представляющих собой единую расчлененную мысль, в КПК происходит дальнейшее развитие высказывания - его «приращение». В работе сделано предположение о том, что КПК является вторичным экспрессивно-синтаксическим средством, поскольку ее экспрессия может возникать на основе уже осуществленного (первичного) стилистического приема.

Как показал языковой материал, входя в систему промежуточных синтаксических единиц, охватывающую сферу между простым неосложненным предложением и цепочкой структурно самостоятельных предложений (текстом), КПК может реализовывать три основные схемы перехода, занимая промежуточное положение между 1) простым осложненным предложением и текстом, 2) сложносочиненным предложением и текстом, 3) сложноподчиненным предложением и текстом.

Формально-структурные, функциональные и логико-смысловые особенности КПК придают особый статус данной синтаксической конструкции в художественном нарративе. В данной работе функционирование КПК в художественном нарративе исследуется в двух аспектах: 1) с точки зрения участия КПК в формировании модели ядерного нарратива и полного художественного нарратива, представляющего собой осложненный за счет многочисленных процедур включения ядерный нарратив, и 2) в плане реализации КПК таких категорий художественного нарратива как динамика, интеграция содержательных единиц и хронотоп.

Как показал языковой материал, в плане соотношения структуры КПК и модели ядерного нарратива различаются КПК, удовлетворяющие данной модели, и КПК ненарративного характера. В качестве критериев выделения КПК, оформленных по структурной модели ядерного нарратива, предложены лексические показатели нарративности, смысловая организация КПК в виде последовательности действий или состояний, структура ПК и графическое оформление всей конструкции.

Неконгруэнтный, экспрессивный характер КПК обусловливает ее значимость в полном художественном нарративе. Как показали результаты исследования, КПК может употребляться в таких составных частях полного художественного нарратива как ориентировка, усложнение действия, вывод и заключение.

Как показал материал, в качестве языкового средства реализации динамики художественного нарратива КПК может участвовать в создании ровного нарративного темпа изложения, нарративной паузы и переменного нарративного движения. При этом функционирование КПК осуществляется на синтагматическом уровне дискурса нарратива. К факторам, определяющим реализацию конструкцией динамической нарративной функции относятся свойства КПК (структура частей КПК, способность продвигать сюжетное развитие вперед или останавливать его, степень квантования событий, действий, описываемых в КПК, представление информации в КПК как наблюдаемой/ ненаблюдаемой) и дискурсивное окружение КПК.

В данной работе исследован механизм интеграции конструкцией с присоединенным компонентом отдельных содержательных элементов в целостную содержательную систему художественного нарратива. В процессе реализации КПК интегративной нарративной функции проявляется вертикальная, уровневая природа отношений.

Определяющим фактором, позволяющим проанализировать реализацию КПК интегративной нарративной функции является характер интеграции передаваемого содержания: в работе выделены признаковые и информативные КПК. Признаковые интегративные КПК участвуют в изображении образов персонажа, события, времени, места; информативные интегративные КПК сообщают отвлеченную информацию «необразного» характера о пространственно-временных координатах описываемого события, комментируют развитие сюжетной линии. В качестве критерия дифференциации КПК на признаковые и информативные предложен тип логической операции, осуществляемой автором в ПК. Дополнительными факторами, обусловливающими функционирование КПК в качестве интегративных нарративных единиц, является тип нарратива, характер

188 передаваемой информации (внутрихудожественная / внешняя) и способ ее представления в КПК (с позиции наблюдателя / отвлеченно).

Формально-структурные, семантические, смысловые, нарративно-структурные и нарративно-функциональные особенности КПК определяют функционирование КПК в качестве языковой единицы, реализующей категорию хронотопа художественного нарратива. Как показал исследованный материал, данную функцию можно определить как вторичную по отношению к динамической и интегративной нарративным функциям КПК. Реализация КПК категорий художественного времени и художественного пространства осуществляется на синтагматическом уровне (сообщение отвлеченной информации о пространственно-временных координатах, создание скорости времени, пространственного движения / статики, создание временных анахроний) и на уровне вертикального контекста (создание образа времени или пространственной сцены, их характеризация, способ представления информации о хронотопе).

 

Список научной литературыПарамонова, Марина Ильинична, диссертация по теме "Германские языки"

1. Авалиани Ю.Ю., Турсунов Б.Т. Синтаксис разговорной речи. -Самарканд, 1978.

2. Адмони В.Г. Синтаксис современного немецкого языка. Л., 1973.

3. Акимова Г.Н. Наблюдения над сегментированными конструкциями в современном французском языке // Синтаксис и стилистика. М., 1976.

4. Акимова Г.Н. Новые явления в синтаксическом строе современного русского языка. Л., 1982.

5. Акопян Р.С. Именительный присоединения // Русский язык в школе. -М., 1976 №5.

6. Андреева К.А. Грамматика и поэтика нарратива. Тюмень, 1996.

7. Андреева К. А. Текст-нарратив: опыт структурно-семантической интерпретации. Тюмень, 1993.

8. Арнольд И.В. Интерпретация текста как установление иерархии его частей // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Ч. 1. -Л., 1974.

9. Арнольд И.В. Оценочность комментария в устной речи и тексте // Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб., 1999.

10. Арнольд И.В. Поэтика интертекстуальности // Вопросы английской контекстологии. Вып. 4. СПб., 1996.

11. Арутюнова Н.Д. О синтаксических типах художественной прозы // Общее и романское языкознание. М., 1972.

12. Астапова Г.М. Парцеллированные структуры с повтором в современном английском языке (утвердительный и отрицательный тип): автореферат канд. дис. Л., 1975.

13. Ашмарина И.Л. Уточнение как член предложения в современном английском языке: автореферат канд. дис. СПб., 1999.

14. Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. М., 1979.15