автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Функционирование средств массовой коммуникации: философско-культурологический анализ

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Шестаков, Вячеслав Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Функционирование средств массовой коммуникации: философско-культурологический анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Функционирование средств массовой коммуникации: философско-культурологический анализ"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ШЕСТА КО В ВЯЧЕСЛА ВАНА ТОЛЬЕВИЧ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬ ТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность: 09.00.13 - религиоведение, философская антропология,

философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2006

Работа выполнена на кафедре философии культуры и культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

- доктор философских наук, профессор Борис Георгиевич Соколов

- кандидат философских, доктор социологических наук, профессор Михаил Борисович Глотов

- кандидат философских наук, доцент Антонина Александровна Никонова

- Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России

Защита состоится

2006 г. в

часов на

заседании диссертационного совета Д. 212. 232.11. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия д. 5., ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. Автореферат разослан " //? 2006 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

Доктор философских наук, профессор

Е. Г.Соколов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ Актуальность темы диссертационного исследования На современном этапе социально-экономических и политических реформ в России стала актуальной задача. сознательного управления протекающими в социуме информационными потоками, В настоящее время в. теоретическом осмыслении процессов коммуникации < важную роль приобретают философия и культурология,, которые , позволяют многоаспектно вскрыть природу и содержание процессов взаимосвязи людей в условиях современной цивилизаций..

Изучение процесса . коммуникации предполагает построение модели, отражающей ее: ■ структуры. . Специфика, построения коммуникативной , модели состоит в том,- что необходимо учитывать перспективу развития общества и факторов, .оказывающих влияние на коммуникацию и предопределяющих ее способы. . • .

С конца XX века проблема коммуникации все чаще становится предметом философского и культурологического исследования. Значительное количество эмпирического материала и широкий спектр теоретических построений, в различных, сферах культурной деятельности человека, нуждается в синтезирующем ■ рассмотрении проблем коммуникации, привлекая не только научные, но религиозные концепции,

..По мере расширения 'процессов формирования гражданского общества, возрастает , значение . средств ., массовой .коммуникации. Актуальность исследования функционирования средств массовой .коммуникации обусловлена тем, что без четкого видения . глубинных коммуникативных, процессов трудно представить динамичный характер нелинейных взаимодействий социальных образований. ! ) : • ■

• Функционирование средств массовой коммуникации - органичный элемент современной жизни. Культурфилософский анализ этого процесса

позволяет по-новому осмыслить его, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Теоретическое осмысление действия средств массовой коммуникации позволяет выявить глубинную сущность единого коммуникативного пространства, а практическое применение - выработать рекомендации для субъектов управления обществом. Такой исследовательский подход дает возможность вывести изучение функционирования средств массовых коммуникаций за пределы публицистических описаний и поднять его до уровня философских обобщений.

Состояние научной разработанности проблемы

Термин «коммуникация» вошел в научный лексикон в 60-х годах XX века в связи с изучением феномена массовой культуры. Несмотря на значительный интерес к исследованию коммуникации различными научными дисциплинами, проблема функционирования средств массовой коммуникации не получила соответствующего философского и культурологического обоснования.

Исследование коммуникации как социально-культурного явления, получило множество интерпретаций в информатике, математике, физике, биологии, социологии, психологии, политологии, семиотике и ряде других дисциплин, о чем свидетельствуют, например, работы Б. Викери и А. Вмкери, М. Коула, Э.С. Маркаряна, Л.И. Новиковой, Т. Парсонса. Основные достижения в области исследования коммуникации отмечены в работах Р. Акоффа и Ф. Эмери, А.Н. Кочергина и В.З. Когана, Б.А. Родионова, Д. Робертсона, М. Серра. В своих исследованиях они затрагивают, как общие, так и частные аспекты коммуникации. Коммуникация рассматривается ими, как статичный искусственный феномен, не предполагающий связи с окружающим миром, как некий конструкт с высокой степенью абстракции.

У исследователей массовой коммуникации М, Бигона, Ю. Николаева, Г. Олдера и Б. Хэзера, М. Рафела и Н. Рафел, К, Таунсенда, Дж. Харпера остался без внимания вопрос о ее внутреннем механизме, так как акцент был сделан на функциональную сторону взаимодействий.. В последние десятилетия в работах С.И. Дмитриевой, Ю.Н. Емельянова, Д.В. Иванова, Е,С. Котляра, П. Кейлоу, А. Лима-де-Фариа, Я. Линдблада, Д. Мак-Куэйла,' Д. Мак-Фарленда, М.М. Назарова, ВН. Сорокиной Р. Фоули, Х.Р. Шиффмана, Д.Б. Эльконина, выполненных . в русле ; культурно-исторического, социологического и деятельностного подходов, были получены важные теоретические и практические результаты, но многие проблемы структуры коммуникативного взаимодействия и механизма массовой коммуникации у них не получили достаточного освещения.

Другой важной сферой исследования было обращение непосредственно к процессу коммуникации. Исследователи коммуникации: Р. Барт, Г. Бейли, Ж, Деррида, Ф. Котлер, В.В. Леонов Э. .Линч, А.Г. Маслоу, Н.Б, Мечковская, В.Я. Пропп, Ф. Соссюр, П. Тиллих, Б. Фоа и Г. Фоа, Б. Френкель, У. Эко, P.A. Якобсон изучали различные аспекты коммуникативных воздействий, но сам механизм коммуникации остался ими не раскрыт.

Рассмотрению генезиса коммуникации посвящены работы К.С. Аксакова, Р. Барта, А.П. Богданова, Ж. Бодрийара, В.И. Буганова, H.C. Булгакова, Ф. Гримберг, Л.Н. Гумилева, М.-Дж. Дежерандо, Е,Г. Дьяковой, Я. Келлера, Ф. Котлера, В. Комлева, A.B. Кукаркина, С.А. Маркова, Г. Маркузе, Ф. Ницше, М.Л. Серякова, Л.А. Тихомирова, А.Д. Трахтенберга, A.A. Трошина, С.Н. Трубецкого, Н. Устоялова, H.H. Федорова, С.П. Франка, Э. Фромма, И.Я. Фроянова, В. Штерна. ,

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования - изучение функционирования массовой коммуникации как механизма передачи информации в контексте культурной деятельности . человечества. Достижение поставленной цели предполагало решение следующих исследовательских задач:

• определить понятия, характеризующие функционирование средств массовой коммуникации;

■ сформулировать понятие коммуникативной среды;

■ выявить сущность внутреннего процесса массовой коммуникации и его алгоритма;

■ проанализировать особенности массовой коммуникации различных типов участников коммуникативного процесса;

■ представить ранжирование средств массовой коммуникации. Источниковедческая база исследования.

Источниковедческой базой методологии диссертационного исследования послужили работы таких зарубежных ученых, как Ф. Боас, Ж. Бодрийар, М. Вебер, Г.-Г. Гадамер, Ф. Джеймисон, Г. Зиммель, Э. Кассирер, К. Клакхон и А. Кробер , К. Леви-Стросс, Ж.-Ф. Лиотар, М. Маклюэн, К. Маннгейм, М. Мид, М. Мосс, X. Ортега-и-Гассет, В. Оствальд, П.А. Сорокин, А. Тойнби, Э. Тэйлор, Л. Уайт, 3. Фрейд, Дж. Фрэзер, М. Фуко, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, И. Хейзинга, Т. де Шарден, А. Швейцер, О. Шпенглер, У. Эко, Н. Элиас, Т. Эллиот, К. Юнг, а также отечественных -A.C. Ахиезер, М.М. Бахтин, A.A. Грякалов, В.М. Дианова, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, С.Л. Круглова, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, Б.В. Марков, В.М. Межуев, В.А. Поликарпов, В.В. Прозерский, В.М. Розин, Е.Г\ Соколов, Э.В. Соколов, Ю.Н. Солонин, И.П. Фарман, В.Н. Фуре, Т.Е. Шехтер, Ю.М. Шор, Э.П. Юровская, Ю.В. Яковец.

Для изучения феномена массовых коммуникаций привлекались работы зарубежных мыслителей: Августина Блаженного, Р. > Арона, Арриана, А. Бера, М. Блока, Г. Бокля,,Г- Болингброка, Ф. Броделя, Ф. Бэкона, В. Виндельбанда, Г.-В. Гегеля, Г. Гердера, Ф. Гизо, А. Данто, Т. Джефферсона, В. Дильтея, В.Х. Дрея, И. Дройзена, Э. Дюркгейма, Г., Зиммеля, И. Канта, Т. Карлейля, С. Киркегора, Ф. де Коммина, Ж.А. Кондорсе, О. Конта, Ксенофонта, Г. Лебона, Г.-Б.^ де Мабли, Н. Маккиавелли, К. Маркса, Дж.Ст. Милля, Э. Милтона, Э..Мирча,Ж. Мишле, Ш, Монтескье, Ф. Ницше, Плутарха, Полибия, К. Поппера, Прокопия Кесарийского, Л. Ранке, Б. Рассела, П. Рикера, Г. Риккерта, Г. Спенсера, Ф.Дж. Таггарта, Тацита, Тертуллиана, Е. Топольски, Э. Трельча, О. Тьери, Ле Февра, Иосифа Флавия, Фукидида, Фр. Фукуямы, И. Хейзинга, Ф. Шатле, М. Штирнера, Фр. Энгельса, К. Ясперса, и отечественных ученых: Ю.П. Аверкиевой, H.A. Богомолова, Ф. Гримберг, Ю.Н. Емельянова, Б.С. Ерасова, А.Б. Есина, В.В. Келле, М. Мамардашвили, Н.В. Мотрошиловой, В.Я. Проппа, Е.М. Сергейчик, A.B. Соколова, Т.А. Шкурко.

Для описания феномена массовой коммуникации были использованы работы Г.П. Бакулева, . Б. Дубина, Е.Г. Дьякова, Д. Мак-Куэйла, М.М. Назарова, Дж. Райли-младшего и М. Райли, А- Рейтблата, В.Н. Сорокиной, В.П. Терина, А.Д. Трахтенберга, Дж. Уоллакотта, И.А. Федякина. ■

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве теоретико-методологической основой диссертационной работы были избраны классическая рационалистическая европейская исследовательская традиция, а также . структурно-генетический и феноменологический анализ. Основу методологии составили системный, структурно-функциональный и комплексный подходы, принципы объективности, научности, единства исторического и логического.

Явления массовой коммуникации рассматривались как часть взаимосвязанного целого, содержащая в себе тождественные структурные и функциональные моменты. Их тождественность раскрывалась через историко-философский и историко-культурологический анализ развития и генезиса функционирования средств массовой коммуникации.

Научная новизна исследования

Научная новизна диссертации заключается в фокусировании внимания на функциональной стороне процесса массовой коммуникации. Такой подход к средствам массовой коммуникации дает возможность рассматривать их как органические системы, выделить в ее внутренней структуре центр и периферию. В соответствии трем сферам сознания: чувствам, разуму и воле были выделены три специфических канала коммуникации. В результате исследования была предложена новая схема функционирования средств массовой коммуникации, позволяющая анализировать коммуникативное действие в зависимости от состояния средств массовой коммуникации.

Положения, выносимые на защиту

1. Массовая коммуникация выступает специфическим способом организации субъектов коммуникации с низким уровнем взаимосвязи.

2. Алгоритм действия средств массовой коммуникации заключается в столкновении психических инстанций субъектов с последующим присвоением содержания сознания.

3. Усвоенная в сознании информация производит изменения в психике субъектов массовой коммуникации.

4. Процесс обмена информацией может быть разделен на три коммуникативных потока, соответствующих коммуникации в трех сферах психики: чувства, разум и воля.

5. Роль средств массовых коммуникаций состоит в преодолении свободы воли субъектов коммуникации, устранении их раздражения и в приобщении к физиологическим (кровное родство), экономическим (деньги, участие в производстве), духовно-нравственным (культура, язык, искусство, образование), идеологическим (право, информация) ценностям.

6. Посредством средств массовой коммуникации субъекты коммуникации вовлекаются в культурные процессы , функционирования конкретно-эмпирических общественных организмов.

7. Экзистенциональное стремление человека; преодолеть противоречие сознания и самосознания выражается в его сопричастности к деятельности социальных структур, вовлеченность в которые напрямую зависит от качественных характеристик его сознания и действия средств массовой коммуникации. , ;

8.. Главные цели управляющего центра общественного организма, реализуемые посредством средств массовой коммуникации, заключаются в обеспечении свободного развития личности,, налаживании прямых и эффективных коммуникативных связей между членами общественного организма.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования позволяют расширить сферу изучения специфики средств массовой коммуникации и культурных процессов современности. Они могут быть использованы при анализе и оценке современных культурных явлений, способствуя ориентации в многообразии культурной жизни, и социокультурной адаптации.. Выводы могут быть учтены при разработке нормативных документов структурами государственного управления и применимы для оценки и анализа деятельности средств массовой информации и учреждений культуры. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при

чтении общих и специальных курсов по культурологии, философии культуры, эстетике, психологии и семиотике; при составлении и написании учебных программ и пособий.

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования были представлены на следующих научных форумах: специализированная конференция «Эффективное управление предприятием: финансы, законодательство, современные технологии, инструментарий», Санкт-Петербург, 14-16 мая 2002 г.), III Международная конференция «Совершенство в бизнесе. Европейская технология управления для развития инноваций» (Санкт-Петербург, 4-6 июня 2002 г.), выездное заседание IV Международной конференции «Современные проблемы сохранения и развития исторических центров городов» (Санкт-Петербург, 18 июля 2003 г.), III Международная конференция в области связей с общественностью - «The Baltic PR Weekend 2003» (Санкт-Петербург, 18-19 сентября 2003 г.), XX конференция «Европа регионов» (Санкт-Петербург, 9-11 октября 2003 г.), технический симпозиум Баден-Вюртемберг «Производственные технологии» (Санкт-Петербург, 26-27 ноября 2003 г.), научно-практический семинар преподавателей и практиков «Public Relations - наука, образование и профессия» (Санкт-Петербург, 15 апреля 2004 г.), юбилейная научная конференция «Информация-Коммуникация-Общество» (Санкт-Петербург, 12-13 октября 2004 г.). Основные положения диссертации изложены в докладе «Музей, как статическая форма коммуникативного воздействия» на научно-практической конференции «История и современность российских музеев» (Санкт-Петербург, 2006 г.).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии культуры и культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 14 июня

2006 г. ...

: Содержание диссертационного исследования получило отражение более чем в 7-ми публикациях автора общим объемом более 4 п.л.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. :

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, описаны состояние научной. разработанности проблемы, цели и задачи исследования, его источниковедческая база и теоретико-методологические основы, представлены научная новизна выносимые на защиту положения, научно-практическая значимость и апробация работы.

В первой главе диссертации «Среда функционирования средств массовой коммуникации» даны определения, описывающие среду функционирования средств массовой коммуникации, раскрывается необходимость обобщения междисциплинарных исследований коммуникативных взаимодействий, дается генезис понятия культуры, определяются термины, характеризующие процесс коммуникации.

В : первом параграфе первой главы «Роль культурологии в обобщении междисциплинарных исследований . средств . массовой коммуникации» показан исторический срез современных проблем, стоящих перед обществом в целом и перед исследователем общественных взаимоотношений в частности. Автор рассматривает степень актуальности и возрастающей роли культурологии в обобщении междисциплинарных исследований, средств массовой коммуникации, в выявлении способов разрешения. противоречий современного мира. Основным противоречием человеческого существования признается противоречие между сознанием и

самосознанием человека. В попытках его разрешения человечество применяет- циклично сменяющие друг друга парадигмы отношения к окружающему миру: адаптацию к действительности (культурное взаимодействие); покорение природной среды (цивилизация). Феномен массовой коммуникации представлен в форме устойчивой межсубъектной связи, возникающей в процессе взаимообмена информацией.

Во втором параграфе первой главы «Понятие культуры как коммуникативной среды» дан анализ генезиса представлений о культуре, начиная с XVII века. Именно в это время была выстроена параллель между историей и культурой, зафиксированы противоречия и взаимосвязь культурной и цивилизационной парадигм. Уже Дж. Вико в определении культуры фиксирует такие существенные ее признаки, как общность религиозных, моральных, правовых, эстетических установок, доминирующих в общественном сознании. Без человека нет истории и культуры, как нет человека вне истории и культуры. Представления о том, что человек и человечество являются составной частью вселенной, выработанные Г. Гердером, впоследствии были развиты плеядой русских философов «космистов». Особое внимание обращено на различия равнозначных психических сфер: воли, воображения и памяти.

Третий параграф первой главы «Основные термины и определения субъекта коммуникации» посвящен попытке разработать понятийный аппарат для анализа коммуникации, ее субъекта и средств. Массовая коммуникация определятся как способ преодоления противоречия сознания и самосознания человека. Автор считает, что в постмодернистских концепциях «негативного пространства» Р. Краусс и «случайного механизма» М. Сера, важных для понимания понятия «субъект коммуникации», человек распадается как единое целое, поскольку утрачивается его личность, В этой связи предпочтение отдано

постструктуралистам «поздних периодов»: Ю. Кристевой, Ж. Деррида и М. Фуко, чьи представления относительно субъекта коммуникации важны для понимания структуры средств массовой коммуникации. Критический анализ оптимистического функционализма Т. Парсонса делает возможным дать универсальное определение субъекта массовой коммуникации. Рассмотрение теории организмических множеств Н. Рашевского позволяет применить к обществу законы, свойственные живой материи, а достижения академика А. Н. Колмогорова - при исследовании процессов коммуникации проводить аналогии между человеком и общественными образованиями. В итоге формулируется важное для понимания средств массовой коммуникации понятие информации. ■

Во второй главе «Процесс коммуникации» внимание сфокусировано на выявлении алгоритма коммуникативного процесса, при котором содержание сознания одного субъекта коммуникации становится содержанием другого субъекта, на изучении внутреннего механизма массовой коммуникации. Последовательно исследуются следующие структурные блоки: субъект-генератор сообщения; генерируемое им сообщение; средство коммуникации, посредством которого сообщение доставляется; информация, передаваемая средством массовой коммуникации; субъект-получатель сообщения; информация, усвоенная им; реакция получателя на сообщение.

Первый параграф второй главы «Структура субъекта коммуникации: центр и периферические элементы» посвящен рассмотрению структуры субъекта коммуникации. Динамический характер общественных организмов подразумевает изменение степени организации субъектов коммуникации от толпы к обществу и наоборот. Междисциплинарный характер обобщений предполагает использование достижений антропологии, современных философских школ радикального

конструктивизма, лингвистического деконструктивизма и структурного постмодернизма. . В философской рефлексии различных философско-культурологических концепций формулируется представление о равенстве всех сфер сознания субъекта коммуникации. В широкой ретроспективе воззрений Аль-Фараби, Абу-Насра, Абу-Бакра, Августина Блаженного, И. Бентама, К.С. -Аксакова, У. Эко выявлена динамика взаимоотношений центра и периферии общественных организмов. Отмечается, что каждая сфера психики общественных организмов формирует свой управляющий центр, стремящийся актуализироваться в . конкретных социальных институтах (церковь, армия, гражданская власть).

Во втором параграфе второй главы «Алгоритм процесса коммуникации» функционирование средств массовой коммуникации представлено в виде схема процесса коммуникации. Критический анализ коммуникативных концепций К. Ясперса, P.A. Якобсона, Ю.М. Лотмана, Г. Зиммеля и концепции Бернарда позволил выявить пять основных составляющих процесса массовой коммуникации: Субъекты-участники коммуникации; контакт или столкновение, содержание или информация, мотивация управляющих центров субъектов коммуникации, процесс передачи информации. Показан процесс контакта субъектов коммуникации. В процессе функционирования средств массовой коммуникации ыделены два этапа: столкновение и взаимопроникновение. Столкновения могут быть двух типов: столкновения с : отдельными факторами (элементами) и столкновения с группами факторов (коллективами). Для коммуникативных взаимоотношений характерны три уровня:

■ уровень сознания познающего субъекта, ; ' ■ уровни сознания познаваемого субъектов,

■ ■ уровень столкновения субъекта коммуникации с коллективом ему подобных.

С точки зрения автора, единичный субъект коммуникации неспособен активно воздействовать на общественный организм. В заключение параграфа формулируется алгоритм структурного анализа средств массовой коммуникации, который предполагает:

■ изучение степени структурной организации общественного организма;

■ определение положения управляющего центра

■ отнесение управляющего центра к доминирующей психической сфере сознания: разуму, чувствам или воле;

■ синтез высшей синтетической идеи (комплекса идей) управляющего центра и реконструкция ее гармонического ряда. Третий параграф второй главы «Коммуникация и источник

информации» посвящен выявлению специфики коммуникативных взаимодействий в разрезе становления конкретно-исторических общественных институтов. История человечества, представленная как история столкновений общественных организмов, позволяет сделать вывод о нелинейности изменений в составе сознаний участников коммуникации. Ключевым понятием, характеризующим уровень неравномерности производимых изменений в составе сознания, является власть. Выделен один безусловный источник власти - это способность одного организма воздействовать на другой организм в процессе коммуникации. Коммуникация раскрыта в терминах господства, насилия, нравственного идеала, с одной стороны, народа, государства, нации - с другой.

Охарактеризованы основные задачи управляющего центра по достижению требуемого результата:

■ развитие коммуникации всех членов общества;

■ стимулирование развития форм национальной самодеятельности.

Решение этих задач подразумевает различные способы и средства коммуникации (от «автокоммуникации» до «обратной связи»). Рассмотрен специфический инструментарий:, управляющего центра - культурные операторы, с помощью которого проводится массовая коммуникация.

, В разделе ■ «Пропаганда» рассмотрен нисходящий ряд таких культурных операторов, как наука, мораль, искусство, религия, основной задачей которых служит внедрение; в сознание членов общества нравственного идеала. В , разделе «Противодействие оппонентам» показаны столкновения общественных организмов, которые конкретизируются в следующих формах воздействия на оппонентов: присвоение кода идентификации, ликвидация носителей ненужной информации.

В разделе «Авторитет» демонстрируется процесс изменения отношений явлений массовой коммуникации, выявляются источники культа и поклонения. Объективную сторону авторитета определяет феномен культа. В современных культовых, мифологемах авторитет, выступает псевдоносителем нравственного идеала, заместителем (символом) божества. Отмечены дегенеративная природа поклонения авторитету и что современное общественное устройство немыслимо без наличия авторитетов в различных сферах публичной деятельности.

• В разделе «Демагогия» представлено функционирование важного фактора средств массовой коммуникации. Действуя преимущественно в разумной сфере сознания, демагогия использует известные приемы логической подмены понятий (софистику). Механизм . подмены позволяет средствам массовой коммуникации встраивать в цепочки представлений субъектов коммуникации требуемую информацию вне . зависимости от степени ее актуальности для субъектов. Прослеживая дальнейший регресс состояния общественных организмов в разделе «Массовая культура»

раскрывается последняя стадия цивилизационной парадигмы на примере специфического, присущего современности культурного оператора ' -массовой культуры.

Безуспешность попыток разрешить противоречие сознания и самосознания путем создания благоприятных условий существования, которое, в конечном итоге, проявляется в создании искусственной среды существования, отражена. В разделах «Массовый потребительский спрос и диктат моды», «Культ плоти», «Досуг». Финальная стадия, предшествующая распаду общественного организма, рассмотрена в разделе «Интеграция периферических элементов». Усилиями управляющего центра, массовая культура принимает на себя функции первичной инкультурации личности в информационное общество. В процессе деградации коммуникативных отношений природа власти управляющего центра приобретает тоталитарный характер, что вызывает протест со стороны элементов периферии.

Специфику культурных операторов сопротивления действиям управляющего центра раскрывает раздел «Контрдействие периферии». Анализируются две группы культурных операторов: традиционная народная культура и субкультура «андеграунда». В разделе «Личность и традиционная культура» выделены пять этапов становления общественного организма: формирование общих норм поведения и общих ценностей; формирование механизма самопринуждения; служение общественному организму; преобразование личной практики коммуникации в практику общественной коммуникации; совершенствование автокоммуникации. Вторая тенденция, представляющая группу способов противодействия культурным операторам управляющего центра, рассмотрена в разделе «Андеграунд». Андеграунд представлен как сУюсоб адаптации субъекта массовой коммуникации к постиндустриальному миру.

Выявлены, общие моменты в процессе противодействия культурным операторам управляющего центра - это стремление объединиться для организации сопротивления деструктивному характеру деятельности управляющего центра. '

Изучению ' реализации массовой коммуникации в конкретно-исторических формах посвящена третья глава «Структура и генезис средств массовой коммуникации».

В первом параграфе третьей главы «Историко-культурологическая рефлексия о формах коммуникации», опираясь на достижения мыслителей древней Греции и ранней христианской патристики, заложено основное зерно коммуникативного взаимодействия — любовь. Генезис представлений о коммуникативной цели любви также прослежен в произведениях авторов средневековой схоластической философии, . в трудах представителей рационалистической школы философии и в работах русских религиозных мыслителей. Отмечается, что выдающихся результатов в понимании коммуникативного характера любви удалось достичь Э. Фромму, связавшему неразрывно любовь и личность и обнаружившему в любви критерий подлинности человеческого бытия. Дан критический разбор концепции любви в понимании П. Флоренского в трех сферах психики: чувстве, разуме и воле.

Во втором параграфе третьей главы «Цель коммуникации: статическая и динамическая» сформулированы цели массовой коммуникации в каждой сфере психики, выявлен механизм достижения этих целей. Опираясь на выводы B.C. Соловьева и концепцию о свободе св. Бернарда, делается заключение о том, что практическая цель современной цивилизационной парадигмы - обеспечить свободу выбора. Динамическое представление о цели массовой коммуникации заключается в

последовательном рассмотрении реализации коммуникации в трех сферах психики.

Заключительный параграф третьей главы «Генезис и классификация средств массовой коммуникации» посвящен решению двух задач: классификации наиболее известных средств массовой коммуникации по их родовым признакам и практическому апробированию алгоритма коммуникации, выявленного во второй главе диссертации. Средства массовой коммуникации ранжируются по отношению к сферам психики, по степени структурированности общественных организмов и временному критерию.

В первом разделе «Средства массовой коммуникации в сфере чувственного восприятия» анализируются:

■ феномен культа, рассмотренный с содержательной стороны и по векторам коммуникативных устремлений (эрос и антэрос),

" брак как средство структуризации периферических элементов в общественный организм,

■ половые взаимоотношения,

■ церковные таинства, представленные как иерархически выстроенный комплекс.

Последний охватывает все сферы духовной жизни человека. Инициация (крещение), покаяние, литургия, молитва - одновременно регламентированы и представляют широкие возможности для живого творчества субъектов коммуникации.

Определению средств массовой коммуникации, обеспечивающих поиск истинных суждений, посвящен второй раздел «Средства массовой коммуникации в сфере разумной деятельности». Присвоение понятий при формировании мировоззрения происходит путем придания им

маркировки ценности. Ценность представлена как конкретное проявление Логоса в разумной сфере психики.

В разделе третьего параграфа «Средства массовой коммуникации в сфере волевых воздействий» представлена природа таких средств массовой коммуникации как танец, игра, спорт, война, контроль сознания.

В заключение диссертации подведены итоги проведенной работы и намечены перспективы дальнейшего исследования.

Содержание диссертации отражено в следующих основных публикациях:

1. Шестаков, В.А. Функционирование средств массовой коммуникации (основные подходы к философско-культурологическому анализу). //Studia culturae. ' Выпуск 9. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра'изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб : Санкт-Петербургское философское общество, 2006. - 0.5 п. л.

2. Шестаков В.А. Государственный музей - миссия выполнима. //Бизнес Сегодня. СПб., 2003. №12 (36). С. 63-64.-0.1 п.л.

3. Шестаков В. А. РКоба или РЯопаганда? //Бизнес Сегодня. СПб., 2003. №12 (36). С.12-13. - 0.1 п.л, '

4. Шестаков В.А. Империя и... //НЕВОРУСЬ: художественно-публицистический журнал. СПб.; 2003. №8. С. 56-62; 2004. №1(9). С. 56-62. 1.2 п.л.

5. Шестаков ' В.А. И в мыслях твоих не злословь царя. //НЕВОРУС! художественно-публицистический журнал. СПб.,2003. №1(9) С."47-60.:- 1

П.Л. ' ..... ....Д.,- ,

■ . - - " " '

6. Шестаков В.А. Герой «странного» времени. //НЕВОРУСЬ: художественно-публицистический журнал. СПб., 2004. №2(10). С. 33-42. -0.9 п.л

7. Шестаков В.А. РЯобуя РЯодукт грязных технологий. //Бизнес Сегодня. СПб., 2004. №1 (37). С. 11-13. - 0.2 пл.

Подписано п печать 06.09.2006. Формат 60\84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,16. Тираж 100 экз. Заказ № 58.

Типография Издательства СПбГ'У. 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шестаков, Вячеслав Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1: СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ

КОММУНИКАЦИИ.

§1.1. Роль культурологии в обобщении междисциплинарных исследований средств массовой коммуникации.

§ 1.2. Понятие культуры, как коммуникативной среды.

§ 1.3 Основные термины и определения субъекта коммуникации.

ГЛАВА 2: ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ.

§2.1. Структура субъекта коммуникации: центр и периферические элементы.

§2.2. Алгоритм процесса коммуникации.

§2.3. Коммуникация и источник информации.

ГЛАВА 3: СТРУКТУРА И ГЕНЕЗИС СРЕДСТВ МАССОВОЙ

КОММУНИКАЦИИ.

§3.1. Историко-культурологическая рефлексия о формах коммуникации.

§3.2. Цель коммуникации: статическая и динамическая.

§3.3. Генезис и классификация средств массовой коммуникации,.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Шестаков, Вячеслав Анатольевич

Актуальность темы диссертационного исследования

На современном этапе социально-экономических и политических реформ в России стала актуальной задача сознательного управления протекающими в социуме информационными потоками. В настоящее время в теоретическом осмыслении процессов коммуникации важную роль приобретают философия и культурология, которые позволяют многоаспектно вскрыть природу и содержание процессов взаимосвязи людей в условиях современной цивилизации.

Изучение процесса коммуникации предполагает построение модели, отражающей ее структуры. Специфика построения коммуникативной модели состоит в том, что необходимо учитывать перспективу развития общества и факторов, оказывающих влияние на коммуникацию и предопределяющих ее способы.

С конца XX века проблема коммуникации все чаще становится предметом философского и культурологического исследования. Значительное количество эмпирического материала и широкий спектр теоретических построений в различных сферах культурной деятельности человека нуждается в синтезирующем рассмотрении проблем коммуникации, привлекая не только научные, но религиозные концепции.

По мере расширения процессов формирования гражданского общества, возрастает значение средств массовой коммуникации. Актуальность исследования функционирования средств массовой коммуникации обусловлена тем, что без четкого видения глубинных коммуникативных процессов трудно представить динамичный характер нелинейных взаимодействий социальных образований.

Функционирование средств массовой коммуникации - органичный элемент современной жизни. Культурфилософский анализ этого процесса позволяет по-новому осмыслить его, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Теоретическое осмысление действия средств массовой коммуникации позволяет выявить глубинную сущность единого коммуникативного пространства, а практическое применение - выработать рекомендации для субъектов управления обществом. Такой исследовательский подход дает возможность вывести изучение функционирования средств массовых коммуникаций за пределы публицистических описаний и поднять его до уровня философских обобщений.

Состояние научной разработанности проблемы

Термин «коммуникация» вошел в научный лексикон в 60-х годах XX века в связи с изучением феномена массовой культуры. Несмотря на значительный интерес к исследованию коммуникации различными научными дисциплинами, проблема функционирования средств массовой коммуникации не получила соответствующего философского и культурологического обоснования.

Исследование коммуникации как социально-культурного явления, получило множество интерпретаций в информатике, математике, физике, биологии, социологии, психологии, политологии, семиотике и ряде других дисциплин, о чем свидетельствуют, например, работы Б. Викери и А. Викери, М. Коула, Э.С. Маркаряна, Л.И. Новиковой, Т. Парсонса. Основные достижения в области исследования коммуникации отмечены в работах Р. Акоффа и Ф. Эмери, А.Н. Кочергина и В.З. Когана, Б.А. Родионова, Д. Робертсона, М. Серра. В своих исследованиях они затрагивают, как общие, так и частные аспекты коммуникации. Коммуникация рассматривается ими, как статичный искусственный феномен, не предполагающий связи с окружающим миром, как некий конструкт с высокой степенью абстракции.

У исследователей массовой коммуникации М. Бигона, 10. Николаева, Г.

Олдера и Б. Хэзера, М. Рафела и Н. Рафел, К. Таунсенда, Дж. Харпера остался без внимания вопрос о ее внутреннем механизме, так как акцент был сделан на функциональную сторону взаимодействий. В последние десятилетия в работах

С.И. Дмитриевой, Ю.Н. Емельянова, Д.В. Иванова, Е.С. Котляра, П. Кейлоу, А.

Лима-де-Фариа, Я. Линдблада, Д. Мак-Куэйла, Д. Мак-Фарленда, М.М. Назарова,

В.Н. Сорокиной Р. Фоули, Х.Р. Шиффмана, Д.Б. Эльконина, выполненных в русле культурно-исторического, социологического и деятельностного подходов, были получены важные теоретические и практические результаты, но многие проблемы структуры коммуникативного взаимодействия и механизма массовой коммуникации у них не получили достаточного освещения.

Другой важной сферой исследования было обращение непосредственно к процессу коммуникации. Исследователи коммуникации: Р. Барт, Г. Бейли, Ж.

Деррида, Ф. Котлер, В.Л. Леонов Э. Линч, А.Г. Маслоу, Н.Б. Мечковская, В.Я.

Пропп, Ф. Соссюр, П. Тиллих, Е. Фоа и Г. Фоа, Б. Френкель, У. Эко, Р.А. Якобсон изучали различные аспекты коммуникативных воздействий, но сам механизм коммуникации остался ими не раскрыт.

Рассмотрению генезиса коммуникации посвящены работы К.С. Аксакова, Р. Барта, А.П. Богданова, Ж. Бодрийара, В.И. Буганова, Н.С. Булгакова, Ф. Гримберг, Л.Н. Гумилева, М.-Дж. Дежерандо, Е.Г. Дьяковой, Я. Келлера, Ф. Котлера, В. Комлева, А.В. Кукаркина, С.А. Маркова, Г. Маркузе, Ф. Ницше, М.Л. Серякова, Л.А. Тихомирова, А.Д. Трахтенберга, А.А. Трошина, С.Н. Трубецкого, Н. Устоялова, Н.Н. Федорова, С.П. Франка, Э. Фромма, И.Я. Фроянова, В. Штерна.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования - изучение функционирования массовой коммуникации как механизма передачи информации в контексте культурной деятельности человечества. Достижение поставленной цели предполагало решение следующих исследовательских задач:

- определить понятия, характеризующие функционирование средств массовой коммуникации;

- сформулировать понятие коммуникативной среды;

- выявить сущность внутреннего процесса массовой коммуникации и его алгоритма;

- проанализировать особенности массовой коммуникации различных типов участников коммуникативного процесса;

- представить ранжирование средств массовой коммуникации. Источниковедческая база исследования.

Источниковедческой базой методологии диссертационного исследования послужили работы таких зарубежных ученых, как Ф. Боас, Ж. Бодрийар, М. Вебер, Г.-Г. Гадамер, Ф. Джеймисон, Г. Зиммель, Э. Кассирер, К. Клакхон и А. Кробер, К. Леви-Стросс, Ж.-Ф. Лиотар, М. Маклюэн, К. Маннгейм, М. Мид, М. Мосс, X. Ортега-и-Гассет, В. Оствальд, П.А. Сорокин, А. Тойнби, Э. Тэйлор, Л. Уайт, 3. Фрейд, Дж. Фрэзер, М. Фуко, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, И. Хейзинга, Т. де Шарден, А. Швейцер, О. Шпенглер, У. Эко, Н. Элиас, Т. Эллиот, К. Юнг, а также отечественных - А.С. Ахиезер, М.М. Бахтин, А.А. Грякалов, В.М. Дианова, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, С.Л. Круглова, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, Б.В. Марков, В.М. Межуев, В.А. Поликарпов, В.В. Прозерский, В.М. Розин, Е.Г. Соколов, Э.В. Соколов, Ю.Н. Солонин, И.П. Фарман, В.Н. Фуре, Т.Е. Шехтер, Ю.М. Шор, Э.П. Юровская, Ю.В. Яковец.

Для изучения феномена массовых коммуникаций привлекались работы зарубежных мыслителей: Августина Блаженного, Р. Арона, Арриана, А. Бера, М. Блока, Г. Бокля, Г. Болингброка, Ф. Броделя, Ф. Бэкона, В. Виндельбанда, Г.-В. Гегеля, Г. Гердера, Ф. Гизо, А. Данто, Т. Джефферсона, В. Дильтея, В.Х. Дрея, И. Дройзена, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, И. Канта, Т. Карлейля, С. Киркегора, Ф. де Коммина, Ж.А. Кондорсе, О. Конта, Ксенофонта, Г. Лебона, Г.-Б. де Мабли, Н.

Маккиавелли, К. Маркса, Дж.Ст. Милля, Э. Милтона, Э. Мирна, Ж. Мишле, Ш. Монтескье, Ф. Ницше, Плутарха, Полибия, К. Поппера, Прокопия Кесарийского, Л. Ранке, Б. Рассела, П. Рикера, Г. Риккерта, Г. Спенсера, Ф.Дж. Таггарта, Тацита, Тертуллиана, Е. Топольски, Э. Трельча, О. Тьери, JTe Февра, Иосифа Флавия, Фукидида, Фр. Фукуямы, И. Хейзинга, Ф. Шатле, М. Штирнера, Фр. Энгельса, К. Ясперса, и отечественных ученых: Ю.П. Аверкиевой, Н.А. Богомолова, Ф. Гримберг, Ю.Н. Емельянова, Б.С. Ерасова, А.Б. Есина, В.В. Келле, М. Мамардашвили, Н.В. Мотрошиловой, В.Я. Проппа, Е.М. Сергейчик, А.В. Соколова, Т.А. Шкурко.

Для описания феномена массовой коммуникации были использованы работы Г.П. Бакулева, Б. Дубина, Е.Г. Дьякова, Д. Мак-Куэйла, М.М. Назарова, Дж. Райли-младшего и М. Райли, А. Рейтблата, В.Н. Сорокиной, В.П. Терина, А.Д. Трахтенберга, Дж. Уоллакотта, И.А. Федякина.

Теоретико-методологические основы исследования.

В качестве теоретико-методологической основой диссертационной работы были избраны классическая рационалистическая европейская исследовательская традиция, а также структурно-генетический и феноменологический анализ. Основу методологии составили системный, структурно-функциональный и комплексный подходы, принципы объективности, научности, единства исторического и логического.

Явления массовой коммуникации рассматривались как часть взаимосвязанного целого, содержащая в себе тождественные структурные и функциональные моменты. Их тождественность раскрывалась через историко-философский и историко-культурологический анализ развития и генезиса функционирования средств массовой коммуникации.

Научная новизна исследования

Научная новизна диссертации заключается в фокусировании внимания на функциональной стороне процесса массовой коммуникации. Такой подход к средствам массовой коммуникации дает возможность рассматривать их как органические системы, выделить в ее внутренней структуре центр и периферию. В соответствии трем сферам сознания: чувствам, разуму и воле были выделены три специфических канала коммуникации. В результате исследования была предложена новая схема функционирования средств массовой коммуникации, позволяющая анализировать коммуникативное действие в зависимости от состояния средств массовой коммуникации.

Положения, выносимые на защиту

1. Массовая коммуникация выступает специфическим способом организации субъектов коммуникации с низким уровнем взаимосвязи.

2. Алгоритм действия средств массовой коммуникации заключается в столкновении психических инстанций субъектов с последующим присвоением содержания сознания участников процесса массовой коммуникации.

3. Информация, усвоенная сознанием, воздействует на все сферы психики и вызывает изменения психических состояний субъектов массовой коммуникации.

4. Процесс обмена информацией может быть разделен на три коммуникативных потока, соответствующих коммуникации в трех сферах психики: чувства, разум и воля.

5. Роль средств массовых коммуникаций состоит в преодолении свободы воли субъектов коммуникации, устранении их раздражения и в приобщении к физиологическим (кровное родство), экономическим (деньги, участие в производстве), духовно-нравственным (культура, язык, искусство, образование), идеологическим (право, информация) ценностям.

6. Посредством средств массовой коммуникации субъекты коммуникации вовлекаются в культурные процессы функционирования конкретно-эмпирических социальных институтов.

7. Экзистенциональное стремление человека преодолеть противоречие сознания и самосознания выражается в его сопричастности к деятельности социальных структур, вовлеченность в которые напрямую зависит от качественных характеристик его сознания и действия средств массовой коммуникации.

8. Главные цели управляющего центра общественного организма, реализуемые посредством средств массовой коммуникации, заключаются в обеспечении свободного развития личности, налаживании прямых и эффективных коммуникативных связей между членами общественного организма.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования позволяют расширить сферу изучения специфики средств массовой коммуникации и культурных процессов современности. Они могут быть использованы при анализе и оценке современных культурных явлений, способствуя ориентации в многообразии культурной жизни, и социокультурной адаптации. Выводы могут быть учтены при разработке нормативных документов структурами государственного управления и применимы для оценки и анализа деятельности средств массовой информации и учреждений культуры. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по культурологии, философии культуры, эстетике, психологии и семиотике; при составлении и написании учебных программ и пособий.

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования были представлены на следующих научных форумах: специализированная конференция «Эффективное управление предприятием: финансы, законодательство, современные технологии, инструментарий», Санкт-Петербург, 14-16 мая 2002 г.), III Международная конференция «Совершенство в бизнесе. Европейская технология управления для развития инноваций» (Санкт-Петербург, 4-6 июня 2002 г.), выездное заседание IV Международной конференции «Современные проблемы сохранения и развития исторических центров городов» (Санкт-Петербург, 18 июля 2003 г.), III Международная конференция в области связей с общественностью - «The Baltic PR Weekend 2003» (Санкт-Петербург, 18-19 сентября 2003 г.), XX конференция «Европа регионов» (Санкт-Петербург, 9-11 октября 2003 г.), технический симпозиум Баден-Вюртемберг «Производственные технологии» (Санкт-Петербург, 26-27 ноября 2003 г.), научно-практический семинар преподавателей и практиков «Public Relations - наука, образование и профессия» (Санкт-Петербург, 15 апреля 2004 г.), юбилейная научная конференция «Информация-Коммуникация-Общество» (Санкт-Петербург, 12-13 октября 2004 г.). Основные положения диссертации изложены в докладе «Музей, как статическая форма коммуникативного воздействия» на научно-практической конференции «История и современность российских музеев» (Санкт-Петербург, 2006 г.).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии культуры и культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 14 июня 2006 г.

Содержание диссертационного исследования получило отражение более чем в 7-ми публикациях автора общим объемом более 4 п.л. Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Функционирование средств массовой коммуникации: философско-культурологический анализ"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог нашему исследованию, отметим, что в широком философско-культурологическом анализе нами подтверждено гипотетическое предположение о природе коммуникации. Рассмотренные нами средства коммуникации свидетельствуют, что массовая коммуникация - это форма разрешения противоречия сознания и самосознания человека. Соответствующим образом, массовая коммуникация видится специфическим способом разрешения этого противоречия путем организации взаимосвязи слабоструктурированного населения с верховной властью. Действия управляющего центра общества детерминируются слабо структурированным общественным устройством и низким уровнем взаимосвязи.

Нами установлено, что массовая коммуникация решая задачу повышения или понижения качественного уровня сознания ее участников, напрямую зависит от текущего уровня сознания участников взаимодействия. Путем анализа представлений о коммуникации в философии, психологии, лингвистике, семиотике, информатике и глубокого междисциплинарного синтеза установлен алгоритм действия средств массовой коммуникации, который заключается в столкновении психических инстанций субъектов с последующим присвоением содержания сознания. Процесс массовой коммуникации заключается:

- в столкновении двух и более субъектов;

- во взаимопроникновении друг в друга;

- в обмене информацией, осуществляемом путем встраивания в цепочки чувственных восприятий;

- в обмене понятиями с последующим присвоением (переводом восприятий в ценности);

- в вовлечении волевых устремлений участников массовой коммуникации в действие потока более сильной воли.

С высокой степенью наглядности показано, что усвоенная в процессе коммуникации информация производит изменения в сознании субъектов коммуникации, тем самым, способствуя либо повышению уровню иерархического состояния сознания участников коммуникации, либо к его понижению.

Наиболее интересной и перспективной для дальнейшего изучения коммуникации оказалась попытка раскрыть динамический характер процесса коммуникации.

Взаимопроникновение субъектов в процессе коммуникации, по природе имеющее синтетический характер, в процессе изучения было разложено на три специфических потока, осуществляющихся в сознании одновременно.

Комбинаторное (многофакторное) ретроспективное исследование наиболее характерных из существующего многообразия средств коммуникации позволило выявить и подтвердить в многочисленных примерах следующие особенности коммуникативного взаимодействия:

- в сфере чувственного восприятия сознания участники массовой коммуникации стремятся к получению приятных ощущений. Тем самым, удаляясь от цели, которую преследуют любые организмы - не иметь раздражений;

- в сфере разумной деятельности сознания участники массовой коммуникации стремятся обрести оптимальные условия положения в окружающем мире (знание Логоса). Но способность правильной оценки окружения детерминирована стремлением человека только к приятным раздражителям;

- в сфере волевых устремлений сознания участники массовой коммуникации попадают под действие более сильной воли. Вовлечение в поток волевых устремлений может либо структурировать уровень сознания, либо его деструктурировать, хотя объективно субъекту коммуникации актуально только такое волевое устремление, которое повышает качественный иерархический уровень его сознания.

Роль средств массовых коммуникаций состоит в преодолении свободы воли участников коммуникации, устранении их раздражения и в приобщении к физиологическим (кровное родство), экономическим (деньги, участие в производстве), духовно-нравственным (культура, язык, искусство, образование), идеологическим (право, информация) ценностям.

В реальном динамическом процессе все эти факторы накладываются друг на друга, производя суммарный эффект, выражающийся в вовлечении участников массовой коммуникации в цепь конкретно-эмпирических общественных организмов.

Экзистенциональное стремление человека преодолеть противоречие сознания и самосознания выражается в его сопричастности к деятельности социальных структур, вовлеченность в которые напрямую зависит от качественных характеристик его сознания и действия средств массовой коммуникации.

Изучив средства массовых коммуникационных взаимодействий в различных сферах человеческой деятельности, представленные в настоящей работе в широкой историко-философской ретроспективе, мы пришли к выводу, что человек не способен самостоятельно преодолеть основное противоречие своего существования, как и не в состоянии отказаться от попыток его разрешения. Этим обуславливается включенность участников массовых коммуникаций в различные общественные организмы.

В работе показано, что на современном этапе развития общественного сознания особенно возрастает роль руководящего центра общества, целью которого является помощь и поддержка стремлению человека к повышению иерархического уровня его сознания. Данная цель достигается решением конкретных задач по созданию условий для зарождения общественных организмов с высоким уровнем органического строения: семья, профессиональные сословия, нравственно-этические религиозные самодеятельные объединения и т. п. Роль средств массовой коммуникации приобретет огромное значение, что понуждает культурологию к глубокому философско-культурологическому осмыслению процесса массовой коммуникации.

 

Список научной литературыШестаков, Вячеслав Анатольевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Августин Блаженный. О Граде Божием. М.: ACT, 2000.

2. Аверкиева Ю.П. Историко-философские взгляды Лесли А. Уайта (1900-1975) //Этнография за рубежом. М., 1979.

3. Аврелий Августин. В супружестве и похоти //Философия любви: В 2 ч. М., 1990, ч.2.

4. Аврелий Августин. Исповедь /пер. М.Е.Сергеенко. М.: Ренессанс, 1991. Книга XIII, IX.

5. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.

6. Аксаков Константин Сергеевич./«Молва», № 2,20 апреля 1857.

7. Аксаков И.С. .Отчего так нелегко живется в России? М.: РОССПЭН.2002.

8. Аль-Фараби Абу-Наср. Ара' ахль аль-Мадина аль-Фадиля (Взгяды жителей Добродетельного Града) /Публ. Альбера Насри Надира, 4-е изд. Бейрут, 1973.

9. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

10. Байджент Майкл, Лей Ричард, Линкольн Генри. Священная загадка. СПб.: Кронверк-Принт, 1993.

11. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема //Вопросы философии. 1981. № 8.

12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989.

13. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.

14. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация. М.: МОНФ, 1999.

15. Бевзенко Л.Б. Социальная самоорганизация. Киев: Институт социологии НАНУ, 2002.

16. Бейли Г. Потерянный язык символов. Книга V. М : Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1996.

17. Белинская. Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества. //2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000.

18. Бентам И. Принципы законодательства. //Деборин А. Книга для чтения по истории философии: В 2-х т. М., 1925.

19. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

20. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб., 1992.

21. Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология. М.: Крон-Пресс, 1997.

22. Блох И. История проституции. СПб.: АСТ-ПРЕСС, 1994.

23. Богданов А.П. Скрещивание и метисы. //Русская расовая теория до 1917 года. М.: ФЭРИ-В, 2004.

24. Бодриар Ж. Америка. СПб., 2000.

25. Брой М. Информатика. Основополагающее введение. Ч. 1-3. М., 1996.

26. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М.: Политиздат, 1991.

27. Булгаков С.Н. О социальном идеале //От марксизма к идеализму. СПб., 1903.

28. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. М., 1997. Т. 1.

29. Вандерхилл Э. Мистики XX. Энциклопедия. М.: Миф-Докхид, 1996 .

30. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

31. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М.: Наука, 2000.

32. Верховский A.M. Общий анализ результатов мониторинга //Язык мой. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. М., 2002.

33. Ветргеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

34. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.-Киев, 1994.

35. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах //Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 76-82.

36. Волковский H.J1. История информационных войн. В 2-х т. СПб.: Полигон, 2003.

37. Волошин М. О смысле танца. //Утро России, 29.03 1911 г.

38. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т. М., 1976.

39. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

40. Гесиод. Теогония //Античная литература. Греция. Антология. М., 1989.

41. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М., 1990.

42. Гоббс Т. Сочинения: В 2-х т. М., 1989.

43. Гоголь Н.В. Сочинения. Изд. 10-е. Т. IV. М., 1889.

44. Гоголь Н.В. Авторская исповедь и другие духовные произведения. М.: Русская книга, 1992.

45. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: РАГС, 1998.

46. Гримберг Ф. Династия Романовых: загадки, версии, проблемы. М.: Московский лицей, 1996.

47. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд. СПб.: Гидрометеоиздат, 1990.

48. Гурко Е. Тексты деконструкции. /Деррида Ж. Differance. Томск: Водолей, 1999.

49. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

50. Декарт Р. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1989.

51. Джемс У. Воля». Психология. М.: Педагогика, 1991.

52. Дионисий Ареопагит О небесной иерархии. СПб.: Сатисъ, 1995.

53. Дубин Б., Рейнблат А. Государственная информация и массовая коммуникация. //Отечественные записки. 2003. №4 (13).

54. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Барнаул, 1999.

55. Дуденков В.Н. Философия космизма в России рубежа XIX-XX веков. СПб., 1998.

56. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1999.

57. Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. СПб., 1992.

58. Ерасов Б.С. О статусе культурно-цивилизационных исследований //Цивилизации и культуры. Вып. 1. М., 1994.

59. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998.

60. Зверева В.В. Специализированные тела в массовой культуре: бодибилдинг //Синий диван. 2003. №3.

61. Землянова JI.M. Современная американская коммуникативистика. М., 1999.

62. Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996.

63. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука,1980.

64. Иванов О., Быковский Е. Сетевые «игры в политику» становятся все серьезнее //Итоги. 1999. N 15.

65. Ильин И. О воспитании национальной элиты //Жизнь и мысль. М., 2001.

66. Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса//Цивилизации. Вып. 1.М., 1992.

67. Каграманов Ю.М. Клод Леви-Стросс и проблема человека //Вопросы философии. 1976. № 10.

68. Каланкатуаци М. История страны Алуанк (в 3-х книгах). Ереван, 1984.

69. Камю А. Бунтующий человек. //Камю. А. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.

70. Кант И. Сочинения: В 6-ти т. М., 1965.

71. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2001.

72. Кара-Мурза А.А. Между «Империей» и «Смутой»: Избранная социально-философская публицистика. М., 1996.

73. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005.

74. Кастанеда К. Огонь изнутри. Сила безмолвия. Киев: София, 1995.

75. Келле В.Ж. Культура в системе цивилизационных механизмов //Цивилизация, культура, личность. М., 1999.

76. Кеннеди М. Деньги без процентов и инфляции: как создать эффективное средство обмена служащее каждому. М.: Московская правда, 1993.

77. Кибернетика. Становление информатики. М., 1986.

78. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.

79. Колмогоров А.Н. Жизнь и мышление как особые формы существования материи. ПО сущности жизни. М.,1964.

80. Комлев В. Царевич Михаил Алексеевич Романов — легенда или реальность //Нижегородский рабочий, 5.02.1997

81. Королева Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века) //Советская этнография. 1975. №5.

82. Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977.

83. Котляр Е.С. Миф и сказка Африки .Исследования по фольклору и мифологии Востока. М.: Наука, 1975.

84. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, Изд-во Институт психологии РАН, 1997.

85. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М.: Художественный журнал, 2003.

86. Краусс Р. Холостяки. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

87. Крёбер А. Стиль и цивилизации. //Культурология: Дайджест. М., 2001.

88. Кристева Ю. Душа и образ. //Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Водолей, 1998.

89. Кузанский Н. Сочинения: В 2-х т. М., 1980.

90. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985.

91. Лазаренко, В.И. Онтологическая основа благополучия совершенного государства Платона. //Этическая мысль. Вып. 5. М.: ИФ РАН. 2004.

92. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

93. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. //Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

94. Лем С. Сумма технологии: Собрание сочинений, Т 13. М., 1996.

95. Леонов. В.Л. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций. СПб., 1995.

96. Черни К. Человек и информация. М.: Связь, 1972.

97. Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности. //Дипломатический ежегодник 2002. М.: Научная книга, 2003.

98. Линч Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: Восточная литература, 2001.

99. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.

100. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров: Человек — текст — семиосфера — история. М.,1996.

101. Маврикиди Ф. Фракталы: постигая взаимосвязанный мир. //Дельфис. 2000. № 3.

102. Маклюэн М. Робкий гигант//Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1987.

103. Малькова В.К. Язык вражды. Опыт экспертной оценки публикаций //Язык вражды и свобода слова. Ч. 1. М., 2003.

104. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ереван, 1962.

105. Марков С.А. Политические профессии //Политая. 1999. № 2. С. 10-11.

106. Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном сознании. Новосибирск: Наука, 1982.

107. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. М.: Политиздат, 1978.

108. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук Киев: Ваклер, 1997.

109. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001.

110. Межуев В.М. Между прошлым и будущим. М., 1996 .

111. Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М.: ФАИР, 1998.

112. Мид Дж. Р. С. Трижды Величавый Гермес. М.: Алетейя, 2000.

113. Минин П. Главные направления церковной мистики //Мистическое богословие. Киев, 1991.

114. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. Собрание сочинений в 2-х т. М.: Золотой Век, 1996.

115. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М.,. 1901.

116. Несмелов В. Наука о человеке. В 2-х т. Репринтное издание. Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. 2000.

117. Николаев Ю.А. Дистантные взаимодействия между клетками бактерий //Микробиология. 1992. Т. 61. № 6.

118. Николаев Ю. В поисках Божества. Киев: София, 1995.

119. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990.

120. Олдер Г., Берил X. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. Киев: София, 2000.

121. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002.

122. Ортега-и-Гассет. Новые симптомы //Проблема человека в западной философии. М., 1988.

123. Парменид. Из поэмы «О природе» //Тит Лукреции Кар. О природе вещей. М., 1983.

124. Платон. Государство. СПб.: Наука, 2005.

125. Пропп В.Я. Морфология « волшебной» сказки. М.: Лабиринт, 1998.

126. Разлогов К.Э. и др. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. М., 2000.

127. Расторгуев С. Информационная война. М.:, 1999.

128. Рафел. М., Рафел Н. Как завоевать Клиента. СПб.: Питер, 2000.

129. Рашевский Н. Организмические множества: очерк общей теории биологических и социальных организмов //Исследования по общей теории систем. М., 1969.

130. Режабек Е.А. Становление понятия организации. Очерки развития философских и естественнонаучных представлений. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1991.

131. Розанов В.В. Люди лунного света: метафизика христианства. М.: Дружба народов, 1990.

132. Розанов В.В. В темных религиозных лучах //Собрание сочинений. М.: Республика, 1994.

133. Рыжов Ю.В. Религия, наука и искусство в системе культуры. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

134. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.

135. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм //Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

136. Серяков М. Л. Голубиная книга священное сказание русского народа. М.: Алетейя, 2001.

137. Сикорский И.А. Физиология нравственных страданий //Русская расовая теория до 1917 года. Вып. 2. М.: ФЭРИ-В, 2004.

138. Сиратори Кендзи. Кровь Электрическая. М: Альтернатива, 2006.

139. Сковорода Г. Сочинения. М.: Мысль, 1973. Т. 1.

140. Поваров Г.Н. Норберт Винер и его «Кибернетика» //Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е издание. М.: Наука, 1983.

141. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2-е изд., М., 1955.

142. Смирнова Н. Культура и тело //Философия XX века: школы и концепции: Научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000. СПб., 2006.

143. Современная буржуазная философия. М., 1978.

144. Соколов Б.Г. Генезис истории. СПБ.: Алетейя, 2004.

145. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х т. М.: Мысль, 1988.

146. Соловьев В. Философские начала цельного знания. М., 1959.

147. Сунь-Цзы, Гари Галиарди Искусство войны и искусство маркетинга. СПб, 2003.

148. Сухачев В.Ю. Опыт сознания и действительность Другого //Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6.1998. Выпуск 3 (N 20.

149. Сэндидж Ч.Г., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика: М.: Прогресс, 1989.

150. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

151. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 2000.

152. Тихомиров J1.A. Единоличная власть как принцип государственного строения. Нью-Йорк, National Printing & Publishing.

153. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

154. Токарева Е. Записки рядового информационной войны. М.: Яуза, 2005.

155. Траут Дж. Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2003.

156. Траут Дж. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2005.

157. Троцкий Л. На Западе //Киевская Мысль. 1909 №№ 30,37,63.

158. Троцкий Л. Моя жизнь. Опыт автобиографии. Берлин, 1930. Т. 1.

159. Трошин А.А. Теоретические основы деструкции в обществе (на материале истории России XIX века) //Семинар N16. Социокультурная методология анализа российского общества. //Независимый теоретический семинар, Москва, 17 декабря 1997.

160. Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 2. М., 1994.

161. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2-х т. М.: Аст, 2003.

162. Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2-х т. М., 1955.

163. Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры //Общественные науки и современность. 1995. № 3. С. 137-148.

164. Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем //Литературно-философский журнал «Литературная учеба». Книга третья: май-июнь 1991.

165. Франк С.Л. Смысл жизни //Вопросы философии. 1990. N 6.

166. Фрейд 3. Об унижении любовной жизни. Философия любви. Ч. 2. М., 1990.

167. Фромм Э. Искусство любить.//Душа человека. М.: Республика, 1992.

168. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002.

169. Фуко М. Власть и тело //Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002.

170. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. М.: Шанс, 2000.

171. Хазен A.M. Первые принципы работы мозга, гарантирующие познаваемость природы //Теоретическая биология. Серия переизданий статей из журналов и оригинальных публикаций. Выпуск 12. М., 2001.

172. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М.: ACT, 2003.

173. Хомяков Д.А. Православие как начало просветительное, бытовое, личное и общественное. М., 1907.

174. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986.

175. Циолковский К.Э. Общественная организация человечества. М.: Память, 1992.

176. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. М., 1994.

177. Цонис А., Лефевр Л. Возникновение зон общения в современном обществе //Культура. Пространство и коммуникация. Париж, 1983., Ч. 1.

178. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М.: Мысль, 1995.

179. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М., 1858.

180. Шмаков В.А. Основы пневматологии. Киев: София, 1994.

181. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992.

182. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993.

183. Щепанекая Т.Б. Традиции городских субкультур //Современный городской фольклор. М.: РГТУ, 2003.

184. Щепанекая Т.Б. Зоны насилия (по материалам русской сельской и современных субкультурных традиций) //Антропология насилия. СПб., 2001.

185. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.

186. Эриксон М. Стратегия психотерапии. СПб.: Ювента, 2000.

187. Юнг К.Г. Брак как психологическое взаимоотношение. /Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. М.: Университетская книга, 1997.

188. Якобсон Р.А. Работы по поэтике. М., 1987.

189. Якобсон Р.А. Избранные работы. М., 1985.

190. Ямвлих. О египетских мистериях. М.: Х.Г.С., 1995.

191. Янчук В.А. Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы //Адукацыя i выхаванне. 1998. № 5.

192. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.