автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Функционирование средств массовой коммуникации США (эстетический аспект)

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Каменский, Михаил Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Функционирование средств массовой коммуникации США (эстетический аспект)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Функционирование средств массовой коммуникации США (эстетический аспект)"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ И ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА имени А. В. ЛУНАЧАРСКОГО

Специализированный совет

На правах рукописи

КАМЕНСКИЙ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

УДК

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ США

(эстетический аспект)

Специальность 09.00.04

Марксистско-ленинская эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва — 198В

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАНВНИ И ОРДЕНА ДРУЖЭД НАРОДОВ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОЮ ИСКУССТВА амека А.В. ЛУНАЧАРСКОГО

СпацвалазнровакпнЯ ойваг К» 092. 10, 03»

На.правах рукописи

КАМЕНШЙ' Мяхаал Алгазащловач .

От ?. ОГ. 659, 3 (73 - 41).

«шгдодашш сшртв иаосовой ксшпшкации сад

(ватагцческяй аспект)

Сггацяадышсгь ОЭ» 00, 04. . Маршжотакп-дгцакЬкая зотака

АВГОРБФВРАТ днясергаади иа ооаскакаа учено! аг'гсвня гапдидага фйлаоафагах наук

йооква - 1983

Ра йога1 выполнена а Гооударотвашш лпогнтутв тзотршгьяого иогуоствв1 кмоня А.В» Луначарского

доктор фалооофскях наук, прсфэосор Громов Б.С,

доктор фвлооофс ях наук, щзофаеоор Сафронов Б.В.

кандидат искусствоведения

Московский государственный институт'культуры Мшшотяр-отва культуры РОКЛ1

Защита еоотоитоя "ЗУ " ^ ^ 1988 г. в "" " ччоов на засадашш Специализированного оовата К.092.10.03. во Всасопэном на-учно-лссладовательском шют/те искусствозиания Министерства культуры СССР по адресу: 103009, г, Москва, Козицкий 5,ШШ иокусствознп-

шш.

С*диссертацией можно ознакомиться в бийлиотвка ВНИИ иокуоотво-зшшия.

Лвторафэрат разослан " " ______________ 1988 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Г.А.Беляев

кандидат философских наук

Научный руководитель» .

Офаипальиыа оппонангы:

Ведущая организацияг

ОЩЛЯ ХАРАКГЕРИОГИКЛ РАБОТ«.

Современные средства массовой. кожутожщия - одш! из опознавательных знаков эпохи. Духовны». облик грачсданина второй половины КЗ! века, его мировоззрение, политические взгляды, эстетические и нравственные предпочтения, формы поведения во многом определим пйздзсуцностью информации во всех ее видах - телевизионной, коглпью-гэркой, радио, печатной и других. Процесс развития средств тесовой коммуникации (СМК) стал глобалышгл.

В развитых капиталистических странах и в первугэ очередь Сое-/'.¡яхзтшх Штатах Америки с ростом социальных и политических прогнво-речлй возникла необходимость в новых эффективных идеологических рц-чагах управления общественным п яядиввдуалышм сознанием, приемах пропаганды социального контроля п регулирования. Успешное выполнение этих функций сегодня обеспечивается .новейшими СМК. Рост их влияния на личность связал в большой степени со все возрастающим эстетическим уровнем их продукции, которой практически всегда стре-г.'лтея придать арптаированнуя форму, что является мало исследованием в навей ггаулз процессом. Одни?,! из источников артизационных форм стала американская массовая культура, в особенности на нылеш-ш:м этапе ее развития - Ецдеоэлоктронном. В системе "видеозлектро-ника - массовая культура" - появились оригинальные формы политического дизайна, возникла особая эстетика С.'ЛС, направившая процесс артизацин по новому руслу. Внедрение электроники в сферу досуга дало возможность более полно эстетически настлать свободиоз время, привело к образовании у "средн.IX американцев" новых стереотипов мышления, связанных с характером господствующей сегодня в США неоконсервативной ддеологии.

Поворот к консерватизму в конце семидесятых - начата восьмидесяти* годов, усилившийся с приходом к власти республиканцев (1581) заметно сказался на художествегашй жизни, породив целые

направления в кинематографа, литературе я изобразительном искусстве.

Идеологи консерватизма специально подчеркивают, что его нельзя рассматривать как развернутую концепции, с кеобходшо понимать как некую "регулятивную идею, образ мышления,- стоящий над любым мировоззрением, над всеми группировками и классовыми интересами".31" Это направленна социальной шсли порождает, "социальную миологию" воплощаемую в образах, искусства»

Одной из задач общественных наук является оценка различных проявлений неоконсерватизма, задачей же эстетики в данном случае будет рассмотрение и сценка его влияния на художественную жизнь, анализ форшрования "социальной мифологии" в художественных образах. Для такого исследования исключительно ваяю рассмотрение дуг ховной культуры США в коапл-кев со срздстгг^:! шссовой коммуникация, которые опорой своего воздействия икеют консервативные стороны лси-хикн, то есть способность закреплять в сознании устойчивые стереотипы.

В своем исследовании диссертант исходит кз того, что информация, поступают'1 к потребителю, через СМК, носит не только утилитарный характер, но и обладает яркой эстетической выраженностью, обретает "артизированное" качество. Это позволяет рассматривать обзоры новости! и политических событий, трансляции предвыборных кампаний, дебатов, торгово-бытовув рекламу и т.п. в одном ряду с чисто художественной продукцией ( фильмами, драматическими постановка»,¡и и проч.') Вся артизировашая в соответствии с некоторыми ■ эстетическими канонами информация как продукт творчества приближается

х Гуревич П.С. Социальная мифология. - М. - 1983. - С. 95

в той или иной степени к статуту худо.тесть^шохч) произведения. С топил зрения пропагавди, использукцей закономерности эстетического восприятия, особо вапвш оказывается то, что такой информационный поток формирует определенше жизнешше ориентации, мировоззренческие установки, оптимальные для данного общественного строя политические и моралышо представления, конаарвативкнй тип личности 'Ьрзд-иаго амараканцг ► Рассмотрения- огшче.нной пробламатики и аа критический анализ определяют актуальность избранной теми исоладов.т-лл.

В советской литература существует значительное количество работ по ког,—лекспой проблеме "буржуазная' массовая, культура - средства гдассовоЗ ког.елуникации", которая рассматривается советскими обществоведами как исключительно ваяная. в политическом, идеологическом-и • культурном отношении. Исследовшпш в этом ракурсе проводились в работах Г.Аклна, В.Борева, Н.Еирвкова, Э,Баталова, А.Вартанова, П.Гуревича, Ю.Даввдова, Г.Дилпгенского, А.Зися, Ю.Каграманова, А.¡караганова, Н.Козловой, В.Крючковой, Е.Карцевой, Н.Маньковской, А,Миллера, В,Михалковича, А.Мельвшш, В.Молчанова, Гр.Оганева, Я.Петро^а, К.Разлогова, Н.Туровской, Е.Слрсова и других авторов. Однако с распространением видеоэлеитроники и появлением новых каналов и гнш.роз телевидения в новом, 'ХОК сказать, "электронном кон-.ексте", в буржуазном обществе шэшшлн Особая художестве ¡шо-куль-турная ситуация, еще не получишш! достаточно широкой и обстоятельной оценки в советской гстетачаекой науко. Лишь в некоторых исследованиях сделали первиз попиткй проанализировать политико-зстети-ческяе аспекты функционироззштп нчзшнншцих на наших глазах массово-культурных феноменов.х Но КХ еедэршт, поэтика, стилистические

П Г"—— ——

х Западная Европа и кулЬТ?. экспансия "американизма".-М.-Т985 Кукаркнн А.В. Еуржуаэнал ».жамсл культура. -М. -1985 Молчанов В. В. Ыират.Н тетеиой культуры.-Л.-198Л Перепутья и туники еуркуулией культури.-М.-19Ч6

и художестьешю-социологнчсскпп особенности не могли быть рассмотрены обстоятельно в силу еще не полного самораскрытия этих явлений. .Цели и задачи. Целью диссертадиршюй работы является исследование принципов художественной оргшшзацпи политической информация, определение роли художественных приемов.в формировании политического, нравственного и эстетического идеача американцев с помощью современных (Ж. Для достпжо'.ия этого необходимо:

1. Определить некоторые аспекты взаимосвязи искусства и политической пропаганды в США путем анализа концепций эстетизации общественной кизил и методики применения этих концепций для воздействия на индивидуальное и массовое сознание. .

2. Выявить специфические средства, которые используются в массовой художественной продукции США для моделирования сознания и поведения масс. Показать те социально-психологические мехашвмн, которые способствуют этому процессу."

3. Вычленить приемы, которые позволяют политической пропаганде обретать художественный характер и внушать при этом спределенше мировоззренческие установки.

Проблемы американской культуры многообразны и разносторошш. Автор вычленяет вышепэречислешше аспекты и ограничивает ими рамки своего исследования* Вопросы развития демократических направлений культуры, особегагости дифференцированного восприятия артизирован-ной информации на разных уровнях сознания и действие психических механизмов неприятия и сопротивлешш, а также другая актуальная проблематика, так или иначе связшшая с избранной темой, должн.ы быть рассмотрены отдельно.

Методологическая и теоретическая основа исследовшшя. Методологи-

ческой основой исследования является _ материалистическая

диалектпкд и принципы познания "хйцествмпшх явлений, разработанные марксистской социологией, произведения классиков мзрксизма-легашизма, партнйзшо документы, в первую очзрздь материалы п ро-гпештя )Ж съезда КПСС п последующих пленумов ЦК, посвящзшшз проблемам идеологии. В работе используются труда $ялосо.$ов~марксно-топ, зашгмагпихсй -данной проблематикой, а также исследования советски и зарубеглшх искусствоведов, психологов п ксммушжологоз, специализирутгиггся л области смзряпаниатигп, теории пропаганды и 1 встеткческого восприятия. Па задкту наносят я следующие положения:

1. Воздействие На реципиента при помоги художественных образов стало сегодня благодаря новейлглм средствам доставки аудио-визуальной информации ведущим ирщщппом пропаганды,

2. Интенсивное нсиользовшше злектрошшх С?Ж привело к образование новой c$jpu - тйормапдонно-психологической среды. В США эта срэда используется как особой, наиболее перспекгашшй рэзерв воздейст~ вия на созншгао аудитории СТ-К с помощью языка пртизировашшх с игл-волов, Разработка теоретичсстпс н практппеашх основ методики ху-дозествэшго-сбразтгх воплощений идеологических программ на основе,, возможностей современных злектрошшх СМК ведется в СИЛ с середшш века л сегодня входит обязательный элементом в концепцию "информационного общества",

Зг Применение, новых средств социального контроля г регуляции.пово-дегам привело к появлению особой установки.в маосозои сознании,осо-6simocïb которой.состоит в том, что опа формируется пронкуцзствек-пр л процессе эстетического восприятия.

4. Методы эстетического воздейотвия, содействуйте восприятию и принятия политических уотановок, интенсивно применяются для выработки моделей политического поведения и "ш.ют»а" лидеров,

б.

Научная новизна диссертации состоит в следуюцсь;:

1. Впервые в отечественном теоретическом нсследовашш на эмпирическом материале "электронной революции"- дан обстоятельный обзор и критика -.онцепций массовой культуры и артпзации, предпринята попытка сформулировать пропагандистский ц философско-эстетический аспекты этого культурно-политического феномена в Соединенных Штатах.

2. Разработан новый аналитический подход к эстетико-политическим аспектам функцимшрования средств массовой коммуникации, опиракций-ся на понятия "информационно-психологическая среда", "худопественно-детерминировшпше модели и контр-модели яизни".

3. На этой основе определена специфика-идеологического воздействия на сознание артизированной информации и раскрыты новые приемы и методы американской пропаганды, что колют послужить основой для выработки эффективных средств контр-пропаганды. Теоретическая и практическая значимость исследования. Предложенные в работе принципы анализа могут быть использованы как при исследовании современной'теории и практики СМК, искусства и пропаганды, так и при оценке сложившейся глобальной эстетико-информа-ционной действительности в художественном, социально-психологическом и политическом аспектах.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов "марксистско-ленинская эстетика", "марксистско-ленинская теория культуры", "критика современных буржуазных идеологических течений", "теория радиовещания и телевидения", при разработке курса "эстетическая теория'ородств массовой коммуникации" и т.п., а также в ходе социологических и общекультурологичеоких исследований и междисциплинарного изучения СМК. Апробация работы проходила на заседаниях кафедры марксистско-ленинской философии и научного гоммунизма ГПТИСа им. А.В.Лучачарс-кого (1985-1907), сектора эстетики ВНИИ тех1гаческой эстетики (1987),

сектора эстетики ВНИИ искусствознания (1907), научно-теоретических конференциях ГИТИСа (1935, 1986, 1987), на Всесоюзной научно-теоре-тнчзской конференции вузов культуры и искусства (ВНИИ искусствозна-1^,1987 ), а такяе в ряде статей, опубликованных автором в 1985-87 годах и готошщяхся к печати в 1988. Материалы и выводы работа попользовались автором при прочтешш лекций студентам актерского {зкультота я зга згседмппх Совета молодых ученых ГИТИСа.

Основные полог.ет'я и гаводп дгссертвцпи.

I. фиософско-эстетический аспект функционирования СГЛК США.

Каждое новое средство нокдушшаций порождает особый код, являющийся по своей природе языковым образованием, вариацией лингво-коммуникативных связей. Зтот язык используется определенными полити-ческлмн селил для выражения идеологических, установок и концепций. Чтобы допест;! их до кассового сознания им придается по возможности наглядно-образный характер, для чего преэде всего и служит артиза-щи смк.

К«.21ЬЕТ0рно-ко;~.?укг!какяйл,1 революция оказала сильнейиев влия-xttio на околоземное пространство, способствовав образованию в нем новой, т!форг.^щиош{0-псш:ачогпческой среди (некого совмещения уже взваоишх понятий "ncaxoctfapa" н"инфосфера"). Эта пнформационно-кскхвдогачэеаол среда (ШС) э некоторых отношениях определяет социальное попадете чолоеока, воспитывает мировоззрение, эстетический и эткчгскпз пори.

ГазЕйтка ШС СП'Л тесно ссягано с социальными переменами и прогрессом теипгчесгдг посмсггостей СПС, с ксетьэтерным и видеобумами. В ШС фосмнрутасЕ целиз альтер'латгшинс социально-культурные направления, от приходят на смену оежоециц традиционным массово-кул^-гурним стереотипам. Массовая культура через СЩ создает собствен-

ними сред с теши общий жизненный с* .¿л, модель аизня чзлогеча в определенной среде.

2удокествепная информлшт, представленная СШС, существует как особый наползштель ШС, что позволяет с помощью гуманитарно-худо-яеетвенных приемов влиять на межличностные отношешш в обществе. Об этом свидетельствуют и объективные емориканские исследователи, в чаг-ности, редактор влиятельного журнала "Телос" Jfeor Кии пишет: "... административные н профессиональные группы делают все, чтобы ограничить жизнь строгими рамками регламентации п контроля, от гизни до смерти. Замечено, что в сфере массовой кохиуншеации режиссеры кино, радио и телепостаноьлс,■ а также газетше агентства тщатся подсунуть публике культурную жвачку. Управленческое, дисциплинарное воздействие на личную жизнь граздан вплоть до с a), six интимных ее сторон доверено специальны;.! правительствешшм оргаш-зациям со специально подготовленным персоналом. "х Худоаествешше образы ВЫПОЛ1ШЮТ идеологичес ую функцию, поддерялвая "социальи^ мифологию", созданную идеология!.

Ооласть художественной деятельности, свяпэнная с алектрогеюй технологией, стала предметом анализа многих ученых. Одним из первых к.ней обратился канадец Херберт Маршалл Маклюэн, видный -представитель технологического детерминизма в 'философии культуры. Именно с позиций технократизма оценивается mi художественные фено-мегш и роль эстетического в складывающемся электронном окружении и формирующейся "мировой деревне". М-оиюэн по-своему осмысляет соци-алыю-культур-!ую ситуацию, считая главней задачей выработку стратегии "культурных трансформаций" общества ваамег сохиалыих per

х Keane J. Public Life and Late CapitaliB_.iTov.-E£rd a Socialist Theor, of Democracy. - Cambridge.'* 12,84 - P. 4.

лк{иЛ, прл 3t:tí нротихоротая л дзс^тсссгь совреиэняоЭ капаталкстн-чеокой 1сютгу'321пп: отл ргссчгтавае? сетгчить срсдстза'щ искусства. ГЬдсздо, позязгагк/а па искусство, отражают реальнуа заинтерзсй-паетссть п^аЕлтатьства США в лудогествзннцх рычагах политического упраатекля. Лрптзсцет патетики - пот задача сегодняшнего дня.*

Со:-:? С,It п тгсгусстга содет к гарг.гспнп счастлкшх врег.зн допде-c.:emraí5 пора, пргдаез пзганетс, окутанной злектрсшши облаком, "статус произведения искусства"-^ Создание Scusn - артефакта /.оголилось им как воллс^сг.та сстстического пдзала по nporpair.te, подготовленной заранее ске1сгалггста:п: в области кскусства з особах лабораториях,

VVT

студиях, рткга^зл: агентства};. Таге возникла концепция правления cCr.ecTBcrí с пс:.:сп.ъп искусства а электронных С'.У., прошткащих пдвсе-исстко л гдзкеннуа ерэду. Хотя в реальности традщпошгые методы по-JTггика-пдеологаческого воздействия на ладей сохраняет1 свои силу, Иаютзя чутко зт.тодлл срастила этпх приемов с артпзацкей. Он верно ЕяязЕтг.розал: значимость роет художественного начала в поллтл-чяскоа, теуяолсгпческсп п прочих аспектах ее развитая.

Гдсолсги тчжлпигя в 1лшмезкоескс?л проекта л;гль то злс::знти, - которое могут бить прпгепенн в целях "артистического контроля" над г.:асса'л. Искусство приобретает в их руках новую функции инструмента, форяругг;згэ сознание и организующего eco еидц чусствегсгостл. Так слагалась копцзшщя еоздзГ.ствм! ка пенхологша современника, созгзшо которого обрабатывается в определенной направлении с шалью сенсорпо-псрелртгра.'.сгл'ро ванного онрукзпия.

Сап учишИ бил далек от идеи попорота своей теория под ракурсом "гг.тоцпоналького дирпапроввти™« ttícíu п призывы, содержаться во ыно-

х Стл.Г'нллср А.П. Эстетика it будущее // Современная эстетика США,-М.-1978. г Р. 142-167 ^ líe buhan the foment of Sputnik ths Planet Beca-.a the Global

Theater In KTiich Thara are no Speotntora But Only Actora //Jour.i.of Conraunicatlon.- 1974.- Sinter.- P.49. r"-= McLean H.^^pe Mechanical Bride.FoWslore о £ Industrial Ban.

кастве трудов философа »подтверждают наличка в них ^.¿аниотйческих устремлений. Но ход общественных процесоов, обострение идеологической конфронтации вынуждают Килитачизм искать в трудах ученых-теоре-гков различных специальностей оригинальные идэи, способствупциа повышать-) эффективности методов социального контроля и управления в сложной политической обстановке и прикладывать их к современной техно-логин. "Коммуникационный" или "эстетический" детерминизм вошел составным элементом в конструкции целого ряда современных апологетических концепций.

Общемировая тенденция использовать СМК в качестве клала доставки эстетической информации является в наши-дни прогрессивной и носит объективный характер. Однако использование. ИПС как крупнейшего в своем роде пдаалогического ристалища, эксплуатация СГЛК как основного канала пропаганда придают этой области человеческой деятельности подчеркнуто тенденциозный характер» Проблема смягчения социального отчувдения является одной пэ глазных, стоящих перед американскими СМК. Ев. решений предложено в концепции "информационного общества", модель которого предусматривает ооз.цашш эстетического окружения и досу-з, которые уравнивали бы условия кизни граждан по всем показателям, решали бы проблемы социального неравенства. В доступности развлечений теоретики "информационного общества" видят способ решения ыутрикапиталистичашшх противоречий,

Целый ряд философов обращается к массовому искусству, развивая эстетическую теорию "информационного общества" и интегрируя в нее некоторые положения Маклюэня, в частности, намеченные им приемы психоэмоционального регулирования общественного сознания. Эта теория становится в наши дни одним из ведущих направлений фвдософско-эстетическсй мысли, развиваемой в частности, такими учеными, как Д. Белл и Э. Тоффлар. Принципы, разработанные американскими эстетика-

г/и и ко£му1Пгкодог8.\й1, вопада-гоя з практя» шдодаровякая 0ПрадеЛ81Г-иих структур общественного сознания.

В рс!~;ах теории "гш^оркахщоикого обЕготва" разработал особи;": инструмент свального регулирования коллективного поЕзде(П:л_.осногэ^,'-ний па ксг.т^упкпатиЕНо-остстяческой функции массово-культурно." продукция и эатзп-ляровэшплх формах политической культуры, Нспользога-няэ панка эстетических сколов подразумевает производство соотпст-стзуицзх гнахоацх систем, состаасосйкх структуру оотву кассовой культуры, И контроль ИОД ТСЕ£!«

Совремешгао зкодовн-з сзотеш- когут ¿¡уступать в качество представителя идеала, окмволлзкруя образ це: I деятельности групп лэдей, Идеал в сЕоем знаковом выражении обладает большой силок амоцко-..ально-психического еоздзйотвия, тах как по;.-зи.:о фиксации четко словесно сформулированных составляющих, знак несет в себе для каждого еще я индивидуальные оттеши? и характеристики. Злаковая коммуникация превратилась а систему, обслуаиЕвпоуюсуществующие отношения,что монет использовать 1 адэологичеокиа аппаратом при определении.«; мероприятиях для поддержания политических институтов, Сшшфику этого процесса в такой-то мэре отражают слозк Э.Тоффлера;"зо всех'областях.. .волны новых образцов 1. представлений,преодолевая'нёши психологические .ча-сяоны,проникают к нам з сознание и опрокедываят .рагаи мыслэшшо модели действительности Художник, как один из ведущих создателей и интерпретаторов таких систем искусства, разрабатывает художественно-образные зиакэвне комплексы, формирующие мировоззрение,

В разультато слодился довольно широкий круг лядой, как бы психо-эстетически сформированных, имещих приблизительно сходные

х Тоффлер 3. Столкновение о будущим // Иностранная литература, 1972. - КЗ. - 0.235

воззрения п подчинякциеся, до какой-то степени,' вполне определешюму ограниченному набору, моделей поведения, 'своеобразному императиву стацдартпзировшашх эмоциональных н ассоциативных направляющих. Смо-дслнровр-чше в художественной продукции и~ внедренные в психику импе-ратишшс образы-представлешш обеспечивают.' состошше готовности или предрасположенности индивида к действию однозначным образом» .

Модели, рассматриваемые нами, усваиваются личностью как установки и включают в себя знания, стереотипы, символики, имиджи и прочие зафшссировашше в массовом сознании константы. Так как эти установки формируются под воздейотвлеи искусства, то огромную роль играет в них и чисто эмоциональный компонент.'-О точки зрешш социологической пропаганды такого рода устакокш. так сказать, худоаествегаго-. детерминированные модели жизни - это.вовоа средство нанппулятивно-регулирупдего характера. Шесто логически ориентированной пропаганды политических программ приходит пропаганда определенных моделей поведения. В быту человек до определенной степени следует таким моде- , ллм, возникащии в памяти при ситуациях, схожих с уже заранее смоделированными и' воспринятыми через СМК. Художественная детерминиро -вшшость моделей жизни - интересный пример качественно нового, порой неожиданного взаимоперехода н взаимоналожешш политической и ' эстетической культур 1

Модель жизни-это. стержань- спонтанно-импровизационной роли,сюжетная схема повадания и здесь будет правомерна провасги аналогию с функ-

, * .í

циональными задачами ,"масок" яомздии даль-артв,так как маска помимо-своего игрового значения подчеркивала на: индивидуальную,а тепологичаскую, социальную характеристику, давая краткий план, действия персонажа. Сов-■ ременная американская социально-пластическая драматургия моделей жизни создает уже не отдельные схемы-маски, а психологически разработанные и индивидуально-обобще'тше (в рамках определенных групп) образы личностей, алгоритмы деятельности во всех мыслимых областях

человеческого сглопролвления. "Модели жизни" воплощают новую систе-1лу ?.*лссовых ценностей, которая тиражируется СМК и создает новый слой шгери::апекой массовой культуры.

Задача художественно-детермштровшпшх (моделей ,таз!га (ХЩЛ) как эстетизированшх программ заключена в координации образа аизни американцев. Они влияют на процесс осознания реальности, организуя во г,йогом систему логических отпсяений п связей, определяя ракурс восприятия и оценки событий.

ЩИ: а) создают свое "поле напряженности" при восприятии мира и служат идеальной основой идеологических сценок и ориентаций; б) это психофизическая готовность к поведению (а не сило поведение), это фиксированная установка, возникпая под воздействием ценностей, несомых эстетической информацией.

Сегодня, при рассмотрении художественного потребления в аспекте СМК США, га исходим из того, что четкие в проялом порта и образцы способов получешш политической и культурной информации различных классов потеряли свою спецпфяку, отличия стали менее резкими, а массовое сознание стало как ба более единообразным.

Распространение ШЗ сспзголэ сзгс^кя па.аудиовизуальном восприятии главным образоа экрштоЗ пп^оркацаз, а так ге серий графических образов, организованных в связапое повествование. Модели жизни, прев-ращзкциеся в устапокхп, так организуют восприятие, что на экране их материальные атрибуты - вещи - идентифицируются с мечтой. Очевидно во многом будет верно утверждение, что желание материализовать экранный образ пли экранный, "стиль лиг так сказать, "видеомодель", перенесение и воплощение ее в повседневности - один из ведущих элементов в формировании мотнвацпоншх структур поведения американцев.

Художественные образы, распространяема СМК, навевают мечты, котор"з всякий раз являются вариантами преджяеггогой искусством модели жизни как знаковой модели поведения. 1Ъпг?"и словами, вместе с

модой и кзкерой дор.чаться Еэспракак&этся к комплекс воззрений, которая ассоциируется с моделью. В художественном плане модели жизни ен-сдуцаэт в качества комплексов кодов, У ко будучи сформированными гак • паводанчоссаа установки, она продолжают получать подкрапланиа от !.:эды, танца, . .уеыкалышх и дизайнерских произведений, других кодированных знекоеых комплексов. Ввдеокодэл» становится своеобразным эстетическим феноменом,когоры® с помочью ХП?/Л оказывает одновреыен: зз чувственное воэдвйотвко ка психику значительных масс людей, подсказывая выбор позиции, точки гранил, оценки, обретая функцию и качество кмпоратшшого эталона оценки. Модели жизни включают, в себя ориентация на различные ооциальнае группы и слои, по родам и ввдам занятий, способа!,! проведения досуга и т.д. Свою итеративную фушщшо о;ш выполняют в областях товарной рекламы,. интимных, отношений (стили соця-А алыго-сексуалыюго поведения), семейной кизпи.

Особое место, занимает пропаганда оеттичоскими средствами неоконсерватизма и конформности. Художественная продукция, нацеленная на воспроизводство и.воспитание делового поколения молодых капитанов капиталистической индустрии - надежды нации и системы, служит примером сочетания этих тевдещий умонастроений, Возншсовенио модели молодых расчетливых чеотолюбцев поэтизируется главным образом средствами кино. Кинематографической романтикой насыщается новейшая субкультурная молодежная тенденция, обозначенная уже привычными американцами терминами "юны", "йаппы" и "вмпи"х, относящимися к быстро преуспева-юцим менеджерам и специалистам. Образ Йаппов ораэу завоевал симпатии системы, которая почувствовала в них свою верную аодату и опору. Сочетание умеренности политических взглядов, высок й профессиональной

х YUPPIES - YOUNG URBAN FIl0FES5T0flAL3 Молодив Городские

профессионалы

YUP'G - YOUNG ЛЫГИШШ I'KOFESBIOHALS профессиоиали-

карьеристы

• уиыпка— touua urwarjilv mobile proresotonal3 молодые честолюбивые специалисты

компетенции и деловой энергии молодца стало материалом для реклилы американского образа жизни. Модель жизни йаппоз предлагается значительным по своей таслеиности группам чяадпой и средней буржуазии, студенчеству, служащим п по своей природе она стала своеобразным истот,1Шком сюжетов поп-культурн. Искусство трактует модели Яаппизга как своего рода идеал для молодого американца. Эта середштость, •"успокоенный пафос" моделей жизни и искусства - пример воспроизведет- ' ва идеологии в ее политико-концептуальных и художественно-образных формах.

Другим образчиком этого вида артизирования стала модель культуризма или "телостроительства". Главная ее цель - максимальное наращивание мшечной массы, гипертрофированных мыац, которые становятся • объектом эстетизации, художественного воспевания и преклонения. Модели культуриста пропагандируется в терминах эстетики, при этом образ "человека" разумного", "мыелтдпго" подменяется образом человека "ка-чапдегося", эстетический и общественный идеал личности представляется пмегаю в его культуристпческой трактовке. Культуризм - это своеобразная программа лизни, гель которой - развитио всех имзщихся 1,жц п достижения при этом некого духовного ¿амоудоалетворения п успокоенности. Пропаганда модели 'человека мускулатуряого" посвящено множество кинолент, реклам, живописных и графических работ, эстрадных песен и шоу - так канонизируется конформная модель личности, поднимает на гребне волны моды человеческие устремления, далекие от сознательного критического осмысления общественно-политической ситуации. Главное в этой модели в идеологическом плане - это подмена политической активности всепоглицашей самодельной физической деятельностью. Таковы методы программирования восприятия реальности при помощи художественных средотв, эотетизирущих образно-идеологические структуры.

к.

Эстетическая шг$орг:ь1ЛГ1яг восщииацаеаая через теле /падео/ игран, оказывает своего рода унпкашазе шзшкас на рсцгшиепто, "Егдеоргвасщия'*, пропстгдгпя из. технагогачесЕоа уровне, резко рас-езршш зрительскую аудатс}\7а к noB.ieic.ia за собой на содараатляькзм уровне своего рода "БЦдеокультуршЗ'' б}и: ношй вид аппаратуры связан с вознишговсппем особого рода продукции.х 5Са]ю;;тернцы проявлением ЕидеоЗума стала круглосуточная nparpaisMa, названная МГВ (ыузш:альноо ТВ) и предназначенная для. колодези. Ее идеологическая роль и влияние полоесашы, программ, составленные из бесчислен-гшх. ¡рох-дзсятк^игнутнш: шдесюгшюа (мнкифнльиоп) - музыкальных номеров, дасг наглядное представление о В пцдеоклшах оказались окончательно стержи различил кзвду коьглертееккд и худохестьещщц началами, худсессгволшга выгодой к реальностью ел гни, проаша к будущгм, лкчностыз и гиддкеи, иакерпш искусством п стилизованной. еизнью.

Режиссер, днзаЯягр, хореограф и худояшас-носганокцик сделав все, чтобы объединить заснятый на планку цузшсалышК ног-юр с рекламным роликои, создали новую форму теледейегшя, по ¡люгих споил характеристикам огвечавдую определению £ашеьатогра$а, но наведшую некую малую сшггетпческуо jopjy своего суцествовашш.

Конструкция всех ввдеошшпов прпкзрно одинакова..Это пополнение солистом (или группой) концертного номера в традициях жанра, простое шш сложное повествонгимо (текст) , ввдеорлжстрацин, прсв-раяадцая музыкальнее видео в кшкфшлы различных егкетных типов

т- С 1978 по 1936 год число видеомагнитофонов в домах американцев увеличилось в 33 раз, превысив цифру 25 миллионов (383 доков). Изучение кокышкТурй и дашамшш спроса позволяют ученый сделать прогноз, что к 1990 году видеопродукцией будет охвачено ухе 66$ а К 1930 ГОДУ - G5S. CM-.Vi^o Study Predicts Sr-'tHcular Grov,th // yutu5e Survey.- 1986.- ApriljFubltohera Wes^ly.- 1906.- Bare 7.- P.6I.J Publisher's Weekly.- 1906.- ltarch,I7.- F.8

'в же. .рз ужас ив, гаш стер^кил босяков, комедий, вестерна, noir , септикенталышх мелодрам) или серии бессвязных образов^ своего рода метафор, сопровлздапчих музыкальное действо

При этом и самые свежие и нетрадпциоюшв формы художественной деятельности, духовного производств^ все равно оказываются подчинит ' господствующей лдеологяи. Программы МТЗ, так же как и подавляющее большинство передач этих программ, способствует "доставлению духа государства в хса-. ;ую хижину" (Марко). Канал НТВ - новейшая форма вос-питшпот и пропаганди способов ввдешш, сливания и существования з мире в соответствии с моделями поведения, предельно сконцентрированными в видеоклипах.

Наряду с позитивными моделями мы выделяем понятие художественно-детермшгароьлшгах контр - моделей. Для более успешного восприятия позитивных - с точки зрения определенного социального строя - структур разработали внсокосуггестпвние контр-модели деятельности, Oij вызывают резкий негативизм в дулах л углах по отношения к изображаемым событии;.!. Они создаются в искусстве с очевидной целью выа вать но контрасту чувство облегчетюсти, удовлетворения привычной жизнью, критическое восприятие которой таким образом смягчается. Изобразительные контрмодела смецаот аксиологические ориентиры и, подчеркивая сверхужасом сладость повседневности, восплтыза^г удовлетп-ренность суцествущпа порядком,

В повседневной практике государственного правлешш заметны целеустремленные попытки политического аппарата заранее программировать возможную реакцию на те .или иные политические таги, определять примерную направленность гашения и настроений масс американцев с помощью СКК,

Политически?,! концепциям придается Максимально облагороженный, высокопатрлотлчныЯ, гражданственный н "изяцный" облик с помел-ю худо-ьоственпо-эстетаческях грлемов. Ексяние стороны политического процес-

са тахке театрализуются и рлтуализуются в ходе выступлений, съездов, меяпарткйгаа дебатов, парадов и т.п. Поведение политических лидеров подчинено детальной режиссерской концепции, порой пршвшавдей ярко выраженный итеративный характер.

Традиции художествешой организации политической информации развитые еще античной мыслью, продолжали развиваться в эпоху Средневековья. IIa смену символике античного театра и зрелища пришли литургия и икона. Доведешшй до совершенства в течение последуэдих эпох аппарат культа н ритуала, то есть сочетание материального художественного образа-символа и театрализованного служебного действа, на фоне которого происходит восприятие артизировшшого политического действа (например, военпые парады, помазание на царствование, ре лигио; ные церемонии) являются источником и моделью для подражания сегодняшних политико-театральнцх процессов в политической культуре США. Особенно наглядно признаки этой средневековой модели проступают в художественных и организациошпх началах телевидения. На телеэкране трансформируются каноны византийской шшописи, создавая некое магическое, иррациональное пространство. Человоческий образ—символ на телевизионном экране, подобно иконе, притягивает зрителя,- последний как .бы погружается в глубин; экрашю-иконшшческого космоса. Это пространство, специально организованное и худиаественно.обработанное, вызывает ощущения, имовдие эстетическую природу, формируя при этом политическое сознацке; даот не только иллюзию высокого духовного перекивапая как акта эстетического, ко и навязывает, .iHynaei определенные мировоззренческие уста-11 о в к и.

Например, внесший глал модели политического поведения лидера ь освещении массмедиа строится на основе свода эстетических правил, воплощащихся в стиле его вербального (речевого) и невербального (неречевого) поведения (мимика, жесты, позы, манера держаться ).

Особутэ роль в процессе драматизации политики играет использование невербальной коммуникации.

Специфика восприятия политической информации по ТВ выражается в том, что зритель но столько анализирует содержите, смысл сказанного, сколько оказывается восприиччившл к эмоциональному полю, слоз-но би несомому политиком на экране. Телезритель но вшжаот в содержите политической программы, он оценивает не ее перспективность и значимость, а, преимущественно, эмоционально-зстетический комплекс ощущений. Примером такого использойшшя "политического симво-лизгла" могут послужить транслировавшиеся по радио и телевидению дебаты между Никсоном и Кеннеди. То, кто слушал их по радио,считали, что выиграл Никсон, те, кто смотрел по телевидению - Кешюди. Никсон бил в то. время очень худшл, грим был налокен плохо, но mi он сам, ни его "команда" не осознавали законов нового средства воздействия и огромной роли в нем эстетического фактора. Никсон бил воспитан на радио и потому телевидение воспринимал в радиокличе (впоследствии он специально пил-молоко, чтобы прибавить в весе и чтобы рубая-ка не болталась па его длинной ятлистой сее), Наклюэп, проанализировав их телеобразы, правомерно подчеркивал невольное совпадение ассоциаций большинства зрителей двух этих героев политического театра с персонажами вестерна, Никсон был похоя на непременного в боевике лису-адвоката, только и думающего о том, чтобы нажиться на жителях своего городка, а Кеннеди - на молояавого шерифа, готового разобла-

т

чить негодяя.

Обращаясь к художественному к'^'ку, политика использует атрибуты массовой культуры, понятные всей аудитории, способствуя формированию специфической американской п о л и Т'и ч:е с к о й массовой культуры, воспитывающей такие стороны иллюзорного '

х Die .ond Ed.S: Batos St. The Spot. --The Rine cf Political Advertising oh Television. Cambridge,Мази.- 1984.- Г. III

:сознания, . оторие ведут к аполопш и прославления статус кво,

В современной американской политической реальности существует целая дочерняя отрасль мэкедае^нта, зашкапцегося постановкой грандиозных политических спектаклей.

КовоСине подвида С1Ш, такие как музыкг_ьт,^ видеокшю-н, ^з оставлены политически мл ыенедаераш без внимания, что свидетельствует о поноках пошх подходов к избирателям. Молодежь как основная аудитория ЫТВ - главная ышаень этой необычной синтетической формы музыкально-политической массовой культуры, Так, некто Ь'альколш Уоллоп, кандидат-республиканец в сепат США, усилпяьи своей команда: практически- слился с персонажем рекламного ролика о сигаретах "Марлборо" -Сурового, простого человека с честны.! взглядом, воплощением мужества, Видеоклип, снятый о кандидате, можно разделить па два плана: визуальный - ковбой, сигаретный дымок, белая -тляпа, Уоллоп - верхом, призыв - "Уоллопа - в сенат США", звуковой - музыка в стило "кантри-

X

вестерн" .... Отделите лаконичные фразы, расхваливающие кандидата, перэмехсаются музыкой, музыкальная звуковая фонограглма явно выходит на первый план по сравнении с текстом, упор делается па эмоциональное восприятие. Сочетшше ыузыкальпых перед-ч с патетической драматизированной рекламой оказывается весьма эффективным пропаганда гК£м средотвом.

Политическая пропагшща все больше приобре.азх характер ритуала, ,?тот процесс, в едином потоке увлекающий за собой все общественные слои, перемешивает и совмещает идеальные устремления народных масс, ■продвыбор .нне обещания политиков, надежды и юшозкп страна в целом,

■даот богатый материал для объективного анализа состояния социума. * •

3 D'-uacnd Ed, С..Eaton St, The Spot.The Rise of ... P. 222 - 229.

Формальная сторона политического направления с помощью художественных приемов выдается за содержание, артизировштая фигура лидера по сути своей лишь оболочка, Идеологическая.скорлупа, подменяет собой содержагаш политических программ партий, . .

Наше времягожет быть в каком то смысле названо и эпохой средств массовой коммуникации. Все возрастающая потребность человечества в информации резко толкает вперед технический прогресс.Элоктроникэ. поставлена па- службу пропаганды — жаоткой- и мягкой,открытой и запаскяро- , вашей,в которой' воз бояиэа значзняз приобретает элемент эстатнчвского. Целесообразно выделить .наиболаа- ваишз..посладотвия.этой тзндагаш.

1. В соврекеных США укрепилось унгосачыюе триединство электронных СМК, пропаганды и приемов их эстетической обработки. Худогнпш стал играть для идеолога роль своего роди медиума, вещуна, пропускающего через себя политический полуфабрикат и выдающего готовую высокоэффективную продукцию в приачекательпейвей упаковке. Искусство осу-цествляет "обкатку" идеологический конструкций, становится неким субстратом, с которым, оказывается, может соединиться абсолютно все.

2. Таким образом, вот уже в который раз на протяжении мировой истории, достшеши человеческой технической мисли и художественного гатя используются в чисто прагматических;, и нередко антигумашшх целях. При этом старый, как мир, прием артнзации обретает на очередном витке технического прогресса новое бытие и становится одним из основных методов, применяемых при формировании идеала и мировоззренческих установок.

3. Порожденное С!Ж аудиовизу мше образы как бы замыкают индивида в электрошшй контур. Взаимоналояение психического и информационного измерений породило информационно-психологическую среду. Эта среда представляет собой совокупность художественно-обработанных об-разн '-знаковых систем, входящих в язык пропаганды. Американская пропаганда использует артизированнуто политическую информацию и художест-

вешше образы как наиболее результативный способ бляшшл на аудиторию.

4. Особого типа установки, сформированные в сознании адюрикь^-цев под воздействием массовой художественной продукции, обеспеаи-вают состояние психической готовности, предрасположенности индивида к действии определешшы образом. Эта установка основана на эстетичес ком опосредовании действительности, в большой степени окрашенном , эмоционально. Так возникает художественно-детерминированная модель етзни, некий проект, алгоритм поведения, жизнообразуюдий.структуриру-ыций эстетический принцип.

5. Специфическим образчиком использовшшя остетической иь^ор- , мацни в политичоеккх целях (.лазываихся модели поведения, разрабатываемые для американских партийных лидеров. Свои выступления по каналам СЬК они подчиняют особому своду эотетических правил, реко- . мендаций по своего рода "эстетическому ииадкиронашщ". Такой художественно-эмоциональный камуфляж позволяет артлзировать чисто формальные стороны политических концепций.

Однако, наши выводи бшш би односторонними, если би ш остановились только лишь на негативных аспектах той-роли, который оле-мешостетического, артизированного играет в массовых коммуникационных процессов Соединенных Штатов. . Артлзация как правдсс и приам пригодны . на юолько дня пропаганды и декорирования корыстных интересов онределешшго класса в борьбе за политическое господство. Артизация, эстетизация политики (принявшие,по нашему мнении, глобальный характер).взятые саш по себе, есть определенное завоевание человеческой культуры, качественный скачов в развитии художественного вооб!до. Развиваясь в политическом русле ертизациошшй процесс вирвалог из его достаточно узких берегов. Традиционно рассматриваемое влияние политики на искусство не дает

исчерпывающей картшш взаимосвязи и ; заимопоншлания этих форм об-пественного сознания. Па вызывает сомнаяня и объективно существующий обратный процесс.. Эта своато рода обратная связь, то есть влияние искусства и-ч политику, даат новые формы освоения идеологической -изни и постепенно распространяется я на другие области чсло-эзчеокогп бытия.

Критический анализ использования ПК в определенных идеологических целях по исключает наличия в ортизациошшх тенденциях значительного позитивного потенциала, приносящего достижения мировой культуре, вволя все больше элементов эстетичаакого в расширяющийся круг человеческого общения. Политика чорпает новаторские формы самовыражения у современного искусства, искусство, в свою очередь, находит в своих исканиях какие-то новые формы экспрессии.

Кардинальное различие задач СМК в рамках, американского и советского общества нот нужды доказывать специально. Но определенные технические и культурно-практические приемы,используемые в идеологической у.нэня я мг/муиикзциошюй практике- США, несомненно могут найти поимвн?«яз ч гультурнсй практике. Комплексное изучение

проблем и пврсмктиЛ Ш Ж1ДУКЯХ капиталистических государств совместно с пробам-.;« ат<!ч<} яттш'Л ~ доли о быть положено в основу мрччх прогнозен я еярляяяпяИ р*««1И!!ИКЙ! зкоаошпеского и культурном харяктерч.

х . х

X

Основные ьолояшия диссертации отражены в следующих пуйпикп-

циях:

1. Апология разрушения и жестокости и средства массовой коммуникации // Искусство. - 1981. - № II, - С.40,— 41, 0,5 а.л.

2. В мира зловещих фантазий // Искусство. - 1985, - №10. -С.45 - 48. 0,5 а.л.

Кроме того представлены к печати г

Новые виды искусства в система массовых коммуникаций США. Принято для печати в сборнике трудов молодых ученых ГИТИСа. - 0,75 а.л, Театр политического доягаля. Принято для печати в журнала "Театр" -0,75 а.л.

Художеотвенно-социологичвская утопия М. Маклюзна. Принято для начата в сборнике трудов аспирантов ЕИ'ГИСа.. - 1,3 а.л.