автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.10
диссертация на тему:
Гассан Канафани - выдающийся публицист Арабского Востока

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Хамдан Субхи Мустафа
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.10
Автореферат по истории на тему 'Гассан Канафани - выдающийся публицист Арабского Востока'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гассан Канафани - выдающийся публицист Арабского Востока"

БКЯОРУССКИИ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДЛРСТВЕШШЙ УНИВЕРСИТЕТ

Но правах рукопи«

ХАЦДАН СУБХИ МУСТАФА

ГЛССАН КАНАФАНИ -- ВЫДАЮЩИЙСЯ ПУБЛИЦИСТ АРАБСКОГО ВОСТОКА

Специальность - 07.00.10 — история науки и техники -- история журналистики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических, наук

МИНСК - 1994

Работа выполнена на кафедре зарубежной журшшютшсн н штературн Белорусского государственного университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор Г. В. .Кулацкий Официальнне оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Кошелев B.C.,

кандидат исторических наук,

доцент Мельников Э.Р.

Ведущая организация - кафедра русской и зарубежной литературы Белорусского государственного педагогического университета,

на заседании специализированного совета К.056.03.18 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Белорусском государственном университете.

Адрес: 220080, Минск - 80, проспект Франциска Скотин, 4, БГУ, главный корпус, к.206.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат?

Защита состоится

Автореферат разослан

филологаческих наук, доце»^ ' ;' ' ^ '

В.ВОРОВЫ'.Н

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Гассан Канафани

талант яркий и многогранный. Его литературногхудожественная

и публицистическая деятельность, возникла в период

проявления наиболее агрессивного курса правительственных

кругов Израиля - оккупации Палестины, аннексии земель таких

соседит е- ней государств, как Сирии, Хошимитского

Королевства Иордании, Египта и Ливана, драматизма поражений

арабского народа и его мужественного сопротивления

международному сионизму и реакции. Творчество Гассана

Канафани прошло стадии зарождения, эволюции и становления

под влиянием героического сопротивления палестинцев

политическим, экономическим, социальным, военным, культурным

и другим авантюрам Тель-Авива.

Исследование публицистического наследия Гассана

Канафани сегодня нельзя переоценить. Его статьи, репортажи и

другие произведения оставляют впечатления- чрезвычайной

важности и актуальности в первую очередь благодаря тому, что

"они и сегодня на вооружении боевых отрядов"1, "не утратили

и никогда не утратят своего значения в освобождении . от

оккупантов Родины"3, благодаря своей объективности,

злободневности проблематики и колоритному языку, • чему

особенно следует поучиться нам, арабским журналистам.

Гассан Канафани был нв только одним из самых великих

палестинских писателей, но и журналистов. Арабского Востока,

именно благодаря ему большинство политических деятелей, а

1 Фаластын Ас-Саура, N 25, 1989, с.17,/на араб. яз./.

2 Там же.

также представителей средств массовой информации за рубежом поняли сущность палестинской проблемы, стали на стороне изгнанников.

Тот, кто внимательно следил за творчествам Гассана Канафани, легко мог увидеть связь между его произведениями и социально-историческим развитием палестинской проблемы, событий от поражения до начала революции. Он был талантливым психологом, вто, о одной стороны, связано с его глубоким национальным чувством, а с другой, - с политическим и

культурным сознанием, которые он всегда пытался обогатить.

Дружба народов СНГ и арабов помогает палестинцам в их

борьбе против реакционных сил. Однако одних симпатий для этой борьбы недостаточно также, как и до прихода в журналистику Гассана Канафани, в произведениях писателей палестинского Сопротивления было недостаточно одного противостояния международной сионистской культуре. В этом значении появление в литературе р публицистике таких писателей, как Гассан Канафани, "творчество которого стоит целой армии по своей мощи и разрушительности, по свое! страстности и ненависти, по своей актуальности 1 продолжительности непосредственного воздействия"1. ] сожалению, литературно-художественное и публицистическое "горение" писателя оборвалось в самом расцвете. Власт Израиля всегда стремились и стремятся в настоящее врем уничтожить людей, которые своим "пером и кровью" стараютс рассказать мировому сообществу правду о Палестине разоблачают авантюристическую политику правящих круге

1 Аль-Ахрам, 12 июля 1972,/на араб.яз./.

Тель-Авива.

Актуальность данной диссертационной работы заключается также и в том, что она полностью согласуется с "Политической программой Организации Освобождения Палестины" единственного законного представителя палестинского народа, - которая направлена на активизацию сопротивления нашего движения ркономическим, социально-политическим и другим проискам международного сионизма. Составной, неотъемлемой частью этой борьбы является литературно-художественная и публицистическая деятельность, писателей, на что в "Политической программе Организации Освобождения Палестины"

обращается особое внимание.

Состояние и степень разработки темы.'Публицистическая и литературно-художественная деятельность Гассана Канефани,

как, кстати, и многих других талантливых мастеров слова

Палестины, не стала предметом углубленного научного изучения

литературоведов, историков, философов, политологов,

представителей других гуманитарных наук. Прискорбно, что

втот вывод стал едва ли стандартным, "излюбленным

стереотипом", который в самой разной интерпретации

повторяется почти в каждой брошюре или статье, где делается

попытка показать или раскрыть круг проблем творчества того

или иного поэта, прозаика етой многострадальной страны1.

I

1 АОдель Вахаб Кайяли. История современной Палестины. Бейрут, 1981,/на араб, яз/; Варук Вади. Три . знака в палестинском романе. Бейрут, 1981, /на араб, яз/; Рудва Ашур. Путь к другой палатке. Бейрут, 1977,/на араб, яз/; Салех Абу-Изба. Палестина в арабском романе. Бейрут, 1975,/на араб. яз/; Ибрагим Абу-Лаэд. Евреизация Палестины. Бейрут, 1972, /на араб. яз/.

.аееан Канафани в стой связи не исключение.

Кроме поверхности, вскизности и, наконец, отсутствия литературоведческой глубины аналитической интерпретации художественного процесса, в етих небольших брошюрах, статьях, откликах, воспоминаниях, а также вводных комментариях к вышедшим 4-м томам произведений Гассана Канафани1, встречается немало весьма запутанных, противоречивых суждений и категорических утверзкдений, которые, на наш взгляд, не соответствуют реальности. К большому сожалению, в некоторых весьма влиятельных литературоведческих, исторических и других источниках Гассан Канафани не считается даже палестинским

писателем-публицистом. Прискорбно, например, что авторский коллектив Большой Советской Энциклопедии считает Гассана Канафани ливанским писателем. Как говорят, черным но белому в БСЭ написано в главе XIII, повествующей о ливанской литературе, буквально следующее: "В 60-х гг. в ливанскую литературу пришли Мухаммед Айтани, Гассан Канафани, Эдуар/ Буотани и др., проза к-рых обращена к социальным и полит, проблемам совр. ливан. действительности, в т.ч. к проблема» борьбы против империализма, израильской агрессии"2.

1 Абас и др. Г.Канафани - литератор,мыслитель, человек

Бейрут, 1975,/на араб, яз./; С.Сомми. Гассан Канафани

палестинская литература и журналистика. "Арабы и мирово мышление", 111, 1988, /на араб. яз./; Иосиф йддрис

Незабыьземые встречи с Гассаном. "Наша Палестина", 22 июл 1992, /на араб, яз./; Монех Аль-Солх. Профессионала Гассана Канафани. "Наша Палестина", 22 имя 1992, /на арас яз./; Мартдает Монтанот. С Гассана Канафани начинаете арабская литература сопротивления. "Аль-Хаддаф", N 54£ 1981, /на араб, яз./; и др.

2 БСЭ.М.,1973, т.14, с.1230 - 1231.

К сожалению, приходится констатировать и то, что в названных нами работах публицистическая деятельность Гяссана Канафани только лишь упоминается, подчеркивается ее значимость в борьбе палестинского народа за национальное и социальное освобождение. Этот упрек можно сделать и коллективу авторов, которые издали единственную в своем роде брошюру о Тассане Канафани под названием "Г.Канафани -литератор, мыслитель, человек". В отличающемся своей фундаментальностью издании, рассказывающем о встречах, беседах и идейно-художественном достоинстве некоторых романов писателя, авторы лишь вскользь упомянули и о его "прекрасной, многогранной и весьма аффективной в воздействии на >.сознание миллионов палестинцев публицистике",

"журналистской работе в газетах и журналах", "о тысячах его статей, репортажей, корреспонденция, написанных кровью сына своего народа"1. К сожалению, о содержании публицистики Гассана Канафани, ее значение в творчестве писателя, месте и роли в палестинской журналистике в целом - ни слова.

Научная новизна диссертации. Впервые за всю историю существования палестинской художественной литературы ' и публицистики только в настоящей работе в научном плане осмысливается важная и весьма значительная часть литературюй деятельности писателя - его статьи, репортажи, корреспонденции, письма и многие другие', произведения. Публицистика Гассана Канафани впервые избрана объектом

1 Абас и др. Г.Канафани - литератор, мыслитель, человек, с.15, 22, 2?, 31 и др.

самостоятельного изучения. В связи с тем, что исследование по данной проблеме впервые производится в палестинском литературоведении, то новизну данной диссертации придают также методология аналитической интерпретации фактов, материалов, документов и непосредственно обширный эмпирический фон, впервые вводимый в научный оборот как в Палестине, так и в Арабском Востоке. По-новому и, по существу, впервые предпринята попытка охватить весь диапазон публицистической деятельности Гассана Канафани, ее функционирования в современных социально-исторических процессах, происходящих на Ближнем Востоке в целом и Палестане в частности.

Научная новизна данной диссертационной работы заключается и в том, что это первое исследование публицистики выдающегося писателя как мощного средства эффективного воздействия на миллионы людей. Иначе говоря, воспитания в них необходимости продолжения борьбы дс победного конца - образования цельного, неделимого, самостоятельного и независимого государства на ближнеи Востоке - Палестины. Невиданный подъем национальн< освободительного движения на оккупированных территориях размах Интифады, значимость страстного слова в этой борьбе впервые проводимое нами исследование журналистского наследи Гассана Канафани, несомненно, откроет дорогу ученым, которы напишут монографии и диссертации о друга писателях-публицистах.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды ученых СНГ, в которых многограш

публицистической палитры Гассана Каняфвни, причини ее эффективности на массовое сознание, страстности в мобилизации палестинского народа на сопротивление агрессору и разоблачении экономических, социально-политических., военных, культурных и других акций врагов палестинской революции;

4. Исследовать типологические черты публицистического наследия Гассана Каиафани, ее связь с трагической жизненной реальностью, драматической судьбой палестинского народа, вынужденного находиться в оккупации или изгнании;

5. Показать • многогранную деятелыюста писателя-публициста во время его работы главным редакторох журнала "Аль-Хадаф", особенно мастерство по написант передовых статей, репортажей, других произведений;

6. Осмыслить идейно-тематическое содержат?! публицистического наследия Гассана Канафани, обратив пр' "том особое внимание на определение ег социально-политической роли и места в истории развита национальной общественной мысли и борьбе палестинског народа за независимость.

Научно-практическое значение исследования заключается том, что его положения, выводы и эмпирический материал мог.\ быть использованы для дальнейшего изучения истории, теории практики палестинской журналистики, публицистики вообще писательской в отдельности, при создании учебных пособий методических указаний по* изучению студентами среде1 массовой информации, для подготовки и чтения курсо спецкурсов, проведения спецсеминаров на факультет

собрано и будет передано Фаруку Гондуру, значительно облегчит работу его друзей и соратников по наполнению 7-го тома полного собрания сочинений Гассана Канафани.

Цели и задачи исследования. В качестве важнейшей ставится цель научно-теоретического осмысления богатого и разнообразного публицистического наследия Гассана Канафани с 1956 по 1972 гг. как весьма существенного фактора его вклада ц общенациональную борьбу палестинского народа, направленную на изгнание израильских искупантов с арабских территорий. Такой выбор цели определяется прежде вейго необходимостью научно-теоретического осмысления сложных проблем повышения эффективности воздействия публицистического слова и средств дассоьой информации в целом на сознание человека, [нормирования в нем патриотизма, героизма и других высоких юральных и нравственных качеств, определяющие 'стремЛенность всего палестинского народа • - изгнать [зраильских оккупантов из пределов родной земли. Исходя .из тих целей, в диссертационной работе решаются следующие аучно-практичеокие задачи:

1. Изучить историко-социальные причины становления и азвития мировоззрения Гассана Канафани, выявить основные гапы и тенденции роста его самосознания в социальной связи

особенностями борьбы палестинского • народа за свою ззаьисимостъ и национальное достоинство;

2. Детально исследовать специфические особенности и зрактерные черты первых публицистических произведений юателя;

3.На кошеретных примерах раскрыть многообразие

палестинцев расстреливали, сгоняли в концентрационные лагеря смерти, осуадали на пожизненную каторгу, в лучшем случае - в тюрьму или навечное изгнание из пределов страны. В диссертации показано, что все вти и многие другае драматические события происходили на глазах Гассана Канафани, оставляя в его сердце, сознании никогда не затихамцую боль, а также жажду мести за поруганное и растоптанное сионистами национальное достоинство родного народа.

В главе подчеркивается, что новый етап в жизни Гассана Канафани начался после 1948 года, когда его город Акка, где он родился и вырос, учился в школе, по решению Генеральной Ассамблеи ООН был включен в состав .территории Израиля. Израильские солдаты ворвались в дом, где кил Гасеак Канафани. Небогатое имущество вместе с ним было выброшено не улицу. Мальчику было приказано немедленно покинут* Палестину. Полуголодный днем и ночью он вместе с такими ж( изгнанниками пешком прошел сотни километров, пока н положении беженца не оказался вначале в Сайде (Ливан), потом - в Сирии, Кувейте... Покидая Палестину, он навсегда душе сохранил память о ней, о ее цветущих оливковых рощах обездоленном, но гордом и мужественном народе. Отсиле сирийской писательнице Гайде Аль-Саман еще пахнувд: типографской краской гомик своего очередного романа "То, 41 вам осталось", Гаесан Канафани писал: "В этом романе трагедия моей души, трагедия моей тоски по Родине пос. того, как сионисты вышвырнули меня из родного дома, м< пробуждение от растерянности, безысходности и попытки • уй

Канафани на два отдельных государства - арабское -и еврейское.Палестинский народ не мог мириться с таким положением и взялся за оружие. Гассану Канафани приходилось много думать, размышлять о животрепещущих проблемах , жизни человека на аемле, сущности и назначении етой жизни, взаимоотношения между людьми разных национальностей, культур, богатых и бедных, сильных и слабых, наглых в достижении своих целей израильтян и униженных властью оккупантов тысяч палестинцев. В "Письме к "другу"", который просил будущего писателя-публициста навсегда оставить "поле боя", прекратить бессмысленное сопротивление сильному и коварному врагу, который никогда не уйдет с захваченных территорий, а создание палестинского государства "несбыточный миф", Гассан Канафани писал: "Я немедленно дал ему ответ на капитулянтский взгляд, котрый я чувствовал в каждой строке. Ты призываешь меня отступить, сложить оружие, смириться? Нет ничего страшнее отступления. Поверь мне, Фадль, что отступление от своей совести и клятвы продолжать борьбу намного труднее смерти. Мне суждено не отступать ни на шаг!"1 Тщательный анализ фактов показал, что Гассан Канафани не мог отступать или вовсе бросить бороться против израильских "оккупантов, если повсеместно в поверженной Палестине они чинили настоящий разбой, неслыханные зверства по отношению к коренному населению. За малейшее массовое организованное сопротивление или протест по поводу того или иного "антизаконшэго действия" солдатни сионистов

1 Алъ-Хадаф, N 546, 1981, с.18, /на араб.яз/.

соотечественников на Родину. Публицистическое наследи! Гаееана Канафани как раннего, так и более позднего периодов приводит автора к мысли о том, что оно неотделимо от истори Палестины, образует мевду собой единство в "противоречии", одной стороны, он глубоко и всесторонне отражает вт историю, с другой, - он хочет всячески повлиять на е социально-политическое развитие потому, что вто развита протекает не так, как етого хотелось бы Гаесану Канафани его Родина потеряла свободу, оккупирована, на ш хозяйничает жестокий враг, арабские реакционные режш смыкаются с етим врагом, предают интересы соотечественнико: международный сионизм одерживает на ближнем Востоке побе за победой- Таким образом, в своих публицистическ произведениях писатель углубляется в палестинскую истор для того, чтобы возродить ее в лучшие чертах и устремлен« на основе справедливого реишшя палестинской проб л с прогрессивным человечеством. В таком диалектиче« единстве истории современности и 'перспектив будуще: осмысленных в публицистических произведениях Гасс; Канафани , чувствуется здоровий оптимизм, необходим популяризации героических традиций прошлого и жив творческой при ем с ?в енн о ети втих традиций как художественной литературе, так и в статьях, репортаж корреспонденциях и других газетных и журнальных материал "Сцепляя воедино" публицистический процесс и . ело» жизненные явления, автор достигает, как показы! исследование весьма эффективного воздействия на еозш миллионов людей различных социальных категорий, политиче<

реальностью сами жизненные события - сложный, тернистый мир исканий арабским народом Палестины, да и самим автором, зчастья на чужбине, голод и нищета в лагерях беженцев, злодеяния оккупантов на родной земле, - все вто и многое т.ругое настолько целенаправлено соединено писателем в единую щейную цепь, что представить одно какое-либо звено втой ;епи без другого практически не представляется возможным, 'иоллизии публицистических произведений и их создатель вязаны друг с другом, как связан с ■ окружающим миром бщественный деятель, который стремился оказать на него и иллионы людей острое социально-психологическое воздействие, оворя иными словами, тексты опубликованных статей, епортажей и других газетных и журнальных материалов Гассана анофани "живут своей жизнью", они воспроизводят рематическую реальность.арабского мира (поражение в войнах 348 и 1967 гг., оккупацию Израилем Синая, Галанских высот, шадного берега реки Иордан, Иерусалима и т.д.) для того, гобы навсегда уничтожить ее, вернуть поруганным народам !сть, достоинство, национальную гордость, уверенность в >бе, искоренить пораженческий дух и затем вновь вернуться к ¡алъности, но только уже другой - свободной, независимой лестине, поверженному Израилю и международному сионизму.

В главе также показало, что в многочисленных бликашях, а также публичных выступлениях Гассана нафаш о неизлечимых бедах палестинцев и общей судьбе абеких народов, где правят реакционные режимы, как набат учит зов к пролетарской, национально-освободительной волюции, к преодолению страданий, к возвращению

партий и организаций, классов и прослоек, мобилизуя их на укрепление единства в борьбе за независимость Родины.

В третьей главе "Редакторское и публицистическое творчество Гассана Канафани в период 1967-1972 гг." автор диссертационного •исследования показывает многогранное творчество писателя в газетах и вдналах как явление, рожденное тяжелой жизнью палестинского народа в буквальном смысле этого слова, сложным поиском изменения втой жизни к чучшему. Можно даже оказать, что Гассан Канафани создавал ;вои литературно-художественные полотна и писал статьи, юпортажи, корреспонденции, другие материалы для того, чтобы юказать влияние революционной борьбы на изменение жружаотцего палестинцев бытия. Так его произведения, не ■еряя художественных достоинств, становились активным шктором втой революционной борьбы. Более того, публицистика исвтеля являлась своеобразным инструментом, с помощью оторого миллионы людей добивались конкретных результатов, -ни находили свое место в жизни, становились бойцами опротивления, партизанских отрядов Народного Фронта свобовдения Палестины, жертвовали собой ради счастья других воих соотечественников. И это достигалось потому, что роизведешя " Гассана Канафани - это зеркало, летопись, тражаюцие словом правды действительность, подчеркивающие ее этиворочиный характер с тем, чтобы скорее устранить все раматичеокоо и не свойственное палестинскому народу. Это эже двойное зеркало, где можно в одинаковой степени увидеть реальную жизнь, и то, какой она должна быть н,а самом деле ая палестинца, за какую борется народ. Это и зеркало, в

котором отражается исследование Гассаном Канафани рост) самосознания борющегося народа, сложного процесса, как он< крепнет в победах и поражениях.

Анализ статей, репортажей, корреспонденции комментариев писателя показывает также, что он как б следует по пятам за национальным сознанием, за ег иллюзиями, заблуждениями, достижениями, его зарождением становлением и расцветом после начала боевых действий Ливаном и руководства им Народным Фронтом Освобожден! Палестины и Организации Освобождения Палестины .

Как показывает конкретный анализ публицистически, наследия Гаесана Кацафани, в ней глубоко и всестороа осмыслено время блужданий и поисков палестинцев, индивидуальный протест, полный иллюзий и неопределенно будущего. Иногда человек в поисках немедленного выхода создавшегося положения находится как бы в заколдована круге драматических ситуаций, своих личных переживаю Мираж несбыточных надежд овладевает его сознанием, ибо он знает, что- бегство от самого себя имеет свои кесто] правила игры. Этот сложный процесс, 'как показыв, конкретные факты анализа публицистического наследия Гасс Канафани, приводят палестинцев к двойной утрате - Родины индивидуальности. Они как бы "вручают свои судь правителям тех государств, где ' вынуждены скитаться изгнании, забывают, что являются палестинцами, единственный'" их путь возвращения на Родину не ли1 страдания и бесконечные ожидания лучшего времени, коллективная борьба с хитрым и коварным врагом.

гоеледующих статьях конфликт между сознанием палестинцев -и грагической действительностью обостряется и обостряется и, в ?онце концов, приводит к пробуждению самосознания о том, что а,яльше так кить просто нельзя, нельзя больше стоять на коленях унижения.1 В втой связи в диссертации особо подчеркивается, что Гаосяну Канафэш удалось заметать вту (обеду самосознания палестинцев, победу, которая навсегда аеречеркнулэ пораженческие настроения, неуверенность в свои :илн и сшш соотечественников и вселила великий смысл «весового участия в Сопротивлении. Но принадлежность к этому Сопротивлению еще не означает, что победа близка и геизбежна. Для этого необходимо осуществить, как вытекает из ■онкретного анализа публицистического наследия писателя, ¡тановление личности палестинца-революционера, которому было и под силу провести глубокие социально-полиигееские кочомические. культурные и другие изменения в обществе, тсбо он после наступления победы не превратился в игрушку овей уготованной ему заранее судьбы.

Призыв к возрождению, причем , революционному эзроящению, личности палестинца, необходимости идейного иста его сямосозняния и представления о том, что такое зловочебкяя и национальная гордость, пронизывает многие ¡гбликации Гассяна Канафани в газетах и журналах. Да, делает гоод писатель в своем публицистическом наследии последнего >емени. рост сознания палестинца пока не соответствует ггорической действительности, которая его вызвала. Да, княжич и действительность- еще до определеного момента оделены, но пта преграда преодолима, если прошлое нягаи

соотечественники глубоко осознают с позиций настоящего и грядущего будущего.

В заключении подводятся итоги и выводи исследования. Автор подчеркивает в частности, что Гаосан Канафани -свидетель трагической истории своего народа и великий мученик 8той истории, ее жертва. В то же время, ет< страстный, неутомимый борец, обладающий подлинно! человечностью в своей устремленности защищать интерес своего народа - мученика и изгнанника; борец, ксгоры воплотил все лучшее, что было у него, в свою судьбу ка журналиста, как мастера пре красных литературнс;

художественных полотен, уже воспитавших и продол*:яюед; воспитывать сотни партизан Сопротивления.. И нет ничего боле прекрасного, когда воплощенный в статьях, репортажам рассказах, повестях и романах жизненный путь Гаесь Канафани будет всегда указывать правильную дорог героической борьбы против международного сионизма и реакц миллионов моих соотечественников.

Подписано к печати /4. OZ 1993 г. 4>ормат 60/34 1/16 Объем 1.0 п.л. Заказ^-^.Гираж 100 вкз. Бесплатно. Отпечатано на ротапринте BIT. 220080, Минск, Бобруйская, 7.