автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Газели Абдулхайя Муджахарфи и их художественные особенности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Газели Абдулхайя Муджахарфи и их художественные особенности"
00460770£
На правах рукописи
НАЗРУЛЛОХИ МУХАММАДЮСУФ
ГАЗЕЛИ АБДУЛХАЙЯ МУДЖАХАРФИ И ИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Специальность:10.()1.03. - Литература народов стран зарубежья (таджикская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
дисертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Душанбе - 2010
2 6 АВГ 2010
004607708
УДК-891.550.092
Работа выполнена в Отделе текстологии, исследования и издания письменного наследия Института востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан
Научный руководитель: - кандидат филологических наук
Мухаммадиев Али
Официальные оппоненты: - член-корреспондент АН РТ,
доктор филологических наук Назриев Джурабек;
- кандидат филологических наук Одинаев Нурмахмад Сафарович
Ведущая организация: - Таджикский национальный
университет
Защита состоится «¿^У» 2010г. в часов на
заседании диссертационного совета Д 047.004.01 по защите
докторских диссертаций при Институте языка и литератуы им.
Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (734025, г.Душанбе, пр.Рудаки, 21).
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке имени Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан (734025, г.Душанбе, пр.Рудаки, 33).
Автореферат разослан ''¿¿¿п) ^к2010 г.
Учёный секретарь диссертационного совета
Касимов О.Х.
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Несмотря на сложность общественно-политической обстановки в конце XIX и первой половине XX века, в Восточной Бухаре жили немало высокообразованных, здравомыслящих и дальновидных людей, которые посвятили свою жизнь сохранению значительной части научного и культурного наследия таджикского народа, и своим творчеством приумножили и обогатили её еще больше. Однако полное исследование их творчества, которое не укладывалось, в рамках правящей идеологии не представлялось возможным. Следует отметить, что это творчество не имело в целом антигосударственной направленности, но и не выступало защитником новой власти и проводником её чуждых идей среди народа. Поэтому творчество целого ряда замечательных деятелей литературы и культуры таджикского народа конца XIX и начала XX вв. оставалось неизученным, хотя в литературном плане оно представляло большую художественную ценность. Можно без преувеличения утверждать, что литературные произведения этого периода, как прозаические, так и поэтические, составляют целый пласт культуры, остававшийся неизученным долгое время. Между тем исследование этого культурного пласта даст возможность представить картину литературной жизни Таджикистана в первой половине XX века, являющейся ни революционной, ни советской, и потому полностью не вошедшей в историю таджикской советской литературы. Изучение этого литературного пласта позволит составить четкое представление о том, нашли ли в нем свое отражение лучшие традиции персидско-таджикской классической поэзии, или же в новых социально-исторических условиях её содержание, темы, мотивы, идеи, цели, образы и прочее претерпели серьезное изменение.
Отдельные таджикские литературоведы советского периода, основываясь на доступных рукописях произведений писателей и поэтов, выборочно публиковали их работы, в которых излагали страницы их биографии и охарактеризовали их творчество. Только в годы независимости появилась возможность изучения жизни и творчества таджикских литераторов, чьи судьбы сложились трагически, а их произведения либо были утеряны, либо были уничтожены. Таких литераторов было немало. Одним из них был
поэт Абдулхай Муджахарфи, перу которого принадлежали поэтические сочинения разного жанра, но особое место н его творчестве занимал жанр газели, художественные особенности которого рассматриваются в настоящей диссертации. Но, при этом, следует отметить, что до настоящего времени жизни и творчеству Абдулхайя Муджахарфи не было посвящено ни одного серьезного исследования, не говоря уже о его газелях, в которых нашли отражение его лирические, религиозные, социальные, мистические и прочие воззрения.
Для правильного понимания и толкования поэтических творений Абдулхайя Муджахарфи необходимо глубоко вникнуть в суть суфийских и мистических учений, религиозных течений предшествующих эпох, учитывать характер творчества видных персидско-таджикских поэтов-мистиков средневековья, которые оказывали огромное влияние на Муджахарфи.
Изучение жизни, творчества и литературно-художественных особенностей его произведений, в частности газелей, позволит нам более чётко определить место поэта в истории таджикской литературы первой половины XX века.
Степень разработанности проблемы. Многие историки, географы, литературоведы, языковеды, этнографы и ученые других областей науки, изучившие Восточную Бухару, включая и район Каратегина, уроженцем которого являлся Абдулхай Муджахарфи, наряду,с общей характеристикой региона, иногда вскользь отмечали и наличие литературной жизни, не выделяя кого-либо из поэтов, ученых и писателей этого края. Отрывочные сведения о литературной жизни Восточной Бухары можно встретить з соответствующих трудах русских ученых Г.А. Арандаренко (Труды. Том-29. История, археология, этнография, язык и литература. Изд.ТФ АН СССР. -Сталинабад, 1951. - С.24.), Н.А.Кисляков . (Таджики Каратегина и Дарваза. - Душанбе, Дониш: - 1966, -377с.), В.Ф. Ошанина, И.. Минаева (Сведения о странах по .верховьям Аму-Дарьи. - СПбю, 1879. - 275с.), М.С. Андреева, Л.В. .- Успенской, И.С. Брагинского (К изучению таджикской литературы. ■ -.•Сталинабад, 1956, -,4]8с., Персидская литература, - М., 1963. -213с.), Е.Э. Бертельс (Суфизм и суфийская литература. - М.; Наука, 1965. - 524с.,. Церсидская литература в Средней Азии. // Советское востоковедение. Т. 5. - М., Л., 1948. - 228с.), А.Н. Болдырева
(Тазкпра Хасана Нисори как новый источник для изучения культурной жизни Средней Азии. ТОВЭ.Т.З. -С.291-300., Еще раз к вопросу о Ходжа Ахраре. // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем Востоке в период феодализма. - М., 1985. - С.47-53), Ян Ринка (История персидской и таджикской литературы. Перев. с чеш. - М.: Наука, 1()7(). - 440с.) и некоторых других.
Что же касается собственно литературной жизни Мавераннахра или Восточной Бухары конца XIX века, то она в значительной степени освещена в работах известных таджикских ученых-литературоведов: С.Айнн, А.Мирзоева, Р.Х. Ходизаде, Т.Негматзаде, С.Амиркулова, У.Каримова, С.Сиддикова, Х.Мирзозаде, Н.Маъсуми, Т.Мардони, А.М.Хуросони, узбекских ученых А.Каюмова, Э.Шодиева, Р.Арзибекова и некоторых других.
В работах упомянутых авторов Абдулхай Муджахарфи вообще не упоминается среди таджикских писателей п поэтов первой половины XX века. Впервые о нем рассказали Ш.Назаров и М.Кабиров в небольшой статье, опубликованой,в районной газете в 1974 году [1(>|. Две серьёзные публикации подготовил позднее таджикский учёный А.Абпбов [3], [4], всю жизнь посвятивший изучению жизни и творчества поэтов Х1Х-ХХ веков Мавераннахра.
В 2000 году в республиканской литературной газете «Адабиёт ва санъат» была опубликована статья внука Муджахарфи Низамуддина Мухаммадикрома, которая проявила свет к творческому наследию поэта, но в силу объективных причин не могла вместить все сведения о жизни и творчестве поэта.
Таджикские исследователи Али Мухаммадии Хорасани и Бури Бачабек Карим осуществили Первое издание дивана стихов Абдулхайя Муджахарфи, снабдив его весьма обширным предисловием, в котором нашли отражение его жизненный путь, учеба и скитания, эго мировоззрение, влияние на его творчество крупнейшие деятели персидско-таджикской литературы. Книга вызвала оживленный интерес среди массового читателя и получила интересные отклики учёных - литературоведов [18].
В начале 2008 года вышло в свет на кириллице произведение Муджахарфи, «Муфпд ал-му'мииин» (указано в публикациях автора), а в 2009 гаду на арабской графике его сочинение «Далил ас-соликип» (указано в публикациях автора). Оба сочинения были подготовлены к изданию, на основе его рукописей-автографов,
автором настоящих строк и внуком поэта Низомуддином Мухаммадикрамом.
Однако все эти публикации носили предварительный ознакомительный характер и не могли отражать все грани жизни и творчества Муджахарфи. Только в настоящей диссертации впервые предпринята попытка освятить все стороны жизни, поэта, его творческий путь и литературное наследие, хотя и она Tie может претендовать на всеобъемлющую полноту исследуемой темы. Но, тем не менее, в диссертации предпринята попытка показать полную картину жизненного и творческого пути и литературно-художественного наследия поэта, в котором важное место занимает газель.
Цель и задачи исследования. В диссертации основным объектом исследования являются газели Абдулхайя Муджахарфи, особо выделяющиеся среди его произведений. Но, поскольку Муджахарфи до сих пор не было посвящено ни одного полного исследования, то диссертант поставил перед собой цель всесторонне изучить жизнь и творчество и, по возможности, наиболее полно исследовать его биографию. Таким образом, диссертанту удалось впервые ввести в научный оборот много сведений об этом талантливом таджикском поэте, имя которого все ещё остается малоизвестным не только широким массам любителей поэзии, но и литературоведческим кругам как в Таджикистане, так и за его пределами.
В диссертации поставлены и решены следующие конкретные задачи:
- изучение общественно-политической, социальной и литературной жизни эпохи Абдулхайя Муджахарфи на основе сведений, имеющихся первоисточниках по истории и литературе, а также и в современных научных публикациях;
- наиболее полное восстановление научной биографии поэта и установление . основных этапов и событий его жизни, не только на основе сведений, доступных исторических и литературных источников, но и его собственных произведений, а также сведений ныне здравствующих его потомков, родных и близких;
- тщательное изучение сохранившихся произведений Абдулхайя Муджахарфи, как «Муфиз ал-анвар ва диван-и аш'ар», «Далил
ас-саликин», «Муфид ал-му'минин», «Канз ал-мава'из», «Тахмисат» и друг их сведений имеющих большую научную и литературно-художественную ценность;
- определение основных общественно-философских течений и мистических школ исследуемой эпохи, оказавших огромное влияние на творчество Муджахарфи;
критическое изучение обнаруженных оригинальных авторских рукописей произведений Муджахарфи с целью определения их принадлежности автору;
- анализ и исследование его творческого наследия с точки зрения литературных жанров, а также изобразительных средств, литературно-художественных приемов, словесных и смысловых фигур;
- анализ мастерства поэта в каждом поэтическом жанре, определение тем и мотивов его поэтических сочинений;
- анализ тематики газелей и определение следования автора классическим канонам по форме и содержанию или проявления новаторства;
- отражение религиозных, философских, мистических, этических и иных воззрений поэта в его газелях и ответных стихах;
- исследование поэтики газелей Муджахарфи-размера, рифмы, рефрена, структуры и видов газелей, поэтических фигур, стиля выражения;
- сопоставительный анализ газелей Муджахарфи с газелями выдающихся представителей классической персидско-таджикской поэзии и известных поэтов-мистиков, определение их общих и отличительных черт, показ их влияния на поэта;
- анализ особенностей поэтического стиля Муджахарфи в жанре газель и определение его места в литературном наследии поэта.
Методологической и теоретической основой работы
послужили литературно-теоретические разработки, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также общетеоретические и общепризнанные методы, используемые при изучении письменных памятников известными таджикскими, иранскими, русскими и другими учеными- литературоведами. Для
решения поставленных в работе задач использовался метод историка -сопоставительного и художественно-типологического анализа, применялась нормативная поэтика, употреблялись текстологические критерии и подходы.
Источниковедческая база исследования. Работа выполнена на основе привлечения широкого круга исторических и литературных первоисточников. Однако решающую роль сыграли обнаруженные в последние годы уникальные рукописи произведений самого Муджахарфи, большинство из которых являются автографами. Источниками послужили и сведения о поэте, добытые опросным путем у его родных и близких, проживающих и поныне на малой родине поэта - селении Муджахарф Нурабадского района и в городе Душанбе. Разумеется, диссертантом для сравнения было привлечено множество диванов, стихов классических персидско -таджикских поэтов-мистиков и поэтов, далеких от мистицизма. В их числе диваны Хафиза Шираз», Амнра Хусрава Дехлави, Захира Фарьяби, Абдурахмана Джами, Абдулкадира Бедиля, Мавлави Хазика и других поэтов.
Научная новизна. Диссертация является первым монографическим исследованием жизни и творчества талантливого таджикского поэта Абдулхайя Муджахарфи, жившего и творившего в суровые десятилетия конца XIX и первой половины XX века. В работе впервые показан тяжёлый творческий и жизненный путь поэта, условия, при которых имена и произведения многих таджикских поэтов той эпохи были умышленно преданы забвению, ярким примером которой была судьба Муджахарфи. Впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка воссоздания полной научной биографии поэта, исследования общественно- политической, социокультурной и литературной жизни его эпохи, изучение поэтического наследия поэта, в котором важное место занимает жанр газели. Исследованы тематика, стиль, поэтика и художественные особенности его поэтического наследия. Проводён анализ условий и объективных причин, приведших поэта на путь религиозно - мистической философии.
Настоящая работа впервые вводит в научный оборот уникальные сочинения Муджахарфи. Значительность её состоит еще и в том, что она впервые затрагивает творческое наследие замечательных поэтов и писателей, на изучение и опубликование которой был наложен табу при советской власти.
Впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка исследования мистической и религиозно-философской концепции Муджахарфп и причин обращения его к религиозно-мистической философии.
В настоящей диссертации впервые жизнь и творческое насиедис Муджахарфп рассматривается в целостности, определена художественно -эстетическая ценность его поэтических сочинении, рассмотрены специфические черты и особенности газелей поэта, проанализированные по идейно-тематическому содержанию, метрике, рифме, рефрену и средствам художественного изображения, мастерству использования словесных и смысловых фигур и художественных приемов. Таким образом, все это позволило определить не только место газели в творчестве Муджахарфп, но и место самого поэта в таджикской литературе новейшего периода.
Теоретическое значение работы заключается в разработке метода исследования мпстикн-философской поэзии, появившейся через много столетий после формирования и расцвета собственно мистической поэзии в эпоху средневековья, выявлении причин обращения отдельных таджикских поэтов начала XX века к философско-религиозному мистицизму в литературном творчестве.
Материал диссертации даёт возможность проследить развитие газели в творчестве персидско-таджикских поэтов средних веков и сопоставить её с газелями в таджикской поэзии начала XX века, выявить их общие черты и отличительные особенности на примере творчества Абдулхайя Муджахарфп.
Полученные в ходе изысканий сведения о литературной жизни Восточной Бухары, в данном случае Таджикистана, позволяют сдекать вывод, что в начале XX века, кроме поэтов, получивших официальное признание нового режима, существовала целая когорта писателей и поэтов, чья судьба сложилась трагически, а их творчество было предано забвению.
Практическое значение работы заключается в том, что её положения и выводы могут быть использованы не только при написании академической работы по таджикской литературе ХГХ -XX веков, и при проведении сравнительного анализа жанра газель в средневековой персидско-таджикской поэзии и особенно таджикской поэзии первой половины XX века, а также в
современной поэзии других народов Центральной Азии, Ирана и Афганистана.
Положения и результаты исследования могут быть также применимы при чтении лекции по современной таджикской литературе на гуманитарных факультетах высших учебных заведений, при составлении спецкурсов для филологических факультетов вузов, при написании нового учебного курса но таджикской литературе для средних школ и в организации семинаров для преподавателей литературы, школ и высших учебных заведений.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы изложены в работах, пасвящепных исследованпию произведений Абдулхайя Муджахарфи, изданных автором этих строк, в целом ряде статей, опубликованных в научных журналах и сборниках, а также доложенных на различных республиканских и международных научно - практических конференциях.
Диссертация обсуждена на расширенном заседании Отдела изучения и издания письменного наследия Института востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистана 15 января 2010г. (протокол №1) и на расширенном заседании отделов классической литературы, фольклора и современной литературы Института языка и литературы им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистана 5 марта 2010г. (Протокол №3).
Объём и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, состоящих из нескольких разделов, заключения и списка использованной литературы.
Основное содержание работы
Во Введении обоснованы актуальность проблемы, степень её изученности, определены цели и задачи работы, методологические основы исследования, объект и источники исследования, аргументируется теоретическая и практическая значимость исследования, его новизна и обосновывается структура диссертации.
Глава первая - «Жизнь и творчество Абдулхайя Муджахарфи» - включает три самостоятельных, но взаимосвязанных раздела, первый из которых называется
«Политическая, социальная и литературная жизнь во времена Абдулхайя Муджахарфи».
Становление любой, тем более такой незаурядной личности, как Лбдулхай Муджахарфи, обязательно следует рассматривать в тесной связи с историко-социальными и культурными условиями, в которых она формировалась и развивалась. Конечно, число первоисточников, освещающих эти условия и содержащих достаточно полные сведения о представителях литературных кругов Восточной Бухары, в частности, долины Каратегина довольно незначительно. Начало исследований исторических, этнографических, социальных, политических, культурных и иных условий было положено ещё русскими учеными, военными и путешественниками. В диссертации довольно подробно перечисляются их работы и научные отрасли, в которых они проводили свои исследования. Более развернутая панорама социально-политической, культурной и иной жизни Восточной Бухары, в том числе долины Каратепша и Дарваза, дана в трудах таджикских учёных А.М.Бахоуддинова, З.Р.Раджабова, Б.Г.Гафурова и др.
Первоисточники и исследования упомянутых авторов свидетельствуют, что в Восточной Бухаре во второй половине XIX и начале XX века наблюдался сильный упадок во всех областях общественной жизни. Политика, проводимая эмирской властью и чиновниками на местах, приводила простых людей к разорению, не создавала никаких стимулов дня развития и вызывала недовольство трудящихся масс, выражавшееся в фактах неповиновения властям, стихийных выступлениях дехкан и ремесленников, городской и сельской бедноты, которые жестоко подавлялись. В диссертации на основе использования многочисленных фактических материалов показаны тяжелые социально-экономические условия, при которых родился, жил и получил образование Абдулхай Муджахарфи, которому с огромным трудом удавалось обеспечивать потребности своей семьи. Несмотря на это, самым плодотворным периодом для его творчества был период с ] 910 по 1930 год. Однако, к великому сожалению, круговорот суровых дней и жестоких событий обрывает его жизнь на самом пике жизненной и творческой зрелости.
Тяжелые условия не могли сломить народный дух и поколебать его духовные ценности и моральные принципы.
Поэтому в этих тяжелых условиях продолжалась литературная жизнь, действовали неофициальные литературные собрания, одним из представителей которых был Абдулхай Муджахарфи. Исследования А.Абибова показывают, что в исследуемый период в Восточной Бухаре творили большое число таджикских поэтов, пользовавшихся огромной популярностью среди народа и имевших диваны стихов и различные поэтические сочинения. Это была целая плеяда ученых, писателей и поэтов, творческое наследие которых до сих пор остается почти неизученным. Ведь, к примеру, из творческого наследия боле двадцати поэтов Каратегинской долины, обладавших полными диванами стихов, до сих пор изучены и опубликованы лишь «Гулшан-и тавхид» Мавлави Шахиди Рашти (2003 г.), «Асар-и мунтахаб» Мавлана Джами-и Сани (2005г.), а также «Муфиз ал-анвар ва дивон ал-аш'ар» (2003г.) и «Муфид ал-му'мпнин» (2008г.) Абдулхая Муджахарфи. Кроме того, все ещё остаётся неизученным вопрос формирования специальной литературной или, точнее, поэтической школы горного края, которая тяготела к религиозно-философской и суфийской тематике. Причины тяготения этой школы к религиозно-мистической тематике могут составить предмет отдельного самостоятельного исследования, равно как моралистических и этико-дидактических тем.
Следующий раздел, получивший название «Жизненный путь поэта», охватывает многочисленные автобиографические сведения о нем, которые перепроверялись неоднократно в ходе исследования, и потому являются вполне достоверными.
По всей видимости, из-за скудости информации, имевшей место в 70-80 годы, А.Абибов допустил в своих публикациях ряд ошибок и неточностей. Он ещё не знал о том, что Муджахарфи принадлежат целостные поэтические сочинения, и поэтому указывал лишь на 170 газелей, несколько мухаммасов и рубайатов. Учёный неверно установил, называя дату рождения (1869г.) и смерти (1951г.) Абдулхайя Муджахарфи. Не ссылаясь при этом ни на какие-либо источники, ААбибов утверждал, «что поэт продолжил свою учебу в одном из медресе города Коканда», что совершенно несоответствует действительности. Перу А.Абибова принадлежит также статья о Муджахарфи в «Таджикской энциклопедии литературы и искусства» [17, 112-117|, содержащая те же неточности.
Подлинно научное изучение жизни и творчества Абдулхайя Муджахарфи началось уже в период независимости Республики Таджикистан. В частности, в 2003 году, благодаря усилиям таджикских ученых, например, Али Мухаммадии Хорасани был исследован, снабжен соответствующими комментариями и впервые опубликован большой груд Муджахарфи «Муфнз ал-анвар ва диванп аш'ар» н объёме 27 печатных листов и вступительной исследовательской частью на тридцати печатных страницах. Эта работа открыла другим исследователям путь к изучению жизни и творчества таджикских поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков, чьи имена по идеологическим соображениям были преданы забвению, хотя они сами и их творчество были известны среди широких масс народа и пользовались большой популярностью среди ценителей поэзии.
Несмотря па то, что время становления и развития Абдулхайя Муджахарфи как личности и как поэта, было довольно смутным и сложным, все же оно не помешало ему получить прекрасное по тем временам образование, научно-практическне навыки, профессиональный преподавательский опыт, проявить замечательный талант воспитателя. А самое главное, - широко ознакомиться с сочинениями великих персидско-таджикских учёных, писателей и поэтов, усвоить заложенные в их произведениях принципы гуманизма и общечеловеческой морали и самому стать подражателем и ярким проводником этих принципов и морали в жизнь.
Воспитанию Муджахарфи и получения им широкого образования способствовала окружавшая среда и царившая дома атмосфера и семейная обстановка, а также природная любознательность, незаурядные способности и личное стремление к получению знаний и усвоению доступных знаний того времени. Главной опорой юного Абдулхайя был его отец, известный в родных краях человек, глубоко образованный и пользовавшийся большим авторитетом среди населения. В работе весьма подробно анализирована среда, окружавшая Абдулхайя в период юности.
Абдулхай Муджахарфи вёл весьма скромный образ жизни, сторонился излишеств, большую часть своего времени проводил за книгами и занятиями со своими учителями и наставниками. Уже к двадцати годам, он освоил такие отрасли богословских наук, как фикх (мусульманскую юриспруденцию), хадис, калам, тафсир, арабскую и персидскую лингвистику и литературу и был известен
как образованный человек. В цельях продолжения учебы он отправляется в Тавильдару и поступает в ученики к Шейху Шахобуддину Язганди, и в течение семи лет изучает тарикатские науки, после чего знатным шейхом возвращается в родное селение Муджахарф, где и проживает до своей кончины. В диссертации достаточно подробно излагаются события его жизнн и этапы формирования Муджахарфи как личности, ученого и поэта.
«Литературное наследие Абдулхайя Муджахарфи». В каком возрасте Абдулхай Муджахарфи впервые начинает сочинять стихи, и с каких пор он начинает серьёзно заниматься поэзией, избрав её своей профессией, и сочтет её своим призванием, сказать довольно трудно. Можно лишь догадываться о том, к какому периоду его жизни относятся его первые литературные опыты, носящие лирическое содержание.
Несмотря на получение всеобщего признания как видного мусульманского ученого-законоведа и талантливого поэта, автора многочисленных поэтических произведений, особенно содержательных газелей, по известным причинам, которые весьма детально перечислены в диссертации, ни его жизнь и творчество, ни его богатое литературное наследие до недавних пор не привлекало внимания исследователей, за исключением одного-двух исследователей, которые, несмотря на негласный запрет, опубликовали несколько статей о нем и ознакомили литературоведов и массового читателя с образцами его художественного наследия.
В данном разделе диссертации всесторонне анализируется идейно-тематическое содержание «Муфиз ал-анвар ва дива ни аш'ар», «Муфид ал-му'мишш», «Далил ас-саликин», а также других произведений Муджахарфи, пока существующих в виде рукописей, например, «Канз ал-мава'из» и «Тахмисат». Здесь же впервые предпринята попытка определения их научной и литературно-художественной ценности.
Примечательно то, что произведения Муджахарфи были обнаружены нами как в виде переписанных рукописей, так и в виде автографов самого поэта, что придаёт им особую ценность.
Считаем уместным отметить, что с целью написания наиболее полного варианта данного раздела и диссертации в целом, диссертанту приходилось неоднократно выезжать на родину
Абдулханя Муджахарфи, встречаться и беседовать со старожилам», непосредственно знавшими его, разыскивать следы его затерявшихся рукописей, находить людей, знающих или слышавших о местонахождении этих рукописей. Многократно доводилось беседовать с младшим сыном Абдулханя Муджахарфи, ныне здравствующим Мухаммадикрамп Абдулхаем (1923 г.р.), который показывал неро, подставку для книг, чернильницу и линейку, а также деревянные кауши и сундуки, искусно изготовленные руками его отца.
Одновременно в этом разделе излагаются мнения различных исследователей относительно количества произведений Муджахарфи, их названий, числа переписанных его сочинений или автографов, времени и места их написания или переписки, отличительных особенностей той или иной рукописи произведения Муджахарфи. Наши исследования показали, что среди своих современников в Восточной Бухаре Муджахарфи является почти единственным, кто оставил после себя столько рукописных автографов и столь многочисленные художественные произведения. Поэтому всестороннее изучение его произведений открывает, без преувеличения, неизвестную страницу современной таджикской литературы и станет началом процесса изучения белых пятен и пробелов в её новой истории, даже если они имеют религиозно-мистический или суфийский оттенок. Особенно это касается газелей Муджахарфи.
Вторая глава диссертации - «Структура, содержание и мотивы газелей Абдулханя Муджахарфи» - делится на три раздела, первый из которых озаглавлен «Структура и содержание газелей Абдулханя Муджахарфи».
Необходимо отметить, что данная глава составляет основу диссертации, в первом её разделе в полной мере рассматривается тематическое содержание газелей, их соответствие традиционным канонам сочинения газели, мастерство поэта в этом жанре, преемственность и нововведения в форме и содержании газели, цели и задачи, которые ставит перед собой автор, сочиняя очередную газеш. или задумывая серию газелей.
Газели Абдулхайя Муджахарфи являются творением широкой фантазии в чарах (волшебстве его мастерского слова) его высокопоэтического таланта. В этом отношении составители «Муфиз ал-
aimnp на дивани аш'ар»-а литераторы A.M. Хуросони и Б.Б. Карим делают интересной вывод, который считаем нужным процитировать: «Этот проницательный литератор, наряду с тем, что следует предшествующим наставникам, в то же время вводит много нововведений (модернизма) и высказываний в такой форме и с таким содержанием, что эта сторона его творчества оставляет широкий простор для исследований» [1, 27].
Следует отметить, что сам Абдулхай Муджахарфи, упоминая плавность, пленительность своей речи и красноречивость газелей, указывает на следующее:
Зи кони дил бурун овардаам скутп маъниро, Яман ин чост, ай маъданшиносон, ё бадахшонхо.
[1, 145J
Из сокровищницы сердца выносил я яхонты идей Здесь сердолик, и лал, эй знатоки камней.
Табъи софи Абдулхай хуш латофате дорад, Адлн фазли ин даврон буда хушачнн моро.
[1,109]
Красноречие Абдулхайя весьма пленительно Все мудрецы эпохи подбирают у меня колосья.
Изучение духовно-нравственных размышлений Абдулхайя Муджахарфи позволяют сделать вывод, что он проявляет себя как мудрый наставник, возложивший на себя трудную и ответственную задачу совершенствования и нравственного воспитания людей, обогащения их мировоззрения и морального воспитания общества в целом.
Поэт выражает свои мысли о знаниях, справедливости, правдивости, гуманности, благородстве, благоразумии, скромности, чистой любви, верности, преданности и т.д.:
Дияо, то кай парешонй ба фикри мушикофихо, Чй лозим шуглварзй бо улуми ихтилофихо. Бичу илме, ки афзояд ба цон сузе, ба дил дарде, , Аз у ёбад самой сина чун оина софихо.
[1, 120]
О сердце, ты проникновенностью ума всегда взволновано Зачем нужны хлопоты противостояний вокруг себя (знаний) Ищи науку, что причиняет душе страдание и сердцу боль, Чтоб от неё становилось прозрачным зеркало души.
Любовь поэта к Всевышнему выражается в трудолюбии, защите достоинства и высокого звания человека, защите и поддержке простого человека, доброте, открытости, добре и добром деянии, благодеянии и прощении, дружбе и товариществе, приветливости, при этом подчеркивает достоинство каждого из вышеперечисленных качеств в жизни человека.
В этом разделе показано, насколько следовал Абдулхай Муджахарфи стилю таких выдающихся классиков персидско-таджикской поэзии, как Санои, Аттор, Руми, Саади, Хафиз, Джами, Бедилья и других.
На примере газели Абдуррахмана Джами ясно это можно увидеть:
Ораз аст ин, ё камар, ё луълуи х,умрост нн, Ё шуои шамс, ё оинаи дилхост ин. К^омат аст ин, ё алиф, ё сарв, ё нахли мурод, Ё магар гуддастаи боги ч,ах,онорост ин. Чашми ту ох,уст, ё цодусг, ё сайёди халк;, Ё ду бодоми сиях. ё наргисн шахлост ин. ...
[1,96]
Ланиты ли это, иль луна, иль жемчужина слез,
Лучи ли солнца, или зеркало души.
Стан ли это, стройный кипарис, иль дерево желаний
Может цветов букет сада, весь мир озаряющего
Глаза газели, колдовство, иль охотник в постоянном поиске
Глаза-миндалины, или возлюбленной нашей
Абдулхай Муджахарфи:
Офтоби пурзиёи х,усни ёри мост ин, Ё шуъои талъати субх,и саъодатх,ост ин. Наргиси шахлост, ё цодугари хдйратнамо, Ё ба гамза дилрабо, ё сок,ии чонхост ин. Хандаи лаб чун шакар, ёкут, ё лаъл аст у, Ё анори Язд, ё кднд аст, ё халвост ин. ...
[1, 427]
Лучезарная красота возлюбленной нашей. Иль лучи светила в утреннем блаженстве Большеглазая возлюбленная, дивный чародей? Кокетство лани или кравчий духа. Улыбка пери словно пища, иль яхонт это Гранат ли Язда, сладость ли, халва?
Во втором разделе, озаглавленном «Социальные мотивы в газелях Абдулхайя Муджахарфи», анализируются особенности литературно-художественного стиля, высокий уровень владения всеми тонкостями персидско-таджикского языка, в особенности его классического варианта и современных поэтических форм. В его газелях нашли чёткое отражение глубокие знания поэта, его широчайшая эрудиция, тонкое понимание сложнейших тем и вопросов философии суфийской школы, изящное видение жизненных событий и их мастерская увязка с религиозно-философскими явлениями. В них нашли свое проявление высокий интеллект и тонкий несравненный вкус самобытного поэта.
В газелях Абдулхайя Муджахарфи, разумеется, звучат и социальные мотивы, но они не конкретизированы, а носят общий характер. Скорее всего, в них звучат этико-дидактичсские мотивы и нет ярко выраженного социального протеста или призыва, по какому-либо поводу, хотя мы знаем, что поэт вырос, жил и творил в условиях жестокой реальности феодального деспотизма, а затем беспощадного политика - идеологическою засилья коммунистического режима.
В случае сравнения содержания рукописных стихов Абдулхайя Муджахарфи со стихами изданы в 2003 году под редакцией A.M. Хуросони и Б.Б. Карима, то выясняется, что сам автор не уделил место газелям, которые имели социальный характер, такие как жалоба, элегия, юмор, характеристика, поскольку автор стремился завершить сборник стихов всецело мистическими газелями. Позже нашли место в сборнике часть его газелей, имеющих социапьный характер, собранных A.M. Хуросони и Б.Б.Каримом, найденных среди разрозненных листов архива Мухамадикрома Абдулхая, младшего сына Шейха Абдулхайя. Также в диссертации рассматриваются такие формы газели, как элегия, посвященная памяти детей поэта, умерших в младенческом возрасте:
Ла'ьлн кони шодмониро асар гум кардаам, Донаи екут аз кони цигар гум кардаам. Дот гам ман аз мухити комронй як садаф, 3-он садаф, ай хамнишннон, як гухар гум кардаам. Хдмчу Яъкуб аз гамн фарзанд менолам мудом, Май хам аз Каиъони пашмон як писар гум кардаам.
[1,338]
Ни сиеда не осталось из кладеза веселья Брплииантовое зернышко потеряно мною Было у меня счастье, жемчужинка моя С тон жемчужины, о друзья, чадо потеряно мною Как Якуб, от горя по дитя рыданье моё Я также из Канона глаз сына потерял одного.
В диссертации достаточно широко и развернуто, изображена карпша социальных и этико-дидактических мотивов, в которых ясно выражается нравственная позиция поэта. Это мотивы борьбы добра и зла, света и тьмы, верности и коварства, дружбы и предательства, благородства и алчности, щедрости и скупости и прочего. Но самый главный мотив-мотив обращения с чистой душой к Всевышнему, познания Милостивого и Милосердного, к познанию и сближению с ним должен стремиться каждый человек: Ай басоратпеша, худро инчуннн нодон макун, Гофшш магзин, рафокат бо бадандешон макун. То тавонй цуз ба муштокон нагардй *амншшш, Бе нлеими ишки У ёди суманбуён макун. ...
[1, 397]
О проницательный, не делай себя не сведущим Не претворяйся, не води дружбу с коварным По возможности не будь сотоварищем с вожделенным Без дуновенья ветра не ищи любовь благоуханья.
«Любовь и мистические раздумья в газелях Абдулхаия Муджахарфи» - название третьего раздела второй главы диссертации. Следует отметить, что тема любви присутствует во всех поэтических произведениях Абдулхайя Муджахарфи: в
газелях, месневи, рубайатах, дубаятах и прочем. Разумеется, тема эта в поэзии не нова. Даже то, что в суфийской поэзии она получает совершенно иную интерпретацию, известно как литературоведам, так и неспециалистам. Но то, что тема любви именно в суфийском плане возродилась через многие сотни лет в Х1Х-ХХ веках в творчестве поэтов, живших и творивших в отдалённых и затерянных горных уголках исламского мира, от которого их отделял тяжелый железный занавес, вызывает искреннее удивление и желание постичь причины этого. В диссертации по этому поводу приводятся мнения ученых, а также излагается собственная позиция диссертанта. В целом, мистическая любовь в поэзии Муджахарфи выражает взгляды автора на самые различные проблемы бытия, о чем подробно излагается в исследовании.
Потасовка времени освобождает в душе созидателя противоречие и пустые мысли и в его натуре порождает мир и согласие. Духовная и нравственная любовь приносит счастье и покой:
Шароби ишк; рохатбахши чоп аст, Гуворо хдм ба коми ошик,он аст. Бувад докй зи гул бар андалебон, Ки гул дар хандаву дар пай хазон аст.
[1,214]
Вино любви, дающее радость душе Приятно и влюбленным достичь желанье Говоря цветок соловьям Смеётся цветок и сразу завянет.
В третьей главе - «Стилистические и художественные особенности газелей Абдулхайя Муджахарфи» - анализируется стиль газелей поэта, их языковая палитра, формирование в них слога, передача им цветовых оттенков, также особое внимание уделяется выяснению стиля изложения Абдулхая Муджахарфи, как отмечали А.М.Хуросони и Б.Б.Каримова. И что следовал ли Абдулхай Муджахарфи стилю Бедиля и выражал ли свои мысли в его сложной и завуалированной форме?
Исследования показывают, что Абдулхай Муджахарфи действительно следовал стилю изложения Бедиля, но при этом
старался выразить чувства своего лирического героя более простыми и понятными словами, близкими и понятными народу.
Среди художественных средств, которые использовал Абдулхай Муджахарфи, прежде всего, в ноле зрения попадают гашбех (сравнение), тавсиф (эпитет), талмех (намек, реминисценция), муболига (гипербола), таззод
(противопоставление), таджнис (омонимия), саволу джавоб (вопросы и ответы). Анализ богатого арсенала художественных приемов, используемых поэтом, показал, что они не только служат средством выражения его образного мышления, но и позволяют выразить важные мысли.
Разумеется, суфийская символика и суфийские термины всегда представлялись интересными и привлекательными для исследователей, которые неоднократно пытались раскодировать их, причем небезуспешно. В диссертации также предпринята попытка провести сопоставительный анализ суфийских символов и терминов в газелях Муджахарфи и газелях известных персидско - таджикских поэтов- мистиков.
В газелях Абдулхайя Муджахарфи используется большое количество сложных арабских слов и словосочетаний, научных и религиозных понятий и терминов, что даёт знать об его знании арабского языка, истории, права, географии и других наук своего времени.
Заключение. В настоящем исследовании впервые вниманию учёных, литераторов и ценителей поэзии предлагается более полная биография Абдулхайя Муджахарфи и всесторонне рассматривается пройденный этап жизни и деятельности Абдулхайя Муджахарфи, его литературное наследие. Его творчество, особенно газели, рассматриваются в трёх главах данной диссертации и, подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1. Абдулхай Муджахарфи родился в 1867 году в селе Муджахарф Раштской долины. Начальное образование он получил у своего дяди, брата матери Ахунда Мулло Шарифа и отца Мулла Собира, которые были выпускниками духовной школы (медресе) Бухары. По настоянию отца он дальнейшее обучение продолжил в Язганде у Шейха Шахобуддина. По истечении 7 лет, завершив учебу, он возвращается на родину, где занимается творчеством и преподавательской деятельностью.
2. Литературное наследие Абдулхайя Муджахарфи, в основном, анализируется, где даётся её оценка в первой главе третьего раздела. Несмотря на то, что его творчество позже может стать базой для проведения исследовательских работ, к счастью, на начальном этапе дается достойная оценка его наследия, так, например, издание его диванов.
3. Немногочисленные подлинники произведений творческого наследия Абдулхайя Муджахарфи показывают, что все его дошедшие до нас произведения являются рукописными экземплярами, редактированными самим автором.
4. В сохранившемся более и менее полно творческом наследии Абдулхайя Муджахарфи газели занимают особое и первостепенное значение, доказательство тому - наличие 950 газелей в его диванах. Живительные, непохожие на формы художественных традиций и канонов поэтической литературы того времени, газели этого, несомненно, выдающегося поэта, отражают его самобытность, культуру и грандиозность его таланта.
5. По форме и содержанию диван Абдулхайя Муджахарфи впервые подвергнут анализу с точки зрения структуры, идейно-тематического содержания и художественной специфики, определен вклад Абдулхайя Муджахарфи в развитие и совершенствование жанра газеля, которые соответствуют всем существующим поэтическим нормам и канонам, так, например, они состоят из 7-10 бейтов. В них присутствуют все внешние элементы, присущие лирической поэзии, такие как тематика, высокие художественные достоинства, начиная с матлаь (начального бейта г азели) до макгаь (последний бейт газели), рифмование, образность, художественное воображение и благозвучный, ласковый язык.
6. Абдулхай Муджахарфи в композиционном плане использовал метрическую систему (аруз, просодию) таджикско-персидского и арабского размера стихосложения, как, например хаджаз, рамал, раджаз, мужтас, музареь, хафиф, сареь, мутакариб, камил и мунсарех, где рассматриваются различные формы рифмования. Большинство газелей поэта можно отнести к жанру редиф (лирический жанр, повторяющий слово или словосочетание в конце стиха). Оригинальное использование лирического жанра редифа придало газелям не только музыкальное созвучие, внешнюю красоту, но и глубокое содержание.
7. Любовь, воспеваемая Абдулхайем Муджахарфи, послужила средством изложения мыслей и суждений по просветительским, морально-этическим и нравственным вопросам в рамках познания Создателя, что начинается познания самого себя. В представлении этого проницательного поэта отражение светлой любви к Богу варьируется с темой и сюжетом чистой любви, верности, беспристрастности человека к Всевышнему.
8. Наконец, Абдулхай Муджахарфи в сборнике газелей, используя благозвучный родной язык и художественное искусство, обусловленных каноном образов и мотивов, мастерски, облачая их вариациями образного мышления, развивает оригинальные бейты лирического содержания, содержащие живописные сравнения и метафоры.
9. Подводя итог творческому наследию Абдулхая Муджахарфи, можно проследить его следование поэтическим произведениям великих персидско-таджикских литераторов как Санои Газнавп, Фаридиддина Аттора, Руми, Ходжа Хафиза, Сзади, Джамн, Бедиля и др.
Таким образом, творчество Абдулхайя Муджахарфи представляет собой оригинальный образец восточной лирики, может служить платформой для масштабных исследовательских работ по истории современной таджикской литературы.
Литература:
1. Абдулхай Муджахарфи. Муфиз ал-анвар и диван аш'ар. Подготовка издания и предисловие Али Мухаммадии Хорасанн и Бури Бачабеки Карим. - М.: «Интрансдорнаука», 2003. - 616 с.
2. Абдулхаев Н. Шайх Абдулхай // Адабиёт ва санъат. 22.09. 2000. -С.8.
3. Абибов А. Ганцп парешон. - Душанбе: Ирфон, 1984. - 303с.
4. Абибов А. Доира.\ои адабии Бухорои ШаркП. - Душанбе: Дониш, 1984. -240 с.
5. Айнй С. Намунаи адабиёти точик (Образцы таджикской литературы). - М.: 1926. - 194 с.
6. Афсахзад А. Рузгор ва осорп Абдуррахдшни Ч|омй. -Душанбе: Дониш, 1980. - 222 с.
7. Ахмади Доншл. Путешествие из Бухары в Петербург. Подготовка издания и предисловие Р. Ходизаде. -Таджикгосиздат: 1960. - 300 с.
8. Бертельс Е. Э. Персидская литература в Средней Азии // «Советское востоковедение». Т. 5. - М. -JL: 1948. - 228 с.
9. Болдырев А.Н. Тазкпра Хасапа Нисори как новый источник для изучения культурной жизни Средней Азии. -ТОВЭ.,т.-3.-С.291-300.
Ю.Брагинский И. С., Комиссаров Д. Персидская литература.
-М.: 1963.-213 с. 11 .Рафуров Б. Точикон. Таърихи кадимтарин, кадим ва асри миёна. - Душанбе, Ирфон: - 1983, т.1. - 702 с.
12.Мавлавн Шахиди Рашти. Гулшани тавхид. Подготовка издания и предисловие Хабибзаде А. и Дотам М. Душанбе: Пайванд, 2003. - 248 с.
13.Мавлоно Джами Сонии Каратегини. Избранное. Подготовка издания и предисловие Сулаймони С. -Душанбе: Иброхимбек, 2005. - 270 с.
14.Мухаммад Сиддикхадже Гулшани. Таьрихи Хумоюн. Подготовка издания и предисловие Джурабек Назри. -Душанбе: 2006, - 168 с.
15.Маджлисов А. Каратегин накануне установления Советской власти. - Сталинабад: 1959. - 132 с.
16.Назаров Ш., Кабиров М. Газалиёти Абдулхайи Мучахарфй // «Хакикати Комсомолобод», 22.09.1974.
17.Таджнкская энциклопедия литературы и искусства. - Т.1., -Душанбе:-1988.-544 с.
18.Таиров У. Солихов М. Шоири ниёзу розхо // «Омузгор». №49, 05.12.2004.-С.7.
19.Хуросони A.M., Каримов Б.Б. Абдулхай Муджахарфн // Алманах. «Боргохи сухая». Книга 1. Москва: - 2003. -С.166-180.
Основное содержание диссертации отражено в нижеследующих публикациях автора:
А
Научные статьи
1. Первооткрыватели кладезя словесности И «Известия» Академии наук Республики Таджикистан (Отделение общественных наук). - Душанбе: Дошли, №1., 2004. - С. 130-134 (на тадж.яз.).
2. Тематика и содержание газелей Абдулхая Муджахарфи // Сборник статей Республиканской научно-практической конференции молодых учёных Таджикистана - «Молодёжь и современная наука». - Душанбе: Дониш, -2007.-С.357-372 (на тадж.яз.).
3. Мистические особенности сочинении «Далил ас-соликин» ¡1 Сборник статей Республиканской научно-практической конференции молодых учёных Таджикистана -«Молодёжь и современная наука». - Душанбе: Дониш, 2008. -С. 172-176 (на тадж.яз.).
4. Стилистические и художественные особенности газелей Абдулхая Муджахарфи // «Известия» Академии наук Республики Таджпкпста. (Отделение общественных наук) -Душанбе: Дониш, -№3., 2008.-С.147-153 (на тадж.яз.).
5. О содержании поэмы «Муфнд-ал-муьминин» Абдулхая Муджахарфи // «Вестник» - ТГНУ (серия филологии),- Душанбе; Сино, - №4 (43), 2008.-С.244-254 (на тадж.яз.).
В
Подготовка к изданию, написание «Предисловия», составление «Словаря» и о(||р^мление «Комментария» к следующих книг Абдулхайя Муджахарфи:
1. Абдулай Муджахарфи. Муфид ал-му'мишш. - Душанбе: Ирфон,-2008.-285 с.
2. Абдулхай Муджахарфи. Далил ас-соликин. - Душанбе: Ирфон, 2009. -264 с. (на арабской графике).
Сдано в набор 20.05.2010 г. Подписано в печать 24.05.2010 г. Формат 60x84 1/16. Тираж 100 экз.
ООО «Сармад-Комиания» г. Душанбе, ул. 1-й проезд Лахути 6.
Текст диссертации на тему "Газели Абдулхайя Муджахарфи и их художественные особенности"
АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ И ПИСЬМЕННОГО НАСЛЕДИЯ
На правах рукописи
04201006592
НАЗРУЛЛОХИ МУХАММАДЮСУФ
ГАЗЕЛИ АБДУЛХАЙЯ МУДЖАХАРФИ И ИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
CIШЦИАЛЬНОСТЬ: 10.01.03-ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ
(ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА)
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
Научный руководитель: Кандидат филологических наук, АЛИ МУХАММАДИЕВ
ДУШАНБЕ-2010
АКАДЕ1МИЯИ ИЛМХОИ ЧУМХУРИИ ТОЧИКИСТОН ИНСТИТУТИ ШАРКШИНОСИ ВА МЕРОСИ ХАТТИ
Ба хукми дастиавис
НАЗРУЛЛОХИ МУХАММАДЮСУФ
Абдул^айи Мучахарфи ва хусусиятх,ои газалиёти у
ИХТИСОС: 10.01.03- АДАБИЁТИ ХАЛКХОИ МАМОЛИКИ ХОРИЧИ (АДАБИЁТИ ТОЧИК)
РИСОЛА
БАРОИ ДАРЁФТИ ДАРАЧАИ ИЛМИИ НОМЗАДИ ИЛМХОИ ФИЛОЛОГИ
РОХБАРИ ИЛМИ:
НОМЗАДИ ИЛМХОИ ФИЛОЛОГИ
Али Мухдммадиев
ДУШАНБЕ- 2010
МУНДАРИЧД
Мукаддима...................................................................3-9
Боби I. З^аёт ва эчодиёти Абдулхайи Мучахарфй
I. 1. Вазъи сиёсй, ичтимой ва адабии Кдротегин
дар нимаи дуюми асри XIX ва ибтидои асри XX...............10-26
I. 2. Ч,араёни зиндагй ва рузгори
Абдулхайи Мучахарфй.................................................27-45
I. 3. Мероси адабии Абдулхдйи Мучахарфй................46-74
Боби II. Сохт, мундарича ва мазмуни газалиёти Абдулхайи Мучахарфй
II. 1. Сохт ва мундаричаи газалиёти
Абдулхайи Мучахарфй................................................75-104
II. 2. Охднги ичтимой дар газалиёти
Абдулхайи Мучахарфй........................................................105-118
II. 3. Иищ ва андеша^ои ирфонй дар газалиёти Абдулхайи Мучахарфй................................................119-139
Боби III. Хусусиятхои услубй ва бадеии газалиёти
Абдулхайи Мучахарфй...............................................140-172
Хулоса.....................................................................173-176
Китобнома................................................................177-188
к
МУКАДДИМА
Дар доираи омезиши таърихи адабиёти пургановати форс-точик, бо он ки хдм дар адабиётшиносии То^икистону Эрон ва хдм дар адабиётшиносии як кдтор кишварх,ои Шарку Гарб корх,ои зиёду шоистаи тадк;икотй ба ащом расонида шудаанду натоич,и боровар доданд, боз хдм ниёзмандон интизори омузишу пажех,ишхое мебошанд, ки то имруз ё аз назарх,о берун мондаанд ва ё бо сабаб^ои мухталифи дастрас нашудани маводи лозима тадкдку тахдикдшон ба таъхир афтодааст. Ин ба он маъност, ки хднуз адабиётшиносй ва дар баробари он шаркшиносй натавонистааст адабиёти беш аз хдзорсолаи форс-то^икро дар тахдик,отх,ои анч;омёфта ба таври бояду шояд мунъакис намояд, то таърихи адабиёти мо, аз ахди Сомониён то имруз, новобаста ба марзх,ову сиёсатх,ои даврахои муайяни таърихи, батамом руйи аврок, чамъоварй шавад. Хдминро хдм бояд таъкид намуд, ки пахдух,ои гуногуни пажехдши ин ё он адабиёту фар^анг во баста ба талаботи ин ё он давру замон аст. Ба адабиёти то Инкилоби Октябр чй тавр муносибат кардани зимомдорони замони Шуравй низ ба касе пушида нест. Гайр аз ин таваччухд мухаккикони хори^й ба ин адабиёт аз он чихдт аст, ки фарханг ва сиёсати мавчуда тавониста бошад аз он манфиат барад. Хдтто Инкилоби Октябр, даврони Шуравй, ба марзх,ои мухталиф чудо кардани хоке, ки ба як кдвму миллат ва хдмзабонон мансуб аст, хдм ба чдраёни адабии форс-точ;ик ва хдм ба мухтавои он тагйири ЧВДДЙ ворид сохт, ки дар ин бора гуфтаних,ои зиёде матрах, шудаанд. Китобх,ои арзишманди ниёгонамон ба об FapK, сузонида, гуронида ва ягон-ягон муддате даруни сандукдо хабс карда шуда буданд. Бо ин хдма мониах,ои гуногунпахде фархднги мо ва дорандагони он боз хдм фархднгиёни чдсуре буданд, ки иддае аз ин кутуби бамеросмондаро аз гаркшавию сухтор ва гуронидан эмин доштанду акнун ба шарофати истикдоли
кишвар баъди соли 1991 охдста-охиста руйнамойй мекунанд, хакикдти таърихамонро бароямон намоиш медихднд.
Яке аз ин гуна корх,ои шоистаи фархднгие, ки руйи об омад, муайян ва баркарор намудани рузгору осори бамеросмондаи адиб ва мутафаккири охири асри XIX ва аввали асри XX Абдулхдйи Му^ахарфй мебошад. Ин адиби баркамол аз худ мероси зиёди адабй гузошта бошад хам, бо сабаби беадолатидои давраи гузаришу баркдроршавии докимияти Шуравй ва бегунох, «гунадгор» шуморида шудани шоир, солхои зиёд осораш дар гушаи фаромушй монда буд. Тавре ишора рафт, ин суханвар дар авохири ^арни XIX ва авоили карни XX зиндагиву э^од намудааст. Храмин аст, ки барои хар чй бештару сах,ех,тар ба даст овардани маълумот дойр ба у мо ба маохиз, тазкирах,о ва сарчашмах,ои дигари адабиву таърихии наздик ба рузгори адиб муроч;иат намуда, умед бар он доштем, ки дойр ба хдёту эчодиёташ ишорахое пайдо менамоем ва он сарриштаи боэътимоди ин пажехдш мегардад. Вале чустучухо натичаи дилхох, надоданд. Зарурат пеш омад, ки баъзан аз наклу ривоятхои шифохй, ки дар байни хдмдиёрони Абдулхдйи Муч;ахарфй ро^еъ ба у аз забон ба забон накд гардидаанд, низ кор гирифта шавад ва онх,о дар чо-ч;ойи рисола мавриди истифода карор гирифтаанд. Дар ин кор дар навбати аввал бех,тарину арзишмандтарин маъхаз нигахдоштах,ои адабии худи суханвар-асардои зикимату комил ва сахифаву варавдои алодида дониста шуд. Дар баробари ин он чи аз тадкикотхое, ки роч;еъ ба маррифии Абдулхдй амалй шудаанд, дар фасли «Хараёни зиндагй ва резгори Абдулхдйи Муч,ахарфй» муфассал ироа хох,ем намуд. Ин чо танх,о метавон ба он кифоя намуд, ки чун шинохти Абдулдай дар кишвар огози хуб ёфтааст, боварии комил дорем, ки ба зуди ин ришта бо дастоварддои чолиби илмй муваффак; ходад шуд.
Дарачаи омезиши мавзеъ. Мархдлаи омезиш, тахкик ва муаррифии оммави Абдулхдйи Мучахарфй аз соли 1974 бо икдоми донишчуёни ДДТ (х,оло ДМТ) Ш.Назаров ва М.Кабиров бо чоп намудани макола ва намунаи ду газал дар рузномаи нохиявии зодгохд муаллиф «Хдкикати Комсомолобод» [93, 3] огоз ёфтааст. Инчунин А.Абибов дар асарх,ои «Доирахои адабии Бухрои Шаркй» [52, 112-117] ва «Ганчи парешон» [51, 207-216] тадкдкоти худро рочеъ ба Абдулхайи Мучахарфй матрах, намудааст, ки дар «Фасли чараёни зиндагй ва резгори шоир» аз маълумоту иштибох,оти дар ин ду рисола дарчгардида хусусан нишондоди санаи таваллуду вафот, микдору дарачаи осор, донишу та^сили е муфассал баён хохем кард. Дар Энсиклопедияи адабиёт ва санъати точик [28, 93] низ дойр ба Абдулхдйи Мучахарфй маколае аз А.Абибов оварда шудааст, ки муаллиф хдмон иштибох,отро ин чо хдм ро^ додааст.
Соли 2000-ум бо тахдик,оти вориси Шайх Абдулх,ай Низомиддини Мух,аммадикром баъзе нуктах,ои нозуку вокеии зиндагй ва осори Абдулх,айи Мучахарфй дар рузномаи «Адабиёт ва санъат» [47, 8] дарч мегарданд. Мутаассифона, дар он рузнома х,ам имкони муфассалан дар бораи эчодиёти Абдулхдйи Мучахарфй иброз доштани андеша намудор нагардидааст.
Дар санаи 21-уми октябри соли 2003 дар то лори бузурги Иттифоки нависандагони Точикистон чамъомади илмию оммавии ренамои китоби «Муфизуланвор ва девони ашъор»-и Абдулх,айи Мучахарфй, ки худи хдмон сол бо тахдяву тадвин ва таълифи мукаддимаву луготу тавзех,оти A.M. Хуросонй ва Б.Б.Карим дар Маскав ба чоп расида буд, баргузор гардид. Рочеъ ба нашри ин китоб соли 2004 дар мачаллаи «Ахбор»-и Академияи илм^ои Ч^умхурии Точикистон аз чониби банда маколае бо hompi "Кошифони ганчинаи суханвар" аз чоп баромад.
Соли 2008-ум асари «Муфидулмуъминин» [26, 77] бо хатти кириллй (тахдя аз рей дастхатти муаллиф) ва дар соли 2009 асари маснавии
«Далелуссоликин»-и Шайх Абдулхдй бо хатти арабиасоси форси тахдя шуда, *ар ду бо мукдддима ва луготу тавзех,оти Низомидини Мухдммадикром ва Назруллохд Мухдммадюсуф чоп шуданд [40].
Дар таърихи 17-уми майи соли 2007 дар Конференсияи ч,умх,уриявии олимон ва мухдккикони чдвони Точдкистон (ш. Душанбе) маърузае бо номи «Мавзуъ ва мундаричди газалиёти Абдулхдйи Мучахарфй» ва 19-уми майи соли 2008 низ дар Конференсияи чумхуриявии илмию амалии чдвонон (ш.Турсунзода) бо мавзуи «Исми пурраи Шайх Абдулхдйи Мучдхарфй» маърузах,о хонда шуд, ки хдр ду дар мач,муаи макола^ои ин конференсиях,о ба табъ расиданд [Н.М.].
Дар соли 2009 аз ч;ониби A.M. Хуросонй дар мачдллаи «Алманах»-и «Боргохд сухан» роч;еъ ба газалиёти Абдулхайи Мучдхарфй мак,олаи пурарзише бо намунаи якчанд газалиёт чоп шуд [126,166-180]. Дар нимсолаи аввали соли 2008 дар рузномаи «Паём»-и Донишгохд давлатии миллии Точикистон бо номи «Муфидулмуъминин»-и Абдулдай ва сохту мухддвои он» низ маколае ба табъ расид [26, 26]. Бахши услубшиносй ва бадеияти газалиёти Абдулхдйи Мучдхарфй дар мачдллаи «Ахбор»-и Академияи илм^ои Ч^умхурии Точ;икистон (№3. соли 2008.-С. 134-144) дар мацолаи «Хусусиятхои услубй ва бадеии газалиёти Абдулхдйи Мучдхарфй» тадлилу баррасй гардид.
Аз ин баъд исми Абдулхдйи Мучдхарфй ва абёту мисраъх,ои баландмазмуну равони у дар асарх,ои мухталиф ба тарики ик,тибосу маълумотдихд ба мушохдда мерасанд. Мисли китоби «Каломи манзум» [114, 289-428], ки дар он давдо икгибосот аз газалиёту мухаммас ва тарч;еъбандх,ои Абдулхдйи Мучдхарфй мавриди тахдилу баррасии маънавию бадей карор гирифтаанд.
Мак;сад ва вазифаи рисола. Мохдяти омузишу пажухдши моро пеш аз хама масоили тахдику тадк,ик;и мав^еи жанри газал дар э^одиёти суханвари охири асри XIX ва нимаи аввали асри XX Абдулхдйи Мучдхарфй дарбар гирифтааст. Хдмзамон масъалах,ои муайян намудани
мавкеи ин жанри адабй дар байни осори шоир ва барои то чое муфассалан хдллу фасл намудани он бо рушанй андохтан ба рузгору осор ва а^волу шароити сиёсию ич,тимоии замони у мавриди бах,с карор гирифтанд. Бо назардошти ин хдма ва фарогирии масоили ёдшуда нигориши рисоларо ба таври зайл мукаррар намудан мумкин аст:
-Таджику тахкики газалиёти Абдулхайи Муч;ахарфй бар асоси маохиз ва осори тахдикии дар заминаи адабиёти форс-то^ик ан^омёфтаи адабиётшиносону мусташрикини ватаниву хорич;й;
-Дар назар аст, ки барои матрах, намудани мавзуъ нахуст ба замони зиндагй, рузгори сипаришуда ва мероси адабии то замони мо расидаи адиб мухтасаран тавачдухи мушаххас равона гардад, зеро ин пахдуи масъалагузорй низ хануз дар шинохти шахсияти Абдулхдйи Мучдхарфй ба таври бояду шояд омухта нашудааст;
-Тахдили дарачди омухта шудани мавзуъ ва мукаррароти мавкеи газал дар эч,одиёти адиб, ки сарчашмаи асосй ва.муътамад хамон девони худи у дониста шудааст;
-Баррасии сохту мухтаво, андешах,ои ич,тимой, ишкй ва ирфонй дар газалиёти Абдулхдйи Мучахарфй вобаста ба талаботи давру замон ва диди шоиронаи у ва мавкеи назарраси газалиёти шоир дар хдёти чамъиятй, ки имруз хдм тадкики онх,о чанбаи баланди худшиносй ва тарбиявй-ахлокй доранд;
-Тахлили вижагих,ои адабиву бадей ва сабку услуби таълифи газалиёти Абдулхайи Мучдхарфй ва ба ин рох, то чое мукаррар намудани хунари шоирии у дар таърихи адабиёти форс-точик;
-Ба маърази пажух,иши илмй карор додани шеваи хосси корбасти газал дар э^одиёти Абдулхайи Му^ахарфй ва аз руйи имкону талаботи як рисолаи номзадй мукобалаву мукоисаи Абдулхдйи газалсаро бо
газалсароёни пешини адабиёти форс-точик ва дар ин замина ошкор сохтани пахдух,ои гуногуни газалиёти адиб;
-Нишон додани чехраи адабии Абдулхайи Мучахарфй ва сах,ми у дар адабиёти форс-точики асрх,ои XIX ва ХХ-уми Бухорои Шаркй, бахусус, кух,истони Раштонзамин.
Арзиши назарй ва амалии рисола. Рисола метавонад барои тадкику баррасии масоили ноомухтаи адабиёти классикии форс-точик, бахусус, адабиёти карни XIX ва ибтидои карни ХХ-и Бухорои Шаркй, ки дар адабиётшиносй ва шаркшиносй хднуз ба таври кофй халлу фасли худро наёфтааст, кумаки арзишманд расонад. Хдмчунин ин маводи тахдилшуда метавонад хднгоми навиштани китобх,ои дарсй ва пажух,ишии таърихи адабиёти форс-точик ва хоссатан ба бахши газалсароии он маводи тозаи лозима фарохдм оварад.
Маълум аст, ки бо омузиш ва- баррасиву нашри зиндагинома ва мероси адабии шоирону нависандагон хднез хдм ба даст овардани тадкику тахкики кофии фарогири х,аёти адабии маршалам мазкури таърихи адабиётамон аз имкон берун аст. Вале ба кддри х,ол кар о бати ин рисола дар пажух,иши бевоситаи мукаммалтари рузгору осори Абдулх,айи Мучахарфй, ба омузиши дигар рисола^ои илмии бахшида ба ин суханвари хднуз комилан ношинохтаи доираи адабии Кдротегини Бухорои Шаркй, таълими адабиёти классикии форс-точик, бо азхуднамоии жанрх,ои адабии ин давраи адабиёт ва ташаккулу тахдввули он^о, бевосита дар мисоли жанри газал, ба ниёзмандон хидмат намояд.
Асосхои назариявй ва сарчашмах,ои тах,кик. Рисола тибкд равиши анъанавии адабиётшиносй навишта шудааст. Сарчашмах,ои асосии тадкику тахдики рисолаи мазкурро нусхаи каламии асарх,ои дастрасшуда аз таълифоти Абдулх,айи Мучахарфй, ки дар бойгонии фарзандаш Махдуми Мухдммадикром ва дигар пайравону мухлисони е махфузанд, инчунин осори чопшудаи адиб, ки дар кишвар ва берун аз он ба анчом
расонида шудаанд, дарбар мегирад. Дар ин миён чопи дар Маскав интишорёфтаи китоби Абдулхдйи Мучдхарфй «Муфизуланвор ва девони ашъор» (соли 2003) тахкурсии мустахкаму муътамади ин рисола дониста мешавад.
Методологияи тахкик. Асосхои назариву амалии кори мазкур бар пояи усули мукоисавй-таърихй дар адабиётшиносй карор дорад. Хдмзамон дар чараёни таълифи рисола аз усулхои тадкикоти адабиётшиносону шаркдганосони ватаниву хоричй, чун Сайд Нафисй, Бадеъуззамон Фурузонфар, Х,ерман Эте, Эдвард Браун, Е.Э.Бертелс, И.С.Брагинский, Забехуллохи Сафо, Абдулганй Мирзоев, Ян Рипка, Аълохон Афсахзод, Л.Рейснер, Худой Шарифов, Холик Мирзозода, Абубакр Зухуриддинов, А.М.Хуросонй ва дигарон истифода шудааст.
Апробатсияи кор. Вобаста ба равиши тадкикот як катор маколахо нашр гардида, дар конфронсу хдмоишх,ои илмии умумичумхуриявй ва донишгохй дойр ба ин мавзуъ маърузахо хонда шудааст. Дар бобу фаслх,ои гуногуни рисола мавзуи мадди назар, бо такя ба осори дастрасгардида ва далелу санадхои муътамад, ба таври хеле васеъ баррасй шудааст.
Навигарихои илмии рисола. Дар рисола аввалин маротиба аз руйи меъёри илми адабиётшиносии точик пахдухри мухталифи маънавию бадеии газалиёти Абдулхайи Мучахарфй бо тах,лили мавк,еи газал дар эчодиёти у баррасй гардид. Барои х,амин дар рисола кушиш рафтааст, ки х,ар чй бештар чойи газал, мавзуву мух,тавои он, чанбах,ои бадей, хусусиятх,ои услубй ва сабки газалсароии Абдулхайи Мучахарфй дар зимни тахдилу тах,кики газалиёти ин суханвар нишон дода шавад ва ба мах,орати шоирии у бах,о дода шавад.
Сохти рисола. Рисолаи мазкур «Абдулхайи Мучахарфй ва газалиёти у» ном дошта, аз мукаддима, се боб, хулоса ва фехристи адабиёти истифодашуда фарохам омадааст.
Боби I.
Х,аёт ва э^одиёти Абдулхайи Му^ахарфй
1.1. Вазъи сиёсй, ичтимой ва адабии К^аротегин дар нимаи дуюми асри XIX ва ибтидои асри XX
Бо вучуди кофй набудани маводи илмии таърихию адабии Кдротегин ва хдвзаи адабии он мах,з хамин водиро мутавачдех, шудан ва мавриди омузиш кдрор додани мо аз он иборат аст, ки мухаккдкдни то рузгори кунун дар тадкики рузгору осори адибони Осиёи Марказй, хдтто намояндагони адабй ва туманной дурдасти он - Аморати Бухоро ва гайра бо назарандозй ба вазъи сиёсию ичтимоии Мовароуннахр кифоя намуда, аз хдёту мавчудияти водих,ои гуногуни сарсабзу хуррам, илму маърифат ва фархднгу санъати он иттилооти мушаххас надодаанд. Аз ин ре дар рисола кешиш бар он равона шудааст, ки мах,з ба тазутали зодгох, ва атрофу акнофи маскани Шайх Абдулхдйи Мучахарфй, муаррифии дарачаи илму дониши чомеаи он, мух,ити зиндагии мардум ва Fafipax,o наздик шуда, хоссатан аз вазъи сиёсй ва ичтимоии Кдротегин дар замони хдёти Шайх Абдулхдй бо маълумоти тоза хдрф зада шавад. Зеро валодату наврасй, тах,силу камолот, эчоду кулднсолй, дастоварду таълифоти Абдулхдйи Мучахарфй комилан дар хамин водй сурат гирифтааст. Хдтто як маротиба хдм ба берун аз водй сафар накарда, ба вазъи беруна мувочех, ва алокаманд нагаштааст.
Хдмзамон омузиши дакик ва муаррифии хдмачонибаи Бухорои Шарк,й ва бахусус, кисмати кух,истонии он чун Х^исору Хатлон, , Зарафшону Бадахшон ва Кдротегину Дарвоз яке аз вазифах,ои мухдмми
i донишмандони кишвари сохдбистикдоламон мебошад. Зеро дар замони
, хдёти Абдулвдй, бахусус, ибтидои асри XX, хдмин водих,ои сарзамин
пуштибони миллати точик ба шумор рафтаанд. «Согласно решению ЦК
!
' Бухарской Коммунистической партии от марта 1924г. за таджиками
признавались только жители Матчи, Каратегина и Гарма, которым
предостовлялось права на образование автономной области в составе Узбекистана и Бухары» [84, 32]. Х,ол он ки водидои бузургтару серах,олитарини точикнишин бо ин хукук раво дониста намешаванд: -«В этот самый разгар решения национального вопроса и проведения национально-территориального размежевания наличие таджиков в крупных городах и земледельческих долинах Ферганы, Зерафшана, Кашка-Дарьи Сурхан-Дарьи и т.п., где они оставляли большое число населения, начисто отрицалось» [92, 91].
Дар рох,и тадкикоти сох,ах,ои таърих, археология, география, этнография, забон ва адабиёти Кдротегин ва дар мач;муъ Бухорои Шарк;й аз нимаи дувуми асри XIX то ин замон тадк,ик;отх,ое амалй карда шудаанд, ки онх,оро ба се гурух, ва се давра метавон так,симбандй намуд: Дар гуруди аввал, мебояд он навиштачоту кдйддоеро чойгузорй кард, ки дар замони хукмронии аморати Бухоро аз чониби масъулони х,окимият ва муаррихону адибони ватании ин минтакд сурат гирифт�