автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Идейно-художественные особенности газели Салмана Соваджи

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Казакова, Умринисо Санговна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Идейно-художественные особенности газели Салмана Соваджи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейно-художественные особенности газели Салмана Соваджи"

3 О т №

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специализированный совет К 065.01.03

На правах рукописи УДК 891.550

КАЗАКОВА Умринисо Санговна

ИДЕЙНО—ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЗЕЛИ САЛМАНА СОВАДЖИ

Специальность—10.01.03—Литература народов СССР (таджикская литература)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Душанбе—1694

Работа выполнена на кафедре таджикской литературы Душанбинского государственного педагогического университета им. К Ш. Джураепа.

Научный руководитель—доктор филологических наук профессор

Н. САИФИЕВ

Офицальные оппоненты—заслуженный деятель науки Республики Таджикистан, доктор филологических наук, профессор Р. ХАДИ-ЗАДЕ кандидат филологических наук, С. НИЛОБЕК.ОВ

Ведущая организация— Кулябский государственный университет

Защита состоится « » 1994г. в / 3 часов

на заседании специалышого совета К 065.01.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Таджикском государственном университете (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки,17).

С диссертацией можно ознокомнться в научной библиотеке Таджикского государственного университета.

Автореферат разослан « ^ » _1994г.

Ученый секретарь специального совета доцент

ОЩАЙ ХАРА^ТЛСШКА РАБОТЫ

Актуальность теми. Первоначальные функции литерятурц »тас-то становятся предметом спорой литературоведов. Но многие л::— тератури средневековья уха настолько насвдени вдеЯко-тенатя-чэсккм разнообразием, что предметом спора я 1С« ноиот стать рэзпе что вопрос о приоритетности той или мноЯ литературной функции з отдельно взятом художественном произведении творчестве отдельные мастеров слова. Таково положение,по крайней кере, а классической пзрспдско-тадтдакской литературе.'1:ио-софия и мистика, назидательность и дидактика в зтой якторатуро столь яе обычные идейно-тематическнэ явленияс что и эосповсепю красот человека я природы,подвигов богатырей и самопожертвований гзроез„ яотатакие зогвыЕенных человеческих качеств ;; осун-декяе его пизиекних страстей. Б связи с этим перед днтертгуро-зедзн;?ек встает проблема всестороннего исследования литературных процессов различных периодовг истории развития иянров я яаировых форм,, .роли и квота каздого худояетияа слова в шс, В езоз очзредъ.. лшъ детальное изучение творчества каждого мае -тера сяозг ~ *часткяка зитературкого процесса делает возкоз -яьи прзвдиььгй выгод о характере »«¡го процесса. Есгя судаь з этой пойкцкк^ то икегке вызодк о том нек икон литературном прсдэссэ,, сяокявтеся на поверхкостгяс: представлениях: о творчестве поэтобс коеу? оказаться яопскта. Ко„ кзсколько позволяет судегь ясторкя кражсткяяс в пврсидгко-тедсяксяой яггтерзту-ро еда много гхвлокэученкого й соэорпакко неизученного катвряз-яа. С этой погкцяя ш и подсели к ясторяа рааватяя кекра газели с кот-ор/в рассматриваем нз материале творчества гьфав'зогеся мастера газели ХП' веха Саииена .Савадак.

Несмотря не ?о8 ото которая якира газедн в топ пли яноП степени затронута э исследованиях нзвэстагк еостоковвдоз Е.Э.Бертэаъеа^ А_.Н.Еолднрэзас й.С.Брагинскогоь А,Кирзовва„ Х.Мкрао-задЭс Р.Хадк-эаде, 21«Хусейн-зада, £1„Н.ОсмЕковее Х.Ша -ркпова0 А.Са?тароза0 Л.Дфсахзода0 Н.Сгййсеэа5З.Дхроря к ряда другая0 об охончатальиой разработав деккоа теиы гозорнть эеэ рано. Для того» чтобы э дояяиой мерз ссезтять асторгпясякй год развития канрз газели, на кои зз?ялд0 по крайкай иэрэ необходимо всесторонне исследовать творчество наиболее еначзггеяыадх

- <с -

представителей жанра различных периодов. Лиыь в этом случае возмокно действительно теоретическое обоснование закономерностей развития жанра и эволюции его поэтики. Такой позиции ми ¡Зрздерливаемся в наием исследовании.

Салман Савадди относится к плеяде наиболее выдающихся представителей литератур.) XI/ века. Он творил почти во всех популярных поэтических жанрах своего времени: касыде, газели, рубай, кит'а, таркиббанде, тардже'банде, лирической и эпичес -кой ыаснави. При .этом Салман Саьадаи проявляет себя оригинальным художником и новатором. Оригинальным мастером он показывает себя и в аанре газели. Продолжая традиции своих великих предшественников в атом лирическом жанре, Салман Савадки сам способствует развитию внутренней поэтики жанра, оказывает воздействие на последующие поколения творцов газели. Но, несмотря на все это, творчество поэта остается малоизученны;-.).

Еиимание литературоведов Салман Савадхи начинает привлекать ужо со второй половины XIX века. В научных исследованиях, каталогах рукописей о Салмане Саводди и его творчестве начинает появляться обрывочные сведения. Но эти сведения большей частью касаются его биогр*фш, маснави и творческого наследия, а о его мастерстве в аанре газели при этом делаются лишь от -дальше замечания.

Однш из первых исследователей, высказавших свое мнение о дивано Салмана Савадаи и давших первые биографические сведения о ней самой, был английский востоковед Г.Аузли (13,129).Некоторые биографические и творческие сведения о Салмане Савадди содержатся в работах Э.Броуна, Э.Зте, П.Хорна и Нна Рипки.

Определенные работы о жизни и творчестве Салмана Савадки проделаны в странах бившего Советского Союза, а особенно в России. Первым, кто познакомил научные круги России с Салманом Савадди к его творчеством, был А.Е.Крымский (5,96-100). Но,следует отметить, к творчеству Салмана Саьадхи, которое исследователь оценивает очень высоко, он подходит с позиций службы поэта при дворо. Как известно, большинство вцдасаихся мастеров слова или состояли при дворе, или ке каким-то образом были связаны с шш. Поэтому определившая часть наследия таких поэтов состоит из панегирических стихов.

Но правомерно ли на этой основе свести все творчество поэта к типу дворцовой поэзии? Нам- же кажется, что главны;«! критериями оценки творчества того или иного художника должны служить совокупность его творческого наследия и поэтическое мастерство творца. Взгляды А.Е.Крымского на творчество Салмана Савадйз оказали влияние на И.С.Брагинского, который в своих обобщениях относительно творчества поэта подтверждает мнение своего предшественника. (3, 327-412/.

Краткие высказывания о поэтическом мастерстве Салмана Са-ваджи содержатся в работах Б.Кулиева и М.Л.Рвйснера. Е.Э.Еэр-тельс.в своем исследовании, посвяцеккым творчеству основопо -лохника узбекской литературы Алипера НавоЯи, отмечает факт творческого подражания узбекских поэтов стихам Салмана Са-ваджи (2[,24-449), что свидетельствует о высоком авторитете поэта в его посяежизненноЯ литературе.

О мастерстве Салмана Саваджи э жанре газели высказывает свое мнение составитель каталога рукописей Мавлави Абдул -муктадир (6,219). Более конкретные замечания о творческом мастерство Салмана Саваджи делвет Шибли Нумани. В газелях поэта он обнаруживает оригинальное содержание, новые сравнет« я словесные поэтические фигуры (Ю0 5-186). Ваг« о отметить я то обстоятельство„ что впервые именно Шибли Нумани обнаруетсэаг ряд виепмюс я ьнутрэнгепг сходств а созвучие меяду газелями Салмака Савадал и Хафяза Шарази (10, 58-70).

В изучении биографии н твсг^зства Салмана Савадзш значительна доля иранского ученого Рапида Яасими. Имешгс ему прг:1— надлежит первое монографическое исследование на эту тему (7„ 7-74). В своей монографии ученый уделяет достаточно внимания и газелям Салмана Савадам. В специальной главе он расгаатрива-ет проблему творческих отнопеннй Салмана Савадки и Хафяза Ширази.

Определенный вклад а изучении жизни и творчества Салмана Саваджи вложили и такие иранские ученые, как Аббас Ик-бал, й{за-заде Шафак, Гаки Тафаззули, Хасан Садат Насиря,3ябн-хулла Сафа, Ширин БаЯани.

Значительные работы о щорчестве Салмана Савадки написаны таджикскими учеными Р.Ходи-заде (12{<3-80) и Н.СаЯфяввьм18,149-185, 79-95).

При этой оба исследователя особо отмечают оригинальной мастер -ство Салмана Саваджи с жанре газели. ¡{роме того, Н.Са.^иев даег подробные сведения об истории изучения биографии и творчества С-^рана Савадет, подвергает исследовании иго поэм» ^лсамхад и Хургид , Слово о разлуке "£мрак-наме" . Автор такие сообщает о своих наблюдениях и находках относительно творческих взаимоотношений Салмана Саводки н Хафиза ифази.

Таким образом, наш краткий экскурс в историю изучения кизил п творчества Салмана Савядки убеждает в том, что на сей день более или менее изучены биография поэта, его творчество в общих чертах, особенности его поэм, а также рукописные списки произведения. Что касается его газелеЯ, то исследователи обоили их лшаь сйпзши замечаниями и отвлеченными рассуждениями• Об идеЯно-худо-2.осхпонных .ге особенностях газелей Салмана Савадки зпми иссле -доаителши сделана лиль отдельные предварительна замечания.Вопрос о роли я месте Салмана Савадхи в истории персоязичноЯ газели, таким образом, остается откритм. Этим и обосновывается реиение посвятить нааа монографическое исследование идейно-художествен -ыял особенностям гозельноЯ лирики Салмана Савадчси, которое поз -ьэдит определить место поэта как и истории канра газели, так и истории персснзичноЯ поэзии.

Цель и задачл исследования. Свое главную задачу автор исследования видит в определении пиета и роли Салмана Савадчш в истории развития глнра газели п Х1У пека. При отом ни поставили перед собоЯ задачу рассматривать новаторские тенденции и лирическом творчестве Салмана Савадаи в использовании поэтических фигур и средств. Нами также рассматривается относекие Салмана Саваджи г; традициям канра газели, творчеству предоествовавстх мастеров отсЯ поэтической (¡орыы в персоязычноЯ поэзии. Творческие взашло-отно^ения Салмана Савадтл и Ха^-лза 1лрози в нааеД диссертации досматривается на основе их стихов, созданных в ¡|орме поэтических ответов друг другу. Мы также сочли необходимым вкратце рассмотреть благотворное влияние лирики Салмана Савадаи на творчество последующих мастеров газели.

Теоретические и методологические основы исследования; Методологии скус основу напей диссертационной работы состедляет концепция исторического и диалектического развития литература и искусства. Лри осуществлении исслодован>ш автор опирался на 10орот»5ческ"ие к практические достижения отечественной и зарубег-

кол литературоведческая науки, а такзхе традиция средневекоь-оД ВОСТОЧНОЙ филологии,

Источники исследования. Основными источниками при осуществлении диссертационной работы послуяили диван и полное собрание сочинений Салмана Саваджи. Нами также использованы дизан Хяфкза 11ирази, многочисленные антологические труды и теоретические и практические сочинения средневековых филологов н современных исследователей персидско-тадликской литературы.

Научная новизна и практическая цениесть работы. Назе исследование является первой монографической работой,в которой целенаправленно изучается идейно-художественные и стилистя -ческие особенности газельной лирики Салмана Саваджи. Автор критически обобщает высказывания средневековых и современных филологов о лирике Салмана Саваджи и делает соответствуттая выводы на основе анализа газелей поэта. Выводы диссерта -ции могут быть использованы для создания монографии, фундаментальных исследований, посвященных творчеству поэта п истории поэтических жанров, истории литературы. Материалы исследования могут быть использованы для написания учебников и учебных пособий для филологических учебных заведений, чтения спецкурсов по истории литературы и литератур?«« миров.

Апробация результатов исследования, диссертация обсугдеиз и рекомендована к защите на заседают кафедры таддипсаой литературы педагогического университета им.К.Ш.джурзева ( 'ЗС марта 1993 года). Основное содержание исследования назло от -рзжение в нескольких статьях, опубликованных в куриалах п научных сборниках. По материалам исследования были едэяеки доклада и сообщения на традиционных конференциях профессорско-преподавательского состава университета ( 1986-1993 гг. ), республиканской научноЛ конференция (1990 г.).

0СН0Ш0В СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЯ

Диссертация состоит из введения, трех глав, закягченяя м списка использованной литература.

Во введении обосновывается необходимость изучения т<»«ч, излагается степень ее изученности, определяются состав, цель и задачи исследования.

- С> -

Первая глава - "¿изнь и творчество Салмана Савадъи" -- состоит из двух разделов. В первом раздали, названном "¿.илнь Сал-рна Савадзси", з саагой форме излагается опит научения биографии поэта, которая дополняется ноьшя деталями.

Ьо в'.ором разделе - "Классификация наследил Салмана Саьад-хд! по ^орые и содержанию" - рассматривается жанровый сос.аь тоорчоства Салмана Сава дли, творчески.» чонцепиия поэта с гоч-кн зрения перспектив развитии литературных ханроь. Лри гоу подчеркивается, что основную часть наследия ¡¡оотс составляют лирические произведения, в которых Салман Савадки отражает х/х сьоего времени и общества. Мастерство Силманп Саваджи как стихотворца особенно лрко проявляется а касыдах и газелях, и .чо-горих по-п- достигает ьисочайаих творческих вершин.

Диван и полное собр-.нле с. чинекий Салмана Саваджн,составленные а разное время, с , -чением времени измшгились по составу текстов ь значительной мере. Истицу их современные издания сильно отли чится Д( :. •• * друга. Луц.ш1М изданием дивана на сей день л. ^иется .¡'¡лз-'ули, осуществленное на основе семи

цукошх'чих списков. .1 и,. : ; 1»иста полное собрание сочинений Салмана Са^бц«; ихьлиш . .. иды, газели, кит'а, рубай, тардтл1 бснди и илснави по »к». ¡к- охвату произведений Салмана Савад-ш издание '¡'афаззулн яиляотся даже полнее полного собрания ого сочинени,;: ь ш:ги возли ¡¿в касыд, -¡17 газелей, ЗЬ кит'а, 2 тврдли»бамда, 4 таркиббе.чда, 2 маснави и 74 рубай. Общее ко-личес.'ь • .чихов, воседзкх в диван составляет 11977 дву -сти&и. ••>),

^¿¡•-ытель.ную часть произведений Салмана Савадки составляют ^ап^, кмторые посвящены главка образом лицам, с которыми поэт имея какие-то отноаенин. Касыды написаны по ииициати-со тех лиц, кому они посвящены.

Традиционный по содержание, касыды Салмана Савадки разнообразны по форме. Чяоть из касзд создана по канонам полной касыды, другая се часть усечена или во вступительной части,или ае ь заверзассейся. а некоторых касыдах тагазэул отсутствует, а прсизвед сразу ке начинается с восхваления. Но таких

касзд в творчестве Салмана Саэадг.п не так многи.

Большинство из них состоит ;'л пяти традиционных составных

i.'htob

3 .-»аире хасыян Салман Саваджи является признанны» маст«-у;: св^ого вром'гии. ьго талант з этом стихотворном жанре безоговорочно пригнан » последующими поколениями знатоков гозтп-чзского слове. В частности, о силе его таланте, ъ таких гира~о->шях отзывается велики г. поэт Абдурахман Джами:"(Салман) поэт -знаток канонов и красноречивый мастер слова. По выразительности слога и тонкости иносказания (его стих) не знает себе рав -ных. Им созданы касыдн п ответ нп касыда мастеров, некоторое из ксих лучае оригиналов, а некоторые другие равны им". (I, II34-II35). Анализ касыд Салмана Савадет целиком подтверждает мнение тонкого знатока литературы и поэтических канонов.

В касыдах Салмана Саваджи важное место занимают тадбиб. насиб, тагаззул.Воспевая красоты природы возлюбленной,нередко эти элементы касыды зытесняят на второй план панегирическуп часть. В этом плане касыды Салмана Саваджи отличаются от каевд великих мастеров панегиркческоЯ поэзии Анвари, Унсурн, Фаррухп, Минучехри и Муиззи, в которых хвалебная часть произЕЗде!С!я занимает глазное место, а ташбиб, насиб и тагаззул, напротив, кратки и несовершенны.

Салман Саваджи относится к числу тех мастеров слова, кто первым начал вводить в касыду целые лирические газели. По крайней мере, до Салмана Саваджи такоЧ поэтический прием в касыде встречается крайне редко. Таким способом Салман Савадти и другие мастера касыды, использовавшие данный поэтический прием, привносят в структуру этого древнего литературного жанра существенное качественное изменение.

Среди кясид Салмана Савадта немало и таких, которые созданы на поэтическом приеме татаббу' о которых, как упомянули выпе, рысоко отзывался «жами.

Не менее тонким мастером проявил себя Салман Саоаджи и в жанре газели, '•.■того мнения придерживагтея почти все ученые,хо-рогао знакомые с творчеством поэта, а Э.Ероун считает его бесподобным мастером гпээли. i-1,ô7-'/7I ).

Общее количество известных на сей день газелей Салмана Саваджи составляет 439 единиц или 3631 двустишиЧ.

¿} творчестве Салмана Саввджи определенное место отводиг-сл и жанру кит 'а. 3 диване поэта изданий Гафг.ээули стихов этого я-гнра насчитывается 35 единиц, составляющие 139 двустишия. с-Пэ леей структуре кит'а Салмана Слвад»и традиционны и состоит из четырех До двенадцати бейтов. ¡Ъдакляюадн часть ;<ит'а я и -яяатся Автобиографического или панегирического соцержания.

В творчестве Салмана Савадли определенное моего зинимилг к такие традиционные поэтические -.-.ануи,, как тордск'банд.тйркя-СЙьнд, рубан и сакишше . В этих жанрах почт больней частью об-рз.чзетсл к социальным и нравственным хемам. По, как и во всех других Еанр-ак, к здесь поэт не проходит миму к; а соты, которую с;*, исходит э любви, е природе. Особенно в гардли'бандах и ру -баи поэт часто обращается к душевному состояние лирического героя, раскрывая его посредством свойственных лирике Салмани Саиадкя утонченных образов.

Особое значение для познания духовного мира Салмана Са -егдаи, как поэта, имеют его саки-н&мв - винные стихи, нравст-гега1ые а хвалебные по содержании, эти стихи представляют собой удобную форму для отображения образа поэга. Обращаясь к виночерпию, поэт в беседе с ним раскрывает свое отнесение к пиру, событиям и явлениям, происходящим в нем, выражает своп чзкник и иадездц.

Но, несмотря на то, что Салман Сасаджи во всех лирических ынрах проявляет высокое мастерство и испробовал свое перо во всех официальных лирических жанрах, подлинной стихией чувств и самоизлянния для него является газель.

Ьгорая глава - "Газель в творчестве Салмана Саьадчш" - состоит нэ трех разделов. Первый раздел - "Количественный анализ газелей Салмана" - посвявен рассмотрению количнетва гизелей поэте в ого собраниях различного издания, в рукописных списках и других источниках. Нам удалось установить общее количество известных на сей день газелей Салмана Савадки - '139,сос -таЕЛяюгих 3631 двустишие.

Ьо втором разделе - "¡ематика и содержание газелей поэта" - на ос.ч.во анализа тем и содержания газелей Салмана Савадли нага дедаыоя теоретический об-б^енил.

Газель является важнейшей лирической поэтической фор*.;оЛ л пэрсокзычной поэзии и играет важную роль как для выразко-ния чувств и переживаний лир1ческого порядка, так и для про -явления поэтического мастерства художника. Лиризм газели зок -лпчаэтся в том, что она признает лиаь лаконичность выражения и глубокие чувства и мысли. Признание поэта, творящего газели, возможно лигаь тогда, когда он достигает того уровня мыллзкия образами, которое дает ему возмо.тность не только воспринимать мир поэтических категорий, а и воссоздавать его. В противном случав имя поэта, творившего газели, можно узнать лишь из антологий поэзии.

Весьма разнообразные по идейно-тематическому содержания, газели Салмана Савадки группируются в основном в двух направлениях. Часть из них воспевает любовь и красоту, вино и природу, что можно отнести к лирике в ее "чистом виде". другая часть газелей охватывает такие темы, как нравст -венность и духовное совершенство, жалобы на жестокое время, пережитое, философские размышления. Газели Салмана Савадти тесно связаны с происходящими в повседневной жизни об -щества событиями и явлениями. Даже в своих любовных газелях поэт не только воспевает прелести возлюбленной, не только выражает свои переживания от разлуки с ней, но выдвигает и идеи человеческого достоинства, щедрости, воз -держанности, разборчивости в выборе друзей и собеседников,призывает читателя полнее наслаждаться великим даром природы,называемой жизнью. Не гордыню проповедует Салман Саваджи.а чувство собственного достоинства, которое так тесно связано с воздержанностью:

Дило, ба изз ivsHoaT бисозу иззати нафс, Ни бори миннати эхрони х^р гадо хуш нест.

О сердце, удовлетворяйся честью и чувством собственного достоинства, Ибо невесело нести тяжесть благодеяния каждого нищего .

Почитая чувство друхбы, тем не менее необходимым условном настоящей дружбы поэт -• считает равенство обоих сторон: Ту гирди косе гард, ки у гирдк ту гардад, Ту i-ри хясс бс'л, ки у "ри ту бопад.

Ты кружись вокруг того, кто кружится вокруг тебя, Ты будь другой тому, кто является другом тебе .

Как бы ошибочно ни было тематическое пространство газель-лирики Салмана Саваджи, ее сердцевину образует тема любви. Это обстоятельство связано с традициями и природой газели являвшейся основным любовным жанром многих литератур Востока. Но в данном случае играет роль и другое обстоятельство. Дело в том, что все явления действительности Салман Саваджи передаст посредством чувств и переживаний влюбленного.раскрывает мир его восприятий, свойственны;.! лишь ому одном способом. Лирический герой поэта пропускает через свои чувства и перегорания; псе, что происходит вокруг него, выступая своеобразным мостом между объективным миром и восприятием читателя. Этот способ восприятия действительности исполь -зуетсл поэтом очень плодотворно, что придает его газели особое звучание. Говоря о лябви в творчестве Салмана Саваджи,необ -ходнмо иметь и виду и ее мистическую сторону. Как всякий поэт своей эпохи Салман Савада! не мог избежать при -косновення с суфийскими воззрениями, мистической поэзией. Но и земная любовь Салмана Савпдта по своей сути такая же чистая, созидаэдая, как и мистическая. Лирический . герой любовных га-оелсЯ Салмана Савадки всем своим существом стремится к любви, ибо он не ыокет мыслить себя без нее:

Нест як соат сари ыан хот! аз савдои ишх, , То чй орад бар сари ыан ок^бат раврои иак, . (Нет мне ни минуты покоя от страсти любовной, Что же принесет мне эта страсть в конце концов .

Избранный влюбленным путь поэт считает истинным и бесконочным. Поэтому он сравнивает этот путь с ристалищем,куда ' на всякий осмаливается войти, чтобы испытать свои силы.Эта любовь монет не привести человека к желаемой цели, но делает его счастливым тем, что в его дуге никогда не гаснет зазсгенный ею свет. Ото именно тот свет, которого так страстно добивается поэт, сплавивший воедино земную и мистическую лс ^ь, так страстно зовуций человека к ее пости -пенис.

Чрни ман !.!'_'рак£ад аз еодй, магар ёр омадаст, Мвчахад чаэмам, х/змано, вацти дидор омадаст. Дула моя поала в пляс, не иначе, как любимая прнпла, Мой глаз подергивается,свидания миг, видимо, настал . Именно это обстоятельство заставляет известного ученого З.Сафа констатировать, что "Салман в газели является удачливым поэтом. Изящество слога и глубокое содержание его бейтоз, а также сочетание любовных и мистических мыслей в газели послужили причиной тому, чтобы он вошел з число лучхих мастеров газели УН века хиджры" (11,79-80).

Свои мысли и чувства,переживания, отношение к жизиедаь"! явления?-» Салман Савадаи передает, как вшзэ заметили,чзреэ лирического героя, "й" поэта в газелях Сажана Саваджи целиком растворяется в лирическом герое или лирическом "я". Этот герой отдается любви целиком. В любви он не идет 1Ш превосходства 5 ни равенства. Он самозабвенно готов растворяться в возлюбленной и исчезнуть:

Хураеди баланда туву ман соян хокам. Он чо т ту бои?, натавон гуфт, яи хлстам. Ты солнце высокое^ л я - тень из праха, И там, где блистаешь ты, не скагепь0 что

сутлзствуп я .

Нельзя сказать» что возлюбленная лирического героя газелей Салмана Саваджн отличается нравом от друппс позлсблсгеспх лирической персоязнчной поэзии. Она своенравна, капризна и безжалостна по отношению к влюбленному. Чем боль-з зясбле'пшЯ постоянен и верен в любви, чем больше он пролзляет сэои чувства, тем недоступной и безжалостной проявляет себя возлюбленная. Для раскрытия душевного состояния лирического героя Сад -мен Савадаи широко пользуется словесными я сшслосшеи поэтическими фигурами. Так, душевную чистоту героя изображает с по -мощью метафор и метонимий, сравнения и эпитетов, а также гиперболизацией. ' Рацсидани ^он "Пляска дупГ.\, пархвдани чашм' "вращение глаз" , ба исгицбол омадани цони бемор" "выход истерзанной души навстречу возлюбленной" , чба бусидшш хоки ро!?1 мацбуба рафтани «пик, ■ "лобзание влюбленным праха на пути к возлюбленной" и множество других фигур

- -

придает описании любовных сцен в газели Салмана Савадди высочайший эмоциональный накал.

В отличие от лирики Амира Хосрова, Ходку Ки;мани и некоторых других ярких современных ему лириков газе л я:.: Салмана присуще такое свойство изображения, при котором отчетливо появляется конкретное состояние лирического героя. Этот изобразительный эффект достигается тем, что образы и образность поэт подчиняет конкретной ситуации, теме, придавая мало значения деталям.

Мало кто из предшественников и современников Салмана Са-еодеи гак остро интересовался эмоциональным состоянием лирического героя, как он. Если, скажем, Ачир Хосроу ц лирике преследует раскрытие сущности любви, по отношению к к которой определяет суцность субьекта, то образные и языковые средства слузат Салману Савадди средством для раскрытия внесшего и внутреннего облика лирического героя. В лирике Ходку 1Сириани эта средства направлены на раскрытие образа лирического герои. Tew не менее, все три поэта идут к поэтической действительности через волнующий и интеллек -туальиый лиризм.

Салман Савадяи признан одним из фигур персоязычной поэзии, внесших суцественный вклад в развитие содержания поэзии. Он был одним из первых поэтов-лириков.установивших иарастораашую связь между словом и содержанием стиха, и тем самым сделавших содержание стиха непременным предметом внимания художника.

В создании содержательной любовной лирики Салман Са -вадки вдохновляется поэзией Саади Ширази. В его любовной ли-pixe звучит именно "эхо? "мудрой любовной" поэзии Саади.Но в своих "ответах" газелям Саади Салман Савадии не подра-еает творениям своего гениального предшественника, а использует их для создания своей "смысловой" лирики. В своих ответах на газели Саади Салман Саваджи использует как бы интонацию творений своего предшественника, вкладывая и них та -¡aid вира* ,-шя и смысловые поэтические фигуры, которые делают его газели безусловно оригинальными.

Салман наделяет новыми качествами такие традиционные образы любовной поэзии, как возлюбленная, влюбленный» со -г.ерник, изображает их душевное состояние и дух соперничества.

Целостность содержания является непременным условием газелей Салмана Савадки. Не менее необходимым условием является полнота его раскрытия. В соответствии с традициями персоязычной поэзии поэт с гордостью ставит под такими стихотворениями свой тахаллус. В болызкнстве случаев в яю -бовных газелях Салмана Савадди тахаллус непременно при -сутстпу-эт.

В поэтическом восприятии Салмана Саваджи каждый предмет окружающего мира имеет своп особую окраску,которую поэт отражает в своих стихах трепетно и лб6оено.

Салман Савадта проявляет себя тонким ценителем красот природы. Лирический герой его любовных газелей не мояет представить встречи с возлюбленной без одухотворявших красок природы, запахов и звуков, оживляющих нодеада безна -деиных, играющих на струнах души. Волнующие выракения, п.-ю-гичоскиэ фигуры Салмана Савадди, сотворямзю "прлроднуп г.'лрнку", способствуют не только совераенствовагош содержания, но и упрочению формы. С таким явлением встречаемся и з этих стихах:

Агар рузе нигорамро суйи бостон гузор уфггад, Ламоно, бар гули руяш чу мвн оиик, хрзор уфтад. Бихандад рунча бар лола, чу лаълаа бар калом ояд, Бупечад бар суман сунбул,чу зулфаш бар узор уфтад, Гар аз чини сари зулфап сабо буе" ба бор орад, Чаман аз накхдтая пурлолаву мушки татор уфтад, Если моя возлюбленная отправиться в сад, Появятся тысячи таких, как я ценителей розы ее лица. Улыбнется тюльпану буюн, когда его рубины для речи

раскроются,

Гиацинт обвивается вокруг жасмина, когда его кудри

падают на лицо, '¿ели утренний ветерок принесет в сад благоуханье

ее кудрей,

лута ог их благоуханья покроются тюльпанами и татарским мускусом'.

Рядом с каскадом таких природных образов в газелях Салмана Савадки "сосуществуют" образы и выражения, присущие су-<{г!йской мистичэской поэзии. Все же харобот питейный дом , куйы цурон .квартал магов , маю бода (вино), савмаа (монастырь) относятся к числу тех мистических образов,ко-торыо большей частью служили ■ средством для утверждения содержания и отрицания мертвой догматики и религиозного суеверия. Средствами мистической поэзии Салман Саваджи высту -пает против невещественных, догматически мыслящих судиев, которые имели относительное отношение к суфийской мистике. Поэт ке скрывает свою настороженность по отношению к лицемерному аскету, который из страха перед грядущим божьим судом соблюдает религиозные предписания:

Ба фардо дач мадехс, маро, к-афсона мехонй

Ту бо у то ба кайс Салмон,, бвд-ин афсона биншинй? (Ты мне,, аскет, ке говори о завтрашнем дне, это ты -

сказки несешь А ты, Салман, сколь еще будете сидеть с ним,, слушая

эту сказку?).

"Заз^зд" 1,аскеТсиоттэлькик""подви.-ящ1:к,'а поэтической терминологии Салмака Савадош - тот, кто, кроме религиозных предписаний,, кз призкае? шгеего. Но для тех, кто вдет по мистическому пути познания Творца,, ограничения философии "сухарей-аскетов",, "уухтасибоа" (чжовник, наблюдавший за соблюдением предписаний шариата), "советчиков" и прочих радетелей, догмы но приемлемы.

Как поэт, надэявршй острым чувством восприятия, Салман Со сади: видит пороют своего общества и в той или иной мере, шскезызает своо отношение к ним. Но все же социальные мотивы в г,оз2Кя Салмана Савадки звучат не с такой силой,как о творениях Хафизз Шнразн. Свое отношение к событиям и явлению! социальной среда поэт высказывает главным образом в газелях и с позиций своего лирического героя. Поэтому социальны« суждениям поэта характерен субъективизм.

Субъективизм Салмана Савадки проявляется не только при выражении социальных воззрений поэта, но и интимных переживаний лирического героя.

Б третьем разделе - "Поэтическое мастерство Салмана Сапа джи" - подробному анализу подвергается мастерство Салмана Савэдул в жанре газели. Подчеркивается, что эстетизм Салмана Саваджи проявляется в выборе ярких и содержательных словесных и поэтических средств. Каждое слово и вырааенио поэт измеряет красотами возлюбленной и одухотворяет её. Салману Саваджи принадлежат значительные заслуги в обога-пении поэтической сокровиплицы персоязычной литературы поэтическими фигурами и средствами Сравнение, метсфора,аллегория, ссылка и другие поэтические фигуры украшают его газели.

При подборе слов и выражений,а также использовании поэтических :!:1гур Салман Савадчш стремится не толькз к достижению изяцества и мелодичности слога, но я сохранения взаимосвязи слоп и выражений. Особо четко это стрсм-лс1Г.(е проявляется при использовании омсютлов, различного ?нда сравнений, о чем подробно излагается в диссертации.

В своих стихах Салман Савадж особенно плодотворю применяет метафоры. всего эта поэтическая фигура используется поэтом для раскрытия дупзвного состояния стрпчес -кого героя. Например:

'1ч,р:п{ чапми ту, ки бо тиру камон «егардад,

Ез нишон карда диле, аз пайи он мегардад.

Гцрки - твои глаза, которые ходят с лукой и

стрелой).

Сделав мишенью чье-либо сердце, охотятся за шш), Здесь мы имеем дело не . только . с двумя метафорическими выражениями - турки чашм' ^"тюрки" -"глаза"), тиру каыон*-'. "лук и стрела"', Но с метафорическим изображением ситуации вообще.

Как ме:-а4ора, "тюрк" в персоязычной поэтической традиции означает безжалостный красавец - воин (корнями уходит в истории, когда иранские правители покупали на невольнн их рынках молодых и красивых тюрок и сколатшваля из них дворцовое гвардии и просто воинские отряды). Тиру камс.. ."лук и стрела"; - это брови и ресницы, которые токе относя ся к глазам.

- 1(3 -

Таким образом, поэту удалось сохранить не только телесную связку понятий, но и логическую. Аллегоричность ситуации заключается в том, что возлюбленная без всякой жалости мучает возлюбленного своей красотой.

Обильное применение поэтической фигуры талмих г с с ил к а',' "указание" "камек" очень часто указывает на направление культурного воспитания, культурных интересов поэта, а в обгц.м сложности, на его познаниях. Не напрасно, как нами было указано, и Хаф"э, И Джами отмечали большие познания Салмана Саваджи. Наши анализы показали, что в газелях Салмана Саваджи в качестве талмих многократно использованы такие легендарные к исторические 1в:енз, кок Лейли - 1С, Медкнун - ¿0, Иосиф - 25, Зулейха - 13, Хосроу - 12, 1й1рин - 17, Вамик - 7, Лзра - 9. Учитывая традиционные поэтические характеристики отих персонажей, Салман Саваджи часто дополняет их духовный мир новыми качествами. 0 жителе пустыни - Меджнуне поэт провозглашает:

Чун равад Мащ1ун рахр, к-аз муйи Лайлй хрр хаме

Рост занч$!рост0 к-андар пойи Мачнун бастаанд.

(Как может уйти Медднун, если каждый изгиб кудрей

Лейлы,

Словно цепью, обхватывает его ноги;.

В диссертации на многочисленных примерах анализируются также тареи* (введение внутренней рифмы, украшение речи риторическими фигурами)0 гипербола, ирсал-ул-масал (использование афоризма, поговорки или пословицы в стихе) и другие позтичасхие фигуры,/плодотворно и мастерски использованные в газелях Салмана Саваджи.

Стилистическая и языковая структура газелей Снлыана Савадги отличается плавностью и простотой. Ьто обстоятельство главным образом зависит от природы самого жанра газели, которая преполагает применение таких слов и выражения, которые способствуют отражению тончайших дуиевных сдвигов, которые особо волнуют чувства и воображение читателя, '

В своих газелях Салман Саваджи мастерски пользуется этим обстоятельством.

:Ь.«т де зсего плодотгорко пользуется обяеулотреби -■ельндаи языковыми средствами, достняениями фольклорной .з.рикм , вредными речеными оборотами и выражениями.

-'/.аза тг.-j 1'ья - 'Творческие отношения Салмака Савадди с лруг".-;^!! частегами газели". В этой главе преадо всего речь п.",- : . --начени* творческих связей э развитии литературы. ..;:jcec:aiiv стремится иа творчестве Салмака Саваджи про -с.:о';и;ь градации творческих взаимосвязей и взаимодействий г.-.-, с.»«зичн:)Л поэзии и определять место его творчества з радейгии :*.ан;;а газели. Исходя из этого, глава разбита на диз раздела. о первом разделе - "Традиции гаэеян и твор-•¡еетал Салмана Саиадзи" - рассматривается место и з.чаче -•на «"зорчееггз поэта в традициях ~£нра газели.

-^jej/u'-'tiiii.. естественно, что значительные мастера сяо-я)1г,пнк1сп там, где литература располагает достатошш-■I для рост« и развития -градациями. Гворешш предаесгаен-.•.;!!:•>;• гсегзд служили и официальной, « неофициально а гхояоа •.•у.;.' »рсгэа для грядудах поколений поэтов. Этот процесс ■ '¡е ::зй'.'"ал и Салчан Сазадхи. На пути к верстам

••.••с.-ерсгвч он обращался к творениям многих «аствров ;:.*;ic.,f!3U4b"j.i поэзии, учился у них таЛнзи поэтических ззу-иов lio.i^-ûciy слов, „остигнув верыин «астерстза.Сагмзи Савадди сам вносит свои дола в этот поэтический "круго-•;о;юг ". Он придает ковиЛ блеск многим уне потускневшим понятиям и темам. В творчества Салмана Савадди очень г. здко попадаются повторяющиеся мысли и образные построения. Мастерство Салмана Савадяи .особенно отчетливо про -является в стихах состязательного характера, в частности, в стихах назкра (ханровая ¿орма, стихотворение, составленное в подражание или ответ избранному образцу) .ис гик— ri а ли .¡а (поэтический ответ на стихотворений поэта-сопер:-шва с соблюдением размера и pnijMi; era стихотворения). Б таких сти-хг; ){».'r&t.ix, следует думать, поэт особенно стре!.ится к от -ходу or с:пГ.тл(ов, вносит новую струю а творческий процесс. 3 г.-.д;Си:.х стихогэ-Р'.'Нийх Салмана Савадди часто встречаются ниьат^рские элементы содер«лг-.'льн;го порядка, ощущдетсл бол"? темная смкс.Тивал взаимосвязь ч««ду яояусгигяккм, доги-•••ска.-: зпр .-нн/'.ть <!\-.!тз.

В творчества Салмана Севан»; этчзтяйбо лросл«го<зьсгси вдохнемте творениями Фирдоуси и Ыкнучехрн. Очарч. л* ¿буя-Иаятв СонаЯк, Аттара и Ацийа Сеоире Тир"»ли. Лш.ч . разя и £галвл ад-дика Болхи, Ачирь Хссроэ;-. к лас яма ,«.»>.;■,.•» в:-.. Ходку !&рмаки к Хафизя ¡¿¡рази, на сткхк хоторм* сог.ат.д »:•» зира Сахмок Савадви, немало он и подражал и газчля-.- вма«< -снхся постеров слово. «орла творческого подражани.« - таг:,-ббу • илк следование удавалось Салману Савадги t севера':н -ство. Поэтому часто исследователи затрудняются-. сказать, кому, Салману или тому поэту, эе которым он следовал, при -кздлзюгг сотворенное им подраг-гкие. Так, Халхали выделяет 19 газелей Салмана Савадял, которые образной системой, рк}мой п раааером походят на газета Ха<}мза Порази. Во всех формах творчосного состязания Салман Саваджи остается глубоко ори -глнаяышу мастером слова и ке дает ни малейшего повода обвинять его в подраяштельстве, о тем более - в плагиате.

Одним из выдающихся поэтов^ стихам которого "отвечает" Салман Савадся, является Оарид ад-дам Аттср Низапури ( род. в 1145 г.) вдохновляясь в основном любовны:«-}/ газелями Ат-тсра„ в сбоел ответных газелях Салман Совад»; сохраняет ос-коскыо характеристики стиля, фор«(у выражения, размер к рп^ыу, идейно-тематическую основу оригинала. Поэт так "подражает" Аттару, что изяществом и звучанием его ответы составляют настоящую конкуренцию оригиналу в "оригинальности V Например, Аттар говорит:

Z„ ба олам кард^ пайдо дору пинхрни маро, Ыак кшазе к-ез. Цун туе буе расад «фни маро?

О тот с кто сделал явными мои обиталище и сокрытое, Кто я, чтоб от такого, как ты, благоуханье коснулось

моей души? .

Салман Савадиа отвочзет:

Зй, га бар ман мекапи хатту намехонй маро, Бар мисоли нома бар худ чанд печонй маро?

О ты, кто вычеркивает, не читая меня, /»о каких пор,, кок письмо, будевь сворачивать меня? .

л :/»!!иоЛ ;%зае.г.1 >л«ана Савадаа -:и &мдгсм !w только cori'j ¡м.^л;.1" ,v размер, ред.Ц; ¡'. ::усн-:; т^хдл.чус0

•вг.->{'»н,|.: н-шиорня зь.ражени.1, ;гак "сарл оу-"4/'е"ру-i^-.-ir,". .'¡о -1 ¡'пзо-ли С.з;:мана впадай ути выражения по-.vчу»; »ьучш.;««, :>о льжД йлспресамЛ, взволнованностью.

'.к -л ч газе.;:1, « с с: л: а в ц ш ся ку д ря.чи ( сари аулф')соз-

. 'ПЛ'знно! сравнивается смятенная дуда ( -«рн ) члгбленного,

члвадуи с зти::и лудрями сравнивает пса гмзнь ъъ.бленного, подчеркнув таким образом глубга!у пзрезаванчЛ чьрк'мского героя. Метафорические выражения отап «шсондан'

"гасить огонь" , 'чэггми г.-ух "кокетливые глаза" „ 'itoi:n /'и.: "страстное челаниэ" < , тзрки туркони ка.монабру ;"от-от крутоброеих гурччис;«" , с глубоко Л искренность?» asy-а газели Салмана Саваджи, значительно усн.тлваат и о содержание. Газели /.ттара Салмана разнятся по объзму. Г/:зели Апара состоят из семи беДтоя» а газели Салмана С-п-ад'".!! - из девяти, что дает поэту больгз Еогиояюст:»

:я | лскрытна дупивного состоят!.1) лирического reроя.Таких ' и: г речных" галдим Ал ара стихотворений в творчество Сзл-••-на 'льад?;! довольно .чного.

„ругим по >тсч, к творчеству которого особыЛ интерес проявляет Салман Савадги, является Сзади ¡.ирази. Гагеяи.соэдам-

Салманом Саваджи а ответ стихотворениям Сзадч, по глу&шо содержания и совершенству поэтического искусства почти раз -ны творениям гениального предсественкика поэта. Создавая "ответ" на газель Сзади в вступительном бейтом: 3/. ;р, ногузир, ки днл дар хдооди густ, Ч^н низ, агар к^бул куни, х,чм"барси туст. Салман Сазаджи соблюдает все требования "нэзнрз": но только размер, ри'му и редиф оригинала, но и передает созвучие строк великого мастера мелодии, "загружает" содержание равносиль-ноЛ нагрузко.1. А строка Салмана Савадти ''Еас нзст ин кадр, ки сэрам зери поди туст ."Не достаточно ли того, что моя голова у твоих нсг?" , по нясему убеждении, вьсла дзг.э уд а чн .з е с г рО к и Са а ди.

л г^му *■: Салман Саваджи с большим мастерством при -иенчет гиперТолу, которая сниыа«т часть нагрузки содержа кия.

В бе Яте Ссади мы сталкиваемо, с обычидо жизненны* с-.-д-.т -кштеи, но Салман Саваджи с почоаыо гиперболы у ^та.: ^г.:.-придает чувствам лирического героя свежее поэтические звучание,, романтики. Во всех своих газелях - ответах газелям Сзади Салман Савяд^о-; выступает со своим ноши виденн':'.-. и содержания, и поэтического воображения.Громадный авторитет Саадй в мире поэзии его не подавляет, не превращает в "последователя" - он остается самим собой, поэтом-новатором.

В своих газелях-ответах стихотворениям „желал ад-дина мк, Камала Исмаилв, /мира Хосрава /лехлави, лума Габризи и других выдаютхся поэтов, Сакман Саваджи также показывает себя оригинальна кастором слова. Огой стороне творчества Салмана Савадкз в диссертации уделяется необходимое внимание.

Во вгарс« разделе - "Место Салмана Савадхп о жанре газели* - пака рассмотрен вопрос о значении Салмана в газольноЯ 1юэзг£з„ его поэтическом авторитете в провес -сионаяыюй ере».

Не всегда судьба благоприятствует больикм мастера« слово Сыть пркзь5йяхаии своими современниками. Но содсрха-тельноо в шссхогудожсткенное творчество Салмана Саваджи было пр.«1яго с ьоехкздпкеы и его современниками, и пос-яадуюзткп пааогакпс! поэтоз. По словам Лариатира:"некоторые поэты пргшоззтагаяа его стихи п обращались в ним".

В "Твзкярат ун-щуара" Доулаткаха Самарканда, "Мир'ат ул-хиял" '11!ир-хиа З^дЛр "Тозклрат ут-товарих" Абдаллаха Кабули и "Гухфа-йл Свз«а* О^я-кгрза Сьфаы аргументированно утверждается высокяЯ ввтератет Садакша Саваджи в кругах современ -них 01,у поэтов.

Салман Саваднл такие поддерживал знакомство с целым рядом выдапялхся мастеров слова своего времени, среди которых были к УбаЯд Зокони, Сирадж уд-дин Кумри, Ха^из илрази,Качал Худяанди. оти выдашився мастера поэзии состояли с ним в творческих контактах, составляли ответы и нпзира на его газели. Особого внимания,естественно, злеяужигает характер взаимоотношений между Салманом Саваджи и Хя.,'и-эом 11!ирази,лирика которого и сегодня остается мерилом красоты, яэкдаства и мудрости.

Ь лтом отнопении следует обратить энмнанне на три обстоятельства:

I. Салман Саваджи в своем дивана ни разу па упо.'лшао-.' ими л(ф:зо Нирази, в то время, как Хафиз несколько ряз соа-лгязг "ответы" на стихи Салмана Савадгл и наделяет его., гсап упомянуто вьжз, внсочайЕими почетными титулами.

'¿. Когда Салман Савадки носил почетный титул "Наяшсуп --г»ара" ."Парь поэтов"., Хафиз Порази ес;з но пользовался сиротой известностыз.

3. Разница в возрасте между Салманом Савадет и Хафязом й|рааи составляет всего лиаь 14 лет, Поэтому нельзя исшзгсзхг>. ;.а'гта взаимовлияния их творчества, а то, что в диване Сзл -гг^н» Сападаи отсутствует имя Хафпза С (рази, говорит яиеь об отсутствии такого факта.

Такие последующе поэты, как Сирадас цд-дчн Емсдтн С". -'¡арккнди, Наулана ¿жалал ад-дин Лбу Исхак Халлзда ^грлг'л.]!л-тнби, Хийали Бухара Ли, ¡-!ирза !.!уха;е;ад Али Сайнб, Хидвати, Туг-уэл и другие создавали дглвабиЛа, напнрл и тптаббу' на га-1Н Салмана Савадта. Поэтому следует особо упомяиуть"от-пет" видающегося лирика СлЛнба на газель Салмана Сзелд~л с начальном бейтом:

Мухуаспб гуяд, ки бнпкан согару пайменаро, Ролибзн девона -ледонанд наш« фарзснаро.

Надзиратель говорит ¡.".не: разбей чазЛ с неркол, ¡.^роятно, меня - мудреца, принимавт за сумасходсзго). Вступительный бейт "ответа" Сайиба звучит так: Аз сару ссмсн чн мепурси маки девонаро, Чули май бардопт аз чр саэдл ин иайхонаро, чО каком покос спрагз;впеаь меня - безукного, Ероуение вина подняло кризу этого табака]. Связанный у ■ловия.\и - соблюдение заданно,! теш размера я рифмы, Сайиб создает оригинальну» газель с новой образной системой, не уступаемой газели Салмана Савадяк слова 'девона "безумный" , парвона' ^мотылек"/, ''заИрсна* * "руины" , бутхека ("кумирня") в стихотворения Салмана Сз-ваджи приобрели новое звучание. Еыразенно сайибовсхям:! является образы и а .тле горг,1 типа зул^СуОрн слмь% "тоггаа изгци -.^унун суд ч^би гул.

Стихи Салмана Савадди с восторгом восприняли ¡гают.е I! твркоязычные поэты. Называя поэта "мастером газели'„'многие кз них так или иначе подражали его газелям. ;'ак, чагатайский поэт Маулпна Лут4з! (ЯУ в.), расхваливая свои "красочные стихи", указывает на источник их "красок": признает себя последователем Салмана Савадш: Килинг тахрин бела Лут^ийни диляод, Ки рангин шеъри Салмондан крлиамас.

Обрадуйте Лутфи одобрением своим, Потому что его красочные стихи не уступают стихам

Салмана''. |

В последующие веко Свтаану Савадкл в жанре газели подражает. многие другие ,тюркояэычные поэты, среди которых били создатель . империи "великих монголов" Захир Уд-дин Ь'у-хсьшад Бабур (ХУ1 век), поэтесса Надира (XIX век). Тюрко -язьпшыэ поэты не только "подхватили" рифмы и редифы газелей Салмана Саваджи,, но и, признав его лучшим мастерок газели, в заверпекш своих газелей упоминают его имя.Поэ-тпчзехий юр Салмана Саваджи оставил такое сильное впечатление на тюркоязьгчных поэтов, что величайшие из них безусловно признали его ярчайшим мастером слова. Свое проклоненио ппред яркой поэтической фантазией Салмана Са-вадак этн позты шразили тем, что в своих стихах взаим-ствовали его выракения и оброты. Это положение в дис -сортацнй подробно анализируется.

Салман Саваджи. проявляет себя ярким знатоком словарного фонда проалуЯ и современной ему литературы, с ко -торьы обращаатец ' бережно и с любовью. Салман Саваджи воспршяыает извечность традиций с должным почтением.Он соблюдает важнейшие традиции . как в стиле жанра газели, ток и о содержании. Как большому мастеру слова, Салману Са-вадяи очевидны внутренние возможности жанра газели. Свои газелн он создал в различите размерах просодии персо -язычноЯ поэзии, но его излюбленными размерами являются: хаэадш. рамад.раджаз. Свое предрасположение к традициям Салман Саваджи проявляет также и в выборе рифмы, исполь вовав в большинстве своих газелях полные (салим)риДт.

Этот тип р1ф.1Ы способствует более полному рас^рлшэ

содержания стихотворения,придает словам особое звучанио.

Б заключении излагаются основные вывода, сделашпло и

отдельных главах и разделах работы, подводятся основные

итоги исследования.

ЩШРОВАШАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуррахмога Чр!д1. Еазррютон. - Техрон, 1341

2. Ееотельс Е.Э. Навои и Дхамн. - 15.:Наука, 1965

3. Брагинский И.С. Очерк о Ха^пзо, его эпохе и творчестве// Из истор:и таджикской и персидской днторатур.-Ц.: Наука, 1972

4. Ероун Э. Аз Слъдй то Чртй. Таърнхи адабнэтн Эрсн аз нимяи к,зрни нузсу!Ж здтр? - аср1 неталой цугулу тотор. Тарчпмаву х^бошл ба кэшами Алиасрарн Де^худо Хдкнп1?.--Техрзн, 1327 ш.

5. Крымский А.Е. История Пзрс.ги, ее китаратурц и дэрзи -веской теософии. - М., 1914-1917, т.З

6. "звлавй Абдулмуктадир. &хрнсти дастнависхри араб;та фор-сии китейхенаи оммавип орюнтални Бсшшпур /ба оабон'Л янглиси/, Кэлкатта, 1903, ц.1

7. Р.н^ид Есимй. Татаббуъ ва кнтиздци ахполу осор: Сал^оки Совами. - Техрон, 1350 Ззох,: Ин ррзолаи Раскд Ес:з:й ба енфати мут^идимами Куляиёти кдеоид, -газалиёт,п,пгс.п-от, рубоиёт, тар1,еот, таркибот ва маска с пап Хрча Чпмояпд-дин Салыони Совачр» ки соли 1387 гамей бо иукддд:п:л за тасу^з^н Ависто дар Техрон ба тзбъ расздласт, юггнпор йфтааст. ' -

¡3. Сайфиео Н. Ччргёш! зкндагни Салю га Сова«»й.// Чонд

муло*;!зяи адабй. - ДуганЗз: НаприЗта Докисгох^ омузгор:п □ .Душанбе, 1973. - Ч-86; Сайтов Н. Рочэъ <5а достаи Салмош! иэвачн "1(дыл;од за Хурзэд'У/Чанд мул0:91 зги одаСП. -Душанбе: Наариёти Дошязтох}! С1тузгор:и п.Душанбе,1974,-4.92

9. Салмони Совачй. Девси. Бо му^аддакан дуктур Та.'^гл Та-фаззу.тй, ба эх,тамоми ''.алсур! Ыуг^иц. Зоьмла гззалиЗ?, тар^оот,к^соид, рубг.из? - Техрон, 1356 а.

10. Еибяии Нуъмонм. Шсър-ул-Ач^м ё таърих;: ауарог-у адябпёт--Эро«. - Тарчумаг. Сайд МухркмадтакД Фахрт; Гол он?.-Тезфон, 1327. - \2

11. Забэ^лло Сафо. Таърихи адабиёт дар Эрон. - Теэдэон, 1352. - Ч. 3.

12. Хрдазода Р.Саямокк Сзвачд//' Ддабиёти форсу точ?ш дар асрхри ХП-Х1У. - Душанбе: До;шш» 1933. - Кяс:.:;; Г.

По теме диссертации опубликованы слсдукзне работы:

1. ¡»азфаж асрор // ПогорзнаиЗ тайн. - Содой Шар$ . - № 6, 1985, - са^.52-61

2. Ыазкри разал дар зчрдпётп Саямми Совач;;// Газель г творчество. Саямана Совадаз». Тезисы докладов молодых учетгХр 1983

3. Дарацри о:.гу:-:та судаки г-аваяиётк Салмош; СовачЗ; за эчодиётп у.// Степень изученности газелей Салмана Со -водяк' и его творчества. - Армумн, 198Э0сш^. 126-134

4. Салуою Совами Энциклопедия?, адабиёт ва санъати то^п». ( ил тсдашскоа языке).

5. Салыоня СоваV. Иунтахаби ааьор // Избранные яроизведз -ния. - Дгшанбэ; Дднб (в почати)