автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Гендерные аспекты повседневности в современном обществе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Гендерные аспекты повседневности в современном обществе"
На правах рукописи
Волочай Анна Владимировна
1
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
09 00 11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ростов-на-Дону - 2007
003071786
Работа выполнена в ФГОУ ВПО Южно-Российский государственный технический университет (НПИ) на кафедре социологии и психологии
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Плотникова Татьяна Валерьевна
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Рамих Вера Алексеевна
доктор философских наук, доцент Пшегусова Галина Султановна
Ведущая организация:
Ростовский юридический институт МВД России
Защита состоится « А о » о^о-Х_2007 г в 13 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 208 01 по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд 34)
С диссертацией в виде научного доклада можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 148)
Автореферат разослан « А- » оо-оХ 2007 г
Ученый секретарь ЦI В
диссертационного совета Ку^ МБ Маринов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования Мы живем в повседневном мире и полагаем, не без основания, чго знаем его и можем судить о нем
Одна из главных функций философии - анализ повседневного опыта С его помощью философия возникала, дистанцируясь от античного мифа, изыскивала себе новый, секуляризированный предмет в средние века и эпоху Возрождения, как обобщение обыденного опыта она рассматривала зарождающееся эмпирическое естествознание; наконец, именно в повседневности искала философия спасение от чрезмерных претензий научного рационализма.
Тем не менее, целостность и многообразие повседневности не по плечу одной философии Последняя ограничивается мировоззренческой оценкой повседневности, присовокупив к этому отнюдь не беспристрастному суждению ряд аргументов, неполнота которых очевидна Сегодня мы, находясь в поисках нового мировоззрения и ноной философии XXI в, нуждаемся в некотором фундаменте, которым может служить наука, религия, миф или все вместе, но, - и это неизбежно, - адаптированные к обыденному сознанию
Предмет анализа и источник общезначимых иллюстраций, - основа и критерий достоверности, цель критики, прояснения и очищения - те немногие ипостаси, в которых существовала повседневность для философского сознания Новые эпохи изыскивали в ней свои содержания и аргументы, выплескивали на нее свои разочарования и надежды Делая повседневность своим предметом или вспомогательным средством, философ открывает в ней некую жизненную народную мудрость, стремится придать своим терминам понятность для обывателя, прибегает к повседневным примерам и здесь же критикует повседневность за ее косность, а обыденное сознание - за его неточность и незамысловатость Бытие повседневности как профанной регулярности и мифические измерения повседневности, синкретизм обыденного знания и единство его как фундамента наличного бытия, субстанциальная и функциональная интерпретация повседневности, природа, социум, техника, наука в сфере повседневности - эти и многие другие темы стали предметом исследования современных социальных философов То, что с относительно недавнего времени повседневность привлекает к себе внимание философов, может быть обусловлено ускорением темпов цивилизационного бытия, когда сфера повседневного опыта оказывается меняющейся столь быстро, что сама становится совокупностью из ряда вон выходящих событий
Актуальной и слабо разработанной темой остается анализ тендерных аспектов повседневной деятельности В повседневной жизни постоянно происходит взаимодействие между представителями мужского и женского полов, взаимодействие, которое в силу своей эмоциональной насыщенности выводит его за пределы той самой повседневности, в рамках которой осуществляется Тем самым, данное взаимоотношение разрушает цикличность и
\
повторяемость, которые являются признаками и атрибутивными свойствами повседневного быта Лишь в той мере, в какой мужчина и женщина предоставлены в осуществляемой ими деятельности (бытовой или производственной) сами себе и следуют предписанным ролям и стереотипам поведения, возникает гнетущее чувство безвыходной повседневности Однако роли и стереотипы поведения неизбежно распределяются по тендерному признаку, и это приводит к выводу, что только вне непосредственного взаимодействия представителей полов, или тогда, когда их отношения лш-иаклся тендерных особенностей, существует то, что именуется повседневностью, Таким образом, изучение повседневной действительности и отношений между полами в бытовых ситуациях можно считать даже более значимым, чем все философские рассуждения о тендерных особенностях вообще, потому что именно на этом уровне они наиболее ярко проявляются в стереотипах, предписанном поведении, ритуалах общения
Социальная философия последовательно и весьма продуктивно разрабатывает понятие «тендер» как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм Смысл его заключен прежде всего в идее социального моделирования или конструирования пола В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей Рассматривая тендерные аспекты повседневной деятельности как способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром, мы охватываем различные социальные сферы и формы человеческой активности экономическую, политическую, культурную С помощью этого понятия возможны различные характеристики многих аспектов и качеств бытия людей Рассмотрение повседневной деятельности как социальной означает, что мы как бы просвечиваем лучом этого понятия многообразие свойств, элементов и связей человеческого бытия
Степень научной разработанности темы. В современной западной социальной философии имеются серьезные теоретические разработки в области исследования повседневности Герменевтическая традиция в социальной философии активизировала методологические искания в области коммуникации и понимания Социальная философия обращается к базовым структурам социальных отношений, в которых укореняется возможность межличностного, межэтнического общения Социальная философия при исследовании повседневности рассматривает многомерную действительность с позиций ее онтологического и гносеологического влияния на человека, ее воздействие на процессы идентификации, протекающие на различных социальных уровнях Комплексное знание базируется на онтологическом допущении, согласно которому объект анализа - повседневность - обладает многослойной структурой и разнообразен в формах осуществления
Такое разнообразие подходов и методов в изучении феномена повседневности указывает на многогранность и сложность объекта исследования
Каждое направление в качестве предмета своего анализа определяет одну из сторон многогранного объекта Сложность поставленной проблемы обусловлена сложностью идентификации обьектов - повседневности и социальной системы Повседневность имманентна социальной системе, она включена во все социальные отношения Проблема вычленения объекта исследования - повседневности, сама становится предметом теоретического анализа Второй важнейшей проблемой в исследовании повседневности является проблема методов исследования В отечественной литературе по социальным наукам разработка понятия повседневной деятельности как принципа объяснения социального бытия и методологического инструмента, выявляющего специфику взаимосвязей человека с миром, была начата Г Батищевым, О Дробницким и Э Юдиным В дальнейшем интерес к этой тематике стал бурно расти, и она оказалась в центре дискуссий по проблемам социологии, социальной философии, методолог ии и истории науки, интеграции обществознания
Рассмотрение повседневности связано процессами «оповседневнивания» (М Вебер) и преодоления повседневности, и, поскольку в повседневности смешиваются элементы разных смысловых сфер, ее можно рассматривать как «плавильный тигль рациональности» (Б Вальденфельс) Описание структур повседневности проводилось такими исследователями, как Л Витгенштейн, Дж Остин и их последователями, представителями школы Анналов Интерес к повседневности объясняется тем, что ее исследование способствует преодолению разрыва между «высокой» теорией в социальных и гуманитарных науках и обыденным знанием о мире, представляя теорию социальных структур и теорию индивидуального сознания как единое целое
Большой вклад в исследование проблем повседневности был внесен известным российским автором Е Золотухиной-Аболиной, которая в своих работах обращается к философско-мировоззренческим вопросам, с которыми сталкивается человек в своей повседневной жизни, анализируя вероятность совмещения таких разных ориентиров, как ценности обыденного эмпирического мира и религиозно-духовный идеал Безусловный интерес представляет социологический анализ повседневности Л Савченко
В отличие от категории «повседневность», категория «гендер» имеет более короткую научную биографию Различия между двумя понятиями -«пол» и «гендер» - были обозначены психологом Р Столлером в 1968 г Позже феминистские антропологи (М Мид, М Розальдо, Ш Ортнер, Л Ламфере) поддержали эту идею, поскольку при изучении различных обществ они обнаружили значительную разницу в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе Одним из первых исследований, в котором появилась четкая дифференциация понятий «иол» и «гендер», стала работа Г Рабин
К Гиллиган1, Д Гримшоу, К Миллет, Дж Митчелл, Н Римашевская2, С Файрстоун, К Хорни3 рассматривают тендер как социально-психологический конструкт, имеющий сложную многокомпонентную структуру, отражающую сущность, механизм и специфику формирования маскулинности и феминности в обществе
Тендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека Проблемы социального конструирования тендера являются очень многоплановыми Сюда можно отнести формирование женственности (С де Бонуар), утверждение дискурса тендерной справедливости (Ю Хабермас), формирование тендерного равенства (Д Лербор, С Фарелл), конструирование тендерной реальности (Т Парсонс, Р Мертон, Дж Серл), социальный конструктивизм (П Бергер, Т Лукман), приписывание пола (Г Гарфинкель), тендерную драматургию (И Гофман), тендерную полоролевую социализацию (Р Бейлс, М Комаровски)
Тендерные исследования во многом связаны с так называемыми женскими и феминистскими исследованиями В их числе можно выделить работы Р Даниловой, Т Шадриной, Е Кудряшовой, Л Горбатовой, Н Облецковой, Г Разумихиной, В Рамих, Н Римашевской, Л Рыбцовой, Г Силласте, Н Юлиной, Р Янковской и др Здесь нужно отметить исследования, в которых характеризуются зависимость женщин, неравенство, историко-культурная тендерная асимметрия А также назвать работы М Брайна и Ш Файерстоун о мужском доминировании, К Мак-Киннон и С Келли о подчинении, Я Ходо-роу и С Александер о тендерном антагонизме, Д Райли, Г Рубин, М Годеле о воспроизводстве тендерных отношений, Н Девиса и П Дарк о тендерных признаках маскулинности и феминности, Н Райе и Р Брайдотти о политике различия, С Беем и О Ворониной о половом неравенстве
Однако, несмотря на появление в печати большого количества работ, касающихся проблемы как повседневности, так и тендера, исследований, анализирующих тендерные аспекты повседневности, в целом нет Поэтому существует достаточный простор для исследования проблемы и еще есть обширное поле для научного поиска
Объектом исследования является мир повседневного опыта В качестве предмета исследования выступают тендерные аспекты повседневности в современном обществе
' Gilligan С In a Diffeient Voice // Essays on Psychological Theory and Women's Development Hat vat d University Pi ess, Cambndge, Mass 1982 P 412
Женщины в обществе реалии, проблемы, прогнозы / Отв ред И М Римашевская М Наука, ¡991
' Хорни К Женская психология /Пер с англ Е П Замфир СПб, 1993 С 110
Цель исследования - выявить специфику тендерных аспектов повседневности в современном обществе
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих исследовательских задам:
- рассмотреть основные подходы к исследованию повседневности в современной философской литературе,
- определить тендерную специфику повседневности;
- рассмотреть методологию социально-философского анализа тендерных аспектов повседневности,
- проанализировать тенденции развития тендера в условиях современности;
- показать проявление тендерных изменений на уровне повседневности в современном обществе;
- рассмотреть реальное и мифическое в проявлении тендерных аспектов повседневности в современном обществе
Теоретико-методологической основой исследования являются общие принципы и методы социально-философского анализа метод историзма, социальной реконструкции и интерпретации, метод восхождения от абстрактного к конкретному Для выяснения системных характеристик объекта исследования автор обращается к работам А Щюца в области изучения всеобщих структур понимания другого, всеобщих типов ожидания; Ю Ха-бермаса о нормативных правилах коммуникации, Э Гуссерля по проблеме идеализации и универсализации априорной логики интеракций. Для решения конкретных научных задач использовались результаты исследований в направлениях символического интеракционизма и этнометодологии, труды Г Мида о структуре социальною действия, а также П Бергера и Т Лукмана о типах действия в повседневных отношениях, социально-психологические и социально-демографические исследования
Антропологический метод был использован для выявления характерологических различий биологического и социального
При рассмотрении специфики тендерных аспектов повседневности применялись также методы системного и структурного анализа, компаративный метод
Теоретическую базу диссертационной работы составили труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования повседневности, разработок и выводов в сфере тендерных исследований, труды классических философов и социологов, работы антропологов и социальных психологов
Научная новизна диссертационного исследования состоит в получении следующих результатов
- с позиции социальной философии рассмотрены основные подходы к анализу повседневности и выделены важнейшие характеристики ее персонификации, заключающиеся в акценте на практическую деятельность,
- выявлена тендерная специфика повседневности, заключающаяся в основных стереотипах полоролевого поведения,
- рассмотрена методология социально-философского анализа тендерных аспектов повседневности, основанная на синтезе различных научных подходов, касающихся исследования социального микроуровня,
- на основании анализа тенденций развития тендера в условиях современности установлено, что при переходе к постиндустриальному обществу наблюдается не только рост феминистских движений, но и внедрение феминистских представлений в повседневные практики;
- показано, что проявление тендерных изменений на уровне повседневности в современном обществе характеризуется трансформацией традиционных представлений о роле мужчин и женщин в семейных и социальных отношениях;
- установлено многомерное и противоречивое соотношение реального и мифического в проявлении тендерных аспектов повседневности в современном обществе, помогающие обосновать и систематизировать имеющиеся наблюдения и описать полоролевые отношения
На защиту выносятся следующие положения
1 В содержании повседневности, в попытках ее новой рефлексии конвертируют несколько теоретических подходов направления, в котором повседневность раскрывается как предпосылка совпадения действия людей в обществе, предложенное Э Гуссерлем понимание жизненного мира через повседневность, социология и философия А Щюца, в которой «повседневность» как социологическая категория описывает трансцендентально-философский жизненный мир или трансцендентально-философские представления жизненного мира, «повседневность» философа-экзистенциалиста М Хайдеггера, используемая для описания феномена «тут — бытие», рассуждения Л Виттгенштейна, базирующиеся на философии «нормального языка», обращающегося к идеям повседневности, современные научно-социологические направления, в первую очередь представленные работами Т Лукмана и П Бергера, использующих категорию повседневности для создания новой социальной науки, учение X Гарфинкеля, основателя современной этнометодологии, опирающееся при изучении повседневности на структурные правила жизненных интересов
2 Одной из универсалистских посылок тендерной теории, применительно к повседневности, является постулирование двух тендерных групп «мужчин» и «женщин» Несмотря на вариации, эта универсальная тема в ракурсе повседневности практически всегда означает одно и то же асимметричное, если не антагонистическое отношение между мужчинами и женщинами, структурирующее функции этих тендерных групп таким образом, что они во-
влечены в разные типы социальной практики и существуют в разных социальных пространствах Тендерная асимметрия фигурирует как один из основных факторов формирования традиционной западной культуры Тендерная асимметрия может быть и недискриминативной Особую роль в утверждении, отражении и сохранении асимметричных отношений между мужчинами и женщинами играет повседневный язык, в частности система обращений, которой принято пользоваться в обществе В обществе существует огромное количество стереотипов, построенных на асимметрии женского и мужского
3 В рассмотренной методологии социально-философского анализа тендерные аспекты повседневности могут быть охарактеризованы как совокупность социальных связей и отношений, которые существуют здесь и сейчас Тендерные аспекты повседневности — деятельная характеристика, включающая в себя деятельность, мышление, целеполагание, иллюзии и фантазии, которые возникают в данном обществе в определенный момент времени В таком случае сложно говорить о статике исследуемого предмета С точки зрения вычленения тендерных аспектов повседневности как объекта исследования можно говорить об их структурировании, о соподчиненности отношений Поэтому специфика исследования тендерных аспектов повседневности состоит в единстве предмета и метода Изучать тендерные аспекты повседневности можно только как действие и мысль, работающие по заданной схеме
4 Тенденции развития тендера в современном мире на уровне повседневности обусловлены представлениями о роли женщины и мужчины в обществе и связанными с ними стереотипами, социальными установками, регулирующимися на глубинном ментальном уровне общественного сознания, уходящими корнями в далекое прошлое, передающимися из поколения в поколение Этот уровень формируется в ходе долгой истории развития общества и имеет различные аспекты исторический, социальный, экономический, культурный, религиозный, политический В современном обществе стали доминировать ценности индивидуализма и самореализации, многие молодые женщины не хотят менять свободу на бремя материнства и уже не принимают всерьез аргумент, что быть матерью предопределено женщине природой Тем не менее, роль жены и матери является основной для большинства женщин, а роли незамужней женщины, разведенной, бездетной, делающей карьеру, рассматриваются как отрицательные, девиантные
5 Основные проявления тендерных изменений на уровне повседневности проявляются преимущественно в сфере семейных отношений В современном обществе получает распространение эгалитарный тип внутрисемейных отношений, где резкая дифференциация труда между полами в семейной и
общественной жизни исчезает Тем не менее, сохраняется механизм воспроизводства тендерных статусов в рамках института брака Зачастую объем домашнего труда индивидов определяется их тендером, а не экономическими ресурсами, ведь наличие или отсутствие последних не затрагивает фундаментальные основы культурной ассоциации домашнего труда с «женской работой» Значительное неравенство в объеме выполняемого мужчинами и женщинами домашнего труда в большинстве семей воспринимается как «справедливое» Это объясняется, например, тем, что в российском обществе традиционная модель «домохозяйка - кормилец» продолжает доминировать в качестве идеала супружеских отношений в экономической сфере, несмотря на активное участие в ней женщин Чем больше согласие женщины с этими традиционными нормами, тем больше вероятность, что она добровольно возьмет на себя основную часть домашней работы
6 Многогранность и противоречивость тендерных аспектов повседневности проявляется в соотношении традиционного («должного») образа женщины в социокультурном развитии общества и реальной ее включенности в систему социальных отношений Традиционность воспроизводится через представленные в социальной мифологии и сознании образы женщины как животворящего и одновременно подчиненного мужчине начала Это вступает в противоречие с ролью женщины в современном обществе как состоявшейся реализованной личности
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том что его результаты могут быть использованы в качестве методологической базы при проведении социологических исследований, касающихся проблем повседневности и тендерных проблем
Материал диссертационного исследования может быть использован и в педагогической практике в процессе преподавания социально-гуманитарных, политических и этносоциальных дисциплин в высшей школе, при чтении курсов по социальной философии, социологии и политологии, истории, а также ряда спецкурсов, связанных с этнографическими и этносоциальными проблемами
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре социологии и психологии Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) Автор была участником ряда научных конференций Результаты его докладов отражены в научных публикациях, а именно в 7 статьях и тезисах общим объемом около 7 п л
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и списка литературы на русском и иностранном языках ,
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи работы, объект, предмет, теоретико-методологическая основа исследования Приводятся элементы научной новизны, положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования
В Главе 1 «Теории и методология социально-философского анализа тендерных аспектов повседневности» речь идет о том, что тема повседневности практически отсутствует в истории человеческой мысли, вплоть до XX в. Повседневность принадлежит к тем предельным, крайним определениям действительности, которые лучше всего постигаются через сопоставление с противоположностью Именно тогда из столкновения крайних полюсов единства высекается искра понимания
Проблема тендерной идентификации личности с середины XX в становится активно дискутируемой темой в теории повседневности Обусловлено это тем, что в повседневности половые различия воспринимаются как фундаментальные, и существует предубеждение, что человек приходит в мир уже с заданной биологической программой осуществлять свою жизнь в мужском либо женском обличьях
В параграфе 1.1 «Повседневность: основные подходы к исследованию» говорится, что в современном социальном и гуманитарном знании повседневность является объектом исследований и составной частью любого научного труда в области социального знания Хотя многочисленные дивергентные устремления в определении понятия и категории повседневности исходят из гетерогенного социально-философского и социально-научного образа мышления, тем не менее, качественные теоретико-категориальные характеристики повседневности дают нам либо определение феномена повседневности, либо дефиницию повседневного действия И социология, и социальная философия, не найдя объединяющих моментов, которые бы дали единое представление о том, что же такое «повседневность», используют эту категорию в различных вариациях Исходная позиция в этих областях знания заключается в том, что повседневность используется как исторически изменяющаяся категория, применяемая для характеристики повседневного действия Это исторически индифферентная категория для обозначения волевых усилий, узнаваемых, постоянно воспроизводящихся социальных действий и естественных процессов в обществе Повседневность - это значит быть известным, быть связанным с повседневным действием, с повседневным познанием социальных явлений Прежде всего здесь мы отмечаем анонимность, отчужденность, удаление субъекта из данной категории Такая научная программа характерна и для теории познания марксизма, когда предполагается объективность рассмотрения
Повседневность как партикуляция (разъединение, разобщение) используется в качестве метода, когда необходимо сопоставление В обществе индуцируется парный объект (в основном к ним относятся семейные пары), который выделяется из общественной тоталитарности
Повседневность можно описывать также с точки зрения конституции необходимого общественного сознания, места, где это общественное сознание проявляет себя, И в то же время повседневность - это научная рефлексия, которая проникает в мистификацию восприятия окружающей среды, свойственную индивиду или социальным группам.
Повседневность в другом варианте можно рассматривать как представления здорового сознания людей в данном обществе,
Следующий вариант - рассмотрение повседневноеги в качестве социального жизненного мира, Здесь повседневность предстает как система, объективный мир, материальный субстрат, репрезентирующий внутреннее психологическое состояние субъективного мира
С точки зрения этнометодологии, повседневность рассматривается как ситуативное ограничение познания действительности и методически направляемое и контролируемое систематическое действие
Можно сказать, что в содержании повседневности, в попытках ее новой рефлексии конвертируют несколько соционаучных теорий и направлений «Повседневность», в которой раскрываются условия совпадения действий людей в обществе, есть у Г Зиммеля в его попытках методологических дискуссий, где проблема контроля «своего» и «чужого» ставится как социальная проблема1 Категория повседневности употребляется также в теории познания социальной философии как науки А Фиркандт использовал категорию «повседневность» для того, чтобы увидеть преодоление позитивизма в немецкой социологии современности Его работа «Преодоление позитивизма в немецкой социологии современности» содержит аргументы, позволяющие ввести категорию повседневности в рамки современной социальной философии, которая сможет помочь преодолеть позитивизм в социологическом и социально-философском знании
Следующее философское направление, оперирующее данным понятием, -это феноменология Э Гуссерля В своей трансцендентально-философской категории жизненного мира как критического фундамента современного познания он также формулирует и понятие повседневности, которая у него как раз и есть эта категория жизненного мира
Еще одно направление, получающее сегодня все большее распространение и положившее начало активным дискуссиям по проблеме определения категории повседневности и использования ее, - это социология и философия А 1_Цюца Ученый инспирирует феноменологические социальные теории в их философских и социологических категориях, и здесь категория «повседнев-
' Зиммель Г Избранное М, 1996
ность» используется им как социологическая категория, которая описывает трансцендентально-философский жизненный мир или трансцендентально-философские представления жизненного мира
Если отказаться, как это предполагает А Щюц, окончательно от трансцендентальных основоположений при исследовании жизненного мира, то возникает вакуум Историчность опять возвращается к уровню фактов, критический потенциал исчезает, превращаясь в голую описательность Альтернативным выходом может быть случай, когда трансцендентальные изменения структурно дифференцируются и исторически мобилизуются В этом случае жизненный мир превращается в сеть и цепочку тем, совокупность профессиональных и жизненных полей На стыках образуется возможность специфической критики, которая находит в этих полях определенный разрывы и противоречия Антитеза типичного и нетипичного, относительности и маргинального, которая разработана Щюцем, сможет найти свое выражение в исследовании тогда, когда жизненный мир будет селективно структурирован
В эту проблему вмешивается М Мерло-Понти с предложением ввести в исследование жизненного мира теорию дискурса В ней, по его мнению, мы можем избавиться от жизненного мира как точки отсчета, которая постоянно довлеег над индивидом по причине его происхождения из самого этого жизненного мира, его принадлежности к данному жизненному миру На жизненный мир можно посмотреть с точки зрения отчужденного взгляда, благодаря чему жизненный мир повседневности можно будет структурировать и сделать его предметом объективного анализа
В параграфе 1.2 «Гендерная специфика повседневности» отмечается, что еще в 30-е гг XX в полевые исследования американских этнологов М Мид, а позднее Кесслер и Маккены, показали, что существуют общества, где сознательно, при необходимости, ребенку внушается иная, чем биологическая, половая идентификация1
Термин «тендер» (gender) в англоязычной философской и социологической литературе появился в конце 60-х гг XX в 2 До этого он использовался только в языкознании применительно к грамматической категории рода Смысл его заимствования социологами и философами заключался в акцентировании того, что различия между полами в области разделения общественного труда, ролей в семье, сегрегация социального пространства по признаку пола и др столь же условны, сколь условен род существительных. То же самое относится и к тендерным различиям в разных культурах и у разных поколений людей в рамках одной культуры
' KacaBMH H T Aiiamu noeccdiieaiiocmu / /7 7 Kacaauii, CH Hlaeenee M, 2004
Klein, J Benachteiligung dei Fi au im gcnei ischen Maskulimum — eine feministische schimare oder psycholinguistische Realitat7 / Klein, J In Oellers, Norbert (Hrsg) Akten des Germanistentags, 1987, lubmgen, Teil 1 P 310-319
Смысл тендерного подхода заключается в показе не только культурно детерминированных различий между полами, но и того, как культурное конструирование этих различий сказывается на социальном статусе тендерных групп положении на рынке труда, возможностях в сфере политики, образования и др Отсюда и понятие тендера, разбиваемое Дж Скотт на две связанные между собой части, которые следует различать аналитически Ядро определения основывается на целостности двух взаимосвязанных утверждений тендер - это констшутивный элемент социальных отношений, основанных на внешних различиях между полами, и тендер - это первичный способ определения отношений власти'
Расшифровывая это определение, необходимо отметить, что тендерные отношения - не просто социальная условность или, как принято говорить, социальная конструкция, они построены, а точнее, «замешены» на власти, г е на сегрегации и иерархии Первый важный аспект данной социальной конструкции заключается в том, что социально сконструированным иерархии и сегрегации приписывается статус естественных, а протест против них воспринимается как агрессия и нарушение порядка вещей В бинарных тендерных системах идея доминирования одной группы (мужчин) над другой (женщинами) и идея тендерной сегрегации так глубоко укоренены в сознании любого человека, что воспринимаются как естественные не только мужчинами — субъектами власти и сегрегации, но и женщинами - их объектами
Еще одним важным аспектом конструирования тендерных отношений можно считать означивание, те то, что властные отношения выражаются с помощью широкого класса знаковых средств, в совокупности составляющих так называемый «тендерный дисплей» — способ самопредъявления себя как существа определенной тендерной группы2 Понятие тендерного дисплея было введено И Гоффманом, который заимствовал его из этологии Оно «составляет ядро этологической концепции коммуникации Вместо того чтобы исполнять некое действие, животное проявляет легко понимаемое выражение своего состояния в частности своих намерений, которое принимает форму «ритуализации» Когда речь идет о человеческом обществе, «дисплей обеспечивает данные о расстановке сил в данном собрании людей, о том, какое положение данный актор, по-видимому, готов занять в ходе разворачивающейся социальной ситуации»
Как и всякая научная дисциплина, тендерные исследования предусматривают установление неких общих закономерностей и социальных типов Одной из универсалистских посылок тендерной теории, послужившей ее изначальной основой и вытекающей из ее либерально-феминистских корней, является постулирование двух тендерных групп - «мужчин» и «женщин»
' Здравомыслова Е , Темкина А Исследование жетцин и гендерные исследования па Западе и в России // Общественные науки и современность /999 № 6 : Здравомыслова Е , Темкина А Указ соч
Даже тогда, когда допускаются национальные или культурные различия, последние трактуются как второстепенные феномены, вариации на единственную универсальную тему, согласно которой тендер всегда означает одно и то же асимметричное, если не антагонистическое отношение между мужчинами и женщинами, структурирующее функции этих тендерных групп таким образом, что они вовлечены в разные типы деятельности и существуют в разных социальных пространствах
Кесслер и Маккена приводят следующий пример в подтверждение идеи социального характера пола В обществе люди предписывают человеку ген-дер, исходя не из первичных половых признаков, а из социальной информации Таким образом, половая принадлежность есть изначальное общественное насилие, предписывающее индивиду обязательность идентификации С этой же темой связана проблема равноправия тендерных ролей Немецкая социолог К Хагеманн-Вайт предлагает исследовать половую идентификацию, используя как исходную «ноль-гипотезу» Нет различия между полами, есть две социальные конструкции, которые действуют как обязательные условия для идентификации
Современные индустриальные общества предполагают тендерную идентификацию уже с самого раннего возраста Женскому социально-ролевому конструкту приписываются такие качества средние интеллектуальные показатели, трудолюбие, терпеливость, трусливость, мужскому - высокий интеллектуальный потенциал, сила характера, бесстрашие и многие другие положительные качества При этом авторы ссылаются на микротеоретическое исследование воспитания мальчиков в семьях без отцов Поскольку в таких семьях нет возможности увидеть множество выдающихся мужских качеств, мальчиков воспитывают на отрицательных примерах женских качеств Женщины боязливы, поэтому мальчики не должны вести себя боязливо, чтобы не быть похожими на женщин Так делается вывод о неравноправности социальных конструктов и существовании социального насилия как в повседневной половой идентификации, так и в признании иерархии тендерных конструктов Следующим может быть такой вывод пол или тендер признается в интерактивном общении только в том случае, если имеются как биологические, так и социальные характеристики
Социальная философия повседневности разрабатывает теоретические положения о принципах и законах социальной коммуникации Практическая значимость теории повседневности позволяет разработать систему социальных технологий, законов, необходимых институциональных форм для регулирования социальных конфликтов, для нормализации социальных отношений в быстроменяющемся мире
В параграфе 1.3 «Методология социально-философского анализа тендерных аспектов повседневности» отмечается, что повседневность является предметом исследования и описания в самых различных науках истории,
этнографии, культурологии, социологии и философии Особый пласт специфического изучения повседневности представляют бытописательская литература и изобразительное искусство, выбирающие в качестве объекта изображения бытовые сценки обыденной жизни Проблема познания повседневности имеет, пожалуй, такую же по длительности историю, как и история самого человеческого общества
Если мы рассмотрим область исторической науки, то она восстанавливает хронологический событийный ряд предшествующих периодов жизни общества, неизбежно обращается к характеристикам повседневности, к описанию конкретной эмпирии
Как пишет известный специалист в области повседневности Е В Золоту-хина-Аболина, исследователь прямо обращается к вопросам, как создается в повседневности данная культура, и объединяет в себе историка, этнографа и культуролога
Ставя себе вполне конкретную и ограниченную исследовательскую задачу, настоящий культуролог самой логикой избранного предмета подвигается к тому, чтобы охватить в своем анализе повседневную жизнь как целое, со всеми ее сложными хитросплетениями Ученому приходится вникать в те детали, установки и негласные латентные договоренности, которые существуют между членами данного общества и воспринимаются ими как нечто, само собой разумеющееся Обыденный мир - это мир привычек, стереотипов, житейских аксиом, в нем велика сфера того, что вообще не нуждается в выговаривании, в оформлении словом Важно уяснить скрытые мотивы предпочтений и переживаний, не понятные человеку иной культуры Об этом пишет известный этнограф и этнолог М Мид1
Культуролог-этнограф считает своей задачей описать повседневный мир своей или чужой культуры максимально объективно, хотя сознание самого исследователя неизбежно вмешивается в реконструкцию процесса Влияние этого сознания следует мягко нивелировать Культуролог имеет право на свою позицию при интерпре1ации картины обыденности, но само создание такой картины предполагает некую методологию, помогающую свести к минимуму влияние индивидуальности исследователя
Проблемами соотнесения сознания исследователя и сознания обычных людей, генерирующего ежеминутно смысловые структуры повседневности, занята феноменологическая социология Ее интересует, совпадает ли понятийный аппарат обычной социологии, изучающей реалии повседневности, с теми представлениями, которые характерны для массового сознания
Таковы основные проблемные пункты, обозначенные в методиках исследования повседневности, которые позволяют сделать вывод о том, что
1 См Золотухина-Лболина ЕВ Философия обыденной жизни (экзистенциальные проблемы) Ростов н/Д, 1994 С 9, 10, Mud М Культура и мир детства М, 1988 С 93
разнообразие подходов к повседневности как к объекту исследования предполагает также разнообразие методов В исследовании тендерных аспектов повседневности соотношение предмета и метода исследования преде¡авлено в социальной философии, в социологии делается акцент на анализ структур повседневности, их взаимозависимости, специфики форм коммуникации, специально разрабатываются социальные технологии повседневных отношений
В Главе 2 «Особенности тендерных аспектов повседневности в уело-виях современности» речь идег о том, что тендерные модели «конструируются» обществом (т,е, предписываются институтами социального контроля и культурными традициями), воспроизводство тендерного сознания поддерживается сложившимися системами отношений господства и подчинения, а также разделением труда по тендерному признаку. Тендерный подход быстро завоевал множество активных сторонников и «сочувствующих» в среде социальных историков и историков культуры Так, в 80-е гг, в результате теоретического переосмысления предмета исследования, пересмотра концептуального аппарата и методологических принципов «женских исследований», родилось направление, акцентирующее свое внимание на тендерных аспектах повседневности, в рамках которого и будет излагаться материал данной главы диссертационного исследования
В параграфе 2.1 «Тенденции развития тендера в современном мире» говорится, что до середины XX в общество фактически было «мужским обществом», т е ориентированным на мужские персонажи и виды деятельности Проблематика и методология «женского общества» сформировались на Западе в конце 60-х - начале 70-х гг К настоящему времени можно условно выделить в ней четыре направления Их принципиальные отличия ярче всего выступают в формулировке исследовательских сверхзадач
Так, например, в первом направлении, которое господствовало до середины 70-х гг, цель научно-познавательной деятельности интерпретировалась как «восстановление исторического существования женщин», «забытых» или «вычеркнутых» из официального «мужского» общества Но, несмотря на то, что приверженцам этого направления удалось достичь несомненного успеха в освещении многих неизвестных страниц истории женщин разных эпох и регионов, такой описательный подход скоро обнаружил свою ограниченность
Представители другого направления, которое выдвинулось на первый план во второй половине 70-х гг , видели свою задачу в изучении исторически сложившихся отношений господства и подчинения между полами в патриархальных структурах классовых обществ Они стремились связать «женскую историю» с историей общества и объяснить наличие конфликтующих интересов и альтернативного жизненного опыта женщин разных социальных категорий, опираясь на феминистские теории неомарксистского толка Последние вводили в традиционный социально-классовый анализ фак-
тор различия полов и определяли статус исторического лица как специфическую комбинацию индивидуальных, половых, семейно-групповых и классовых характеристик1
На рубеже 70 - 80-х гг феминистская теория обновляется, существенно расширяется методологическая база междисциплинарных исследований, предпринимаются целенаправленные усилия для создания комплексных объяснительных моделей, что не замедлило сказаться и на облике «1еории женского общества» Это касалось не только понимания диалектического характера связей между неравенством полов и социально-классовой иерархией, но, в первую очередь, самого переопределения понятий «мужского» и «женского» В 80-е гг ключевой специфической категорией анализа становится «гендер» или «пол-род», альтернативный понятию «пол-секс» и призванный исключить биологический детерминизм, имплицитно присутствующий в последнем
Иначе говоря, понимание того, что такое мужчина и женщина, какое поведение приличествует каждому из них, каковы должны быть отношения между ними, есть не простое отражение или прямое продолжение биологических свойств, а продукт культурно-исторического развития Но сами по себе тендерные различия, во-первых, не указывают на то, почему отношения между мужчинами и женщинами постоянно предполагают господство и подчинение, а во-вторых, не объясняют динамику этих отношений, т е не отвечают на вопрос, каким образом они складываются, воспроизводятся и трансформируются Следовательно, будучи фундаментальным организующим принципом описания и анализа различий в историческом опыте женщин и мужчин, их социальных позициях и поведенческих стереотипах и в чем бы то ни было еще, категория тендера должна быть методологически ориентирована на подключение к более общей объяснительной схеме
Центральным предметом исследований стал аспект тендерных представлений, особым образом выражающих системные характеристики социальной организации и структурирующих отношения между индивидами в специфическом контексте Реализация тех возможностей, которые открывал тендерный анализ, была немыслима без его адаптации к неподатливому материалу исторических источников, к специфике исторических методов исследования и генерализации, без тонкой притирки нового инструментария Все это потребовало от историков самостоятельной теоретической работы и вызвало бурные дискуссии Особую остроту приобрели вопросы о соотношении между понятиями класса и пола, между социальной и тендерной иерархией, между социальной и тендерной мифологией и, соответственно, между социальной и тендерной историей
' Репина Л И Пол, власть и концепция «разделенных сфер» от истории женщин гендерной истории // Оби/ественные науки и современность 2000 № 4
Основные теоретико-методологические положения тендерной истории были сформулированы Д Скоп В ее трактовке это понятие определено как «первичный способ означения властных отношений» и характеризуется специфическим сочетанием четырех неразрывно взаимосвязанных и принципиально несводимых друг к другу подсистем Эго, во-первых, комплекс культурных символов, которые вызывают в членах сообщества, принадлежащих к определенной культурной традиции, множественные и зачастую противоречивые образы Вторая составляющая - это нормативные утверждения, которые определяют спектр возможных интерпретаций имеющихся символов и находят свое выражение в религиозных, педагогических, научных, правовых и политических доктринах В-третьих - это социальные институты и организации, в которые входят не только система родства, семья и домохозяйство, но и такие сексуально-дифференцированные институты, как рынок рабочей силы, система образования и государственное устройство Наконец, четвертый конституирующий элемент - самоидентификация личности
В соответствии с этой интерпретацией тендера в центре внимания оказываются важнейшие институты социального контроля, регулирующие распределение материальных и духовных благ, власти и престижа в масштабе всего общества, класса или этнической группы и обеспечивающие таким образом воспроизводство социального порядка, основанного на тендерных различиях, которые, в противоположность природным качествам пола, варьируются от одного культурно-исторического пространства к другому При этом особое место занимает анализ опосредующей роли тендерных представлений в межличностном взаимодействии, выявление их исторического характера и возможной динамики
Что касается России, го часто здесь женщина продолжает жить с человеком, унижающим ее, надеясь, что «муж исправится», потому что «нельзя разрушать семью» Женщина панически боится потерять мужчину, так как в нашем обществе не иметь семьи, не выйти замуж означает ее полную несостоятельность В начале 90-х гг доля 50-летних женщин-россиянок, никогда не состоявших в браке, была чуть более 3 % В России для женщины неприлично быть не замужем и не иметь детей, говорила в одном из своих интервью Г В Старовойтова, заметив при этом, что если бы она решила баллотироваться в президенты России, то для улучшения своего имиджа вышла бы замуж
Ситуация, когда женщина решает посвятить свою жизнь работе, в России, в первую очередь, связана с ее желанием раскрыть свои творческие способности, тогда как в Америке наиболее существенным обстоятельством является стремление к материальной независимости Третья модель поведения рассматривается как промежуточная, как цель выити замуж за богатого человека
В параграфе 2.2 «Особенности тендерных аспектов на уровне повседневности в современном обществе» говорится, что объем домашнего труда, выполняемый мужчинами и женщинами, является наиболее очевидным проявлением дифференциации тендерных ролей в повседневной сфере Интерес к изучению проблематики домашней работы особенно возрос в последние десятилетия в связи с эмпирически доказанной неадекватностью упрощенной модели домохозяйства как единой экономической единицы, игнорирующей значение индивидуальных решений и интересов Поэтому в большинстве зарубежных и значительной части отечественных исследований семья рассматривается как сфера, где в равной степени имеют место сотрудничест во и конкуренция, взаимная забота и борьба за ресурсы, альтруизм и эгоизм 1
Как показывают западные и российские теоретические исследования, в современном обществе получает распространение эгалитарный тип внутрисемейных отношений, когда резкая дифференциация труда между полами в семейной и общественной жизни исчезает В первую очередь это связано с ростом профессиональной занятости и образования женщин, в основе которого лежат не только экономические, но и в значительной степени социально-психологические факторы
Процесс освобождения от традиционного представления коснулся не только женской роли, но и мужской Как пишет У Бек, благодаря большому участию женщин в наемном труде мужчины выходят из роли единственного кормильца, освобождаясь от давления профессии и поворачиваясь лицом к семье, детям, т е для мужчин становится возможна иная заинтересованность и в профессии и в семье2
Однако, несмотря на это, большинство публикаций, посвященных анализу прикладных исследований, свидетельствует о том, что женщины выполняют больший объем домашнего труда, чем мужчины, и что в России это неравенство значительно сильнее, чем в развитых странах Поэтому рассмотрим тендерную специфику повседневности с позиций каузального объяснения данного неравенства
Этот подход можно охарактеризовать как «экономический» или гендерно нейтральная «теория обмена»3 В этой парадигме отношения супругов в рамках семьи выглядят как рациональный экономический обмен и ресурсная взаимозависимость высокоресурсный субъект (кормилец семьи) выполняет
' Клецин А А Распределение домашних обязанностей между супругами факты, проблемы, интерпретации //Журнал социологии и социачьной антропологии 2003 Т VI № 2
" Бек У Общество риска На пути к другому модерну / Пер с нем М, 2000 С 170 ' См Decker G A Treatise on the Family Cambridge, MA Harvaid University Press, 1981, Becker G Altruism in the Family and Selfishness in the Marketplace // Economica 1981 Vol 48 P 1 - 15, McDonald G Structural Exchange and Marital Intel action//Journal of Marriage and the Family 1981 Vol 41 P 825 - 838
меньшую чаегь домашней работы или вовсе освобожден от нее, тот же, кто вносит меньший финансовый вклад в семейный бюджет, компенсирует свой низкий заработок (или его отсутствие) большим объемом домашнего труда Таким образом, один из супругов зависит от доходов второго, а второй - от предоставляемых первым услуг Типичным результатом такого контракта является то, что жены выполняют основную часть домашних обязанностей, поскольку большинство замужних женпшн зарабатывают меньше, чем их мужья, В соответствии с этим подходом имеет место гипотеза о том, объем домашнего труда мужчин и женщин уменьшается пропорционально росту их личной экономической состоятельности,
Второй подход к неравному распределению домашнего труда можно обозначить как «культурный» или «модель тендерного дисплея»1,
Анализ взаимосвязи объема занятости респондентов по дому и наличия на» силия по отношению к ним в семье позволяет сделать вывод, что большой объем домашней работы часто является результатом принуждения относительно бесправных членов семьи Среди женщин и мужчин, отмечающих такое давление, объем занятости по дому значительно превышает средние по выборке значения Так, мужчины с объемом домашнего труда 20 часов и более чаще других отмечали плач, жалобы, упреки в свой адрес (34 %), контроль за расходами (27 %), психологическое насилие (22 %), ограничение свободы поведения (20 %) Как видим, большой объем мужской занятости по дому зачастую является не добровольным решением нести равную с женами нагрузку, а результатом принуждения экономически неуспешных мужчин со стороны других членов семьи (напомним, что среди респондентов этой категории объем домашней занятости самый высокий)
Та же картина наблюдается и с высоким объемом женской занятости по дому Замужние женщины, которые отметили контроль за их расходами, работают по дому в среднем 28 часов, испытывающие ограничение свободы поведения - 31 час, психологическое и физическое насилие - 35 часов, запрещение работать - 42 часа Заметно выделяется группа женщин, работающих'по дому 40 и более часов в неделю, которая оказывается наиболее уязвимой по сравнению со всеми прочими перед семейным насилием по отношению к ним чаще осуществляется контроль за расходами (32 %), запрещение работать (17 %), психологическое (22 %) и физическое (7 %) насилие Таким образом, можно предположить, что семейное насилие опре-
' Goffman Е The At rangement between the Sexes // Theoiу and Society ¡977 Vol 4 P 301 - 331, West С , Zimmerman D Doing Gender//Gender and Society ¡987 Vol I P 125 - 151, Brines J Economic Dependency, Gendei, and the Division of Labot at Home ¡J Ameucan Journal of Sociology 1994 Vol ¡00 № 3, Брайнс Дж Экономическая зависимость, гепдер и разделение домашнего труда // Гендер и экономика мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв ред и сост Г. Б Мезенцева М ИСЭПН РАН - МЦГП - «Русская панорама», 2002
деляется не уровнем заработка женщины как таковым, но ее экономически зависимым статусом домохозяйки
В случае с мужчинами никакой взаимосвязи объема домашней занятости и участия в принятии решений в семье выявлено не было Однако среди замужних женщин, которые обладают решающим голосом в принятии решений относительно крупных расходов семейного бюджета и распоряжении семейным имуществом, медианный уровень занятости по дому составил соответственно 14 и 13 часов в неделю, среди тех, кто вообще не принимает таких решений - 23 часа Таким образом, можно сделать вывод, что наличие у женщины власти в семье уменьшает объем ее домашней работы
Таким образом, значительное неравенство в объеме выполняемого мужчинами и женщинами домашнего труда в большинстве семей воспринимается как «справедливое» Это объясняется тем, что в российском обществе традиционная модель «домохозяйка - кормилец» продолжает доминировать в качестве идеала супружеских отношений в экономической сфере, даже несмотря на активное участие женщин в оплачиваемой занятости Чем больше согласие женщины с этими традиционными нормами, тем больше вероятность, что она добровольно возьмет на себя основную часть домашней работы
Однако в значительной части нижегородских семей, долю которых можно оценить в 15 - 20 % от общего количества полных семей, распределение домашних обязанностей является источником неудовлетворенности и конфликтов К этому неравенству гораздо более чувствительны женщины, и именно они чаще являются инициагорами «торга» относительно более равного распределения домашнего труда Наиболее конфликтогенными оказываются ситуации, когда женщины, являющиеся приверженцами ценностей тендерного равноправия, не имеют оплачиваемой занятости и выполняют большой объем домашней работы, или когда мужчины с ярко выраженными патриархальными ценностями не в состоянии выполнять традиционную роль кормильца и увеличивают объем своей домашней работы по сравнению с типичной мужской «нормой» Такие конфликты наиболее характерны для малообеспеченных семей
Исследование выявило взаимосвязь большого объема домашнего труда с социально-экономическим бесправием респондентов в своих семьях Это позволяет утверждать, что в отмеченных 15 - 20 % семей распределение домашних обязанностей осуществляется по «модели торга», где партнеры используют свои собственные ресурсы или возможности вне семьи как инструменты давления с целью увеличения своей власти и оправдания своего неучастия в домашней работе В этом случае вся или основная часть рутинной домашней работы достается бесправному члену семьи
Функционирование семьи, безусловно, не определяется всецело экономическими составляющими, однако последние обладают значительным
потенциалом для возникновения конфликтов Этот потенциал приводится в действие социально-культурными факторами - эгалитарными либо патриархальными установками супругов, уровнем их толерантности по отношению друг к другу Экономические ресурсы обеспечивают их обладателям потенциальную власть, которая переходит из латентного состояния в явное в случае возникновения напряженности в семейных отношениях Значительно чаще отношения власти в семье маскируются под «справедливый экономический обмен», когда кормилец получает возможность «мягко» манипулировать зависимым от него членом семьи (в частности, оправдать свое неучастие в домашней работе)
Таким образом, тендерное распределение домашних обязанностей как «III ра сотрудничества» характерна для 80 - 85 % полных нижегородских семей Но в 15-20 % нижегородских семей распределение домашних обязанностей связано с отношениями власти и является источником семейных конфликтов Наиболее сильно это проявляется среди женщин, не имеющих на момент опроса оплачиваемой занятости, среди которых самые высокие показатели объема домашнего труда, неудовлетворенности распределением домашних обязанностей, экономических конфликтов и насилия со стороны членов семьи
Анализ участия респондентов в неоплачиваемом домашнем труде показал, что значительное тендерное неравенство в данной сфере наиболее адекватно объясняется логикой «тендерного дисплея», согласно которой домашняя работа жестко привязана к женской тендерной идентичности и отделена от мужской Кроме тою, распределение домашних обязанностей вплетено в систему властных отношений, когда экономически зависимые женщины вынуждены выполнять максимальный объем домашней работы, не имея возможности изменить ситуацию в свою пользу В этих случаях есть основания говорить об «эксплуатации» женщины в домашнем хозяйстве
Тот факт, что большинство женщин и мужчин согласны с культурной нормой женской ответственности за домашний труд, объясняется не столько «патриархальностью» установок, сколько тем, что эта норма замаскирована под рациональный экономический обмен Это, наряду с представлением о «естественности» такого распределения, является сильным аргументом в пользу сохранения существующего положения вещей
Культурные нормы тендерной идентичности, властные отношения и иллюзия «рациональности» неравного распределения домашних обязанностей создают замкнутый круг кумулятивной экономической депривации женщин большой объем домашнего труда, аргументом которому служит их экономическая несостоятельность, еще больше эту несостоятельность углубляет Преимущественная ответственность женщин за домашнее хозяйство уменьшает их способность зарабатывать, обусловливает худшие карьерные перспективы и недостижимые ценности в профессиональной сфере, мень-
шую мобильность, а значит, закрепляет экономическую зависимость женщин от мужей
В параграфе 2.3 «Гендерные аспекты повседневности: реальное и мифическое» отмечается, что XX в внес существенные изменения в культуру общества, в том числе и в культуру взаимоотношений мужчины и женщины Иным стало экономическое, политическое положение женщины Она теперь более независима в экономическом отношении, что привело в экономически ориентированном обществе к значительным позитивным последствиям, например, возросли возможности женщины самостоятельно выбирать свою судьбу
Мифы о женской силе и связанных с ней опасностях отражены в искусстве и религии большинства культур с древних времен Несмотря на их огромное многообразие, можно выделить универсальные, постоянно встречающиеся женские образы женщина-мать (вспомним аналогии между женщиной и плодородной землей, Великая Мать в различных культурах называлась Деметра Изис, Иштар, Золотая Афродита и была матерью и кормилицей богов и людей-мужчин, именно она давала мужчине почву под ногами), женщина-колдунья-соблазнительница, сбивающая мужчину с праведного пути, женщина-неизбежное зло (Пандора, открывающая свой ящик, разорительница мужа), женщина-тайна, чье поведение непредсказуемо
Изменения в повседневной деятельности сельских женщин в 90-е гг коснулись следующих параметров Обследования последних 10 лет показывают, что у сельских женщин общая трудовая нагрузка на 12 - 18 часов в неделю больше, чем у мужчин Соответственно у них остается меньше свободного времени, а следовательно, меньше затраты времени на отдых, творческую деятельность, самообразование В 1998 - 1999 гг наблюдался пик экстенсивной нагрузки Для сравнения величина общей трудовой нагрузки у женщин в фермерских хозяйствах Финляндии гораздо меньше, чем у российских, хотя превышение над общей трудовой нагрузкой мужчин примерно такое же (соответственно 113 и 116 %), а вот в величине свободного времени равенства больше в Финляндии свободное время женщин составило 88 % к мужчинам в конце 80-х гг, у нас - 53 %'
«Резервом» времени для роста экстенсивной нагрузки женщин явилось свободное время, время сна и рабочее время Летом 1993 г величина их общей трудовой нагрузки достигла физиологического предела К 1998 - 1999 гг она несколько уменьшилась.
Рабочее время женщин сократилось в течение всего исследуемого периода Особенно резкое его сокращение произошло в начале 1990-х гг (его доля в общей трудовой нагрузке составила 55,5 % в 1975 - 1976 гг, 52,9 % - в
' Бюджет времени сельского населения / Под ред ВД Патрушева М, 1999
1986 - 1987 гг, 46,5 % - в 1993 - 1994 гг) Более четко эта тенденция/прослеживается у женщин, занятых в сельском хозяйстве1
В исследуемый период шел процесс активного перераспределения времени из общественного производства в семейное хозяйство В общей трудовой нагрузке доля неоплачиваемого труда (в домашнем и личном подсобном хозяйстве (ЛГ1Х)) увеличилась у женщин с 44,5 % в 1993 - 1994 гг до 53 % в 1998 - 1999 I г, (с 10,5 до 29,2 % - у мужчин) Продукция ЛПХ стада относительно и абсолютно более значимой для семьи, Значительно сократилась разница во времени труда в ЛПХ женщин, занятых в сельском хозяйстве, и остальных работающих сельских женщин, Но самое значительное увеличь ние времени труда в ЛПХ произошло у работающих мужчин - на 82 %, Доля желающих сократить или не иметь вообще ЛПХ существенно уменьшалась В целом, личные подсобные хозяйства являются «устойчивым, организационно оформленным участком формирования фонда самообеспечения»
Свободное время представляет собой необходимое временное пространство для удовлетворения разнообразных социальных, физических и духовных потребностей Досуг как часть свободного времени выполняет восстановительно-развлекательную функцию Более половины женщин отдых считают главной функцией досуга Они несколько менее прагматичны в этой оценке, чем мужчины
Продолжительность свободного времени работающего сельского населения уменьшилась к 1986 - 1987 гг, но к 1993 - 1994 гг несколько возросла, особенно у женщин Необходимо отметить, что у женщин, занятых в сельском хозяйстве, самая низкая продолжительность свободного времени, при самой высокой общей трудовой нагрузке
Разница в величине свободного времени между женщинами и мужчинами очень существенна, на протяжении рассматриваемого периода она изменялась незначительно, держась на уровне 8-9 часов в неделю Проведение свободного времени носит восстановительно-информационный характер Просмотр телепередач превратился в доминантный вид досуга в структуре свободного времени его доля у женщин составляла в 1975 - 1976 гг - 31 %, в 1986- 1987 гг -47%, в 1993 - 1994 гг -43 % У мужчин-21 %, 43 %, 50%, соответственно Вторым по продолжительности занятием является общение со знакомыми и родственниками
Время занятий с детьми у женщин не изменилось Хотя было заметно сокращение летом 1999 г (по сравнению с 1993 г) у занятых в сельском хозяйстве женщин, когда их трудовая нагрузка достигла максимума В некотором смысле и здесь наблюдается та же тенденция перераспределения труда в семье от возраставшего равенства мужчин и женщин в «педагогическом» труде к восстановлению женского приоритета
' Бюджет времени М, 1990
Хотя обследования ЦСУ РСФСР имеют определенную специфику, полученные в них данные позволяют дополнить картину основных тенденций в использовании времени Заметно отличается 1999 г как свидетельство нараставшего мотивационного кризиса Рабочее время и связанные с ним затраты сократились (по сравнению с 1993 г) у женщин на 3,4 часа, выросли затраты времени на домашний труд (особенно у мужчин) и на детей
Следует отметить, что сегодня наблюдается поразительная устойчивость величины общей трудовой нагрузки сельских женщин при значительном изменении ее структуры, что вызывается необходимостью удовлетворения самых насущных потребностей и ограниченностью сил и ресурса времени
В Заключении подводятся общие итоги диссертации, формулируются ее основные выводы и намечаются перспективы дальнейшего исследования избранной проблемы
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1 Волочай А В Особенности тендерных аспектов повседневности // Труды Международной ежегодной научно-практической конференции Новочеркасск УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ) 2006 С 290-292 0,1 п л
2 Волочай А В Повседневность и ее тендерные аспекты // Актуальные проблемы политологии и социологии Известия высших учебных заведений Северокавказский регион Общественные науки Спецвыпуск Ростов н/Д, 2006 С 80-86 0,2 п л
3 Волочай А В Методологические конструкты изучения повседневности и тендерных проблем // Философия хозяйства Специальный выпуск Декабрь 2006 Ч II С 285-290 0,2 п л
4 Волочай А В Повседневность в современном обществе и ее тендерные аспекты Ростов н/Д Антей, 2007 28 с 2 п л
5 Волочай А В Трансформация тендерных аспектов повседневности в современном обществе Рос гов н/Д Антей, 2007 28 с 2 п л
6 Волочай А В Реальное состояние тендерных аспектов повседневности Ростов н/Д Антей, 2007 28 с 2 п л
7 Волочай А В Тендерная асимметрия повседневной деятельности //Социально-гуманитарные знания Дополнительный выпуск 2006 0,5 п л
Подписано к печаги 12 04 2007 г Сдано в набор 13 04 2007 г Формат 60x84/16 Печл 1,3 Ризография Гарнитура Times
_Тираж! 00 экз Заказ 34/04_
Отпечатано в типографии ООО «Диапазон» 344010, г Ростов-на-Дону, ул Красноармейская, 206 Лиц ПЛД № 65 - 116 от 29 09 1997 г