автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Генезис и поэтика готических романов Чарльза Брокдена Брауна
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Иванова, Елена Геннадиевна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I Чарльз Брокден Браун и европейский готический роман
Глава II «Виланд» - первый готический роман
Брауна
Глава III «Эдгар Хантли» и новаторство
Ч.Б.Брауна в жанре готического романа
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Иванова, Елена Геннадиевна
Изучение литературного наследия Чарльза Брокдена Брауна (17711810), первого профессионального писателя Америки, представляет большой научный интерес, так как в его творчестве получили своеобразное отражение важнейшие черты историко-литературного процесса конца XVIII столетия, и с его именем связано зарождение национальной литературы США. Его произведения представляют собой неповторимый синтез элементов литературной эпохи Просвещения и, одновременно, предромантических тенденций, что во многом определило значение его творческого наследия.
В последнее время внимание американских литературоведов все чаще обращается к истокам национальной литературы США для определения закономерностей ее развития в XIX-XX веках, начало которым, несомненно, было положено в период, называемый «ранняя американская литература» (Early American Literature), и в том числе к творчеству Ч.Б.Брауна и разным аспектам его литературного наследия. Однако это имя почти не появляется в отечественном литературоведении, можно назвать лишь отдельные работы, посвященные творчеству Брауна в отечественной американистике: А.Н.Николюкина (114, 115, 116), А.М.Шемякина (143, 144) и М.М.Кореневой (95, 96), а также отдельные упоминания о Брауне в контексте других исследований Ю.В.Ковалева (89, 91), Н.И.Самохвалова (128), М.Н.Бобровой (61) и других. Романы Ч.Б.Брауна и его критические статьи до сих пор не были предметом специального монографического исследования, хотя одна из глав диссертационного исследования А.М.Шемякина посвящена творчеству писателя. А.М.Шемякин сосредоточил свое внимание на определении главных коллизий всех романов Брауна и несколько упрощенно рассмотрел их как конфликт между "разумом и безумием" (142,19). Произведения Ч.Б.Брауна совершенно не известны широкому читателю, так как ни один из его романов не переведен на русский язык до настоящего времени. 3
Литературная карьера Чарльза Брокдена Брауна, которого заслуженно именовали на родине "отцом американского романа", а также "первым литературным голосом Америки", началась в 1789 году, когда он опубликовал свое первое произведение "Рапсодист" в филадельфийском "Коламбиан Мэгэзин". С 1787 по 1792 год после окончания латинской школы, основанной квакерской сектой Друзей, он работает в конторе Александра Уилкокса, но решает оставить профессию юриста в 1792 году. В эти же годы Браун становится членом литературного Клуба Бел-Летр, где знакомится с Элией Хаббардом Смитом, изучавшим в то время медицину в Филадельфии, который впоследствии станет его близким другом и окажет большое влияние на мировоззрение Брауна.
Период с 1793 по 1796 год наполнен событиями, которые оказали непосредственное влияние на обращение Брауна к литературному творчеству. Во-первых, он покидает Филадельфию во время эпидемии желтой лихорадки в 1793 году, посещая Смита в Коннектикуте. В 1794 году он знакомится с членами Дружеского Клуба в Нью-Йорке и особенно близко с Уильямом Дэнлэпом, разделяя многие его литературные пристрастия и философские идеи. В 1794 году пишет поэму "Преданность" и начинает работать,в 1795 году над "Филадельфийским романом" - очевидно это было начало романа, который вышел в свет под названием "Артур Мервин, или воспоминания о 1793 годе" лишь в 1799 году. В 1797 году заканчивает свой первый роман "Небесная прогулка, или Человек, незнакомый с самим собой", так и не увидевший свет. Уже в предисловии к этому роману Ч.Б.Браун формулирует свои мысли о сложившейся ситуации в литературной жизни Америки, показывая себя вдумчивым аналитиком, осознающим трудности, встающие перед начинающим литератором в стране, где национальная литература находилась еще в стадии зарождения и не обрела самостоятельности.
С 1798 по 1801 годы он "публикует свои шесть романов, включая публикации коротких отрывков из "Артура Мервина" в филадельфийском 4 журнале "Уикли Мэгэзин". В апреле 1798 года был опубликован сборник философско-этических эссе "Алкуин", части I и II. В сентябре выходит "Виланд, или Превращение", в следующем году был опубликован "Ормонд", первая часть "Артура Мервина" и "Эдгар Хантли". В этом же 1799 год Браун начинает издавать два литературных журнала - "Мансли Мэгэзин" и "Амэрикэн Ревью". Романный период творчества Ч.Б.Брауна заканчивается в 1801 году публикациями романов "Клара Ховард" и "Джейн Тальбот", где писатель обращается к проблемам современного брака. По мнению американского критика Д.Ринджа "несмотря на то, что эти романы напоминают сентиментальные романы по раскрытию главной темы - выбор подходящей партии для главной героини, они гораздо более многозначны и демонстрируют, что Браун смог в них убедительно соединить обсуждение интеллектуальных проблем с сентиментальной историей любви" (253,120).
С 1803 года Браун начинает публикацию политических памфлетов, в которых критикует различные стороны американской действительности и борется за претворение в жизнь положений Декларации Независимости, понимая, что социально-экономическая ситуация приводит к постепенной дегуманизации общества и отчуждению его от интересов отдельного человека, а также выпускает журнал «Зе Литерари Мэгэзин энд Америкэн Реджистер», который издает вплоть до 1806 года. Последним политическим памфлетом, опубликованным при жизни писателя, было "Обращение к Конгрессу Соединенных Штатов Америки о полезности и справедливости введения ограничений на торговлю с зарубежными странами", в котором он выступает против Закона о введении эмбарго в 1807 году. Этот памфлет написан в несвойственной для писателя манере, сильно отличающейся по стилю и языку от его романов и эссе, но который явственно свидетельствует об интересе писателя к сложным вопросам современной политики.
Писатель в последние годы своей жизни обращается к жанру исторических исследований и публикует в журнале "Америкэн Реджистер" 5 ежегодные отчеты о законах и литературных произведениях, издаваемых в США и за рубежом.
Ч.Б.Браун прожил внешне спокойную жизнь, почти не покидая пределов Пенсильвании, куда его предки-квакеры прибыли с ее основателем У.Пенном. Но за замкнутым образом жизни стоит напряженная интеллектуальная работа по осознанию путей развития американского общества после Революции 1776 года, когда в сложный переходный период определялись основные направления социальной эволюции страны и ее национальной литературы.
Соотечественники Ч.Б.Брауна еще при жизни писателя отмечали его талант и в целом высоко отзывались о его произведениях. Значительная роль, которую сыграл писатель в процессе зарождения и утверждения национальной литературы США, обусловила пристальное внимание к его творческому наследию в зарубежном, и прежде всего в американском, литературоведении. Условно рассматриваемая критическая литература будет разделена нами на несколько групп. В первую очередь следует назвать литературные биографии, где наряду с рассказом о личной жизни писателя рассматриваются и некоторые произведения Ч.Б.Брауна. Автором первой биографии стал его друг Уильям Данлэп, выпустивший в 1815 году книгу "Жизнь Чарльза Брокдена Брауна, а также избранное из его ранее опубликованных произведений, написанных им писем и рукописей" (40). Сокращенное издание Данлэп выпустил в Лондоне в 1822 году, озаглавив книгу "Воспоминания о Чарльзе Брокдене Брауне, американском романисте". В серии "Библиотека американской биографии" в 1834 году в Нью-Йорке в издательстве "Харпер энд Бразерс" вышла книга У.Прескотта "Жизнь Чарльза Брокдена Брауна", явившаяся лишь кратким пересказом положений книги Данлэпа. Авторы данных работ не ставили себе целью дать детальный литературоведческий анализ и останавливались лишь на тех моментах, которые казались им наиболее важными для творчества Брауна в свете определенного этапа развития критической мысли. 6
Следующая группа работ относится к XX веку и носит аналитический характер, где наряду с фактами биографии ведется осмысление художественного наследия писателя. Из вышедших в 50-х годах публикаций наиболее ценными для изучения проблем творчества Ч.Б.Брауна представляются исследования Гарри Уорфела (1949 г.) (279) и Дэвида Ли Кларка (1952 г.) (178). Хотя в заглавии своей монографии Гарри Уорфел и обозначил литературный жанр, в рамках которого создавал свои произведения первый американский романист Ч.Б.Браун - готический роман, он более подробно останавливается на фактах биографии писателя, а не анализирует своеобразное использование им приемов готического романа и пути трансформации писателем этого жанра. Несомненный интерес представляют рассуждения автора о составляющих философского, психологического и этического мировоззрения Брауна, в частности, о влиянии квакерской среды на формирование его моральных идей. Хотя исследователь достаточно критично пишет о психологизме Брауна: "Браун привязывает повествование к правде факта, не поясняя до конца психологическую подоплеку событий", далее он отмечает, что писатель сосредотачивает свое внимание на исследовании анормального поведения, "когда мелодраматическое действие было подчинено психологическому исследованию анормального поведения (279,5), что и явилось новаторством Брауна. Исследователь подвергает Брауна критике за то, что "отягощенный размышлениями, он потерпел неудачу в изображении обычного человеческого опыта и предпочел ужас, мелодраму и анормальные состояния", (там же, 12)
Нам представляется, что исследователь в данной работе недооценивает новаторство писателя, произведения которого представляют собой попытку синтеза не только элементов разных жанров, но и синтетическое соединение разных методологических подходов. Уорфел рассматривает творчество Брауна в русле только эпохи Просвещения, не останавливаясь на влиянии предромантической эстетики. Как писатель конца XVIII века Браун считает 7 литературу "средством проведения в жизнь полезных уроков", но как предромантик он тонко ощущает происходящие социальные сдвиги и, используя "анормальность" как пограничное состояние для реализации человеческого сердца в сторону добра или зла, вводит готические элементы, чтобы добиться генерализации на более высоком уровне, что присуще грядущей романтической литературе.
В своей монографии, посвященной творчеству Ч.Б.Брауна "Чарльз Брокден Браун: новый голос Америки" (1952 г.) (178), Д.Л.Кларк, анализируя сюжеты и персонажи писателя, отрицает его связь с традицией готического романа и относит его произведения к жанру нравоучительного романа, основывая свои выводы на интерпретации предисловий писателя к двум его романам "Виланд" и "Эдгар Хантли". "Разница между романами Брауна и готическими романами не случайна: она фундаментальна и важна, и именно она ставит писателя в ряды революционеров, как Холкрофта, Бейджа и Годвина, а не в ряды последователей романов Школы Ужаса." (178,192). Представляется неправомерным отрицание наличия готицизма у Брауна, так как исследователь, рассматривая социальные и политические взгляды писателя, отнес жанр готического романа к "несерьезным" жанрам, которые не могут иметь другой цели, кроме развлекательной.
Именно эти две монографии явились отправной точкой для написания большинства критических статей, анализирующих брауновское наследие и определяющих место писателя в национальной литературе. В изданной в жестко определенных форматных рамках "Twaine's United States Authors Series" (1962 г.) Д.Риндж несколько схематично интерпретирует литературную деятельность Брауна и не обращается к анализу функционирования и роли готических элементов в романах Брауна, лишь вскользь упоминая о них (253,26,66,121). Но исследователь вслед за Лесли Фидлером, который в своей работе "Любовь и Смерть в американском романе" (1960 г.) рассмотрел роман Брауна "Эдгар Хантли" в русле традиций сентиментального и готического романов, к сожалению не всегда будучи 8 точным в деталях и широко используя принципы фрейдистского психоанализа (195), сосредотачивает свое внимание на выделении готических элементов у Брауна (статья о Брауне в Major Writers of Early American Literature, 1972 r.) (254). Далее Д.Риндж в 1982 году публикует ценное для изучения проблемы традиций американской готики вообще и творчества Брауна, в частности, исследование "Американская готика: Воображение и Здравый смысл в литературе девятнадцатого века" (American Gothic: Imagination and Reason in Nineteenth-Century Fiction), где рассматривает Брауна как основателя готической традиции в американской литературе, указывая на некоторые произведения английских и немецких авторов, которые " дали его работам такую характерную форму для выражения идей и легли в основу специфически американского направления в литературе" (255,36). Исследователь был первым, кто обратил внимание на пристальный интерес писателя к психологическому состоянию своих героев, "Браун был первым, кто внес важный вклад в дальнейшее развитие жанра готического романа. Он ясно видел возможности в использовании готического романа как механизма для изучения психологических проблем, и сразу же нашел свой способ соотносить душевное состояние героев с объектами внешнего мира" (там же,57).
Существующие в западном литературоведении разнообразные подходы к литературоведческому анализу определяют наличие целого ряда работ, авторы которых интерпретируют творчество Ч.Б.Брауна, исходя из одного постулата, что не позволяет, на наш взгляд, получить цельного представления об изучаемом объекте, но определенным образом обогащает наши представления о направлениях в зарубежной критике и о творческом наследии писателя. По такому пути пошел Н.Грабо, который в своем исследовании "Искусство совпадений у Чарльза Брокдена Брауна" (The Coincidental Art of Charles Brockden Brown) (1981 г.) оригинально интерпретирует проблематику и сюжеты Брауна не столько как "настоящие романы, а как развернутые аллегории". Ключом к прочтению романов Брауна 9 исследователь выбрал метод психологического двойничества и аллегорическое истолкование "не сюжетов, а повторяющихся мотивов и внутренних скрытых структур" (204,63), как, например, последовательное изображение различных типов домов в романе "Эдгар Хантли" представляется автору монографии как символическое движение к упорядочиванию жизни. "Мотив этот очевиден: Эдгар движется от дикости фронтира к упорядоченной жизни. Но также он движется от незнания к знанию, от попыток выжить к спокойному существованию, от изоляции к жизни в обществе и от охоты к ферме в деревне. В генерализованном смысле это может трактоваться как движение от болезненного состояния к выздоровлению, от тревоги к покою" (там же, 63).
Характерной для данной группы работ является также монография Алана Аксельрода, где дается толкование произведений Брауна с позиций фрейдизма, что, несмотря на оригинальность некоторых наблюдений автора, делает его исследование слишком односторонним (152). Зачастую в поисках новых идей критики пытаются свести художественно цельные и многозначные произведения Брауна к системе архетипов, что не может не вызывать возражений: У.Дэй (186), Н.Бейм (159), У.Бертхофф (165), У.Р.Льюис (226).
Кеннет Бернард в статье "Чарльз Брокден Браун и Возвышенное" (Charles Brockden Brown and the Sublime) (1964 г.) указывает, что хотя Браун и не описывает американские пейзажи в реалистической манере, но опираясь в изображении возвышенного и прекрасного на эстетические положения XVIII века, вводит пейзаж как значимый элемент поэтики в романе "Эдгар Хантли" (164).
Ричард Чейз в книге "Американский роман и его традиции" (The American Novel and Its Tradition) (1957 г.) рассматривает два романа Брауна "Виланд" и "Эдгар Хантли", делая попытку проанализировать данные произведения в русле мелодраматического жанра, как основной тенденции в американской литературе.(175)
10
Плодотворными представляются попытки современных литературоведов на основе культурологического подхода сопоставлять творчество Брауна с писателями- современниками и более позднего времени и других стран, а также рассматривать проблемы связи мировоззрения Брауна с различными направлениями философской мысли Европы и Америки: Г.Уорфел (280), Л.Д.Лоше (228), А.Кауи (182).
Как уже говорилось выше, творчество одного из основоположников американской литературы Ч.Б.Брауна еще далеко недостаточно изучено в отечественном литературоведении. Одним из первых предпринял попытку определить художественное своеобразие творчества Брауна А.Н.Николюкин (114, 116). Краткий анализ творчества писателя представлен в учебном пособии "История американской литературы" под редакцией Н.И.Самохвалова (раздел о творчестве Брауна написан Н.И.Самохваловым). (84) Две статьи А.М.Шемякина в книге "Истоки и формирование американской национальной литературы XVIII века" (1985 г.) и одна глава его кандидатской диссертации «Американский роман конца XVIII века. (Истоки и формирование жанра)» (1985 г.) (143; 142) проливают дополнительный свет на творческое наследие Брауна. Не имея коренных концептуальных разногласий с А.М.Шемякиным, мы полагаем, что в его диссертации полностью отсутствует анализ поэтики готических произведений Ч.Б.Брауна, причем специфика художественного метода писателя представлена необоснованно схематично, а также имеется ряд ошибок, демонстрирующих неполное владение текстовым материалом романов.
Несмотря на общее для отечественного литературоведения признание того, что национальная литература Америки ведет свой отсчет от "Книги эскизов" В.Ирвинга, представляются исторически более верными идеи исследователей, увидевших истоки американского романтизма в эпохе американской революции, "которая ускорила наряду с другими и
11 художественно-эстетические процессы, имевшие место в Соединенных Штатах" (245; 119; 89).
В своей статье "Проблемы американского романтизма" Н.И.Самохвалов, отмечая несомненные достоинства работы А.Н.Николюкина "Американский романтизм и современность", тем не менее упрекает последнего в недостаточно серьезной критической оценке готического романа, утверждая, что "исследователь решительно не может занять определенную позицию, то признавая связи Брауна с готическим романом, то отвергая их, как бы боясь скомпрометировать родоначальника американского романтизма столь сомнительным родством. .Наряду с этим заметно стремление исследователя уберечь Брауна от "скверны" готического романа" (128,180). Здесь Н.И.Самохвалов опирается на следующее замечание А.Н.Николюкина: "В отличие от авторов готических романов, охотно разрабатывающих мотивы таинственного, ужасного, заполнявших страницы своих романов сценами убийств и совращений, чтобы приковать внимание читателя и довести его до нервного возбуждения, Браун решает подобные сцены в психологическом плане" (114, 15). По нашему мнению, высказывание А.Н.Николюкина созвучно тому, что сказано в "Литературной истории США": "На первый взгляд произведения Брауна выглядели сенсационными, однако он не пользовался средствами, способными резко поднять читательский интерес в напряженные моменты действия и отвлечь от высокой задачи познания человечества - а уж он-то хорошо знал приемы "готических романов" (103, 234). Но там же далее говорится, "что сила романа Брауна ("Виланд, или Превращение" - Е.И.) не в нагнетании ужасов, а в углублении готического метода с помощью философских, психологических и моральных размышлений" (там же, 235), мысль, как представляется, наиболее плодотворная по отношению к своеобразию творческой трансформации Брауном готического романа, который сочетал в себе элементы эстетики эпохи Просвещения и предромантической эпохи.
12
Как считает Д.С.Лихачев, «сама ценность той или иной традиции в каждом конкретном случае определяется прежде всего тем, в какой мере она способна участвовать в синтезе нового. Отсюда следует, что к необходимым свойствам настоящего художника относится также и проникновенная "избирательность", умение из разнообразного опыта взять на свое вооружение то, что отвечает именно его творческим исканиям, что может органически слиться с его собственной натурой» (104). Будучи настоящим художником, Ч.Б.Браун всегда стремился наиболее полно выразить и показать идею, мысль, чувство, настроение, образ, внутреннее состояние человека, используя достижения предшественников и одновременно трансформируя традиции английского готического романа.
В ЗАДАЧИ данной работы входит комплексное исследование основанной Чарльзом Брокденом Брауном готической традиции в американской литературе на примере проблематики, поэтики и жанровых особенностей двух его романов "Виланд, или Превращение" (1798 г.) и "Эдгар Хантли, или Записки лунатика" (1799 г.), наиболее ярко представляющих брауновскую поэзию ужасного и необычного. В русском и зарубежном литературоведении до сих пор не существует монографической работы, изучающей философские, политические и морально-этические взгляды, определившие обращение писателя к жанру готического романа и саму трансформацию этого жанра в сравнению с европейским, и, в частности, английским готическим романом.
В работе исследуются связи творчества Брауна с европейской литературой и эстетикой, но наиболее важным представляется нам анализ соотношения творчества писателя с современной ему ранней американской литературой, что позволит объяснить целый ряд существенных черт в развитии американской литературы. Нам представляется, что общечеловеческий характер проблем, поднимаемых автором в готических романах "Виланд" и "Эдгар Хантли", преломляющихся традиций европейской литературы невозможно до конца понять без учета
13 специфических национальных тенденций в развитии американской литературы. В связи с этим в данном исследовании предполагается уделить внимание разработке "эстетической многосистемности ранней американской литературы, выделению всей сложной системы элементов и их взаимодействию в соответствии с национальными специфическими условиями и творческими задачами автора" (89, 42).
Обращение к поэтике готических романов позволит выявить особенности творческих принципов Ч.Б.Брауна. При интерпретации романов будет обращено внимание на проблему жанра, так как "вопрос о жанре в высшей степени важен, потому что здесь речь идет о принципе отражения, преломления в нем действительности" (69,139). В своем творчестве Браун обращается к сложным синтетическим формам жанра романа для воплощения своих эстетических и этических взглядов.
Задачи, поставленные перед работой, определили ее содержание и структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Генезис и поэтика готических романов Чарльза Брокдена Брауна"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование двух романов Ч.Б.Брауна - «Виланд, или Превращение» и «Эдгар Хантли, или Мемуары Лунатика» в данной работе позволили определить своеобразие американской готической традиции, основой которой явилось творчество писателя и прийти в следующим выводам.
К концу XVIII века существующая в литературе «многосистемность» (термин Ю.В.Ковалева) отражало сложную социально-политическую ситуацию в США, когда начинался процесс становления национального сознания американской нации, и это потребовало новых средств для адекватного художественного воплощения новых идей. Используя сложившиеся к тому времени в Европе литературные модели для изображения действительности - реалистический роман Просвещения -Novel — с его различными разновидностями (сентиментальный роман, бытописательный роман нравов и т.д.) - и Romance, опирающийся на «особую форму романтической условности», и разновидностью которого явился европейский предромантический готический роман, Браун создает сложную синтетическую форму романа. В соответствии с исследуемыми моральными проблемами, в каждом отдельно взятом романе соотношение «реалистических» и «готических» элементов различно, но именно готическая атмосфера романов «Виланд» и «Эдгар Хантли» отражает оригинальное воплощение взглядов писателя.
Именно важность моральных, социальных и психологических размышлений Ч.Б.Брауна - писателя, позволяет сделать вывод, как о трансформации им английского готического романа, так и о появлении новой разновидности готики - психологического готического романа, когда готический эффект достигался с помощью привнесения ужасного в сознании персонажа. Литературное открытие данного приема позволило Н.Готорну поставить Ч.Б.Брауна в один ряд с великими писателями прошлого -Гомером, Данте, Шекспиром в рассказе «Чертог Фантазии» (1842 г.).
176
В углублении на пьедесталах в чертоге стоят статуи и бюсты людей, которые были правителями дум человечества и демиургами в области воображения во все времена. Старинная, величественная уравношенность Гомера; темный лик Данте; неистовость Ариоста; хорошо скрытая усмешка Рабле; глубокий, патетический юмор Сервантеса; аллегории Спенсера; блистательный Шекспир; суровый, божественный Мильтон; и Беньян, вылепленный из земной глины, но обоженный в небесном огне - вот те, кто сразу же привлек мой взгляд. Филдинг, Ричардсон, Скотт - все они занимали достойные места. А в затененной нише в этом чертоге был выставлен бюст нашего соотечественника, автора романа "Артур Мервин" (9,102)." Неудивительно, что для Н.Готорна, видевшего задачу писателя в исправлении нравов общества и необходимости быть «Moral Painter", самым значительным романом Ч.Б.Брауна является "Артур Мервин", где писатель исследовал проблему достижения материального благополучия в обществе, все более дегуманизирующемся в процессе развития капиталистических отношений.
При изучении содержания как романов "Виланд, или Превращение", "Эдгар Хантли, или Мемуары Лунатика", так и романов "Ормонд, или Тайный Свидетель" (1799 г.) и "Артур Мервин, или Воспоминания о 1793 годе" часть I (1799 г.) и часть II (1800 г.), нами был сделан вывод о том, что желание писателя «наглядно представить некоторые важные явления нравственной природы человека» воплотилось у Ч.Б.Брауна в создании СЕРИИ романов, где функционирование готических приемов соответствовало его целям в изображении нравов современного общества. Многие критики, в частности Р.Ли (224), А.Кауи (182), Р.Льюис (226), Р.Чейз (175), Р.Левин (225) считают, что это «четыре его (Брауна -Е.И.) лучших романа, где через готические ужасы прослеживается присущие только Брауну оригинальность идей и его горячее стремление к познанию человеческой природы » (225, 14).
Ill
При сопоставлении готических приемов, традиционных для английского готического романа конца XVIII в. и произведений Ч.Б.Брауна, нами был сделан вывод о том, что к жанру трансформированного готического романа можно отнести только романы «Виланд» и «Эдгар Хантли», так как в них нами было выявлено оригинальное соотношение повествовательных и описательных готических приемов, определяющих их жанровую принадлежность, тогда как «Ормонд» и «Артур Мервин» отмечены наличием лишь описательных готических приемов, что не изменяет их жанровую природу Novel.
Мировоззренческая позиция и эстетические взгляды писателя отражали сложный процесс становления национального сознания Америки, когда провозглашаемые моральные установки и политические принципы эволюционировали в «мрачные стороны человеческого сознания». Браун, опираясь на богатую европейскую традицию в готических романах Г.Уолпола, А.Радклифф, К.Рив по применению внешних атрибутов ужасного - это разрушенные замки, потайные ходы, таинственные события, похищения, заточения, природные катаклизмы, новаторски применяет и делает достоянием готического романа прием нарастающего безумия персонажа. Этот новаторский прием явился началом возникновения традиции в американской литературе, когда при создании психологически точных характеристик писатели обращались к описанию анормального поведения. Отношение Ч.Б.Брауна к оптимистическим взглядам на природу американской демократии и к надеждам многих его современников на провиденциальную миссию американской нации было неоднозначным, как и к вере европейских просветителей в рациональное объяснение событий. «Он видел мир, окутанный тьмой - как внешний, так и внутри человека. Фраза Мильтона «Я вижу сквозь тьму» накладывала на него дополнительные моральные обязательства» (225, 14). Готические романы Брауна явились исследованием моральных и психологических норм в обществе и путей их дальнейшего развития. Используя форму эпистолярного романа, где события
178 изображаются от первого лица, что позволило писателю достичь возможно большего достоверности и психологической глубины, он исследует такие темы, как составляющие уникального человеческого опыта, воздействие непредсказуемого и случайного на жизнь человека, обманчивость восприятия и наличие непознанных глубин в человеческой душе, проявление которых зачастую приводит к трагедии и смерти.
Синтетически соединив многие морально устаревшие и переживающие упадок к концу XVIII века литературные жанры - эпистолярный роман, сентиментальный и бытоописательный романы, Браун наполняет устаревшие формы новым содержанием, создавая практически новый жанр - жанр психологического готического романа. Это новая разновидность прозаического повествования, генетически связанная как с жанром Novel, так и Romance, но не тождественная ни одной из них. Следуя представляющей несомненный научный интерес классификации европейского готического романа, предложенной С.А.Антоновым (48), мы делаем вывод о близости готических романов Ч.Б.Брауна «сентиментальной» готике, которая была включена в контекст Просвещения и разрабатывала темы морали, в чем продолжала традиции жанра Novel. В отличие от «френетической» готики (от фр. - frenetique - неистовый), в которой происходило «сознательное и последовательное отрицание всего комплекса просветительских идей, . агностические настроения, переходящие порой в откровенный иррационализм» (48, 22), Ч.Б.Браун, не порывая с рационализмом Просвещения в целом, провидчески изображает необъяснимые с точки зрения современной ему науки явления как постоянный источник «ужасного», ставящего под сомнению способность человека к разумному поведению.
Ч.Б.Браун в романах «Виланд» и «Эдгар Хантли» приходит к выводу об абсурдности утверждений о незыблемости разумных доводов и исследует проблему воздействия человеческих страстей и иллюзий на построение логически стройных умозаключений, основывающихся на ложных
179 предпосылках. Обращение к жанру готического романа и его трансформация в психологический готический роман явились следствием сознательного отказа писателя от прямого дидактизма и морализаторства.
Вывод о сложном синтетическом жанре готического романа, созданного Ч.Б.Брауном, был нами сделан после исследования диалектического взаимодействия на уровне метода и жанра. Реалистическое изображение действительности и стремление к максимальной правдоподобности, вступает в диалектическое противоречие с характером художественной условности жанра Romance, для которого социальная детерминированность персонажа оказывается малосущественной, а главным является «создание субъективно-эмоциональной зоны, в которую включается читатель» (98, 20). Установление эмоционального контакта с читателем создавало потенциальные возможности последовательного изучения поставленной моральной проблематики, а также дальнейший переход от описания индивидуального человеческого опыта к «абстракции», «направленной исключительно в сферу психологических обобщений» (168, 15), что после Ч.Б.Брауна стало характерной чертой американской литературы.
Влияние творчества Ч.Б.Брауна на развитие американской готической традиции невозможно переоценить, хотя это влияние не всегда признается как писателями, так и критикой, как очевидное. Дж.Ф.Купер, хотя и довольно иронично отзывался в предисловии к роману «Шпион» (1821 г.) об использовании Ч.Б.Брауном индейской тематики, написал в своем произведении «Определение американцев» (1828 г.), что «этот автор (Ч.Б.Браун - Е.И.) пользуется заслуженным уважением среди своих соотечественников» (Цит. по 224, 18). Так, в пенталогии о Кожаном Чулке Купер обращается к индейской теме, впервые затронутой в «Эдгаре Хантли» и исследует «миф о фронтире и индейцах, изображенных или в образе потомка благородного Адама или «инфернального» дикаря» (там же, 19).
180
Композиционное постороение, поэтика и тематика готических романов Ч.Б.Брауна во многом определили развитие американской готической традиции. Две самые известные новеллы В.Ирвинга - «Рип Ван Викль» и «Легенды Сонной Лощины» - в изображении реальной действительности исторических событий как особого рода иллюзии восходит в мотивам Брауна об иллюзорности человеческого восприятия в «Виланде» или сомнамбулизме в «Эдгаре Хантли». Э.А.По в новелле «Падение дома Ашеров» вслед за Ч.Б.Брауном обращается к теме двойничества, а его единственный роман «Повествование об Артуре Гордоне Пиме» (1838 г.) строится как рассказ об блужданиях героя в дикой местности. При чтении аллегорических новелл Н.Готорна «Итен Брэнд» и «Родинка», или его романа «Алая буква» (1850 г.), где он изображает различные воплощения непростительного греха в образе наделенного интеллектом человека, который делает Эстер, Джорджиану или Тестер Принн жертвами своей мономании или великих замыслов, неизбежно возникает мысль об обращении к тематике, аналогичной роману Брауна «Виланд».
Новаторство Брауна проявилось в применении жанра готического романа для изучения современности и освещения наиболее сложных нравственных вопросов, волновавших его современников, что также явилось характерной чертой американской литературы. Европейский готический роман лишь опосредованно отражал разочарование в просветительской вере в разум, изображая давно прошедшие времена и экзотические страны. Ч.Б.Браун же творчески соединяет поэтику готического романа с проблемами современной ему Америки, одновременно достигая высокого уровня генерализации, что вызывает восхищение его современников и писателей более позднего времени как в Европе, так и в самой Америке. Именно с творчеством Ч.Б.Брауна, по мнению М.Белла, «начинается история американской литературы, история ее настоящего развития как серьезной формы художественного твочества» (161, 41).
181
Индивидуально-специфическая трактовка социальных проблем в период зарождения и становления американской национальной литературы привела Ч.Б.Брауна к использованию в готическом романе «средств, коими до сей поры не пользовались писатели» (28,3). Писатель изображает девственную природу Америки и враждебность индейцев, которые становятся жанрообразующими готическими приемами в романе «Эдгар Хантли, или Записки Лунатика».
Новаторством явилось изображение Ч.Б.Брауном экономических факторов, определяющих лунатизм - болезненное состояние Эдгара Хантли и Клиферо Эдни в готическом романе, где социальная детерминированность поведения героев не имела никакого значения для развития действия.
Ч.Б.Браун первым из писателей-готиков обращается к повествованию от первого лица, где сознательно конструирует тип сознания своих современников, создавая иллюзию действительности и правдоподобия. Напряженное исследование болезненных состояний души, которые порождают страхи, сделало Ч.Б.Брауна предшественником Э.По, Н.Готорна, Г.Мелвилла, А.Бирса и во многом определило пути развития американской литературы.
182
Список научной литературыИванова, Елена Геннадиевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. (Аддисон Дж.) «Спектейтор» // Из истории английской эстетической мысли XV1. века: Поп. Аддисон. Джерард. Рид. - М., 1982. - С.59-231.
2. Антология ужасов. Том 1. Северо-кавказское информационно-рекламное агентство, 1991. - 386 С.
3. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. - 237 С.
4. Бирс А. «Может ли это быть?» М.: Бук Чембэр Интернэшнл. - 415 С.
5. Браун Ч.Б. Предисловие к роману «Виланд, или Превращение» // Эстетика американского романтизма. М.: Искусство, 1977. 464 С.
6. Браун Ч.Б. Предисловие к роману «Эдгар Хантли, или Мемуары лунатика» // Писатели США о литературе. М.: Прогресс, 1982. T.l. С.24
7. Годвин У. Калеб Уильяме. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. - 390С.
8. Готорн Н. Новеллы. М.-Л.: Художественная литература, 1965. -494 С.
9. Готорн Н. Чертог фантазии. Классические новеллы. М.: Текст, 1998. -221 С.
10. Ю.Кинг, Стивен. Мертвая зона. М.: ООО «Издательство Аст», 1997. -416 С.
11. Колридж С.Т. Избранные труды. М.: Искусство, 1987. - 347 С.
12. Купер Д.Ф. Избранные сочинения: в 6-ти т. М.: Детгиз, 1962. Т.З. Прерия. - Шпион. 815 С.
13. Купер Д.Ф. Предисловие к «Повестям о Кожаном Чулке» // Писатели США о литературе. М.: Прогресс, 1982. T.l. С.95-97.
14. Литературные манифесты западно-европейских романтиков. М.: Издательство М У, 1980. - 638 С.
15. Льюис М. Монах. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1993. - 340 С.
16. По Э.А. Собрание сочинений в 4-х т. М.: Пресса, 1993.
17. Радклиф, Анна. Итальянец, или тайна одной исповеди. М.: Терра -книжный клуб, 1998. - 338 С.
18. Радклиф, Анна. Роман в лесу. М.: Ладомир, 1999. - 315 С.
19. Романтические фантазии (издание в 2-х томах) Северо-кавказское информационно-рекламное агентство, 1993. - ТЛ. 624 С. Т.2. 349 С.
20. Сказки американских писателей. СПб: Лениздат, 1992. 526 С.
21. Уолпол Г. Замок Отранто // Уолпол Г. Замок Отранто. Казот Ж. Влюбленный дьявол. Бекфорд У. Ваттек. Л., 1967. - С.5-103.
22. Фолкнер У. Пестрые лошадки. М.: Высшая школа, 1990. -607 С.
23. Хатчесон Ф. Эстетика. -М.: Искусство, 1973. 479 С.
24. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 С.
25. Шиллер Ф. Духовидец. Из воспоминаний графа фон О***// Шиллер Ф. Собр.соч.: В 7 т. М.: Гослитиздат, 1956. - Т.З. - С.533-648.
26. Эстетика американского романтизма. -М.: Искусство, 1977. 464 С.
27. Юм Д. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1966. - Т.1. С. 734 С. Т.2. 800 С.
28. Allot, Miriam. Novelists on the Novel. New York: Columbia Univ. Press, 1966.
29. American Literature. Tradition and Innovation. Vol.1. Early American Literature. Ed. By Meserole, Sutton, Weber. - Lexington, Massachusetts, D.C. Heath & Company, 1969. 1884 p.
30. Brown, Ch.Br. Arthur Mervyn or Memoirs of the year 1793. 2 parts. Kent State University Press, 1980. 583 p.
31. Brown, Ch.Br. Edgar Huntly or, Memoirs of a Sleep-Walker. New York: Viking Penguin Inc., 1988. 285 p.
32. Brown, Ch.Br. On the Cause of the Popularity of novels. // American Literature. Tradition and Innovation. Ed. By Harrison T.Meserole, Lexington (Mass), Heath & Company, 1969. P.657-708
33. Brown, Ch.Br. Ormond or, the Secret Witness. // Ed. With an Introduction, Chronology, and Bibliography by Marchand E. American Fiction Series. -New York: Hafner, 1962.
34. Brown, Ch.Br. The Rhapsodist: and other uncollected writings by Ch.Br.Brown. Ed. Harry R. Warfel. NY: Scholars' facsimiles & reprints, 1943.
35. Brown, Ch.Br. Walstein's School of History. From the German of Krants of Gotha. // American Literature. Tradition and Innovation, p.702-707
36. Brown, Ch.Br. Wieland and Memoirs of Carwin the Biloquist. Ed. And with an Introduction by Jay Fliegelman. - NY.: Viking Penguin Press, 1991. 365 p.
37. Brown, Ch.Br. Alcuin: a dialogue. Ed. Lee R. Edwards. NY.: Grossman Publishers, 1971.- 100 p.
38. Dunlap, William. The Life of Charles Brockden Brown: Together with Selections from the Rarest of His Printed Works, from His Original Letters, and from His Manuscripts Before Unpublished. Philadelhia: James P. Parke, 1815.
39. The Gothic Novel: A Casebook. / Ed. By Sage V. Basingstoke; L. :Macmillan, 1990. 190 p.
40. The Heath Anthology of American Literature./ Ed. Paul Lauter. Levington, Massachusetts, Toronto: D.C. Heath and Company, 1994. Vol. 1. 2965 p.
41. Hume, D. Essays, Moral, Political and Literary. London: Ward, Lock and Bowden, n.d. 589 p.
42. De Sade. Reflections on the Novel. / Cit. And transl. M.Praz. Introductory Essay. // Three Gothic Novels. Ed. P.Fairciogh. Harmondswoth: Penguin, 1968. P.7-34.1. Исследования:
43. Алексеев М.П. Английская литература. Очерки и исследования. -Ленинград: Наука, 1991. -461 С.
44. Алексеев М.П. Вильям Годвин. //Английская литература. Очерки и исследования. Л.: Наука, 1991. - С. 171-205.
45. Алексеев М.П. Ч.Р.Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» // Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец. Л., 1976. - С.563-674.
46. Антонов С.А. Роман Анны Радклифф «Итальянец» в контексте английской «готической» прозы последней трети XVIII века. Дисс. на соиск. Канд. филолог. Наук. С.Пб., 2000. - 143 С.
47. Аносова Т.Е. Формирование принципа историзма в английском классическом романе.//Межвуз. науч. сб.: Реализм в зарубежных литературах XIX XX в.в. К проблеме историзма. - Изд-во Саратовского Университета. Вып.8, 1986. - С.127-136.
48. Анцыферова О.Ю. Генри Джеймс и психологическая традиция американского романтизма (Э.По) // М.сб.: Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX XX в.в. Проблемы жанра. Иваново: ИВГУ, 1984.-С.111-118.
49. Анцыферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система. // М.сб.: Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX в.в. Проблемы жанра. -Иваново: ИвГУ, 1994. С.21-36.
50. Анцыферова О.Ю. Поэтика рассказов и повестей Генри Джеймса 18601870-х г.г. (К проблеме художественности точек зрения). Авт. канд. дисс.-Л, 1989.-14 С.
51. Апенко Е.М. Сентиментализм и американская литература XVIII века. // Зарубежная литература. Проблемы метода. Межнациональный фактор в литературном процессе. Л.: Изд-во Лен. Университета, 1989. - С.7-15.
52. Архипова А.В. О русском предромантизме. // Русская литература. -1978. -N1. С.14-25.
53. Атарова К.Н. Анна Радклифф и ее время. // Радклифф А. Роман в лесу. М.: Ладомир, 1999. - С.5-12.
54. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе. // Известия АН СССР. Серия: Литература и язык. 1976. - Т.35. - N4. - С.343-356.
55. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975. - С.234-407.
56. Бахтин М.М. Проблема текста. // Вопросы литературы. 1976. - N10. -С.122-152.
57. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424С.
58. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. JL: Художественная литература, Ленингр. отд., 1973. - 567 С.
59. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX в. М.: Высшая школа, 1972. - 285 С.
60. Болтовская Л.Н. Проблема национального характера в рассказах Э.По. // Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Л., 1973. - С.27-44.
61. Бонецкая Н.М. «Образ автора» как эстетическая категория. // Контекст 1985., М.: Наука, 1986. - С.241-269.
62. Введенская Т. Поэтика пейзажа в романе Д.Ф. Купера «Палач». // Национальная специфика произведения зарубежной литературы XIX-XX в.в. Проблемы эстетики и поэтики. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1985. -С.13-20.
63. Вершинин И.В., Ладыгин М.Б. К вопросу о своеобразии английского предромантизма. // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М.:МГПИ, 1979. -Вып.З. - С.3-18.
64. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.- 177 С.
65. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худож. литература, 1977. -443 С.
66. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979. - 222 С.
67. Григорьева Е.В. «Готический» роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Автореф. . дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Л., 1989. - 17 С.
68. Грифцов Б.А. Теория романа. М., 1927.
69. Грязнов А.Ф. Философия Шотландской школы. -М.: Изд-во МГУ, 1979. -127 С.
70. Денисова Т.Н. Новейшая готика. // Жанровое разнообразие современной прозы Запада. Киев: Наукова думка, 1989. С. 59 -128.
71. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М.: Наука, 1978.-208 С.
72. Дьяконова Н.Я. Английская проза эпохи романтизма. // Английская романтическая повесть. М.: Прогресс, 1980. - С.5-40.
73. Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1970. - 232 С.
74. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М.: Наука, 1966.-472 С.
75. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. -СПб.: Аксиома, Новатор, 1996. 232 С.
76. Истоки и формирование американской национальной литературы XVII-XVIII в.в. М.: Наука, 1985. - 383 С.
77. История американской литературы. / Под ред. Н.И.Самохвалова. М.: Просвещение, 1971. Т.1. 343 С.
78. Калачева С.В. Методика анализа сюжета и композиции литературного произведения. М.: Изд-во МГУ, 1973. - 95 С.
79. Катаев В.Б. К постановке проблемы образа автора. // Филологические науки.- 1966.-N1.-C.29-41.
80. Кириленко Г.Г. Формирование образа «Я» в зеркале художественной литературы. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. М. - 1989. -N4. -С.38-48.
81. Клепацкая И.Н. Герой повествователь - автор в романе Д.Дидион «Молитвенник». // Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах XIX - XX веков. - Пермь, 1989. - 169 С.
82. Ковалев Ю.В. Американский романтизм: хронология, топография, метод. // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982. С.27-55.
83. Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и некоторые проблемы американского романтизма. // Проблемы истории литературы США. М., 1964. С.73-156.
84. Ковалев Ю.В. У истоков национальной прозы. // Американская романтическая повесть. М.: Прогресс, 1978. С. 3-27.
85. Ковсан М. Един в трех лицах: автор, повествователь, рассказчик. // Литературная учеба. 1987. N2. С.149-155.
86. Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. М.: Сов. писатель, 1963. 439 С.
87. Копыстянская И.Ф. Понятие «жанр» в его устойчивости и изменчивости. // Контекст 1986. - М.: Наука, 1987. С. 178-204.
88. Коренева М.М. Новая Англия и американская литература: три столетия из жизни нации. // Проблемы становления американской литературы. -М.: Наука, 1981. С. 22-89.
89. Коренева М.М. Чарльз Брокден Браун. В кн.:История литературы США. М.:изд-во РАН, т.1, 1997. С.730-761.
90. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. - 110 С.
91. Ладыгин М.Б. Романтический роман. М.: Изд-во МГПИ, 1981. - 140 С.
92. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 350 С.
93. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр». // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1976. Вып. 3. С.3-14.
94. Лейдерман Н.Л. О жанре и его месте в литературно-критическом анализе. // Литературно-художественный процесс 70-х г.г. в зеркале критики. М., 1982. С.54-61.
95. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь: Изд-во ПТУ, 1985.-79 С.
96. Литературная история США / Под ред. Р.Спиллера. М.: Прогресс, 1977. Т.1.-604 С.
97. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Поэтика: труды русских и советских поэтических школ. Будапешт, 1982. - С.725-736.
98. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 367 С.
99. Манн Ю.В. Автор и повествование. // Известия АН СССР. Серия: Язык и литература. М., 1991. - Т.50. -N1. - С.3-19.
100. Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности. Владимир, 1997. - С. 10-32.
101. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. - 318 С.
102. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.:РГГУ, 1994. -134 С.
103. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М., 1967.
104. Морозова Т.Л. Учение Эмерсона о «доверии к себе» и проблема индивидуализма в американской общественной и духовной жизни. / Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982. - С. 101-160.
105. Нестеренко А.А. Авторское начало в эпическом произведении. -М.: Изд-во МГПИ им.Ленина, 1982. 115 С.
106. Николина Н.А. Структура повествования в автобиографической прозе. // Русский язык в школе. М.: Просвещение, 1986. N4. - С.56-62.
107. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М.: Наука, 1968.-411 С.
108. Николюкин А.Н. Жанры американской романтической прозы. // Американская романтическая проза. М.: Радуга, 1984. С.7-32.
109. Николюкин А.Н. Споры о национальном характере литературы США. // Современное литературоведение США. Споры об американской литературе. М.: Наука, 1969. С.49-79.
110. Осипова Э.Ф. Зарождение литературной критики. // История литературы США. 1997. С.781-789
111. Осипова Э.Ф. Революционная публицистика. Ораторское искусство. // История литературы США. 1997. С. 485-508
112. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. М.: Издат. иностр. лит. Т.1. 525 С., Т.2. 591 С., Т.З. 603 С., 1962-1963.
113. Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. (Сб.науч.тр.Моск.обл.пед.ин-т). М.: МОПИ, 1984. 135 С.
114. Писатели США о литературе. М.: Прогресс, 1982. Т.1. 294 С.
115. Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. М.: Высшая школа, 1989.-С.246.
116. Поспелов Г.Н. Взаимодействие литературных жанров и художественных методов. // Творческие методы и литературные направления. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 17-28.
117. Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М.:МГПИ, 1983.- 176 С.
118. Проблемы становления американской литературы. М.: Наука, 1981.-384 С.
119. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982. - 350 С.
120. Рымарь Н.Г. Поэтика романа Куйбышев: Изд-во Сарат. Унив., Куйбышевский филиал, 1990. - 252 С.
121. Самохвалов Н.И. Проблемы американского романтизма. // Американская литература. Проблемы романтизма и реализма. -Краснодар, 1972.-Вып.1.-N155. 196 С.
122. Скобелев А.В. Фантастическое как средство выражения авторской позиции (Э.Т.А. Гофман. Выбор невесты.) // Межвузовский сборник. Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж: Изд-во Воронежского Унив-та, 1986. - С.46-57.
123. Скороденко В. Монах Льюис и его роман. // М.Г. Льюис. Монах. -М.: Ладомир, 1993. С. 5-14.
124. Сокол Л.Э. Анализ жанра художественного произведения. Рига, 1973.-55 С.
125. Соловьева Н.А. Английский предромантизм и формирование романтического метода. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 146 С.
126. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М.:МГУ, 1986.
127. Строганов М.В. Автор герой - читатель и проблема жанра. -Калинин: Изд-во Калинин, гос. Университета, 1989. - 83 С.
128. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. (1925). М.: Аспект-пресс, 1996. - 333 С.
129. Тураев С.В. Введение в западноевропейскую литературу XVIII века. М.: Высшая школа, 1962. 68 С.
130. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. -325 С.
131. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. -398 С.
132. Черенкова Н.И. Творческий метод А. Радклиф и трансформация готического романа. // Вестник ЛГУ, серия 2, 1986. Вып.4. - 68 С.
133. Шейнкер В.Н. Национальная традиция и поэтика пейзажа в романе Н. Готорна «Алая буква». // Национальная специфика произведений западной литературы XIX XX в.в. Мировоззрение и поэтика. - Иваново: Иванов, гос. Университет, 1983. - С.63-73.
134. Шейнкер В.Н. Образ рассказчика в романе Натаниэля Готорна «Счастливый Дол» // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX -XX в.в. Иваново; Иванов. Гос. Университет, 1991. С. 15-25.
135. Шемякин A.M. Американский роман конца XVIII века (Истоки и формирование жанра). Автореф. . на соиск. научн. степ. канд. филолол. наук. М., 1985. - 24 С.
136. Шемякин A.M. Возникновение и формирование жанра романа в американской литературе. // Истоки и формирование американской национальной литературы XVII XVIII в.в. - М.: Наука, 1985. - С. 307338.
137. Шемякин A.M. Художественное своеобразие романов Ч.Б.Брауна. // Истоки и формирование американской национальной литературы XVII -XVII в.в. -М.: Наука, 1985. С.340-361.
138. Шишкина С.Г., Валькова М.А. Жанровая специфика и композиционно-структурные особенности новеллы Э.По «Падение дома Ашеров». // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX XX в.в. Проблемы жанра. - Иваново, 1994. - С.37-45.
139. Эсалнек А .Я. Актуальные задачи изучения жанров. // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 1985. -N1. -С.3-11.
140. Эсалнек А .Я. На грани жанра и метода. // Творческие методы и литературные направления. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 159-171.
141. Эсалнек А.Я. Типология романа (теоретический и историко-литературный аспекты). М.: Изд-во МГУ, 1991. 159 С.
142. American Writers. A Collection of Literary Biographies. Ed.Unger, Leonard. Supplement I, part I. New York: Charles Scribner's Sons, 1979. 373 p.
143. Anderson D. Edgar Huntly's Dark Inheritance//Philological Quarterly. Vol.70.1991.N4.P.453-473.
144. Approachers to the Novel/ Ed. by R.Scholes. San Francisco: Chandler Publ.Co, 1961.314р.
145. Axelrod, Alan. Charles Brockden Brown. An American Tale. Austin:University of Texas Press, 1952. 203p.
146. Baker E.A. The History of the English Novel. Vol.5.The Novel of Sentimentalism and the Gothic Romance. London: H.F. and Witherby, 1942. 300p.
147. Barnett L.K. The Ignoble Savage. American Literary Racism, 17901890. Westport (Conn.)- London: Greenwood Press, 1975. 220 p.190
148. Barron W.R.J. English Medieval Romance. N.Y., 1987.
149. Bate W.J. From Classics to Romantic. Premises of Taste in XYIII Century England. Cambridge:Harvard University Press, 1946. 197 p.
150. Bauer R. Between Repression and Transgression: Rousseau's Confessions and Charles Brockden Brown's Wieland// American Transcendental Quarterly Vol.10. 1996. N4. P.311-329.
151. Bayer-Berenbaum L. The Gothic Imagination: Expansion in Gothic Literature and Art. Rutherford etc.: Fairleigh Dickinson Univ. Press; London, Toronto: Assoc.Univ.Press, 1982. 155 p.
152. Baym N. A Minority Reading of Wieland// Critical Essays on Charles Brockden Brown. Ed. by Rosental B. Boston-Massachusetts: G.C.Hall & Co.,1981. P.87-104.
153. Beach J.W. The Twentieth-Century Novel. Studies in Technique. N.Y.-L.,1932. 209 p.
154. Bell M.D. The Development of American Romence. The Sacrifice of Relation. Chicago & London: The Univ. of Chicago Press, 1980. 293 p.
155. Bellis P.J. Narrative Compulsion and Control, in Charles Brockden Brown's Edgar Huntly//South Atlantic Review Vol.52. 1987. N1. P.43-57.
156. Benoit R. Single Nature's Double Name. The Hague-Paris :Mouton, 1973. 197 p.
157. Bernard K. Charles Brockden Brown and the Sublime// The Personalist. XLV. 1964. P.235-249.
158. Berthoff W.B. Adventures of the Young Man: an Approach to Charles Brockden Brown //American Quarterly. IX. 1957. P.421-434.
159. Berthoff W.B. A Lesson on Concealment: Brockden Brown's Method in Fiction// Philological Quarterly. XXXVII. 1958. P.45-57.
160. Berthold D. Desacralizing the American Gothic: an Iconographic Approach to Edgar Huntly// Studies in American Fiction. Vol.14. 1986. N 2. P.127-138.
161. Bewly M. The Complex Fate (Hawthorne, Henry James and Others). N.Y.: Gordian Press, 1967. 247 p.
162. Bissel B. The American Indian in English Literature of the XYIII century. Hamden (Conn.): Archon Books, 1968. 223 p.
163. Black F.G. The Epistolary Novel in the Late 18th Century. A Descriptive and Bibliographical Study. Eugene (Oregon.):Univ. of Oregon Press, 1940.184 р.
164. Blake W.B. Brockden Brown and the Novel// Sewanee Review. XYIII. 1910. P.p.431-443
165. Brancaccio P. Studied Ambiguities: Arthur Mervyn and the Problem of the Unreliable Narrator// American Literature Vol/42. 1970. P. 18-19.
166. Bredahl A.C. The Two Portrait in Wieland// Early American Literature Vol.16. 1981. N 1. P.54-59.
167. Chase C. Decomposing Figures in Romantic Tradition. Baltimore-London:the John Hopkins Univ. Press, 1986. 234 p.
168. Chase R. The American Novel and Its Tradition. London: G.Bell and Sons, 1958.266 р.
169. Christophersen B. Picking Up the Knife: A Psycho Historical Reading of Wieland // American Studies Vol.27. 1986. N 1. P. 115-126.
170. Christophersen B. Father of the American Novel: Charles Brockden Brown in the 80's// Western Humanities ELeview Vol.39. 1985. N 1. P.77-85.
171. Clark David Lee. Charles Brockden Brown. Pioneer Voice of America. Durham, North Carolina: Duke Univ.Press, 1952.
172. Clark R. History, Ideology and Myth in American Fiction, 1823-1852.L. .-Basingstore, 1984.
173. Clery E.J. The Rise of Supernatural Fiction, 1762-1800. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1995. 222 p.
174. Cotton D. The Civilized Imagination. A Study of Ann Radcliff, Jane Austen and Sir Walter Scott. Cambridge: Cambridge Univ.Press, 1985. 229 P
175. Cowie A. The Rise of the American Novel. N.Y.: American Book Co., 1948. 877 p.
176. Cox S.D. The Stranger Within Thee. Concepts of the Self in Late-Eighteenth-Century Literature. Pittsburgh, University of Pittsburgh Press, 1980. 185 p.
177. Current-Garsia E., Patrick W. Realism and Romanticism in Fiction. An Approach to the Novel. Chicago: Scott, Foresman & Co., cop. 1962. 504 P
178. Davis D.B. Homicide in American Fiction; 1798-1860. A Study in Social Values. Ithaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1957.
179. Day W.P. In the Circles of Fear and Desire: a Study of Gothic Fantasy. Chicago, London: the University of Chicago Press, 1985. 208 p.
180. Dennis J. The age of Pope (1700-1744). London: Bell, 1901. 260 p.
181. The Detective in American Fiction, Film and Television/ Ed.J.Westport. Connecticut: Greenwood Press, 1998.139 р.
182. Dictionary of World Literary Terms, Forms, Technique, Criticism/ Ed. by J.T.Shipley. Boston: the Writer, 1977. 466p.
183. The Doomed Detective. N.Y.-L.
184. Drew E. The Literature of Gossip. Nine English Letterwriters.N.Y.: Norton, 1964. 254 p.
185. Dryden E.A. The Form of American Romance. Baltimore, Md.: John Hopkins Univ.Press, 1988. 249 p.
186. Dussinger J.A. The Discourse of the Mind in Eighteenth-Century Fiction. The Hague-Paris: Mouton, 1974. 215 p.
187. Elliot E. Revolutionary Writers. Literature and Authority in the New Republic, 1725-1810. N.Y.-Oxford: Oxford Univ. Press, 1986. 315 p.
188. Fiedler L.E. Love and Death in the American Novel. N.Y.: Dell Publ.Co., 1966.
189. Feidelson Ch. Symbolism and American Literature. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1953.356 p.
190. Fliegelman J. Declaring Independence. Jefferson, Natural Language, and the Culture of Performance. Stanford, California: Stanford Univ.Press, 1993.268 р.
191. Fliegelman J. Introduction/ Wieland, or the Transformation. N.Y.: Viking Penguin, 1991. P.vii-xiii.
192. Friedman N. Point of View in Fiction: The Development of a Critical Concept// Approaches to the Novel. San Francisco Chandler Publ.Co., 1961. P.113-142.
193. Frye N. Specific Continuous Forms //Approaches to the Novel. San Francisco: Chandler Publ.Co., 1961. P.41-54.
194. Frye N. The Secular Scripture. A Study of the Structure of Romance. Cambridge(Mass.)-L.: Harvard Univ.Press, 1976. 199 p.
195. Gardner J. Alien Nation: Edgar Huntly's Savage Awakening //American Literature. Vol.66. 1994. N3. P.429-461.
196. The Gothic Novel: A Casebook / Ed. By Sage V. Basingstoke; L.: Macmillan, 1990.190 р.
197. Grabo N. S. The Coincidental Art of Charles Brockden Brown. Chapel Hill: The Univ. of North Carolina Press, 1981. 209 p.
198. Grabo N.S. Introduction // Edgar Huntly or, Memoirs of a Sleepwalker. New York: Viking Penguin Inc., 1988. p.vii-xxiv.
199. Hagenbuchle R. American Literature and the Nineteenth Century Crisis in Epistemology: The Example of Charles Brockden Brown // Early American Literature. Vol.23. 1988. N2. P.121-151.
200. Haggerty J.E. Gothic Fiction, Gothic Form. University Park; L.: Pennsylvania State Univ.Press, 1989. 194 p
201. Hale, Dorothy. Profits of Altruism: Caleb Williams and Arthur Mervyn// Eighteenth-Century Studies, Vol.22, Issue I (Autumn, 1988), P.47-69.
202. Hamelman S. Rhapsodist in the Wilderness: Brown's Romantic Quest in Edgar Huntly// Studies in American Fiction. Vol.21. 1993. N2. P. 171190.
203. Hart J.D. The Popular Book. A History of America's Literary Taste. N.Y.: Oxford Univ.Press, 1950. 351 p.
204. Haunted Women. The Best Supernatural Tales by American Women Writers/ Ed. By Afred Bendixen. N.Y. .-Frederick Ungar Pub.Co., 1985. 276 P
205. The Haunted Dusk. American Supernatural Fiction, 1820-1920/ Ed. By Howard Kerr, J.W.Crowley and Ch.L.Crow. Athens: The Univ. of Georgia Press, 1983. 236 p.
206. Hedges W. Charles Brockden Brown and the Culture of Contradictions// Early American Literature Vol. 9. 1974. P. 107-142.
207. Hesford, W. Do You Know the Author? The Question of Authorship in Wieland// Early American Literature. Vol.17. 1983. N3. P.239-248.
208. Hilfer A.Ch. The Crime Novel: A Deviant Genre. Austin:Univ. of Texas Press, 1990. 180 p.
209. Hinds E. Charles Brockden Brown's Revenge Tragedy: Edgar Huntly and the Uses of Property// Early American Literature. Vol.30. 1995. N1. P.51-70.
210. Howells C.A. Love, Mistery and Misery: Feeling in Gothic Fiction. London: Univ. of London: the Athlone Press, 1978. 199 p.
211. Kare F. A Reader's Guide to the Development of the English Novel in the 18th Century. L., 1975.
212. Kaul A.N. The American Vision. Actual and Ideal Society in XIX Century Fiction. New Haven: Yale Univ. Press, 1963. 340 p.
213. Keiser A. The Indian in American Literature. New York: Octagon Books, 1975.312 р.
214. Kiely R. The Romantic Novel in England. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1972.
215. Knight G.G. The Novel in English. N.Y., 1931.
216. Krauze S.J. Clara Howard and Jane Talbot: Godwin on Trial// Critical Essays on Charles Brockden Brown/ Ed.B .Rosenthal. Boston:G.K.Hall, 1981. P. 184-223.
217. Lee A.R. A Darkness Visible:The Case of Charles Brockden Brown// American Horror Fiction. From Brockden Brown to Stethen King/ Ed. By B.Docherty. N.Y.: St. Martin's Press, 1990. P. 13-33.
218. Levine R.S. Conspiracy and Romance: Studies in Brockden Brown, Cooper, Hawthorne, and Melville. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1989.
219. Lewis R.W. The American Adam: Innocence, Tragedy and Tradition in the Nineteenth Century. Chicago: University of Chicago Press, 1955.
220. Literature of the Early Republic/ Ed. By E.H.Cady. N.Y., Toronto: Rinehart & Co.Inc., 1958. 495 p.
221. Loshe L.D. The Early American Novel. New York: Columbia Univ.Press, 1907.
222. Lueck B.L. Charles Brockden Brown's Edgar Huntly: The Picturesque Traveller as Sleepwalker// Studies in American Fiction. Vol. 15. 1987. N1. P.25-42.
223. Major Writers of the American Early Literature/ Ed. By Everett Emerson .The University of Wisconsin Press, 1972. 301 p.
224. Manly W.M. The Importance of Point of View in Brockden Brown's Wieland// American Literature. XXXV. 1963. P.311-321.
225. Marder D. Hugh Henry Brackenridge. In Twayne's United States Authors Series. New Haven,Conn.-College & Univ.Press, 1967. 160 p.
226. Martin T. The Instructed Vision: Scottish Common Sense Philosophy and the Origins of American Fiction. Bloomvigstone: Indiana Univ. Hum. Series, 1961. N48. 363 p.
227. Matthiessen F.O. American Renaissance. Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman. N.Y., 1968. 489 p.
228. Morris M. Charles Brockden Brown and the American Indian// American Literature. Vol.18. 1946. N3. 315 p.
229. Morse D. American Romanticism. Vol. 1. From Cooper to Hawthorne. Excessive America. Houndmilles & London:The Macmillan Press, 1987. 225 p.
230. Mussel K. Women's Gothic and Romantic Fiction. Westport (Conn.): London: Greenwood Press, 1981. 157 p.
231. Neal J. American Writers: A Series of Papers Contributed to Blackwood's Magazine(1824-1825)/Ed. By Fred Lewis Pattee. Durham, N.C.:Duke Univ.Press,1937.
232. Novel and Romance. 1700-1800. A Documentary Record /Ed. By John Williams. London: Routledge and Paul, 1970. 484 p.
233. Nutt Mc.D. The 18th-Century Gothic Novel: An Annotated Bibliography of Criticism and Selected Texts/ With a foreword by D.Varma and M.Levy. Folkestone (Kent.): Dawson, 1975. 330 p.
234. Palmer J. Thrillers: Genesis and Structure of Popular Genre. N.Y.: St.Martin's Press, 1979. 232 p.
235. Parker P.L. Charles Brockden Brown. A Reference Guide. Boston (Mass.): G.K.Hall and Co., 1980. 132 p.
236. Peach L. British Influence on the Birth of American Literature. London; Basingstoke: MacMillan, 1982. 218 p.
237. Perosa S. American Theories of the Novel: 1793-1903. N.Y.&L.: N.Y.Univ.Press, 1983. 243 p.
238. Petter H. The Early American Novel. Ohio State Univ. Press, 1971. 500 p.
239. Phelps W.L. The Advance of the English Novel. London: Murray, 1917. 334 p.
240. Prescott W.H. Life of Charles Brockden Brown/ Ed. By J.Sparks. Library of American Biography. N.Y.: Harper & Brothers, 1834.
241. Price M. Forms of Life: Character. A Moral Imagination in the Novel. London. 1983.
242. Rank O. The Double: A Psychoanalytic Study/Translated and with an introduction by H.Tucker. Chapel Hill: Univ. of North Carolina Press, 1971.
243. Rath M. Foul and Fairplay: Reading Genre in Classic Detective Fiction. Athens, G.A.: University of Georgia Press, 1995. 284 p.
244. Redden M.M. The Gothic Fiction in the American Magazines (17651800). A Dissertation Submitted to the Catholic University. Washington: The Catholic Univ. of America, 1939. 184 p.
245. Reed W.L. Meditations on Hero: A Study of Romantic Hero in the XIX Century Fiction. New-Heaven-L.: Yale University Press, 1974. 207 p.
246. Ringe D.A. Charles Brockden Brown. N.Y.: Twain Publishers, 1962. 158 p.
247. Ringe D.A. Charles Brockden Brown// Major Writers of Early American Literature. /Ed. By E.Emerson: The University of Wisconsin Press, 1972. P.273-293.
248. Ringe D.A. American Gothic. Imagination and Reason in Nineteenth-Century Fiction. The Univ. Press of Kentucky, 1982. 192 p.195
249. Rombes N.,Jr. All Was Lonely, Darksome and Waste: Wieland and the Construction of the New Republic// Studies in American Fiction Vol.22. N1, 1994. P.37-46.
250. Romberg B. Studies in the Narrative Technique of the First-Person Novel. Stockholm: Almquist & Wiksell, 1962.
251. Rosenthal B. Introduction// Critical Essays on Charles Brockden Brown/Ed. By B.Rosenthal. Boston (Mass.): G.C.Hall & Co., 1981. P. 1-25.
252. Rubin L.D. The Teller in the Tale. Seatle & London: University of Washington Press, 1967. 227 p.
253. Russo J.R. The Chimeras of the Brain: Clara's Narrative in Wieland // Early American Literature. Vol.16. N1. 1981. P.60-88.
254. Sage V. Horror Fiction in the Protestant Tradition. Basingstoke; London: MacMillan, 1988. 262 p.
255. Scarborough D. The Supernatural in Modern English Fiction.
256. Slater J.F. The Sleepwalker and the Great Awakening: Brown's Edgar Huntly and Jonathan Edwards/ Papers on Language and Literature. Vol. 19. N2. 1983. P.199-217.
257. Smith Allan Gardner. The Analysis of Motives: Early American Psychology and Fiction. Amsterdam: Rodopi, 1980. 195 p.
258. Spiller R.E. The American Literary Revolution. N.Y.: Anchor Books, 1967. 533p.
259. Stineback D. Introduction/Edgar Huntly or Memoirs of a Sleepwalker. New-Haven (Conn.):College & Univ.Press, 1973. P.7-22.
260. Sullivan M.P. Reconciliation and Subversion in Edgar Huntly// American Transcendental Quarterly. Vol.2. N1. 1988. P. 5-22.
261. Summers M. The Gothic Quest: A History of the Gothic Novel. London:The Fortune Press, 1968. 412 p.
262. Tilton E.M. In the Labyrinth of Charles Brockden Brown's Prose: The Bicentennial Edition// Early American Literature Vol.19. N2. 1984. P. 191208.
263. Tilton E.M. "The Sorrows" of Charles Brockden Brown// American Quarterly. Vol. LXIX. 1954. P.1304-1308.
264. Toles G. Charting the Hidden Landscape: Edgar Huntly// Early American Literature. Vol.16. N2. 1981. P.133-153.
265. Tompkins J.M.S. The Popular Novel in England, 1770-1800. London:Methuen, 1962. 388 p.
266. Tymms R. Doubles in Literary Psychology. Cambridge: Bowes & Bowes, 1949.
267. Vartna D.P. The Gothic Flame. London;Arthur Barker LTD, 1957. 259 p.
268. Vilas M.S. Charles Brockden Brown: A Study of Early American Fiction. Burlington (Vt.): Free Press Association, 1904.
269. Voloshin Beverly R. Edgar Huntly and the Coherence of the Self// Early American Literature. Vol.23. N 3. 1988. P.262-280.196
270. WagenknechfE. Cavalcade of the English Novel. N.Y.: Holt, 1943. 643 p.
271. Warchol T. Formal and Thematic Patterns in Edgar Huntly// Ball State University Forum Vol.28. N3. 1987. P. 16-24.
272. Warfel H. R. Charles Brockden Brown. American Gothic Novelist. Gainesville: University of Florida Press, 1949. 255 p.
273. Warfel H.R. Charles Brockden Brown's German's Sources// Modern Language Quarterly. Vol.1. 1940. P.357-365.
274. Weldon R. F. Charles Brockden Brown's Wieland: A Family Tragedy// Studies in American Fiction. Vol.12. N 1. 1984. P. 1-11.
275. Wilt J. The Gosts of the Gothic. L.: Princeton, 1980. 242 p.
276. Young Ph. Born Decadent: The American Novel and Charles Brockden Brown// Southern Review. Vol.17. N 3. 1981. P.501-519.
277. Ziff L. A Reading of Wieland//PMLA. LXXVII. 1962. P.51-57.
278. Schonfelder K.-H. and Wirzberger K.-H. Literatur der USA im Uberblick. Von den Anfangen bis zur Gegenwart // Verlag Philipp Reclam jun. Leipzig, 1977. 547 p.