автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Генезис религиозной философии С. Н. Булгакова

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Хохлова, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Генезис религиозной философии С. Н. Булгакова'

Текст диссертации на тему "Генезис религиозной философии С. Н. Булгакова"

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ХОХЛОВА Елена Ивановна

ГЕНЕЗИС РЕЛИГИОЗНОИ ФИЛОСОФИИ С. Н. БУЛГАКОВА

09.00.03 - история философии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: I кандидат философских наук, профессор

Л. А. ПОПОВ

у

ОРЕЛ—1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ С. Н. БУЛГАКОВА......................................13

1.1. Марксизм в духовных исканиях С. Н. Булгакова..............................13

1.2. Влияние идей немецких философов на формирование философии С. Н. Булгакова (И. Кант, неокантианство, Ф. Шеллинг)............................35

1.3. Русская религиозно-философская традиция в творчестве С. Н. Булгакова (Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев).......................................61

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ С.Н.БУЛГАКОВА.................................................................................................84

2.1. Бог и мир как центральная тема религиозной философии С. Н. Булгакова...........................................................................................................84

2.2. Социально-философские представления С. Н. Булгакова............102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................121

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................125

ВВЕДЕНИЕ

Конец 19 - начало 20 вв. представляет собой период чрезвычайно плодотворного развития русской культуры. Взлет художественного творчества, литературы, философии позволяет называть это время в России духовным (или культурным) ренессансом, "серебряным веком" русской культуры. Русский культурный ренессанс рубежа 19-20 в.в. - уникальное явление в истории. Эту уникальность определяет прежде всего высокая духовность русской культуры. Одно из главенствующих мест духовного ренессанса занимает религиозная философия.

В начале 20 в. усилился интерес к философскому наследию прошлого, как к западному, так и к национальному. Российская мыслящая общественность обращается к философским системам немецкой классики - к Канту, Фихте, Гегелю, Шеллингу. Духовными учителями многих русских философствующих интеллигентов становятся славянофилы, Н Ф. Федоров, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев. Периодические издания переориентируются на религиозно-философскую публицистику. Создаются новые журналы, освещающие преимущественно философские вопросы, например, "Новый путь" (впоследствии - "Вопросы жизни"), "Русская мысль". Существующий с 1889 г. журнал "Вопросы философии и психологии" посвящает свои страницы прежде всего статьям религиозно-мистической направленности. Возникают философские общества, собрания, кружки, в которых обсуждаются вопросы религиозной метафизики, а также провозглашается необходимость обращения к трансцендентному в силу неутоленной жажды личной веры у каждого индивида. Это наиболее полно обнаружило себя в идеологии "нового религиозного сознания". Секулярно-просветительская традиция, в русле которой в течение двух столетий преимущественно развивалось интеллигентское сознание, переживает кризис, который постепенно перерастает в

качественно иную мировоззренческую установку, проявляющуюся в религиозной (в основном православной) направленности мысли.

Очевидно, что русский религиозно-философский ренессанс начала 20 в. явился своеобразной реакцией на безрелигиозность миросозерцания широкого слоя русской интеллигенции последних десятилетий 19 в. Этот период в истории России показывает пример перелома мировоззренческих основ русской интеллигенции (весьма значительной ее части) от атеизма к религиозности, от обязательного отрицания Бога к поиску смысла бытия через абсолютно трансцендентное. Начало нашего столетия привнесло в историю русской мысли качественно иной уровень философии как особой формы освоения действительности, когда философы вели, по словам Б. П. Вышеславцева, "философский диалог, касавшийся предельных тем на границе философии и религии", таких религиозно-метафизических вопросов, которые несколькими десятилетиями ранее "отбрасывались как реакционные и ненаучные" [66, с. 158], Действительно, русский религиозно-философский ренессанс рубежа 19 - 20 вв. можно по праву назвать взлетом или расцветом отечественной философской мысли, поскольку происходит отказ от упрощенного позитивистского рационализма и соответственно расширение круга проблем, к которым обращаются исследователи. Русский духовный ренессанс породил целую плеяду выдающихся мыслителей, к числу которых относится и С. Н. Булгаков (1871 - 1944). Его философское, экономическое, богословское творчество существенно обогатило русскую культуру. Актуальность исследования.

В настоящее время, в период качественных перемен во всех областях жизни российского общества, обращение к историческому опыту прошлых поколений, к общенациональным духовным ценностям приобретает особый смысл. В определенной степени нынешняя эпоха сходна со временем рубежа 19-20 столетий, что проявляется в экономической и политической нестабильности, в господстве бездуховности и утилитарного начала в массовом

сознании, а также в отходе от марксизма и в усвоении иных, разноплановых духовных позиций. В связи с этим большой интерес вызывает сейчас духовное наследие "серебряного века", философская мысль конца 19 -начала 20 вв., в том числе и наследие С. Н. Булгакова.

В творческих исканиях С. Н. Булгакова, как в зеркале, отразился духовный путь многих русских интеллигентов конца 19 - начала 20 вв. Начав свою деятельность как ученый-экономист, стоявший на идейных позициях марксистского учения, в зрелые годы своей творческой жизни Булгаков получил известность религиозно мыслящего философа. В течение своей жизни он пережил несколько коренных мировоззренческих переломов, придя в конце концов от атеизма к религиозной вере. В 1923 г. С. Н. Булгаков был выслан из советской России в числе многих представителей отечественной интеллигенции и был вынужден работать за границей. Очень точно охарактеризовал духовный путь отца Сергия Булгакова, и с этим нельзя не согласиться, его ученик и последователь Л. А. Зандер: "Творчество мыслителя всегда определяется не только его личными дарами - его способностью видеть истину и говорить о ней, но и условиями той эпохи и культуры, к которым он принадлежит... В этом отношении о. Сергий... является не только представителем русского любомудрия, но и типичным выразителем духовных исканий последнего десятилетия 19 века... Если о. Сергий принадлежит к числу вождей русской мысли этого периода, то возможным это оказалось только в результате некоторой созвучности его исканий и интересов эпохи, общности их языка, единства устремлений. К таким культурно-историческим факторам, повлиявшим на творчество о. Сергия, относятся, во-первых, общее движение мысли от "марксизма к идеализму" и дальше - к Православию; и, во-вторых, - борьба и неизбежно связанное с нею подчинение влияниям немецкой культуры и науки , простиравших свою гегемонию на русское образованное общество" [89, т. 1, с. 22]. Л. А. Зандер же условно делит все творчество русского философа на три периода: 1) марксистский (примерно

90-е гг. 19 в. до 1903 г.); 2) философский (примерно с 1903 по 1925 гг.^З) богословский (примерно с 1925 г. вплоть до смерти) [см. 82, т. 1]. Этой периодизации придерживаются практически все последующие исследователи творчества С. Н. Булгакова, в частности, А. В. Гулыга, А. Ф. Замалеев, Д. А. Крылов и др. Б. Н. Яблонский в работе "Религиозно-философская система С. Н. Булгакова" (1994) предлагает более уточненную, с его точки зрения, периодизацию творчества мыслителя, чем периодизация Зандера. Яблонский считает, что, во-первых, можно выделить в творческой деятельности Булгакова этап, когда он занимался преимущественно экономикой и изучал экономические вопросы с позиции марксизма. Этот период продолжался от самого начала его научно-теоретической деятельности примерно до 1901 г., когда мыслитель, по его собственному признанию, перешел на философско-идеалистические позиции. С 1901 г. по 1903-1904 гг. продолжался своего рода переходный период от марксизма к религиозно-философскому мировоззрению. Следующим этапом творческой биографии Булгакова исследователь называет 1904-1918 гг., когда мыслитель выступает как вполне самостоятельный религиозный философ. Наконец, последний период начинается с 1918 г., с момента принятия им священства, стимулировавшего работу мысли Булгакова в области богословия [см. 174, с. 14]. Будем придерживаться данной периодизации, поскольку она представляется вполне обоснованной, значительно конкретизирующей периодизацию Зандера и не противоречащей ей в своих общих чертах. Весьма важно также иметь в виду, что подобный путь в известной мере прошли и другие выдающиеся русские мыслители того времени, в частности, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк и др. Наше переломное время характеризуется возникновением глубокого интереса к изучению духовного пути русских философов эпохи ренессанса конца 19 -начала 20 вв. Прежде всего это относится к русской религиозной философии, потому что она во многом является выражением самосознания России "серебряного века". Начиная примерно с конца 80-х гг., издаются и пе-

реиздаются труды многих отечественных мыслителей того времени - С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, Б. П. Вышеславцева, Н. О. Лосского, Л. И. Шестова и др. Появляются журнальные статьи, сборники работ, авторы которых стремятся непредвзято исследовать воззрения русских философов эпохи ренессанса. Это касается в первую очередь тех философов, которые в советское время были незаслуженно забыты и в силу политических обстоятельств развивали отечественную мысль вдали от Родины. Необходимо глубокое и всестороннее изучение их творческого наследия, что, безусловно, поможет России вернуть значительную часть своей духовной культуры .

С. Н. Булгаков - философ глубоко национальный, отразивший в своих произведениях многие проблемы, волновавшие в конце 19 - начале 20 вв. российскую общественность. Он писал о судьбе России, о сущности и задачах русской интеллигенции, о православии как духовном стержне русской культуры. Его волновали вопросы, связанные с определением путей развития России и судеб российской государственности, с поиском общественных и духовных идеалов. Эти вопросы стоят перед нами и сейчас. В связи с этим исследование творческого наследия С. Н. Булгакова приобретает в наше время особую актуальность.

Изучение творчества С. Н. Булгакова представляется весьма необходимым еще и потому, что оно обращено к вечным проблемам. Человек в его воззрениях предстает прежде всего как духовная и нравственная личность, как уникальное существо. В советское время такой подход к рассмотрению вопроса о человеке недооценивался. Индивидуальность личности, ее духовная природа оставались часто на втором плане, тогда как в основе решения вопроса о человеке лежали принцип коллективизма и примат социального над индивидуальным. Обращение к идеям С. Н. Булгакова способствует возрождению интереса к живой человеческой личности и потому является чрезвычайно важным и своевременным.

Для нас обращение к наследию Булгакова имеет особое значение: этот один из самых известных отечественных философов родился в Орловской губернии, в городе Ливны, учился в ливенском духовном училище и в Орловской духовной семинарии, Он соединен с нами "таинственными и не-исследимыми связями" - определенной геопсихологической общностью. Как он сам писал в своих "Автобиографических заметках", через родину создается индивидуальность человека, рождается "образ его существования". Чувство родины помогает человеку познать себя, формирует умение "полюбить свое, род и родину" [1, с. 11]. Поэтому, на наш взгляд, изучение интеллектуального и жизненного опыта С. Н. Булгакова весьма необходимо его землякам.

Степень научной разработанности.

В советской историко-философской науке воззрения С. Н. Булгакова исследовались чаще всего предвзято. Исходя из господствовавшего тогда в науке принципа партийности, Булгаков считался буржуазным мыслителем, проповедником классово-враждебных идей, представителем реакционной идеалистической философии. Его труды в советской России не печатались. Многие советские ученые вплоть до конца 80-х гг. руководствовались общепринятыми идеологическими стереотипами. Взгляды С. Н. Булгакова (экономические, философские) критиковались с марксистских позиций и оценивались как однозначно реакционные и ренегатские. Свободное от идеологической зашоренности изучение наследия русских религиозных мыслителей "серебряного века" и, в частности, наследия С. Н. Булгакова начинается только в 90-е гг. Выходят работы отечественных исследователей, стремящихся с максимальной объективностью оценить и проанализировать воззрения С. Н. Булгакова и других русских религиозных философов. Среди их авторов необходимо отметить В. Н. Акулинина, М. Антонова, В. Г. Безносова, В. Н. Бодрова, П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдова, А. В. Гулыгу, А. Л. Добро-

хотова, Б. В. Емельянова, А. Ф. Замалеева, А. В. Иванова, Л. К. Нагорную, И. Б. Роднянскую, И. П. Смирнова, В. В. Сапова, С. С. Хоружего, Л. Е. Шапошникова, В. П. Шестакова и др.

Философское творчество С. Н. Булгакова привлекает в последние годы внимание молодых ученых - Ю. В. Зартайской, И. В. Зиновьева, Д. А. Крылова, И. В. Кузнецовой, Л. А. Цветковой, Б. Н. Яблонского и др. Особенно интенсивно изучаются представления С. Н. Булгакова о христианском социализме, о судьбе России и русской идее, а также его софиология и философия хозяйства. Огромный интерес ученых к творчеству этого русского философа в прошедшие 2-3 года связан, на наш взгляд, с отмечавшимся в 1994 г. 50-летием со дня его смерти и со 125-летним юбилеем со дня его рождения, состоявшимся в 1996 г. Однако многогранное творчество мыслителя требует дополнительных серьезных исследований, написания работ монографического плана, которые целостно отражали бы противоречия и сложности процесса становления религиозной философии С. Н. Булгакова, более детально рассматривали бы различные идейные влияния, испытанные им на протяжении его творческого пути.

Наиболее фундаментальным и систематическим .изложением религиозно-философских воззрений С. Н. Булгакова является двухтомный труд Л. А. Зандера "Бог и Мир: Миросозерцание отца Сергия Булгакова" (Париж, 1948). Однако несмотря на то, что данная работа помогает глубже понять и систематизировать философские построения мыслителя, в ней отсутствует исследование генезиса его религиозной философии. Идеи С. Н. Булгакова очень внимательно рассматривались многими его современниками. Это находит подтверждение в произведениях Н. 0. Лосского, В. В. Зеньковского, Н. А. Бердяева, Н. М. Зернова, посвященных истории русской философии и вышедших в свет за границей. Достоинством этих исследований является не просто обращение к идеям Булгакова, а попытки дать собственные оценки его творческой деятельности, стремление показать связь философских умо-

зрений отца Сергия с идейной атмосферой России последней трети 19 - первой четверти 20 вв., выявление взаимовлияния взглядов мыслителя и воззрений его современников - П. Б. Струве, С. Л. Франка, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского и др.

К сожалению, в иностранной исследовательской литературе философское творчество С. Н. Булгакова изучено весьма слабо. Создается впечатление, что зарубежных авторов не очень интересует тяготевшая к православию русская религиозная философия (исключения составляют взгляды Ф. М. Достоевского, Вл. С. Соловьева, Н. А. Бердяева). Тем не менее, в работе над диссертацией использованы труды следующих иностранных авторов: Р. Гвардини, Э. ван дер Звеерде, О. Клемана, Ф. Коплстона, Г. Фликка, Дж. Саттона. Их работы посвящены как рассмотрению русской религиозной философии в целом, так и анализу творчества некоторых русских мыслителей. Диссертант обращается также к материалам Московской международной конференции, посвященной 50-летней годовщине со дня смерти С. Н. Булгакова (1994 г.). Среди них особого внимания заслуживают тезисы выступлений швейцарских ученых (К. У лих, Б. Халленслебена, М. Бюшера), в которых анализируются этико-экономические аспекты творчества русского философа.

Цель и задачи исследования.

Цель работы состоит в исследовании генезиса религиозно-философских взглядов С. Н. Булгакова. Под генезисом будем понимать зарождение и последующий процесс развития религиозной философии Булгакова, приведший его к созданию религиозно-философской системы. Для достижения поставленной цели диссертантом ставятся и решаются следующие задачи:

1) выявить основные идейные источники философского творчества С. Н. Булгакова и проанализировать их влияние на процесс становления его философского учения;

2) исследо�