автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема совершенствования человека и общества в философии С. Н. Булгакова

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Гаврилов, Виталий Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Курск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Проблема совершенствования человека и общества в философии С. Н. Булгакова'

Текст диссертации на тему "Проблема совершенствования человека и общества в философии С. Н. Булгакова"

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

на правах рукописи

ГАВРИЛОВ ВИТАЛИИ ВЛАДИМИРОВИЧ

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В

ФИЛОСОФИИ С. Н. БУЛГАКОВА

специальность 09.00.03 - история философии

диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научные руководители:

доктор философских наук, профессор Колядко Виталий Иванович, кандидат философских наук, доцент Королева Людмила Георгиевна.

КУРСК 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

ГЛАВА I. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.................................................................................14

1.1. ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА...............14

1.2. ОБОСНОВАНИЕ С. Н. БУЛГАКОВЫМ РЕЛИГИОЗНО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ИДЕАЛА...................................27

1.3. СОФИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

И ИДЕАЛ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА..................................................54

ГЛАВА II. ПУТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.............................................................................88

2.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО. ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В ХОЗЯЙСТВЕ И ИСКУССТВЕ.................................................................................88

2 2 «ХРИСТИАНСКОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО КАК

ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. РОЛЬ ПОЛИТИКИ «ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА» В ПРЕОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕСТВА»..............................................120

2.3. ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И

ОБЩЕСТВА В ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.......157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................180

БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................184

I

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Для рефлективного мышления философа, направленного на саму философию, основные проблемы, ее составляющие, издревле представлялись проблемами «вечными». Но это не значит, конечно, что философская мысль внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, знание философское развивается, обогащается все новым содержанием. Оно активно откликается на потребности и духовные запросы каждой новой исторической эпохи или определенного периода исторического развития, сохраняя, при этом свою преемственность, свою опору на богатые традиции. А посему, говоря об актуальности той или иной философской проблемы, в ней, чаще всего, можно выделить два уровня: актуальность, связанную с историческими реалиями

Л/ЧПМЛ1 глгттглпттт I I //ПЛТТТП 7ТЛ\^ ПТСПТГПГТТ г Г /">' I < I ТЛЛ1ЛЛГ ГГГТГТТ ГГЛЛ ГТ Г1 ЛП» /ТГ\Г /Л/^ТТ/\Т»Л V ТТЛ

иивисмсппи^ ш, п «псш^ш// сим}' ситпиъю, ллил,}и ^амнл иигилэал

ловеческого бытия.

Подобная, двойственная, актуальность характерна и для проблемы совершенствования человека и общества. Так, на современном этапе исторического развития наше,й страны довольно важным является вопрос о путях и методах преобразования общества и воспитания человека. Процесс коренного реформирования общества неизбежно повлек за собой столь же коренную переоценку ценностей, отказ от старых идеалов или же определенное их видоизменение, обострив необходимость теоретической разработки новых идеальных ориентиров развития, а также определения основных путей преобразования исторической действительности в направлении этих новых идеалов. И именно это формулирование идеалов и указание путей к их достижению как раз и составляет основной смысл проблемы совершенствования человека и общества.

Данная проблема занимала важное место' в творческих исканиях известного отечественного экономиста, публициста и общественного деятеля, философа и богослова Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944). Должное

осмысление его вклада в постановку и разрешение проблемы совершенствования человека и общества способно, по нашему убеждению, сыграть значи-

■ •■> г . • ;

тельную роль в деле разработки перспективных ориентиров развития нашей страны, ибо последнее требует, разумеется, не только усвоения фундаментальных ценностей мировой культуры, но и, прежде всего, опоры на национальные философские традиции.

Возможность творческого использования философского наследия Булгакова при решении актуальных проблем современности обусловлена тем, что высказанные философом мысли значительно превзошли проблематику той эпохи, в которую они были высказаны, и даже более того, они имеют общемировое культурное значение, так как обращаются к той глубине человеческого «Я», которая живет в вечности. Те» философские проблемы, которые получили название «вечных» или, по выражению самого Булгакова, «проклятых» вопросов, составляют сокровенный «жизненный нерв» булга-ковского философствования. Эти вопросы: о Боге, о природе человеческого существа, о добре и зле, о смысле жизни и упорядоченности мирового процесса, а также тесно связанная с ними и находящая свое решение исключительно в их силовом поле проблема совершенствования человека и общества (представляющая центральный интерес данного исследования) - даны нам как предмет вечного искания, как загадка, которая, хотя и не допускает окончательного разрешения, однако постоянно и настойчиво ставится нашему разуму. Каждый человек, каждое поколение, каждая историческая эпоха решает их для себя по-своему, конституируя тем самым свое личностное, национальное и культурно-историческое своеобразие. И каждый отдельный опыт их постановки и разрешения необычайно ценен и интересен. А посему, можно надеяться, что и философское наследие Булгакова никогда не утратит своей актуальности и всегда будет находить вдумчивого и отзывчивого читателя и исследователя.

Если же попытаться охарактеризовать, в связи с этим, ситуацию, сложившуюся в современной историко-философской науке, то нельзя не при-

знать, что и с точки зрения степени освоения и критического осмысления творческого наследия Булгакова исследование конкретного содержания, а также места и роли проблемы совершенствования человека и общества в булгаковской философии обладает особой актуальностью.

Степень изученности проблемы.

Характеризуя степень изученности постановки и разрешения проблемы совершенствования человека и общества в творчестве Булгакова, следует сразу же отметить, что не только эта проблема, но и само булгаковское творчество не получило еще должного освещения в философской литературе. До сих пор вышла только одна крупная работа, посвященная его анализу. Это двухтомный труд ближайшего ученика Булгакова - Л. А. Зандера - «Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова), вышедший в 1948 году в Париже. Однако, по признанию самого автора данной работы «ни генезиса его (Булгакова - примеч. наше -Г. В.) мыслей, ни критики их, ни анализа влияний на о. Сергия других мыслителей читатель здесь не найдет; целью данной книги является только изложить систему о. Сергия, помочь понять ее, пробудить к более глубокому проникновению в его мысль».1 Но как можно сделать последнее без первого остается неясным и, в результате, данная попытка истолкования булгаковского творчества как системы оборачивается систематизацией взглядов философа по отдельным проблемам и разделам. Кроме того, более половины работы посвящено рассмотрению булгаковского толкования различных богословских догматов, что также несколько снижает ее историко-философскую ценность.

Значительное внимание к экзегетическим изысканиям Булгакова вообще составляет характерную черту анализа его творчества в исследовательской традиции Русского Зарубежья (подобный характер носят работы прот. Г. Серикова, арх. Серафима (Соболева), А. Шмемана, В. Н. Лосского, Г. В. Фло-ровского). Определенное исключение и, следовательно, большую ценность для исследователя философского творчества о. Сергия представляют фунда-

1 Зандер Л. А. Бог и мир (Миросозерцание о. Сергия Булгакова). - Париж, 1948. Т. 1. С. 7.

ментальные труды Н. О. Лосского и В. В. Зеньковского по истории русской философии. Оба автора сосредотачивают свое внимание на софиологии Булгакова как онтологическом учении. При этом, онтологические аспекты человеческого бытия затрагиваются лишь В. В. Зеньковским, да и то в незначительной степени. Что же касается этического и социально-экономического аспектов булгаковского творчества, то они указанными авторами совершенно не рассматриваются.

Достаточно сложно сложилась судьба булгаковского наследия на родине. Условно, в его анализе можно выделить три этапа. Первый из них знаменуют собой полемические отклики на выход булгаковских работ в дореволюционный период. Критические замечания Н. А. Бердяева и Е. Н. Трубецкого положили начало традиции оценки булгаковского творчества как философии, принижающей роль начал человеческой свободы и творчества. Данная традиция (получившая далее развитие в трудах В. Н. Лосского, Г. В. Флоровского и, отчасти, С. С. Хоружего) в определенной мере препятствовала, по нашему убеждению, восприятию теоретических построений Булгакова как философии человеческого совершенствования.

После революции отечественная традиция исследования булгаковского творчества фактически прерывается и возобновляется лишь в конце 60-х годов. Начиная с этого периода и до 1989 года рассмотрение философских и социально-политических идей Булгакова осуществлялось в соответствии с ленинскими оценками философа как «черносотенного», ультрабуржуазного», «елейно-мистического» врага рабочего класса.2 Однако, несмотря на общий критически-негативный тон этих исследований, следует признать и их позитивное значение. Последнее заключается в том, что в этих исследованиях анализировались многие аспекты булгаковского творчества, не получившие достаточного освещения в литературе Русского Зарубежья. Так, социально-философские взгляды Булгакова рассматривали в своих работах К. С. Синю-тина, Л. Ф. Осипова, Н. П. Красников, А. П. Забранюк, М. М. Шейнман и др.

2 Ленин В. Н Поли. собр. соч. Т. 15. С. 218.

Этикой и антропологией Булгакова занимались Л. А. Фокина и О. П. Цели-кова. Попытки общего анализа софиологии Булгакова можно найти в работах Н. С. Семенкина, А. Б. Черткова и В. А. Кувакина. Особо следует выделить имеющую большое методологическое значение статью П. П. Гайденко об антиномической диалектике Булгакова, помещенную в сборнике статей «Критика немарксистских концепций диалектики XX века» (1988).

К 1989 году критика Булгакова сошла на нет, уступив место реабилитации, положительным и все более высоким оценкам. В центре внимания по-прежнему находятся социально-философские идеи Булгакова. При этом, более объективным становится анализ их эволюции. Эта тенденция находит свое выражение в работах И. П. Смирнова, В. В. Сапова, И. Б. Роднянской, В. Н. Акулинина, С. М. Половинкина, Д. А. Крылова и др.

Кстати, интерес именно к социально-политическим взглядам философа проявляется и в англоязычной литературе - в работах таких исследователей истории русской общественной мысли начала XX века как Дж. Патнэм, Г. Фликк, К. Рид.

И все же, следует отметить, что обращение к творческому наследию Булгакова, связанное с имевшим место в последние годы всплеском интереса к русской религиозной философии конца XIX- начала XX века, было, в определенном смысле, «отрицательным»: на вооружение бралась, главным образом, булгаковская критика марксистской идеологии. Но на смену периодам разбрасывания камней закономерно приходят периоды их собирания. И настало уже время для тщательного философского анализа «положительной» (конструктивной) части учения Булгакова.

Еще одной задачей, актуально стоящей, на наш взгляд, перед современной историко-философской наукой, является (выдвинутая, но так и не разрешенная Л. А. Зандером) задача понимания творчества Булгакова в его совокупности и внутреннем единстве, истолкования его как целого, как системы. В этом отношении, справедливой кажется нам точка зрения Ю. Н. Давыдова, определившего ближайшие перспективы исследования булгаковской

философии как переход «от «инвентаризации» идей, произведших на нас более или менее сильное «впечатление», к осмыслению связи этих идей, их внутренней сопряженности друг с другом».3

Все предпринятые до сих пор попытки продвинуться в этом направлении представляются нам не вполне удовлетворяющими стремление к оценке творчества Булгакова как целостной системы.' Часть из этих попыток связана (как, например, в книге Л. А. Зандера или диссертационной работе Б. Н. Яблонского) с «инвентаризацией» булгаковских идей, но, в таком случае, недостаточно ясной оказывается их взаимосвязь. Следовательно, правильный подход к анализу булгаковского творчества требует выявления «ключевой» идеи, понятия или проблемы, позволяющей понять основные компоненты философских построений мыслителя в их взаимосвязи и взаимной обусловленности (разумеется, при условии, что последняя действительно существует). Попытку реализации этого подхода через утверждение системообразующей роли мифологемы Софии можно найщ в раб,отах В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, С. С. Хоружего, В. Н. Бодрова, И. В. Зиновьева.

Данное диссертационное исследование также представляет собой попытку реализации сформулированного выше подхода. Однако, в соответствии с принятой нами рабочей гипотезой, началом, позволяющим представить основные идеи Булгакова в их взаимосвязи и взаимообусловленности, способна выступить проблема совершенствования человека и общества. Основное достоинство данной гипотезы заключается, на наш взгляд, в том, что в случае своего подтверждения она откроет новые возможности для преодоления обособленного характера рассмотрения онтологического, антропологического, этического, социально-философского и историософского компонентов булгаковского творчества.

Цель и задачи исследования.

3 Давыдов Ю. Н. Апокалипсис атеистической религии (С. Булгаков как критик революционистской религиозности). // Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб., 1997.

Целью данного исследования является, таким образом, комплексная реконструкция взглядов С. Н. Булгакова на проблему совершенствования человека и общества, а также установление значения этого комплекса идей для целостного понимания его философской системы.

Основная цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

— определить основные параметры общей постановки проблемы совершенствования человека и общества; установить степень соответствия им булгаковской постановки данной проблемы;

— раскрыть философское содержание понятий «совершенства», «совершенствования», «идеала», «творчества», «человекобожия» и «богочело-вечества», «подвижничества», а также мифологемы Софии и богословских терминов «образа и подобия Божьего»; выявить особенности в трактовке этих понятий Булгаковым; определить их роль и значение для решения проблемы совершенствования человека и общества;

— эксплицировать основные пути личного и общественного совершенствования, предлагаемые Булгаковым; определить степень взаимосвязи и согласованности процессов личного и общественного совершенствования в его концепции;

— установить значение концепции личного и общественного совершенствования для адекватного понимания эсхатологической философии истории Булгакова; определить степень корреляции этих концепций;

— проверить наличие связи между постановкой и разрешением Булгаковым проблемы совершенствования человека и общества и эволюцией взглядов мыслителя; сформулировать основные причины выбора Булгаковым религиозно-философской трактовки данной проблемы;

— определить место проблемы совершенствования человека и общества в философской системе Булгакова.

Методологическая основа исследования:'

В основу диссертации положен комплексный подход, позволяющий исследовать взгляды С. Н. Булгакова на проблему личного и общественного

совершенствования в их идейной взаимосвязи и логической взаимной обусловленности, представить их в виде целостной концепции. В работе соблюдаются принципы объективности и единства исторического и логического. Последний имеет большое значение для анализа эволюции взглядов мыслителя. В диссертации использован также компаративистский подход для определения общих тенденций в постановке и разрешении проблемы совершенствования человека и общества представителями русской религиозной философии XX века и специфики концепции С. Н. Булгакова.

Методологическую помощь при формулировке самой проблемы совершенствования человека и общества оказали работы С. С. Хоружего, посвященные антропологии исихазма, а также работы В. Татаркевича, А. А. Гусейнова и Р. Г. Апресяна, касающиеся трактовки понятия «совершенства» в этике.

Источники исследования.

В качестве источниковой базы исследования выступают философские и философско-публицистические работы С. Н. Булгакова. Большое